Дидактические игры в экологическом воспитании детей. Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе Список использованных источников

Дидактические игры на уроках математики и во внеклассной работе Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя использовать такие методы обучения, которые способствуют поддержанию у учащихся интереса к изучаемому предмету, активности на протяжении всего урока. Важная роль при этом отводится дидактическим играм – одному из современных методов обучения и воспитания. Дидактические игры целесообразно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету. Включение дидактических игр в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении и закреплении учебного материала, позволяет повысить эффективность интеллектуального труда. Во внеклассной работе игры стимулируют учеников к получению новых дополнительных знаний, учат ориентироваться в необычных ситуациях, развивают творческий потенциал школьников. Дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не следует рассматривать как удовольствие ради удовольствия. Это вид творческой работы, тесно связанный с другими видами учебной деятельности. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью специальных игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к интеллектуальной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учеников подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. Если в игре общение учеников сделать целенаправленным, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты как в обучении, так и в формировании личности. Взаимопомощь и взаимоконтроль одновременно и упрощают, и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Усложнение работы учителя связано с необходимостью гибкого руководства познавательной деятельностью учащихся во время дидактических игр, удачного подбора команд, организации эффективного общения во время игры. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру. Основными ее компонентами являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Игровой замысел чаще всего выражен в названии игры. Он выступает в виде вопроса, проектирующего ход игры или в виде загадки. Он придает игре познавательный характер. Каждая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение участников в процессе игры. Игровые действия, регламентируемые правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, знания, умения, навыки для достижения цели. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры включает технические средства обучения и средства наглядности: таблицы, модели, карточки. Результат игры придает ей законченность. Он является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний или в их применении. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает уровень организованности и эффективности игры. Ценность дидактических игр заключается в том, что в их процессе дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При проведении дидактических игр следить за сохранением интереса школьников к игре. Лучше проводить ее выразительно, эмоционально. Учитель в некоторой степени тоже должен включаться в игру, иначе его руководство и влияние не будут достаточно естественными. Математическая сторона содержания игры всегда должна выдвигаться на первый план. Тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании их интереса математике. При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики:  Цель игры (учебная, воспитательная и развивающая).  Количество играющих вообще, количество игроков в команде.  Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры.  Как познакомить учащихся с правилами игры с наименьшей затратой времени.  Регламент игры.  Как обеспечить участие всех учеников в игре.  Как организовать свое регулирование ходом игры.  Как обеспечить постоянный интерес и активность всех участников игры.  Какие выводы нужно сообщить учащимся в заключении. Целесообразнее использовать дидактические игры не при освоении новых знаний, а при проверке результатов обучения, закреплении навыков, формировании умений. При организации игр необходимо придерживаться следующих положений:  Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, их математическое содержание должно быть доступно пониманию учеников.  Игра должна проходить в деятельностном режиме.  Используемый дидактический материал должен быть удобен в применении.  Каждый ученик должен быть активным участником игры.  Контроль проведения игры должен быть открытым, ясным и справедливым.  В процессе игры необходимо следить за математической грамотностью рассуждений учеников, правильностью их речи. В игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе. В представляемый сборник дидактических игр по математике вошли авторские разработки для урочной и внеклассной работы.


Дидактические игры
как средства интеграции организации образовательного процесса в ФГОС.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. Для этого в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно - образовательного процесса. Согласно ФГОС программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра.
Дидактическим играм уделяется большое внимание, она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и игровой самостоятельной деятельностью и средством всестороннего развития интегративных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовкой к жизни дошкольника в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, закрепляют определенные знания по образовательным областям, способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге содействует развитию интеллекта.Важно создание атмосферы доброжелательного отношения к воспитанникам, вариативность использования образовательного материала, творческая организация воспитательно-образовательного процесса, интеграция образовательных областей во время проведения дидактических игр - всё это способствует развитию интегративных качеств.
Большое значение для развития интегративных качеств имеют и правила общения; договариваясь играть, быть вежливым; не требуй всегда ведущей роли; старайся четко выполнять свою роль и правила в игре; если начал игру с друзьями, то не бросай её без их согласия; бережно относись к фишкам и карточкам; закончив игру-сложи все в коробку. Эти правила не заучиваются специально, а создаются условия для их усвоения
На занятиях, в совместной деятельности мы стараемся учить детей сочинять сказочные истории, загадки, небылицы, играем в различные словесные игры – учим говорить грамотно, развиваем память, мышление. В своей работе мы используем дидактические словесные игры «Ласковые слова», «Из чего сделан предмет?» Большое значение имеют дидактические игры математического характера. Они вводятся в занятия и в повседневную жизнь детей, выполняя при этом разные функции; выявления, закрепления знаний, умений, способов действий, сообщения новых знаний. Например: при проведении в средней группе игры «Что я вижу» - воспитатель выясняет знания о признаках величины предметов и об их пространственном расположении. В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх « Один-много», «Найди свой дом», «Подбери колёса к поезду», «Каждого жучка на свой листок». Проводим игры, с помощью которых дети учатся называть правильно цвет, ходят по комнате, разыскивая и называя игрушки определённого цвета. Содержание настольных игр разнообразно, некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, овощи и т. д.) с их качествами, учат характеризовать их словами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы. Например: лото «Времена года», «Что кому нужно» - о разных профессиях. Как и дидактическая игрушка, настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. Словесные игры проводятся преимущественно в старшем дошкольном возрасте и важны для подготовки детей к школе
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Занятия по продуктивной деятельности можно оживить, если применять дидактические игры «Весёлые краски», «Если бы я был художником». «Заколдованные картинки» и т. д.
На физкультурных и музыкальных занятиях игра Многие дидактические игры развивают интегративные качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Двигательная активность детей развивает мозг ребенка, благоприятно сказывается на нервной системе, способствует соблюдению элементарных правил здорового образа жизни, способствуют для самоорганизации детей. Игры применяться во второй части, со всеми детьми или с подгруппой. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. В утренние отрезки времени планируем лото «Настольное лото», различные картинки, геометрическая мозаика, «Чудесный мешочек», «Из какой мы сказки», «О ком я говорю», и др.
Во второй половине дня берём такие настольные игры: «Автомобили и гаражи», «Найди парус», «Кто больше увидит», «Найди свой дом» «Найди листок такой же формы, такого же цвета», «На что же похоже облако».
Родителям рекомендуется проводить игры по дороге в детский сад или домой: «Какие виды транспорта заметил», «Найди предмет заданной формы» и др.
Таким образом, дидактическая игра дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает. происходит обогащение словаря детей.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания

«Центр для детей - сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, №1

Кировского района»

СТАТЬЯ

«Дидактические игры в умственном развитии ребёнка»

Воспитатель: Алексеенко Н.Г.

Дидактические игры одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем.

Использование разнообразных форм методической работы способствует тому, что дидактические игры прочно вошли в жизнь дошкольника, так как в дошкольном возрасте формируется речь ребёнка, в игре дети высказывают своё мнение. Например, в игре»Живое-неживое» дети закрепляют знания по экологии о живой и неживой природе, учатся любить природу, беречь и приумножать её. В своей группе я выращиваю много растений. Дети с удовольствием помогают мне ухаживать за ними, интересуются названиями, уходом, размножением. В работе с растениями дети играют в дидактические игры: «Какого растения не стало», «Найди по описанию».

Игра-это вся жизнь ребенка, где он учится, познаёт мир, развивается. Чтобы эта жизнь была полноценной, интересной стараюсь включать больше сюрпризных моментов.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, развлечениям, досугам. Они интересны детям, эмоционально захватывают их.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. Детям нравятся игры, где требуется самостоятельное мышление, принятие собственных решений.

Проведение дидактических игр: «Собери разбитый чайник», «Составь картинку», «Что это за животное?», «Забавная мозаика», «Живое-неживое» заставляет ребят думать, проявлять смекалку, тренировать свою память, углублять и расширять знания.

Все дидактические игры направлены на расширение, углубление, систематизацию знаний об окружающем мире, поэтому дидактические игры применяю в течении всего дня, так как в них отражена эмоциональность.

Интерес к окружающему с возрастом возрастает, поэтому со временем игры усложняются. При подготовке к игре, стараюсь использовать различных героев сказки, интересных персонажей,чтобы заинтересовать детей. При подведении итогов отмечаю положительные качества, успехи детей.

В играх с животными больше нравится игра-драматизация. Дети очень любят подражать животным. Эти игры непродолжительны. Основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Перед игрой всегда рассматриваю фигурки, картинки, игрушки. Правильно называем, напоминаем правила игры, если играют впервые, то знакомимся с персонажами. При затруднении с ответами, помогаю найти правильную грамматическую форму.

Игра не должна быть навязчивой, а свободно выбранной из предложенных игр. К поступлению в школу у детей появляется устойчивый интерес к приобретению знаний. Ведь дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в новой ситуации. Формируют самостоятельность, самооценку своего поведения, оценку поведения своих товарищей, творчество в выполнении поставленных задач. При подведении итогов игры особо отмечаю проявление каждым ребёнком таких социально значимых качеств, как коллективизм, бережное отношение к окружающему, к природе, заботливое и внимательное отношение друг к другу и старшим. Даже самые незначительные проявления этих качеств не должны оставаться без активной поддержки со стороны воспитателя.


Статья. Дидактическая игра в жизни дошкольников

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Статья будет полезна воспитателям дошкольных учреждений, родителям

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Следовательно, дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности.
Дидактические игры, «...создают условия для возникновения потребности, ее закрепления (си¬туации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей».
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для тренировки памяти и умственного развития детей в целом, а также их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, пере¬кладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, рас¬ставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра - является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.