Дидактическая игра начну а продолжи. Конспект совместной деятельности педагога и детей в подготовительной группе на зимнюю тему. Развивающая игра: «Яблочко-пазл для здоровья!»

Сабина Трушанова
Картотека дидактических игр

Кто летает

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

Воробей. - Ворона.

Пчела. - Стрекоза.

Божья коровка. - Собака.

Слон. - Кошка.

Ракета. - Стол.

Змея. - Облака.

Орел. И т. д.

Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой) – веселый, долгожданный

Дай действия словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает) – наступает, приходит, радует…

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Где Петрушка?

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на дива, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.

Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

Тарелка, стакан, корова, чашка

Чашка, стакан, тарелка, кружка

С мишкой

Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении

Наглядный материал: медвежонок, кровать

Ход игры:

В: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГ

Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой

Разговор по телефону

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

Дай нам работу

А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

Дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

Голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

Игра в слова

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

1. В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

2. В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

1. дети объясняют свой выбор

2. роль водящего выполняет ребенок

Угадай звук

1. поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:

слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

2. хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

Цапля важная носатая,

Целый день стоит, как статуя

Пес тоскует на цепи

А попробуй отцепи;

В небе коршун кружится

Третий час подряд

Но ему, разбойнику

Не украсть цыплят.

Отгадай-ка

1. упражнять детей в составлении описательных рассказов

2. развивать умение внимательно слушать товарища

Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

Используй каждое мгновение

Дети, наверно, не раз рассматривали в книгах иллюстрации и рассказывали, что на них изображено. Сейчас на рассматривание незнакомой картинки дается не больше полминуты, причем, за это время картинка раза два не надолго прикрывается, ненадолго тушится свет и т. д. И все же нужно подробно рассказать, что на ней изображено, запомнив, даже незначительные детали. Для этого необходимо полностью мобилизовать свое внимание и действительно суметь использовать каждое мгновение. Победителем считается тот, кто успел заметить больше других.

Вкус и запах

1. представь ЛИМОН

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи

Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

2. нарисуй лимон

3. представь АПЕЛЬСИН

Каков на вкус?

Как пахнет?

Какого цвета?

Что чувствуешь?

4. нарисуй апельсин

5. расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?

Что изменилось?

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

1. Описать предмет, которого не стало

2. рассказать о месте, где он стоял

3. на какой звук начиналось название этого предмет

4. в названии каких еще предметов есть этот звук?

Подбери овощи и фрукты по цвету

Цель: развитие сенсорики

Ход: детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету

Измени предложение

Цель: учить правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы

Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе

Лена поливает цветы, Лена и Коля …

Что у вас?

Материал: на каждом столе 1 картинка

Ход игры: воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?»

Дети отвечают:

У нас флаг

У нас флаги

У нас дом

У нас дома

Один и много

Материал:

Картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов

Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:

У меня окно

У меня окна

Затем составляют пары картинок по принципу: один – много.

Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

«Кризисы у детей» - Советы по преодолению кризиса 3 лет. Кризис 3 лет. Кризисные этапы в развитии детей. Возрастной кризис. Возрастные кризисы в развитии детей. Кризис 7 лет. Советы по преодолению кризиса 7 лет. Кризис. Любить, понимать, принимать. Советы по преодолению подросткового кризиса. Подростковый возраст.

«Развитие ребёнка» - Перспективные направления развития МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников. Функции психологического сопровождения: Организация психолого- педагогического сопровождения. Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Обучение и развитие» - Подходы к решению проблемы. Обучение и развитие. Зона ближайшего развития. Обучаемость. Способность к обучению. Проблема. Обученность. Обучение. Три точки зрения. Концепция зоны ближайшего развития. Суть проблемы. Суть проблемы соотношения обучения и развития. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.

«Развивающая среда в ДОУ» - Институт информатизации образования. Творческая группа №2. Совет ДОУ. Социальный эффект. Творческая группа №3. Модуль «Анализ итогов года». Задачи развития ДОУ 2007/2010. Проект: «Оптимизация обра-зовательно-воспитательной среды». Проектный совет. Резистентность – сопротивляемость и устойчивость детского организма к разного рода негативным воздействиям.

«Развивающая среда в детском саду» - Игровые комнаты оснащены игрушками, развивающими играми и пособиями. Спальня. Методический кабинет способствует реализации творческих задумок и педагогических находок. Питание в нашем саду 5-и разовое. Музыкальный зал. Кабинет психолога. Зал оснащен всем необходимым оборудованием и пособием. Спортивный комплекс.

«Кризис трёх лет» - Упрямство. Негативизм. Изменения в развитии ребенка. Проявление вредности. Кризис 3-х лет. Истерика. Основные признаки кризиса. Самый острый кризис. Внутреннее противоречие. Если истерика все же началась.

Родители – книга -ребёнок.

УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Но, чем же так страшно детское «нечтение»? Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.

В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

После пяти лет , когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

· в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;

· сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, « Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;

· предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

· предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

· написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

· сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

· придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;

· рассказать историю от лица любого героя или предмета;

· описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

УЧИМСЯ, ИГРАЯ.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П.Усова, А.М.Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве речевого развития дошкольников.

Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например « Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года ». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

· учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

· развивать интерес к значению слова;

· Учить активно использовать их в речи.

Крепкую дружбу водой - (не разольёшь).

Один в поле - (не воин).

Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

Под лежачий камень – (вода не течет).

Семь раз отмерь – (один отрежь).

Что посеешь – (то и пожнешь).

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи:

· учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;

· развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

…..

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи:

· учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;

· познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;

· развивать аналитическое мышление.

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Со всех ног. (Быстро.)

Рукой подать. (Близко.)

ПОЧИТАЙ, МНЕ МАМА!

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня - в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Другой тип – книжка-панорама . Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

Материал подготовила Нечаева Л.А

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«Кто назовет больше?»

1. Назови все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, синие, красные и т.д.) предметы в комнате.

2. Назови предметы которые можно катить(переставлять, двигать и т.д.)

«Закончи слово»

Взрослый говорит начало слова, а ребенок заканчивает это слово:

Теле – фон

Теле – визор

Теле - жка

«Я начну, а ты продолжи»

Взрослый говорит предложение, ребенок повторяет фразу сказанную взрослым и добавляет свою.

- «Это шарфик» -говорит взрослый

- «Это шарфик. Он связан из шерсти» - говорит ребенок
- «Это шарфик. Он связан из шерсти. Шарфик серый и пушистый» - взрослый. (и т.д.)

«Игра в слова»

Взрослый называет слово, а ребенок придумывает слово на последний звук предыдущего слова: стул – ложка – арбуз – зонт и т.д.

«Слова – враги»

Пример: покупает – продает

Надевать - поднимает - прятал-

Кричать - дает - отбирал-

Заболеть - покупает- помогал-

Ломать - хвалит - упал-

Наливает - лежит - включал –

Закончи предложение

Подбери подходящие по смыслу слова.

«Медведь осенью засыпает, а весной……»

«Березка от ветра наклонилась, а затем…..»

«При расставании люди прощаются, а при встрече…»

«Сложи два слова в одно»

Пример: кофе варит – кофеварка

Снег чистит - сладкое ест –

Землю роет - басни пишет –

Полы трет - по луне ходит –

Овощи режет - по снегу ходит –

Мясо рубит - воду проводит –

Огонь тушит –

«Скажи ласково»

Пример: стол – столик

ИК

Дом, двор, лист, нос, хвост, корабль, мост, зуб

ОК, - ЕК

День, пень, зверь, город, котел, брат, лист

ОЧК

Кость, тумба, роза, ветка, ваза, гора, полка, лавка, вилка, сумка

«Назови одним словом»

Пример: стена из камня – каменная

Стена из кирпича - салфетка из бумаги -

Дорожка из песка - коробка из картона –

Баба из снега - корона из золота –

Шляпа из соломы - ваза из стекла –

«Найди лишнее слово. Объясни свой выбор»

Мяукать – мычать – хрюкать – летать.

Говорить – болтать – шептать – слушать.

Драться – ссориться – ругаться – дружить.

Поливать – стучать – полоть – выращивать.

«На что это похоже»

Белое облако похоже на…. (вату)

Радуга похожа на….. (коромысло)

«Разложи слова»

Пример: листопад - падают листья

Ледоход, рыболов, самосвал, водопад, самокат, лесоруб, трубочист, носорог.

«Что лишнее?»

Огурчик, свекла, перчик, помидорчик, стульчик, кресло, диванчик, шкафчик.

«Мой, моя, мое.

Взрослый показывает предмет или картинку, ребенок должен правильно сказать:

Это мой карандаш

Это моя футболка

Это мое зеркало

«Общее слово»

Подобрать общее слово для двух непохожих предметов

Черепаха и улитка - медленные

Стол и шкаф -

Река и василек -

Замок и дверь –

Вода и молоко –

Молоко и сахар –

«Подбери слово»

Теплый, мягкий, ноздреватый ….. (хлеб)

Вкусные, сладкие, шоколадные …

Ловкая, длинная, ядовитая…

Желтое, ароматное, наливное…

Новый, современный, большой….

«Профессии»

Переносит багаж - носильщик

Вставляет стекла -…..

Работает на кране - …….

Танцует на сцене - …..

Торгует мороженным - ….

Чинит часы -…..

«Слова родственники»

Подобрать родственные (однокоренные) слова.

Пример: береза, березонька, березовой, подберезовик

Стол, дерево, лес, мороз, снег, море и т.д.

«Подбор прилагательных»

Назвать как можно больше признаков к слову - СОБАКА

Большая – лохматая – добрая – охотничья – игривая – прыгучая

«Что бывает»

Необходимо к прилагательному подобрать существительное.

ЗЕЛЕНЫЙ - помидор, дом, крокодил, огурец, мяч

ХОЛОДНЫЙ -…….

ЗЛОЙ -……

ДОБРЫЙ -……

КОЛЮЧИЙ -….

Литература:

    И.В.И.Скворцова «Логопедические игры для детей 4-6 лет», ОЛМА МЕДИА Групп -2008г

    Л.Ф.Тихомирова «Развитие логического мышления детей», Академия развития 1996г

    Н.В.Новотворцева «Развитие речи детей» , Академия развития 1996г.

    Ж. «Ребенок в детском саду» № 2/2001г.

Конспект НОД для детей 5-6 лет: «В весеннем лесу»


Кицан Анжела Ильинична, воспитатель ГБОУ «Гимназия №1551» г. Москва
Цель: закрепление представлений детей о весне.
Задачи:
- уточнить признаки весны;
- закреплять знания о перелетных и оседлых птицах;
- расширять знания детей о деревьях;
- закреплять правила поведения в лесу;
- воспитывать любовь к природе, стремление сберечь ее.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Возрастная группа: дети 5-6 лет.
Материалы и оборудование: презентация со слайдами птиц и зверей нашей полосы; игрушка лесовичка; аудиозапись «Голоса птиц» .
Ход занятия:
Воспитатель: - Когда утром я пришла на работу, то на окошке увидела конверт. Кто его оставил и для кого неизвестно. Что с ним делать я не знаю. Может вы мне ребята, подскажите. (ответы детей)
-Хорошо, давайте распечатаем его и прочтем. Письмо пришло от старичка – лесовичка. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас в весенний лес. Хочу познакомить вас с лесными обитателями».
Воспитатель: - Ну, что ребята примем мы предложение старичка-лесовичка?
-Тогда не будем медлить, отправляемся на прогулку в лес.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая радостная картина. (слайд с изображением ранней весны в лесу)
-Какое время года здесь изображено? Почему вы так думаете?(ответы детей)
-Первые лучи солнца пригрели землю. И вот уже на проталинах распустились первые цветы.
-Кто из вас знает как они называются?(подснежники)
-А почему их называют подснежниками?(появляются из-под снега)
-Молодцы! И теперь мы с вами немного поиграем.
Дидактическая игра: «Я начну, а ты продолжи»
Солнце весной (какое?)
Весною снег (что делает?)
Земля весной (какая?)
Подснежники в лесу (что делают?)
Деревья (что делают?)
На деревьях листья (что делают?)
Листья на деревьях (какие?)
Воспитатель: -Вот мы и в лесу. А сколько здесь растет разных деревьев! (слайд с изображением деревьев).
-Кто может назвать деревья, которые здесь растут? Если в лесу растет много берез, как такой лес называется? (березовая роща) А если много елей? (ельник) Как называются листья ели и сосны?(хвоя) Как называются деревья с листьями.(лиственными) А листья деревьев вы знаете?(ответы детей)
-Давайте с вами поиграем. Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку».
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Дети имитируют движения.
Воспитатель: - Молодцы, отдохнули и продолжим. Посмотрите на следующий слайд. (слайд с перелетными птицами)
- Назовите птиц, которых вы видите. (ласточки, стрижи, скворцы, соловьи и другие) Как они называются? (перелетные) Почему они улетают осенью, а весной возвращаются? Как называются птицы, которые остаются? (оседлые) Назовите их? (вороны, воробьи, голуби, синицы и другие)
- В лесу раздаются звонкие голоса вернувшихся птиц. Лес наполняется щебетанием свиристели, карканьем вороны, воркованием голубя и стройными переливами соловья.
- Послушайте голоса птиц и постарайтесь узнать какая птица как поет.
Дидактическая игра: «Чей голос?» (фонограмма со звуками птичьих голосов)
Воспитатель: - Молодцы, и с этим заданием вы справились. Ребята, давайте посмотрим, как пережили зиму дикие животные.(слайд с животными впадающими в спячку)
-Назовите животных, которых вы видите. Как провели они зиму?
- Енот, барсук, еж, крот и медведь – зимой спят. Летом и осенью они много ели, накапливали жир, чтобы хватило запасов до весны.
- А как провели зиму остальные животные?(слайд с дикими животными нашей полосы)
-Правильно, грызуны – делали запасы, хищники-охотились, копытные животные добывали корешки, траву, веточки разрывая снег.
Воспитатель: Что с наступлением весны будут делать птицы и животные?(ответы детей)
- Птицы будут строить гнезда и откладывать яйца, а дикие звери утеплять норы и выводить потомство.
Дидактическая игра: «Собери семью» ( Детям предлагается мама животного, найти надо папу и детеныша. Например: медведица-медведь-медвежонок)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. Пока мы с вами гуляли, лесовичок прислал вам еще одно письмо. Давайте его прочтем: «Ребята, чтобы в лесу могли спокойно жить дикие животные, всегда слышалось пение птиц, чувствовалось благоухание цветов, берегите лес! Не мусорите в лесу, не шумите, не разоряйте гнезда, не пугайте диких животных. Лес-это не только зеленый дом для птиц и зверей, но это и наш дом.
Послушайте поучительную историю, которую для вас написал Г.Ладонщиков.
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук,
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип,
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб,
И выругался громко.
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть,
На это было больно.
Воспитатель: Никогда не забывайте, как надо вести себя в лесу. Ребята, посмотрите, чья это коричневая шляпа выглядывает из-за куста. Да, это же лесовичок. (воспитатель выносит игрушку) Cпасибо, тебе за увлекательную прогулку по весеннему лесу. Мы обещаем, что не забудем все, что здесь увидели и узнали. До новых встреч.