Гвардейский эскадренный миноносец гремящий. Эсминец «Гремящий. Эсминец - вспомогательный боевой корабль

Вооружение

Однотипные корабли

История создания

Постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933-1938 гг.» от 11 июля 1933 года предусматривало строительство 50 эсминцев. Техническое задание со следующими параметрами утвердили в 1934 году: водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т, длина наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, скорость хода 38 узлов , вооружение - четыре 130-мм орудия и два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм.

Постройка

На строительство кораблей нового проекта 7 , к которому относился и «Гремящий», мобилизовались практически все заводы судостроительной промышленности СССР. «Гремящий» был заложен на Ленинградском судостроительном заводе №190, под строительным номером С-515 23 июня 1936 года. Строительство корпуса велось чуть более года, и уже 12 августа 1937 года эсминец был спущен на воду. После спуска на воду еще 2 года велась достройка и испытания. 28 августа 1938 года «Гремящий» был принят в состав флота.

Модернизации и переоборудования

К 1943 году вспомогательное и зенитное вооружение «Гремящего» было усилено: взамен демонтированных 45-мм полуавтоматов было установлено 4 37-мм полуавтомата 70-К и 2 12,7-мм спаренных пулемета Kolt-Browning. Запас торпед был сокращен до 6 в торпедных аппаратах, торпеды со стеллажей были убраны. Было установлено 2 бомбомета БМБ-1. Также на «Гремящий» установили РЛС английского производства типа «286М».

История службы

  • Ноябрь 1938 года: после завершения всех испытаний, бывший командир подводных лодок капитан-лейтенант Гурин А.И. был назначен командиром эсминца «Гремящий».
  • Сентябрь 1939 года: «Гремящий» в паре с эсминцем «Сокрушительный» совершает переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север и 8 ноября 1939 года, сразу после прибытия, включается в состав Северного флота .
  • Ноябрь 1940 года – май 1941 года: «Гремящий» находится на гарантийном ремонте в Полярном.
  • 22 июня 1941 года: сразу после объявления готовности №1 эсминец переходит из Полярного в Ваенгу.
  • 23 июня 1941 года: находясь в Ваенге, «Гремящий» впервые открывает огонь в боевой обстановке по немецким самолётам.
  • 24 июня 1941 года: «Гремящий» выходит в первый боевой поход с задачей эскортировать транспорты «Моссовет» и «Циолковский» с войсками из Мурманска в Титовку.
  • 14-15 июля 1941 года: ведя огонь по самолетам противника, зенитчики «Гремящего» сбивают немецкий бомбардировщик, еще один повреждают прямым попаданием. Таким образом, «Гремящий» записал на свой счет первую документально подтвержденную победу.
  • 14 июня 1941 года – 15 августа 1941 года: «Гремящий» базируется в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время было отражено более 20 воздушных атак.
  • 15-18 августа 1941 года: эсминец совершает переход в Мурманск.
  • 22 августа 1941 года: во время стоянки в Мурманске корабль попадает под воздушный налет и получает повреждения: 8 250-кг бомб взорвались в 10-15 м от борта. «Гремящий» незамедлительно поставлен в срочный ремонт.
  • 27 августа 1941 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» получают приказ оказать помощь торпедированной плавбазе ВВС Северного флота «Мария Ульянова» и сопроводить ее в Териберк. Во время эскортирования корабли в течении 4-х часов отражают налеты вражеской авиации, «Гремящий» прямым попаданием сбивает немецкий Ju-88. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб корпус эсминца получает множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бомба и повреждена дымаппаратура. Плавбазе удалось добраться до Териберка без серьёзных повреждений.
  • Сентябрь 1941 года: «Гремящий» занимается постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце сентября четыре раза выходит для обстрела вражеских сухопутных позиций на побережье Мотовского залива. Всего было поставлено 194 мины и выпущено свыше 300 130-мм фугасных и осколочно-фугасных снарядов.
  • 24-25 ноября 1941 года: «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер HMS Kenya и 2 эсминца). участвует в обстреле норвежского порта Варде. За 6 минут корабль, следуя 21-узловым ходом, выпустил 87 130-мм снарядов.
  • 21 февраля 1942 года: эсминец в течение 3 часов обстреливает вражеские наземные позиции из губы Ара (Мотовский залив), израсходовав 121 снаряд главного калибра.
  • Март 1942 года: «Гремящий» начинает сопровождать «полярные» конвои .
  • 22 марта 1942 года: во время сопровождения конвоя QP-9 «Гремящий» попадает в 8-балльный шторм , получает повреждения корпуса и теряет конвой . Командир корабля Гурин А.И. принимает решение вернуться на базу.
  • 24 марта 1942 года: корабль возвращается в Мурманск.
  • 29 марта 1942 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Сокрушительный» и английским HMS Oribi вновь выходит в море для встречи очередного конвоя PQ-13. К вечеру 29 марта эсминцы оказались в сплошном поле льда.
  • 30 марта 1942 года: ветер усиливается до 7-8 баллов . В 19-16 сигнальщик с «Гремящего» замечает рубку подводной лодки . «Гремящий» на скорости 20 узлов выходит на боевой курс и сбрасывает 9 больших и 8 малых глубинных бомб на месте погружения подводной лодки. Бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны было установлено, что «Гремящий» потопил U-585.
  • 10-13 апреля 1942 года: вместе с «Сокрушительным» и английскими кораблями «Гремящий» эскортирует конвой QP-10. 11 апреля в 14-15 транспорты были атакованы немецкой авиацией. «Гремящий» добивается прямого попадания в Ju-88 и сбивает его. В 15-45, во время второго налета, «Гремящий» записывает на счет еще один Ju-88.
  • 16-17 апреля 1942 года: во время обратного перехода в Мурманск, «Гремящий» дважды атакует немецкие подводные лодки, сбросив 7 глубинных бомб, однако, безрезультатно.
  • 30 апреля 1942 года: «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» вступает в охранение торпедированного немецкой подлодкой английского крейсера HMS Edinburgh . Нехватка топлива заставляет советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. На следующий день, когда «Гремящий» и «Сокрушительный» вновь выходят в море, выясняется, что HMS Edinburgh был повторно торпедирован и затоплен командой.
  • 4 мая 1942 года: Эсминец выходит в море для встречи конвоя PQ-15. На пути к конвою «Гремящий» атакует немецкую подлодку серией из 19 глубинных бомб. С корабля наблюдали сильный взрыв, на поверхности воды появился большой воздушный пузырь и масло, но после войны факт гибели лодки не подтвердился.
  • 7 мая 1942 года: «Гремящий» обстреливал позиции противника из губы Вичаны (Мотовский залив). Стрельба велась с помощью берегового корректировочного поста. Всего было выпущено 238 130-мм снарядов.

«Гремящий» ставит дымовую завесу. 1942 год.

  • 9 мая – 27 июня 1942 года: «Гремящий» находится в текущем ремонте около плавмастерской №104. Также была произведена модернизация по замене 45-мм полуавтоматов четырьмя 37-мм . Не смотря на ремонт, эсминцу приходилось практически ежедневно отражать налеты вражеской авиации. За это время «Гремящий» сбил 3 Ju-88 и столько же повредил.
  • 9-10 июля 1942 года: «Гремящий» совместно с «Сокрушительным» и «Грозным» осуществляет поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ-17, следующих в Белое море. По пути эсминцы попадают в плавучий лед, волнение достигает 4-х баллов. Вынужденные сбавить ход до малого и лишенные возможности маневрировать, эсминцы подвергаются атаке четырех бомбардировщиков Ju-88, сбросивших на каждый корабль по 8 бомб. 4 бомбы взорвались в воде в 4-5 м от его левого борта «Гремящего». От сотрясения вышли из строя гирокомпас , 2-й дальномер ДМ-4, лопнул приемный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу.
  • 10 июля – 25 августа 1942 года: «Гремящий» приходит в Ваенгу, где, стоя на якоре и маневрируя на рейде, отражает почти ежедневные налеты авиации.

Матрос наблюдает за воздушной обстановкой в походе. На заднем плане - «Гремящий». 1942 год.

  • 25-28 августа 1942 года: «Гремящий» конвоирует до Новой Земли транспорт «Диксон».
  • 29 августа – 15 сентября 1942 года: эсминец стоит в Мурманске, производя чистку и щелочение котлов и одновременно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики «Гремящего» сбивают 3 Ju-88.
  • 18 сентября 1942 года: во время эскортирования конвоя PQ-18 в 10-35 в районе мыса Канин Нос корабельные наблюдатели с «Гремящего» своевременно замечают 18 немецких торпедоносцев, летящих на малой высоте по направлению к конвою. Корабли эскорта открыли сильный зенитный огонь, в том числа и из главного калибра. В результате примерно из 60 немецких самолетов (39 He-111, 19 Ju-88 и несколько четырехмоторных FW-200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 огнем с «Гремящего». При этом конвой потерял лишь один транспорт, в который попала торпеда с He-111. Расход боеприпасов на «Гремящем» составил 72 130-мм снаряда, 145 76-мм снарядов, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов. Не пострадав во время боя, эсминец на следующий день попадает в 8-балльный шторм и получает ряд повреждений. 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибывает в Архангельск.
  • 21 сентября 1942 года: «Гремящий» совершает переход в Полярный.

Эсминец «Гремящий». Сентябрь 1942 года.

  • 14 октября 1942 года: под флагом командующего флотом адмирала А.Г. Головко «Гремящий» встречает в море прибывших с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный» .
  • 30 октября 1942 года: «Гремящий» попадает в 7-8 -балльный шторм. Крен корабля при качке достигал 52°. Вскоре в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрейные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.
  • Ноябрь 1942 года – январь 1943 года: «Гремящий» находится в Ваенге.
  • 16 января – 29 апреля 1943 года: «Гремящий» переходит в Мурманск и встает на ремонт. За время ремонта эсминец неоднократно принимает участие в отражении воздушных атак. 10 марта из пулемета был сбит истребитель Me-109, а неделю спустя еще один самолет, тип и принадлежность которого установить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».
  • 1 марта 1943 года: эсминцу «Гремящий» было присвоено гвардейское звание.
  • Май-июнь 1943 года: «Гремящий» участвует в семи боевых походах по сопровождению конвоев . 19 июня эсминец срывает атаку немецкой «волчьей стаи» подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 ныряющих 130-мм снарядов.
  • Июнь 1943 года – октябрь 1944 года: «Гремящий» сопровождает конвои, не участвуя в бою.
  • 9 октября 1944 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» прибыли в Мотовский залив, где состоялось демонстративная (с целью отвлечь противника от направления главного удара) высадка десанта в районе Титовки. Корабли выпустили по 475 130-мм снарядов, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.
  • 25-26 октября 1944 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Разумный», «Разъяренный» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А. Фокина) участвует в обстреле порта Варде. Огонь велся централизованно по данным РЛС. Всего было выпущено 597 130-мм снарядов (со всех кораблей), но, после того как немецкие береговые батареи открыли ответный огонь, отряд кораблей отошел. Это была последняя боевая операция «Гремящего».
  • 19 января 1945 года: как сильно износившийся, эсминец «Гремящий» встал на пятилетний ремонт в Мурманске.
  • 3 апреля 1956 года: «Гремящий» исключен из состава флота.
  • 27 декабря 1956 года: «Гремящий» переклассифицирован в опытовое судно ОС-5.
  • 21 сентября 1955 года и 7 сентября 1957 года: эсминец принимал участие в ядерных испытаниях в Заполярье.
  • 1 марта 1958 года: исключен из списков флота и передан для разделки на металл.

Общий боевой итог

  • 1418 суток боевой службы
  • 90 выполненных боевых заданий
  • пройдено 59 850
Морская гвардия отечества Чернышев Александр Алексеевич

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» (проекта 7)

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» (проекта 7)

Заложен 23 июля 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 190 (им А. Жданова), спущен на воду 12 августа 1937 г., вступил в строй 28 августа 1939 г. и вошел в состав КБФ.

Водоизмещение полное 2380 т, нормальное - 2080 т, длина 112,9 м, ширина 10,2 м, осадка 4 м; общая мощность главных машин 48 000 л.с.; скорость хода максимальная 37 уз;, экономическая - 19 уз.; дальность плавания 1670 миль (экономическим ходом). Вооружение: 4 - 130–мм, 2 - 76,2–мм и 4 - 37–мм орудия, 4 - 12,7–мм пулемета, 2 трехтрубных 533–мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 больших и 24 малых глубинных бомбы, принимал на борт 56 мин; экипаж 246 человек.

17 сентября 1939 г. под командованием старшего лейтенанта А.И. Гурина «Гремящий» в паре с эсминцем «Сокрушительный» покинул Кронштадт и по Беломорско–Балтийскому каналу совершил переход в Полярный. 8 ноября 1939 г. он вошел в состав Северного флота.

Во время Советско–финской войны «Гремящий» неоднократно выполнял задания по несению дозорной и разведывательной службы, конвоированию транспортных судов.

22 июня 1941 г. встретил под командованием капитана 3–го ранга А.И. Гурина в составе отдельного дивизиона эсминцев в Полярном. На третий день после начала Великой Отечественной войны корабль вышел в первый поход - эскортировал два транспорта с войсками из Мурманска в Мотовский залив. 13 июля он, совместно с тремя эсминцами, выходил на перехват германских кораблей, разгромивших конвой, эскортируемый СКР «Пассат». 14 июля «Гремящий», совместно с эсминцами «Громкий» и «Стремительный», осуществлял прикрытие с моря высадку тактического десанта в губе Западная Лица.

26 августа в Баренцевом море, восточнее острова Кильдин, была атакована подводной лодкой врага плавбаза «Мария Ульянова», шедшая в охранении эсминцев «Урицкий» и «Куйбышев». Взрывом торпеды у судна оторвало корму. На помощь был послан «Гремящий» совместно с «Громким». Когда корабли подошли к плавбазе, которую на буксире вел «Урицкий», конвой был атакован фашистскими самолетами. Налет длился несколько часов, было сброшено свыше двухсот авиабомб, но из?за интенсивного зенитного огня эсминцев ни одна не попала в плавбазу и корабли охранения. Метким огнем «Гремящий» сбил один «Юнкерс». Плавбаза была приведена в Териберку.

10, 11, 12 и 15 сентября «Гремящий» в составе отряда кораблей участвовал в постановке минных заграждений у берегов полуостровов Средний и Рыбачий, на подходах с моря к участкам берега, удобным для высадки вражеского десанта. Эсминец выставил всего 194 мины КБ.

18, 20 и 22 сентября «Гремящий» из Мотовского залива вел огонь по противнику, осуществляя поддержку приморского фланга 14–й армии.

24–25 ноября в составе англо–советского отряда боевых кораблей (английские крейсер «Кения», эсминцы «Бедуин» и «Интрепид», советские эсминцы «Гремящий» и «Громкий») участвовал в поиске противника в районе остров Вардё - мыс Нордкап. Не встретив противника, отряд обстрелял порт Вардё. «Гремящий» выпустил 87 130–мм снарядов. После открытия ответного огня вражескими береговыми батареями корабли легли на обратный курс, благополучно избежав попаданий. Отряд благополучно вернулся в Полярный.

С 24 по 28 января 1942 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании конвоя QP–6, направлявшегося из Мурманска в Англию. Во время похода лопались трубки главного холодильника, поэтому пришлось поочередно выводить из действия котлы. Затем произошла авария турбины высокого давления. Вернувшись в базу, корабль 5 февраля встал на ремонт на 15 суток.

21 февраля 1942 г. «Гремящий» обстрелял позиции германских войск в районе губы Западная Лица, израсходовав 120 снарядов главного калибра.

С начала 1942 г. основной задачей эсминцев СФ становится эскортирование союзных конвоев. 22–23 февраля «Гремящий» выходил для встречи и проводки в Мурманск конвоя PQ–11, шедшего из Англии. 1–4 марта эсминец участвовал в проводке конвоя QP–8, вышедшего из Мурманска в Англию. 11–14 марта выходил для встречи конвоя PQ–12 и проводки его в Кольский залив, причем 14 марта ему пришлось форсировать сплошной лед.

21 марта эсминец вышел из Кольского залива, сопровождая конвой QP–9. Однако 23 марта в 4.00 в условиях плохой видимости и 8–балльного шторма потерял его и, проискав конвой весь день, возвратился в базу, при этом от ударов волн имел трещины в корпусе.

28 марта «Гремящий» совместно с «Сокрушительным», английскими эсминцем «Ориби» и четырьмя тральщиками вышел для встречи конвоя PQ–13. На следующий день в 6.21 корабли встретили конвой и вступили в его охранение. В 11.21 конвой был обстрелян немецкими эсминцами. Очень плохая видимость не позволила «Гремящему» принять участие в бою, только «Сокрушительный» успел сделать несколько залпов. 30 марта в 19.15 на Кильдинском плесе эсминец обнаружил рубку подводной лодки противника и сбросил на нее 12 глубинных бомб. После бомбометания на поверхности наблюдали плавающую пробку, куски дерева и бумагу. Немецкая лодка «U–435» получила повреждения, но сумела оторваться от преследования. Конвой прибыл в Кольский залив.

10–12 апреля эсминец обеспечивал выход конвоя QP–10 из Мурманска до меридиана 30°. 16–18 апреля он выходил в море для встречи конвоя PQ–14. 27 апреля в 15.50 из Кольского залива в Англию направился конвой QP–11. Для его эскортирования вышли «Гремящий» и «Сообразительный». В 22.40 из Кольского залива вслед конвою вышел английский крейсер «Эдинбург». 30 апреля в 17.20 «Эдинбург» был атакован подводной лодкой «U–456», у крейсера была разрушена корма. Советские эсминцы пришли на помощь поврежденному британскому кораблю, но 1 мая в 3.50 вынуждены были уйти в базу из?за нехватки топлива. 2 мая, приняв топливо, в 8.10 они вновь вышли в море на помощь крейсеру «Эдинбург», но к этому времени тот уже погиб, и «Гремящий» вернулся в базу. 5 и 6 мая эсминец участвовал в эскортировании конвоя PQ–15.

8 мая «Гремящий» осуществлял огневую поддержку действий 12–й бригады морской пехоты в районе мыса Пикшуев, израсходовав 240 снарядов. С 9 мая по 17 июня корабль находился в текущем ремонте. 28 мая, участвуя в отражении массированного налета на Мурманск, эсминец сбил самолет противника.

С 27 по 30 июня совместно с «Сокрушительным», «Грозным» и «Куйбышевым» «Гремящий» участвовал в эскортировании конвоя QP–13 из Кольского залива до меридиана 30° в.д.

23 августа совместно с эсминцем «Сокрушительный» он осуществлял встречу и сопровождение в Кольский залив отряда боевых кораблей союзников - крейсер «Тускалуза» и пять эсминцев. С 25 по 27 августа «Гремящий» участвовал в эскортировании транспорта «Диксон» к губе Белушья на Новой Земле После этого похода эсминец стал в Росте для чистки котлов, одновременно он был включен в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики корабля совместно с береговыми батареями отразили налет на город и сбили три «Юнкерса».

В составе отряда эсминцев «Гремящий» 17 сентября вышел для усиления эскорта конвоя PQ–18. Утром 18 сентября на подходе к мысу Канин Нос конвой был атакован немецкими торпедоносцами и бомбардировщиками (всего в налете участвовали 24 самолета), в полдень налет повторился. Отражая атаки самолетов, «Гремящий» вел огонь всеми калибрами и сбил два самолета. На следующий день корабли и суда попали в 8–балльный шторм, от ударов волн эсминец получил ряд повреждений. 20 сентября он с конвоем прибыл в Архангельск.

14 октября эсминец под флагом командующего флотом вице–адмирала А.Г. Головко выходил из Кольского залива для встречи кораблей ЭОН–18 (лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный»), перешедших на Северный флот с Дальнего Востока 30 октября «Гремящий» попал в 7–балльный шторм со сплошными снежными зарядами. Крен корабля при качке достигал 52°. Затем начали лопаться трубки в котлах, их пришлось выводить из действия и в условиях шторма заглушать лопнувшие трубки. Эсминец вынужден был прервать поход и вернуться в базу.

16 декабря 1942 г. командиром корабля был назначен капитан– лейтенант (впоследствии капитан 3–го ранга) Б.Д. Николаев.

16 января 1943 г. «Гремящий» встал на текущий ремонт, завершившийся 29 апреля. Во время ремонта эсминец неоднократно отражал воздушные атаки на базу, сбив два самолета.

В 1943 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании: 8–10 мая конвоя «КБ–5» из Кольского залива в Архангельск, 17 и 18 мая конвоя КБ–8; 28–31 мая двух транспортов из Кольского залива в Архангельск; 1 и 2 июня трех транспортов из Архангельска в Кольский залив; 8 и 9 июня двух транспортов в Иоканьгу; с 18 по 21 июня конвоя из Белого моря в Арктику. С 29 июня по 2 июля «Гремящий» участвовал в операции по выводу ледоколов из Белого моря в Арктику, а 5 и 6 июля - панамского танкера «Бикон Хил» из Белого моря в Кольский залив. 31 июля и 1 августа обеспечивал выход конвоя «КБ–17» из Кольского залива, 3 августа у мыса Городецкий вступил в охранение конвоя «БА–13», шедшего из Архангельска в Карское море и сопровождал его до Карских ворот, а 5 августа вернулся в Иоканьгу; 8 и 9 августа конвоя «ИБ–30»; 15–17 августа конвоя «БК–14»; 24–27 августа конвоя «КБ–21»; 1–4 сентября конвоя «БК–15»; 7 и 8 сентября конвоя «КБ–22»; 17–19 сентября конвоя «БК–17»; 29 сентября - 1 октября конвоя «КБ–24».

Совместно с эсминцем «Громкий» «Гремящий» 9–16 октября обеспечивал переход транспорта «Марина Раскова» из Молотовска к Новой Земле (конвой «БА–27»). 12 октября эскортируемый транспорт «Мария Раскова» в условиях штормовой погоды потерял руль, и далее «Гремящий» вел его на буксире.

29 октября в 15.50 транспорт «Канин», снимаясь с якоря в Соломбале (Архангельск), ударил в борт «Гремящего», стоявшего на швартовах у причала. В результате эсминец получил надводную пробоину, ряд других повреждений и был поставлен к заводу «Красная Кузница» для аварийного ремонта. С 8 по 12 ноября корабль участвовал в эскортировании конвоя БК–21, а 19 ноября встал в ремонт.

15 января 1944 г. «Гремящий» вышел из ремонта. Вечером 21 января с тремя эсминцами вышел на перехват конвоя противника, обнаруженного воздушной разведкой. Дойдя до мыса Маккаур и не обнаружив противника, отряд 22 января вернулся в Ваенгу.

В январе-июле 1944 г. «Гремящий» участвовал в эскортировании: 27 и 28 января беломорской группы конвоя «JW–56–А», 29 января танкера из Иоканьги в Кольский залив, 3 и 4 февраля сопровождал конвой «RA–56», направлявшийся из Кольского залива в Исландию, 28 февраля он вышел для встречи конвоя «JW–57» и сопровождал беломорскую группу конвоя до кромки льда и 1 марта вернулся в Полярный; 8 и 9 марта конвоя КБ–2, 27–29 марта конвоя «БК–9», 4 и 5 апреля конвоя «JW–58», 26 и 27 апреля конвоя «БК–12», 28–30 апреля конвоя «RA–59», 11–13 июня конвоя «БК–14», 23–25 июня конвоя «КБ–15», 3–5 июля конвоя «БК–19», 6–8 июля конвоя «БД–1».

24 августа эсминец участвовал во встрече конвоя «JW–59» и эскортировании беломорской группы в Архангельск, куда прибыл 26 августа; 28–30 августа конвоя «БК–30»; 23 и 24 сентября конвоя «JW–60»; 30 сентября и 1 октября конвоя «КБ–29»; 2 и 3 октября конвоя «ИК–15».

9 октября «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» из губы Эйна осуществлял поддержку высадки десанта в губе М. Волоковая. 10 и 11 октября, совместно с эсминцем «Громкий», вел огонь по позициям германских войск и переправе противника через реку в районе Титовки. Всего с 9 по 11 октября израсходовал 715 снарядов.

16 и 17 октября эсминец участвовал в эскортировании конвоя ИК–17. 25 октября «Гремящий» совместно с лидером «Баку», эсминцами «Разумный» и «Разъяренный» вышел на поиск судов противника до мыса Берлевог; не обнаружив противника, корабли обстреляли порт Вардё. За 15 минут наши корабли выпустили около шестисот снарядов. В порту были повреждены три причала и дрифтер, разрушен ряд городских построек. Две вражеские береговые батареи вели ответный огонь.

До конца года «Гремящий» участвовал в эскортировании: 28–30 октября конвоя «JW–61», а 30 октября - 1 ноября конвоя «RA–61»; 3–5 ноября конвоя «КБ–32»; 19–21 ноября конвоя «АБ–15»; 24–26 ноября конвоя «БК–37»; 6–8 декабря конвоя «JW–62».

14 декабря 1944 г. «Гремящий» встал в Молотовске (ныне Северодвинск) в завод № 402 в капитальный ремонт и модернизацию, который завершился в декабре 1949 г. 14 января 1945 г. командиром эсминца был назначен капитан 3–го ранга Б.В. Гаврилов.

Всего за годы войны «Гремящий» выполнил 90 боевых заданий командования, пройдя 59 850 миль, отразил 112 налетов авиации, сбил 14 и повредил 23 самолета, обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев, трижды действовал на морских коммуникациях противника, повредил две подводные лодки.

Первый командир корабля А.И. Гурин 8 июля 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

В апреле 1956 г. эсминец был разоружен и переведен в класс опытовых кораблей. Он трижды участвовал в испытаниях ядерного оружия в 1955 и 1957 гг., после чего был затоплен на мелководье в губе Черная на Новой Земле. 1 марта 1958 г. «Гремящий» был исключен из состава ВМФ.

Из книги Морская гвардия отечества автора Чернышев Александр Алексеевич

ГВАРДЕЙСКИЙ ЭКИПАЖ 16 ФЕВРАЛЯ 1810 г. - ДЕНЬ СОЗДАНИЯ ЭКИПАЖА В 1810 г. было произведено коренное преобразование в составе морских команд. Личный состав флота был разделен на экипажи. Такая реорганизация личного состава была связана с климатическими особенностями России.

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» Заложен 19 октября 1913 г. в Николаеве на заводе «Руссуд» под названием «Адмирал Лазарев». Корабль был спущен 8 июня 1916 г., но в конце 1917 г. строительство «Адмирала Лазарева» из?за охватившей страну разрухи прекратилась. 14 декабря 1926 г.

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Стойкий» (с 1943 г. - «Вице–адмирал Дрозд») Заложен 26 августа 1936 г. в Ленинграде на Заводе № 190 (им. Жданова) по проекту 7. Но в марте 1938 г. он был перезаложен по проекту 7–у. Спущен на воду 26 декабря 1938 г., вступил в строй 18 октября 1940 г. и

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Марти» Императорская яхта «Штандарт» после Ледового похода в апреле 1918 г. долгие годы стояла на хранении в Кронштадтском порту. После подавления Кронштадтского восстания 1921 г. она была переименована в «18 марта».В 1933 г. ее перевели к

Из книги автора

Гвардейский быстроходный тральщик Т–205 «Гафель» Заложен 12 октября 1937 г. в Ленинграде на Усть–Ижорской верфи (Заводе № 363) по проекту 53–у. Спущен на воду 29 июля 1938 г., вступил в строй 23 июля 1939 г. и вошел в состав КБФ.Водоизмещение полное 490 т, длина 62,0, ширина 7,2 осадка 2,37 м;

Из книги автора

Гвардейский крейсер «Красный Крым» 28 сентября 1913 г. в списки судов Гвардейского экипажа был зачислен крейсер «Светлана», а 11 ноября его заложили на Русско–Балтийском судостроительном и механическом АО в Ревеле. 28 ноября 1915 г. крейсер был спущен на воду. В октябре 1917 г.

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Сообразительный» Заложен 15 октября 1936 г. в Николаеве на Заводе № 200 (им. 61–го коммунара) по проекту 7 под наименованием «Прозорливый», затем перезаложен по проекту 7–у 3 марта 1939 г. Спущен на воду 26 августа 1939 г. 25 сентября 1940 г.

Из книги автора

1–й гвардейский дивизион бронекатеров 1–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 1–й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров Дунайской флотилии) Дивизион был сформирован в ноябре 1941 г. в составе 1–й бригады речных кораблей Волжской военной

Из книги автора

2–й гвардейский дивизион бронекатеров 2–й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии (в 1945 г. - 2–й отдельный гвардейский Бобруйский Краснознаменный дивизион бронекатеров 1–й Бобруйско–Берлинской Краснознаменной бригады речных кораблей Днепровской

Из книги автора

Гвардейский сторожевой катер «СКА–65» Катер типа МО–4 был построен в 1938 г., вошел в состав Морпогранохраны НКВД.Водоизмещение катера полное 56,5 т; длина 26,9 м, ширина 4,2, осадка 1,48 м; мощность механизмов (три дизеля) - 2025 л.с., скорость хода максимальная 26 уз., экономическая 7

Из книги автора

Гвардейский минный заградитель «Охотск» «Охотск» был заложен 27 июня 1934 г. в Ленинграде на Заводе им. Марти (Адмиралтейские верфи) в качестве гидрографического судна. Спущен на воду 1 ноября 1935 г. и 10 апреля 1937 г. вступил в строй.В июле-октябре 1937 г. судно под

Из книги автора

Гвардейский монитор «Свердлов» Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Вьюга». Секциями она была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июля 1909 г, спущена на воду в поселке Кокуй на реке Шилка.

Из книги автора

Гвардейский монитор «Сун–Ят–Сен» Заложен 14 июля 1907 г. в С.–Петербурге на Балтийском заводе как бронированная канонерская лодка под наименованием «Шквал». Канлодка секциями была перевезена на Дальний Восток, собрана и 29 июня 1909 г. спущена на воду в поселке Кокуй на

Из книги автора

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» пр. 58 В конце 1950–х гг. был разработан проект 58 - принципиально нового корабля с мощным ракетным вооружением Корабли имели стандартное водоизмещение 4300 т, поэтому первоначально отнесены к классу эскадренных миноносцев и получили

Из книги автора

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» пр. 956 Заложен 23 ноября 1984 г. на заводе им. А.А. Жданова. Корабль спущен 30 мая 1987 г. и вступил в строй 30 декабря 1988 г. С 18 августа 1988 г. он носил Гвардейский Военно–морской флаг, унаследованный от одноименного эсминца пр. 7 и ВПК

Из книги автора

Гвардейский корвет «Сообразительный» В начале 2000–х гг. после долгого перерыва началось строительство крупных надводных кораблей. Корвет «Сообразительный» пр. 20380 был заложен на «Северной верфи» С.–Петербурга 20 мая 2003 г., спущен 31 марта 2010 г. и вступил в строй 14 октября

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 194. Северное море. БПК «Свирепый». ЭМ пр.57бис «Гремящий». 11.10.1973 г.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: ЭМ пр.57бис «Гремящий» 545 (1973) КСФ ВМФ СССР. Командир корабля, капитан 3 ранга Карманов Николай Николаевич (1973-1975). Бортовой номер 639 (1983).

Чертёж-схема БПК «Жгучий» точно соответствует конструкции, оснащению и вооружению ЭМ пр.57бис «Гремящий».

В предыдущем:

Увы, непослушные руки матроса-сигнальщика и отсутствие у него моего опыта фотографирования во время качки, смазали изображение и теперь можно только догадаться о том, что за нашими счастливыми лицами с Мишкой, по крутой дуге поворачивает ЭМ «Гремящий» 545 Краснознамённого Северного флота ВМФ СССР.

Этот славный боевой корабль требует отдельного краткого рассказа о себе…

Восстанавливая справедливость и исполняя свой долг морского гостеприимства и дружбы, воспроизвожу ТТД (тактико-технические данные) и краткую историю достойного и славного боевого корабля эскадренного миноносца ЭМ пр.57бис «Гремящий» Краснознамённого Северного флота ВМФ СССР.

Этот корабль по-настоящему наш друг и товарищ, потому что он сменил нас в Северном море после изнуряющей БС (боевой службы) и как оказалось, ЭМ «Гремящий» сам возвращался домой на Северный флот после многомесячной БС (боевой службы) в Средиземном море.

Может быть, поэтому наша встреча в Северном море была такой краткой, «немногословной», усталой?..

Эсминец «Гремящий» был спущен на воду 30 апреля 1959 г., вступил в строй ВМФ СССР 30 июня 1960г. и 19 декабря 1960 г. вошёл в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). Этот корабль унаследовал «гвардейский Военно-морской флаг от одноименного эсминца проекта 7 «Гремящий».

20 января 1969 года ЭМ «Гремящий» был классифицирован как БПК (большой противолодочный корабль).

В 1970 году БПК «Гремящий» участвовал в учениях ВМФ СССР «Океан», после чего имел заход в порты Сьенфуэгос и Гавана (Куба).

С 5 по 10 сентября 1971 года БПК «Гремящий» вместе с ЭМ «Жгучий» под флагом командира 2 дивизии ПЛК контр-адмирала Е.И Волобуева были с официальным визитом в Осло (Норвегия).

С 21 по 26 сентября 1971 года БПК «Гремящий» и ЭМ «Жгучий» под флагом командира 2 дивизии ПЛО контр-адмирала Е.И Волобуева нанесли официальный визит в Роттердам (Голландия).

В 1971 и 1973 годах БПК «Гремящий» нёс боевую службу в Средиземном море у берегов Египта.

ЭМ «Гремящий» имел бортовые номера: 700 (1961), 035, 229 (57бис), 372 (57бис), 900 (пр.57А), 548 (1970), 545 (1972), 554 (1974), 549 (57А), 585, 596, 544, 535, 273, 298, 630 (57А), 410 (1979), 673 (1980), 639 (1983), 662, 647, 675.

Изначально ЭМ «Гремящий» был эскадренным миноносцем проекта 57-бис типа «Гневный». Его создали на Судостроительном заводе ССЗ им. Жданова в Ленинграде.

ЭМ «Гремящий» имеет: водоизмещение стандартное - 3500 т, полное - 4192 т.; длину - 138,9 м.; ширину - 14,84 м.; осадку - 4,47 м.; мощность ГЭУ (главной энергетической установки) - 85 000 л.с.; скорость хода максимальную - 38,5 узл.; экономичную скорость хода - 18,0 узл.; дальность плавания - 3 000 миль на 14 узлах и экипаж 290 человек (в том числе 20 офицеров).

ЭМ «Гемящий» вооружён: зенитная артиллерия - 4;4 ЗИФ-75; противолодочное вооружение - 2;16 РБУ-2500 «Смерч»; минно-торпедное вооружение - 2 ПТТА-53-57.

Эскадренные миноносцы проекта 57-бис типа «Гневный» (код НАТО – «Krupny») проходили модернизацию по проекту 57-А (код НАТО – «Kanin»), при этом их предназначение – нести и использовать в бою специально под них разработанный противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) КСЩ.

После модернизации по проекту 57-А ЭМ типа «Гневный» переводили в класс Больших противолодочных кораблей (БПК).

Проектом 57-Б или 57-бис к 30 декабря 1956 года были созданы чертежи для строительства специальных кораблей, предназначенных «в основном для уничтожения надводных кораблей (линкоров, крейсеров, эсминцев и крупных транспортов) и береговых объектов (при помощи комплекса ПКРК КСЩ) противника».

Главным оружием ЭМ «Гремящий» был универсальный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Волна-М». Этот комплекс предназначен «для коллективной обороны корабельных соединений при отражении атак самолётов в ближней зоне и самообороны кораблей от противокорабельных ракет». Также комплекс ЗРК «Волна-М» способен поражать надводные корабли.

В состав комплекса ЗРК «Волна-М» входят:
- система управления;
- наводящаяся пусковая установка с одноярусной и двухъярусной барабанной или конвейерной системами хранения ракет;
- зенитная управляемая ракета;
- комплект береговых средств технического обслуживания.

Основные характеристики комплекса 1х2 ЗРК «Волна-М»:

Зона поражения: по дальности, от 3,5 до 24 км; по высоте от 10 до 18 000 м; по скорости цели – 600 м/с.;
количество одновременно обстреливаемых целей - 1 шт.;
время реакции на цель 16-18 с.;
количество ЗУР (ракет) – 32 шт.

Целеуказания для ЗРК «Волна-М» поступают от любых корабельных РЛС.

Четыре счетверённые 57-мм автомата ЗИФ-75 с двумя РЛС управления огнём «Фут-Б» установлены на ЭМ «Гремящий» «по ромбической схеме», что позволяло вести плотный огонь по низколетящим целям.

Резервной системой управления огнём артиллерии являлся установленный на носовой надстройке командно-дальномерный пост СВП-42-50 (без РЛС).

Торпедное вооружение ЭМ «Гремящий» было усилено трёхтрубными 533-мм торпедными аппаратами (ТА) ПТА-53-57.

Две реактивно-бомбометные установки РБУ-2500 «Смерч» были установлены перед носовым автоматом ЗИФ-75 по бортам.

В корме ЭМ «Гремящий» оборудована взлётно-посадочная площадка для вертолёта Ка-15. Для лётного и технического состава на корабле были отдельные жилые помещения.

ЭМ проекта 57-бис были первыми советскими боевыми кораблями, вооружёнными штатным вертолётным вооружением.

ЭМ «Гремящий» имел следующее радиолокационное вооружение:

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Планшет-57»;
РЛС обнаружения надводных целей «Риф-1»;
РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-М»;
гидроакустическая станция (ГАС) «Пегас-2»;
командно-дальномерные посты СВП-42-50;
РЭБ типа «Бизань-4» и «Краб-12»;
цепной охранитель от якорных контактных мин ЦОК-2-60;

В период всей своей боевой службы БПК или ЭМ «Гремящий» ходил под гвардейским Военно-морским флагом, унаследованным от эсминца проекта 57 «Гремящий».

Такой чести удостоены были очень немногие советские военные корабли…

)

Если у "Беспокойного", "Безбоязненного" и "Бурного" . всё же есть какие-то (пусть и незначительные) шансы снова выйти в море, то последним четырём оставшимся во плоти эсминцам пр. 956 надеяться больше не на что. Они исключены из состава ВМФ , их экипажи расформированы (вместо них - вахты обхода или команды "отстоя") , флаги сданы на хранение во флотские музеи , а имена переданы другим кораблям или зарезервированы до лучших времён. Сейчас это - памятники последней эпохи безвременья в истории отечественного военного флота. Будем надеяться, что именно последней , а не крайней.

Глядя на это фото, верится, что для ВМФ РФ всё худшее уже позади, потому что хуже быть просто не может - 12-летний эсминец "Стойкий", затонувший 06.04.1999 у 1-го пирса в Фокино из-за расхищения забортной арматуры (из книги А. Павлова)


7. " Боевой "

Исключён из состава флота, находится в Фокино (1-й пирс) в ожидании утилизации. Самый старый из сохранившихся до сегодняшнего дня эсминцев пр. 956 (28 лет) - передан ВМФ 28.09.1986, флаг поднят 11.10.1986. . В августе 1995 г. завоевал приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу в составе КУГ (с "Безбоязненным"). В следующем году "Боевой" снова взял приз в той же номинации, . несмотря на то, что часть его котлов вышла из строя . . В 1997 г. в "Дальзаводе" выполнили ремонт котлов . (Ю. Апальков), и тем не менее в 1998 г. в возрасте 11-12 лет корабль был выведен в резерв (ссылка 3 ).


"Боевой" (б/н 720) и "Безбоязненный" в Фокино, 02.07.2011 (фото от пытливый808 с forums . airbase . ru )

По имеющимся данным, с тех самых пор эсминец не покидал своей "вечной" стоянки у 1-го пирса в Фокино, а 01.12.2010 был исключён из состава флота (russianships . info ). "В связи с тем что корабль использовался (разбирался) как источник запчастей для однотипных эсминцев ТОФ" его техническая готовность по состоянию на 11.03.2013 оценивалась не более чем в 20% от "номинала" (ссылка 3). Факт активного использования "Боевого" в качестве ЗИП-донора подтверждается также сообщениями участников известного морского форума (ссылка 4 , ссылка 5 ).

8. " Гремящий " (б/н 404 )

Исключён из состава флота, . находится в Североморске (предположительно, у 5-го пирса) . в ожидании утилизации. . Кораблю 26 лет - передан ВМФ 30.12.1988, флаг поднят 14.01.1989, переименован в "Гремящий" незадолго до передачи флоту - 18.08.1988 (по данным А. Павлова - 14.09.1988), . до этого назывался " Ведущий ". . 23.04-27.10.1994 прошёл текущий ремонт в 35-м СРЗ с заменой трубок котлов . В период 03.1995-01.1996 периодически выходил в море. В сентябре 1996 г. по состоянию трёх котлов (из 4-х штатных) выход в море был запрещён.

28.03.1997 эсминец вывели из состава сил постоянной готовности в технический резерв 2-й категории в ожидании среднего ремонта, 15.06.1998 сократили экипаж. 18.12.2006 корабль исключили из состава флота (russianships . info ), хотя собирались сделать это ещё в июне 2005 г. (ссылка 6 ). 09.12.2007 наименование "Гремящий" передали однотипному "Безудержному" (ссылка 7 ), а приваренные буквы закрасили шаровой краской. Использовался в качестве "донора". . В 2013 г. корпус эсминца дал течь, по причине чего корабль пришлось отбуксировать в Мурманск (в 35-й СРЗ), . где был произведён аварийный ремонт по герметизации (конвертации) корпуса. 07.09.2013 бывший "Гремящий" вернули на место (ссылка 8 ).


Два бывших "Гремящих" (404 и 406) у одного пирса, Североморск, 10.07.2014 (фрагмент фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, 3250 пикс.)

9. " Гремящий " (б/н 406 )

Исключён из состава флота, находится в Североморске (у того же пирса, что и б/н 404) в ожидании утилизации. Кораблю 23 года - передан ВМФ 25.06.1991 под наименованием " Безудержный ", флаг поднят 12.07.1991, переименован 09.12.2007. 14.04.1997 выходил в море для комплексной проверки боеготовности (возможно, в последний раз). В мае 1998 г. выведен в технический резерв 2-й категории из-за необходимости докования, замены дизель-генераторов и трубок на всех котлах .

По имеющимся данным, 01.12.2012 эсминец был исключён из состава флота (ссылка 3), спуск флага (с последующей передачей на храненее в музей Атлантической эскадры) состоялся 01.05.2013 ( ссылка 9 ). Приведённые даты не слишком хорошо согласуются с тем фактом, что 01.02.2012 на Северной верфи был заложен корвет "Гремящий" пр. 20385 (ссылка 10 , ссылка 11 ), если не предположить, что с момента передачи имени до списания эсминец числился в составе ВМФ под прежним наименованием - "Безудержный" (по крайней мере, официально - согласно приказу главкома).

Так вышло, конечно, не по злому умыслу, но с именем "Гремящий" путаница получилась основательная. Рассказывают анекдот, как "в одном ведомстве люди, далёкие от ВМФ, впали в ступор, когда им принесли документы на утилизацию сразу двух "Гремящих" (ссылка 12 ). Тем временем, на "404-м" и "406-м", продолжающим украшать собой гавань Североморска, по праздникам по-прежнему поднимают флаги расцвечивания (ссылка 13 ), а в некоторых сообщениях пресс-службы Минобороны гвардейский эсминец "Гремящий" всё ещё числится в составе 43 дрк СФ (ссылка 14 ).

10. " Расторопный "

Исключён из состава флота, . находится в Военной гавани Кронштадта . в ожидании утилизации. . Кораблю 25 лет - передан ВМФ 30.12.1989, флаг поднят 23.03.1990. Последний выход в море состоялся , скорее всего, 20.08.1996 , когда из всех задач боевой подготовки была выполнена только артиллерийская стрельба, т. к. из-за плохого технического состояния котлов пришлось вернуться в базу (в дальнейшем выход в море запрещён). 31.12.1997 выведен в тенический резерв 2-й категории, 18.01.1998 выгружен боезапас.


"Расторопный" во время буксировки с Северной верфи в Кронштадт, 16.09.2014 (фото Алексея Акентьева vs kuleshovoleg , 2560 пикс.). Один из редких снимков эсминца пр. 956 с ангаром (укрытием для вертолёта) в рабочем (раздвинутом) положении

В начале ноября 2000 г. , совершив (на буксире?) межфлотский переход, корабль прибыл на Северную верфь (СПб) для прохождения среднего ремонта. Ремонтные работы начались через два-три месяца и продолжались в течение полугода, после чего были свёрнуты по причине прекращения финансирования. Иногородние офицеры "всеми правдами и неправдами пытались вырваться из завода обратно на Север... Экипаж вёл минимальные работы собственными силами" (ссылка 6 ). Из-за отсутствия средств ремонт был заморожен на долгие 14 лет (считая со дня прибытия).

По одним данным, эсминец был списан 08.08.2012 ( russianships . info ), по другим - давно поданные документы на списание на 29.05.2013 так и не были подписаны (ссылка 15 ). Надо полагать, что присутствие в акватории предприятия "постороннего" объекта и отсутствие денег на его ремонт с каждым годом всё больше раздражало руководство Северной верфи, что стало причиной судебной тяжбы между СВ и Министерством обороны (ссылка 16 ). В конце концов, проблема с "Расторопным" была решена - 16.09.2014 . корабль отбуксировали в Военную гавань Кронштадта. . Есть не вполне достоверная информация, что на 20.12.2014 с него уже демонтировали кормовую башню (ссылка 17 ).

Помимо прочего, использована информация с RussianShips . info ( ссылка 18 ), из книги А. Павлова "Эсминцы первого ранга" (Якутск, 2000) . и справочников Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР", Том II , Часть I (СПб, 2003) и "Ударные корабли" (М., 2010).

Другие фото:

«Гремящий» - советский эсминец 5 уровня, быстро завоевавший любовь и признание участников бета-теста.

Отличная скорость в 38 узлов позволяет «жалить» противников торпедными ударами, а затем стремительно уходить из-под обстрела, отвечая на огонь залпами мощных 130-мм артиллерийских орудий.

Быстрый и смертоносный, «Гремящий» идеально подготовлен для диверсий во вражеском тылу.

«Гремящий» доступен в Премиум магазине игры в составе пакета «Неуловимый мститель». При покупке вы получите в подарок приглашение в закрытый бета-тест World of Warships. После окончания предзаказов «Гремящий» нельзя будет приобрести как минимум в течение года.

Особенности

  • «Гремящий» несёт на борту одни из самых мощных по меркам эсминцев орудий главного калибра. Огонь этих 130-мм пушек порой может доставитьнемало проблем даже вражеским линкорам, не говоря уже об эсминцах и крейсерах.
  • Главный калибр «Гремящего» отличается не только огромной мощью, но и большой дистанцией огня. По дальнобойности он оставляет позади многие эсминцы более высоких уровней.
  • Скорость вращения орудийных башен «Гремящего» относительно невысока. Вступив в артиллерийский бой, старайтесь удерживать противника на средней или дальней дистанции и активно пользоваться дымзавесой.

  • Довольно высокая дальность хода торпед в 8 км (при дистанции обнаружения корабля в 7 км) порадует любителей скрытной тактики игры. Но помните: скорость торпед не слишком высока, а потому каждую атаку стоит просчитывать на несколько шагов вперёд.
  • Благодаря хорошему торпедному вооружению «Гремящий» может отлично показать себя и в скрытных нападениях из засады, которые так любят почитатели американских эсминцев. Укрываясь за островами или прячась в клубах дыма, корабль до самого последнего момента может оставаться незамеченным, а затем отправить врага на дно единственным сокрушительным торпедным ударом.

Выводы

«Гремящий» - это золотая середина между американскими и японскими эсминцами. Он сочетает в себе сразу многие их достоинства: высокую скорость, хорошее торпедное вооружение и, конечно же, мощнейшую для эсминцев артиллерию.

Учитывая характеристики, лучше всего «Гремящий» покажет себя в схватках на средних дистанциях с резкими прорывами для торпедных атак и стремительным отступлением в клубах дымзавесы.