Что такое домашняя работа. Домашняя работа. Домашнее задание отбирает время

Разделы: Начальная школа

Вопрос нужны ли домашние задания, какое влияние они оказывают на развитие детей, каковы допустимые объемы и время на домашнее задание, волновали педагогов на протяжении многих веков. Уже в XVI веке домашние задания становятся обязательным компонентом учебной работы. Но будучи частью учебного процесса, домашние задания в практике работы школы наряду с положительным эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механическое заучивание и пр. Домашние задания на протяжении XIX-XX веков были предметом педагогических дискуссий. Л.Н.Толстой считая, что домашнее задание – это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К.Д.Ушинский доказывал целесообразность применения домашнего задания лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению. После 1917 года в условиях единой школы домашние задания не были обязательными, они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы с начала 30-х годов.

Как мы видим, проблема домашней работы обсуждалась и обсуждается на протяжении многих веков. За последние десятилетия этот вопрос довольно остро звучит как на страницах педагогической печати, так и среди учителей-практиков. Часто высказываются мнения о том, что пора вообще отказаться от домашних заданий, что все, чему следует научить ребенка, должно быть изучено на уроках. Так, например, ассоциация учителей и лекторов Великобритании призвала правительство отменить домашнюю работу в младших классах, поскольку ее выполнение вызывает у учеников слишком сильный стресс. Целесообразность их предложения подтвердило исследование американских ученых. В Китае вообще не задают домашних работ. Но там и учебный год длится 10,5 месяцев, продолжительность учебной недели 6 дней, более значительная продолжительность учебного дня. Ученые из Университета Дьюка в Северной Каролине пришли к выводу, что выполнение домашней работы не улучшает оценки школьников младших классов. Исследователи в течение 16 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от количества домашней работы. Выяснилось, что количество часов, проведенных за выполнением домашних заданий, никак не сказывается на результатах контрольных тестов.

Можно привести примеры и других психологических исследований:

  • если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на дом. задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий;
  • если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий;
  • в тоже время, большие домашние задания ведут к снижению успеваемости.

Чтобы дальше продолжать разговор, надо вспомнить, что же включает в себя понятие «домашняя учебная работа». В педагогической литературе она чаще всего определяется как своеобразная форма организации учебной работы. И.П. Подласый считает, что домашняя работа учащихся – это «составная часть процесса обучения. Главная цель ее – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить ихзабывание, развить индивидуальные склонности и способности (Педагогика. – М.,1996. – с.390). Домашняя учебная работа у И.П. Харламова – это «самостоятельное выполнение учащимися заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей идарований, совершенствованию учебных умений и навыков» (Педпгогика. – М., 1990. – с.295). Список определений можно продолжать, но из них видно, что сущность домашней работы как формы организации разными педагогами раскрывается почти одинаково.

Мы видим, домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения.

Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках, как бы хорошо они не проводились, имеют место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную, кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, что требует выполнение работы определенного объема, т.е. организации их домашней учебной работы. К тому же, домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. На контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44% слов, а через 2,5-8 часов – только 28%.

Таким образом, домашние задания способствуют переходу знаний обучающихся из оперативной памяти в долговременную. Это одна из функций домашних заданий.

Второйявляется функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил.

Третьяфункция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Четвертая функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Чтобы положительные стороны домашних заданий могли быстро себя проявлять, надо научиться грамотно их использовать в своей работе. Во-первых, данное в начале или в середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное русло, подготовить восприятие нового материала; во-вторых, правильно подготовленное организованное задание сможет превратить сам факт домашнего руда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, полезную. Незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу; в-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательней, эффективней и интересней; в-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему; в-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания; в-шестых, может помочь в сплочении классного коллектива; в-седьмых,оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика
Выполнение домашнего задания учеником будет результативным если:

  • ученик будет владеть алгоритмом действия при выполнении домашнего задания;
  • домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
  • вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
  • выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

О педагогическом значении проверки домашних заданий в свое время писала Н.К.

Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учет выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует».

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задается, чаще всего, отдельным учащимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общей классного задания. Такие задания целесообразнее задать заранее.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика.

Одна на весь класс – самый распространенный вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времен сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведет к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их перечня педагогических средств не следует, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки и формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. «составь соседу по парте два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу следует задавать не на следующий день, а на несколько дней вперед.

Учитывая, что формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе, можно сформулировать следующие правила, которые необходимо знать и помнить каждому учителю:

  • старайтесь заботиться о многообразии домашних заданий, стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности;
  • задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить время на уроке для проверки и оценки выполнения задания, при планировании урока не забывайте о домашнем задании;
  • не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание;
  • на уроке используйте любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание, не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
  • на уроке учите школьников технике и методам учения, на дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.
  • используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося.
  • с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания, добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

В заключение, отвечая на риторический вопрос «Нужны ли домашние задания»? можно ответить следующим образом: если домашние задания сводятся только к заучиванию того, о чем говорилось в классе учителем, к чтению параграфа учебника, решению нескольких задач по типу решаемых в классе учителем, выполнению всевозможных упражнений на одно и то же правил и т. п., если домашние задания приводят к перегрузкам детей, ухудшению состояния здоровья ребенка, вводят их в состояние стресса, то такой домашней работе нет места в системе обучения в современной школе.

Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки учащихся.

Помните есть такая старая песенка у Аллы Пугачёвой « нам учитель задаёт с иксами задачи, кандидат наук и тот над задачей плачет». И подумалось, а ведь недалека от истины эта шутливая песенка, которая утверждает приоритет домашних заданий, усиливающих перегруженность наших учеников. В последнее время и медицина и педагогика всё чаще и чаще говорят о колоссальном вреде, физическом и моральном, который несёт нашим детям состояние давящей необходимости выполнить домашнюю работу, которую подчас из-за поистине гигантского объёма школьник чисто физически сделать не может. Он просто не в состоянии успеть за вечер подготовить всё то, что ему задали его учителя.

Вы мне можете сказать, что сейчас есть решебники и многие ученики вообще перестали делать домашнюю работу. Я об этом знаю. Но мы и не должны на них ориентироваться. Таким ученикам можно задавать больше, меньше или вообще не задавать- результат будет тот же. Но есть ведь дети, которые выполняют домашние задания в полном объёме и поэтому к концу обучения зарабатывают себе кучу болезней сосудов, позвоночника, ослабления иммунитета.

Да, к сожалению, совсем не редкость, когда увеличенным объёмом домашнего задания наказывают учеников: плохо работали на уроке – вот вам вместо одного- двух- пять-шесть упражнений. А часть учителей считает, что мало задавать- значит автоматически признавать второстепенность своего предмета. А кому не известна какая-то даже трогательная уверенность большинства учителей в том, что именно их предмет самый важный! Вот и получается. Что ставя перед собой и своими учениками благие цели, коллеги просто забывают. Что гораздо важнее не то, сколько задано на дом, а что и как задано.

На мой взгляд, практика увеличения домашнего задания, какими бы благими намерениями она ни диктовалась, по сути своей, порочна. Точно так же и полная отмена домашних заданий представляется абсолютно несостоятельной, губительной для усвоения учебного материала.

Гораздо чаще учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашних заданий, не оценивает их роль и значение в деле воспитания т обучения школьника и задаёт по привычке параграфы, странички. Упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка « Повторенье – мать ученья» абсолютна и всеобъемлюща. Такой подход к домашнему заданию столь же закономерен, сколь и вреден. Вреден потому, что приводит к перегрузке учащихся, к потере интереса к учебной работе. А следовательно, и к внутреннему неприятию самого факта необходимости выполнять домашнюю работу. А закономерен он по той причине, что в пединституте, на курсах повышения квалификации о методике домашних заданий говорят вскользь, уделяют этой проблеме в процессе подготовки столько же времени, сколько он сам, придя в школу, на своих уроках будет отводить этому чрезвычайно важному моменту урока, то есть 2-3 минуты в самом конце занятия, а то и после звонка.

Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить просто чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать всё возможное, чтобы. Выполняя работу, ученик хоть на секунду почувствовал бы вкус пусть крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определённую работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.

От домашнего задания нельзя отказываться, его необходимо лишь грамотно использовать в своей работе, и все его положительные стороны не замедлят проявить себя. Например, такие: во-первых, данное, скажем, в начале или в середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала; во-вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную работу, в-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушено и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее, в –четвёртых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему, в пятых. Оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

На что следует обращать внимание учащихся, давая задание на дом?

Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе –вот главная задача учителя, дающего задание на дом. Что же конкретно имеется в виду?

Мотивация . Нет необходимости объяснять школьникам, для сего, например, они должны научиться бегло читать, правильно писать и считать. Такое объяснение было бы попросту банальным. Поэтому здесь достаточным окажется ясное требование и последовательный контроль. Особые меры для мотивации необходимы тогда, если ставиться новое и непривычное для школьников задание. Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание. Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, апеллируя к их чувству долга, используя их стремления к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания. Сделать общественно необходимое личностно значимым для школьников – одна из интереснейших задач педагогики.

Убедиться, что все учащиеся поняли задание.

Если школьники должны выполнить своё домашнее задание самостоятельно, то есть без посторонней помощи, необходимо, чтобы все они знали, что от них требуется и ожидается. Дома у ребят нет возможности переспросить у учителя, уточнить формулировку задания. Нередко встречающийся вопрос, обращённый к не менее беспомощному однокласснику из соседнего дома « Да что же, в конце концов, нам задали по физике?» - свидетельствует о том, что задание, поставленное учителем, сформулировано, по меньшей мере, недостаточно чётко. Формулировка типа « Прочитайте отрывок», « Повторите то, что мы прошли на уроке», « Продолжайте работать с книгой», или « Поищите материал на эту тему» без дальнейших уточнений не приемлемы для домашних заданий. Подобные формулировки встречаются в основном тогда, когда учитель неосновательно подготовился к уроку и не продумал домашнее задание. Многие учителя стараются удостовериться, что все школьники, в том числе и «мечтатели», и отстающие, поняли, какое задание они должны выполнить дома. Иногда бывает достаточно, если один из учеников повторит формулировку домашнего задания. Чем сложнее задание, тем больше оснований для подробного объяснения. Речь идёт не только о содержании задания, но и о методах его выполнения. Опытные учителя часто побуждают учащихся задавать вопросы к поставленному заданию. Они придают также особое значение тому, чтобы задание было всегда записано в дневник, и проверяют это, проходя по рядам.

Планирование урока и домашнего задания неотделимо друг от друга.

Планирование домашних заданий- необходимая, составная часть планирования всего учебного процесса, непосредственно зависящая от него. Если учитель задал что-то на дом, он должен обязательно выделить время на уроке, чтобы его проверить. Если это не удаётся, лучше вообще отказаться от домашнего задания. Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха и тем школьникам, которые по большинству предметов успевают на «плохо» и «удовлетворительно». Такое задание даёт всем школьникам проявить себя, свои вильные стороны, тем самым делая более позитивным отношения ребят к обучению в школе.

Больше работать с добровольно выбранными домашними заданиями.

Конечно, каждый учитель исходит из того, что приобретение знаний является обязательным для учащихся, что ученик не должен решать, будет ли он использовать для этого предусмотренные программой средства, и что домашнее задание носит всё-таки обязательный характер. Важнейшее условие заключается в следующем: добровольность не должна вести к тому, чтобы учащиеся совсем не занимались видами деятельности, необходимыми для их развития, отказывались от них, поскольку задание ведь добровольное. Добровольность заданий предполагает не меньший, а больший вклад в развитие личности. С точки зрения воспитания особенно полезны такие домашние задания, выполнить которые учащиеся берутся добровольно, принимая тем самым на себя определённые обязанности, поскольку результат их работы будет использован на последующих уроках, причём от качества выполнения задания зависит результативность урока. Таким образом можно сознательно использовать склонности учащихся и развивать сильные стороны каждого ученика.

