Проект по литературе о родине. Проект для начальной школы"моя родина". Муниципальное Общеобразовательное учреждение

Руководитель: Учитель русского языка и литературы Курерару Олеся Владимировна.

МОУ Агаповская СОШ №1 им. П.А. Скачкова с. Агаповка.

Творческий проект «Моя Родина в стихах и песнях»

Тема творческого проекта: «Моя Родина в стихах и песнях»

Аннотация наставника

Введение

1.Основная часть


1.2.

Творческая работа - это прекрасный,
необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.

Н. Островский

Аннотация наставника

С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один русский поэт не обошел стороной эту поистине вечную тему. Богата творческими потенциалами и наша Агаповская земля. В нашем селе Агаповка живут много самодеятельных поэтов и писателей, композиторов и певцов. Поэтому выбор темы работы не случаен, так как было решено ближе познакомиться с творчеством поэтов-земляков. Выводы:1)творчество поэтов-земляковспособствует воспитанию чувства любви к родине; 2) было выделено четыре точки зрения на тему родины, что подчеркивает своеобразие темы родины в творчестве поэтов-земляков; 3)тема родины актуальна для современного поколения.

Тип проекта: творческий

Продукт проекта:

Введение

«Моя Родина» – это понятие, которое берёт своё начало с древних времён, и о нём говорили ещё задолго до современной истории государств. О нём написали массу книг и стихотворений, создали немало песен и различных рассказов. И для каждого это понятие было тёплым и радостным. А порой – вызывало тоску. Обязательно ли Родиной является именно то государство, в котором был рождён гражданин? Любой человек сможет ответить на этот вопрос самостоятельно.

Актуальность исследования определяется необходимостью привития любви современной молодежи к своей родине. Очень важно, чтобы нынешнее поколение видело её красоту (через поэзию прикасаемся к прекрасному) и умело защищать её интересы на любом поприще.

Цель проекта: освещение своеобразия темы Родины в творчестве поэтов-земляков.

Задачи:
1)Раскрыть понятие Родины в широком и узком смысле слова;
2)изучить творчество поэтов-земляков;
3)показать своеобразие темы Родины в творчестве поэтов-современников, наших земляков;
4)актуальна ли тема Родины для современного поколения?

1. Основная часть

1.1. Что такое Родина в широком и узком смысле слова?
В широком смыслеРодина – это страна, в более узком – город (деревня, село и так далее). Странно, что большинство словарей трактуют слово «родина» именно в таком, крайне узком понимании. Получается, что на вопрос «Что такое родина?» можно с уверенностью сказать, что это именно то государство, где нам довелось увидеть свет. Так ли это на самом деле?
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что такое Родина? Нет на свете места роднее, чем то, где он родился, где прошло его детство. Кто-то родился во Франции, кто-то –в Испании, а я-в России. Это моя Родина. Я люблю ее и горжусь ею

— За что я люблю мою Россию?
— За то, что она у меня есть.

Россия-это все то, чем живу я и мои близкие. Каждый мой поступок, каждое движение моей души связано с моей страной. Это руки моей мамы, мой уютный дом, где меня всегда ждут. Родина-это место, где я нужна.

Есть очень много поводов, чтобы я и мои ровесники могли гордиться своей страной, но я считаю, что самое главное богатство России-это ее граждане, ведь именно народ создает страну. Множество легенд создано о стойкости русского характера. В тяжелые для моей Родины дни все ее жители от мала до велика поднимались на защиту родной земли. Я верю в свою Родину, в то, что она будет расти и развиваться. Граждане моей страны должны понимать и уважать друг друга, помогать в тяжелое время и вместе радоваться в счастливые минуты. Ведь Россия-наша щедрая мать, а мы ее дети.
Родная земля дает нам силу для жизни. В наших руках-будущее моей великой страны. Молодое поколение должно сделать все, чтобы в России людям жилось хорошо, чтобы каждый с гордостью мог сказать: «Я живу в России!»

— С чего начинается Родина?
— Она начинается с первого вздоха в родительском доме. На земле, где тебе мама дала жизнь.
— С чего начинается Родина?
— С тропинки, уходящей от твоего дома. С берёзки, с добрых друзей, с любимой школы, любимого класса.
— С чего начинается Родина?
— С любимых русских песен, хороводов, танцев, игр, которые передали наши предки, ставшими такими близкими.
— Сегодня стихами и песнями расскажем о своей малой Родине.

1.2. Знакомство с творчеством поэтов-земляков
Тема Родины не является новой в лирике, у каждого русского поэта найдете стихи о России, красоте родного края. В данномпроектерассматривается, как рождается и из чего складывается образ Родины в творчестве поэтов-земляков.

О.В. Парфентьева (Курерару)

Розовые сны
Мне снятся родные просторы.
Мне снится родная земля.
Мне снятся Уральские горы,
Озера, луга и поля.
Деревня моя дорогая,
Где мама растила меня,
И звуки прекрасного края,
И вся вековая родня.
Мне снятся любимого взоры,
Который явился не зря.
Мне снятся на стеклах узоры
И алая детства заря.

Люблю до боли в сердце край родной,
Моя неповторимая Россия!
Агаповка, ты целый шар земной,
И не найти земли, чем ты, красивей!

Мой край
Мой край родной, проснись и пой
У мира в светлом храме.
Чтоб на душе был лишь покой
И сказка с чудесами.
Как хочется мне верить в то,
Что будет все прекрасно,
Что на земле не будет войн
И светит солнце ясно.
Живи, цвети, моё село,
Дари нам радость, счастье.
Пусть навсегда иссякнет зло,
Не будет пусть несчастий!

НАШ АГАПОВСКИЙ РАЙОН

Заалела заря золотая,
Рассыпая лучистый рассвет!
Это-Родина наша святая!
Это-Факел пылюащих лет!
Как здесь жили,работали люди…
И стремились создать наш район!
Имена тех людей не забудем…
Честь и память о них сбережем!
Пусть поля колосятся хлебами,
Ветер песни доносит свои;
Солнце ярко горит над горами,
Необычно поют соловьи!
Не угаснет у нас Факел жизни!
Он-прославлен великим трудом!
И на радость любимой Отчизны,
Будет жизнь Агаповский район!

Проект в детском саду для детей 6-7 лет "Наша Родина - Россия"

Антонова Татьяна Геннадьевна.
Описание: В данной публикация я предлагаю вам паспорт проекта "Наша Родина -Россия", направленного на воспитание гражданственности и патриотизма у старших дошкольников.В других публикациях одноименной рубрики, вы сможете прочитать дополнительные материалы по данному проекту. Публикация направлена на аудиторию педагогов работающих со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
Цель публикации: распространение педагогического опыта.

Проект "Наша Родина - Россия". Подготовительная к школе группа

Подготовили:
Антонова Т.Г.
Амирова Г.Р.

