Развитие способностей в обучении младших школьников. Курсовая работа: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава I. Теоретические основы исследования способностей младших школьников…………………………………………………………….………...5

1.1 Понятие о способностях и их природе……………………………..5

1.2 Взаимосвязь способностей, интересов, задатков и склонностей.....9

1.3 Психолого-возрастные особенности развития младших школьников……………………………………..…………………………13

1.4 Условия развития способностей у детей младшего школьного возраста…………………..………….…………………………………….18

Заключение………………………………………………………………..…….22

Список использованной литературы………………………………………..24

Введение

Актуальность исследования . Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности.

Проблема развития способностей младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Способности необходимы человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе задатки, найти свое место в жизни.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следовательно, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Поэтому одна из задач школы - развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности.

Цель исследования : определить факторы, влияющие на развитие способностей младших школьников.

Задачи исследования :

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.

2. Рассмотреть взаимосвязь способностей, задатков, интересов и склонностей.

3. Выявить условия развития творческих способностей младших школьников.

Теоретическую основу исследования : составили трудыотечественных психологов Р.С. Немова, И.В. Дубровиной, В.Д. Шадрикова и других.

Глава I. Теоретические основы исследования способностей младших школьников.

1.1. Понятие о способностях и их природе.

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

От чего это зависит? Почему при всех прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-нибудь деятельностью и добиваются в ней больших успехов, чем другие? Дело в том, что каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая и т. д.) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качествами, у других они могут быть слабо развиты. Если люди обладают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это и значит, что они способны к этой деятельности.

Способности – это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека-продукт истории,- писал С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства» .

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

На основании вышесказанного можно вывести следующее определение.

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения.

Иными словами, под способностями понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности.

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает широкие возможности для овладения различными видами деятельности. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать настойчивостью, упорным трудом.

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они все же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т. д. предполагает наличие известных способностей, а с другой - само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д. Эти умения, знания и т. д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т. е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т. д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.

1.2. Взаимосвязь способностей, интересов, задатков и склонностей.

Способности - продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки. Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств. При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей.

В качестве задатков следует рассматривать уровень развития и соотношения первой и второй сигнальной систем. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И.П. Павлов различал три типа высшей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность.

Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга. В этом случае типологические свойства являются парциальными (“парциальный” в переводе с латинского означает “ частичный”, “отдельный”), так как характеризует работу лишь отдельных участков коры головного мозга. Парциальные свойства уже более определенно можно считать задатками способностей, связанных с работой зрительного или слухового анализатора, с быстротой и точностью движений

Следует помнить, что задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. В жизни много примеров, когда люди с весьма благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возможностей и оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли бы добиться больших успехов, если бы по-иному сложилась их жизнь. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями, к какой- либо деятельности может добиться в ней известных успехов.

Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности. Например, на основе такого задатка, как быстрота точность, тонкость и ловкость движения, могут в зависимости от условия жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким и точным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и пластичным пальцам скрипача.

При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка, например, музыкальные, литературные, художественно изобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро (что и создает иногда иллюзию врожденности способностей) . Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные способности, а лишь способность к их формированию. Будучи предпосылкой успешной деятельности человека, его способности в той или иной мере и продукт его деятельности. Иными словами, каким будет отношение человека к действительности, таким и результат. При наличии задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах. Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков (но не при полном) ребенок может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Развитие способностей тесно связано с развитием интересов. Интерес – это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным. Интересы людей различаются по содержанию, широте, устойчивости, степени постоянства.

О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей:

1) по быстрому продвижению (темп продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельности;

2) по качественному уровню его достижений;

3) по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельность.

Успешное осуществление той или иной деятельности даже при наличии способностей зависит от определенного сочетания качеств личности. Одни только способности, не сочетающиеся с соответствующей направленностью личности, ее эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям. Прежде всего, способности тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности.

Склонность выражается в том, что ребенок по собственному желанию усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает ее другим. Интересы и склонности к определенной деятельности развиваются обычно в единстве с развитием способностей к ней. Например, интерес и склонность ученика к математике заставляют его усиленно заниматься этим предметом, что в свою очередь развивает математические способности. Развивающиеся математические способности обеспечивают определенные достижения, успехи в области математики, которые вызывают у ученика радостное чувство удовлетворения. Это чувство вызывает еще более глубокий интерес к предмету, склонность еще больше заниматься им.

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям. Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант – это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду.

1.3. Психолого-возрастные особенности развития младших школьников.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов .

Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая еще не устойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Этот возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Ведущая роль учебной деятельности не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности - игру, труд и общение.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Этот возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Согласно Л.С.Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим» . Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношения с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивает свои позиции, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

1. Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности.

2. Рефлексия, анализ, внутренний план действий.

3. Развитие нового познавательного отношения к действительности.

4. Ориентация на группу сверстников.

Первые годы обучения в школе – годы очень заметного развития интересов. И основной из них познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира. Развитие интересов идет от интересов к отдельным фактам, изолированным явлениям к интересам, связанным с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимосвязей между явлениями.

С развитием навыка чтения быстро складывается интерес к чтению и литературе. С середины IIкласса наблюдается дифференциация учебных интересов. Если первоклассники интересуются учением вообще, то ученику IIкласса более интересно решать задачи, интересны уроки рисования.

В связи с формированием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Как правило, в этом возрасте еще рано говорить о сложившихся способностях, но уже выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уровень способностей в области математики, музыки, рисования.

1.4. Условия развития способностей младших школьников.

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам.

Дети младшего школьного возраста открыты, восприимчивы и любопытны. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка.

Одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка и расширению его кругозора. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей. В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей общих способностей и формирование интереса к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учебной деятельности.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ребенок может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, тех или иных проявлений темперамента .

Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей. Ни к чему не способных детей нет. Надо только помочь ребенку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он формирует способности и таланты учеников и умело направляет их развитие.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому-то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Упорный труд всегда является основой развития как общих, так и специальных способностей. Без большого и напряженного труда способности не развиваются, остаются лишь потенциальные возможности для их успешного формирования.

Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней – необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими и действенными.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем детальном разборе; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием увиденного и слышанного. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития.

Развитию способностей детей способствуют различные формы внеклассной и внешкольной работы. Это различные математические, музыкальные, литературные, технические кружки. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготавливают несложные изделия из пластилина, картона, бумаги, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность и творчество. На этих занятиях у школьников развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Раннее проявление способностей у школьников часто бывает предпосылкой развития большого таланта, но, если проявившиеся способности в дальнейшем не развиваются и не воспитываются, они угасают. Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма.

Заключение

На основании проведенного теоретического анализа психологической литературы можно сделать следующие выводы.

Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов деятельности. Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. То есть, человек не рождается способным к той или иной деятельности, а участием в деятельности формирует у себя способности к ней.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей с задатками, интересом и склонностями. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. Но задатки – лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют раннему пробуждению задатков. Интерес проявляется в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Интерес проявляется в склонности человека к деятельности, по преимуществу связанной с предметом интереса. Для младших школьников предметом интереса является учебная деятельность. Однако для того чтобы учебная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:

1. Эта деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции.

2. Деятельность школьника должна быть по возможности творческой.

3. Важно организовать деятельность школьника так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности.

В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, какие же факторы оказывают влияние на развитие способностей младших школьников. На основе анализа литературы можно выделить следующие факторы:

1. Исходная предпосылка – врожденные задатки.

2. Время выявления способностей.

3. Развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес.

4. Сотрудничество учителя и ребенка.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы учитывать данные факторы в развитии способностей младших школьников, и их личности в целом.

Список использованной литературы

1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. – 1998, - №4.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1981.

3. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возраст / В.В. Давыдов. – М.,1973.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.,1986.

5. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: «Академия», 2001

6. Ильичев, Л.Ф. философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, Н.Н. Федосеев. – М., 1983.

7. Крутецкий, В.Н. Психология / В.Н. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986.

8. Немов, Р.С. Психология: Кн. 1 / Р.С. Немов. – М.:ВЛАДОС, 1997.

9. Немов, Р.С. Психология: Кн.2 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1998.

10. Петрунек, В.П. Младший школьник / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. – М., 1981.

11. Шадриков, В.Д. Развитие способностей // Начальная школа. -№5, 2004.

12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989.

Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребенок способен получить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы.
Но каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость с самого начала школьной жизни стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Однако у каждого ребенка свой путь развития способностей.
Начало обучения ребенка в школе - важнейший этап в его воспитании и развитии, и, конечно, не начало воспи-
1 См.: Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976.тания, а тем более развития. Именно поэтому начальное обучение должно строиться на основе достигнутых результатов предшествующего воспитания и учета всей истории развития ребенка".
В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степенью творчества справляются с учебными заданиями. То, чего одни школьники достигают легко, без особых усилий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения.
В третьем классе одной из школ мы попали на урок английского языка. Наше внимание привлекла одна девочка: худенькая, очень оживленная, она при каждом вопросе учительницы первая поднимала руку, отвечала уверенно, громко и как-то радостно. После урока учительница по нашей просьбе кратко охарактеризовала детей этого класса и в числе наиболее способных назвала эту девочку -Таню Ш. Следующий урок был математика. И тут мы еле узнали Таню. Все оживление ее пропало, голос стал каким-то хриплым, огонек в глазах исчез. На вопросы учительницы Таня руки не поднимала, если ее все-таки спрашивали, отвечала неуверенно и часто с ошибками. Учительница в числе наиболее слабых по математике детей назвала нам Таню.
Как видно, у девочки неодинаково развиты способности к овладению разными учебными предметами. Если английский язык (и, как мы узнали, русский язык) дается ей легко, то математика вызывает большие затруднения.
Педагогическая задача в отношении младших школьников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. Например, учителям Тани Ш. следует не только поощрять, развивать ее способности к языкам, но и искать пути развития у нее математического мышления, чтобы девочка могла уверенно усваивать в старших классах материал физико-математического цикла.
Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением. Необходимо постоянно «тренировать» способности, так как они не могут «лежать про
1 См.: Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. -М., 1960.запас», ожидая подходящего случая для проявления. Если способности не развиваются, они хиреют.
Прогноз относительно способностей школьников должен быть очень осторожным. Недопустимо по низкой успеваемости делать вывод о неспособности ребенка. Жизнь показывает, как нелегко распознать даже выдающиеся способности. Декарт считался в школе неспособным. Эдисон как неспособный был взят отцом из школы, где обучился только грамоте. Либиха, последнего ученика в классе, исключили за неуспеваемость. Гоголь имел в гимназии по литературе «три», а за сочинения «два». Менделеев в гимназии был «середняком».
Не надо спешить с вынесением «приговора». Низкая успеваемость может быть обусловлена множеством причин. Важно найти, вскрыть эти причины, а для этого надо знать ученика. Усвоение одного и того же материала у каждого ребенка происходит по-разному, а следовательно, требует разных педагогических условий в зависимости от уровня и своеобразия развития ребенка.
Опережение ребенком своего возраста еще не дает надежных оснований для суждения о его будущих возможностях. Отсутствие же раннего развития не исключает возможности последующего подъема. Способности могут проявиться и в более старшем возрасте. У некоторых детей развитие совершается несколько замедленно, растянуто, как бы исподволь, происходит постепенное накопление определенных достоинств интеллекта. В старших классах такие ученики неожиданно поражают учителей и одноклассников резко возросшим уровнем умственных возможностей.
Таким образом, и дети, рано обнаружившие способности, и дети, еще их не проявившие, требуют большого к себе внимания, индивидуального подхода со стороны учителя.
В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей общих способностей и формирование интереса к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учебной деятельности. Нетрудно заметить, что самые разные школьные предметы имеют много общего, предъявляют ряд сходных требований к особенностям мышления, внимания, памяти ученика, к таким его свойствам, как умственная активность, любознательность. Вместе с тем отдельные учебные предметы требуют для своего овладения специальных свойств, таких, как, например, фонетический слух илипространственное воображение и др. Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности ребенка. Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие.
Интерес ребенка к тому или иному предмету или к учению вообще побуждает к соответствующей деятельности. Между способностями и интересом существует очень тесная связь. Ведь, в сущности, мы хорошо слышим, замечаем, понимаем то, что хотим слышать, замечать, понимать. Сами дети отмечают, что больших успехов они добиваются в тех учебных предметах, к которым испытывают интерес. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следовательно, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень развития его способностей.
Определенные интересы можно обнаружить уже у первоклассников. Одни больше любят математику («Когда складываешь, отнимаешь, интересно, что получается», «Мне в школе больше всего нравится задачки решать, считать тоже интересно»), другие - письмо («Очень люблю слова писать: сначала буковка, буковка, а потом вдруг слово получается», «Люблю уроки письма, очень хочется скорее научиться писать, чтобы послать длинное-длинное письмо папе»), третьи - пение («Я петь сама еще плохо умею, а уроки по пению очень-очень люблю»), четвертые - рисование («Самое интересное в школе - это рисование, я и дома все время рисую»).
Однако в начале школьного обучения учебно-познавательные интересы детей еще довольно неустойчивы, нередко носят случайный, ситуативный характер, часто -поверхностный. С возрастом интересы становятся все более содержательными, глубокими.
Что лучше: когда ребенок увлечен чем-то одним или когда у него много увлечений - то одно, то другое, а то и несколько сразу?
Нельзя давать категорических советов ограничивать или расширять сферу интересов ребенка, не зная его другихиндивидуальных особенностей. Но все-таки можно сказать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте, безусловно, более ценно разнообразие детских интересов. Пусть ребенок попробует свои силы в разных областях знания и видах деятельности. Младший школьный возраст- период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. В самых различных видах деятельности имеются общие моменты (требования к вниманию, наблюдательности, памяти и т.д.), поэтому разнообразие детских занятий и интересов связано с развитием и общих, и специальных способностей.
В слишком ранней специализации школьников заключена явная опасность. Целый ряд учебных предметов, которые могли бы увлечь ребенка и к изучению которых у него, возможно, есть хорошие данные, иногда в таких случаях проходит мимо его внимания. Надо помочь каждому младшему школьнику избежать деления учебных предметов на «главные» и «второстепенные». Тем самым мы поможем ему правильнее определить свое жизненное призвание, так как у него будет более широкое поле для приложения сил и проявления способностей.
Ошибкой было бы думать, пишет Н.С. Лейтес, что индивидуальным особенностям человека «полностью соответствует только какая-то одна определенная деятельность. Благодаря общим умственным способностям каждый может с успехом развиваться по многим направлениям, получить удовлетворение в ряде деятельностей».
Д.Б. Эльконин, проводивший исследование индивидуальных различий подростков, писал: «Учащиеся, у которых до 5 класса и в 5 классе возникли активные познавательные интересы, обнаруживают в усвоении школьных знаний и особенно в сфере интересующих их занятий более высокий уровень учебной деятельности по сравнению с одноклассниками, у которых такие интересы не сложились».
Наличие или отсутствие интересов важно не только само по себе, но прежде всего как фактор формирования личности.
Интерес тесно связан с успешностью учения. Быстро и легко усваивая определенный учебный предмет, ребенок получает удовлетворение. Успех пробуждает желание больше и глубже заниматься именно этим предметом, что, в свою очередь, способствует развитию способностей ребенка.Успех в значимой для ребенка учебной деятельности способствует развитию у него чувства личностного достоинства, неуспех тормозит и осложняет нормальный процесс становления личности.
У каждого ребенка свой потенциал развития, надо помочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реализовать. При этом и учеба приобретает для него личностный смысл и не будет создавать особых проблем ни ребенку, ни учителю, ни родителям. А.Н. Леонтьев не случайно подчеркивал, что способности человека к общественно-исторически сложившимся формам деятельности, т.е. специфические человеческие способности, представляют собой подлинные новообразования, формирующиеся в индивидуальном развитии.
Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма. И воспитатель, и учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации. Л.Н. Толстой предупреждал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельные приложения этих сведений».
При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами себя оценивают. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения -это осознание ими успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя ребенок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои возможности. А без уверенности в своих силах ни о каком успешном учении говорить не приходится. Поэтому знать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога.
Учебная деятельность, являясь ведущей в младшем школьном возрасте, обеспечивает формирование и развитие всех психических процессов и психических свойств ребенка. Но не во всякой учебной деятельности развиваются дети, а только в той, которая приносит удовлетворение,которой хочется заниматься. А заниматься хочется той деятельностью, к которой ребенок, во-первых, испытывает интерес и, во-вторых, в овладении которой он ощущает успех. Если отсутствует ощущение движения вперед, интерес к деятельности может постепенно ослабевать и даже пропасть вовсе. Поэтому одна из основных задач школы -развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит, способности, у него появляется свое отношение к предмету и учению вообще - он развивается как личность.

