Проанализируйте путь духовных исканий пьера безухова. Жизненный путь духовных исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Толстого. Идеалы и разочарования Пьера

Занятия № 16-17

Духовные искания Пьера Безухова

Цели:

    воспитательная:

    воспитание чувства уважения к людям с богатым внутренним миром и нетерпимого отношения к людям безнравственным, духовно нищим;

    воспитание патриотического отношения к истории своего народа;

    образовательная:

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по образу Пьера Безухова;

    осмысление сложности и противоречивости поведения и исканий героев романа ;

    раскрытие психологического процесса становления человеческой личности и её совершенствования;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    знать художественный текст ;

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

    Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Однажды в беседе с Горьким Лев Николаевич Толстой обронил чудесную фразу: “Люди, как реки…” Произнесите её про себя. Коротко и как мудро!

Этим сравнением Толстой подчёркивает многогранность и сложность человеческой личности, сочетание в ней различных противоречивых черт, изменчивость и непрерывное движение, развитие, “текучесть” внутренней жизни людей. Люди, как реки…

Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л.Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни.

    Чем вы можете объяснить это и назовите этих людей?

Ни всё семейство Курагиных, ни мать и сын Друбецкие, ни Долохов, ни Жюли Карагина, ни Берг и никто иной из нравственно чуждых автору персонажей существенно не меняются на протяжении романа. Мы наблюдаем лишь их успехи по службе, в области карьеры и материального благополучия. Люди, безнравственные и духовно нищие, лишены способности совершенствоваться, и, следовательно, их внутренняя жизнь, как правило, не привлекает внимания писателя.

    А что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?

Простота, добро и правда”, “Слияние личного с общим, с жизнью народа”, “Нравственное совершенствование - единственный путь к справедливости, правде”.

    Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать?

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

Любовь своего сердца писатель отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дороги писателю Пьер и князь Андрей, которые идут по трудным дорогам в поисках ”простоты, добра и правды”. На предыдущем уроке мы с сопереживанием следили за судьбой Андрея Болконского. Четыре взлета испытал в своей жизни А.Болконский в поисках правды и смысла жизни. Открылась вдруг Андрею истина: нужно "жертвовать собою ради любви", а не мечтать о ней; не жажда славы или месть должны вести человека на войну, а мысль об Отечестве.

Его друг и близкий по душе человек Пьер Безухов всегда искал ответа на вопрос: в чем смысл жизни человека? Каково его предназначение на земле? Как же нужно жить, чтобы «быть вполне хорошим?» Пьер на наших глазах проделает огромную духовную работу, пройдет через соблазны, страдания, лишения, пока не найдет своей путеводной звезды.

Давайте и мы погрузимся в сложный мир душевных переживаний Пьера, совершим путешествие по жизненному пути героя.

    Анализ образа Пьера Безухова.

    Вы помните первое появление Пьера в романе? Где это произошло? Нарисуйте устный портрет нашего героя.

В начале романа перед нами предстает «толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке», «с умным, робким и наблюдательным взглядом». Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой.

    Как встретили Пьера в светском обществе, в салоне Анны Шерер?

Анна Павловна приветствовала его «поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне». Красавица Элен не замечает его, хотя живёт в одном доме с ним (Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца). И князь Василий отзывается о нём небрежно: “Образуйте мне этого медведя”. Один Андрей не заботится о том, граф ли Безухов перед ним или кто другой. Он любит Пьера таким, какой он есть. При появлении несветского Пьера Безухова в гостиной светской дамы Анны Павловны Шерер сумрачное, недовольное лицо князя Андрея вдруг просияло «неожиданно доброй и приятной улыбкой». Блеск его радостных и дружелюбных глаз ободрял и воодушевлял Пьера.

    На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского?

Дружба героев строится на общности интересов. Взаимоотношения князя Андрея и Пьера - образец дружбы требовательной, неизменной, пронесенной через все испытания. Это их имел в виду Толстой, говоря в своем романе: « Я бы хотел, чтобы вы полюбили этих моих детей. Там есть славные люди. Я их очень люблю»

    Как относится Пьер к войне?

«Теперь война против Наполеона. Ежели б это война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо».

    Почему Пьер женился на Элен?

С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень богатым женихом. Но этот брак был закономерен для Пьера, потому что не только его должны были обмануть, но и он сам должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.

    Расскажите о дуэли Пьера с Долоховым.

Он впервые стрелял в человека. Ему грустно, тоскливо. И страдает он не только из-за того, что ранил Долохова, но и оттого, что жизнь вообще нелепа, если, не желая убивать, можно вдруг убить.

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. После дуэли Пьер испытывает духовный кризис. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает он себя.

    Что привело Пьера в масонство?

Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род. Пьер воспринял в масонстве не религию, а нравственную его сторону. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.

    Почему Пьер разочаровался в масонстве?

Убеждается, что большинство добиваются в масонстве своих личных целей: мундиров, крестов, связей в обществе. Он подозревал, что русское масонство пошло не по тому пути, и отправляется за границу. А когда вернулся и предложил братьям свою программу, понял, что она не будет принята.

    Слово преподавателя.

Толстой привёл своего героя в масонство не случайно. Передовые люди этой эпохи искали в масонстве более совершенные нормы общественной жизни, пытались создать организованные предпосылки для социальной перестройки общества на разумных началах. Но масонство не оправдало надежд, возлагавшихся на него передовым дворянством. Другой шаг, предпринятый Пьером почти одновременно со вступлением в масонский орден, – попытка «совершенного освобождения» крестьян его имений от крепостной зависимости. Однако эта попытка не только не увенчалась успехом, но и обнаружила полную несостоятельность Пьера в практических делах.

    Слово преподавателя.

1812 год п робуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Он ощущает счастье от единства с людьми в общей беде, от ожидания времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

    Сообщение «Пьер на Бородинском поле».

    Просмотр эпизода из фильма «Война и мир» в постановке С. Бондарчука. Бородинское сражение.

Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва». Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.

    Почему Пьер остался в Москве?

«Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона». Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

Это уже не прежний Пьер, способный на необдуманные поступки. А каким он стал? Главное, он ушел от своей прежней жизни, заполненной ненужными делами и людьми; ушел к внутренней свободе, к новой естественной жизни, которая, как ему казалось, могла начаться сейчас, когда все вокруг сломано и сдвинуто со своих мест.

Новым этапом исканий Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами.

    Беседа по вопросам.

    Какой увидел Пьер Москву, когда его вели на допрос к Даву?

«...Вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри, с печами и трубами, и изредка обгорелые стены каменных домов... Русское гнездо было разорено и уничтожено; но за уничтожением этого русского порядка жизни Пьер бессознательно чувствовал другой, но твердый французский порядок».

    Как вел себя Пьер на допросе у Даву?

Даву подействовал на Пьера так, как всегда действовали на него более волевые, чем он, люди (масон Баздеев, князь Андрей). Пьер сказал все, чего говорить не хотел. Но благодаря этому он сразу перестал быть в глазах Даву преступником. Детская непосредственность Пьера подействовала даже на известного своей жестокостью маршала. «В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья». Люди - братья. Но они и винтики в механизме государственности. В этом механизме каждый человек, как колесико или винтик, исполняет свою, часто бессмысленную и жестокую функцию. Пьер понял, что люди - орудие какой-то системы.

    Чтение эпизода «Расстрел русских пленных».

    Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом?

«Они торопились, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело».

    Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя?

«Один все крестился, другой чесал спину и делал губами движение, подобное улыбке»; «...Пятый казался спокоен. Он запахивал кафтан и почесывал одною босою ногою другую»; они «смотрели вокруг себя, как смотрит побитый зверь на подходящего охотника». Братская связь между людьми разорвана. Одни люди превратились в «побитых зверей», а другие - в охотников.

    Как же чувствуют себя эти «охотники»?

Пьер «на всех лицах... французских солдат, офицеров, всех без исключения... читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце»; «У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть...» И казнившие, и казнимые одинаково, причем «все без исключения», чувствовали, что совершается преступление. «С той минуты как Пьер увидал это убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора». Вся сцена расстрела страшнее даже, чем сцены Бородинского сражения: «Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело».

    С кем в плену встречается Пьер?

С Платоном Каратаевым.

    Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?

Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы. Он постигает истину: счастье заключено в самом человеке, надо любить жизнь. Человек сотворен для счастья. Смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму.

«Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12-го года и страдания плена рядом с простыми людьми, Платоном Каратаевым.

Наташа о Пьере скажет: "Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий: точно из бани, ты понимаешь? - морально из бани".

    Что новое зародилось в душе Пьера после плена?

Вера в Бога. "Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни... он много попростел".

    Пьер и Наташа .

Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Итак, Пьер и Наташа Ростова.

    Просмотр эпизода «Встреча Наташи и Пьера после плена».

Пьер Безухов нашел свое счастье - рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям.

Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

    Какова же дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге?

Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста.

    Вывод.

Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

- «Мысль семейная» в романе.

2. Сообщение. Ростовы - родители.

3. Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Именины Наташи».

4. Сообщение. Николай Андреевич Болконский.

5. Сообщение. Семья Курагиных.

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.


В романе Толстого "Война и мир"мы видим историческое развитие России и части Европы. И на фоне этих глобальных совершений автор показывает нам становление отдельных личностей.Одним из них является главный герой произведения-Пьер Безухов. Именно на его примере Толстой показал, как закаляется душа человека,и происходит его перерождение.

Первый раз мы видим Пьера в салоне Шерль. Полный,нелепый,неловкий юноша,который только вернулся из Франции и совсем не знает здешних порядков.Гости мероприятия с усмешкой смотрят на него,и осуждают те взгляды и и идеи которые он выдвигает.Мы видим,что пока Пьер духовно слаб и не имеет внутреннего стержня,поэтому легко поддаётся влиянию других людей:князя Андрея, князя Курагина и его сына Анатоля.

После смерти отца Пьер получает его наследство,за которое он даже не боролся и сразу становится центром всеобщего внимания. Князь Курагин быстро сводит его со своей дочерью Элен. Не имея опыта и сил противостоять напору Курагиных,Пьер жениться на Элен,искренне веря в взаимную любовь.

После выяснения отношений с Элен и дуэли с Долоховым у Пьеря наступает духовный кризис:он уже не знает,во что ему верить,какого его предназначения.И он находит ответы в масонстве.Состоя в этом обществе,Пьер ведет активную деятельность,он проводит реформы в своих имениях,стараясь сделать жизнь своих подченённых лучше,но вскоре понимает, что все его старания напрасны, а русское масонство идёт совсем не по пути добра и бескорыстия.

Бородинское сражение становится кульминаций романа и важнейшим событием в жизни Пьера.Видя солдат, которые не боятся отдать жизнь за свою родину и не просто наблюдая битву,а будучи её участником, Пьер начинает по-настоящему ценить жизнь, и его желание нести добро в мир становится ещё сильнее.

Вскоре Пьер попадает в плен и там встречает Платона Каротаева,который своими философскими рассуждениями приводит Безухова к новыим истинам.

После общения с этим человеком, Пьер стал видеть счастье в мелочах, которые не зависят от славы и знатности, что главное в жизни жить в доброте и гормонии с собой.

Настоящее счастье Пьер находит в браке с Наташей Ростовой,любовь к которой он пронёс через все испытания,которые выпали на его долю.

Говоря о духовном росте Пьера нельзя не сказать о его дружбе с Князем Андреем. Благодаря этому человек у Пьера появились идеалы доблести и честности.

В конце произведения мы видим Пьера Безухова сильным человеком с определёнными ценностями, которые он готов отстаивать.Такого положения он достиг, пройдя длинный и трудный путь, который мы наблюдали на страницах романа.

В романе Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер. «Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».

В начале эпопеи Пьер - безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской революции. Наполеон для него - герой, воплощение французского национального духа. Отправляясь в

Дворянское собрание, он вспоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что увидит нечто подобное тому, что было во Франции. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах.

Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с «мечтательным философствованием», а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности-с исключительной добротой.

Пьер только начинает свою жизнь и поэтому еще не испорчен социальными условностями и предрассудками, той средой, для которой интересны лишь обеды, сплетни и, в частности, то, кому старый граф Безухов оставит свое наследство.

Постепенно Пьер начинает понимать законы, по которым живет это общество. На его глазах происходит борьба за мозаиковый портфель графа Безухова. Герой наблюдает и перемену в отношении к нему самому, произошедшую после получения им наследства. И все же Пьеру не свойственна трезвая оценка происходящего. Он недоумевает, искренне удивляется изменениям и все-таки принимает это как должное, не пытаясь выяснить для себя причины.

В гостиной Анны Павловны он встречает Элен - человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Не успел он понять и сути Элен. С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. «Предаваясь разврату и лени», Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.

В результате объяснения с женой и большого морального напряжения происходит срыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Никогда не державший в руках оружия, Пьер должен предпринять ответственный шаг. Он ранит Долохова. Стреляясь с ним, герой защищает прежде всего свою честь, отстаивает собственные представления о нравственном долге человека. Увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер говорит: «Глупо… глупо! Смерть… ложь…» Он понимает, что тот путь, которым он шел, оказался неверным.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

По пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, он задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое…» Здесь Пьер встречает масона Евздеева. Герой с радостью принимает его учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть Добро и Зло.

В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою.

И Пьер старается творить благо, руководствуясь христианскими идеями масонства. Он едет в Киев к себе в имения, пытаясь насадить в деревнях культуру и просвещение, хотя оказывается, что от его нововведений нет никакой пользы. Со временем Пьер разочаровывается в масонстве, но от «масонского» периода своей жизни он сохраняет множество моральных понятий, связанных с христианским мироощущением. Вновь в жизни героя наступает духовный кризис.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Именно в битве Пьер познал, кто такие были они. «Они в понимании Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Героя удивляет то, что солдаты, идущие на верную смерть, еще способны улыбаться, обращая внимание на его шляпу. Он видит, как солдаты с хохотом роют траншеи, толкают друг друга, пробираясь к чудотворной иконе. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.

Позже, после битвы, Пьер слышит во сне голос своего наставника - масона и благодаря его проповеди познает новую истину: «Не соединять все это, а сопрягать надо». Во сне благодетель говорит: «Простота есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают». Герой принимает эту правду.

Вскоре Пьер задумывает убить Наполеона, находясь «в состоянии раздражения, близком к помешательству». Два одинаково сильных чувства борются в нем в этот момент. «Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья», другое же было «то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному… ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Переодевшись мещанином, Пьер остается в Москве. Он бродит по улицам, спасает девочку из горящего дома, защищает семью, на которую нападают французы, и его арестовывают.

Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в характере Каратаева - верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На какое-то время это стало также идеалом и для Пьера, но лишь на время. Пьер по самой сути своего характера не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды - идет не каратаевским, а своим путем.

Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком. К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов.

Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время войны 1812 года. Итак, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, в молодости одержимый идеями Французской революции, в зрелости стал революционером- декабристом, из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. И, наконец, он познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.

Одним из любимых героев Л.Н. Толстого является Пьер Безухов. Его жизнь представляет собой сложный путь, полный открытий и разочарований. Этот путь становится тем сложнее, когда мы узнаем, что Пьер - эмоциональная натура. Он умен, мечтателен, исключительно добр, отличается философским складом ума, но при этом он рассеян, слабоволен и безынициативен. Герой ищет успокоения своей мятущейся душе, желает вступить в согласие с самим собой, прийти к гармонии в жизни.

Наша первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны Павловны. Автор подробно описывает своего героя. Мы видим массивного, толстого молодого человека и обращаем внимание на его умный и одновременно робкий, естественный и наблюдательный взгляд, который отличает его от всех присутствующих в гостиной.

Во внешности Безухова есть один постоянный портретный признак: автор повторяет, что Пьер имеет массивную, толстую фигуру.

В зависимости от обстоятельств к ней дополняются детали: то фигура становится неуклюжей, то могучей, то рассеянной, то в ней выражается гнев, то доброта, а порой даже бешенство. Улыбка Пьера тоже не такая, как у других. Как только она появляется на лице, серьезное, вдумчивое лицо куда-то исчезает, а вместо него появляется детское и доброе. Духовное и чувственное начало, внутренняя, нравственная жизнь героя вступают в противоречие с образом жизни героя.

Пьер пытается найти себя, духовные искания приводят его на войну 1812 года. Невоенный человек, он участвует в Бородинском сражении, которое вызывает в нем огромный патриотический подъем. Мыслям и чувствам Безухова созвучен пейзаж Бородинского поля.

Природа перед началом боя величава. Ярко светит солнце, сквозь туман и дым выстрелов виднеются дальние леса и перелески, золотые поля. Эта картина вызывает у Пьера приподнятость, ощущение необыкновенности и величия происходящего. Толстой передает через своего героя понимание событий, которые стали решающими в народной и исторической жизни.

Безухов, потрясенный бесстрашным поведением солдат, сам ведет себя мужественно, он готов пожертвовать собой ради отечества. Но, глядя на героя со стороны, мы не можем не видеть наивности героя: он принял решение бить Наполеона.

Пьер совершает и поистине благородные поступки: он бросается на спасение девочки из горящего дома, пытается защитить мирных жителей, обираемых французами-мародерами. Отношение героя к простым людям и к природе свидетельствует о единении его с природой и народом. Автор выразил в образе Пьера свой нравственно-эстетический идеал.

Очень большую роль сыграла для Пьера встреча с Платоном Каратаевым, бывшим крестьянином, теперь по воле судьбы – солдатом. Платон Каратаев олицетворяет в романе народные массы. Для Безухова эта встреча стала приобщением к народу, познанием народной мудрости и еще более тесно сблизила его с простыми людьми.