Краеведческие ресурсы. А. Зеленин Пермь и Пермский край занимательное краеведение Имя, отчество, фамилия факультативного курса краеведения

Пояснительная записка

Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.

В новых образовательных стандартах духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию отводится особая роль, а гражданско-патриотической работе с подрастающим поколением государством уделяется особое внимание.

Данная программа направлена на формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации» и проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Программа «Мой Пермский край» составлена для учащихся 5 классов общеобразовательных школ и поддерживается одноименным учебным пособием учебным пособием, выпущенным издательством «Книжный мир» в 2015 г.

Цели реализации программы: воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

Формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

Прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

Расширять исторический кругозор учащихся;

Воспитательные:

Способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям края;

Воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения с окружающим социумом;

Содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты

Освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

Ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.

Коммуникативные результаты

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности;

Проведение наблюдения под руководством учителя;

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Основы ознакомительного, творческого, усваивающего и критического чтения.

Регулятивные результаты:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Программа предполагает организацию взаимодействия с учреждениями (архивы, музеи, выставочные залы) и частными лицами (краеведы, коллекционеры), а также использование ресурсов внутреннего туризма.

Содержание программы

Введение (1час).

Включение в новый раздел знаний, связь данного курса с изучением других курсов и образовательных областей, неотрывность истории края от истории России и других стран. Знакомство с курсом, учебным пособием, его особенности, правила пользования им.

Тема 1. Древнее Прикамье. (5 часов).

Задача темы: формирование понимания исторических корней края, особенностей его заселения, неповторимость его культуры. Знакомство с особенностями истории и жизни коренного населения Прикамья, их культурой, традициями, бытом.

Основные понятия и термины: археология и археологический памятник, летоисчисление, Пермский период, геология, геологическая эра, каменный век, кроманьонец, Писаный камень, железный век, пермский звериный стиль, металлургия, священное животное, ханты, манси, коми-пермяки, топонимика, святилище, легенда, сказание, Парма, утварь, этнография, летопись, канонизация, епископ, крещение, христианство, язычество, обереги, Пермские боги (деревянная скульптура).

Персоналии: Родерик Импи Мурчисон, Стефан Великопермский (Пермский).

Посмотрим глазами историка. Что изучает наука история, вспомогательные исторические науки, почему историю нельзя исправить или написать. Кто такие историки. Счет лет в истории (летоисчисление). История народа, история края.

Пермский период. Геология – помощник истории. Геологические периоды. Пермский период и роль Р.И. Мурчисона в его открытии. Пермские ящеры.

Каменный век Прикамья. Облик края в древние времена. Открытие первобытных стоянок человека на территории Прикамья. Археологические памятники на территории Прикамья, их охрана. Жизнь древних людей в Прикамье.

Века металлов. Переход от каменного века к векам металлов, совершенствование орудий охоты и земледелия. Кто такие чуды. Понятие о пермском зверином стиле. Время создания предметов пермского звериного стиля. Причины его появления. Легенды и сказания, связанные с наиболее распространенными в Прикамье священными животными. Писаный камень и иные уральские писаницы

Кто живет, тот и названия дает. Понятие о топонимике. Происхождение слова «Пермь». Народы, населявшие Прикамье в древности и живущие здесь в настоящее время. Освоение русскими уральских земель. Переход от языческой веры к христианству. Роль Стефана Великопермского в христианизации Прикамья. Пермская деревянная скульптура.

Тема 2. Столичная эстафета (6 часов)

Задача темы: знакомство с историческими фактами возникновения и развития исторических городов Пермской земли, в разное время бывшими региональной столицей Прикамья.

Опорные понятия и термины: крепость, острог, городище, усадьба, кремль, слобода, посад, собор, амбар, зодчество, город-памятник, ремесла и ремесленники, набеги, соляной промысел, вотчина, иконопись, атаман, ханство, летописец и летопись, шатер, каменная соль, магний, ботанический сад, оранжерея. систематика, тюркские народы, тракт. благотворительность, купечество, гильдия, гостиный двор, селенит, камнерезное искусство, сталактит, сталагмит, завод-поселение, полба, крестьянская война, диорама, метеорит, герб, геральдика и др.

Персоналии: Строгановы, Демидовы, Артемий Бабинов, Иван IV (Грозный). Романовы, Петр I, Ермак, хан Кучум, К.Рылеев, Павел I, братья Калиниковы, Голицыны, А.Воронихин, М.Грибушин, А.Губкин, К.Хлебников и А.Хлебников, В.Татищев, С.Ремезов, Е.Пугачев, В.Беринг, Д.Менделеев, В.Н.Татищев, Петр I, Екатерина II, Александр I, Н.В. Мешков, И.И.Свиязев, К.Ф.Модерах, Дягилевы, Любимовы, А.С.Попов, Н.Г. Славянов, И.Лем, Н.Воронцов и др.

Чердынь. Древнейший город Прикамья История его основания. Каменная архитектура Чердыни. Город - памятник и его охрана. Ныроб и его роль в русской истории. Ныробский узник.

Соликамск. Основание города. Его значение в истории России и Прикамья. Роль промышленников Демидовых в развитии города и края. Архитектура. Современный Соликамск. Город – памятник и его охрана. Ермак и его роль в освоении Урала и Сибири.

Усолье и соляные промыслы. Род Строгановых и история Усолья. Архитектура. Нарышкинское барокко. А. Воронихин.

Кунгур. Основание Кунгура – крупного торгового центра Прикамья. Кунгурская ярмарка. купцы Грибушин и Губкин и их вклад в развитие города. культура и искусство. Знаменитые жители Кунгура. Кунгурская ледяная пещера – памятник природы мирового значения.

Основание Перми. Основание Егошихинского завода. Роль В.Н. Татищева в освоении богатств уральских земель. Первые постройки Перми.

1780 год – переименование Егошихинского завода в город Пермь. 1781 – образование Пермской губернии. Первые улицы и каменные здания Перми. Градостроительство и архитектура XIX века. Губернаторы Прикамья, оставившие свой след в истории.

Губернский город Пермь. Особенности застройки и развития губернского города. Архитектура Перми. Ф.Х. Грааль и его деятельность. Пермский университет.

Замечательные жители Перми. Князья Макутовы. Знаменитые изобретатели – уроженцы Прикамья: А.С.Попов, Н.Г.Славянов, Н.В.Воронцов. Пароходчики И.И.Любимов и Н.В.Мешков. Д.Д. Смышляев. Дягилевы. Знаменитые гости Перми.

Тема 3. Коми-Пермяцкий округ (1 час)

Задача темы: знакомство с Коми-Пермяцким округом как неотъемлемой частью Пермского края.

Опорные понятия и термины: Кудымкар, исторические здания и постройки, коми-пермяки и коми-пермяцкий эпос. Кудым-Ош.

Персоналии: Строгановы, П.И. Субботин-Пермяк.

Тема 4. Старинные города и поселки Прикамья.

Задача темы: знакомство с историческими городами Прикамья, их особенностями, архитектурой, бытом. Роль малых городов в истории края и России.

Персоналии: Строгановы, Демидовы, Лазаревы. Савва Морозов. Дягилевы.

Оса. Основание города. Оса – старинный купеческий город. Взятие Е.Пугачевым крепости Оса и исторический мемориал, посвященный этому событию. Архитектура и ее охрана. Витус Беринг и Оса.

Оханск. Основание города. Оханск купеческий и его особенности. Путь великих людей России через Оханск. Оханский метеорит.

Ильинский. Центр управление Строгановской вотчиной. Сомодеятельная культура Ильинского. Артефакты Ильинского музея. Пожвинская роспись (уральская роза) в коллекции музея. Лесопарк Кузьминка.

Очер. История возникновения. Памятники истории и архитектуры. Ежовский палеонтологический памятник.

Добрянка. Достопримечательности города, культурная жизнь завода, современная жизнь Добрянки.

Чермоз. Лазаревы в Прикамье. Культурно-исторические памятники Чермоза.

Нытва. Культурно-исторические памятники Нытвы. Нытвенская ложка.

Лысьва. Князья Шаховски и Шуваловы в Прикамье. Лысьвенская каска.

Пожва. Пожвенские заводы, их продукция. Пароходостоение в Прикамье.

Суксун. Достопримечательности Суксуна. Суксунский самовар.

Орел. Роль городка в освоении Урала и Сибири. Прикамские изразцы.

Кын-завод. Археологические памятники и памятники культуры.

Павловский. П.А. Строганов.

Орда. Камнерезное дело в Прикамье.

Всеволодо-Вильва. Завод и имение. Роль Всеволодо-Вильвы в культурной жизни Прикамья.

Бикбарда – родовое имение Дягилевых.

Пыскор как первая резиденция Строгановых в Прикамье.

Тема 5. Горное дело и развитие Прикамья. (1 час)

Задача темы: сформировать представление о городе-заводе.

Опорные понятия и термины: город-завод, мастеровые, изобретатель-самоучка.

Города-заводы как основа металлургической промышленности в Прикамье. Устройство завода. Заводские рабочие. Жизнь и быт заводского поселения.

Тема 6. Новые города Прикамья. (3 часа)

Задача темы: знакомство с новыми городами Прикамья, их особенностями, архитектурой, бытом. Новые отрасли промышленности Прикамья.

Опорные понятия и термины: комбинат, химическая промышленность, нефтяная промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, гидроэнергетика.

Персоналии: С.С. Говорухин.

Березники. Березниковский химический комбинат. С.С. Говорухин.

Краснокамск. Краснокамский целлюлозно-бумажный комбинат.

Чайковский. Воткинская ГЭС.

Тема 7. Прикамье в военные годы (2 часа)

Задача темы: знакомство с героями войн, формирование образа защитника Родины.

Опорные понятия и термины: героизм, патриотизм, защита Родины.

Персоналии: Ю. Берглин, Н. Трухин, А. Стабровский,Т. Барамзина, А.Покрышкин и др..

Герои войны 1812 года. Герои русско-турецких войн. Герои Первой мировой войны. Герои Великой Отечественной войны.

Прикамье в годы Великой Отечественной войны.

Тема 8. Прикамье литературное.

Задача темы: знакомство литературным наследием Прикамья.

Опорные понятия и термины: писатель, поэт.

Персоналии: А. Попов, М. Осоргин, Д. Мамин-Сибиряк, П. Бажов, А. Чехов, Б. Пастернак, В. Иванов, В. Астафьев, О. Волконская, О. Селянкин, Л. Юзефович, А. Королев, В. Воробьев, Л. Давыдычев, Л.Кузьмин.

Литературное пространство Прикамья.

Детские писатели и их произведения.

Учебно-тематический план

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

Прилежание и ответственность за результаты обучения;

Готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

Наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируе-мой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

Способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

Способность к сотрудничеству и коммуникации;

Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение задач, кроссвордов и т.д.

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по обществознанию

1. Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Нормы оценки знаний за выполнение теста

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся

Отметка/

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна.

Использовано более одного ресурса.

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты

темы урока.

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы.

Изложена стратегия решения проблем.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение: Посмотрим глазами историка

11.09

11.09

Пермский период

18.09

18.09

Каменный век Прикамья

25.09

Века металлов

2.10

Кто живет, тот и названия дает

9.10

Чердынь. Соликамск Усолье Кунгур

16.10

Основание Перми

23.10

8-9

Губернский город Пермь

30.10-13.11

Коми-Пермяцкий округ

20.11

Старинные города и поселки Прикамья

27.11

Горное дело и развитие Прикамья

4.12

Новые города Прикамья

11.12

Герои войны 1812 года. Герои Первой мировой войны

18.12

Прикамье в годы Великой Отечественной войны

25.12

Прикамье - литературное

15.01

Заключительное занятие «Мой Пермский край»

22.12

Учебно-методические средства

1. Н.П.Горбацевич, Д.М. Софьин, О.В. Власова, Д.А. Кормилин. Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен. – Пермь, «Книжный мир», 2015

Телевизионные и учебные фильмы по истории Прикамья

«Пермский период Родерика Мурчисона»

«Изобретение на века. Н.Г. Славянов» «Пермь Великая». Учебно-методический фильм в 4 частях. Министерство образования Пермского края, 2008.

«Пермь. История в лицах». Учебно-методический фильм в 4 частях, 2006

1. Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. Пермь, 1958.

2. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь. Пермь, 1996.

3. Бординских Г.А. Легенды и предания земли Соликамской. Соликамск, 2006.

4. Бубнов Е. Русское народное зодчество Урала. – М., 1988

5. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1994.

6. Весновский В.А. Исторические памятники в Пермской губернии. Пермь, 1915.

7. Вишневский Б.Н. Путешественник Кирилл Хлебников. Пермь, 1957.

8. Власова О.М. Художник П. И. Субботин-Пермяк. Пермь, 1990.

9. Воеводин Л.Е. 45 народных старинных песен в заводах Пермской губернии. Пермь, 1905.

10. Воеводин Л.Е. Царствующий Дом Романовых и Пермский край // Труды Пермской Губернской Ученой Архивной Комиссии. Вып. XI. Пермь, 1914.

11. Волконская О.А. Пермская рябинка. Пермь, 1966.

12. Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Строгановские городки, острожки, села. Пермь, 2005.

13. Горовой Ф.С. О дате основания города Перми. (К вопросу о датах основания городов как исторических памятниках) // Уральский археографический ежегодник за 1970 год. Пермь, 1971.

14. Гримм Г. Архитектор Воронихин.- М.-Л., 1963

15. Дмитриев А.А. Исторический очерк Пермского края. Пермь, 1896.

16. Дмитриев А.А. Очерки из истории губернского города Перми с основания поселения до 1845 года с приложением летописи города Перми с 1845 до 1890 года. Пермь, 1889.

17. Дмитриев А.А. Пермская старина. Вып. I–VIII. Пермь, 1889–1900.

18. Золотов Е.Д. Город Кунгур в 1774 г. во время Пугачевского бунта: материалы по истории города // Золотов Е.Д. Боль души: избранное. Кунгур, 2002.

19. Золотые Звезды Прикамья. Пермь, 1975.

20. История Урала: в 2 т. / под общ. ред. И. С. Капцуговича. Пермь, 1976–1977.

21. История Урала: в 2 т. / под общ. ред. Ф. С. Горового. Пермь, 1963–1965.

22. Капцугович И. Рассказы для чтения по истории Прикамья. – Пермь, 1984

23. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. Кудымкар, 2005.

24. Корчагин П.А. Губернская столица Пермь. Пермь, 2006.

25. Кривощеков И.Я. Материалы для истории села Кудымкора Соликамского уезда Пермской губернии. Пермь, 1894.

26. Кривощекова-Гантман А. Географические названия Верхнего Прикамья. – Пермь, 1983

27. Купкель А. Страницы пермской архитектуры. – Пермь, 1999

28. Лисовский В. Андрей Воронихин. – Л., 1971

29. Лобанов Д.А., Ощепков Л.Г. История 194-го пехотного Троицко-Сергиевского полка. Пермь, 2006.

30. Лунегов И. Древняя Чердынь. – Пермь, 1969

31. Мезенина Т.Г., Мосин А.Г., Мудрова Н.А., Неклюдов Е.Г. Род Строгановых. Екатеринбург, 2007.

32. Мухин В.В. Ермак Тимофеевич. Пермь, 1957.

33. Мялицын И.А. Танки вел Алексеев. Пермь, 1978.

34. Неклюдов Е.Г., Попова-Яцкевич Е.Г. Род Лазаревых. Екатеринбург, 2013.

35. Оборин В., Чагин Г. Чудские древности Рифея. – Пермь, 1989

36. Перескоков Л.В.; Марченко А., протоиерей; Королева В.В. Православные монастыри и храмы Перми. Пермь, 2013.

37. Подвиг пермских танкистов. Пермь, 1971.

38. Попов Е., протоиерей. Святитель Стефан Великопермский. Пермь, 1885.

39. Савич А.А. Прошлое Урала: исторические очерки. Пермь, 1925.

40. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.

41. Смышляев Д.Д. Сборник статей о Пермской губернии. Пермь, 1891.

42. Спешилова Е.А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723–1917. Пермь, 1999.

43. Теплоухов Ф.А. Древности Пермской Чуди из серебра и золота и ее торговые пути. Пермь, 1895.

44. Терехин А. Архитектура Прикамья. – Пермь, 1970

45. Тынянов Ю.Н. Гражданин Очер. Уральское наследие. Пермь, 1990.

46. Унгвицкий В.Н. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Пермь, 1994.

47. Филатов С.В., Ардашов В.П. Геральдика Перми: серебряный медведь на красном поле. Пермь, 2008.

48. Фомичев М.Г. Путь начинался с Урала. М., 1976.

49. Чагин Г. Чердынь. – Пермь, 1972

50. Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь, 2003.

51. Чагин Г.Н., Шилов А.В. Уездные провинции Кунгур, Оса, Оханск. Пермь, 2007.

52. Шварц А. Академик архитектуры И.И. Свиязев. – Пермь, 1959

53. Шишонко В.Н. Пермская летопись. Периоды 1–5. Пермь, 1881–1899.

54. Шустов С.Г. Пермское имение графов Строгановых в первой половине XIX в. Пермь, 2006.

55. Юзефович Л. Рудознатцы. Пермь, 1987.

56. Юзефович Л.А. Чугунный ягненок; Казароза. Пермь, 2008.

57. Якунцов И.А. Урал в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Пермь, 1997.

«Люби и знай свой край родной» – кому неизвестен этот завет жизни?! Полюбить же свой край можно лишь тогда, когда знаешь его тайны и богатства, открываешь в нём неведомое.
На страницах книги Андрея Сергеевича Зеленина читатели узнают об основных исторических событиях, выдающихся людях, памятниках культуры и географических особенностях Перми и Пермского края.
Издание дополняют занимательные творческие задания, с одной стороны закрепляющие материал, с другой - расширяющие кругозор.
Книга предназначена в первую очередь детям 6–11 лет, а так-же студентам, педагогам для подготовки и проведения уроков краеведения, может быть использована в качестве учебного пособия по краеведению.

ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЯ.
Когда человек появляется на свет, ему дают имя. Чтобы не обращаться потом на улице: «Эй, ты!» Ведь кто это - «Эй, ты!» - непонятно!

Древние люди давали себе имена, отличающиеся от современных. Имена эти были длинными и объясняли многое. Например, одно из них могло звучать так: «Человек, поймавший медведя и убивший его, чтобы накормить свой род».

Наши предки - славяне - часто именовали себя в честь богов, которых сами себе и придумывали. Например, бог Солнца - Ярило. Если человек рождался утром, его вполне могли назвать в честь бога Солнца.

Современные имена, которые мы получаем от своих родителей, пришли к нам из разных стран - разных языков. Например, из греческого, древнеарабского, древнегерманского, древнееврейского, древнескандинавского, кельтского, латинского, старославянского.

Содержание
Слово автора
Родина и то, что с ней связано
Задание №1
Имя, отчество, фамилия
Задание №2
Город Пермь
Задание №3
Районы Перми и Пермского края, города
Задание №4
Улицы Перми
Задание №5
Пермский период
Задание №6
Пермь Великая
Задание №7
Пермская губерния
Задание №8
Пермская область
Задание №9
Коми-Пермяцкий национальный (автономный) округ
Задание №10
Пермский край
Задание №11
Национальности (народы)
Пермского края
Задание №12
Пермские реки
Задание №13
Флора Пермского края
Задание №14
Фауна Пермского края
Задание №15
Полезные ископаемые
Пермского края
Задание №16
Имена в истории
Пермского края
Задание №17
Пермяки-герои
Задание №18
Памятники Перми
Задание №19
Пермские театры, библиотеки, музеи
Задание №20
Первый. Впервые. Самая
Задание №21
Книги, которые полезно перелистать, прочитать и запомнить
Ответы на задания книги.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пермь и Пермский край, Занимательное краеведение, Зеленин А.С., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Введение

География Пермской области

Вишерский заповедник

Заключение

Список литературы

Введение

Для сохранения наиболее значимых природных комплексов в Пермской области создано 2 заповедника федерального уровня, 31 заказник регионального уровня, в том числе 5 ландшафтных, 1 орнитологический, 18 биологических (охотничьих) и 7 биологических микрозаказников, взято под охрану 189 памятников природы.

В перечень охраняемых природных территорий и объектов Пермской области включены природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, природные резерваты, историко-природные и культурно-природные местности и участки, этнокультурные территории, охраняемые ландшафты, пригородные и зеленые зоны, леса, парки и иные зеленые насаждения населенных пунктов, природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений, грибов и лишайников, включенные в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Среднего Урала (в пределах Пермской области).

В общей сложности в Пермской области находится 387 особо охраняемых природных территорий, их общая площадь превышает 1, 1 млн га, что составляет около 9 процентов территории области. Распределение особо охраняемых территорий в Пермской области крайне неравномерно: в Красновишерском районе их 25, в Соликамском - 26, в Чердынском - 57, по одной - в Пермском, Верещагинском, Еловском и Частинском районах.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов областного и местного значения регламентируется законодательством Пермской области: Законом Пермской области «Об охране окружающей природной среды Пермской области» от 20 июня 1996 г. и Законом Пермской области «Об историко-культурно-природном наследии Пермской области» от 20 февраля 1997 года.

География Пермской области

Пермская область занимает площадь 160236, 5 кв.км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии. Она охватывает примерно 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой как бы восточный «форпост» Европы, 99, 8% пространства которого принадлежит этой части света и только 0, 2% - Азии. Территория области почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому). Максимальная протяженность области с севера на юг - 645 км, с запада на восток - 417, 5 км. Самая северная точка Прикамья - гора Пура-Мунит (1094 м) на водораздельном Уральском хребте в верховьях рек Хозья, Вишера и Пурма - имеет координаты 61o 39" с. ш. Крайняя южная точка - вблизи бывшей деревни Ельник Биявашского сельского совета Октябрьского района (56o06" с. ш). Крайняя точка на западе - в километре на северо-восток от высоты 236, на водоразделе рек Лэпью, Пелес, Кажим под 51o47" в. д., на востоке - высшая точка хребта Хоза-Тумп гора Рахт-Сори-Сяхл (1007 м) под 59o29" в. д. Границы очень извилисты, протяженность их более 2, 2 тыс. км. Область граничит с двумя областями и тремя республиками Российской Федерации: на севере с республикой Коми, на западе - с Кировкой областью и Удмуртией, на юге с Башкирией, на востоке - со Свердловской областью.

Пермская область была образована 3 октября 1938 года путем выделения из состава Свердловской области. По состоянию на начало 1995 года в области насчитывалось 36 административных районов, 25 городов (в том числе 13 областного подчинения), 56 поселков городского типа и 516 сельских советов.

Особо охраняемые природные территории Пермской области

На 2007 года в Пермской области насчитывается 375 особо охраняемых природных территорий, которые занимают около 10% территории области. Из них 325 - регионального (областного) уровня, 48 - местного и 2 - федерального.

В 2004 году была практически завершена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы существующих, особо охраняемых, природных территорий (ООПТ) регионального (областного) значения и намечены пути развития системы ООПТ на территории области.

Указом губернатора Пермской области от 26.06.2001 г. № 163 «Об уточнении статуса, категории, границ и режима охраны особо охраняемых природных территорий» внесены изменения в характеристики и режим охраны более 70% ООПТ. В том числе: установлен или изменен режим охраны 228, утверждены или изменены границы 220, изменены категории 130, снят статус со 123, изменен статус 25 ООПТ. Цель изменений - улучшение качества охраны и расширение возможности использования ООПТ в эколого-просветительских мероприятиях. В рамках реализации указа оформлены и утверждены 212 паспортов ООПТ. С учетом указа губернатора области от 26.06.2001 г. № 163 «Об уточнении статуса, категории, границ и режима охраны особо охраняемых природных территорий» можно говорить о кардинальном обновлении нормативно-правовой базы особо охраняемых природных территорий Пермской области.

Необходимость внесения дополнений и изменений в существовавшие нормативно-правовые акты (решения администрации области от 28.04.81г. № 81 «О мерах по обеспечению сохранности дикорастущих растений и ботанических памятников природы», от 07.06.88г. № 139 «О мерах по обеспечению сохранности памятников природы Пермской области», от 12.12.91г. № 285 «О придании статуса охраняемых природных территорий объектам и ландшафтам Пермской области») вызвана рядом причин: несоответствие вышеназванных решений ныне действующему природоохранному законодательству Российской Федерации и Пермской области, отсутствием утвержденных границ и режима охраны у 60% ООПТ.

Цель данных изменений - улучшение качества охраны и возможность использования ООПТ в эколого-просветительских мероприятиях. Нынешнее состояние ООПТ области приведено в таблицах 11.1 и 11.2

Губернатором Пермской области подписан указ «О резервировании земель для организации особо охраняемых природных территорий на 2001-2015 годы» от 01.08.2001 г. № 188, в соответствии с которым зарезервированы земли под 20 ООПТ площадью 234, 2 тыс. га. Согласно этому указу подготовлен проект организации ландшафтного заказника «Ослянский».

В 2001 году начаты работы по восстановлению уникального историко-природного комплекса «Кузьминка» в с. Ильинское. Парк имеет насаждения древесных культур более чем столетней давности.

На 2002 год планируется разработать проекты организации новых ООПТ на реках Чусовой и Березовой, а также продолжить работы по обустройству ООПТ, имеющих рекреационное значение, в том числе и комплекса «Кузьминки».

Таблица 1

Особо охраняемые природные территории Пермской области

Особо охраняемые природные

территории

Площадь

от площади ООПТ

от площади области

Федерального уровня: 2 279157, 0 22, 5 2, 19
Заповедники 2 279157, 0 22, 5 2, 19
Регионального (областного) уровня: 325 954698, 45 76, 8 7, 5
Заказники: 32 569729, 9 45, 8 4, 5
- ландшафтные 6 129715, 0 10, 4 1, 02
- орнитологические 7 122, 9 0, 01 0, 001
- биологические, охотничьи 19 439912, 0 35, 39 3, 45
Памятники природы: 166 11621, 85 0, 9 0, 1
- комплексные и ландшафтные 75 5463, 5 0, 44 0, 04
- ботанические 36 4436, 5 0, 36 0, 03
- геологические 47 608, 95 0, 049 0, 005
- гидрологические 7 1112, 9 0, 7 0, 009
- зоологические 1 Не определ. - -
33 6161, 7 0, 49 0, 05
Охраняемые природные ландшафты 81 364720, 2 29, 3 2, 9
Природные резерваты: 12 3900, 9 0, 3 0, 03
- ландшафтные 7 611, 2 0, 049 0, 005
- ботанические 5 3289, 7 0, 26 0, 03
Ботанические сады 1 27, 5 0, 002 0, 0002
Местного (районного, городского) уровня 48 9339, 49 0, 75 0, 07
Памятники природы 11 6, 58 0, 0005 0, 0001
- ландшафтные 1 0, 28 0, 00002 0, 000002
- геологические 10 6, 3 0, 001 0, 0001
Природные резерваты 9 3170, 95 0, 26 0, 02
- ландшафтных 3 2363, 4 0, 19 0, 02
- ботанических 5 802, 55 0, 06 0, 006
- зоологических 1 5, 0 0, 0004 0, 00004
Истор. - прир. охраняемые комплексы: 3 7, 8 0, 001 0, 0001
-Охраняемые природные ландшафты 20 4467, 0 0, 36 0, 04
-Парк поселения 4 833, 16 0, 07 0, 007
-Защитная зона местного значения 1 854, 0 0, 07 0, 007
Итого 1243194, 94 100 9, 8

Таблица 2

Распределение ООПТ по административным территориям области

Район, город

Количество ООПТ,

Площадь ООПТ

% от площади

администрати-вной единицы

г. Александровск 5513 16 38137, 8 6, 9
Бардымский район 2382 7 11758, 4 4, 9
г. Березники 401, 7 3 3471, 0 8, 6
Березовский район 1977 3 283, 6 0, 1
Большесосновский район 2220 19 22520, 0 10, 1
Верещагинский район 1621 1 215, 0 0, 1
Горнозаводский район 7057 16 50871, 3 7, 2
г. Гремячинск 1114, 7 3 17778, 5 15, 9
г. Губаха 1009 12 11152, 5 11, 1
Добрянский район 5192 17 52459, 9 10, 1
Еловский район 1449 1 689, 0 0, 5
Ильинский район 3069 6 5913, 95 1, 9
Карагайский район 2394 6 30609, 1 12, 8
г. Кизел 1390 2 8, 1 0, 006
Кишертский район 1412 21 20301, 4 14, 4
Красновишерский район 15375 23 388641, 0 25, 3
г. Краснокамск 958 6 2001, 4 2, 1
Куединский район 2616 4 45128, 2 17, 3
Кунгурский район 4416 19 27542, 9 6, 2
Лысьвенский район 3695, 9 18 3113, 7 0, 8
Нытвенский район 1656 4 2768, 6 1, 7
Октябрьский район 3444 2 12001, 5 3, 5
Ординский район 1418 2 3, 0 0, 002
Осинский район 2057 5 12493, 6 6, 1
Оханский район 1516 5 32430, 2 21, 4
Очерский район 1330 13 19262, 5 14, 5
г. Пермь 798 8 4251, 86 5, 3
Пермский район 3900 1 20, 0 0, 005
Сивинский район 2517 2 129, 5 0, 05
Соликамский район 5421 25 51817, 7 9, 6
Суксунский район 1677 9 8451, 07 5, 04
Уинский район 1555 8 38738, 0 24, 9
Усольский район 4666 11 40867, 2 8, 8
Чайковский район 2124 3 29594, 0 13, 9
Частинский район 1632 1 Нет данных -
Чердынский район 20872 55 254111, 88 12, 2
Чернушинский район 1676 4 1065, 0 0, 6
Чусовской район 3504, 8 19 2592, 58 0, 7
Итого 127336, 5 380 1243194, 94 9, 8

Вишерский заповедник

Вишерский государственный природный заповедник образован в феврале 1991г. и расположен на крайнем северо-востоке Пермской области. Площадь заповедника - 241 200 га, что составляет 15, 6% площади Красновишерского района и 1, 5% области.

Заповедник включает в себя водосборный участок верхнего течения р. Вишеры с притоками - реки: Велс, Мойва, Лыпья, Ниолс, Лопья, Хальсория.

В структурно-тектоническом отношении территория заповедника относится к Центрально-Уральскому поднятию, которое представлено рифейскими метаморфизованными осадочными комплексами, насыщенными интрузивными образованиями и Западно-Уральской зоне складчатости, образованной карбонатными комплексами палеозоя.

Здесь интенсивно проявляются процессы карстообразования: карстовые воронки, суходолы, ныряющие реки. Имеются и пещеры, достаточно протяженные, изученные очень слабо.

Контрастность пород по устойчивости и продолжающиеся в настоящее время процессы горообразования привели к образованию резко расчлененной горной страны с перепадами высот 800-1200 м. Максимальная высота над уровнем моря - 1469, 8 м (гора Тулым).

Климат заповедника континентальный бореального типа, характеризуется умеренно теплым летом и продолжительной холодной зимой. Средняя годовая температура воздуха - 2, 00С, средняя температура января -19, 00С, июля +15, 00С. Продолжительность теплого сезона 160-170 дней. Средняя температура почвы +5, 00С. Среднегодовая величина давления порядка 710, 3 мм ртутного столба. Годовое количество осадков 1000 мм. Из особых атмосферных явлений выделяются туманы (190-200 дней в году), грозы, метели.

Горная флора вишерского Урала занимает промежуточное положение между арктическими и бореальными флорами, сходна с флорой Полярного Урала и Большеземельской тундры. На территории заповедника встречается около 528 видов высших сосудистых растений, из которых около двух десятков занесено в Красную книгу Среднего Урала: минуарция Гельма, шиверекия подольская, ветреница пермская, астра альпийская, венерин башмачок пятнистый, любка двулистная, ночная фиалка, родиола розовая, пион уклоняющийся и другие. В списке мхов числится около 100 видов, в списке лишайников - 286, из них - 2 редких.

Фауна беспозвоночных животных практически не изучена. По оценочным данным для северо-востока Европейской части, количество видов насекомых в заповеднике составляет около 8200.

Фауна позвоночных животных заповедника имеет типично таежный облик с совместным обитанием на одной территории характерных европейских (лесная куница, европейская норка) и сибирских (сибирский углозуб, кедровка, красная полевка, соболь) видов. На отдельных участках встречаются обитатели открытых степных (полевой лунь, пустельга, обыкновенный крот) и околоводных (большой крохаль, перевозчик) пространств; амфибиотические виды (травяная и остромордая лягушки, бобр, ондатра, выдра) и виды, характерные для зоны тундры (белая и тундряная куропатки, песец, северный олень).

Животный мир заповедника характеризуется 3 видами амфибий и рептилий, 6 видами рыб, 143 видами птиц и 35 видами млекопитающих.

Рыбы, отмеченные на территории заповедника, относятся к трем фаунистическим комплексам - арктическому, понто-каспийскому и бореально-равнинному. Большинство видов - холодолюбивые, есть ледниковые реликты. Наиболее многочисленны и широко распространены: речной гольян, хариус, реже - таймень, бычок-подкаменщик.

Орнитофауна заповедника уникальна, это послужило причиной выделения данного района в особый орнитологический округ - Репейский. Ряд гнездящихся, залетных и пролетных птиц (золотистая ржанка, дербник, хрустан, гарншнеп, свиристель, синехвостка, пеночка-зарничка, щур и др.) характерны только для территории заповедника и крайне редко встречаются в других районах Пермской области.

На территории заповедника встречаются виды птиц, занесенные в Красную книгу Среднего Урала: чернозобая гагарка, пискулька, лебедь-кликун, скопа, большой подорлик, орлан-белохвост, сапсан, дербник, филин, воробьиный сыч, ястребиная сова, бородатая неясыть.

В течение 2001 г. заповедником проводились работы по охране территории, научные исследования, экологическая пропаганда и просвещение.

Отделом охраны заповедника в течение 2001 года было задержано 8 нарушителей заповедного режима. Начали функционировать три новых кордона (на хуторе Лыпья, в устье ручья Лиственничный и Тошемке). По сравнению с прошедшими годами, снизилось количество нарушений заповедного режима.

В истекшем году научным отделом проводились зимние учеты промысловых млекопитающих; велись работы по учету птиц; по исследованию лишайников и мхов; работы по гидробиологии; проведены фенологические и метеорологические наблюдения.

В истекшем году были продолжены энтомологические исследования на научной пасеке (изучение вишерской суперрасы пчел с целью создания апидологического заказника как составной части ООПТ).

Государственный природный заповедник «Басеги»

Государственный природный заповедник «Басеги» был организован в 1982 году с целью сохранения и изучения природных комплексов коренных среднетаежных массивов елово-пихтовых лесов, расположенных по склонам хребта Басеги (Западные отроги Уральского хребта).

Заповедник расположен на территории Горнозаводского и Гремячинского районов Пермской области. Географические координаты - 58050`с. ш. и 58030`в. д. Площадь заповедника составляет 37 957 га, площадь охранной зоны - 21 345 га.

Территория заповедника «Басеги» расположена в пределах западного макросклона Главного Уральского хребта. Центральная линия заповедника тянется с севера на юг по хребту Басеги, имеющего вид хорошо обособленных горных вершин Северного Басега (952 м над уровнем моря), Среднего Басега (994 м) и Южного Басега (851 м).

Сам хребет является водоразделом рек Усьвы и Вильвы (притоков реки Чусовой) и имеет хорошо выраженную высотную поясность, что определяет видовой состав и особенности флоры и фауны. Выделяются горно-лесной, подгольцовый, горно-тундровый высотные пояса. Последний, представленный уникальной горной тундрой, является наиболее ценным и наиболее уязвимым природным комплексом. В состав заповедника входят ценные коренные пихтово-еловые леса, в целом их площадь составляет до 30% от лесной площади заповедника. Это один из сохранившихся естественных таежных массивов на Среднем Урале.

Особенности низкогорного рельефа, континентального климата и других факторов среды сформировали типичную флору и фауну, характерную для данного типа среднетаежных ландшафтов.

На территории заповедника описаны 1214 видов высших и низших растений, среди них: цветковых - 440 видов, голосеменных - 6 видов, папоротников - 23, плауновых - 4, хвощевидных - 6, моховидных - 230, лишайников - 98, грибов - 186, водорослей - 302 вида. Среди всего этого разнообразия растений более 50 видов - редкие, в том числе эндемиков и реликтов, а 27 видов внесены в красные книги различных рангов. Не менее разнообразен мир животных. На сегодняшний день известно 47 видов млекопитающих, 182 вида птиц, 1 вид рептилий, 3 вида амфибий, 16 видов рыб, беспозвоночных всего - более тысячи видов.

За годы существования заповедника сложилась система мониторинга природной среды, которая осуществляется по стандартной программе ведения «Летописи природы». В систему наблюдений включены компоненты природной среды: рельеф, погода, воды, почвы, флора и растительность, фауна и животный мир, календарь природы, состояние заповедного режима и влияние антропогенных факторов и другие.

2001 год характеризовался теплыми и сравнительно сухими климатическими показателями. Каких-либо больших аномальных отклонений в состоянии абиотической среды не наблюдалось. Состояние живой биоты, по критериям численности и характеру проявлений жизнедеятельности, можно характеризовать как близкой к среднемноголетним нормам с небольшими отклонениями, не выходящими за рамки среднестатистических отклонений.

В службе охраны заповедника 10 инспекторов. Инспекция лесной охраны в 2001 году провела серию лесохозяйственных и заповедно-режимных мероприятий, участвовала в общих учетных работах. Сотрудниками отдела было задержано 5 нарушителей заповедного режима, изъято одно гладкоствольное оружие.

В отчетном году не было зарегистрировано браконьерство и отлов крупных копытных и хищных зверей, редких видов фауны, а также пожаров на заповедной территории и смежной с его границами.

В научном отделе работают 3 постоянных научных сотрудника и 3 лаборанта. В течение 2001 года научными сотрудниками затрачено на полевые работы 384 чел. дня.

Выполнены работы по созданию кадастровых сведений по редким видам животных и растений Горнозаводского района Пермской области; подготовке плаката и брошюры на ООПТ Горнозаводского района.

Заключение

Комплексная охрана культурного наследия в России впервые была включена в сферу государственного регулирования только после прихода к власти в октябре 1917 года новых политических сил, провозглашавших иные принципы государственного устройства, кардинально изменивших весь государственный аппарат. В Пермском крае первый действенный орган - Пермская губернская секция охраны памятников искусства и старины - был сформирован в июне 1920 года. В число сотрудников тогда входили всего 3 инструктора. В настоящее время контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры осуществляет Областной научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры (ОЦОП).

На государственном учете в Пермском крае состоит 2331 памятник (2507 объектов). Организовано проведение работ по реставрации ряда объектов культурного наследия в Соликамском и Чердынском районах края, Перми, Осе, Усолье и т.д.

Среди них - ландшафтные (например, скалы Белый мох в Чердынском районе, Ветлан и Говорливый камень в Красновишерском районе, Каменный город в Гремячинском районе), геологические (Губахинская и Ординская пещеры) и гидрологические памятники природы (Ермаков родник в Чердыни). А также охраняемые ландшафты (Капкан-гора в Чернушке, Кваркуш и Полюдов камень в Красновишерске, Адово озеро в Гайнах), зоологические (Гусельниковский в Кишертском районе) и ботанические природные резерваты (Ботанический сад ПГУ), ботанические памятники природы (Зюкайский обрыв в Карагайском районе, Веслянский бор-верещатник в Гайнах), историко-природные комплексы (Графский бор в Кишертском районе, Кувинский бор в Кудымкарском районе, Кунгурская ледяная пещера и Ледяная гора).

На территории этих памятников природы будет установлен режим особой охраны. К примеру, здесь будет запрещено строительство, рубка леса (за исключением санитарной), утилизация промышленных и бытовых отходов, геолого-разведочные работы, которые могут привести к нарушению почвенного и растительного покрова, среды обитания животных. В то же время посещение этих территорий в рекреационных и учебных целях запрещаться не будет. По большинству объектов определены границы особо охраняемых территорий. На все памятники природы краевое министерство градостроительства и развития инфраструктуры в течение текущего года должно оформить охранные обязательства и паспорта.

Список литератур ы

1. Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Прошлое, настоящее, будущее. - Свердловск, 2008.

2. Дмитриев А. Очерки из истории губернского города Перми с основания поселения до 1845 года. - Пермь, 1889.

3. Дмитриев А. Пермская старина: Сб. истор. и стат. мат. преимущественно о Пермском крае. Вып.2: Пермь Великая в XVII веке. - Пермь, 1890.

4. Залкинд И.Э. и Нечаев Ю.А. Известняк, доломит и гипс в Пермской области. - Пермь, 2008.

5. Пермяк Е. Мой край. - М., 2004.

ПЕРМСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ начиналось трудами первых исследователей Пермского края 18 в. В. Н. Татищева. П. С. Палласа, Н. П. Рычкова, И. И. Лепехина, А. Г. Гумбольда и др.
Татищев Василий Никитич (1686 – 1750гг.) - русский государственный деятель, историк, автор «Истории Российской с самых древнейших времен» и «Лексикона Российского» - первого русского энциклопедического словаря, содержавшего и пермский материал.
Становление пермского краеведения относится к рубежу 18 - 19 вв. и связано с началом пермского книгопечатания. Одна из первых публикаций - «Хозяйственное описание Пермской губернии» Н. С. Попова, вышедшая в Перми в 1804 г. и составленная под руководством губернатора К. Ф. Модераха. Другой «классический» труд по пермскому краеведению - «Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей» В. Н. Берха (СПб, 1821 г.)
Во второй половине 19 в. развитие пермского краеведения проводилось силами историков и краеведов Д. Д. Смышляева, Ф. А. Волегова, А. А. Дмитриева, И. Я. Кривощекова, Н. А. Рогова, А. Е. и Ф. А. Теплоуховых и др. Краеведческие наблюдения и исследования публиковались в «Пермских сборниках» (1859-1960 гг.); с 1870 г. - в «Памятных книжках Пермской губернии» и «Календарях Пермской губернии». Краеведческий материал регулярно печатались на страницах «Пермских губернских ведомостей». В 1888 г. в Перми был создано научно-краеведческое и просветительское общество «Пермская ученая архивная комиссия» (ПУАК), первым председателем ее стал известный краевед В. Д. Шишонко. За период с 1892 по 1915 гг. было издано 12 выпусков «Трудов ПУАК». В 1899 г. было создано «Общество любителей истории, археологии и этнографии Чердынского края», его участники собирали этнографический материал Северного края. С 1870 г. по 1930 г. в Екатеринбурге действовало Уральское общество любителей естествознания (с отделением этнографии), которым было издано 40 томов «Записок УОЛЕ». С 1916 г. центром изучения краеведения в Перми становится отделение Петроградского университета, с 1917 г. - Пермский университет. В университете были созданы научные общества - Кружок по изучению Северного края (КИСК), затем - Общество по изучению Пермского края. Гражданская война приостановила их деятельность, но в 1923 г. КИСК возобновил свою работу и действовал до 1929 г. Члены кружка изучали историю, этнографию и фольклор Прикамья, разрабатывали методики исследований, формировали музейные коллекции, издавали научные труды. В 1924 - 1928 гг. вышло 4 выпуска «Пермского краеведческого сборника» под редакцией П. С. Богословского с более чем 80 статьями. В 1925 г. было создано Пермское общество краеведения (ПОК). В начале 30-х гг. деятельность краеведческих организаций заметно сокращается, прекращается издание краеведческих сборников. Постановлением Совнаркома РСФСР от 10 июня 1937 г. краеведческие организации по всей стране были ликвидированы. Многие активные участники краеведческого движения были арестованы и погибли. В 1935 г. был арестован П. Н. Богословский, в 1937 г. - бывший директор Пермского музея А. С. Лебедев и известный пермский краевед В. Н. Трапезников. По мнению современных исследователей, 1917 – 1929 гг. были «золотым десятилетием» советского краеведения.
В послевоенные годы краеведческое движение постепенно восстанавливается, но в основном на профессиональной основе. В краеведение приходят новые люди. Центром краеведческих исследований становится Пермский краеведческий музей. В 1954 открывается музей археологии Прикамья в Пермском государственном университете. Пермское книжное издательство под руководством известного журналиста и краеведа Б. Н. Назаровского выделяет в своей деятельности краеведческое направление: издаются альманахи «Прикамье», «Календари – справочники Пермской области», серия книг «Замечательные люди Прикамья» и др. В 1963 – 1965 гг. была издана «История Урала» в 2-х томах под общей редакцией доктора исторических наук, профессора Ф. С. Горового. Авторами монографии были пермские ученые К. С. Маханёк, В. В. Мухин, П. И. Хитров, В. Г. Черемных, Ф. А. Александров, И. С. Капцугович, В. П. Красавин, А. Н. Фадеев. В 1966 г. в Перми было создано городское добровольное общество охраны памятников истории и культуры, затем - областное; Пермское отделение ВООПИК действует до настоящего времени. Активизировалась работа по созданию народных музеев, развитию краеведческого туризма и школьного краеведения. В 1960 - 1970-е гг. вышли в свет 12 книг серии «Города Пермской области», три «Путеводителя – справочника по Перми» и др.
В начале 1980-х гг. в Перми был создан городской клуб «Пермский краевед». В 1984 г. в городе состоялись «Первые областные историко-краеведческие чтения». В марте 1990 г. в Перми было создано общество «Краевед Прикамья».
Важную роль в современном краеведении Урала играют Пермский краеведческий музей, Пермская государственная художественная галерея, краевая библиотека имени А. М. Горького, краевые архивы. За последнее десятилетие переизданы дореволюционные краеведческие издания и изданы труды современных исследователей - ученых пермских вузов В. В. Абашева, А. М. Белавина, Г. П. Головчанского, М. А. Ивановой, Т. А. Калининой, А. Ф. Мельничук, В. В. Мухина, И. А. Подюкова, Г. Н. Чагина, А. В. Черных и др., посвященные вопросам истории и культуры Прикамья.

Т. Н. Лепоринская