Функции университета в современном обществе. Изменение роли университета в современном мире. Изменение роли университета в современном мире

Функция (от лат.- исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому . Функция социального института - это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию мой социологический словарь, это "любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы". К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют повышенные требования к тем социальным функциям, которые должен выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное - о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся: приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института, школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными - закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

Функции бывают присущими различным институтам общества. Итак, первой и важнейшей миссией любого социального института является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюркгейм: "Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности она соответствует".

Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции. Но это функции, присущие всем институтам.

В имеющейся научной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации. Некоторые исследователи берут за основу результат влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение её соответствующими знаниями и навыками и многие другие. Так, например, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и социального опыта от поколения к поколению (трансляционная), ценностно ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая), адаптационную. Другие же исследователи своим взглядом охватывают роль образования в структуре общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский помимо оговорённых только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать. Третья когорта исследователей называет функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру и т.д. общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая ещё именуется профессионально-экономической либо профессионально-образовательной, и социальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и как правило, к уже имеющимся приписывают по своему видению новые, а на самом деле старые, но объединённые либо по-другому названные. Например, А.В. Кооп помимо экономической и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р. Филлипов -- гуманистическую, политико-воспитательную и культурно-воспитательную функции. В этом примере интегрирующей является гуманистическая (человекообразующая) функция. Но не только в этом примере, но во многих других, так как все остальные функции образования вытекают из неё либо выступают её модификациями.

В целом основные функции образования можно условно поделить на

социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.

социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;

социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы;

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.

Социально-культурные функции института образования

Гуманистическая (человекообразующая) функция проявляется в единстве противоположных, но органически связанных процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек усваивает общественные отношения, превращает их во внутреннюю сущность собственной личности, на собственные социальные качества. Тем не менее, это происходит индивидуально для каждого человека. Поэтому образование -- это особенный социальный институт, который обеспечивает социализацию и в то же время приобретение личностью индивидуальных качеств.

Связь образования со всеми сферами общественной жизни реализуется непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизирует социальные отношения, в таком обществе человек превращается в рабочую машинку, а в старости уже не нужен.

К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда. Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что с наибольшей полнотой гуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Увы, как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как не основные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование.

Социальный контроль. Образование в конечном итоге определяет позицию человека в обществе, его возможности, цели, достигаемые в обществе и способы вознаграждения за труды, сам труд, мировоззрение и т.д.

Трансляция и распространение культуры в обществе. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии. Из неё исходит такая функция образования как генерирование, сохранение культуры общества.

Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой.

Инновация в сфере культуры осуществляется через образование избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.

Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель -- не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии или иные модели, специально разработанных для других стран.

Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему люди учатся понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии.

Воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Украинская школа должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной.

Обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.

Выше описанные функции образования являют собой составные части такой функции образования, как социализация личности, особенно молодёжи, и её интеграция в общество. Именно образовательные учреждения (и не только они) готовят определённые навыки у человека для выполнения им определённой социальной роли при определённом статусе.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов -- привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

Социально-экономические функции образования

Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования.

Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека. Это же обстоятельство усиливает противоречие между притязаниями обладателя избыточного образования и ожиданиями окружающих людей.

Формирование потребительских стандартов населения. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

Привлечение экономических ресурсов. Как известно, самое выгодное вложение капитала - это вложение в образование.

Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Обеспечиваются ресурсами такие направления деятельности, которые ориентированы на образование и на "внеобразовательное" пространство (материальная помощь учащимся, поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур).

Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Она непосредственно вытекает из гуманистической функции; сейчас поймёте почему. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для не справляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.

Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру.

С точки социологического зрения чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе. Таким образом, следующая функция - определение статуса личности.

Профессиональная. Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Образовательные учреждения дают индивидам неодинаковое образование, что является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений.

Функция социального и культурного изменения. Проявляется в сотворении базы знаний для дальнейшего безостановочного образования. Реализуется в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений, специализацией различных видов педагогической деятельности, стандартизацией учебного процесса.

Обеспечение профориентационной работы с молодёжью.

Начиная с подростков, учебные заведения просто обязаны проводить её. Суть профориентацинной работы заключается в формировании более компетентного состава выпускников и квалифицированных рабочих.

Функции образования в социально-политической сфере

Формирование личности -- один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.

Привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую школу или создает новую. В этом смысле формальное образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и политического поведения, а также воспроизводство государственной (доминантной) идеологии. Так школа осуществляет содействие патриотизму.

Преобразование мира из биполярного в однополярный привело к выделению функции обеспечения национальной безопасности. Истинная безопасность с учетом прогресса мировой цивилизации определяется уровнем развития людских ресурсов как основной предпосылки создания ее научного, экономического, социокультурного и духовного потенциала.

Отдельно от такой условной классификации стоят такие функции. Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье. Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство, что состоят из таких основных элементов: руководители и организаторы образования, педагоги и учащиеся. Другие функции.

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в современном обществе институтом образования. Их достаточно много, и разные авторы акцентируют внимание на различных сторонах деятельности института образования. Но наибольшую культурную и социальную значимость имеют следующие четыре функции института образования.

1. Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и самая существенная из функций. Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.

2. Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение научается понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном промышленно развитом обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения является важнейшим компонентом процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости привития молодежи в первую очередь общечеловеческих ценностей и гуманистической морали. Это достигается в значительной мере в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литературы, истории, мировой художественной культуры, философии и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школьного, но и вузовского образования, оказывают вместе с тем позитивное влияние на преподавание естественно-научных и технических дисциплин.

3. Социальная сеТема - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательный статус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям. В нашей стране после обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища и колледжи, другие продолжают учебу в средней школе, а затем часть из них продолжает учебу в вузах, другие поступают в колледжи и училища. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т.п.

Литература

1. Осик Ю.И., Надыров А.И., Осик Л.Г., Сетевые структуры и проблемы высшей школы // Труды международной научной конференции "Наука и образование" - ведущий фактор стратегии "Казахстан-2030", посвященный 10-летию независимого Казахстана, Караганда, 2001, Выпуск 1.

5. По официальным материалам Министерства образования Республики Казахстан

Вопросы для рубежного контроля

    Предметное поле современной социологии

    Теоретическое значение социологии

    Особенности развития казахстанского общества

    Развитие социологического мировоззрения

    Практическое значение социологии

    Религиозная ситуация в Казахстане

    Развитие казахстанской социологии

    Формирование личности в обществе

    Образование как социальный институт

    Социальная структура

    Политика и политические партии в современном мире

    Социализация и жизненный цикл

    Теории стратификации в современной социологии

    Социальное мышление: пути и трудности формирования

    Родство, брак и семья

    Факторы социальной мобильности в современном казахстанском обществе

    Глобализм, регионализм и современный трансформационный процесс

    Межэтнические процессы

    Социальный институт: содержания понятия, его признаки и функции

    Социальные изменения

    Глобализация СМИ

    Теория модернизации и различие путей общественного развития

    Классы и слои в социологической теории

    Коммуникация и средства массовой коммуникации в современном мире

    Социальная стратификация В РК

    Современные государства и демократия

    Миграционные процессы в современном мире

    Государство как социальный институт

    Глобализация как взаимозависимость мирового сообщества

    Революции и социальные движения.

    Социология международных отношений: традиции и современность.

    Социология политического реализм: власть и сила в межгосударственных отношениях.

    Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир.

    Человек, государство и война: социологический анализ.

    Достижение всеобщего мира через мировое право: социальная реальность.

    Неомарксизм и социология международных отношений

    Транснационализм в науке о международных отношениях

    Вклад в системное исследование международных отношений.

    Система и процесс в международной политике.

    Международное сотрудничество: позиции политического реализма.

    Конфликты и сотрудничество в мировом обществе: социологический аспект.

    Моральные и социальные правовые возможности регулирования порядка в международном обществе.

    Мировое сообщество: социологический анализ

    Формы взаимоотношения государства и общества в процессе выполнения их функций.

    Экономическая функция государства

    Социальная функция государства

    Экологическая функция государства

    Функция развития культуры

    Функция обеспечения обороны страны

    Функция обеспечения мира и сотрудничества с другими странами

    Функция налаживания добрососедских отношений с близлежащими государствами

    Участие Казахстана в международных договорах в области прав человека

    Приоритетные направления развития системы обеспечения прав человека

    О деятельности органов юстиции по обеспечению конституционных прав и законных интересов граждан Республики Казахстан.

    Развитие судебной системы в Казахстане

    Роль и значение международно-правовых документов в формировании правовой политики Казахстана в сфере защиты прав человека

Вопросы к 1 рубежному контролю

1.Объект и предмет социологии. Социология международных отношений.

2.Структура социологического знания

3.Понятие метода в социологии

4.Функции и методы социологии

5.Соотношение социологии с другими общественными науками.

6.Что изучает социология?

7.основные парадигмы социологии

7.Соотношение теоретической и эмпирической социологии.

8.Роль социальных законов в получении знания об обществе.

9.Возникновение социологии как науки

10.Классическая западная социология ХIХ – начала ХХ века.

12.Современная западная социология.

13.Социология в России и Казахстане.

14.Основные предпосылки возникновения социологии как науки.

15.Классический этап в развитии социологии.

16.Современная социология: эмпирическая и теоретическая социология.

17.Основные направления и школы в российской социологии.

17.Современное состояние казахстанской социологии.

18.Программа социологического исследования

20.Методы социологических исследований

21.Анализ эмпирических данных.

22.Понятие социальной проблемы

23.Социологическое исследование и его виды

24.Понятие выборки

25.Этапы проведения социологического исследования

26.Общественное мнение как предмет исследования.

27.Понятие и строение общества.

27.Подходы к определению общества в современной науке.

28.Социальные институты

30.Гражданское общество и правовое государство

Развитие общества: виды социальных изменений.

31.Мировое сообщество и глобальные проблемы современной цивилизации.

Вопросы ко 2 рубежному контролю

    Социальная структура общества и ее элементы.

    Социальные отношения и типы социальных структур.

    Социальные группы. Социальная мобильность.

    Актуальные проблемы развития социальной структуры современного казахстанского общества.

    Основные понятия теории стратификации.

    Причины социального неравенства: подходы в науке.

    Типы стратификационных систем.

    Социальная мобильность: понятие и разновидности.

    Социальные группы и социальная общность: понятие и признаки.

    Классификация социальных групп.

    Личность и общество. Теории развития личности.

    Цель и смысл жизни человека.

    Социализация личности: смысл термина и назначение.

    Агенты и институты социализации.

    Социальные роли и личность.

    Социальная типология личности.

    Сущность социального поведения личности.

    Сознательное и бессознательное в поведении личности.

    Личность и общество в переходный период.

    Брак и семья как социальные институты.

    Основные функции семьи.

    Тенденции развития семейно-брачных отношений.

    Понятие и назначение семьи как социального института.

    Основные формы современной семьи.

    Формы брака.

    Понятие культуры, ее структура и функции.

    Социологическая классификация культуры и закономерности ее развития.

    Массовая культура и субкультура.

    Культурный конфликт и культурная динамика.

    Элементы культурной динамики.

    Характер культурных изменений.

Формуляр для описания модулей

Название модуля и шифр

Социология.

Социология международных отношений

Ответственный за модуль

Аязбаева А.Т.,

Тип модуля

Уровень модуля

Количество часов в неделю

Количество кредитов

Форма обучения

Количество обучающихся

Пререквизиты модуля

Социология права, Социология власти, Социология государства, Политическая социология. Смежные дисциплины: Общая социология, История социологии.

Социология. Социология международных отношений – курс относительно новый и вместе с тем быстро распространяющийся в учебных планах МОН РК.

Теоретическая основа является той базой, на которой происходит осмысление конкретных политических событий в области международных отношений.

Международная политика, как и политика в целом, является борьбой за власть. Политики и народы могут иметь своей конечной целью свободу, безопасность, процветание или власть как таковую. Говоря о власти мы, подразумеваем контроль одного человека за мыслями и действиями другого. Под политической властью мы понимаем отношения взаимного контроля между людьми, наделенными властью, а также между ними и обществом в целом. В данном спецкурсе мы обратим ваше внимание на те проблемы, которые недостаточно изучались в системе бакалавриата.

Результаты обучения

Форма итогового контроля

1,2 рубежный контроль, экзамен

Условия для получения кредитов

Продолжительность модуля

13-14 недели

Литература

1.К.Габдуллина. Практикум по социологии права. Учебное пособие. Алматы 2004

2.Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: 1995г.

3.К.Габдуллина, Е. Раисов. Социология. Учебник. Алматы: 2005г.

4.Функции государства в условиях современного мира. Алматы: 2005г.

Развитие механизмов защиты прав человека в Казахстане.

Астана: 2004г.

5.Л.М. Романенко. Гражданское общества (социологический словарь-справочник). М: 1995г.

6.В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. Социология права. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: 2002г.

Дата обновления

Изменение роли университета в современном мире

Кузнецов Илья
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина

Современное общество развивается невиданными раннее темпами, возрастает роль информации и синтеза различных культурных систем. Меняются духовные и материальныеценности, они начинают выражаться в новых формах. Возникают новые механизмы межличностных отношений, новые условия взаимодействия внутри государства и мирового сообщества.Рост объёмов информации имеет и обратную сторону – это рост некомпетентности определенной части общества. Быстрые темпы прогресса человечестваприводят к отставанию в духовном и материальном развитии отдельных индивидуумов, а иногда и целых социальных групп. Не имея возможности четко ориентироваться в потоках разностороннейинформации, определенная часть общества дистанцируетсебя отактивных общественных действий, прибегая к упрошенному восприятию действительности.И такого рода разрывдополнительно способствуетросту социальной нестабильности и социокультурному кризису.В личностно-профессиональном плане все более ощутим разрывмежду достижениями,профессиональным мастерством отдельных выдающихся личностей и действиями в этой области основной массы работников. Сегодня как никогда повышаетсяцена ошибок и заблуждений во всех сферах деятельности и соответственно повышается цена способности разрабатывать и осуществлять оперативные идейственныемеханизмы развития.

На этом фоне образование традиционно остается весомым рычагом влияния на жизнь общества, учитывая современные тенденции, транслирует новым поколениям весь позитивный опыт развития человечества. Вместе с тем, оно, как неотъемлемый социальный институт, испытывает на себе все кризисные явления развития общества.Согласно довольно распространенной точке зрения, образованиеявляется одним из наиболее консервативных элементов общественной системы. В последние десятилетия мировая система образования, как отмечают авторитеты в этой области, пока не в состоянии удовлетворить все возрастающий спрос на объем и качество образования. Причем,львиную долю критики получает именно высшее образование.

Сегодня,как и прежде, только в университетах воспроизводится «профессиональная» и «техническая» интеллигенция. Но ее удельный вес в студенческом корпусе стремительно сокращается. На деле вот уже более двух десятилетий взападном мире, и в России производится избыточный процент специалистов.Они не затребованы ни производством, ни общественными институтами. При этом, ряд специальностей остро ощущает недостаток, отлаженной на высоком (университетском) уровне,системы передачи знаний.Обучение в высших учебных заведениях обретает пограничный характер между «получением знаний», «профилактикой безработицы», искусственным продлением периода «вступления в активную жизнь». Массовое поступление молодых людей, в университеты становится, с точки зрения теории рационального выбора, все менее и менее мотивированным, а студенчество, соответственно, все больше сводится к культурно-возрастному «до-взрослому» стилю жизни.

Таким образом,перед университетомвстала задача опозиционировании себяв информационном пространстве как научно-культурного центра, отвечающего всем актуальным потребностям в знаниях.При этомдоступ к знаниям, информациидолжны иметь не только студенты, но и уже сложившиеся специалисты и здесь очень важным становятся системы непрерывного и дистанционного образования, присутствие университетов в виртуальном поле.Если обучение определенной части студенчества носит экстенсивный характер, то выбор людей, вступивший в профессиональную жизнь, более целеустремленный. Следовательно, реализацияпоследними полученныхзнаний имеет тенденцию к большей эффективности.

Помимо задачи формирования собственного, уникального имиджа; все большее значение приобретает культивирование позитивного,внутриуниверситетского климата. В условиях увеличения количества студентов и вузов, в условиях доступности, практически, любой информациистановитсяочень сложно, даже для старейших университетов,сохранить тот самый феномен «университетского духа». Сохранить «сакральность» университетских знаний,способность не только передавать, но и создавать новые знания.В учебных заведениях начинают возникать новые отношения, определенные развитием общества в целом.Имея инертную природу,новые внутрикорпоративные отношениянуждаются в изначально верном направлении; и должны основываться на уже сложившемсяпозитивном опыте,ина объективном анализе.

Сегодня, в условиях глобализации, увеличивается важность присутствия университета на международном пространстве. Университеты имеют дело с качественно новым этапом международного со­трудничества, характеризующимся на­растающими темпами и глубиной взаимодействия национальных образовательных систем, созданием в ряде регионов условий для их интеграции и посте­пенного формирования целостного мирового обра­зовательного пространства. В отличие от предшествующего периода, интерна­ционализации образования, когда преобладающи­ми формами сотрудничества были двусторонние от­ношения;для нынешних вузов актуальными ста­новятся: многосторонние межгосударственные связи, крупные целевые и международные об­разовательные проекты. Деятельность национальных университетовявляется одним из элементов международной политики.Так, например, сегодня термин «общеевропейское образователь­ное пространство» перестал быть только лозунгом; он все больше отражает развивающуюся реальность. Некоторые важные решения, объективно ведущие к сближению нацио­нальных систем образования, принимаются правительства­ми западноевропейских государств самостоятельно, а в ряде случаев и без предварительного согласования друг с дру­гом.

Одним из определяющих элементов в изменении роли и места университета в современном мире является изменение его положения во внутренней политике государств. В частности, в последнее время, наблюдаются изменения в отношении государства к высшему образованию. Став проверенным транслятором общественно-политической стабильности, университеты получают большую автономию, и все меньше испытывая государственную опеку. Примером может служить Франция – традиционный представитель жесткой и централизованной образовательной политики, где уже в ходе государственной образовательной реформы 1982 г., произошла некоторая децентрализация управле­ния образованием. Академии и местные органы управле­ния получили больше прав. Принятые в 1983 г. законы расширили возможности децентрализации и привели к перераспределению ответственности между местными (негосударственными) органами власти и государством.

Таким образом, в последнее времяуниверситет набирает опыт автономной социализации в обществе «высокой» современности - опыт «новой» свободы. Эпоха тотального государственного контроля над развитием университетов бла­гополучно завершилась. Хорошо это для высшего образования или плохо, покажет время. Стоитотметить, что на данный момент последствия увеличения прав и свобод университетов полностью не проявились.

Сегодня университеты все больше наращивают свое присутствие в коммерческой сфере, являясь поставщиком образовательных услуг и производителем интеллектуального продукта.Став, по сути, коммерческими предприятиями университеты активно сотрудничают с частными компаниями. В частности, в США, соотношение государственных и частных затрат составляло примерно 2:1. При этом среди государственных расходов расходы штатов занимали около 29%, фе­деральные расходы - 7.0% и местные расходы- 2.0%. Около 27% финансирования, осу­ществлялось различными фирмами. Этот тип финансирования связан с постоянным мониторингом, который осуществляют фирмы среди студентовуниверситетов. В результате этого мони­торинга фирмы не только подбирают бу­дущих сотрудников, но участвуют в их профилизации, заботятся об обновлении оборудования вузов, а также о дополни­тельных стипендиях для "своих" студентов.

Получив определенную свободу, прежде всего, в экономической сфере университеты получили так же и конкурентную борьбу.Показательно, что втех же США университеты стали утрачивать монопо­лию на высшее образование, оказавшись перед лицом конкуренции со стороны промышленных фирм, создавших собственные вузы или учебные центры, свои системы переподготовки высококвалифицированных кадров на уровне бакалавров, магистров и даже докторов наук. Более 1000 различных учебных программ, преследующих названные цели, реализует­ся в 100 корпорациях и ведомствах, которые расходуют на обучение своих сотрудников до 100 млрд. долларов. Дипломы, выдаваемые корпора­циями, в ряде случаев отвечают критериям Американского совета про­свещения и приравниваются к аналогичным удостоверениям местных тради­ционных вузов.

Таким образом, одна из основных задач современного университета – занятие своей, уникальной ниши в информационно-образовательном пространстве, получила весомую, материальную причину.

Что касается Российского высшего образования, то в нем отражаются, в той или иной мере, практически, все мировыепроблемы и тенденции, приобретая специфику нынешнего периода. В частности, получив определенную экономическую свободу,российские вузы, по сути, превратились в «конвейер дипломов и полуграмотных специалистов». В самой меньшей степени – это касается, традиционно сильных технических вузов. В больше степени – это касается гуманитарных вузов, открывших новые и актуальные специальности.Внутриуниверситетская культура, носящая определенный элемент избранности, практически нивелируется под давлением расширения количества студентов и слабого преподавания некоторых новых дисциплин. Меняется, не в лучшую, сторону отношение общества к высшему образованию, только инертный характер формирования образа вуза не приводит к достаточно резким потрясениям.

Что касается сотрудничества между частными фирмами и университетами в России, то по определенным причинам, в частности – недолгая историячастных компаний в современной России и экономическая неопределенность развития, онопроходит сложнейший процесс становления.

Слабым конкурентом государственным университетам, являются частные вузы. Но именно частные высшие учебные заведения, на данный момент ведут наиболее активную работу над созданием соответствующей материальной базы (помещения, библиотеки, оборудование и т.д.) и формированиемсобственного имиджа.Существует достаточно большая вероятность, что в будущем (спустя несколько выпусков) некоторые из нихсоставят серьезную конкуренцию государственным.Что касается конкуренции между государственными вузами, то в большинстве регионов еще с советских времен сложились система местных образовательных центров, практически, полностью удовлетворяющих все потребности в получении высшего образования и на данный момент они становятся монополистами в своей области.К тому же, если раньше эффективность функционирования вуза завесила от качества предлагаемых знаний, то сегодня к этому добавляется эффективный менеджмент и PR .

В целом, высшее образование в России находится в процессе перехода на качественно новый этап. И первые результаты приносят больше вопросов, чем ответов. В частности – это последствия введения ЕГЭ, попытки интеграции в мировое образовательное сообщество, инвестиции частного бизнеса и т.д. Очевидно лишь одно – процесс реформирования необратим ипрактически вся инициативав данном вопросе будет принадлежать государству.

Нечаев В.Я. Социология образования. Курс лекций. Часть первая. М., 1998. С. 3 А. Согомонов Назад в университет // Отечественные записки №2 2002 С. 101 В. Кроль Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России // Педагогика № 6 1994 С. 29

Введение

Высшая школа занимает ведущее место в системе непрерывного образования. Она связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Поэтому ее развитие является важной составной частью стратегии общего национального развития.

По определению, принятому 20-й сессией ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает сознательной зрелости и индивидуального роста.

Высшее образование человек может получить в институте, университете и академии. Первые университеты возникли в Европе в конце XII века. Многие из них существуют и сейчас, остаются популярными и в наше время.

Университет по существу - мир в себе. Это уникальное образование цивилизации, своего рода цивилизационный феномен.

Функции университета

Классический университет - высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по разным профилям и направлениям образования на двух ступенях высшего образования, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и выполняет функции научно-методического центра по профилям осуществляемой подготовки специалистов с высшим образованием.

Карл Ясперс - это немецкий ученый, который в 1949 году написал книгу «Идея университета». Он выделил основные функции университета:

1. Образовательную.

2. Исследовательскую.

3. Воспитательную.

Университет выполняет образовательную, интеллектуальную, культурную и социальную функции, направленные на удовлетворение запросов и интересов личности, общества и государства.

Образовательный процесс в высшем учебном заведении должен обеспечивать потребность общества в квалифицированных специалистах.

Высшие учебные заведения осуществляют научную, научно-техническую и инновационную деятельность в соответствии с профилем подготовки специалистов и приоритетными направлениями государственной научно-технической политики.

Подготовка научных работников высшей квалификации в высших учебных заведениях осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре.

Международное сотрудничество осуществляется с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, международных и национальных проектов и программ в сфере высшего образования.

Главными задачами университета являются:

· подготовка специалистов с высшим образованием в соответствии с потребностями общества и государства;

· организация и проведение научно-исследовательских работ;

· деятельности по наиболее актуальным проблемам науки, техники и производства, развитие соответствующей материально-технической и экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных исследований;

· воспитание обучающихся в духе патриотизма, высокой гражданственности, гуманизма, во благо человека и общества;

· удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии путем получения высшего и послевузовского образования.

1. Функции университета

Классический университет - высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по разным профилям и направлениям образования на двух ступенях высшего образования, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и выполняет функции научно-методического центра по профилям осуществляемой подготовки специалистов с высшим образованием.

