Семинар для педагогов дополнительного образования "современные подходы к организации учебного процесса". Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования «Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса Т

Методический семинар «Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей»


Семинар для педагогов дополнительного образования

«Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей»

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов в области построения учебного занятия.

План проведения:

1. Методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования детей.

2. Классификация учебных занятий и основные требования к их построению.

3. Практическая часть.

    Методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования детей

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.

Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

Учебное занятие – это:

Модель деятельности педагога и детского коллектива;

Ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;

Время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

Собственно обучающие;

Общеразвивающие;

Воспитательные.

Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:

По передаче знаний;

По осмыслению знаний и их закреплению;

По закреплению знаний;

По формированию умений и применения знаний на практике;

Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

По обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и и воспитательные задачи в комплексе.

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.

За основу учебного занятия мы берем модель, предложенную М.В.Ушаковой, методистом исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (табл. 1).

Таблица 1

Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Результат

Подготовительный

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

Основной

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Освоение новых знаний

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное усвоение нового материала

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структуировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

    Классификация учебных занятий и основные требования к их построению

Классификация учебных занятий

Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов, познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

Цели – это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся.

Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта творческой деятельности педагога и воспитанников.

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия. Учитывая активную позицию воспитанников в освоении материала и формировании умений, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом: изучение и первичное закрепление новых знаний; закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности. Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия кодируется в названии типа учебного занятия, общими этапами для всех типов занятий являются организационный, целеполагания и мотивации, подведения итогов.

Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.

Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.

При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.

Взаимосвязь типа, дидактической цели и структуры учебного занятия представлена в таблице 2 «Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура».

Таблица 2

Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Нетрадиционные формы проведения занятия

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Оргмомент

Актуализация знаний и умений

Мотивация. Целеполагание

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Рефлексия

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников

Оргмомент

Мотивация

Актуализация знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Рефлексия

Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Оргмомент

Целеполагание. Мотивация

Актуализация комплекса знаний и способов деятельности

Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях

Самоконтроль и контроль

Коррекция

Рефлексия

«Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности

Оргмомент

Целеполагание. Мотивация

Выделение главного в учебном материале

Обобщение и систематизация

Рефлексия

Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое. Необходима тщательная подготовка воспитанников (сообщение заранее проблемы, вопросов, обеспечение на занятии дидактическим материалом)

Лекция, экскурсия

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие)

2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности

Мотивация

Самостоятельное выполнение заданий

Самоконтроль

Контроль

Коррекция

Рефлексия

На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях

Условия достижения эффективности занятия:

Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

Наличие благоприятной психологической атмосферы;

Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

Полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.

Постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

Основные требования к построению современных учебных занятий:

Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

Целесообразное расходование времени занятия;

Применение разнообразных педагогических средств обучения;

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками;

Практическая значимость полученных знаний и умений.

Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?

Алгоритм подготовки учебного занятия

Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:

1 этап

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

Насколько полно и качественно реализовано содержание?

Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап

Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

Обозначение задач учебного занятия;

Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного;

Определения вида занятия, если в этом есть необходимость;

Определение типа занятия;

Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап

Обеспечение содержания учебного занятия:

Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);

Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;

Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

    Организация занятия в рамках системно-деятельностного подхода

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством

Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить

вместе, научиться быть» (Ж. Делор)

    Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы;

    Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного;

    Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество;

    Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал;

По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Дидактические принципы необходимые для организации занятия в рамках системно-деятельностного подхода:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в центре и на занятие доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

Занятия деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. занятия «открытия» нового знания;

2. занятия рефлексии;

3. занятия общеметодологической направленности;

4. занятия развивающего контроля.

1. Занятие «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Занятие рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Занятие общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Занятие развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

И прежде чем мы перейдем к знакомству со структурой занятия в рамках системно-деятельностного подхода, я предлагаю нашим творческим группам выполнить следующее задание: у вас на столах лежат по 10 листов формата А4, клей, степлер, скотч вам необходимо за 5 минут построить башню с максимальной эффективностью.

(Выполнение задания по подгруппам. Обсуждение выполненного задания и понятия эффективности).

Данное задание есть пример создания проблемной ситуации для начала уроки физики или технологии, мы с вами, например, очень хорошо перешли на понятие «эффективность».

А сейчас я представляю вашему вниманию технологию постановки учебной проблемы:

    Побуждающий от проблемной ситуации диалог

    Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации

    Побуждение к формулированию учебной проблемы

    Принятие ученических формулировок учебной проблемы.

    Подводящий к теме диалог

    Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Технология поиска решения учебной проблемы:

Побуждающий к гипотезам диалог

    Побуждение к выдвижению гипотез

    Принятие выдвигаемых обучающимися гипотез

    Побуждение к проверке гипотез.

    Принятие предлагаемых обучающимися проверок

    Подводящий к знанию диалог.

Структура занятия ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном

действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    Практическое задание: соотнесите в кругах этап занятия и деятельность соответствующую данному этапу.

Проверка правильности выполнения задания:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (.надо.);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (.хочу.);

3) устанавливаются тематические рамки (.могу.).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального.Я. с образом.Я - идеальный ученик., осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию (.надо. - .могу. - .хочу.) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку.

Литература

    Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

    Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1. – С. 30-32.

    Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002.

    Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Ч. 1 / Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

    Токмакова О.В. Дидактические материалы к курсу «Управление образовательным процессом на учебном занятии». Киров, 2004.

Приглашаем Вас стать ведущим семинара!

У Вас есть интересные идеи и конкретные предложения по оптимизации образовательного процесса?

Будем рады сотрудничеству!

Для заполнения Заявки прокрутите страницу вниз.

* Важно! Материалы реферативного характера НЕ рассматриваются.

Участники наших мероприятий предложили следующие темы для обсуждения (формулировки сохранены):

Введение ФГОС в основной школе.

Гендерное обучение.

Духовно - нравственное воспитание.

Здоровьесберегающие технологии.

Инновации в системе образования.

Инновационная деятельность классного руководителя как средство личностного развития обучающегося.

Инновационные технологии применяемые в воспитании и образовании дошкольников.

Интерактивному обучению, где учитель и ученик взаимообучаются. И побольше практики.

Интересен материал по системно-деятельностному подходу.

Использование проектирования на уроках.

Консультация для воспитателя ДОУ, Как организовать работу в группе с детьми ОВЗ?

Летний оздоровительный период в детском саду. Его планирование.

Методические приемы организации воспитательной и учебной работы с трудными подростками.

Методы SWOT-анализа или другие методы аналитической деятельности.

Образование и воспитание - интегрированный подход в системе дополнительного образования.

Опыт социального проектирования в работе классных руководителей.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы в учреждениях СПО.

Организация научных конференций для учащихся.

Организация проектной деятельности для учащихся начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Организация проектной деятельности школьников.

Особенности проведения демонстрационного экзамена при реализации ФГОС СПО ТОП-50.

Очень мало информации о инициативе.

Педагогические образовательные технологии.

Педагогическое проектирование образовательного процесса как условие реализации ФГОС и повышения качества образования.

Повышение качества образования - главная задача образовательного учреждения. Анализ и перспективы развития.

Поликультурное общество.

Применение инновационных технологий в практике.

Применение методов моделирования в исследовательской деятельности учащихся старших классов.

проблемы воспитания в учреждениях СПО.

Проблемы переподготовки преподавателей для практико-ориентированного обучения студентов (СПО).

Проектирование по математике в рамках подготовки к ГИА 9 класс.

Проектная деятельность школьников.

Проектная работа школьников.

Проектно-исследовательской деятельности.

Проектной деятельности на уроках.

Психологические основы активизации познавательной деятельности учащихся.

Работа с детьси ОВЗ.

Рабочая программа воспитателя.

Развитие детской инициативы в образовательном процессе ДОУ.

Развитие инноваций в системе образования в области поддержки общественно-профессиональных объединений и сетевых сообществ.

Развитию творческой личности.

Решение учебно-познавательных задач на уроках.

Сайт образовательной организации как инструмент управления информационно-образовательной средой.

Система оценки ответов учащихся в условиях реализации ФГОС.

Создание кодификаторов и КИМов по предметам.

Создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество.

Составлению кластеров.

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.

Субъектный подход.

Тема одаренности детей. Как ее развивать в условиях реализации ФГОС?

Тема проектных работ по экономике.

Технологическая карта урока.

Технология деятельностного подхода.

Управление качеством образования в современных условиях.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности в младшем дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями в общеобразовательных учреждениях.

Хотелось бы послушать о написании Адаптированных программ и программ развития образовательных организаций. Новые технологии написания годовых планов работы в ДОУ. Хотелось бы узнать об опыте передовых регионов.

Ценности семейного воспитания.

СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АРТ-ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 26 февраля в Муниципальном образовательном учреждении «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка» согласно плану работы районного методического объединения руководителей кружков был проведен семинар-практикум по теме «Инновационные формы работы педагога дополнительного образования». В работе семинара приняли участие 45 руководителей кружков, педагоги школ и учреждений дополнительного образования детей. В программе семинара рассмотрены следующие вопросы, актуальные для педагогов дополнительного образования: 1.«Арт-педагогическое сопровождение социализации детей в условиях дополнительного образования» (докладчик Бурлака С.Е., методист ДДЮТ); 2. «Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса» (докладчик Бурлака, методист ДДЮТ). Проведены мастер-классы: - «Арт-терапия: техника «Акватушь», «Монотипия» (педагог-мастер Орлова И.В., ДДЮТ); - «Многофункциональный сувенир из пряжи» (педагог-мастер Шапаренко Н.С. ЦДТ); - «Цветочные открытки на Пасху» (педагог-мастер Провоторова Л.В., ЦДТ); -«Работа над образом при изучении вокального произведения» (Шелкова Д.М., педагог ДДЮТ). Арт-педагогика является одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания. Ее поле деятельности – проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности. Участники семинара отметили, что сегодня в использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в арт-педагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Иными словами, арт-педагогическая теория и практика при помощи средств искусства решает профессиональные педагогические задачи, без претензий на серьёзное художественное образование. И к очевидным достоинствам арт-педагогики можно отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом и в коррекционной педагогике в частности. Все это способствует лучшему освоению детьми наук и искусств, а также – духовному и нравственному развитию, которое так актуально на сегодняшний день. В работе мастер-классов было представлено использование различных элементов и техник арт-педагогики в предметной деятельности. Тематика подобрана таким образом, чтобы участники семинара могли использовать практический опыт коллег в своей работе с кружковцами, а также ознакомились с новыми современными прикладными техниками, используемыми в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. Следует отметить, что семинар проводился согласно месячнику «Фестиваль педагогического мастерства-2018»; собственный стиль творческой деятельности продемонстрировали в формате проведения мастер-классов педагоги, подлежащие аттестации в 2018 году По результатам проведения семинара из 22 опрошенных респондентов новизну отметили – 62 %, содержательность семинара и актуальность темы – 71 %, практичность - 85 % участников. Творческая атмосфера, новизна используемых педагогических технологий, интересные педагогические приемы, личное мастерство педагога-мастера – такие характеристики в основном дали коллеги педагогам, представляющим свое мастерство. Педагоги, участники семинара были ознакомлены с Порядком подготовки, организации и проведения мастер-класса, рассмотренного на заседании районного методического объединения руководителей кружков 25.08.2017, утвержденного приказом от 25.10.2017 № 208 Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка», а также с Положением о проведении конкурса-выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства педагогов «Крылья вдохновенья».

Главная > Семинар

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР для педагогов дополнительного образования

Тема:

Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании

Цель : познакомить с современными подходами, принципами и формами планирования и организации учебного процесса в детских объединениях.

План семинара :

    Особенности учебного процесса в дополнительном образовании.

    Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса

- цель и задачи - типы учебных занятий - требования к организации занятий - формы работы с детьми - методы обучения - основные этапы современного занятия. 3. План-конспект учебного занятия педагога дополнительного образования. 4. Мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки детей на занятиях». 5. Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой.

Ход семинара:

Педагоги разбиваются на группы по направленностям.

Вступительное слово: тема семинара, план работы, актуализация выдвинутых вопросов.

1. Особенности учебного процесса в дополнительном образовании.

Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе? (ответы представителей от групп.)

Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать: Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося. По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина «…основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться». Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам. Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям: иметь развивающий характер , т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов; быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся; базироваться на развивающих методах обучения детей ; для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями; использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе; основываться на социальном заказе общества; отражать региональные особенности и традиции.

    Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Вопрос для обсуждения в группах: Дайте определение учебного занятия. Исходя из определений, резюмируем: Учебное занятие это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков. Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия. Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов. Необходимо исходить из самого понятия цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов. Цели достигают через решение задач . Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их. При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития. Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная. Практикум в группах: Формулировка задач учебного занятия. Коллеги, Вам розданы листы с определениями задач без заголовков, поработав, определите, какие из них обозначены на листах. Подпишите. _____________________________________ 1 – содействовать в ходе занятия формированию личностных качеств…, 2 – в целях решения задач трудового обучения и воспитания…, 3 – осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения…, 4 – для решения задач эстетического воспитания…, 5 - для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления…, 5 - формировать правильное отношение к природе. ______________________________________ 1 – для решения задач развития у детей умений выделять главное в изучаемом материале (обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия…, 2 - для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия…, 3 – обеспечивая развитие речи обучающихся…, 4 – формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний…, 5 – для развития у детей познавательного интереса…, 6 – в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации…. __________________________________________ 1- проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях…, 2- обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия…, 3- сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…. Подводя итоги работы по формулированию задач, обобщаем: Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия. Задачи развития обучающихся определяют,какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.

Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы : - изучение нового материала; - применение знаний на практике, формирование практических умений; - контроль знаний. В соответствии с этим различаются типы учебных занятий. Вопрос для обсуждения в группах: Какие существуют типы учебных занятий ? Итог работы групп - определение типов занятий: изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.); закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.); обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.); комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения); контрольное (итоговое). К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования. Вопрос для обсуждения в группах: Какие требования необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании? Обобщаем ответы групп: Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования. - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей; - целесообразное расходование времени занятия; - применение разнообразных методов и средств обучения; - высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; - практическая значимость полученных знаний и умений. Вопрос для обсуждения в группах: Какие формы организации учебного процесса Вы знаете? В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально. Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе. - Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся. - Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений. - Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. - Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности. - Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления. - Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий. - Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития. - Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации. Нетрадиционные формы организации деятельности детей. - Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях. - Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений. - Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. - Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п. - Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает. - “Крепкий орешек” - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. - День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость. - Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. - Выпускной ринг -отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми Имеется многообразный арсенал методов обучения , методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, контроля и коррекции. Рассмотрим две классификации методов обучения.

По Ю.К. Бабанскому

Словесные (источником знания является устное или печатное слово)

  • Объяснение

  • Дискуссия

  • Работа с книгой

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

    Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.)

    Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.)

Практические(получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)

    Упражнения

    Практическая работа

    Решение задач

    Моделирование объектов

По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру

    Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти) Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога) Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы) Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует) Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)
В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия. Вопрос для обсуждения в группах: Выделите основные этапы учебного занятия. В процессе обсуждения выделяем этапы занятия: 1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия. 2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы. 3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями. 4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера. 5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

3. План-конспект учебного занятия педагога дополнительного образования

Все перечисленные позиции: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия - находят своё отражение в плане, который педагог составляет на каждое учебное занятие. В основе многообразных вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики: - каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности; - любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов; - построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа. Работа в группах: Рассмотрим и обсудим возможный вариант плана-конспекта занятия. ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия

Дата Тема занятия Цель Задачи:

    образовательная

    воспитательная

    развивающая

Тип занятия

Форма работы

Методы обучения

Оборудование для педагога

Оборудование для учащихся

План занятия:

    Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию. Создание психологического настроя на работу. 1-3 мин

    Проверка домашнего задания - творческого, практического (если было), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 10-15 мин

    Изучение нового материала. Сообщение темы, ТБ, вводная беседа, ознакомление с новым материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией и т.д.). 15-20 мин

    Самостоятельная (практическая) работа обучающихся. Закрепление знаний и способов действий. Практические задания. Тренировочные упражнения. Физкультминутка. 30-40 мин

    Итог занятия. Выставка работ, устное подведение результатов работы, выводы, высказывания детей, оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (если есть). Рефлексия. 10-15 мин

4. Мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки детей на занятиях» Психолог актуализирует значение физкульминуток и физкульпауз в учебном процессе. Выполняя самостоятельную работу, дети часто бывают заняты однообразным делом, особенно за занятиях в детских объединениях ИЗО, ДПИ, шахматном клубе, музыкальной школе-студии. Чтобы сменить вид деятельности, психологически разгрузить детей предлагается включить в занятие так называемые психологические разминки. Эта форма часто более интересна детям, чем традиционные физкультминутки. Под руководством психолога педагоги знакомятся и «проигрывают» несколько психологических разминок. 5. Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой Ранее мы рассмотрели план-конспект традиционного занятия в дополнительном образовании. Теперь познакомимся со структурой инновационного занятия по Н.Е. Щурковой. В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. Работа в группах: Изучение инновационного занятия по Н.Е. Щурковой (раздаём на листах). Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой. 1 этап: организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. 2 этап: проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию). Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). 4 этап: основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1) Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2) Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием 3) Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. 4) Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. 5 этап: контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). 6 этап: итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу. 7 этап: рефлективный . Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. 8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей. Итог работы групп: Выступление представителей групп. Обсуждение структуры инновационного занятия. Возможности включения такой структуры в практику своей работы. Подведение итога семинара. Рефлексия педагогов.
  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа

    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

  2. Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36

    Документ

    Как и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него вхо­дили В.

  3. Рекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях мвд россии сборник

    Документ

    Антропов А.Г. - заместитель начальника Управления организации про­фессиональной подготовки Департамента кадрового обеспечения МВД России, кандидат юридических наук;


Дополнительное образование – это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? – М.: АРКТИ, С.9)


Важнейшая характеристика дополнительного образования – соотнесенность с принципом природосообразности: все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями, что обуславливает личностную значимость образования для детей. В дополнительном образовании иной, по сравнению со школой, тип взаимодействия педагога и ребенка: педагог не просто передает информацию, а формирует развивающую среду.


ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ? Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем содержание дополнительных образовательных программ должно: соответствовать достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально- экономической, естественнонаучной); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).


Быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.


1. Типовые программы 1. Типовые программы представляют собой государственный стандарт образования. Эти программы создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования и науки РФ и являются базисными в работе по данному профилю. 2. Модифицированные (или адаптированные) программы 2. Модифицированные (или адаптированные) программы по содержанию и логике совпадают с типовыми, изменены с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования. Изменения вносятся в структурные компоненты по усмотрению автора, стандартное нормирование в количественном и качественном отношении отсутствует. Диагностика результатов по данным программам определяется как количественными показателями, заложенными в программу (знания, умения, навыки), так и практическими достижениями обучающихся (отчетные концерты, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.). З. Экспериментальные программы З. Экспериментальные программы призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, а также внедрять новые педагогические технологии. Однако такие программы после успешной апробации и экспертизы могут перейти в статус авторской программы. Виды рабочих образовательных программ системы дополнительного образования детей.


4. Авторские программы 4. Авторские программы полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов или методистов. Их содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью, самобытностью. Авторская программа должна содержать гипотезу и ее концептуальное обоснование, цели, задачи, способы достижения целей, способы диагностики результатов на промежуточных этапах и в конце реализации. Продуктивными идеями в авторских программах выступают идеи, направленные на создание комплексного образовательного маршрута для обучающихся. Такие программы должны быть оснащены авторскими технологическими аспектами, иметь две рецензии: внутреннюю и внешнюю.


По уровню освоения По уровню освоения программы могут быть: Общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Специализированные, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения. Профессионально ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помогают выявлять личные возможности обучающихся и определиться им в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти образовательные программы предусматривают достижение высоких результатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.


По цели обучения По цели обучения программы различают: 1. Познавательные, дающие углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивающие интеллектуальные способности, расширяющие кругозор. Цели этих программ – знакомство, расширение и углубление знаний детей и подростков в отдельных областях науки, искусства, отечественной и региональной культуры, а также становление индивидуального механизма освоения социокультурной деятельности). 2. Научно-исследовательской ориентации, направленные на раскрытие и развитие творческих способностей детей к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять в жизнь авторскую идею. 3. Социальной адаптации, направленные на освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентаций. 4. Профессионально-прикладные, дающие определенные навыки и умения в практической деятельности, формирующие специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками. Ориентированы на 2 основные цели: а) формирование специалиста в области науки или практической деятельности, отсутствующей в базовой средней школе; б) ознакомление и выработку определенных навыков и умений в актуальных на сегодняшний день областях науки или практической деятельности. 5. Физкультурно-спортивные, помогающие осуществлять здоровый образ жизни, развивающие систему профилактики и коррекции здоровья обучающихся. 6. Досуговые, наполняющие активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время обучающихся. 7. Развивающие художественную одаренность, которые воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся, осуществляют «погружение» в художественный образ


По форме организации образовательного процесса программы различают По форме организации образовательного процесса программы различают: 1. Комплексные, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое. 2. Интегрированные, изучающие несколько отраслей в едином ключе. Основываются на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования, который устанавливает связи между учебными дисциплинами. З. Модульные, состоящие из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков. 4. Сквозные, соизмеряющие материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния, морально-психологического комфорта и т.д. Создание образовательной программы – процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Образовательная программа педагога выступает наглядным показателем его профессионального педагогического мастерства» (Кульневич С.В..Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», С.84-88).


Структура программы дополнительного образования детей Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебный план. 4. Учебно-тематический план. 5. Содержание изучаемого курса. 6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 7. Список литературы: - список литературы, используемой педагогом; - список рекомендуемой литературы для детей и родителей; 8. Перечень оборудования, необходимого для реализации программы (в расчете на количество обучающихся). При разработке программы на несколько лет структура программы усложняется в основном за счет повторения частей 4 и 5. Объем каждого блока программы может быть различным. К программе могут быть добавлены приложения различного характера (творческий сценарий мероприятия, предложения по созданию иллюстративного материала тематики занятий, методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми и т. д.).


Схема составления пояснительной записки Направленность программы. ……………………………… Новизна программы состоит в ……………………………. Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ…………… Актуальность программы………………………………… Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что…… (Краткий анализ образовательного уровня детей, особенностей образовательной среды)……………………. Цель программы:…………………………………………………… Возраст обучающихся:……………………………………… Нижняя граница возраста объясняется тем, что…………… Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей. Продолжительность и этапы образовательного процесса. Программа рассчитана на ---- года обучения. Объем программы - ……часов, которые распределяются следующим образом: 1 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю). Учебные модули: «____»,«_____», 2 год обучения – 216 часов (6 часов в неделю). Учебные модули: «____»,«____», 3 год обучения – 216 часов (6 часов в неделю). Учебные модули: «____», «_____», Содержание и объем стартовых знаний, необходимых для начального этапа освоения программы…………… Обучение основывается на следующих педагогических принципах: ……………………


В процессе обучения используются следующие методы:………………………………………………………………… Программа предусматривает фронтальные, индивидуальные, групповые формы учебной работы с обучающимися. Фронтальная работа предполагает (позволяет, обеспечивает, предусматривает…)………………………… Групповая работа предполагает (позволяет, обеспечивает, предусматривает…)……………………………… Индивидуальная работа предполагает (позволяет, обеспечивает, предусматривает…)……………………… В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:…………………………………………. Режим занятий:..(сколько раз в неделю по сколько часов, перерывы, временные промежутки между занятиями)…………………. Прогнозируемые результаты и критерии их замера В результате освоения данной программы обучающиеся должны знать: ………………………………….. должны уметь:………………………………………………… Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: Вводный (………),текущий (………),рубежный (………), итоговый (……….). Формы контроля:…… (тест, зачет, собеседование, мини-конференция, доклад, творческий отчет, участие в олимпиаде, защита проекта…) Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы в конце каждого года обучения: …. (выставка, фестиваль, интеллектуальный марафон, итоговый праздник, соревнования, учебно-исследовательская конференция и т.д.)…… Средства, необходимые для реализации программы:… (учебно-методическое, материально- техническое обеспечение и др.) ……..


Пример учебного плана на 3 года Наименование темы - предмета Всего часов 1 год2 год3 год 1Актерское мастерство Сценическая речь Сценическое движение Массовая работа Основы грима История театра-816 7Прикладное искусство-12- 8Этикет--- 9Постановка спектакля Индивидуальная работа--16 Всего часов:144216


Примерная схема составления учебно-тематического плана Учебно-тематический план 1 года обучения Тема Общее кол-во часов В том числе Теоретические (час) Практические (час) 1.………22- 2.……… ……… ……… …… …….….… ……. ….… Итого: В учебно-тематическом плане представлены названия модулей, разделов, тем и почасовое распределение материала. Это дает представление об этапах выполнения заданий и приобретении знаний. Учебно-тематический план составляется на тот объем времени, который предусмотрен программой на каждый год.


Примерная схема составления раздела «Содержание курса» Содержание курса Первый год обучения Раздел 1……./название/…….. (2 часа) ……………………………………………………………………… Раздел 2……./название/…….. (10 часов) 2.1 …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… Раздел 3……./название/…….. (8 часов) ………………………………………………………………………


Методическое обеспечение программы: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. Список литературы - список литературы, используемой педагогом; - список рекомендуемой литературы для детей и родителей Образец размещения источников литературы в списке: Фадеева Е. И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, с. или Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет). - М.: ТЦ Сфера, с.