Разделы: Начальная школа

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно в начальной, нужно учить творчеству.

В психологии под способностями подразумевают индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Психологической основой литературно-творческих способностей является особое отношение человека к миру. Суть этого отношения в том, что оно преодолевает раздельность человека и мира. Весь мир благодаря ему становится продолжением человека, а человек - частью мира.

Природа щедро наградила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Работа учителя по развитию творческих способностей учащихся начальной школы складывается, по мнению М.Львова, из трех качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности. Во-первых, наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение. Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика через различные виды искусства. В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе конструирования.

На уроке должно быть разнообразие деятельности: разнообразие изучаемого материала, разнообразие способов работы. Это побуждает детей к активности. Необходимо, чтобы и в материале, и в способе деятельности было что-то новое. Одна и та же проблема может изучаться с разных сторон.

Психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития: наглядно-действенное, причинное, эвристическое мышление. Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на информации, которую учитель уже сообщил ему. Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя полученные навыки.

Из всех форм творчества наиболее характерным для учеников начальной школы является литературное творчество.

Программа по литературе для начальной школы (автор: доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой детской литературы РГПУ Воюшина М.П.) сориентирована на литературное развитие младших школьников и предоставляет широкие возможности в удовлетворении потребностей детей в литературном творчестве.

В литературном образовании младших школьников выделяются два взаимосвязанных направления: формирование квалифицированного читателя, обучение анализу художественного произведения с эстетических позиций и воспитание “маленького писателя”, обучение эстетическому восприятию действительности и развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове.

Психология младших школьников такова, что она отличается остротой и свежестью восприятия, поэтому и мышление у них опирается больше на восприятие или представление. Следовательно, " для формирования творческой деятельности первостепенное значение имеет развитие наблюдательности и восприятия. Проблема полноценного восприятия художественного произведения в начальной школе остается достаточно острой.

Отсюда следует, что задачей учителя должно стать применение на уроках эффективных методов, приемов, форм и средств обучения, способствующих разрешению данной проблемы.

Одним из таких средств являются творческие работы, применение которых, на наш взгляд, позволяет повысить уровень восприятия художественного произведения. Трудно добиться высокого уровня литературного развития, понимания прочитанного, “разгадывания” образов, если не включать в урок такие виды самостоятельной деятельности, в которые ученик может внести элементы творчества, отразить свой складывающийся индивидуальный вкус.

Именно в младшем школьном возрасте воображение читателя лучше всего поддается воздействию, поэтому начинать следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы в последствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа творческого воображения. Творческое воображение состоит в умении детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении.

Развитию творческого воображения способствуют такие виды творческих работ, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Одним из приемов, помогающих глубже проникнуть в произведение, является стилистический эксперимент.

М.П. Воюшина определяет стилистический эксперимент как намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Пропуск или замена отдельных слов, изменение конструкции предложения или деление текста на абзацы, приводящие к изменению оттенков смысла произведения, помогают детям определить эти оттенки.

Стилистический эксперимент можно использовать при изучении следующих произведений: С.А.Есенин “Ночь”, Л.Н.Толстой “Лев и собачка”, В.А.Осеева “Синие листья”, В.Д.Берестов “Знакомый”, Н.И.Сладков “Лиса-плясунья” и других.

Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах.

В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.
2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.
3. Постановка “живых картин” к произведению.
4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен.
5.Драматические импровизации.
6.Развернутые драматические представления.

Составление сценария спектакля (киносценария).

Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, поз, мимики представляет большой интерес благодаря тому, что помогает с новых, порой неожиданных сторон, взглянуть на произведение, попытаться увидеть, вообразить, додумать многие сцены изучаемых произведений.

Этот прием способствует не только развитию речи, но и более глубокому пониманию произведения. В процессе беседы создаются подробные словесные описания обстановки, действующих лиц, причем очень важно дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.

Составление киносценария используется при анализе рассказов Л.Н.Толстого “Прыжок”, К.Г.Паустовского “Заячьи лапы” и других произведений.

Развернутые драматические представления.

Данный прием требует большой коллективной подготовки: оформление декораций, подготовка костюмов, репетиции. Несмотря на это, такой урок всегда праздник в жизни ребенка. Этот прием драматизации в практике школы используется больше во внеклассной деятельности.

По программе М.П. Воюшиной данный прием используется при изучении сказки Бр. Гримм “Король Дроздобород”: постановка балета.

Одним из направлений в литературном образовании является воспитание “маленького писателя”, развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове. Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов.

Начиная с первого класса, дети учатся составлять свои рассказы по аналогии с прочитанными художественными произведениями. Например, после работы над рассказом В.А.Осеевой “Три товарища” учащиеся сами сочиняют рассказ, где героями будут те же мальчики, с теми же характерами, но они попадают в другую ситуацию. Составить рассказ помогает план в виде вопросов.

Во втором классе задание усложняется: отсутствует план рассказа. Например, рассказ по аналогии с рассказом Р.П.Погодина “Кирпичные острова”.

Большой интерес у учащихся вызывает составление сказки по аналогии с прочитанной. Например, сочинение познавательной сказки “Всему свое место” (по аналогии со сказкой Н.И.Сладкова “Всему свое время”, 1 класс). Задача юного “писателя” - дать новые сведения и заинтересовать читателя. Чтобы сказка получилась интересной, детям предлагается попробовать представить, что будет, если животные поменяются хвостами. Учащиеся думают над вопросами, данными в “Тетради по литературе”, и записывают свой вариант сказки (или рисуют иллюстрацию к ней, а сказку рассказывают устно).

