Основные земледельческие работы древних славян. Самостоятельная работа: Восточные славяне происхождение, хозяйство и быт. В чём выражалось почитание богов у древних славян

Хозяйственная деятельность восточных славян была представлена

1. Земледелием

2. Собирательство (мед диких пчел (бортничество) и ягоды, воск) .

3. Охота на зверей.

4. Скотоводство (коровы, свиньи овцы, козы, лошади).

5. Рыболовство.

6. Ремесло и торговля.

О земледелие стоит сказать отдельно

Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие.

В северной части погодные условия были не благоприятными для земельных работ (короткое лето, сильные и затяжные дожди, обилие лесов и болот) потому славяне использовали подсечно-огневую систему земледелия

Подсе́чно-огнево́е земледе́лие - одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте нужных растений.

Технология

В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу. Такое поле давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями; через два - три года поле истощалось и его оставляли под перелог, пока не вырастал лес. В зоне вторичных лесов выжигали кустарник и даже болото, дёрн. Такая форма земледелия требует менять время от времени место поселения.

В южной части климат был более мягким. Тут росли лиственные леса – дубравы, рощи. На границе со степью начинались плодородные земли. В этой части восточно-славянских земель использовали пашенную систему земледелия.

Плу́жное земледе́лие (па́хотное земледелие, па́шенное земледелие) - земледелие, основанное на использовании тягловой силы домашних животных при обработке земли различными по характеру пахотными орудиями (рало, соха, плуг и др.).

Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька

Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.
Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.
Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе – кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах).

Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Хозяйственная жизнь населения направлялась таким могучим потоком, как Днепр, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. При раскопках древнерусских поселений часто находят шлаки - отходы металлоплавильного процесса - и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. Обнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. Известны погребения древних кузнецов, которым в могилы положили их орудия производства - наковальни, молотки, клещи, зубила.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия. Уникальными образцами древнерусского ремесла Х века являются предметы, обнаруженные в погребениях Черной Могилы в Чернигове, некрополей в Киеве и других городах.

Ювелирное дело

Необходимой частью костюма и убора древнерусского человека, как женщины, так и мужчины, были различные украшения и амулеты, сделанные ювелирами из серебра и бронзы. Именно поэтому частой находкой в древнерусских постройках являются глиняные тигельки, в которых плавили серебро, медь, олово. Затем расплавленный металл разливали по известняковым, глиняным или каменным формочкам, где был вырезан рельеф будущего украшения. После этого на готовое изделие наносился орнамент в виде точек, зубчиков, кружочков. Различные привески, поясные бляшки, браслеты, цепочки, височные кольца, перстни, шейные гривны - вот основные виды продукции древнерусских ювелиров. Для украшений ювелиры использовали различную технику - чернь, зернь, скань-филигрань, тиснение, эмаль.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Совсем других методов работы требовала зернь: маленькие серебряные зернышки, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности изделия. Какого труда и терпения, например, стоило напаять 5 тысяч таких зернышек на каждый из колтов, что найдены при раскопках в Киеве! Чаще всего зернь встречается на типично русском украшении - лунницах, которые представляли собой подвески в виде полумесяца.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир...

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс! Древние ладожане соорудили вымостку из камней - на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые полагают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Найденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, связан с этой мастерской. В составе клада двадцать шесть предметов. Это семь маленьких и больших клещей - они использовались в ювелирном деле и обработке железа. Для изготовления ювелирных изделий применялась миниатюрная наковаленка. Древний слесарь активно пользовался зубилами - их здесь найдено три. С помощью ювелирных ножниц резали листы металла. Сверлами проделывали отверстия в дереве. Железные предметы с отверстиями служили для вытягивания проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Найдены также ювелирные молоточки, наковаленки для чеканки и тиснения орнаментов на украшениях из серебра, бронзы. Здесь же обнаружены и готовые изделия древнего ремесленника, - бронзовое кольцо с изображениями человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

Гончарное дело

Если мы начнем листать толстые тома описей находок из археологических раскопок городов, поселков и могильников Древней Руси, то увидим, что основная часть материалов - это обломки глиняных сосудов. В них хранили запасы продовольствия, воду, готовили пищу. Незатейливые глиняные горшки сопровождали умерших, их разбивали на тризнах. Гончарное дело на Руси прошло большой и сложный путь развития. В IX-Х столетиях наши предки пользовались керамикой, изготовленной вручную. Поначалу производством ее занимались только женщины. К глине примешивали песок, мелкие раковины, кусочки гранита, кварца, иногда в качестве добавки использовали осколки битой керамики, растения. Примеси делали глиняное тесто крепким и вязким, что поз­воляло изготавливать сосуды самых разнообразных форм.

Но уже в IX веке на Юге Руси появляется важное техническое усовершенствование - гончарный круг. Его распрост­ранение привело к обособлению новой ремесленной специальности от другого труда. Гончарство из рук женщин переходит к мужчинам-ремесленникам. Простейший гончарный круг укреплялся на грубой деревянной скамье с отверстием. В отверстие вставлялась ось, державшая большой деревянный круг. На него и клали кусок глины, предварительно подсыпав на круг золу или песок, чтобы глина легко отделялась от дерева.

Гончар садился на скамью, вращал круг левой рукой, а правой формировал глину. Таков был ручной гончарный круг, а позднее появился и другой, который вращали с помощью ног. Это освободило для работы с глиной вторую руку, что значительно улучшило качество изготавливаемой посуды, повысило производительность труда.

В различных областях Руси готовили разную по форме посуду, изменялась она и во времени.
Это позволяет археологам достаточно точно определить, в каком славянском племени изготовлен тот или иной горшок, выяснить время его изготовления. На днищах горшков часто ставились клейма - кресты, треугольники, квадраты, круги, другие геометрические фигуры. Иногда встречаются изображения цветков, ключей. Готовая посуда обжигалась в специальных печах-горнах. Они со­стояли из двух ярусов - в нижнем размещались дрова, а в верхний закладывались готовые сосуды. Между ярусами устраивалась глиняная перегородка с отверстиями, через которые горячий воздух поступал наверх. Температура внутри горна превышала 1200 градусов.
Разнообразны сосуды, изготавливавшиеся древнерусскими гончарами, - это огромные горшки для хранения зерна и других припасов, толстые горшки для варки пищи на огне, сковородки, миски, кринки, кружечки, миниатюрная ритуальная посуда и даже игрушки для детей. Сосуды украшались орнаментом. Наиболее распространенным был линейно-волнистый рисунок, известны украшения в виде кружочков, ямочек, зубчиков.

Веками вырабатывалось искусство и умение древнерусских гончаров, потому и достигло высокого совершенства. Металлообработка и гончарство были, пожалуй, самыми важными из ремесел. Кроме них широко процветали ткачество, кожевенное и портняжное дело, обработка дерева, кости, камня, строительное производство, стеклоделие, хорошо известные нам по археологическим и историческим данным.

Ткачество

Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси (как и других современных ей европейских стран) всего чаще занятыми за прялкой. Это касается и «добрых жён» наших летописей, и сказочных героинь. Действительно, в эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготовлялись своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. Прядение нитей, изготовление тканей и их окраска – всё это делалось самостоятельно, домашних условиях.

К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла.

Приучать девочек к домашним работам начинали с пяти-семи лет, девочка выпрядала свою первую нить. «непряха», «неткаха» - это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. И не следует думать, что у древних славян нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа, а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками, подобно «отрицательным» сказочным героиням. Вовсе нет. В те времена князья и бояре по тысячелетней традиции являлись старейшинами, предводителями народа, до некоторой степени посредниками между людьми и Богами. Это давало им определённые привилегии, но и обязанностей было не меньше, и от того, сколь успешно они с ними справлялись, напрямую зависело благополучие племени. Жена и дочери боярина либо князя не только «обязаны» были быть красивее всех, им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции».

Прялка была неразлучной спутницей женщины. Чуть позже мы увидим, что славянские женщины умудрялись прясть даже… на ходу, например в дороге или присматривая за скотиной. А когда осенними и зимними вечерами молодёжь собирались на посиделки, игры и танцы обыкновенно начинались лишь после того, как иссякли принесённые из дому «уроки» (то есть работа, рукоделие), всего чаще – кудель, которую следовало спрясть. На посиделках парни и девушки приглядывались друг к другу, завязывали знакомства. «Непряхе» здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом

Использовали в основном лен, коноплю, крапиву,лыко, рогожу, шерсть, кросну.

Родовой строй

Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община – вервь.
Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI – VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.
Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).
Происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща приходит земледельческая община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.
Как отмечал В.О.Ключевский, в строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древней римской фамилии.
Это разрушение родового союза, распадение его на дворы или сложные семьи оставило по себе некоторые следы в народных поверьях и обычаях.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого.
Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.
С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.
Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов.
Перун являлся богом молнии и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней ткачества.
В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков.
Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени.
В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.
Перун – центральный образ индоевропейской мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку.

В языческий пантеон входили также Волос (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.
Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом.
Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие.
Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем.
В организации культа значительную роль играли языческие жрецы – волхвы.
Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах, богам приносились жертвы.

Забота о ребёнке начиналась задолго до его появления. Испокон веку славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей, в том числе и сверхъестественных.

Но вот наступал срок ребёнку появиться на свет. Древние славяне верили: рождение, как и смерть, нарушает невидимую границу между мирами умерших и живых. Понятно, что такому опасному делу незачем было происходить вблизи людского жилища. У многих народов роженица удалялась в лес или в тундру, чтобы никому не повредить. Да и у славян рожали обычно не в доме, а в другом помещении, чаще всего – в хорошо истопленной бане. А чтобы материнское тело легче раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали волосы, в избе же раскрывали двери и сундуки, развязывали узлы, открывали замки. Бытовал у наших предков и обычай, сходный с так называемой кувадойнародов Океании: муж нередко кричал и стонал вместо жены. Зачем? Смысл кувады обширен, но, помимо прочего, исследователи пишут: тем самым муж вызывал на себя возможное внимание злых сил, отвлекая их от роженицы!

Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи. Поэтому в древности настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные звали его по имени рода или по прозвищу, как правило носившему охранительный характер: Некрас, Неждан, Нежелан.

Язычник ни под каким видом не должен был говорить: «Я – такой-то», ведь он не мог быть до конца твёрдо уверен, что его новый знакомый заслуживает полного доверия, что он вообще человек, а мне злой дух. На первых порах он отвечал уклончиво: «Меня называют…» А ещё лучше, если даже и это произносил не он сам, а кто-то другой.

ВЗРОСЛЕНИЕ

Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Притом сшитой не из нового полотна, а обязательно из старой одежды родителей. И дело здесь не в бедности или скупости. Просто считалось, что ребёнок ещё не окреп как телом, так и душою, - пусть же родительская одежда его защитит, убережёт от порчи, сглаза, недоброго колдовства… право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определённого возраста, но только когда могли делом доказать свою «взрослость».

Когда мальчик начинал становиться юношей, а девочка – девушкой, им приходила пора перейти в следующее «качество», из разряда «детей» в разряд «молодёжи» - будущих женихов и невест, готовых к семейной ответственности и продолжению рода. Но телесное, физическое взросление ещё мало что значило само по себе. Надо было выдержать испытание. Это был своеобразный экзамен на зрелость, физическую и духовную. Юноша должен был вытерпеть жестокую боль, принимая татуировку или даже клеймо со знаками своего рода и племени, полноправным членом которого он становился отныне. Для девушек тоже были испытания, хотя и не такие мучительные. Их цель – подтверждение зрелости, способности к свободному проявлению воли. И самое главное – те и другие подвергались ритуалу «временной смерти» и «воскрешения».

Итак, прежние дети «умирали», а вместо них «рождались» новые взрослые. В древнейшие времена получали они и новые «взрослые» имена, которых опять-таки не должны были знать посторонние. Вручали и новую взрослую одежду: юношам – мужские штаны, девушкам – понёва, род юбок из клетчатого полотна, которые носили поверх рубахи на пояске.

Так начиналась взрослая жизнь.

Старинную русскую свадьбу исследователи по всей справедливости называют очень сложным и очень красивым спектаклем, длившимся несколько дней. Свадьбу видел каждый из нас, хотя бы в кино. Но вот многие ли знают, почему на свадьбе главное действующее лицо, центр всеобщего внимания – невеста, а не жених? А почему на ней белое платье? А почему она надевает фоту?

Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней, «мужатой» женщиной. Вот какие сложные превращения происходили с невестой. Отсюда и повышенное внимание к ней, которые мы посейчас видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия – это знак рода.

А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно, дескать, символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На самом деле белый – цвет траура. Да, именно так. Чёрный в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как утверждают историки и психологи, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему и на Руси. А другим «траурно-свадебным» цветом был… красный, «чермный», как он ещё назывался. Его издавна включали в одеяние невест.

Теперь про фату. Ещё совсем недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия на брак её считали «умершей», жители Мира Мёртвых, как правило, невидимы для живых. Невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело ко всевозможным несчастьям т даже к безвременной смерти, ибо в этом случае нарушалась граница и Мёртвый Мир «прорывался» в наш, грозя непредсказуемыми последствиями… По той же причине молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили на всём протяжении свадьбы: ведь они в этот момент «находились в разных мирах», а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру, более того – к одной группе, только «свои»…

На русской свадьбе звучало множество песен, притом большей частью печальных. Тяжёлая фата невесты понемногу набухала от искренних слёз, даже если девушка шла за любимого. И дело здесь не в трудностях жизни замужем в прежние времена, вернее, не только в них. Невеста покидала свой род и переходила в другой. Стало быть, она покидала духовных покровителей прежнего рода и вручала себя новым. Но и былых незачем обижать и сердить, выглядеть неблагодарной. Вот и плакала девушка, слушая жалобные песни и изо всех сил стараясь показать свою преданность родительскому дому, прежней родне и её сверхъестественным покровителям – умершим предкам, а в ещё более отдалённые времена – тотему, мифическому животному-прародителю…

ПОХОРОНЫ

Традиционные русские похороны содержат огромное количество ритуалов, призванных отдать умершему последнюю дань уважения и вместе с тем победить, изгнать подальше ненавистную Смерть. А ушедшему пообещать воскрешение, новую жизнь. И все эти обряды, частью сохранившиеся до сего дня, имеют языческое происхождение.

Почувствовав приближение смерти, старик просил сыновей вывести его в поле и кланялся на все четыре стороны: «Мать сырая Земля, прости и прими! И ты, вольный свет-батюшка, прости, коли обидел…» потом ложился на лавку в святом углу, и сыновья разбирали над ним земляную крышу избы, чтобы легче вылетела душа, чтобы не мучила тело. А также – чтобы не вздумала остаться в доме, беспокоить живых…

Когда умирал знатный мужчина, вдовый или не успевший жениться, с ним в могилу нередко шла девушка – «посмертная жена».

В сказаниях многих народов, близких славянам, упомянут мост в языческий рай, чудесный мост, пройти по которому способны лишь души добрых, мужественных и справедливых. По мнению учёных, был такой мост и у славян. Его мы видим на небе в ясные ночи. Теперь мы называем его Млечным Путём. Самые праведные люди без помех попадают по нему прямо в светлый ирий. Обманщики, мерзкие насильники и убийцы проваливаются со звёздного моста вниз – во мрак и холод Нижнего Мира. А иным, успевшим натворить в земной жизни хорошего, и дурного, перейти через мост помогает верный друг – лохматая чёрная Собака…

Теперь считают достойным говорить об умершем обязательно с грустью, именно это служит знаком вечной памяти и любви. Между тем так было далеко не всегда. Уже в христианскую эпоху записана легенда о безутешных родителях, которым приснилась их умершая дочь. Та с трудом поспевала за другими праведниками, так как ей приходилось всё время таскать с собой два полных ведра. Что же было в тех вёдрах? Слёзы родителей…

Можно также припомнить. Что поминки – мероприятие, казалось бы, сугубо печальное – даже теперь очень часто кончаются весёлым и шумным застольем, где о покойном вспоминают что-нибудь озорное. Вдумаемся, что такое смех. Смех – это лучшее оружие против страха, и человечество давно это поняло. Осмеянная Смерть не страшна, смех гонит её, как Свет гонит Тьму, заставляет уступать Жизни дорогу. Этнографами описаны случаи. Когда мать пускалась в пляс у постели тяжело больного ребёнка. Всё просто: явится Смерть, увидит веселье и решит, что «ошиблась адресом». Смех – это победа над Смертью, смех – это новая жизнь…

Ответ оставил Гость

Восточные славяне в древности

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения в Центральной и
Восточной Европе - от Одера на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.

В VI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно- родового строя. Основа социальной организации - патриархальная семейная община. Государства еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей
(князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии. Все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделяется из основной массы общинников имущественным положением.
Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла.
Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были:
Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др.

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.
Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались: рожь, ячмень, овес, лен и др.

Ремесло отделилось от земледелия в VI - VIII вв. н. э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий.

Промыслы (охота, рыболовство, бортничество - сбор меда диких пчел и др.) , домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.

Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.

Главные торговые пути проходили по рекам Волхову-Ловати-Днепру
(путь "Из варяг в греки"), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.

Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.

Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т. д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы
- солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений.

О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений. Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами.

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Их основными богами являлись: Бог рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажь бог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие. Так же древние славяне очень почитали души предков, думая что они находятся где-то в среднем небе «аере» - «Ирье» и очевидно, содействуют всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся потомкам. Когда в дни поминовения предков их приглашали на праздничную трапезу, то «деды» представлялись летающими по воздуху.

Готовые же продукты - каша и хлеб испокон веков были ритуальной пищей и обязательной частью жертвоприношения таким божествам плодородия, как рожаницы. Существовали специальные виды каши, имевшие только ритуальное назначение: «кутья», «коливо» (из пшеничных зерен). Земледелие древних славян. Варилась кутья в горшке и в горшке же или в миске подавалась на праздничный стол или относилась на кладбище в «домовину» при поминовении умерших. Имелись дома мертвых, как место общения с благожелательными предками.

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.

Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам.

Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хо-тя некоторые из них и очень похожи друг на друга.

Созданный при Владимире Святославовиче языческий пантеон – собрание основных языческих богов – также нельзя назвать общеславянским, в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям.

Хозяйство древних славян

Земледельческое хозяйство древних славян очень мало походило на современное. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую и холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся от деревьев пни корчевали. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, так и назвали «сечень», от слов «сечь», «рубить».

Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назывались «сухий» и «березол». Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, а затем сеяли семена.

Основным зерновым растением у было просо; пшеница, ячмень и рожь были распространены гораздо меньше. Из овощей чаще всего выращивали репу, а также горох. Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались -«серпень», «вресень» (от слова «врещи» -молотить).

Такой способ обработки земли назывался подсечным и был распространен в северных районах, где было много леса. Земледелие древних славян. На юге, где леса не было, применяли другой способ - перелог. При этом выбранный участок земли распахивали и засевали, а на следующий год пахали уже на новом месте.

Кроме земледелия древние славяне также занимались разведением домашнего скота - овец, коров и свиней, охотились на разных зверей, ловили рыбу. Очень важным в хозяйственном отношении занятием древних славян было бортничество - собирание меда диких пчел.

Но главным занятием для древних славян всегда оставалось земледелие. Вот почему в славянских названиях месяцев, которые до сих пор сохранились в украинском, белорусском и других языках, дошел до нашего времени календарь основных земледельческих работ.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день - а мгновенье.

Введение

В своей работе мы рассмотрим хозяйство и быт наших предков - восточных славян. Открытия археологов позволяют говорить, что предки нынешних славянских народов - праславяне известны с середины II тысячелетия до н. э. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к рубежу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские историки. Античные авторы упоминают славян под именами венедов, антов, склавинов. Они называют их «бесчисленными племенами», «великим народом».

Наша работа структурно состоит из введения, четырех вопросов, заключения и библиографического списка.
История происхождения восточных славян: ареол обитания и развитие языка древних славян

Славяне - самая многочисленная ветвь народов, говорящих на языках индоевропейской языковой семьи. Язык является важнейшим распределяющим признаком этнической общности. Элементы современных языков восходят к глубокой древности, ко временим первобытнообщинного строя, когда орудия труда изготавливались из камня, т. е. во времена неолита, а может быть, и мезолита. Так, в одних индоевропейских языках данный термин обозначает «камень», «кремень», а в других - «молот», «топор», «нож». О глубокой древности индоевропейских языков говорит и терминология родства, сложившаяся во времена материнского рода. Индоевропейская речь в те далекие времена звучала в средней полосе Европы с ее умеренным климатом. Об этом говорит близость в индоевропейских языках названий ели, сосны и березы, а также рек и озер на пространстве от степей Восточной Европы до Карпат, Вислы и Дуная [Этнография: учебник под ред. Бромеля Ю. В., Маркова Г. Е., М.,1982].

Распад индоевропейской языковой общности падает на конец неолита, на V – IV тысячелетия до н. э. К более позднему времени (I тысячелетие до н. э.) относится формирование общеславянского языка. В нем сохранилась память о том времени, когда орудия труда еще нередко изготавливались из кремня. Славянские термины, обозначающие различные степени родства и понятия времен родового быта, свидетельствуют о том, что родовой строй славяне прошли еще в период своего языкового единства. С течением времени в древнеславянском языке стала развиваться сельскохозяйственная терминология, что свидетельствовало о появлении и распространении у славян земледелия уже после выделения их из общеиндоевропейского единства. Для определения древнейшей области расселения славян большое значение имеет то, что в общеславянском языке широко распространены названия для обозначения озер, болот, лесов и определенных пород деревьев, что свидетельствует о расселении славян в лесной полосе умеренной зоны, изобилующей озерами и болотами. Такая полоса тянется к востоку от Эльбы и Одера. Об этой области говорят и общеславянские названия растений, птиц и рыб, множество географических названий (Висла, Десна, Вепрь, Бобр, Тетерев, Припять, Березина, Ельня, Липа) [История СССР. С древнейших времен до 1861 г., уч. для ВУЗов под ред. Епифанова П. П., М., 1983].

На территории от Лабы (Эльбы) до левобережья Днепра известны славянские по своей этнической принадлежности культуры эпохи бронзы и железа, датируемые V – Х вв.н. э. (пражская, корчаковская, более поздняя роменско-боршевская и др.), как предполагают некоторые археологи, по ряду признаков генетически связанные с предшествующими культурами - праславянскими или смешанного типа (лужицкая, поморская, зарубинецкая).

Древние авторы Гесиод (VII в. до н. э.), Геродот (V в. до н. э.) сообщают, что на севере, у берегов моря, живут энеты, из земель которых.поступает янтарь. Действительно, янтарь, находимый в странах античного мира, балтийского происхожде¬ния. Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) говорят о венедах, ко¬торые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют с феннами (финно-уграми) на севере и сарматами на юге. На юге, в лесостепной полосе, славяне ассимилировали остатки земледельческих скифских племен и сарматов, о чем говорят скифо-сарматские элементы в древнерусском искусстве и заимствования в древнерусском языке из языков иранских, на которых говорили скифы и сарматы [Пособие по истории СССР для подготовительных отделений ВУЗов под ред. Орлова А. С., М., 1987].

Социальный строй и религия восточных славян

Многочисленные племена славян во II – VI вв. н. э. занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы. Писатели VI в. (Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег и др.) называют восточную ветвь славян антами, отмечая, что «племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе», «издревле живут в народоправстве (демократии)», отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами. В среде самих славян-антов шел процесс имущественного расслоения, обогащения родоплеменной верхушки, деления власти «вождей» и «князей».

Первые упоминания об антах относятся ко времени их борьбы с готами, которые в начале нашей эры пробивались через Полесье и Волынь в Причерноморье. По рассказу историка готов Иордана, после смерти готского вождя Германариха (Ерманариха), в конце 70-х или начале 80-х гг. IV в., остготский вождь Бинитар (Витимир), подвластный гуннам, напал на антов, вторгшись в их страну. В первом же столкновении с антами он потерпел поражение, но затем сумел захватить антского вождя Божа с сыновьями и 70 «старшими вельможами» и распял их, но через год был разгромлен гуннским вождем Баламбером (Валамиром) и убит. Держава Германариха была сметена гуннской волной. Опу¬стошительное вторжение гуннов в Восточную Европу и продвижение их дальше, на запад, в Центральную Европу, не могли не отразиться на антах [Петрухин В. Я., Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков, Смоленск, 1995].

В этот период складываются племенные союзы славян юго-западных земель Восточной Европы. В конце VI и начале VII в. на Волыни, в Верхнем Поднестровье и Побужье под главенством сильного племени волынян и их царя Маджака возникает более прочное политическое образование, которое историки называют «державой волынян» [Петрухин В. Я., Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков, Смоленск, 1995].

«Держава волынян» была разгромлена кочевыми племенами аваров. Память об этом событии сохранилась в рассказе летописца, об «обрах» (аварах), которые на время покорили себе дулебов (волынян). Видимо, подобного рода политическое образование имело место и в Среднем Приднепровье. Наша летопись приводит древнее народное сказание о Кие, основателе Киева, который княжил «в роде своем», о его поездках в Византию и стремлении обосноваться на Дунае. Такого рода предприятия под силу только более прочным объединениям, чем обычные союзы племен.

Византийцы пишут о многочисленности и силе антов, называют имена их вождей: Идара и его сына Межамира, Хвалибуда, Доброгаста. С ними считались, их приглашали на военную службу в Византию, заключали соглашения.
После падения Рима его преемником и наследником выступила Восточно-Римская, Византийская империя. Византийская правящая знать стремилась сохранить рабовладельческие отношения, используя для этого и военную мощь империи, и христианскую церковь.

Византия рассматривала славян как резервуар для пополнения контингента рабов и наемных воинов, как объект для грабительской торговли. Славяне же, продвигаясь на юг, к богатым городам и плодородным землям, естественно, стремились овладеть ими и противились стремлению Византии подчинить их своему влиянию.

В 20-х гг. VI в. при византийском императоре Юстиниане восточные и западные славяне вступили в ожесточенную борьбу с Византийской империей и, сокрушив ее оборонительные сооружения на Дунае, вторглись на территорию Балканского полуострова. Спустя некоторое время они появились в других частях империи: на Пелопоннесе, островах Эгейского архипелага и в Малой Азии. Широко расселившись по землям Восточно-Римской империи, особенно на Балканском полуострове, по побережью Эгейского и Адриатического морей, славяне скоро стали здесь основной массой населения, особенно сельского.
Общинные отношения, господствовавшие у славян, способствовали переходу Византии от рабовладельческого к более передовому, феодальному общественному строю.

В VI – VIII вв. славяне заселили заэльбские земли, кое-где дойдя до Рейна, а на востоке они вышли к верховьям Дона и Оки, в междуречье Волги и Оки, к берегам Ладожского озера, Неве и Нарове. Сталкиваясь с кельтами, германцами, балтийцами, финно-уграми, они смешивались и частью ассимилировали их. Многочисленные славянские племена начали складываться в народности и вступали на путь формирования феодальных отношений, на путь образования государств. Во второй половине I тысячелетия н. э., они занимали обширные пространства Восточной Европы. О расселении восточнославянских племен со¬общает древнерусская летопись «Повесть временных лет».
В верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали кривичи расселявшиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселивших течение реки Полоты, носила название полочан. В области Волхова и Ильменя жили словене, в Полесье, между Припятью и Березиной, - дреговичи, между Сожем и Ипутью - радимичи. По Десне, Сейму и Суле тянулись земли северы, или северян; в верховьях Оки, расселяясь вниз по ее течению, жили вятичи; по обоим берегам Среднего Днепра, у Киева, обитали поляне. По рекам Тетереву и Ужу лежала земля древлян; на Волыни жили дулебы (бужане, или волыняне), по склонам Карпатских гор - хорваты, а от Побужья и низовьев Днепра до устья Дуная протянулись земли уличей и тиверцев.

Некоторые из этих племен представляли собой племенные союзы (кривичи, вятичи и др.), другие - территориальные объединения (полочане, бужане, или волыняне). К IX в. собственно племенной строй у восточных славян был уже изжит, и под названием племен в «Повести временных лет» выступают более или менее сложные этнические объединения.

Известно, что древние славяне в своих верованиях обожествляли силы природы. Ивестны многие языческие культы, среди них были: культ Перуна, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. У статуй богов производились церемонии жертвоприношений, в том числе, и человеческих, для того чтобы задобрить богов и выпросить их милость.

В славянской традиции практиковалось трупосожжение и с прахом поступали по разному - от простого рассыпания (в традиции балтийских славян) до захоронения в ямке и наиболее «концентрированного» собирания кальцированных костей в урну. Типологически (и генетически) сходные погребальные обычаи германцев, балтов и славян способствовали процессам этнокультурного синтеза уже в языческую эпоху [Петрухин В. Я., Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков, Смоленск, 1995].

В 988 – 989 гг. Владимиром I в качестве новой государственной религии было принято христианство. В летописи содержится подробный рассказ о выборе веры, носящий легендарный характер. В результате посещения русскими посольствами разных государств, бесед с проповедниками мусульманства из Волжской Болгарии, иудейства из Хазарии, католичества «из немцев» и православия из Византии Владимир якобы выбрал православие.
Около 988 г. Владимир, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры.

С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом.
Развитие хозяйственных отношений, сельского хозяйства, торговли и ремесел у древних славян.

Археологические материалы свидетельствуют о высоком уровне развития у древних славян земледелия с использованием железных сошников, серпов и топоров, производства металлических изделий (копья, стрелы, удила, бронзовые укра¬шения и др.), глиняной посуды с применением гончарного круга. Памятники материальной культуры и письменные источники говорят о постепенном переходе славян от коллективных форм хозяйства к индивидуально-семейным, от кровнородственных об¬щин к территориально-соседским.

Распространение ремесла свидетельствовало об отделении его от сельского хозяйства, обилие римских монет и вещей - о развитии торговли; клады драгоценного оружия, украшений, посуды подтверждают сообщения византийских источников о богатстве славянской знати, об имущественном неравенстве у славян. Рабство в патриархальной форме, превращение власти племенных вождей в наследственную также указывают на разложение первобытнообщинных отношений.

В то время как на юго-западе Восточной Европы развивалось плужное, пашенное земледелие, на всей огромной ее территории была распространена подсечная система. При ней лес сперва подрубали, затем сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и выжигали новый участок леса. Основными орудиями подсечного земледелия были различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи - суковатки, узколезвийный серп. Подсечное земледелие требовало большого количества труда. Рубка и сжигание леса, выкорчевка пней - все это трудоемкие работы. Поэтому подсечное земледелие всегда связано с коллективным трудом и коллективной, общинной собственностью. Такими коллективами являлись большие семьи, патриархальные семейные общины, насчитывающие в своем составе многие десятки людей.

Естественно, что уровень развития производительных сил, обусловливая формы общественного строя, не мог не найти отражения в различных проявлениях материальной и духовной культуры восточных славян.

Для этой эпохи характерны относительно слабое развитие ремесла домашнего типа, еще не совсем отделившегося от сельского хозяйства, небольшие, хорошо укрепленные городища, представлявшие собой поселения одной или нескольких семейных общин, сохранение кое-где больших домов семейных общин, хотя их вытесняют полуземлянки и наземные дома - жилища отдельных семейных пар.

VIII – IX вв. были временем серьезных изменений орудий земледельческого труда и земледелия в целом. В разных местах (в Старой Ладоге - на р. Волхове и в с. Волынцеве - на р. Сейме) в слоях VII – VIII вв. были найдены железный сошник и наральник от рала без полоза. Там же, в Старой Ладоге, нашли так называемые глызебойки, представлявшие собой короткие, толстые, тяжелые палки, служившие для разбивания комков земли («глыз») на пашне. Такие комки земли покрывают поле, вспаханное сохой с присошником, переворачивающей пласты земли, а не просто царапающей землю. Это говорит о том, что пашенное полевое земледелие стало вытеснять подсечное даже на севере Руси.

Эволюция земледельческих орудий продолжалась. Появилось рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником. Еще позднее, в XI– XII вв., распространились плуги с железным лемехом, череслом и отвальной доской, подрезавшие почву и сбрасывавшие землю из борозды в сторону пахоты. Появились широколезвийные топоры, серпы более изогнутой формы, косыгорбуши.

Возникают новые, более совершенные системы земледелия: залежная, или переложная, и вырастающая из нее двупольная и трехпольная системы севооборота. На Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, рожь, просо, гречиху, овес, полбу, горох, чечевицу, лен, коноплю, а из огородных культур - репу, редьку, свеклу, лук, чеснок, мак, капусту.

Появление новых орудий труда и приемов земледелия способствовало тому, что ведение хозяйства становится доступным не только крупным коллективам - семейным общинам, но и каждой малой семье в отдельности. Первобытный тип коллективного производства был «результатом слабости отдельной личности» и с внедрением новых орудий труда становился ненужным, сковывал хозяйственную инициативу. Производственные отношения перестали соответствовать уровню развития производительных сил. Они должны были уступить место новым, более совершенным общественным отношениям.
Старые, патриархальные общины распадались. На смену родовой общине приходит новая, территориальная, соседская община, в пределах которой возникает и укрепляется частная Собственность. Моногамная семья, состоящая из мужа, жены, детей, становится составной частью социальной клеточки общества - соседской общины.

Развитие ремесла в результате постепенного улучшения техники производства и появления новых орудий ремесленного труда, отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности все это явилось величайшим стимулом распада первобытнообщинных отношений.

Раньше всего видоизменяются и обособляются от земледелия две отрасли ремесла: обработка металла (в первую очередь кузнечное дело) и с изобретением гончарного круга - производство керамических изделий.
Железо добывали из болотных руд. В сыродутных печах бурый железняк превращали в губкообразную, пористую глыбу (крицу). Известно было несколько способов получения стали (оцела) и Дамаска (харалуга). В распоряжении кузнецов Древней Руси были наковальни, молоты, клещи, зубила, обжимки, напильники, штампы и пр. Все эти орудия в IX в. имели уже вполне совершенную форму.

С появлением гончарного круга и развитием гончарного ремесла выделка изделий производилась уже не для собственного потребления, а на продажу. На керамических изделиях, изготовляемых на гончарном круге, ремесленники ставили свои клейма.

Развивались и другие виды ремесла: ювелирное, камнерезное, бондарное, столярное и пр. Ремесла сосредоточивались в горо¬дах, но были распространены также в деревне.

Продукция ремесленников предназначалась для реализации на местных рынках. Некоторые ремесленные изделия находили сбыт по всей Руси и вывозились в соседние страны (пряслица из розового шифера, украшения, кузнечные и слесарные изделия, изделия из кости) [Пособие по истории СССР для подготовительных отделений ВУЗов под ред. Орлова А. С. М., 1987].
Поселения, становящиеся центрами ремесленного производства и обмена, превращались в города. Многие из них возникли на местах старых городищ времен первобытного строя. Нередко обрастали поселением городского типа княжеские крепости, а некоторые города были основаны как военно-оборонительные пункты.

Так появились города на Руси: Киев, Переяславль, Ладога, Ростов, Суздаль, Белоозеро, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Туров, Червень и др. В городах в небольших обогреваемых «по-черному» курных избах или полуземлянках ютился многочисленный ремесленный люд. Здесь собирались на торг окрестные жители, торговали богатые русские и «заморские» купцы - гости. На торгу продавали и покупали, заключали сделки, оглашали решения и распоряжения властей. Правда, торги эти были слабо связаны друг с другом, но все же рос и межобластной обмен. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами и полотном, скотом и медом, воском и рабами (челядью).

По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Волге общались со странами мусульманского Востока, и русские купцы плавали по Каспийскому морю, добираясь до Багдада. По Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь «из варяг в греки», соединявший море Варяжское (Балтийское) с морем Русским (Черным). Торговые пути вели через Карпаты в Прагу, в германские города Раффельштедт и Регенсбург, в Херсонес (Корсунь) в Крыму, на Каму в Великие Булгары, в далекую Тмутаракань на Тамани, в северные страны, на Урал, в Югру и Самоядь. Плавали в сла¬вянские поморские города, стоявшие на берегу Балтийского моря, в Данию, на остров Готланд. Торговые и ремесленные го¬рода покрывали Поднестровье, территорию современной Молдавской республики.

Рост торговли вызывал развитие денежного обращения. На Руси пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались византийские и западноевропейские монеты. В древности у славян средством обмена служили скот и меха куницы, белки и других пушных зверей. С появлением металлических денег некоторые из них повели свое название от таких мехов (куны, векши). В «Русской Правде» «скотница» - казна, «куны» - денежные единицы и «деньги» - вообще. С конца X в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам - гривнам.

Военная организация и тактика ведения военных действий у восточных славян
В распоряжении князей была дружинная военная организация. Дружинники окружают князей, нередко живут с ними под одной крышей, едят с одного стола, разделяя все их интересы. Князь советуется с дружинниками по вопросам войны и мира, организации походов, сбора дани, суда, управления. С ними вместе он принимает постановления, законы, судит по «Закону русскому». Они помогают князю управлять его домом, двором, хозяйством, разъезжают по его поручениям, творя суд и расправу, собирая «виры и продажи» (судебные пошлины), строя города-крепости, созывая воинов. Они отправляются в другие страны послами князей, заключают от их имени договоры, торгуют княжескими товарами, ведут дипломатические переговоры.

Дружина делилась на три разряда. На первом месте стоит «старшая» дружина. В нее входят богатые и влиятельные бояре, которые имеют земли, дворы, хоромы, челядь, своих дружинников. Они выполняют важнейшие поручения князя.
«Младшие» дружинники (детские, отроки) живут при дворе князя, обслуживают его дом, двор, хозяйство, в мирное время выступая в роли мелких управителей и слуг, а в военное - воинов.

Третью группу составляли «вои», набираемые из сельского и городского люда. В глубокой древности существовала «самодействующая военная организация населения», когда каждый мужчина был воином.

Это была так называемая «тысячная» организация, когда воины древнерусских племен и земель объединялись в десятки, сотни и тысячи во главе с десятскими, сотскими и тысяцкими. Тысячная военная организация восточных славян все более и более подчинялась княжеской, дружинной.

По мере того как власть Киева распространялась по славянским землям, в состав княжеской дружины входила местная верхушка.
Ядро княжеской дружины составляла конница, состоящая, в основном из хорошо обученных конников. Это была личная дружина князя и богатых бояр. Также были и пешие ратники. Они подразделялись на хорошо обученных и вооруженных ратников (личные дружинники князя), а также набиралось ополчение из бедных слоев население.

Тактика ведения военных действий была различной и варьировалась от того с каким врагом приходилось бороться. С Хазарским каганатом, в основном, передвигавшимся на конях выбиралась тактика заманивания неприятельских войск в труднопроходимые для конницы места. С Константинополем воевали с помощью боевых кораблей и эта тактика была заимствована у варягов, которые служили в княжеской дружине.

Летопись рассказывает об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. Результатом его было заключение письменного (на пергаменте) договора между Византией и Русью, весьма выгодного для последней. В 941 г., в княжение Иго¬ря (912 – 945 гг.), русские совершили поход на Византию, на этот раз менее удачный. Поход был повторен в 944 г. Снова был возобновлен договор с Византией, менее выгодный для Руси, но признававший ее суверенным государством.

Восточные славяне в первой половине X в. совершали походы на Закавказье, используя для выхода в Каспийское море Дон и Волгу. Постоянные и все развивающиеся связи, как это обычно было в эпоху раннего феодализма, перемежались с военными столкновениями.

В княжение Святослава Игоревича (964 – 972) был нанесен сокрушительный удар враждебному Хазарскому каганату. Освобождены были от уплаты дани хазарам вятичи. Владения Киева распространились до низовьев Дона, Северного Кавказа, Тамани и Восточного Крыма, где возникло русское Тмутараканское княжество. В состав Руси вошли земли ясов, касогов, обезов - предков современных осетин, балкарцев, черкесов [История СССР c древнейших времен до 1861 г., уч. для ВУЗов под ред. Епифанова П. П., М., 1983].

Краткое сравнение восточных славян с древними германскими племенами.
Древние германские племена. Восточные славяне.

Религия Погребальное трупосожжение, языческое поклонение природным стихиям, большое количество богов. В дальнейшем принятие христианства. Погребальное трупосожжение, языческое поклонение природным стихиям, большое количество богов. В дальнейшем принятие христианства.

Ареол обитания. Народы германской группы, в середине I тысячелетия до н.э. населяют земли современной Германии, а также Скандинавию. Во II – III вв. н.э. германские племена стали прорываться в пределы Римской империи, а в V – VI вв. заселили всю Западную Римскую империю вплоть до Северной Африки. К середине I тысячелетия н.э. славяноязычные племена были расселены на обширных пространствах в бассейнах рек Лабы(Эльбы), Вислы в Среднем Поднепровье. В это же время начинается продвижение отдельных групп славянских племен на юг, через Карпаты, и на северо-восток в Верхнее Поднепровье и Верхнее Поволжье.

Хозяйство. Традиционные занятия германских народов – животноводство, в основном разведение крупного рогатого скота, и земледелие(выращивали ячмень, овес, пшеницу). Земледелие делилось на подсечно – огневое(когда выжигалась определенная часть леса) и разные виды перелогов (распахивались участки целинных земель или залежей). Распространенными, в ранней стадии были охота и лесные промыслы. Животноводство носило отгонно - стойловый характер (отгон скота на летние пастбища в горы при стойловом содержании его зимой в деревне), развивалось овцеводство. Развивалось рыболовство и засолка рыбы. Традиционный тип поселения германцев, о котором писал еще Тацит (I в. н. э.) – большие кучевые деревни с беспорядочно расположенными дворами и кривыми улицами. Лишь на востоке нынешней Германии встречаются круговые поселения с центральной площадью, унаследованные от ассимилированного славянского населения. Земледелие появилось в Восточной Европе не позднее IV тысячелетия до н. э. К I тысячелетию до н.э. оно распространилось почти по всем областям, от степной зоны до таежных лесов Севера. Распространение его шло из двух центров – Поднепровья и Среднего Поволжья. Постепенно у населения Восточной Европы сложились хозяйственные комплексы, сочетавшие в себе земледелие и скотоводство с другими отраслями хозяйства – охотой, собирательством, рыболовством. В зависимости от почвенных климатических условий можно выделить два основных типа использования земли. В степных и лесостепных зонах земледелие базировалось на разных видах перелогов, когда постоянно распахивались участки целинных земель или залежей. Несколько лет такие участки давали хороший урожай, потом их забрасывали на много лет, превращая в залежь для восстановления плодородия. В лесных областях сложился иной хозяйственный комплекс, основанный на использовании либо лесного перелога, либо подсечно-огневого земледелия в чистом виде.
Одежда. Первые сведения об одежде германцев относятся к началу нашей эры. Мужчины носили рубаху с вшивными рукавами или без рукавов, состоявшую из двух полотнищ ткани, сшитых на плечах, длинные штаны, обувью (одинаковой для мужчин и женщин) служила кожаная подошва с перепонками из ремней. Нательная женская рубаха также состояла из двух полотнищ, которые скреплялись фибулами над плечами. Позже к этому одеянию пришивали рукава. Тогда же была известна верхняя одежда – плащ с капюшоном. В Норвегии сохранилось до 150 видов женской обласной одежды, в которую женщины наряжались по празникам. Основой и женской и мужской одежды была рубаха, у мужчин до колен, у женщин – длиннее. Мужские рубахи однотипного туникообразного покроя. Только у русских ряда областей бытовала рубаха с косым разрезом ворота. Гораздо больше разнообразия было в покроях женских рубах, рубахи с косыми поликами в южнорусских областях, рубахи с прямыми поликами в Поднепровье. Верхняя одежда была более универсальной, не было сильных отличий между мужской и женской. Это кафтанообразные свиты, сукманы, армяки, тулупы. Обувь была разных покроев: постолы или опанки – кусок кожи, охватывавший ступню и стянутый вокруг щиколотки. Носили лапти, плетеные из бересты, липового лыка, коры вяза, ивы [Этнография: учебник под ред. Бромеля Ю. В., Маркова Г. Е., М., 1982].

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели вопросы, связанные с развитием хозяйства и быта восточных славян, рассмотрели ареол обитания племен и родов древних славян, происхождение, хозяйственные и религиозные особенности восточных славян. Рассмотрели социальный строй, определили, что в это время происходит смена первобытнообщинного строя на феодальный и начало зарождения раннефеодальных древнерусских государств. Рассмотрели военную организацию восточных славян и ведение военных действий. Также провели краткое сравнение восточных славян с древними германскими племенами. Определили, что много общего содержат в себе развитие сельского хозяйства, ремесел, религиозных верований и быта этих двух племен. Таким образом, вопросы нашей работы раскрыты.

Библиографический список

1. История СССР с древнейших времен до 1861 г., уч. для ВУЗов под ред. Епифанова П. П., М., 1983.
2. Пособие по истории СССР для подготовительных отделений ВУЗов под ред. Орлова А. С., М., 1987
3. Петрухин В. Я., Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков, Смоленск, 1995.
4. Скирбекк Г., Гилье Н., История философии: уч. пос. для ВУЗов, М., 2000.
5. Этнография: учебник под ред. Бромеля Ю. В., Маркова Г. Е., М., 1982.