Контрольная работа стресс как биологическая и психологическая категория. Значение нервной системы в преодолении стресса. Формы проявления стресса

«Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психологической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов».

Здесь следует отметить, что с точки зрения биологической целесообразности (применение стратегии «Борьбы или бегства») стресс повышает эффективность функционирования систем органов – например, когда человек убегает от агрессивно настроенной собаки или участвует в спортивном соревновании. Снижение работоспособности происходит только тогда, когда природные программы поведения вступают в противоречие с социальными нормами или условиями интеллектуальной деятельности (что проявляется, например, при стрессе авиадиспетчеров или биржевых маклеров).

1.2.2. Особенности психологического стресса

Психологический стресс в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится @@@@@21, 23#####. В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порой вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

Другая особенность психологического стресса – существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации @@@@@4#####. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций @@@@@16#####.

Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в табл. 1.

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?» Если ответ «Да» – это биологический стресс, если «Нет» – психологический.

Таблица 1. Отличия между биологическим и психологическим стрессом.

Таблица 1. (Окончание).

Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).

Таблица 2. Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса.

Данный процесс можно выразить в виде следующей схемы (рис. 4).

Рис. 4. Механизмы формирования психологического стресса.

1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний

Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний достаточно сложна и в большинстве случаев весьма условна. Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность. При достаточной интенсивности и длительности такие эмоциональные явления, как страх, тревожность, фрустрация, психологический дискомфорт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационного синдрома @@@@@16#####.

Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от процесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальными и вегетативными изменениями, а утомление определяется высшими этажами нервной системы, в первую очередь – корой больших полушарий. Однако между ними есть и «переходные точки»: утомление развивается при начале истощения активации, вызванного симпатическим регулированием, что запускает активность парасимпатического отдела, способствующего восстановлению потраченных ресурсов. Преобладающая активность парасимпатической системы при утомлении выражается в снижении речевой активности, стремление к покою и легкости возникновения сонного торможения @@@@@16#####. По мнению В. В. Суворовой, только крайне редко сильное утомление может запускать развитие и симпатических реакций, выражающееся в перевозбуждении и нарушении сна. В реальной трудовой деятельности утомление может проявиться:

+ или в снижении интенсивности труда работника при сохранении величины начального напряжения его физиологических функций (снижение производительности труда);

+ или в увеличении степени напряженности физиологических функций при неизменных показателях количества и качества труда (возрастание «цены результата труда»);

+ или (что бывает наиболее часто) в некотором снижении трудовых показателей с одновременным увеличением напряжения физиологических функций.

В последней ситуации утомление к концу работы может быть достаточно глубоким, и для восстановления нормального функционального состояния организма потребуется продолжительный отдых.

В случае если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового периода, то в этот период утомление развивается более быстро и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период. Это показывает, что утомление обладает способностью к накоплению, постепенно переходя в качественно новое состояние – переутомление . Последнее обычно определяется как хроническое утомление, не ликвидируемое за обычные периоды отдыха (ежедневный и еженедельный). Синдром умственно-эмоционального переутомления расценивается некоторыми авторами как особое нозологическое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями, которое в неблагоприятных условиях может переходить в болезнь @@@@@11#####. Особую роль в развитии нервного перенапряжения и хронического утомления играют наследственно-конституционные факторы, ибо без учета генотипических особенностей трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги в экстремальных ситуациях у разных индивидуумов.

Введение

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины ХХ века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.
Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья».
При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники зачастую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содержание, из-за чего у людей может складываться неправильное, искаженное представление об этом явлении. Для практического психолога желательно уметь выявлять не только психологические, но и физиологические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справляться с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психологам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной стороны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем предмете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем минимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, который позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном пособии большое внимание уделено физиологическим и медицинским аспектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к четвертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов, как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, – в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому задачей данного специального предмета является соединение воедино полученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.
В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.
По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь – психологические) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.
В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и задания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавателей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.

Список сокращений

АД – артериальное давление.
АДС – артериальное давление систолическое.
АДД – артериальное давление диастолическое.
АКТГ – адренокортикотропный гормон гипофиза.
АТ – аутогенная тренировка.
ВИК – вегетативный индекс Кердо.
ВНД – высшая нервная деятельность.
ВНС – вегетативная нервная система.
ВСР – вариабельность сердечного ритма.
ИН – индекс напряжения регуляторных систем.
ИПС – интегральный показатель страхов.
НЛП – нейролингвистическое программирование.
НС – нервная система.
ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство.
СМР – сенсомоторная реакция.
ЧСС – частота сердечных сокращений.
ЦНС – центральная нервная система.

Глава 1
Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине

1.1.1. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» @@@@@2; с. 105#####.
До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.
Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.
Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:
+ cтадию тревоги;
+ стадию резистентности (адаптации);
+ стадию истощения.
На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.
На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.
Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.
Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые, собственно, и выполняют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался, и соответственно нервной системе в его концепции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс @@@@@2#####. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.
Так, по мнению В. В. Суворовой, стресс – это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» @@@@@16#####.
Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» @@@@@6#####.
Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий (рис. 1).
В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера (рис. 2).


Рис. 1. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс.


Рис. 2. Факторы, способствующие переходу первичного стресса в дистресс.
Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» @@@@@2; с. 109#####.
Специалисты в области психологии труда указывают, что «проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно “бороться” со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс» @@@@@13; с. 243#####.
В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с которым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса процесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается определенными негативными эмоциями, такое положение вещей не является единственно возможным.
При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки @@@@@21#####.
Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описанию дистресса.
Что же такое стресс и какое определение можно дать этому понятию? Удивительно, но на этот кажущийся простым вопрос нет однозначного ответа.
Сам Г. Селье определил стресс как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители» @@@@@2#####, однако, такое определение носит слишком общий характер и подходит к таким понятиям, как «рефлекс» или «раздражимость». Другие исследователи давали более объемные определения понятию «стресс», включая в него все взаимодействующие факторы, влияющие на итоговую картину стресса: сам стрессорный стимул, реакцию на него, когнитивную оценку угрозы, механизмы коппинга и пр. @@@@@25-26#####, однако подобное определение скорее относится к понятию «психологический стресс», о котором мы будет говорить позднее.
Существует также мнение, что уровень стресса зависит от суммарной разницы между давлением среды и адаптивностью организма соответственно, стресс есть комбинация стрессора и стрессовой реактивности @@@@@7#####.
С нашей точки зрения, стресс есть неспецифическая реакция организма на любые достаточно сильные или длительные воздействия внешней или внутренней среды, запускающая нейрогормональные механизмы адаптации к этим воздействиям . Другой вопрос – насколько успешной и адекватной является тот способ адаптации, который предлагается генетическими программами организма, но это мы обсудим в третьей главе учебного пособия.

1.1.2. Физиологические проявления стресса

Активация гипоталамуса

Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу @@@@@1, 3, 7, 12#####:
+ является высшим центром вегетативной нервной системы;
+ отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма;
+ управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники;
+ формирует эмоциональные реакции человека;
+ регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.
Таким образом, при первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении человека со стрессором, именно гипоталамус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций.
С одной стороны, он повышает активность симпатической нервной системы, а с другой – вызывает секрецию антистрессорных гормонов коры надпочечников (рис. 3).

Повышение активности симпатического отдела нервной системы

Нервная регуляция метаболизма в организме человека является итогом динамического баланса двух подсистем вегетативной нервной системы: ее симпатического и парасимпатического отделов. Задача симпатического отдела – помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы (если можно победить) или бегства (если враг сильнее). При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со временем запасы энергии в организме заканчиваются и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энергии в организме происходит возбуждение парасимпатического отдела, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха @@@@@12#####.
Соответственно на начальных этапах стресса первым повышается активность симпатического отдела, и в результате сердце бьется сильнее, дыхание учащается, мышцы напряжены, кожа бледнеет и на ней может выступать холодный пот. Если стресс продолжается достаточно долго (а также при ограниченных запасах адаптационной энергии или «слабом» типе высшей нервной деятельности человека) активируется парасимпатический отдел, что сопровождается слабостью, падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желудочно-кишечными расстройствами @@@@@21#####.


Рис. 3. Схема нервно-гуморальных процессов, происходящих в организме человека при стрессе. Темными стрелками показаны процессы, которые положены в основу концепции Г. Селье.

Включение гормональных механизмов

Следует отметить, что Ганс Селье получил Нобелевскую премию за открытие именно этого аспекта стрессорных реакций – активации коркового слоя надпочечников, которые помогают организму человека и животных преодолевать различные трудности с помощью специальных антистрессорных гормонов. Данная реакция также запускается гипоталамусом, но существенно отличается от предыдущей. Корковое вещество надпочечников при стрессе усиливает выделение двух групп гормонов: глюкокортикоидов и минералкортикоидов . Важнейшим гормоном первой группы является кортизол , который усиливает все обменные процессы, увеличивает концентрацию глюкозы в крови (которая образуется из аминокислот в печени), подавляет воспалительные процессы и снижает чувствительность к боли. Помимо глюкокортикоидов при стрессе возрастает количество минералкортикоидов , которые способны повышать артериальное давление за счет задержки натрия и воды в организме @@@@@7#####. В результате всех этих процессов повышается степень адаптации организма к повышенным требованиям внешней среды, однако следует помнить, что эти реакции хорошо подходили к преодолению физических факторов среды, способствуя реакциям «Борьбы или бегства», но мало помогают современному человеку при социальных стрессах.
Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро организму удастся справиться со стрессом, который последовательно проходит стадии тревоги, адаптации и истощения .
На первой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. То, что мы описали ранее, фактически и составляет суть этой стадии.
Если стресс-фактор продолжает воздействовать на организм, то наступает адаптация – стадия равновесия стрессора и защитных механизмов, на которой организму удается более или менее компенсировать ущерб от негативного воздействия. Эту стадию может испытывать спортсмен на середине длинной дистанции, руководитель фирмы во время выполнения ответственного проекта, студент в первой половине экзаменационной сессии.
Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограниченны. Поэтому если стрессорный фактор продолжает воздействовать на организм, физиологический стресс сменяется на патологический, другими словами – человек заболевает. Такие психосоматические заболевания , как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов.

Роль сердечно-сосудистой системы при формировании стрессорных реакций

Согласно результатам многочисленных клинических наблюдений и экспериментальных работ, сердечно-сосудистая система в первую очередь реагирует на стресс, а также становится одной из первых мишеней стресса @@@@@5, 9, 10#####. По мнению большинства исследователей, ведущим патогенным фактором в отношении сердечно-сосудистой системы при стрессах является нарушение проницаемости мембран сердечных клеток приводят к расстройствам их метаболизма и гипоксии @@@@@22#####. При этом исследователи подчеркивают двустороннюю связь стресса и ишемии сердечной мышцы: с одной стороны, ишемия нередко возникает как результат стресс-реакции, вызывающей спазм и тромбоз коронарных сосудов, а с другой стороны, ишемия, обусловленная любой причиной, вызывает боль, страх смерти, а в итоге – выраженный эмоциональный стресс @@@@@10#####.

Значение нервной системы в преодолении стресса

Отмечая несомненные заслуги Г. Селье, следует отметить, что в его теории явно недостаточное значение отведено роли нервной системы – главной регулирующей системе нашего организма, активно участвующей во всех процессах адаптации к неблагоприятным факторам среды. Изучая механизмы адаптации организма к возмущающим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, И. П. Павлова, Л. А. Орбели, Э. Геллгорна и других ученых, отметивших важнейшую роль нервной системы в формировании адаптивных реакций организма в условиях стресса.

Как отмечал академик К. В. Судаков, «центр тяжести исследований проблемы стресса из сферы нейроэндокринных взаимоотношений все более отчетливо перемещается в так называемую психическую сферу, основу которой бесспорно составляют эмоциональные переживания человека» @@@@@17; с. 5#####.
Начало физиологическому направлению исследований проблемы стресса положили работы У. Кеннона, создавшего теорию гомеостаза. Ведущее место в поддержании гомеостаза и во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит, по Кеннону, вегетативной нервной системе. Особую роль при этом он отводил симпато-адреналовой системе, мобилизующей организм для реализации наследственных программ «борьбы и бегства».
Большой вклад в изучение механизмов стресса внесли физиологи отечественной школы И. П. Павлов, Л. А. Орбели, П. В. Симонов. Физиолог Л. А. Орбели открыл феномен «трофического» действия симпатических нервов, одним из первых обнаружив возможность нервной системы напрямую влиять на обмен веществ в тканях, минуя эндокринные механизмы. В результате исследования закономерностей протекания нервных процессов в критических условиях И. П. Павлов создал теорию экспериментального невроза, согласно которой при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности (ВНД), происходит срыв слабого звена нервных процессов и извращение функционирования сильного звена. В его опытах в условиях экспериментального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза, который по своей сути являлся типичным стрессом, возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения, что позже подтвердилось в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Признавая выдающиеся заслуги И. П. Павлова в изучении физиологии ЦНС, следует помнить, что его исследования проводились на экспериментальных животных и их результаты не дают исчерпывающего представления о механизмах стресса у человека в связи с существованием у последнего второй сигнальной системы и особенностей жизнедеятельности в условиях социальной среды. Тем не менее, даже работая с животными, И. П. Павлов отмечал существенную роль индивидуальных факторов, в частности врожденного типа ВНД, в формировании картины формирующегося экспериментального невроза. То, что стрессовые ситуации могут приводить к значительным физиологическим нарушениям, было показано в опытах на обезьянах, где конфликтная ситуация с демонстративным лишением полового партнера приводила к возникновению устойчивой гипертензии и нарушению сердечной деятельности.
Как отмечал П. В. Симонов, «отрицательные эмоции возникают в ситуациях прагматической неопределенности, дефицита информации, необходимой для организации действий» @@@@@14; с. 34#####. На важную роль фактора неопределенности в возникновении и развитии психических стрессовых реакций указывается как отечественными @@@@@4#####, так и зарубежными исследователями @@@@@23#####.
В других работах было показано значение иных условий, способствующих развитию стресса:
+ иммобилизации @@@@@18#####;

/ Что такое стресс?

на YouTube начал работу новый канал профессора Юрия Щербатых "Формула долголетия", посвященный проблеме сохранения молодости и продления жизни человека. Первые два месяца видео будут посвящены различным аспектам долголетия, а затем будут выходить видео с конкретными рекомендациями по продлению жизни и повышению ее качества.

Видео №10 «Советы 102-летнего долгожителя - путь к здоровому долголетию»

В наше время «стресс» - чуть ли самое популярное слово. Семейная ссора - стресс, ребенок принес из школы двойку - стресс, подскочил курс доллара - стресс, не вдевается нитка в иголку - опять стресс, оставил машину в неположенном месте и из головы не выходит тревожная мысль об эвакуаторе - само собой стресс, а уж когда муж возвращается домой с работы позже обычного и от него при этом слегка пахнет женским парфюмом - то стресс вырастает до таких размеров, что молнии начинают сверкать! Но называя наши разнообразные психологические реакции на эти разные события одним словом мы не продвинемся на пути к пониманию, что же с нами происходит на самом и деле и как от этого избавиться.

Изначально термин стресс пришел из медицины - после того, как Ганс Селье обнаружил типичную реакцию организма на разнообразные повреждающие факторы среды в опытах на крысах. При этом важнейшим признаком стрессорной реакции было ее негативное воздействие на организм и гормональный ответ со стороны надпочечников, которые вырабатывали антистрессорные гормоны глюкокортикоиды. Эти вещества помогали крысам справиться с теми неприятностями, которые придумывал для них Ганс Селье. Он морозил их в ледяной воде, бил током, подвергал воздействию механических и химических факторов - в общем создавал им адскую жизнь. И в результате и у бедных крысок развивался стресс, который проявлялся в различных телесных нарушениях типа язвы желудка и нарушении эндокринной системы..

Но люди - не крысы! И стрессы у них проявляются тоже по-другому. Наше отличие состоит в том, что мы выдумываем себе большую часть наших неприятностей или многократно преувеличиваем в сознании возникающие проблемы. Поэтому и стрессы у нас не совсем такие, как у животных, которых изучал Селье. Поэтому в 1975 году Ричард Лазарус вел понятие «психологического стресса» как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено в том плане, что психологический стресс стал рассматриваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию

(например, трехдневный байдарочный поход второй категории будет сильным стрессом для офисного работника и легкой прогулкой для спортсмена-водника; или публичное выступление явиться сильнейшим стрессом для человека, не имеющего опыта, и легкой разминкой для матерого политика.).

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г.Селье, обладает рядом особенностей - в частности, он может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится. То есть стрессом может быть то, что не происходит в настоящий момент и не произойдет в будущем - если мы допускаем такой вариант теоретически (например стресс летать на самолете или беспокойство по поводу срыва важной сделки у бизнесмена).

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса:

«Наносит ли стрессор явное повреждение организму?» .

Если «Да» - это биологический стресс, если «Нет» - психологический.

Подводя итог сказанному давайте постараемся дать определение понятию стресс в применению к человеку:

«Стресс - это длительная системная (психологическая и гормональная) реакция организма на жизненные ситуации, которые человек считает угрожающими для своего благополучия, и не видит возможности для их быстрого разрешения» (Ю.В.Щ.).

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, опи­санного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфиче­ских особенностей, среди которых можно выделить несколько важ­ных* особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится .

1 Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2002, с. 456.

2 Там же, с. 457.


В отличие от животных человек реагирует не только на действи­тельную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вы­зывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмо­ционального стресса, к которому не всегда применимы закономерно­сти его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

Другая особенность психологического стресса - сущесвенное зна­чение оценки человеком степени своего участия в активном воздей­ствии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации . По­казано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной сис­темы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуа­ции обусловливает преобладание парасимпатических реакций .

Основные отличия между биологическим и психологическим стрес­сом отражены в табл. 1.

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разно­видности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное поврежде­ние организму?». Если ответ «Да» - это биологический стресс, если «Нет» - психологический.

Таблица 1. Отличия между биологическим и психологическим стрессом

Продолжение


1.2. Психологический стресс 27

Таблица 1. (Окончание)

Параметр Биологический стресс Психологический стресс
Характер эмо­циональных переживаний «Первичные» биологиче­ские эмоции - страх, боль, испуг, гнев «Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с ког­нитивным компонентом - беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.
Временные гра­ницы предмета стресса Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)
Влияние лич­ностных качеств Незначительное Очень значительное
Примеры ф Переохлаждение, вы­званное долгим купанием ф Ожог горячим паром Ф Интоксикация, вызван­ная приемом алкоголя ф Вирусная инфекция ф Обострение гастрита по­сле приема острой пиши ф Травма (ушиб, перелом) ф Выговор, полученный от начальника Ф Повышение квартплаты ф Страх полетов на само­летах ф Семейный конфликт Ф Беспокойство за здоровье близких родственников ф Несчастная любовь ф Беспокойство по поводу будущего

Механизм развития психологического стресса можно продемонст­рировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в со­ответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или под­сознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка со­бытия. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоцио­нальная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающий­ся психологический стресс будет модифицироваться в сторону уси-


ления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).

Таблица 2. Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса

Субъективные факторы Усиление уровня стресса Уменьшение уровня стресса
Память о про­шлом Наличие неудачных выступ­лений в прошлом, провалы публичных выступлений Опыт успешных выступле­ний, презентаций, публич­ных докладов
Мотивации «Аля меня очень важно от­лично выступить на зашите и получить высшую оценку» «Мне все равно, как я вы­ступлю и какую оценку получу»
Установки ф «Все зависит от меня» ф «Во время публичных вы­ступлений все волнуются, а я особенно» 4 «От судьбы не уйдешь» ф «подумаешь, зашита дип­лома. Это всего лишь фор­мальность, не стоящая особых переживаний»
Ожидания Неопределенность ситуации, непонятно отношение чле­нов комиссии Определенность ситуации (ожидание благожелательно­го отношения к себе членов комиссии)

Данный процесс можно выразить в виде следующей схемы (рис. 4).

Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория


1.2. Психологический стресс 29

Щербатых Ю. В.

Щ61 Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-469-01517-3

Данное учебное пособие соответствует основным положениям Госстандарта по психологии. В книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и меди­циной. В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса.

Для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов высших учебных заведений, психологов-практиков, организующих семинары и тренинги по стресс-менеджменту, а также для всех интересующихся психологией.

ББК 88.352 УДК 159.942.5

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

13ВМ 5-469-01517-3

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006


Введение.................................................................................. 7

Список сокращений.................................................................. 10

ГЛАВА 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине..................... 12

1.1.1. Классическая концепция стресса.............................. 12

1.1.2. Физиологические проявления стресса..................... 15

1.2. Психологический стресс.................................................. 20


(эмоционального) стресса......................................... 20

1.2.2. Особенности психологического стресса............... 24

1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний..... 28

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний.............. 31

Литература............................................................................. 32

ГЛАВА 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

2.1. Формы проявления стресса............................................ 35

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе...... 35



2.1.2. Изменение интеллектуальных процессов

при стрессе.............................................................. 39

2.1.3. Изменение физиологических процессов

при стрессе.............................................................. 41

2.1.4. Эмоциональные проявления стресса........................ 43

2.2. Оценка уровня стресса.................................................... 44

2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса.......... 44

2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса........ 53

2.2.3. Прогноз уровня стресса............................................ 59

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............... 64

Литература................................................................................ 65

ГЛАВА 3. Динамика стрессовых состояний

3.1. Общие закономерности развития стресса.................... 68

3.1.1. Классическая динамика развития стресса............ 68

3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень

стресса...................................................................... 73

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере
развития экзаменационного стресса......................... 76



3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса......................... 78

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний

детский опыт.............................................................. 78

3.2.2. Родительские сценарии............................................. 80

3.2.3. Личностные особенности....................................... 81

3.2.4. Факторы социальной среды.................................... 86

3.2.5. Когнитивные факторы............................................... 87

3.3. Негативные последствия длительного стресса................. 89

3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс.............. 89

3.3.2. Посттравматический синдром............................... 93

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............... 96

Литература................................................................................ 98

ГЛАВА 4. Причины возникновения психологического стресса

4.1. Субъективные причины возникновения психологического
стресса.............................................................................. 101

4.1.1. Несоответствие генетических программ современным
условиям................................................................... 101

4.1.2. Стресс от реализации негативных родительских
программ.................................................................. 103

4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом

и механизмы психологической защиты.................. 103

4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установками

и убеждениями личности..................................... 105

4.1.5. Невозможность реализации актуальной

потребности.............................. ........................... 109

4.1.6. Стресс, связанный с неправильной

коммуникацией..................................................... 111

4.1.7. Стресс от неадекватной реализации условных
рефлексов............................................................... 113

4.1.8. Неумение обращаться со временем

(стресс и время)....................................................... 114

4.2. Объективные причины возникновения психологического
стресса.............................................................................. 117

4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты
существования) ..................................................... 118

4.2.2. Взаимодействие с другими людьми....................... 119

4.2.3. Политические и экономические факторы............... 120

4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства.............................. 121

4.3. Каузальная классификация стрессоров........................... 122


4.3.1. Степень подконтрольности стрессора................... 122

4.3.2. Локализация стрессора........................................... 124

4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа.... 126

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............ 128

Литература.............................................................................. 130

ГЛАВА 5. Особенность профессиональных стрессов

5.1. Общие закономерности профессиональных стрессов... 132

5.1.1. Профессиональный стресс................................... 132

5.1.2. Феномен профессионального выгорания............ 138

5.2. Примеры профессиональных стрессов......................... 139

5.2.1. Учебный стресс....................................................... 139

5.2.2. Спортивный стресс............................................... 143

5.2.3. Стресс медицинских работников............................ 146

5.2.4. Стресс руководителя............................................... 147

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний.............. 149

Литература.............................................................................. 151

ГААВА 6. Методы оптимизации уровня стрессов

6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса................... 154

6.2. Способы саморегуляции психологического состояния

во время стресса.............................................................. 161

6.2.1. Аутогенная тренировка......................................... 161

6.2.2. Метод биологической обратной связи................ 167

6.2.3. Дыхательные техники............................................ 170

6.2.4. Мышечная релаксация.......................................... 171

6.2.5. Рациональная психотерапия.................................... 174

6.2.6. Диссоциирование от стресса................................... 176

6.2.7. Использование позитивных образов
(визуализация)......................................................... 177

6.2.8. Нейролингвистическое программирование........... 178

6.2.9. Физические упражнения.......................................... 182

6.2.10. Религия как способ борьбы со стрессами........... 183

6.2.11. Медитация........................................................... 185

6.3. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени

его наступления............................................................... 186

6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования
поведенческих навыков.................................................... 188

6.4.1. Коммуникативные навыки..................................... 188

6.4.2. Уверенное поведение.............................................. 189



6.4.3. Эффективное целеполагание как метод

профилактики стрессов.............................................. 193

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний.................. 195

Литература................................................................................ 196

Заключение............................................................................. 199

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Тесты.............................................................. 200

Приложение 2. Ответы к тестовым заданиям........................... 231

Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы

к экзамену......................................................... 232

Приложение 4. Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология

стресса и методы его коррекции»....................... 240

Приложение 5. Упражнения и практические занятия

по курсу «Психология стресса и методы

его коррекции».................................................. 244

Предметный указатель............................................................... 254


Введение

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фунда­ментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам при­спосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастани­ем числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликт­ных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматри­вал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психоло­гическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно слож­ная и чувствительная психика человека способна серьезно модифи­цировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмо­циональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрес­совыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диаг­ноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на произ­водстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья» 1 .

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники за­частую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содер­жание, из-за чего у людей может складываться неправильное, иска­женное представление об этом явлении. Для практического психолога


1 Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 326.


8 Введение


Введение 9

желательно уметь выявлять не только психологические, но и физио­логические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справлять­ся с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психоло­гам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной сторо­ны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем пред­мете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем ми­нимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, ко­торый позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном посо­бии большое внимание уделено физиологическим и медицинским ас­пектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к чет­вертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, - в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому зада­чей данного специального предмета является соединение воедино по­лученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.

В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», сту­денты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь - психологиче­ские) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных про­цессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основ­ные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного


курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладева­ют наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и за­дания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавате­лей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.


Список сокращений


АД - артериальное давление.

АДС - артериальное давление систолическое.

АДД - артериальное давление диастолическое.

АКТГ - адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ - аутогенная тренировка.

ВИК - вегетативный индекс Кердо.

ВНД - высшая нервная деятельность.

ВНС - вегетативная нервная система.

ВСР - вариабельность сердечного ритма.

ИН - индекс напряжения регуляторных систем.

И ПС - интегральный показатель страхов.

НЛП - нейролингвистическое программирование.

НС - нервная система.

ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР - сенсомоторная реакция.

ЧСС - частота сердечных сокращений.

ЦНС - центральная нервная система.


Глава 1

СТРЕСС КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Проблема стресса в биологии и медииине

1.1.1. Классическая концепция стресса

1.1.2. Физиологические проявления стресса

1.2. Психологический стресс

1.2.1. Введение понятия психологического
(эмоционального) стресса

1.2.2. Особенности психологического стресса

1.2.3. Дифферениировка стресса и других состояний


1 2 Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория


1.1. Проблема стресса в биологии и медииине 1 3