Оксана александровна решетникова, директор фгбну «фипи», к.п.н. федеральная служба по надзору в сфере образования и науки рф особенности взаимодействия. Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает.

М.В.Ломоносов

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Лев Николаевич Толстой

О себе

В 1988 году закончилаМосковское педагогическое училище№4 по специальности "учитель начальных классов". В 1999 году закончила МИПТ и Р

Всю свою жизнь посвятила работе с детьмиВ настоящее время работаю в ГБОУ ЦО № 1948 " Лингвист_М" учителем начальных классов

"Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь."

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Битянова М., Вачков М."Я мой внутренний мир" У этой книги есть определенная структура. Каждая глава посвящена тому или иному аспекту нашего Я и нашей ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ в полном смысле этого слова.

Мой взгляд на мир

У каждого - своя картина мира. Она складывается из тысячи мелочей, миллиона пустяков, пригоршни действительно важных деталей и кучи хлама, заслуживающего помойки, да все как-то руки не доходят. Мы пишем эту картину, добавляя мазок здесь, мазок - там; мы строим обжитую, уютную Вселенную и счастливы, когда кто-то снаружи подтверждает ее правильность, значимость и полезность. Если же внешнее возмущение - слово, факт, поступок - не вписывается в границы, очерченные резной рамой, мы готовы воевать с агрессором до победного конца. Упрямые сидельцы, мы скорее до смерти забьем освободителя, чем покинем камеру, где провели столько счастливых лет. Воздух свободы для нас мучителен. Генри Лайон Олди

Мои достижения

Смотрите фотоальбом "Мои достижения", где размещены копии моих дипломов, грамот, сертификатов, свидетельств, благодарностей и т.п. за последние годы

Моё портфолио

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

Любимый учитель, родной человек,

Все, что вы перечислили, - большое достижение. Когда система образования впервые получила ЕГЭ как инструмент некоторой оценки учебных достижений, с помощью среднего тестового балла стали мериться на все лады - кто лучше, кто сильнее, кто стабильнее и так далее. Привело это к совершенно негативным последствиям.
Да, ЕГЭ проходит ежегодно. И процедура, что уже признано обществом, стала честной и прозрачной. Но участвуют в ней не одни и те же ребята, достижения которых мы можем сравнивать по прошествии какого-то времени. Выборка детей абсолютно разная. При этом система образования - бесконечно развивающийся организм. Очень многое зависит и от конкретного учителя, и от условий обучения. Пришел в какую-то школу потрясающий педагог, зажег у ребят интерес к своему предмету, в итоге на экзамене школьники получили высокие баллы. Но разве можно этих ребят сравнивать с предыдущим выпуском, который учил другой учитель, возможно, не такой харизматичный? И таких факторов, исключающих возможность получить объективную картину для сравнения, великое множество. Есть нюансы и в разных практиках и структурах систем образования субъектов Российской Федерации. Где-то усилена национальная специфика, разнится и количество, например, профильных классов, образовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов. ФИПИ как раз анализирует эту региональную палитру и предлагает методические рекомендации для коррекции и развития системы образования. Так что анализ результатов ЕГЭ - это возможность для оказания методической поддержки, коррекции программ повышения квалификации, учебных процессов, пересмотра рабочих программ школы. Можно также выделять какие-то тенденции по ряду аспектов, рассматривая ЕГЭ в динамике, и принимать решения по каким-либо корректирующим движениям - продуманным и комфортным, обсуждая это с учительством. А обвинять или хвалить учителя или школу по результатам ЕГЭ неприемлемо. Надеюсь, мы от этой практики уходим безвозвратно.
- Если все-таки это происходит, что делать?
- К сожалению, здесь простого рецепта, как таблетка - выпил, и перестало болеть, нет. Нужно повышать культуру оценивания и управления. Собственно, в этом направлении уже многое делается. А случаи, когда учителя или школу наказывают за результаты ЕГЭ, надо выносить в публичное поле. Стремление стать лучшим не самоцель системы образования. В гонке за рейтингом можно потерять самое главное - ребенка, для развития которого и выстраивается вся образовательная среда.
- ЕГЭ по математике разделили на базу и профиль. Какие предметы, по вашему мнению, будут следующими?
- Очень вероятный кандидат - иностранный язык. Здесь также вполне логичен тот же принцип деления. Такое разделение заложено и в требованиях новых ФГОС в условиях обязательного ЕГЭ по иностранным языкам. Но это не сюжет ближайших лет. Над подходами к разделению иностранного языка на базовый и профильный уровни мы работаем на перспективу.
- Оксана Александровна, давайте подробнее поговорим про КИМы. Если правила сдачи ЕГЭ предпочитают резко не менять, то в КИМы изменения вносятся постоянно.
- И это обычный рабочий процесс, к которому не нужно относиться как к революции. Это нормально, что пересматривается структура КИМов, что мы уходим от заданий с выбором одного ответа из нескольких к заданиям, где нужно в краткой форме сформулировать свой ответ. Кстати, на мой взгляд, автоматически причислять задания с выбором ответов к простой угадайке не совсем правильно. В них также есть методическая и дидактическая суть. Выбор делается из серии правдоподобных ответов. Тем не менее в переходе к формулированию кратких ответов есть очевидные плюсы. Это требует более осознанного мыслительного процесса.
- И больше времени на сдачу экзамена. А оно не меняется...
- И не должно. Потому что на фоне отмены заданий с выбором ответов происходит оптимизация структуры КИМов в целом, сокращение количества заданий в КИМах по всем предметам. При этом все изменения в стандартном порядке проходят апробацию и обсуждение с экспертным сообществом, в которое входят в том числе и учителя. Ни одно решение не может приниматься без апробации и обсуждения. Сейчас в КИМах по русскому языку, например, 25 заданий. 24 из них предполагают краткий ответ. А 25-е - развернутый. И этот комплект строго соответствует заданным для КИМов временным рамкам. Эксперты это внимательно отслеживают. Конечно, на практике кто-то успевает справиться с экзаменом еще до его окончания. Есть такие, кому и 8 часов будет мало. Но экзамен - испытание в заданный отрезок времени. И задача школы - учить рассчитывать это время правильно.
- КИМы меняются, корректируются. Но даже на этом фоне мы получаем критические замечания. Учителя русского языка пишут, что вопросы по орфоэпии включают двойные нормы произношения, что некорректно. Словесники жалуются на усложненные формулировки, на обилие профессиональной филологической терминологии. Почему их замечания не слышат?
- Видимо, они не используют площадку, которая в том числе предназначена для обсуждения изменений, размещения замечаний. Имею в виду ресурсы ФИПИ. Ежегодно с конца августа по середину октября на сайте ФИПИ проходит общественно-профессиональное обсуждение документов, регламентирующих разработку КИМов: демоверсий, спецификаций и кодификаторов. Можно направить нам любые комментарии и замечания. Федеральные комиссии по разработке КИМов по разным предметам по итогам общественно-профессионального обсуждения анализируют любую аргументированную критику. Специалисты обязаны брать во внимание и использовать все последние изменения, в том числе и орфоэпические нормы. Спорные моменты просто исключаются из использования в КИМах. Модель КИМов, структура выносятся на обсуждение научно-методических советов. В состав таких советов по всем учебным предметам входят ведущие ученые и практики, в том числе учителя.
Каждый вариант КИМов в процессе разработки проходит не менее пяти экспертиз. Комиссия постоянно сверяет свои материалы с разными источниками, учебниками и справочниками. Смотрят задания и внешние эксперты, большинство из которых учителя. Всего ФИПИ при разработке КИМов привлекает более 150 внешних экспертов по разным предметам. Варианты по предмету разрабатываются не менее полугода. Эта многоэтапность постоянных экспертиз позволяет говорить о том, что варианты КИМов не мнение единственного человека - члена комиссии разработчиков. Это результат совместной экспертной работы.
- И все-таки если школьный учитель заметил неточность или ошибку, единственная возможность указать на нее - ждать конца августа?
- Да, если эта неточность или ошибка, по мнению учителя, содержится в демоверсии, опубликованной ФИПИ. Проекты документов появляются в публичном пространстве на сайте ФИПИ в конце августа. И, как я уже говорила, после анализа всех полученных замечаний в рамках научно-методических советов происходит утверждение всего комплекса документов - демоверсий, спецификаций, кодификаторов. Обычно до 10 ноября все утверждается и публикуется на нашем сайте. И здесь мой совет учителям. При подготовке к экзаменам пользоваться нужно не только демоверсией, но еще и кодификатором, и спецификацией, в которых заложено гораздо больше важной информации. Бывает, что после экзаменов учителя спрашивают: «Почему в демоверсии было одно, а нам попалось другое?» Многие важные нюансы как раз и очерчиваются в спецификации. Не стоит ее игнорировать.
- Два года подряд допуском к ЕГЭ является итоговое сочинение. Ректоры вузов, где прошлым летом сочинения проверяли, говорили о том, что большинство из них никак нельзя назвать оригинальными. И кивают на школу. А педагоги объясняют, что просто вынуждены ориентировать детей на использование определенных клише. Заштампованный текст гарантированно обеспечивает зачет.
- К сожалению, это происходит во многом из-за того, что учителю так проще. Но ничего общего с требованиями к итоговому сочинению это не имеет. Только ленивый не воспользовался клише «в тяжелые годы войны» и «надо чтить память об этих исторических страницах», если сочинение касалось Великой Отечественной войны. А ведь сочинение вводилось как раз для того, чтобы дать ребенку возможность самовыражения, ничего общего с натаскиванием на шаблон это не имеет. Я в школе очень любила писать сочинения, потому что это был простор для фантазии. Учитель помогал только освоиться со структурой, композицией текста, общими рамками. А сегодня стремление учителей дать список клише по темам в итоге и привело к неоригинальным, напичканным штампами работам.
- Учителя скорее всего опасаются, что проверяющие и на сочинении, и в эссе - во второй части на ЕГЭ по русскому языку - быстрее оценят правильные клише, чем оригинальность и вольную фантазию...
- Абсолютный миф. В работе эксперта заложены четкие критерии. В соответствии с ними и оценивается работа. В эссе, в любом письменном ответе - по русскому или истории - эксперт будет искать главное. Например, чтобы в качестве примеров были приведены какие-либо эпохи и не менее двух представителей конкретного периода. И не надо путать клише с требованиями к выполнению заданий на ЕГЭ по предметам, где есть сочинения или эссе. Все, кто в ФИПИ составляет задания, ратуют за самостоятельность мышления. И, я думаю, со временем мы к этому придем. Мы возлагаем надежды на итоговое сочинение с пролонгированным эффектом. В перспективе мы надеемся получить самостоятельно мыслящую личность, которая умеет излагать свои мысли, делает это образно, красиво и грамотно. Именно поэтому в сочинении задаются только направления, а темы до последнего момента остаются неизвестны. Тема в итоге в целом соответствует направлению, но дает повод для рассуждения в любом ключе - с опорой на личный опыт, опыт любимого литературного героя, на прочитанные произведения.
Хочу также обратить внимание, что никаких официальных изданий от имени ФИПИ, где бы давались образцы написания эссе, какие-либо иные клише, не существует.
Официальными публикациями можно считать исключительно утвержденные демоверсии, спецификации и кодификаторы КИМов ЕГЭ, критерии оценивания сочинений, публикуемые ежегодно на сайте ФГБНУ «ФИПИ». Все остальное - творчество издательств и конкретных авторских коллективов.

Это факт

ЕГЭ по каким предметам сдают успешнее, а что вызывает трудности?

По мнению экспертов, сложнее других по-прежнему даются ЕГЭ по математике, физике и истории. Доля участников, демонстрирующих высокий уровень подготовки по этим предметам, пока не очень велика. На ЕГЭ по математике профильного уровня доля участников с результатами в диапазоне 61-100 баллов менее 25% от общего числа участников, по истории - 20-22%.
Стабильное качество выполнения КИМов эксперты отмечают на ЕГЭ по обществознанию.
В числе более успешных предметов по итогам сдачи ЕГЭ - русский язык. Качество развернутых ответов на ЕГЭ по русскому языку и литературе, в частности по критериям, связанным с оценкой содержания сочинения, улучшается. На ЕГЭ по русскому языку качество ответов выросло в среднем на 5-7%, по литературе - на 4-5%. Результаты по критериям, отражающим качество речи, повысилось в обоих предметах в среднем на 3-4%.

В обществе бытует мнение, что ЕГЭ разрабатывается на основе школьных программ или конкретных учебников, но это не так. Законом об образовании установлено, что единый госэкзамен проверяет достижение требований ФГОСа - федерального государственного образовательного стандарта. Именно он является системообразующим документом. На его основе создаются школьные программы и учебники по предметам, разрабатываются экзаменационные модели и контрольные измерительные материалы для процедур государственной итоговой аттестации.

В обновленном стандарте есть несколько принципиальных новаций. Во-первых, более четко и детально обозначены требования к результатам обучения. Для разработчиков экзамена это очень важно, ведь именно требования к результатам закладываются в основу разработки заданий и формирования экзаменационных моделей в целом.

ЕГЭ и ОГЭ (основной госэкзамен) - достаточно открытые процедуры. Любой гражданин имеет возможность ознакомиться с экзаменационными моделями, соотнести их с требованиями образовательного стандарта и составить свое представление о том, действительно ли экзамен проверяет эти требования. Поэтому чем более детально сформулированы требования стандарта, тем проще достичь определенного общественного консенсуса.

Во-вторых, в образовательный стандарт включены темы по каждому предмету, обязательные для изучения всеми школьниками. Причем эти темы привязаны к каждому классу школы. Эта новация важна в первую очередь для родителей. Мне кажется, что любой родитель хочет понимать, чему школа должна научить его ребенка, и многие реально контролируют этот процесс. Некоторые семьи меняют место жительства, переводя детей из одной школы в другую. Четко установленное содержание обучения в каждом классе облегчит детям адаптацию в новой школе.

По сути, в обновленном стандарте (документ уже подготовлен и обсуждается экспертным сообществом) более четко отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. Но следует понимать также и то, что в нем содержится обязательная часть для изучения содержания по каждому предмету. То есть та минимально необходимая часть для изучения в каждой школе страны. Это не отменяет возможности дополнить программы содержанием на усмотрение каждой образовательной организации, исходя из запросов школьников и их семей. Из документа следует, что государство определяет 2/3 школьной программы, а оставшуюся треть, как и прежде, школы формируют сами.

При разработке заданий для конкретного класса мы сталкиваемся с проблемой: по разным программам и учебникам одну и ту же тему проходят, например, в 5, 6 или даже 7 классе. Поэтому вычленить единое для всех многочисленных линеек учебников по предмету содержание очень трудно, а иногда невозможно. Мы предполагаем, что закрепление содержания обучения по годам позволит, если так можно выразиться, навести порядок и с учебниками.

Кроме того, зачастую на рубеже итоговой аттестации в 9 и 11 классах по итогам анализа результатов выявляются проблемы с освоением некоторых тем, разделов по разным предметам. Систематическое наблюдение за учебными достижениями школьников, выстраиваемое сейчас Минобразования и Рособрнадзором, позволит выявлять эти проблемы раньше, задолго до государственной итоговой аттестации. Находить проблемы и сразу же принимать конкретные меры по их устранению, корректируя процесс обучения. И в этом плане обновленные стандарты с закрепленным содержанием по каждому учебному предмету, безусловно, просто необходимы для создания единых подходов к формированию контрольных материалов.

Очевидно, что это существенный шаг в формировании единого образовательного пространства в нашей стране.

На мой взгляд, обновленная редакция образовательного стандарта никак не может ограничить творческую свободу учителя и школьного коллектива. Учитель и школа выстраивают образовательный процесс, выбирают методики обучения и реализуют их. Постепенно наращивается техническая база образовательного процесса, позволяющая включать в процесс обучения интерактивные формы.

Творчество учителя и школы состоит совсем не в перестановке изучаемых тем из класса в класс или в углублении в какие-то интересные учителю сюжеты. Важно выстроить интересный детям процесс познания основ наук и себя самих, творческую, развивающую среду.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Оксана Александровна Решетникова, директор ФГБНУ «ФИПИ», к.п.н. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ Особенности взаимодействия ФИПИ и предметных комиссий субъектов Российской Федерации и оценивания экзаменационных работ ЕГЭ в 2014 году. 10 апреля 2014 г., Москва Семинар ФГБУ «Федеральный центр тестирования» «Организационно-технологическое обеспечение единого государственного экзамена в 2014 году и перспективы его развития на 2015 год»


Выявленные проблемы в работе предметных комиссий в 2013 году Недостаточная подготовка экспертов предметных комиссий субъектов РФ Несоблюдение экспертами критериев оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ Рассогласование в оценивании развернутых ответов участников ЕГЭ (иногда более, чем в 20 первичных баллов) Серьезное изменение баллов по результатам рассмотрения апелляции (в том числе после 3-ей проверки)


Формирование предметных комиссий Согласование кандидатур председателей предметных комиссий субъектов РФ Представленные субъектами РФ кандидатуры человек из 83 субъектов Российской Федерации - направлены в Рособрнадзор для принятия решения о согласовании. 14 кандидатур председателей ПК из 11 субъектов Российской Федерации будут направлены на согласование в Рособрнадзор в ближайшее время в связи: с несвоевременным предоставлением информации, заменой председателя, несоответствия представленной кандидатуры на позицию председателя


