Опыт учителя истории и обществознания. Подписка на новости журанала. Командный состав римской армии

Из опыта работы учителя истории и обществознания - страница №1/1

Из опыта работы учителя истории и обществознания

Пфейфер В.В.

Знатоки юриспруденции - науки, олицетворяющей собой с давних пор представления о справедливом и несправедливом, во все времена занимали особое место в обществе, оказывая немалое влияние на судьбы людей.

Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечивать организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми. Сегодня очевидна необходимость правовой компетентности любого человека, которая открывает широкие возможности для лидерства и успешности в жизни.

Преподавание элективного курса в 10, 11 классах «Право. Основы правовой культуры» дает возможность старшеклассникам легко ориентироваться в отраслях права, учиться его практическому использованию. Для тех, кто хочет добиться успеха в жизни, найти престижную работу, научиться общению с разными людьми и решению разных проблем поможет информация, полученная на занятиях этого элективного курса. Я, как учитель должна так организовать занятия, чтобы учащиеся усвоили всю нужную информацию. Для этого обращаю внимание на выделенные в учебнике понятия и термины. Они будут важны для того, чтобы научить их понимать юридический язык, разбираться в правовых ситуациях, грамотно «читать» закон, анализировать юридические документы. Обращаю внимание на то, что правовые нормы могут меняться, дополняться и даже отменяться. Поэтому важно быть в курсе текущей политической и правовой жизни страны. Предлагаю старшеклассникам следить за сообщениями о новых законах, изменениями в стране, публикуемыми в средствах массовой информации. Важно научить их пользоваться информационными системами посредством компьютерных технологий, что позволит быстро находить необходимые юридические документы и знакомиться с их содержанием.

Подготовка ответов на вопросы после параграфа поможет им систематизировать юридические знания, развивать правовое мышление и память. Правовед должен быть внимателен при анализе ситуации, решая проблему, обязан аргументировать свою позицию, подтверждать конкретными фактами, поэтому особое внимание при выполнении домашнего задания необходимо уделять заданиям творческого характера. Во время работы в классе применяю следующие формы практических работ: анкетирование, психологические игры, составление словаря терминов по теории права, подготовка и составление кроссвордов по теме « Право», «Экстремальные ситуации», методы тестирования, решение практических задач, практическая работа.

Знакомство с распространенными в науке мнениями ученых по тем или иным проблемам юриспруденции даст возможность учащимся не считать их позиции неоспоримыми. Так как по определению сущности многих правовых понятий до сих пор ведутся дискуссии и высказываются разнообразные суждения.

Элективный курс «Право. Основы правовой культуры» призван формировать правовую культуру тех, кто знакомится с правилами поведения людей в различных сферах общественной жизни. Нет необходимости заучивать наизусть текст учебника или законы, важно научиться использовать их в правовой жизни.

Использование ИКТ при подготовке учащихся к ЕГЭ

Уже в течение нескольких лет учащиеся 11 классов сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ. Как сделать так, чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно на такого рода экзаменах, смогли показать все, чему научились? Кроме того, в прошлом году мы вышли из режима эксперимента и дополнительные баллы к экзаменам по выбору не применялись. Поэтому на плечи учителя ложится огромная ответственность, так как от нашей работы зависит и оценка по предмету, и возможность получения аттестата, поступление в желанный ВУЗ на основе баллов по ЕГЭ.

Необходимо отметить, что обществознание и история являются предметами устными в отличии, например, от русского языка и математики, поэтому контроль знаний, умений и навыков здесь большей частью не предусматривает письменных ответов. Акцент делается на умения дискутировать, аргументировать свою точку зрения, рассуждать. Кроме того, учащееся порой затрудняются кратко и логично обосновать свою точку зрения в заданиях части «С». Данную проблему можно решить двумя путями: использование дополнительных занятий и использование новых педагогических технологий. У меня, как учителя появляется огромный простор для применения самых разных методов работы.

