Какое максимальное количество уроков в день может быть установлено для учащихся средней школы? Максимальное количество уроков в школе Наибольший объем школьной нагрузки должен приходиться на

Для большинства родителей вопрос перегруженности детей в школе - один из самых волнующих. сейчас солидные, плюс секции, репетиторы, и на все это у ребенка должно хватать сил. При этом он должен сохранять физическое здоровье и психику, иначе пользы ни от школьной программы, ни от дополнительных занятий не будет.

В связи с этим многие родители хотят точно знать, какое количество уроков в школе является максимально допустимым?

Регламентирует данный вопрос документ СанПиН № 189, где даются четкие определения аудиторной и общей образовательным нагрузкам.

Максимальная аудиторная нагрузка

В течение учебной недели первоклассники должны иметь не более 4 уроков ежедневно;

Учащиеся 2-4-х классов - не более 5 уроков;

Ученики 5-6-х классов - не более 6;

Старшеклассники - не более 7 уроков.

Общая ежедневная нагрузка в течение дня

Нормы СанПиН регламентируют и ежедневный объем общей нагрузки:

для - 4 урока 4 раза в неделю и 5 уроков, включая физическую культуру, 1 раз в неделю;

для остальной начальной школы - 5 уроков 4 раза в неделю и 6 уроков, включая физическую культуру, 1 раз в неделю;

Для пяти-семиклассников - не более 7 уроков;

Для старшеклассников - не более 8 уроков.

Указанные нормативы являются обязательными, в их основе их лежат гигиенические требования.

К обязательным урокам не относятся факультативы и платные образовательные услуги, согласно ФЗ об образовании, не являющиеся необязательными. Нельзя забывать и об элективных учебных предметах, выбирать которые из школьного перечня 10-11-классники обязаны после получения основного образования.

Участие в факультативах, являющихся элементом внеурочной деятельности, для школьников является добровольным.

В учебных заведениях сначала принято составлять расписание обязательных занятий, а лишь потом переходить к факультативным. Для них оптимальны дни, когда число обязательных уроков минимально. Перед факультативными занятиями рекомендуется 45-минутный перерыв, дающий возможность школьникам переключиться на другую деятельность.

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры,

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва

Третий – лишний?

О количестве и качестве уроков физкультуры

Три года назад повсеместно в российских школах был введен третий час физической культуры в неделю. Мы попытались разобраться, как это реализуется в различных образовательных учреждениях, учитывая, что проводить уроки порой попросту негде…

Тему этой статьи подсказали учителя физкультуры, которые жалуются на то, как неудачно проводят третий час в их школах. Полагаем, что анализ полученной нами информации поможет улучшить качество уроков физической культуры.

В поисках решения проблемы

Идеальный вариант

Давайте попробуем представить модель, при которой введение третьего часа физической культуры было бы идеальным. Если в школе есть все необходимые условия: несколько спортивных залов и плоскостных сооружений, бассейн, лыжная база и т.п., – это, скорее всего, удастся. Однако следует помнить, что для достижения максимального эффекта уроки в расписании не должны ставиться день за днем. Отдых и восстановление после физической нагрузки – обязательная часть как образовательного, так и тренировочного процесса. Таким образом, идеальным вариантом будет тот, при котором уроки физкультуры стоят у каждого класса в расписании по понедельникам, средам и пятницам – при пятидневной рабочей неделе – или еще и по вторникам, четвергам и субботам – при шестидневной. При этом несколько дней в неделю зал при пятидневной неделе будет пустовать.

Таким образом, чтобы создать идеальную модель внедрения третьего часа, школа должна не только иметь богатую материальную базу, но и суметь грамотно составить расписание. Среди мест работы учителей, которые обращались к нам в редакцию, таких школ не оказалось…

Два плюс один

Уроки физкультуры в средней и старшей школе разрешается объединять в пару. Некоторые школы воспользовались этой возможностью. Это способствует более грамотному распределению нагрузки в течение недели, позволяет администрации школы не менять расписание при организации уроков лыжной подготовки, а учитель может планировать одно занятие в неделю – образовательной и оздоровительной направленности, другое – тренировочной.

На практике оказалось, что и этот вариант имеет свои недостатки. В частности, учащиеся 5–8-х классов с трудом справляются с полуторачасовой нагрузкой. К тому же нельзя забывать, что заболеваемость школьников в последнее время повысилась, и такое увеличение нагрузки тем более многим будет не по силам.

Другая проблема – отсутствие перемены. Как правило, при такой организации уроков учителя физкультуры не прерывают занятие, что еще больше увеличивает нагрузку. Если же отпускать детей на перемену, теряется тренировочный эффект и эффект от ранее проведенной разминки. При согласовании данного вопроса с администрацией школы можно время перемены использовать для занятия, а детей отпускать со следующего урока чуть пораньше. К тому же у детей будет больше времени, чтобы принять душ.

Чтобы избежать чрезмерной нагрузки, во время сдвоенных уроков можно больше времени уделять теоретическим вопросам.

В школах, которые проводят уроки лыжной подготовки, был предложен вариант объединения трех уроков – такой способ очень удобен старшеклассникам для выездов в лесопарк. Некоторые читатели рассказали, что в их школах нашел применение такой способ, но таких оказалось немного.

Набор часов

Многие школы выбрали следующий путь. Недостающие 34 или 35 – в зависимости от количества учебных недель в году – часов физической культуры они просто добирали за счет проведения Дней здоровья, туристских слетов, спортивных часов и т.д., потому что у них нет возможности вместить третий час в расписание. Проведя одно большое мероприятие, такое, как День здоровья, учитель мог сразу «закрыть» восемь уроков физической культуры, причем даже для нескольких классов. Если организовывать подобные праздники один раз в четверть – это уже 32 часа. Только выполняют ли они в полной мере образовательную функцию? И не подменяется ли одно другим? Все понимают, что Дни здоровья и до введения третьего часа проводились – может, и не так регулярно, – а теперь это приобрело общешкольный характер с обязательным посещением, оцениванием и т.п.

Суббота – день физкультурника

Некоторые школы, работающие по пятидневной рабочей неделе, приняли решение третий урок физкультуры вынести на субботу. В это день в школе никого нет, залы пустуют. Чем не решение проблемы? Только вот явка учащихся, как правило, не превышает 40%. Казалось бы, это можно использовать: если детей мало, можно объединить классы – и время освобождается, и места в зале всем хватит. Но на практике такой подход грешит формализмом: дети могут быстро сообразить, что уроки физкультуры можно пропустить – была бы причина более-менее уважительной.

4 – 2 – 2 – 4

Этот вариант – не схема расстановки игроков, а распределение часов физической культуры по четвертям. Его используют школы в теплых регионах страны, где можно уроки в сентябре, октябре, апреле и мае проводить на улице. Поэтому в первую и четвертую четверти организуют не три, а сразу четыре урока в неделю, а в холодное время года – по два. Таким образом, решается проблема загруженности залов – на два часа в неделю их хватает, и дети больше времени проводят на свежем воздухе. Важно только, чтобы у школы было больше плоскостных сооружений, чтобы нескольким классам сразу нашлось место для занятий.

Минусы есть. Во-первых, дети получают физическую нагрузку в течение учебного года неравномерно. Во-вторых, никто не застрахован от непогоды: где проводить уроки в дождь, холод или сильный ветер? Тогда в ход идет всё: холлы, коридоры, рекреации…

Три пишем, два в уме

К сожалению, есть и такие школы, их не так много, – которые по-прежнему проводят два урока физической культуры в неделю, а не три. При этом для любой проверки (в расписании, в журнале) указывается три урока. Как обещают своим учителям руководители этих образовательных учреждений, это временное явление, которое будет вскоре устранено. Будем надеяться, что они сдержат свое обещание.

Обратиться за помощью

Отдельным школам удалось решить проблему введения третьего часа путем сотрудничества с рядом расположенными ФОКами, бассейнами и катками, так как первая половина дня у них, как правило, свободна. Остается лишь организовать работу: договориться с арендодателями, обеспечить проезд детей, приобрести инвентарь и т.д.

Сказано – сделано

В подавляющемся большинстве школ третий час физической культуры введен. Администрации нужно отреагировать на приказ, исполнить и отчитаться. В результате и без того маленькие спортивные залы объединяют учащихся двух, а порой и трех классов. Как проводить уроки с таким количеством детей и при этом отвечать требованиям новых Государственных стандартов в образовании? Педагоги нашли следующий выход. Несколько классов в зале? Значит, там присутствует и несколько педагогов. Один учитель предлагает детям заняться одним видом спорта, другой – другим, третий – третьим. Это значительно повышает эффективность урока и снимает проблемы с дисциплиной.

Мифы и реальность

С введением третьего часа в обществе укоренилось мнение, что теперь ситуация с преподаванием физической культуры изменится. Опыт первого года показал, что мы заблуждаемся.

Заблуждение первое: дети станут в 1,5 раза физически крепче. Как ни странно, уровень развития физических качеств не прямо пропорционален количеству времени, уделяемому на их развитие. Даже проведение уроков на высоком уровне – еще не гарантия улучшения результатов. По итогам первого года инноваций не было отмечено существенного прорыва в улучшении физической подготовки детей. Единственное, чего следует ожидать, – снижение заболеваемости школьников. Это дорогого стоит.

Заблуждение второе: учителя физической культуры станут больше зарабатывать. Здесь нужно понимать, что зарплата любого учителя зависит от его квалификации и нагрузки, при новой системе оплаты труда – еще и от количества детей в школе. Педагоги школ, перешедших на новую систему оплаты труда, отмечают, что стоимость часа у них даже стала меньше. У многих увеличилось количество часов, однако все понимают, что это не всегда ведет к улучшению качества уроков.

Заблуждение третье: дети на уроках физкультуры будут изучать новые виды спорта. Это правда лишь отчасти. Школ, у которых есть возможность приобрести новый спортивный инвентарь для обучения детей бадминтону, теннису, организовать занятия по фитнесу и применить другие нововведения, оказалось немного. Большинство школ не стали даже разрабатывать свои программы для третьего часа, взяв за основу программу В.И. Ляха и А.А. Зданевича (2004), рассчитанную как на два, так и на три часа в неделю и построенную на базовых видах спорта с включением вариативной части в зависимости от региональных и материальных особенностей школы.

Заблуждение четвертое: больше детей станут посещать занятия в спортивных секциях. Это не так. Тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ отмечают, что за этот год не было отмечено увеличения количества школьников, записавшихся в группы начальной подготовки, – скорее наоборот. Более того, уменьшилось число детей, которые посещают школьные спортивные секции. Если раньше родители понимали, что двух уроков физкультуры в неделю явно недостаточно для полноценного физического развития их ребенка, и с удовольствием отдавали его в любую секцию, чтобы восполнить потребность в движении, теперь они рассуждают иначе: зачем нужна школьная секция, если у школьников и так три урока физкультуры в неделю?

Заблуждение пятое: дети будут больше участвовать в спортивных соревнованиях. Школьных спортивно-оздоровительных мероприятий стало меньше, так как всё свободное время в расписании отводится, в первую очередь, под третий час физкультуры, которому теперь находится место и на седьмом, и на восьмом уроке. А если школа работает в две смены, то время работы спортивного зала для проведения внеклассных мероприятий минимально. Не увеличивается и количество районных и городских соревнований: у учителей просто нет времени вывозить на них детей.

Лучше меньше, да лучше?

Что же получается? Столько лет сами учителя физической культуры ратовали за то, чтобы уроков физкультуры стало больше, а на практике это оказалось ненужным. Со временем мы увидим плоды нашего труда. Посадив картошку на своем огороде, мы изначально теряем несколько ведер корнеплода, и не следует ждать отдачи через несколько недель. Но нельзя не согласиться еще с одним правилом огородника: прежде чем посадить картошку, нужно подготовить почву. В нашем случае начинать нужно было с модернизации спортивных залов и оборудования, с пересмотра и корректировки программ исходя из имеющихся данных диспансеризации школьников, с переобучения педагогов и лишь потом очень плавно и постепенно увеличивать количество учебных часов. Может быть, тогда и урожай был бы лучше?

Мы целое утро

Возились с ростками,

Мы их посадили

Своими руками.

Мы с бабушкой вместе

Сажали рассаду,

А Катя ходила

С подругой по саду.

Потом нам пришлось

Воевать с сорняками,

Мы их вырывали

Своими руками.

Таскали мы с бабушкой

Полные лейки,

А Катя сидела

В саду на скамейке.

Ты что на скамейке

Сидишь, как чужая?

А Катя сказала:

– Я жду урожая.

(Агния Барто. Катя)

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Какое максимальное количество уроков в день может быть установлено для учащихся средней школы? Какими руководящими документами эти нормы установлены? Имеет ли право директор школы установить "пятидневку" за счет увеличения количества уроков в день?

Санитарные нормы и правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 распространяют свое действие на все общеобразовательные учреждения России и обязательны к применению.

Требованиями к режиму образовательного процесса предусмотрено следующее.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется следующим образом:

1-е классы учатся при 5-дневной неделе не более 20 часов в неделю;

2-4-е классы - при 6-дневной неделе - 25 часов, при 5-дневной неделе 22 часа;

5-е классы - при 6-дневной - 31 час, при 5-дневной - 28 часов;

6-е классы - при 6-дневной - 32 часа, при 5-дневной - 29 часов;

7-е классы - при 6-дневной - 34 часа, при 5-дневной - 31 час;

8-9-е классы - при 6-дневной - 35 часов, при 5-дневной - 32 часа;

10-11-е классы - при 6-дневной - 36 часов, при 5-дневной- 33 часа в неделю.

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

Учебные занятия проводятся только в первую смену;

5-дневная учебная неделя;

Организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

Проведение не более 4-х уроков в день;

Продолжительность уроков - не более 35 минут;

Организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;

Организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

Обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

П. 4.9 СанПиНа

Это зависит от площади каждого конкретного кабинета.

  • При фронтальной форме занятий на каждого ребёнка должно приходиться не менее 2,5 м².
  • При групповой форме работы в классе на каждого ребёнка должно быть минимум 3,5 м² площади.

При этих расчётах не учитывается площадь, необходимая для расстановки мебели.

На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?

П. 4.6.

Санитарные нормы рекомендуют размещать кабинеты первых классов не выше второго этажа, а вторых-четвёртых классов — не выше третьего. Используемая в СанПиНе формулировка «рекомендовано» позволяет администрации не учитывать эту норму как обязательную для исполнения.

Как часто должна проводиться уборка помещений школы?

П. 12.3, п. 10.13

Все помещения школы должны ежедневно мыться с применением моющих средств. А туалеты, столовые, вестибюли, рекреации — после каждой перемены.

Между сменами должен быть предусмотрен 30-минутный перерыв, во время которого производится уборка помещений.

Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?

П. 5.6. СанПиНа

От первой парты до учебной доски должно быть минимум 240 сантиметров.

Какие существуют правила рассадки детей разного роста?

П. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 4.8, Приложение 1 («Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у учащихся»)

Парты должны расставляться в порядке от низких к высоким, чтобы самая низкая парта была в первом ряду, а самая высокая — в последнем.

При этом для каждого ребёнка должна быть предусмотрена парта, соответствующая его росту. Если нет возможности учитывать это требование при кабинетной системе обучения, то рекомендуется за каждым классом средней и старшей школы закрепить собственный кабинет, как в начальной школе.

Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом здании школы?

П. 4.13 СанПиНа

Санитарные нормы предполагают возможность размещения спортивного зала в отдельном здании. Отсюда следует, что необходимость перехода детей из одного здания в другое для проведения уроков физкультуры не нарушает санитарных норм.

Во сколько может начинаться первая смена?

П. 10.4.

Не ранее 8 часов. Норм по самому позднему времени начала занятий не существует.

Существует ли норма времени окончания второй смены?

Такой нормы не существует. Время начала и окончания второй смены зависит от продолжительности и количества уроков и перемен в первой и второй сменах, времени на уборку между сменами.

Должны ли смены ежегодно чередоваться?

Такого требования в санитарных нормах нет. Однако во вторую смену не должны учиться 1, 5, 9 и 11 классы.

Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?

П. 10.6, 10.10

Установлено следующее максимальное количество уроков в зависимости от класса:

  • 1 класс — не более 4 уроков, один раз в неделю 5 уроков за счёт физкультуры;
  • со 2 по 4 классы — не более 5 уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт физкультуры;
  • с 5 по 6 классы — не более 7 уроков, но в среднем за неделю не более 6 в день;
  • 7 класс — не более 7 уроков;
  • с 8 по 11 классы — не более 8 уроков, но в среднем за неделю не более 7 уроков.

То есть в пятом классе может быть так: три дня 6 уроков, один день 5 уроков, ещё один день — 7 уроков. А в среднем за неделю получится 6 уроков в день.

Для первых классов существуют дополнительные требования:

  • в сентябре-октябре — по 3 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в ноябре-декабре — по 4 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в январе-мае — по 4 урока в день продолжительностью по 40 минут.

Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?

Все занятия, которые не входят в расписание, не являются обязательными. Посещение их может быть только добровольным. В эти занятия не должно проводиться обучение по основной школьной программе. Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. (Таблица 3 приложения 3 «Гигиенические рекомендации к расписанию уроков»)

Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?

П. 10.8.

Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся (приложение к СанПиН)

Максимальная нагрузка указана в академических часах (1 а.ч. = 45 мин.)

Классы 6-дневная неделя
(не более)
5-дневная неделя
(не более)
1 - 21
2 — 4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8 — 9 36 33
10 — 11 37 34

Указанная нагрузка включает в себя обязательные уроки по расписанию и дополнительные занятия.

Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. Программа внеурочной деятельности может быть реализована как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако внеурочная деятельность должна быть добровольным выбором ученика, то есть не является обязательной частью учебного процесса.

Можно ли проводить сдвоенные уроки?

П. 10.8 СанПиНа

Сдвоенные уроки не разрешается проводить только в начальных классах. Исключением являются уроки физкультуры, когда занятие проводится на лыжах или в бассейне.

При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?

П. 10.23, таблица 1 « Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра, в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года»

Осенью и весной — при любой температуре. Главное, чтобы не было дождя.

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе:

Климатическая зона

Возраст

без ветра

при скорости ветра
до 5 м/сек

при скорости ветра
6-10 м/сек

при скорости ветра
более 10 м/сек

Северная часть РФ
(Красноярский кр., Омская обл. и др.)
до 12 лет -10 -11 ºC -6 -7 ºC -3 -4 ºC Занятия
не проводятся
12-13 лет -12 ºC -8 ºC -5 ºC
14-15 лет -15 ºC -12 ºC -8 ºC
16-17 лет -16 ºC -15 ºC -10 ºC
В условиях Заполярья
(Мурманская обл.)
до 12 лет -11 -13 ºC -7 -9 ºC -4 -5 ºC Занятия
не проводятся
12-13 лет -15 ºC -11 ºC -8 ºC
14-15 лет -18 ºC -15 ºC -11 ºC
16-17 лет -21 ºC -18 ºC -13 ºC
Средняя полоса РФ до 12 лет -9 ºC -6 ºC -3 ºC Занятия
не проводятся
12-13 лет -12 ºC -8 ºC -5 ºC
14-15 лет -15 ºC -12 ºC -8 ºC
16-17 лет -16 ºC -15 ºC -10 ºC

Для Приморского края существуют отдельные нормы в зависимости от времени года.

Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

Непосредственно за соблюдением норм санитарных правил следит Роспотребнадзор. Вы можете позвонить туда, или подать письменную жалобу лично или от имени нескольких родителей, или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.

Некоторые вопросы нахождения детей в школе регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда также принимаются в трёх видах.

При невозможности или нежелании решить проблему силами чиновников помогает обращение в прокуратуру.

Помочь с решением системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашем регионе.