Конспект урока по обучению грамоте буква ш. Конспект урока "Согласный звук, буква ш". Специальная артикуляционная гимнастика

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].

Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового осознанного чтения, расширять представления о других звуках и буквах, работать над четкостью произношения, развитием речи уч-ся, воспитывать у детей нравственные качества, вежливость, прививать любовь к родной школе, к учению.

Оборудование: «лента» букв, учебники, изображение букв для игры «Перекличка букв», табличка «Слоговое лото» (со слиянием ча и чу), «Занимательные модели» (слова с ь), «Закончить слово», «Найдите слово», табличка «Собери пословицу», пластинка «Чему учат в школе», письмо со школьными советами, слова записанные на доске для фонетической зарядки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок обучения грамоте

«Буква Ш,ш, звук [ ш ] .»

Учитель Журавлева О.Л.

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].

Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового осознанного чтения, расширять представления о других звуках и буквах, работать над четкостью произношения, развитием речи уч-ся, воспитывать у детей нравственные качества, вежливость, прививать любовь к родной школе, к учению.

Оборудование: «лента» букв, учебники, изображение букв для игры «Перекличка букв», табличка «Слоговое лото» (со слиянием ча и чу), «Занимательные модели» (слова с ь), «Закончить слово», «Найдите слово», табличка «Собери пословицу», пластинка «Чему учат в школе», письмо со школьными советами, слова записанные на доске для фонетической зарядки.

Стихи о букве Ш,ш

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

II .Фонетическая зарядка

1)ча-ча-ча- горит в комнате свеча

Чу-чу-чу – молоточком я стучу

Оч-оч-оч- наступила ночь.

2)проговаривание скороговорки:

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

III .Повторение

1.Игра «Перекличка букв»

(у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)

Выйдите гласные буквы

Гласные смягчающие согласные в слиянии.

Гласные в слиянии с которыми согласные всегда твердые.

Гласные, которые могут обозначать 2 звука.

Звонкие согласные

Глухие согласные

Парные согласные, найдите друг друга.

Всегда мягкий согласный

Буква не обозначающая звука.

Для чего она нужна?

Будем мы всегда где надо, ь знак вставлять в слова.

2.Игра «Занимательные модели»

Ь (конь,лось,ноль,соль,моль,гусь,рысь,мель,пыль,боль,тюль)

Ь (пальто,письмо,коньки,деньги,резьба,судьба,банька,ходьба,

зорька)

3.Закончите слово с ь.

Бук(варь), тет(радь), сло(варь), мед(ведь), ян(варь), фев(раль).

4.Игра «Слоговое лото»

Повторение о сочетаниях ча-чу.

полу кА пла лок

отве ник ле гун

выклю ная шеп жой

Чай чу

IV .Работа над новым материалом.

1.Ознакомление с согласным звуком [ш].

Какой повторяющийся звук слышите в ловах? (ранее не изученный)

Шушуканье, шуршание, шорох.

Это звук [ ш ] .

2.Знакомство с буквой ш,Ш.

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

3.Чтение слогов, записанных на доске.

Ша-ша-ша- учит мама малыша.

Шу-шу-шу- я письмо пишу

Аш-аш-аш- у Вовы карандаш

4.Игра «Найдите слово»

Ш алун, к арандаш, о шибка, л инейка, а льбом

Сколько слов?

Найдите шестое.

Какое это слово?

(школа)

5.Игра(дополнительно) на внимание.

Первого сентября Са ш а по ш ел в ш колу. Светило солны ш ко.Са ш а, как взрослый, вы ш агивал с папой по ш ирокой улице. Началась его ш кольная жизнь.

6.Исполнение детьми песни «Чему учат в школе».

7.Исполнение частушек.

(задание: запомните все слова с [ ш ])

Скоро первый год пройдет,

Рады мы по ушки,

А теперь мы нам споем

Школьные частушки.

Форма новая надета,

Белая рубашка.

Полюбуйтесь на меня,

Какой я первоклашечка.

Буквы в Машиной тетради

Не стоят как на параде.

Буквы прыгают и пляшут

Маше хвостиками машут.

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели

Мы сказали: «Тишина!»

В школе треснула стена.

