Технология экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения. Экспертиза образовательных программ для доу. Методика проведения эксперимента по экспертизе деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дранникова Инна Игнатьевна. Экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Барнаул, 2002 179 c. РГБ ОД, 61:02-13/1209-0

Введение

Глава 1. Экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений как проблема управления системой дошколь ного образования 15

1.1 . Анализ теории и практики экспертизы в образовании 15

1.2. Специфика экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений 31

1.3. Программно-целевой подход в исследовании экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений 52

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование технологии экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода 91

2..1. Методика проведения эксперимента по экспертизе деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода 92

2.2. Результаты опытно - экспериментального исследования 122

Заключение 133

Библиографический список 137

Приложения 154

Введение к работе

Ответственность за качество образования в нашей стране всегда возлагалась на государственные органы управления образованием. Государство в одном лице выступало в роли заказчика и потребителя "продукции" системы образования и жёстко контролировало учебные заведения по большому числу показателей. Изменения в политической и социальной структуре общества и государства обусловили существенные изменения в системе образования. Расширилась самостоятельность образовательных учреждений, стали более разнообразными формы и методы обучения и воспитания, возникла сеть негосударственных образовательных учреждений.

Базовые процессы реформирования этой системы, а именно: технологи-
зация, регионализация и антропологизация [Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков,
и др.] оказываются основными рамками текущей и перспективной образо
вательной политики. В этих условиях объективно необходимым стал переход
к новой системе оценки деятельности образовательных учреждений, ориен
тированной на стимулирование их развития [Н.В.Акинфиева, В.А.Гуружапов,
Э.Д.Днепров, В.И.Зверева, А.О.Зоткин, Т.В.Сидорина, В.П.Симонов, И.Д.Фру-
мин, И.К.Шалаев и др.]. Всё это в полной мере относится к системе дошколь
ного образования, которая, выполняя свои специальные цели, отражает
общие тенденции в развитии системы образования [Е.С.Белая, М.М.Мусарский,
Р.Б.Стеркина, Е.Г.Юдина и др.]. Дошкольные образовательные учреждения
призваны обеспечить потребности семей, имеющих детей дошкольного
возраста, в образовательных услугах, что подчеркивается в Концепции
дошкольного воспитания, провозглашено в Законе РФ "Об образовании" и
типовом положении о дошкольном образовательном учреждении.
65%российских детей с трех до шести лет и 85 % - от шести до семи лет
посещают дошкольные образовательные учреждения [ДОУ], хотя дошкольное
образование в России необязательно. Пять дней в неделю по 10-12 часов в день
находится ребенок в детском саду. Эти временные характеристики
определяют условия его формирования в возрасте,

который предназначен для развития базисных свойств личности человека. Вот почему "идеологией образования все более начинает становиться идеология педагогики развития" [А.Г.Асмолов, Е.Г.Юдина и др].

Существующая нормативно-правовая база дошкольного образования создает условия для разнообразия форм и методов обеспечения свободного развития индивидуальных особенностей детей и предоставляет администрации и педагогам образовательных учреждений права на такой поиск. В связи с этим новая практика дошкольного образования несет в себе такие положительные тенденции: появление разных типов дошкольных образовательных учреждений, широкие возможности для педагогического творчества, предоставление родителям условий для выбора форм, методов образования для своего ребенка.

Отказавшись от "сверхцентрализованного" контроля за деятельностью образовательных учреждений, от практики их полной унификации, предоставив коллективам возможность самостоятельно развиваться в избранных ими направлениях, государство одновременно усилило внимание к соблюдению прав личности ребенка на получение полноценного образования [А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, С.В.Наумченко, Т.В.Сидорина, В.Фирсов и др.]. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях возникают и негативные процессы: проникновение "инноваций" некомпетентных специалистов; формальный характер реформы, когда разнообразие форм и назначений ДОУ объективно этому не соответствует и не обеспечивает выбора для детей и их родителей, что снижает качество дошкольного образования.

Управление качеством стало рассматриваться как главный вид управления в любом хозяйствовании, и эта идеология распространяется в том числе на образование. Поддерживая разнообразные подходы и проекты в этой области, государство использует разные механизмы управления качеством деятельности. Оперативное управление, направленное на поддержание соответствия деятельности ДОУ нормативным требованиям и инструкциям органов управления образованием, заменяется исследовательско - прогностическим с приоритетными функциямии анализа и прогнозирования.

Управление является эффективным, если обеспечивает реализацию целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением с наименьшими затратами ресурсов, сил, времени. Повышение эффективности управления в условиях многообразия образовательных практик [а значит программ, технологий и т.д.] невозможно без получения объективной исчерпывающей информации о состоянии, тенденциях и резервах развития целых групп и отдельных учреждений. Продуктивным механизмом управления процессами функционирования и развития образовательных учреждений являются аналитические виды деятельности, одна из них - экспертная проживает сейчас этап становления в сфере образования и находится в ситуации, которую можно назвать исследовательской, постепенно становясь привычным явлением в педагогическом лексиконе, а для некоторых и в реальной жизни.

Актуальность исследований в области экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений связана со становлением ее" как общественно - государственного института управления состоянием образовательной сферы. Подтверждение этому - активное обсуждение в последнее десятилетие разных аспектов экспертизы. Разнообразие определений понятия экспертизы, неоднозначность толкования её сущностных характеристик разными авторами [О.С.Анисимов, С.Г.Баронене, С.С.Татарченкова, В.С.Черепанов, А.Н.Тубельс-кий и др.], говорит о различном понимании её места, функций, содержания, видов. В работах Г.Г.Копылова, М.Т.Ойзермана, М.В.Раца и др. экспертиза рассматривается как вид аналитической деятельности в пространстве мыслительной работы. Определяя место экспертизы в деятельности, они выделяют ее объекты: качество предмета, качество исполнения; качество программы, как прикидки будущей деятельности.

В исследованиях, публичных обсуждениях отдельных аспектов экспертизы обращается внимание на целый ряд её функций. Так, экспертиза нужна для: оценки возможных инвестиций и получения объективных данных об эффективности их вложения [А.И.Адамский]; количественной оценки качества и получения коллективного суждения о педагогическом объекте [В.С.Черепанов];

6 поддержки педагогической инициативы, деятельности, проекта, [Н.Г.Алексеев, С.Г.Баронене, Р.Б.Стеркина, др.]; различения и соорганизации разных образовательных практик [О.С.Анисимов, М.В.Борисова, Л.В.Дмитриева, Г.Н.Про-зументова, и др.]; выявления подлинности инноваций [Д.В.Галкин, А.Н.Ту-бельский и др.]; управления развитием образования [Н.Г.Калашникова, В.Р.Лозинг, Т.В.Сидорина, и др.]; развития способности педагога к рефлексии своего опыта [А.Г.Асмолов, Р.Б.Стеркина и др.]; поддержки экспертируемого проекта; его совместного анализа экспертом и автором [А.И.Адамский, С.Г.Баронене, Л.В.Дмитриева, А.Н.Тубельский, Г.Н. Прозументова, и др.].

Многообразие представлений о функциях экспертизы связана как с её полипредметностью и полифункциональностью, так и с разворачиванием конкретных практических работ экспертного характера. В них с помощью рефлексии накапливается опыт экспертной деятельности, в настоящее время «незначительный по объёму, экспериментальный фактически и по сути» [Д.В.Галкин]. Уникальность каждого объекта требует от экспертов профессионального подхода, выработки соответствующей объекту методики [А.И.Адамский, О.С.Анисимов, Г.Г.Копылов и др.]. Однако, группы экспертов, нередко наспех создаваемые и формально инструктируемые, вряд ли способны осуществлять такую деятельность, нередко превращая экспертизу в инспектирование. Необходимость различения экспертизы и инспектирования связана с их разной функциональной направленностью [Г.Н.Прозументова, И.Д.Про-скуровская и др.], неразличение сущности этих механизмов управления влечёт за собой подмену их функций. Инспектирование направлено на удержание границ нормативного действия, пространство экспертизы - "это авторские, инициативные действия" [С.Г.Баронене].

Практически во всех работах, касающихся экспертизы, авторы затрагивают вопросы её кадрового обеспечения в рамках непрерывного образования, подчёркивая, что экспертной деятельностью должны заниматься специалисты высокой квалификации, профессионалы, а для исследования деятельности каждого образовательного учреждения, в силу его уникальности, формируется

7 соответствующая его особенностям экспертная группа [В.А.Гуружапов, А.Н.Тубельский и др.]. Отмечая, что экспертиза всякий раз осуществляется с учетом особенностей объекта; будь то программа развития [Н.Г.Алексеев]; образовательная программа [Р.Б.Стеркина]; деятельность [В.В.Андреева, А.В.Гаврилин, Е.Г.Юдина, и др.], исследователи подчеркивают особенности ее организации и осуществления [Л.Н.Галигузова, Л.В.Дмитриева, Г.В.Залевский, И.В.Пирогова, идр].

В работах, отражающих взаимосвязь теории и практики в образовании [В.Квинн, П.П.Костенков, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, И.К.Шалаев, Т.И.Шамова и др.], предъявляется широкий спектр методов исследования педагогической деятельности, характеристик профессиональной деятельности, которые возможно использовать в процессе экспертизы.

Управление качеством образования требует адекватной положению дел в этой сфере информации. Одним из условий обеспечения адекватности Х.Бартель, А.Г.Зырянов, И.К.Шалаев, И.Шратц и др. считают совокупность внешней и внутренней качественно - количественной оценки деятельности образовательного учреждения.

Определив, достаточно точно, сегодняшнее положение экспертизы в образовании как "пробивающей себе путь" деятельности, О.М.Краснорядцева обращает внимание на необходимость «адекватного психодиагностического обеспечения при экспертировании разнообразных образовательных практик».

Внедрение нового, его восприятие и принятие требует подготовки профессионального сознания, не случайно психологическим аспектам экспертизы дошкольных образовательных учреждений уделяется большое внимание в материалах органов управления образованием разных регионов. А.Г.Асмолов, Л.Г.Логинова, Е.Г.Юдина и др. подчёркивают необходимость специальной работы по обеспечению гуманистического характера экспертизы и психологической подготовки практических работников к ней.

8 выделить две модели экспертизы деятельности образовательных учреждений, в том числе дошкольных: развивающую и диагностическую, а по структуре и содержанию - два этапа: внутренняя экспертиза - самоанализ; внешняя экспертиза - исследование деятельности дошкольного образовательного учреждения экспертной группой [В.В.Андреева, Н.Ф.Привалова, Р.Б.Стеркина, Н.М.Сторо-женко, и др.].

Материалы по вопросам порядка и специфики экспертизы дошкольных образовательных учреждений публиковались и обсуждались в связи с проведением широкомасштабного федерального эксперимента по аттестации и государственной аккредитации [А.С.Асмолов, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова, Р.Б.Стеркина и др.].

Каждое из перечисленных направлений разработок имеет определенную практическую значимость, но не решает многих проблем, возникающих в реальной ситуации. Анализ аттестации и государственной аккредитации ДОУ в России, проведённой в соответствии с существующими рекомендациями [Приказ МО РФ № 448 от 28.08.1996 г.], выявил массу затруднений при проведении самоанализа и в деятельности экспертной группы: трудности с кадровым обеспечением экспертизы; планированием и управлением деятельностью коллектива ДОУ в период самоанализа; затруднения, связанные с учётом специфики исследования и оценивания деятельности ДОУ; обеспечением гуманистического, стимулирующего характера процесса экспертизы и рациональных временных затрат; обеспечением адекватности анализа и оценки деятельности ДОУ ее реальному состоянию и др.

Сказанное выше позволяет сформулировать реально существующее противоречие: с одной стороны, в практике управления дошкольным образованием востребована экспертиза, обуславливающая адекватную и рациональную оценку деятельности ДОУ, с другой - в этой сфере отсутствует системный подход к её осуществлению, учитывающий полноту и иерархию целевых ориентиров, содержание и порядок всей совокупности направлений деятельности субъектов экспертизы [сотрудников ДОУ, родителей их воспитанников,

9
работников органов управления образованием, экспертов], ресурсное обеспе
чение, рациональные затраты времени, адекватные этому управленческие
решения, отражающие особенности этапа становления экспертизы как общест
венно-государственного института управления образованием.
Необходимость разрешения установленного противоречия обусловила
проблему, заключающуюся в разработке технологии экспертизы деятельности
дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающей преодоление
выявленных препятствий и повышающей в связи с этим её эффективность.

Как показывает опыт, общие рекомендации по проведению экспертизы еще не являются технологией ее осуществления. Так как концепция программно - целевого подхода [ПЦП] позволяет полно выразить совокупность целей осуществления экспертизы [дерево целей] и её ресурсное обеспечение [исполняющая и управляющая программы], то в разработке технологии экспертизы деятельности ДОУ мы избрали именно эту концепцию как один из путей моделирования и осуществления целостного процесса экспертизы. Это определило выбор темы настоящего исследования.

Тема исследования - экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать технологию экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода.

Объект исследования - экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Предмет исследования - процесс экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе технологического алгоритма программно-целевого подхода.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений повысится, если ее технология будет базироваться на программно-целевом подходе:

построение дерева целей всей совокупности направлений деятельности субъектов экспертизы с учетом преодоления препятствующих факторов, вскрытых в процессе системного анализа;

разработка исполняющей программы, адекватной дереву целей;

реализация управляющей программы от системного анализа к переводу исполняющей программы в конкретный план, и далее осуществление системной организации, системного контроля, системного регулирования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

проанализировать состояние решения проблемы в теории и практике экспертизы в образовании;

построить дерево целей осуществления экспертизы деятельности ДОУ и разработать адекватную ему исполняющую программу;

разработать и апробировать в ходе эксперимента критерии оценки эффективности экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений;

обосновать валидность измерений эффективности экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений;

Дополнительной задачей нашего исследования стала разработка методических рекомендаций по проведению самоанализа деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Методологическую основу исследования составляет сущность системно-структурного анализа [В.Г.Афанасьев, Е.П.Голубков, И.В.Блауберг, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин]; общая теория деятельности [Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев]; теория программно-целевого подхода [А.И.Китов, Ю.А.Конар-жевский, И.С.Ладенко, И.К.Шалаев]; теоретическое основание единства сознания и деятельности [А.Н. Леонтьев].

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого - педагогической литературы, исследований в области управления; анализ, сравнение и обобщение опыта

использования экспертизы в сфере образования, в том числе в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений в разных регионах РФ, анализ продуктов деятельности, анкетирование, моделирование, эксперимент, наблюдение, включённое наблюдение, методы статистической обработки полученных данных.

Этапы исследования На первом этапе На первом этапе осуществлялось изучение нормативно-правовых актов, материалов координационных совещаний и решений коллегий МО РФ о ходе эксперимента по аттестации и государственной аккредитации ДОУ в России; нормативно-правовых и научно -методических материалов региональных органов управления образованием; анализ философской, психолого-педагогической литературы по вопросам управления, формировалась программа исследования в рамках федерального эксперимента по аттестации и государственной аккредитации ДОУ на территории Алтайского края; проведена аттестация деятельности ДОУ г. Барнаула [№221, №223], Заринска [№12], Ярового [№28], Рубцовска [№4].

На втором этапе осуществлялась непосредственная
экспериментальная экспертиза ДОУ №50, №56, №105, №116, №167 г. Барнаула.
Апробирована технология проведения экспертизы деятельности ДОУ на

основе программно-целевого подхода.

На третьем этапе завершена исследовательская работа, обобщены, систематизированы и оформлены материалы исследования, подготовлены методические рекомендации по проведению самоанализа деятельности ДОУ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

обосновано, что экспертизу деятельности ДОУ целесообразно осуществлять в рамках программно - целевого подхода;

разработана и экспериментально апробирована модель экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе технологического алгоритма программно - целевого подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

дальнейшее развитие получила концепция программно - целевого подхода в аспекте экспертизы деятельности ДОУ;

разработаны критерии оценки эффективности экспертизы дошкольных образовательных учреждений;

технология экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно - целевого подхода является предпосылкой к экстраполяции её в другие типы образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

технология экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно - целевого подхода используется в практике управления системой дошкольного образования Алтайского края;

на основе технологического алгоритма программно - целевого подхода планируется деятельность коллективов ДОУ в процессе экспертизы и работа экспертных групп;

подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации по самоанализу деятельности дошкольных образовательных учреждений;

результаты исследования могут быть использованы при проведении экспертизы образовательных учреждений других типов.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается опорой на адекватную проблеме исследования методологию; выбором комплекса соответствующих методов исследования и целостной опытно - эспериментальной проверкой эффективности экспертизы деятельности ДОУ на основе программно-целевого подхода, использованием правил педагогической квалиметрии и методов математической статистики.

Эмпирическая база исследования - ДОУ №50, №56, №105, №116, №167, №221, №223 г. Барнаула, №12 г. Заринска, №28 г. Ярового, комплекс школа - детский сад №4 г. Рубцовска Алтайского края.

13 На защиту выносятся следующие положения:

1. Дерево целей осуществления экспертизы деятельности дошкольных
образовательных учреждений и адекватная ему исполняющая программа
отражают сущность становления экспертизы как важнейшего общественно-
государственного института управления образованием.

2. Эффективность экспертизы ДОУ определяется по критериям:

адекватность экспертного заключения фактическому состоянию деятельности дошкольного образовательного учреждения в структуре мониторинга;

рациональность затрат времени на экспертизу;

стимулирующий характер процесса экспертизы.

З.Валидность измерений эффективности деятельности ДОУ обеспечивается правилами педагогической квалиметрии и подтверждается методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
результаты исследования были представлены в материалах к заседаниям
коллегии МО РФ ; рассмотрены на заседаниях коллегии Комитета
администрации Алтайского края по образованию ; заседании
Российского научно-методического совета по коррекционным учреждениям
МО РФ , на краевых совещаниях методистов и инспекторов системы
дошкольного образования районных и городских комитетов по образованию
Алтайского края ; на краевом совещании руководителей
коррекционных образовательных учреждений Алтайского края ; на
совместных научно-практических конференциях БГПУ, АГУ, АКИПКРО
, на краевом семинаре директоров учреждений

дополнительного образования , на краевой конференции работников дошкольного образования , на семинаре заведующих Октябрьского района г. Барнаула . Экспертиза деятельности ДОУ на основе программно - целевого подхода прошла апробацию и внедрение в ходе российского эксперимента по аттеста-

14 ции и государственной аккредитации ДОУ на территории Алтайского края.

Соискатель была непосредственным участником эксперимента и работала в краевой экспертной комиссии по аттестации ДОУ.

Структура и основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены его проблема, тема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, методология и используемые методы; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Экспертиза деятельности дошкольных образовательных
учреждений как проблема управления системой дошкольного образования» со
держится анализ теории и практики экспертизы в образовании, раскрыта
специфика экспертизы деятельности дошкольных образовательных

учреждений, программно-целевой подход в исследовании и моделировании экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование технологии экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода» содержится характеристика опытно-экспериментальной работы: её содержание и методика проведения, анализ процесса и результатов исследования.

В заключении представлены основные выводы исследования и возможные направления дальнейшей работы.

Анализ теории и практики экспертизы в образовании

Экспертиза - исследование экспертами каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний. Оно завершается представлением мотивированного заключения. Это энциклопедическое толкование понятия экспертиза.

Она существует в разных сферах жизнедеятельности человека: медицинской, юридической, технической и др. Технологически обеспеченная в других видах практики [хозяйственной, политической] экспертиза в образовании переживает этап становления. Закон Российской Федерации "Об образовании" в общем виде определяет механизм экспертизы, включающий в себя три этапа: лицензирование образовательных учреждений, их аттестацию и аккредитацию . В рамках программы технологизации управления образованием разработана система стандартов. Реализация её связана с формированием продуктивных механизмов управления, одним из которых является экспертиза.

Предпринимаемый автором аналитический обзор ограничивается кругом вопросов по экспертизе деятельности образовательных учреждений в период аттестации. По определению Р.Б.Стеркиной, которого мы придерживаемся, «аттестация дошкольных образовательных учреждений - комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения на соответсвие требованиям государственного образовательного стандарта" . В связи с этим в нашем исследовании понятие аттестация будет употребляться наряду с понятием «экспертиза».

Краткие исторические сведения об экспертизе, которые приводит Н.Г.Алексеев, помогают понять некоторые её существенные моменты . Работа эксперта появляется вместе с необходимостью оценить продукт, его качество по характеристикам, для которых не существует объективно выработанного эталона. Оценивая, эксперт опирается на свое мнение о качестве, при этом предполагается, что его ответ - гарантия правильной оценки. Классический пример такой экспертизы - дегустация вкуса. В этой логически первой форме экспертизы были сформулированы ее основания: цель - оценка качества; объект - некоторые вещественные [материальные] характеристики; средства -интуитивные, сложившиеся по опыту суждения вкуса; процедуры - отбор и организация действий опытных людей [экспертов]; продукт - согласованное мнение экспертов по характеристикам, выделяемым для экспертизы.

Следующей формой становления экспертизы, уже, как особой, профессионально - выделенной деятельности, является экспертиза уже завершенной деятельности [экспертиза исполнения], которая должна быть квалифицирована по некоторым ее характеристикам, [так оцениваются в баллах действия спортсменов в фигурном катании на льду]. Меняется объект экспертизы, им становится квалификация профессиональных моментов или аспектов действия. Так, в экспертизу была втянута практически вся человеческая деятельность, а не только то, что в ней используется или произведено. Изменение объекта повлекло изменение в остальных компонентах: целях, средствах, процедурах. "Подавляющее большинство современных экспертных процедур, включая и методы их статистической обработки, строятся либо по принципам квалификации некоторого качества, либо по принципам квалификации исполнения" . Экспертиза исполнения включила экспертизу качества продукта в себя как свою особую часть. Таким образом, в этих двух типах экспертизы исследуется то, что уже имеется. Новый по своим качественным характеристикам объект экспертизы - программа. Она строится и рассчитывается на будущее, на то, чего еще нет, и представляет собой прикидку и организацию будущей деятельности.

Качество продукта, качество исполнения и качество программы могут быть объектами экспертизы в любом виде человеческой практики: хозяйственной, политической, образовательной; и грамотный эксперт, исследуя их, должен вырабатывать и оценивать альтернативы, углублять и расширять понимание ситуации, давать рекомендации и прогнозы возможного ее изменения в случае принятия тех или иных решений.

В функции экспертизы не входит принятие управленческих решений: экспертиза лишь обеспечивает знаниями управленцев, и в целом, знания, производимые в экспертизе, отвечают на вопрос, что будет с объектом "Л", если применить к нему процедуру "Б", содержание же решений будет зависеть от ценностных установок людей их принимающих. Эксперт дает управленцу не личное мнение какого-то лица или группы лиц, а объективные знания.

Методика проведения эксперимента по экспертизе деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода

Выстраивая логику эксперимента мы понимали, что находимся на этапе внедрения экспертной практики в сферу управления образованием. Опираясь на принципиальные для нашего исследования, сформулированные И.С.Ладенко положения о необходимости системного подхода при внесении в практику новшеств, мы удерживали в сознании целостность этого процесса, учитывающую все три сферы практики: сферу преобразования природы - в нашем случае в практике управления образованием используется новый механизм - экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений; сферу преобразования общественных отношений - создание организационной структуры взаимодействия всех субъектов экспертизы [работников органов управления образованием, сотрудников ДОУ, экспертов] и создание новой оргструктуры - экспертной группы; сферу изменений самого человека, его знаний, умений, навыков, профподготовки и т.п. - психологическая подготовка людей, обучение их средствам осуществления экспертной деятельности и деятельности по самоанализу и самооценке [знания, умения, навыки]. Цели экспериментальной работы:

Исследовать проблемное поле экспертизы деятельности ДОУ на основе ПЦП модели;

Разработать программу экспериментальной работы;

Апробировать технологию экспертизы деятельности ДОУ на основе программно-целевого подхода и оценить её эффективность с помощью разработанных критериев.

В качестве ориентировочной основы действий по исследованию проблемного поля и разработке программы эксперимента мы используем теоретический вариант программно-целевой модели экспертизы дошкольных образовательных учреждений, содержащий описание системы целей, необходимых ресурсов и правил их использования; сроков исполнения, функций руководства и управления и правил распределения этих функций; функций исполнения и правил осуществления этих функций.

Для реализации измеряемых параметров необходимо: пАї продумать содержание и способы деятельности работников органов управления образованием, руководителей ДОУ, экспертов по реализации задач 1-4; пАг - [задачи 5 - 7] - разработать содержание и способы деятельности экспертов по технологической подготовке сотрудников ДОУ к самоанализу и самооценке, разработать норму - образец деятельности сотрудников ДОУ по самоанализу и самооценке - функции экспертов; цАз - технологическая подготовка экспертов к осуществлению экспертной деятельности - функция органов управления образованием, заключающаяся в организации деятельности по разработке программы подготовки экспертов и самой подготовки [задачи 8 -10]; цА4 - реали 94 зация данного параметра связана с разработкой требований к этике экспертной деятельности; [задачи 11 - 16]; цА5 - [задачи 17 - 25] изучить, проанализировать, выбрать или разработать методы исследования и оценки деятельности ДОУ, адекватные специфике её экспертизы, способы согласования экспертных суждений и оценок, способы конструирования структуры и содержания экспертного заключения, представления его сотрудникам ДОУ.

На подготовительном этапе эксперимента работниками отдела социально -реабилитационной службы и дошкольного воспитания Комитета администрации Алтайского края по образованию разработано "Положение по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений на территории Алтайского края", соответствующее государственным и краевым законодательным актам, которое являлось нормативно - правовой основой экспертизы деятельности ДОУ на территории края. Поскольку анализ результатов констатирующего эксперимента выявил острую необходимость специальной технологической подготовки привлекаемых к экспертизе специалистов, несмотря на их высокую компетентность в профессиональной области деятельности, руководители отделов образования (краевые, городские, районные), в ведении которых находились аттестуемые дошкольные учреждения, сделали заказ и обеспечили финансирование разработки программы и учебных планов подготовки экспертов, сформировали экспертные группы, организовали и профинансировали повышение квалификации будущих экспертов. Подготовка специалистов к экспертизе деятельности ДОУ осуществлялась в региональной школе экспертов на базе краевого экспертно -аналитического центра с участием членов экспертной группы.

Результаты опытно - экспериментального исследования

Содержание таблицы отражает процесс экспертизы, включающий «в себя все три сферы практики», которые только в единстве составляют систему и которые мы рассматриваем «на всех четырёх этапах управления системами» . На этапе проектирования технологии ПЦП мы использовали как средство структуризации. На этапе создания ПЦП мы использовали как средст-во организации элементов и частей; на этапе внедрения - для включения экспертизы как механизма в уже существующую систему управления дошкольным образованием, на этапе использования определили возможность применения экспертизы на основе ПЦП в границах управления всей системой образования. При этом мы понимаем, что на этапе использования экспертизы как механизма управления ПЦП может выступать как средство создания и внедрения новых элементов взамен выбывших.

При разработке дерева целей учтены общеметодологические требования к его построению, изложенные в работе Е.П.Голубкова : элементы нижнего ряда подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию. Так содержание технологической подготовки экспертов обеспечивается реализацией ряда задач: освоение аналитической деятельности, освоение концептуальных основ программно-целевого подхода, освоение специфики экспертизы деятельности ДОУ. На каждом уровне дерева целей рассматриваются элементы, сопоставимые по своему масштабу и значимости, полученные в результате детализации по одному принципу. Например, стоящие в одном ряду цели: осуществление технологической подготовки экспертов; следование этическим нормам экспертно - оценочной деятельности; изучение, анализ и оценивание деятельности ДОУ экспертами - цели, сопоставимые по масштабу, соответствующие требованиям программно-целевого подхода к культуре внедрения новшества в практику, а именно: внедрение нового механизма управления дошкольным образованием - экспертизы деятельности ДОУ; создание оргструктуры - в нашем исследовании это организация взаимодействия всех субъектов экспертизы, обеспечивающего целостность процесса экспертизы и снимающего выявленные в процессе системного анализа препятствия; формирование экспертной группы; подготовка экспертов к аналитической деятельности, подготовка сотрудников ДОУ к самоанализу и самооценке. Дерево целей на каждом уровне включает все необходимые элементы. Так реализация цели «изучение, анализ и оценивание деятельности ДОУ экспертами» включает все процедурные шаги, обеспечивающие полноту исследования деятельности ДОУ: изучение концепции и программы развития ДОУ; изучение результатов самоанализа; исследование и оценивание практической деятельности сотрудников ДОУ с использованием адекватных методов; качественно- количественное оценивание деятельности ДОУ экспертами; согласование суждений и оценок экспертами. Из представленного видно, что отсутствуют разрывы в проектировании процедуры исследования и в силу полноты этого ряда дерева целей и его реализации эксперты должны быть готовы к осуществлению следующего технологического шага. Требование определённости в формулировке целей и других элементов «дерева» предполагает возможность оценки степени их достижения в количественной или порядковой форме. В нашем случае, например, реализацию целей по технологической подготовке сотрудников ДОУ к самоанализу и самооценке можно определить с помощью качественно - количественных характеристик оценки уровня деятельности экспертов по реализации этой цели; и в последующем использовать эту оценку при математической обработке результатов с помощью квалиметрического правила. Разработанное дерево целей поддаётся корректировке как при изменении самих целей, так и при изменении возможностей их реализации. В случае изменения типа экспертируемого образовательного учреждения могут быть дополнены цели по процедуре экспертизы, изменено содержание подготовки экспертов в связи со спецификой экспертизы другого типа образовательного учреждения. Содержательная сторона дерева целей связана с его структурными компонентами и соответствует сегодняшнему этапу становления экспертизы в образовании. Препятствующие в осуществлении экспертизы деятельности ДОУ факторы по природе своей совпадают с тезисом И.С. Ладенко, о том, что часто на всех этапах жизни системы: проектирование, создание, внедрение, использование при внедрении в практику новшеств учитываются не все три её сферы: сфера преобразования природы, создание оргструктуры, сфера изменений человека.