Методические приемы при подготовке к ЕГЭ использую со всеми стандартными средствами обучения: ТСО, наглядные средства обучения, блок-схема, раздаточный материал, опорные конспекты, различные исторические источники, компьютер, который уже давно вошел в жизнь нашего общества. Наступило время, когда без этой чудо-техники нельзя представить себе школу, компьютер стал привычным атрибутом, в том числе и на уроках истории.

Какое место должны занимать информационные технологии на уроках истории, какова роль учителя и ученика на таких уроках, можно ли в связи с этим говорить о новой методике преподавания истории в школе?

С использованием современного учебного оборудования самые обычные формы проведения уроков становятся более интересными и эффективными, например, обычную лекцию можно заменить слайд-лекцией, в старших классах эта форма, если используется во всей параллели, не только сэкономит время, но и подготавливает ребят для работы в больших аудиториях в дальнейшем. Слайд-лекция иллюстрируется яркими фотографиями, рисунками, схемами, их может быть столько, сколько требуется для всестороннего рассмотрения объекта. Но очень важно выстроить вопросы темы в логической последовательности, и здесь важна текстовая часть слайд-лекции. Делая записи в тетрадь, учащиеся опираются на текст слайдов, он как развернутый план отражает содержание, в нем выделены понятия, термины, определения, но объем в целом не велик. Все это делает работу учащихся менее утомительной, более привлекательной, и как следствие более эффективной.

Мультимедийная поддержка может быть использована в различных типах уроков и в разных его частях: в блоке целеполагания для определения учащимися цели и задач урока. Например, на уроке истории в десятом классе при изучении темы «Внутренняя политика Ивана Грозного» используется сюжет из фильма «Иван Грозный». При просмотре сюжета учащиеся самостоятельно формируют цель урока и ставят совместно с учителем задачи для ее реализации. Использование компьютера сэкономить массу времени, так как на уроках часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, кратко сформулированные идеи, обобщающие выводы.

Систематическое использование компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:


  1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  2. Повышение производительности труда.

  3. Учитель, использующий информационные технологии, вынужден уделять большое внимание подаче учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. Одной из наиболее удобных форм использования инновационных технологий является применение на уроке компакт-дисков. Достоинствами этих дисков является наличие большого количества исторических карт, видео-фрагментов, таблиц, схем. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повысить интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

На уроках истории используется компьютерный учебник, который позволяет организовать систематическое изучение целого курса истории. Лекции, в которых использованы карты, например, описание военных действий Первой и особенно Второй мировых войн, позволяет представить изучаемые события в динамике, что достаточно сложно, мне как учителю, воспроизвести на настенной карте. Также считаю эффективным использование лекций, в которых даны диаграммы, схемы, формирующиеся постепенно по ходу изложения материала.

Хорошей подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует использование такой технологии как здоровьесберегающей технологии. Поэтому одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового климата на уроках и повышение интереса к предмету. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок.

Кабинет истории насыщен зелеными растениями, и это положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние учащихся и создает неповторимый микроклимат в помещении.

Представление опыта работы

Развиваясь как личность,человек формирует

И раскрывает свою собственную природу.

П.А.Флоренский

Когда ребёнок рождается, никто не может дать точного ответа, каким он будет человеком, когда вырастет, как сложится его судьба, какую он выберет профессию.

Может он станет гениальным поэтом?

Или талантливой актрисой?

Кем быть?

Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы.

Добрый день, меня зовут Ханзярова Гузалия Рифкатовна. Я учитель истории и обществознания II квалификационной категории Стародрожжановской средней школы №2.

В 1995г окончила Арский педагогический колледж и получила специальность «учитель начальных классов».

Высшее образование получила заочно в Казанском педагогическом университете, в 2000 году получила диплом по специальности «учитель истории». Но мало иметь учительский диплом. Необходимо ещё овладеть величайшим из искусств – искусством любить детей.

