Анализ стихотворения суриков детство. III. Сообщение темы, постановка учебных задач

У любого человека в жизни было детство. Ведь юность не может без этой прекрасной поры настать. Чтобы стать полноценным взрослым, нужно пережить прекрасное детство, полное воспоминаний и мечтаний.

Именно такие хорошие, добрые воспоминания хотел передать читателям Суриков, автор стихотворения «Детство». В этом произведении раскрывается мысль о том, что когда ты мал и юн, каждая мелочь может показаться тебе волшебством и необычным явлением. Именно потому детство – прекрасная пора, воспоминания о которой надо хранить, так как никогда свет не бывает так ярок и красочен, как в детстве. Любой маленький человечек найдет в своем следующем дне – что-то новое и интересное, что будет для него открытием. Суриков в стихотворении «Детство» показывает, что никто никогда не был точен и уверен в своем первооткрывании какого-то явления, как малыш.

Стих поделен на несколько этапов. Первая часть раскрывает читателю красоту природы зимой, и что она – для природы в целом. Вторая же часть раскрывает, какая у зимы большая роль в жизни каждого человека. И дальше описывается, что роль эта и правда большая и очень важная. Ведь зимой можно столько всего сделать. Когда читаешь стихотворение в начале, можно заметить, что все довольно бодро и по-боевому написано, но дальше - строчки написаны немного с грустной интонацией. Вообще, в целом, стих довольно большой. Каждый куплет имеет четыре строки, поэтому читается удобно и рифмовано.

Анализ стихотворения Детство по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мне осталась одна забава Есенина

    Поздний этап творчества Есенина по большей части характеризуется ощущением фатализма и приближающейся гибели. Конечно, довольно часто поэты вообще поднимают тему бренности бытия и возможности собственной кончины

  • Анализ стихотворения Еще вчера, на солнце млея Фета

    Афанасий Фет является приверженцем искусства, которое принято считать чистым, его творчество стало ярким доказательством присутствия импрессионизма и на литературном поприще.

  • Анализ стихотворения Пророк Некрасова

    Некрасов в своём произведении Пророк воспевает настоящие ценности жизни такие как: свобода и праведность, достоверность и согласованность. Стихотворение наполнено мотивами подлинного христианина

  • Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс)

    Произведение имеет философскую направленность, свойственную всему творчеству поэта, и в качестве прототипа основного персонажа стихотворения использует сибирскую лайку, собаку

  • Анализ стихотворения Ну целуй меня целуй Есенина

    Наверное, каждому известно о том, что Есенин женился три раза. Каждая из его женщин была не похожая на предыдущую. И все они оказались не очень удачными.

Ф.И.О аттестуемого педагога: Романчикова Ольга Михайловна.

Место работы: МОУ СОШ №9 города Сердобска Пензенской области.

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «Б»

УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4класс, 1 часть

Тема урока. И.З.Суриков «Детство». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Цели: познакомить обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; понимать настроение поэта; развивать умение анализировать текст, выделять главное; обучать выразительному чтению стихов; развитие мышления, субъектности и самостоятельности; формировать умение сравнивать поэтический и прозаический тексты по теме, воспитывать любовь к малой родине; уважение к старшим членам семьи.

Планируемые результаты:

предметные : использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные : регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; познавательные – анализ текста, выделение в нём главной мысли ; коммуникативные – обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения ; личностные – проявлять интерес к изучению темы; воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.

Оборудование: лапти сувенирные, толковый словарь Ожегова С.И., мультимедийный проектор, экран.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии: ИКТ технология (интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство.

Этапы урока

- Прочитайте стихотворение про себя (стр. 108-111) -Как вы думаете, а кто главный персонаж стихотворения? - Что представляли при чтении? Изменились ли зимние детей? - Попробуйте самостоятельно объяснить лексическое значение слов, сравним с определением в толковом словаре Ожегова С.И. Чтение определений в словаре. -Прочитайте первое четверостишие. Почему автор использовал повтор слова ВОТ? -Прочитайте, почему мальчик упал. - Как отнеслись к падению друзья - мальчишки? Прочитайте. Что при этом он чувствовал? - А с вами происходили такие неприятности? И вы больше не катались с горы и долго держали обиду на друзей? -Прочитайте, когда он отправился домой. Что значит ПЕРЕЗЯБНЕШЬ? - А вы можете про себя сказать, что перезябли, когда катались долго? - А что нужно сделать, чтобы не заболеть?(ОБЖ) - Как поступил мальчик, прочитайте. -Как называется место на печке, где спали бабушка с внуком? - Кого ещё мы видим в комнате? Прочитайте. Чем они занимаются? Вот рассмотрите сувенирные лапти, как плели их, удобно ли было в них ходить.

Как называлось место в доме, где плёл лапти дед? Где пряла матушка? (Сведения из окружающего мира за 3класс.) - Почему маму поэт называет МАТУШКОЙ? - Прочитайте, светло ли в доме?

О чём мальчик просил свою бабушку? - Почему – рассказать, а не прочитать?

Какую же сказку рассказывала бабушка? -Что значит сердце мрёт? - Какое олицетворение и эпитет применил автор при описании ветра и зачем? - Что бы показать душевное состояние мальчика, автор усиливает его описанием состояния природы. -Прочитайте, следующее четверостишие. Какие взаимоотношения меду внуком и бабушкой? - Как поэт пишет о речи старушки? Почему?

Прочитайте весь сон мальчика. Кем видел себя он во сне? Почему? -Вы знаете эту сказку, а теперь предположите, почему даже Иван - царевичу нужна была жар-птица? -Многие изобретения появились из народных сказок: летучий корабль - …; волшебный клубочек-... - Чем закончился сон? Прочитайте. - Что он увидел в избе? Предположите, почему только бабушка была в доме?

Прочитайте последнее четверостишие. Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков?

Кто делает детство счастливым? -Почему же это стихотворение включено в раздел «Жить по совести, любя друг друга»?

Это сам автор описал своё детство. -Представляли, как сами катались и падали. Объясняют лексическое значение слов: деревня, кубарем, перезябнешь, ветхую, лапти, прялка, светец.

Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая. - Санки резко наклонились. - Ему было обидно, неприятно, что руки и лицо в снегу. -Конечно, падали, было обидно, что другие смеялись, но со стороны это смешно, поэтому не стоит обижаться. Потом друзья помогали нам встать. - Он сильно замерз, варежки промокли, но домой идти не хочется. -Да, приходили домой все мокрые. Мама ругалась, что заболеем. - Надеть сухую одежду, согреть руки тёплой водой, выпить горячего чая. - Он согрелся на печке около бабушки. - На спальном выступе, лежанке. - Дедушка плетёт лапти, чтобы летом было, что обуть. Матушка прядёт лён, чтобы потом ткать холст и шить одежду. - -Мужской, хозяйский угол. -Женский, хозяйкин угол.

С любовью и лаской. - Свет от светца слабый, а на улице очень темно от вьюги. Зимой дни короткие, а ночи длинные. - Рассказать сказку. - Раньше книги были дорогими и редкими, а сказки передавались из поколения в поколение устно - это устное народное творчество. - Русскую народную сказку «Иван – царевич и Серый Волк». - Замирает от волнения. - Эпитет - злой, олицетворение - поёт, чтобы показать, как мальчику было страшно.

Они любят друг друга… - Сравнивается с журчанием ручейка, нежная, ласковая, успокаивающая речь. -Мальчику хотелось быть царевичем, ведь он жил в очень бедной семье… - В те времена светец освещал дом по вечерам, он давал мало света, а от этой птицы кругом было светло. Сейчас у нас есть электричество. -Самолёт, навигатор… - Проснулся от страха. - Остальные работают по хозяйству: убирают скотину, чистят снег, колют дрова… - Детство - счастливая пора в жизни человека, неважно - богат человек или беден. -Его семья, которая заботится о нём, родина, где он родился и жил. - Нужно любить свою родину, семью и друзей…

-Какое открытие сегодня вы сделали на уроке? -Что удивило? -О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока, а может быть о чём-либо спросить? - На парте у вас лежат бумажные «снежки», напишите на них важные для вас слова, которые запомнились вам на уроке. Давайте соберём из них снеговика. - Я буду зачитывать слова, а вы объясняйте, почему записали их. -Замечательный получился снеговик. А вам спасибо за активную и интересную работу на уроке. Выставление оценок за урок с комментированием.

Технологическая карта к уроку литературного чтения. Тема «Образ детства в стихотворении И. Сурикова «Детство»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕМА «Образ детства в стихотворении И. Сурикова «Детство»

Текст для исследования: И. З. Суриков «Детство»

Тема 1) Составление характеристики героя стихотворения - автора. 2) Установление фактов биографии И. З. Сурикова с помощью стихотворения и сравнение с биографическим текстом. 3) Выразительное чтение отрывка стихотворения как вариант интерпретации авторского видения темы. 4) Выяснения общего в замысле И. З. Сурикова и Ж.-Ж. Руссо. 5) Сравнение с замыслом изученных ранее произведение раздела «Снежок порхает, кружится…», именно К. Д. Ушинского «Мороз не страшен». 5) Объяснения значения выражения «Детство – пора золотая». Задание 6 (З) Учебник, с. 108, И. Суриков «Детство». Объясните значение слов «кубарем», «перезябнешь», «светец».Назовите главную мысль стихотворения И. Сурикова «Детство».Назовите эпитеты, олицетворения, сравнения, которые использует автор в стихотворении «Детство».Назовите слова и выражения, помогающие ярко представить сказку, которую рассказывает бабушка.Дальнейшая беседа ведётся по алгоритму работы с лирическим текстом. См. ТК № 1 для 2-го класса. Задание 7 (П) Верно ли, что в тексте стихотворения И. Сурикова описывается настоящая дружба? Обоснуйте своё мнение, используя текст произведения.Можно ли утверждать, что друзья главного героя в стихотворении И. Сурикова сочувствовали ему? Обоснуйте своё мнение.Можно ли утверждать, что любовь и понимание близких людей может сделать человека счастливым? Обоснуйте своё мнение.Верно ли, что герой стихотворения И. Сурикова не был счастлив в семье? Обоснуйте своё мнение.Задание 8 (У) с взаимооценкой.

Выберите отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство», в котором автор, на ваш взгляд, счастлив, и прочитайте его выразительно, используя соответствующие интонации.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Тема: И.З. Суриков «Детство».

Цели

Обучающие: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову.

Развивающие: развитие устной речи, памяти, мышления, обогащение словарного запаса.

Воспитательные: воспитание любви к чтению.

Оборудование: магнитофон, диск с записью песни «Рябинушка», портрет И.З. Сурикова, лапти, гербарий, иллюстрации с изображением прялки и светца, кроссворд, карточки со словами

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

Какое сейчас время года?

Какое время года наступит после осени?

По каким признакам мы узнаём зиму?

Сейчас мы разгадаем кроссворд, для того, чтобы узнать с жизнью и творчеством какого поэта познакомимся на уроке.

  1. Белое покрывало на земле лежало.

Тепло пришло, оно всё сошло (снег).

  1. Белый дед – белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму –

Никто не поднимает.

Весна придёт –

Сам уйдёт (сугроб).

  1. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сновидение)
  2. Гуляет в поле, Кручу, бурчу,

Да не конь, Знать никого не хочу (вьюга).

Летает на воле,

Да не птица (вьюга).

Прочитайте слово, получившееся по горизонтали.

Зовут Сурикова Иван Захарович.

Посмотрите его портрет.

Послушайте внимательно как жил Иван Захарович Суриков.

И.З. Суриков поэт-самоучка. Родился в 1841 г. в селе Новосёлово Ярославской губернии. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую торговую лавку в Москве. Семья жила бедно. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Там он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно стал сочинять стихи. В 16 лет вышел первый сборник его стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах поэт показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали песнями. Например, «Рябинушка», «Степь да степь».

(Звучит отрывок из песни «Рябинушка»)

Иван Захарович прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1840 году от тяжёлой болезни.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы прочитаем одно из лучших стихотворений для детей И.З. Сурикова «Детство». Научимся читать это стихотворение выразительно.

  1. Словарная работа.

В стихотворении вам встретятся непонятные слова, я объясню их значение:

лапти – крестьянская обувь, сплетённая из лыка (показ);

прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью (показ);

светец – подставка для лучины, освещающей избу (показ);

лён – растение из которого делают нити и ткут полотно;

смежит – закрывает;

ветхая – старая;

кубарем – кувырком.

  1. Беседа на восприятие прочитанного.

Я сейчас прочитаю вам стихотворение. Вы послушайте и ответьте на вопросы:

Почему стихотворение называется «Детство»?

Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши? Чем вы занимаетесь зимой?

(Чтение стихотворения учителем).

Физкультминутка.

Дует ветер мне в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише …

Деревцо всё выше, выше …

  1. Самостоятельное чтение.

Прочитайте стихотворение и подумайте, сколько частей можно выделить в этом стихотворении?

(Чтение стихотворения про себя)

  1. Анализ стихотворения.

На сколько частей можно разделить стихотворение? (4)

О чём говорится в начале стихотворения?

Забавы детей ).

Прочитайте первую часть вслух.

Чем занимается крестьянская семья зимой?

Почему вечер длится без конца?

Как можно озаглавить эту часть?

Я запишу это название на доске (Зимний вечер) .

Прочитайте вторую часть вслух.

Какими словами закончилась вторая часть?

Как же можно озаглавить третью часть?

Я запишу это название на доске (Сказка ).

Прочитайте только то, что относится к сказке.

Какую сказку вы узнали? (р.н.с. «Иван- царевич и Серый волк).

Что произошло с мальчиком пока он слушал сказку?

Как же озаглавим последнюю часть?

Я запишу это название на доске (Сон) .

Давайте прочитаем, какой сон приснился мальчику.

Сколько частей у нас получилось? (4)

Прочитайте, какой план получился.

1. Забавы детей.

2. Зимний вечер.

3. Сказка.

4. Сон.

  1. Работа над выразительным чтением стихотворения.

Как озаглавили первую часть?

Как озаглавили вторую часть?

Прочитаем вторую часть.

Назовите третью часть.

Как рассказываются русские народные сказки? (плавно, протяжно) – карточка на доску.

Прочитаем третью часть.

Как называется четвёртая часть?

Прочитайте четвёртую часть.

  1. Итог урока.

С жизнью и творчеством какого поэта мы познакомились на уроке?

Что узнали о жизни И.З. Сурикова?

X. Домашнее задание.

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения И.З. Сурикова «Детство» и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.


И суриков рассказ детство составьте план

Ответы:

1. У Алеши Пешкова умирает отец. Они с матерью переезжают в Нижний Новгород. 2. Мальчик знакомится со своей многочисленной родней. 3. Нравы семьи Кашириных. 4. Алеша узнает историю Цыганка и всей душой привязывается к нему. 5. Один из вечеров в доме Кашириных. 6. Смерть Цыганка. 7. Знакомство мальчика с Хорошим Делом. 8. Пожар в красильной мастерской. 9. Смерть тети Натальи. 10. Семья разделяется. Алеша вместе с дедом и бабушкой переезжают в другой дом. 11. Дед обучает мальчика чтению. 12. Дед грубо обращается с бабушкой на глазах у Алеши. 13. Драки в семье Кашириных. 14. Алеша узнает, что дед и бабушка по-разному верят в Бога. 15. Мальчик тоскует из-за того, что у него нет друзей. 16. Переезд в новый дом. Дружба с Хорошим Делом. 17. Алеша заводит дружбу с дядей Петром. 18. Мальчик знакомится с соседскими ребятами. 19. Мать Алеши возвращается в семью своих родителей. 20. Сложные взаимоотношения деда и его дочери (матери Алеши) . 21. Алеша идет в школу. 22. Тяжелая болезнь мальчика. Бабушка рассказывает ему об отце. 23. Мать Алеши снова выходит замуж и, уезжая, не берет сына с собой. 24. Мать с отчимом возвращаются, а потом (уже вместе с Алешей) переезжают в Сормово. 25. Непростые отношения матери и отчима. 26. Алеша, заступаясь за мать, нападает на отчима. 27. Мальчик снова живет у бабушки и деда. Они разделили имущество. 28. Алеша, жалея бабушку, начинает работать. Деньги он отдает ей. 29. Мальчик успешно сдает экзамен в третий класс. 30. Мать Алеши умирает. Дед отправляет внука в люди.