Вводная беседа с детьми:
Дети, сегодня мы ведём разговор о нашей стране. Как она называется? (ответы детей). А мы, живущие в России – россияне.
Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. Древние предания рассказывают. что на прекрасной земле, где было много рек, лесов и долин, давным – давно жили славяне.
Славяне – означает славный, достойный народ: гордый. красивый,
храбрый. Дети, запомните это слово – славяне. Они были нашими предками (показ иллюстраций).
А теперь вы расскажите, что означает слово «предки»? (ответы детей)
Это люди, которые жили на этой земле, где сейчас живём мы с вами, много-много лет назад, то есть до нас, перед, пред нами.
Педагог обращает внимание детей на карту. «Как вы думаете, карта какой страны на доске? (ответы детей) Правильно, это карта нашей Родины. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша Родина – Россия. (Показываю границы России, дети смотрят за указкой)
Читаю стихотворение:
«Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля.
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя земля от севера до юга,
Когда в одном краю весна –
В другом – снега и вьюга.»
Россия – большая страна и её населяют много народов. Как вы думаете, на каком языке говорит большая часть населения? (ответы детей)
Правильно, на русском языке.
В нашей стране много гор. Уральские, Кавказские, Алтайские. Самая
высокая гора в нашей стране называется Эльбрус, самое глубокое озеро – Байкал. А у самой длинной российской реки красивое женское имя – Лена. (педагог показывает названные места на географической карте России)
Летом дети с родителями ездят отдыхать на Чёрное, Азовское, Каспийское
В российских лесах водятся волки, бурые медведи, зайцы, лисицы и лоси.
В тайге обитают белки – летяги, рыси и тигры. А на севере живут моржи, тюлени и белые медведи (показ иллюстраций).
Также Россия богата природными ресурсами – углём, нефтью, газом,
железом, медью, золотом и платиной. Вот какая красивая и богатая наша страна!
Дети, как называется столица России? (ответы детей) А как называется главная площадь страны, где проходят торжественные мероприятия: парады, демонстрации, концерты? (ответы детей, показ иллюстраций).
В Москве живёт огромное количество людей – там много проспектов,
площадей, парков, театров, музеев. Здания в Москве высотные, многоэтажные. Под землёй находится метро. Так же в Москве много других достопримечательностей: Кремль, царь – колокол, Царь – пушка, Большой театр, Храм Василия Блаженного, Исторический музей (педагог демонстрирует цветные иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей Москвы.).

Тема проекта: " Наша Родина - Россия"
Тип проекта: Информационно - исследовательский - творческий.
Сроки реализации: долгосрочный.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Цель:
Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России. Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине.

Задачи:
1. Пополнить, уточнить и закрепить представления детей о стране - Росии, ее символике, столице, природных богатствах, культуре, народах, традициях, праздниках.
2. Дать представление о понятии -Малая Родина. Учить любить своих родителей, дом, село, страну.
3. Воспитывать любовь и уважения к своей национальности, толерантного и уважительного отношения к представителям других народов населяющих Россию, способствовать формированию у детей понятия о том, что все мы едины, несмотря на разрез глаз и цвет кожи, у всех нас одна, неделимая Отчизна.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину;
5. Способствовать зарождению патриотических чувств.

Участники проекта:
1. Дети подготовительной группы.
2. Воспитатели.
3. Родители.

Ожидаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать:
- символику России (флаг, герб, гимн России).
- Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Четыре – пять народов живущих на Земле, их быт, традиции,
-Климатические и природные условия.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
- Что такое Россия?

Проблемные вопросы по теме:
- Какая природа в России?
- Месторасположение России на карте?
- Символика России?
- В России живут люди разных национальностей.

Методы:

1. Метод проблемных вопросов;
2. Метод анализа;
3. Метод игрового моделирования;
4. Метод беседы, и др.

Взаимодействие с узкими специалистами:
Музыкальный руководитель - Аникина Л. М.;
Логопед - Дегтярева А.Ш.

Продукты проекта:
Центр патриотического воспитания в группе,
Интерактивная папка - Лэпбук «Россия – знаем, любим, гордимся!»;
Тематические иллюстрированные альбомы.
Коллекция тематических слайдовых презентаций.

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный
1.Ввод в игровую ситуацию (приглашение в путешествию по России).
2. Формирование проблемы: «Что мы знаем о России?»
3.Подведение к формированию задач:
-знакомство с природными зонами России;
-познакомить с растительным и животным миром средней полосы России;
-познакомить с народными традициями и культурой России;
-узнать об особенностях русского костюма;
-иметь представление о промыслах и основных элементах узоров; народном фольклоре;
-принять участие в русских народных играх и состязаниях;
-отразить впечатления в продуктах в своей деятельности;
-познакомить с природными богатствами и с главным городом России;
-познакомить с понятием «Малая Родина»

2 этап- Основной
Организация деятельности детей в соответствии с перспективным планом реализации проекта;
Совместная работа с родителями;
Оформление в группе центра патриотического воспитания;
Изготовление лэпбука «Россия – знаем, любим, гордимся!».

3 этап- Заключительный
Презентация проекта.
Награждение благодарственными грамотами, детей и родителей принявших самое активное участие в работе над проектом.
Релаксация.

Реализация проекта через различные виды деятельности.
Познавательное развитие

Непосредственная образовательная деятельность, беседы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций :
«Наша страна Россия»;
«Москва-столица нашей Родины»;
«История Московского Кремля»;
«Народы России» ;
«День народного Единства»;
«Климатические зоны России»;
«Природа России»;

«Голубые реки России»;
«Государственные символы России: герб, флаг, гимн»;
«День Победы»;
«Наша армия»;
«Ташла - моя малая Родина»;
«Растительный и животный мир средней полосы Росии»;
«Животный мир средней полосы России»;
«Белая береза – символ России».

Дидактические игры:
«Найди флаг России»,
"Узнай наш герб",
«Найди среди гербов разных стран, герб России»,
«Чей костюм»,
«Мир профессии»,
" С какого дерева листок",
"Когда это бывает".

Речевое развитие

Обучение рассказыванию
«Главный город нашей страны»;
«Города России»;
«Какие народы живут в России»;
«Богатства России»;
«Богатыри земли русской»
«Русские народные промыслы»;
«Моя малая Родина»;

Чтение рассказов, сказок, стихов:
«Что я видел» Б.Житков;
"Родина"Александрова;
«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова;
«Ёлка»В. Сутеев;
«Две березы» Т.А.Шорыгина;
«Прогулка» С. Михалков;
«Конек горбунек» Ершлов;
«Как аукнется, так и откликнется» р.н.с.;
«Заяц- хваста» р.н.с.;
«Царевна – лягушка» р.н.с.;
«Лисичка сестричка и серый волк» р.н.с.;
«Снегурушка и лиса» р.н.с.;
«Сивка – бурка» р.н.с.;
«Хаврошечка» р.н.с.;
«Колосок» р.н.с.
Заучивание стихов:

«Кремлевские звезды» С.Михалков;
«Лучше нет родного края»П. Воронько;
«Родная земля» Г.Ладоньщиков;
«Родина» В.Семерин;
«Родная земля» П.Синявский

Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.

Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
Спасская башня Кремля";
«Флаг России»;
«Белоствольная береза»;
«Городецкая роспись»;
«Дымково. Нарядная барышня»;
«Русский национальный костюм»;
«Наша нарядная елка».
«Ветка рябины»;
«Портреты членов семьи»;
«Гжель»;
«Кукла в национальном костюме»;
«Хохлома»;
«Мой дом»;
«Салют Победы».

