Контрольная работа роль науки в развитии инновационной деятельности. Роль науки в развитии инновационной деятельности Роль и функции науки в инновационной экономике

Краткое описание

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.1

Стр.
1
Роль науки в развитии инновационной деятельности
3
2
Организационные формы инновационных предприятий
6

Тесты
18

Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

по дисциплине «Инновационный менеджмент»


1. Роль науки в развитии инновационной деятельности.

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале. 1

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается. 2

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности.

Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие, прежде всего, быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии.

Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии. 3

2. Организационные формы инновационных предприятий.

Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса – «исследование - производство». Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т.е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5- 10%, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85 – 90%, а в процессе разработок – до 95 -97%. 4

Однако и на поздних стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перехода средств. Короче говоря, организация инновационного процесса основывается на учете его вероятностного характера, статистической природы действующих здесь закономерностей.

Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно- производственного цикла (определение специализации и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организация управления. Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:

Научно-исследовательские институты (НИИ);

Конструкторское бюро (КБ);

Проектно-технологические институты (ПТИ);

Проектно-конструкторские институты (ПКИ);

Государственные проектные институты (ГПИ).

При этом под научной (научно-технической) организацией следует понимать специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных). К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные исследования в определенной области знаний и отрасли наук по плану научных работ, составленному с учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований. 5

Классификация научно-технических (инновационных) организаций

Для принятия правильных решений по созданию новых (малых инновационных фирм, в том числе венчурных и т.д.) и совершенствованию функционирующих научно-технических организаций необходима их классификация. Они могут быть классифицированы по следующим признакам:

По масштабам работ – международные, межотраслевые, отраслевые, подотраслевые, а также, всероссийские, республиканские, региональные. При этом отметим, что отраслевые научно- технические организации могут быть всероссийскими и республиканскими;

По степени охвата процесса «наука» - производство» - научные, научно-технические, технические, научно-производственные;

По степени специализации, профилю – научно-исследовательские институты, проектно- конструкторские и технологические организации узкого и широкого профиля;

По степени юридической и оперативно- хозяйственной самостоятельности – организации, обладающие и не обладающие правом юридического лица;

По характеру конечного продукта – организации, расширяющие научные знания (открытия, тенденции, зависимости, схемы, принципы работы), создающие новые виды продукции (машины, приборы, обувь, материалы и т.д.), разрабатывающие технологические процессы, разрабатывающие формы и методы организации производства и управления.

Организационные формы инновационной деятельности и их распространенность во многом зависят от отраслевых и региональных особенностей. О разнообразии форм организации научно- технических разработок в отрасли, вписывающихся в вышеприведенную классификацию, определенное представление можно получить на примере машиностроения. Машиностроение является наиболее разветвленной отраслью промышленности и наиболее прогрессивной, наукоемкой в масштабе страны. Научно-технические (инновационные) разработки в машиностроении в основном осуществляется в семи организационных формах:

1. научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты (НИПКИ);

2. научно-производственные объединения (НПО);

3. самостоятельные конструкторские бюро (ОКБ, СКБ, ПКБ, СКТБ);

4. конструкторские бюро (КБ) при объединениях (предприятиях) и конструкторские отделы (СКО, ОГК, КТБ) предприятий. Такие КБ не только производственно, но и в большинстве случаев территориально связаны с теми предприятиями, которые они главным образом обслуживают;

5. научно-исследовательские и проектно-технологические институты узкого и

6. широкого профиля (НИПТИ);

7. НИИ организации производства (НИИОП) и НИИ технико- экономических исследований и информации (НИИТЭИИ);

8. государственные проектные институты (ГПИ).

Эти сложившиеся организационные формы инновационных разработок отличаются по назначению, масштабу решаемых задач, отдельным выполняемым видам работ и их ведущим направлениям. Такое разделение не означает создания одних видов изделий в НИИ, других – в ОКБ, третьих – в ОГК. Здесь существует множество разновидностей форм, широкое разделение труда между ними. Так, в авиадвигателестроении новая конструкция двигателя разрабатывается в ОКБ, имеющем свою опытно-экспериментальную базу, могущую изготовить опытный образец и довести его, а СКО заводов работают только над непосредственным внедрением этих проектов в производство и частичным их совершенствованием. В станкостроительной и электротехнической промышленности инновации (новшество) разрабатываются в НИИ, СКБ и ОГК, т.е. функционируют все основные формы организации научно-технических разработок. 6

Формирование новых, прогрессивных организационных структур

В практике инновационной деятельности организационные формы в основном себя оправдали. Но изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей и необходимость повышения конкурентоспособности новшеств требуют поиска новых форм инновационной деятельности. К настоящему времени сложились две группы прогрессивных форм инновационной деятельности, обеспечивающие интеграцию науки и производства. Первая группа этих организаций показала свою эффективность, получила определенное распространение и требует лишь дальнейшего совершенствования своей деятельности. К ним относятся:

Научно-производственные объединения (НПО);

Межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК);

Инженерные центры;

Временные научно-технические коллективы;

Специализированные внедренческие организации;

Региональные научные центры.

Вторая группа организаций связана с развитием рыночных отношений, приведших к возникновению принципиально новых организационных форм инновационной деятельности.

К принципиально новым формам интеграции науки и производства (ко второй группе) можно отнести: научно-технологические парки, малые инновационные предприятия, венчурные организации, финансово-промышленные группы (ФПГ). Многие из этих организационных форм находятся в стадии становления, развития и экономического эксперимента. Отсутствует четкое определение их роли и места в системе научного обслуживания, не уточнены их права и обязанности. Но, тем не менее, на основе опыта отдельных отраслей и организаций можно определить формы связи науки и производства, которые на этапе перехода к рыночным отношениям представляются более целесообразными. В этом плане малый бизнес в сфере инноваций, т.е. малые инновационные предприятия, в том числе венчурные (рисковые), является наиболее прогрессивной новой формой. В последние годы роль малых инновационных предприятий (организаций) резко возросла. Это обусловлено, во-первых, возможностью оснащения таких организаций адекватной их размерам современной техникой (микро-ЭВМ, микрокомпьютеры), позволяющей вести научные разработки; во-вторых, новой формой финансирования (рискового капитала); в-третьих, нежеланием крупных предприятий (фирм) разрабатывать принципиально новые изделия и осуществлять технологическую перестройку производства. Последнее особенно ярко проявилось в годы перехода к рыночным отношениям.

Наука и сфера научной деятельности. В современном мире наука является важнейшим элементом общественного развития, условием повышения благосостояния членов общества, их интеллектуального роста. К сфере науки относятся: 1. Систематизированная совокупность знаний, накопленных человеческим обществом в процессе его развития. 2. Методы и социальные формы осуществления научной деятельности. 3. Информационная, материально-техническая, технологическая база, существенно необходимая для осуществления научной деятельности. Конечные результаты научной деятельности проявляются в профессиональном, образовательном и духовном потенциалах общества. Научная деятельность - это интеллектуальная творческая деятельность по получению, анализу, систематизации и обобщению знаний о природе, человеке, технике, технологиях, обществе. Научно-техническая деятельность - это деятельность, направленная на получение и дальнейшее развитие, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем; на обеспечение функционирования науки, техники и производства, как единой системы. Рисунок 3.5 - Виды инновационной деятельности Рисунок 3.6 - Характеристики инновационных процессов Рисунок 3.7 - Источники финансирования этапов инновационного процесс Научно-образовательная деятельность - это деятельность по систематизации научных и научно-технических знаний и их использованию в процессе подготовки специалистов. Конечная цель научно-технической деятельности - научный результат. Научный результат - это неизвестные ранее сведения о природе, человеке, обществе, технике, технологиях, ставшие известными вследствие целенаправленной научной деятельности, либо в силу случайных обстоятельств, связанных с научной деятельностью (это побочный научный результат). Научный результат может включать в себя как объекты интеллектуальной собственности, так и способы, принципы, идеи, открытия, данные эксперимента и наблюдений. Научно-технический потенциал - это совокупность накопленных знаний (информации); людей, владеющих этими знаниями; материально-технической и организационной базами. Осознавая то, что научные ценности создаются творческим трудом ученых, что процесс труда в науке и образовании характеризуется преобладанием элементов творчества, инноватики, инициативы, постановкой и принятием нестандартных решений, государство поддерживает органически присущее научному сообществу стремление к самоуправлению и самоорганизации и создает благоприятные условия для конкурентного и свободного развития различных научных школ и направлений, не допуская вмешательства в творческий процесс поиска истины. Научно-техническая деятельность важна не сама по себе, а только как результат практического использования полученных знаний в общественной жизни. Поэтому, деятельность, направленная на коммерческую реализацию научных результатов в виде нового и улучшенного производимого продукта, способа его производства и совершенствования социального обслуживания, основой которых являются объекты интеллектуальной собственности, называют инновационной. Существует множество концепций процесса разработки новых продуктов, но ни одна из них не находит общего признания и отличается от остальных характером этапов деятельности, включенных в этот процесс. Создание нового продукта состоит их следующих этапов: 1) разработка концепции, 2) проверка осуществимости концепции, 3) разработка продукта (экспериментальная разработка), 4) опытное производство, 5) полномасштабное производство (полная коммерциализация) продукта. Разработка концепции. Концептуальная стадия характеризует период, в течение которого устанавливается научная обоснованность концепции. Научная обоснованность означает отсутствие общеизвестных научных истин или объективных законов природы, полученных и проверенных научными методами, которые опровергали бы осуществимость предложенной концепции. Разработка концепции осуществляется в рамках фундаментальных научных исследований. Фундаментальные исследования - это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования задачей, которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования -задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных раннее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Результатом осуществления этого этапа является создание стендовых моделей (в случае технологического процесса) или макетов (в случае продукта). Модели предназначены доказать, что новый процесс (продукт) будет иметь эксплуатационные характеристики, соответствующие предполагаемым. В том случае, когда невозможно создать целую модель, осуществимость может быть продемонстрирована с помощью соответствующих исследований, испытаний и методов компьютерного моделирования. Проверка осуществимости концепции. Характеризует период, в течение которого доказывается, в рамках существующего уровня техники, возможность производства, основанного на данной концепции нового продукта. Под уровнем техники понимается уровень накопленных знаний в конкретной области науки или техники, определяемой путем обзора открытой научной литературы или пакетным поиском. Доказательство технической осуществимости проявляется в рамках прикладных исследований. Прикладные (оригинальные) исследования - направлены на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно - исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках. Разработка продукта (экспериментальная разработка) - завершающая стадия научных исследований. Этот этап характеризуется переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Целью разработок является создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип - это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям. На данном этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов; условий эксплуатационной и экологической безопасности; уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок. Опытное производство. Стадия определения промышленной применимости и подготовки к производству - это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом данной стадии является опытный образец - полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Этот образец используется для получения предпроизводственных технических данных и информации об эксплуатационных характеристиках, качества и надежности предпроизводственной модели. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам. Полномасштабное производство - это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка. Завершающей стадией процесса исследований научной разработки является опытное освоение промышленного производства нового изделия. Стадией опытного освоения промышленных производств нового изделия заканчиваются работы, связанные со сферой науки, и начинается процесс производства. В производстве знания материализуются, а научные исследования находят свое логическое завершение. Формы организации науки. Наука и научное обслуживание, как сфера деятельности, имеют свои специфические особенности. Это касается высокого процента неопределенности получаемых результатов, необходимости координации инвестиционных решений при получении новых знаний, продуктов и технологий. В России сложилась специфическая система организации науки, включающая пять взаимосвязанных секторов или сфер: 1. Академическая наука - представленная, учреждениями Российской академии наук и других Российских академий. 2. Вузовская наука - представленная институтами, проблемными и отраслевыми лабораториями, научно-исследовательскими секторами. 3. Отраслевая наука - представленная самостоятельными научными организациями, подчиненными органами отраслевого управления. 4. Заводская наука - представленная как самостоятельными научными организациями, входящими в состав производственных объединений, так и в основном конструкторскими, технологическими подразделениями в структуре предприятий. 5.Наука предпринимательского сектора - представленная негосударственными научными организациями и малыми инновационными (венчурными) предприятиями. Роль и место научных организаций различных сфер науки России в едином процессе деятельности неодинаковы, внутренне противоречивы и отличаются от сложившихся в развитых странах (табл. 3.1). Таблица 3.1 - Направления исследований, проводимые секторами науки (Россия и развитые страны) Направления (виды) исследований (разработок) и функции Сектора науки Россия развитые страны 1. Фундаментальные исследования по ведущим направлениям науки Академическая и вузовская наука Академическая и вузовская наука, отдельные ученые 2. Прикладные исследования в приоритетных областях Академическая вузовская и отраслевая наука Академическая вузовская наука, венчурные фирмы и отдельные ученые 3. Прикладные НИОКР и ОКР межотраслевого и отраслевого характера Вузовская и отраслевая наука Вузовская наука и заводская наука 4. Проведение единой научно-технической политики Отраслевая наука до 1992 года, с 1992 года - Министерство по науке и технологиям Органы государственного управления в масштабах страны 5. Коммерциализация научных исследований Вузоская отраслевая, заводская наука, наука предпринимательского сектора Вузовская и заводская наука, отдельные венчурные предприятия Специфика развития науки в России определяется следующими факторами: 1. Для России является традиционным повышенное внимание к фундаментальным исследованиям. Академический сектор, способствующий проведению фундаментальных исследований имеет почти двухсотлетнную историю. 2. Наука в России, прежде всего академическая и вузовская, из-за относительной слабости других общественных институтов является важнейшим элементом национальной культуры, одной из главных составляющих национального богатства. 3. Основная часть научно - технического потенциала принадлежала оборонной промышленности. В связи с осуществляемым в России с 1992 года переходом от отраслевого принципа управления к программно-целевому принципу, функции отраслевой науки, являющиеся по существу функциями органов государственного и отраслевого управления, прекращаются. Т.е. отраслевая наука и составляющие ее самостоятельные научные организации перестают играть роль "продолжения" аппарата отраслевых министерств и прекращают обслуживать неэкономические потребности государственного аппарата отраслевого управления. Объективная необходимость существования отраслевой науки обусловлена следующими причинами: Преобладающим количеством организаций отраслевой науки. Слабостью научного потенциала, в части оснащения и ресурсного обеспечения академической и вузовской науки, которая не может обеспечить ни выполнение прикладных исследований межотраслевого и общеотраслевого характера, ни осуществление перспективных разработок с опережающими техническими решениями. Недостаточной экономической заинтересованностью и длительным периодом формирования такого научно-технического потенциала промышленных предприятий, который лишь в отдаленной перспективе станет сопоставим с потенциалом корпораций в развитых странах. Слабостью развития или полным отсутствием на большинстве предприятий технических служб (служб развития), способных обеспечить обновление и совершенствование производства. Статус научного работника и специалиста научной организации. Научная деятельность может осуществляться гражданами РФ, научными организациями, объединениями научных организаций и научных работников, а также временными коллективами научных и других работников. Научным работником признается лицо, обладающее необходимой квалификацией и участвующее в получении и систематизации научных знаний. Квалификация научного работника определяется результатами аттестации и выражается: 1. В назначении на должность, отнесенную к категории научные сотрудники: младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник. 2. В присуждении ученого звания или ученой степени, либо в наличии специального научного звания, образования, подтвержденного соответствующим дипломом, свидетельством, аттестатом: ученые степени: кандидат наук; доктор наук; ученые звания: старший научный сотрудник; доцент; профессор; академик. 3. В членстве различного рода союзах, ассоциациях и иных объединениях научных работников. Специалисты научных организаций (инженерно-технический работник) - это лица, имеющие законченное среднее или высшее образование, способствующие получению научного результата, но не являющиеся его соавторами, а также те, кто использует научные результаты в своей деятельности. Научная организация - коллектив научных и других работников, наделенных правами юридического лица, основанный на любой форме собственности и главной целью которого является осуществление научно-технической деятельности, подготовки и аттестации научных кадров. Научные организации подразделяются на научные учреждения и научные предприятия. Научные учреждения - это научные государственные организации, созданные для осуществления научной и научно-технической деятельности в соответствующих областях науки и техники, финансируемые за счет государственного бюджета или централизованных внебюджетных источников. Научное предприятие - это самостоятельный хозяйственный субъект /инновационная организация/, преследующий извлечение прибыли путем тиражирования и продажи научно - технической продукции и инженерно-консультационных услуг в качестве основной цели своей деятельности. Временный научный коллектив - группа научных и других работников, объединившихся, без образования юридического лица, для оперативного получения научного результата на срок, необходимый для решений поставленной задачи. Классификация организаций научной сферы. Выделяют 5 основных признаков классификации научных организаций. 1. По организационно - правовому статусу: самостоятельные научно-технические единицы; объединения самостоятельных научно-технических единиц; организации в составе производственных, образовательных и иных структур, являющихся их структурными подразделениями. 2. По характеру формирования и распределения доходов: прибыльные или коммерческие; бесприбыльные или некоммерческие. 3. По значимости организации в степени ориентации на реализацию национальных интересов или приоритетов. 4. По характеру источников финансирования: бюджетные (базовое финансирование); внебюджетные. 5. По преобладающему типу собственности: частные; государственные; коллективные. Значимость организации определяется характером решаемых ею задач и прежде всего задач, связанных с государственными (национальными), научно-техническими приоритетами. В том случае, если роль организации в реализации этих приоритетов достаточно высока, он получает статус "федеральной" организации (национальной). Научные организации осуществляют финансирование своей деятельности из разных источников, которые укрупненно можно разделить на две группы: бюджетные и внебюджетные. В том случае, если базовое финансирование научной организации осуществляется из государственного бюджета, она является бюджетной; в противном случае - таковой не является. Под базовым бюджетным финансированием понимается возмещение затрат из средств государственного бюджета на заработную плату по должностным окладам, определяемым на основе единой тарифной сетке и расчетного лимита численности сотрудников, а также других затрат, определяемых нормативными документами. Важным этапом анализа сети организаций научно-технической и инновационной сферы является разработка соответствующей классификации таких организаций. Методологической основой классификации научных и инновационных организаций является концепция видов специализации звеньев организационной структуры (рис. 3.8). Таким образом, знания о современном уровне и состоянии исследований и. разработок, наряду со знаниями потребностей рынка, являются основными предпосылками для формирования инновационного замысла. Рисунок 3.8 – Классификация научных организаций по видам

Алексеева С.Г., Иванова И.Л.

Сегодня принимается как аксиома, что экономическое развитие России уже немыслимо без создания эффективной национальной инновационной системы. Предметом дискуссии являются лишь возможные пути перевода экономики на инновационный путь развития. В сентябре 2011 года президиумом Правительства РФ был одобрен проект Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года «Инновационная Россия 2020». Одни из основных направлений инновационного развития РФ - это образование и наука. Стратегия «Инновационная Россия 2020» - это продолжение проводившейся на протяжении последнего десятилетия политики стимулирования инновационной активности. В рамках реализации этих стратегии заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций. В целом, на сегодняшний день не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития тенденций. Не удалость кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций.

Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не удалось решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуация государство предприняло значительные усилия. Ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Расходы на НИОКР в 2010 году в России оцениваются в 1,04% ВВП, против 1,43% ВВП в Китае, и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии.

С точки зрения инновационного развития человеческий капитал - одно из важнейших сохраняющихся конкурентных преимуществ у России. Охват всего населения базовым образованием, одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4% от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция), высокий уровень высшего образования по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям – все это создает основу для выстраивания эффективной инновационной системы. В то же время, ситуация в этой сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество. В рамках реализации поставленных задач стратегии «Инновационная Россия 2020» планируется значительно повысить ряд показателей инновационного развития в области образования.

Раздел 1.Роль науки в инновационном процессе.

Тема 1. Основные понятия. Наука как производительная сила общества и средство обеспечения конкурентоспособности государства и организации.

Научная деятельность впервые зародилась на рубеже VII-VI вв. до н.э. в приморских городах малоазийской Ионии. Она получила название "наука о природе". Как по своему содержанию, так и по своим методам эта дисциплина не имела ничего общего с естественными науками Нового времени. Истоками ранней греческой науки служат: мифология, данные непосредственных наблюдений и опыт многовековой человеческой практики. Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI в. до н.э. В древнегреческом обществе произошли такие сдвиги в материальной и духовной жизни, которые обусловили разрушение традиционной организации производства и возникновение науки.

Истинная наука, где главным критерием научности выступает эксперимент, появилась в Европе. Особое значение в формировании науки сыграли средневековые университеты. Первый университет был создан в Каире в 950 г. В Европе они возникли позже. В XI в. открылся Болонский университет, в XII в. образовались Парижский и Оксфордский университеты. К концу XV в. в Европе насчитывалось более 40 университетов. Они явились первой организационной формой для проведения научных исследований. Университеты возникали в столицах, крупных городах раздробленной Европы. К началу XVIII в. наука стала полноправным социальным институтом во многих европейских странах. В Англии, Франции, Германии учреждаются национальные академии наук, формируются различные научные общества, начинают выходить первые научные журналы.

Наука в России - как вид человеческой деятельности, направленный на получение новых знаний, возникла более 270 лет тому назад с момента образования Российской Академии наук. Однако уже первые крупные историки XVIII-XIX в. - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский в своих исследованиях пытались в допетровское время найти зачатки науки и научных знаний в России.

Постепенно с развитием сети научных учреждений Академии наук, а также, в связи с появлением университетской науки функции и характер работ Академии изменяются. От неё отходят учебные, переводческие и другие функции, прекращает свою деятельность академический университет и возрастает её роль в проведении чисто научных, изыскательских работ.

В конце XVIII и начале XIX вв. важную роль в проведении научных исследований начинают играть вузы, которые со второй половины XIX в. становятся главными центрами науки в России. Основание высших школ в России происходило при активном участие первых академиков: Ломоносова, Ададурова, Фусса, Палласа, Румовского и др. Так, в 1755 г по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский университет.

Все же к началу XX в. абсолютным лидером в мировой науке оставалась Западная Европа. К 1900 г. численность занятых в науке мира составляла 100 тыс. человек. По количеству открытий и изобретений за период 1600-1900 гг. на Западную Европу приходилось 80% открытий, 12% на американцев, 8% на русских.

В первые десятилетия Советской власти были заложены основы советской науки, создана сеть научных учреждений, центры подготовки научных кадров. В ряде научных направлений были достигнуты выдающиеся достижения.

В период конца 20-х до середины 50-х гг. происходит активное включение науки в народнохозяйственную систему и подчинение её нуждам индустриализации, а в военное время - нуждам фронта. Произошел невиданный рост темпов научно-технической деятельности, численности научных кадров и научно-исследовательских учреждений. На первый план в структуре НИОКР выдвигаются прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, а среди секторов лидерство по всем показателям переходит к отраслевой науки. Именно расцвет, а затем и полное доминирование отраслевой науки является характерным признаком данного периода.

Период с середины 50-х до середины 80-х гг. - этап послевоенного подъема народного хозяйства и дальнейшего развития производства. Эта была стадия превращения науки в непосредственную производительную силу, на которой она начала оказывать решающее значение на промышленное производство. Наука и техника слились в единое течение - научно-технический прогресс. Грандиозные научно-технические достижения Советского Союза в этот период сделали его одной из сильнейших научных держав мира, показав, что государственные приоритеты в образовании и науке оборачиваются открытиями и успехами в технологии и производстве. Среди наиболее ярких достижений: строительство первой в мире атомной электростанции в Обнинске и первого ледокола с атомной силовой установкой; запуск первого искусственного спутника земли и первого человека в космос, ознаменовавшие начало нового периода в жизни человеческой цивилизации и многие др. Начали развиваться новые отрасли промышленности - электронная и микроэлектронная (СССР в 1951 г. имел одну из самых передовых, в то время, ЭВМ в мире), атомная промышленность, производство синтетической продукции, биотехнология и др.

Советский Союз по показателям финансирования науки, по количеству научных публикаций, по подаваемым заявкам на изобретения прочно удерживал второе и третье место в мире, а по количеству занятых в НИОКР - первое.

В 1985 г. начало "Перестройки" повлекло за собой существенное изменение в развитии всей социально-экономической жизни общества.

Эти изменения глубоко затронули и научную деятельность, проводимую в стране. Одной из приоритетнейших задач стало, прежде всего, научно-техническое обновление производства и достижение высшего мирового уровня производительности труда. Интенсификация научной деятельности была направлена на достижение определенных экономических результатов.

Значительно усилились тенденции объединения науки и производства. Было проведено организационное слияние значительной части отраслевых НИИ с предприятиями и образование различных типов научно-производственных объединений (НПО). В машиностроительный комплекс, например, в состав НПО было включено более 80% НИИ и опытно-конструкторских организаций.

Получили также распространение территориально-отраслевые научно-технические программы, направленные на использование всех имеющихся предпосылок и факторов для успешного экономического роста. Первой из таких программ стала "Интенсификация-90", одной из задач которой было содействие повышение роли мелких и средних предприятий в ускорении экономического роста. И, как следствие, образование этих предприятий в различных областях экономики, в том числе и в научной отрасли.

Важной особенностью финансирования науки в СССР является не прекращавшейся более 40 лет гонкой вооружений было резкое преобладание расходов на научные исследования в области военных НИОКР над затратами в гражданском секторе. В середине 80-х гг. военно-промышленный комплекс поглощал в среднем около 71% всех ассигнований на науку. Такая вынужденная диспропорция в финансировании гражданских и оборонных НИОКР углубляла разрыв между уровнем проводимых исследований, техническим уровнем производства, материально-технической базой и квалификацией кадров, а, следовательно, и научными достижениями, сделанными в ВПК и гражданском секторе.

В США в тот же период наблюдалась практически схожая диспропорция в финансировании государством военных и гражданских НИОКР. В послевоенный период, до 1990 гг., финансирование военного сектора преобладало над другими областями исследований. В 1960-х годах военные исследования составляли 80% всех государственных инвестиций, затем эта доля сократилась до 50% в 1965 году и оставалась на этом же уровне до 1980 года, а потом снова увеличилась до 65% в 1990 году.

Однако в США, в отличие от СССР, был хорошо налажен механизм передачи результатов исследований из военного сектора в гражданский, посредством многочисленных правительственных программ, направленных на сближение этих секторов. В 1960-х годах в США началось внедрение военных технологий в гражданских целях, реактивный двигатель явился главным примером этого. Также примерами благоприятного взаимодействия секторов в США может служить передача новейших компьютерных технологий, производства чипов для компьютеров и биотехнологий из оборонных лабораторий в гражданские промышленные предприятия и последующим массовым производством данной продукции.

Согласно Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одной из приоритетных задач становится развитие «новой экономики» (или «экономики, основанной на знаниях»), строительство которой может осуществляться за счет изменения экономической структуры в пользу перерабатывающих и особенно высокотехнологичных отраслей. В отношении сферы науки впервые достаточно ясно сказано о том, что необходимо «оптимизировать масштабы и структуру научно-технической сферы, значительно повысить ее эффективность и направленность на достижение конкретных результатов», т.е. сделать ее компонентом национальной инновационной системы (НИС).

На сегодняшний день, с точки зрения построения экономики, основанной на знаниях, по всем формальным показателям страна находится в самом начале пути. Принятые измерители уровня развития новой экономики – это объем инвестиций в сектор знаний, динамика создания малых инновационных предприятий, показатели патентования изобретений, число занятых в высокотехнологичном секторе экономики и др. По совокупному показателю Россия сегодня в 2– раза уступает среднемировому уровню поддержки экономики знаний.

В настоящее время существуют различные трактовки так называемой «новой» экономики. Согласно широко распространенной трактовке, к «новой» экономике относится производство продукции и услуги отраслей высоких технологий, включая информационные. Однако предпочтительной представляется другая, расширенная трактовка, согласно которой для «новой» экономики, помимо указанных технологий, характерно повышенное качество труда, существенное развитие образования, а также наукоемких отраслей и производств.

^ Черты экономики знаний

Известный российский экономист Д. С. Львов приводит следующие характерные черты экономики знания:


  1. бурное развитие знаний, которые все более проявляют себя в виде непосредственной
    производительной силы; постоянно возрастающая роль наукоемкого сектора, роста
    объемов производства и сбыта современных наукоемких технологий; ускоряющиеся
    процессы компьютеризации информационного пространства экономики и всей
    общественной жизни;

  2. стремительный рост капитализации рыночной стоимости компаний, осуществляющих
    прорывные исследования и разработки в новейших областях науки и техники;

  3. направление системы государственных приоритетов в развитии науки и техники,
    прежде всего, на капитализацию затрат в человека;

  4. высокие темпы обновления основного капитала в жизнеобеспечивающих секторах
    материального производства и обслуживающей инфраструктуры;

  5. обеспечение примерно равных условий для каждого гражданина страны, вне зависимости от места проживания, для нормальной его жизнедеятельности: заработка, жилья, работы, доступа к информационному и транспортному обслуживанию и т. п.

^ Таблица 1 - Различия между моделями производства знаний


Mode 1 – Модель 1

(индустриальная экономика


Mode 2 – Модель 2

(экономика знаний)


Планы формируются в академической среде

Планы формируются в более широком контексте

Проблемы решаются в академическом секторе

Знания производятся в контексте их дальнейшего приложения

Организационные структуры иерархичные

Горизонтальные, гибкие организационные

структуры


Система основана на постоянно действую-

щих институтах


Основа системы – временные сети

Производство знаний осуществляется в

специальных институтах


Производство знаний происходит в разных

секторах экономики


Низкий уровень ответственности производителей знания

Высокий уровень ответственности и рефлесии

Система peer review (рецензирования) включает только представителей академического сообщества

Система peer review включает разнообразных клиентов


Источник : Gibbons М., Nowotny H., Limoges C., Trow M., Schwartzman S., Scott P.

The New Production of Knowledge: The Dynamics of Science and Research in Contemporary

Societies. London: SAGE Publications, 1994.

^ Понятие науки

наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления (Толковый словарь русского языка).

Термины и их определения даются в соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»:

^ Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее -

научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и

применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или

теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний

об основных закономерностях строения, функционирования и развития

человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные

преимущественно на применение новых знаний для достижения

практических целей и решения конкретных задач.

^ Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная

на получение, применение новых знаний для решения технологических,

инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем,

обеспечения функционирования науки, техники и производства как

единой системы.

^ Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана

на знаниях, приобретенных в результате проведения научных

исследований или на основе практического опыта, и направлена на

сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов,

продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их

дальнейшее совершенствование.

^ Государственная научно-техническая политика - составная часть

социально-экономической политики, которая выражает отношение

государства к научной и научно-технической деятельности, определяет

цели, направления, формы деятельности органов государственной

власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации

достижений науки и техники.

^ Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной

и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания

или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

^ Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)

научно-технический результат, в том числе результат

интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и

безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе

иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также

международными организациями, получившими право на предоставление

грантов на территории Российской Федерации в установленном

Правительством Российской Федерации порядке, на проведение

конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

^ Социально-экономическая роль наукоемких отраслей и высоких технологий

Наукоемкость определяется как расходы на НИОКР в расчете на единицу валовой, товарной или отгруженной продукции , а также добавленной стоимости или величину основных факторов производства.

Для характеристики наукоемкости используются также такие показатели, как


  • численность занятых в сфере НИОКР на одного работающего в отрасли;

  • расходы на НИОКР в расчете на одного работающего;

  • расходы на НИОКР в расчете на единицу объема ОПФ отрасли и т.п.
Поскольку наукоемкость зависит от двух факторов – затрат на НИОКР и объемов производства продукции, то ее изменение носит циклический характер , соответствующий этапам ЖЦП. Понятно, что этап разработки и освоения новой техники и технологии, отличающийся высоким уровнем расходов на НИОКР, сменяется этапом структурной перестройки и последующим этапом расширения масштаба производства, что, как правило, отражается в тенденции показателя наукоемкости. Данный процесс характерен как для макроуровня, так и для уровня отдельных организаций.

К примеру, IBM. Наукоемкость в этой компании рассчитывается, как отношение затрат на НИОКР к объему реализованной продукции.

^ Рисунок 1 – Динамика наукоемкости компании IBM в течение 20 лет

Изменение показателя наукоемкости для IBM связано с уменьшением затрат на НИОКР на 36,7% и ростом доходов от реализации продукции на 14,4%.

^ Наибольшие значения наукоемкости в США (исчисленной по совокупным ассигнованиям на НИОКР = федеральные ассигнования + расходы фирм + др. источники) имели:


  • авиаракетная промышленность 12,9%;

  • научное приборостроение 12,4%;

  • услуги по обработке информации 11,8%

  • производство медикаментов 10,4%

  • производство компьютеров 7,9%;
Для сравнения : нефтяная и нефтеперерабатывающая пром-ть 0,7%; пищевая и легкая пром-ть 0,5%. Такие различия связаны, в том числе, и со структурой расходов на производство продукции. Для производств с высокой долей материальных затрат (ок 80%), например, легкая и пищевая, типична более низкая величина наукоемкости.

Если же рассматривать абсолютные значения затрат на НИОКР, то наибольшие затраты характерны для фирм автомобильной промышленности . General Motors - ок. 8 млрд. долл, Ford – ок. 6 млрд долл.

Тенденция к повышению наукоемкости в последнее время имеет место и в российской промышленности. Так, наукоемкость в 2000 г. по сравнению с 1999 г. с учетом инфляции увеличилась с 4,96 до 8,46%.

Заметим, что повышение наукоемкости высоких технологий может как сопровождаться сокращением времени создания нового продукта (например, в основанной на химической переработке сырья фармацевтике), так и не сопровождаться им (например, в области биотехнологии). Для высоких технологий характерна и неявная связь между исследованиями и производственным внедрением, а также опора на неформальные организационные структуры. Например, согласно проведенным в Гарвардском университете исследованиям, эффективно работающая компания может опираться как на собственные исследовательские группы, так и на «внедренческие» группы, функционирующие в США и Европе.

На основе анализа затрат на НИОКР и производства продукции в странах ОЭСР было предложено относить к наукоемким производствам те, показатель наукоемкости которых превышает 3,5%.

В начале 90-х гг. среди наукоемких или высокотехнологичных отраслей стали дополнительно выделять ведущие наукоемкие технологии (leading-edge) и технологии высокого уровня (high level). При уровне 3,5 – 8,5% соответствующие продукты и производства относят к категории «высоких технологий », а если он превышает 8,5% - к ведущим наукоемким технологиям.

Таким образом, в настоящее время выделяют следующие высокотехнологичные отрасли промышленности:


  1. авиакосмическая промышленность;

  2. пр-во компьютеров и офисного оборудования;

  3. электронная промышленность и пр-во коммуникационого оборудования;

  4. фармацевтическая промышленность.
Для справки : Бюро цензов США выделяет 10 направлений наиболее передовых технологий:

  • биотехнология;

  • технологии на основе достижений наук о жизни;

  • оптоэлектроника;

  • компьютеры и телекоммуникации;

  • электроника;

  • компьютеризированные производства;

  • новые материалы;

  • авиакосмические технологии;

  • вооружение;

  • ядерная технология.

Определяющими признаками высоких технологий являются:


  • производство принципиально новых товаров и услуг, включая информационные технологии и Интернет;

  • высокая доля затрат на НИОКР в производстве этих товаров и услуг, быстрая сменяемость моделей;

  • длительный период осуществления затрат и высокий риск;

  • изменение социальной среды.
Производство принципиально новых товаров и услуг предопределяется фактически складывающимся составом высоких технологий.