С 1995 по 2006 годы работала музыкальным руководителем в детском саду № 3 села Новое Дрожжаное. Один год проработала воспитателем в детском саду № 1. Эти годы помогли мне на практике понять особенности развития детей, находить с ними общий язык. Этот ценный опыт помогает мне в сегодняшней педагогической деятельности. И вот уже 4 года по направлению Районного отдела образования я работаю учителем истории и обществознания в Стародрожжановской средней школе № 2.

Профессия учителя истории привлекает меня своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объём знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше. Современный педагогический процесс невозможно представить, лишенным нововведений. Для сегодняшней школы требуется творчески работающий учитель, способный свободно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. И важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога.

Поэтому я уже в 2008 году прошла курсовую подготовку на базе института развития образования РТ в г. Казани по теме: «Преподавание истории в условиях модернизация школьного образования». Успешно аттестовалась, и в 2009 г была присвоена 2 квалификационная категория. Активно участвую в интернет проектах, семинарах и сообществах. В 2011 году участвовала в Республиканском семинаре руководителей школьных этнографических музеев. В этом году прошла краткосрочное дистанционное обучение при ИРО РТ по проблеме «Основы религиозных культур и светской этики»

Человечество вступило в ХХI век с величайшими научно-техническими достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т. д. Общество поставило перед педагогами задачу воспитания всесторонне развитого, конкурентоспособного человека. Только хорошие уроки, увлеченность учителя, глубокое проникновение в предмет, активные методы и многообразие форм проведения занятий, широкое привлечение внеурочных источников информации, интересная внеклассная работа формируют интерес учащихся к углубленному изучению предмета.

Основной документ, по которому работает современный педагог – это Федеральный государственный образовательный стандарт, обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Следующий документы на которые мы опираемся, это- Базисный учебный план и примерные программы основного общего образования по истории. На базе этих документов мы разрабатываем свои рабочие программы по тем УМК, которые допущены ГОСом.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

· освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

· овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

· формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

· применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Одним из основных принципов Стандарта нового поколения, является принцип минимальной достаточности, т.е. от нас педагогов требуется воспитание такого выпускника, который сможет трудоустроиться при минимальном дополнительном профессиональном обучении. Соответственно содержание образования должно стать практико-ориентированным обучением. Отсюда вытекает и особенность нового образовательного стандарта. Изменение роли преподавателя – от позиции транслятора к позиции консультанта.

Соответственно, перед собой я поставила задачи, которые стараюсь решать в эти годы. Это, прежде всего развитие личности обучающегося. Выстраиваю личностно-ориентированное обучение, опираясь на следующие признаки:

  1. системообразующий фактор организации образовательного процесса – это личность обучающегося;
  2. субъекты образовательного процесса – педагог и обучаемые;
  3. ведущие мотивы образования – это саморазвитие и самореализация обучающихся.

Мое педагогическое кредо можно сформулировать так: «Навязывать – НЕЛЬЗЯ! Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО! Стараться запомнить всё - БЕЗУСПЕШНО Заинтересовать - ВОТ РЕШЕНИЕ!»

На каждый урок тщательно готовлюсь, изучаю теоретический материал, стараюсь использовать различные методы преподавания с дифференцированным подходом к учащимся. Главное, к чему я стремлюсь – привить ребятам глубокий интерес к истории, привить каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализа исторических фактов, поиска аргументов в дискуссиях. В результате продуманной системы работы, качество знаний постепенно растет из года в год.

Над темой своего самообразования «Развитие творческих способности учащихся на уроках истории и обществознания» я работаю 4-й год. Одним из законов методики обучения истории, да и вообще любого предмета является использование всего многообразия источников сообщения знаний, форм организации обучения, приемов учебной работы, типов познавательной деятельности. Какие же приёмы и методы обучения применяю я на своих уроках истории, чтобы повысить интерес учащихся к предмету.

