Занятие по геометрическим фигурам. Конспект НОД в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры. Упражнение «Геометрические качели»

Конспект занятия « Занимательная геометрия»

Тема:" Геометрические фигуры. Закрепление, обобщение".

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о свойствах геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, прямая, луч, отрезок, угол); содействовать закреплению умения находить периметры квадратов и прямоугольников.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют различать геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, прямую, луч, отрезок, угол; используют свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра, составляют выражение по условию задачи.

Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Метапредметные: регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); познавательные: распознают и классифицируют геометрические фигуры, комбинируют данные при выполнении задания; коммуникативные: высказывают своё мнение при обсуждении задания; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.

Оборудование: проектор, презентация.

ХОД УРОКА

1. Орг. класса.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

2. Постановка цели.

Сегодня на уроке математики мы закрепим наши знания о геометрических фигурах. И сегодня у нас в гостях…

Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной… (медведь).

Почему медвежонок такой грустный? Он потерял свою маму. Везде искал, но не нашёл. А дедушка Филин сказал, что искать её нужно только отправившись в космическое путешествие.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на космической ракете.

Из каких геометрических фигур состоит наша ракета?

Сколько треугольников?

Почему вы решили, что это треугольники?

Какую ещё фигуру использовали?

Что вы знаете о прямоугольнике?

Измерьте длину и ширину прямоугольника.

Что такое Р?

Найдите Р прямоугольника.

Всем по местам.

Мы отправляемся в путешествие к первой звёздочке. Начинаю отсчёт 5 4 3 2 1. Пуск!

3.

На первой звезде нас встречает ломаная .

Всё оставим мы в порядке:

Книги, ручки и тетрадки.

Я сегодня ваш пилот,
Отправляемся в полёт.

Все на старт! Готовы, дети?

Полетим мы на ракете.

Улыбнёмся мы друг другу

И быстрей прогоним скуку.

Тайны космоса узнаем,
Все загадки разгадаем.

Мы летим быстрее света.

На космической ракете.

Ярко звёздочки сверкают,
В гости всех нас зазывают.

Все им дружно подмигнём,
Точно курс мы свой возьмём.

Пальцы надо нам размять,
Чтоб ракетой управлять.

Каждый пальчик свой потрём,
Их сожмём и разожмём.

Мы на Землю поглядим,
Ей привет передадим.

Глубоко мы все подышим,
Звуки космоса услышим.

Из космоса прилетели

И за парты тихо сели,
Продолжаем свой урок,

Чтоб закончить точно в срок.

На эти слова дети встают около своих парт,

выполняют ходьбу на месте.

Учитель проверяет осанку учащихся.

Руки вверх, потянуться, ладони соединить – над головой,

поворачиваемся друг к другу и улыбаемся,

руки в стороны, выполняем круговые движения.

Ноги на ширине плеч, покачиваем руками вправо - влево, изображая полёт,

руки поднимаем вверх и, выполняя круговые движения опускаем вниз.

Гимнастика для глаз:

закрыть глаза и открыть, а потом по очереди, сначала один глаз закрыть и открыть, а потом другой.

Пальчиковая гимнастика:

самомассаж пальцев – потирающие движения от кончика к основанию пальца, сжать пальцы в кулачки и разжать.

Помахать руками над головой – передать привет
дыхательные упражнения – глубокие вдохи и выдохи. Под музыку выполняют покачивания, повороты, наклоны головой, туловищем с разным положением рук.

Дети садятся за парты, урок продолжается.

- Что мы знаем о ломаной?

Вычислите длину ломаной линии, если длина первого звена 3 см, а длина каждого следующего на 2 см больше предыдущего, зная, что в этой ломаной линии 3 звена. Свои вычисления запишите в своих тетрадях

Что такое отрезок?

Отрезок тоже приготовил для вас задание.

Начертите отрезок 7 см. Этот отрезок на 3 см длиннее, чем второй. Найдите длину второго отрезка и начертите его.

И мы снова отправляемся в путь.

Ребята, отгадайте что это за фигура

Три вершинки. Три угла

Три сторонки – вот и я… (треугольник)

- И нас встречает треугольник.

Какие виды треугольников вы знаете?

Какие треугольники называются равносторонними?

Сколько всего треугольников?

Продолжим путь.

Пока мы летим немного отдохнём.

4. Физминутка

Физическая пятиминутка «Полёт в космос»

5. Закрепление изученного материала.

На пятой звезде нас встречает…

Он давно знаком со мной
Каждый угол в нём прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его…. (Квадрат)

Что вы знаете о квадрате?

Из каких фигур состоит квадрат? Сколько их?

Что можно изобразить при помощи круга? Дорисуйте

Наш полёт завершён. Экипаж благополучно вернулся на землю.

Но где же всё-таки мама медвежонка. Неужели дедушка Филин ошибся, отправляя нас в космическое пространство. Рассмотрите внимательно свои звёздные карты. Может быть вы что-нибудь увидите. (Большая медведица)

6. Итог.
Мир звёзд чрезвычайно разнообразен. В безоблачную ночь небо над головой усыпано множеством звёзд.

Что вы знаете о звёздах?

Они кажутся нам маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко. На самом деле это огромные раскалённые шары

Самые горячие звёзды – голубого цвета, менее горячие – красного. Звёзды отличаются друг от друга размерами. Имеют свои названия. Если условными линиями соединить между собой определённые звёзды, то перед нами предстанут сказочные фигуры – созвездия.

В каком созвездии мы путешествовали?

Значит, прав дедушка Филин, сказав медвежонку, что в космосе он может найти маму.

Наш урок подошёл к концу.

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 1034 ДО-4 «ЛАД»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ II КАТЕГОРИИ

СЕДОВА И.Н.

Цель:
- совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Задачи:

Обучающие:

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;

Упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

Формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Развивающие:

Развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

Воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;

Воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

Демонстрационный материал:

таблички с названием привалов; игрушка Старичка – лесовичка, изображение цифр с 1 до 7 на листах бумаги размером А4 для физкультминутки, геометрические фигуры, магнитная доска, поднос, красные и желтые цветы из картона, плакат с рисунком цветочной поляны, плакат с рисунком геометрической страны.

Раздаточный материал:

Карточки-цифры с 1 до 5; наборы геометрических плоскостных и объемных фигур, альбомные листы по количеству детей.

Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели». Листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.

Образовательные области:

Познавательное развитие (ФЭМП);

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность);

Социализация (игровая деятельность).

Ι. Вводная часть:

Организационный момент.

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся,

Занятие начинается.

ΙΙ. Основная часть.

Воспитатель: - Внимание, ребята! Хочу вам сообщить, сегодня путешествие хотим мы совершить. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные - куб, шар, цилиндр.

В геометрической стране геометрические фигуры везде-везде. А с нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропки в стране геометрических фигур знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.

«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем

Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся

Глаза закроем – скажем «АХ» - и окажемся в гостях»

Вот мы и в стране геометрических фигур.

Наш первый привал. А называется он «Трудные задачки».

На привале посидим, и задачки все решим.

Ребята, садитесь за столы.

Упражнение «Геометрические деревья»

Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев).
Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.

Этот привал находится на улице «Геометрическая».

Рассмотрите дома геометрической страны.

Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?
- Чей дом самый высокий (низкий)?
- Чей дом самый широкий (узкий)?
- К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?

На столах у вас лежат конверты. В них карточки с изображением цифр. Выложите из карточек цифровой ряд.

Покажите карточку с той цифрой, сколько этажей в квадратном доме (2) (прямоугольном (2), треугольном (2)).

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Упражнение «Геометрические качели»

В стране геометрических фигур есть волшебные качели. На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите квадратов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.)

Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли.

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.

Поставь квадрат в правый верхний угол.
- Поставь круг в середину листа.
- Поставьте треугольник в левый нижний угол.
- Поставьте овал в левый верхний угол.
- Поставьте треугольник в правый нижний угол.

Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов и выходите ко мне.

Нас ждет физкультминутка!

Сколько точек в этом круге (5),
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки (6),
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных (4),
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков (7),
Столько сделаем прыжков.

В стране геометрических фигур Старичку-лесовичку очень нравится и ему бы хотелось здесь остаться. Он просит, чтобы вы помогли ему построить дом, а для строительства он принес материал. Вот, что он принес (показ строительного материала).

Поможем построить дом для Старичка-лесовичка? (ответ детей)

Какие фигуры подойдут для строительства? Это кубы, они объёмные, у них есть углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат.

Чем куб отличается от квадрата? (квадрат плоский, куб объемный)

Чем куб отличается от шара? (есть углы, не может катиться).

Какое общее свойство у куба и шара? (они оба объемные)

Воспитатель: - Почему из кубов удобно строить? (они не катятся, объемные).

Из каких фигур мы строили дом? (ответы детей).

Ребята, а кем были вы во время строительства домов? (строителями). А кто такие строители? (ответы детей)

Воспитатель: - Нелегкое дело - строительство дома. Устали вы, наверное, пока строили, давайте немного взбодримся.

Физкультминутка:

1, 2, 3, 4, 5 – хотим строителями стать (хлопки, руки в стороны)

Дружно доски поднимаем (руки вверх)

Быстро гвозди забиваем (кулачком об кулачок)

Кистью красим новый дом (поворот вокруг себя, «красят кистью»)

Чтоб уютно было в нём.

1, 2, 3, - дом построен – посмотри! (прыжки, руки в стороны).

Воспитатель: - Ну как Старичок – лесовичок, ребята построили для вас дом?

Молодцы, ребята! Старичок-лесовичок в благодарность вам за помощь дарит вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!

Ну что ж, как не грустно, но нам пора возвращаться домой, все тропинки одолели без запинки.

Закройте все глаза, а мы сосчитаем обратным счётом от 3 до 1. Вот мы и в группе, но я думаю, что мы ещё не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур.

ΙΙΙ. Подведение итогов:

А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красный цветок на подносе и наклейте его на плакате с изображением цветочной поляны, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте цветок желтого цвета. (Дети оценивают свою работу).

Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где все связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.

Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее.

Занятие закончилось, спасибо Старичку-лесовичку за наше сказочное путешествие!


Татьяна Губанихина
Конспект занятия. Тема: «Геометрические фигуры»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

д/с № 33 «Дельфин»

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

в средней группе.

Тема : Геометрические фигуры .

Тип занятия : Закрепление ранее приобретённых знаний и умений.

Работу выполнила воспитатель :

Губанихина Татьяна Игоревна.

р. п. Гремячево

Занятие по ФЭМП в средней группе.

Тема : Геометрические фигуры .

Цель : закрепить знание детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) .

Задачи :

- образовательные : упражнять детей в умении находить и правильно называть геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, счёт до 5.

Упражнять в умении составлять небольшой рассказ по сюжету сказки (3- 4 предложения) .

- развивающие : развивать внимание, умение мыслить, рассуждать, сравнивать, находить сходства и различия.

- воспитательные : Воспитывать интерес к математике , поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказки.

Словарная работа : Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, геометрические фигуры .

Направление : познавательно-речевое.

Иоо : познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Форма : Занятие : сюжетно-ролевая игра. .

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Дидактическое обеспечение : куклы колобка, зайца, волка, медведя, лисы, дорожка, домик, ёлочки, иллюстрация торта со свечками, картинки с изображением бочки мёда, морковки, косточки.

Р/м : шаблоны варежек, шаблоны шуб с разными отверстиями (геометрические фигуры , счётные палочки.

Методы обучения : Наглядный – показ игрушек, игровые действия.

Словесный – художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя. хоровые и индивидуальные ответы детей.

Практический – игровые упражнения.

Предварительная работа :

1. Чтение р. н. с. «Колобок» .

2. Беседа по содержанию сказки.

3. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» .

4. Д/и по теме «Геометрические фигуры » : Чудесный «мешочек» , «Разложи фигуры » .

5. П/и «Найди свой домик» , «Найди свой гараж» ,»,«Не ошибись» (круг – прыгают, квадрат – хлопают в ладоши, треугольник – приседают, прямоугольник – шагают на месте).

Хронометраж занятия

1. Вводная часть (организационный момент) 2 минуты

2. Основная часть – 15 минут

3. Заключительная часть- 3 минуты.

Особенности психических процессов :

У детей 4-5 лет развивается представление о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, выделяются особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно- двигательных анализаторов (наличие или отсутствие углов, характерные отличия) .В процессе работы с раздаточным материалом развивается мелкая моторика пальцев, ориентировка в пространстве. Возрастает объем памяти. Увеличивается устойчивость внимания. Они способны удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия.

Ход занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей

1. Организационный момент.

В. Ребята, вы хотите пойти в сказку?

В какую сказку пойдём, попробуйте догадаться сами.

На сметане был мешён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабы с дедом,

А лисе он стал обедом.

2. Основная часть

Работа с Д/м

Дети рассказывают начало сказки : «Жили-были дед да баба. Испекла бабка колобок и положила его на окно студиться.

Колобок лежал лежал, да и укатился.

В. Катится колобок, а навстречу ему заяц.

Колобок, я тебя съем.

Не ешь меня заяц!

Хорошо не буду, если ты мне поможешь.

На улице холодно, а в нашей заячьей семье все варежки перепутались. Помоги мне, колобок.

В. Ребята, поможем найти варежки зайчику?

З. У меня варежки синие с белым квадратом. У зайчихи – красные с жёлтым треугольником. У зайчонка Тома – зелёные с синим кругом. У зайчика Тима – жёлтые с красным прямоугольником.

З. Спасибо вам, ребята, и тебе колобок, что вы помогли мне найти варежки. Воспитатель активизирует детей.

Воспитатель воспроизводит действия с колобком

Воспитатель подводит детей к выполнению первого задания.

Воспитатель с помощью куклы (заяц) проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей. Дети настраиваются на восприятие материала.

Работа с Р/м

Дети на своих столах отбирают пары варежек и объясняют свой выбор :две варежки синие с белым квадратом-зайцу, две варежки красные с желтым треугольником-зайчихе, две зеленых с синим кругом- Тому, две желтых с красным прямоугольником- Тиму.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Геометрические фигуры» Конспект НОД Образовательная область «Познание» Программа «От рождения до Школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Средняя.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в средней разновозрастной группе «Геометрические фигуры» Геометрические фигуры. Тема: «Знакомство с прямоугольником». Цель: 1. Познакомить с прямоугольником и его свойствами. 2. Закреплять умение.

Конспект НОД для младшей группы с использованием интерактивной доски «Геометрические фигуры» Геометрические фигуры. Цель: закреплять представление о геометрических фигурах. Учить детей классифицировать геометрические фигуры по трём.

Конспект НОД в группе детей 4–5 лет «Геометрические фигуры вокруг нас» Геометрические фигуры вокруг нас». Конспект НОД («Познание») для группы детей (4–5 лет) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. В обучении: -познакомить с геометрическими.

Конспект занятия «Геометрические фигуры» для средней группы Разработала и провела: Ветлугина А. Н. Цель: Учить сравнивать предметы по форме, находить предметы разных геометрических форм; Закрепить.

№ 6 Логоритмическое занятие в старшей группе на тему: Геометрические фигуры и формы. Времена года Цель: закреплять знания детей о геометрических.

Геометрия для малышей – предмет неоднозначный, ведь фигур так много, а способов их изучения еще больше. Какие из них следует взять для работы в первую очередь и как заставить кроху интересоваться ими? Обсудим подходы, которые можно использовать для обучения новому материалу.

Для начала нужно изучить с детьми простые фигуры, которые будут понятными для них

Более сложные понятия, такие как трапеция или ромб, лучше отложить на попозже. Сначала крохе нужно усвоить простейшие фигуры: круг, треугольник и квадрат. Осилив эту нехитрую науку, вы сможете приступать освоению новых горизонтов. Психологи и педагоги утверждают, что круг дается детям для запоминания проще всего.

Время для изучения фигур

Первые попытки знакомства с фигурами можно начинать чуть ли не с рождения. Игровая подача материала всегда будет уместна. Показываете ли вы малышу картинку с мячиком или кубик, всегда можно в дополнение сказать и об их форме. Такая легкая подача будет восприниматься ребенком положительно.

2-летний карапуз уже должен различать:

  1. треугольник;
  2. круг;
  3. квадрат.

3-летний кроха дополнительно знает:

  • овал;
  • ромб;
  • прямоугольник.

Следом за ними можно начинать знакомить ребенка с трапецией, эллипсом и т.д. Не забывайте о включении в ваши занятия с детьми игр и занимательных моментов.



Чтобы занятия были интересными, следует подбирать увлекательные дидактические материалы

Принцип освоения фигур

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Геометрические фигуры для детей в разном периоде усваиваются неодинаково. Зная возрастные особенности, вам будет проще подобрать подходящую методику и научить новым понятиям.

Первым для изучения выберите круг. Когда ребенок хорошо его усвоит, переходите к следующему этапу. Обыграйте ситуацию, когда в гости к малышу пришел большой круг. Обведите пальчиком ребенка кружок, потрогайте ладошкой, сделайте на ее основе аппликацию, добавив круглые глазки и носик.

Объемные фигуры будут вполне уместны при изучении форм. Так у ребенка будет задействован еще один сенсорный орган. Кроха всегда сможет потрогать предмет, сделать с ним некоторые манипуляции: построить башню, бросить, убрать в коробку. Такой многогранный способ ознакомления с новым понятием будет очень эффективным, потому что дети в этом возрасте познают окружающий мир через наглядно-действенное мышление.

Цвет и размер для начала желательно выбрать один и тот же. Пусть все изучаемые понятия будут, к примеру, красными, тогда у ребенка не возникнет проблем с восприятием нового, он не будет отвлекаться на цветовые и размерные различия.



Очень интересно, когда фигуры не просто нарисованы на бумаге, а живые и объемные

Особенности обучения

Перечислим особенности детского развития, а в частности восприятия фигур:

  • В 1-2 года кроха сравнивает их зрительно, учится производить сортировку (рекомендуем прочитать: ). Ребенок начинает выбирать из имеющихся фигурок нужную и вставлять ее в соответствующее отверстие.
  • Подросший 2-летний ребенок в состоянии выбрать называемую форму из целого ряда представленных фигурок.
  • Развитие 3-летки позволяет ему уже называть некоторые фигуры самостоятельно.

Играя и разговаривая, всегда уделяйте внимание окружающим предметам и сравнивайте их с уже знакомыми геометрическими фигурами. Гуляя по парку, вы также можете обратить внимание карапуза на появление треугольников и кругов, даже вне дома. Постоянно обращаясь к этой теме, вы легко выясните, что еще требует проработки, а что малыш уже хорошо усвоил.

Изучение продолжается в следующем ключе:

  • сопоставление плоских и объемных фигур с указанными образцами;
  • поиск объемного тела по имеющемуся плоскому изображению;
  • воссоздание геометрических тел (лепка, рисование, вырезание);
  • анализ картинки со сложносоставным предметом, идентификация его составных частей.


Гуляя и играя с ребенком, нужно обращать его внимание на вещи разных форм

Обучаемся

Ищем геометрию вокруг

Развитие детей не представляется без освоения геометрических фигур, но проводить ознакомление нужно постепенно. Для начала выберите только одну фигуру. Закончив ее освоение и закрепление, переходите к следующей. Советуем начинать с круга, как максимально легкой и запоминающейся фигуры.

Распечатайте формы с помощью принтера или нарисуйте от руки на листе формата А4. Повторимся, все фигуры должны быть одноцветные и одноразмерные. Отведите несколько дней на знакомство с кругом. В первый день покажите крохе круг и расскажите, какие у него есть особенности. На второй день начните поиск предметов, которые напоминают круг. Видя, что ребенок не справляется в силу возраста, помогите ему. Отыскав нужный предмет, пусть карапуз проведет сам по его краю, чтобы запомнить и закрепить такую форму. Последующие формы вводятся аналогично. Для примера проведения такого урока посмотрите видео в Интернете.

Думая, что ребенок еще слишком мал для запоминания названий, все равно не переставайте заниматься. Ваши труды в итоге увенчаются победой, ведь все занятия откладываются в детской головке. Еще до достижения карапузом годовалого возраста можно показывать и называть основные понятия геометрии, а именно квадрат, круг и треугольник. Для этого следует использовать специальные видеоуроки.

Игры на различение фигур

Для игры понадобится небольшой мешочек, в который нужно положить уже известные формы. Продемонстрируйте ребенку, например, треугольник, а затем попросите отыскать в мешочке такой же. Немного позже, осознав соотношения плоских и объемных тел, показывайте плоские изображения, прося найти соответствующее объемное тело, к примеру, шар – это круг, кубик – квадрат. Освоив и это упражнение, ребенок со временем научится показывать уже не фигуры, а настоящие предметы.

Лото - уникальная игра, которая позволяет изучить все, что угодно. Фигуры мы также легко учим с помощью лото. Для игры изготовьте карточки с изображениями изучаемых понятий (для карапузов стоит начать с 3-4 форм) в двух экземплярах. Один из них разрезаем на отдельные картинки-карточки. Для начала изготовьте лото с фигурками одного цвета и размера, а по мере взросления карапуза разнообразие величин и цветов будет увеличиваться. Цветные различающиеся картинки искать сложнее.

Базовые фигуры на карточках:













Метод сортировки

Игрушка сортер станет отличным помощником в деле изучения геометрии. Ближе к году кроха, играя с данной игрушкой, обнаруживает, что для каждой детали есть свое уникальное отверстие. Помогайте малышу подсказками: «Ты нашел квадрат, а это отверстие круглое. Сюда не подходит. Давай поищем квадратное отверстие?» Сделать простейший сортер можно самостоятельно. Возьмите две коробки, в одной сделайте круглое отверстие, в другой – квадратное. Предложите ребенку отсортировать кубики и мячики по коробкам. Сопровождайте действия карапуза комментариями и называнием правильной фигуры. Таким нехитрым способом малыш одолеет все понятия. Существуют сортеры с перегородками, которые не позволяют деталям смешиваться внутри куба. Такие сортеры отлично подойдут для деток, плохо различающих фигуры.



Для интересного активного изучения фигур прекрасно подходит сортер

Рамки-вкладыши бывают самых разных направлений, в том числе и с геометрией. Рамки с основными формами требуют вкладывания в нужный отсек подходящей детали. Игра-упражнение напоминает сортер. Видеопримеры широко представлены в интернете.

Сортировка по признакам: ребенок должен усвоить различия в манипуляциях с фигурами, к примеру, один предмет катится, а другой – нет, или с помощью некоторых можно сделать башню, а другие для этого не годятся и т.д. К возрасту 5 лет ребенок будет в состоянии отсортировать предметы по двум признакам: можно катить и нельзя построить башню (шар), нельзя катить, но можно поставить друг на друга (цилиндр), нельзя катить (куб). В дошкольном возрасте 6-7 лет будущий первоклассник должен в совершенстве овладеть начальными примитивными знаниями по геометрии.

Аппликации

Выполнение аппликаций будет помогать усваиваться новым понятиям. Используйте различные геометрические тела, чтобы спланировать будущую аппликацию. Первые пробы следует сделать максимально простыми, к примеру, на треугольный лист клеятся только треугольники, на квадратный – только квадраты. Позвольте крохе самому определить, какую фигурку куда приклеить.



Покупные или самодельные аппликации прекрасно помогают разобраться с геометрией

Будущие детали аппликации можно вырезать из различных материалов: фетр, картон, бархатная бумага и т.д. Приблизительно к полутора годам малыш освоит процесс наклеивания деталей на необходимые места по шаблону и будет готов к новому этапу. Теперь можно приступить к выполнению самой примитивной композиционной аппликации. Основу для упражнений можно взять из следующих пособий:

  • Серия «Школа семи гномов 1+».
  • Развивающие наклейки для малышей.
  • Чудесные наклейки. Веселая геометрия.

Тактильное творчество

Тактильная работа с геометрическими телами позволяет быстрее их запомнить. Любая творческая деятельность (рисование, лепка, вырезание) станет сподручником в деле освоения новых понятий. На листе формата А4 распечатайте или нарисуйте крупные фигуры. Покажите малышу, как нарисовать некоторые из них карандашами, фломастерами или красками. Рисуйте рука в руке, чтобы ребенок понял принцип. Со временем он начнет справляться без вашей помощи. Чаще деткам проще всего дается для рисования круг.

Не ограничивайте творчество маленьких детей одним рисованием. Фигуры можно выкладывать из ниток, складывать из зубочисток, концы которых можно скрепить пластилином для фиксации, лепить из теста и пластилина, создавать из мозаики и т.п. Уличные игры также совмещайте с обучением: рисуйте формы на асфальте мелками, палочками на земле, собирайте желуди и камушки, а затем выкладывайте квадраты и круги. Вдохновиться можно с помощью большого количества фото и видео занятий, представленных в сети.



Тренироваться можно даже на асфальте, используя цветные мелки

Использование карточек Домана

Многие обосновано считают методику Домана наиболее эффективной в деле изучения геометрических фигур. При минимуме усилий ребенок осваивает новые понятия в кратчайшие сроки. Уточним один момент: когда мы изучаем с ребенком новые понятия, эти знания требуют закрепления. Оно возможно посредством разнообразных игр-упражнений, о которых мы говорили выше. Незакрепленные знания очень быстро забудутся, почти так же быстро, как и были приобретены. Чаще всего можно услышать рекомендации о том, что начало занятий по карточкам Домана лучше отложить на возраст 1 года. В этот период ребенок уже охотно занимается и сортерами, и аппликациями, и рамками-вкладышами. Данный метод нередко используется в детских садах.

Детям с потребностью познания окружающего мира через движения будет полезно предложить игры, в которых двигаться нужно по определенной траектории. Игровая трасса или путь имитирует ту или иную фигуру. Такое упражнение позволит кинестетикам дошкольного возраста быстрее усвоить новые понятия. Также помогают игровые комплексы и городки.



Включить элементы знакомства с геометрией можно в любую активную игру

Игра-упражнение «Обойди фигуру» будет уместна для детей от года до двух. Кроха, хорошо освоивший ходьбу, уже готов к участию в игре. С помощь мела или веревки обозначьте форму, отметьте старт и финиш, являющиеся одной точкой. Для фона включите веселые песенки. В качестве задания предложите деткам обойти изображение шагом, прыжками, ползком и т.д. По мере взросления малыша задания усложняются: можно попросить обойти, подбрасывая мяч или неся в руке ложку с шариком.

Неплохая игра для трехлеток – догонялки с использованием домиков-фигур. Обозначьте на полу или земле домики. Это могут быть предварительно вырезанные большие фигуры, а могут быть и просто нарисованные мелом или сложенные из палочек домики. В такие домики (круги, квадраты и треугольники) ребенок может спрятаться от водящего, только если назовет правильно форму.

Когда мы учим азы геометрии, можно воспользоваться современными средствами. Будут полезны развивающие видеоматериалы и мультфильмы, рассказывающие о различных геометрических фигурах. Обратите внимание на такие мультики как: «Малышарики» и «Паровозик Чух-Чух».

Конспект занятия.

Тема занятия: «Геометрические фигуры» Тип занятия: З анятие закрепления знаний. Цель: Задачи: 1. Образовательная: 2. Коррекционная: развитие мелкой моторики. 3. Воспитывающая: воспитывать самостоятельность в выполнении заданий. Оборудование: плакат с изображение снеговика, изображения геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), пуговицы, письмо, раздаточный материал, шаблоны геометрических фигур, карандаши, ножницы, клей.

Ход занятия:

    Орг. Момент.
Вступительное слово учителя. (метод: беседа) Сегодня нам в гости пришел снеговик. Ребята, он нам что-то принес. Что же это такое? Посмотрим? (письмо) Ребята тут какие-то картинки. Вы знаете, что это такое? (да, это геометрические фигуры) А как они называются? (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) Молодцы. А давайте вы покажите снеговику как вы умеете выкладывать геометрические фигуры из пуговиц. (Лера и Вероника выкладывают – круг, Женя, Илья и Антон – прямоугольник, Наташа и Дима – квадрат, Рома Кудрявцев, Рома Пузырников и Лёша – овал и треугольник) (выкладывают) (Метод повторения и закрепления)

Обращаюсь к снеговику: «снеговик, что ты говоришь?». Ребята, снеговик мне сказал, что он приготовил вам задания, они в конверте. Ой, и правда, а я сразу не заметила. Тут ещё и письмо. Кто поможет мне его прочитать? Лёша, иди, прочитай письмо. (текст письма: помогите мне собрать моих братьев снеговичков) Как же нам это сделать? (раздаю листочки с заданием) Ребята, ну как же нам помочь снеговику? Что нужно сделать? (раскрасить, вырезать и склеить) Молодцы, какие вы догадливые. Но прежде чем выполнять задание, давайте посмотрим на снеговика. - Из каких фигур он состоит? - Сколько кругов? - Какого цвета круги? - Сколько овалов? - Какого цвета овалы? - Какого цвета квадрат? - Какого цвета прямоугольник? - Какого цвета треугольник? Мы назвали все фигуры, все цвета какими нужно раскрашивать эти фигуры? Молодцы. Но прежде чем приступить к работе, нужно подготовить ваши пальчики. Для этого мы сделаем с вами пальчиковую гимнастику. Физминутка «Мама нам печет блины» «Фонарики» Руки мы с вами подготовили, приступаем к работе. Во время работы, задаю детям вопросы: «Какую фигуру раскрашивает?», «Каким цветом?». (У некоторых воспитанников недостает кругов) Недостающие фигуры снеговика, вы можете дорисовать самостоятельно. Для этого на ваших столах лежат шаблоны. Посмотрите внимательно и выберите те фигуры, которые вам нужны. Кто закончил раскрашивать, начинайте вырезать. Лера вырезает снеговичка и круг. Закончили, молодцы. Ребят, вы знаете, пока вы раскрашивали и вырезали части снеговичков, наш снеговик задал мне еще один вопрос. «Как выглядят его летние братья, надувные снеговички?». Помните, мы с вами на занятиях, изображали надувных кукол, давайте покажем их нашему снеговику. Физминутка «Надувная кукла». Молодцы. Вы отдохнули, показали снеговику его летнего брата. Сейчас приступаем к изготовлению снеговичков. Возьмите белые листы, разложите все фигурки так как вы из будите приклеивать. Антон наклей снеговика на лист. Лера – положи снеговичка на лист. Теперь можно приклеивать. Закончили, молодцы.

    Подведение итогов.
- давайте мы с вами вспомним, что мы делали сегодня на занятии? - какие фигуры выучили? - какое задание снеговика мы выполняли? Ребята, посмотрите, на снеговичков, чего не хватает? (улыбки) Послушайте внимательно, если вам понравилось занятие нарисуйте снеговику улыбку, если нет грустное лицо. А сейчас, мы прикрепим снеговичков, к старшему брату. (сели) Давайте подумаем, справились мы с заданием снеговика. Если мы справились, похлопаем в ладоши. На этом наше занятие закончено.

Самоанализ.

    Краткая характеристика класса.
В данном классе 5 инвалидов. 5 воспитанников с низким уровнем познавательных процессов и недостаточно развитой моторикой рук. Из них 1 воспитанник с аутизмом и 1 воспитанник с дцп, 3 воспитанника со средним уровнем познавательных процессов и 2 воспитанника с достаточным. Опираясь на эти данные, все задания были разделены на 4 уровня. Цель: формирование умения различать геометрические фигуры Задачи: 1. Обучающая: научить различать геометрические фигуры 2. Коррекционная: развивать мелкую моторику, развивать зрительно – двигательную координацию. 3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность в выполнении заданий, воспитывать аккуратность. По данной теме второй урок. Тип занятия: З анятие закрепления знаний.
    Орг. Момент.
Вступительное слово учителя. Цель: организовать воспитанников на работу.
    Повторение изученного материала.
(метод: беседа) На втором этапе занятия воспитанники отвечали на вопросы, что дало возможность повторить геометрические фигуры, изученные на предыдущем занятии. Выкладывание из пуговиц помогает запомнить образ фигуры, проговаривание, ее название. А так же развивает зрительно-двигательную координацию.
    Закрепление изученного материала.
(Метод повторения и закрепления) При рассмотрении снеговика, из каких фигур состоит какого цвета фигуры и сколько тех или иных фигур, происходит повторение геометрических фигур и закрепление цвета. Воспитанники учатся различать геометрические фигуры, а так же повторение прямого счета. Физминутка «Мама нам печет блины» «Фонарики» цель: подготовить руки к раскрашиванию фигур. Раскрашивание геометрических фигур позволяет развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность. Вырезание фигур из бумаги помогает запомнить образ фигуры. Физминутка «Надувная кукла». Помогает расслабить и отдохнуть. Выкладывание и приклеивание снеговика воспитывает самостоятельноть в выполнении заданий.
    Подведение итогов.