Помимо указанных выше, важные области высоких технологий - макро- и нанотехнологии .

Под макротехнологией следует понимать совокупность всех видов инновационной деятельности по созданию принципиально новых видов продукции и услуг в отраслях, определяющих передовой технологический уровень страны.

В СССР некоторые такие отрасли были созданы: авиация, космическая промышленность, ядерная энергетика, энергетическое машиностроение и т.д. Однако в годы кризиса (1991 - 1999 гг.) имело место значительное технологическое отставание в связи с известными причинами: отсутствием заказов, резким спадом НИОКР, износом оборудования. В настоящее время США уже освоили 22 макротехнологии. По имеющимся оценкам, при благоприятных условиях Россия до 2010 г. могла бы освоить 6 - 7 макротехнологий и до 2025 г. - 12 - 16.

Внутри макротехнологий следует выделять критические технологии , т.е. такие технологии, отсутствие которых не дает возможности освоить макротехнологию.

Например, в ядерной энергетике к критическим технологиям относятся технологии регенерации отработанного ядерного топлива, утилизации и захоронения радиоактивных отходов , в биотехнологии - биоинженерия, создание белковых препаратов и композитов с заданными функциональными свойствами . О значимости критических технологий можно судить, в частности, по следующему факту: при смене поколения современного самолета требуется создать от 80 - 90 до 170 новых технологий, а также модернизировать еще почти 400 . В то же время, по данным Р.П. Вчерашнего и О.С. Сухарева, доля лучших критических технологий в России не достигает даже 20% от общего их числа в мире.

Помимо указанного выше, к высоким технологиям относится и нанотехнология. Ее предметом являются структуры величиной до нанометра (одной миллионной части миллиметра). Нанотехнология основывается на bottom-up-принципе, принципе самоорганизации молекул и др. Bottom-up-принцип заключается в создании нужных структур путем композиции отдельных молекул, атомов, мельчайших частиц. Принцип самоорганизации молекул означает способность различных молекул формировать определенные структуры .

Нанотехнологии позволяют строить вещество по заранее разработанному плану - взять отдельный атом и поместить его в нужное место. Физические свойства нанообъектов, измеряемых в миллиардных долях метра, значительно отличаются от характеристик привычных материалов. Разница иногда принципиальная, ведь в нановеществе активной является практически вся поверхность , в то время как в обычном веществе активная, внешняя поверхность составляет незначительную часть. Отсюда удивительные свойства наноматериалов.

Примеры нанопродуктов - линзы для очков, неуязвимые для царапин, крошечные элементы для микрочипов, более эффективные катализаторы, нанопокрытия и др. Футурологи Института системной техники и исследования инноваций им. Фрауэнгофера в г. Карлсруэ считают нанометод технологией будущего, имеющей эпохальное значение. «Нанотехнология приведет к инновационному взрыву», - считает профессор Х. Курц из Центра микроэлектроники Рейнско-вестфальской высшей технической школы в г. Ахене.

^ Сегодня уже существуют наноматериалы, вышедшие за пределы научных лабораторий! . Лидируют среди них наноалмазы: они изготавливаются в промышленном масштабе - тоннами. Эти частицы углерода размером около четырех нанометров имеют структуру алмазной решетки, а значит, являются прекрасными абразивами. Используемые для полировки, они дают недостижимую прежде гладкую поверхность (в десятки раз выше самого высокого, 14-го класса чистоты обработки). Добавленные в смазочное масло, они продлевают жизнь трущихся деталей в сотни раз, поскольку полировка и “заделка” микротрещин происходит на уровне отдельных атомов.
Казалось бы, алмазы должны быть очень дороги, но, как пояснил профессор В.Косушкин, сегодня самое дорогостоящее в производстве наноматериалов - создание особо чистых условий рабочей зоны. Оборудование и исходное сырье для новых технологий используются не слишком дорогие, а энергозатраты минимальны.

Интересную работу представил коллектив авторов из московского Государственного НИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов. Биологи занялись изучением галобактерий (Halobacterium salinarum), живущих в соленых озерах. Белок, образующий их внешнюю мембрану, - бактериородопсин - сохраняет свои свойства в самых экстремальных условиях: при действии многих растворителей, повышении температуры до 140 градусов, понижении содержания кислорода. Биосинтез при этом продолжается, поскольку бактериородопсин является фоточувствительным белком и для нормального функционирования в клетке ему хватает солнечных лучей. Используя фоточувствительный белок галобактерий, ученые России и других стран планируют получать “мясо без коровы” - синтезировать под действием света животный белок без участия живого организма .

Cледует отметить сообщение профессора Государственного технического университета атомной энергетики (Обнинск) Виты Хмелевской. Она занимается изучением свойств наноструктурированных материалов при тепловом и радиационном облучении. Под их одновременным воздействием в аморфном сплаве на основе кобальта возникают центры кристаллизации - происходит фазовый переход. Если нагрев отключить, вещество возвращается в первоначальное аморфное состояние. Такое явление назвали самоорганизацией материи . По принципу самоорганизации получают многие современные композиционные материалы, например, кевлар - сверхпрочную ткань для бронежилетов. Внешне обычные тонкие майки непробиваемы для пули или ножа, и делают такие в МГТУ им. Н.Э.Баумана. На основе исследований ученых из Обнинска можно прогнозировать изменение прочности оболочки работающего атомного реактора. Точный расчет покажет, как под действием радиации перегруппируются атомы, вызывая ухудшение качества стали

Очевидно, что по мере развития науки и техники перечень высоких технологий будет расширяться, а структура - видоизменяться.

С учетом факторов глобализации и информатизации современного мирового сообщества особую роль призваны играть информационные технологии (ИТ). Суть их отражает следующее определение: «ИТ - это технология, позволяющая обрабатывать значительные объемы информации, сокращающая время, необходимое для разработки новой продукции, а также способствующая ускорению инновационного процесса».

Известно, что в США доля капитала, вложенного в информационные технологии, с 1960 г. утроилась. В составе высоких технологий могут быть выделены производство и применение компьютеров, программное обеспечение, телекоммуникации, а также Интернет. В 2002 г. объем рынка информационных технологий превысил 1 трлн. долл ., в 2008 г. должен составить 2 трлн. долл. При этом более половины рынка составят программное обеспечение и информационные услуги.

По оценкам экспертов “International Data Corporation”, с 1998 г. по 2003 г. оборот мировой интернет-индустрии увеличился в 26 раз , достигнув 1317 млрд. долл.

Согласно опросам руководителей крупнейших компаний, прогнозируется увеличение производства персональных компьютеров в России, при этом в 2001 г. увеличение составило 15 - 25%.

Влияние развития информационных технологий на экономику может быть охарактеризовано, например, тем, что начиная с 1995 г. ИТ-индустрия обеспечивает США 21 - 31% прироста ВВП ; 98% заказов фирмам поступает исключительно в электронном виде, за счет чего только на оперативных издержках американская промышленность экономит более 300 млн. долл . ежегодно.

Необходимо также учитывать, что информационные технологии существенно влияют на условия работы и поведения человека, т.е. изменяют качество труда и социум. Значительно меняется организация НИОКР : в работе над одним проектом или научной программой могут участвовать ученые, конструкторы различных стран и регионов, не выходя из дома. При этом отпадает необходимость в создании макетов и стендов, строительстве ряда научных установок.

Важное практическое значение имеет электронная система непрерывной интегрированной поддержки жизненного цикла продукта (CALS - Continuous acquisition and life cycle support), включающая поддержку всех элементов жизненного цикла продукта (замысла, проектирования, производства, транспортировки, хранения, продажи, утилизации). При этом используются CALS-технологии - методы работы с информацией о продуктах, процессах и среде, основанные на электронном представлении документации в формате, определенном международными CALS-стандартами. Значительно повышается кпд активных ученых, изобретателей, конструкторов, так как они затрачивают меньше времени на поиск информации, верификацию результатов исследований, анализируют больше информации..

Информационные технологии приводят к созданию «виртуальных» предприятий , т.е. группы производств, объединенных единой информационной системой.

Создание «виртуальных» предприятий сопутствует развитию электронной коммерции - продаже товаров, услуг, валюты, ценных бумаг через Интернет, расчетам электронными деньгами и т.п. Все это находит отражение в новом деловом и психологическом облике работающих - трейдеров, маркетологов и т.п., в появлении новых профессий и видов деятельности.

С развитием информационных технологий будет строиться все больше «умных», «информатизированных» зданий (интеллектуальные здания ), оснащенных современными средствами связи и телекоммуникациями, регулирования температуры и влажности воздуха, шума и т.п.

^ Высокотехнологичные товары

Делятся на «технику высокого уровня» и «технику высшего уровня». В стоимости «техники высокого уровня» доля затрат на НИОКР равна 3,5 - 8,5%, а в стоимости «техники высшего уровня» - более 8,5%.

Проведенные исследования показывают, что в области продаж высокотехнологичных товаров наибольшие успехи, в порядке убывания, достигнуты США, Японией и Германией, в том числе в области продаж техники высокого уровня - Германией и Японией, США, техники высшего уровня - Японией, Германией.

Что же касается России, то ее положение пока еще несопоставимо с развитыми странами. Так, в ^ России в области высоких технологий задействовано лишь 0,1% национальной промышленности, тогда как в США аналогичный показатель - 40%. Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции - 0,22-0,24 процента, и это притом, что в стране 854 тысячи занятых в науке работников, одна из лучших высших школ и разветвленная сеть научных организаций (почти 3300), часто с уникальной стендовой базой (данные ЦИСН), кроме того, в России сосредоточено 12% ученых мира.

В мировой практике уровень расходов на НИОКР наиболее активных компаний, функционирующих в области информационных технологий и телекоммуникаций, таких как “Microsoft”, “Pfizer”, “Ericsson Telefone”, “Glaxo Wellcome”, “Lucent Technologies”, “Motorola”, “Bell Canada Enterprise” находится на уровне 8,5 - 17% от объема продаж, а крупнейших нефтяных компаний, пользующихся традиционными технологиями - менее 1%.

Помимо указанного выше, высокие технологии характеризуются быстрой сменой взаимозаменяемых направлений разработок отдельных видов продукции и моделей, характеризующихся гораздо большей производительностью, скоростью передачи информации и услуг, а также меньшей стоимостью и снижением цены оказываемых услуг .

Например, оптоволоконная связь дает возможность увеличить в 200 раз число разговоров по сравнению с обычной связью (медный провод). Число транзисторов в расчете на микропроцессор увеличилось с 1 тыс. в 1973 г. до 1 млн. в 2000 г. Соответственно росла производительность и снижалась цена мощности и скорости компьютеров. Так, цена 1 МГц процессинговой мощности уменьшилась с 7681 долл. в 1978 г. до 0,17 долл. - в 1999 г., соответственно цена 1 Мб памяти с 5257 до 0,17, цена пересылки 1 трлн. бит - с 150000 до 0,12.

Вместе с тем, возможности компьютеров на кремниевых транзисторах со временем будут исчерпаны. На смену им придут значительно более производительные компьютеры на квантовых транзисторах и на биочипах.

Высокие технологии отличаются также сравнительно длительным затратным периодом и высоким риском. Это обстоятельство определяет специфику финансирования и стимулирования деятельности нарождающихся компаний. Все это – характерные черты так называемой «новой экономики».

«Новая» экономика - это экономика, базирующаяся на знаниях (Knowledge based economy). Она представляет собой сплав высоких технологий, образования и человеческого капитала. Отсюда следует, что в «новую» экономику целесообразно включать наукоемкое здравоохранение и образование.

Неслучайно в научном бюджете США на 2001 г. доля расходов на развитие национальных институтов здоровья составляла 22%, занимая второе место после расходов на оборону. По некоторым данным, эффект от вложений в медицинские исследования и человеческий капитал, способствующих увеличению активности и долголетия, намного превосходит выгоды, обусловленные информационными технологиями.

Значительны усилия предпринимателей и мирового сообщества для информатизации и «интернетизации» образования. В США в 2001 г. в развитие дистанционного образования был вложен 21 млрд. долл.

В России намечена программа информатизации образования стоимостью 56 млрд. руб., а в качестве первого этапа реализации проекта - компьютеризация сельских школ и создание единой информационной базы стоимостью 1 млрд. руб. Разумеется, это несопоставимо с мировыми масштабами, но, тем не менее, - важный шаг вперед.

Функции высоких технологий


Функция

Реализация функции

1. Рыночная

Обеспечивает лидерство на рынке, преимущества перед конкурентами

2. Связующая

Исполняет роль связующего звена между научным знанием и его использованием

3.Интегрирующая

Координация отдельных производственных процессов

4.Стимулирующая

Совершенствование существующей и создание качественно новой техники и производственных процессов

5.Экономическая

Обеспечение необходимого соответствия между психофизиологическими и технологическими ритмами труда

6.Экологическая

Охрана окружающей среды за счет обеспечения безотходности производства, замкнутого цикла переработки ресурсов

7. Эвристическая

Исследование различных фаз производственных процессов, использование кибернетики, выбор оптимальных вариантов организации производства

8.Прогностическая

Прогнозирование развития науки, техники, производства и их ограничивающих факторов

9. Социальная

Придание труду нового содержания, развивающего работников, требующего от них более высокого уровня знаний, повышающего заинтересованность трудом

10. Политическая

Обладание новыми современными технологиями позволяет стране завоевывать авторитет на мировой политической арене*

*В качестве интегральных показателей сравнения стран используют:


  • технологические возможности страны (technological capability) – характеризует вклад отдельного государства в совокупное промышленное производство;

  • потенциал развития технологии (technology developing potential) – характеризует способность его к созданию новых видов продукции и технологий

        • технические возможности

          • кол-во зарегистрированных патентов;

          • объем торговли технологиями;

          • объем экспорта наукоемкой продукции

        • способность реализовать возможности

          • объем добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности

        • научно-технический потенциал

          • расходы на исследования и разработки;

          • численность исследовательского персонала

        • результативность

          • число патентов, зарегистрированных за рубежом;

          • объем экспорта технологии.

Анализ опыта японских компаний показывает, что именно комплексная реализация всех функций высоких технологий позволяет достичь также и коммерческих высот. К примеру, реализации именно социальной функции высоких технологий приписывается достижение японскими компаниями высокой конкурентоспособности своей продукции за счет обеспечения высокого уровня качества (концепция TQM).

Широкое распространение в мировых масштабах получил бизнес, основанный на продаже технологий. Новые технологии стали товаром, причем очень выгодным. Фирмы, вкладывающие большие средства в развитие техники и технологии, оказываются вовлеченными в два вида деятельности ("два бизнеса "):


  1. основную деятельность, определенную целями своей организации;

  2. не основную научно-техническую деятельность, результатом которой является новая техника и технология, имеющие коммерческую ценность, но часто не связанные с целями организации.
В любом из случаев может быть получена ощутимая прибыль: в первом - от получения преимуществ над конкурентами за счет внедрения новой техники и технологий; во втором - от ее продажи.

Спрос на новые технологии на международном рынке чрезвычайно высок. Доля импорта высоких технологий в общем объеме импортируемой США продукции увеличилась с 9,8% в 1980 году до 23,3% в 1995 году, а доля экспорта продукции высоких технологий увеличилась соответственно с 17,3 до 27,5%.

Существенно возрос и объем ежегодных лицензионных операций, что свидетельствует о растущей экономической роли этого вида деятельности. Причины, побуждающие компании продавать свои технологии, многочисленны и разнообразны. Среди основных журнал "Harvard Business Review" (США) называет следующие:


  • возрастающие издержки на НИОКР и постоянный риск неудачи в исследованиях требуют максимального использования результатов разработок. Иногда полученные результаты не соответствуют профилю фирмы, поэтому лучше их продать, чем осваивать в производстве. Так, например, поступила фирма "Дженерал Электрик", открывшая микроорганизм, "съедающий" нефть;

  • некоторые технологии со временем теряют для фирмы интерес; меняется профиль деятельности, сокращается рынок; хотя производимая продукция защищена патентами, эта защита бывает иллюзорна и гарантий не дает. Пример - торговая война между фирмами "Кодак" и "Поляроид" относительно способа моментального получения фотоснимков;

  • нежелание продавать технологию из-за конкуренции перекрывается боязнью, что кто-то другой продает иную технологию ,и конкуренция все равно возрастет;

  • фирма не располагает средствами для капитальных затрат на новую технологию;

  • компания не может проникнуть на рынок какой-либо страны из-за ограничений импорта;

  • монополии препятствует антитрестовское законодательство . Так, фирма "Xerox" по решению суда вынуждена продавать лицензии на производство копировальной техники.
Однако, продавая свои технологии по тем или иным причинам, компании стараются и в дальнейшем соблюдать свои экономические интересы с помощью целого ряда ухищрений. Так, в практике лицензионных договоров используются разнообразные ограничительные условия. В целом же важнейшие виды "оговорок" можно сгруппировать следующим образом:

  • ограничения на процесс использования предоставленной технологии;

  • ограничения свободы коммерческой деятельности;

  • ограничения в режиме платежей;

  • ограничения на техническую политику реципиента технологии.

Взаимопроникновение «новой» и «старой» экономики, высоких и традиционных технологий подразумевает ускоренное развитие первых. Так, согласно проекту федеральной программы на 2002 - 2010 гг. «Электронная Россия» российский рынок информационных услуг увеличится к 2005 г. в 2 - 3 раза, а к 2010 г. - в 5 - 6 раз. При этом гарантированный заказ на 2002 г. составил 200 млн. долл.

Следует также учитывать, что, несмотря на большие потери в отраслях высоких технологий, в мировых компаниях, характеризующихся высоким уровнем капитализации, на 2000 - 2001 гг. прогнозировался значительный рост прибыли: например, в области беспроводных телекоммуникаций - на 45%, Интернета - на 37%. Эти показатели опережают аналогичные «передовые» показатели компаний таких отраслей «новой» экономики, как производство компьютеров - на 23%, программного обеспечения - на 20%, компьютерного обслуживания - на 17%, а также вырвавшихся вперед отраслей «старой» экономики, в частности бумажной промышленности - на 28%, металлургии - на 24%.

В формировании и развитии высоких технологий важная роль предназначена венчурному капиталу . Широко известные ныне высокотехнологичные компании “Microsoft”, “Intel”, “Apple”, “Computers Compaq” и др. многим обязаны венчурным фондам, так как использовали их капиталы на ранних стадиях развития. Как известно, венчурные фонды инвестируют сформированный ими венчурный капитал путем приобретения акций новых, еще неизвестных компаний, намечающих осуществить рискованные инновационные проекты без гарантированного обеспечения имуществом, сбережениями и прочими активами. Инвестирование венчурного капитала сопровождается как значительным риском и возможными потерями, так и порой невероятным ростом курса акций компаний-эмитентов.

По оценке американских экономистов, в 15% случаев авансированный в рисковые проекты капитал полностью терялся, 25% рисковых фирм несут убытки в течение более длительного времени, чем предполагалось, 30% таких фирм дают весьма скромную прибыль, и лишь в 30% случаев рисковые проекты приносят высокую прибыль , позволяющую в течение срока реализации проекта (3 - 7 лет) многократно перекрыть затраты. Эти же проекты могут дать резкий рост стоимости техноакций за более короткий период.

Справочно :В России венчурный бизнес получил известное развитие. Так, сейчас в стране более 40 венчурных фондов с суммарными активами более 4,3 млрд. долл. В их числе 11 территориальных венчурных фондов, созданных за счет средств ЕБРР. Размер инвестиций этих фондов - от 0,5 до 4,5 млн. долл. (в среднем 2 млн. долл.). Несколько венчурных фондов образовано за счет средств правительств иностранных государств. Так «Американско-российский инвестиционный фонд» “TUSRIF” (The United States - Russia Jnvestment Fund) образован из средств правительства США, деятельность «Инвестиционного фонда Центральной и Восточной Европы» (Jnvestment Fund for Central and Easten Europe) поддерживается правительством Дании.

Другие венчурные фонды сформированы иностранными негосударственными корпорациями и частными инвесторами: “Morgan Stanley Global Emerging Markets”, “Commercial Capital”. Деятельность некоторых венчурных фондов имеет свою специфику: часть средств они вкладывают в обычные, а не рисковые инновационные проекты; часть фондов создана для продвижения иностранных товаров на российский рынок; некоторые фонды созданы для заимствования российских технологий. Тем не менее, в России не следует ожидать быстрого увеличения объемов венчурного финансирования. Это связано с тем, что в стране не развит рынок техноакций, отсутствует слой рисковых инвесторов.

Источники

1 Наука и высокие технологии в России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. коллектива В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. – М.: Наука, 2001. – 636 с.

2 Экономика знаний / В.В. Глухов, С.Б. Коробко,Т.В. Маринина. - СПб.: Питер, 2003. – 528 с.

3 Остапенко В., Витин А. Высокие технологии: перспективы, инвестиции, стимулы //

4 Дмитриев В. Выйти в мир, не пойдя по миру [Электронный ресурс] // - Электронная газета «Поиск» от 10.09.2004 – Режим доступа по адресу www.poisknews.ru – Загл. с экрана.

5 Кулакова Т. Алмазы в масле // газета «Поиск»

Приложение А
^

Номенклатура специальностей научных работников


(по состоянию на 1 июля 2002 года )