Внутренние озерные флотилии. Ладожское озеро. Боевые действия на онежском озере Финские озерные флотилии

По материалам книги "Северные войны России" (
В соответствии с решением главнокомандующего Северо-Западным направлением маршала К.Е. Ворошилова, по приказу заместителя Наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова на основе Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии была сформирована Онежская военная флотилия. Ее командующим стал бывший командир Онежской военно-морской базы капитан 2 ранга А.П. Дьяконов.

В августе-сентябре 1941 года в судоремонтной мастерской в поселке Вознесенье переоборудовали в канонерские лодки буксирные пароходы Беломорско-Онежского пароходства "Огюст Бланки" (КЛ-11), "Каляев" (КЛ-12), "Ижорец № 18" (КЛ-13), "Мартиец-89" (КЛ-14) и "Мартиец-60" (КЛ-15). В октябре были получены для них минометы.

Канонерки были поначалу вооружены двумя старыми 75-мм пушками, 1 зениткой 45 мм, одним 82-мм минометом. В 1943 году их перевооружили на 2 пушки калибра 85 мм и 3 спаренные установки пулеметов "Кольт" 12,7 мм. Кроме того, у них остались минометы.

18 сентября 1941 года финны перерезали реку Свирь в районе Остречины и заняли Гакручей. Для поддержки сухопутных частей в этот район из Вознесенья послали КЛ-12. 19 сентября в 7.30, подойдя к селу Остречины на дистанцию 1,5-2 км, канлодка обстреляла его. Был освобожден из плена строительный батальон (100 человек) с техникой. Спустя несколько часов канлодка вновь обстреляла село и заставила отступить группу финнов. Эта операция стала боевым крещением флотилии.

В тот же день КЛ-12 поднялась вверх по Свири к селу Вязостров, где прикрывала эвакуацию населения, препятствуя переправе противника на левый берег. КЛ-12 и КЛ-14 успешно вели огонь по врагу в районе деревни Гакручей. Деревню заняли советские бойцы, высадившиеся с буксира "Лосось".

21 сентября КЛ-13 обстреляла окраину деревни Гакручей. Прямым попаданием был уничтожен склад боеприпасов и снаряжения. Противник отступил. 22-24 сентября КЛ-13, КЛ-14 и буксир "Лосось", на котором находились 72 бойца отдельного дорожно-строительного батальона и 27 бойцов народного ополчения, вышли на боевую позицию в районе Вязостров и Гакручей. Они получили приказ занять деревню и не допустить переправы противника на левый берег Свири. Но атака советских войск была отбита.

С 26 по 28 сентября канлодка КЛ-13 обстреливала деревню Прошино, выпустив более 180 снарядов. Со 2 по 5 октября дивизион канлодок, заняв позиции в Свирской губе, в течение четырех дней обстреливал скопление живой силы противника, израсходовав 511 снарядов.

7 октября финны заняли Вознесенье и были остановлены южнее города в районе реки Ошты. 8 октября командир 272-й стрелковой дивизии генерал-майор М.С. Князев, возглавивший сухопутную оборону по реке Оште, поставил перед Онежской флотилией задачу огнем корабельной артиллерии воспрепятствовать продвижению противника на участке Вознесенье - Ошта. Канлодки КЛ-11 и КЛ-13 нанесли удар по огневым точкам противника на мысе Куликов и Каменной гряде. 10 октября, при поддержке огня канлодок советские войска отбили атаки финнов.

С 11 по 24 октября канлодки КЛ-11, КЛ-13 и КЛ-15, находясь в Онежском обводном канале и у южного берега озера, обстреливали огневые точки противника, поддерживая атаки сухопутных частей. Они также препятствовали переправе противника через Свирь, продвижению подкреплений, подвозу боеприпасов и снабжения. Было израсходовано 1375 снарядов. Советские войска удержали оштинский рубеж.

8 ходе отступления советских войск на Свири, в Петрозаводске и Повенце были брошены свыше 20 исправных пароходов и буксиров. В начале октября 1941 года финны начали переоборудовать их в канонерские лодки и сторожевые корабли. Главной базой финской флотилии стал Петрозаводск.

В середине октября в Вытегру прибыл отряд бронекатеров в составе БКА-35, БКА-63, БКА-64 и БКА-65, перечисленных из состава Ладожской военной флотилии.

Но вскоре бронекатера по Вытегре и Мариинской системе отправились на зимовку в Молотов (Пермь). Канлодки тоже должны были идти в Молотов, но ледостав задержал их в городе Горьком. 28 ноября 1941 года приказом наркома ВМФ Онежская флотилия была расформирована, а ее корабли переданы Волжской военной флотилии. 30 апреля 1942 года по приказу наркома ВМФ из состава Волжской военной флотилии был сформирован Онежский отряд кораблей. Он состоял из штабного корабля "Московский комсомолец" (бывший сетевой заградитель "Исеть"), 6 канонерских лодок (КЛ-11, 13, 14, 15, 40,41), 8 бронекатеров (БКА-11,12, 31, 32, 35, 63,64, 65), 7 сторожевых катеров и катеров тральщиков, 4 глиссеров, сил охраны водного района, 31-го отдельного батальона морской пехоты, службы наблюдения и связи, отдела тыла, складов и производственных предприятий. Онежский отряд кораблей непосредственно подчинялся наркому ВМФ, а оперативно - командующему 7-й Отдельной армией. Местами базирования для его судов стали река Вытегра, Обводной канал, реки Андома и Водла.

7 июня все суда, кроме бронекатеров, прибыли в город Вытегра, и отряд приступил к выполнению боевых задач. Дивизион бронекатеров, состоявший из двух отрядов по четыре катера, прибыл на Вытегру 16 июня и 21 июня начал боевую деятельность.

На Онежском озерном театре к этому времени сложилась следующая оперативная обстайовка. В руках противника находился западный берег озера от Вознесенье до Повенеца с бухтами и пристанями, удобными для стоянки кораблей. Северная и южная части этого берега были укреплены системой береговой обороны, состоявшей из отдельных гарнизонов и батарей. В северной части озера на полуострове Заонежье и некоторых островах финны установили дальнобойные батареи и держали под огнем весь берег от мыса Оров-Наволок до Оров-Губы.

Восточный берег озера охраняли части 7-й Отдельной и 32-й армий (разграничительная линия по реке Водла). На севере от реки Водла до губы Черной занимал оборону 80-й стрелковый полк войск НКВД, входивший в состав 32-й армии. Южнее реки Водла до реки Вытегра стоял 185-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД.

Побережье от реки Вытегра до устья реки Ошта занимали части 369-й стрелковой дивизии. В деревне Девятина базировалась 1-й гвардейская эскадрилья бомбардировщиков Пе-2.

В соответствии с задачами, поставленными командованием 7-й Отдельной и 32-й армий, выявились два самостоятельных направления боевой деятельности отряда: южное и северное. В дальнейшем отряд кораблей обеспечивал оборону города Вытегра и конвоирование судов на участках Вытегра - Шала; Вытегра - Андома.

Северная (шальская) группа кораблей в составе трех бронекатеров, двух канлодок и сторожевого катера обеспечивала левый фланг 32-й армии (80-й стрелковый полк), охраняя восточное побережье Повенецкого и Заонежского заливов. В задачи группы входили разведка, дозор, охрана коммуникаций, высадка разведгрупп. В ходе боевой деятельности наибольшее значение приобрела высадка разведгрупп. Для этой цели использовались катера КМ и бронекатера. За два месяца в тыл противника были высажены 126 человек. Одновременно снимались с берега ранее высаженные группы. С июня по октябрь северная группа совершила более 70 боевых выходов, в том числе 27 в дозор, провела 5 артиллерийских обстрелов, высадила 15 разведгрупп.

Южная группа кораблей поддерживала фланг 368-й стрелковой дивизии совместно с 31-м отдельным батальоном морской пехоты, оборонявшим побережье от мыса Черные Пески до устья реки Вытегра (затем до Тудозера), вела разведывательные, поисковые и артиллерийские набеговые действия, несла дозорную службу. Важное значение приобрели набеговые действия, в которых участвовали канлодки и бронекатера самостоятельно и во взаимодействии с авиацией. Корабли и катера 30 раз вели огонь по береговым объектам противника. На южном направлении с июня по октябрь было совершено 160 боевых выходов, в том числе 30 - для артиллерийских обстрелов, 3 - для поиска, 107 - в дозор.

31 июля 1942 года канлодка КЛ-13 (бывший буксир "Ижорец-18") произвела высадку разВедгруппы в районе острова Василисин, а затем пропала без вести. По данным популярной советской литературы она погибла в шторм, по закрытым данным причина гибели неизвестна. В середине ноября 1942 года Онежский отряд кораблей по Мариинской системе отправился зимовать в город Рыбинск. 31-й отдельный батальон морской пехоты был оставлен оборонять юго-восточное побережье Онежского озера.

К началу 1943 года оборона побережья Онежского озера, занятого финнами, состояла из отдельных гарнизонов, узлов сопротивления, имевших в своем составе подвижные и стационарные батареи, а также двух укрепленных районов. В первый укрепрайон входил участок от города Петрозаводск до поселка Вознесенье (обороняла 1-я онежская бригада береговой обороны), во второй - полуостров Заонежье и остров Большой Климецкий (обороняла 2-я онежская бригада береговой обороны). Финская артиллерия располагалась побатарейно или поорудийно.

Финская озерная флотилия имела в своем составе четыре канонерские лодки (общее вооружение - три 102-мм и пять 76-мм пушек), три бронекатера (три 76-мм или 45-мм пушки), три быстроходные баржи и несколько катеров, две смешанные эскадрильи (Ju-88, He-111, Ме-109, "Кэртис"), базировавшиеся на аэродромы и площадки в районе Петрозаводска.

Приказом Наркома ВМФ от 31 декабря 1942 года Онежский отряд кораблей был переименован в Онежскую в военную флотилию. Корабли и суда флотилии тремя эшелонами с 14 мая по 14 июня прибыли в Вытегру. К началу кампании 1943 года из Волжской флотилии была возвращена канонерская лодка КЛ-13, а штабной корабль "Московский комсомолец" отремонтирован, перевооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. Кроме того, в состав флотилии были введены 8 сторожевых катеров (№ 3, 4, 5 , 6, 47, 49, 104, 111), 7 торпедных катеров типа Г-5 (№ 81, 82, 83, 84, 91, 92, 93), 3 катера-тральщика (РТЩ-130, 131 и 132),2 сторожевых корабля (СКР-14 и 5).

С 16 мая корабли флотилии начали конвоирование транспортов и буксиров с баржами, доставлявших грузы частям Красной Армии. Основными маршрутами были озерная коммуникация (Вытегра - река Андома - губа Шала) и коммуникация по Онежскому обводному каналу (Вытегра - поселок Кедра).

В ночь на 31 мая канонерские лодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 12, 22, 41 и 42{172} обстреляли поселки Подщелье и Ропручей. В результате обстрела установить расположение неприятельских огневых точек не удалось, так как противник ответного огня не открывал. 1 июня канонерские лодки КЛ-11, КЛ-12 и КЛ-41 произвели поиск на коммуникациях финнов в Петрозаводском заливе, но были обнаружены финскими самолетами. В результате суда противника укрылись в бухте, и поиск не дал результатов. В 13.45 у острова Василисин канлодки внезапно атаковали зашедшие со стороны солнца три финских самолета. КЛ-12 получила попадание двух 100-кг бомб в корму и затонула. Канлодки КЛ-11 и КЛ-41 повреждений не получили.

"После гибели КЛ-12 командир дивизиона капитан 2 ранга Г.И. Гинзбург, опасаясь повторной атаки, решил корабли рассредоточить. Он приказал командиру КЛ-41 спасать личный состав погибшей КЛ-12, а сам вместе с капитаном 2 ранга Г.С. Гапковским на КЛ-11 пошел в базу. КЛ-41 направилась к месту гибели КЛ-12 для спасения личного состава, но вражеский самолет вторично атаковал канлодку. Корабль начал маневрировать и отстреливаться. Отогнанный артиллерийским огнем от канлодки, неприятельский самолет с бреющего полета обстрелял из пулемета плавающий личный состав КЛ-12. Было убито 8 человек. Только в 14 ч 36 мин КЛ-41 подошла к месту гибели КЛ-12 и спасла 22 человека (погибло 27 человек), в том числе и командир корабля".

В тот же день в районе устья Вытегры три финских самолета повредили катер-тральщик РТЩ-130. А в ночь на 9 июня у мыса Муромский был атакован конвой, шедший из Озерного устья в Шалу. Повреждена баржа с мукой. Несколько налетов финской авиации на советские суда произошли и в последующие дни. Всего в июне 1943 года финские самолеты 30 раз атаковали советские суда.

"Противник ответного огня не открывал, поэтому выяснить расположение его огневых точек и системы береговой обороны не удалось".

Вполне вероятно, что кроме местных жителей больше там никого не было.

8 июля для поиска судов противника в район бухты Гиморецкая направились бронекатера № 12 и № 21. Для их поддержки в Онежском устье находились КЛ-40 и три торпедных катера. В 16.20 бронекатера обнаружили буксир с баржой и мотобот противника, шедшие от мыса Чей-Наволок в Гиморецкую бухту. Сблизившись с судами, в 16.45 бронекатера открыли огонь из двух 76-мм пушек. Финские суда, увеличив ход, повернули к берегу под прикрытие своих береговых батарей. В 16.15 с мыса Чей-Наволок и из района села Каскиручей был открыт огонь по кораблям из 100-мм орудий. Финны не имели эффективных приборов управления стрельбой даже на балтийских 305-мм и 254-мм береговых батареях, а в Карелии и подавно, поэтому вероятность попадания в маленький катер являлась ничтожно малой. А от осколков и шрапнели катера защищала броня. Но командиры катеров попросту струсили и легли на обратный курс. Так позорно закончилось первое соприкосновение с финскими судами на Онежском озере.

23 июля в состав Онежской флотилии вошел принятый от промышленности большой охотник проекта 122 "Марсовой".

19-22 августа отряд кораблей Онежской флотилии совместно с 1228-м стрелковым полком 368-й стрелковой дивизии 7-й армии провел операцию по уничтожению опорного пункта противника, прилегающего к фронту в устье реки Ошта. В этом районе противник имел трехорудий-ную 120-мм батарею (мыс Куликов), 10 батарей орудий калибра 76-152 мм, батарею ПВО на мысе Коровенец, и минометно-пулеметные точки. На флотилию возлагалась задача артиллерийской поддержки наступления 368-й стрелковой дивизии в районе Вожероксы.

Корабли были сведены в две группы. Первая группа включала канлодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 21 и № 42, сторожевые катера № 41 и № 42 с реактивными установками М-13-М (16 - 132-мм снарядов) и должна была действовать с закрытых позиций в Онежском обводном канале. Вторая группа кораблей в составе торпедных катеров №№ 81, 82, 83, 91, 92 и 93 с реактивными установками М-8-М (24 - 82-мм снарядами) должна была стрелять с озера.

В 4.01 торпедные катера, находясь в движении, дали залп. Задача была успешно выполнена. Одновременно был дан залп "PC" по опорному пункту противника с двух сторожевых катеров, стоявших в канале. Затем последовал второй залп. После этого неприятельский огонь значительно ослаб. После окончания артподготовки части 368-й стрелковой дивизии перешли в наступление. Поддерживая наступающую пехоту, бронекатера № 21 и № 42 прямой наводкой подавляли огневые точки и уничтожали живую силу противника. Канонерские лодки вели огонь с закрытых позиций. От огня противника три бронекатера получили значительные повреждения. Погибли командир бронекатера № 21 лейтенант И.И. Чеботарев и старшина-комендор, были ранены два матроса.

В результате совместных действий противник был выбит с занимаемых позиций, части 7-й отдельной армии продвинулись вперед и захватили участок южного побережья Онежского озера.

13 сентября в 1.05 ночи бронекатера № 21 и № 42 под командованием командира дивизиона канлодок капитана 3 ранга И.П. Никулина высадили группу разведчиков на мыс Чей-Наволок. На обратном пути в 3.05 с головного катера заметили силуэты трех кораблей. Не ответив на опознавательный сигнал бронекатеров, эти корабли открыли артиллерийский огонь. И опять командиры бронекатеров не пожелали вступить в бой. Поставив дымовую завесу, они повернули назад.

В 7 часов утра 14 сентября отряд в составе бронекатера № 12, торпедных катеров № 83 и № 93 у острова Лесной обнаружили стоявший у берега финский буксирный пароход. В 7.26 с расстояния 4,4 км катера обстреляли буксир из реактивных установок. Снаряды легли в расположении цели. В то же время финская береговая батарея открыла огонь по катерам с мыса Рид-Наволок. За ней открыла огонь вторая батарея противника. Перезарядив установки, катера в 8.08 дали второй залп - по батареям противника. Согласно донесению командира отряда, из шести стрелявших орудий пять были выведены из строя, а на пароходе возник пожар. Однако попадание реактивными снарядами в пароход на такой дистанции маловероятно, а о том, как командир мог узнать, что именно пять орудий выведены из строя, остается только гадать. А вот почему бронекатер № 12 не стрелял из своих двух 76-мм пушек - не ясно. Он в самом деле мог потопить пароход.

В ночь на 24 сентября бронекатера №№ 21, 22 и 41, а также катер-тральщик РТЩ-31 высадили десант разведчиков в составе 50 человек на остров Иванцов. При высадке на остров, из-за неумелого обращения с фугасами на одной из шлюпок произошел взрыв. При этом погибли 7 человек. Разведчики были обнаружены противником, который открыл огонь. Десант пришлось снова брать на борт. Бронекатера выпустили по финнам 26 снарядов и пошли обратно.

В ночь на 27 сентября сторожевые катера №№ 41, 42, 43 и 44 выпустили (в два залпа) 128 реактивных 132-мм снарядов М-13 по четырехорудийной 122-мм батарее у поселка Жабинец. В ночь на 5 октября те же катера по той же батарее выпустили 176 снарядов, но в батарею так и не попали.

10 октября торпедные катера №№ 81, 83 и 93 дали два залпа 82-мм снарядами М-8 по пристани у села Щелейки, а большой охотник "Марсовой" вел огонь из 76-мм орудия с предельной дистанции. Батареи финнов с мысов Самбо, Часовня и из селений Подщелье и Щелейки открыли ответный огонь. Снаряды ложились вблизи катеров. Катер № 83 получил повреждения, но остался на плаву.

В ночь на 26 октября "Марсовой" и КЛ-41 высадили группу разведчиков на мыс Брусничный. На этом боевые операции Онежской военной флотилии в 1943 году закончились. Следует отметить, что, несмотря на большое превосходство в силах, командование Онежской флотилии держалось пассивно. За всю кампанию корабли флотилии не потопили ни одного финского судна. Непонятно, почему флотилия не ставили мины на коммуникациях противника, в частности, в районе Петрозаводска? В последних числах октября 1943 года корабли флотилии ушли на зимовку в Череповец и Рыбинск.

Первый эшелон флотилии вернулся в Вытегру 8 мая 1944 года. С 23 июня 1944 года корабли флотилии поддерживали артиллерийским огнем наступление 368-й стрелковой дивизии в районе поселка Вознесенье. В ходе наступления войск 7-й армии корабли Онежской флотилии осуществили успешную высадку тактических десантов: 23 июня - на остров Большой Климецкий, 26 июня - у Шелтозера.

"Около 7 часов утра наша авиация отбомбила и обстреляла прибрежную полосу губы Уйской, а канонерские лодки, минные катера и бронекатера открыли по берегу шквальный огонь, подавляя противодесантную оборону врага. Вслед за этим началась высадка десанта морской пехоты, сначала со.... сторожевых и бронекатеров, а затем с остальных кораблей. Канонерская лодка "Московский комсомолец", которой осадка не позволяла подойти вплотную к берегу, перегружала десант на катера. К 8 часам 40 минутам высадка десанта была в основном закончена.

Преодолевая сопротивление противника, советские десантники освободили село Деревянное и железнодорожную станцию; затем часть их направилась по дороге к Петрозаводску".

Все бы хорошо, вот только ни на побережье Уйской губы, ни в селе Деревянном, ни в самом Петрозаводске противника уже не было. Во избежание ненужных потерь финское командование заблаговременно отвело свои войска. Узнав об этом, командующей Онежской флотилией капитан 1 ранга Антонов приказал высадить десант в петрозаводском порту. 28 июня во второй половине дня корабли флотилии вошли в Петрозаводск и высадили там подразделения 368-й стрелковой дивизии. На этом боевые действия на Онежском озере окончательно завершились.

Онежская военная флотилия

Флаг ВМФ СССР (1935-1950)

Общие данные

Численный состав

Техника (по состоянию на 1918 г.):

  • Техника надводная - 19 ед..

Техника (по состоянию на 1941 г.):

  • Техника надводная - 15 ед..

Техника (по состоянию на 1944 г.):

  • Техника надводная - 25 ед..

Военные конфликты

Орден Красного Знамени

Онежская военная флотилия - формирование военно-морского флота СССР подчиненное Балтийскому флоту. Создавалась и расформировывалась несколько раз. Флотилия принимала участие в боевых действиях в годы Гражданской и Великой Отечественной войнах. За образцовое выполнение заданий командования награждена орденом Боевого Красного Знамени. Подразделения флотилии получили почетное наименование «Петрозаводские».

История

Гражданская война

Минный заградитель «Яуза»

В мае 1918 года вышел приказ о создании Онежской военной флотилии. Власть Советской Республики опасаясь наступления фино-германских войск на Петроград создает три флотилии: Онежскую, Волховско-Ильменскую и Селигеро-Волжскую. Штаб Онежской флотилии располагался изначально в Лодьином Поле. 16 октября 1918 года был перебазирован в Петрозаводск. Первым командиром флотилии был бывший морской офицер Д. А. Федотов. В ноябре его сменил, так же бывший офицер Э. С. Панцержанский. При формировании флотилии боевые корабли Балтийского флота было использовать технически трудно, а с военной точки зрения и опасно, так как они могли понадобиться для обороны столицы. Поэтому было решено использовать гражданские суда в качестве канонерок , вооружив их пулеметами и мелкокалиберной артиллерией. Из боевых кораблей, построенных в Петрозаводске, было два минзага «Яуза » и «Березина ». В дальнейшем на Онежское озеро перевели четыре речных канонерских лодки, два катера и несколько сторожевых судов из расформированной Волховско-Ильменской флотилии. Так же имелись в наличии плавбатареи с 203-мм орудиями.

Катер - истребитель подводных лодок

Боевое крещение флотилия получила в апреле 1919 года когда финские войска вели наступление на Лодейное Поле. Однако в мае обстановка осложнилась, потому что иностранные захватчики и белые захватили Медвежью Гору и Повенец. И в июне на Онежском озере действовали три флотилии - две русских (красных и белых) и одна английская. Белой флотилией командовал капитан 2 ранга А. Д. Кира-Динжан, командовавший в Моонзудском сражении дивизионом сторожевых кораблей. Англичанами командовал коммандер Кертейс (англ. Kerteys ). На вооружении были патрульные катера и катера - истребители подводных лодок. 27 июня красная Онежская флотилия активно участвовала в Видлицкой операции. Огонь корабельной артиллерии флотилии заставил молчать береговые батареи противника, и тем самым флотилия обеспечила успешную высадку десанта, овладевшего важным опорным пунктом врага и захватившего большие трофеи.

В результате Видлицкой операции финские войска были разгромлены. Однако красные моряки не всегда одерживали победы, 3 августа 1919 года в Повенецкой губе когда наступали белые у Мегострова произошел встречный упорный полуторачасовой бой в котором участвовали три катера из отряда Кира-Динжана, которых поддерживала английская авиагруппа из четырех самолетов с красным отрядом под командой Пуга. Бой был настолько напряженный, что канонерка № 2 и сторожевик № 3,у которых от стрельбы и перегрева отказали орудия, имелись многочисленные пробоины, выбросились на берег и были захвачены противником. Канонерская лодка в качестве трофея вошла в состав белой флотилии под именем «Сильный». Канонерка № 6 отбилась и ушла. Кира-Динжан получил за этот бой Георгиевский крест . Таким образом к концу лета на озере сложилась неустойчивое равновесие и Советская власть перебросила на помощь флотилии эсминец «Сторожевой » и несколько самолетов. При наступлении Красной армии на остров Большой Клименецкий флотилия подавила огневые точки, высадила десант и поддерживала огнем наступающие части.

Видя наступление красных и пассивность белых моряков, англичане покидают театр боевых действий, оставляя свои катера и самолеты Белой армии. 25 сентября корабли флотилии вошли в Лижемскую губу Онего и произвели высадку десанта у деревни Лижма. Успешные боевые действия десанта и сухопутных частей Красной Армии начавших в это время наступательную операцию привели к тому, что противник был вынужден отступить от Петрозаводска. В октябре - начале ноября 1919 года Онежская флотилия провела ряд операций совместно с частями Красной Армии в Заонежском и Повенецком заливах Онежского озера. Перед началом ледостава корабли белой флотилии были эвакуированы в Мурманск, где после изгнания интервентов и достались Красной Армии. В феврале 1920 года специально организованный дивизион тральщиков вылавливал мины после ледостава в северной части озера. Онежская военная флотилия после окончания боевых действий в марте 1920 года была расформирована. Корабли переданы на Балтийский флот.

Великая отечественная война

Формирование 1941 года

Бронекатер проекта 1125

Онежская военная флотилия сформирована 7 августа 1941 года из Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии по решению главнокомандующего Северо-Западным направлением Маршала Со­ветского Союза К. Е. Ворошилова прика­зом заместителя наркома ВМФ И. С. Иса­кова. Командовать флотилией назначили капитана 1 ранга А. П. Дьяконова. Главная база - Петрозаводск, с 17 августа 1941 г. - Вознесенье, с 30 сен­тября - Вытегра. К середине сентября флотилия имела в своем распоряжении четыре канонерки, переделанных из буксиров, на которые установили пулеметы и мелкокалиберную артиллерию. 19 сентября состоялось боевое крещение флотилии. В конце октября боевой состав уже состоял из семи канонерских лодок, правда почти все имели малую скорость хода - 5-8 узлов и поэтому главной проблемой была авиация противника и плохие погодные условия. Одна канонерка затонула во время шторма, а вторая была потоплена финской авиацией. Хотя канонерки и являлись главной ударной силой и способствовали стабилизации ситуации на фронте, но их тихоходность не позволяла решать все задачи стоявшие перед флотилией. Поэтому в середине октября 1941 года в составе флотилии появились бронекатера проекта 1125, но в боевых действиях они не участвовали. Приближалась зима и корабли флотилии были переданы в состав Волжской военной флотилии, и 28 ноября флотилия была расформирована.

Формирование 1942-1944 годов

Бронекатер проекта 1124

30 апреля 1942 года при­казом наркома ВМФ был сформирован Отдельный Онежский отряд кораблей из состава Волжской военной флотилии, который 7 июня прибыл на Онежское озеро. В его состав вошли:

  • штабной ко­рабль
  • шесть канонерских лодок
  • восемь бронека­теров (по четыре обоих модификаций)
  • семь сторожевых катеров и катеров-тральщиков
  • четыре глиссера
  • отдельный батальон морской пехоты
  • вспомогатель­ные суда
  • части и учреждения обеспече­ния

Главная база расположена в городе Вытегра. Командовать флотилией назначили капитана 1 ранга А. П. Дьяконова. На Онежской флотилии участвовали в боевых действиях бронекатера проекта 1125 (малый) и проекта 1124 (большой). В 1942 - 1943 годах именно эти бронекатера действуя на основной части акватории озера, составляли главную ударную силу Онежской военной флотилии. 23 июля 1943 года в состав флотилии был включен БО «Марсовой ». Он стал флагманом флотилии.

Финская озерная флотилия имела в своем составе:

  • четыре канонерки
  • три бронекатера
  • три быстроходные баржи
  • несколько сторожевых катеров

Флотилия поддерживалась двумя эскадрилиями бомбардировщиков и береговыми батареями.

Своими действиями советская флотилия не давала противнику выйти на главную акваторию озера и перерезать коммуникации советских войск, высаживала и поддерживала десанты, вела контрбатарейную борьбу. В ходе Свирско-Петрозаводской операции (21 июня - 9 августа 1944 г.) корабли флотилии содействовали сухо­путным войскам при форсировании реки Свирь, высадили десанты на остров Большой Климецкий, в бухте Лахтинская, Уйской губе и в город Петроза­водск. 28 июня 1944 г. катера флотилии первыми вошли в гавань освобожденного от захватчиков Петрозаводска. 29 июля Приказом Верховного Главнокомандующего морякам флотилии была объявлена благодарность, а вечером того же дня Москва отсалютовала освободителям столицы Карело-Финской ССР двадцатью четырьмя залпами из трехсот двадцати четырех орудий. 2 июля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Онежская флотилия «за образцовое выполнение заданий командования» была награждена орденом Красного Знамени. Приказом Верховного Главнокомандующего от 10 июля 1944 г. 1-й дивизион бронекатеров, дивизионы минных катеров и канонерских лодок флотилии, а также 31-й отдельный батальон морской пехоты были удостоены почетного наименования «Петрозаводский».

Военное значение флотилии

Онежская флотилия сыграла важную роль в борьбе с немецко-финскими войсками. Онежское озеро небольшое, но имело важное стратегическое значение. Контроль над озером позволял контролировать три важных водных пути Советского Союза:

  • Контроль над Вытегрой открывал дорогу на Волгу, через шлюзы Мариинской системы.
  • По реке Свирь, через Ладожское озеро, открывалась дорога на Ленинград и Балтийское море.
  • От Повенца начинается Беломоро - Балтийский канал выходящий в Белое море.

Таким образом противник мог уничтожить Балтийский флот и серьезно осложнить положение Северного флота и группировке войск в Заполярье. Заняв в начале войны западную часть берега агрессоры за все время боевых действий не смогли продвинуться дальше. За время войны флотилия провела четыре боевые навигации, во время которых провела множество боевых операций, завоевывая и удерживая под своим контролем акваторию озера. Оказывая огневую и транспортную поддержку сухопутным войскам Карельского фронта флотилия внесла весомый вклад в освобождение Карелии от немецко-финских захватчиков.

Организационный состав

Первое формирование

Штаб

Штаб первого формирования находился в Петрозаводске.

Береговые войска

Три плавучие 203-мм батареи.

ВВС

6 гидросамолетов.

Второе формирование

Штаб

Штаб второго формирования находился в Петрозаводске. После занятия Петрозаводска противником в г. Вытегра.

Береговые войска

Отсутствовали.

ВВС

Отсутствовали.

Третье формирование

Штаб

Штаб третьего формирования находился в г. Вытегра. После освобождения Петрозаводска в Петрозаводске.

Береговые войска

Батальон морской пехоты. Части и учреждения обеспечения.

ВВС

Отсутствовали.

Корабельный состав

Первое формирование

Второе формирование

Третье формирование

Командиры флотилии

  • Д. А. Федотов (июль 1918 - ноябрь 1918)
  • Э. С. Панцержанский (ноябрь 1918 - март 1920)
  • А. П. Дьяконов (август 1941 - ноябрь 1941)
  • А. П. Дьяконов (январь 1942 - июль 1943)
  • Н. В. Антонов (июль 1943 - август 1943)
  • П. С. Абанькин (август 1943 - январь 1944)
  • Н. В. Антонов (январь 1944 - август 1944)

Литература и источники информации

  • Морозов К. А. Онежская флотилия в годы Гражданской войны и интервенции (1918-1920). . - Петрозаводск: 1961.
  • Вьюненко Н.П. Мордвинов Р.Н. Военные флотилии в Великой Отечественной войне. . - Москва: 1957.

Глава 8 Озерные флотилии в Финляндии 1808–1917 гг

В 1808 г., во время войны со Швецией, на озере Коловеси существенную помощь русскому отряду Барклая де Толли оказали канонерские лодки и батарейные плоты Сайменской флотилии. 5 июля 15 канонерских лодок под командованием лейтенанта Козакова были перевезены из озера Сайма на лошадях, причем в некоторых местах их пришлось перетаскивать на руках (рис. 8.1). Батарейные плоты строились на месте.

Затем озерная флотилия была воссоздана Морским министерством в 1863 г. для выполнения военно-полицейский задач, перевозки войск и воинских грузов. Флотилия состояла из трех отрядов на Пейенском, Несиярвском и Тавастгустском озерах. Основу флотилии составил казенный пароход «Суоми» и при нем три баржи (рис. 8.4). Дополнительно были заказаны два парохода, четыре баржи и два паровых катера (рис. 8.3). 13 января 1864 г. Свеаборгский порт передал флотилии шесть парусно-гребных баркасов (рис. 8.2), вооруженных артиллерией. Начальник флотилии - капитан II ранга Тепелиус.

15 июля 1863 г. из Кронштадта пришли три паровые канонерские лодки: «Балагур», «Зарница» и «Забияка». Однако политическая обстановка в Финляндии особых опасений не вызывала, поэтому лодки в озерную систему не входили и 30 августа того же года были отправлены обратно.

23 августа 1865 г. корабли озерной флотилии, построенные в 1863 г., передали Военному ведомству, и флотилия прекратила свое существование (табл. 1).

9 апреля 1904 г. Главный Морской штаб для охраны Сайменской озерной системы назначил пять миноносок: № 1, 22, 24, 28 и 36 (табл. 2; рис. 8.5).

25 мая 1906 г. для усиления охраны таможенной границы с Финляндией и пресечения контрабанды оружием на Ладожское озеро был выслан отряд миноносцев (№ 102,108, 109, 110,116, 125, 126, 131, 139, см. рис. 8.6, 8.7, 8.8). В 1907 г. на Ладоге находились всего три миноносца: № 108, 109 и 110 (табл. 3; рис. 8.6, 8.7, 8.8).

В 1909–1910 гг. на Сайменской озерной системе находился 8-й дивизион миноносок (газолиновые миноноски: № 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 10, табл. 3; см. рис. 8.9).

В марте 1916 г. Военное ведомство создало Сатакундскую флотилию (рис. 8.10, 8.11, 8.12) - в состав которой входили: 4 посыльных судна, 2 парохода, 6 моторных катеров и подрывная партия. В случае необходимости предполагалось использовать баржи, грузоподъемность которых по 60 т и вмещавших каждая роту солдат с обозом или 60 лошадей с повозками (батальонный обоз). Кроме того в состав флотилии предполагали ввести 4 катера-разведчика, построенных в Борго для Военного ведомства (табл. 4).

3 октября 1916 г. на посыльные суда были установлены четыре 57-мм пушки. Кроме этого на вооружении флотилии имелись 100 револьверов системы «Наган» (при штатной численности личного состава - 240 человек) и подрывные патроны.

База флотилии располагалась в порту Сатакунда и включала в себя казарму для береговой команды, гараж, мастерские, здание управления флотилии, склад для бензина и нефти, а также пристань для пароходов и погрузки войск.

24 июля 1917 г. Сатакундская флотилия ликвидируется, и на Сайменскую озерную систему во вновь созданную флотилию были переведены: 9 офицеров, 80 матросов, 4 больших моторных катера, четыре 57-мм пушки с 400 снарядами, шкиперское имущество, запасы нефти и бензина.

Сайменская озерная флотилия создана Военным ведомством в феврале 1917 г. Судовой состав флотилии был немногочисленным, а база находилась на станции Вуоксеннаска Выборгской губернии. Имелась железная баржа для хранения угля, бензина и керосина. Предполагалось получить 28–30 бронекатеров (табл. 5).

Бибилиография

РГАВМФ: ф. 418, сп. 1, дд. 363, 573; ф. 417, сп. 1, д. 3705; ф. 475, оп. 1, дд.: 1, 2, 3; ф. 401, оп. 1,д. 80; ф. 427, оп. 1,д. 1219; ф. 410, оп. 2, дд. 438, 439.

Михайловский-Данилевский. Описание Финляндской войны на сухом пути и на море в 1808–1809 гг. СПб. 1841 г. С. 168.

Таблица 1 Корабельный состав Финляндской озерной флотилии 1863–1865 гг.

Наименование и класс корабля Длина, м Ширина, м Осадка, м Водоизмещение, т Мощность машины, л. с. Числр орудий Завод-изготовитель Время спуска Примечание
Винтовые пароходы:
«Суоми» 42,67 80 1 1856 г. Корпус - деревянный
«Великий князь Алексей» 28,35 5,03 1,52/1,22 77 25 1 -4-фунт. Крейтон и Ко
«Великий князь Владимир» 26,00 4,57 1,47/1,17 50,5 25 1 -В-фунт. Таммерфорсский з-д 1864 г.
Винтовые катера:
«Удача» 14,33 3,28 0,91/0,72 7,5 9
«Стрела» 11,89 2,74 1,07/0,62 7,5 5
Винтовые канонерские лодки:
«Забияка» 32,91 6,33 2,13 173,5 70 3-60-фунт. Охтинская верфь 14.04.1855 гг.
«Зарница» 32,91 6,33 2,13 173,5 70 3-60-фунт. Галерный островок 02.05.1855 гг.
«Балагур» 32,91 6,33 2,13 173,5 70 3-60-фунт. Охтинская верфь 10.05.1855 гг.
Баржи:
три баржи 32,92 7,01 - 1В56 г. Парохода «Суоми»
«Гиппопотам» 19,10 4,34 44,7 - Деревянный корпус
«Сивуч» 19,10 4,34 44,7 - Деревянный корпус
«№ 1» 29,26 6,10 1,32 81,0 - Крейтон и Ко г. Аба 1863 г. Железный корпус
«№ 2» 29,26 6,10 1,32 81,0 - Крейтон и Ко г. Аба 1863 г. Железный корпус
Гребные баркасы:
20-весельный № 3 12,26 3,51 1,22 1 -24-фунт. Свеаборг
20-весельный № 8 12,26 3,51 1,22 1-24-фунт. Свеаборг
20-весельный № 1 12,26 3,51 1,22 1 -24-фунт. Свеаборг
20-весельный № 7 12,26 3,51 1,22 1-0,5 пуд. Свеаборг
20-весельный № 4 12,26 3,51 1,22 1-0,5 пуд. Свеаборг
16-весельный № 10 11,15 3,05 1,07 1-0,5 пуд. Свеаборг

Таблица 2 Отряд миноносок на Сайменской озерной системе 1904–1905 гг. и 1909–1910 гг.

Наименование Год вступления в строй Завод-строитель Водоизмещение, т Длина,м Ширина, м Осадка, м Мощность машины, л.с. Скорость хода, узл. Экипаж Вооружение Исключен из списков
артиллерийское торпедное
№ 1 1879 СПб Берда 23 21,8 2,7 1,0/1,7 220 13 1/8 1-37-мм 1 07.02.1908 г.
№ 22 1878 СПб Ижорский 23 21,8 2,7 1,0/1,7 220 13 1/8 1 -37-мм 1 07.02.1908 г.
№ 21 1878 Германия Вулкан 31 24,1 3,3 0,7/1,6 250 13 1/8 1 -37-мм 1 07.02.1908 г.
№ 28 1878 СПб Берда 23 21,8 2,7 1,0/1,7 220 13 1/8 1-3 7-мм 1 07.02.1908 г.
№ 38 1878 СПб Балтийский 23 21,8 2,7 1,0/1,7 220 13 1/8 1 -37-мм 1 07.02.1908 г.
№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10 1905 Лазаревское Севастополь 35 27,5 3,66 1,22 600 13 1/7 1-47-мм 2 пул. одна 450-мм 21.02.1911 г.

Рис. 8.1. 12-весельная канонерская лодка, 1808 г. По материалам РГАВМФ. Длина -10,67 м; ширина -3,4 м; осадка - 0,61 м; вооружение - одна 6-фунтовая пушка.

Рис. 8.2. 20-весельный баркас. По материалам РГАВМФ.

Рис. 8.3. Паровой катер «Стрела». Из собрания автора.

Рис. 8.4. Деревянные баржи «Гиппопотам» и «Сивуч». Из собрания автора.

Рис. 8.5. Вверху миноноска № 22, внизу миноноска № 36. Из собрания автора.

Таблица 3 Отряд миноносцев на Ладожском озере 1906–1907 гг.

Наименование Год вступления в строй Завод-строитель Водоизмещение, т Длина, м Ширина, м Осадка, м Мощность машины, л.с. Скорость хода, узл. Экипаж Вооружение Исключен из списков
артиллерийское торпедное
Ne 102 1886 Англия Глазго 150/166 43,3 5,2 1,1/2,1 1300 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 108 1886 Эльбин Шихау 76,3 38,5 4,5 1,0/1,9 900/640 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 109 1886 Эльбин Шихау 76,3 38,5 4,5 1,0/1,9 900/640 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 110 1886 Эльбин Шихау 76,3 38,5 4,5 1,0/1,9 900/640 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 116 1893 С-Петербург Путиловский 85 39,1 4,7 1,0/1,9 1000 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 125 1893 С-Петербург Ижорский 99 38,8 4,7 1,2/2,1 1000 20 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 126 1893 С-Петербург Ижорский 99 38,8 4,7 1,2/2,1 1000 21 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 131 1895 С-Петербург Ижорский 100 38,6 4,8 0,9/2,1 1000 21 20 2-37-мм 2 06.01.1910 г.
№ 139 1897 С-Петербург Невский 120 42,0 4,5 1,3/2,0 2000 21 20 2-37-мм 3 06.01.1910 г.

Рис. 8.6. Миноносцы № 116 и 126. Из собрания автора.

Рис. 8.7. Миноносец № 131. Из собрания автора.

Миноноска Балтийского флота.

Газолиновая миноноска № 10.

Общий вид Сатакундского порта, располагавшегося в бухте Картолахти на озере Неси-Ярви. Буксирный пароход «Ростислав». Вооруженные пароходы: «Мстислав», «Святослав» и «Всеслав».

Моторное судно «Сатакунда» (бывшая яхта Его Императорского Высочества Великого Князя Кирилла Владимировича «Мелита»).

Вооруженный пароход «Мстислав» (бывший пассажирский пароход ледокольного типа «Куру»),

Вооруженный пароход «Всеслав» (бывший пассажирский пароход «Похиола»),

Буксирный пароход «Вячеслав» (бывший «Неси-Ярви») буксировал по четыре баржи водоизмещением по 60 т. У борта стоит моторный катер «Быстрый».

Буксирный пароход «Ростислав» (бывший «Мурале»),

Отряд вооруженных пароходов, действовавший на озере Пюхе-Ярви. Вооруженный пароход «Ярослав» (бывший «Пюхе-Ярви») стоит в глубине. Буксирный пароход «Святогор» (бывший «Тавастгус»). Моторный катер «Потешный» (бывший «Аллан») стоит на первом плане. Моторный катер «Пограничник» (бывший «Аймо») стоит между пароходами.

Моторный катер «Злой» (бывший «Зиг-Заг»).

Пароходы и баржи Сатакундской флотилии на зимовке в 1916–1917 гг.

Рис. 8.8. Миноносец № 139. Из собрания автора.

Таблица 4 Корабельный состав Сатакундской флотилии 1916–1917 гг.

Наименование Гад вступления в строй 3авод-строитель Водоизмещение, т Длина, Ширина, Осадка, м Мощность машин, л.с. Скорость хода, узл. Экипаж Вооружение Исключен из списков
«Всеслав» (6. «Тампере») 1916 г. Таммерфорс 96,8 23,3 5,64 2,21 200 10 1/20 1 -57-ММ 24.07.1917 г.
«Мстислав» (6. «Куру») 1916 г. Таммерфорс 120 28,22 5,54 2,45 310 10 1/20 1 -57-мм 24.07.1917 г.
«Святослав» (6. «Тарияне») 1916 г. Раувесси 146,5 28,83 6,15 2,65 315 10 1/20 1 -57-мм 24.07.1917 г.
«Яраслав» (6. «Пюхе-Ярви») 1916 г. Тавастгус 89,2 21,3 4,87 1,50 75 10 1/20 1 -57-мм 24.07.1917 г.
«Сатакунда» (6. «Мелита») 1913 г. Тарникрофт Лондон 100 30,94 4,57 1,73 300 4 пул.
«Петергоф» 11 13,72 3,05 0,88/0,99 2 пул.
«Бунчук» 17,07 2,82 0,46/1,49 2 пул.
«Злой» (6. «Зигзаг») 12.34 3,28 30 8 2 пул.
«Быстрый» (6. «Айрут») 7,36 1,68 24 14 1 пул.
«Ловкий» 9,22 2,13 15 10 1 пул.
«Патешный» (6. «Аллан») 10,36 1,93 15 10 1 пул.
«Пограничник» (6. «Аймо») 9,82 1,57 15 10 1 пул.
«Наяда» (6. «Наяс») 10,82 2,13 15 10
«Несси-Ярве» Таммерфорс 22,68 4,75 2,43
«Тавастгус» г. Тавостгус 18,30 4,50 1,50

Таблица 5 Корабельный состав Сайменской флотилии 1917 г.

Из книги Средний танк Т-28. Трёхглавый монстр Сталина автора Коломиец Максим Викторович

УРОКИ БОЁВ В ФИНЛЯНДИИ Экранированные танки Т-28 на параде в честь 23-й годовщины Октябрьской революции. Ленинград, 7 ноября 1940 года (АСКМ).Как уже говорилось, в ходе советско-финляндской войны стало ясно, что броня танков Т-28 не защищает их от огня малокалиберной

Из книги Русские речные флотилии за 1000 лет автора Черников Иван

Глава 4 Донские флотилии 1695–1774 гг Корабли Донских флотилий строились на р. Дон для действия против турецких вооруженных сил у побережья Азовского моря и в Крыму.Начало Донских флотилий следует отнести к первому Азовскому походу Петра I в 1695 г. Для доставки войск к Азову

Из книги автора

Глава 5 Днепровские флотилии 1696–1791 гг Корабли Днепровских флотилий действовали в лимане реки в разные времена, вплоть до утверждения России на Черном море и создания базы флота в Севастополе. Начало имперского судостроения на Днепре относится ко второму Азовскому

Из книги автора

Глава 6 Дунайские флотилии 1768–1917 гг Начало организации первой Дунайской флотилии следует отнести к русско-турецкой войне 1768–1774 гг. Еще осенью 1770 года, когда наша армия, заняв Молдавию и Валахию, подошла к берегам Дуная, посланы были гидрографические партии для описания

Из книги автора

Глава 9 Вислинские флотилии 1831–1914 гг Первое появление русских моряков на Висле следует отнести к 1813 г., когда русская армия гнала от границ России войска объединенной Европы. На Висле моряки Гвардейского флотского экипажа занимались охраной мостов и переправ.В 1831 г., во

Из книги автора

Глава 12 Амурские флотилии 1857–1917 гг Как известно, русские землепроходцы впервые появились на Амуре еще в середине XVII в. Это были отдельные отряды казаков, собиравшие дань в казну. И лишь в середине XIX в. экономическая жизнь в Дальней России существенно оживилась

Из книги автора

Глава 13 Амударьинская флотилия 1886–1917 гг Вскоре после упразднения Аральской флотилии русское пароходство на реках Средней Азии возродилось в виде Амударьинской флотилии. В 1886 г. были заказаны буксиро-пассажирские пароходы «Царь» и «Царица», баржи «Петербург» и

Из книги автора

Глава 14 Амуро-Уссурийская казачья флотилия 1897–1917 гг Флотилия создана в начале 1897 г. с целью обеспечения безопасности расположенных по берегам Амура и его притоков Уссури и Шилки казачьих станиц и для охраны нашей государственной границы на реках Дальней России от

Из книги автора

Глава 15 Речные корабли Военного ведомства 1915–1917 гг Вопрос о создании трех речных броневых отрядов для действия на речных системах: Неманской, Добро-Наревской и Вислинской был поставлен полковником И. И. Неговским 17 января 1915 г. Кроме этого предполагалось добавить к

Из книги автора

Глава 16 Рижская речная флотилия 1915–1917 гг Учреждена в мае 1915 г. согласно инициативе командующего 5-й армией с целью содействия русским войскам, оперирующим в Рижском укрепленном районе вдоль р. Западная Двина и р. Аа Курляндской губернии. Перед флотилией ставились

Из книги автора

Глава 17 Чудская озерная флотилия 1915–1917 гг Флотилия была создана в августе 1915 г. по инициативе Военного ведомства для укрепления позиций 6-й армии на дальних подступах к Петрограду. Работы по вооружению и бронированию пяти мобилизованных пароходов производил

Из книги автора

Глава 18 Урмийская и Ванская озерные флотилии 1916–1917 гг 31 января 1916 г. приказом О I начальника штаба Верховного Главнокомандующего на Кавказском фронте сформирована Урмийско-Ванская озерная флотилия. Главное назначение флотилии на Урмийском озере - подвоз фуража и

Из книги автора

Глава 20 Флотилия озера Мястра 1916–1917 гг Флотилия создана 9 октября 1916 г. по инициативе 1-й армии. Комплектовалась морским полком особого назначения. Начальник флотилии - лейтенант Ольшевский. Корабельный состав: 2 моторных катера (рис. 20.1) (по одной 37-мм пушке, моторы и

Из книги автора

Глава 21 Прутская флотилия 1917 г Прутская флотилия была создана 12 февраля 1917 г по инициативе Военного ведомства. Включала в себя русские и румынские плавучие средства.Начальник флотилии - старший лейтенант Азаров. Судовой состав флотилии: 4 парохода, 26 барж больших и 6

Из книги автора

Глава 22 Флотилии императорских яхт и служебных судов 1688–1917 гг Известно, что Петр I с юных лет увлекался своеобразной игрой в морские сражения. С этой целью ему построили целый флот небольших судов - «потешных» боевых кораблей. Активно участвуя в создании этой флотилии и


9. Состав флота на Ладожском озере

До войны на Ладожском озере плавало 18 буксиров, 4 грузопассажирских парохода и несколько барж. В августе все они были переданы в состав или в оперативное подчинение Ладожской военной флотилии. Несколько буксиров она по распоряжению Военного совета фронта вернула в конце августа для обеспечения перевозок из Лодейного Поля и Волховстроя на Ленинград. Теперь Северо-Западное пароходство имело на Волхове и Ладоге 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных, барж. Но из пяти озерных буксиров лишь три удалось использовать на транспортировке грузов до конца навигации. Буксир «Войма» 18 сентября выбросило штормом на берег, а «Буй» длительное время был занят прокладкой подводного телефонного кабеля для налаживания устойчивой связи с Ленинградом. Причем и те немногие пароходы из-за большой воздушной угрозы буксировали лишь по одной-две баржи.

Что представляли собою суда, находящиеся на Ладоге по состоянию на 22 августа, можно видеть из следующей таблицы (по ).

"Сведения о плавучих средствах, находящихся на Ладожском озере"

Название Грузоподъёмность, т Вместимость, чел. Грузоподъёмность с людьми
Транспорты
1 Кремль 41,3 350 6
2 Совет 41,3 350 6
3 Республика 105 600 45
4 Чапаев 75 360 39
5 Ханзи 80 410 39
6 Илга 106 175 88
7 Стенсо 106 175 88
8 Вильенди 200 150 185
9 Щорс 75 360 39
Итого: 829 2930 536
Железные баржи
1 ЛП-80 150 120
2 ЛП-83 120 ок.100
Итого: 270 ок 220
Деревянные баржи
1 №454 400 200
2 №4071 107 ок.1000
3 №514 829 ок 1000
4 №764 700 300
5 №519 813 ок 1000
6 №5241 ок 900 ок 1000
7 №351 1220 ок 1000
8 № 5199
9 №87
Итого: 5879 ок 5500
Лихтеры
1 №60 1700 ок 1000
2 №64 1100 ок 1000
Итого: 2800 ок.2000
Буксиры СЗУРП
1 Морской лев
2 Орел
3 Никулясы
4 Буй
5 Водолаз
6 Сталинец

Из 29 озерных деревянных барж в хорошем состоянии находились только 7, в том числе 2 нефтеналивные. Остальные можно было использовать лишь в благоприятную погоду, при волнении не более 3–4 баллов. Но даже всех наличных озерных барж было явно недостаточно. Приходилось к перевозкам привлекать и речные. Всего в перевозках участвовало 43 деревянные сухогрузные, 4 металлические и 2 деревянные нефтеналивные баржи. 20 из них по техническому состоянию вообще не имели разрешения на плавание в озере.

7–8 сентября финские войска вышли на реку Свирь в районе Подпорожья. Это исключило возможность пополнить флот Ладоги судами, пригодными для плавания в озере. Пришлось обходиться тем, что оказалось к тому времени здесь.

Почти все озерные баржи и буксиры оказались запертыми в Неве. Суда, дерзавшие выскочить из горловины, тонули от огня прямой наводки немцев, расположившихся на левом берегу реки. Значительная часть речных барж, курсировавших по реке Волхов, не могла быть использована на перевозках через озеро, бурные воды Ладоги легко разбивали и топили их. В затонах Новой Ладоги находилось несколько десятков озерных барж, брошенных в мирное время на слом как не пригодных к плаванию по нормам регистра. Вот к этим прожившим свой век списанным судам и были обращены все надежды. При помощи военных моряков восстановили 27 барж под сухие грузы.

Сходные данные можно найти и в воспоминаниях. Вот, например:
-- Коммунисты из доклада [на партсобрании 12 сентября] узнали, что пароходство располагает тридцатью сухогрузными баржами и десятком буксирных судов. Но почти ни одно из них не удовлетворяло требованиям Регистра СССР, а многие были списаны на слом и ожидали своей участи в дальних затонах. Поэтому в решении партсобрания мы записали: «Работу по ремонту барж и буксиров считать первоочередной задачей и проводить ее круглосуточно...» . ---

Ремонт вели посменно, однако машинисты, слесари и токари трудились с раннего утра до поздней ночи. За несколько дней было восстановлено восемнадцать сухогрузных барж и отремонтировано три паровых буксира. Когда ремонтная комиссия приняла суда, сдаточная команда попросила лишь одного - выспаться.


10. Навигация до октября

Первые баржи с продовольствием для Ленинграда доставил на осиновецкий рейд 12 сентября 1941 г. пароход «Орел» (капитан И. Д. Ерофеев). Это были легкие речные суда - «фонтанки». 4 и 6 сентября они вышли из Лодейного Поля, а в пути их переадресовали в Осиновец. На одной барже (№ 1214) находилось зерно, на другой (№ 6207) мука и рожь в мешках (всего 626 т зерна и 116 т муки). Из-за сильного волнения их не удалось завести в бухту и пришлось оставить на буксире у «Орла», стоящего на рейде. Усилившийся ночью шторм разбил и эти баржи: одна затонула, а другую выбросило на берег. Но большую часть груза удалось спасти.

13 сентября в Осиновец из Новой Ладоги были отправлены ещё две баржи, также загруженные еще в Лодейном Поле, а 14 сентября вышли первые суда с грузом для Ленинграда из Гостинополья. Водный путь Гостинополье - Новая Ладога - Осиновец начал функционировать.

Через три дня прибыли еще пять судов с 3 тысячами тонн пшеницы. К сожалению, на этот раз зерно находилось не в мешках, а было ссыпано в трюмы. Такая транспортировка объяснялась стремлением работников заготовительных пунктов Ленинградской области скорее доставить хлеб Ленинграду: мешков в это время не оказалось, и чтобы не терять время, отгрузили зерно насыпью, но не учли при этом чрезвычайных обстоятельств, в которых находился порт Осиновец. Режим порта требовал разгружать баржи за шесть часов во избежание скопления судов на открытом рейде на виду у противника , к тому же недостаток плавсредств должен был восполняться ускоренным оборотом их. И то и другое требование с поступлением незатаренного зерна грубо нарушалось.

В Осиновце в то время ещё не было ни причалов, ни погрузочно-разгрузочных команд. Командующий флотилией, находящийся в Осиновце, обратился к морякам с призывом разгрузить баржи своими силами. Для перевалки грузов воспользовались корабельными шлюпками. Таким же образом был разгружен сторожевой корабль «Пурга», прибывший с 60 тоннами боеприпасов. Всеобщий аврал длился двое суток .

Выгрузка боеприпасов в Осиновцев в мае 1942

Неприятель зорко следил за движением по Ладоге и в меру своих сил наносил удары с воздуха, стремясь парализовать судоходство. Поэтому суда из Осиновца, как правило, отправлялись под покровом темноты. Переход до Новой Ладоги занимал 16 часов, тихоходные буксиры за ночь уходили сравнительно недалеко, значительное расстояние приходилось плыть днем.

Вместо планировавшихся четырех суток грузооборот одной баржи в среднем занимал не менее восьми, а иногда и двенадцати.

Ударам самолетов подверглись пункты погрузки и выгрузки плавсредств. Чтобы опасную часть пути суда проходили в темное время суток, их обычно отправляли из Новой Ладоги в два-три часа дня. В Осиновец они прибывали через 14–18 часов. На переходе их сопровождали боевые корабли флотилии, транспорты с зенитной артиллерией и самолеты-истребители.

Из воспоминаний.
В сентябре я познакомился с капитаном Бабошиным лично. Он пришел к нам в комендатуру и попросил разрешения вести в Осиновец две баржи.
- Нет, - отрезал комендант Теркин. - Инструкция запрещает. Нам нужно не рыб, а ленинградцев кормить...
- И я так думаю, товарищ комендант, - согласился Бабошин. - Только ведь инструкция утверждалась, когда в Ленинграде паек вдвое больше был. А теперь...
- Расчет показывает, - продолжал разъяснять комендант, - когда буксир вашего типа [буксир №8 - "Ижорец"] берет две баржи, он не обеспечивает маневренности...


Караван судов под прикрытием катеров МО

Только к вечеру добираемся до Осиновца. {} У берега недостроенный или разрушенный причал, защищенный с севера и востока развалившейся каменной дамбой. Справа и слева от причала затонувшие баржи, на некоторые из них перекинуты деревянные мостки. Вот и вся перевалочная база, на которую поступают грузы с восточного берега озера. {}
На рейде дымят буксиры. Они только что привели новые баржи. Но озерные глубокосидящие суда подойти к причалу не могут - мелко. К неистово раскачивающимся баржам спешат катера, мотоботы, шлюпки. Порой они совсем скрываются в волнах и все-таки причаливают к баржам. Насквозь промокшие люди выскакивают на мокрую палубу, бегут к трюмам и начинают таскать мешки. С ловкостью акробатов матросы, оставшиеся на плавсредствах, ловят мешки, укладывают их на своем суденышке. Потом, пробиваясь среди пенных гребней, направляются к причалам. Здесь их уже ожидают десятки людей. С катеров и шлюпок им подают груз. Взвалив на спину мешки, грузчики вереницей тянутся в лес, к штабелям.

Разгрузка до сих пор производится вручную, техники - никакой. [Это написано о событиях позже 15 октября]

[В Лодейном поле]
За ночь надо организовать два рейса. Вот уже более шести часов идет погрузка крупы и муки на суда. Все это время бойцы рабочего батальона и моряки не ели, не курили, ни минуты не отдыхали. Люди устали. Не слышно обычных шуток. Даже не разговаривают. С трудом передвигаются под тяжестью ноши. А некоторые до того выбились из сил, что стали ронять мешки.


11. Мероприятия по ускорению оборачиваемости

Становилось все более ясно, что за оставшееся время навигации - какой-то месяц с небольшим - построить новые суда вряд ли удастся. Оставалось одно - улучшать использование имевшихся возможностей: ускорить оборот судов, организовать их ремонт. Но в первую очередь нуждалась в совершенствовании структура организации перевозок. Ее недостатки, особенно отсутствие единого руководства всем транспортным процессом, проявились заметно. Военный совет фронта постановлением от 30 сентября 1941 г. назначил своим уполномоченным по перевозкам генерал-майора А. М. Шилова, на которого замыкались все представители военных учреждений фронта и ленинградских организаций, в том числе Северо-Западного пароходства, осуществлявших транспортировку грузов по трассе от Гостинополья до Осиновца. В оперативное подчинение ему был передан ряд кораблей Ладожской военной флотилии для использования на буксировке барж по озеру. На следующий день заместитель наркома речного флота А. А. Лукьянов издал приказ, устанавливавший порядок движения судов. Озерные буксиры пароходства и канонерские лодки флотилии, выделенные для буксировки барж, были распределены на пять групп. В каждую группу входили один буксир, одна канонерская лодка, две-три баржи (всего тогда на перевозке грузов в Ленинград работали 22 сухогрузные баржи, в том числе 9 озерных, и 4 наливные, из них одна - озерная). Проводку их по Ладоге должны были осуществлять буксиры «Морской лев», «Орел», «Буй», «Никулясы» и канлодки «Селемжа», «Бурея», «Бира», «Шексна», «Нора». Этим же приказом определялись время оборота барж и персональная ответственность за своевременное осуществление рейсов, соответствующих работников пароходства. Вводились подекадное планирование перевозок, вручение капитанам и шкиперам декадных планов-заданий. Общий контроль за работой всех служб пароходства на трассе Гостинополье - Осиновец осуществлял главный диспетчер СЗРП Л. Г. Разин, назначенный уполномоченным Наркомречфлота.

Таким образом, к началу октября была создана определенная система организации перевозок.


12. Навигация c октября

По решению правительства маршруты с продовольствием непрерывно поступали на станцию Волхов из различных пунктов Советского Союза. Отсюда грузы доставлялись на речную пристань Гостинополье, расположенную в 9 километрах от Волхова. Здесь в начале октября образовались горы мешков с мукой и крупой, скопилось множество бочек и ящиков с жирами и консервами, лежали туши мяса. Товары находились под открытым небом, на земле, сложенные в небольшие штабеля вдоль берега. Сосредоточение большого количества грузов в непосредственной близости от неприятеля вызывало серьезные опасения за их сохранность, все могло быть уничтожено пожаром. Вывоз же грузов с пристани был ничтожным - не хватало плавсредств, баржи и буксиры часто выходили из строя от вражеских бомб и жестоких штормов.

За 30 дней в Осиновец доставили 9800 тонн всех видов продовольствия, тогда как ежедневный расход одной только муки составлял 1100 тонн, то есть за месяц завезли продуктов всего на восемь дней, а 22 дня прожили за счет остатков. Такие темпы завоза были не только нетерпимы, но и опасны; календарь фиксировал 12 октября, а прогноз погоды предвещал ранние морозы. Приближался «мертвый» период, когда по озеру нельзя ни проехать, ни пройти.

По указанию Военного совета 13 октября из Ленинграда самолетом вылетела в Новую Ладогу и Гостинополье группа ответственных работников во главе с председателем Ленгорисполкома Попковым с задачей ускорить оборачиваемость судов и увеличить завоз пищевых товаров. Прибывшие установили, что несколько барж на реке не использовалось из-за неукомплектованности их плавсоставом, а также по технической неисправности. При помощи командования Ладожской военной флотилии и благодаря распорядительности начальника перевалочной базы генерал-майора Шилова неисправные речные баржи быстро восстановили, команды судов подкрепили опытными матросами с военных транспортов. За передвижением каждого судна от Гостинополья до Ладоги установили постоянное диспетчерское наблюдение.

Проведенные работы позволили в два с половиной раза увеличить завоз продовольствия в Осиновец.

Чероков повел разговор о том, что для этого необходимо. В первую очередь - ускорить оборачиваемость буксиров. Трассу Новая Ладога - Осиновец они обычно проходят за 15–16 часов. Надо сократить это время до 12 часов. И тогда за сутки можно будет делать по два рейса. Для перевозок иногда нужно использовать и боевые корабли. Потребуются дополнительно сухогрузные суда. Значит, следует быстрее ремонтировать поврежденные во время шторма и бомбежек.

Корабли флотилии [с 14 октября] работали «тройной тягой»: везли на своих палубах грузы, буксировали баржи, осевшие по самую ватерлинию, и прикрывали конвои с воздуха зенитным огнем. Некоторые командиры боевых кораблей ухитрялись совершить по два-три рейса в сутки. А. А. Жданов, получив доклад об итогах недели, обратился к ладожцам с письмом: «До последней возможности продолжать перевозку грузов канонерскими лодками и транспортами через озеро».

Несмотря на все усилия, октябрь, к сожалению, не принес увеличения темпов перевозок. А в начале и конце октября бушевавшие восьмибалльные штормы вынудили на десять дней вообще прервать движение по озеру.
С 23 октября началась полоса жестоких ладожских штормов. Темные бушующие волны сметали на своем пути все препятствия и с ревом ударялись о каменистый берег. Шесть барж с тяжелым грузом, застигнутые бурей в открытом озере, как скорлупки, перебрасывались с гребня на гребень и были выброшены далеко на берег. Движение судов пришлось приостановить, отдавая дань несокрушимой силе разбушевавшейся Ладоги. Перевозки возобновились через три дня (27 октября) и продолжались с перерывами до 15 ноября.

Озерный буксир «Орел» под командованием капитана И. Д. Ерофеева осенью совершил около 20 рейсов. Преодолевая штормы, он отбуксировал на западный берег более тридцати барж с грузами для города и фронта. Команда «Орла» первой стала буксировать до трех барж.

Из-за недостатка транспортных средств и трудностей погрузки крупногабаритных станков и механизмов в бухте Гольцмана баржи [в конце октября] задерживались от 5 до 10 суток; в Гостинополье с заводскими грузами ушло только 6 барж. В начале ноября эвакуацию оборудования пришлось приостановить, так как суда были переключены на переброску войск из Ленинграда на Волховский фронт.

Военный совет Ленинградского фронта, учитывая то, что река Волхов замерзает значительно раньше, чем озеро, в конце октября принял решение в срочном порядке из Гостинополья, находившегося к тому же в относительной близости к фронту (35 км), перебросить скопившиеся там грузы в Новую Ладогу. До 5 ноября было перевезено свыше 7,5 тыс. т различных грузов, в том числе более 5 тыс. т продовольствия. Другие виды транспорта до наступления ледостава доставили еще около 9 тыс. т продовольствия. Его рассредоточили по берегу и тщательно замаскировали.


13. Хроника потерь судов

Первой жертвой Люфтваффе на Ладоге еще до взятия Шлиссельбурга стала баржа с эвакуированными из Карелии, которую немцы потопили 2 сентября в районе Прохоровской дачи. На следующий день около причала в городке Новая Ладога в результате налета был тяжело поврежден пароход «Симферополь».

Во время эвакуации раненых красноармейцев и населения из Шлиссельбурга немецкие бомбардировщики атаковали караван из семи барж и отправили на дно три из них. При этом погибли сотни людей.

Первые баржи с продовольствием для Ленинграда доставил на осиновецкий рейд 12 сентября 1941 г. пароход «Орел». Из-за сильного волнения их не удалось завести в бухту и пришлось оставить на буксире у «Орла», стоящего на рейде. Усилившийся ночью шторм разбил и эти баржи: одна затонула, а другую выбросило на берег.

11 сентября немецкие самолеты подвергли бомбежке строящиеся причалы, а 15 сентября атаковали земснаряд «Северо‑Западный‑7». На судне была выведена из строя паровая машина, многие члены команды получили ранения. Тем не менее матросам удалось залатать пробоины, устранить повреждения и вскоре ввести земснаряд в строй.
В тот же день – 15 сентября – самолет‑разведчик Люфтваффе обнаружил в Ладожском озере караван из трех барж, приближавшийся к западному побережью. С аэродрома Тирково, расположенного южнее города Луга, были срочно высланы несколько Ju‑87 из III‑й группы StG2 «Иммельман» гауптмана Штеена, которые потопили две баржи.

16 сентября самолеты Люфтваффе параллельно с атаками кораблей Балтийского флота в Финском заливе потопили на Ладожском озере сторожевой катер КМ‑12, а также одну из барж с эвакуированным населением, которую тянул буксир «Орел».

Крупнейшая трагедия произошла в ночь на 17 сентября, когда старый буксир «Орел» с потугами потянул деревянную баржу № 725, переполненную беженцами и военными. По самым скромным подсчетам, на полусгнившую баржу уселись более 1200 человек. Уже в начале пути на озере разыгрался шторм, и в районе банки Северная Головешка старый корпус баржи не выдержал ударов волн и проломился. Баржа начала постепенно погружаться в воду.

17 сентября затонули пароходы «Козельск», «Войма» и «Мичурин», огромные волны выбросили на камни пароход «Ульяновск». Это были отнюдь не единичные случаи. Штормы и бомбежки выводили из строя одно судно за другим. В итоге всего через две недели после начала водных перевозок на плаву остались лишь девять озерных и тринадцать речных барж.

Серьезный урон терпел флот и при стоянке в портах, особенно на западном берегу, где разгрузка судов в первое время производилась на открытом месте. В непогоду судам негде было укрыться, баржи срывало с якорей, выбрасывало на камни. Так, за пять дней, 14–18 сентября, в Осиповце штормом были разбиты 12 барж.

18 сентября на пути в Осиновец погибли еще две баржи с мукой и боеприпасами. На одной из них следовали два пулеметных батальона - 520 бойцов и командиров. Спасти в бушующем озере удалось около 300 человек.

После этих трагических случаев перевозить людей стали только на самоходных судах и боевых кораблях флотилии.

В районе Волховстроя было начато строительство озерных деревянных барж. Но с занятием врагом Тихвина работы прекратились. Не удалось организовать и намечавшееся строительство в устье реки Морье деревянных озерных плашкоутов.

6 октября... немцам удалось потопить несколько транспортов с продовольствием, землечерпалку и плавучий кран. На следующий... были потоплены сторожевой катер КМ‑1403 и баржа с мукой, а также повреждены сторожевой корабль «Конструктор», тральщик ТЩ‑127, пароход «Сталинец» и транспорт «Совет» тоннажем 300 брт.

С наступлением октября погода не улучшилась. Вскоре штормом разбило в пути две баржи. Еще две погибли при налете авиации противника.

Положение становилось критическим. Каждая баржа в те дни представляла исключительную ценность. Чтобы поправить дело, речники по указанию командования в срочном порядке в период с 16 по 26 октября организовали в Сясьских рядках (на восточном берегу Ладоги) ремонтный пункт, где были дооборудованы для плавания по озеру еще 9 речных барж.
26 октября они отправились в первый рейс, но четыре сразу же погибли в результате бомбардировок и шторма.
Остальные, несмотря на их водотечность, рискнули загрузить мукой и снова отправить на западный берег.

5 ноября самолеты Люфтваффе атаковали Новую Ладогу. При этом... погибли две баржи с
продовольствием.

В середине ноября 1941 года в связи с быстрым ледообразованием было принято решение о переходе кораблей на зимнюю стоянку в западной части побережья Ладожского озера между Морье и базой Осиновец. 17 ноября из Новой Ладоги вышел первый эшелон кораблей (сторожевой корабль "Пурга", канонерские лодки "Селемджа", "Бира", катера МО-216 и 175, бронекатера? 99 и 100 и другие), который прибыл в Морье 21 ноября. При этом 20 ноября были затерты льдами и затонули буксиры "Ижорец-9", "Ижорец-10" и "Ижорец-4", буксировавшие пароход "Козельск", сторожевые катера МО-175 и МО-216 (в декабре 1941 года катер МО-175 удалось поднять).
Бронекатер БК-99 получил большую пробоину в машинном отделении, но был спасен.

Декада в порту Осиновец

1 октября. Встречали в Новой Ладоге суда, прибывшие из Осиновца под конвоем канлодки «Бурея».
2 октября. Из Осиновца сообщили о прибытии нашего каравана в сопровождении сторожевого корабля «Пурга».
3 октября. Шторм - 7 баллов. «Пурга», канлодка «Шексна», транспорты «Ханси» и «Стензо» в охранении трех тральщиков вышли из Осиновца в Новую Ладогу.
5 октября. Отправили в Осиновец суда в сопровождении канлодки «Бира». Авиация противника бомбила рейд Новой Ладоги, конвой на переходе и канлодку «Олекма».
6 октября. Массированный налет фашистской авиации на рейд Осиновец. Выгрузка судов, прибывших с «Бирой», не прекращается. На канлодке затоплен кормовой отсек, она потеряла ход.
7 октября. Формируем караван. Работаем под ожесточенной бомбежкой. Повреждены «Конструктор» и транспорт «Совет». Горит баржа с мукой. Команды борются за живучесть кораблей. Воздушная атака отбита.
10 октября. Приняли суда, прибывшие из Осиновца под охраной канлодок «Бурея» и «Нора».
11 октября. Отправили в Осиновец конвой с мукой и боеприпасами.
12 октября. Отправили в Осиновец транспорты в сопровождении «Норы». Из Осиновца сообщили: отразили пять воздушных атак, сбито три самолета.

Только в октябре 1941 года порт Осиновец 58 раз подвергался бомбардировке.


14. Итоги перевозок

В сентябре с неимоверными трудностями удалось доставить по озеру в Осиновец около 20 тыс. т грузов, примерно половину которых составляло продовольствие.

За неделю с 14 по 20 октября 1941 года нам удалось отправить в Ленинград более 5 тысяч тонн муки.
За ноябрь в Ленинград было завезено 59,4 тыс. т грузов и вывезено оттуда 18,3 тыс. т.

27 ноября последний конвой судов с грузом продовольствия и боеприпасов для Ленинграда в составе канлодки «Вира», транспортов «Вилсанди» и «Чапаев», тральщиков ТЩ-81, ТЩ-126 и десяти катерных тральщиков вышел из Новой Ладоги на западный берег, в район Осиновца и Морье. Этот конвой прибыл только 4 декабря. Переход продолжался 7 дней вместо обычных 10-12 часов по чистой воде.

За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 г. на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тыс. т различных грузов, из них 45 тыс. т продовольствия. В числе продовольственных грузов на судах и кораблях было перевезено более 27 тыс. т зерна, 15.5 тыс. т муки, около 1300 т крупы, 214 т мяса, около 140 т масла животного, 88 т рыбы, 44 т макарон, 68.5 тыс. банок мясных консервов, 135 тыс. банок рыбных консервов, около 1 млн банок сгущенного молока.

Кроме продовольствия, по Ладожскому озеру для Ленинграда были перевезены и другие грузы, среди которых около 7 тыс. т горюче-смазочных материалов (главным образом бензин и керосин), вооружение, боеприпасы и вещевое имущество. В числе доставленных вооружения и боеприпасов насчитывалось около 4.5 тыс. винтовок, 1 тыс. пулеметов, около 10 тыс. снарядов, более 3.3 млн патронов, более 108 тыс. мин, около 114 тыс. ручных гранат.

Из Ленинграда, кроме оперативных перевозок (на восточный берег Ладоги, как уже отмечалось, было доставлено более 20 тыс. военнослужащих), водным путем было эвакуировано около 33,5 тыс. ленинградцев.
Из Осиновца за осень речники отправили 10,3 тыс. т разных грузов.

Более 95 процентов грузов было доставлено для Ленинграда на несамоходных судах пароходства. Осиновец принял свыше 100 груженых барж. Более половины их отбуксировали суда пароходства.

На затонувших на переходе озером 7 баржах было потеряно 1,8 тыс. т продовольствия и 1 тыс. т боеприпасов.

В общей сложности в течение двух с половиной месяцев Люфтваффе совершили 127 налетов на порты и суда в озере, потопив шесть пароходов }