Чистяков Кирилл Валентинович - Северо-Западный филиал секции «Наук об окружающей среде» Российской академии естественных наук. Институт наук о земле Образование, ученые степени и звания

Поступил на географический факультет Ленинградского государственного университета после окончания средней школы в Ленинграде в 1980 г. В 1981 г. начал заниматься ландшафтоведением под руководством проф. А.Г.Исаченко.В 1985 г. окончил факультет по кафедре физической географии. Здесь же в 1985-1988 гг. учился в очной аспирантуре.

Научным руководителем в годы аспирантуры был проф. В.С.Жекулин. После защиты кандидатской диссертации с ноября 1988 г. работал на должности ассистента кафедры физической географии факультета географии и геоэкологии Ленинградского государственный университета, с апреля 1991 г. -- старшего преподавателя. В апреле 1993 г. был избран доцентом кафедры физической и эволюционной географии. Ученое звание доцента по кафедре физической и эволюционной географии присвоено в 1994 г. В период 1998-2000 гг. работал заместителем декана по научной работе. В январе 2002 г. избран профессором кафедры физической и эволюционной географии. С октября 2002 г. заведует кафедрой.

Член Ученого совета СПбГУ, Ученого совета факультета географии и геоэкологии СПбГУ, председатель научной комиссии ученого совета факультета географии и геоэкологии, председатель диссертационного совета Д212.232.64

Читает студентам и аспирантам факультета географии и геоэкологии лекционный курс "Ландшафтоведение и физико-географическое районирование", "История и методология географической науки".

С 1979 г. является действительным членом Географического общества СССР. С 1995 г. неоднократно избирался членом Ученого совета Русского географического общества. В 2005 г. избран вице-президентом Русского географического общества.

Основной проблематикой научных исследований являются вопросыисторической географии, динамического ландшафтоведения и палеогеографии горных районов Алтае-Саян и Внутренней Азии, Северного Кавказа, а именно динамика горного оледенения и связанных с ним озер, геокриологических явлений, горных лесов и степей, процессов опустынивания. Имеет большой опыт экспедиционных исследований и мониторинговых наблюдений в горах, на территориях плохо обеспеченных режимными наблюдениями. Руководит грантами Российского фонда фундаментальных исследований и другими научными проектами.

Тема кандидатской диссертации: "Анализ сезонной динамики для моделирования изменений ландшафтов во внутригорных впадинах Центрального Алтая", защита состоялась в Ленинградском университете в 1988 г. Докторская диссертация на тему "Ландшафты Внутренней Азии: динамика, история и использование" защищена в 2001 г. в Санкт-Петербургском университете.

Основные результаты исследований связаны с использованием дендроиндикационных, палинологических и археолого-исторических данных для реконструкции истории климата и ландшафтов, оценки их устойчивости на современном этапе истории их динамики и освоения человеком. В ходе работ составлены ландшафтные карты и схемы районирования на ряд районов Алтае-Саян, пересоставлены и уточнены каталоги ледников, получены новые данные о плейстоценовой и голоценовой истории ландшафтов северо-западной периферии Внутренней Азии.

Основные научные взгляды формировались под влиянием нескольких научных школ Ленинградского университета, прежде всего -- ландшафтной (проф. А.Г.Исаченко), историко-географической (проф. В.С.Жекулин) и геоморфологической (проф. Ю.П.Селиверстов).

Общее число публикаций -- 76, в т.ч. 2 монографии.

В Сретенскую духовную семинарию я поступил по окончании православной школы - Традиционной гимназии. С самого детства я пономарил в Богоявленском кафедральном соборе, нес послушание иподиакона митрополита Сергия Воронежского и Борисоглебского, когда он приезжал в Москву, а также трудился в школьном храме.

Трудно сказать, что конкретно повлияло на мой выбор пойти учиться в семинарию. Сейчас я даже не могу вспомнить, в какой момент у меня появилось это желание. Когда я только начинал нести послушание иподиакона, такого намерения у меня еще не было: я думал пойти учиться на исторический или юридический факультет какого-нибудь светского вуза. При этом к началу 9-го класса знал наверняка, что более всего меня увлекают гуманитарные науки, к точным же областям я не проявлял никакого интереса… Но иногда кто-то из родных и близких спрашивал меня, не хочу ли я пойти учиться в семинарию. И со временем эта мысль начала посещать меня все чаще. В определенный момент я понял, что она вытеснила все мои доводы о возможности получить светское образование.

Конечно, сейчас я понимаю, что тогда на мой выбор повлияли митрополит Сергий и настоятель собора протопресвитер Матфей Стаднюк, хотя я этого и не осознавал. Я отчетливо понял, что по-настоящему научиться богословию я смогу только в семинарии. И действительно, каждый год в духовной школе значительно преумножал мои знания. Я открывал и открываю для себя новые аспекты духовной жизни, осознавая всю ответственность человека за свои слова, поступки и помыслы. Для меня принципиально важно, что семинарское воспитание подняло мою веру на высоту тех знаний, которые я здесь получил, на высоту духовного опыта, который я смог приобрести благодаря братии Сретенского монастыря и нашим преподавателям. Все это привело меня к следующему выводу, который кому-то может показаться парадоксальным: вспоминая себя в 18 лет, в то время, когда я только решил поступать в семинарию, я должен признать, что мое тогдашнее желание было не совсем осознанным; хотя, наверное, если лет в 30 я посмотрю на себя 22-летнего, я не смогу оценить свои поступки, которые я совершаю сегодня, как взвешенные и обдуманные, а ведь сейчас я их считаю таковыми.

Я чрезвычайно благодарен своим родственникам и близким за то, что никто и никогда не оспаривал мой выбор, не уговаривал поступать в духовную школу или, напротив, отговаривал. Если иногда я начинал сомневаться, все мне говорили, что это моя жизнь, и ее пути я должен найти сам. Точно могу сказать, что когда мое решение окончательно созрело, люди, которые окружали меня, были очень рады.

Одноклассники и друзья также отнеслись к моему выбору с пониманием, ведь я учился в православной гимназии. Мы часто ездили в летний лагерь, в паломничества. Несколько ребят из моего класса пошли учиться в Свято-Тихоновский университет на богословский факультет. К сожалению, общаемся мы сейчас редко, у всех много забот: кто-то сочетает учебу и работу, кто-то уже обзавелся семьей и детьми.

