Социальное и гуманитарное знание общества. Понятие социально-гуманитарных наук и социально-гуманитарного знания. Наука и философия

Научное знание отличается от других видов человеческого знания своей объективностью, непротиворечивостью, проверяемостью, точностью, обоснованностью и рядом других признаков. Наука играет все более важную роль в современном обществе. Она является основной формой человеческого познания. Общие правила научного познания гласят: ничто не должно приниматься за истину, пока не станет очевидным; проблемные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько необходимо для их разрешения; начинать исследование следует с самых простых для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей сложных; ученый должен останавливаться на всех подробностях, не пропуская ничего.

Принято выделять два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Задачей эмпирического познания является описание внешних связей и сторон предметов и явлений, а основной формой получаемого знания является эмпирический научный факт. Группа фактов может стать основой выведения эмпирического закона. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, проникновение в сущность познаваемого, его внутренних связей, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов, научных теорий, раскрывающих сущность познаваемых объектов. Соответственно выделяют как основные эмпирические и теоретические методы познания. Наряду с ними выделяют универсальные методы научного познания: 1) анализ и синтез, 2) дедукция и индукция, 3) аналогия, 4) моделирование, 5) абстрагирование, 6) идеализация.

Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в целое (систему). Дедукция (выведение) – выведение частного из общего. Индукция – метод рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Метод аналогии (традукция) позволяет на основе сходства объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве и по другим признакам. Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем на основе изучения их моделей (реальных или идеальных – математических, компьютерных). Абстрагирование – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от несущественных. Идеализация – процесс мысленного конструирования понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для имеющих прообразы в реальном мире («точка», «идеальный газ»).

По степени систематизации эмпирические знания фрагментарны, а теоретические знания дают более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта.

Основными принципы научного познания :

1. Принцип причинности (каузальности). Он означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет определенные основания – причины, а вызываемые ими изменения являются следствиями. Задача науки заключается в установлении причинно-следственных связей. Следует оговориться, что современная концепция науки допускает и возникновение беспричинных явлений.


2. Принцип относительности научного знания. Любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями науки в данный исторический момент.

3. Принцип объективности, адекватного отражения действительности.

4. Принцип системности.

5. Принцип проверяемости. Если знание невозможно проверить, оно не может быть признано научным.

6. Принцип рационалистической обоснованности.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются наблюдение, измерение, эмпирическое описание, эксперимент, систематизация, классификация. Наблюдение есть целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, их внешних свойств и признаков. Оно опирается на ощущение, восприятие, представление. Итогом его является эмпирическое описание, фиксируемое с помощью языка или другой системы знаков. Измерение ставит целью получение количественных данных. Эксперимент – метод изучения явлений, осуществляемый в строго заданных условиях. При проведении эксперимента зачастую исследуются отдельные свойства изучаемого объекта. Выделяют следующие виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый) эксперимент, направленный на выявление новых данных; 2) проверочный (контрольный), в ходе которого осуществляется проверка каких-либо гипотез; 3) мыслительный, в процессе которого заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. Мыслительный эксперимент зачастую относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания, либо характеризуют как связующее звено между ними.

Применение экспериментальных методов научного познания не может быть произвольным. Оно зависит от целей и задач познания. Например, применение эксперимента в социологии ограничено этическими и правовыми нормами, затруднено совпадением субъекта и объекта познания, в истории эксперимент просто невозможен.

К теоретическому уровню научного познания относят методы: проблема, гипотеза, научная теория, закон. Суть проблемы состоит в выявлении, осознании и формулировании противоречий в научном знании. Сущность метода гипотезы заключается в выдвижение и обоснование предположений, с помощью которых можно дать объяснение эмпирическим фактам, не укладывающимся в рамки традиционных объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов, теорий. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют экзистенциальные гипотезы, предположения о существовании явлений, еще неизвестных науке. На основе проверки гипотез формулируется научная теория – логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, выраженное особой системой понятий. Любая научная теория выполняет не только описательную, но и прогностическую функцию, помогая определить направление дальнейшего развития общественных явлений и процессов. Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Выделяют следующие виды законов: 1) специфические, или частные; 2) общие для больших групп явлений; 3) всеобщие, или универсальные, законы. Знания, полученные в ходе теоретических исследований и чувственного познания могут быть одинаково истинными.

Для развития научного знания характерны две противоположные, но взаимосвязанные тенденции: дифференциация – разделение, расчленение научного знания на части, научные направления и интеграция – сближение и связь различных частей, взаимное проникновение различных направлений научного знания на основе использования методологии других наук, совместного решения проблем.

Основной особенностью социального познания как разновидности познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Как следствие, получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания. Это во многом объясняет наличие различных, часто противоположных выводов и оценок при рассмотрении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Фактом называется фрагмент состоявшейся действительности. Различают три вида социальных фактов: 1) действия (поступки) отдельных индивидов или социальных групп; 2) продукты материальной или духовной деятельности людей; 3) словесные социальные факты: мнения, высказывания, оценки людей (фактом является, например, существование определенного мнения, а не само содержание мнения).

Отбор фактов, а также их интерпретация (истолкование, объяснение) зависят и от мировоззрения исследователя, интересов социальной группы, к которой он принадлежит, поставленных задач. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины, однако это связано с рядом проблем:

1) общество является достаточно сложным по структуре объектом познания, к тому же находящимся в постоянном развитии;

2) в социальном познании ограничена возможность применения эксперимента как метода эмпирического исследования. Социальные эксперименты далеко не всегда заканчивались позитивными результатами. Поэтому наиболее распространены методы научной абстракции, моделирования.

Основными требованиями к социальному исследованию являются: изучение не только самого социального явления, но и причин, результатом которых оно явилось; рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии; анализ интересов и деятельности субъектов социального процесса.

В том случае, когда между социальными явлениями выявляются устойчивые и существенные связи, говорят об открытии исторических закономерностей, т.е. общих черт, присущих группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей составляет сущность конкретно-исторического подхода в социальном познании. Основными методами социального познания являются: 1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) разработка сценариев будущего; 5) экспертная оценка.

Еще одной целью социального познания является социальное прогнозирование, т.е. получение знаний о будущем общества. В зависимости от содержания и назначения выделяют четыре вида социальных прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, предостережения. Поисковые прогнозы (реалистические) отталкиваются от реалистических оценок существующих тенденций развития общества и составляются непосредственно для выяснения перспектив его развития. Нормативные прогнозы ориентированы на достижение в будущем каких-либо целей и содержат практические рекомендации для осуществления планов развития. Аналитические прогнозы имеют целью определение познавательной ценности тех или иных методов и средств исследования будущего. Прогнозы-предостережения составляются для воздействия на сознание и поведение людей для предотвращения негативного будущего.

Уровень достоверности социальных прогнозов зависит от нескольких факторов: 1) от степени удаленности друг от друга во времени объекта и субъекта прогнозирования; 2) от того, насколько прогноз обоснован знанием соответствующих закономерностей; 3) от уровня системности в прогнозировании. В целом социальное прогнозирование можно охарактеризовать как комплексное междисциплинарное исследование.

Если ученый обращается к фактам, законам, закономерностям общественного развития, то результатом его познания становится социальное знание . Если же он исследует мир человека, мотивы и цели его деятельности, человека в сфере умственной, нравственной и общественной деятельности, то результатом познания ученого становится гуманитарное знание . При классификации социальных наук основанием деления обычно служит предмет исследования. По этому основанию социальные науки делят на:

1) исторические – отечественная история, всеобщая история, археология, этнография и др.;

2) экономические – экономическая теория, бухгалтерский учет, статистика и т.д.;

3) философские – история философии, логика, этика и др.;

4) филологические – языкознание, журналистика и др.;

5) юридические – теория и история государства и права, уголовное право, конституционное право и др.;

6) педагогические – общая педагогика, теория и методика обучения и воспитания и др.;

7) психологические – общая психология, социальная психология и др.);

8) социологические – теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и др.;

9) политические – теория политики, политическая конфликтология, политические технологии и др.;

10) культурология – теория и история культуры, музееведение.

Итак, человек, общество находятся в центре внимания общественных (социальных) и гуманитарных наук. Изучение законов общественного развития занимаются общественные науки, исследованием индивидуально-личностных факторов занимаются гуманитарные науки. Человек как социальное существо, общественные группы и общество в целом изучаются такой наукой как социология . Психология исследует психику человека, социальная психология – психологию социальных групп. Экономические отношения между людьми изучают экономические науки , отношения власти – политология , наиболее общие законы развития природы, общества и познания – философия , прошлое и настоящее общества – история .

Размышляя о специфике социального и гуманитарного знания, отметим следующее (см. Таблицу № 1 ).

Таблица № 1. Специфика социального и гуманитарного знания

Социальное знание

Гуманитарное знание

Особенности: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей

Особенности: выделение собственно научной гуманитарного знания и эзотерического знания, основанного на чувствовании, интуиции, вере

Объект: общество

Объект: человек

Предмет: социальные связи и взаимодействия, особенности функционирования социальных групп

Предмет: уникальное, неповторимое, во взаимосвязи с понятием личности; проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа.

Науки: социология, политология, право, политическая экономия, экономика

Науки: филология, искусствоведение, история, культурная антропология, психология и т.д.

- строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); - приобретает характер прикладных исследований; - включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.

Ведущая познавательная ориентация: - рефлексирует по поводу социокультурного смысла данного факта; - рассматривает в качестве текста любую знаково-символическую систему, имеющую социокультурный смысл; - предполагает диалогичность.

Предметом гуманитаристики является уникальное, неповторимое, что чаще всего связано с понятием личности, когда она (личность) выделяется из среды, способна совершать выбор. Это проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа. Часть этого знания входит в компетенцию науки, отвечая всем критериям предмета научного познания. Есть, однако, и другая часть, которая связана с понятиями чувствования, интуиции, веры, или, например, эзотерическое знание. Поэтому понятие гуманитарного знания - более широкое, чем гуманитарной науки, так как может включать в себя сферы, которые в строгом смысле научным знанием не являются. Обращение к таким понятиям как “бытие”, “любовь”, “жизнь”, “смерть”, “истина”, “красота” и т.п. предполагает многозначность, так как такого рода категории не имеют и не могут иметь “по определению” единственно верного смысла.

Для социальной науки главное - выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ глубинных структур, влияющих на поведение людей, когда мотивация этого поведения для них неочевидна.

С этой точки зрения социология , экономика , политология , право , политическая экономия - социальные науки, но не гуманитарные области, а филология, искусствоведение, история - классические образцы гуманитарного знания (хотя в них и используются ныне точные методы исследования). Если данное утверждение вряд ли кто-нибудь станет оспаривать, то относительно культурологии споры подобного рода довольно часты в профессиональном сообществе. Тому есть, по крайней мере, две причины: во-первых, в российском обществе идет становление новой области знания, границы которой еще четко не очерчены, и, во-вторых, это связано с многозначностью понятия культуры: выбор той или иной базисной позиции диктует соответствующую исследовательскую процедуру. На наш взгляд, культурология принадлежит к междисплинарным наукам и имеет оба этих пласта.

Своеобразие гуманитарного знания, однако, выводится не только из предмета исследования и, может быть, не столько из него, сколько из ведущей познавательной ориентации.

Для гуманитарного типа познания важен текст как основа для рефлексии по поводу социокультурного смысла данного факта, исследователь пытается выяснить не только то, что история говорит о себе, сколько то, о чем она умалчивает, зашифровывая в своих текстах. Гуманитарное и социальное соотносятся так же, как природа и естествознание.

В частности, социальная наука должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте. Кроме того, для современного состояния социальных наук становится выраженной тенденция перехода к их новому качеству, когда они все более приобретают характер прикладных исследований, включая в свой методологический арсенал процедуры не только аналитические, но и разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.

Разумеется, интересующие нас сферы взаимодействуют между собой и взимодополняют одна другую. В свое время выделению социологии в самостоятельную дисциплину предшествовало отделение психологии от философии и физиологии .

Во второй половине ХХ века начинает проявляться тенденция на комплексное изучение человека и социальных систем, культурных объектов и процессов в ходе совместной жизни и деятельности. Появляется термин «социогуманитарное знание». Сравним естественнонаучное и социогуманитарное знание (см. Таблицу № 2 ).

Таблица № 2. Специфика естественнонаучного и социогуманитарного знания

Естественнонаучное знание

Социогуманитарное знание

Объект познания: природа

Объект познания: человек

Субъект познания: человек

Субъект познания: человек

«Объективный» характер

Оценочный характер

Методы познания: количественные и экспериментальные

Методы познания: историко-описательный, историко-сравнительный, функциональный и др., предполагают интерпретацию автора

Установка в методологии: анализ

Установка в методологии: синтез

    В сфере социально-гуманитарного знания особое место принадлежит философским методам .

    Феноменологический метод направляет ученого на выявление смыслов и значений, которые придаются социальным явлениям участниками социальных действий.

    Общенаучных методы : наблюдения, социальный эксперимент, методы описания и сравнения, историко-сравнительный метод, методы идеализации, моделирования, мысленного эксперимента.

3) Частнонаучные методы – это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной либо в нескольких отраслях социально-гуманитарного знания . Среди специфических методов социально-гуманитарных наук можно выделить наиболее значимые:

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей; различают письменные опросы (анкетирование) и устные опросы (интервьюирование);

Монографический метод – метод изучения отдельного случая; всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений;

Биографический метод – метод исследования субъективной стороны общественной жизни индивида, основанный на личных документах, в которой кроме описания определенной социальной ситуации содержится также личный взгляд пишущего;

Идиографический метод – метод, заключающийся в описании объекта в его неповторимой уникальности, интерпретирующий социальные факты на основе их отнесения к той или иной ценности.

Существуют два основных вида наук - естественные, которые изучают природу, и общественные, которые изучают общество и человека. Основными, фундаментальными естественными науками являются физика, химия, биология. Главные общественные (их также называют социальными и гуманитарными) науки изучают основные сферы общественной жизни: экономическая наука исследует экономическую сферу жизни людей; социология - различные социальные общности и типы взаимосвязей людей; теория государства и права, а также политология - политическую и правовую организацию общества; культурология - духовную сферу общества. Важнейшее место в системе социально-гуманитарных наук занимает историческая наука, поскольку все стороны общественной жизни имеют богатое прошлое и непрерывно изменяются во времени.

Особое место в человеческом знании занимает философия: она стремится уяснить наиболее общие - мировоззренческие - вопросы отношения человека к природе, обществу, истории и культуре.

Основная цель любой науки состоит в обнаружении закономерностей в изучаемой ей сфере реальности. Такие закономерности существуют и в природе, и в обществе. Однако наряду с этой общей чертой всех наук у естественных и социальных наук есть и отличия, которые обусловлены различиями закономерностей природы и общества.

В самом общем виде закон - это определенная повторяемость или регулярность, которая обнаруживается в некоторой сфере реальности. Такие регулярности мы постоянно наблюдаем вокруг себя. Например, за днем всегда следует ночь, камни падают, когда мы выпускаем их из рук, и т.п. Ученые устанавливают более сложные и тонкие регулярности и выражают их в виде законов науки настолько точно, насколько это возможно. Изучая различные науки в школе, вы познакомились со многими такими законами.

В чем социальные законы сходны с законами природы, и чем они отличаются от них? Некоторые мыслители говорили о том, что социальные законы более сложны и их труднее обнаруживать, чем законы природы. Например, родоначальник социологии Огюст Конт сравнивал социальные закономерности с законами метеорологии. На социальные явления, как и на атмосферные процессы, воздействует очень большое количество факторов, которые переплетаются и накладываются друг на друга. Поэтому регулярности поведения людей в обществе трудно обнаружить из-за множества деталей и сил, которые действуют на них.

Однако нужно отметить, что это не может служить принципиальным отличием социальных закономерностей от законов природы. Нельзя считать, что в природе все процессы протекают по строгим и точным законам, которые можно выразить в виде математических формул. Такое представление было характерным для классической механики XVII-XVIII вв., которая рассматривала природу как гигантский механизм, подобный часам и управляемый точными и простыми законами. Но лишь немногие природные системы похожи на часы или другие механизмы. Действительно, наша солнечная система представляет собой такую систему, в ней планеты движутся «подобно часам». Но, например, ураганы или извержения вулканов, также подчиняющиеся физическим законам, мало напоминают работу механизмов. Мир природы управляется не только строгими законами механики, но и вероятностными закономерностями. С другой стороны, многие социальные процессы более закономерны, чем движение облаков или капризы природы.

Например, в экономике действуют достаточно строгие закономерности, которые, как и законы природы, можно выразить в математическом виде.

Нельзя считать, что жизнь человека в обществе произвольна и хаотична. На жизнедеятельность людей оказывают воздействие достаточно устойчивые факторы: базисные жизненные потребности людей, социальные обычаи и нормы, правовые законы и т.п. Помимо этого на социальную жизнь влияют биологические факторы и природная среда. В результате этого действия людей и социальных групп становятся в значительной степени упорядоченными, повторяемыми. И это служит источником существования устойчивых социальных закономерностей.

В этих закономерностях отражаются систематически воспроизводимые отношения между индивидами и различными социальными группами. Существуют также закономерности развития обществ, например, их переход от традиционного типа общества к индустриальному типу. Весьма строгие законы, как уже говорилось, действуют в экономической сфере.

Важными и весьма распространенными формами выражения социальных закономерностей являются типологии и классификации. Ниже вы познакомитесь с многочисленными примерами таких типологий. В социальных науках устанавливаются типы социальных групп и социальных действий, типы власти и государственных режимов, типы экономических систем и цивилизаций и т.п. Типологии и классификации позволяют упорядочить и в сжатом виде выразить многочисленные и разнообразные социальные явления. Это также говорит о том, что в социальном мире царит не хаос, а определенный порядок. Социальные типологии выражают этот закономерный порядок подобно тому, как биологические классификации или таблица Менделеева выражают порядок в мире живого или в многообразии химических элементов.

Итак, и в природе, и в обществе явления и процессы протекают более или менее закономерно. Однако у социальных законов есть черты, которые отличают их от законов природы. Основные отличия состоят в следующем:

  • ? социальные законы описывают и объясняют деятельность людей как существ, обладающих сознанием. В одной и той же ситуации разные люди могут совершать разные поступки в зависимости от своего понимания этой ситуации, от волевых, нравственных решений и т.п. Законы природы не имеют дела с сознанием;
  • ? социальные законы историчны. Общества изменяются, а вместе с ними изменяются законы. Например, законы современной экономической жизни не годятся для описания хозяйственной жизни древних обществ и наоборот;
  • ? социальные законы в силу сложности и многообразия социальных факторов выступают, скорее, как закономерности, тенденции.

Они не могут быть такими точными, как закон всемирного тяготения. Поэтому эти законы редко можно выразить в математической форме;

Социальные законы не дают возможности однозначно предсказывать будущие явления. Астрономы, например, могут предсказывать солнечные затмения на сотни лет вперед. Но общество развивается так, что могут быть неожиданные изменения, которые направляют его развитие по трудно предсказуемым путям. Например, сто лет назад никто не мог предсказать, что появятся компьютеры, которые столь широко войдут в производство и другие сферы жизни людей, что это превратит современное общество в информационное, постиндустриальное общество.

Несмотря на все эти отличия, социальные законы, как и законы природы, являются объективными. Они не создаются сознательно людьми или социальными группами, как, например, юридические законы. Как правило, люди поступают в соответствии с социальными законами, не осознавая этого. Вот почему требуются специальные общественные науки, которые позволяют открывать социальные закономерности.

Знание законов общества столь же необходимо, как и знание законов природы. Это позволяет нам лучше понимать общество, в котором мы живем, позволяет в определенной мере предвидеть и управлять социальными процессами, а также лучше понимать ход развития истории.

Таким образом, можно сказать, что и в природе, и в обществе действуют устойчивые тенденции, закономерности. Но законы общества имеют заметные отличия от законов природы,

Контрольные вопросы

  • 1. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Чем наука как специализированный вид познавательной деятельности отличается от повседневного опыта?
  • 2. Почему передовые современные общества называют «обществами знания»?
  • 3. Эксперимент - это специально сконструированная ученым, «искусственная» ситуация, в которой наблюдаются и измеряются определенные явления. В чем состоят трудности экспериментов с людьми или с животными?
  • 4. Индукция - это метод вывода закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов. Приведите примеры индуктивных выводов.
  • 5. В какой из изучаемых в школе наук наиболее широко применяется дедуктивный метод?
  • 6. Чтобы объяснить какие-то явления, ученые выдвигают гипотезы. Но гипотез можно придумать много. Как выбирают из них наиболее подходящую? Как гипотеза превращается в обоснованную закономерность?
  • 7. В чем социальные законы сходны с законами природы?
  • 8. Мы считаем, что законы движения материальных тел действовали во все времена и действуют во всех уголках Вселенной. Почему действие социальных законов может быть ограничено во времени и пространстве, почему современные законы могут быть неприменимы для иных исторических эпох и цивилизаций?
  • 9. Государственная Дума России занимается законодательной деятельностью, в результате которой принимается много различных законов. С другой стороны, ученые - экономисты и социологи - пытаются обнаружить законы, по которым функционирует и развивается социально-экономическая система. Чем различаются эти два вида законов?

Важная часть науки - социальные и гуманитарные знания. В чем их специфика? Чем отличаются социальные знания от гуманитарных?

Факты о социальных знаниях

Под социальными понимаются знания об обществе, о тех процессах, что происходят в нем. Это может быть взаимодействие людей друг с другом на уровне решения бытовых вопросов, в области бизнеса, в сфере политики. Социальные знания призваны обеспечивать лучшее понимание особенностей данного взаимодействия, а также содействовать успешному разрешению отмеченных вопросов. Это возможно за счет изучения исторических фактов, проведения различных исследований, анализа общественных процессов.

Главные научные дисциплины в рамках социальных знаний - социология, история, политология. В некоторых случаях ученые задействуют инструментарий из иных наук - например, математики (как вариант, если стоит задача - вывести ту или иную статистику), экономики (если нужно выявить влияние хозяйственных процессов на общество), географии (для определения закономерностей, характеризующих общественные процессы в тех или иных регионах).

Основными ресурсами социального знания можно считать:

  • событие, отражающее факт взаимодействия людей друг с другом (например, это могут быть выборы в органы власти, митинг, манифестация, шествие, конференция);
  • процесс, формирующийся за счет взаимодействия людей друг с другом (переговоры, соревнование, миграция).

Посредством соответствующего научного инструментария исследователь выявляет то, какие факторы влияют на ход тех или иных событий и процессов, а также то, каким образом они могут влиять на развитие общества.

Факты о гуманитарных знаниях

Под гуманитарными понимаются знания о человеке как самостоятельном субъекте мышления и действия. В большинстве случаев они связаны с общественными процессами, поскольку люди так или иначе взаимодействуют между собой. Но исследование коммуникаций человека с другими людьми в гуманитарном знании осуществляется прежде всего исходя из рассмотрения личных мотивов, целей, духовных ценностей, приоритетов участников взаимодействия.

Главные научные дисциплины в рамках гуманитарных знаний - философия, психология, лингвистика, антропология. Но, безусловно, значительный объем исторических, политологических и социологических знаний также, по сути, изучает гуманитарные процессы.

Основным ресурсом гуманитарного знания можно считать некий первоисточник, характеризующий действия и установки человека или группы людей. Он может быть реальным и представлять собой, к примеру, отраженные в документах цитату, публичное выступление, дневник, художественное произведение конкретного человека или группы людей. Он может быть абстрактным, выраженным в виде культурного наследия, правовых традиций, обычаев. Посредством научного инструментария изучается то, что повлияло на формирование того или иного первоисточника - реального или абстрактного, и как это может воздействовать на сложившиеся научные подходы к пониманию сущности действий и мотивов человека.

Сравнение

Главное отличие социальных знаний от гуманитарных в том, что первые изучают общество, а вторые - человека. Безусловно, их объект во многом совпадает, поскольку современный человек в большинстве случаев является частью общества. Которое, в свою очередь, состоит из людей.

Социальное знание достаточно легко сочетается с гуманитарным. Научные методы, что характерны для второго направления науки, как правило, всегда можно дополнить концепциями, свойственными первой научной сфере, - и наоборот. Например, в антропологических исследованиях могут рассматриваться факты, выявляемые учеными-историками. В политологии, в свою очередь, для изучения тенденций в социально-политических процессах могут потребоваться знания из сферы психологии, лингвистики.

Определив, в чем разница между социальными и гуманитарными знаниями, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Знания социальные Знания гуманитарные
Что между ними общего?
Социальные знания могут дополняться гуманитарными - и наоборот
Научные методы, характеризующие социальные знания, могут использоваться при исследовании различных объектов в гуманитарном знании - и наоборот
В чем разница между ними?
Изучают главным образом общество Изучают преимущественно человека
Важные дисциплины - история, политология, социология Главные дисциплины - психология, лингвистика, философия, антропология
Основной объект изучения - события и процессы, отражающие взаимодействие людей друг с другом Основной объект изучения - первичные источники, отражающие деятельность человека как самостоятельного субъекта

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В современном научном познании можно выделить следующие основные виды (формы):

1) Познание природы и соответствующий класс наук (естествознание).

2) Познание человека и науки – Человекознание или Гуманитарные науки.

3) Познание общества – Обществознание (социальные науки).

4) Познание самого познания – гносеология и эпистимология (изучает источники, методы и формы научного познания).

5) Познание мышления – логика.

В структуре современного научного знания выделяют следующие классы наук:

1) Логико-математические науки;

2) Естественные науки;

3) Инженерно-технические (технологические);

4) Социально-гуманитарные науки

Социально-гуманитарные науки.

Два противоположных подхода:

1) Соц-гум.наук нет – только гуманитарные, т.к. человек – объект.

2) Никакой гуманитарной науки не существует, только социально-гуманитарные. Т.к. человек в обществе!

Главная цель блока социально-гуманитарных наук – познание человека, познание общества, культуры, которая обслуживает данный процесс.

Соотношение СГН с естественно-научным познанием.

1) По природе своей естественно-научное и гуманитарное познание идентично, только объект разный (позитивизм). Есть понятии енаука и структура научного знанаия, соответственно, если СГН – дисциплина, то и особых отличий между СГН и естествознанием нет.

2) Это вообще несопоставимые вещи:

Натуралистика: эти науки различные, но сами методы и способы идентичны. Инструментарий один и тот же.

Гуманитаристика: полностью отличаются, специфические методы и т.д. Что работает в естественно-научном – не работает в социально-гуманитарном.

Специфика любого блока наук определяется предметом и объектом изучения, но есть нечто общее у всех наук: процесс общей методологии. Общее – общенаучные методы, средства и приемы (дедукция, индукция, анализ, синтез). Но у каждой науки специфическая картина мира и специфические средства и методы познания.

В рамках социально-гуманитарных наук можно условно выделить подвид гуманитарных наук (философия, история, психология, культурология, филология и др.) и социальные (экономика, социология, политология, юриспруденция, демография, этнография и др.)

В социально-гуманитарных можно выделить фундаментальные и прикладные научные дисциплины.

Фундаментальные:

Философия:

История философии;

Гносеология;

Социальная философия;

Эстетика и др.

Новейшая история;

Отечественная история…

Экономические:

Политэкономия;

История экономической мысли;

Экономика труда.

Прикладные:

Социология – микро- и макросоциология.

Особенности социально-гуманитарных наук:

Общество, в отличие от естествознания – абстрактный объект, который выделить как в естествознании не получается. Для выделения объекта используется какая-либо теорий для очерчивания человека или общества, т.к., например, человек 17 и 19 века – разные явления.

1) Проблема выделения объекта и предмета науки

Объект – действительность (фрагмент реальности) или прикладывает руку теория

Предмет – это трансформированный объект, который преобразуется исходя из целей и средств исследования. Ужатый объект до уровня предмета, то во что трансформировалась природа объекта, а не вырезанный кусок, мысленная конструкция.

2) Ориентация научных исследований в социально-гуманитарных науках. Ориентация говорит: принцип историзма – неотъемлемый элемент социально-гуманитарных наук, всё рассматривается лишь в движении, в динамике!

3) Изучая человека и общество исследователь должен ориентироваться на природу этих феноменов, на соответствующий язык, жизненный уклад, формы поведения, исторический период развития и т.д.

4) В социально-гуманитарных науках велика роль понимания как осмысления действительности и как изучения смысла вложенного в действительность. Герменевтика изучает проблему понимания.

5) В социально-гуманитарных науках существует специфический набор методов, приемов, средств, способов, подходов к изучению действительности, что объединяется термином методология социально-гуманитарных наук. При этом общенаучные методы проходят очищение и соответствующую интерпретацию перед их применением в социально-гуманитарном познании.