Один из видов творческих работ коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице. Предварительно идет работа над баснями Л.Н.Толстого “Лгун”, “Отец и сыновья”, “Осел и лошадь” и др., затем они сопоставляются с пословицами. Пословица рассматривается как выражение народной мудрости, выясняется ее переносный смысл, а потом по ней составляется поучительный рассказ. Цель рассказа: убедить кого-нибудь в своей правоте с помощью примера. Например, возьмем пословицу “За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь”. Детям дается задание: попробуем сочинить поучительный рассказ, убедить слушателей в том, что если одновременно браться за несколько дел, то ни одного как следует не сделаешь.

После ознакомления с научной статьей “Оляпка” (1 класс) учащиеся определяют, где можно встретить такой текст, составляют ее план. Затем, пользуясь этим планом, придумывают свой рассказ в научном стиле о любом диком животном. Сведения о животных дети находят в познавательных детских книгах, в энциклопедиях.

Работа на уроке очень активизируется при сочинении “вредных советов” по аналогии с “Вредными советами” Г.Б. Остера. Ученики практически определяют, что нарушение нормы является основой комического.

При изучении раздела “Фольклор народов мира” (1 класс) дети знакомятся с малыми жанрами устного народного творчества, наблюдают за особенностями скороговорок, считалок, загадок, и сами сочиняют считалки и загадки, называя свойства предметов, используя сравнение или метафору.

Прочитав рассказ Г. Снегирева “Кто сажает лес” и стихотворение И.П. Токмаковой “Куда в машинах снег везут”, дети сравнивают их и находят различие в стиле этих произведений. Они учатся сами составлять рассказы в научно-познавательном и в художественном стиле, используя в качестве названия вопросы: Что такое месяц? Почему море соленое? Куда ночью девается солнце? Отчего бывает дождь? и другие.

Одним из видов работы по развитию творческих способностей учащихся в первом классе является составление рассказа “Страна Наоборот” (после изучения стихотворения К.И. Чуковского “Путаница”) и рассказа “Страна Радости” (после работы над стихотворением К.И. Чуковского “Радость”). Учитель направляет работу с помощью дополнительных вопросов: Каким должен получиться рассказ - серьезным или веселым? Как сделать так, чтобы наши слушатели улыбнулись? Рассматривается несколько вариантов сюжетов коллективно, а затем дается простор детской фантазии.

Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование афиш к созданному кинофильму по прочитанному произведению, иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа и другие.

Творческие способности учащихся будут развиваться успешно при систематическом отслеживании результатов каждого ученика и класса в целом. Анализ результатов необходим для организации дифференцированной работы с детьми, учета индивидуальных успехов каждого школьника и своевременной корректировки процесса обучения.

О сформированности познавательного интереса можно судить по активности учащихся на уроке, желанию самовыразиться в классной и внеклассной деятельности. На уроках литературы дети всегда с желанием включаются в учебную деятельность, активны, не боятся высказывать свое мнение. Дома они часто выбирают дополнительные задания и вопросы из рубрики “Для любознательных”, что говорит об интересе учащихся к урокам литературы.

О наличии интереса к литературному творчеству говорит желание детей участвовать в школьных, городских, российских олимпиадах и конкурсах по литературе.

Одно из условий формирования творческой личности ребенка индивидуальный подход с учетом уровней восприятия художественного произведения. В связи с индивидуальными особенностями детей уровни восприятия художественного произведения разные. Исходя из особенностей восприятия одни дети, читая текст, запоминают отдельные факты, другие - основные события, устанавливают между ними связи.

Творческие работы способствуют повышению уровня восприятия младшими школьниками художественного произведения. В конце каждого учебного года осуществляется контроль - проверка уровней восприятия художественного произведения, которые выявлялись с помощью фронтальных письменных работ.

Особенности программы позволяют учителю использовать широкий диапазон творческих заданий, способствующих литературному развитию младших школьников, формированию их творческих способностей и повышению уровня восприятия художественного произведения.

Реализация программы по литературе М.П. Воюшиной показала высокие результаты, предоставила возможности учащимся для развития их творческих способностей. Обучение позволило проверить на практике методы, приемы и формы работы, активизирующие творческую деятельность учащихся.

Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребенок способен полу­чить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы.

Но каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важ­но, чтобы этот ум, эта талантливость с самого начала школьной жизни стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Од­нако у каждого ребенка свой путь развития способностей.

Начало обучения ребенка в школе - важнейший этап в его воспитании и развитии, и, конечно, не начало воспи-

1 См.: Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976.тания, а тем более развития. Именно поэтому начальное обучение должно строиться на основе достигнутых резуль­татов предшествующего воспитания и учета всей истории развития ребенка".

В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявля­ются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степе­нью творчества справляются с учебными заданиями. То, чего одни школьники достигают легко, без особых уси­лий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения.

В третьем классе одной из школ мы попали на урок английского языка. Наше внимание привлекла одна девочка: худенькая, очень оживленная, она при каждом вопросе учительницы первая поднимала руку, отвечала уверенно, громко и как-то радостно. После урока учительница по нашей просьбе кратко охарактеризовала детей этого клас­са и в числе наиболее способных назвала эту девочку -Таню Ш. Следующий урок был математика. И тут мы еле узнали Таню. Все оживление ее пропало, голос стал ка­ким-то хриплым, огонек в глазах исчез. На вопросы учи­тельницы Таня руки не поднимала, если ее все-таки спра­шивали, отвечала неуверенно и часто с ошибками. Учи­тельница в числе наиболее слабых по математике детей назвала нам Таню.

Как видно, у девочки неодинаково развиты способнос­ти к овладению разными учебными предметами. Если анг­лийский язык (и, как мы узнали, русский язык) дается ей легко, то математика вызывает большие затруднения.

Педагогическая задача в отношении младших школь­ников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. Например, учителям Тани Ш. следует не только поощрять, развивать ее способности к языкам, но и искать пути раз­вития у нее математического мышления, чтобы девочка могла уверенно усваивать в старших классах материал фи­зико-математического цикла.

Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением. Необходимо постоянно «трени­ровать» способности, так как они не могут «лежать про

1 См.: Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. -М., 1960.запас», ожидая подходящего случая для проявления. Если способности не развиваются, они хиреют.

Прогноз относительно способностей школьников дол­жен быть очень осторожным. Недопустимо по низкой ус­певаемости делать вывод о неспособности ребенка. Жизнь показывает, как нелегко распознать даже выдающиеся спо­собности. Декарт считался в школе неспособным. Эдисон как неспособный был взят отцом из школы, где обучился только грамоте. Либиха, последнего ученика в классе, ис­ключили за неуспеваемость. Гоголь имел в гимназии по литературе «три», а за сочинения «два». Менделеев в гим­назии был «середняком».

Не надо спешить с вынесением «приговора». Низкая успеваемость может быть обусловлена множеством при­чин. Важно найти, вскрыть эти причины, а для этого надо знать ученика. Усвоение одного и того же материала у каж­дого ребенка происходит по-разному, а следовательно, требует разных педагогических условий в зависимости от уровня и своеобразия развития ребенка.

Опережение ребенком своего возраста еще не дает на­дежных оснований для суждения о его будущих возможно­стях. Отсутствие же раннего развития не исключает воз­можности последующего подъема. Способности могут про­явиться и в более старшем возрасте. У некоторых детей развитие совершается несколько замедленно, растянуто, как бы исподволь, происходит постепенное накопление определенных достоинств интеллекта. В старших классах такие ученики неожиданно поражают учителей и одно­классников резко возросшим уровнем умственных возмож­ностей.

Таким образом, и дети, рано обнаружившие способно­сти, и дети, еще их не проявившие, требуют большого к себе внимания, индивидуального подхода со стороны учи­теля.

В начальной школе центральной задачей является разви­тие у всех детей общих способностей и формирование интере­са к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учеб­ной деятельности. Нетрудно заметить, что самые разные школьные предметы имеют много общего, предъявляют ряд сходных требований к особенностям мышления, внимания, памяти ученика, к таким его свойствам, как умственная активность, любознательность. Вместе с тем отдельные учеб­ные предметы требуют для своего овладения специальных свойств, таких, как, например, фонетический слух илипространственное воображение и др. Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом все­стороннего развития личности ребенка. Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие.

Интерес ребенка к тому или иному предмету или к уче­нию вообще побуждает к соответствующей деятельности. Между способностями и интересом существует очень тес­ная связь. Ведь, в сущности, мы хорошо слышим, замеча­ем, понимаем то, что хотим слышать, замечать, пони­мать. Сами дети отмечают, что больших успехов они доби­ваются в тех учебных предметах, к которым испытывают интерес. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следователь­но, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его актив­ное отношение к тому, что задает направленность и уро­вень развития его способностей.

Определенные интересы можно обнаружить уже у пер­воклассников. Одни больше любят математику («Когда скла­дываешь, отнимаешь, интересно, что получается», «Мне в школе больше всего нравится задачки решать, считать тоже интересно»), другие - письмо («Очень люблю слова писать: сначала буковка, буковка, а потом вдруг слово получается», «Люблю уроки письма, очень хочется скорее научиться писать, чтобы послать длинное-длинное пись­мо папе»), третьи - пение («Я петь сама еще плохо умею, а уроки по пению очень-очень люблю»), четвертые - ри­сование («Самое интересное в школе - это рисование, я и дома все время рисую»).

Однако в начале школьного обучения учебно-познава­тельные интересы детей еще довольно неустойчивы, не­редко носят случайный, ситуативный характер, часто -поверхностный. С возрастом интересы становятся все бо­лее содержательными, глубокими.

Что лучше: когда ребенок увлечен чем-то одним или когда у него много увлечений - то одно, то другое, а то и несколько сразу?

Нельзя давать категорических советов ограничивать или расширять сферу интересов ребенка, не зная его другихиндивидуальных особенностей. Но все-таки можно сказать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте, безус­ловно, более ценно разнообразие детских интересов. Пусть ребенок попробует свои силы в разных областях знания и видах деятельности. Младший школьный возраст- период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. В самых различных видах деятельности имеются общие моменты (требования к вниманию, на­блюдательности, памяти и т.д.), поэтому разнообразие детских занятий и интересов связано с развитием и об­щих, и специальных способностей.

В слишком ранней специализации школьников заклю­чена явная опасность. Целый ряд учебных предметов, ко­торые могли бы увлечь ребенка и к изучению которых у него, возможно, есть хорошие данные, иногда в таких случаях проходит мимо его внимания. Надо помочь каждо­му младшему школьнику избежать деления учебных пред­метов на «главные» и «второстепенные». Тем самым мы поможем ему правильнее определить свое жизненное при­звание, так как у него будет более широкое поле для при­ложения сил и проявления способностей.

Ошибкой было бы думать, пишет Н.С. Лейтес, что ин­дивидуальным особенностям человека «полностью соот­ветствует только какая-то одна определенная деятельность. Благодаря общим умственным способностям каждый мо­жет с успехом развиваться по многим направлениям, по­лучить удовлетворение в ряде деятельностей».

Д.Б. Эльконин, проводивший исследование индивиду­альных различий подростков, писал: «Учащиеся, у которых до 5 класса и в 5 классе возникли активные познавательные интересы, обнаруживают в усвоении школьных знаний и особенно в сфере интересующих их занятий более высокий уровень учебной деятельности по сравнению с однокласс­никами, у которых такие интересы не сложились».

Наличие или отсутствие интересов важно не только само по себе, но прежде всего как фактор формирования лич­ности.

Интерес тесно связан с успешностью учения. Быстро и легко усваивая определенный учебный предмет, ребенок получает удовлетворение. Успех пробуждает желание боль­ше и глубже заниматься именно этим предметом, что, в свою очередь, способствует развитию способностей ребенка.Успех в значимой для ребенка учебной деятельности спо­собствует развитию у него чувства личностного достоин­ства, неуспех тормозит и осложняет нормальный процесс становления личности.

У каждого ребенка свой потенциал развития, надо по­мочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реали­зовать. При этом и учеба приобретает для него личност­ный смысл и не будет создавать особых проблем ни ребен­ку, ни учителю, ни родителям. А.Н. Леонтьев не случайно подчеркивал, что способности человека к общественно-исторически сложившимся формам деятельности, т.е. спе­цифические человеческие способности, представляют со­бой подлинные новообразования, формирующиеся в ин­дивидуальном развитии.

Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ре­бенка со стороны взрослого, что составляет основу педа­гогического профессионализма. И воспитатель, и учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и уче­ников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации. Л.Н. Тол­стой предупреждал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подра­жать, копировать, так как мало таких, которые бы, на­учившись копировать, умели бы сделать самостоятельные приложения этих сведений».

При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами себя оценивают. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения -это осознание ими успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя ребенок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачи­вается вера в свои возможности. А без уверенности в своих силах ни о каком успешном учении говорить не приходит­ся. Поэтому знать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога.

Учебная деятельность, являясь ведущей в младшем школьном возрасте, обеспечивает формирование и разви­тие всех психических процессов и психических свойств ре­бенка. Но не во всякой учебной деятельности развиваются дети, а только в той, которая приносит удовлетворение,которой хочется заниматься. А заниматься хочется той де­ятельностью, к которой ребенок, во-первых, испытывает интерес и, во-вторых, в овладении которой он ощущает успех. Если отсутствует ощущение движения вперед, ин­терес к деятельности может постепенно ослабевать и даже пропасть вовсе. Поэтому одна из основных задач школы -развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или несколь­ким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с боль­шим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит, способности, у него появляется свое отношение к предмету и учению вообще - он развивается как личность.

Вопросы и задания

1. Американский психолог Дж. Брунер пишет: «Один из наи­менее обсуждавшихся способов побудить ученика к преодолению трудностей учебного материала - это бросить ему вызов испы­тать свои силы, заставить его выложиться полностью, открыть для него радость успешного совершения трудной работы. Хоро­ший учитель знает силу этого соблазна. Ученик должен испытать чувство полного поглощения работой, в то время как в школе с ним это редко происходит. Испытав подобное чувство в классе, многие ученики, весьма вероятно, перенесут это состояние и на свою самостоятельную работу».

а) попробуйте доказать, что предложенный Дж. Брунером спо­соб работы с ребенком имеет прямое отношение к развитию способностей школьника;

б) испытывали ли вы когда-нибудь «чувство полного погло­щения» какой-либо деятельностью? Если нет, то хотели бы ис­пытать это чувство и что, по-вашему, этому мешает (этот воп­рос для обсуждения с самим собой, а не в аудитории)?

2. Проинтерпретируйте слова М.М. Пришвина, который пи­сал, что «талант к чему-нибудь есть общее свойство почти всех людей, а поведение в отношении таланта есть именно личное дело и что не талантом один человек отличается от другого, а поведе­нием»?

3. Как вы понимаете взаимосвязь между способностями че­ловека и выбираемой им профессией?

4. Попробуйте объяснить в контексте проблемы способнос­тей смысл высказывания Г. Лихтенберга: «В слове „ученый" иног­да заключено лишь понятие того, что человека многому учили, но не то, что он сам чему-то научился».Раздел V . ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Все психические процессы, о которых говорилось выше, существуют не сами по себе, они принадлежат личности. Каждый в своем реальном развитии зависит от личности в целом. У различных людей мы находим различные типы восприятия и наблюдения, памяти, мышления, вообра­жения, внимания и пр.

Индивидуальные различия проявляются и в содержа­нии того, что воспринимается, о чем думается, что вооб­ражается или запоминается. Вспомните, например, об из­бирательном характере запоминания и забывания.

Психические процессы не имеют самостоятельной ли­нии развития, их развитие оказывается зависимым от об­щего развития личности: от ее желаний, интересов, склон­ностей, способностей, характера и др.

Постепенно психические процессы у человека превра­щаются в сознательно регулируемые действия или опера­ции. Так, непроизвольное запечатление сменяется созна­тельным запоминанием. Восприятие сознательно регули­рует процесс наблюдения.

Психические свойства личности не даны человеку из­начально. В ходе жизни и развития человека психические процессы превращаются в психические свойства, черты личности, например в направленность личности, способ­ности...

Таким образом, вся психология человека является пси­хологией личности. Развитые психические процессы со­ставляют психическое содержание жизни личности, явля­ются основой ее внутреннего мира.

Личность человека формируется и проявляется в процес­се собственной активности. Жить - это значит действовать.

Поэтому раздел «Личность и деятельность» мы начнем с рассмотрения второго предъявленного в нем понятия -деятельности.Тема 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Общее понятие о деятельности.

Движение и действие.

Знания, умения, навыки.

Психологическая характеристика деятельности.

Основные виды деятельности.

1. /. Общее понятие о деятельности

Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология изу­чает психическую сторону деятельности.

Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудится, раз­мышляет и т.д. Жить - это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, со­зидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, спо­собности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.

Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни. Герой рома­на И. Гончарова Обломов с горечью говорит о себе: «Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь пришла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра».

Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.

Потребности - источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Что такое потреб­ность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потреб­ность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворе­ния, к совершению деятельности. Сама деятельность со­стоит в изыскании способов и средств, которые могли быудовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.

Потребности оказывают влияние на чувства, мышле­ние и волю человека. Удовлетворение потребностей вызы­вает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызывает неприятное чувство. Так, великий художник И.Е. Репин писал: «Я все так же, как с самой ранней юно­сти... люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искус­ство! И искусство я люблю... больше, чем всякое счастье и радости нашей жизни. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, неизлечимо... Где бы я ни был, чем бы ни раз­влекался, кем бы я не восхищался, чем бы ни наслаждал­ся... Оно, всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, ко­торые я посвящаю ему, - лучшие часы моей жизни. И ра­дости, и горести, радости до счастья, горести до смерти все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все эпизоды моей жизни» 1 .

Для удовлетворения потребностей человек ищет опре­деленные пути и средства - это активизирует его мышле­ние. Усилием воли человек в состоянии преодолевать труд­ности на пути достижения цели, удовлетворения своих потребностей.

Виды потребностей

Потребности человека разнообразны. Выделяют потреб­ности естественные (природные) и социальные.

Естественные потребности являются врожденными, но к моменту рождения они еще окончательно не сформи­рованы и развиваются в течение всей жизни. Эти потреб­ности важны, потому что предназначены для сохранения как отдельного человека, так и всего вида. Если человек не сможет удовлетворять свои потребности в пище и ды­хании, он погибнет. Сексуальная потребность и потреб­ность в потомстве обеспечивают сохранение вида. Потреб­ность в деятельности, в активности побуждает человека двигаться и действовать, ориентироваться в окружающей жизни, вступать с ней во взаимодействие. На потребнос­ти в деятельности основывается так называемый сенсор­ный голод - глаза «хотят» видеть и уши «хотят» слышать.

1 Репин И.Е. и Стасов В.В. Переписка. - М.;Л., 1950. - Т. III. - С. 36.Социальные, или духовные, потребности развиваются в результате воздействия общества. К числу социальных от­носятся: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, в активном участии в общественной жизни, культурные потребности, потреб­ность в труде. Так, потребность в общении заставляет нас взаимодействовать с другими людьми, эстетические по­требности - слушать музыку, ходить в театр, посещать музеи и пр.

Не всегда человек дает себе отчет в том, почему он действует именно так. В этом случае мы говорим о неосоз­нанных потребностях.

Нравственные потребности побуждают человека вести себя согласно нравственным нормам, принятым в обще­стве. Важной нравственной потребностью является потреб­ность в труде, на этом основывается вся человеческая жизнь.

Потребности человека обусловлены особенностями его воспитания в широком смысле слова, т.е. приобщения к миру человеческой культуры, как предметной, материаль­ной (материальные потребности), так и духовной (духов­ные потребности). Если у ребенка или у взрослого челове­ка возникли определенные потребности, то он всегда стре­мится к их удовлетворению. Ученые подчеркивают такую характеристику потребности, как ее ненасыщаемость: «Сама удовлетворенная первая потребность, действие удов­летворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям...» (К. Маркс, Ф. Энгельс). По­этому формирование потребностей человека с раннего возраста должно быть в центре внимания как его родите­лей, так и общества в целом.

Потребности можно удовлетворять импульсивно (без­вольно) или с помощью воли. При импульсивном удовлет­ворении потребностей человек не думает о последствиях, не раздумывает перед действием. Таким образом часто удов­летворяют свои потребности дети. При волевом удовлетво­рении потребностей человек действует сознательно, соглас­но здравому смыслу и правилам общественной жизни.

Таким образом, потребность, или переживаемая челове­ком нужда в чем-либо побуждает человека к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Этот предмет потребно­сти есть действительный мотив деятельности человека.

Мотив - это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность. Иными словами, пред-мет потребности есть мотив деятельности. На основе од­ной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Точно так же одна и та же дея­тельность может вызываться различными мотивами, отве­чать различным потребностям. Мотивы деятельности че­ловека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жиз­ни и поэтому чрезвычайно многообразны.

В рассказе А.П. Чехова «Детвора» прекрасно показано, как одна и та же деятельность может быть вызвана различ­ными мотивами: «Папы, мамы и тети Нади нет дома... В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным сто­лом и играют в лото... Играют дети на деньги. Ставка - ко­пейка... Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши... Играет он исключительно из-за денег. Не будь копеек на блюдечке, он бы давно бы уже спал... Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые сообра­жения наполняют его стриженую голову, не дают ему си­деть спокойно, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка лет восьми тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл... Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра - Соня... играет в лото ради про­цесса игры... Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша... у него ни корысти, ни самолю­бия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том спасибо. Сел он не столько для лото, сколько ради недора­зумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему прият­но, если кто ударит или обругает кого... Пятый партнер Андрей... к выигрышу и к чужим успехам относится безуча­стно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутываются!..»