Правильно выбрать объём домашнего задания.

Отсутствие, недостаточность или нерегулярность домашних заданий создают дефицит развития таких качеств личности, в воспитании которых возможности домашнего задания очень велики. Чрезмерный объём домашних заданий может научить недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобрести отрицательные привычки, мешающие учёбе, обманывать. Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

В 1 классе (со второго полугодия) – 1 час

Во 2 классе- 1,5

В 3-4 классах- до 2 часов

В 5-6 классах- 2.5

В 7-8- до 3 часов

В 9-11 классах- до 4 часов.

Дифференциация домашних заданий.

На уроке, который для всех школьников протекает практически одинаково, создаются основные предпосылки для развития индивидуальности личности. Следует ли из этого, что домашние задания обязательно должны быть одинаковыми для всех учащихся?. Во многих случаях – да. Если домашнее задание используется для применения полученных знаний, при написании домашних сочинений, заучивании наизусть стихов- всех случаях, когда требуется участие каждого школьника, имеет смысл единое домашнее задание. Для школьников, которые овладели навыками выполнения определённых заданий, повторное выполнение таких же заданий- требование заниженное. Было бы лучше освободить этих ребят от обязательного домашнего задания и посоветовать им поработать над заданием повышенной трудности. Именно домашнее задание позволяет успешней использовать индивидуальные особенности и учитывать склонности учащзихся.

Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания .

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки вместе с другими факторами педагогического процесса являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности школьников. Если учитель отказывается от контроля домашнего задания или относится к нему недостаточно серьёзно, он тем самым разочаровывает ученика, поскольку игнорирует его работу. его достижения. Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы его ученики говорили о нём так « У педагога С. Можно и не пытаться забыть сделать домашнюю работу. Он никогда не забывает, когда и какое задание даёт». Необходимо вести дело так, чтобы у учащихся никогда не возникало сомнение, обязательно ли они должны выполнять задание. Это создаёт основу для воспитания привычки к труду и чувства долга, которые потребуются школьникам в самостоятельной жизни. Каждое невыполненное домашнее задание, с которым « удалось проскочить», работает на безответственность. Нередко наблюдается, что там, где не проверяется домашнее задание, ошибки, допущенные при его выполнении, остаются незамеченными и закрепляются в памяти учащихся.

Необходимо:

    На объяснения домашнего задания отводить не менее одной-двух минут

    Осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания.

    Предупреждать учащихся о возможных затруднениях

    Включать в содержание домашнего задания работу над ошибками.

    Осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания

    Проверять наличие записей домашнего задания в дневник4ах учащихся.

    Давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке.

    При выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объём

Учитель не должен.

    Завышать объём предлагаемой домашней работы

    Давать задания на каникулярные и праздничные дни

    Перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом развития их самостоятельности)

    Предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был объяснён на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу)

    задавать домашнее задание « под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений.

    Предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым ещё ни разу не выполнялись на уроке

    Давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию, допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения)

    Не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.

, готовка и другие дела, которые относятся к ведению домашнего хозяйства.

Актуальность

Для одних домашняя работа – это сеанс терапии, средство избавиться от стресса и привести мысли в порядок. Для других – необходимая рутина , которую они выполняют, не задумываясь. Для третьих, дела по хозяйству – это ненавистные занятия, которые отбирают время у творческого труда, любимых хобби, общения с интересными людьми и т.д. Поговорим о том, как можно облегчить домашнюю работу.

