Конвергентное образование в детском саду. Конвергентный подход в школьном образовании – новые возможности для будущего. Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше

Татьяна Поздина
Конвергентное образование в ДОУ

Слайд № 1

Задача для дошкольного воспитания – формирование и развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений на основе самостоятельно полученной информации. Ребёнок со сформированными предпосылками универсальных учебных действий наиболее успешен в жизни.

Цель : повышение уровня современной естественнонаучной компетентности воспитанников, их подготовка к продолжению образования и деятельности на следующей ступени образования – школе .

Слайд № 2

Конвергентное образование - это целенаправленный процесс формирования ключевых компетенций воспитанников, а именно : ценностно-смысловой, культурно-досуговой, учебно-познавательной, социально-трудовой, коммуникативной и компетенции личностного самосовершенствования, которые необходимы для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных технологий .

Компетентность ребёнка дошкольного возраста – это совокупность умений, позволяющих ребёнку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых (по возрасту) и разноплановых социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.

Становление компетентности возможно в том случае, если у ребёнка есть права – компетенции.

Ключевые компетентности трудно разделить (дифференцировать) . Интегративность (взаимопроникновение) – это свойство компетентности как явления. Но степень выраженности каждой из них у разных детей (людей) может быть разной.

Компетентность избирательна, если человеку важен, интересен предмет, то компетентность проявляется мощно и многосторонне. Потребность ребёнка, его интерес, основанный на внутренних мотивах, побуждает ребёнка концентрировать все свои силы на чём-то конкретном, быть инициативным, активным, проявлять рефлексию, осознанность в действиях.

В дошкольном возрасте можно говорить только о становлении, началах ключевых компетентностей. В любой деятельности (нанизывание колец в пирамидке, завязывание шнурков, организация совместной сюжетно-ролевой игры с друзьями) ребёнок проявляет и знания, и практические умения, и опыт, и свои нравственные качества. Знания, умения, опыт находятся в диалектическом единстве : и накапливаются в процессе деятельности, и приобретаются в этом процессе. Компетентность, как понятие интегративное, включает знания, умения и навыки, и опыт, и отношение.

Ключевые компетентности – это умения. Существует два толкования понятия «умение» :

в узком, конкретном смысле умение – результат, «автоматизированное действие» ;

в расширенном смысле умение – процесс деятельности, вбирающий в себя и знания, и опыт, и отношение к знанию, действию, окружающим. Для описания компетентности ребёнка дошкольного возраста используется расширенное определение понятия «умение» : всё находится в действии, в процессе становления, и в нём же реализуется.

Компетентности вне деятельности не существуют, компетентность – успешное действие в конкретной ситуации. Следовательно, образовательный процесс , который обеспечивает инициативу, активность, самостоятельность, рефлексивность, ответственность ребёнка – это процесс становления и проявления компетентности в общении, в социальных контактах, в планировании, в деятельности, в получении знаний.

Активность, самостоятельность в деятельности, в общении, в использовании разнообразных источников информации, в социальных контактах входит в ценностно-целевые основы любой современной образовательной программы .

Слайд № 3

В чём заключается конвергентный подход в образовании детей дошкольного возраста?

1. Это новый формат образовательного пространства – конвергентный подход . Обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития.

2. Обогащение и расширение воспитательно-образовательного потенциала основной образовательной программы через конвергенцию парциальных образовательных программ . Формирование предметных компетенций – междисциплинарный подход.

Использование инновационных технологий опережающего развития.

3. Сетевое взаимодействие с социумом и использование ресурсов города, хотя с дошкольниками это достаточно ограничено.

Слайд № 4

Ключевые принципы конвергентного образования

Синтез образовательных областей ;

Переориентация образовательной деятельности на проектно-конструктивную;

Модель познания - конструирование;

Обучение различным видам деятельности;

Сетевая коммуникация.

Слайд № 5

Новые акценты в содержании образования :

Формирование навыков и умений для реальной жизни;

конвергентное образование ;

образование в условиях техносферы и информационных технологий;

Ранняя предпрофориентация, возможность «проникнуть» в профессию.

Слайд № 6

Приоритеты в содержании образования :

Личностно-ориентированный подход;

Переориентация образовательной деятельности от познавательной к проектно-конструктивной;

Модель познания – проект, конструирование;

Обучение через деятельность.

Слайд № 7

С понятием «конвергентное образование » мы познакомились. А что же такое «конвергентное обучение » ? Это проект, направленный на формирование такой междисциплинарной среды, как в непосредственно организованной деятельности, так и в свободной организованной деятельности, в которой дети дошкольного возраста будут воспринимать мир как единое целое, а не как изучение на занятиях в детском саду отдельных образовательных областей .

Слайд № 8

Чтобы было понятно, как все вышесказанное воплощается в работе с детьми дошкольного возраста, предлагаю познакомиться с проектом «С конфетой по свету» , который проходит в этом учебном году в старшей и подготовительной группах.

У каждого проекта есть маршрутный лист. Весь материал распределён по месяцам, и определено содержание работы.

Пример проектной деятельности в старшей группе на ноябрь месяц.

ноябрь Как много разных конфет, но всё же есть конфеты шоколадные, а есть карамельные. Карамелька, она какая? Из чего сделана?

*сахар – какое это растение, где растёт? Как собирают? Как получают сахар? (завод, профессии) .

*из чего делают начинку в карамели? Начинка может быть молочная или плодово-ягодная.

*молочная начинка (корова, трава, сено, живёт с человеком; труд на селе : животновод, доярка – молочный завод-кондитерская фабрика);

*фруктовая начинка : где растут фрукты и ягоды – труд людей : садовод, огородник – как и где перерабатывают – кондитерская фабрика.

Шоколадные конфеты

Что такое шоколад? Это растение или его добывают из земли, как уголь? Где растёт? Как выращивают? Как собирают? Как перерабатывают? – кондитерская фабрика.

Познавательная беседа,

рассуждение, дискуссия.

Рассказ воспитателя

Опыты с сахаром

Знакомство с географической картой, глобусом.

Заключительный этап проекта – представление проекта. Дети, родители и воспитатели сделали представление проекта в презентации, которую и предлагаю вашему вниманию.

Капранова М.Н.,
заместитель директора Инженерно-технической школы

Конвергентное обучение направлено на формирование такой образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир, как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин...

Методология преодоления междисциплинарных границ научного и технологического знания - это старт для активной жизни и труда в обществе конвергентных технологий будущего, к которым сегодня относятся информационно-коммуникационные, нано-, био- и когнитивные технологии.
Мир вокруг школы меняется гораздо стремительнее, чем она сама. Миссия образования уже не ограничивается только воспроизведением знаний, накопленных предыдущими поколениями. Очевидно, что сегодняшним ученикам во взрослой жизни придётся сталкиваться с вызовами, выходящими за рамки узких предметных областей, а значит перед современной системой образования стоят серьёзные задачи определения новых приоритетов и новых подходов в организации школьного образования.

Современный педагогический работник всё это понимает и принимает, но на практике, чем больше он погружается в тему, тем больше у него возникает вопросов:

  • Как самим педагогам и руководителям образовательных организаций «войти» в пространство конвергентных идей?
  • Как определить компоненты школьных дисциплин, которые необходимо наполнить конвергентным содержанием?
  • Как выстроить индивидуальную траекторию развития обучающегося на основе конвергентно-ориентированной образовательной программы?

Реалии таковы, что рассказать, каким образом это должно реализовываться в школе, однозначно и уверенно могут единицы.
Работать над этими вопросами, обсуждать, спорить, мы начали в Московском центре развития кадрового потенциала образования в рамках нового учебного курса повышения квалификации «Современный заместитель руководителя образовательной организации» . Курс направлен на формирование у слушателей нового восприятия содержания и перестройку взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации запросов социума и, очевидно, что конвергенция - один из важнейших его запросов.
Организация конвергентно ориентированного образовательного пространства в школе начинается с индивидуального подхода к обучающемуся . Для системы образования этот подход не является чем-то новым. Более того, в Федеральном государственном образовательном стандарте на первом месте - личностный результат школьника, значит, индивидуальный подход в организации учебной деятельности также выдвигается на первый план. Но в условиях конвергентного образования базироваться этот подход должен на таких принципах обучения, где основная модель познания - конструирование. То есть одним из обязательных компонентов современного обучения становится проектная и исследовательская деятельность. Для её реализации в школе необходимо создавать условия, при которых каждый ученик в ходе выполнения индивидуального проекта узнаёт, что такое конкурентоспособность, междисциплинарность, приобретает умение мыслить, применять школьные знания в реальной жизни и в реальных ситуациях.
Есть и ещё один важный аспект - это раздел ФГОС «Портрет выпускника», где перечислены те качества выпускника, развитие которых должна обеспечить современная школа, в нём нет ни одного качества, которое касается знаний теории, конкретных фактов или умения решать узко-направленные задачи в той или иной предметной области.
Государству и обществу нужен креативный и критически мыслящий человек, владеющий основами научных методов познания, мотивированный на творчество, готовый к сотрудничеству и осуществлению учебно-исследовательской, проектной, информационно-познавательной и инновационной деятельности . А самое главное - подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии.
Стандарт требует организации образовательного процесса, основанного на стыке наук, внедрения технологий конвергентного обучения. Именно поэтому конвергентный подход сегодня так необходим современной школе. Следовательно, необходимы изменения в построении образовательного пространства, методиках и технологиях обучения, в контроле и системе оценок образовательных результатов.
Обучение на курсе «Современный заместитель руководителя образовательной организации» помогает найти ответы на поставленные вопросы. Погружает слушателей в такие темы, как «Школа в цифровой среде», «Управление информацией», «Кадровый менеджмент и командообразование с целью создания единой школьной команды для реализации конвергентного подхода в обучении и получения качественных результатов», «Организация образовательного процесса и содержание обучения», «Как избежать монопредметного взгляда на результаты обучения школьников».
Курс предполагает анализ основных образовательных программ школ с целью выявления «точек конвергенции» - позиций, по которым возможно осуществить слияние содержания учебных предметов, уровней общего и дополнительного образования, сфер деятельности. Рассмотрены вопросы взаимодействия администрации и руководителя класса, сотрудничества педагогов, развития сетевого взаимодействия, использования образовательных ресурсов города.
Поиск и привлечение единомышленников по созданию конвергентного образовательного процесса - ещё одна задача курса. Впереди у слушателей - стажировки в школах Москвы и, как результат обучения, разработка Дорожной карты реализации в школе конвергентного подхода .

Исмагилов Раис Миргалимович,кандидат технических наук, доцент кафедры экономики транспорта, логистики и управления качествомФГБОУ ВПО «Омскийгосударственный университетпутей сообщения», г.Омск[email protected]

О конвергентном образовании

Аннотация.Статья посвящена образовательной технологии, направленной на то, чтобы знания и умения от изучения смежных предметов максимально эффективно использовались в освоении конкретной дисциплины в целях формирования компетенций, позволяя обучающимся приобретать системные знания, универсальные навыки и приемы в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.Ключевые слова:образование, образовательная технология, компетентность, конвергенция.

Модернизация экономики в рамках разработки программы импортозамещения в условиях расширяющихся санкций и соответствующая подготовка кадров для предприятий, прежде всего оборонной промышленности, озвученные руководством нашего государства требуют начинать работать по новому, не полагаясь, как было ранее, на госприемку и военных представителей -следовательно, надо учить работать поновому. В своем недавнем телевизионном интервью вицепремьер Д. Рагозин озвучил необходимость организации целевого обучения, потому что «…нам нужныне тысячи универсалов, а десятки узких высококвалифицированных специалистов» для решения конкретных задач ведущих отраслей народного хозяйства. Эта глобальная задача в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС 3 и ФГОС 3+) и постоянно растущем спросе на рабочих и технических специалистов для промышленных предприятий требуют существенного пересмотра образовательных программ и технологий. Например, пермский опыт по подготовке кадров для промышленности региона на основе дуальной системы образования по договорам с учебными заведениями о подготовке специалистов конкретного профиля был обусловлен необходимостью кадрового укомплектованияпромышленных предприятий края определенным «набором» дефицитных профессий. Однако, будучи явлением несомненно положительным, данный опыт не решает проблемы реформирования профессионального образования в целом, поскольку фактически представляет собой курсы краткосрочной целевой подготовки (переподготовки) с очевидным акцентом закрепления получаемых знаний на конкретных рабочих местах. Но известно, в годы СССР учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования всегда уделяли практическому закреплению знаний необходимое и достаточное время. С тех лет подобную практику сохранили некоторые предприятия, к числу которых можно отнести ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».В последние годы, руководствуясь правилом «все новое –давно забытое старое» и двигаясь во встречном направлении, в регионе свои ресурсные центрысоздали Омский государственный технический университет, Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий и ряд других образовательных учреждений; благодаря центрам у студентов появилась своя собственная производственная база. В рамках нашего университета приемлемые условия закрепления теоретических знаний для базовых технических дисциплин создают структурные подразделения ОАО «Российские железные дороги». В данной статье речь пойдет о дальнейших поисках путей реализации компетентностного подхода в образовании. Ранее автором рассматривался известный вариант непрерывного образования, заключающийся в модернизации образовательных процессов свыделением двух направлений: вертикальноинтегрированное -это «школа –колледж –ВУЗ»игоризонтальноинтегрированное или профильное (специализированное) обучение.Сейчас предлагается более детально рассмотреть технологию горизонтальноинтегрированного обучения, так как в школах и в профессиональных образовательных учреждениях возникают сложности с оптимальным распределением нагрузки по учебным периодам и предметам (дисциплинам). Очевидно, общий объем учебной нагрузки не может быть беспредельным, при этом объем информации по дисциплинам ежегодно растет, как и их количество, поскольку появляются новые: современные информационные системы, методы защиты информации и прочие. Порой, как и прежде, возникают казусные ситуации, когда «сначала читают дисциплину «экономический анализ», а затем «экономику предприятия»;преподается дисциплина «методы неразрушающего контроля» студентам, не получившим необходимых знаний по физике и т.п.» . Следовательно, первая насущная задача заключается в том, как наилучшим образом «вместить» все необходимые дисциплины в учебный план, вторая –как увязать их между собой и в необходимой последовательности, причем так, чтобы знания смежных предметов максимально эффективно использовались в освоении конкретной дисциплины в целях формирования компетенций, давая обучающимся (школьникам, студентам) системные знания, универсальные навыки и приемы. Такое увязывание позволит согласовыватьдисциплины по тематикеи последовательности изложения, попутно снижая нагрузку на обучающегося и давая ему возможность в итоге овладетькомпонентами интегративной деятельности . В советские годы «продвинутые» педагоги школ и техникумов учили составлять кроссворды на уроках по географии, биологии; на иностранном языке сочинять стихотворения; на физике и других прикладных дисциплинах использовать умения, приобретенные на уроках труда, при изготовлении макетов и моделей; на уроках труда рассчитывать размеры, параметры и изготавливать рабочие чертежи инструментов и макетов устройств с целью их последующего изготовления в условиях производственных мастерских; проводить тематические (по различным направлениям профессиональных знаний) КВН, таким образом, вовлекая учащихся в учебный процесс, мотивируя их на повышение уровня своей подготовки и т.п.Перевести такой индивидуальный подход на постоянную основу, сделать его неотъемлемой частью учебного процесса –видимо, это современный путь реального овладения учащимися необходимыми компетенциями. Выше отмечалось, что надо учить работать по новому, причем, на наш взгляд, начиная со школьной скамьи.Но для этого потребуется, как минимум, обучение самих педагогов обучению учащихсяпоновому, чтобы не отдельные энтузиастыноваторы реализовывали свои идеи, а вся система образования наполнялась творческим содержанием -это, в свою очередь, требует другой подготовки педагогов школьного и профессионального образования.При этом процесс естественного обновления материальнотехнической базы образовательных учреждений не должен доводиться до абсурда, когда изучение микрошлифов, изготовливаемых обучающимися собственноручно, с использованием микроскопов (как на производстве) заменяется на изучение микрошлифов… на экране монитора, а микроскопы при этом списываются … за ненадобностью. То есть современные технические средства обучения должны способствовать освоению, а не подменять реально используемые предметы и средства труда. Математическое моделирование должно ускорять и повышать эффективность макетного моделирования и доводку опытных образцов, а не подменять собой. Известно, что некоторые патенты на изобретения грешат излишней теоретической направленностью, поскольку не ориентированы на практическое применение. Типичный пример приведен на рис. Для опытного специалиста, эксплуатирующего подобное оборудование, очевидно, что надежность данного устройства не высока. Учитывая, что патентные законодательства различных стран или групп стран не «согласованы» между собой, новые незавершенные идеи становятся лакомой добычей, а патентование -лазейкой для заимствования чужих идей и их практической реализации странами с лучшим инвестиционным климатом. А ведь сама история изобретательства показывает, что нередки случаи, когдаэффективно используются прототипыиз других сфер человеческой деятельности; но это становится возможным, если человек владеет разнообразными способами и методами, формируясь как разносторонний «специалист» еще в школе.Притчей во языцех стали «компьютерные дети», не умеющие применять полученные знания изучаемых предметов (дисциплин) в практической плоскости. Что мешает подключить их пытливые умы к автоматизации многих школьных проблем, начиная с документооборота и опытного конструирования? Ничего, кроме нежелания либо неумения педагогов заниматься малопонятным и бесплатным трудом.