В нашем исследовании подтвердилось положение системного подхода о том, что в организации деятельности не только части, но и способы их организации предопределяют свойства целого. Например, способы организации деятельности экспертов в процессе экспертизы ДОУ отражаются на качестве экспертного заключения.

Цель: проведение аккредитационной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения; экспертиза результатов управленческой деятельности заведующей образовательного учреждения и ее заместителей.

Подтвердить соответствие нормативно-правовых оснований деятельности ДОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица.

Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ДОУ, государственным, региональным требованиям.

Установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, НРК ГОС.

Установить соответствие уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в ДОУ, типу и виду учреждения.

Установить (подтвердить) соответствие государственного статуса ДОУ, заявленного в Уставе и лицензии, требованиям Типового положения о дошкольном образовательном учреждении для предоставления прав и льгот, предусмотренных законодательством.

Формы работы :

Наблюдение за деятельностью образовательного учреждения, педагогов ДОУ, воспитанников.

Посещение открытых мероприятий.

Индивидуальные беседы с администрацией ОУ, педагогами-членами аттестационных комиссий, дошкольниками, родителями.

Анализ документов по организации образовательного процесса в ДОУ.

Анализ результатов деятельности образовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ОУ, Временным требованиями и НРК ГОС.

Аттестационная экспертиза дошкольного образовательного учреждения проводится на основе анализа следующих документов:

Устав ДОУ; лицензия; образовательная программа; договоры с родителями (законными представителями); учебный план; сетка занятий; рабочие программы; протоколы педсоветов; диагностические материалы; программа развития ДОУ; годовой план; локальные нормативные акты.

Дополнительные источники информации: информационная карта ОУ; материалы самообследования результатов деятельности ОУ; экскурсия по ДОУ; посещение занятий; собеседования с участниками образовательного процесса.

В ходе экспертизы комиссия изучает и анализирует учебно-педагогическую и управленческую деятельность педагогического коллектива с целью установления соответствия аттестационным и аккредитационным показателям:

1. Исполнение образовательным учреждением требований ГОС при организации образовательного процесса по образовательным программам соответствующего уровня и направленности.

2. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственных образовательных стандартов.

3. Соответствие реализуемых образовательных программ типу, виду и категории ДОУ.

На основании проведенного анализа аттестационная комиссия выносит рекомендации и предложения. Например, "Проведенный анализ показывает, что в ДОУ № 196 созданы условия для реализации программ дополнительного образования. Высокий уровень результативности работы учреждения в этом направлении позволяет внести дополнения в лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Рекомендуется лицензирование и аккредитация программ дополнительного образования по направленностям: художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной".

А также оформляются общие выводы экспертов по результатам аттестационной экспертизы. Например:

"С учетом анализа представленных материалов самообследования и, исходя из итогов аттестационной экспертизы содержания, уровня и качества подготовки воспитанников ДОУ требованиям ГОС, комиссия пришла к заключению:

Достигнутые результаты образовательной деятельности педагогического коллектива в МДОУ детском саду № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников соответствуют целям и задачам заявленных образовательных программ, нормам законодательства.

Аккредитационные условия обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.

Экспертная комиссия предлагает:

Аккредитовать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Подтвердить государственный статус:

тип - дошкольное образовательное учреждение,

вид - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Срок аккредитации - пять лет".

Экспертиза в ДОУ. Педагогический кроссворд с ответами

Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Предлагаю вашему вниманию кроссворд «Экспертиза в дошкольном образовании».
Данный кроссворд будет полезен старшим воспитателям, методистам ДОО, педагогам дошкольного образования, студентам педагогических колледжей и вузов. В кроссворде представлены современные трактовки понятий «экспертиза», «эксперт», «экспертные оценки», «научно-педагогическая экспертиза»; как они определяются в дошкольной педагогике.

Цель: отгадывание кроссворда по теме «Экспертиза в дошкольном образовании»

По горизонтали:
1.Один из способов (методов) оценки. (Количественный)
2.Исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. (Экспертиза)
3.Степень соизмерения результатов с затратами, один из важнейших критериев экспертной оценки. (Эффективность)

4.Нормативно-правовой документ дошкольного образования, определяющий требования к психолого-педагогическим условиям воспитания в детском саду; образовательным программам; профессиональной компетенции педагогов; созданию материальной развивающей среды. (Стандарт)


5.Одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга. (Нормирование)

6.Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. (Качество)

7.Процедура, признанная государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольной образовательной организации с присвоением ей вида и категории. (Аккредитация)

8.Предмет, предназначенный для детской игры, служащий целям воспитания; произведение искусства, синтезирующее выразительные средства скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и театрального искусства, подвергающийся экспертной оценке. (Игрушка)

По вертикали:
1.Вид мониторинга по масштабу целей образования. (Стратегический)

3.Один из основных принципов, являющийся основополагающим для экспертных оценок современного дошкольного образования. (Гуманизация)

4.Процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательной организации лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением. (Лицензирование)

5.Сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы; специалист, дающий заключение при рассмотрении определенного вопроса. (Эксперт)

6.Комплексная экспертиза деятельности ДОО с целью выявления ее соответствия (несоответствия) требованиям государственного образовательного стандарта. (Аттестация)

7.Метод, включающий в себя комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анали и обработку с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения. (Экспертный)

8.Фамилия исследователя, изучающего системно-комплексный подход в научно-педагогической экспертизе. (Шамова)

Список литературы:
1.Крулехт М.В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 112 с., 2002

В настоящий момент нормативно-правовыми актами, регламентирующими проведение и технологию экспертной оценки в ходе аттестации и аккредитации ДОУ являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 № 27), приказ Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».

Предметом и содержанием экспертизы в ходе аттестации выступает установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. До его введения в действие критериями для экспертной

оценки деятельности дошкольного учреждения являются временные примерные требования, которые определены в приложении 1 «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения» к приказу МО РФ № 448.

На основании данной системы критериев осуществляется экспертная оценка следующих направлений деятельности ДОУ:

кадровое обеспечение педагогического процесса в детском саду (подбор и расстановка кадров, повышение квалификации сотруд ников);

организация деятельности дошкольного учреждения (руковод ство и управление);

материально-технические и медико-социальные условия пре бывания детей в детском саду (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья);

оценка деятельности детского сада родителями воспитанни ков.