Лепка:
«Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»;
«Сказочный образ Снегурочки»;
«Животные России»;
«Пограничник с собакой»
«Птицы»
Аппликация и художественный труд.

Открытки для самых близких к праздникам.
Кукла «Кувадка»
«Чудесные превращения шишки»;
«Цветущий сад»;

Слушание песен и музыки:
«Во поле береза стояла»,
«Осенняя песня»,
«Урожайная»,
«Елочка красавица»,
"Зимушка прощальная".
«Гимн России»,
«Русская народная музыка».

Физическое развитие.

Русские народные подвижные игры:
«Гуси – лебеди»,
«Краски»,
«Пятнашки»,
«У медведя во бору»,
«Палочка выручалочка»,
«День – ночь», и др.

Социально коммуникативное развитие.
Экскурсии:
Экскурсия по улицам родного села;
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия к памятникам боевой славы земляков;

Сюжетно ролевые игры:
«Семья»;
«Путешествие по стране на автобусе»;
«Улицы города»;
«Профессии» и др.

Инсценировка русских народных сказок:
«Колобок»,
«Три медведя»,
«Гуси – лебеди»,
«Теремок» и т.д.

Участие в районных мероприятиях

Районный «День детства»;
Акция «Вальс Победы»;
Акция «Георгиевская лента»;
Участие в районном параде посвященном Дню Победы

Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».
Помощь в подборке материала к лэпбуку «Наша Родина –Россия».
Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств».
Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Консультация «Ребёнок и его Родина».
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту в подготовительной группе
Сентябрь
1. Беседа «Наша Родина-Россия» (приложение №1);
2. Беседа «Главный город нашей страны» (приложение№2);
3. Беседа «Москва-столица России» (приложение№3);
4. Беседа «Природа России» (приложение №4);
5. Чтение стихотворения Александровой «Родина»;
6. НОД «Города России» (приложение №5);
7. Рассматривание иллюстраций «Главный город нашей страны»;
8. Чтение главы из книги Б.Житкова «Что я видел»;
9. Экскурсия по улицам родного села;
10. Рисование «Спасская башня Кремля».

Октябрь
1. Беседа «Государственные символы России: герб, флаг, гимн» (приложение №6);
2. НОД «История Московского Кремля» (приложение №7);
3. Беседа «Ташла - моя малая Родина»;
4. Рассматривание иллюстраций «Природа Оренбургской области»;
5. «Белая береза – символ России» (приложение № 8);
6. Чтение художественной литературы. Чтение Т.А. Шорыгиной «Две березы»;
7. Заучивание стихотворения «Кремлевские звезды» С.Михалков;
8. Экскурсия в краеведческий музей.
9. Рисование «Флаг России»;
10. Рисование «Белоствольная береза».

Ноябрь
1. НОД «Какие народы живут в России» (приложение №9);
2. Праздник«День народного единства» ;
3. Чтение «История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова;
4. Чтение русской народной сказки «Заяц- хваста»
5. Знакомство с городецкой росписью. Приемы выполнения элементов цветочного узора в городецкой росписи;
6. Знакомство с дымковской игрушкой (приложение №10)
7. Декоративное рисование «Нарядная барышня»;
8. Знакомство со старинными игрушками изготовление куклы «Кувадки»;
9. Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка»;
10. Лепка «Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»;

Декабрь
1. Беседа «Климатические зоны России» (приложение № 11);
2. Беседа «Русский национальный костюм» (приложение №12);
3. Рисование «Русский национальный костюм»;
4. Рассматривание иллюстраций «Голубые реки России» (приложение № 13);
5. Чтение художественной литературы «Прогулка» С. Михалков;
6. Чтение сказки «Ёлка» В. Сутеев;
7. Познавательная беседа «Новогодние традиции»;
8. Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько;
9. Рисование «Наша нарядная елка»;
10. Лепка «Сказочный образ Снегурочки»;

Январь
1. Чтение «Народные праздники на Руси»;
2. Беседа «Богатства России»;
3. Лепка сказочного образа Снегурочки;
4. Животный мир средней полосы России (приложение №14);
5. Чтение художественной литературы « История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова;
6. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»;
7. Дидактическая игра «Чей костюм?»;
8. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Родина моя»;
9. Рисование «Ветка рябины»;
10. Лепка «Животные России».

Февраль
1. Познавательная беседа «Наша армия».
2. Поделка из природного материала «Чудесные превращения шишки»;
3. Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка»;
4. «Богатыри земли русской» (приложение №15);
5. Заучивание стихотворения «Родная земля» Г.Ладоньщиков;
6. Рисование «Портреты членов семьи»;
7. Лепка «Пограничник с собакой».

Март
1. НОД «Русские народные промыслы» (приложение № 16);
2. Беседа «Русские народные инструменты» (приложение №17);
3. Народные праздники на Руси: « Масленица»;
4. Чтение художественной литературы: сказка П.Ершова «Конек-горбунок»;
5. Знакомство с искусством гжельской росписи. Декоративное рисование « Гжельские узоры»
6. Заучивание стихотворения «Родина» В.Семерин;
7. Разучивание стихотворений к маминому празднику;
8. Лепка «Птицы».

Апрель
1. Беседа «Моя малая Родина»;
2. Беседа «Растительный и животный мир средней полосы России (Приложение № 18)»;
3. Заучивание стихотворения «Родная земля» П.Синявский;
4. Чтение художественной литературы. История России в рассказах для детей» (отдельные главы);А. Ишимова;
5. Рассказывание русской народной сказки "Хаврошечка";
6. Викторина «Родина моя»;
7. Дидактическая игра «Узнай наш флаг (герб)»;
8. Знакомство с хохломской росписью Декоративное рисование «Золотая хохлома» (приложение № 19);
9. Рисование «Кукла в национальном костюме»;
10. Коллективная аппликация «Цветущий сад».

Май
1. Праздник «9 Мая - День Победы»;
2. Рисование на тему «Спасская башня Кремля»;
3. Беседа «Города- Герои»;
4. Экскурсия к памятникам боевой славы земляков;
5. Чтение художественной литературы;
6. Чтение русской народной сказки «Колосок».
7. Рисование "Мой дом";
8. Рисование «Салют Победы».
9. Презентация проекта.

Подвижные, дидактические, сюжетно ролевые игры, инсценировки сказок в течении года.
Итоги проекта
1. В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот по¬чему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.
Наши ребята приняли участие в районных мероприятиях.
Форум-фестиваль «Молоко 2016»;
Конкурс патриотической песни «Долг! Честь! Родина!»;
Районный «День детства»;
Акция «Вальс Победы»;
Акция «Георгиевская лента»;
Участие в районном параде посвященном Дню Победы.
Все наши выступления были хорошо подготовлены, дети не робели выступать перед большой аудиторией. Отличная подготовка музыкальных номеров, это заслуга музыкального руководителя детского сада "Дарование" Аникиной Л. М. За выступления наших воспитанников на районных мероприятиях, мы получили массу положительных отзывов от родителей, от организаторов мероприятий, от простых жителей с.Ташлы. В реализации проекта родители группы выступали в качестве надежных партнеров, мы смело опирались на их поддержку во всех мероприятиях проекта. Благодаря такой сплоченной работы педагогов, родителей и детей удалось решить все задачи проекта и достичь его цели.
Спасибо за внимание!

Елена Куликова
Проект «Моя Родина - Россия»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Любовь к Родине, ответственность и гордость, преданность, желание жить в России и трудится на ее благо, приумножать и беречь ее богатства – эти чувства начинают формироваться в раннем возрасте.

Одна из самых актуальных задач нашего времени – это нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Дошкольный возраст – фундамент для общего развития ребенка. В этом возрасте у детей складываются общечеловеческие ценности: любовь к родителям, месту, где он вырос, к Родине.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству». Александр Суворов

Детство, именно этот период в жизни дошкольника, зарождаются первые понятия о Родине, его народе, обычаях, культурном наследии. Непосредственность и неутраченная открытости души детей в старшем дошкольном возрасте играет особенную роль в формировании чувства патриотизма.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родному краю.

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети, музыкальный работник, родители.

Методы и приемы: наглядные (показ, презентация); практические (дидактические игры, НОД, прослушивание музыки); словесные (НОД, беседы, речевые игры, чтение художественной литературы).

ЦЕЛЬ.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ЗАДАЧИ.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку.

Формирование элементарных знаний о правах человека.

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА.

ТЕМЫ НОД И БЕСЕД С ДЕТЬМИ:

Наша Родина Россия - НОД

Москва – столица России – НОД

Символика России - БЕСЕДА

Мой город Комсомольск - НОД

Моя семья - НОД

День защитника отечества – БЕСЕДА

Военные профессии - БЕСЕДА

Русские народные промыслы - НОД

Праздники России - БЕСЕДА

Широка страна моя родная - НОД

Рассматривание глобуса и карты России – БЕСЕДА

Природа родного края – БЕСЕДА

Какая русская изба – БЕСЕДА

Русский самовар – БЕСЕДА

Что такое береста – БЕСЕДА

Тульский пряник – БЕСЕДА

МУЗЫКА.

Слушание и пение песен о Родине

Слушание гимна России

«Есть улицы центральные» Ю. Антонов

«С чего начинается Родина» М. Бернес

Спортивный праздник «Защитники Отечества»

Фольклорный праздник «Масленица»

Игра-викторина «Морской бой»

ИГОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Сюжетно – ролевые игры:

Путешествие по России

Мы строители

Мы военные

Моя семья

Дидактические игры:

Кто больше назовет городов России

Профессии

Я заблудился

Моя семья

Дорога в детский сад

Путь-дорога

Я живу по адресу

НОД рисование:

Люблю березку русскую

Рисование в технике «Гжель», «Городецкая роспись», «Хохлома», «Дымковская»

Русская матрешка

Дом на нашей улице

НОД лепка:

Флаг России

Дома в Комсомольске

Моя семья

Русская матрешка

НОД аппликация:

Флаг России

Улицы нашего городка

Мой детский сад

Русская матрешка

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Русские народные сказки

Рассказы Николая Носова

«Честное слово» Л. Пантелеев

Стихи и сказки Чуковского

Сказки народов России

Рассказы В. Осеевой

Стихи А. Барто, М. Дружинина «Девочка», «Наоборот», «Открытка»

И. Глазкова «Волшебная семья»

З. Александрова «Родина», «Дозор»

С. Михалков «Моя улица»

С. Барузин «Страна, где мы живем»

В. Осеева «Просто старушка»

Г. Браиповская «Наши мамы, наши папы»

М. Ю. Лермонтов «Родина»

З. Александрова «Родина»

А. Прокофьев «Родина»

О. Высотская «Мой брат уехал на границу»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Дети знают свою Родину – Россию, ее города, президента, символику

Дети знакомы и знают свою «малую» Родину. Имеют представление о городе Комсомольске, его людях, достопримечательностях

Знакомы и знают культуру, обычаи и традиции семьи, города, страны.

Знакомы и знают старинные игры, забавы, песни, самые известные народные промыслы России, могут отразить в рисунках элементы росписи.

Знание русского фольклора, этнокультуры России

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. ФГОС дошкольного образования.

2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

3. Е. К. Ривина «Герб и Флаг России».

4. В. Г. Нечаева «Нравственное воспитание в детском саду».

Муниципальное Общеобразовательное учреждение

«Лицей №4 красноармейского района Волгограда»

ПРОЕКТ

«Моя Родина - Россия»

Работу выполнили:

ученики 3 класса

Руководитель Хахалева Н. С.

Вид проекта : информационно – познавательный

Продолжительность: долгосрочный проект (ноябрь - май).

Участники проекта : дети начальной школы. Так же проект предусматривает активное участие родителей воспитанников.

Раздел программы : социально – личностное развитие

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение учащихся начальной школы к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране; обогащать опыт детей о своем городе, стране, Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.

Задачи проекта:

    Воспитывать любовь к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду;

    Формировать представления о родном городе и его достопримечательностях, его государственных символах;

    Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;

    Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.

    Осуществлять ознакомление учащихся с историческим и культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;

    Расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов, стихотворений об исторических событиях нашего города и нашей страны.

    Приобщать к истокам народной культуры.

    Формировать навыки культуры речевого общения.

    Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

    Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

Подготовительный этап:
- подобрать иллюстрации, картины, слайды, музыкальные записи;
- подобрать образцы русских народных промыслов;
- разработать сценарий литературно-музыкального праздника «Что мы родиной зовём?»;
- подготовить материал для изобразительной деятельности.

Содержание проекта:
- провести анкетирование познавательного цикла по обогащению и расширению знаний в этой области;
- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;
- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города герои России», « Золотое кольцо России», « Флаги мира»; - провести литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?».

Актуальность.

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.Формирование знаний о трудовой деятельности взрослых и т.д.

Так же, современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному городу, Родине.

Знакомство детей с родным краем, своей страной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей семье, своему городу, своей Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей младшешкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проект состоит из блоков:

    блок - Моя семья, мой город, моя страна, моя планета (ноябрь-декабрь)

    блок - Русская горница (январь)

    блок - Сыны Отечества (февраль)

    блок - Народная культура и традиции (март)

    блок - Природа России (март - апрель)

    блок - День Земли. Покорители космоса (апрель)

    блок - День Победы (май)

Участие родителей в проектной деятельности :

    Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, познавательного материала.

    Участие в совместных мероприятиях.

    Оформление коллекций «Москва – сердце России!», «Города герои России», « Золотое кольцо России», « Флаги мира»;

Предполагаемый результат:

    Повышение интереса учащихся к своему городу, своей стране;

    Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

    Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;

    Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

    Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне и др.

    Знать историю своей страны, её героев.

Тематический план работы в рамках проекта

Ноябрь:

Познавательная деятельность:

1 . « Мой город. Экскурсия по улицам города»

Цель: познакомить детей с главными улицами и достопримечательностями родного города; учить узнавать их по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях города, воспитывать интерес и любовь к родной земле.

2 . Игра-путешествие “Город мой родной”.

Цель. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу.

3. “Имя улицы моей”.

Цель. Знакомить детей с историей родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Побуждать детей к связанным высказываниям на тему “Моя улица”

4. «Что я знаю о своем городе»,

Цель: Повышение интереса школьников к своему городу, формировать представления о родном городе и его достопримечательностях.

5 .«Мы живем в России»

Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотическиечувства.

6 . « Москва – столица моей Родины»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
7 . «Я гражданин России»

Цель: формирования чувства ответственности, воспитание гражданской позиции.

8. Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Собери Флаг», «Узнай по описанию», «Собери картинку – Москва»

Цель: закрепить знания о символики нашей страны

Продуктивная деятельность:

1. Аппликация: «Флаг России»

3 . Рисование: « Мы дети одной страны»

Знакомство с народными приговорками . Заучивание приговорки “С горы на гору”, «Где родился – там и сгодился»

Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра.

Заучивание: П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Есенина «Береза»

Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живём»

Музыка:

Слушание: «Пение птиц». Этюд «Ах, ты, береза русская!» рус. нар. мелодия.

Декабрь:

Познавательная деятельность:

1. Беседа «История Московского Кремля»

Цель: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.

2. Работа с глобусом « Найди, где мы живём»

3. «История флага»

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей государственного флага России; со значением цветов триколора.

4. «История герба»

Цель:воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей российского герба. Провести сравнение изображения современного герба с дореволюционными.

5. Беседа «Дружба на планете»

Цель: донести до детей значимость дружеских отношений, согласия, понимания между народами.

6. Беседа«Любимые места отдыха»

7. «Какие народы живут в России»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных

костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Продуктивная деятельность:

1. Рисование «Город мой родной

2 . Лепка «Портрет моей семьи»

Чтение художественной литературы:

Рассказы: М. Жестев «Всему начало».

Э. Шим «Где наша деревня», разучивание А Прокофьев «Как на горке, на горе»

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Музыка:

Упражнение «Ах, улица, улица, широкая» (потопаем – покружимся) рус. нар. мелодия.

Слушание песен о Тарко – Сале, о России

Январь:

Познавательная деятельность :

1 .“Знакомство с предметами быта русского народа” (в русской горнице).

Беседа «Русская горница»

Цель: познакомить детей с ткацким станком, со скатертями и другими предметами быта, которые шили из домотканой ткани. Воспитывать интерес к предметам быта русского народа.

3. Дидактические игры: « Старинное и настоящее», «Кем быть?», «Четвертый лишний»

Цель: учить называть и узнавать предметы старины, находить сходство и отличие.

4. Ситуативный разговор «Русская печь»

5. Беседа «Что такое святки»

Цель: дать детям знания о святках, формировать представление о русских народных праздниках.

6. Беседа: «Русские народные промыслы»

Цель: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
7.Беседа «Русский национальный костюм»

Цель:Развитие интереса к русскому народному костюму. Познакомить детей с элементами русского народного костюма. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

8. Рассматривание альбомов «Мастера гжели»

Музыка:

Разучивание «К нам гости пришли», песни – колядки.

Продуктивная деятельность:

    Лепка из соленого теста предметов быта русского народа

    Рисование русского костюма.

Чтение художественной литературы:

ДжанниРодари «Чем пахнут ремесла», «Садко»

Разучивание песен, колядок.

Февраль:

Познавательная деятельность:

1. Беседа « Я живу в России»

2. Загадки о профессиях

3. Игра «Скажи правильно»

4. Представление детьми личного опыта «Я в мире профессий» - развитие монологической речи.

5 .Сюжетно ролевые игры «Пограничники», «Разведчики», «Строители».

6 . Беседа «Спецтранспорт»

7 .Беседа «Тот герой, кто за Родину горой!»

Продуктивная деятельность:

1.Лепка «Танкист и танк»

Чтение художественной литературы:

Стихи: С. Маршак «Пограничники». А. Барто «Помощница», В. Маяковский «Кем быть?».

Рассказы: Л. Кассиль «Твои защитники», В. Осеева «Волшебное слово», Б. Житков «На льдине». С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Пословицы и поговорки.

Музыка:

Слушание военных песен, «Марш славянки»

Март:

Познавательная деятельность :

1. Беседа «Народные промыслы России»

2 . Беседа «Изделия хохломские и городецкие»

3. Беседа «Игрушки дымковские и филимоновские» 4. Беседа: «Гжель и Жостов» Цель. Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.

Беседа о культуре народов России « Мы говорим на русском языке»

Беседа «Русские матрешки» - воспитывать интерес к русской народной культуре.

5. Блиц – турнир «Наша Родина – Россия»

6 . Беседа «Мамы разные важны» Кукла в русском национальном костюме»

7.Беседа: « Путешествие по России»

Цель. Закрепить знания детей о разнообразии природы России. Воспитывать любовь к своей Родине. Вызывать чувство восхищения красотой русской природы. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Активизация словаря: иллюстрации, пейзаж, Россия, россияне, названия деревьев, злаки.

8 . Путешествие на ковре – самолете «Большая и малая Родина»;

9. «Вопросы бабушки Загадушки»

Продуктивная деятельность:

Роспись “Русская матрешка” (с элементами рисования).

Цель: закрепить знания детей о народной игрушкой, о ее истории возникновения, учить описывать матрешку, отмечая особенности росписи, воспитывать интерес к народной игрушке.

Раскраски «гжель»

Чтение художественной литературы:

« Ю.Яковлев «Мама»

Русские народные песни «Береза моя..», «Ты рябинушка, раскудрявая…».

Пословицы и поговорки о Родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о природе.

Стихи: Б. Заходер «Что красивее всего?»

Рассказы: И. Соколов - Микитов «Русский лес», М.Пришвин «Лесные гости»;

Заклички, как жанр детского фольклора

Музыка:

Русские народные инструменты

Слушание русских народных песен

Пение песни «Во поле береза стояла»

Развлечение «Масленица»

Апрель:

Познавательная деятельность:

1 . Беседа «Климатические зоны России»

Цель: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.

2. Беседа «Голубые реки России»

Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал.
3.
Беседа«Красная книга России.

Цель: сформировать первоначальные представления о Красной книге, продолжать формирование системы знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу, через эмоциональное участие в викторине сформировать устойчивый интерес к природе.

4. Беседа на тему “Русская березка”.

Цель. Рассказать детям о русских традициях связанных с русской березкой-любимым деревом на Руси. Познакомить со стихами русских поэтов о русской березке.

5. Рассматривание альбома «Моя Россия», И. Левитан « Большая вода»

6 .Беседа «Растительный мир тундры»

7. Путешествие по карте

Цель: расширить знания детей о нашей стране, в которой мы живем; познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей; активизировать словарь детей словами: «суша», «водоем», «рельеф», «физическая карта».

8. Коллективный рассказ на тему: “Родина малая и большая”.

Цель. Учить логически выстраивать монологи-рассуждения, используя при этом свои представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.

9 . Беседа «Первооткрыватели космоса» , «Покорители космоса»

10. Беседа «Земля – планета, на которой мы живем»

11 . Викторина «Наша Родина – Россия»

Цель:закрепить знания детей о государственных символах России; воспитывать чувство любви к своей Родине – России; расширять представления о природе России; развивать умение отгадывать кроссворды; развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам; развивать познавательные интересы; воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга; создать радостное и веселое настроение у детей.

12 .Сюжетно ролевая игра «Космонавты»


Продуктивная деятельность:

Аппликация «Космонавт вернулся с космоса»

Рисование «Моя планета Земля», «Солнечная система»

Лепка «Ракета»

Стихотворения о космосе.