Карл Ясперс - это немецкий ученый, который в 1949 году написал книгу «Идея университета». Он выделил основные функции университета:

1. Образовательную.

2. Исследовательскую.

3. Воспитательную.

Университет выполняет образовательную, интеллектуальную, культурную и социальную функции, направленные на удовлетворение запросов и интересов личности, общества и государства.

Образовательный процесс в высшем учебном заведении должен обеспечивать потребность общества в квалифицированных специалистах.

Высшие учебные заведения осуществляют научную, научно-техническую и инновационную деятельность в соответствии с профилем подготовки специалистов и приоритетными направлениями государственной научно-технической политики.

Подготовка научных работников высшей квалификации в высших учебных заведениях осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре.

Международное сотрудничество осуществляется с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, международных и национальных проектов и программ в сфере высшего образования.

Главными задачами университета являются:

· подготовка специалистов с высшим образованием в соответствии с потребностями общества и государства;

· организация и проведение научно-исследовательских работ;

· деятельности по наиболее актуальным проблемам науки, техники и производства, развитие соответствующей материально-технической и экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных исследований;

· воспитание обучающихся в духе патриотизма, высокой гражданственности, гуманизма, во благо человека и общества;

· удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии путем получения высшего и послевузовского образования.

Возникновение университетов

Средневековый университет несомненно был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в...

Информатизация образования

1.1 Информационное пространство вуза Внедрение быстро развивающихся информационных технологий создало предпосылки для качественно нового этапа развития вузов на основе формирования единой образовательной информационной среды...

Кампус как центр университетской и культурной жизни

Попадая в университет, человек оказывался включенным в систему связей сразу нескольких корпораций. Прежде всего - землячества, «нации». В Париже их было четыре - Французская, Нормандская, Пикардийская...

Мультиагентная обучающая система по медицинской диагностике

Разрабатываемая АОС будет внедряться в медицинское учреждение, а именно для студентов обучающихся в КМГУ. Казанский медицинский университет - многофункциональное многоуровневое государственное высшее медицинское учебное заведение...

Начало Московского университета по документам о его основании и запискам современников

В первой половине XIX века Университет стал не только научным, но и культурным центром России. Члены декабристских организаций были воспитанниками Московского университета...

Образовательный процесс в высшем учебном заведении МГУ им. Г.И. Невельского

Университет самостоятельно формирует свою структуру и подразделения, необходимые для его функционирования, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов...

Оксфорд является первым в истории англоязычным университетом. Дата его основания точно неизвестна, некоторые энтузиасты относят ее ко времени правления англосаксонского короля Альфреда Великого (871-900), а то и к эпохе легендарного короля Артура...

Оксфордский университет и его выпускники

Структура Оксфордского университета. Он состоит из 38 колледжей, а также 6 общежитий -- закрытых учебных заведений, принадлежащих религиозным орденам без статуса колледжа. Экзамены...

Оксфордский университет и его выпускники

Среди преподавателей и выпускников Оксфорда - 40 нобелевских лауреатов, 25 британских премьер-министров, 6 королей, 12 святых, около 50 олимпийских медалистов, около 20 управляющих 100 крупнейших бизнесов мира, тысячи ведущих политиков, ученых...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных, научных...

Организация академической мобильности в рамках Алтайского государственного университета

университет академический мобильность международный Алтайский государственный университет в своей деятельности руководствуется положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ...

Проблемы высшего образования в Российской Федерации и пути их решения

Управление университетом осуществляет ректор. Ректор возглавляет ректорат, который является коллегиальным органом управления. Ректорат решает инфраструктурные задачи деятельности университета...

Современное классическое университетское образование в России и Франции (на примере Кубгу и университета Бордо-III им. Мишеля Монтень)

Университет Бордо (Universite de Bordeaux) - это одно из крупнейших высших учебных заведений Франции. Расположен университет в пригороде Бордо Таланс. Как многие французские и европейские университеты Бордо начинает свою историю из средних веков...

Условия развития интеллектуально одаренных детей в области физико-математических дисциплин

Цель создания ТФМШ - отбор и воспитание талантливой учащейся молодежи путем обучения и привлечения их к участию в научной деятельности...