Ууд внеурочная деятельность начальная школа. Формирование ууд через внеурочную деятельность. личностных универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Выполнила: учитель начальных классов

Наприенко О.А.

2012 год

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.

Цели универсальных учебных действий:

Воспитывать культуру общения;

Воспитывать любовь и уважение к окружающим;

Сблизить и сплотить детский коллектив;

Развивать адекватную самооценку у школьников;

Научить анализу собственных действий и поступков;

Научить планированию действий;

Развивать устную речь учащихся;

Развивать творческие способности;

Привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий

  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика (полевая, социальная)
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант
  • другие формы

В том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т.д.

Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любую из предлагаемых видов и форм деятельности в отдельности и комплексно (возможно комбинирование всех компонентов при разработке конкретной программы внеурочной деятельности).

Конкретные программы внеурочной деятельности являются составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Структура программ включает: цели и задачи, ожидаемые результаты, ресурсное обеспечение, содержание работы, план мероприятий, сроки и формы контроля.

Самостоятельно составленные педагогами программы внеурочной деятельности должны быть представлены в письменном виде, приняты решением педагогического совета образовательного учреждения.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной деятельности.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.

Виды и направления внеучебной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая деятельность. Следовательно, все направления внеучебной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир.

Одним из основных направлений и ценностных основ воспитания и социализации учащихся является воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде – экологическое воспитание. На котором я бы хотела остановиться. От состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека. Экологическое образование и воспитание начальных форм экологической культуры детей начинается с понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Воспитание экологической культуры – это прямая связь с предметом окружающий мир, что способствует формированию метапредметных результатов.

Участие в различных экологических мероприятиях способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), т.е. способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Экологические акции («Покормите птиц»; «В защиту зеленого друга»; «Чистый берег», и др.) способствуют формированию:

Личностных УУД, т.е. формируют умения оценивать жизненные ситуации, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить. Например, отношение человека к нашей зеленой лесной красавице, к соучастию и посильной помощи в подкормке птиц, изготовлении скворечников, сохранению редких растений и т.д.

Регулятивных УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция). Это постановка учебной задачи, составление плана действий, преодоление препятствий.

Познавательных общеучебных УУД: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Например, дети уже знают, что птицы нуждаются в зимней подкормке, но не всегда знают, какой корм необходим тем или иным видам птиц.

Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение современными средствами коммуникации, умение донести свою позицию до других, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого. Например, при совместном планировании, подготовке выступлений, изготовлении плакатов и др.

Творческие экологические конкурсы способствуют формированию:

Познавательных логических УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей; преобразование информации из одной формы в другую. Например, чтобы нарисовать животное или написать про него рассказ, сказку, необходимо знать его внешний вид, особенности жизни, повадки, отличия от других и т.д.

Коммуникативных УУД - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Экологические кукольные спектакли способствуют формированию:

Познавательных общеучебных УУД: умение моделировать, смысловое чтение.

Логических УУД: обобщение, сравнение.

Коммуникативных УУД - умение выполнять разные социальные роли.

Здесь важно вживание в роль, передача особенностей персонажа голосом, жестами, поведением, взаимодействием с другими и т.п. Кукольные спектакли способствуют приобретению основных знаний по экологии в простой ненавязчивой форме. Это обеспечивает общение между детьми, вызывает положительные эмоции, стимулирует активность ребенка.

Исследовательская деятельность способствует приобщению школьников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному отношению с объектами и явлениями окружающего мира и т.д.

Проектная деятельность. Метод проектов в экологическом образовании открывает новые возможности переноса образовательного процесса в реальную среду жизнедеятельности социума. Так, в сотрудничестве, мечте и практике развивается экологическая культура и социальная активность подрастающего поколения.

Эти виды деятельности позволяют формировать и личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные универсальные учебные действия. В их основе лежит способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом.

Уважение к природе складывается из мелочей, из повседневного с ней общения и даже самый маленький гражданин должен осознать ответственность за свое отношение к природе.

Таким образом, мы можем сказать, что формирование учебных универсальных действий может проходить и через внеурочную деятельность.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Формирование личностных учебных действий (УУД)

во внеурочной деятельности

(из опыта работы)

Емелина М.А.

Учитель начальных классов СОШ №24

Одна из приоритетных задач начального образования - задача «научить учиться». Это значит, что школа должна научить детей способам учебной деятельности, которые обеспечивают успешный процесс обучения. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня является фундаментом для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна научить соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами. Научить осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. В своей статье я бы хотела рассказать об одном из аспектов формирования личностных УУД, сущность которых заключается не только в готовности ребенка к обучению в школе, но и в осознании себя учеником. Ребенок должен научиться понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивать события. При этом ребенок учится выполнять разные социальные роли: ученик, одноклассник, пешеход, собеседник, гражданин и другие. Одним из эффективных методов формирования личностных УУД играют внеклассные мероприятия.

Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению , к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознание себя как гражданина , как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте , готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Условием эффективного формирования личностных УУД является умение учителя видеть в ребенке различные стороны его личности – не только лишь недостатки, но также его положительные качества.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Отсюда возникает вопрос: Как сформировать личностные УУД во внеурочной деятельности и возможно ли это?

    Поддерживать познавательную потребность

    Эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявления творчества учащихся

    Реализация потребности в самовыражении

    Позитивный прогноз перспектив развития навыков социального общения и личностного отношения к происходящему

    Участие в общественной жизни школы

И как всякая деятельность, деятельность по формированию личностных УУД должна приносить плоды. Каков же портрет ученика со сформированными личностными УУД.

1.Ученик осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за результат.

2.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

3.Ученик понимает, кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.

4.У ребёнка развита рефлексия. Он уже понимает, что умеет, чего ещё нужно добиться и как.

5.У ребёнка сформирована мотивация.

6.Сформирована адекватная самооценка.

Одним из направлений внеурочной деятельность в нашей школе является кружок «Философия для детей».

Программа « Философия для детей » составлена на основе пособия по воспитанию в семье и школе « ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» (в сказках и рассказах), М. А. Андрианова, и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями .

Занятия факультатива должны быть эмоциональны, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: в оспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

    Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

    Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

    Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

    Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме бесед-занятий.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности « Философия для детей »

В оспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как н аправление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

У обучающихся будут сформированы Личностные универсальные учебные действия , а именно:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Существует диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности личностных УУД при освоении программы «Философия для детей», приведенный в приложении.

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

Диагностика нравственной самооценки;

Диагностика этики поведения;

Диагностика отношения к жизненным ценностям;

Диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

Еще несколько мыслей на тему: как развивать личностные УУД в рамках внеурочной деятельности:

    Создание оптимальных условий для каждого обучающегося.

    Предоставление детям права выбора.

    Привитие навыков самоуправления (в третьем классе дети способны собрать спортивную команду, выбрать капитана, внести или не внести в список команды себя)

    Обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе детей.

    Привитие духовных традиций нашего народа – уважение к труду, творчество и созидание. Если вы обратили внимание, то в начальной школе нет исписанных парт, стен, потому что это моё рабочее место. Мне оно должно нравиться.

    Приобщение детей к культуре. Наши традиционные провода масленицы, поздравления мальчикам от девочек-матрёшек.

    Создание условий для формирования толерантности.

И в заключении хочу сказать, что формирование личностных УУД являет собой только часть, пусть очень важную, но часть становления современного человека. И личностные УУД – это часть открытой системы, которая подчиняется запросам общества и влиянию времени. Может через некоторое время нам нужно будет пересмотреть эту позицию. Но на данный момент формирование личностных универсальных учебных действий – это необходимость, потребность современного общества.

“Развитие навыков должно предшествовать развитию ума.”
Аристотель

“Научись сперва добрым нравам,
а затем мудрости, ибо без первых
трудно научиться последней”.
Сенека

Задачи формирования универсальных учебных действия (далее – УУД) поставлены в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, принятой в конце 2009 года. Данная концепция ставит перед школой главную цель: “Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”. Формирование личности и её становление происходит на всех возрастных этапах. Для благополучного развития личности важно расширение её социальных связей в процессе взросления, идентификация её с различными социальными структурами. Главная роль при этом отводится семье и школе.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона “Об образовании”, Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года.

Новые жизненные условия выдвинули перед системой образования задачи формирования, в первую очередь, людей инициативных, самостоятельных, мыслящих, и, конечно, знающих. Система образования - один из основных социальных институтов, который играет важную роль в становлении личности; исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений. Именно система образования отвечает за подготовку к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов и удовлетворяет их индивидуальным образовательным потребностям.

Способствовать реализации эти задач, должна по решению Минобрнауки концепция формирования УУД.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Основными функциями УУД являются:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Наиболее интересным для меня является показатель личностных УУД именно потому, что одной из основных задач образовательного процесса стало изменение ключевой парадигмы школы – ученик из объекта образовательного процесса становится его активным субъектом. Личностные УУД выражаются формулами “Я и природа”, “Я и другие люди”, “Я и общество”, “Я и познание”, “Я и Я”, что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. То есть возможность обеспечить учащегося такими способами деятельности, через которые он сможет реализовать себя, самосовершенствоваться.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иначе, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

В процессе учебных занятий должны быть сформированы такие личностные результаты, как социальная ответственность, нравственность, экологическая культура, патриотизм, гражданская ответственность.

Для формирования указанных выше УУД предлагается много вариантов образовательных технологий, таких как: участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений.

Таким образом, получается, что целью развития УУД является формирование разумного человека, умеющего принимать правильные решения в сложных ситуациях. Для достижения этого результата в человеке должны быть в равной степени быть развиты такие качества, как нравственность, мышление, система знаний.

У В.Н. Зайцева в его работе “Практическая дидактика” это триединство наглядно представлено в виде изображение куба в трехмерной системе координат. При этом, при отсутствии одной из составляющих результат достигнут не будет, такая личность будет не только бедой отдельного индивидуума. Получается, что весь образовательный процесс где бы он не происходил есть совокупность трех факторов: нравственное воспитание, развитие мышления, обучение системы знаний.

Развитие УУД в школе достигается через:

1. Учебная деятельность учащихся и учителя на уроке.

2. Внеклассная работа.

3.Внеурочная деятельность.

Хочу представить свое видение и опыт реализации личностных УУД через внеурочную деятельностью .

Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей) (до завершения получения ребенком основного общего образования), а также с учетом имеющихся кадровых, материально- технических и иных условий. Она должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО, п.18.2.2) или основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО, п. 18.2.2).

Как практик, я исхожу из того, что приоритетом в процессе обучения (формирования УУД) является формирование нравственности, воспитанности учащегося. Какие же признаки воспитанной личности востребованы обществу? Так: доброта, культура общения, трудолюбие, нравственность. Причем эти качества воспитываются в личности последовательно. Каждое из вышеназванных качеств требует определенной целенаправленной деятельности педагога, ведь не существует отработанной технологии воспитательной работы, да и не может быть – каждый ребенок отдельная личность. Именно поэтому в 90-х годах и вводились личностно-ориентированные методы образования.

Особенностью нашей школы является специфический контингент учащихся – их высокая мотивированность на спортивный результат. При общении с детьми сразу видна взаимосвязь физического здоровья с умственными способностями. Усиленные физические нагрузки способствуют развитию высших психических функций – памяти, мышления, речи и восприятия. Наша направленность - волейбол, который характеризуется большим многообразием игровых ситуаций, необходимостью быстрого реагирования на них. Кроме того, в психоэмоциональной области развивается упорство, настойчивость, умение работать в команде, ответственность.

Кружок “Учимся экспериментировать” создан на базе 7-х классов.

Основными задачами программы кружка являются подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, объяснению детям, что практически все явления окружающие нас, основаны на физических законах и объяснимы с точки зрения физики, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях.

Формирование у детей способности к самостоятельности в принятии решений, инициативности, способностями к творческому мышлению было одной из главных наших целей.

Изначально при организации кружка встала проблема: как заинтересовать детей, как привлечь их внимание к занятиям, как создать мотивацию на совместную работу? Было принято решение, что наглядное проведение опытов привлечет их внимание: “Услышал - и забыл, увидел - и запомнил, сделал - и понял”.

После просмотра видеофрагмента о сталактитах и сталагмитах в пещерах мы провели обсуждение того, как можно провести этот эксперимент в “домашних” условиях, определили план действий и приступили к реализации намеченного. Таким образом, работа кружка началась с постановки опыта по выращиванию кристаллов из солевого раствора. Процесс требовал аккуратности и настойчивости – килограмм соли не желал быстро растворяться в 1,5 литрах воды. Обсуждение явления растворимости и диффузии дало возможность высказать свое мнение каждому, задать вопросы не только мне, как преподавателю, но и обсудить с одноклассниками. Роль учителя в этом процессе в корне изменилась – “с детьми на равных”. Более живое общение с учащимися, не навязывание им готовых решений проблемы и не руководство их действиями, а возможность самим искать решение, добывать знание.

Стоит отметить, что у наших детей в связи с ориентацией на волейбол выработался инстинкт быстрого принятия решений и получения результата. Смысл деятельности понятен, а вот реализация требует усилий. По очереди трудились все, и, в конечном итоге, дело было сделано. Вожделенная “бусинка” была погружена в раствор – вот только вместо шелковой нити обычная. Уже позже, через 5 месяцев, будет видно к чему приведет этот опыт и это станет вопросом для обсуждения. Зато пока, на целых 5 месяцев внимание к лаборантской, где на шкаф были водружены опытные образцы, было обеспечено. Практически каждый день по очереди учащиеся просили разрешения посмотреть как там “растет” наш кристалл. Объяснение с молекулярно-кинетической точки зрения скорости этого процесса, практический опыт по определению размеров и скорости движения молекул, примеры по тысячелетнему росту сталактитов и сталагмитов оказались не столь убедительны, как наглядная реализация. Паломничество в лаборантскую не прерывалось. Это был целый обряд: взять стул, снять обувь, встать на стул и заглянуть в банку. Это уже позже, спустя почти полгода, они увидят к чему приведет постоянное сотрясение ими банок с опытным образцом. А пока каждую неделю “кружковцы” собираются за “круглым столом” (“Как рыцари” - шутят девочки) и мы проводим очередное занятие.

Эксперимент – наблюдение – обсуждение. Не навязываю готовый сценарий, это невозможно сейчас, не руковожу процессом, а направляю их деятельность. Дети каждый раз приходят с тренировки уставшие, внимание рассредоточено. Нужна разрядка – дело, активность, а не слушание.

Наблюдая за тем, как проходит эксперимент, осуществляя его своими руками, дети получают опыт самостоятельного мышления и получения знаний. И эти опыты они точно будут помнить, потому что увидели, сделали, получили сами, да и сам предмет “физика” уже не вызывает страх.

Наиболее трудоемким, а по результативности наиболее значимым для развития личности детей стала подготовка и проведение в рамках месячника естественно-математических наук открытого занятия для учащихся 5-6 классов. Проведение этого праздника потребовало длительной подготовки, как для учителя, так и для обучающихся. План мероприятия был непростым: семь ведущих, заменяя друг друга, рассказывали и показывали физические опыты, в том числе было много и поэзии. Родителям кружковцев так же пришлось подключиться к этому делу.

Следует отметить, что много проблем с подготовкой к проведению мероприятия возникало у мальчиков-экспериментаторов. Большинство из них стали пропускать репетиции, что, в прочем, вполне объяснимо: спортивный уклон школы, многочисленные тренировки и соревнования. Встала проблема срыва мероприятия. В какой-то момент девочки взяли дело в свои руки и высказали пожелание отстранить мальчишек и взять их выступления на себя. Дело требовала значительное количество времени, этот ценный ресурс необходимо было правильно рассчитать, распределить так, чтобы хватило времени и на спорт, и на уроки. Нельзя не подчеркнуть как важно это умение для развития самостоятельной личности. Перед мальчиками встали вопросы по формированию личности: “Какое значение имеет для меня это мероприятие?”. И второй, наверное, более важный для будущих мужчин вопрос самооценки: “Могут ли меня заменить девчонки?!”. То, что решение для мальчиков “шаг-поступок”, формирующее их личность, было принято, хорошо стало видно, когда, открыв дверь в кабинет физики, они убедительно попросили доверить им роль экспериментаторов. Больше проблем с их посещаемостью на репетиции не возникало.

Особенно хочется отметить, что в процессе подготовки к мероприятию в кружок записались и другие дети, которым стало интересно принять участие в празднике. Однако, роли были распределены. При этом одна из новеньких девочек стала активно участвовать во всех делах, предлагать свою помощь, хотя не всегда эта помощь была уместна и целесообразна. Но важно сказать о том, что другие дети не показывали ей свое отношение, не говорили, что она больше мешает, чем помогает. Общая работа, одна цель сплотила детей, проявилось такое человеческое качество, как поддержка и деликатность. В итоге детьми принято решение, что пусть девочке не достанется ни слов, ни опытов, но она получит роль организатора фронтальных опытов со зрителями, будет выносить необходимое оборудование. Ее помощь оказалась незаменимой. Таким образом, ребенок через трудности и страстное желание принять участие в мероприятии одержал победу, так как добился своей цели – быть полезным, социально значимым, что благоприятно сказалось и на самооценке личности.

Для всех ребят подготовка и проведение праздника стало примером того, как упорная индивидуальная и совместная работа дает свои плоды, воплощается в жизнь. Они увидели и остались довольны результатом собственного труда, достижением планируемого результата. Кроме того, это дало возможность лучше и глубже узнать предмет "физика", найти в нем для себя что-то новое и неожиданное. Для личности, которая только формируется, нет ничего более ценного, чем понимание того, что ты имеешь в своей жизни то, что стало результатом твоего труда, тех приложенных усилий по достижению желаемого. Но чтобы достичь результата, необходима самодисциплина и стремление довести дело до конца. В процессе общей работы: формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры.

За этот учебный год на занятиях кружка было проделано много опытов и наблюдений: инерции и оптике, механическом и воздушном движении, деформации и силе атмосферного давления. В следующем году мы продолжим эту работу: через возможности предмета формировать позитивные качества личности или личностные УУД.

Каждое время диктует свои правила. И то, что сейчас мы называем личностным универсальным учебным действием раньше решалось как вопросы нравственно-этического воспитания. Хочу закончить цитатой из концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России: “Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - важнейшее условие успешного развития России”.

Формирование личностных учебных действий (УУД)

во внеурочной деятельности

Макарова Л.И.

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №21»

Одна из приоритетных задач начального образования - задача «научить учиться». Это значит, что школа должна научить детей способам учебной деятельности, которые обеспечивают успешный процесс обучения. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня является фундаментом для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна научить соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами. Научить осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. В своем выступлении я бы хотела рассказать об одном из аспектов формирования личностных УУД, сущность которых заключается не только в готовности ребенка к обучению в школе, но и в осознании себя учеником. Ребенок должен научиться понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивать события. При этом ребенок учится выполнять разные социальные роли: ученик, одноклассник, пешеход, собеседник, гражданин и другие. Одним из эффективных методов формирования личностных УУД играют внеурочная деятельность и внеклассные мероприятия.

У младших школьников необходимо сформировать личностные универсальные учебные действия, включающие в себя три основных блока:

    1 блок: самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

т.е. положительное отношение к учению , к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

    2 блок: смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

    3 блок нравственно-этического оценивания – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека, стремление к красоте , готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Условием эффективного формирования личностных УУД является умение учителя видеть в ребенке различные стороны его личности – не только лишь недостатки, но также его положительные качества.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Отсюда возникает вопрос: Как сформировать личностные УУД во внеурочной деятельности и возможно ли это?

Для этого нужно:

    Создание оптимальных условий для каждого обучающегося.

    Предоставление детям права выбора.

    Привитие навыков самоуправления (в третьем классе дети способны собрать спортивную команду, выбрать капитана, внести или не внести в список команды себя)

    Обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе детей.

    Эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявления творчества учащихся.

    Привитие духовных традиций нашего народа – уважение к труду, творчество и созидание.

    Приобщение детей к культуре. Наши традиционные провода масленицы, поздравления мальчикам от девочек, девочкам от мальчиков. Участие в общественной жизни школы.

    Создание условий для формирования толерантности.

И как всякая деятельность, деятельность по формированию личностных УУД должна приносить плоды.

Каков же портрет ученика со сформированными личностными УУД.

1.Ученик осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за результат.

2.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

3.Ученик понимает, кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.

4.У ребёнка развита рефлексия. Он уже понимает, что умеет, чего ещё нужно добиться и как.

5.У ребёнка сформирована мотивация.

6.Сформирована адекватная самооценка.

Одним из направлений внеурочной деятельности в нашей школе является -спортивно-оздоровительное. Сегодня одно из занятий программы клуба «Уроки здоровья», нам показала Мухина Ирина Анатольевна.

Тема занятия «Я-хозяин своего здоровья»

Цели: Сформировать представления о здоровом образе жизни.

Занятие состояло из нескольких этапов и на каждом из них Ирина Анатольевна развивала личностные УУД.

На первом этапе Смыслообразование - дети получили возможность оценивать в предложенных ситуациях конкретные поступки; объяснили, почему те или иные поступки оцениваются именно так; произошло развитие мотивации деятельности и личностного смысла учения. Они понимают чувства других людей и сопереживают им.

На втором этапе - Самоопределение, - дети получили возможность самостоятельно определять и объяснять смысл общих для всех людей правил поведения, гигиены; они приняли установку на здоровый образ жизни и обогатили свой жизненный опыт.

На третьем этапе ребята работали в группах. На этом этапе Ирина Анатольевна развивала сотрудничество со сверстниками и прививала навыки самоуправления. Ребята осознавали личную ответственность за результат деятельности.

Дети понимают роль здорового образа жизни и необходимость правильного питания; на этом этапе происходит развитие рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими; осознание себя, как субъекта, в целостном восприятии окружающего мира, умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровью.

Еще одно занятие общеинтеллектуального направления по курсу внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» нам показала Петрова Ольга Алексеевна.

Целью данного кружка является: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, формирование мыслительных операций, логического мышления, развития познавательного интереса.

Это занятие проводилось в виде игры «Хочу всё знать!» и на каждом этапе были поставлены личностные универсальные учебные действия.

На первом этапе -Самоопределение к деятельности Ольга Алексеевна формировала положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

На этапе актуализации знаний , а это был блиц – турнир, учитель хотел, чтобы дети определили границы собственного знания и незнания и проявили желание принять участие в игре.

Затем по теме занятия они работали в группах. На этом этапе Ольга Алексеевна развивала сотрудничество со сверстниками и прививала навыки самоуправления. Ребята осознавали личную ответственность за результат деятельности и связывали свои успехи с усилиями и трудолюбием.

На этапе итога занятия и рефлексии происходит развитие рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими; на протяжении всего занятия дети выражали положительное отношение к процессу познания: проявляли внимание, терпимость друг к другу, желание больше узнать.

Занятие этого же направления показала Новикова Светлана Петровна по курсу внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»

Тема занятия: Геометрические фигуры.

Цель: продолжить работу с многоугольниками, закрепить знания о квадрате-подмножестве многоугольников, развивать внимание, воображение, речь, умение работать со схемой, воспитывать аккуратность и добросовестное отношение к работе.

На своем занятии Светлана Петровна так же на каждом этапе формировала личностные универсальные учебные действия.

На первом этапе занятия – формировала личностный смысл учения. Желание приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся.

На этапе сообщения темы занятия

На втором этапе развивала самостоятельность и личную ответственность при работе в парах. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. При поддержке других участников группы и педагога.

На этапе итога занятия и рефлексии происходит развитие рефлексивной самооценки.

Еще одним из направлений внеурочной деятельности в нашей школе является –духовно-нравственное. Сегодня мы посмотрели занятие по курсу кружка «Азбука нравственности», которое нам показала Остапчук Анна Александровна.

Тема занятия «Добро творит чудеса!»

Цели:

    на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;

    воспитывать у детей положительные качества характера;

    способствовать сплочению коллектива;

    мотивировать детей на совершение добрых поступков;

    воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей;

    учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Анна Александровна на своем занятии формировала следующие Личностные Универсальные Учебные действия:

    ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей ;

    развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения;

    знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) ;

    Формирование моральной самооценки;

    проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, взаимопомощи.

На внеурочных занятиях нет оценок. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

И в заключении хочу сказать, что формирование личностных УУД являет собой только часть, пусть очень важную, но часть становления современного человека. И личностные УУД – это часть открытой системы, которая подчиняется запросам общества и влиянию времени. Может через некоторое время нам нужно будет пересмотреть эту позицию. Но на данный момент формирование личностных универсальных учебных действий – это необходимость, потребность современного общества.