Актуальность проблемы стресса в современном мире. Причины стресса в современном обществе и его влияние на организм человека. Стресс и физические упражнения

Вы знаете как маленькие, с виду безобидные черви уничтожают огромное, здоровое и красивое дерево? Они постепенно, всевозможными путями проникаю внутрь дерева, обосновываются там, размножаются и постепенно «подтачивают» его изнутри, пока растительный организм не погибнет.

Вы знаете как маленькие, с виду безобидные черви уничтожают огромное, здоровое и красивое дерево? Они постепенно, всевозможными путями проникаю внутрь дерева, обосновываются там, размножаются и постепенно «подтачивают» его изнутри, пока растительный организм не погибнет. В современном обществе, как и у дерева есть свои «черви», которые незаметно «подтачивают» его изнутри превращая в постепенно умирающее и дряхлое образование. На фоне современного бешеного ритма жизни и обилия информации в мире людей червями выступают стресс и депрессия. Масштабы деятельности этих вредителей за последние годы приобрели колоссальные размеры. И это поистине бич современного общества!

Совсем недавно, 10 октября прошел Всемирный день психического здоровья. Эта дата стала отмечаться с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья.

Целью Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в наши дни на планете уже более 450 миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями. Это очень большая цифра! А в западных странах уже каждый седьмой является либо параноиком (шизофреником), либо подвержен депрессиям и страдает алкоголизмом!

Росту заболеваемости способствуют информационные перегрузки, политические и экономические катаклизмы в стране, а предвестниками заболеваний являются стрессы.

Жизнь в современных мегаполисах уже сама по себе располагает к стрессам. Даже ежедневные поездки на работу в общественном транспорте этому способствуют. Я уже молчу про неурядицы на работе, семейные проблемы и прочее. Мы настолько сильно ежедневно подвергаемся стрессовым ситуациям, что начинаем с этим смиряться, а так и до депрессии недалеко.

Не ругайте себя во всех неудачах, лучше успокоится, подумать, в чём Ваша ошибка, а затем попробовать решить проблему другим способом.

Составьте распорядок дня и старайтесь следовать ему.

За какие-либо достижения награждайте себя (например, купите красивую одежду и т.д.).

Занимайтесь спортом ежедневно (зарядка) или хотя бы 2 раза в неделю.

Периодически отдыхайте, как в одиночестве, так и вместе с семьёй.

Чаще общайтесь с близкими и друзьями.

И напоследок хотелось бы еще раз сказать - лучше предотвращать болезнь и бороться с ее причинами, чем со следствиями.

Будьте здоровы!

Депрессия — не безобидная слабость и признак лени, а серьезная болезнь, которая может настичь каждого, Каждый пятый на нашей планете страдает или в прошлом перенес хотя бы один депрессивный эпизод.

Здоровому человеку не по силам представить себе мучения людей, страдающих депрессией. Президент Авраам Линкольн по этому поводу писал: «Я сегодня самый убогий человек из всех живущих. Если бы мои чувства равномерно распределить по всему человеческому роду, на земле не нашлось бы ни одной улыбки. Буду ли когда-нибудь чувствовать себя лучше, не знаю».

От этих слов исходят безнадежность, ощущение тупика и пессимизм, и все это характерные спутники депрессии. Любому из нас приходилось расстраиваться, впадать в уныние, однако между этими ощущениями и картиной клинической депрессии немалая разница. Человек, ис-пытывающий депрессию, утрачивает способность к социальному и профессиональному поведению. Не дает покоя мысль, что все удачи были случайными, а все, что не удалось, это от бездарности. Память, как нарочно, подки-дывает все новые и новью воспоминания о всевозможных неудачах, человек попадает в замкнутый круг, выход из которого видит разве что в самоубийстве.

Термин «депрессия» часто используется не только в медицинской литературе, но и в обиходной речи. Дей-ствительно, эти понятия настолько многообразны; что позволяют описывать чувство внутреннего дискомфорта. В одних случаях депрессия приобретает форму меланхо-лии — тяжелого психического расстройства, приводящего к полной утрате трудоспособности столь же часто, как и мозговой инсульт, в других кратковременное ухудшение настроения может быть следствием проигрыша любимой футбольной команды. Описывая свое состояние, больные могут жаловаться на чувство тревоги (или беспокойства, нервозности) и одновременно на подавленное настроение (или чувство тоски и грусти). Разобраться в этих противо-речивых жалобах, не зная обстоятельств жизни больного, его социального положения, особенностей личности, семейного и личного анализа, непросто. Кроме того, депрессию и тревогу трудно разделить.

Помимо этого необходимо помнить, что симптомы не-вротических расстройств (депрессия, тревога — типичные непсихотические заболевания) изменяются со временем. Так, симптомы депрессии, наблюдавшиеся у больного в прошлом году, в этом могут смениться классическими признаками тревожного расстройства, а еще через 2 года — симптомами панического расстройства. Неудивительно, что в литературе нередко можно встретить выражения типа «депрессивная личность» или «постоянно озабоченный человек», по-видимому, некоторые люди более подвержены депрессии или тревожным расстройствам, чем другие. Полагают, что существует семейная предрасположенность даже к легким формам невроза.

Практические врачи не могут и не хотят тратить время на формулировки диагнозов, и если больной жалуется на подавленное настроение или повышенную тревожность, первый вопрос, который задаст ему опытный клиницист: как подавленное или тревожное состояние влияет на вашу жизнь?

Депрессия — психическое расстройство, оказывающее существенное влияние на социальную адаптацию и качест-во жизни и характеризующееся патологически сниженным настроением с пессимистической оценкой себя и своего по-ложения в окружающей действительности, торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением побуждений и соматовегетативными нарушениями.

Депрессия настолько распространена в современном мире, что одни называют ее болезнью XXI века, дру-гие — «психическим насморком». Это заболевание вышло за пределы психиатрии, с ним встречаются врачи всех специальностей.

Депрессия традиционно считается одной из наиболее распространенных форм психической патологии. Совре-менные эпидемиологические исследования подтверждают это представление. Установлено, что показатель частоты депрессий у населения неуклонно возрастает. В каждый данный момент депрессией страдает 110 миллионов обитателей нашей планеты.

К 2020 г. депрессия займет второе место среди всех соматических заболеваний, приводящих к инвалидности. В наступившем тысячелетий эта проблема выдвигается в разряд первостепенно значимых. Депрессией страдают миллионы жителей нашей планеты. Распространенность этого заболевания в развитых странах Европы и в США составила 5-10%.

В настоящее время во всем мире именно депрессия является одной из ведущих причин инвалидности и чет-вертой из девяти основных причин глобального бремени болезней (этот показатель суммирует годы, вычтенные из здоровой жизни за счет инвалидности или преждевре-менной смерти).

Хотя «депрессивная болезнь» и не представляет собой патологии, несовместимой с жизнью, а ее течение чаще носит ремиттирующий характер, т. е. имеются «светлые» промежутки с возможностью практического выздоров-ления, показатели нетрудоспособности, смертности при этой болезни и негативного влияния на качество жизни не уступают соответствующим данным по тяжелым, про-грессирующим соматическим заболеваниям.

Из совершаемых ежегодно 10-20 млн. попыток само-убийства (1 млн. завершается фатально) значительная доля (до 50%) приходится на больных, страдающих депрессией, при которой самоубийство является самым трагическим исходом.

В связи с актуальностью проблемы основной задачей становится обеспечение психофармакологического лечения психических расстройств и в первую очередь депрессий. Важную роль играет просвещение населения.

В 5-10% случаев депрессии развиваются у лиц по-жилого и позднего возраста. Однако даже выраженная депрессия служит поводом к обращению за медицинской помощью не чаще чем в 35-50% случаев. Всего40% больных депрессией обращаются за медицинской помо-щью, и только половина из них получает антидепрессан-ты. Около 40% всех депрессий протекает со стертыми проявлениями, причем 60-80% больных лечатся у врачей общей практики.

Спонтанно, сама по себе депрессия не пройдет. Если Вы обнаружили у себя или у своих близких симптомы этой болезни, обратитесь за медицинской помощью. Не стоит ждать, когда депрессия станет хронической. В острой форме она значительно лучше поддается лечению.

Статью подготовил профессор Никифоров Игорь Анатольевич . Клиника при кафедре наркологии и психотерапии осуществляет лечение депрессии , помогает выйти из депрессии и полностью справиться с депрессией .

Скрыться от стресса невозможно: он возникает даже при банальной смене температуры воздуха. Важно, как наш организм справляется и насколько он устойчив.

Человек на протяжении жизни не может полностью избежать стресса

Стресс в современном мире модифицировался: на смену необходимости сбежать от хищника пришла потребность в самореализации; поиск пищи заменился в наше время на сложную схему диет и упражнений; да и отношения стали чем-то большим, чем просто рядовым продолжением вида. Сюда можно добавить конфликты на работе, в семье, трудности социальной адаптации, проблемы со здоровьем, нехватку денег.

Что такое стресс

Это понятие появилось в 1930 г. благодаря канадскому физиологу Гансу Селье. Несмотря на короткий промежуток времени, термин прочно закрепился в нашем лексиконе.

Стресс - состояние, возникающее в ответ на условия внешней среды и их изменения; он характеризуется не только психическим, но и физическим проявлением. И вопреки расхожему мнению, стресс не всегда отрицательное явление, позитивные события нагружают нашу психику ничуть не меньше.

Разновидности стресса

  • острый;
  • хронический;
  • информационный;
  • физико-психический.

Острый - мгновенный ответ на проблему в жизни: утрата близкого человека, серьезная ссора, болезнь, любое непредвиденное событие, выводящее из равновесия.

Хронический возникает при постоянном нервном напряжении или частых потрясениях. Он может приводить к депрессии, болезням нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, общему истощению. Хронический стресс - ответ на низкую способность нашего организма адаптироваться к современным реалиям.

Информационный - современный вид стресса, актуальный для 21 века. Данных вокруг слишком много, и наш организм просто не успевает реагировать на всю поступающую информацию. Особенно это можно заметить у жителей мегаполиса. Человеческий мозг устроен так, чтобы реагировать на очертания предметов в дикой природе, анализировать их, воспринимать опасность; в городах же ландшафт совершенно идентичен, отчего возникает информационный «вакуум». Городские застройщики в нынешнее время пытаются исправить эту проблему, создавая разнообразный дизайн домов, разбивая парки и зеленые зоны.

Физико-психический-интенсивная физическая и психическая нагрузка оказывает большое влияние на наше тело и разум.

В зависимости от того, как стресс влияет на человека, выделяют стресс положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс).

Эустресс активирует человеческий организм на борьбу и преодоление препятствий, дает ощущение победы, когда неприятность остается позади.

Если же проблема надолго осталась в жизни, а учитывая многие факторы среды, это возможно, то эустресс переходит в дистресс. Организм быстро расходует свои ресурсы, возникает ощущение постоянной подавленности, начинаются депрессия, агрессия, раздражительность.

Стоит помнить, что депрессия - это серьезное заболевание, а не просто «плохое настроение» и лечить его следует, совмещая психологические и медикаментозные методы. Серьезное лечение может потребоваться, если депрессия оказывает сильные физиологические влияния на организм.

Депрессия — серьезное расстройство

Борьба со стрессом

Стресс в современном обществе - опасное явление, способное приводить к болезням (депрессии, физико-психическим расстройствам), но полностью избавиться от него нереально, даже если сменить привычный ускоренный ритм жизни на более медленный (переехать из города в сельскую местность).

Есть несколько способов, способных снизить влияние стресса на организм:

  • Спортивные нагрузки. Во время занятия спортом выделяется эндорфин и адреналин, которые положительно влияют на организм. Помимо мощной дозы «гормона счастья» человек также получает красивую фигуру и крепкое здоровье, что уже само по себе прекрасно.
  • Питомцы. В психологии существует метод «животной терапии», который применяется для людей со сложностями в социальной адаптации. Наличие собаки или кошки продлевает жизнь человека, так как владельцы их ведут более активный образ жизни. Питомцы помогают расслабиться после напряженного дня и обрести гармонию.
  • Медитация. В жизни нужно успевать не только делать все и сразу, но и расслабиться, замедлиться и остановиться, наблюдая за окружающим миром. Йога сегодня набирает актуальность среди людей, т.к. это физическая нагрузка, вырабатывающая соответствующие гормоны, положительно влияющие на организм.
  • Путешествия. Ничто так не бьет по депрессии, как смена обстановки, потребность в адаптации к новым условиям, избавление от рутины, новые впечатления. Необязательно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно съездить в соседний город, на море летом, исследовать неизвестный район собственного города. Есть множество бюджетных однодневных экскурсий. Приятный новый опыт на время переключит внимание, даст возможность отвлечься от напряженной жизни.
  • Лекарственные препараты. Стресс может вызывать бессонницу, болезни сердца, пищеварительные расстройства. Многие справляются с последствиями, глотая бесчисленные таблетки успокоительных и улучшающих пищеварение средств. По назначению врача следует принимать лекарства, способствующие восстановлению организма: седативные средства, антидепрессанты, комплексы витаминов, такие лекарства помогают избавиться от источника болезни, восстановить внутреннюю систему, поднять иммунитет и улучшить собственную адаптацию.

Домашние животные отлично снимают стресс

Влияние стресса на организм неизбежно, с ним сталкиваются все в независимости от района проживания, социального статуса, пола, возраста. Нет единственно верного решения, что избавит от всех проблем немедленно.

Бороться со стрессом нужно повышая собственную устойчивость, комбинируя разные методы, подбирая тот, который будет иметь наиболее благотворное влияние.

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17

Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

    Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

    Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

    Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

    Изучить методы борьбы со стрессом.

    Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса 1 .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость 2 .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня 3 .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс . Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям 4 .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности 5 .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности .

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни, работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента .

Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Высокий уровень стресса сопровождается психическим напряжением, которое на стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией.

Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины – вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем .

При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.

А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса .

Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники – как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.

Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.

Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях .

1.3 Методы борьбы со стрессом

Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это прежде всего выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях: на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда; на уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации.

Существуют несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации .

Во-первых, это мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.

Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. Например, сотрудники могут испытывать стресс, в связи с проводимой реорганизацией, разъяснение политики компании, привлечение большого числа работников к этому процессу помогут снять напряжение и вызванный им стресс.

В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное.

Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников. Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других – постоянство и привычные формы работы.

Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.


Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:

1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать, чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).

2. Также важна корпоративная культура школы, которая, диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:

Злоупотребление алкоголем и наркотиками;

Перевод на другое место;

Консультирование в области карьеры и т.п.

Другие носят наиболее общий характер:

Программа эмоционального здоровья;

Центр содействия работникам;

Программа оценки здоровья;

Специальные услуги здоровья.

Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.

4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.

Заключение

Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Существует три стадии стресса – тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Также мы рассмотрели основные причины и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить - они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение.

Что же касается последствий стресса, рассмотренных в первой главе, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Выделили три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.

Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.

Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании.


Список литературы:

1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».- Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.- 292 с.

2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007

3. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002

4. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

5. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М. : Дрофа, 2007

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004

7. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007 . - № 7 – С.98-105

8. Котова И. Б. , Канаркевич О.С. , Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.

9. Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М. 2003. -448с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.

12. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : 2005. – 288 с. с.111-115.

Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа.-2000.-№ 7.-С.98-105.

Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.