Использование наглядности

Здесь нет ничего из того, что может быть неведомо учителю, который знает, что яркий образ, воплощённый в картине, рисунке, модели может стать поводом не только для формирования недостающего школьникам опыта, который не заменишь никакими объяснениями, но прежде всего – для начала живого обсуждения проблемы, идеи. Например, с помощью репродукции с картины «Покорение Сибири Ермаком» можно добиться более глубокого восприятия школьниками той эпохи, показать им особенности быта вооружения, уровня развития. Выясняется, что не все было просто: не хлебом-солью встречали народы Сибири Ермака Тимофеевича, а жесткой сечей. Есть темы, которые наглядно показывают зависимость урока от наличия знаний, полученных вне школы. К ним, прежде всего, относится

Тема: «Великая отечественная война» Юноши и девушки смотрят множество кинофильмов телепередач о полководцев, посещаем музеи.

Решение кроссвордов Создание кроссворда дело не хитрое для любого педагога. Нужно только попробовать, проявив терпение и немного смекалки и 5 минутный фрагмент урока, насыщенный напряжённой мыслительной деятельностью детей.

Тесты. Организация тестирования. Тестирование – это одна из наиболее эффективных форм проверки и самопроверки знаний по истории. Тест – это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Использование тестирования на уроках позволит осуществить всеобъемлющий опрос учащихся по самым разным проблемам и отказаться от «шоковой терапии» экзамена. Тестирование превратит экзамен в занимательное действие. Решение задач в виде карточек, которые даются индивидуальному каждому ученику по пройденной теме.

Для наших дней характерны все возрастающее обилие разного рода информации, все большая доступность их для всех учащихся. Современный урок немыслим без опоры на эти знания. Поэтому ИКТ, технические средства обучения на уроке – объективная необходимость. Компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяет красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, разработать письменные задания.

Поэтому в основе обучения применяю следующие современные педагогические технологии:

  1. «технология интерактивного обучения» - обучение, погруженное в общение, основанное на взаимодействии, получении конкретного опыта, осмыслении его и применении на практике;
  2. «технология проектного обучения» - создаю условия для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта;
  3. «технология развития критического мышления» - целевое назначение которой, в формировании таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя.

В качестве примера я могу перечислить различные уроки по истории и обществознании, проведенных мною с использованием современных педагогических технологий.

№ п/п

Тема

Дата

Использование современных педагогических технологий

«В рыцарском замке» в 6 классе (урок изучении новой темы).

2009 год

Открытый урок. Технология интерактивного обучения.

Парламентский урок «Где рождаются законы».

2009 год

Открытый урок. Технология развития критического мышления.

Открытый урок. «Для чего нужны налоги?» 5 классе

2011

год

Открытый урок по обществознанию. Технология интерактивного обучения.

Открытый урок «Сказать коррупции нет!» в 9а классе

2011

год

Открытый урок по обществознанию в рамках методической недели

гуманитарных наук. Технология развития критического мышления.

Развитию и укреплению познавательного интереса способствует и проводимые мною внеклассные мероприятия. Разработала и провела мероприятия: «Этот день мы вспоминали, как могли...» - открытое внеклассное мероприятие посвященное 65-летию Победы ВОВ, «Уроки-экскурсии по достопримечательностям Родного края» - урок в районном краеведческом музее, «Уроки прекрасного»-интегрированный урок в школьной библиотеке. Есть опыт работы с учениками в интернет проектах: Хайруллин Салават, ученик 10 класса опубликовал биографию своего деда Идиатуллина Шәрифджана Идиатулловича в проекте Галерея памяти, посвященный 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. После участия в Республиканском семинаре руководителей школьных этнографических музеев, в нашей школе началась работа сбора материала для школьного музея.

Учащиеся 9-11-х классов ежегодно достойно участвуют районных олимпиадах по истории и обществознания. Мои ученики участвовали межрегиональных предметных олимпиадах Казанского федерального университета.