Рис.1.Пример инженерного незавершенного решенияЧтобы показать отличия от прежних подходов в образовании и подчеркнуть существенность использования нововведений, рассматриваемую образовательную технологию, акцентированную на взаимное проникновение дисциплин при их изучении, можно условно назвать «конвергентным образованием». Её суть очевидна: знания и навыки, полученные учащимися при освоении предшествующих и смежных дисциплин, надо планомерно и творчески использовать при дальнейшем обучении, закладывая их в учебные планы. В настоящее время если это и делается в рамках внедрения компетентностного подхода, то чисто формально: многие преподаватели не знают, какой конкретно материал дается коллегами и каким способом закрепляется: отсюда, нередки повторы изученного, либо «междисциплинарные пробелы».В этой связи следует вспомнить, что в 90е годы в России на смену комплексной системе управления качеством продукции, которая разрабатывалась и была реализована в обороннопромышленном комплексе, пришли международные стандарты серии ISO9000, Благодаря им удалось устранить «бреши» в управлении качеством выпускаемой продукции между разными функциональными подразделениями предприятия, поскольку в управленческом менеджменте был реализован процессный подход. К сожалению, принципы всеобщего менеджмента качества по сей день не нашли должного примененияв российской действительности, о чем можно судить по низкому качеству отечественной продукции и неудовлетворительному спросу на специалистов по управлению качеством со стороны работодателей. Проще оказалось «обзаводиться» сертификатами соответствия, нежели вести методичную работу по разработке, внедрению и поддержанию на должном уровне системы менеджмента качества, имеющей в своей основе статистическое управление процессами, т.е. ежедневный скрупулезный труд.В образовательных учреждениях своеобразную роль «владельца процесса», на наш взгляд, играет учебная часть (деканат), но контроль внешний и выборочный никогда не заменит регулярного внутреннего самоконтроля, осуществляемого каждым педагогом в условиях реализации новой технологии. Полагаем, если мы заимствовали для сферы услуг стандарты серии ISO9000, изначально разработанные применительно к сфере материального производства ,то и дальнейшее их совершенствование следует осуществлять по аналогичным принципам, естественно, с учетом специфики сферы предоставления образовательных услуг. В частности, внедрением в образовательный процесс самооценки преподавателя и студента. В той же работебыло отмечено, что «современная политика государства, направленная на глубокую модернизацию экономики, никоим образом не может осуществляться без глубокого реформирования системы образования в нашей стране, поскольку «…сама система образования становится частью инновационной экономики…» ».Другая сторона существенности нововведения заключается в том, что работодатель (в лице государства или частных компаний) будет обязан создаватьвозможности для проведения практических работ в условиях реального производства, доля которых должна существенно возрасти и поддерживаться на достаточном для формирования навыков уровне. «Приемочный» или выходной контроль компетентности выпускников должен стать обязательной частью деятельности организацииработодателя. Понятно, что для заинтересованности предприятий для них надо создавать различные методы стимулирования: льготное налогообложение, привлечение инвестиционных ресурсов и пр.Таким образом, мы создадим предпосылки для организации массового целевого обучения, о чем высказался Д. Рагозин, когда каждый студент будет овладевать необходимыми компетенциями в интересах организацииработодателя и на её территории. Свою положительную роль должно сыграть начавшееся в ряде регионов страны создание Центров для независимой оценки и сертификации квалификаций «…тем самым создавая механизмы внедрения и признания новых профессиональных стандартов в различных общественных секторах: в реальном секторе экономики, в сфере подготовки высококвалифицированных кадров, в области регулирования потоков трудовых ресурсов на внутренних и внешних рынках труда и др.» .В противном случае мы будем продолжать «тиражирование» невостребованных экономистов, юристов и прочих специалистов, усугубляя диспропорцию спроса и предложения на рынке труда исходя из образовательных возможностей учебных заведений и искусственного спроса со стороны абитуриентов, а точнее, их родителей, формируемого еще на уровне общеобразовательных учебных заведений путем «разделения» учащихся на «технарей» и «гуманитариев» и соответствующего натаскивания на сдачу «профильных» ЕГЭ.Почему в ВУЗе студентов обучают на физикоматематическом факультете, присуждают соответствующие ученые степени, подразумевая очевидную связность этих понятий, а в школе преподаватели математики могут либо не преподавать физику либо преподавать её абы как, точнее, как второстепенный предмет? Отсюда искусственная «гуманизация» образования, когда без достаточных знаний в технических предметах выпускник общеобразовательной школы вынужден в дальнейшем выбирать специальности гуманитарного направления. В ряде школ, и не только школ, нет наглядных пособий, приборов и расходных материалов на уроках по физике, химии, биологии.Может, следует на примере автошкол, которым запретили привлекать курсантов для обучения без надлежащей материальной базы, строже контролировать выдачу лицензий на образовательную деятельность подобным учебным заведениям? Не на пустом месте появились высказыванияо целесообразности предоставленияпонекоторымвидампрофессий возможности получения высшего технического образования для дальнейшей углубленной подготовкилишь после завершения среднего профессионального учебного заведения и определенного стажа практической работы по специальности для овладения необходимыми компетенциями.И главное, чтобы эта образовательная технология не превратилась, говоря словами А. Новикова в «новую «креативную» педагогику» , а дала свои результаты в нынешних условиях ввода санкций в отношении российских компаний. Сами ограничительные санкции, которые ведущие страны мира применили против России, вопреки положениям Всемирной торговой организации и собственным экономическим интересам, будут стимулировать развитие отечественных отраслей только лишь при более ответственном и целенаправленном реформировании профессионального образования, учитывая уже существующую тенденцию создания образовательнопроизводственных кластеров в виде взаимосвязанныхобъединенийобразовательных учреждений разного уровня, организаций и промышленных предприятий, при которой на новом уровне придется восстанавливать некогда существовавшие взаимовыгодные отношения между образовательными учреждениями и организациямиработодателями.Тогда не будут появляться «режущие слух»сообщения, что «…В Омске наместе агрегатного завода построят жилой комплекс с25ти этажными домами. Технопарк наместе завода строить передумали…».Таким образом, на наш взгляд, назрела необходимость такой реорганизации образовательных технологий,когда дальнейшая узкая специализация будет осуществляться на базе разносторонних знаний и умений, закладываемых на каждом этапе жизненного пути каждого гражданина нашей страны во имя её дальнейшего процветания.

Ссылки на источники1.Дуальное образование: Президент одобрил пермский опыт/ И. Суворова// Профессиональное образование. Столица 2014. № 6. С. 122.Исмагилов Р.М. К созданию интегрированных образовательных процессов. Качество и инновации основа современных технологий: / Cб. тр. Всерос. науч.практ. конф. Новосибирск: НГАСУ, 2012. С. 6266.3.Исмагилов Р.М. О формировании конкурентной среды процесса обучения. / Конкурентоспособность региональной экономики/ Вестник фил. ГОУ ВПО ВЗФЭИ, 82007. С. 325 –328.4.Новиков А.М. О структуре компетенций./ А.М. Новиков// Специалист. 2014. № 1. С. 27.5.Исмагилов Р.М. Совершенствование корпоративной культуры организации в условиях функционирования системы менеджмента качества. / Р.М. Исмагилов // Омский научный вестник, ОмГТУ, 2012. –С. 8083.6.Сорокина, Н. Д. Управление новациями в ВУЗах (социологический анализ): науч. моногр. / Н. Д. Сорокина//–М.: Канон +; РООИ Реабилитация, 2009. 255с.7.Лейбович А.Н., Волошина И.А., Перевертайло А.С., Прянишникова О.Д. / Под общей ред. А.Н. Лейбовича:Независимая оценка и сертификация квалификаций: Сборник документов и материалов. –М.: АНО «НАРК», 2014. –М.: Издательство «Перо», 2014 –132 с.8.Исмагилов Р.М. О проблемах кластеризации при модернизации системы профессионального образования Омской области.//Современные научные исследования. Выпуск 2 –Концепт. –2014. –ART54264. –URL: http//ekoncept.ru/2014/ 54264.htmlГос. рег. Эл № ФС7749965.ISSN2304120X/Дата обращения: 30.09.2014.

1

В статье рассматриваются вопросы разработки и исследования конвергентной модели информационной образовательной среды для поддержки процессов непрерывного образования. Основной задачей является синхронизация и согласование жизненных циклов образовательных программ, электронных образовательных ресурсов и уровней квалификации обучаемых. Конвергентная модель информационной образовательной среды определяет интеграцию образовательных технологий на основе единой информационно-образовательной платформы, системы представления информации, системы оценки знаний, системы управления учебным процессом. Модель конвергентного образования определяет сближение компетенций, получаемых различными специалистами в рамках жизненного цикла их собственных уровней квалификации и профессиональных знаний. Для реализации жизненных циклов образовательных программ, электронных образовательных ресурсов и уровней подготовки специалистов разработана унифицированная платформа информационной образовательной среды на базе интеграции систем управления контентом и управления обучением.