Разумеется, перед тем как стать студентом Сретенской духовной семинарии, я преодолел вступительные экзамены. Они прошли для меня на одном дыхании. К поступлению я начал готовиться еще в начале 11-го класса: записался на курсы, посмотрел необходимый материал, выучил его. Но все же страх перед экзаменами был очень сильный. Наверное, он присущ каждому абитуриенту. В школе ты сдаешь экзамены если и не знакомым преподавателям, то находишься-то среди людей, которых ты давно и хорошо знаешь, - и это сильно поддерживает. Честно сказать, перед школьными выпускными экзаменами я переживал куда меньше, чем перед испытаниями в семинарию. Поэтому вместе с ребятами, с которыми меня поселили накануне изложения и собеседования, я каждый вечер что-то читал, просматривал. Помню и то, как мы проверяли друг друга.

На собеседование по богословско-историческим дисциплинам я попал в самом конце, так как вызывали по алфавиту фамилий. Пока ждал своей очереди, сильно волновался. Но, зайдя в аудиторию, ответил все, как мне казалось, одним махом. Так что, когда вышел, даже не понял, что самое ответственное испытание уже позади. Ожидавшим меня ребятам было интересно, о чем меня спрашивали, но вспомнить вопросы, на которые только что отвечал, я не мог.

Принято считать, что первый курс является для студентов очень тяжелым. А я вот не могу вспомнить какие-то особенные трудности в начале обучения, а значит, они не были для меня серьезными. Но все-таки привыкать к системе жизни и обучения в семинарии пришлось - без этого нельзя. Мы поступили в духовную школу, которая уже имела свои традиции и устои, сформированные несколькими поколениями до нас. Очевидно также, что заведенные обычаи будут сохраняться и после нас. И когда ты приходишь на первый курс, поначалу непросто перестроить свою жизнь, адаптировать свои привычки. Хотя если есть желание учиться в семинарии, то все это достаточно легко. Правда, не для каждого. Признаюсь, мне научиться жить по-семинарски помог какой-то внутренний страх ошибиться или сделать что-нибудь не так. Я понимал, что лучше что-то переспросить, чем сделать на свой страх и риск. Благодаря помощи руководства семинарии, старших товарищей переход на «новые рельсы» не стал для меня болезненным. К тому же на первом курсе, особенно в первые месяцы, и администрация, и преподаватели делали нам определенную скидку - «на молодость».

Вообще, взаимная поддержка в семинарии заслуживает отдельного - очень обширного - рассказа. Сейчас отмечу лишь то, что я достаточно легко общаюсь с людьми, завожу знакомства. И новые - семинарские - друзья появились у меня очень быстро. Учимся вместе, живем вместе, на послушания ходим тоже вместе. Поэтому все быстро подружились, с кем-то в сентябре, с кем-то еще на вступительных экзаменах. Особенно сблизились с тогдашним вторым курсом, часто обращались к ним за советом: трудно ли сдавать тот или иной предмет, по каким учебникам лучше готовиться. Часто они делились с нами своими конспектами. Вообще в нашей семинарии есть очень хорошая традиция: мы по сей день передаем младшим курсам свои материалы, которые когда-то готовили.

Из первого семинарского года более других мне памятен день, когда мне благословили надеть подрясник. Я убежден, что этот момент я не забуду никогда. Подрясник нам благословили в конце декабря, накануне дня памяти священномученика Илариона (Троицкого). К этому времени мы сдали первую сессию. Приближались первые каникулы. Первые полгода в семинарии, которые стали для меня чем-то вроде испытательного срока, мы ходили в обычной, гражданской одежде, и я себя до конца не ощущал студентом духовной школы. Некоторые из моих сокурсников ушли еще до начала первой сессии, и день, когда мы надели подрясники, стал для многих своеобразным рубежом. Я только тогда почувствовал себя настоящим студентом, таким же, как и мои старшие товарищи. Радости в это время было очень много: благословили подрясник, сдал без троек первую сессию, начались первые каникулы, прошла торжественная служба. Знаете, у меня была какая-то особенная детская радость, я радовался всему этому вместе, не понимая до конца, чему я радуюсь конкретно, - просто на душе было хорошо и легко.

В общем, о первом курсе у меня сохранились трогательные и даже немного смешные воспоминания. Только в июне школа провожала нас как выпускников - то есть уже как взрослых людей, а в сентябре, на первом курсе, мы снова как будто стали первоклассниками, которых окружают вниманием и заботой.

Хочется сказать огромное спасибо всем преподавателям семинарии. Для меня в педагогах всегда было особенно важным следующее: преподаватель должен заинтересовать учащегося своим предметом, показать его необходимость, а для этого нужно быть высококвалифицированным специалистом. С этим в нашей семинарии нет абсолютно никаких проблем. Руководство Сретенской духовной школы прилагает все усилия для того, чтобы сохранить свою замечательную профессорско-преподавательскую корпорацию. Каждого из наших педагогов я вспоминаю с самой теплой благодарностью, сожалея, что иногда по нерадению или лености пропускал их занятия.

Как любой студент, я нашел в семинарии предметы, которые были мне особенно интересными. Так, мне запомнились занятия по догматическому богословию, патрологии, истории Русской Церкви, истории России.

Чрезвычайно многое дал мне курс сравнительного богословия, прочитанный протоиереем Максимом Козловым. Именно по этому предмету я готовлю сейчас дипломное сочинение.

Вообще в семинарии приходится писать достаточное количество работ. На первом и втором курсах мы сдавали по четыре сочинения по разным предметам. Это была необходимая подготовка к курсовой работе, которая становится первым научным трудом в семинарии. Для этого мы должны были поначалу найти учебный предмет, который нам ближе других, а затем выбрать - конечно, при помощи преподавателей - конкретную тему. Я остановился на проблеме католичества в России при Иоанне Павле II и Бенедикте XVI. И моим научным руководителем стал отец Максим. Не последнюю роль в моем выборе сыграли советы старших товарищей, которые заверяли меня, что он поможет с материалом, с составлением плана работы, ответит на все вопросы, и я решился, потом ни разу об этом не пожалев. Над темой я трудился с огромным удовольствием. Первая курсовая работа состоялась. На четвертом курсе я не знал только о том, какой будет моя тема. Зато был убежден: писать хочу только у отца Максима. Он мне посоветовал продолжить работу над прежней проблематикой. Материала по этой теме хватило и для итогового сочинения. Могу сказать с уверенностью: изучать многоступенчато, на протяжении нескольких лет определенный вопрос интересно, то и дело узнаешь что-то новое. Очень надеюсь на то, что защиту дипломной работы, являющуюся последним и чрезвычайно серьезным экзаменом, на котором нужно продемонстрировать самое главное - умение самостоятельно работать, я пройду достойно.

Совершенно незабываемы для меня мои учебные проповеди. Каждую из них я ощущал как первую. Выйти на амвон - это уже непросто. И вот начинаешь проповедовать, вспоминаешь, чему тебя учили на гомилетике и риторике, и все равно ошибаешься, сбиваешься. Первый раз было совсем страшно, на ватных ногах вышел на амвон, крепко взялся руками за аналой, поскольку они тряслись. Ребята сказали, что проповедь я не сказал, а выпалил как из пушки, от страха, минуты за три или четыре. Начал слишком громко, а закончил очень тихо. Несмотря на то, что я хорошо знал содержание, выучил все цитаты, я все равно постоянно смотрел в листок. После на таких же ватных ногах я вышел из храма, еще минуть десять сидел на улице - не мог прийти в себя. Конечно, теперь я на пятом курсе, уже не один раз говорил проповедь, моя речь стала четче. Но боязнь осталась, руки и ноги все так же не слушаются. Чтобы преодолеть это, нужен большой опыт.

Говорят, учеба - это, прежде всего, будни. Возможно, в этом есть доля правды. Только трудно говорить о «семинарских буднях». Для меня будни - что-то однотипное и однообразное. Дни, которые лениво тянутся один за другим. Но, несмотря на то, что распорядок дня в семинарии действительно одинаковый, каждый день в ней был живым, насыщенным и интересным. Мы получали знания, общались с преподавателями, выполняли послушания, постоянно что-то обсуждали с сокурсниками и сокелейниками. Выходит, новый день был совсем не похож на предыдущий.

Сейчас вспоминаю, что первые дни в семинарии - с непривычки, оттого, что скучал по дому, - иногда казались долгими, а когда я адаптировался, даже не замечал, как пролетают недели, месяцы.

Хочется пожелать всем ребятам, которые еще учатся в семинарии, ценить время и возможность учиться, так как это чрезвычайно ценно и почти невосполнимо.

Никогда не забыть мне того, как мы помогали друг другу на экзаменах, которые, несмотря на объективные сложности, сдавали все же без особых трудностей. Особенно хочется отметить одного нашего товарища, который отличается замечательными организаторскими способностями. Он (его имя я называть не буду) после того, как нам незадолго до экзамена выдавали вопросы, брал на себя труд распределить их между всеми сокурсниками. В результате, когда каждый из нас писал свою часть, он понимал, что этот текст будут читать его товарищи, а потому подходил к делу со всей ответственностью, не желая подвести друзей. Ответы на вопросы получались развернутыми. При их написании использовались не только лекции, но и материал из учебника и дополнительной литературы. Потом, за день или два до экзамена, наш товарищ собирал все ответы, систематизировал их. И предоставлял каждому полный комплект ответов. Это был большой труд, который являлся плодом общих товарищеских усилий, примером взаимопомощи. Студенты пользовались этими материалами в меру своей подготовки и сноровки: кто-то их старательно изучал, а кто-то делал из них шпаргалки.

Если же кто-то при подготовке к ответу попадал, что называется, в лужу, ему пытались помочь, воспринимая это как должное.

Спасти положение, пожалуй, было невозможно лишь тогда, когда преподаватель сажал студентов перед собой, задавал один вопрос для всех и не предоставлял время на подготовку. Так, кстати говоря, проходил экзамен по сравнительному богословию. Тут уже не спишешь, и никто не подскажет, приходилось рассчитывать только на свои знания. Поэтому немало учащихся пересдавали данный предмет.

Говорю всем своим однокашникам братское спасибо за всегдашнюю поддержку на экзаменах и зачетах!

Помимо учебных занятий, в семинарский график включены и послушания. Мне с ними очень повезло. Достаточно быстро меня благословили послушаться в канцелярии духовной школы. Там трудились еще несколько студентов старших курсов. У нас сложился дружный, сработанный коллектив, мы всегда друг другу помогали, подменяли, вместе отмечали праздники, дни ангела, дни рождения. Даже несмотря на то, что мои старшие товарищи, с которыми я нес послушания в семинарии, уже закончили учебу, мы до сих пор часто встречаемся. Считаю, что тот опыт, который я приобрел, трудясь в канцелярии: работа на компьютере, составление писем, подготовка отчетов, оформление справок и иных документов и проч. - весьма ценен. Я прошел целую школу канцелярской работы и уверен, что в дальнейшем эти навыки мне пригодятся еще не раз.

Все знают, что послушания в семинарии распределяют дежурные помощники проректора. Они же следят за неукоснительным следованием режиму. Наверное, многие слышали различные истории - печальные и веселые - о дежурных помощниках: какие они бывают строгие, не могут понять смягчающих обстоятельств, отпустить в город, войти в положение семинариста и т.п. Слышал о них и я. Но при этом уверен, что никогда ни одна такая история не выходила из стен нашей семинарии.

Все дежурные помощники в Сретенской духовной школе являются бывшими ее студентами. Иногда бывает так, что твой старший товарищ, студент пятого курса, в новом учебном году назначается на эту должность.

Безусловно, по долгу своей службы они строго подходят к своим обязанностям, но если сам студент по-христиански относится к тому, о чем его просят, не увиливает от работы, не пытается уйти из семинарии тайком или пропустить лекцию без уважительной причины, то и дежурные помощники всегда идут ему навстречу. Зачастую они вместе с семинаристами выходят на послушания, и ты относишься к ним с уважением, понимая, что если ты будешь работать спустя рукава, то подведешь не представителя администрации, а своего друга. И это не преувеличение. К пятому курсу дежурные помощники для меня стали старшими друзьями. Наша семинария не очень большая. И потому дежурные помощники знают о каждом студенте почти все: как и чем он живет, с кем дружит, каковы его учебные успехи. Иначе говоря, мы стали не маленькой семинарией, а большой семьей. Вот это дороже всего.

Было у нас и свободное время, хотя из-за насыщенной семинарской жизни не так и много. Чаще всего оно уходило на подготовку к предстоящим занятиям. На старших курсах, когда периоды отдыха становятся вроде бы более продолжительными, нужно активно работать над курсовыми работами, а потом и над дипломным сочинением: посещать библиотеки, архивы, обрабатывать материалы. Но все-таки мы с друзьями гуляли по Москве, катались на коньках… Нужно сказать, что администрация Сретенской семинарии очень многое делает для того, чтобы студенты проводили свободное время интересно и полезно: мы часто бывали в театрах, консерватории. Также наши наставники нередко поддерживают культурно-просветительские инициативы студентов.

И, конечно, мы часто собирались с сокурсниками у кого-нибудь в келье, пили чай, общались. Очень весело мы отмечали и наши общие праздники.

Конечно, самый первый праздник, связанный с жизнью семинарии, это первое сентября - начало учебного года. В этот день после литургии отец ректор - архимандрит Тихон (Шевкунов) - совершает молебен перед началом учебы. Потом мы все направляемся в библиотеку, где батюшка зачитывает приветствие патриарха, обращенное к учащимся и учащим духовных школ. Затем сам говорит нам теплые напутственные слова. Знакомит всех студентов с новичками-первокурсниками, которым вручает памятные подарки и студенческие билеты.

Второй семинарский праздник - это день памяти священномученика Илариона. Как я уже говорил, во время всенощной службы студентам первого курса вручают подрясники, что становится для них переломной вехой.

Как правило, накануне этого праздника происходит и хиротесия пятикурсников во чтецы. Я очень волновался накануне этого события. На протяжении всех семинарских лет нам рассказывали об ответственности и трудностях церковного служения. И ждал своей хиротесии с чувством страха и трепета. Ведь, с одной стороны, выполнить свой долг перед Церковью - это наша прямая обязанность. Но, с другой стороны, достойно пронести эту ответственность через всю жизнь невероятно тяжело. Я это прекрасно понимаю. Не скрою, что, как и перед любым важным событием в жизни, мне были посланы тогда искушения. Я вдруг начал сомневаться, смогу ли я стать настоящим служителем Церкви. И я очень благодарен своему семинарскому духовнику, который откликнулся на мои немощи и помог мне их преодолеть. Сразу после хиротесии все сомнения и страхи в одно мгновения исчезли. Сейчас, осознавая важность произошедшего события, я стараюсь каждый день в меру своих сил нести то послушание, которое дала мне Церковь. В чине посвящения во чтецы есть слова о том, что ему полагается ежедневно читать Священное Писание. Конечно, это входит в обязанности каждого христианина, но после хиротесии смотришь на данное предписание совсем по-другому. Понимаешь, что нести по жизни это, на первый взгляд, легкое послушание, не потерять его в суете и тяготах бурлящих дней подчас бывает гораздо труднее, чем один раз сделать какое-то большое дело.

В конце учебного года, 3 июня, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в Сретенской семинарии проходит выпускной акт. Это очень радостный праздник: уже сданы экзамены, наступают летние каникулы. Радостный и все же волнительный. Особенно в этом году, когда мы сами заканчиваем обучение в духовной школе.

Оценить то, что дала мне семинария, непросто. Не исключено, что размышлять об этом я буду на протяжении всей жизни. Я не рассматриваю семинарию только как учебное заведение, где я получил определенные знания - бесспорно, фундаментальные. Скорее это значимый - возможно, самый значимый - этап в моей жизни, который во многом воспитал меня как личность, как верующего человека. Семинария сформировала во мне настоящее христианское отношение к жизни, основанное не только на вере, но и на знаниях, а также на гармоничном сочетании духовности и интеллекта.

Первую серьезную исповедь, осознанно подготовленную, не раз продуманную, я прошел именно здесь - и то не на первых курсах. Теперь я понимаю, что моя духовная жизнь в семинарии стала более глубокой и осмысленной. Мы постоянно находимся в Сретенской обители, рядом с братией монастыря, молимся за богослужениями, общаемся со священниками в неформальной обстановке. В общем, семинария дает самые благоприятные условия для становления, развития и укрепления духовной жизни своих воспитанников. Главное - не упустить драгоценное время, разумно им воспользоваться.

Если говорить, из чего складывается духовная жизнь семинаристов, здесь вроде бы все, как и у остальных православных верующих: молитва, участие в богослужении, Причастие святых Христовых таин, чтение Священного Писания, духовной литературы. Но только в семинарии на этом строится вся наша жизнь.

Рассказывать об этом подробно не представляется возможным, поскольку я уверен: духовная школа заложила в меня гораздо больше, чем я думаю. Очень надеюсь, в будущем с Божией помощью я сумею раскрыть данный мне потенциал.

Это можно сравнить с воспитанием ребенка. Родители его воспитывают, за что-то ругают, что-то не разрешают. А он порой даже и не понимает, зачем его воспитывают, почему что-то запрещают, за что-то наказывают. Но взрослые все равно продолжают это делать. Ведь они знают: их задача - заложить фундамент, наметить вектор развития будущей личности. Так и семинария: приняла нас детьми, а выпускает взрослыми людьми, как и положено alma mater - родной матери.

Дагестанский государственный технический университет посетила делегация под руководством Министра образования и науки Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой, в состав которой в том числе входили врио заместителя Председателя Правительства РД Екатерина Андреевна Толстикова, врио министра образования и науки РД Шахабас Курамагомедович Шахов и заместители министра образования и науки республики. Сопровождали министра Помощник Кирилл Дмитриевич Чистяков, Директор Правового департамента Минобрнауки РФ Светлана Анатольевна Нуждина, Директор Департамента информационной политики Андрей Андреевич Емельянов.

Прибывшую делегацию встретил ректор ДГТУ Тагир Исмаилов, который рассказал гостям о планах по дальнейшему базы вуза и о внедрении новых разработок в учебный процесс. Первым этапом знакомства с университетом стала экскурсия по студенческому городку и посещение Центра одаренных детей ДГТУ «Сириус-Альтаир ».

Министр ознакомилась с условиями проживания и учебы детей и побеседовала с кураторами Центра – студентами университета.

Далее Ректор вуза ознакомил Ольгу Васильеву с проектом строительства учебно-лабораторного корпуса Центра «Сириус-Альтаир » на территории студенческого городка ДГТУ.

Затем почетного гостя пригласили в Центр «Современные информационные технологии », специалисты которого рассказали о разработках подразделений университета.

Ректор ДГТУ рассказал министру, что база центра содержит более 100 программ, часть которых является интеллектуальной собственностью вуза. В зале, оборудованном на 180 мест, работают и обучаются студенты, аспиранты, преподаватели, проводятся онлайн конференции и олимпиады различных уровней.

Делегации были также продемонстрированы разработанные программы: «Оптимизация параметров каналов и гидротехнических сооружений », «Проектирование трехмерных моделей и конструкторской документации шкафной газорегулирующей установки для ОАО „Каспийский завод точной механики“ », «Многофункциональный комплекс с гостиницей на 800 мест в г. Махачкала », «Расчет большепролетного здания », «Моделирование сверхвысокочастотных устройств », «Оптимальное распределение сельскохозяйственных культур зоны Южного Дагестана с использованием генетического алгоритма », «Профилактика экстремизма и терроризма в условиях полиэтнической среды Республики Дагестан » и др.

Собравшимся были также продемонстрированы возможности суперкомпьютера IТ – компании Newlett-Packard (HР), позволяющего осуществлять 1,5 триллиона операций в секунду. Было отмечено, что налажены контакты с предприятиями региона и страны, которые обращаются к специалистам вуза для решения производственных вопросов.

Знакомство с университетом продолжилось в УЛК-2, где министр посетила учебные и научно-исследовательские лаборатории вуза. Она пообщалась со студентами и аспирантами - будущими инженерами, которые презентовали ей свои проекты и рассказали об учебе в вузе.

Специалисты Центра «Современные электронные элементы и технологии » представили гостям лабораторные стенды по цифровой и микропроцессорной технике, генераторы сигналов различных форм, светодиодный 3D дисплей, систему анализа и оценки качества электроэнергии и другие разработки.

Затем министр побывала в Музейно-выставочном комплексе, где оставила пожелание в книге отзывов.

Гости смогли убедиться, что ученые вуза уделяют большое внимание научно-исследовательской работе. Знакомя гостей с достижениями и разработками вуза, ректор ДГТУ отметил, что исследовательская деятельность университета подтверждена большим количеством сертификатов, свидетельств и патентов.

Члены делегации проявили большую заинтересованность в инновационных разработках вуза, отметили уровень учебно-методического оборудования, развитость инфраструктуры, инноваторский характер реализуемых проектов, в том числе экспериментальных и исследовательских лабораторий.

В завершении встречи ректор ДГТУ поблагодарил министра и делегацию министерства образования и науки РФ за внимание и ценные предложения по улучшению качества подготовки специалистов, заверив их в том, что у технического университета есть значительный потенциал, и что он в дальнейшем также будет направлен на решение проблем по качественной подготовке кадров для народно-хозяйственного комплекса региона и России.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Последние новости Дагестана по теме:
Министр образования и науки России Ольга Васильева посетила ДГТУ

Махачкала

Рабочий график Ольги Васильевой в Дагестане будет достаточно обширным. Планируется посещение нескольких государственных вузов республики, а также общеобразовательных учреждений в городах и в районах республики.
11:25 22.11.2017 РГВК Дагестан

Махачкала

Делегация под руководством министра образования и науки РФ Ольги Васильевой посетила 21 ноября Дагестанский государственный технический университет, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе вуза.
21:57 21.11.2017 РИА Дагестан

вице-президент Русского географического общества,

директор Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета

Уважаемые читатели!

Научный подход к проблемам охраны окружающей среды и рационального природопользования сегодня является общепризнанным императивом. Он в значительной степени основывается на достижениях наук о Земле, развитие которых в России неразрывно связано с историей Санкт-Петербурга. Научные школы в этом направлении начали формироваться после основания по указу Петра I в 1724 году петербургской Академии наук и университета. К их формированию в XVIII веке причастны такие великие ученые, как Леонард Эйлер, Степан Крашенинников, Михаил Ломоносов. Их труды заложили основы для появления уже в XIX веке университетских кафедр географии и статистики (так тогда называли экономическую географию). Значимым событием было формирование уникальной университетской естественнонаучной школы Василия Докучаева, многие ученики которого впоследствии стали основателями новых направлений наук о Земле (Владимир Вернадский, Александр Ферсман и др.). Минеролог и почвовед Василий Докучаев придавал огромное значение исследованиям влияния человека, его хозяйственной деятельности на природную среду Европейской России.

Важно помнить, что в 1845 году в Санкт-Петербурге было создано Русское географическое общество (РГО), которое быстро получило статус Императорского. РГО занималось не только организацией экспедиций в малоизученные районы севера и центра Евразии, но также сбором и распространением правдивой информации об особенностях природы, населения, хозяйства различных регионов России, решало задачи рационального природопользования. В этой связи в 1912 году была основана постоянная Природоохранительная комиссия РГО. Ее работа заложила основы для создания в России первых заповедников, для чего были организованы исследования в дельте Волги, на Северном Урале, в Печорском крае, на Камчатке, в Прибайкалье, в Саянах.

Рост потребностей в информации о природных условиях и ресурсах отразило создание в 1915 году академической Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), которую возглавил Владимир Вернадский. Для решения задач расширения ресурсной базы страны, всестороннего учета природных условий, проведения масштабных экспедиционных исследований в России возникла необходимость подготовки специалистов с высшим образованием в разных областях наук о Земле, дипломированных географов, геологов, картографов, метеорологов, гидрологов, океанологов, почвоведов и др. В начале XX века в Петербурге создавались различные географические кружки и курсы, но этого было явно недостаточно. Поэтому передовые представители научного сообщества неоднократно ходатайствовали о создании соответствующего высшего учебного заведения и специальностей научных работников, однако в условиях Первой мировой войны вопрос постоянно откладывался.

Удивительно, но решение было принято уже в революционном Петрограде, когда нарком просвещения А.В. Луначарский подписал декрет о создании Географического института с 1 сентября 1918 года на базе состоявших в ведении наркомата земледелия Высших географических курсов при Докучаевском почвенном комитете КЕПС. Основываясь на этом факте, мы отмечаем в 2018 году столетний юбилей создания в России специализированного высшего образования в области наук о Земле. Это была точка роста, от которой дальше стали развиваться многочисленные академические институты и университетские факультеты, распространившиеся по всей стране и занимающиеся изучением проблем окружающей среды.

Географический институт, который по уставу вел научную и учебную работу практически во всех областях наук о Земле, на первых порах возглавил географ Иосиф Лукашевич. Несмотря на голод и холод революционного Петрограда, Географический институт успешно работал, расширяя круг студентов и привлекаемой к занятиям и исследованиям профессуры. В 1919 году директором Географического института стал выдающийся геолог академик Александр Ферсман, который в 1925 году как декан преобразовал его в факультет Ленинградского государственного университета. Из числа студентов Географического института и первых выпусков факультета вышли выдающиеся представители наук о Земле. Так, выпускниками 1926 года были будущие академики Константин Марков и Иннокентий Герасимов, возглавившие впоследствии соответственно географический факультет МГУ и Институт географии АН СССР. Географический институт, как и факультет университета, был теснейшим образом связан с Географическим обществом. В числе профессоров и заведующих кафедрами в разные годы были президенты общества академики Юлий Шокальский и Лев Берг, позднее Станислав Калесник и Алексей Трёшников.

В составе Ленинградского – Санкт-Петербургского государственного университета линия развития, начатая Географическим институтом в Петрограде в 1918 году, никогда не прерывалась, хотя названия факультетов и их взаимодействие менялись неоднократно. В 1986 году к географическим и геологическим наукам добавилась геоэкология как наука об окружающей среде и природопользовании. На современном этапе, в 2014 году, на базе двух факультетов (географии и геоэкологии и геологического, а также кафедры почвоведения) был создан Институт наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета. Это отражает современные потребности в естественнонаучном междисциплинарном синтезе и на новом уровне развития возвращает нас к переосмыслению событий вековой давности.

Сегодня в центре внимания по-прежнему находятся вопросы расширения минерально-сырьевой базы нашей страны, нефтегазового дела, рационального природопользования и охраны природы, изменений климата и их последствий, размещения отраслей хозяйства и формирования системы расселения и транспортно-логистической системы страны, географического, гидрометеорологического, картографического и геоинформационного обеспечения решения народнохозяйственных задач, землеустройства и кадастров, городского развития, геоэкологии, экологической безопасности, туризма. Как и прежде, в решении перечисленного круга вопросов активно участвует Русское географическое общество. Оно активно содействует выработке обновленной концепции географического образования в школе, создает возможности для молодых исследователей получить опыт экспедиционных работ в различных регионах России, привлекает волонтеров для решения практических задач, содействует пропаганде современных географических и экологических знаний.

В Санкт-Петербурге исторически сформирован мощный центр решения разнообразных проблем исследований окружающей среды, который включает в себя университеты, академические и отраслевые институты. Без них невозможно представить себе изучение Арктики и Антарктики, Мирового океана, Европейской и Азиатской территории России и даже других материков. Принципиально важно, чтобы столетний юбилей создания Географического института в Петрограде способствовал дальнейшему внедрению современных высокотехнологичных методов научных исследований для решения актуальных задач развития нашей страны.

В Санкт-Петербурге есть все возможности для привлечения молодых исследователей к дальнейшему прогрессу наук о Земле. Уверен, что научные школы Санкт-Петербурга способны сохранить и преумножить лучшие традиции и достижения географических и геологических наук. От души желаю журналу «Окружающая среда Санкт-Петербурга» дальнейших успехов, а его читателям – новых достижений в сохранении мирового природного и культурного наследия и в приумножении богатств России.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ

К.Д. Чистяков

Кафедра государственно-конфессиональных отношений Международный институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации просп. Вернадского, 82-1, Москва, Россия, 119571

В статье рассматриваются некоторые аспекты внебогослужебной деятельности Римско-католической церкви, связанные с организацией и деятельностью католических орденов, организацией объединений мирян, издательской, просветительской и образовательной деятельностью, выпуском периодических изданий, рассматриваемой как социальную канва политического влияния.

Ключевые слова: католическая церковь, мягкая сила, общественные проекты.

Конец 80-х гг. XX столетия, вошедший в историю как «перестройка», ознаменовал собой начало процесса коренного преобразования нашей страны, не оставившего без изменения ни одной сферы жизни общества и государства. Безусловно, одной из позитивных тенденций этих процессов стало изменение положения религиозных организаций в России, которые получили возможность стать полноценными участниками различных общественных и социальных процессов.

Деятельность Римско-католической церкви, как и деятельность других религиозных организаций, больше не ограничена исключительно совершением необходимых таинств и регулярных богослужений и простирается на различные сферы общественной жизни.

Католическая церковь в России немногочисленна, однако имеет четкую иерархическую структуру, институт подготовки духовенства, учреждения по катехизации и образованию мирян. В России действует целый ряд католических орденов, которые являются центрами образовательной, просветительской и гуманитарной деятельности. Коротко рассмотрим те из них, которые наиболее активно проявляют себя в России.

Одним из наиболее активно действующих в России отделений ордена св. Франциска является «Орден братьев меньших конвентуальных» . В России действует с 1993 г. 13 мая 2001 г. в Москве была торжественно основана генеральная кустодия этого ордена, то есть автономная административная единица, объединяющая несколько монастырей с собственным капитулом и прямым подчинением генеральному министру ордена. В состав кустодии входят следующие францисканские монастыри в России: монастырь святого Франциска в Москве, монастырь святого Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге, монастырь Матери Божией Ангельской в Калуге, а также монастырь св. Максимилиана Кольбе в Чер-няховске (Калининградская обл.), монастырь Успения Пресвятой Девы Марии в Астрахани .

Монастыри служат и центрами внебогослужбеной просветительской деятельности.

Так, при францисканском монастыре Святого Антония Чудотворца в Петербурге существует «Центр христианской культуры и францисканской духовности», где проводится цикл встреч «Вторники у францисканцев» - темы их касаются разных сторон христианской жизни. Аналогичный культурный центр действует в Москве. В Новосибирске Римско-католической церковью города Новосибирска и Орденом братьев меньших (францисканцев) учреждена общеобразовательная школа. Активную работу в России ведет издательство францисканцев.

На территории России существуют и общины доминиканцев. Их деятельность сконцентрирована в Петербурге и координируется из Киева, где в 1992 г. открылся центр по управлению совместного российско-украинского викариата св. арх. Михаила. Московская доминиканская община была закрыта в конце 90-х гг. из-за недостатка братьев .

С 1991 г. по 2007 г. в Петербурге выходила доминиканская газета «Истина и жизнь». Сейчас внебогослужебная деятельность доминиканцев в России проводится на базе прихода святой Екатерины Александрийской, в частности в рамках встреч «Церковь и культура». Первые встречи начали проходить в 2004 г. и имели нерегулярный характер. С 2006 г. по 2009 г. наступил перерыв, с сентября 2009 г. встречи стали проходить раз в месяц .

В июне 1992 г. в России зарегистрирован «Независимый Российский Регион Общества Иисуса», который опекает Институт святого Фомы Аквинского в Москве. Отцами-иезуитами в Новосибирске в ноябре 2011 г. был создан культурный центр «Иниго», который объединяет в себе библиотеку и дом духовных упражнений. В России действует издательство иезуитов (при институте св. Фомы Аквин-ского), которое, как правило, переводит и издает труды видных католических богословов на русском языке, а также издает литургические тексты .

На территории России были открыты католические ордена и общества и с менее обширной деятельностью: Братство священников-миссионеров святого Карла Борромео, Братья-утешители из Гефсимани, кларетины, сальваторианцы, «Милосердные сестры Святого Креста», «Сестры-назаретанки», «Сестры от Ангелов» и другие .

Помимо монашеских орденов в России действуют и мирские католические организации, такие как Фоколари, Общество Святейшего Сердца Иисуса - католики за «Summorum Pontiflcum» и «Неокатехуменат».

Среди этих организаций особенно следует отметить общество Каритас. Это крупная международная организация действует в 198 странах и объединяет более 150 различных организаций. В нашей стране общество развернуло обширную благотворительную деятельность; заботится об инвалидах, для которых разработаны собственные программы реабилитации, престарелых и сиротах, распределяет гуманитарную помощь. Каритас имеет свои представительства в разных регионах Российской Федерации. С 1994 г. при обществе функционирует Духовная библиотека, которая в год распространяет более 100 тыс. книг религиозного содержания .

Говоря о внебогослужебной деятельности, нельзя не затронуть вопрос о культурной деятельности Римско-католической церкви в России. Культурные мероприятия в современном мире становятся той площадкой, на которой может встретиться современное общество и религия. В Римской курии существует особый отдел, который занимается вопросами культуры: Папский Совет по вопросам культуры был учрежден в 1982 г. Папой Иоанном Павлом II, чтобы в нынешнее время способствовать диалогу и сотрудничеству между церковью и различными культурами.

В первую очередь к такого рода деятельности Римско-католической церкви в России необходимо отнести организацию различных просветительских встреч на базе приходов и католических общин. Если начинать с Москвы - то центром, несомненно, является католический Собор Непорочного Зачатия Божией Матери. Здесь проходят концерты органной и классической духовной музыки, фестивали, выставки, просветительские и образовательные встречи. В Санкт-Петербурге также регулярно проводятся концерты органной музыки и старинной классической музыки.

Подобная практика проведения концертов существует и в других крупных городах (католических приходах) России - в Новосибирске, Екатеринбурге, Иркутске, Тобольске, Саратове.

Интересным примером такой деятельности служит организация культурных центров, которые не имеют яркой и конкретной конфессиональной привязанности. Московский культурный центр «Духовная библиотека» (культурно-просветительский центр «Покровские ворота») зародился на заре 90-х гг. XX в. «Духовная Библиотека» создавалась как центр по изданию и распространению духовной литературы, и основными его задачами были просветительская, культурная и издательская деятельность. Соучредителями центра «Покровские ворота» являлись, и являются католическая благотворительная организация «Каритас» европейской части России, итальянский католический фонд «Христианская Россия» и «Христианский образовательный центр во имя свв. Кирилла и Мефодия».

На постоянной основе в центре проходят научно-образовательные встречи, организуются дискуссионные площадки, театральные представления и музыкальные вечера.

К подобным организациям, успешно работающим в России, относится и независимая общественная некоммерческая организация «Искусство добра». В ее основные задачи входит популяризация западноевропейской духовной музыки в современной России. Ежегодно фонд организует более ста концертов духовной музыки, которые посещает около тридцати тысяч человек. Помимо концертной деятельности Фонд занимается проведением различных смежных проектов - мастер-классов, семинаров, курсов, фестивалей.

Изменения положения религиозных организаций в нашей стране 20 лет назад сразу обнажило большое количество проблем, связанных часто с самыми обыденными вещами. Одной из остро стоящих проблем стала нехватка литературы как богослужебной, так и просветительской. Для долгосрочного решения этих

проблем было необходимо организовать издательство на территории России, а не завозить литературу, изданную за рубежом. В России был открыт целый ряд издательств.

С 1993 г. в Москве действует издательство «Паолине». Это издательство работает во многих странах мира и занимается не только книгоизданием, но и производством фильмов, записью музыки, организацией выставок, кинофорумов, у издательства есть свой одноименный книжный магазин. В Ленинградской области действует издательство «Белый Камень», открытое в 2005 г., оно специализируется на выпуске духовной литературы восточного и латинского обряда. В Санкт-Петербурге существует издательство селезианцев при центре Дона Боско. Издательство существует при Полиграфическом колледже с 1999 г. С февраля 1994 г. действует издательство францисканцев, которое издает литературу богословского, религиозно-философского и культурно-исторического характера, а также богослужебные книги. За время своего существования издательство не только выпустило более 200 наименований книг, но и стало известным просветительским центром в масштабах России.

Пожалуй, самым крупным проектом издательства является русскоязычная Католическая энциклопедия в 5 томах. Работа над этим проектом была начата еще в 1999 г., а в 2013 г. вышел в свет последний пятый том. Занимаются францисканцы и изданием периодических изданий для русских католиков.

Еще одно издательство, «Адальбертинум», было отрыто в г. Калининград. Ряд издательств позже объединились в неформальное объединение «Ассоциация католических издателей России».

Организация издательского дела в России позволила начать выпускать периодические издания. На данный момент католических периодических изданий в России существует меньше, чем их было в середине 90-х - начале 2000-х гг. Наблюдается общая тенденция к переходу от печатных изданий к электронным ресурсам.

В 1994 г. по благословению митрополита Тадеуша Кондрусевича была открыта еженедельная католическая газета «Свет Евангелия». Газета достаточно хорошо освещала жизнь Римско-католической церкви на территории России.

Корреспонденты газеты, которая базировалась в Москве, работали в Санкт-Петербурге, Саратове, Сочи, Новосибирске, Туле, Екатеринбурге, Иркутске, Магадане, Владивостоке. В 2008 г. католическая газета «Свет Евангелия» перестала существовать, а вместо нее вышел журнал «Католический вестник - Свет Евангелия». Теперь это издание существует в интернет-формате под названием «В свете Евангелия» . Также на официальном сайте архиепархии Божией Матери в Москве www.cathmos.ru можно ознакомиться с «Информационным бюллетенем».

Существуют и католические региональные периодические издания: «Католический посланец» (Красноярск), католическая газета на английском языке «Vladivostok sunrise», «Доминиканские диалоги».

В г. Новосибирске издается «Сибирская католическая газета», являющаяся официальным печатным органом Преображенской епархии в Новосибирске.

Периодические издания существуют и у католических монашеских орденов. Так, францисканцы издают журнал «Брат Солнце». Община салезианцев публикует сразу два журнала. С сентября 2010 г. издательство «Белый камень» стало выпускать новый католический журнал «Дом Непорочного Сердца».

Как правило, периодические издания не имеют масштабного характера и распространяются либо в приходских общинах, либо в конкретных приходах, окорм-ляемых разными монашескими конгрегациями.

Римско-католическая церковь в России также имеет свои телеканал (Преображенская епархия) и радио. Телестудия «Кана» была создана 2 февраля 1996 г. по инициативе епископа Иосифа Верта. Телеканал предназначен не только для католиков Преображенской епархии, но для российских католических епархий, а также для русскоязычных верующих из других стран. Главная задача студии - выпуск «Видеожурнала», посвященного жизни католической церкви России (в том числе Сибири и Дальнего Востока), Казахстана и других бывших республик Советского Союза. «Видеожурнал» распространяется бесплатно. С сентября 2000 г. студия «Кана» готовит программу «Моя Епархия», посвященную жизни католиков Западной Сибири. «IV Кана» сотрудничает с рядом телеканалов в России: МКС (Новосибирск), ОТВ-ТВЦ (Санкт-Петербург), трансляция осуществляется по средствам спутникового телевидения.

На территории России ведет свою трансляцию и «Радио Мария». Часть эфира посвящена христианским передачам (католическим и православным), есть передачи, посвященные культуре, социальные программы, а также музыка. Основная цель работы «Радио Мария», которая представлена в различных городах мира, - это через культуру, искусство и историю донести до слушателя проповедь христианского благовестия.

Как отмечалось выше, Римско-католическая церковь в России смогла организовать и целый ряд образовательных учреждений разного уровня. Главное из них - Высшая духовная семинария «Мария - Царица Апостолов». Она была открыта в 1992 г. в Москве, а в 1995 г. переведена в Санкт-Петербург. Помимо вышеуказанной богословской школы в Санкт-Петербурге существует предсе-минария в Новосибирске.

9 ноября 1991 г. был открыт Колледж католической теологии святого Фомы Аквинского в Москве. Количество студентов первого набора - 150 человек. С 2003 г. это учебное заведение действовало как Институт философии, теологии и истории святого Фомы, а с недавнего времени это Институт святого Фомы - негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, которое предлагает услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации. В 1997 г. институт перешел в ведение «Общества Иисуса», которое почти с самого начала своего основания занималось преподавательской и воспитательной деятельностью в школах и университетах.

В Новосибирске с 1995 г. существует францисканская католическая школа Рождества Христова. Директор школы отец Коррадо Трабукки. В настоящее время школа аттестована трижды (в 2002, 2004, 2009 гг.) на начальной ступени. Кон-

цепция школы ясна и лаконична: «Человек-Свобода-Любовь-Семья». В ней обучаются только ученики начальных классов. Имеет образовательную лицензию, преподают в основном профессиональные педагоги. Осуществляется поддержка детей из трудных и малообеспеченных семей. Проводятся праздники, организуются спектакли с участием детей и взрослых.

С 1993 г. в городе Томске существует католическая гимназия, которая занимается общим образованием с 1-го по 11 класс. Прием в гимназию ведется независимо от вероисповедания, национальности и социального положения. Там обучаются и дети из неполных, малообеспеченных, многодетных и опекунских семей .

В Ленинградской области салезианцами открыт центр «Дон Боско» в г. Гатчина. Основан в декабре 1992 г., зарегистрирован в апреле 1993 г., начал занятия с 1 сентября 1993 г. В настоящий момент центр состоит из нескольких частей, основным из которых является образовательное учреждение (Школа НПО-СПО «Воспитание»). Это полиграфический лицей и Начальная школа бизнеса.

Данное учреждение давало возможность получить полное среднее образование и начальное профессиональное образование. В 2012 г. учебное заведение было реорганизовано в центр дополнительного образования и в настоящее время реализует несколько образовательных программ для детей и взрослых .

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что даже такой краткий и неполный обзор ярко демонстрирует, что за тот период, который прошел с момента изменения положений религиозных организаций в России, Римско-католической церкви удалось развить полноценную деятельность, аналогичную с тем, как она организована в других странах. Несмотря на то, что некоторые проекты оказались непостоянными и из-за целого ряда причин их пришлось закрыть или перевести в другой формат, можно говорить об организации системной и широкой внебогослужебной деятельности на разных направлениях общественной жизни. Это во многом становится проводником политического влияния католической церкви.

ЛИТЕРАТУРА

Борисов А. Католическое монашество сегодня // bogoslov.ru. URL: http://www.bogoslov.ru/ text/304258.html.

Васильева О.Ю., Трофимчук Н.А. История религий в России. Учебник. Издание 2-е доп. изд. М.: РАГС, 2004.

Орлова Л. Журналистика добровольного минимализма. Что читают, слушают и смотрят католики России // Портал religare.ru. URL: http://www.religare.ru/2_73786.html.

Портал ордена доминиканцев в России. URL: http://praedicatores.ru.

Портал ордена иезуитов в России. URL: http://www.jesuit.ru.

Портал католической гимназии. URL: catholicgymnasium.ru.

Сайт Конференции Католических епископов России. URL: http://catholic-russia.ru.

Салезианский центр им. Дона Боско. URL: http://www.donboscogatchina.ru.

Францисканский портал «Мир и добро». URL: http://www.francis.ru/index.php/frantsiskantsy-v-rossii/monastyri.

PUBLIC PROJECTS OF ROMAN CATHOLIC CHURCH IN RUSSIA

The Department of State-Confessional Relations The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Vernadskogoprosp., 82/1, Moscow, Russia, 119571

The article analyses some features of non-liturgical activity of Catholic Church, which are related to the arrangement and the occupation of catholic orders, to the arrangement of laity"s association, to publishing and educational activities.

Key words: Catholic Church, soft power, public projects.

Borisov A. Katolicheskoe monashestvo segodnja. bogoslov.ru. URL: http://www.bogoslov.ru/ text/304258.html.

Vasil"eva O.Ju., Trofimchuk N.A. Istorija religij v Rossii. Uchebnik. Izdanie 2-e dop. izd. M.: RAGS, 2004.

Orlova L. Zhurnalistika dobrovol"nogo minimalizma. Chto chitajut, slushajut i smotrjat kato-liki Rossii. Portal religare.ru. URL: http://www.religare.ru/2_73786.html.

Portal ordena dominikancev v Rossii. URL: http://praedicatores.ru.

Portal ordena iezuitov v Rossii. URL: http://www.jesuit.ru.

Portal katolicheskoj gimnazii. URL: catholicgymnasium.ru.

Sajt Konferencii Katolicheskih episkopov Rossii. URL: http://catholic-russia.ru.

Salezianskij centr im. Dona Bosko. URL: http://www.donboscogatchina.ru.

Franciskanskij portal Mir i dobro. URL: http://www.francis.ru/index.php/frantsiskantsy-v-rossii/monastyri.