Домашнее задание по теме неречевые звуки. Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа). Ударные и безударные гласные звуки

Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (исключение звуки человеческой речи), различение звуков по громкости, и определение направления и источника звука.

С самого рождения малыша окружают разнообразные звуки: мяуканье кошки, гудение машин, шум дождя, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок может слышать только громкие звуки, но острота слуха стремительно усиливается, но звуки воспринимаются ребёнком неосознанно. Он пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков.

Неречевые звуки очень важны для человека, они необходимы для ориентировки в окружающем мире.

Слуховое внимание (умение сосредотачиваться на звуке) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама по себе, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

Направленное развитие неречевого слуха (восприятия) поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев (при переходе через улицу). При обучении нужно учитывать, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение, что должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

Игра «На чем играл Мишутка?»

Поочерёдно показываем ребёнку барабан и гармошку, называем их. Показываем их звучание, предлагаем ребёнку поиграть на них. Приходит Мишка и говорит, что хочет поиграть, только он спрячется (за ширму, под стол и т. д.), а ребёнок нужно угадать, на чем Мишутка играл. Ребёнок отвечает, и Мишутка снова стучит по барабану в присутствии ребёнка.

Сначала используем музыкальные инструменты далекие друг от друга по звучанию. Когда ребёнок напучиться их дифференцировать (различать) можно использовать близкие по звучанию игрушки.

Игра «Где пищало?»

Учим ребёнка ориентироваться в пространстве, определять направление звука. Показываем ребёнку пищащую игрушку (колокольчик, погремушку) называем её, вместе слушаем её звучание. Предлагаем ребёнку самому извлечь звук. Потом взрослый, пряча игрушку под стол, за штору и т. д. пищит ей, а ребёнок угадывает. Затем можно усложнить игру и предложить ребёнку закрыть глаза.

Игра «Громко — тихо»

1.Положить перед ребенком картинки с изображением маленького и большого барабанов. Барабан спрятать за ширму. Попросить ребёнка слушать внимательно. Показать картинку маленького барабана и постучать тихонько — «Это стучит маленький барабан». Показать картинку большого барабана и громко постучать. «Это стучит большой барабан». Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания барабана и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить малыша узнать, где маленький барабан, а где большой. Просить ребенка внимательно слушать стук барабана и показать, какой барабан стучал. После знакомим ребёнка со словами «громко» и «тихо».

2. Используем маракасы (погремушки) и магнитофон. У ребёнка и взрослого по два маракаса. Взрослый включает музыку громко и показывает ребёнку, что нужно громко ударять маракасы друг об друга, говоря: «Громко». Затем делаем звук тише и взрослый тихо стучит маракасами: говоря: «Тихо». Повторите игру несколько раз, меняя громкость.

Игра «Солнышко и дождик»

Учим малыша переключать слуховое внимание, выполняя разные действия согласно различному звучанию бубна: звеним – легонько трясём бубен в руке; стучим – держим бубен в одной руке, ладонью другой ритмично ударяем по мембране бубна.

Предлагаем ребёнку отправиться на воображаемую прогулку: «Погода хорошая, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном – вот так! Если пойдёт дождик, я буду в бубен стучать – вот так. Услышишь стук – беги домой!»

Повторите игру несколько раз, меняя звучание бубна. Потом предложить ребёнку попробовать позвенеть и постучать в бубен, и поменяться ролями.

Игра «Найди такую же коробочку»

Для игры используем пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» в которые насыпаем разные крупы – горох, фасоль, манную и гречневую крупы, рис и т.д. Коробочки делаем парными, чтобы звук не различался, насыпаем одинаковое количество сыпучего материала.
Один набор коробочек положить перед ребенком, другой остаётся у взрослого. Потрясите одну из коробочек, привлекая внимание ребенка к звуку. Попросите ребенка найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивать нужно постепенно.

Игра «Мишка и зайчик»

Учим ребёнка малыша определять темп звучания музыкального инструмента (быстро, медленно) и выполнять движения в зависимости от темпа.
Предлагаем ребёнку поиграть: «Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я буду стучать в барабан (бубен) медленно – ходи как мишка, когда я стучу быстро – прыгай быстро, как зайчик!
Игру повторить несколько раз, меняя темп звучания барабана. Затем предложите ребенку попробовать самому постучать в барабан в разном темпе (темпы должны заметно различаются), а после поменяться ролями.

Игра «Барабанщик»

Для игры используется барабан с палочками.
Предлагаем ребёнку постучать в барабан медленно, быстро; тихо, громко; повторить простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно хлопать в ладоши).
После того, как малыш научится различать и воспроизводить различные удары по барабану, предложите крохе определить на слух характер звука: «Я отвернусь (спрячусь) и буду играть на барабане, а ты угадай и скажи, как я играю: громко или тихо, медленно или быстро».
Если ребенка не говорящий, предложите ему повторить звук – поиграть на барабане.
Обучение восприятию и воспроизведению различных ритмов требует отдельной серьезной работы.

Игра «Что упало?»

Покажите ребёнку, что когда мячик падает, получается один звук, а когда падает, например тетрадь совершенно другой. Предложите ребёнку с закрытыми глазами определить, что упало. Можно использовать карандаш, мягкую игрушку, книгу,

Игра «Кто услышит больше звуков»

Предложите ребёнку посидеть тихо-тихо и послушать окружающие вас звуки (часы тикают, за окном птицы поют, машины едут, люди разговаривают и т. д.)

Использованы материалы из книги Е. Янушко “Помогите малышу заговорить!”

Программное содержание:

закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;

повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;

учить придумывать слова с данными звуками;

закрепить буквы А, О, У;

развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;

воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания.

Методы и приемы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный (мультимедиа, показ артикуляции), игровой (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай звук», « Найди звук в начале слова», «Назови лишнее слово», «Найди место звука в слове») , практический (упражнения).

Оборудование:

демонстрационный материал: знаки-символы звуков, куклы, предметные картинки; раздаточный материал: карточки звуковых рядов, косточки, палочки, шнурочки; ТСО: мультимедиа, ноутбук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У». Программное содержание:

закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;

повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;

учить придумывать слова с данными звуками;

закрепить буквы А, О, У;

развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;

воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания. Методы и приемы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный (мультимедиа, показ артикуляции), игровой (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай звук », « Найди звук в начале слова», «Назови лишнее слово», «Найди место звука в слове» ) , практический (упражнения). Оборудование:

демонстрационный материал: знаки-символы звуков, куклы, предметные картинки; раздаточный материал: карточки звуковых рядов, косточки, палочки, шнурочки; ТСО: мультимедиа, ноутбук.

Ход занятия:

слайд 1. РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. ЗВУКИ [а], [о], [у]. БУКВЫ А, О, У.

Прислушайтесь… Как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас! (Дети слушают запись звуков с закрытыми глазами). - Что вы услышали? - Какие это звуки: речевые или неречевые? - Какие еще не речевые звуки вы можете назвать? (За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)

Правильно, не речевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.

– А что же такое речевые звуки?

Правильно, когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки. Эти звуки называются речевыми или звуками речи.

слайд 2. Посмотрите на слайд. Давайте вспомним правило о звуках: Звуки произносим и слышим.

слайд 3. Игра «Узнай звук» (по артикуляции). Посмотрите на наших помощников. Угадайте, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (по карточкам-символам) . - Какие это звуки гласные или согласные?

А почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык). - Как мы обозначаем гласные звуки? (красным квадратиком)

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Игра «Узнай звук» (по карточкам-символам). – У вас на столах лежат карточки со звуковыми рядочками, прочитайте их.

Физ. минутка. «Кто внимательнее» (Я произношу звук без звука, а вы вслух. А - хлопок, О - на руки пояс, У – присесть)

Игра «Найди звук в начале слова» слайд 4. Что вы здесь видите? Как назвать одним словом? Назовите только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а].

слайд 5. слайд 6. Что изображено на этом слайде? Назовите: 1. Время года, которое начинается со звука [о] . 2. Время года, которое заканчивается на звук [о]. слайд 7.

слайд 8. Что вы видите здесь? Найди животных названия которых начинаются на звук [у] . слайд 9.

Игра «Назови лишнее слово» слайд 10-15. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что здесь лишнее? Почему?

Игра «Найди место звука в слове» слайд 16. Давайте вспомним, где звук может находиться в слове? (в начале, середине, конце слова) Определи место расположения звука [а] в следующих словах: мак, аист, кошка, мазь, майка, март, арка. Определи место расположения звука [о] в следующих словах: каток, осы, сок, окна, моль, крот, пальто. Определи место расположения звука [у] в следующих словах: утка, туча, дудка, ау, мука, улитка, куча, утюг, несу.
слайд 17. Придумай имена для ребят на звуки [а], [о], [у].

А теперь давайте обозначим звуки буквами.

слайд 19-20. Звук и буква А.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ».

Цель занятия: познакомить детей с понятием «звук», научить различать речевые и неречевые звуки.

Задачи: Коррекционно-образовательные:

Формирование понятия «звук», формирование умения различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы).

Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков.

Формировать правильное произношение речевых звуков.

Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов и слов.

Формирование слухового внимания и восприятия.

Формирование правильного речевого дыхания.

Коррекционно-развивающие:

Развитие общей, артикуляционной и пальчиковой моторики (мелкой моторики пальцев рук).

Развитие фонематического восприятия в слогах и словах.

Развитие операций звукового анализа и синтеза.

Развитие координации движений, пространственной ориентации.

Развитие воображения.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.

Воспитывать умение слышать и слушать.

Воспитывать умение грамотно отвечать на вопросы.

Оборудование: коробка с предметами, производящими музыкальные и бытовые звуки; наглядное пособие «Рот – домик звуков»; вата для формирования речевого дыхания; наглядное пособие «Чашка».

Ход занятия.

I.Огр. момент. Логопед: Здравствуйте ребята!

Сегодня на занятии вы узнаете, что такое звук. И у нас будут разные помощники. Вот эту коробку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты». Они попросили отгадать, какие предметы лежат в коробках – но отгадать только по звуку. Дети закрывают глаза, отгадывают предметы. Звучат: погремушка, шелест бумаги, шуршание пакета, колокольчик, свисток, ключи, бубен, чашка с ложкой.

Л: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Правильно они издают разные звуки.

2. Формирование слухового восприятия. Звукоподражание. Л: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой музыкальный инструмент или бытовой предмет звучал. А чем мы слушаем? Д: Ушами. Л: Уши – это важный орган нашего тела. Что не надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? Д: Можно ли кричать друг другу на ухо на близком расстоянии? Можно ли класть в уши мелкие предметы? Можно ли простужать уши? Д: Нельзя. Нужно беречь уши, закрывать уши в холодную погоду. Л: Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух.

Но звуки могут издавать не только предметы, но и живые существа. Например, звери и птицы. Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?» Л: Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его. Л: Где-то собаки рычали. Д: Р-р-ррр. В стойле коровы мычали. – М-м-муууу. В комнате мухи жужжали. – Ж- ж -жж. Мимо машины бежали. – Др-др-др. Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в. Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап. Перекликались в ночи поезда. – Чух -чух-чух. Ту-ту-ту.

А теперь я буду поочередно передавать мяч и называть животное. А вы возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

II. Введение в тему. Л: Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».

Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Д: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.

3. Знакомство с органами артикуляции. Л: Рот – это домик звуков (демонстрация картинки). В домике этом – Красные двери, Рядом с дверями – Белые звери. Красные двери это что? А что такое белые звери? Д: Это губы и зубы. Л: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.

Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

4. Дыхательная гимнастика «Бегемотики».

Л: Чтобы научиться красиво и правильно произносить звуки, надо научиться правильно дышать. Сели бегемотики, Дети садятся на стулья. Положили лапки на животики. Кладут руки на живот. То животик поднимается, Делают длительный вдох носом. То животик опускается. Делают выдох ртом.

5. Артикуляционная гимнастика. Л: Сделаем зарядку для язычка и губ. Одно из упражнений называется «Бегемотик». Рот нужно открыть как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть.

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя – До пяти считаю я. А потом закроем рот, отдыхает бегемот. (Повторить 3 – 4 раза).

Упражнения «Заборчик», «Хоботок», поочерёдно «Заборчик» – «Хоботок», «Накажем непослушный язычок».

Упражнение «Рыбка» – беззвучно размыкать, а затем плотно смыкать губы. Л: Открывает рыбка рот, да не слышно, что поёт.

6. Развитие речевого дыхания. Л: Для правильного произношения звуков важно не только разминать язык гимнастикой, но и уметь правильно дышать.

Упражнение «Фокус» (раздать ватные шарики). Л: Положите ватный шарик на ладонь. Откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, в таком положении сдуйте ватку с ладони.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Л: Кроме гимнастики лля губ и языка, нужно разминать пальчики рук. «В кулачок»: поочерёдно собирать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать так сперва правой, потом левой рукой, затем обеими руками. «Коза» – «Корова» (поочерёдно): «Коза»: выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а кончики остальных пальцев соединить вместе. «Мме- е!» «Корова»: выпрямить вверх указательный палец и мизинец, а кончики остальных пальцев соединить вместе. «Мму-у!» Чередовать «Коза» – «Корова» сперва правой, потом левой рукой.

7. Формирование интонационной стороны речи. Знакомство с гласными звуками.

Л: Мы подготовили наш речевой аппарат к чёткому произношению звуков. Произносить звуки мы можем не только красиво и правильно, но и с разным настроением – громче и тише, быстро и медленно, радостно и удивлённо. Давайте потренируемся. [а] – удивлённо; [о] – возмущённо; [у] – недовольно; [и] – радостно; [ы] – страшно; [э] – оклик. Л: Все эти звуки произносятся голосом, без преграды во рту, рот открыт, так что их даже можно петь [а-а-а],[о-о-о]. Такие звуки называются «гласные звуки» Обозначаются они красным цветом (демонстрация).

Гласных звуков в нашем русском языке шесть. Давайте ещё раз их произнесём и посчитаем на пальчиках [а, о, у, и, ы, э] (пальчиковая гимнастика)

8. Знакомство с понятиями «согласный звук», «слог», «слово» Л: Ещё в нашем языке есть согласные звуки: когда мы их произносим, воздух встречает преграду во рту (м, п, к, ф).

Если мы соединим гласные звуки с согласными звуками речи, получатся слоги, а из слогов – слова.

9. Развитие фонематического слуха в слогах. Л: А теперь поиграем в игру «Поймай звук» Я буду произносить звуки, а вы должны хлопать в ладоши, когда услышите нужный: (М) п т д н о а с м р к ф о у м ц ч м б в

Л: Сейчас я произнесу слова, а вы должны отгадать, какой звук есть во все этих словах: кошка, шуба мышь.

Л: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы слышите все звуки. Встаньте. Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок. Ка-ко-ку, ми-мо-му, сы-сэ-са, ду-до-ды, чу-чи-че, ры-ра-ру, во-вы-вэ, лы-лэ-ла, ца-цэ-цо, пы-пу-па.

10.Развитие фонематического слуха в словах. Игра «Верно или нет?» Л: Каждый звук важен, когда мы произносим слово. Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету. И всё, что только видит глаз – над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас – означено словами.

Л: Я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка»), но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название. Л: Шашка, часка, жашка, сашка, щаска, чашка. Л: Вот видите, один звук изменили или забыли произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков.

Игра-шутка минутка. Я прочитаю вам шуточное стихотворение, а вы должны будете найти ошибку.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами

Тили-бом! тили бом!

Загорелся кошкин том .

III. Итог занятия. Л: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня поговорили? Д: О звуках разных предметов и звуках, которые произносит человек. Л: Эти звуки называются речевые и неречевые звуки. Вам понравилось занятие? Занятие закончено.


Тема. Звуки речевые и неречевые.

Цели:

    Развивать слух, слуховое внимание, память.

    Учить выделять и различать неречевые звуки.

    Развитие понимания инструкций из 3 частей.

    Коррекция слухового внимания и мелкой моторики.

Оборудование: набор погремушек, вещи, издающие звуки, ширма, «Волшебная ниточка», зеркала, игра «угадай предмет по звуку»

Ход занятия.

I Орг. момент. Повторение речевки из предыдущего занятия.

II Актуализация знаний. Какие упражнения помнит, как называются органы речи. Повторение упражнения по показу картинки: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «блинчик-иголочка», «часики», «змейка», «качели».

III Продолжение сказки «О веселом язычке».

Гвозди, молоток и клещи –

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит: «Тук – тук!»

Язычку он лучший друг. (Упражнение «молоточек»)

Вот банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать. (Упражнение «маляр»)

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю. (Упражнение «лошадки», «гармошка»)

Погоняю я в футбол,

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача

Загонять в ворота мячик. (Упражнение «футбол»)

Скрылось солнце за горой.

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и умолк. (Упражнение «горка», «кроватка»)

IV Беседа о звуках, которые нас окружают. Прислушаться и сказать, что они слышат за дверью, за окном на улице, в классе.

    показ вещей, издающих звуки. Отгадывание звука, издающегося за ширмой. Ответы полные «Я слышу, как звенит стакан, шуршит бумага, звякает монета и т.п.»

    Работа с погремушками. Отгадай, какая крупа гремит. Показ, слушание, запоминание. Дети отгадывают, в какой баночке, какая крупа.

V Игра «выполни команду».

Возьми книгу, открой и положи сверху карандаш.

Возьми ручку, подойди к окну, положи ручку на подоконник.

Возьми карандаш, встань, покажи им окно и спрячь его в карман и т.п.

VI Игра «Кто позвал?» (звучание игрушек)

VII Игра «Угадай предмет по звуку»

VIII Беседа об увиденном. Что вы слышали, какие были звуки.

VIII Итог. Это все были неречевые звуки, которые издают разные предметы. Если сливается много звуков, то получается шум, шум часто мешает хорошо слышать, сосредоточиться.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №9 .

Тема. Речевые и неречевые звуки .

Цель : дать понятие о звуках речи как строительном материале для слов, сопоставить с неязыковыми звуками ;

учить слышать звучащее слово, устанавливать последовательность звуков в слове ; способствовать развитию фонематического слуха.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Воспитатель : Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.

1МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимают игрушки - Мишутка и Буратино)

Мы с Мишуткой столкнулись с проблемой. Всё из чего – то состоит. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Мы даже знаем из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений.)

А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов.)

А вот слова из чего состоят слова?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем , что же является строительным материалом для слов.

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Как ты думаешь, Буратино, из чего же состоят слова (из букв)

А ты как думаешь, Мишутка, из чего же состоят слова (я не знаю)

А вы как думаете, дети, из чего же состоят слова?

Из букв состоят слова, которые мы видим в книгах, газетах, на вывесках. А вот из чего состоят слова, которые мы произносим и слышим? А вот это мы сейчас и узнаем. Давайте сыграем в игру молчанка.

Игра «Молчанка» .

Всё, что мы слышим, - это звуки . Они все разные, и мы их отличаем один от другого.

(дети закрывают глаза, в тишине воспитатель незаметно скрипнет стулом, зазвенит колокольчиком, топнет ногой и т. д. дети узнают, какой предмет издал звук )

Что вы слышали?

Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?

Беседа о разных звуках , которые мы слышим в окружающем нас мире (мычание коровы, пение петуха, кукование кукушки, стук дятла, карканье вороны и др.)

Нас окружает много звуков : шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. это неречевые звуки . С их помощью не построишь слово.

(второй раз дети закрывают глаза, в тишине воспитатель произносит звуки : [б], [о], [у],[в] дети узнают, что эти звуки произнёс воспитатель)

Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки . Это звуки человеческой речи . Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой : если они станут в определённом порядке, получится слово.

Что я произношу :, [М], [О](звуки )

А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке : , [О], [М].

Что получилось?

Что значит это слово?

Условно мы будем обозначать звук квадратиком .

Сколько звуков в слове сом ? (воспитатель протягивает каждый звук : с-с-с-с о-о-о-о м-м-м-м.)

Значит, сколько на схеме будет квадратиков? (три)

Мы получили звуковую модель слова сом .

Развитие артикуляционных ощущений с целью закрепления представлений о речевых органах . (работа с зеркалом)

(Воспитатель организует наблюдение за такими основными речевыми органами : язык (кончик, средняя и задняя части, зубы (верхние и нижние, твёрдое нёбо. Каждый ребёнок смотрит в зеркальце) .

Что помогает произносить речевые звуки ?

звуки [б] , [п]. Мы их произносили плотно сжав губы.

Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [д] , [т], [л], [н]. Мы их произносили прижимая кончик языка к верхним зубам.

Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р] . При произнесении этого звука язык дрожит .

Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [х] , [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.

Физкультминутка «Ванька –встанька» .

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

Давайте попробуем определить количество звуков в следующем слове .

Кто изображён на картинке? (кот)

Для того, чтобы узнать количество звуков в слове . Его нужно обязательно произнести, при этом необходимо тянуть каждый звук .

(Некоторые звуки тянуть невозможно . Воспитатель показывает, как можно акцентировать «протяжность» таких звуков : к-к-к-к о-о-о-о т-т-т-т.)

Верно, мы получили звуковую модель слова кот .

Работа над составлением звуковых моделей слов : шар, оса, лук.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

Игра «Поймай звук » .

У каждого на столе лежит картинка. Воспитатель просит детей показать картинки, в названии которых первый звук [м] .

Что вы делали для того, чтобы определить первый звук ? (произносили слово, тянули первый звук .)

Физкультминутка (по выбору детей)

Работа с картинками.

(СТОЛ)

Что нарисовано на этой картинке? (СТУЛ)

Под ними звуковые модели . Сколько звуков в каждой модели ?

Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

Слова по звучанию похожи. Отличаются одним только звуком , а обозначают разные предметы.

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

Из чего же состоят слова?

Что вы можете сказать о звуках ? (Мы их слышим и произносим)

Как мы договорились обозначать звук ?

Игра «Не ошибись» .

Я называю звук , а вы – слова, которые с него начинаются.

Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (произнести слово)

6. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?