Формирование предметных комиссий Согласование кандидатур председателей предметных комиссий субъектов РФ Основные проблемы, выявленные в ходе анализа поступившей в ФИПИ информации от субъектов РФ: Неучастие кандидата в работе семинаров ФИПИ по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов Отсутствие опыта работы на позиции председателя/заместителя председателя ПК Несвоевременное предоставление информации о кандидатурах председателей


Формирование предметных комиссий Наличие/отсутствие опыта работы на позиции председателя/заместителя председателя ПК С опытом работы на позиции председателя ПК человека С опытом работы на позиции зам. председателя ПК - 76 человек С опытом работы в ПК на позиции эксперта человек Без опыта работ в ПК - 47 человек (в ряде случаев, если комиссия по соответствующему учебному предмету не создавалась в предыдущие годы)




Формат работы предметных комиссий в 2014 году Формат работы предметных комиссий в 2014 году Предметные комиссии субъектов РФ Проверка (1, 2) развернутых ответов всех участников ЕГЭ по предметам Комиссии, создаваемые РОН (ФПК) 3-я проверка развернутых ответов участников ЕГЭ Межрегиональная перекрестная проверка Привлечение к рассмотрению апелляций Выборочная перепроверка по заданию Рособрнадзора Выборочная перепроверка развернутых ответов апеллянтов Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ из ЗОО Федеральный уровень Региональный уровень


Особенности формирования предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором (Письмо Рособрнадзора от года) В срок до в ФБГНУ «ФИПИ» необходимо направить списки наиболее квалифицированных экспертов для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором (ФПК) Из числа представленных экспертов ФИПИ сформирует предметные группы, осуществляющие функции по проверкам на федеральном уровне


Методическое обеспечение работы предметных комиссий Методические материалы по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации (письмо Рособрнадзора от) работа ПК в период проведения и обработки результатов ЕГЭ; требования к экспертам ПК; подготовка экспертов и формирование ПК Формирование ФПК; Спецификации и демоверсии КИМ ЕГЭ 2014, включают описание системы оценивания и правила назначения экзаменационной работы участника ЕГЭ на третью проверку Новый формат методических материалов


ГВЭ-11 в устной форме До 2014 года В 2014 году Комплекты билетов для устных экзаменов разрабатывались образовательными учреждениями на основе примерных билетов (письмо Рособрнадзора 01-66/07-01 от) Комплекты из 10 билетов по каждому предмету, ответы на задания и пояснительная записка по 11 предметам (2 обязательным и 9 по выбору) разработка на федеральном уровне направление в субъекты РФ в электронном виде с обеспечением условий конфиденциальности


ГВЭ-11 в письменной форме До 2014 годаВ 2014 году Русский язык Изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение выбор формы осуществляет обучающийся продолжительность экзамена 360 мин. Русский язык Изложение с творческим заданием (только сжатое) или сочинение (комплект не изменился). Форму экзамена выбирает экзаменуемый. Продолжительность экзамена 235 мин. Математика Комплекты ЭМ по математике Математика Содержательных изменений нет Дополнительно: Разработаны критерии для проверки сочинений и изложений; разработаны рекомендации по оцениванию к/р по математике


Открытый Банк заданий ГИА-9 Открытый ресурс Задания, собранные по тематическому рубрикатору выбор темы 10 заданий по теме на одной странице Закрытый ресурс Задания с привязкой к конкретной позиции (А1, В6 и т.д.) выбор задания выбор предмета выбор позиции на позиции из предлагаемого списка Подготовка вариантов контрольных измерительных материалов для ОГЭ (9 классы)


Для субъектов РФ, самостоятельно формирующих варианты КИМ: Сроки формирования вариантов КИМ из ОБ для досрочного и основного этапов не ограничиваются Не позднее, чем за 2 рабочих дня в ФИПИ официальным письмом ОИВ направляется электронный файл формата CSV, содержащий идентификаторы набранных заданий. Ключи правильных ответов и критерии оценивания указанных в направленном файле заданий будут переданы в РЦОИ в день экзамена посредством закрытой сети передачи данных ФГБУ «ФЦТ». Порядок подготовки контрольных измерительных материалов для ОГЭ (9 классы)


По вопросам содержания КИМ ЕГЭ в дни проведения экзамена по каждому предмету - тел. (495) Техподдержка ресурса формирования вариантов КИМ из ОБ 9 классов – тел. (495) Организация работы «горячих линий» ФИПИ