Дал списать я на контрольной

2 задачки Сонечке

А теперь у нас в тетрадках

У обоих двоечки

Тряс и тряс портфель Тарас

Чтоб найти тетрадки

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали

8.Игра «Собери пословицу»

Поспешишь, людей насмешишь

Как вы понимаете смысл пословицы?

9.Работа по «Азбуке» с.114-115

1)чтение слов в столбиках с дополнительными пометами

2)чтение текста с.115

Как можно озаглавить текст?

10.Чтение письма Пишичитая к детям (читают 4 хорошо читающих детей)

Советы Пишичитая.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь-

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Ты думал школа – не вокзал,

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать.

Хоть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час.

Парта – это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя спокойно,

На уроках не болтай,

Как заморский попугай.

Вставайте дружно каждый раз

Когда учитель входит в класс.

Учитель спросит – надо встать

Когда он сесть позволит – сядь.

О тветить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

V. Итог урока.



Тема: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока:

Обучающие – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); учить давать характеристику звуку; находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;формировать умение оформлять свои мысли в устной форме

Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей,формировать умение слушать и понимать других

Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, ответственности,трудолюбия, умение работать в парах, коллективе, воспитывать здоровый образ жизни.

Оборудование: учебник для 1 класса «Русская азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., блокноты для слого-звукового анализа схем, карточки слогов, букв,предметные картинки.

Технические средства обучения : аудиозапись, видеозапись, ПК, проектор, экран, презентация Power Point .

Организационный момент.

Подравнялись. Сегодня урок обучения грамоте,чтению нам предстоит провести вместе со мной.зовут меня …..,но еще у нас есть гости,давайте повернемся и попреветствуем их наклоном головы.

Садитесь.

Ну-ка посмотри, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2 . Актуализация опорных знаний.

Что такое речь?

Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Из чего состоят слоги?

Какие бывают звуки?

Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.

Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)

А что еще вы знаете о звуках? (мы их слышим)

Чем обозначают звуки на письме?(буквами)

Посмотрите: я показываю букву, а вы, если она обозначает гласный звук хлопаете в ладоши один раз, а если согласный 2 раза.(2 гласные,2 согласные и Ь)

А почему тишина? Или -Все ли согласны с хлопком Пети?

А что это за буква такая интересная Ь?

Что в ней особенного?

Звучит песня «Кабы не было зимы»

Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? А почему дети особенно любят Новогодний праздник?

Я расскажу вам историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, слушайте:(звучит музыка «В лесу родилась елочка» 1 куплет)

«Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.

Максим как услышал, упал от смеха и кричит: - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха!

Тут и Серёжка подключился. Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».

Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски»

А Максим ей в ответ: - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу::

Ох, хыхечка зелёная,

Боюся, уколюся я.

Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! –кричит, надо «сыски», а та говоришь «хыхки». И давай спорить они.Один кричит «хыхки», другая «сыски». Серёжка смотрел, смотрел, а потом говорит: - Вот чудаки, чего вы спорите? Ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». Вот и всё!

Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его.

Вы наверное уже догадались какая тема урока.

Буквы Ш,ш.-доска

Цель урока.

С новым звуком Ш и буквами, которые обозначают этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке.

Работа со звуком (доска)

Произнесите слово ШИШКИ. Назовите первый звук.

Какой это звук? СОГЛАСНЫЙ

Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду)

Определите, какой это звук по звонкости и глухости? ГЛУХОЙ

Почему так думаете? (состоит из шума)

Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?

Какой парный глухому согласному звуку Ш? (звонкий Ж) ПАРНЫЙ

Постановка проблемы, открытие новых знаний.

Звук Ш не простой, а с секретом.

И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание:

Звучит музыка «Маленькой ёлочке холодно зимой» (1 куплет)(слайд)

Чтобы нашей ёлочке было не грустно и одиноко, украсим её красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук Ш

Отгадать загадки:

С неба падают зимою

И кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки

Белые снежинки .

Повесим игрушку на ёлочку?

Почему нет? (звонкий согласный Ж)

Растут они на ёлке,

Но это не иголки. (шишки )

Почему да? (глухой согласный звук Ш)

Ветки ёлки шелестят,

Бусы яркие блестят

И качаются игрушки

Флаги, звёздочки, хлопушки

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы. (заяц)

Висят на ёлке нити пёстрой мишуры

И разноцветные шары.