Аттестация дошкольного образовательного учреждения происходит в два этапа:

первый этап- самоэкспертиза по всем аспектам своей деятельности;

второй этап - экспертная оценка деятельности детского сада экспертами независимой аттестационной комиссии.

Цель первого этапа - самоэкспертизы - выявление достоинств и недостатков своей деятельности для повышения качества образовательных услуг. Ее смысл состоит в том, чтобы побудить руководителей дошкольного учреждения и весь коллектив к конкретным позитивным изменениям для обновления содержания, форм и методов работы с детьми и родителями; освоения личностно ориентированной модели педагогического взаимодействия; повышения качества материальной развивающей среды; демократизации системы управления и контроля дошкольным учреждением.

Ответственным лицом за организацию и проведение самоэкспертизы является руководитель дошкольного образовательного учреждения. Его основные задачи: разъяснить сотрудникам цели и содержание аттестации, создать в дошкольном учреждении в этот период положительный психологический климат, обучить технологии самоэкспертизы.

Технология самоэкспертизы основана на самооценке всех аспектов деятельности дошкольного учреждения по балльной системе. Сбор данных для самоанализа осуществляется методами педагогической диагностики: наблюдениями в группах, беседами с детьми

с использованием тестовых игровых заданий для выявления урон ня развития ребенка, анализом продуктов детской деятельное!и (рисунки, поделки и пр.), анкетированием воспитателей и родителей воспитанников, анализом медицинской и педагогической до кументации и т.д.

Суть технологии состоит в заполнении по результатам самоэкс пертизы диагностических карт по балльной системе оценки и ми тематической обработке полученных данных.

Карты для диагностики содержания и методов воспитания и обучения в детском саду (раздел 1 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) индексированы по основным направлениям образовательного процесса работы с детьми. Например, И - развитие ш ровой деятельности, Р - речевое развитие ребенка, Ма - форми рование элементарных математических представлений, Э - раз витие экологической культуры детей и т.д.

балл - деятельность дошкольного учреждения не соответ ствует критерию; 2

балла - частично соответствует критерию; 3

балла - полностью соответствует критерию.

В процессе математической обработки данных вначале полечи тываются баллы всех подкритериев, а затем определяется средний балл по каждому критерию путем нахождения среднего арифметического. Например, И (развитие игровой деятельности):

И 1 = (И 1.1 + И 1.2 + И 1.3 + И 1.4 + И 1.5) : 5 =

= (3 + 2 + 3 + 2 + 2) : 5 = 2,4 (приложение 3).

При составлении администрацией дошкольного образователы гого учреждения отчета об этом аспекте его деятельности высчитываю! сводные баллы по всем группам с учетом экспертных оценок педа гогов-специалистов, руководителей детских студий, секций, кружков, клубов и т.д. Средние баллы по каждому направлению обра ю вательной работы с детьми суммируют и делят на количество групп Если данное направление оценивал также педагог-специалист, то его экспертную оценку суммируют с данными по группам, а затем вычисляют среднее арифметическое (приложение 4).

Средний балл по всем критериям данного аспекта деятельно сти дошкольного учреждения для аттестации должен быть не ниже 1,5, а средние баллы (коэффициенты) по каждому направлению развития ребенка (речевое, музыкальное, физическое и т.д.) - не ниже 1,2. Если средний балл по всем критериям ниже 1,5 или средний балл хотя бы по одному из направлений развития детей ниже 1,2, требуется провести необходимые улучшения для выхода на повторную самоаттестацию.

Самоэкспертиза по кадровому и материально-техническому обеспечению, руководству и управлению дошкольным учреждением, медико-социальным условиям в детском саду проводится руководителем учреждения. Критерии экспертных оценок по данным аспектам деятельности дошкольного учреждения представлены в разделах 2 -4 приложения 1 к приказу МО РФ № 448. Данные критерии оцениваются по двухбалльной системе: «да», «нет» (при необходимости заполняется графа «Комментарии»).

Оценка деятельности детского сада родителями осуществляется путем анонимного анкетирования (раздел 5 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) и завершает этап самоэкспертизы.

В итоговом листе указывают количество ответов «да» и «нет», «не знаю» по каждому из 10 вопросов анкеты и процент незаполненных анкет.

Длительность этапа самоэкспертизы не регламентирована, однако практика показывает, что он занимает от 2 до 4 месяцев, включая время на необходимые улучшения.

Завершая этап самоэкспертизы, руководитель дошкольного учреждения должен подготовить следующий пакет документов: 1)

заявление; 2)

копию устава дошкольного учреждения; 3)

копию лицензии на право образовательной деятельности; 4)

материалы самоэкспертизы; 5)

гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведе нием аттестации.

Второй этап аттестации - экспертная оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения экспертами независимой аттестационной комиссии, которая создается органами управления образованием на период проведения аттестации. В приказе указывается ее численный и персональный состав, сроки аттестации данного учреждения. В состав комиссии входят специалист в области дошкольной педагогики, психолог, медик, представители органа местного самоуправления и общественности. В состав комиссии не могут входить работники дошкольного учреждения, проходящего аттестацию.

Предметом экспертизы на данном этапе аттестации является отчет о деятельности детского сада, составленный администрацией дошкольного учреждения по результатам самоэкспертизы, а также все аспекты деятельности учреждения.

Технология экспертной оценки предполагает экспертизу документов, выборочные проверки отчета на предмет его соответствия заявленным критериям. Результаты аттестационного обследования образовательного учреждения экспертами должны не только обеспечить решение вопроса об аттестации учреждения в соответствии с заявленным им типом, но и подтвердить правомочность притязаний на тот или иной вид и категорию.

анализ организации деятельности, руководства и управления учреждением;

анализ ее результатов;

анализ ее условий.

При этом особое внимание эксперты уделяют использованию современных форм организации образовательного процесса, координации деятельности воспитателей и педагогов-специалистов, взаимодействию с родителями, планированию работы, реализации комплексно-целевой программы развития дошкольного учреждения, координации деятельности с учреждениями и организациями научно-методического обеспечения развития дошкольников.

Для сбора данной информации эксперты используют методы психолого-педагогической диагностики: наблюдения, беседы с детьми, родителями и персоналом детского сада, изучение документации, результатов детской деятельности, тестирование педагогов по методике «Социально-психологический климат».

Экспертная оценка результатов образовательной деятельности основана на выявлении уровня физического и психического развития детей, в том числе общей психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе. Для экспертной оценки используют диагностические методики и показатели, которые прошли апробацию, подтвердившую их валидность и надежность, не требующие длительного исследования.

Математическая обработка данных экспертных оценок целесообразна с помощью ЭВМ по программе «Комплексная автоматизированная система диагностики образовательных учреждений с целью их аттестации» (КАСДОУ «Аттестация»).

Присутствие членов аттестационной комиссии в дошкольном учреждении (два дня) не должно менять режим работы, привычный характер деятельности. Порядок работы комиссии экспертов, периодичность ее заседаний, процедура принятия решения определяются самой комиссией и оформляются протоколом.

Аттестационная комиссия выносит заключение, содержащее оценку уровня реализации дошкольным учреждением требований государственного стандарта дошкольного образования, а также соответствия типу, виду и категории. Если эксперты считают, что дошкольное учреждение заслуживает повышенной категории, в заключении содержатся рекомендации учредителю об объеме и целевом назначении дополнительного финансирования. Заключение подписывают все члены аттестационной комиссии. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

Заключение доводят до сведения коллектива дошкольного учреждения и представляют в орган управления образованием, про-

водящий аттестацию. Приказ о признании дошкольного учреждения аттестованным (неаттестованным) издается в двухнедельный срок. Положительное экспертное заключение является основанием для получения документа о государственной аккредитации. В свидетельстве об аккредитации должно быть обозначено одно из следующих наименований: центр развития ребенка - первая категория; детский сад общеразвивающего вида - вторая категория; детский сад компенсирующего вида - вторая категория; детский сад присмотра и оздоровления - вторая категория; детский сад комбинированного вида - вторая категория; детский сад - третья категория.

По результатам аттестации дошкольное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. Заключение комиссии по аттестации можно обжаловать в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Повторную аттестацию (по требованию дошкольного учреждения) имеют право проводить не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа в государственной аккредитации.

Аттестация дошкольного учреждения проводится по его заявлению один раз в пять лет. Первая аттестация детского сада - не ранее чем через три года после получения лицензии на право образовательной деятельности.

Задания для самоконтроля и самооценки 1.

Раскройте сущность понятия «лицензирование образовательного уч реждения». 2.

Раскройте сущность и взаимосвязь понятий «аттестация» и «аккре дитация» образовательного учреждения. 3.

Изобразите графически алгоритм процедурных действий руководи теля детского сада и экспертов при аттестации дошкольного учреждения, укажите используемые при этом методы экспертных оценок.

Качество образования как приоритетное направление развития системы российского образования. Определение понятия качество дошкольного образования. Нормативно-правая база обеспечения качества дошкольного образования в РФ. Критерии качества дошкольного образования. Управление качеством дошкольного образования, основные этапы.

Научно-педагогическая экспертиза как механизм изучения качества дошкольного образования. Мониторинг качества образования. Статус эксперта и требования, предъявляемые к его компетентности. Этика поведения эксперта.

Качество образования как приоритетное направление развития системы российского образования. Определение понятия качество дошкольного образования.

Качество дошкольного образования понимают как степень достижения научно-обоснованных целей и задач дошкольного образо­вания и степень удовлетворения ожиданий педагогов и родителей дош­кольников от предоставляемых дошкольными учреждениями образо­вательных услуг. То есть осуществляя экспертную оценку качества дошкольного образования, необходимо определять его соответствие государственному образовательному стандарту и запросам потре­бителей услуг ДОУ.

Качество образования - понятие развивающееся, оно не мо­жет быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рас­сматривать как документ, который определил ориентиры качества современного дошкольного образования, «Концепцию дошкольного воспитания» (1989). В ней обозначены четыре основных принципа:

гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

развивающий характер образования - ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на ов­ладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения - развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

деидеологизация дошкольного образования - приоритет общече­ловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Эти принципы являются основополагающими для экспертных оценок современного дошкольного образования России.

В настоящее время, что явствует из вышеуказанных принци­пов, отечественная система дошкольного образования переориен­тируется с интересов государства на интересы личности ребенка. Реализация потребностей детей и их родителей происходит в ре­зультате дифференциации содержания основного и дополнитель­ного образования, предоставления широкого спектра платных до­полнительных образовательных услуг, а также организации новых видов ДОУ и режима гибкого (кратковременного) пребывания де­тей в детском саду.

В самом общем виде качество дошкольного образования может быть определено:

    предоставлением семье возможности выбора для ребенка инди­видуального образовательного «маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми;

    обеспечением социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий;

    гарантией достижения каждым ребенком, систематически по­сещающим детский сад, к концу дошкольного детства минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе, что обеспечивает реализацию идеи непрерывного образо­вания личности.

Таким образом, качество дошкольного образования - социальная категория, обеспечивающая в итоге позитивное развитие обще­ства, которое заинтересовано в его адекватной оценке в целях со­вершенствования. Присущая слову «качество» эмоциональная ок­раска затрудняет понимание его природы и требует компетентной экспертной оценки специалистов в данной области.

Нормативно-правая база обеспечения качества дошкольного образования в РФ.

Организация педагогической экспертизы в сфере управления образованием основана на нормативно-правовых документах. Экс­перты руководствуются в своей деятельности федеральными зако­нами, указами и распоряжениями Президента Российской Федера­ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Россий­ской Федерации, решениями органов управления образованием.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматри­вает введение и порядок утверждения государственных стандартов образования, компетентной экспертизы деятельности образователь­ных учреждений.

Основные задачи Федерального экспертного совета, его функ­ции, состав и структура, порядок деятельности определяет Поло­жение о Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования Российской Федерации (приказ Ми­нистерства образования (МО) РФ от 23.10.93 № 444).

Для научно-педагогической экспертизы качества дошкольного образования особое значение имеет Типовое положение о до­школьном образовательном учреждении (Постановление Прави­тельства РФ от 01.07.95 № 677, с изменениями и дополнениями от 14.02.97 № 179), регламентирующее деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений и выполняющее функ­цию примерного для негосударственных учреждений системы дош­кольного воспитания.

Экспертиза содержания обучения и воспитания в детском саду, образовательных программ для дошкольников регламентирована Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации (Методическое письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/ 19-15).

V Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек определяет Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19 - 12 «О психолого-педагогических требовани­ях к играм и игрушкам в современных условиях», v Проведение экспертизы при лицензировании образовательных учреждений определяет Положение о порядке лицензирования обра­зовательных учреждений (приказ МО РФ от 17.11.94 № 442). Требова­ния к процедуре аттестации по технологии экспертных оценок уста­навливает приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении доку­ментов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».

Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической и уп­равленческой деятельности воспитателей и руководителей дошкольных учреждений исходит из Типового положения об аттес­тации педагогических и руководящих работников государствен­ных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (приказ МО РФ от 17.06.93 № 256).

Министерство образования России, разрабатывая и реализуя концепцию развития образования в стране, выступает основным заказчиком и организатором экспертизы во всех областях приме­нения экспертных методов в педагогике. Современный механизм управления системой образования предусматривает распределение прав, полномочий и ответственности между министерством и крае­выми, областными комитетами и управлениями, а также город­скими, районными управлениями и отделами образования. Поэтому функции экспертизы все шире используются во всех структур­ных компонентах системы образования.

Управление качеством дошкольного образования, основные этапы.

Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя (в моем случае потребителем является социум, точнее – семья, родители воспитанников). Набор этих качеств определяют стандарты.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Под качеством управления дошкольным образовательным учреждением понимается совокупность свойств и признаков, определяющих его достоинство, высокосортность. И здесь особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Характеристики качественной работы руководителя ДОУ складываются на пересечении четырёх линий его деятельности:

Ресурсообеспечения и ресурсосбережения (в том числе здоровьесбережения);

Организации воспитательной работы и её методического обеспечения;

Экспертизы образовательных инноваций и проектов, организации мониторинга их реализации;

Стимулирования развития педагогического коллектива в системе построения диалогических взаимоотношений.

В качестве основных управленческих умений руководителя дошкольного учреждения по управлению качеством образовательного процесса, выступают:

· адресованность управленческих воздействий, умение привлечь внимание к проблемам развивающего взаимодействия, доброжелательность обращений и разъяснений заведующей и старшего воспитателя;

· аргументированность их точек зрения, проявляющаяся через обоснование распоряжений, поручений, просьб, оценок;

·преобладание положительных оценок действий воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, родителей детей над отрицательными.

1. Первым компонентом модели управления качеством дошкольного образования является изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляют потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров дошкольного образовательного учреждения. Эту работу выполняют психологи. Результатом этого этапа является сформулированный перечень требований потребителей услуг дошкольного образовательного учреждения.

На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения исходя из требований социального заказа родителей.

На третьем этапе осуществляется планирование и отбор образовательных программ и технологий. Здесь открывается широкое поле деятельности для реального выбора, проявления творчества педагогов и реализации инновационных проектов.

На четвертом этапе решается задача нормативно-правового обеспечения образовательного процесса. Особую значимость приобретает материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка предметно-пространственная организация помещений ДОУ, а также участка должна обеспечивать развитие и эмоциональное благополучие ребенка, его комфортное пребывание в детском саду, отвечать его интересам и потребностям.

Пятый этап - отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации.

Шестой этап – первичная диагностика учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, наклонностей, потребностей, уровня физического развития для того, чтобы определить его оптимальную образовательную траекторию.

Седьмой этап - организация учебного процесса. Система управления качеством направлена на организацию развивающего, личностно-ориентированного образования. Развивающее образование, ориентированное на каждого ребенка, основной целью ставит не усвоение знаний, умений или навыков в строго заданном объеме, а развитие ребенка.

Восьмой этап – текущий контроль образовательного процесса.

Девятый этап - итоговая диагностика воспитанников.

Десятый этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников, что стало возможным, прежде всего, через установление прочных связей со средними общеобразовательными учреждениями и родителями выпускников. При этом акцентируется внимание на анализе характера адаптации детей, уровня их успеваемости, коммуникативной культуры и т.д. Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленным целям, своей миссии, требованиям социальных заказчиков. На основании анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин несоответствий. Эти мероприятия направлены на корректировку основных целей и направлений деятельности ДОУ.

Научно-педагогическая экспертиза как механизм изучения качества дошкольного образования.

Экспертиза - слово латинского происхождения, означающее исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В свою очередь, экс­перт означает сведущее лицо, приглашаемое в спорных или труд­ных случаях для экспертизы.

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы существенно возросли в по­следние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение ее единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных про­грамм и технологий, стандартов образования, а также расшире­ние финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие новых экономических отношений в сфере образования потребовали принципиально иного уровня управления.

Способность принять верное управленческое решение на осно­ве научно-обоснованной экспертной оценки - одно из важней­ших профессиональных умений менеджера образования как спе­циалиста, профессионально осуществляющего функции управле­ния на основе современных научных методов руководства.

Новым в педагогической практике является аттестация и ак­кредитация дошкольных учреждений, механизм осуществления ко­торых основан на научно-педагогической экспертизе.

Обобщая сказанное, можно выделить три основных значения, рас­крывающих сущность понятия научно-педагогическая экспертиза:

1. рассмотрение, исследование педагогических явлений, процессов,

проблем, результатов педагогической деятельности, а также прогно­

зирование развития системы образования, экспертная оценка аль­

тернативных решений и определение наиболее предпочтительных

вариантов организации образовательного процесса в целях улучше­

ния качества и обновления содержания образования, оказания кон­

уч­реждений;

2. комплекс научно-исследовательских процедур, направленный на

получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с

целью принятия компетентных решений в области управления

образованием;

3. показатель профессиональной компетенции, как одной из про­

фессиональных обязанностей менеджера образования.

Экспертная оценка - результат научно-педагогической экспер­тизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.

Мониторинг качества образования.

Термин мониторинг качества образования является новым для отечественной педагогики. Его появление связано с реформирова­нием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования.

Слово «мониторинг» происходит от латинского слова monitor ^ (мо­нитор) и означает наблюдение за состоянием окружающей среды, техногенных систем и т.д. с целью их контроля, прогноза и охраны.

Мониторинг качества образования - понятие емкое и много­гранное. Применительно к системе дошкольного образования можно выделить следующие грани мониторинга

    систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки качества образовательных услуг дошкольных учреждений на нацио­нальном, региональном и местном уровнях (включая конкретные образовательные учреждения) в целях развития системы дошкольно­го образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или критических, недопустимых ситуаций в данной сфере;

    относительно самостоятельное звено в управленческом цикле, обеспечивающее выявление и оценки проведенных действий, мероприятий для установления обратной связи, т. е. о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;

    возможность правильно оценить степень, направление и причи­ны отклонений.

В масштабах государства мониторинг качества дошкольного образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают:

    разработка государственных (региональных) стандартов до­школьного образования;

    операционализация стандартов в индикаторах (показателях,

    измеряемых величинах), установление критериев, по которым мож­но судить о достижении стандартов;

    проведение научно-педагогической экспертизы (аттестации),сбор данных и оценка результативности и качества образователь­ных услуг ДОУ;

    принятие соответствующих мер, обеспечивающих позитивное

    развитие системы дошкольного образования, оценку результатов принятых мер в соответствии со стандартами;

    возможность изменения, корректировки самого стандарта.

Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, нор­ме. Нормирование - одно из самых необходимых условий и осно­ваний мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.

Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты кор­ректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогиче­ских наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, пока­затели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности - результаты образования. Это обус­ловливает одну из сложнейших проблем мониторинга - проблему измеримости его показателей.

Следует подчеркнуть также, что мониторинг - это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Сам по себе мо­ниторинг не может повысить качества образования - он только помогает его отслеживать. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.

Для осуществления мониторинга необходимо наличие аппара­та мониторинга, т. е. отдельных лиц (экспертов, менеджеров обра­зования) или коллективного органа, реализующего механизм мо­ниторинга.

В настоящее время мониторинг осуществляется практически на всех структурных уровнях системы дошкольного образования. Ниже представлена классификация видов мониторинга дошкольного об­разования.

Основание для классификации:

Вид мониторинга:

Масштаб целей образования

Стратегический Тактический Оперативный

Этап проведения педагогической диагностики

Первичный Промежуточный Итоговый

Временная зависимость

Ретроспективный Предупредительный (опережающий) Текущий

Частота процедуры

Разовый Периодический Систематический

Охват объектов для мониторинга

Локальный Выборочный Сплошной

Организационные формы мониторинга

Индивидуальный Групповой Фронтальный

Формы объект-субъектных отношений

Внешний (социальный) Взаимоконтроль Самоанализ

Используемый инструментарий

Стандартизированный Нестандартизированный

Статус эксперта и требования, предъявляемые к его компетентности.

Понятие статус эксперта обозначает совокупность прав и обязан­ностей, полномочия и ответственность эксперта. Определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается прези­диумом “Экспертного совета”.

Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции экс­перта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наибо­лее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъяв­ляемые к эксперту:

    компетентность;

    креативность, развитые творческие способности, позволяю­щие анализировать проблемные ситуации и находить пути разре­шения противоречий;

    отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения боль­шинства;

    научная объективность;

    аналитичность, широта и конструктивность мышления;

    позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватиз­ма, т. е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.

Этика поведения эксперта.

Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения экс­перта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.

Тенденции развития качества дошкольного образования.

Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством образования была разработана «Концепция модернизации российского образования» Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения. Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.),предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия. В сегодняшнем образовательном пространстве предлагается широкий спектр отечественных программ, реализующих разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет образования: познавательное развитие, эстетическое, экологическое. Важно учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других приводит к обеднению личностного развития и ухудшению физического и психического состояния дошкольника. Несмотря на это, среди тенденций образовательного процесса в ДОУ на современном этапе существенно возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. Вводятся дополнительные занятия для ребенка, например иностранные языки, компьютерное обучение, экология, ОБЖ и т.д.