Одним из показателей результативности считаю, что выпускники нашей школы все успешно сдают экзамены по данным предметам. За 4 года моей работы в данной должности 26 выпускников сдали ЕГЭ по истории и 28 выпускников - по обществознанию. Средний балл - 58 по истории по обществознанию 61.

Мы живем В замечательном творческом, активным коллективе учителей и воспитателей.

Каждый учитель в течение года даёт открытые уроки, мы организовываем педагогические чтения, круглые столы и семинары. За годы работы в педагогическом коллективе я выступила

№ п/п

Тема выступления

Дата

Форма распространения опыта

«Работа с одаренными детьми в системе личностно - ориентированного образования»

2009 год

«Преподавание истории в условиях модернизации школьного образования»,

2008 год

Выступление на методическом совещании педагогических работников.

«Личностно - ориентированные технологии аттестации и контроля учащихся»

2011

год

Участие V-ой Всероссийской педагогической видеоконференции.

«Личностно-ориентированный и компетентностный подход в воспитании старшеклассников»

2012

год

Выступление на педагогическом совете школы.

Прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение. Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. Процесс воспитания для меня – самовоспитание, ибо дети на все смотрят глазами воспитателя, одобряя то, что одобряет учитель, и считая отвратительным то, что считает отвратительным педагог.

Являясь классным руководителем, как субъект процесса воспитания, занимаю активную личностно - ориентированную позицию, выстраиваю свою работу, исходя из гуманных и культурных ценностей.

Педагогическая позиция классного руководителя: Принимать ребенка как личность, признавать его индивидуальное своеобразие, его право проявлять свое «Я».

Мой 10 класс! Сколько всего мы прошли за 3 года.

Я придерживаюсь Гуманистической концепция воспитания, основан на на:

  1. признании человека наивысшей ценностью жизни;
  2. заботе о счастье человека в жизни;
  3. учёте уникальной способности человека тонко и глубоко реагировать на воздействия окружающего мира;
  4. взаимоотношениях, которые обуславливают общее личностное развитие человека.

И воспитательная работа построена по следующим направлениям:

Направление 1. «Здоровье и спорт»

Направление 2. «Я - Гражданин»

Направление 3. «Досуг и Общение»

Направление 4. «Нравственность и Семья»

В взаимоотношения с родителями своих учеников я использую следующие формы:

  1. Родительские собрания
  2. Интеллектуальные состязания, конкурсы
  3. Моя семья – моя крепость (совместные праздники родителей и учащихся)
  4. Совместные походы на природу, спортивные соревнования, праздничные чаепития и др.
  5. Родительские ринги

В чем же состоит миссия УЧИТЕЛЯ?

Вера, Надежда, Любовь.

  1. Верю в себя, в свои силы, в своих учеников, в их большие и маленькие победы.
  2. Надеюсь, что знания и умения, которые получат ученики на уроках истории, обществознания и права пригодятся им в жизни.
  3. В.О.Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»
  4. Высокий профессионализм, любовь к детям, доброта и желание видеть в окружающем мире лучшее,– вот тот фундамент, на котором строится храм духовности и знаний наша новая школа.

А закончить сегодняшнее выступление мне хочется стихотворением известного поэта.

Не вдоль по речке, не по лесам –
Вдали от родных огней –
Ты выбрал эту дорогу сам,
Тебе и идти по ней.

И ты уже отказаться рад
От тяжких своих забот.
Но если ты повернешь назад,
Кто же пойдет вперед.


Для учителей истории. Из опыта работы: «Развитие метапредметных результатов обучающихся на уроках истории и обществознания Тихова Татьяна Алексеевна, учитель истории и обществознания, МБОУ Вощиковская ОШ имени А.И.Королёва, Ярославская область, Пошехонский МР


Умение учиться самостоятельно – требования ФГОС и современной жизни Возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к самостоятельности и самообразованию, и неумением современных школьников организовывать свою познавательную деятельность. Современное развитие общества требует формирования личности способной постоянно пополнять свой запас знаний и умений. На практике мы сталкиваемся с неумением детей самостоятельно ставить цели своего обучения и определять интересы своей познавательной деятельности.


«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Э. Хаббард. на основе анализа нормативных документов, научно- методической, педагогической литературы изучить состояние проблемы организации самостоятельной деятельности учащихся с точки зрения ФГОС Задачи: Цель моей работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных результатов. реализовать на практике самостоятельную работу учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, способствующую развитию метапредметных результатов


Теоретическая основа опыта «Ученики за время обучения в школе должны не только усвоить определенную сумму научных знаний, но и научиться самостоятельно их приобретать». Платон (Аристокл) древнегреческий Философ. К. Д. Ушинский русский педагог 19 в., основоположник научной педагогики в России. «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению». П.И. Пидкасистый доктор педагогических наук, профессор. Цель обучения - достижение умственной самодеятельности. Б. П. Есипов доктор педагогических наук, профессор. Без самостоятельной работы учащихся нельзя выработать у них никаких умений и навыков. Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы у учеников вырабатываются приемы ее рациональной организации. Ю. К. Бабанский доктор педагогических наук, профессор. Показать возможности использования самостоятельной работы как средства формирования метапредметных результатов школьников.


Виды самостоятельных работ «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский. По дидактической цели По уровню самостоятельности учащихся По форме выполнения По источнику знаний По способу выполнения




Примеры проблемных ситуаций История Тема «Средневековый город» вопрос: «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» Обществознание Всегда ли правы взрослые? Сколько денег нужно человеку? Зачем человек учится? Зачем человеку семья? Тема «Способности человека» факт: «Юлий Цезарь мог заниматься одновременно несколькими делами – и читал, и писал, и слушал, и разговаривал». Способны ли вы на такое? О каких возможностях Цезаря говорит данный пример?




Приёмы работы с текстом Комментированное чтение текста. Составление простого, сложного, цитатного и тезисного плана. Составление вопросов, кроссвордов, тестов, на основе текста учебника. Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу. Составление синквейна, кластера. Составление таблиц. Научить! Составление схемы, диаграммы.


Приём работы с текстом «Продолжи рассказ по картинке» «В усадьбе московского дворянина 15 века» «В конце ноября Фёдор Соколов вернулся с государевой службы. Жена Настасья встречала его со слезами и жалобами на крестьян…» Продолжите рассказ о дворянине Фёдоре Соколове.




Методическая статья "Применение приёма сравнения на уроках истории"

Статья из опыта работы
Содержание:
Одной из важнейших задач современного образования является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученики должны владеть такими приёмами умственных действий как классификация, сравнение, анализ, обобщение, синтез, соотнесение.
В процессе обучения истории мной часто используются данные приёмы умственных действий, которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала, но хотелось бы более подробно остановиться на приёме сравнения.
Что же такое сравнение? В педагогическом энциклопедическом словаре даётся такое определение данному термину:
Сравнение одна из мыслительных операций; состоит в сопоставлении познаваемых объектов по некоторому основанию с целью выявления сходства и различия между ними.
С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержания познания.
Задачей сравнения является определение внутренних связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логические принципы и предметные абстракции. Приёмом развития сравнения является и противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в некотором отношении с другими. Обучение сравнению является важным условием умственного, сенсорного и нравственного воспитания.
Целью использования приема сравнения является формирование умения учащихся сравнивать, а назначением – выработать единый подход к рассмотрению различных явлений.
Приемы сравнения и противопоставления могут быть применены: при изучении нового материала, при решении задач, в лабораторных работах, самостоятельных и творческих работах, в домашних заданиях, во внеклассных и дополнительных занятиях и т.д.
Объектом сравнения в курсе истории средней школы могут быть: исторические события и явления, исторические эпохи, историческое время, отдельные личности.

В ходе работы можно использовать наглядные средства, такие как карта, картина, схемы, диаграммы. Широко применяются исторические документы.
Приёму сравнения на уроках истории я начинаю обучать в начале 5 класса. Поподробнее остановимся на практических примерах. На уроках истории в 5 классе, при изучении темы « Древняя Спарта» учащиеся рассматривают спартанскую систему воспитания, находят в ней положительные и отрицательные моменты, сравнивают её с современной; а потом отвечают на вопрос, захотели ли они привнести что-нибудь из древней Спарты в наше время. А сравнивая олимпийские игры в Древней Греции и современные, например, те, которые прошли в Сочи в 2014 году, отмечают, что осталось прежним, а что изменилось. В 6 классе рассматривается тема « Правление князя Владимира и крещение Руси» . Учащиеся, характеризуя деятельность князя, сравнивают его с отцом, князем Святославом Игоревичем и отвечают на вопрос: «Какой князь вам больше нравиться и почему?» Тем самым формируется личностный взгляд на историю своей страны. С возрастом задания усложняются. Например, в 7 классе при изучении темы «Народные движении 17в.» можно задать такой вопрос: «Сравните действия Алексея Михайловича в ходе Соляного и Медного бунтов. В чём причина изменения его поведения?». Учащиеся приходят к выводу об усилении царской власти и развитии самодержавия.
Прием сравнения хорошо применять, используя различные таблицы, как уже готовые (взятые в рабочих тетрадях), так и составленные обучающимися на уроке. Вопросы для сравнения могут предлагаться как учителем, так и самими учащимися в ходе работы.
Таблица проецируется на экран с помощью проектора. При его отсутствии может быть нарисована на доске, или на плакате.
По истории в 5 классе при изучении темы «Афинская демократия при Перикле» разбирался вопрос – « Общее и различное в системе управления Афин и Спарты». Учащиеся вспоминали, как в этих городах-государствах принимались законы, кого избирали на государственные должности, кому принадлежала власть в Афинах и в Спарте. Выделялись общие черты и различия. После этого на доске и в тетрадях составлялась сравнительная таблица. В 6 классе, изучая тему «Образование централизованного государства в Англии» и рассматривая создание английского парламента, учащиеся начинают сравнивать его с Генеральными Штатами во Франции (изученными раннее) и заполняют таблицу:

Линия сравнения Генеральные Штаты Парламент
1. Дата созыва 1302 1065
2. Кто и с какой Филипп IV, чтобы заручиться Симон де Монфор, для укрепления целью созвал поддержкой сословий в борьбе своей власти.
против папы.
3. Устройство Представители трёх сословий, Палата лордов и палата общин
заседавшие отдельно. 4.Какие слои населения Духовенство, дворянство, Духовные и светские феодалы, представлены. бюргерство рыцари,горожане 5.Для чего собирались Утверждение новых налогов, Утверждение новых налогов,
издание законов. и здание законов.
6.Историческое значение. Сложилась сословная монархия. Права сословий стали самыми
широкими в Европе.

Очень плодотворно использовать приём сравнения при работе с историческим документом. Работа с документом учит ребят применять методы исследовательского характера, изучать, анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять общие черты и различия, давать собственную оценку. В 10 классе при изучении темы «Общественное движение в 30-40гг 19в.» одна группа учащихся изучает статьи славянофилов А.С.Хомякова «О старом и новом» и И.В. Кереевского «В ответ Хомякову», в которых сформулированы основные положения славянофильской доктрины. А вторая группа рассматривает работы западников К.Д. Кавелина «Письма к А.И.Герцену» и Т.Н.Грановского «Речь перед студентами 1845г». Учащиеся самостоятельно выделяют вопросы для сравнения. Результаты своей работы записывают в таблицу:

Р Вопросы для сравнения Славянофилы Западники
А 1.Государственное устройств.о Сохраняется самодержавие,но В России должна установиться
З народ имеет право выражать конституционная монархия.
Л своё мнение через совещате
И льный Земский собор. Ч 2.Исторический путь России. Свой самобытный путь Россия развивается по единому
И отличный от запада. с Западной Европой пути.
Я 3.Отношение к Петру I. Пётр I нарушил естественный ход Пётр I сблизил Россию с. развития России. с Европой.
4.Отношение к общине Орудие сохранения социального Община тормозит развитие
мира в стране. страны.
С 1.Отношение к крепостному Отмена крепостного права.
Х праву.
О 2.Характер изменений. Мирный эволюционный характер преобразований
Д
С
Т
В
О
Исходя из данного примера видно, что используя приём сравнения, школьники учатся чётко определять линии сравнения, находить в документах общие черты и различия. Затем, проанализировав таблицу, в ходе дискуссии, учащиеся делают выводы. Таким образом, формирование приёма сравнения у учащихся на уроках и обучение их обобщению на основе этого приёма способствует развитию у детей наблюдательности, вырабатывает умение логически мыслить, делать выводы, ведёт к сознательному усвоению материала и подготавливает к самостоятельному обобщению знаний.
Литература.
1. Интернет ресурс
2. Педагогический энциклопедической словарь М.,2002 г. Стр.274-275
3. Е.А.Крючкова История средних веков. Рабочая тетрадь. 6кл. М., 2012 г.

Опыт работы учителя истории Шматовой Т.Е.

«Формирование информационной компетентности на уроках истории»

В современных условиях важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации учащимися. Современное образовательное учреждение призвано сформировать социально-активную, творчески мыслящую личность, выработать у выпускников умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, углубляя и расширяя имеющиеся знания. Компетентностный подход выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы. В современном обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается.Информационная компетентность определяется как степень овладения знаниями и умениями в области использования различных источников информации. Она предполагает достаточно развитый уровень информационной культуры. Информационная компетентность учащихся обеспечивает им способность грамотно ориентироваться в условиях постоянного многократного прироста информации и применять ее для решения возникающих задач и непрерывного самообразования. Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений моей деятельности, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

Для достижения данной цели:

Активизирую познавательную деятельность учащихся;

Приобщаю к историческому, культурному и духовному богатству родного отечества (на основе уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности)

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

Активизацию познавательной активности учащихся;

Развитие умений рассуждать и мыслить;

Развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;

Развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников);

Развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

Большое значение в своей работеуделяю развитию информационной компетентности, так как работа историка – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства. В процессе моей работы реализуется метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся. Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения. Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности. Стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Изучение новой темы строится в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы

сделали на месте того или иного исторического лица?» По возможности объясняю новый материал на примерах из жизни. Предлагаю учащимся самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п. Не тороплюсь сама давать правильный ответ, а призываю ребят самим найти правильное решение проблемы. В среднем звене довольно часто предлагаю написание сочинения от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события. Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика. В своей работе часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что были сделаны вместе. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. На своих уроках применяю различные образовательные технологии их элементы: информационно-коммуникативная, исследовательская, проектная, технология проблемного обучения, групповые технологии.

Для развития у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами используются следующие виды учебной деятельности:

традиционный урок, сочетающий рассказ учителя с самостоятельной групповой работой учащихся;

лабораторно-практические занятия с использованием материалов и документов на основе самостоятельной работы учеников;

проведение различных видов опроса и контроля знаний учащихся;

коррекционная работа по совершенствованию знаний и другие

Цель моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения истории посредством широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении, возможность самореализации через исследовательскую деятельность, создание презентаций; приобрести знания об особенностях работы с историческими источниками, умения анализировать различную информацию, работать в сети Интернет, пользоваться электронными учебниками и электронными энциклопедиями; совершать виртуальные экскурсии в лучшие музеи мира. Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть информационной компетентностью личности. Информационная компетентность формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе.