Что означает многогранная личность? Многогранность человеческой психики Что означает многогранный человек

В исследованиях по психологии личности причудливо переплетаются между собой столь различные проявления человека, как мотивы его деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, физическая внешность, идеалы, способности, аффекты, вкусы, особенности национального характера, мировоззрение, нравственный облик, самосознание, самооценка, потребности, влечения, продукты творчества, воображение, одаренность, интеллект, социальное положение, скорость реагирования, черты индивидуального характера, настроение, чувства антипатии и симпатии, переживания, навыки и умения, эмоции, установки, манера общения и поведения, ценностные ориентации, поступки, деяния, воля, образ «Я» и т. д. Такое многообразие проявлений человеческой природы уживается с неявно задаваемым логикой частных эмпирических исследований допущением о существовании некоей одномерной феноменологии в области изучения психологии личности. Указанное допущение, за которым стоит тот или иной образ человека в данной культуре, нередко толкает исследователей на путь отстаивания своей сферы фактов как центральной характеристики личности, а дискуссии о примате данного феномена личности начинают напоминать спор слепых, ощупывающих слона с разных сторон и высказывающих различные версии о том, с кем же им довелось повстречаться. На смену неявному допущению о существовании какого-либо одного центрального пласта феноменов личности приходят порой попытки построения предмета психологии личности с помощью коллекционирования различных проявлений «по аспектам», что приводит к возникновению иллюзии целостности картины там, где на деле существует механический конгломерат скрепленных статистическими корреляциями различных сторон человеческой жизни.

Попытки собрать личность человека из осколков ее проявлений или построить общую теорию личности из суммы частных теорий не отличаются новизной. Еще в XVIII в. французский философ Этьен де Кондильяк в «Трактате об ощущениях» не спеша собирал «статую» человека, последовательно наделяя ее обонянием, вкусом, осязанием, потребностями, ловкостью, желаниями, воспоминаниями, идеями, самосознанием. У статуи пробудились страсти, а удовольствие и страдание стали единственным двигателем развития ее способностей. И статуя Кондильяка жила, по словам автора, жизнью изолированного человека, пользующегося всеми своими чувствами.

Окажись исследователь по психологии личности на месте Э. Кондильяка, он с самого начала испытал бы большие трудности в отборе строительного материала, из которого предстояло бы воссоздать статую личности. Любой ли человек представляет собой личность? Можно ли назвать личностью появившегося на свет ребенка? В любую ли историческую эпоху существовала личность? Исчезает ли личность со смертью человека? С чего начинается личность? С помощью какого материала при строительстве статуи личности удается провести границу между человеком и животным? И главное, какими фактами воспользоваться для построения статуи личности?


Большинство людей отличаются друг от друга по своей внешности, росту, цвету кожи, телосложению, весу и другим особенностям человеческого тела как физического объекта. Вряд ли тем не менее строитель статуи личности начнет свою работу с использования этого материала, так как, казалось бы, никто не будет пытаться даже из самых точных внешних характеристик человека вывести черты его личности. Однако не стоит торопиться с выводами. В повседневной жизни накоплено немало наблюдений о связи физической внешности человека с особенностями его характера: люди маленького роста имеют тенденцию ходить большими шагами; полные люди чаще худощавых являются счастливыми обладателями покладистого характера; цвет кожи в определенных общественно-исторических условиях оказывает роковое влияние на весь жизненный путь человека. В античные времена с опорой на факты, говорящие о связи внешнего облика с характером человека, возникло целое учение - физиогномика. Его представители по внешнему облику человека распознавали характер, благородные и дурные наклонности личности. Физиогномика не ушла в прошлое, а в некоторых формах и сегодня используется при создании различных типологий характера. Отбрасывая ассоциирующиеся с физиогномикой представления о фатальной предопределенности характера внешним обликом человека, не следует впадать в крайность и изображать всю предшествующую практику распознавания личности по внешнему облику как историю бесполезных ошибок. Факты остаются фактами: при первом взгляде на одного человека иногда хочется с ним заговорить, а при встрече с другим - перейти на противоположную сторону улицы; мужчины атлетического сложения чаше воспринимаются как уверенные в себе, а худощавые - как честолюбивые и подозрительные и т. д. Так как же обойтись с этими фактами: отнести внешний облик человека к проявлениям его личности или нет? Поставленный в такой форме вопрос не имеет ответа.

С большей вероятностью, по-видимому, материалом для строительства статуи личности может послужить прошлый опыт человека - его знания, убеждения, умения, привычки, стереотипы, разнообразные проявления памяти. Человек, лишившийся прошлого опыта, утрачивает ориентацию в пространстве и времени, теряет свое «имя», лишается в известном смысле своего «Я». Мастер описания внутреннего мира личности М. Пруст красноречиво повествует о могуществе воспоминания, возвращающего человеку его «Я»: «Когда я просыпался среди ночи, то, не соображая, где я, я не сознавал также в первое мгновение, кто я такой; меня не покидало лишь первобытно-простое ощущение того, что я существую, - подобное ощущение может биться и в груди у животного; я был беднее пещерного человека; но тогда воспоминание - еще не воспоминание места, где я находился, но нескольких мест, где я живал и где мог бы находиться, - приходило ко мне словно помощь свыше, чтобы извлечь меня из небытия, из которого я не мог выбраться собственными усилиями; в одну секунду я пробегал века культуры, и смутные представления керосиновых ламп, затем рубашек с отложенными воротничками мало-помалу восстанавливали черты моего «Я». Образ «Я» возвращается к просыпающемуся человеку через воспоминание истории культуры, его дома, вещей, плана комнаты, одежды. Значит ли это, что вся предшествующая история культуры - память общества, мир принадлежащих человеку вещей, воспоминания детства и т. д. - все это выступает как проявления его личности? Если это так, то, наделив статую памятью и знаниями, строитель превратит ее в личность, а стерев память - лишит возможности стать личностью. Но и этот вывод поспешен. Человек может лишиться багажа своей памяти, очутиться в «беспамятном мире», пережить ощущение смерти «Я»... и при этом остаться личностью. Историю борьбы личности за возвращение мира описывает известный психолог А. Р. Лурия в своей небольшой книге «Потерянный и возвращенный мир». Герой этой книги, построенной на дневниковых записях, лейтенант Засецкий, у которого вследствие вызванного ранением массивного поражения левой теменно-затылочной области мозга возникли глубокие нарушения речи к памяти: «В результате ранения я все забыл, чему когда-то учился и что когда-то знал.., Я все забыл, и после ранения сызнова начал расти и развиваться до некоторого момента, а затем вдруг мое развитие приостановилось к так находится в недоразвитом положении и до сего времени. Главное же недоразумение было в моей памяти: я забыл все на свете, и теперь снова начинаю осознавать, запоминать, понимать уже той памятью, которой я пользовался еще в детстве...». После ранения у Засецкого нарушилось узнавание вещей, возникло ощущение потери правой половины тела, расстроилось понимание значений слов, распались трудовые навыки. Ему пришлось заново учиться чтению, вспоминать буквы. Засецкий, по его словам, начал жить в беспамятном мире: «Но вот удивительный результат ранения, - продолжает А. Р. Лурия. - оно полностью пощадило мир его переживаний, мир его творческого энтузиазма, оно оставило полностью сохранным его личность, личность человека, гражданина, борца!».

В своем воображении Засецкий представляет себя то знатным хирургом, то крупным инженером, то няней, ухаживающей за больными бойцами. Через воображение он создает взамен утраченного беспамятного мира прошлого новые будущие миры, в которых все вновь и вновь находит себя, делает себя личностью. Эти факты говорят о том, что проявления личности несводимы к ее прошлому опыту или знаниям. Вместе с тем воспоминание помогает человеку, утратившему ориентацию в мире, в поисках собственного «Я». Становится очевидным, что и вопрос о том, относятся ли проявления прошлого опыта к феноменам личности или нет, не может быть решен вне той или иной системы координат изучения личности.

Влечения, потребности, установки, стремления и желания человека - вот, казалось бы, самый проверенный материал для того, чтобы заставить статую личности двигаться и действовать. Нередко говорят, что каждый человек видит в мире то, что он хочет увидеть, принимает желаемое за действительное. Дон Кихот, стремящийся встретиться с великанами, принимает за великанов ветряные мельницы и нападает на них. Африканец, оказавшись во власти сформированных в его жизни установок, в день приезда в Лондон ошибочно думает, что все полицейские дружественно настроены по отношению к нему, так как принимает знак остановки транспорта - правую руку полицейского, поднятую ладонью вверх навстречу движущемуся транспорту, - за теплое приветствие. Потребности и установки человека определяют избирательность восприятия и мышления, пристрастность процесса познания мира, давая о себе знать, когда их влияние на действительность становится слишком заметным. Психологи одного направления, известного в психологии под названием «New Look» («Новый взгляд»), охарактеризовали потребности, установки и желания как «личностные факторы» познания и попытались через изучение влияния этих личностных факторов на познавательные процессы человека судить об его личности. Например, представители «New Look» провели следующий весьма иллюстративный эксперимент, убедительно демонстрирующий роль личностных факторов в процессе познания. Они попросили детей нарисовать изображение Санта Клауса (Деда Мороза) 5 декабря, 21 декабря, 31 декабря. Оказалось, что чем ближе был праздник, тем больше места на карточке занимал Санта Клаус, тем больше набухал мешок с подарками у него за плечами. После встречи с Санта Клаусом его изображение на карточке резко уменьшилось (рис. 1). Путь, предложенный представителями «New Look» для строительства личности, заманчив. Потребности и установки человека - факторы, детерминирующие избирательность восприятия мира, направленность поведения человека. Но и этот путь, реально показывающий теснейшую связь мотивационно-потребностной сферы человека с познавательными процессами, не приводит к ответу на вопрос, что такое личность. Потребность в безопасности, потребность в комфорте, потребность в любви, потребность в познании, потребность в самовыражении. Список потребностей и влечений разнообразен. Исследователи, перечисляя одну за другой потребности личности, узнают лишь сами эти потребности, а представление о личности превращается в по-разному сконструированную конфигурацию нужд человека, его стремлений и желаний.

«Каждый человек стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет», - метко заметил в свое время Марк Аврелий. Ценности, ради которых живет человек, цели, к которым он стремится, действительно, входят в пространство феноменов психологии личности. Однако и они сами по себе не являются той силой, которая заставит ожить статую личности. Почему греческий философ Сократ предпочел остаться в темнице и выпить чашу с ядом, а не воспользовался возможностью бежать и покинуть Афины? Сократ остался в темнице, потому что в противном случае вся предшествующая жизнь для него бы обесценилась, утратила смысл. Но если бы Сократ совершил побег, то разве за этим поступком не стояла бы пусть иная, но придающая смысл его существованию ценность? Ценность определяет выбор поступка личности, но что определяет выбор ценности? Анализ самих по себе феноменов ценности, их влияние на жизнь личности оставляют и этот вопрос без ответа.

Рис 1. Влияние желаемого события на изображение детьми

Санта Клауса по мере приближения Рождества

(по данным С. Соллея и Дж. Хайга , 1957)

«Каков человек, таковы его речи», - гласит старое латинское изречение. Оно может служить преддверием к стремительно развивающемуся циклу исследований проявлений национальных обычаев и традиций в языке различных народов, связи языка с индивидуальным сознанием личности и продуктами творчества. Язык во многом определяет видение мира. Связь языка с личностью столь органична, что в лингвистике вводятся и развиваются представления о «языковой личности» (В. В. Виноградов, Ю. Н. Караулов). Быть может, достаточно наделить статую языком, и она, действительно, не только заговорит, ко и расскажет, что же такое личность. Ведь не случайно в языке многие исследователи пытались увидеть самое существенное отличие человека от животных. Однако, сколь бы ни преклонялись исследователи перед той ролью, которую выполняет язык в жизни человека, они, застывая порой перед листом белой бумаги, знают, как трудно воплотить мысли с словах. «Мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождем слов... Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция. Только она может дать ответ на последнее «почему» в анализе мышления. Если мы сравнили выше мысль с нависшим облаком, то мотивацию мысли мы должны были бы... уподобить ветру, приводящему в движение облака». Без языка любое описание сознания личности было бы обедненным, но не язык рождает сознание, не в языке лежит ключ к пониманию причин действий и поступков личности, к пониманию ее жизни.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

И латинское изречение, содержащее совет по языку судить о человеке, и строки Ф. И. Тютчева о том, что «мысль изреченная есть ложь», как бы вступают в спор друг с другом, показывая всю неоднозначность решения вопроса о месте языка в жизни личности.

Не исключено, что первичным материалом для строительства статуи личности могут стать слова, описывающие проявления поведения личности, черты ее характера. Когда о человеке спрашивают «Какой он?», то в ответ слышат «добросердечный, открытый, эмоциональный, злобный, холодный, беспечный, эгоистичный, вспыльчивый, общительный, дружелюбный, покладистый» и т. д. Эти слова обозначают самые различные черты личности , зафиксированные в языке. Иногда эти слова обозначают термином «дескрипторы» (описатели). Список обозначений черт личности в языке огромен. В одном английском языке насчитывают около 17000 слов, характеризующих проявления личности. Со словесного портрета часто начинают первое знакомство с человеком. Так, в клинических характеристиках аномального поведения личности, являющихся исторически одним из самых ранних свидетельств зарождения интереса к проблеме личности в конкретной науке, присутствует обширная феноменология описания расстройств личности. Однако эти описания преимущественно фиксируют поверхностные проявления личности, нередко полностью совпадающие с чисто житейскими наблюдениями, Л. С. Выготский приводит случай подмены житейским описанием более глубоких причин поведения личности, с которым он столкнулся в практике консультирования трудновоспитуемого ребенка. Мать, приведшая своего восьмилетнего сына на консультацию к психиатру, рассказала, что ее ребенок испытывает приступы вспыльчивости, аффекта, гнева, злобы, опасен для окружающих, в этом состоянии он может запустить камнем в другого ребенка, даже наброситься на него с ножом, «Расспросив мать, мы отпустили ее, - пишет Л. С. Выготский, - посовещались между собой и снова позвали ее для того, чтобы сообщить ей результаты нашего обсуждения, «Ваш ребенок, - сказал психиатр, - эпилептоид». Мать насторожилась и стала внимательно слушать. «Это что же значит?» - спросила она. «Это значит, - разъяснил ей психиатр, - что мальчик злобный, раздражительный, вспыльчивый, когда рассердится, сам себя не помнит, может быть опасен для окружающих, может запустить камнем в детей и т. д.». Разочарованная мать возразила: «Все это я сама вам только что рассказала». Психология личности, довольствующаяся описанием, всегда рискует вместо помощи человеку вернуть ему его же рассказ о себе самом. Безусловно, анализ черт личности, зафиксированных в языке, необходим при изучении проявлений личности. Однако даже при самой тонкой статистической обработке различных дескрипторов при диагностике личности не следует забывать, что источник этого набора черт - самоописание или внешнее наблюдение. Известный советский публицист Е. М. Богат, автор цикла книг о проблемах нравственности человека, писал, что после обработки текстов его книг на ЭВМ в этих текстах были выявлены наиболее часто употребляемые термины: сострадание (233 раза), удивление (145 раз), сопереживание (84 раза), восхищение (79 раз), волнение (25 раз), а также с высокой частотой используемые термины «чудо», «кощунство», «святыня». На основе данного набора терминов одним специалистом было сделано заключение о личности автора: «Вы верите в бога, хотя скрываете это». Публицист отнесся к этому диагнозу его личности как к грустному курьезу. Черты личности, зафиксированные в терминах языка, в текстах книг, дают какое-то представление о личности. Но можно ли, исходя из набора таких черт, построить портрет личности, прогнозировать ее действия и поступки. Любой ответ на подобный вопрос вновь будет лишен смысла, так как система координат изучения многообразных проявлений личности не очерчена.

Другой возможный материал для построения статуи личности - социальные роли человека. Роль студента, роль учителя, роль врача, роль инженера... Каждая из социальных ролей связана с определенной функцией, которую человек, принимая роль, начинает исполнять в жизни.

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Если поверить В. Шекспиру, то все люди - актеры в театре жизни, каждый из которых в своей судьбе играет разные роли. Тогда дело остается за малым: перечислить репертуар всех ролей, сыгранных в жизни человека, признать мир театром, и статуя личности построена. Но опыт обыденной жизни подсказывает, что и путь строительства статуи личности через перечисление самого полного репертуара ролей теряет в личности что-то существенное, несводимое к исполняемым ею ролям. Если спросить человека на улице «кто он», то он может ответить «студент», «колхозник», «артист», «пионер», «психолог», «спортсмен», «солдат» и т. п., т. е. назовет одну из выполняемых им социальных ролей. По названной социальной роли можно узнать, что стоящий перед нами юноша, например, «студент», но означает ли это, что мы знаем , кто этот юноша. Представление о «социальной роли» в обыденном сознании постоянно соседствует с образами «маски», фасада, за которыми скрывается подлинная натура человека. Ф. М. Достоевский писал о «подпольном человеке», который в каждой личности пытается прорваться наружу. «Все-то дело человеческое, кажется, действительно, в том только состоит, чтобы человек поминутно доказывал себе, что он - человек, а не штифтик», не безличная функция в технологии того или иного процесса жизни, Однако спор «человека из подполья» «с ролевым человеком», их непрекращающийся диалог в жизни каждой личности - весомое доказательство существования обеих этих ипостасей человеческого бытия. За социальными ролями стоит вполне ощутимая реальность. И вопрос о месте этой реальности в спектре феноменов личности вновь наталкивается на барьер незнания системы координат исследования личности в человекознании.

Реакции, действия, поступки, поведение, деятельность человека - еще одно из возможных оснований построения статуи личности. Очевидная истина заключается в том, что в жизни о человеке прежде всего судят по его делам, в том числе и по продуктам его творчества. «Скажи мне, что ты сделал, и я скажу тебе, кто ты» - неписаная формула оценки личности в повседневной жизни. Путь к личности через изучение разных проявлений поведения человека, его поступков в тех или иных ситуациях нравственного выбора представляется столь естественным, что его избирают не только умудренные житейским опытом практики человеческого общения, писатели и художники, но и психологи самых различных течений. Тем не менее и на этом пути строителя статуи личности поджидают серьезные затруднения. Где кончается действие и начинается поступок, с помощью какой лакмусовой бумажки удается отличить приспособленчество от деяния? Внешне одно и то же движение может оказаться и действием, и поступком, и даже деянием. Например, банальное движение - «отвинчивание гайки» - может оказаться проступком, изменяющим судьбу человека, причем сам человек совершенно не будет осознавать последствий этого движения. В рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» герой был задержан за то, что отвинчивал гайку с железнодорожных рельс. Судебный следователь так описывает это событие обвиняемому:

«...сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на сто сорок первой версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам... Так ли это было?..

Знамо, было..

Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем < .. .>

Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...

Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая и дыра есть.

Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельс, людей бы убило! Ты людей убил бы!

Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было...»

Итак, отвинчивание гайки - обычный трудовой навык , действие с целью изготовить грузило для рыбной ловли, противоправное деяние , влекущее за собой гибель людей и строго караемое законом.

Во всех случаях перед наблюдателем внешне представлен один и тот же поведенческий акт человека. И следователь, и «злоумышленник» одинаково описывают внешнюю ситуацию, в которой герой рассказа отвинчивает эту гайку. Однако «злоумышленник» искренне не понимает, за что его судят, а следователь видит перед собой преступника, который не вчера родился и должен отвечать перед законом за свои дела. Иногда в психологии личность определяют как человека, наделенного сознанием. Сознание, а тем более самосознание человека, осознание им своего «Я» - существеннейшие проявления личности. В чеховском рассказе отчетливо выступает как несводимость мира личности к самосознанию, так и трудность через самоотчет человека узнать, стоит ли за поведенческим актом действие или поступок. «Злоумышленник» не осознает последствий своего поведения, несмотря на все усилия следователя раскрыть ему смысл его действий. Факты проявления поведения - от реакций до деяний личности - вне общей системы представлений о человеке столь же неопределенны и многозначны, как и любые описанные ранее феномены.

И наконец, в обыденном сознании феномены личности прочно связываются со способностями, характером и неординарностью интеллекта, одаренностью и талантом. Именно оценивая самостоятельность, твердость решений человека, его творческий потенциал, о нем с уважением говорят: «Вот это личность!». Порой между «личностью» и «талантом» прямо ставится знак тождества. Если принять эти феномены за единственно подлинные и сокровенные проявления личности, то строителю статуи личности прежде всего надлежит наделить ее талантом и дать неограниченную свободу творчества. Но вот эпизод из драмы А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»:

С а л ь е р и Что ты мне принес?

Моцарт Нет - так; безделицу <...>

Сальери Ты с этим шел ко мне

И мог остановиться у трактира

И слушать скрыпача слепого! - Боже!

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

А. С. Пушкин устами Сальери резко разводит «талант» человека и его «Я». Моцарт как «личность», по мнению Сальери, недостоин такого великого дара, каким является его «талант». Естественно, что без исследования феноменов творчества, таланта психология личности утратит важные особенности существования личности, а статуя личности не оживет. И тем не менее отождествление личности с творчеством, талантом уже при описании самой феноменологии повседневной жизни подвергается сомнению.

Таким образом, знакомство с различными проявлениями личности показывает, что на пути создания целостной картины представлений о личности из мозаики разных феноменов вырастают всевозможные трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к изолированно существующему человеку, не может быть квалифицирован как явление, относящееся к области изучения психологии личности.

Во многом по этой причине психология личности как предмет оказалась расчлененной на психологию мотивации, психологию эмоций, психологию воли, психологию индивидуальных различий, которые часто исследуются и преподаются независимо друг от друга. Кроме того, разные проявления личности в зависимости от позиции исследователя принимаются за основной материал, из которого строится психология личности. Так, влечения, потребности, мотивы и ценности наиболее детально анализируются в таких теоретических направлениях психологии, как психоанализ и гуманистическая психология; факты поведения преимущественно изучаются в разных вариантах бихевиоризма и деятельностного подхода в психологии; социальные роли - в социально-психологических подходах к изучению личности; в области исследования знаний и убеждений личности уверенно чувствует себя когнитивная психология. Иными словами, позиция исследователя определяет выбор фактов, расцениваемых как проявления личности, и методики исследования этих проявлений. От методологической установки ученого вообще зависит признание того, существует некоторое явление как научный факт или же оно плод воображения самого исследователя. Л. С. Выготский отмечает, что «... психоанализ, бихевиоризм и субъективная психология оперируют не только разными понятиями, но и разными фактами. Так, несомненно, реальные общеизвестные факты, как эдипов комплекс психоаналитиков (неосознанное сексуальное влечение мальчика к матери и двойственное отношение к отцу. - А. А. ) просто не существуют для других психологов, для многих это самая дикая фантазия. Для В. Штерна... психоаналитические толкования, столь же обыденные в школе З. Фрейда и столь несомненные, как измерение температуры в госпитале, а значит, и факты, существование которых они утверждают, напоминают хиромантию и астрологию XVI в. Для Павлова утверждение, что собака вспомнила пищу при звонке, есть тоже не больше чем фантазия. Так же для интроспекциониста не существует факта мышечных движений в акте мышления, как то утверждает бихевиорист». То, что является бесспорным фактом и объектом многочисленных исследований для одних теорий личности, с порога отбрасывается представителями других подходов. Именно поэтому перечисленные явления и факты не только иллюстрируют многогранность проявлений феноменологии личности, но и заставляют обратиться к вопросу, как изучать личность в психологии. Вопрос же о том, как, каким путем изучать личность в психологии, - это вопрос о методе в первоначальном значении этого слова, методе как пути познания. Решение этого вопроса лежит в сфере изучения возможностей приложения разных уровней методологии науки к психологии личности. Именно поэтому выявление места любого факта в жизни личности предполагает рассмотрение разных уровней методологии науки как системы координат, очерчивающих сферу изучения проявлений личности в психологии и раскрывающих связь психологии личности с другими областями человекознания.

С очень интересной, «многогранной» особой довелось близко пообщаться сегодняшней героине. Ее однокурсница и близкая подруга Марина бухала до отруба на улице, нападала на ночных прохожих, «развлекалась» поджогами, смело шла на красный свет под колеса машин, полосовала руки ножом… При этом училась на отлично, много читала , писала рассказы и мечтала стать художницей.

Мне кажется, тут не без психиатрических проблем. С большой осторожностью предположу, что Марина - очень расстроенный пограничник, часто переходящий условную границу нормальности. Налицо и социопатические, и истерические проявления .

Сама же героиня считает, что Марина — мнимо ничтожный нарцисс , поскольку все время сетовала, как ей, ранимой творческой натуре, тяжело и бесприютно в этом жестоком мире. В результате героиня носилась с ней как курица с яйцом, всячески опекала, решала многие проблемы , без конца утешала и умоляла не расстраиваться, если кто-то что-то сказал не тем тоном и не так посмотрел. А потом вместо благодарности получала козьи морды и бойкоты ...

(Рисунки выполнила наша «сообщница» olja_klimi, за что ей большое спасибо. Внимание: это не ее история).

"Хочу, чтобы меня любили!"

«С Мариной мы учились вместе в университете. Она была в другой группе, а потом мы попали вместе на летнюю практику, жили в одной комнате. Марина была умным, весёлым человеком, разбиралась в музыке, у нас были похожие вкусы, и мы очень сдружились, почти всё время были вместе .

Я почувствовала к ней сильную симпатию и сообщила ей о возникающих чувствах. Марина отреагировала неоднозначно: я не такая, отстань. В то же время она иногда приглашала меня посидеть, обнявшись. А иногда прогоняла. Как-то, дурачась, начала кричать: "Меня никто не любит! Я хочу, чтобы меня любили!"

Вернувшись в город, мы продолжали общаться, на общих лекциях всегда сидели вместе. А потом она просила меня съездить с ней то в один магазин, то в другой. А то ей надо купить новый диск, а она стесняется разговаривать с продавцами. И вообще с посторонними. Она просила, чтобы я протянула продавцу деньги и назвала группу. Я не сильно удивилась - после общения с перверзной матерью у меня иногда бывал страх перед общением с посторонними, я опасалась неожиданной реакции - насмешки, грубости. Но я свой страх преодолевала.

Помощь Марине с покупками и вообще прогулки, общение отнимали огромное количество времени . Покупая диск, она стояла и рассматривала прилавок по часу. Снова и снова открывала то один, то другой диск.

С одеждой было ещё сложнее. Марина думала над каждой вещью по 15-20 минут, возвращалась по несколько раз к одним и тем же. Марина любила бренды, и у прилавков с ее недоступными хотелками мы провели уйму времени. Марина всегда замечала, кто во что одет и откровенно негодовала по поводу чужого богатства. Она ненавидела весь юрфак и филфак потому, что там было много девочек, одетых из бутиков..

Я не знала, чем отличается одежда из бутиков от обычной и не видела в толпе, кто во что одет. Просто не обращала внимания. От Марининого же взгляда не ускользало ничто. Она обсуждала каждую дорого одетую девушку, которая нам случайно попадалась на пути. Как-то с ненавистью в голосе сказала: «Ненавижу ту однокурсницу с её Рибоками-неделькой. Купить настоящие Рибок в 90-е мало кто мог. Но у той девушки каждый день были новые кроссовки, и Марина заметила ее из 120 человек!

Марина не раз упоминала, что семья у неё с дворянскими корнями, рассказывала о богатстве семьи до революции. До перестройки они так же были достаточно обеспеченным семейством, потом стало хуже.

К бомжам с любовью

Как-то раз я поделилась с Мариной неприятным воспоминанием из детства. Когда мне было совсем немного лет, бабушка частенько меня называла эгоисткой. Громогласно, вкладывая море пафоса, осуждения, всегда при большом скоплении посторонних.

Эгоисткой меня называли за какие-то совершенно обычные дела, вроде взяла для себя игрушку, чтобы поиграть, прошла в числе первых через калитку, взяла себе конфету. Не было такого, чтобы я распихивала всех, объедала, загребала себе все игрушки и т.д.

Я от этого очень пугалась, смущалась и расстраивалась. Не могла понять, в чём виновата. Марине рассказала, как другу, ожидая сочувствия. Она формально поддержала, а через пару недель вдруг громогласно объявила - ЭГОИСТКА! И очень так внимательно, буквально вперившись, смотрела на мою реакцию, не мигая. (Нельзя не обращать внимания на такие моменты, нельзя!)

На прогулках к нам время от времени подходили бомжи и алкаши. У меня было одно желание - поскорее отойти от них. Деньги я им никогда не давала, тем более, у меня их особо и не было. Марина же считала бомжей самими лучшими людьми на свете! Самыми умными, крутыми, уникальными, замечательными! Она всегда вступала с ними в диалог. Бомжи, видя такое, прилипали надолго. Один раз дед-бомж предложил Марине пойти с ним переспать вот прямо сейчас.

Заработок для 15-летней

Несколько воспоминаний из детства, рассказанных Мариной. В садике с ней жестоко обошлась воспитательница, чуть не за шкирку тащила её вверх по лестнице, потому что Марина в 5 лет не умела... подниматься по лестнице. Вообще. Научилась только к первому классу с большим трудом. Марина прокомментировала это так: мы жили в доме с лифтом и не было нужды учиться взбираться по лестнице. А другие дети жили в хрущобах, поэтому умели.

У Марины не было отца, они с ее матерью не были женаты, только недолго встречались. Марину растили мама и бездетная тётя, которая очень ее любила, была ей действительно большим другом.

С мамой у них часто возникали конфликты. Как-то, когда Марина была ещё школьницей, она прислонилась к маме, и та сказала ей: уйди, жирная . Марина с тех пор села на строгую диету, ела один раз в день.

Как-то Марина пришла на учебу злая, сказала, что они подрались с матерью, у неё несколько синяков, и мать в драке чуть не выдернула ей руку из сустава.

Еще в школе мама с тётей были обеспокоены Марининым поведением и отправили её к психиатру. Марину положили на обследование. Она сказала, что не знала о видеокамерах в комнате, поэтому била пустой железной кружкой по батарее - «делать всё равно было нечего». Поэтому психиатры решили, что у неё отклонения, и поставили ей какой-то диагноз. Сейчас точно не помню, что она сказала - невроз или что-то похожее.

В старших классах Марина впервые заработала. Но каким образом! В школе ходил слух, что она лесбиянка. Хотя это было не так. Дошёл он до одной взрослой девушки, которой больше 20 лет было, а Марина ещё несовершеннолетняя. Она через кого-то из одноклассников вышла на Марину и попросила за деньги заняться с ней оральным сексом .

Марина, притом, что она "100 процентов натуралка", как она мне не раз говорила, согласилась на это. Марина тогда купила несколько десятков кассет. Заплатили ей прилично. Т.е. еще в школе у неё был опыт проституции!

"Уйду на философский!"

Постепенно у Марины прогрессировало недовольство учёбой. То ей не нравился факультет, то она мечтала о другом вузе, хотела поменять специализацию. Регулярно повторяла - всё, перехожу на философский!

Я боялась остаться без подруги, поэтому каждый раз уговаривала её не уходить. Сейчас я понимаю, что про философский говорилось с целью вызвать у меня беспокойство и развести на уговоры.

Марина писала повести и рассказы, довольно объёмные. Сокрушалась, что не стала писателем. В школе она выиграла в каком-то писательском конкурсе для детей. Тот рассказ она мне дала почитать. Я ещё тогда заметила, что там упор на форму сделан, а содержание довольно невразумительное.

В рассказе девушка, главная героиня, выходит в мороз из дома и едет на троллейбусе. Ей сначала было очень тяжело идти по снегу, потом холодно ехать в обледеневшем троллейбусе. Описание зимы и обледенения этого троллейбуса были интересными, но больше витиеватыми. Чрезвычайно витиеватыми - так, что к смыслу надо было продираться. Ощущение, что человек через технику пытается овладеть писательским мастерством, пытается изо всех сил, но не может потому, что чувств нет и как о них писать, он не знает.

Потом Марина разочаровалась в писательстве и увлеклась рисованием - ровно с таким же результатом. Выбирала очень странную тему и делала рисунок с множеством мелких деталей. Часто вообще было не понятно, что конкретно изображено.

Позже она пошла на курсы по рисованию, стала рисовать по правилам, с хорошей техникой, но опять же это всё было плоско, без души. Живописью я занималась сама и вот тут могу оценить. При взгляде на Маринины рисунки появлялось чувство пустоты. Ни энергии, ни темперамента, ни эмоции, ни личности, ничего... Сама она преподносила свое творчество как нечто гениальное и критики не потерпела бы. Была бы грандиозная ссора.

Мильон извинений

А ссоры были весьма регулярны, рождались на пустом месте . Поводом могла быть, например, случайно сказанная мной фраза, причём раньше я могла говорить то же самое сотни раз и никакой обиды не было. Поводы были настолько смехотворны, что я о них уже не помню, кроме первого случая.

Как я сейчас понимаю, это был ледяной душ. Мне надо было куда-то зайти в универе, а Марине - что-то купить. Про мою потребность она сказала: давай потом. Я уже знала, что это «потом» никогда не наступит и сказала ей: если сейчас не сходим по моим делам, то и я не пойду помогать тебе покупать, что ты хочешь.

У Марины стало каменное лицо. Она резко пошла от меня, вся её фигура выражала презрение. Я в шоке шла за ней, вопрос о моём деле больше не поднимала, разумеется.

Марина через пару минут зло обернулась, не сбавляя шагу и сказала: «Я вообще-то в костылях не нуждаюсь! Ты преувеличиваешь своё значение для меня! » Я в полном ужасе шла за ней. Мне не в чем было себя винить, но тут я чувствовала, будто сильно обидела тонкую натуру.

На остановке она стояла, смотря в пространство, из ее глаз катились слёзы. При этом она не всхлипывала. Я извинилась несчетное количество раз.

Таких ссор было великое множество. Всегда внезапные, из-за ерунды, но выглядело так, как будто я действительно сказала что-то ужасное. Иногда Марина обижалась один день, иногда несколько. Когда во время долгой обиды мы сталкивались в универе, она проходила мимо меня, нарочито глядя в сторону. Бойкот был очень суров, при этом Марина очень радостно и живо общалась с однокурсниками, иной раз с сидящими ко мне вплотную. Шутила и смеялась.

Бойкот заканчивался тем, что Марина сама звонила мне и как ни в чём не бывало говорила: «Привет!» Я только первый раз удивилась, но подумала, какая она молодец! Отходчивая, не помнит долго ссоры. Я радовалась, и мы с повышенной теплотой возобновляли дружбу.

Случались и мини-бойкоты без видимой ссоры. Пришла как-то наша однокурсница после небольшого ОРЗ. Марина очень радостно с ней поздоровалась, я тоже. Потом лекция должна была быть с другом корпусе до которого идти пешком около 30 минут. Всю дорогу Марина шла с ней, без конца болтала, смеялась. Мне не сказала ни слова, не обернулась, не посмотрела, иду ли я вообще.

Шестерка, девятка, спирт

Марина почти на каждой прогулке покупала пиво. Я не пью, за исключением праздников, и то слегка. Алкоголь на Марину действовал странно. У меня возникало ощущение, что у неё по книгам, фильмам имеется штамп в голове - как должен выглядеть пьяный и она этот штамп старательно, но фальшиво реализует. Она даже после нескольких глотков начинала очень громко разговаривать, пошатываться, орать частушки и русские народные песни. Поклонником народного творчества она в реальной жизни совсем не была, слушала рок.

Такое поведение нетрезвой подруги меня очень напрягало, на нас таращились люди. Я просила её вести себя нормально, а она отвечала, что ей по фигу, что на неё смотрят, а мне советовала не трахать ей мозг. Маринины попойки прогрессировали, даже когда мы не шли гулять, она решала меня "проводить" и просто ехала вместе со мной всеми четырьмя видами общественного транспорта и напивалась по дороге. На меня такие "проводы" очень давили. Постепенно увеличивалось количество выпиваемых за раз бутылок, потом она с «шестёрки» перешла на «девятку»...

Несколько раз мы ходили на концерты. На один она не прошла фейсконтроль. Потому что выпила пива и вела себя неадекватно. Я одна не пошла, билеты пропали. Мы долго гуляли, разговаривали.

А потом у метро встретили панков. Марина видела их раньше несколько раз в рок-магазине, отзывалась о них с восхищением. И вот значит, наткнулись мы на этих ребят, Марина, которой сложно с посторонними, подойти боится и прочее, забывает вообще о моём существовании, кидается к ним общаться, угощает их пивом, сигаретами.

Я ушла. А на следующий день в универе выяснилось, что тусовались они недолго, Марина отошла в кусты, а панки смылись с её плеером, которым она очень гордилась, и косухой.
Пивной "душ" для милиционеров

Совместный поход на другой концерт закончился сущим кошмаром. Проходило мероприятие в большом концертном зале. Там был танцпол и амфитеатр. Над проходами на танцпол было что-то вроде козырьков, куда при желании можно было влезть, перемахнув через перила по бокам.

Марина купила в баре охапку банок пива и почему-то решила забраться именно на этот козырёк, хотя вокруг было полно сидячих мест. Сначала она забросила на козырек все банки, потом мы забрались сами. От удара одна из банок дала течь, и пиво под давлением хлестало из неё тонкой струёй.

Марина стала поливать пивом всех проходящих под козырьком, в том числе, и милиционеров. Они светили на Марину снизу фонариком, она перестала их поливать и начала зачем-то... делать «берёзку» .

Милиционеры поднялись и стали её стаскивать с этого козырька, а потом куда-то поволокли. Я шла следом, Марина активно отбивалась, как в кино, а милиционеры били её дубинками. Привели в комнатку для задержанных, мне сказали, чтобы я шла, но я отказалась и осталась с ней. Остальные задержанные все были парни, все несовершеннолетние и очень пьяные.

Марина несколько раз внезапно вставала и выбегала наружу, её сразу же ловили и возвращали. Предупредили, что ещё раз - и прикуют наручниками к батарее. Потом Марину отпустили, сказав, если задержат ещё раз, уже не отпустят. Мы ушли, при этом Марина подпрыгивала и верещала от радости, один из милиционеров спросил - она что, ненормальная???

Из-за "приключений" с ней у меня возникали фобии на несколько дней и недель. О полученном стрессе я вообще молчу. После того концерта я долго пугалась людей в форме, особенно милицейской.

Отползание в лес

Пьянство Марины усугублялось. На очередной летней практике у нас был день отдыха, мы сходили в посёлок, и Марина купила 10 бутылок пива. Пила одну за другой, не останавливаясь. В итоге она напилась так, что стоять не могла. Выходила в туалет на улице и возвращалась частично ползком. Я очень боялась, что её увидят преподаватели. Но их, к счастью, не было.

Но увидели однокурсники и начали со смехом комментировать. Но Марина продолжила пить!!! Я в полном ужасе. Потом она заснула, поспала немного и снова захотела в туалет. Но идти не может вообще! Я опасалась, что она вообще провалится в дырку в туалете и решила довести её до леса. Она буквально ползла за мной. Отвела я ее подальше, она свои дела сделала и... легла прямо там спать.

Уже в городе на кафедре нам как-то выдали 96-процентный этиловый спирт для работы. Мне и Марине по бутылке. Нам надо было в тот день развести его дистиллированной водой до определенных градусов. Потом мы должны были идти в другое здание на следующую лекцию.

Марина решила немного отлить. Сначала отливала по чуть-чуть и разводила дистиллятом до крепости водки. Потом она продолжала наливать и разводить, я уже стала реально беспокоиться о том, как мы пойдём на лекцию. Пыталась её остановить, запрещала пить. Но она продолжала, как только я отворачивалась.

Я уже собралась отобрать бутылку совсем, уговоры не помогали, но она клятвенно заверила, что всё! Мне надо было отойти в другую часть аудитории, а она перегорожена шкафом и слышимость такая, как будто его нет. И тут я слышу отчётливое буль-буль-буль и звуки проглатывания. Я ору: ты обещала, да что ты делаешь!!! Марина, громко закручивая крышечку на бутылке, говорит: да тебе уже мерещится, у тебя глюки, лечиться надо!!!

Вышли мы нормально, но спирт начал действовать уже на улице. Идём, Марина всё пьянеет и пьянеет, я хватаю её под руку и шиплю в ухо - иди ровно, сволочь, иди ровно! Понимаю, что ни на какую лекцию мы не попадаем, куда её девать - не представляю. Живём и я, и она очень далеко, денег у меня вообще ноль.

И вдруг Марину особенно пошатывает, она хватается за водосточную трубу. Я говорю ей, чтобы собралась, и тут понимаю, что ни шага она сделать не может. Вообще. В следующий миг она падает на асфальт.

Дальнейшие мои действия, возможно, покажутся странными, но больше в голову ничего не пришло. Я быстро ушла в арку, мимо которой мы только что прошли. Рассчитывала, что она заползёт за мной в безлюдный двор, как это было на практике в лесу, и там нас никто не увидит, и я смогу порыться у неё в рюкзаке и найти деньги, чтобы довезти ее до дома.

Стою, жду. Она не появляется. Вышла за ней и вижу, что улицу перегородила толпа. Множество людей собрались вокруг Марины, она лежала на спине с полуоткрытыми глазами. Люди обсуждали две вещи, что с ней случилось и какого она пола. Марина была тогда в камуфляжных штанах, черных ботинках-гадах, с ирокезом на голове. Несколько человек с разных автоматов вызывали «скорые».

«Скорая» приехала очень быстро, врач спросил, кто что видел. Почти все люди сразу ушли, а я сказала врачу, что я её подруга, и что она очень много выпила. Ее забрали в больницу, а я взяла её вещи и поехала домой. Не до занятий было. Дома сравнила мою и Маринину бутылки. Израсходовали мы для работы равное количество спирта, а выпито у неё было больше половины бутылки 96-процентного. Т.е., больше бутылки водки, если развести. И без закуски... После этой истории у меня пару недель держалась фобия - боялась скоплений людей.

После этого я сказала себе: с меня хватит, при мне она больше пить не будет. Она продолжала пить без меня и при всём её якобы стеснении с лёгкостью находила собутыльников .

(Окончание в следующем посте)

Рождается маленький человек, он растет и постепенно узнает окружающий мир, и в это же время выстраиваются его взаимоотношения с людьми. Пока он совсем мал, для него все – его мама. Позже в мир малыша «входят» другие родные: папа, братья, сестры, бабушки, дедушки. Конечно, не у всех детей полная семья. Но не будем рассматривать отдельные частные случаи.

Даже в маленьком возрасте ребенок уже осознает, что он может каким-либо образом воздействовать на взрослых людей – плачем и криком он добивается желаемого. У младенцев – это единственный способ, пока они не умеют говорить. Но ребенок взрослеет, начинает разговаривать, и его поведение тоже меняется. Не у всех детей оно одинаковое вследствие многих причин. Одни дети ведут себя спокойно и родителям проще с ними общаться и воспитывать их. Другие малыши более возбудимые и капризные, чаще плачут. Порой истерика закатывается серьезная, ребенок падает на пол и стучит по нему руками и ногами, а то и головой. Конечно, это не правило, скорее редкий случай. Но это действие случается не само по себе, ребенок это где-то увидел или услышал о таком от других детей в детском садике. Маленький человечек уже выстраивает свои взаимоотношения с родителями, пытаясь своим поведением манипулировать ими. Ведет он себя так чаще неосознанно, пытаясь интуитивно, методом проб и ошибок нащупать «слабые места» родных. Современные малыши зачастую развиты не по годам, родители опрометчиво считают, что «они ничего не понимают».

Приходит время и ребенок идет в детский сад. Это уже новая и более сложная система взаимоотношений для него. В ней появляются другие дети, со своими характерами и поведением, другие взрослые люди – воспитатели и помощники воспитателя, раньше их звали нянечками. Дети еще не развиты настолько, чтобы могли сами договариваться между собой, кто будет играть куклой или машинкой, чаще спор решается потасовкой. Тут уже вступает в детские взаимоотношения взрослый человек – воспитатель. И от того, как он эту ситуацию разрешит, как он справится с множеством других проблем, зависят его взаимоотношения и с детьми, и с их родителями, и с руководством детского учреждения (коллегами).

Зачастую про взаимоотношения начинают говорить, когда происходит конфликт, когда спокойные доброжелательные отношения между людьми нарушаются. Это происходит от неумения, он нежелания человека договариваться с другими. И чем старше становится человек, по мере изменения его психики и сознания, тем больше у него возможностей осознанно вести себя, умело обходя непростые ситуации или, наоборот, провоцировать людей на ссору или негативные эмоции.

Одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, подростка – это учеба в школе. Как много различных вариантов взаимоотношений здесь! Это отношения между одноклассниками, между учениками параллельных классов, между учениками младших и старших классов, между учениками и учителями. Не забудем про взаимоотношения между преподавателями внутри коллектива, про отношения родителей и учителей! Есть и взаимоотношения родителей разных детей между собой, и родителей с чужим ребенком. Эта тема обширна и разнообразна, ей посвящены многие труды видных педагогов и психологов. А в Интернете можно найти множество сайтов и форумов, на которых все стороны обсуждают, пытаются решить огромное количество случаев, ситуаций, как правило, конфликтных, возникших в стенах школы, и не только. Недостаток воспитания, тяжелый характер, особенности психики подростка в период полового созревания, многие другие причины создают, можно сказать, благоприятную почву для сложных и трудных взаимоотношений. Наверное, не найдется ни одного взрослого человека, у которого остались только светлые и добрые воспоминания о школе. Это не камень в сторону образовательного учреждения, в сторону учителей. Это реальный факт, который невозможно отрицать.
Школа жизни, наверное, не зря такое сочетание существует. В настоящей школе и происходит зарождение всех разнообразных вариантов взаимоотношений между людьми в будущем. Эти взаимоотношения проявляются и дополнительно формируются при службе в армии, в различных учебных заведениях после окончания школы, при образовании новой семьи, в трудовых коллективах. От степени желания и стремления понять других людей, руководствоваться разумным подходом в решении трудных ситуаций зависит, как будет развиваться жизнь самого человека, и отношение к нему у других: родных, друзей, коллег. Надо, чтобы человек ясно осознавал – все пороки человеческой натуры не способствуют хорошему взаимопониманию. Надо уметь пользоваться знаниями и советами прошлых поколений, лучше учиться на чужих ошибках, но, как правило, еще лучше идет впрок «урок», полученный самостоятельно.
С древних времен человечество задумывалось над сложностью взаимоотношений между людьми. Существует «золотое правило нравственности», известное многие века восточным и западным философским учениям, на котором основаны мировые религии: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе ». Соблюдение этого правила во многом поможет достичь гармоничных, спокойных, доброжелательных отношений в семье, в этой колыбели, в которой будет воспитываться новое поколение. Насколько это важно – вырастить нового человека добрым, воспитанным, порядочным, любящим живую природу и людей, ценящего великое чудо и благо – жизнь! Взаимоотношения с другими людьми этому человеку будет налаживать легче и проще, этим он сделает свою жизнь счастливой и радостной!

    "Индивидуа́льность " (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психика и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования...

    Повседневность , повседневная жизнь - один из процессов жизнедеятельности человека, обнаруживающийся в привычных общеизвестных ситуациях и характеризующийся нерефлексивностью, отсутствием личностной вовлечённости в ситуации, типологическим восприятием участников взаимодействия и мотивов их участия. Это область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека.

    Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

    Кросс-культурная компетентность (грамотность) (англ. сross-cultural competence) - область психологии, отвечающая за формирование у человека понимания культуры других. Кросс-культурная компетентности основана на осознании, что разнообразие - это объективная характеристика мировой культуры и движущая сила её развития. Различные аспекты формирования кросс-культурной компетентности, уровни её формирования рассматриваются в работе Р.Хенви «Достижимая глобальная перспектива».

    Феноменологическая эстетика (от греч. phainomenon - являющееся и греч. logos - учение, от греч. αἴσθησις - чувство, чувственное восприятие) - это направление в эстетике, сложившееся в 30 - 50 годы XX века под воздействием критики трансцендентального идеализма за «субъективизм» и «психологизм» и феноменологии Эдмунда Гуссерля, направленной на возвращение от аналитики субъекта «Назад к самим вещам!». Феноменологическая эстетика ценит в субъекте не активность мышления, а способность созерцания.

Состояние психики человека многогранно, и является интегрированным отражением воздействия на личность внутренних и внешних стимулов, при отсутствии отчетливого осознания предметного содержания, например, бодрости, депрессии, скуки, и прочее. Психика человека подвижна и динамична, поведенческие особенности человека зависят от того, какой именно психический процесс происходит в данное время. Совершенно очевидно, что между бодрствующим и спящим человеком имеется отличие, также, отличается несчастный от счастливого, пьяный от трезвого. Психическим состоянием определяется особенность психики личности в конкретный временной промежуток.

При этом доказано, что психическое состояние, в котором пребывает человек, оказывает влияние на психические свойства и психические процессы, так как данные параметры имеют между собой тесную связь. Если ряд признаков повторяется часто, то приобретается устойчивость, и состояние может со временем стать свойством личности. К тому же, в современной психологии психическое состояние рассматривается как самостоятельный аспект, характеризующий психологию личности. Чтобы понять, что собой представляет психическое состояние, необходимо разобраться в некоторых понятиях. В данном случае, определение «психическое состояние» применяется в психологии для того, чтобы выделить в психике личности устойчивый компонент, который подчеркивает момент психики в динамике.

В основном, когда речь идет о психическом состоянии, подразумевается определенная энергетическая характеристика, которая оказывает непосредственное влияние на человеческую активность в процессе совершаемой деятельности. Специалисты отдельно выделяют состояние сознания, оно может находиться в стадии бодрствования, сна, дремоты, гипнотического воздействия. Более пристальному вниманию подвергается состояние людей при стрессе, экстремальных ситуациях. Каждое психологическое состояние включает в себя поведенческие аспекты, а также психологические и физиологические аспекты.

Структура психических состояний

Сама по себе структура психологических состояний включает в себя компоненты, являющиеся разнокачественными. Если рассматривать проявления, имеющиеся на физическом уровне, то это давление, частота пульса, и прочее. Моторная сфера имеет изменения в виде громкости голоса, мимики, также меняется ритм дыхания, становится другим темп речи. Проявления эмоциональной сферы представлены переживаниями отрицательного или положительного значения. Когнитивная сфера проявляется определенным уровнем мышления, прогнозированием событий, возможностью регулировать состояние организма. На поведенческом уровне от психического состояния человека зависит правильность действий, соответствие поступков требованиям.

Большое влияние состояние психики человека оказывает на коммуникативный уровень, сюда входит способность, стиль общения с окружающими, способность правильно понимать людей, воздействовать на них адекватными способами. Согласно исследованиям, различные психологические состояния обусловлены актуальными потребностями, являющимися системообразующим фактором. Например, при соответствии условий внешней среды легкому удовлетворению потребностей личности, возникает позитивное состояние, восторг, воодушевление, и прочее. В том случае, когда возможность удовлетворения определенного желания низкая, то наблюдается негативное психологическое состояние.

Возникшее состояние имеет огромное на характер человека, и может изменить его основные параметры. Полностью меняются чувства, ожидания, установки. В таких случаях психологи используют определение «фильтр восприятия мира». В чем это выражено? К примеру, влюбленному человеку объект его страсти представляется как идеальный, лишенный любых недостатков, хотя в реальности человек может и не являться таковым. Или же, бывают противоположности, когда разгневанный человек воспринимает все исключительно в черных тонах, при этом, даже логические доводы не оказывают на него серьезного влияния.

Классификация психических состояний

Вся жизнь человека состоит из психологических состояний, которые периодически приходят друг другу на смену. Психическое состояние демонстрирует степень уравновешенности и стабильности психики человека по отношению к требованиям среды, в которой он пребывает. Состояние печали, гнева, радости, разочарования и восторга меняются на основании того, что человек вовлекается в различные события, и по-разному к ним относится. Любое психическое состояние является временным своеобразием деятельности психики личности, которое ограничено содержанием, а также личностными отношениями к определенной деятельности. Процессы психических состояний бывают эмоциональными и волевыми, они всегда являются определителем функционального уровня индивида.

В том числе, подразделение психических состояний производится на личностные и ситуативные. При ситуативных состояниях наблюдается своеобразие протекания деятельности психики, принимая во внимание ситуационные обстоятельства. В данном случае имеется разделение на общефункциональные состояния, которые определяют поведенческую активность личности, и на состояния, отличающиеся психическим напряжением в более сложных условиях. К ним можно отнести различные кризисные ситуации, психопатию, умственную отсталость, неврозы, и прочее. Любое состояние психики человека имеет отношение к нейродинамическим особенностям нервной деятельности, связано с полушариями мозга.