Ёщё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех словах?

Произнесите медленно:

ХЛАПУШШКИ

Какой звук Ш во всех словах твёрдый или мягкий?

Может быть, случайно так получилось что звук Ш твёрдый?

Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук Ш произносился бы мягко.

Получилось?

Значит какой вывод можно сделать?

Вот вы и открыли секрет согласного звука Ш !ТВЁРДЫЙ

Работа с буквами

На письме звук Ш обозначается буквами Ш, ш (ша)-карточка

Посмотри на букву Ша

Буква очень хороша.

На что похожа буква? (вилы, …….)Слайд

Давайте напечатаем эту букву у себя в блокнотиках(большую и маленькую)

А где нужна загл.буква?(имена собс)

Прочитает нам Илья загадку о(шишках)еловые.(слайд)

Послушайте слово и назовите звуки

Печатаем в блокнотах,а один у доски

Шышки (карточка)-----шишки (карточка)

А у кого по другому?(с буквой И)

Как быть?Мы уже говорили об этом секрете.Что это за секрет?(только твердый)

Какой звук указывает на мягкость?(и),а здесь что?(не смягчает)А почему?(ш не дружет с и и ему не подчиняется)Т.е. И его не смягчает.

Так что мы должны запомнить?(что звук ш всегда ТОЛЬКО ТВЕРДЫЙ,но пишется с И)

Давайте откр. Учебник и найдем это правило.

Ши пиши с и.(карточка)

А почему в слове некот.из вас напечатали Ы после ш?(слышится ы)

Физминутка

Тренировка в чтении

Чтение слогов с ш

Чтение слов

Мыши

Малыши

Ши на(доска)

Какое лишнее? Почему

Что мы запомнили?Ши пиши с иКакой звук имеет и в сочетании с ши?

Речевая гимнастика.

Пришло время провести гимнастику, но не простую, а речевую.

Ша – ша – ша

Наша ёлка хороша.

Шо – шо – шо – мы играли хорошо.

Слайд с елочкой повторить только уже с конвертом

Ребята, а под ёлочкой конверт? Как вы думаете, что в нём? (письмо)

Прочитаем?

Поздравление: Дед мороз просит нас поработать в парах, за эту работу он приготовил сюрприз

Сюрпризы в виде маленьких открыточек с правилом.

Работа по учебнику. Слова черныеи

Составить предложение с именами собств и связать с нг

А что можно составить из предлож.(текст)

Я вам приготовила рассказ.

Весело зимними деньками! Кругом пушистый снег. Замерзли реки. Малыши рады зиме.

Сколько предложений

Как узнали?По рисунку предположите о чем речь

Чтение читающим.

Беседа по тексту

Итог.

Что нового узнали на уроке?

Какие открытия сделали?

Что было особенно интересным?

Что показалось трудным?

А что помогло справиться с трудностями?

УРОК

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В 1 Б КЛАССЕ.

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ СОШ № 1 г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

АЙРАПЕТЯН РАИСЫ ЮРИКОВНЫ

Тема: Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Цели: 1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуком, формировать навыки чтения, учить работать с текстом. 2. Развивать фонетический слух, внимание, память, речь, мышление. 3. Воспитывать интерес к профессиям, к чтению сказок. Оборудование: ДВД проектор, презентация, рисунки к текстам.

Ход урока.