конвергенция

интеллектуальная образовательная среда

образовательная программа

жизненный цикл

электронный образовательный ресурс

конвергентное образование

2. Конвергенция. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Конвергенция.

3. Родзин С.И., Титаренко И.Н. NBIC-технологии, искусственный интеллект и электронная культура: Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2013. – № 2 (13). – С. 1–14.

4. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее: Российские нанотехнологии. – 2011. – Т. 6, № 1–2. – С. 13–23. URL: http://www.portalnano.ru/read/iInfrastructure/russia/nns/kiae/convergence_kovalchuk#1.

5. Финогеев А.Г., Камаев В.А., Финогеев А.А. и др. Конвергентная модель сбора и распределенной обработки данных в системах энергетического мониторинга SCADA систем: Прикаспийский журнал: Управление и высокие технологии. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2015. – № 3 (31). – C. 58–75.

6. Finogeev A.G., Parygin D.S., Finogeev A.A. et al. A convergent model for distributed processing of Big Sensor Data in urban engineering networks: Journal of Physics: Proceedings of the International Conference on Information Technologies in Business and Industry. – 2017. Vol. 803. – P. 1–6. URL: http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/803/1/012112/pdf.

7. Finogeev A.G., Parygin D.S., Finogeev A.A. The convergence computing model for big sensor data mining and knowledge discovery / Human-centric Computing and Information Sciences. – 2017. – Vol. 7. – Р. 11. URL: http://link.springer.com/content/pdf/10.1186 %2Fs13673-017-0092-7.pdf.

8. Bainbridge M.S., Roco M.C. Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society. N.Y.: Springer, 2005. – 390 p.

9. Финогеев А.Г. Моделирование исследования системно-синергетических процессов в информационных средах: монография. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2004. – 223 с.

10. Roco M., Bainbridge W. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Arlington. – 2004. URL: http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies/Report/NBIC_report.pdf.

11. Курчатовский проект конвергентного образования. URL: http://habrahabr.ru/company/softline/blog/256703.

12. Черникова Д.В., Черникова И.В. Расширение человеческих возможностей: когнитивные технологии и их риски // Известия Томского политехнического университета. – 2012. – Т. 321, № 6. – С.114–119.

13. Кудашов В.И. Социальные технологии в обществе знания: когнитивные аспекты // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 4. Вып. 1 (20). – С. 58–64.

14. Finogeev A., Fionova L., Finogeev A. Thai Quang Vinh Learning Management System for the Development of Professional Competencies: Creativity in Intelligent Technologies and Data Science. Series «Communications in Computer and Information Science». – 2015. – Part XI. Vol. 535. – P. 793–803.

15. Finogeev A., Fionova L. Elaboration of automated systems for development of professional competence: Research Journal of Applied Sciences. – 2015. – Vol. 10. Issue 1. – P. 7–11. URL: http://medwelljournals.com/abstract/?doi=rjasci.2015.7.11.

Научно-технический прогресс и процесс эволюции информационно-технологических платформ вызывают необходимость быстрой актуализации учебно-методических комплексов, которая невозможна без использования современных информационных технологий. Процессы непрерывной подготовки специалистов, создания и развития образовательных программ (ОП), электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при постоянно меняющихся требованиях образовательных стандартов и работодателей тесно связаны и требуют комплексной синхронизации и автоматизации для повышения качества образования. Тенденции в системе образования направлены на внедрение и использование:

Мобильных устройств (ноутбуки, смартфоны, планшеты, Smart Watch и Google Glass) и технологий мобильного обучения,

Технологий облачного обучения (инструменты Google Classroom, Moodle, Blackboard, «Мобильная Электронная Школа» и др.),

Технологии смешанного обучения в реальных аудиториях и виртуальной среде,

Технологий геймификации для реализации игровой формы учебного процесса.

Новые технологии определяют конвергентную модель интеллектуальной образовательной среды (Smart Learning Enviroment - SLE) для интеграции и синхронизации гетерогенных образовательных ресурсов и обучающих систем в рамках поддержки технологий электронного (e-learning), мобильного (m-learning), облачного (cloud learning), смешанного (blended learning) и повсеместного обучения (ubiquitous education). Необходимость исследований в данной области знаний определяется эволюционным развитием информационных и телекоммуникационных технологий в направлении развития всепроникающих сетей и технологий повсеместного доступа 4A (Anytime, Anythere, Anything, Anybody) к образовательному контенту .

Термин «конвергенция» в аспекте статьи означает процесс сближения ОП, стандартов, ЭОР, систем управления обучением и различных образовательных технологий, обусловленный необходимостью внедрения междисциплинарного обучения в процессе непрерывной подготовки специалистов. Процесс конвергенции связан с развитием информационно-коммуникационных технологий, так как с 1990-х гг. существует тенденция к интеграции компьютерных, телекоммуникационных и мульмедийных технологий и взаимопроникновению информационных технологий, когда инновации появляются в междисциплинарной области знаний .

Конвергентный подход также определяется как NBIC-конвергенция (N - нано, B - био, I - инфо, C - когнито) нано-, био-, информационных и когнитивных технологий на основе их системно-синергетической интеграции . Термин введен в 2002 г. учеными М. Роко и У. Бейнбриджем, которые определили особенности NBIC-конвергенции, проанализировали ее роль в развитии цивилизации . В настоящее время в концепцию интегрируются социальные технологии, с помощью них исследуются поведенческие, речевые, психологические и другие способности человека . Сближение социальных, когнитивных и информационных технологий позволяет говорить о новой конвергентной модели образовательного процесса. При этом когнитивные и социальные технологии представляют собой систему методов и алгоритмов, моделирующих и усиливающих познавательные способности обучаемых при решении практических задач .

Конвергенция в образовании может быть реализована на разных уровнях в зависимости от сферы приложения, что позволяет определить ее следующие виды:

а) образовательно-технологическая конвергенция в плане сближения и сходимости образовательных технологий, моделей жизненных циклов (ЖЦ) ОП и ЭОР;

б) учебно-методическая конвергенция в плане сближения и сходимости ОП разных специальностей и ЭОР по разным дисциплинам;

в) профессиональная конвергенция в плане сближения компетенций для различных видов профессиональной деятельности и требований работодателей;

г) организационная конвергенция в плане сближения систем управления образовательным контентом (learning content management system - LCMS), систем управления обучением (learning management system - LMS) , систем управления учебной деятельностью (learning activity management system - LAMS);

д) когнитивно-креативная конвергенция в плане сближения творческих и когнитивных технологий при подготовке специалистов для профессиональной деятельности.

Результатом конвергенции является эволюционное развитие информационно-образовательной среды в направлении интеграции разных образовательных платформ, сервисов и технологий. Базовой инфраструктурой конвергентного образования является интеллектуальная образовательная среда (ИОС), которая должна поддерживать процесс непрерывного обучения в виде целостного цикла, предусматривающего изучение, исследование, творчество, анализ, дискуссию, публикацию, проектную деятельность и т.п.

Конвергентная модель ИОС определяет сближение, схождение, интеграцию образовательных технологий на основе единой технологической платформы с унифицированной системой представления образовательного контента, системой оценки знаний, системой управления учебным процессом. Модель реализует процессы:

1. Сближения моделей ЖЦ ОП, ЭОР и уровней подготовки специалистов;

2. Процесс сближения образовательных технологий (e-learning, m-learning, cloud learning, blended learning, ubiquitous learning) на базе единой ИОС.

3. Процесс интеграции кроссплатформенных LMS, LAMS, LCMS с единой облачной системой хранения образовательного контента и унифицированного повсеместного доступа с мобильных средств.

4. Процесс интеграции и адаптации механизмов управления и администрирования ИОС с обеспечением информационной безопасности.

Известно, что различные ОП проходят жизненные циклы (ЖЦ), в процессе которых происходит их конвергенция в отношении необходимости обязательного освоения компетенций в области информационных и телекоммуникационных технологий. Практически все ЖЦ соответствуют итеративной модели развития. В процессе реализации ОП применяется множество ЭОР, которые также проходят собственные ЖЦ и имеют тенденцию к сходимости образовательного контента.

Рис. 1. Методика создания ОП

Рис. 2. Схема синхронизации жизненных циклов

Модель конвергентного образования определяет сближение компетенций, получаемых различными специалистами в рамках ЖЦ их собственных уровней квалификации и профессиональных знаний. ЖЦ специалиста включает профессиональную деятельность (исполнение трудовых обязанностей) и обучение (повышение квалификации) . Для профессиональной деятельности специалист должен иметь базовый образовательный уровень, который он получает в ходе обучения по программам высшего образования или среднего профессионального образования. Однако научно-технологический прогресс, смена должности, изменение трудовых функций и т.п. требуют совершенствования имеющихся или приобретения новых компетенций, которые часто лежат за пределами квалификации специалиста. Получение новых компетенций часто требует освоения междисциплинарных знаний, что является сущностью конвергентной модели непрерывного образования. Специалист также должен постоянно заниматься самообразованием, чтобы его компетенции соответствовали постоянно изменяющимся требованиям работодателей. Однако одного самообразования часто недостаточно, чтобы получить новые компетенции. В этом случае специалисту требуется пройти обучение по дополнительным программам в рамках своей специализации, либо по новым программам при смене специальности. При этом ОП должны быть согласованы и синхронизированы с текущим уровнем подготовки специалиста и с изменяющимися требованиями работодателей. Требования к ОП для подготовки и переподготовки специалистов также базируются на требованиях образовательных стандартов. На ЖЦ ОП влияют:

а) должностные обязанности,

б) программы компетенции,

в) пробелы в образовании специалистов, выявленные в ходе аттестации и т.д.

Рис. 3. Графовая модель синхронизации ЖЦ

В рамках конвергентной модели разработана методика создания, синхронизации и согласования ОП по различным направлениям подготовки специалистов (рис. 1).

Первым шагом создания ОП является анализ требований работодателей. Следующим шагом создания ОП сбор информации о ЭОР, которые могут быть использованы в процессе обучения. Далее выполняется разработка ОП, ее структуры и содержания, которые учитываются при синтезе ЭОР. Кроме ОП необходимо создать инструменты оценки на соответствие требованиям стандартов и работодателей для определения степени ее готовности ОП к осуществлению учебного процесса либо необходимости доработки.

В процессе реализации ОП осуществляется выбор образовательных технологий и осуществляется планирование обучения, включающее составление графика и расписания занятий. Следующим шагом является проведение обучения с использованием ЭОР. Завершается реализация ОП оценкой полученных компетенций обучаемых. Методика позволяет создавать ОП, адаптированные к изменяющимся требованиям работодателей, законодательства и образовательных стандартов.

В ИОС основными компонентами для освоения большинства ОП являются ЭОР. Поэтому требования стандартов и работодателей фактически являются требованиями к ЭОР и, следовательно, ЖЦ ОП тесно связаны с ЖЦ ЭОР.

ЖЦ ЭОР включает этапы создания, использования, модернизации и морального старения. Процесс создания начинается с анализа технических требований (форматов и технологий, информационных материалов, нормативных документов), требований ОП и условий ее реализации (технологии обучения, требования к содержанию ЭОР). На основе анализа выполняется проектирование ЭОР. Дальнейшими шагами являются реализация (с учетом уточненной структуры и содержания материалов ОП), интеграция компонент ЭОР, тестирование и верификация ЭОР, проверка, публикация и сопровождение.

Таким образом, базовым процессом непрерывного образования является синхронизация и согласование ОП, ЭОР и уровней квалификации специалистов для реализации способов освоения новых компетенций из различных областей знаний в рамках конвергентной модели образования. Схема синхронизации ЖЦ представлена на рис. 2.

Для формализации процесса синхронизации ОП, ЭОР и специалиста разработана графовая модель (рис. 3). Модель представляет ориентированный псевдограф M = {F, S, X)}, где F соответствует определению синхронизации ЖЦ в качестве псевдографа, S - матрица смежности, X - матрица инцидентности.

Для реализации ЖЦ ОП, ЭОР и уровней подготовки специалистов разработана унифицированная платформа ИОС на базе интеграции систем управления контентом (CMS Alfresco) и системы управления обучением (LMS Moodle). В рамках конвергентной модели ИОС разработана модель облачного хранилища образовательного контента. Конвергентная модель является платформой для согласования и синхронизации моделей ОП, ЭОР и уровней подготовки специалистов в плане непрерывной подготовки и переподготовки специалистов.

Результаты работы получены при финансовой поддержке РФФИ в рамках грантов № 16-07-00031, 17-307-50010.

Библиографическая ссылка

Деев М.В., Кравец А.Г., Финогеев А.Г. КОНВЕРГЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СИНХРОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ПРОГРАММ С УРОВНЯМИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 12-1. – С. 52-57;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41978 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Совсем недавно на экраны вышел американский блокбастер «Дивергент» (Divergent), который успел завладеть вниманием зрителей и заставил их задуматься. Слоган фильма звучит «Ты опасен, если ты другой». Любознательные зрители сразу же заинтересовались феноменом изобретательности. Может ли быть такое, что кому-то не хочется, чтобы люди становились более сообразительными?

Многомерный подход к исследованию интеллекта – это детище психолога из США Джоя Пола Гилфорда. Он издал книгу «Природа человеческого интеллекта» (The Nature of Human Intelligence), где и описал особенности конвергентного и дивергентного мышления, которое также можно назвать креативностью . А креативность, в свою очередь, нуждается в развитии и тренировке.

Конвергентное мышление – это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Сам термин происходит от латинского слова «соnvergere», что означает «сходиться». Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. Чаще всего именно эта стратегия является основной в тестах на IQ. Также она используется в классических педагогических методиках.

Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.

Большинство педагогических методик использует именно такую схему. Однако для творческих людей подобный подход неприемлем. Истории известно множество примеров, когда выдающиеся люди плохо учились в школе. И причиной тому была методика преподавания, а не отсутствие знаний. К подобным примерам можно отнести Альберта Эйнштейна или Уинстона Черчилля. Обычно такие люди не принимают условия задачи, начинают задавать вопросы, которые учителя находят неуместными. «Что будет, если использовать не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может нужно посмотреть с другой стороны?»

Хотя методика преподавания создает сложности не только гениям, но людям всех возрастов и степеней изобретательности. Необходимость мыслить по алгоритму заглушает возникающие идеи, что приводит к внутреннему конфликту. Были проведены специальные исследования, где людям предлагали ставить на бумаге точки, следуя заданной последовательности. Эксперимент шел довольно долго, и через какое-то время испытуемые проявляли раздражительность, у них возникало чувство усталости и недовольство. В итоге люди отходили от задания, выполняли его по-другому, вносили разнообразие.

Не всегда наличие энциклопедических знаний позволяет решить определенную задачу. Даже обладая внушительным багажом фактов и данных, можно растеряться в конкретной ситуации. Естественно, что нужно тренировать конвергентное мышление, но реальная жизнь не идет по правилам, здесь не всегда есть однозначные ответы. В отличие от компьютерных тестов, где нажатие на кнопки дает вполне конкретный результат. Чтобы двигаться вперед, нужно развивать независимое мышление.

Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.

Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.

Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:

  • Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени.
  • Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений.
  • Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия.
  • Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.

Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка.

Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.

Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании. Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .