Особенности проектной деятельности внеурочной деятельности. Метод проектов в учебной и во внеурочной деятельности учащихся. Семейство – гераниевые

а. п. скурвидас

с. новотроицкое константиновского района амурской области

муниципальное общеобразовательное учреждение
новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

СЛАЙД 2 «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь».


Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деят
PPT / 18.97 Мб

В.А.Сухомлинский

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Внеурочная работа в школе складывается в основном из трёх компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы учителей с обучающимися и системы управления внеурочной деятельностью.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Одним из направлений организации внеурочной деятельности предполагается внеклассная проектная деятельность учащихся.

СЛАЙД 3 Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что организация проектно-исследовательской деятельности ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков, активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Главное для учителя - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

С 2011 года в своём классе веду кружок «Мои первые проекты». Работу в данном направлении я разделила на три этапа.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

СЛАЙД 4 На данном этапе рекомендуется применять тренинговые игры - занятия , которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

Развитие умений видеть проблемы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы.

Следует особо подчеркнуть, что методика работы над проектами в первом классе существенно отличается от методики, применяемой в работе со старшими детьми. Как известно, работа над проектом предполагает постановку цели, определение задач, выдвижение гипотезы. Совершенно очевидно, что подобные понятия первоклассник не способен осознать. СЛАЙД 5 Поэтому «проект» в первом классе - это, скорее, сообщение на заданную тему. Мы готовим детей к дальнейшей исследовательско-поисковой работе, знакомим с простейшими видами самостоятельной учебной деятельности, посильной им.

Постепенно ставлю перед учеником новые, более сложные задачи, повышаю требования.

СЛАЙД 6 Так в проекте, впервые предложенном учащимся первого класса в начале учебного года, я не устанавливала объём работы и не выдвигала строгие требования по содержанию и оформлению. От ребят требовались лишь:

СЛАЙД 7 аккуратность, разборчивость письма, эстетика и культура оформления;

СЛАЙД 8 соответствие и подбор иллюстраций, рисунков .

СЛАЙД 9 Для облегчения работы над проектом в классе находится плакат с тремя кармашками, который зрительно повторяет план исследования и помогает дома работать над выбранным объектом. Плакат висит постоянно, и дети складывают в кармашки информацию, собранную самостоятельно в домашних условиях.

СЛАЙД 10 С первого класса начинаю вовлекать учащихся в мини-проекты. Включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

СЛАЙД 11, 12 Дальнейшее выполнение проектной работы (конец учебного года) предусматривает другие требования: регламентируется объём работы, возрастает уровень самостоятельности, требуется от ученика самооценка результатов деятельности.

Второй этап - соответствует второму классу начальной школы.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.

СЛАЙД 13,14,15,16 В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

СЛАЙД 17 На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач.

СЛАЙД 18 Я веду кружок «Мои первые проекты» уже третий год. Мои ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему проекта. Я могу лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.

Из классификации проектов по продолжительности я выбрала мини-проекты (на одно занятие), краткосрочные (на несколько занятий) и долгосрочные (от месяца и до нескольких месяцев).

СЛАЙД 19 Особое внимание уделяю краткосрочным коллективным проектам. Класс делю на группы: группа художников, писателей, экологов и т.п. (в зависимости от предмета). Задаю конкретную тему, ставлю проблему (чаще всего это какая-либо нестандартная ситуация). Например: «Что произошло бы с нашей планетой, если бы исчезли птицы», «Как бы я жил, если б не умел писать, читать». Группы готовят план (несложный, простой), распределяют обязанности каждого участника. По истечению времени каждая группа выступает перед классом с подготовленным материалом. На заключительном занятии производится защита проектов. При подготовке к этому занятию идет кропотливая коллективная работа: ученики согласовывают свои выступления, связывают их в единый рассказ, обсуждают тематическое оформление кабинета . СЛАЙД 20 Защита проекта проходит в форме праздничного, торжественного мероприятия.

Привлекая к этой работе родителей, прошу, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектом за детей, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. СЛАЙД 21 С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Защиту проектов провожу на разных уровнях: СЛАЙД 22 на родительских собраниях, СЛАЙД 23 на школьной и СЛАЙД 24 районной детских конференциях.

В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка. А еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

СЛАЙД 25 Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты - ответы на вопросы). Презентация должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.

Перед презентацией провожу психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.

СЛАЙД 26 Проектная деятельность имеет большое значение в обучении и воспитании. В своей педагогической практике также использую семейные проекты, в защите которых дети участвуют совместно с родителями. Как правило, эти проекты длительные. Они требуют определенной подготовки, наличия отдельных навыков, профессиональных умений, индивидуального материала (строительного, природного, бросового).

Работая над методом проектирования, убедилась в том, что у детей вырабатывается навык самостоятельности в получении знаний. То есть в словосочетании проектная деятельность главным является слово деятельность.

СЛАЙД 27 Более важен с точки зрения развития ребёнка не конечный результат, а процесс. Ученик должен овладеть информационной компетенцией: уметь находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, правильно ее ранжировать, выделять главное, усваивать её в виде новых знаний.

Проектная деятельность, как никакая другая, служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями.

СЛАЙД 28 Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.

В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Опыт исследовательской работы является, возможно, одним из самых полезных для ребенка за годы учебы. Он учит анализировать, сравнивать, логически мыслить, учит решать творческие задачи. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. СЛАЙД 29 П.А. Кропоткин писал: “Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения”.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске новых открытий вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

В своей работе по организации проектной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.

Список литературы

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. - № 6. - 1995

Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт-сост. Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2010

Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе: из опыта/ Н.Н.Кутявина// Начальная школа.-2010.-№10

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М., 2004

Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений./ И.С. Сергеев// 6- е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ,2008 (Методическая библиотека)

Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. - 2008. - № 9

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.
Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.
Воспитание в школе не локализуется, не сводится к какому-то одному виду деятельности, оно пронизывает и учебную и внеурочную деятельность. В государственных стандартах нового поколения сказано, что именно внеурочная деятельность наиболее эффективно способствует процессу социализации личности каждого ребёнка.
На организацию внеурочной деятельности отводится 12 часов в неделю. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, КВНов, викторин, игр, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Внеурочная деятельность в классе представлена следующими направлениями работы:
спортивно-оздоровительное (ЛФК, «Подвижные игры», «Все цвета, кроме чёрного»);
художественно-эстетическое (кружок «Умелые руки»);
научно-познавательное («Мой друг - компьютер» (1-2 класс), «Я-исследователь» (3-4 класс), «В мире книг», кружки «Занимательная математика», «Школа волшебников», «От идеи до проекта»);
духовно-нравственное («Азбука народной культуры», «Азбука народных праздников» (3-4 класс); «Этика: азбука добра», кружок «Я и толерантность» (1-2 класс).
Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле. Основной формой организации внеурочной деятельности школьников является проектная деятельность учащихся.
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
На мой взгляд, проект – это решение проблемы в общении силами единого творческого коллектива. Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом.
П - Проблема
Р – Решение решается
О – Общение опытом
Е – Единство единством
К – Коллектив команды
Т - Творчество творчеством
Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.
Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, помощь учителя может состоять:
в подборе литературы и других источников информации по теме;
в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
в показе способов и приемов работы с найденным материалом;
в обсуждении собранного материала;
в подготовке текста в моделировании, в том числе и компьютерном выступления.

В первом классе у детей практически нет опыта совместной работы. Соответственно необходимо делать акцент на заданиях, которые позволяли им быстрее познакомиться друг с другом и начать формировать коллективные формы взаимодействия. По мере взросления детей и накопления опыта общения в классе акценты смещаются на: развитие навыков согласовывания личных интересов с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы становление эмоциональной сферы.
Учащиеся выполняют КТР (коллективно-творческие работы), творческие проекты.
Коллективно-творческие работы. Например, КТР (изготовление панно) «Дерево нашего класса», «Московский Кремль», «Мы прилетели на другую планету».
Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша коллективная творческая работа (КТР) «Дерево нашего класса».
Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитание чувства уважения одноклассников.
Этапы проведения КТР:
на первом внеклассном занятии по теме « Давай познакомимся» рисование ребятами своих портретов и изображение на рисунках своих любимых занятий, увлечений; пояснение рисунков; игра «Кто я?».
изготовление на занятиях кружка «Умелые руки» коллективной аппликации «Дерево», кроме дубовых листочков.
на втором занятии крепление на дерево дубовых листочков, с написанными именами учащихся (рассказывание о себе).
поиск и обсуждение названия и девиза классного коллектива с привлечением помощи родителей; название коллектива «Дружная семейка», девиз: «Двадцать один не один – в обиду не дадим»
В результате КТР дети поняли, что надо учиться дружить с одноклассниками и уважать друг друга, потому что мы – одна семья.
По аналогии было выполнено КТР «Московский Кремль» (панно) «Мы прилетели на другую планету».
Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.
С интересом детьми воспринимаются творческие проекты. «Безопасность на дорогах».

Этапы проведения проекта.

Исследовательский (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я использую метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. В результате область проблемы определена – «Безопасность на дороге». Проблемный вопрос: как защитить себя от опасностей на дороге?
Обсуждение темы проекта . Выбор творческого названия проекта («На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»)
Формирование 4 групп учащихся, состоящих из 5-7 человек. (1-ая - подбирает материал о светофоре; 2-ая – правилах пешехода; 3-ая – о дорожных знаках; 4-ая – о правилах поведения велосипедиста). Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся.
Обсуждение и составление плана работы учащихся в группе с помощью учителя. Каждый учащийся получил свою часть работы.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Предварительное ознакомление с собранным учащимися материалом, консультация для учащихся проекта.
Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению заданий.
Выполнение творческой работы . Проведение презентации творческой работы» Азбука дорожного движения». Были выпущены буклеты; проведено выступление агитбригады с информационной минуткой в классах начальной школе в форме участие в городской акции «Письмо водителю нарушителю».
Оценивание проведенной работы. После защиты и просмотра проектов проводилось их обсуждение с акцентом на успехах детей и на организации работы в группах.
Объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников помогают оценочные листы проектов. (Взаимопроверка и самооценка).
Оценочный лист проекта
Группа №__
Тема проекта ___________________
Этапы выполнения проекта Оценки
1. Исследовательский (Сбор информации)
2. Практический (Работа в группе)
3. Творческий (Защита проекта)
4. Самооценка
Итоговая оценка
Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Каждый учащийся в группе должен владеть учебным материалом по теме, уметь представить и свою работу, и работу других членов группы. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами.
В этом случае метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический микроклимат в группе.
В 2008-2009 учебном году начата работа над долговременным совместным (учителя первых классов, мои ученики совместно с учащимися параллельных классов и родители) межпредметным (на 4 года) проектом «Сколько праздников в году». Результат проекта - выпуск детской газеты «Солнышко», в которой рассказывается о народных праздниках и о школьной жизни наших учеников, редактором которой я являюсь.
За этот период было сделано 8 тематических выпуска и два специальных выпуска, посвященный правилам дорожного движения, в разработке которых принимали участие не только учителя и учащиеся первых классов, но и родители школьников. Родители помогают редактировать и опубликовывать выпуски газеты «Солнышко».
Следует отметить, что мои учащиеся со своими проектами выступали на школьных научно-практических конференциях (призовые места) и на городских конференциях «Первые шаги в науку» и «Эвритошка». Школьники приняли участие в областной акции «Учись быть пешеходом» городской конкурс газет и журналов» (II, I место), в региональном этапе VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», во V всероссийском конкурсе «В мире прекрасного» в номинации исследовательских работ и проектов (I место), и в I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Наука глазами молодежи», которые были выставлены на сайте конференции, опубликованы в сборнике (выпуск 3) описаний работ.
В рамках выполнения творческих проектов учащимися происходит развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей, что способствует ознакомлению работы в сотрудничестве (командная, групповая работа), которому я уделяю особое внимание.
С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в проектную деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Представление результата исследования проходит в разной форме: праздники, викторины, защиты. Современный классный час – это представление результата исследовательской деятельности учащихся на определённую тему. В своей работе считаю традиционными праздники народного календаря: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха» при подготовке которых ребята проделывают большие исследования. Данные исследования помогают ученикам познакомиться с национальными традициями русского народа, узнать об истории возникновения этих традиций, технологию проведения таких праздников и ощутить своё присутствие и участие в праздниках народного календаря.
Хочется отметить такую форму современного классного часа как защита коллективных исследовательских проектов. Так исследовательский проект «Будь природе другом!» сыграл огромную роль в нравственном воспитании младших школьников. Целью данного проекта являлось создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной Земли, формирование экологической культуры.
В рамках проекта ребята изготовили игры «Экологический светофор» и «Будь природе другом» и плакаты по охране природе. Интересная и познавательная игра «Будь природе другом!», которая поможет проверить свои знания по правилам поведения в природе. Демонстрируются слайды с вопросами и тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета (синий, желтый, зеленый). Чтобы ответить на вопрос надо показать фишку того цвета, который соответствуют, по-вашему, мнению, правильному ответу
Работу обобщили в виде электронного наглядного пособия «Практическая экология или что может сделать каждый». Своими выводами поделились с учащимися начальной школы.
Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать, узнавать что-то неизвестное. «Баба-яга: кто она?», «Почему самолёт оставляет след в небе?», «Наша пища и витамины», «Вес школьного портфеля», «Какие бывают правила?» - вот лишь некоторые из работ учащихся, которые носили исследовательский характер и с которыми они успешно выступали на школьных и городских НПК.
Организация поисково-исследовательской деятельности в воспитательной работе для ученика имеет следующие результаты: умение работать с информацией; ребёнок приобретает опыт планирования; расширение кругозора; развитие мышления; развитие эмоциональной сферы; опыт публичного выступления.
Работа над проектом стимулирует интерес младших школьников, развивает познавательные навыки учащихся, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.

Проектная деятельность с обучающимися во внеурочной деятельности.

Татьяна Михайловна Колесникова –

учитель географии БОУ « Должанская сош»

Орловская область, Должанский район, п. Долгое, ул. Ленина, 24

«Час работы научит большему,

чем день объяснений» (Ж. Ж. Руссо)

Целью современного образования является обеспечение условий для успешной социализации учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных компетенций. Учебный предмет география призван познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Основной технологией позволяющей заинтересовать учащихся, а обучающимся проявить свои способности, является метод проектов.

Проектное обучение – вид обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

Приобретают коммуникативные умения работая в группах;

Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

Развивают системное мышление.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность обучающихся индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. На уроках часто используется проектная деятельность, чаще - исследовательская. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличие от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение новых знаний в качестве результата.

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности? Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий. В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое

Для меня самым важным всегда считался вопрос как?

Как вызвать интерес к занятиям?

Как повысить мотивацию?

Как добиться активности на занятии и одновременно обеспечить усвоение материала?

Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

Ведь внеурочная деятельность не предполагает оценивания, а ребёнок чаще всего работает на результат. В своей практике по технологии проектной деятельности на занятиях внеурочной деятельности наиболее успешным считаю использование двух видов учебных проектов: практико – ориентированный проект и учебный творческий проект.

Учебный творческий проект

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов.

Практико – ориентированный проект. Особенностями практико-ориентированного проекта являются: реалистичность реализации, доступность изложения, возможность использования продукта проекта на занятиях по предмету, действия по решению реальных проблем: озеленение школьной территории, организация экологического субботника, очистка родников, берегов реки.

Одним из первых наиболее успешно реализованных практико – ориентированных проектов можно считать работу учениц нашей школы Архиповой Полины «Цветы для школьного двора» и Колесниковой Софьи « Радуга», с которыми ученицы приняли участие в региональном конкурсе, проводимом ОГАУ, где заняли призовые места 2 и 3 соответственно. Работа « Декоративный огород в ландшафтном дизайне» была отправлена на Всероссийский конкурс «География каникул», где заняла 1 место в своей возрастной категории. Процитирую вводную часть проекта: « Целью работы является: благоустройство придомовой территории через создание французской грядки на участке, с использованием элементов ландшафтного дизайна

Задачи проекта:

    Пропагандировать экологическую культуру среди населения посёлка.

    Использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни

    Осваивать навыки коммуникативной культуры.

    Оценить результаты деятельности»

В этих работах были предложены варианты озеленения пришкольной территории, школьного опытного участка, представлен опыт работы девочек на своём приусадебном участке, цветнике, как в школе, так и дома. Данные творческие работы обучающиеся выполняли, являясь членами кружка «Цветоводство и ландшафтный дизайн». Их макеты легли в основу оформления цветника школы.

Ещё одним примером такого проекта может служить выполнение учебного проекта “Проблема хозяйственного освоения Севера ”, который выполнили обучающиеся, посещающие занятия элективного курса « Природные ресурсы России и использование их в экономике страны». Тема обеспеченности ресурсами севера России и трудностями в их добыче заинтересовала группу ребят. Приведу в качестве примера план работы над проектом.

1 этап – погружение в проблему:

Условия жизни человека на Севере существенно отличаются от условий средней полосы, где живём мы. Но запасы ресурсов очень велики. На территорию российского Севера приходится 11 млн. кв. км с населением 10 млн. человек.

2 этап – реализация проекта (Самостоятельные исследования, поиск информации и представление результатов обучающимися по теме учебного проекта)

1. Тема: «Природные условия данной территории»

Вопрос для исследования: В чем особенности климата территории, запасы ресурсов.

Цель исследования: Объяснить причины суровости климата,

Варианты представления результатов исследования: презентация, коллаж.

2. Тема: «Особенности освоения территории»

Вопрос для исследования: Какие трудности встречаются во время освоения данной территории?

Цель исследования: Объяснить причины необходимость освоения территории.

Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет.

3.Тема: «Профессии необходимые для освоения данной территории»

Вопрос для исследования: Топ профессий российского Севера

Цель исследования: Выяснить профессиональные особенности работников.

Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет

Результатом явилось создание презентаций, книжки- раскладушки и карты в которых была собрана информация по условиям жизни на севере, условиям работы. Проектная работа обучающихся используется мною на уроках географии в 9 классе при изучении темы «Европейский Север».

В данном учебном году на занятиях кружка «Занимательное краеведение» начат новый проект по ландшафтному дизайну – оформление территории создаваемого в районе музея земляка – писателя. Участницами проекта являются члены кружка – ученицы 6 класса, а руководят ими « профессионалы» ученица 11 класса Архипова Полина и ученица 9 класса Колесникова Софья, которые делятся теоретическими знаниями.

Учебный творческий проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов

В 2014-2015 учебном году наша школа перешла на ФГОС второго поколения, и в 5 классе появился новый предмет – география, а вместе с ним и занятия внеурочной деятельностью, факультативный курс «Я – исследователь». На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся с удовольствием создавали макеты вулканов из подручного материала, которые в этом учебном году используются как демонстрационные модели. Группа обучающихся после изучения темы « Вселенная» изготовила модель Вселенной. Теперь это моя любимая модель, которую я с гордостью демонстрирую пятиклассникам. Обучающиеся посещают кружок «Удивительный мир», где знакомятся с редкими и необычными растениями и животными, процессами, происходящими в природе. Практическое применение знаний проявилось в создании мини- проектов «Самые удивительные животные» и « Добрые и злые растения». Форма реализации: книжка – раскладушка и коллаж. Надо сказать, что обучающиеся хорошо владеют компьютерными технологиями и поэтому для занятий ими были созданы презентации по темам занятий кружка.

Результатом внеурочной деятельности становятся выступления обучающихся на уроке, научно-практической конференции, на конкурсах. Следует отметить, что проектная деятельность для ученика особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда. Поэтому учителю необходимо подумать, где и как будут представлены работы его учеников. Рефлексия учеников, рефлексия учителя - ученики обмениваются своими идеями, знакомятся с различными представлениями исследований других групп, анализируют собственные успехи и недочёты, сообщают о приобретённых в ходе работы над проектом новых умений и качеств, необходимых человеку в его профессиональной деятельности.

С каждым проектом навыки проектной деятельности обучающихся совершенствуются. Обучение проектной деятельности позволяет ребёнку проявить свои способности, научиться его защищать, аргументировать свои выводы, просто стать успешным. В проектной деятельности получают развитие и психологические качества личности человека. Растет самооценка, уверенность в себе, усиливается мотивация на достижение успеха, развивается внимание, память, осваиваются различные формы межличностной коммуникации.

Список использованной литературы

    Русских Г. А. Технология проектного обучения / /Биология в школе. – 2003. - №3.

    Самкова В. А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников// Биология в школе. – 2002. - №7.

    А. И. Савенков Психология исследовательского обучения. – М., Академия, 2005

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области «МГОУ»

Дополнительная профессиональная образовательная программа

повышения квалификации педагогических работников

Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Кафедральный вариативный модуль

72 часа

ГРУППА № 37

Итоговая практико-значимая работа

ТЕМА: Проектная деятельность во внеурочной работе начальной школы.

Выполнил: Рыжова Н.А.

учитель начальных классов

МОУ «Поповская ООШ»

Проверил: Хрипунова Н.В.,

преподаватель филиала

ГОУ ВОМО «ГСГУ»

в городе Егорьевске – Колледж

педагогики и искусства

Егорьевск, 2016

Содержание.

Введение……………………………………….. …………………………….3

Глава 1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе.

    1. Из истории метода проектов……………………………………….5

      Что такое «метод проектов»?........................................................... 6

      Классификация проектов…………………. ……………………….7

      Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом…. 9

Глава 2. Практика использования проектной деятельности во внеурочной работе начальной школы .

2.1. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста………………………………… …………13

    1. Этапы работы над проектом и деятельность участников………...15

      Презентация проектов ………………………………………… …..16

Заключение…………………………………………………………. …………18

Библиография………………………………………………………… ….........19

Приложение………………………………………………………. ……………20

Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему пытаются решать через организацию проектной деятельности. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Цель данной работы: раскрыть особенности организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками

Задачи :

1.Рассмотреть понятия: «Проектная деятельность», «Метод проекта»;

2.Рассмотреть возможности применения метода проектов;

3.Изучить психолого-педагогическую, философскую и методическую литературу по теме проекта.. 4. Показать применение проектной деятельности в воспитательной работе младших школьников

5.Наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение педагогической, методической литературы по данной проблеме, беседа с преподавателями и обучающимися, наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения, анкетирование среди учителей.

Глава 1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе

1.1. Из истории метода проектов.

Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер.

Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний

1.2. Что такое «метод проектов»?

Метод проектов способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты .

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту совершенно особые :

    Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы )

исследовательской, информационной, практической.

    Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

    Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

    Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

1.3. Классификация проектов.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций .

1.По целям и задачам.

а) Практико-ориентированный проект.

Цель: Проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона.

б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современно науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

    По предметно-содержательной области.

а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

    По характеру контактов между участниками.

а) Внутриклассные;

б) внутришкольные;

в) региональные;

г) межрегиональные;

д) международные.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

    По продолжительности.

а) Мини-проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели, Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

1.4. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

По мнению исследователей данного вопроса, степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности учений и навыков проектной деятельности. Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде следующей схемы:

1-й этап : учитель – ученик;

2-4 этапы : учитель – ученик ;

Последний этап : учитель – ученик.

Очевидно, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житеl

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Метод проектов как проблема реформы образования. Организации проектного обучения в школе. Создание условий проектной деятельности в учебном процессе. Проектные умения младшего школьника. Система действий учителя при организации проектной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Сравнение проектной деятельности и исследования. Обеспечение эффективности реализации проектной деятельности учащихся в начальной школе. Описание опытно-экспериментальной работы по реализации метода проектов на уроках математики в начальной школе.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Концептуальные основы организации проектной деятельности старшеклассников. Основные принципы проектной технологии обучения. Классификация проектов по истории и обществознанию. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2014

    Анализ особенностей использования метода проектов и исследовательской работы в рамках существующей классно-урочной системы. Изучение опыта применения проектной технологии при подготовке и проведении воспитательного мероприятия "Все начинается с любви".

    статья , добавлен 04.12.2012

    Анализ возможности организации проектного обучения в школе экспериментального типа. Характеристика метода проектов как актуальной проблемы периода реформы образования. Изучение системы действий учителя при организации проектной деятельности школьников.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2015

    Психологические особенности старшего школьного возраста. Дидактическая литература об организации проектной деятельности в школе. Анализ программ по Истории России в 9 классе. Роль учебных и методических пособий в организации проектной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2017

    Понятие и специфика иноязычного общения как вида речевой деятельности. Сущность метода проектов, его типы и принципы организации данной деятельности. Критерии оценки результатов проектной деятельности на уроках иностранного языка, ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике. Организация проектной деятельности на примере проекта "Строительство дачи" в 9 классе.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2010