Ι. Организация внимания.
-правило звонка. -приветствие гостей.
ΙΙ. Актуализация ранее изученного.
1.Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «А что у вас».
- О чём идёт речь в стихотворении? - Почему такое необычное название? - О чем вели разговор ребята? - С каким чувством они рассказывали о своих мамах? (любви, гордости, уважения) - К какому выводу они пришли? (Мамы всякие нужны, Мамы всякие важны!) - Как мы можем сказать строками из стихотворения. «А у нас сейчас … (урок). И у нас сегодня … (гость)» - К нам в гости пришел Смешарик Крош. Он посмотрит, как мы будем изучать новый звук и букву. А почему именно он к нам пришёл вы скажете мне в конце урока. - А пока повторим изученные звуки и буквы.
2.Повторение изученных букв по ленте.
- Называем гласные звуки. - Чем необычны буквы я и е. - Называем согласные -звонкие [н],[н"], … . -глухие [п],[п"], … . - Чем отличается буква Ч от других согласных букв. (звук[ч"] всегда мягкий) - Что это за буква? (ь) - Что в ней особенного (не обозначает звука) 3.Повторение значения ь.
бан ь ка сем ь я ден ь вороб ь и кон ь ки весел ь е
- Чем отличается Ь в словах 1 и 2 столбиков? (В первом столбике обозначает мягкость согласного звука; во втором разделительный мягкий знак).
ΙΙΙ.Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и цели.
- Как шипят змеи (ш-ш-ш) - Как шипит гусь (ш-ш-ш) - Какой звук мы будем изучать? [ш]
2.Чистоговорка. Ф.М. (показываем движениями)
Ша- ша- ша- мама моет малыша. Шу- шу- шу- я письмо пишу. Ши- ши- ши- в садик ходят малыши. Аш- аш- аш- у Марины карандаш. Шо- шо- шо все будет хорошо.
3.Определение места звука в словах.
- Отгадайте загадки и определите, где находится звук [ш] в словах- отгадках? - Смешарик слушает как вы работаете.
1. Сегодня всё ликует В руках у детворы! От радости танцуют Воздушные... . ( ш ары) 2. И на мачеху стирала, И горох перебирала По ночам при свечке. А спала у печки. Хороша как солнышко Кто же это?... . (Золу ш ка) 3. Кот живет у нас на крыше, А в подвале живут… . (мы ш и)

4. Стоит высокий светлый дом, Ребят проворных много в нем: Там пишут и считают, Рисуют и читают. ( ш кола) 5. Не поедет без бензина Ни автобус, ни … . (ма ш ина) 6. Если ты его заточишь, Нарисуешь все, что хочешь Солнце, море, горы, пляж, Что же это … . (каранда ш )
4. Найти 5 слов со звуком [ш].
- Найдите на рисунке 5 слов, в которых есть звук [ш]. (шуба, шапка, шарик, шарф, шнурки)
5. Артикуляция при произношении.
[ш] – согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.
6. Знакомство с буквами Ш, ш.
Ш – заглавная, ш – строчная.
- На что похожа буква Ш?
Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать е и ё. Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.
IV . Чтение с буквами Ш, ш.
1. Чтение слогов.
- Игра «Звездопад» (на облаке нарисована буква ш, к ней подлетают звезды с гласными буквами, получаются слоги. Дети читают хором.)
ша шо шу ши ше
2. Чтение слогов в учебнике.

3. Чтение слов с буквой ш и определения значений единственного и множественного числа.
шуба – шубы шапка – шапки шар – шары
- Чем отличаются слова слева и справа?
4. Работа над лексическим значением слов.
а) груша б) шут в) шум пышка шипы шторм мышка шины шторы
а) Объясните значение подчеркнутого слова. (пышная круглая булочка) б) Какое слово в этом столбике отвечает на вопрос кто? (шут – человек, который веселит людей) в) Какое слово обозначает значение «сильная буря на море? (шторм)
5. Работа с пословицами.
- Дополни пословицу. Поспешишь – людей … . догонишь насмешишь удивишь - Как вы понимаете эту пословицу? - Чтение пословиц в учебнике с. 140.
6. Физминутка.
Шура в школу шла, шишечку нашла. Шелуха шершавая, видно шишка старая.
6. Анаграммы.
- Заменить одну букву в слове на букву ш и получить новое слово. крыса – крыша пар – шар малина – машина месть – шесть
7. Повторение сведений о родственных словах.
шут шутник шутка шуруп шутливый шутить - Какое слово лишнее? (шуруп) . Почему? - Как назвать остальные слова? (родственные) - Какая у них общая часть, корень? (шут)
8. Чтение рассказа в учебнике с. 141.
а) Чтение хорошо читающими учениками. - Какое время года описывает автор? - О ком рассказывается в тексте? б) Вторичное восприятие. - Придумайте заголовок. - Куда пошли дети? - Что они собирали? - У каких деревьев плоды шишки? - А все ли хвойные деревья вечнозеленые?
9. Знакомство со стихотворением В.Н. Милославской «Осень».
- О чем стихотворение? - Как описывает автор осень?
10. Ребусы.
шашка ф а \и/ (шишка) (шарф)

V . Закрепление изученных знаний.
1. Игра «Покоряем вершины».
(Постепенно на экране появляются слоги, дети читают полученные слова).
2. Дополни слова на тему «Зима».
мо… ру… шу… са… лы… сне…
3. Чтение по ролям.
- Собака, что лаешь? - Волков пугаю. - Собака, что хвост поджала? - Волков боюсь.
VI . Итог урока. Тест. У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то вырисовывается Смешарик.
- Если я читаю правильное утверждение, вы закрашиваете синим карандашом сектор с этим номером.
1. Звук [ш] – согласный. + 2. ь обозначает гласный звук. – 3. Звук [ш] – всегда твердый. + 4. Дети, лес, шишки. Это предложение. – 5. Звук [ш] – глухой. + 6. В слове шут звук [ш] в конце слова. – 7. В слове кошка нет звука [ш]. – 8. В слове шар звук [ш] в начале слова. + 9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. + 10. Звук [о] – согласный. –
- Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик) - Почему именно Смешарик Крош (синего цвета) пришел к нам на урок? (Потому что звук [ш] всегда твердый).
- За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.


Елена Тюрина
Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»

Тема : Твердый согласный звук [ш] , буквы Ш , ш. Сочетание ши .

Цель : познакомить с твердым согласным звуком ш , с правописанием сочетания ши ; создать условия для развития речи, памяти, логического мышления; закреплять знания о звонких и глухих парных согласных ; ввести термин «шипящие согласные звуки »

Оборудование : набор предметных картинок, касса букв , воздушный шар, компьютер, карточки с буквами с ребусами ,

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! У нас урок обучения грамоте , и я хочу посмотреть, с каким настроением вы пришли сегодня на урок . (Используем «светофорики» ).

Вижу, что у вас хорошее настроение? Ну, тогда вы легко отгадаете мою загадку :

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится

Грусть-тоска ее боится. (Улыбка)

Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, нашим гостям и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры. Мы здоровы. Я желаю вам сохранить ваше хорошее настроении до конца урока .

Каким бы вы хотели видеть наш урок ? (Веселым, интересным, познавательным)

Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем этот урок с пользой для всех нас.

2. Актуализация знаний.

Для чего нужно изучать буквы ? (Чтобы быть грамотными , уметь читать и много знать) .

На какие две большие группы делятся все звуки ? (Гласные и согласные ) .

Чем гласные звуки отличаются от согласных ? (Произношением) .

Какие из них всегда обозначают звонкие согласные звуки ?

Какие из них всегда обозначают мягкие согласные звуки ?

А как вы думаете, существуют ли в русском языке буквы , которые обозначают только твердые согласные звуки ?

Правильно ли вы ответили на мой последний вопрос или нет, вы узнаете по ходу урока , если будете внимательны и старательны.

Разобьемся на группы и разгадаем ребусы. (Методика групп сменного состава) .

мель медведь рысь пальцы

Что общего в написании этих слов? (ь)

Расскажите, что знаете о ь. (ь не дает звука , может быть смягчающим и разделительным)

3. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока .

Сегодня на уроке обучения грамоте мы изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого выполним следующие упражнения.

Фонетическая зарядка.

Как шумит камыш? (Ш-ш-ш)

Как шипит змея? (Ш-ш-ш) .

(На слайде в ряд картинки с изображением шара, шапка, подушка, витушка.)

Назовите эти предметы. (хором) .

Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте первую часть темы сегодняшнего урока .

(В каждом слове встречается звук [ш] , значит, тема сегодняшнего урока «Звук ш , буквы Ш , ш» ).

Учитывая тему урока , поставьте перед собой цель нашей работы.

(На доске - опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов.)

Познакомиться с новым…. и с новой ….

Учиться отличать новые. и. от других звуков и букв ;

(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока .)

Цель нашей работы такова :

Познакомиться с новым звуком и новой буквой ;

Учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв ;

4. Изучение нового материала.

У. А теперь приступим к реализации первой цели.

1. Работа со звуком .

У. Работать сегодня будет интереснее, если мы пригласим на урок необычного гостя . Для этого вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой три звука , а наш новый звук занимает первое место и составьте схему этого слова. (Составление схемы слова) .

Узнали, кто это.

(К нам придет сегодня шар, потому что в этом слове три звука , а звук [ш] первый ).

Это мы сейчас проверим, вот уже кто-то стучит в дверь. Угадали?

Ш. Здравствуйте, ребята. А вот и я! Вы будете не против, если я поприсутствую на уроке и понаблюдаю за вами? (Нет) .

Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный . Ответ обоснуйте. ([Ш]-[ш]-[ш]. Этот звук согласный , потому что, когда мы его произносим, в горле чувствуется преграда).

Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте , звонкий он или глухой. Ответ обоснуйте. (Он глухой, потому что в ушах не слышно звона) .

Послушайте, как я произнесу звук . Скажите, твердый он или мягкий ?

(Он твердый ) .

Дайте характеристику новому звуку , учитывая результаты нашей работы.

(Звук [ш] согласный , глухой, твердый ) .

Придумайте слова с этим звуком .

Нашему гостю - шару тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, где новый звук будет мягким . Пока это ему не удается, помогите.

(Ищут слова, делают вывод.) Таких слов нет, значит, этот звук всегда твердый .

Дайте характеристику нового звука полностью .

2. Работа с буквой .

- Звук ш обозначается буквой ш . (Учитель показывает букву в кассе ) .

Найдите её в своих кассах. Покажите мне.

Попробуйте состроить букву из пальцев .

Расскажите, на что похоже буква .

Дети находят букву в кассе букв и слогов ; правильно называют ее; составляют ее из пальцев; говорят, на что она похожа.

Учитель читает стихотворения о букве и показывает картинки.

Посмотри на букву Ш - Буква очень хороша ,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Ах, табуретка хороша!

Перевернул -

И буква Ш !

На что похожа буква Ш ?

На зубья этого ковша.

Шура Сено ворошила,

Вилы в сене позабыла.

3. Физкультминутка

Дети под музыку сами выполняют упражнения.

1. Наклоны головы вперед-назад.

2. Поднимает руки вверх-вниз.

3. Приседания.

4. Хлопки по сторонам.

5. Руки на поясе. кружимся.

6. Вращение туловищем.

7. Плавание.

8. Прыжки.

5. Закрепление изученного, упражнение в чтении.

Вернемся к поставленным вами целям урока . Что мы уже сделали, а что еще предстоит сделать?

(Мы познакомились с новым звуком и буквой . Сейчас будем учиться читать с новой буквой слоги , слова и предложения).

Это значит, что мы приступаем к реализации второй цели урока «Чтение слогов, слов, предложений с буквой ш » .

6. Работа по учебнику.

1. стр. 6 Задание читает учитель.

У. Кто знает, кто такая Шахерезада?

Подробнее об этой девушке нам расскажет Маша.

2. Работа над пословицами. Ученик читает пословицу, вместе обсуждаем смысл.

3. Работа в парах. Обсуждение пословицы. Высказывание своего мнения.

4. Работа на стр. 17.

У. Ребята, рассмотрите еще раз букву .

Схема каких слов изображена ниже, на полях.

Где находится звук ш в первом слове ? во втором?

Покажите это место пальцем в схеме.

4. Чтение слогов парами на слайде.

Чтение слогов в учебнике про себя.

ша, шо, ши, шу, ше.

5. Чтение выделенных слов.

1 столбик

Чем отличаются эти слова?

2 столбик

Назовите четвероногое животное . (кошка) .

Где в слове кошка слышится звук ш ? (в середине) .

Придумайте кличку кошке со звуком ш . (Пушинка, Крошка)

3 столбик

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы ? (Имена людей)

У. Подберите слово, подходящее к данной схеме. (на слайде - школа)

Составьте предложение со словом школа.

Сколько слов в этом предложении?

6. Работать с текстом «Осень» . (Читает один ученик) .

Чтение текста вслух с одновременным хлопаньем в ладоши при прочтении слов с новой буквой .