Албанская сказка «как солнце и Луна друг другу в гости ходили»

Чтение рассказов о Ю. Гагарине.

Заучивание стихотворений о природе Плещеев А., А. Майков – воспитывать любовь к природе

Мероприятия

Познавательная деятельность:

1.Беседа: «Ордена и медали ВОВ» Цель:познакомить детей с основными орденами и медалями ВОВ. Подвести к понятию выражения «награда за подвиг» Закрепить знания о событиях ВОВ.

2. Литературная викторина по произведениям о защитниках земли русской Рассматривание картин и иллюстраций о русских богатырях.Цель. Знакомить детей с былинными героями земли русской. Учить составлять рассказ по картинке. Воспитывать уважение к русским богатырям.

3. Беседа «Тот герой, кто за Родину горой».Цель: познакомить детей с героическим подвигом русского народа в годы ВОВ, воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории, способствовать устойчивому интересу к художественным произведениям, развивать патриотические чувства.5. Беседа«Ими гордится Россия»6. Рассматривание: Ю.М. Непринцев «Отдых после боя», А. Дейнека «Оборона Севастополя», П. Корин «Маршал Г.К. Жуков», Города Герой.

7. Представление детьми мини-проектов «Города России»

Цель: познакомить детей с крупными городами России, городами – героями, «Золотым кольцом», побуждать детей восхищаться красотой нашей страны, воспитывать патриотические чувства.

Музыка

Слушание

Д. Тухманов «День Победы», «Прощание славянки»

Литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?».

Чтение художественной литературы

Л. Кассиль «Твои защитники», А. Барто «На заставе»; «Блокада», А. Пантелеев «Честное слово» ; «Щедрый ежик» С. Алексеев « Тридцать три богатыря», С. Михалков «Россия», Лебедев – Кумач «Москва».

Цель: воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Разучивание «День победы»

Продуктивная деятельность:

Письмо солдату.

Список используемой литературы:

      Герб и Флаг России. Е.К. Ривина.

      Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.

      Познавательное развитие. стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

      Мы живем в России.Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова М., 2007г.

      Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Мосалова Л.Л., – СПб.: детство-Пресс, 2011г

      Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Мулько И. Ф., -ТЦ: сфера, М., 2009г

      Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.

      Интернет – ресурсы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Гражданка Анучинского района Приморского края

Научно-исследовательский проект

«Россия - родина,

мой дом!»

(Своеобразие темы родины

в творчестве поэта А.В. Фадеевой)

Выполнила:

Мешалкина Анастасия,

ученица 9 класса

Руководитель:

Фадеева Анна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

с. Гражданка Анучинского района Приморского края

2014год

    Введение.

а) актуальность темы;

б) цели исследования;

в) методы исследования;

г) объект исследования;

д) предмет исследования .

    Знакомство с творчеством поэта-земляка:

а) страницы из биографии;

3. Своеобразие темы родины:

а) Родина-это место рождения человека;
б) Малая Родина- уголок России – анучинская земля;
в) Защита родины - священный долг патриота;
д) Родина- отечество, отчизна, наша огромная
страна - Россия.

    Заключение.


Аннотация
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов, А. Блок и С. Есенин, В. Маяковский и другие. Ни один русский поэт не обошел стороной эту поистине вечную тему, которая нашла отражение и в творчестве приморских поэтов

Д. Быкова, П. Гомзякова, Г. Лысенко и др. А в нашей школе трудится учителем русского языка и литературы Фадеева А.В., автор многочисленных стихов о родной приморской земле. Поэтому выбор темы работы не случаен, так как было решено ближе познакомиться с творчеством поэта-земляка. Целью работы стало освещение своеобразия темы родины в творчестве поэта А.В. Фадеевой как с помощью литературоведческих понятий, так и непосредственно через анализ творчества поэта. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: 1) изучить биографию и творчество поэта;2) проанализировать стихи поэта, изданные в сборнике-альманахе «Золотая строфа», и раскрыть своеобразие темы родины в творчестве поэта-современника, нашего земляка; 3)провести краткое исследование актуальности темы родины для современного поколения с помощью анкетирования. Выводы: 1)творчество поэта А.В. Фадеевой способствует воспитанию чувства любви к родине, 2) было выделено четыре точки зрения на тему родины, что подчеркивает своеобразие темы родины в творчестве поэта А.В. Фадеевой, 3) анкетирование подтверждает, что тема родины актуальна для современного поколения.

ВВЕДЕНИЕ
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский и другие.

Родина! Многострадальная наша земля. Ни один русский поэт не обошел стороной эту поистине вечную тему. Никто не остался равнодушным к теме родины в своем творчестве. Александр Блок испытывал к Родине не только нежность, любовь. Поэт относился к ней с должным уважением и в то же самое время с таинственностью, трепетом. Он преклонялся перед ней.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве»,- писал С. Есенин. И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них - тихое признание в любви Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание…

В. Маяковский твердо знал, каким будет будущее страны, он свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. «Отечество / славлю, / которое есть, / но трижды - / которое будет»; «И я, / как весну человечества, / рождённую / в трудах и в бою, / пою / моё отечество, / республику мою!»
Поэты - счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Они помогают постичь великое чувство Родины. С особым чувством гордости воспринимаются мной стихи русских поэтов о Родине, мне интересна современная поэзия. Узнав, что в районе проводится конкурс к юбилею, решила изучить творчество моей учительницы Фадеевой А.В.. Считаю, что она достойна этого, потому что слышала чтение стихов о Родине из уст самой Анны Васильевны, потом увидела альманах, где были помещены ее стихотворения, прочла его. Но в «Золотой строфе» была малая кроха из того, что ею написано. А совсем недавно А.В. Фадеева прочла нам свои новые стихи о любви, о Родине, о детстве, которые мне очень понравились. Поэтому выбор темы работы не случаен, так как было решено ближе познакомиться с творчеством поэта-земляка. Думаю, что эта работа будет интересна и моим сверстникам.
Целью работы стало освещение своеобразия темы родины в творчестве поэта-самоучки А.В. Фадеевой как с помощью литературоведческих понятий, так и непосредственно через анализ творчества поэта.
Для достижения данной цели был поставлен
ряд задач :
- изучить биографию и творчество поэта;
- проанализировать стихи поэта, изданные в сборнике-альманахе, и раскрыть своеобразие темы родины в творчестве поэта-современника, нашего земляка;
- провести краткое исследование актуальности темы родины для современного поколения с помощью анкетирования.
Актуальность исследования определяется необходимостью привития любви современной молодежи к своей родине. Очень важно, чтобы нынешнее поколение видело её красоту (через поэзию прикасаемся к прекрасному) и умело защищать её интересы на любом поприще. Творчество А.В. Фадеевой способствует воспитанию чувства любви к родине, а истинный гражданин России должен радеть о благе своего Отечества.
Методы исследования : изучение литературного источника, опрос, анализ, описание, сравнение, обобщение.
Объект исследования : творчество поэта А.В. Фадеевой.
Предмет исследования : тема родины в творчестве поэта А.В. Фадеевой.
При анализе всего собранного материала было обнаружено, что, несмотря на большое количество стихотворений на тему родины в творчестве А. В. Фадеевой, изучению и освещению лирики поэта уделяется недостаточно внимания как в средствах массовой информации, так и во внеклассной работе.
Практическая направленность исследования: возможное использование на уроках литературы (как региональный компонент), во внеурочной деятельности при проведении внеклассных мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах.



Строки из биографии А.В. Фадеевой

А.В. Фадеева родилась в с. Лугохутор Анучинского района Приморского края. Когда-то это было большое село. Здесь располагались совхозная контора, больница, большой клуб, училище механизации, средняя школа. Сейчас это небольшой хуторок в несколько дворов. Училась в с. Пухово, закончила пединститут в г. Уссурийске. Вот тогда и начала писать, но, к сожалению, ничего не сохранилось. Думала, что это несерьезно. Уже работая в школе №12 с. Гражданка, снова вспомнила об увлечении, которое скоро переросло в потребность.

В стихах Анны Васильевны подкупает прямота и сила образов, искренний порыв к добру и свету. Юность в Приморском крае, работа в различных школах района (с. Новогордеевка, с. Новопокровка, с. Пухово, с Гражданка), многочисленные встречи с замечательными самобытными людьми, особый колорит земли анучинской, искренняя любовь и боль за судьбу России - вот щедрый источник вдохновения поэта.

2. Своеобразие темы Родины

в творчестве поэта-современника .

Тема Родины не является новой в лирике, у каждого русского поэта найдете стихи о России. В данной работе исследуется, как рождается и из чего складывается образ родины в творчестве поэта-современника, какой видит свою родину живущий рядом с нами бард. При изучении стихов поэта, было выделено четыре точки зрения на тему родины:

1 .

2.1. Родина-это место рождения человека.
Человек рождается в конкретном месте – деревне, поселке, городе. Это – его малая родина. Где бы впоследствии ни жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройти по родной улице, постоять у родного дома. В стихотворении «Маленькая деревня» поэт-самоучка вспоминает место своего рождения:



Маленькая деревня, маленький домик мой,

Как далеко вы отсюда – не дотянуться рукой.

Сирень цветет под окошком, и стекла на солнце блестят,

Лежит на завалинке кошка – ласкает своих котят.

А вот и хозяин дома, на месте он не сидит,

И что-то до боли знакомое в своем уголке мастерит.

Его виски побелели, немного согнута спина,

Юные дни пролетели, и не окликнет жена… (2011г)

Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. В душе поэта живет светлым лучом любовь к тому месту, где он появился на свет. С чего начинается родина для человека? С самого простого - того, что окружает его с детства (сирень, кошка с котятами, завалинка), а это есть начало жизни.

Мирная и тёплая картина, понятная и близкая любому человеку, открывается перед нами в стихотворении

«Вновь и вновь вспоминаю…»

Вновь и вновь вспоминаю

Те далекие дни:

Вот сидишь ты, родная,

Руки сжав на груди.

И я вижу улыбку

На красивых губах,

А луч солнца играет

В ясных добрых глазах.

Смотришь нежно, как прежде,

Улыбаешься мне.

Где ты, милая мама,

И в какой стороне?

Мне так хочется снова

Дочкой, девочкой быть,

Платье примерить новое,

Что когда-то могла мне сшить.

Хочется снова коснуться

Мягкой, любимой руки,

В детство свое окунуться,

Ведь там оживаешь ты.

Красивая, молодая,

Умна, весела, стройна,

Как я люблю, родная,

Всегда вспоминать тебя.

Вновь и вновь вспоминаю

Те ушедшие дни:

Как я хочу, дорогая,

Чтоб повторились они. (2010)

Дом в стихах поэта олицетворяет Родину, и из его окон открывается мир, в который входит человек. Родина-это мать, отец, близкие люди, родной дом, с порога которого начинается «трасса жизни». Читая стихи Анны Васильевны о детстве, кажется, что и сам начинаешь испытывать те же чувства, что и она. И то далекое представляется таким родным и близким (Стихотворение «Хочу в детство»)

Я хочу полететь в то далекое,

Где совсем недавно была,

Где дома мне казались высокими

И где мама конфету дала,

Где подруги резвились и прыгали

И пятерки в портфеле несли,

В речке все мы друг друга брызгали,

А потом, взявшись за руки, шли.

Там, в далеком, мне было спокойнее,

Там любили, пытались понять.

Пролетело все быстро. То давнее

Вспоминаю опять и опять. (2014г)

2.2. Малая Родина - уголок России – анучинская земля.

А.В. Фадеева всю жизнь прожила и живет в своем родном районе, который полюбила беззаветно и преданно. В своем стихотворении «Посветлело за сопками снова…» автор подчеркивает своеобразие и красоту природы родного района:

Посветлело за сопками снова,

Брызнули солнечные лучи –

Это день начинается новый:

Вновь по дереву дятел стучит,

Ветерок шелестит по листочкам,

Ромашки подняли головки свои,

Ярче видны мухоморов точки,

В кустарниках сладко поют соловьи.

Вьется по кедру высокий лимонник,

И на иголках сверкает роса,

Кедр как страстный и юный любовник,

А по плечу ниспадает любимой коса.

Солнце поднялось и все осветило:

Сопки, поляны, тропинки в лесу.

Много красот мое сердце вместило,

И все это по жизни я пронесу. (2011г)


Гармония родной земли зарождает в нас ощущение прекрасного (сопки, кедр, лимонник – это все наш Анучинский район). Анна Васильевна жила в с. Гражданка 23года, сейчас проживает г. Арсеньеве, но каждый день приезжает в свою школу. Она часто говорит: «Какая удивительная природа в нашем крае: зимой глаз не оторвать от заснеженных сопок и лесов, осень вообще не может сравниться ни с одним краем по красоте, весна – новизна и вдохновение!» И всегда в ее словах слышится восторженность и благоговение перед нашей природой. Все это отображено в стихотворении « Солнце осветило…»

Солнце осветило сопки и поля,

Нежно улыбнулось, нам лучи даря.

От тепла проснулись все цветы в лесу,

От росы встряхнулись, красоту несут.

Развернула крылышки бабочка-краса,

Мимо пролетела строгая оса,

По тропе крадется тихо, не спеша

Полосатый хищник, добычу сторожа.

Там лиса ступает, здесь медведь бредет,

И олень сквозь чащу рога свои несет.

Снова день в разгаре, все кругом поет,

И в родном Приморье дышит и живет. (2011г)


Поэты - счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Они помогают нам постичь великое чувство Родины. Вместе с поэтом мы впитываем в себя любовь к своему родному селу. И если кто-то не понимал, не видел красоты нашей земли, то, читая стихи А.В. Фадеевой, понимает, что родина-природа дает нам возможность влюбляться в нее, восхищаться ею и бережно хранить в душе красоту мира. Природа у Анны Васильевны неотделима от человека, от его настроения, радостей и тревог. «Приезжайте к нам почаще, гостю рады мы всегда!»,- говорит автор в стихотворении « Приморская земля» и знаешь, поэт тем самым превозносит свою родину, гордится ею.

Край, в котором родилась я,

Край, в котором я живу,

Именем родным и близким

Приморьем я всегда зову.

Здесь приморские вершины

Окружают край родной.

Дружно, весело приморцы

Здесь живут семьей одной.

Кто в Приморье был однажды,

Видел родину мою,

Знаю: он ее полюбит,

Словно девушку свою.

Приезжайте к нам почаще,

Гостю рады мы всегда.

Я горжусь тобой, родная

Приморская земля. (2008г)

Тихое признание в любви к родине, светлость чувств и восхищение – все это отражается в стихотворениях поэта, и природа у поэта живая, и слова идут из самого сердца. Хочется нежно улыбаться, ощущая тепло в груди.

Нам повезло в том, что рядом живет поэт, который, прославляя свою малую родину, написал так много хороших слов о нашем крае и районе. А в честь юбилея района Анна Васильевна написала стихотворение, где опять не устает восхищаться родной землей:

Невозможно красоты твои охватить,

Невозможно богатства измерить,

Ведь тебя, мой район, можно только любить

И в прекрасную будущность верить.

Поздравляю тебя! Ты мужай и цвети

И в предгорьях Сихотэ-Алиня

Оставайся таким же красивым, родным

Под анучинским небом синим! (2014г)


2.3. Защита родины - священный долг патриота.

Человек, беззаветно любящий свою родину, готов защищать ее, если понадобится. Ради свободы родной страны можно отдать самое дорогое – свою жизнь. В стихотворении «Посвящение» А.В. Фадеева вспоминает тяжкие дни испытаний, обрушившиеся на страну во время Великой Отечественной войны, и пишет о своем дяде, который воевал семнадцатилетним мальчишкой на Карельском фронте.

В тот далекий сорок второй

был мой дядя такой молодой,

Он в семнадцать ушел на войну

защищать родную страну.

. . . . .

Знаю так мало о дяде своем.

Его уже нет, а мы тем и живем,

Что помним о подвигах наших солдат –

Пусть в память о них обелиски стоят.

Закончилась Великая Отечественная война, Родина-мать была защищена. Но, к сожалению, слово война не ушло из нашей жизни. Анна Васильевна и сейчас продолжает писать о тех далеких страшных годах войны, и чувство гордости за наших героев-земляков слышится в каждой строке стихотворения « Бесстрашным».

Они с бесстрашными глазами,

С винтовкой, саблею в руке,

Шли на врага, и с ними знамя

Пылало ало на древке.

И там, где силы две сходились,

И страх, и кровь, и крик, и стон,

Ведь на врага всяк поднимался

Со всех сторон, со всех сторон.

Покрыто поле все телами:

Тут враг, тут свой боец лежит.

Того не выразить словами,

Что каждый третий здесь убит.

Но тех, кто пали, помнить будем

Через века, через года,

И подвиги их не забудем

Мы никогда, мы никогда. (2012г)

Только любовь к родной земле и миру вокруг нас, к своей семье, к дому может сделать человека героем, способным защищать все, что он любит, и жертвовать, если понадобится, даже своей жизнью.
2.4. Родина- отечество, отчизна,

наша огромная страна - Россия.
Наше отечество, наша родина – это матушка Россия. У всех у нас есть общая большая родина – наша страна. В стихотворении «Ширь Земли » А.В.Фадеева говорит, как велика и необъятна наша страна: Ширь Земли, просторы –

Как вокруг красиво –

Небо, реки, горы,

Золотая нива.

Родина, Россия,

Мощная держава,

В тебе столько силы,

Мужества и славы.

В следующих строках этого же стихотворения автор вспоминает тяжелое прошлое своей Родины.
Ты века стояла

Крепко на планете,

Многое видала:

Зло, оковы, плети.

Но ты победила

В войнах и террорах,

Врагов не пустила

На свои просторы.

Ты все молодеешь,

Крепнешь и мужаешь,

И пшеницу сеешь,

И детей рожаешь.

Так живи и здравствуй,

Будь всегда красивой,

В целом мире властвуй,

Но не хвастай силой,

Будь добра к народам,

Не приветствуй войны.

Пусть слагают оды

О России вольной! (2014г)

Отец и мать дают тебе жизнь, родина-мать открывает целый мир, который нужно беречь, любить, приумножать его богатства и защищать, если понадобится. О счастливом будущем нашей огромной и необъятной Родины говорят строки из стихотворения «Мы поднимемся…»:

Мы поднимемся в гору, мы выживем,

Все преграды в пути сокрушив,

И, пока свежим воздухом дышим мы,

Много подвигов совершим.

Не страшны нам все бури и грозы,

Нас не сможет и враг сломать,

Потому что стихами и прозой

Будем мы с врагом воевать.

Только так, ведь нельзя иначе,

Можем мы вражду победить,

Чтобы солнце светило ярче,

Чтобы весело было жить. (2013г)


3. Анкетирование как метод доказательства актуальности данного проекта.

Чтобы убедиться в актуальности данного проекта для современного поколения, было проведено анкетирование среди учащихся нашей школы.

Анкета
Варианты ответа «ДА», «НЕТ»
Корреспондент: Мешалкина А., ученица 9 класса.
Респонденты: учащиеся 8 – 11 классов МБОУ шк. №12

с. Гражданка

1. Знаете ли вы поэта-самоучку – земляка А.В. Фадееву?
2.Нравятся ли вам ее стихи о родине, о родном крае?
3.Актуальна ли тема Родины в наше время?

В анкетировании участвовало 37человек. Из них положительно ответили на 1вопрос -83%, на 2 вопрос-83%, на 3 вопрос- 83%. Вывод: ученики знают творчество поэта А.В. Фадеевой, ее стихи о родине нравятся, тема родины актуальна в наше время.

Заключение.
Выполнив поставленные в проекте задачи, можно сделать следующие выводы:
1.
Творчество поэта А.В. Фадеевой неразрывно связано с ее жизнью, она искренна, когда пишет о том, что ее волнует. Тема родины является главной в ее лирике, следовательно, творчество поэта А.В. Фадеевой способствует воспитанию чувства любви к родине.
2. При изучении стихов поэта было выделено четыре точки зрения на тему родины:

1. Родина-это место рождения человека.
2. Малая Родина- уголок России – анучинская земля.
3. Защита родины - священный долг патриота.
4. Родина- отечество, отчизна, наша огромная страна - Россия.

Это показывает своеобразие темы родины в творчестве поэта А.В. Фадеевой. В лирике поэта прослеживается мысль о том, что любовь к родине вырастает из любви к родному дому, к матери и отцу, к близким людям, к родной природе, к малой родине, и все это складывается в огромную любовь к своей стране – России. Единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия.

3. Проведенное анкетирование доказывает, что стихи о родине нужны молодому поколению, которое знает, понимает поэта-современника. Анкетирование подтверждает, что тема родины актуальна для современного поколения.

4. Образ Родины у каждого поэта свой, неуловимый, но он может родиться только из любви к миру, к родине, к земле-матушке. Если мы научимся любить родину, то в этом и будет наша сила! Красота и обаяние лирики А.В. Фадеевой в ее правдивости, искренности и задушевности.

Сейчас Анна Васильевна продолжает писать и удивлять нас своими задушевными стихами о природе, родине, любви, о детях. Хотелось бы в дальнейшем продолжить свою работу по данной теме, исследовав ее отражение в последующем творчестве.