Типы нервной системы и методика ее определения. Соотношение типов нервной системы и темперамента. Каковы типы нервной системы человека

комплекс основных врожденных и приобретенных индивидуальных свойств нервной системы человека и животных, определяющих различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям внешней среды. Понятие о Т. н. с. введено И.П. Павловым (1927). В основу классификации Т. н. с. легли представления о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И.П. Павлов выделил и охарактеризовал четыре основные Т. н. с. (см. Тип нервной системы сильный неуравновешенный (безудержный), Тип нервной системы сильный уравновешенный малоподвижный (инертный), Тип нервной системы сильный уравновешенный подвижный (живой), Тип нервной системы слабый), которые раскрыли нейрофизиологическую сущность четырех известных типов темперамента. Кроме общих Т. н. с. И.П. Павлов выделил у человека три специальные типа, характеризующие соотношение и взаимодействие между первой и второй сигнальными системами (см. Тип нервной системы мыслительный, Тип нервной системы средний, Тип нервной системы художественный); (см. также Тип высшей нервной деятельности)

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

тип высшей нервной деятельности) - совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека. Понятие о Т. н. с. введено И. П. Павловым в результате выделенных им свойств нервной системы - силы, подвижности и уравновешенности. На этой основе он выделил четыре Т. н. с: 1) сильный, неуравновешенный, подвижный или безудержный; 2) сильный, уравновешенный, инертный или медлительный; 3) сильный, уравновешенный, подвижный и живой; 4) слабый. В соответствии с этими Т. н. с. выделяются четыре типа темперамента: 1) холерик; 2) флегматик; 3) сангвиник; 4) меланхолик. Выделенные четыре Т. н. с. считаются общими и у человека, и у животных. Кроме этого, И. П. Павловым была предложена еще одна классификация Т. н. с, характерная только для человека. Она основана на соотношении двух сигнальных систем: 1) художественный тип (преобладание первой сигнальной системы); 2) мыслительный тип (преобладание второй сигнальной системы); 3) смешанный тип. Дальнейшие исследования (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын) позволили уточнить и расширить Павловскую классификацию, создать предпосылки для выработки нового представления о физиологических основах индивидуально-психологических различий человека. Положение о специфических человеческих Т. н. с. находят свое подтверждение в современных психофизиологических исследованиях функциональной асимметрии мозга. .

Все разнообразие значений нервной системы вытекает из ее свойств.

Возбудимость, раздражимость и проводимость характеризуются как функции времени, то есть это процесс, возникающий от раздражения до проявления ответной деятельности органа. Согласно электрической теории распространения нервного импульса в нервном волокне он распространяется за счет перехода локальных очагов возбуждения на соседние неактивные области нервного волокна или процесса распространяющейся деполяризации потенциала действия, представляющего подобие электрического тока. В синапсах протекает другойхимический процесс, при котором развитие волны возбужденияполяризации принадлежит медиатору ацетилхолину, то есть химической реакции.

Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.

К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто, но и филогенеза.

Типы нервных систем

Существует несколько типов организации нервной системы, представленные у различных систематических групп животных.

Диффузная нервная система -- представлена у кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ -- реагирует все тело.

Стволовая нервная система (ортогон)-- некоторые нервные клетки собираются в нервные стволы, наряду с которыми сохраняется и диффузное подкожное сплетение. Такой тип нервной системы представлен у плоских червей и нематод (у последних диффузное сплетение сильно редуцировано), а также многих других групп первичноротых -- например, гастротрих и головохоботных.

Узловая нервная система, или сложная ганглионарная система -- представлена у аннелид, членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы -- ганглии. У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы. У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними -- единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков). У насекомых особенно сложное строение имеют некоторые отделы протоцеребрума («грибовидные тела»).

Трубчатая нервная система (нервная трубка) характерна для хордовых.

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют - онтогенез (греч. ОНТОС - сущее, и ГИНЕЗИС - происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

  • 1. Пренатальный
  • 2. Постнатальный

Пренатальный - начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

Постнатальный - от момента рождения до смерти человека.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо - физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».

Изменяющиеся факторы

Последствия

от 2х до 4х

Развитие сферы общения с внешним миром.

Развитие формы речи.

Развитие формы сознания.

Повышение воспитательных требований.

Повышение двигательной деятельности

с 6 до 8 лет

Новые люди

Новые друзья

Новые обязанности

Уменьшение двигательной деятельности

с 11 до 15 лет

Изменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции.

Расширение круга общения

Конфликты в семье и в школе

Вспыльчивый характер

Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной "страховкой", которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Функциональной системой - называют временное объединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата.

Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

интеллектуальную готовность;

мотивационную готовность;

волевую готовность;

коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7и годам ребенок должен знать:

  • * свой адрес и название города, в котором он живет;
  • * название страны и ее столицы;
  • * имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • * времена года, их последовательность и основные признаки;
  • * названия месяцев, дней недели;
  • * основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка -- это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль -- роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью -- учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался.

Достаточно дать понять ребенку, что учеба -- это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы - это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.

Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность - способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика - быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность - скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность - обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.

Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов - как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.

Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность - это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность - это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний - свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний - свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний - свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.

Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный - его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой - отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный - его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый - возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.

Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом - более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться - устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.

Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента :

  • холерик - с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник - обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик - сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик - наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного - первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.

Нервная система человека представляет собой достаточно сложную структуру, которая пронизывает организм и позволяет обеспечить его нормальную жизнедеятельность, так как с ее помощью мы реагируем на какие-либо внешние и внутренние воздействия. На данный момент уже есть данные о том, что нервные окончания присутствуют даже в различных органах иммунной системы, а основной функцией данной системы является получение, а также хранение и обработка любой полученной информации.

Вполне вероятно, что вы и сами обращали внимание на то, что изредка становитесь слишком раздражительными, вспыльчивыми, а также быстро утомляетесь. Все это в конечном итоге крайне негативно сказывается на работе вашей нервной системы, а также сказывается и на здоровье. Все знают выражение «любые болезни происходят из-за нервов». Именно поэтому важно понимать текущее состояние нервов, степень своей уравновешенности и уметь не беспокоиться понапрасну, так как зачастую это чувство просто сильно преувеличивают. Если вы хотите как можно меньше тратить себя на нервы, просто старайтесь больше заниматься тем, что вам приносит положительные эмоции. Пройдите тест и узнайте, насколько в порядке ваша нервная система.

Пройти онлайн тест на состояние нервной системы

    1. Можно ли вас назвать спокойным и выдержанным человеком?

    • а) Нет
    • б) Не знаю
    • в) Иногда можно
    • г) Можно
  1. 2. Пошли бы вы на определенный срок на учебу, чтобы успешнее продолжить свою профессиональнДоставляет ли вам большое удовольствие работать аккуратно, но медленно?ую деятельность?

    • а) Нет
    • б) Не знаю
    • в) Иногда
    • г) Да
  2. 3. Часто ли у вас бывают поводы для раздражения и обид?

    • а) Да
    • б) Иногда
    • в) Не знаю
    • г) Нет
  3. 4. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынужденного ожидания?

    • а) Да
    • б) Иногда
    • в) Не знаю
    • г) Нет
  4. 5. Доставляет ли вам удовольствие тяжелая физическая работа?

    • а) Нет
    • б) Иногда
    • в) Не знаю
    • г) Нет
  5. 6. Часто ли вас беспокоят окружающие люди?

    • а) Часто
    • б) Иногда
    • в) Очень редко
    • г) Никогда
  6. 7. Представляли ли вы себе, что будете заниматься таким делом?Часто ли товарищи бывали с вами несправедливы и грубы?

    • а) Очень часто
    • б) Часто
    • в) Редко
    • г) Очень редко
  7. 8. Легко ли вы отвлекаетесь от работы, чтения литературы?

    • а) Легко
    • б) По-разному
    • в) Стараюсь не отвлекаться
    • г) Не отвлекаюсь
  8. 9. Легко ли вы расстаетесь с прежними товарищами, чтобы приобрести новых друзей?

    • а) Легко
    • б) По-разному
    • в) С трудом
    • г) Большим трудом
  9. 10. Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым человеком?

    • а) Нет, нельзя
    • б) Не знаю
    • в) Иногда можно
    • г) Да, Можно
  • У вас преобладает неуравновешенность нервной системы. Похоже, что вам всерьез стоит заняться лечением нервов, а также максимально снизить присутствие факторов, которые выводят вас из себя, будь это ваша работа или неудачные взаимоотношения. Не откладывайте решение своей проблемы, ведь нервы это очень важно.

    Тест показал, что у вас имеет место нервная неуравновешенность. Вам стоит уделять больше времени покою и релаксации, а также уменьшить количество раздражителей в вашей жизни. Помните, что самое важное в жизни — это вы. Не позволяйте людям и негативным факторам портить вам ваши драгоценные нервы.

    К сожалению, состояние вашей нервной системы неопределенно. Советуем перепройти тест. У вас слишком много противоречивых и взаимоисключающих ответов. Возможно, вам стоит лучше подумать над некоторыми из них.

    Имеет место уравновешенность. Не смотря на мелкие неурядицы и волнения, ваши нервы находятся в порядке. Вы умеете вовремя расслабляться и брать себя в руки. Ваши нервы достаточно крепки, и позволяют вам находиться в хорошем настроении и быть продуктивным.

    Вот это да! У вас, что называется, — «стальные нервы». Проблемам и неурядицам очень трудно вас вывести из себя. Окружающие могут чувствовать себя с вами спокойней и уверенней. Хорошее настроение и крепкий сон, наверняка, являются вашими спутниками по жизни. Вам очень повезло!

Особенности нервных процессов

Типы нервной системы

безудержный

инертный

уравновешенность

подвижность

неуравновешенный

подвижный

уравновешенный

подвижный

уравновешенный

инертный

неуравновешенный

подвижный или инертный

темперамент

сангвиник

флегматик

меланхолик

1. Сильный, неуравновешенный, подвижный – безудержный. Он отличается сильными процессами возбуждения и слабыми процессами

торможения.

2. Сильный, уравновешенный, подвижный – живой. У этого типа процесса возбуждения и торможения протекают с одинаковой силой, легко сменяя друг друга.

3. Сильный, уравновешенный, инертный – спокойный. Этот тип отличается от предыдущего инертностью, замедленной сменяемостью процессов возбуждения и торможения.

4. Слабый тип характеризуется слабыми процессами возбуждения и торможения с преобладанием последнего, инертный.

Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам, которые отечественный психолог В.С. Мерлин назвал свойствами темперамента. К ним относятся следующие:

Сенситивность – характеризуется наименьшей силой раздражителя, вызывающего какую-либо психическую реакцию. У сенситивных людей ощущения возникают при незначительной интенсивности раздражителя, у них высокая чувствительность.

Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Человек реактивный – это человек впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние и внутренние воздействия.

Активность – свойство, которое проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенности внимания.

Соотношение активности и реактивности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависит от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько от цели и задач, которые он ставит перед собой, то есть насколько велик элемент случайности в его деятельности.

Темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых, а также речи, двигательных реакций и действий.

Пластичность ригидность . Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспособления человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности среды; ригидность же – инертностью, способностью быстро приспособиться к любым изменениям, стереотипностью

поведения.

Экстраверсия интроверсия . Этим свойства выражаются в обращении человека преимущественно во внешний мир (экстраверсия) или во внутренний мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От этой преимущественной направленности зависят особенности реагирования людей, их деятельности, их контактности или замкнутости.

Рассмотренные свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента.

1. Холерический темперамент , в основе которого лежит сильный неуравновешенный тип нервной системы, характеризующийся повышенной возбудимостью. Чувства возникают у них быстро, отличаются высокой интенсивностью и устойчивостью. Внешнее выражение чувства отчетливо. Холерики активны, могут трудиться без устали, даже ночами, быстро, энергично. Однако реактивность у них преобладает над активностью. Поэтому холерики нервны, необузданны, несдержанны, вспыльчивы, порывисты. Со всей страстностью отдаваясь делу, преодолевая различные препятствия, они способны забросить его, если возникло плохое настроение или неверие в успех. Холерики склонны к бурным эмоциям, вспышкам, аффектам, сменам настроения, резки в обращении с людьми. Им свойственен быстрый темп психических реакций. Говорят они быстро, сообразительны, быстро понимают суть вопроса, находят решение, движения резкие, отличаются стремительностью. Они менее пластичны, более ригидны. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, более выражено привыкание к определенным условиям. Холерики – экстраверты.

2. Сангвинический темперамент , в основе которого лежит сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной деятельности. Люди этого темперамента отличаются повышенной реактивностью и активностью при их уравновешенности. Они живо откликаются на каждое событие, впечатлительны и легко увлекаются новым делом, но быстро остывают и могут не довести дело до конца. И.П. Павлов отмечал: «…что сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть постоянное возбуждение, когда же такого дела нет, он становится вялым, скучным». Реактивность и активность сбалансированы, поэтому их легко дисциплинировать, они без труда сдерживают свои эмоции и чувства.

Эмоции и чувства возникают и сменяются у них быстро. Поэтому плохое настроение им не свойственно; если оно возникает, то без труда вытесняется мажорной гаммой переживаний.

Поведение сангвиников пластично. Они легко приспосабливаются к любой новой обстановке и новым требованиям, переключают внимание, сходятся с людьми, первыми завязывают дружбу. Легко усваивают и переделывают навыки. У них высокий темп реакции. Он проявляется в общей подвижности, речи, в быстроте ориентировки, сообразительности, гибкости ума. Движения сангвиника быстры и плавны, речь громкая, быстрая, отчетливая, интонации разнообразные, сопровождаются мимикой и жестами. Сангвиники – выраженные экстраверты. Они очень общительны, любят компании, их часто называют «душой общества». У сангвиников пониженная сенситивность, низкая чувствительность, высокие пороги

ощущений.

3. Флегматический темперамент , в основе которого лежит уравновешенный, сильный тип ВНД, чем он схож с сангвиником. Но подвижность его нервных процессов характеризуется инертностью – в этом его отличие.

Человек этого темперамента отличается малой реактивностью. Только очень сильные впечатления могут вывести его из состояния равновесия, заставить проявить свои переживания. У флегматиков чувства возникают медленно, сохраняются длительно, аффектов не бывает, мимика и жесты однообразны, невыразительны. По выражению И.П. Павлова, флегматик – «упорный труженик жизни, спокойный и всегда ровный». Энергичен, может успешно выполнять работу, требующую большого монотонного напряжения: высокая активность преобладает над слабой реактивностью. Представители этого типа темперамента терпеливы, выдержаны, легко сдерживают порывы, не тратят напрасно силы, доводят дело до конца. Они очень ригидные, к новой обстановке приспосабливаются с трудом, ценят привычный образ жизни, привычную работу и круг общения, с трудом могут их изменить, внимание с одной деятельности на другую переключают с трудом. Затруднена у них и переделка навыков. Темп реакций замедленный, движения медленны, речь однообразна, не быстрая.

Флегматики – интровертны. На внешние впечатления реагируют неярко, живут в мире своих образов, мыслей и переживаний. С новыми людьми сходятся с трудом, не любят компаний, не стремятся быть в центре

внимания.

4. Меланхолический темперамент , в основе которого лежит слабый тип ВНД, по определению И.П. Павлова, есть явно тормозной тип: «Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное».

Люди меланхолического темперамента высокочувствительны, поэтому легкоранимы, обидчивы, иногда слезливы. Для них характерна малая реактивность, медленное возникновение чувств, но в то же время большая их глубина, в силу чего они могут накладывать отпечаток на весь склад его личности. Настроения у них устойчивы, но часто носят астенический характер. У меланхоликов пониженная активность. Они не умеют и не любят работать быстро, без отдыха; легко устают, не любят новой работы, неуверены в себе, трудности их пугают. При этом опускаются руки, снижается их энергия. Психический темп у них медленный, движения тоже замедленные, речь тихая, не быстрая, мимика слабая, невыразительная. Меланхолики ригидны и интровертированы, замкнуты, необщительны. Они смущаются при знакомстве с новыми людьми, иногда теряются при общении с ними, склонны уходить в себя, обращаться к миру собственных мыслей, образов, чувств. В привычной обстановке могут быть очень контактными, отличаются тактичностью, считаются с чувствами других людей.

Рассмотренные выше типы темперамента в чистом виде обычно встречаются редко. Как правило, люди имеют смешанный (промежуточный) темперамент, в котором сочетаются в бесконечно многообразных комбинациях признаки всех 4-х типов, но все же о типе темперамента судят обычно по ярко выраженным признакам.

Темперамент рассматривается психологами как биологический фундамент личности, связан со строением тела человека, обменом веществ и чрезвычайно трудно поддается изменению.

Различие людей по темпераменту определенным образом проявляется в их деятельности. Как отмечал И.П. Павлов, «темперамент – есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, и эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность индивидуума».

Однако люди с любым типом темперамента могут достигать значительных успехов в различных сферах деятельности. Так, выдающимися полководцами были холерик Суворов и флегматик Кутузов, гениальными писателями – меланхолик Гоголь, холерик Пушкин, флегматик Крылов, сангвиник Лермонтов. Каждый темперамент имеет сильные и слабые

Для достижения успехов в деятельности важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспосабливать его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальности стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Он создается на основании сознательного, творческого отношения человека к делу, поиска лучших способов и приемов деятельности. Его формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Однако и здесь исключительно важное значение имеет собственная заинтересованность и активность.

Важными условиями этого процесса являются:

1) выяснение типов ВНД и темперамента с оценкой выраженности их психологических свойств;

2) вычленение совокупности сильных и слабых свойств;

3) создание положительного отношения к своей будущей профессии и овладению своим темпераментом;

4) упражнение в совершенствовании сильных сторон и нахождении путей компенсации слабых.

Так, темперамент и соответствующий ему индивидуальный стиль влияет на продуктивность работы человека. Например, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонности труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.