К основным общеобразовательным программам относятся про граммы. К основным общеобразовательным программам относятся про граммы Основная образовательная программа не включает в

Анализ основных образовательных программ, размещённых на официальных сайтах образовательных организаций, в очередной раз подтверждает, что уровень компетентности должностных лиц, отвечающих за вопросы разработки тех или иных локальных актов ОО, в том числе основной образовательной программы, крайне низок. Главная проблема — отсутствие правовой культуры в работе с нормативно-правовыми актами.

Многочисленные мониторинги и контрольные мероприятия, проводимые уполномоченными органами исполнительной власти в сфере образования, дают право указать на распространённую ошибку образовательных организаций при разработке основной образовательной программы — копирование текста примерной образовательной программы соответствующего уровня образования без последующей «адаптации» под свою образовательную организацию. В документах некоторых образовательных организаций не удаляется даже само слово «примерная» основная образовательная программа (примерный учебный план, примерный календарный учебный график и т. д.). Обратите внимание, что Закон разводит понятия «Примерная основная образовательная программа» и «Образовательная программа»:

  • примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
  • образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Вывод 5. Образовательная организация реализует основную образовательную программу (соответствующего уровня образования), а не примерную основную образовательную программу. Проверьте в своих документах!

В ходе разработки примерных образовательных программ с их последующим одобрении Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию при Российской академии образования были использованы первоначальные тесты соответствующих приказов Минобрнауки России, которыми были утверждены ФГОСы соответствующего уровня образования. Однако в образовательные стандарты иногда вносятся изменения, а в примерные образовательные программы, к сожалению, разработчики их не вносят, т. е. на сайте http://fgosreestr.ru/ размещены примерные основные образовательные программы, которые не учитывают изменения ФГОС. К чему это приводит:

  1. Несоответствие названий предметов и предметных областей.
  2. Несоответствие требований к структуре рабочих программ учебных предметов (курсов, дисциплин и т. д.).
  3. Вносимые изменения в федеральный государственный образовательный стандарт не отражаются в образовательных программах образовательных организаций (не вносятся изменения в текст самого документа, а также не принимаются локальные акты ОО, которыми вносятся необходимые изменения (приказы, протоколы педагогических советов и т. д.).

Ярким примером является распространённая ошибка в названии предметных областей. Предметная область «Филология» исчезла из стандартов ФГОС НОО и ФГОС ООО ещё 31 декабря 2015 г., но в образовательных программах, учебных планах образовательных организаций данная ошибка допускает и по сей день.
В примерной основной образовательной программе начального общего образования указано

Вариант 1


В основной образовательной программе НОО, учебном плане образовательной организации должно быть (без слова примерный )

В примерной основной образовательной программе основного общего образования указано

Вариант № 1


В основной образовательной программе ООО, учебном плане образовательной организации должно быть (без слова примерный )

В части 7 ст.12 Закона сказано, что «организации , осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ». Таким образом, законодатель указывает на неукоснительное соблюдение требований ФГОС, а про примерные основные образовательные программы сказано «с учётом». Таким образом, ещё раз акцентируем внимание, что первоисточником для образовательной организации является ФГОС.

По вопросу несоответствия в некоторой части примерных основных образовательных программ требованиям ФГОС было направлено письмо в Российскую академию образования (Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию одобряет примерные основные образовательные программы). В официальном ответе Российской академии образования сказано, что наши «аргументы и сведения, содержащиеся в Вашем обращении, будут приняты к сведению и учтены в дальнейшей работе».

А пока аргументы и сведения не учтены в работе, рекомендуем:

  1. Проверить и привести в соответствие с требованиями ФГОС документы образовательной организации, в которых указывается ссылка на ФГОС соответствующего уровня.
  2. Внести необходимые изменения в соответствии с установленным в образовательной организации Порядке.

Помните! Надзорные органы в своей деятельности руководствуются требованиями федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования, а не примерными основными образовательными программами.

А как у вас обстоят дела с точки зрения соответствия документов, разработанных образовательной организацией, относительно учебного предмета «Астрономия»?

Вера Спиридонова
Общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления в силу закона, т. е. еще в сентябре 2013 года мы должны были, как гласит закон работать по-новому.

Но есть другая дата 1 января 2014 года, которая Приказом от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО » обозначена как дата отмены ранее действовавших ФГТ к структуре ООП ДО и вступления в силу ФГОС ДО . При этом, Рособранадзор обращает внимание в своём письме от 07.02.2014 на статью 108 ч. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» , согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим ФЗ не позднее 01.01.2016 и подчёркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования немедленного при-ведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ .

Таким образом, определён период перехода ДОУ на ФГОС ДО , начинающийся со дня включения в реестр прошедших экспертизу примерных ООП ДО хотя бы одной и завершающийся не позднее 01.01.2016.

Возникает вопрос : На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении ООП ДО?

Основанием для разработки (изменения) ООП ДО является исключительно ФГОС ДО . Примерные программы ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр ПОП могут быть использованы в качестве ориентира или методического основания для разработки ООП ДО. Новое то, что основная программа может не включать в себя примерную программу , а разрабатываться самостоятельно (это право определено законом) и тогда она должна быть представлена развёрнуто. Если излюбленная примерная программа будет включена в федеральный реестр – то детский сад сможет просто сослаться на неё, т. е. можно будет оформить ее в виде ссылки на соответствующую Примерную про-грамму (п. II.8) .

Программа состоит из двух частей :

1) обязательной части (это комплексная часть программы ) ;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса (это те парциальные программы , которые педагоги могут, как выбрать из существующих, так и разработать самостоятельно).

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы , а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы .

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма , а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%

Структура основной образовательной программы по ФГОС включает все-го три основных раздела :

1) целевой,

3) организационный.

В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Мы видим, что ГОС предлагает конкретный вариант составления Программы . И уже в первом разделе мы планируем результаты, которые хотели бы видеть у детей.

1. Пояснительная записка (возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной дошкольного образования; цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования; особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие) ; принципы и подходы к формированию Про-граммы).

2. Организация детей в образовательном учреждении включает (еже-дневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями) режима пребывания

1. Целевой раздел включает в себя

1.1. Пояснительная записка, раскрывающую цели и задачи реализации Программы , принципы и подходы к формированию Про-граммы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики , в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

1.2 Планируемые результаты освоения Программы (учёт возрастных, индивидуальных, особенностей развития детей с ОВЗ) .

2.1. Раскрывает содержание образо-вания по пяти образовательным об-ластям.

2.2. Используемые в работе детско-го сада образовательные техноло-гии, а именно : формы, способы, ме-тоды и средства реализации Про-граммы.

Появляется новый дополнительный раздел, который должен показать родителям общеобразовательную программу в кратком изложении или в виде презентации.

5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы )

3. Организационный раздел

3.1. Содержит распорядок и/или режим дня.

3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса.

3.3. Особенности организации раз-вивающей предметно-пространственной среды.

3.4. Описание материально-технического обеспечения Про-граммы : обеспеченность методиче-скими материалами и средствами обучения и воспитания.

4. Дополнительным разделом программы является её краткая презента-ция, ориентированная прежде всего на родителей воспитанников.

Итак, обобщим

Общее в Программе :

Сохранение вариативности дошкольного образования;

ДОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу ;

- 2 части ООП : обязательная и вариативная;

Реализация программы в течение всего времени пребывания ребёнка в дет-ском саду;

Учёт региональных особенностей, индивидуальных особенностей и потреб-ностей ребёнка и родителей;

Комплексный подход;

Основное содержание разделов;

Основные виды детской деятельности;

Образование в процессе взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослы-ми и в самостоятельной деятельности;

Основные принципы построения предметно-развивающей среды (предметно – пространственная развивающая среда) .

Разница :

Определены три группы требований (к структуре, к условиям реализации ООП ДО, к результату) ;

Изменена структура программы , выделены разделы : «Целевой» , «Содержа-тельный» , «Организационный» и дополнительно введён раздел «Презента-ция программы »

Изменено соотношение объёмов частей программы : 60/40 %;

Изменено количество и название образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, фи-зическое развитие;

Акцент ставиться на поддержку социализации и индивидуализации развития ребёнка;

Отсутствуют жёсткие требования к системе мониторинга;

- «интегративные качества» (то есть те качества и свойства, которые в своей совокупности и создают индивидуальность ребенка) заменены «целевыми ориентирами» (социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО)

По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».

«Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Голос ребенка особенно ценен : если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью, инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства».

Авторы нового стандарта дошкольного образования полагают, что реализация этого проекта позволит превратить детские сады в адекватные учреждения дошкольного образования, в которых не будет погони за школьными знаниями.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

А) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

Б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов , если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации. 2.

Статья 12. образовательные программы

Статья 9. Образовательные программы 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).
2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 3. К основным общеобразовательным относятся программы: (в ред.
Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 4.
Российской Федерации. 13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 14.
Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. 11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

главная | закон рф «об образовании» | статья 9. образовательные программы

Виды образовательных программ Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности; учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания 1.

Верными утверждениями являются:(*ответ*) 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3 1, 2, 3, 5К обучающимся среднего специального учебного заведения относятся(*ответ*) студенты (курсанты) и слушатели студенты (курсанты) слушатели и ученики ученикиК основным задачам дошкольного образовательного учреждения относится: 1) охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; 3) осуществление необходимой коррекции физического и (или) психического развития детей и др. Верными утверждениями являются:(*ответ*) 1, 2, 3 1, 3 1, 2 2, 3К основным общеобразовательным программам относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) начального профессионального образования; 4) основного общего образования; 5) среднего (полного) общего образования.

К основным общеобразовательным программам относятся программы

N 309-ФЗ) 6.3. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются федеральные государственные требования. (п. 6.3 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями.


(в ред.

К основным общеобразовательным программам относятся программы образования

Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов: пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования; содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе; методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.
Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 5. К основным профессиональным относятся программы: (в ред.

Внимание

Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) 4) послевузовского профессионального образования.


6.
В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:(*ответ*) общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) общеобразовательные (основные) и профессиональные (дополнительные) профессиональные (основные) и общеобразовательные (дополнительные) общеобразовательные (основные) и профессиональные (основные)Государственная политика в области образования основывается на таких принципах, как: 1) гуманистический характер образования; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства; 3) общедоступность образования; 4) негосударственный характер управления образованием.

Образовательная программа - это официальный документ учреждения, который определяет содержание учебной деятельности на всех направлениях и уровнях независимо от формы собственности, уровня аккредитации, количества учащихся и прочих факторов. ФГОС формирует образовательный минимум содержания программы, на основании которого впоследствии разрабатываются учебные программы по отдельным дисциплинам. В школах и вузах хорошо знают, что такое образовательные программы , которая подразделяется на:

  • общеобразовательные (начального, основного и среднего образования);
  • профессиональные.

Что такое образовательная программа: нормативная база понятия

Образовательные программы - нормативные документы, разрабатываемые на базе ФГОС и регламентирующие взаимодействие учителя и учащегося в рамках индивидуально-личностного подхода, принципа системности и последовательности и с учетом динамики развития и мотивации к обучению. Образовательные программы не включают детальную разработку уроков и занятий: эта работа уже ложится на плечи учителей и преподавателей. Они содержат ключевые характеристики образования (содержание, объем материала и планируемые результаты), форм аттестации и необходимых организационно-педагогических условий, а потому призваны:

  • формировать общую культуру личности, способствовать социальному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию подростков;
  • создавать базу для саморазвития, осознанного выбора жизненного пути и дальнейшей профессиональной деятельности;
  • оптимизировать процесс адаптации учащихся в обществе;
  • оказать содействие в развитии творческих способностей учащихся, сохранении и укреплении их физического и психического здоровья.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют, что такое образовательная программа , а также регламентируют требования к соотношению обязательной и формируемой участниками образовательных отношений частей, к результатам освоения, материально-техническим, кадровым, учебно-методическим, финансовым и прочим условиям реализации программ. Помимо положений ФГОС структуру и содержание, а также другие требованиям к образовательным программам определяет закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Следовательно, на федеральном уровне составляются примерные образовательные программы (для общеобразовательных школ - примерные основные образовательные программы), на основании которых учителя или представители школьной администрации в дальнейшем составляют и утверждают основные образовательные программы (далее -ООП).

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о разработке и внедрении образовательных программ учреждения помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Образовательная программа: что эксперты проверят на аккредитации (образовательная деятельность)
- Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования (планирование и организация)

Примерные образовательные программы - это рекомендательные документы, которыми пользуются разработчики авторских программ. Они служат ориентиром, вариацией внедрения требования ФГОС к содержанию образовательного процесса. Примерные ОП не могут служить в качестве рабочих программ, поскольку не систематизируют материал по темам и отдельным годам обучения. Они разрабатываются уполномоченными госорганами по всем предметам базисного учебного плана с учетом требований ФГОС и следуют важным дидактическим принципам:

  • природосообразности - соответствия материала, форм работы и последовательности их использования психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • преемственности уровней образования и формирования готовности к самостоятельному и дальнейшему обучению, реализации метапредметных связей;
  • интеграции теории и практики, направленности на формирования основных компетенций;
  • коммуникативности, взаимосвязи развития, обучения и воспитания, необходимой для социокультурного роста школьников.

Образовательная программа школы - это такой документ, что интегрирует внеурочную и урочную деятельность, определяет стратегические цели, реализует образовательную стратегию учреждения для всестороннего развития учащихся и раскрытия их потенциала. Выделяют следующие уровни освоения ОП школы:

  • общеразвивающие - направлены на общее развитие ребенка, на расширение его знаний о себе, социуме и природе, здесь педагог должен удовлетворить познавательные потребности учащихся, дать ему необходимую информацию конкретно по выбранному курсу, разить его коммуникативные способности и умение работать в группах;
  • специализированные - направлены на развитие способностей детей, которые имеют задатки к изучению некоторых наук, предполагает овладение учениками компетентности в конкретной области знаний;
  • профессионально-ориентированные - помогают выбрать будущую профессию ученикам старших классов, определить у них склонности к этой профессии, учат видеть проблему и находить пути ее решения, на этом уровне учащиеся знакомятся с разновидностями профессий, чтобы найти, близкую по душе себе, и максимально изучить ее еще в школе.

Разновидности образовательных программ образовательного учреждения

Образовательная программа образовательного учреждения - документ, который отражает социокультурную миссию учреждения, а также объединяет основные и дополнительные программы, воплощение которых необходимо для достижения планируемых результатов обучения. Проанализировав содержание документа, не сложно разобраться, что такое образовательная программа образовательного учреждения и выделить две разновидности - основные и дополнительные.

  1. Основные ОП - документы, регламентирующие условия организации учебно-воспитательного процесса, содержание учебного плана и календарного учебного графика, программ внеурочной деятельности и рабочих программ учебных дисциплин и курсов. ООП школы разрабатывается на базе примерной ООП, учитывая образовательные потребности учащихся, национальные, региональные и этнокультурные особенности, тип образовательного учреждения, кадровое обеспечение и его материально-техническую базу. Основные занимают намного больше учебного времени, и являются едиными для учащихся, они обязательно соответствуют стандартам образования.
  2. Дополнительные ОП - направлены на осуществление запросов участников образовательных отношений, которые выходят за рамки содержания основной программы. Дополнительные не ставит перед собой цель соответствовать федеральным стандартам. Они направлены на развитие личности, на удовлетворения ее образовательных потребностей, именно поэтому они связаны с предоставлением образовательных услуг.

Помимо двух ключевых разновидностей, различают и другие типы образовательных программ. Каждое учебное учреждение свободно в выборе ОП. Министерство может давать рекомендации к выбору, но обсуждение, рассмотрение и принятие конкретной программы осуществляется им самим. Руководство и коллегиальные органы выбирают из предложенных вариантов те, которые смогут реализовать конкретно в своем учреждения, исходя из возможностей, кадровой, методической и материально-технической базы, уровня подготовленности преподавательского коллектива и интересов общественности.

Сегодня как никогда педагоги свободны в выборе программ для реализации. Это условие позволяет каждому проявить свои творческие способности, разрабатывая авторские документы. Основные образовательные программы определяют лишь базу знаний, поэтому все педагоги могут на свое рассуждение выбирать способ подачи материала, демонстрационные средства, формы и методы работы с учащимися, самостоятельно разработать ОП для одного или несколько интегрированных курсов.

Типы дополнительных образовательных программ:

  1. Типовые - разработанные и принятые Министерством образования документы, которые могут внедряться в каждой школы, используются как база при составлении других ОП, рекомендуются к использованию соответствующими органами.
  2. Модифицированные - базируются на типовых ОП, но имеют некоторые отличия: учитель по-своему распределяет количество учебного материала, учитывая особенности учреждения, результат проверятся по базовым критериям оценки и по результатам олимпиад, конкурсов, выставок, отчетных концертов.
  3. Экспериментальные - это инновационные наработки, которые реализуются локально, их цель - разработка новых технологий при работе с детьми, они направлены на внедрение в учебный процесс современных форм и методов подачи материала, после успешного прохождения эксперимента они получают статус авторских, и могут использоваться всеми учреждениями.
  4. Авторские образовательные программы - это разработанные одним или группой педагогов документ, который отличается оригинальностью и актуальностью, в нем заложены самые острые проблемы современного общества и пути их решения, здесь есть гипотеза, критерии результатов на промежуточном и конечном уровнях, цели и задачи проекта. Авторские программы часто используются в качестве дополнительных для более детального и тщательного освоения материала курса на факультативных занятиях. Такие программы учитывают логику подачи материала, актуальные законодательные нормы и методические рекомендации.
Авторская образовательная программа в педагогике - это, в первую очередь, способ воплощения опыта работы, собственных наблюдений и изучения наследия педагогов. Если учитель разработал ее, то это является большим плюсом к его резюме, и открывает перед ним новые перспективы. В авторских программах может быть предложен собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и навыков школьников. Сегодня выделяют такие формы организации авторских разработок:
  • интегрированные - изучаются в едином ключе несколько отраслей знаний, объединенных между собой по смыслу (такая форма знакомит учеников с практической стороной учебных дисциплин, позволяет понять, что все в мире взаимосвязано, учитель может интегрировать уроки, например, изучая определенные понятия, предложить учащимся изобразить их, объединив несколько дисциплин в рамках одной темы);
  • модульные - состоят из несколько больших по охвату знаний тем, объединенных логической взаимосвязью, модули изучаются отдельно друг от друга, а по окончанию каждого из них ученики должны уметь оперировать базовыми понятиями, решать нестандартные задачи, применять полученные знания на практике.

Школа обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Индивидуализация образовательной деятельности направлена на достижение поставленной конкретной учебной цели или образовательной задачи, которая удовлетворяет потребностям, интересам и способностям учащегося. В ходе разработки индивидуальной образовательной траектории целевым ориентиром служат планируемые результаты и компетенции, которые должны быть достигнуты учащимся по итогу обучения.

Структура образовательной программы школы по ФГОС

Образовательная программа образовательного учреждения - это такой документ, который в своей структуре объединяет обязательную и вариативную части. Последняя чаще всего составляет незначительную долю от общего объема материала и формируется, исходя из образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений. Соотношение вариативной и обязательной частей предполагает суммирование компонентов программного материала.

В зависимости от ступени обучения соотношение вариативной и инвариантной частей ОП может меняться:

  • в начальной школе обязательная часть программы составляет 80 %, а вариативная - 20 %;
  • в среднем звене - пропорция меняется на 70 / 30 %;
  • в старшей школе - обязательная часть ОП составляет 60 %, а формируемая участниками образовательных отношений - оставшиеся 40 % объема.

Вариативная часть программа отражает не только образовательные потребности учащихся, но и профессиональные запросы педагогического коллектива, социальные запросы родителей школьников или их законных представителей.

Независимо от типа и предназначения образовательных программ, все они имеют схожую структуру:

  • пояснительная записка - вступительный раздел, в котором дается основная информация о целях и задачах документа;
  • ожидаемые результаты - перечень навыков и умений, универсальных учебных действий и компетенций, которыми должны овладеть учащиеся по итогам освоения программы;
  • учебный план - раздел, на основании которого педагоги осуществляют календарно-тематическое планирование, распределяя содержание учебной дисциплины;
  • блок универсальных действий - обязательная часть, которую проходят все обучающиеся без исключения;
  • блок вариативных предметов и курсов, администрация или общественность выбирают между вариативной составляющей;
  • часть, касающаяся воспитания учеников или студентов;
  • блок о формировании экологической культуры и ЗОЖ у обучающихся;
  • коррекционная часть - методы и формы работы, направлены на коррекцию результатов обучения;
  • критерии оценки - их должен знать обучающий, чтобы всегда максимально объективно оценивать результат работы своих учеников или студентов;
  • внеурочная деятельность - направлена на реализацию ОП;
  • условия, при соблюдении которых гарантируется выполнение ОП.

Учебный план - раздел ОП, отвечающий на реализацию требований ФГОС, является одним из ключевых в документе. Важно уточнить, что в одной основной программе может быть один или несколько учебных планов, которые также состоят из вариативной и инвариантной частей. В обязательной части указываются перечни учебных дисциплин, освоение которых необходимо для реализации ООП, уточняется учебное время по годам обучения. В инвариантной части плана, призванной реализовать частные образовательные потребности школьников, указывают дисциплины и курсы, удовлетворяющие языковые, академические, этнокультурные и прочие потребности учащихся. Это может быть как углубленное изучение учебных предметов из основной части, так и курсы внеурочной деятельности, дополнительных дисциплин, удовлетворяющих интересам учеников и их родителей.

В высших учебных заведениях, где точно знают, что такое образовательная программа образовательной организации , она разрабатывается для каждой специальности, и содержит такие разделы:

  • учебный план;
  • рабочая программа для конкретного курса;
  • материалы, направленные на воспитание личности студента, формирование у него социальных навыков;
  • график прохождения учебной и производственной практик;
  • учебный график;
  • учебно-методическая документация, направленная на реализацию технологий обучения.

Этапы разработки образовательной программы школы

Образовательная программа по ФГОС - это такой документ, что обеспечивает реализацию образовательных потребностей общества, родительского и педагогического сообщества. В современной педагогической практике используется два подхода к разработке образовательных программ:

  • компетентностный - документ ориентирован на формирование у выпускников определенных компетенций, навыков, умений и знаний, которые необходимы для успешной адаптации в обществе, выборе профессиональной деятельности и саморазвития (программы такого типа отличает вариативность, индивидуальная направленность);
  • модульный - гибкая система построения содержания образования, которая направлена на удовлетворение индивидуальных запросов родительской и ученической общественности.

Поскольку каждая образовательная программа - это хорошо структурированная и комплексная педагогическая система, проектирование ее предполагает реализацию трех основных этапов:

Этап Ответственные лица Характеристика
Диагностический (предварительный) Администрация школы, рабочая группа, педагогический коллектив На первом этапе разработчики мониторят потребности участников образовательных отношений, изучают возможности учреждения для реализации социального заказа, а после анализируют полученную информацию, чтобы программа была актуальной, соответствовала требованиям стандарта, не имела аналогов, обеспечивала достижение планируемых результатов и поставленных целей. Администрация школы оценивает мотивированность коллектива, методическую и финансовую базу, формирует рабочие группы.
Технологический (основной) Рабочие группы, педагоги-предметники Наработанный материал структурируется. На основном этапе осуществляется целеполагание - определение планируемых результатов (системы целевых установок и набора компетенций), которые должны быть достигнуты по итогам освоения программы, подходов и принципов формирования структуры документа. На этом этапе определяют критерии оценки планируемых результатов, условия реализации образовательной программы (материально-технические, финансовые, кадровые, учебно-методические и прочие), объем учебной нагрузки с учетом использования интерактивных и инновационных форм работы, проводят предварительную экспертизу раздела. Без этого невозможен эффективный ход управления образовательным процессом.
Корректирующий (заключительный) Администрация школы, рабочие группы Внешняя оценка модели проектируемой ОП и корректировки ОП по результатам ее освоения на уровне родительского сообщества. Внутренняя экспертиза (на уровне педагогического коллектива).

На этапе проектирования образовательных программ руководители сталкиваются с недостаточной мотивационной готовностью педагогических работников (педагоги не готовы к методической работе и реализации основной программы). Помимо этого не принимаются во внимание или учитываются не в полной мере интересы участников образовательного процесса, школьников и их родителей. В ходе проектирования текста документа затруднения возникают с формулировкой целей и задач, определением планируемых результатов, выбора критериев оценивания, в том числе для отслеживания метапредметных и личностных результатов.

Нужно сказать, что образовательная программа - это такой нормативный документ, без которого не будет выполнять свои функции ни одно учебное учреждение. На каждом этапе создания документа члены рабочей группы и представители школьной администрации должны учитывать требования ФГОС и методических рекомендаций.