Новые интерактивные формы методической работы в школе. Интерактивные формы методической работы старшего воспитателя Старший воспитатель Молодчая Татьяна Владимировна Государственное бюджетное образовательное. Основная образовательная программа начального

Методические формы повышения квалификации учителей в школе.

Методические месячники (недели), логика их построения

Интерактивные формы методического обучения.

Технология диагностирования в системе методической работы учителя начальных классов

Открытый урок как форма методической работы.

1.2.1 Виды и формы методической работы в начальном общем образовании

Форма методической работы – это внешняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов, методического процесса, отражение системы его компонентов и условных связей.

Различают следующие виды методической работы : работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы; работа по организации методического обеспечения УВП; работа с молодыми специалистами, работа по внедрению педагогического опыта, работа по самообразованию; организация педагогического мониторинга.

Организационные формы мето­дической работы классифицируются по способу организации, количеству участников (кол­лективные, групповые, индивидуальные), по степени ак­тивности участников (активные, пассивные, интерактивные).

Коллективные Групповые Индивидуальные
Тематические педсоветы. Научно-практические конференции. Научно-теоретические конференции. Проблемные семинары. Педагогические студии. Педагогические мастерские. Мастер-классы. Психолого- педагогические семинары Лектории Педагогические чтения Презентации Творческие отчеты Смотры-конкурсы Педвыставки Аттестация Панорама открытых уроков Методические декады Педагогические мосты Дни открытых дверей и др. Предметные МО. МО классных руководителей МО педагогов-воспитателей МО педагогов доп. образ. Кафедры Школа передового пед. опыта Школа совершенствования педагогического мастерства. Школа молодого учителя Школа исследователя Творческие лаборатории Временные творческие группы Экспертный совет Проектные команды Мастер-классы Лаборатории. Стажировка Наставничество Групповые консультации Педконсилиумы Диспуты. Дебаты Деловые игры. Ролевые игры Методические совещания и др. Наставничество Стажировка Инд. консультации Самообразование Беседы Разборы пед. ситуаций Индивидуальные открытые занятия Персональные творческие выставки Индивидуальные творческие отчеты Разработка авторской программы, проекта, модуля Защита авторской методики и др.

Пассивные формы работы методической службы сориентиро­ваны в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследова­тельскую деятельность педагогов и ориентированы на зону бли­жайшего развития педагогов.

Интерактивные формы предполагают взаимодействие и взаимообщение всех участников образовательного процесса.

«Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность - это не про­сто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятель­ность, носящая ярко выраженную социальную на­правленность.

К формам методической работы относятся:

Рефлексивное наблюдение и активная практика . Эта форма повышения профессионального мастерства включает в себя посещение уроков, проведение уроков, анализ и оценка уроков, а также другие виды практической деятельности.

На современном этапе рефлексия понимается как один из важных средств самопознания учителя в профессиональном самосовершенствовании, «увязывание» прежнего опыта с полученными новыми знаниями, способом формирования его творческих «качественных характеристик», способность к постоянному анализу и оценке собственной профессиональной деятельности.

Для теоретического обоснования этой формы обучения часто служит «формула» Д. Познера: «опыт + рефлексия = развитие», используя которую исследователи резюмируют, что умение анализировать свой опыт, делать важные выводы и оценки ведут педагога к развитию профессионального мастерства.

Обучение на практических примерах и ситуациях , которые слушатели курсов самостоятельно изучают, анализируют и пытаются найти им решение, является эффективным средством обучения. Оно существенно приближает слушателей к реальным ситуациям, которые встречаются в преподавательской практике и позволяют им самостоятельно принять то или иное решение.

«Метод кейсов»- анализ конкретных учебных ситуаций, его активно используют в мировой педагогике (произошел от английского case – случай, ситуация) относится к активным неигровым имитационным методам обучения. Метод основан на рассмотрении конкретных ситуаций и направлен на формирование необходимых профессиональных и личностных качеств, умений, навыков, он соответствует особенностям образования взрослых, поскольку сочетает в себе теорию и практику. Этот метод активного проблемно-ситуационного анализа, зародившийся в США.. Метод кейсов вызвал особый интерес у педагогов и в настоящее время его широко и успешно применяют.

Единый методический день в школе

Проводится для всех педагогических работников школы один раз в четверть и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы за четверть.

Проведение открытых уроков и внеклассных занятий, их развернутый анализ и обучение.

Обзор новой литературы

Подведение итогов в форме заседания круглого стола, пресс-конференции с выступлениями отдельных преподавателей об итогах проведения единого методического дня, об итогах работы над методическими темами, выступлением администрации учебного заведения и анализом проведения методического дня.

Цели и задачи единого методического дня:

§ Активизация методической работы в школе.

§ Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии требованиями новых образовательных стандартов.

§ Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

§ Распространение передового педагогического опыта учителей школы.

Режим методического дня

В методический день учителя занимаются самообразованием:

Изучение законодательных актов и нормативных документов по вопросам Изучение законодательных актов и нормативных документов по вопросам образования и воспитания,

Работы по тематическому планированию по проблеме школы,

Овладение конкретными педагогическими технологиями, адаптации их к своим условиям.

Семинары

Семинар - форма групповых занятий, проходящая при активном участии учителей. Отличительными признаками семинара являются обязательная самообразовательная деятельность слушателей и коллективное обсуждение ее результатов

Форма практических занятий, при которых педагоги обсуждают проблемы на основе докладов и рефератов.

Результативность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении:

Выделение специального времени для подготовки слушателей к занятию (7 - 10) дней;

Информирование слушателей о специальной литературе по рассматриваемым вопросам;

Тщательный отбор вопросов для обсуждения.

Требования к вопросам, выносимым на занятие:

Опора на внутреннюю логику изучаемого предмета;

Учет потребности аудитории;

Проблемность;

Разнообразие по содержанию;

Немногочисленность (не более 4-5);

Достаточно широкий характер.

Вопросы для обсуждения предлагаются обычно заранее, чтобы слушатели имели достаточно времени для самоподготовки. Функция семинара - закрепление, углубление, расширение, систематизация и обобщение знаний, поэтому семинар обычно проходит после лекции.

Практикумы

Практикум - вид учебной работы, основанный на применении имеющихся знаний на практике. Особый вид учебных занятий, имеющий цель практического усвоения знаний и умений, практическое занятие по какому-либо курсу. На первый план здесь выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанных, однако, с постоянным приобретением новых теоретических сведений и углублением имеющихся. Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами.

Наиболее употребительной формой организации деятельности слушателей во время практических занятий является групповая работа. В последнее время наиболее популярными стали следующие активные формы практических занятий:

Ролевые игры

Игры-практикумы

Организационно-деятельные практикумы

Различного рода тренинги

Методический практикум - система практических работ слушателей по совершенствованию методического мастерства. Отличительной чертой методического практикума является его четко осознанная методическая направленность.

Структура методического практикума:

Введение участников в методическую проблему, обоснование актуальности данной проблемы;

Практическая работа;

Защита выполненной работы;

Методические выставки, бюллетени .

Методические выставки, бюллетени. Методическая работа требует наглядности, поэтому в связи с единой методической темой школы организуется методические выставки, выпускаются методические бюллетени с информацией о ценных методических приемах, находках и т. п. Таким образом, творческие педагогические находки одного учителя оперативно могут стать достоянием его коллег.

Школа передового опыта .

Результат в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Основное назначение школы передового опыта состоит в работе опытного учителя, руководителя школы с 2-3 учителями, преподающими один и тот же предмет, который нуждается в методической помощи. Сформированная школа проходит на добровольных началах. Ценность этой работы состоит в её двухсторонней эффективности. Эффективность школы передового опыта достигается так же за счет того, что учителя-коллеги имеют возможность непосредственно войти в творческую лабораторию учителя мастера.

Школа молодого учителя .

В структуре школы молодого учителя представляется как самостоятельное звено, которое помогает работать молодому специалисту. Обучение молодых учителей под руководством опытных учителей способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности молодого учителя.

Наталия Чебордакова
Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования

Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем отечественной педагогики . Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно – образовательного процесса играет педагог , его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы , которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров , так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности педагога , развитию его творческой инициативы.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами . Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения .

Слово «интерактив » пришло к нам из английского языка. Понятие «интеракция » (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Интерактивный означает способность действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или с кем – либо (например, человеком) . Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов .

Сегодня надо использовать новые, активные формы работы , которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен.

Значение использования интерактивных методов в дошкольном учреждении :

1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.

2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию .

3. Повышение уровня активности и самостоятельности.

4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность , раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления компетентностей.

Первая эффективная интерактивная форма , введенная в работу с педагогами ДОУ – тренинг .

Тренинг : быстрое реагирование, быстрое обучение. Упражнение, атмосфера, особое состояние души каждого участника.

Деловая игра : способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов , поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога . Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах , что позволяет понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей или коллеги.

Педагогический ринг : Здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения : уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например, педагогический ринг : «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ ».

Круглый стол : тема и проблема высвечиваются заранее. Возможно подготовленные выступающие. Можно разделить участников на группы при обсуждении разных видов по одному вопросу. Обязательно ведущему формировать выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение – каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?» .

Симпозиум – обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты – обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Дискуссия - один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения . Дискуссия (в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого – либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами , а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие в дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть разъяснить, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно дать обсуждение. При этом необходимо заинтересовать педагогов , указав им на нерешенные или неоднозначно решаемые педагогические проблемы или вопросы. Следует также установить регламент дискуссии и каждого выступления.

Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей терминологией, единой для всех участников.

Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения , высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.

Дискуссионные качели (дискуссия) : аудитория делится на группы (2 и более) . Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.

Мозговой штурм : группа из нескольких человек активно обсуждая решает какую – нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.

Лекция с применением техники обратной связи : Педагог после каждой законченной мысли обращается к аудитории . На основе ответа на данной регулирует содержание дальнейшей лекции.

Лекция вдвоем : педагог со специалистом или родителем в паре освещает актуальные вопросы. Материал такого вида лекции заранее распределен. По окончанию слушателям позволено задавать вопросы обоим лекторам.

Лекция «вопрос – ответ» : на протяжении всей лекции задаются вопросы, лектор отвечает.

Метод «Квадро» (форма дискуссии после лекции педагога ). Педагог задает проблемный вопрос, родитель голосует карточкой (4 шт.) : 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем педагог объединяет в группу родителей с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами .

Творческий час «Золотые россыпи» : работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного произведения, внедряются нетрадиционные техники рисования.

Мастер – класс (практикум) . Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом , системой работы , авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Проблемные педагогические ситуации . Предлагается ситуации, из которой предлагаются способы выхода.

Педагогическая мастерская или педагогическое «ателье» : педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Например : «Развитие творческого воображения дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».

«Киношкола» : педагог показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (на пример, играют дети) . Показ без комментариев. По данным педагогом критериям родители оценивают уровень развития детской деятельности.

Банк идей : это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе. Например : «Экология игры : как вернуть игру в жизнь детского сада» .

Выставки – ярмарки педагогических идей , аукцион : публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует . Ведет к появлению новых идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию .

Коучинг – сессия : интерактивное общение . Развивающее консультирование, дискуссия (вопрос – ответ) . Педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Например : «Работа с аттестуемым педагогом » .

Квик – настройка : это настрой педагога на успешную работу .

1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете : чем дольше работают , тем дороже ценятся.

Кейс – метод : неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

Технология открытого пространства : предусматривает активное участие каждого педагога , создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Использование ТОП на педсовете (не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы ).

Презентация : наглядный вариант лекционного и практического материала.

Все перечисленные методы достаточно эффективны. Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами , - приведет к повышению уровня воспитательно – образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов .

Литература :

1. Давыдова О. И., майерА. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ . – СПб : «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2008. – 170с.

2. Ромаева Н. Б. Интерактивные формы работы с кадрами (методические материлы) / авт. – сост. Н. Б. Ромаева и др. Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93с.

Интерактивные формы работы с педагогами.

Перед руководителями методических объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм методических объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим понятием.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать .

«Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю », говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).


Великое благо тому, кто научился учиться.
Менандр

Цель тренинга: развитие эмпатии педагогов, способности к активному взаимодействию всех участников процесса, культуры общения.

  • формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны;
  • развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств;
  • стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей членов педагогического коллектива.

Методика “Мозаика”

Всякое знание остается мертвым, если …
не развивается инициатива и самодеятельность.
Н.А.Умов

  • Учителя-предметники.
  • Руководители МО (консультанты, руководители творческих групп).

Мотив участия:

План работы семинара

1. Краткое вступление руководителя тренинга.

2. Теоретическая часть.

А) Выступление творческих групп, обмен мнениями по проблеме (процесс обучения – содержание – формы и средства обучения).

Б) Эффективное обучение. Условия выбора методов и форм.

В) Методики и технологии обучения.

3. Формирование рабочих групп.

4. Работа с элементами тренинга в группах.

5. Итоги тренинга: представление результата групповой работы

6. Рефлексия.

Ход семинара-тренинга

Семинар проходит в компьютерном кабинете.

I. Участникам предлагаются краткие тезисы по теме “Активные формы работы и методы обучения”

Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества. (Слайды 1-12. Презентация)

1) Глоссарий

Метод обучения – метод (греч. - “путь”):

1) упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения;

2) совокупность путей способов достижения целей, решения задач образования.

Активные и интерактивные методы обучения:

Игровые, проблемные задания,

Метод инсценизации (диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий),

Метод генерации идей (мозговой штурм),

Организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.

Типы уроков: - Бинарный урок часто называют интегрированным. Его главное преимущество заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов.

Бит-урок включает три элемента: беседа, игра, творчество.

Урок-аукцион. До начала “аукциона” экспертами определяется “продажная стоимость” идей. Затем идеи “продаются”, автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем.

- “Мозговая атака” имеет сходство с “аукционом”. Группа делится на “генераторов” и “экспертов”. МА развивает творческое мышление учащихся, повышает доверие к преподавателю, делает обучение “комфортным”.

Урок типа “Что? Где? Когда?” Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов.

Урок-деловую игру удобнее проводить при повторении и обобщении темы.

Урок-экскурсия, очное или заочное путешествие. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.

Уроки типа КВН. Например, возможна художественная самодеятельность – разыграть интересные истории, связанные с ПК, использование ребусов.

Урок “за круглым столом”. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы.

Формы работы – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • коллективная,
  • групповая.

Условия, определяющие выбор метода и формы обучения:

II. Теоретическая часть

Выступление творческих групп с презентациями по выбранным темам: “Что отличает современный урок от традиционного” (Слайды 13-16), “Технология как совокупность приёмов” (Слайды 17-21), “Проблемное обучение(Слайды 22-31), “Мозговая атака” (Слайды 32-37). Материалы презентаций помещены в компьютеры – “Справочные материалы”, ими может воспользоваться любая группа во время последующей работы. (Электронные материалы, диск прилагается) В качестве консультантов работают руководители творческих групп, готовивших материалы к тренингу.

2) Методическая разминка: Игра “В школе животных”.

Ведущий рассказывает притчу:

Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

Кто здесь неудачник: учитель или ученики?

Как учить разных учеников?

Как поддерживать разнообразных?

Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

Как оценивать разных детей:

По способностям,

По старанию,

По другому (какому?) принципу?

III. Создание рабочих групп

Время требует радикально изменять педагогические технологии. В старших классах вместо традиционного урока должны применяться проективные методики, обучение на основе современных информационных и коммуникационных технологий, интерактивные методы обучения и т.д.

Учебный план, управляемый отметками, должен быть серьезно поставлен под вопрос потому, что если учеников награждают или наказывают, исходя из единственной, сжатой мерки их способностей, то их энергии придается неправильное направление. Система оценок ведет к соревнованию и отвлекает внимание от настоящих целей учебы. Можно ли мы сравнивать удачливого ученика, которому не надо прилагать большое усилие в классе, чтобы получить “отлично”, с учеником, которому трудно учиться и который каждый день борется за то, чтобы оставаться на плаву? Более способные ученики могут достигать блестящих результатов быстро и без видимых усилий, тогда как менее одаренные вынуждены мобилизовать всю свою умственную и моральную энергию даже для самых скромных заданий. Педагог должен быть очень терпеливым, радоваться самым скромным достижениям, всегда помнить о том, что каждый из его юных учеников развивается своими темпами. Это ответственность педагога – максимизировать их силы и научить их компенсировать свои слабости.

1 группа – “Работа в малых группах”

2 и 3 группы - “Проблемное обучение”

4 группа - “Мозговой штурм”

Инструкция для работы в группе:

За 15 минут открыть конверт с заданием: создать эйдос-конспект урока, фрагмента урока или сформулировать советы для создания пакета дидактических материалов “Педагогические находки. Рекомендации к уроку”. Сформулировать советы ученикам, желающим достичь успехов в учёбе.

Должны участвовать все члены группы.

Предполагается использование следующих методических идей:

Применение игровых заданий;

Использование активных форм обучения;

Организация группового взаимодействия учащихся;

Повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.

Правила общения в группе:

Говорить кратко.

Говорить конкретно.

Слушать внимательно.

Запрашивать дополнительную информацию.

Не объяснять своего поведения.

Избегать оценочных суждений в отношении участников группы.

VI. Защита проектов. Представление результата групповой работы.

V. Рефлексия. (Слайды 38-45)

1) - Какой вид деятельности принёс наибольшее удовлетворение?

Какие выводы сделали в ходе тренинга?

Что следует изменить?

2) Предлагается репродукция картины “Устный счёт” Н. Богданова – Бельского. Какие чувства вызывает картина?

Кто из вас хотел бы оказаться на месте учителя на этой картине? Почему?

Какая современная технология сродни той, которая изображена на картине?

3) Какую методическую проблему Вы хотели бы обсудить во время следующего семинара?

4) Согласны ли ВЫ с высказываниями великих? (Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний;

Учение - искусство содействовать открытию. Марк Ван Дорен)

5) Заполнение анкеты:

1. Я сегодня был недоволен тем, что…

2. Мне понравилось, что…

3. Я получил бы большую пользу, если бы…

4. Самое важное для меня сегодня…

Желаем всем больше методических находок!

Будьте активными и успешными педагогами!

Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов базового МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка» г. Ставрополя стажировочной площадки СКИРО ПК и ПРО.

Заведующий МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка» Марченко О.А.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная методической службой, курирующей работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.

Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.

Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).

Значение использования интерактивных методов в нашем дошкольном учреждении:

  • Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  • Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
  • Повышение уровня активности и самостоятельности.
  • Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
  • Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
  • Задачу методической службы дошкольного учреждения мы видим в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения квалификации педагогов.

    Поэтому мы считаем, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения, из которых мы применяем следующие:

  • традиционные:
  • проблемные семинары
  • семинары-практикумы
  • дни открытых дверей
  • творческие микрогруппы
  • наставничество
  • эстафеты педагогического мастерства
  • педагогические советы
  • инновационные:
  • «копилка» педагогического мастерства
  • мастер-классы
  • проектная деятельность
  • создание банка инновационных идей
  • творческие конкурсы
  • творческая лаборатория молодых специалистов
  • школа родительской любви
  • школа психологии
  • педагогический маркетинг
  • ярмарка инновационных идей
  • творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)
  • музыкально – литературная гостиная
  • Новейшие интерактивные методы:
  • Кейс – метод;

    Квик – настройка

    Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая нами в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

    Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

    Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему мы особое внимание акцентируем на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко используем различные формы и методы в работе с педагогами.

    Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

    Подобранные нами формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.

    На первом этапе мы проводим мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцируем педагогов по степени мастерства и находим для каждого соответствующие формы методической работы:

    Индивидуальное шефство;

    Наставничество;

    Самообразование;

    Выступления перед аудиторией;

    Обобщение опыта работы;

    Проблемные консультации;

    Творческие группы;

    - «Школа молодого педагога»;

    Взаимопосещения занятий;

    Методические посиделки;

    Методические объединения специалистов;

    Открытые НОД – приглашения;

    Смотры-конкурсы;

    Конкурс методических находок;

    Проектирование воспитательно – образовательной работы с педагогами.

    Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, мы выделили три уровня педагогического мастерства:

    Низкий (интуитивный),

    Средний (поисковый),

    Высокий (мастерский).

    В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя мы разработали индивидуальные варианты методической работы.

    Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня мы ориентируемся на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, через такие формы работы как:

    Классические пары (в процессе обучения робототехнике, планшетным технологиям, т.д., анализа открытых занятий, проектов),

    - «Змейка опыта» - дискуссионный метод

    - «Круглые столы»,

    Презентации, изучение опыта педагогов ДОУ.

    В первую очередь, с такими воспитателями проводятся конкурсы на тему «Лучшее педагогическое портфолио», «Лучшая презентация образовательной деятельности». В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.

    Цели методической работы с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаем педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.

    Методическую работу с воспитателями высокого уровня мы строим на принципах стимулирования их творчества, интеграции деятельности с воспитателями - новичками.

    В образовательной системе нашего ДОУ практикуются следующие творческие группы:

    Рабочая группа по разработке проектов, презентаций, мероприятий для проведения базовой стажировочной площадки,

    - «Клуб молодого воспитателя»,

    Педагоги – наставники,

    Молодые педагоги – новаторы.

    Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в работе клуба творчества молодых, в конкурсе педагогического мастерства, в педагогических викторинах.

    В результате создаётся модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.

    В этом учебном году у нас в ДОУ появилась еще одна формы работы «Мультимедийный салон», целью которого является повышение компьютерной грамотности педагогов. Он включает в себя мастер – классы в компьютерном классе, классические пары (обучение в парах), демонстрация презентаций, портфолио, видеофильмов. В конце прошлого 2011 года нашему дошкольному учреждению поставлено новое оборудование, в связи с чем возникла необходимость в разработке нового проекта «Использование ИКТ – технологий в процессе реализации эксперимента в ДОУ». На педсовете было проведено анкетирование, в результате которого выявлены педагоги – новаторы и новички в проблеме ИКТ. Рабочей группой был составлен ИКТ – проект, который реализуется в настоящее время.

    Можно выделить следующие этапы и формы методической работы с кадрами:

    1. Теоретический (осмысление передовых систем):

    Теоретический семинар «Особенности работы по программе «Успех» - Проблемный семинар «Деятельность педагогов в проекте «Ожившие страницы городской истории»,

    Презентация «Игровая терапия с родителями и детьми».

    Консультации: «Правила оформления портфолио педагога», «Мониторинг формирования интегративных качеств дошкольника на основе программы «Успех»,

    Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ».

    2. Методический (показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы)

    Клуб творчества молодых.

    Школа психологии

    Организационно - деятельностные игры («Защита проекта» и др.).

    Методические недели.

    Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ.

    3. Практический (самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания)

    Практикум «Экскурсия в творческую лабораторию педагога».

    Взаимопосещения.

    Творческая мастерская «Сказочная куклотерапия».

    Мультимедийный конкурс

    Творческие отчеты «Совместная деятельность педагога и детей», «По ступенькам творчества».

    Научно-практический семинар по экспериментальной работе «Формирование социального здоровья детей в едином пространстве: ДОУ - Семья – Социум».

    Эстафета передового опыта «Змейка опыта».

    Педагогические совещания – брифинги, форумы с обсуждением актуальных, инновационных идей.

    В целях повышения активности, пробуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков мы используем такую распространенную форму методической работы, как «Методические недели».

    План методической недели по теме «ИКТ – технологии в педпроцессе»

    Понедельник – Мастер – класс с педагогами по использованию ИД

    Вторник - Мастер – класс по обучению планшетным технологиям.

    Среда – Творческий час «Робототехника и дошкольник»

    Четверг - Панорама творческих занятий: создание тематических дидактических игр для ИД (классические пары, подгрупповая работа)

    Пятница – практикум «Создание электронных брошюр, буклетов, журналов»

    При проведении методических недель мы учитываем следующие факторы:

    1) Количественный и качественный состав педагогического коллектива;

    2) Результаты изучения личности и деятельности воспитателей, причины их затруднений в работе;

    3) Традиции и опыт методической работы (с учетом того, что можно сохранить и от чего следует отказаться);

    Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов. Сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать педагоги - новички.

    Инновационные подходы к управлению методической работой мы связываем с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Убеждены, что важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.


    Марченко Оксана Алексеевна