О чем прочитали?

Как понимаете выражение «горели кисти рябин» ? (Рябина была красная, спелая) .

Как понимаете слово кисти? (Ягоды, собранные зонтиком) .

Когда мы еще встречали слово кисти? (Малярные, для рисования, кисть руки) .

Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Это многозначные слова) .

Найдите слово в тексте, в котором букв больше , чем звуков . (Осень)

7. Работа с правилом.

Вернемся к слога.

Вспомните, какие гласные смягчают предшествующий согласный ? (и, е,ё) .

Обратите внимание на эти слоги. Как слышите звук ш здесь ? (Твердо )

- Звук ш всегда твердый , поэтому после буквы Ш не пишут букву ы .

Ребята, а теперь давайте обратим внимание на значок-помощник.

Прочитаем правило.

А почему так произошло, я вам сейчас расскажу. Послушайте грамматическую сказку .

Как поссорились шипящие Ж и Ш с гласными буквами Ы , И.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, а неподалеку жили гласные Ы, И.

Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки . Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах , ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли букву И . А вот Ы никак не могут найти. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, как ни в чем не бывало сидит, смеется, телевизор смотрит, чай пьёт с пряниками. Обиделись шипящие Ш и Ж - с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так : жи-щи!

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи.

ЖИ да ‚ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши .

Правило на слайде.

Придумаем слова с сочетанием ШИ

8. Работа по учебнику стр. 18.

У. Что нарисовано вверху?

Плоды каких деревьев вы видите?

Как называют плоды сосны и ели? (шишки)

Сколько слогов в слове шишки?

На какой слог падает ударение?

Какое правило здесь встретилось? (Ши пиши с и) .

9. Чтение рассказа «Петушки» . стр. 18.

Чтение по цепочке по строке.

Назовите рифмы.

В каких словах встретилось сочетание ши ?

Когда о детях говорят «распетушились» ?

Как таких детей назвать одним словом? (Драчуны) .

Повторное чтение по одному.

7. Творческая работа.

Воздушный шар очень доволен тем, как вы учились читать, и очень захотел вас порадовать мультфильмом.

Но прежде чем смотреть мультфильм, разделимся на группы.

Смотрим мультфильм и запоминаем слова со звуком ш , после просмотра поиграем в игру «Кто больше запомнил слов?»

- Букве ш так понравилось , как вы играли, что она тоже решила с нами поиграть.

Рассмотрите запись и сформулируйте задание к творческому упражнению.

(Необходимо заменить букву так , чтобы получилось новое слово).

На слайде записаны пары слов

крыса – кры…а

пар - …ар

малина – ма…ина

месть - …есть.

Ребята, шарик мне подсказывает, что пришло время поиграть с гостями.

Давайте загадаем им загадки, отгадки которых начинаются с буквы ш .

Сижу верхом,

Не ведаю на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу, привечу. Шапка

Мохнатенький гудит,

За сладеньким летит.

Работник садовый –

Поясок медовый. Шмель.

На кусте растут цветы

Просто чудо красоты :

Яркие, пахучие,

Ай-ай-ай! Колючие. Шиповник

Здесь и вешалки и полки,

Словно в доме этажи.

Брюки, кофточки, футболки –

По порядку все лежит. Шкаф.

По закону математики

Он расчерчен на квадратики,

Он завернут в серебро,

Ждет ребят уже давно.

Когда его вы развернете,

То моментально вы поймете,

Что нашелся сладкий клад.

Это вкусный … Шоколад.

Носик мой как у иголки,

Все дырявлю носом колким.

И сапожник без меня

Не забьет в сапог гвоздя. Шило.

Стоит весёлый, светлый дом,

Проворных деток много в нём,

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. Школа.

9. Подведение итогов.

Какую букву изучили на уроке ?

Какой звук она дает ?

Что можете сказать об этом звуке ?

Какие слова с буквой ш встречаются в жизни?

Какое правило нужно запомнить?

Наш гость шар благодарит вас и говорит вам : «Спасибо!»

(написано на шарике) .

10. Рефлексия.

Я прошу вас оценить свою работу на уроке при помощи «светофориков» .

За что вы можете себя похвалить?

Что вам не удалось?

Скачать:

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].

Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового осознанного чтения, расширять представления о других звуках и буквах, работать над четкостью произношения, развитием речи уч-ся, воспитывать у детей нравственные качества, вежливость, прививать любовь к родной школе, к учению.

Оборудование: «лента» букв, учебники, изображение букв для игры «Перекличка букв», табличка «Слоговое лото» (со слиянием ча и чу), «Занимательные модели» (слова с ь), «Закончить слово», «Найдите слово», табличка «Собери пословицу», пластинка «Чему учат в школе», письмо со школьными советами, слова записанные на доске для фонетической зарядки.

Стихи о букве Ш,ш

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

II.Фонетическая зарядка

1)ча-ча-ча- горит в комнате свеча

Чу-чу-чу – молоточком я стучу

Оч-оч-оч- наступила ночь.

2)проговаривание скороговорки:

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

III.Повторение

1.Игра «Перекличка букв»

(у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)

Выйдите гласные буквы

Гласные смягчающие согласные в слиянии.

Гласные в слиянии с которыми согласные всегда твердые.

Гласные, которые могут обозначать 2 звука.

Звонкие согласные

Глухие согласные

Парные согласные, найдите друг друга.

Всегда мягкий согласный

Буква не обозначающая звука.

Для чего она нужна?

Будем мы всегда где надо, ь знак вставлять в слова.

2.Игра «Занимательные модели»

Ь (конь,лось,ноль,соль,моль,гусь,рысь,мель,пыль,боль,тюль)

Ь (пальто,письмо,коньки,деньги,резьба,судьба,банька,ходьба,

3.Закончите слово с ь.

Бук(варь), тет(радь), сло(варь), мед(ведь), ян(варь), фев(раль).

4.Игра «Слоговое лото»

Повторение о сочетаниях ча-чу.

полу ка пла лок

отве ник ле гун

выклю ная шеп жой

IV.Работа над новым материалом.

1.Ознакомление с согласным звуком [ш].

Какой повторяющийся звук слышите в ловах? (ранее не изученный)

Шушуканье, шуршание, шорох.

Это звук [ш].

2.Знакомство с буквой ш,Ш.

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

3.Чтение слогов, записанных на доске.

Ша-ша-ша- учит мама малыша.

Шу-шу-шу- я письмо пишу

Аш-аш-аш- у Вовы карандаш

4.Игра «Найдите слово»

Ш алун, к арандаш, о шибка, л инейка, а льбом

Сколько слов?

Найдите шестое.

Какое это слово?

5.Игра(дополнительно) на внимание.

Первого сентября Саш а пош ел в ш колу. Светило солныш ко.Саш а, как взрослый, выш агивал с папой по ш ирокой улице. Началась его ш кольная жизнь.

6.Исполнение детьми песни «Чему учат в школе».

7.Исполнение частушек.

(задание: запомните все слова с [ш])

Скоро первый год пройдет,

Рады мы по ушки,

А теперь мы нам споем

Школьные частушки.

Форма новая надета,

Белая рубашка.

Полюбуйтесь на меня,

Какой я первоклашечка.

Буквы в Машиной тетради

Не стоят как на параде.

Буквы прыгают и пляшут

Маше хвостиками машут.

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели

Мы сказали: «Тишина!»

В школе треснула стена.

Дал списать я на контрольной

2 задачки Сонечке

А теперь у нас в тетрадках

У обоих двоечки

Тряс и тряс портфель Тарас

Чтоб найти тетрадки

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали

8.Игра «Собери пословицу»

Поспешишь, людей насмешишь

Как вы понимаете смысл пословицы?

9.Работа по «Азбуке» с.114-115

1)чтение слов в столбиках с дополнительными пометами

2)чтение текста с.115

Как можно озаглавить текст?

10.Чтение письма Пишичитая к детям (читают 4 хорошо читающих детей)

Советы Пишичитая.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь-

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Ты думал школа – не вокзал,

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать.

Хоть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час.

Парта – это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя спокойно,

На уроках не болтай,

Как заморский попугай.

Вставайте дружно каждый раз

Когда учитель входит в класс.

Учитель спросит – надо встать

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

V. Итог урока.