Помощь других

Снимите с себя часть ответственности. Соберите семейный совет и поделите обязанности. Если кто-то начинает игнорировать и не выполнять свою часть обязанностей, объявите, чтобы к вам никто и никогда не предъявлял ни одной претензии. Если муж не может найти свои ключи от машины, а сын тетрадку, не спешите помогать с поисками. Пусть муж опоздает на работу и получит штраф, а сына настигнет нагоняй от учительницы. Глядишь, кое-то поймут. А нет – не надо испытывать чувство вины за всех.

Наймите горничную, которая будет убирать один-три раза в неделю. Как минимум можно вызывать ее для выполнения самой сложной домашней работы, которая забирает много времени и сил. Например, мытье кафеля, окон, холодильника и т.д.

Бытовая техника

Приобретите хороший пылесос , посудомоечную машину . Глядишь, и убирать станет легче. Однако не переусердствуйте - нет ничего хуже, чем скопившаяся бытовая техника , которой вы не пользуетесь. Она лишь забирает жизненное пространство.

По пути упрощения

Составьте список домашних дел . Укажите, сколько времени занимает каждая операция, и сколько раз в неделю (месяц) нужно выполнять указанное дело. Распределите работу по всем дням, не забывая организовать себе пару выходных . Делайте работу по плану – так значительно легче. К тому же, вы ничего не будете забывать и доводить до того плачевного состояния «зарастания грязи», которое потом потребует очень много времени на приведение все в порядок.

Если вас раздражает куча мелочевки, на которой скапливается пыль, просто по-другому организуйте жизненное пространство. Уберите многочисленные вазочки и сувениры – оставьте пару штук, протереть которые – минутное дело. Мелкие вещи, которые пылятся на поверхности, сложите в коробки, а коробки подпишите. В коробках вещи пылятся гораздо меньше. Кстати, всю косметику можно сложить в бьюти-кейс . Так ее будет легче искать по квартире и, опять же, пылиться ничего не будет. Ваша ежедневная уборка будет сводиться к тому, чтобы поднять коробки и вытереть пыль. Вот и всё. Разберите домашнюю библиотеку . Ненужные книги подарите городской библиотеке. Нужные поставьте в шкаф – желательно, «крытый» - опять же, чтобы не скапливалась пыль.

Критически относитесь к покупке любой вещи, якобы необходимой в хозяйстве. Помните, что она только добавит вам уборки. Не менее критично относитесь к покупке новых шкафов и стеллажей (куда вы, допустим, собираетесь поставить новые коробки с новыми вещами). Помните: чем меньше у вас вещей, тем меньше предстоит уборки.

Как ни банально это звучит, найдите место для каждой вещи. Это значительно упрощает жизнь. Составьте табличку, расписав, что и где лежит. Если вы забудете, куда положили вещь, просто загляните в таблицу. Если вы забыли, куда вернуть вещь после использования, посмотрите туда же.

Психологическая сторона

Не стремитесь добиться совершенства – оно недосягаемо. А если и досягаемо, то потребует слишком больших жертв, которые вряд ли кто-то оценит, да и вам они не нужны. Сознательно откажитесь от возможности впихнуть в каждый свой день махание тряпкой – в некоторые дни вообще не занимайтесь уборкой. Грязная посуда тоже прекрасно может дожить до следующего дня. Разумеется, предварительно замочите ее, чтобы на следующий день вам не пришлось отскребать засохшую еду и тратить на отмывание тарелок в три раза больше времени.

Если вы замечаете, что вас стимулирует только работа, пусть уборка и готовка тоже станут для вас работой. Занимайтесь ими по расписанию, включайте таймер. Так вы избавитесь от чувства вины.

Возможно, в готовке и уборке вас раздражают конкретные вещи. Например, посуда, которая вам не нравится. В таком случае рекомендуется все устроить по своему вкусу, а от безвкусной посуды избавиться без всяких сожалений. Порадуйте себя новыми, красивыми чашками и тарелками, повесьте на стену картину, сделайте свой дом уютным.

Когда убираете, включайте музыку, когда гладите – захватывающую аудио-книгу. Пусть эти маленькие поощрения разнообразят процесс уборки или готовки. Кроме того, тогда у вас исчезнет ощущение, что вы бесцельно проводите время.

Дифференцированные домашние задания в начальной школе.

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

Задавание на дом уроков - палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.

Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

    Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

    По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

    Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.

    Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

    Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Подготовка к выполнению домашней работы

    Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

    Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.

    Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

    В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

    Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Организация проверки домашнего задания

При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Возможные формы проверки:

    фронтальный контроль;

    выборочный контроль;

    взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

    самоконтроль учащихся.

Задания учащимся для проверки домашней работы:

    выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);

    сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;

    дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;

    нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;

    выделить вопросы и проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);

    продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);

    выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;

    взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;

    повторное выполнение заданий без изменения условий;

    повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);

    составить вопросы к теме, изучаемой дома.

Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

Перегрузку учащихся могут вызвать:

    чрезмерно большое домашнее задание;

    чрезмерно трудное домашнее задание;

    несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

    неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 1-м классе (со вто рого полугодия) - до 1 часа;

во 2-м - до 1,5 часов ;

в 3-4-х - до 2-х часов.

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2-4-х классов

п\п

Учебный

предмет

2 класс

3 класс

4 класс

Математика

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров,

но всего не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

Русский язык

15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

25-28 слов упражнение для

домашней работы

может включать не более

одного грамматического задания

35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

Литературное чтение

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 3-3,5 страниц

Окружающий мир

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 2,5-3 страниц

Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык). Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.

Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

Ирина Давыдова


Время на чтение: 6 минут

А А

Домашний бизнес это прибыльно или нет? Этот вопрос интересует многих женщин, которые по каким-либо причинам вынуждены сидеть дома. Прибыльность работы на дому зависит от количества времени, которое готовы ей посвятить и того, смогут ли ваши идеи заинтересовать потребителя.

Почему именно женщинам важно работать на дому?

Сейчас в мире наступили такие времена, что знаменитая фраза «женщина – хранительница очага» немного утратила свою актуальность. На женских плечах лежит «груз вселенских проблем». Женщина не только готовит, стирает, убирает, воспитывает детей, но также и управляет, зарабатывает, решает вопросы государственной важности. Но когда в семье появляется ребенок, многие женщины отказываются от услуг няни, и воспитывают свое чадо самостоятельно. А вот для семейного бюджета это огромный удар, ведь цены на товары растут ежедневно.

Надомная работа для женщин с детьми имеет свои преимущества:

  1. Вы сама себе хозяйка: хотите — работаете, устанете – ляжете спать;
  2. Не нужно нанимать няню, что бы ходить на работу;
  3. Экономится много времени и энергии, Вам не нужно так часто перемещаться в транспорте, а постоянное пребывание в четырех стенах не давит на психику;
  4. Можно работать в джинсах и тапочках, при этом Вам не нужно будет иметь много официальных деловых костюмов;
  5. Всегда есть деньги на приятные мелочи.

Но кроме плюсов, такой вид занятости имеет и свои недостатки , основным из которых является то, что не каждый человек может правильно организовать дома рабочее время . Для этого нужно иметь просто огромное желание зарабатывать.

Но если Вы прекрасно умеете организовать свое время, а возможные трудности Вас не пугают, не мучайте себя сомнениями и смело приступайте к реализации своих планов. В конце концов, надомная работа — это не на всю жизнь, а лишь выбранная Вами форма деятельности на определенный период времени.

Лучшие домашние профессии для женщин: кем можно работать на дому?

Некоторые известные социологи считают, что совсем скоро пропадет необходимость в офисах. Благодаря новым технологиям, можно будет дома. Конечно же, не все специалисты смогут отправиться домой, например пожарным все равно придется ездить в депо, а больницам без врачей не обойтись.

Однако на сегодняшний день существует много профессий, которые позволяют работать на дому: