Разбор предложения есть два рода бессмыслицы. Контрольные вопросы и задания


Задание 1.
Ниже приведено высказывание К.Паустовского, состоящее из нескольких предложений. Все они объединены одной темой (одной основной мыслью).
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь... Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
  • Прочитайте предложение, которое определяет тему высказывания. В каких предложениях раскрывается эта тема?
  • Повторением какого слова закрепляется связность данного текста?
  • Попробуйте прочитать предложения данного текста в таком порядке: последнее, второе, третье, первое. Сохраняется ли при этом последовательное изложение мысли? Дайте развернутый ответ.
  • На основе какого вида связи построен данный текст?

Задание 2.
Прочитайте приведенный ниже текст.
Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, – с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас для выражения еще неизвестных нам идей мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.
И мы должны быть глубоко благодарными предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык.
В нем самом уже есть все элементы искусства и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись.
(С.Я.Маршак).

  • Какова основная мысль С.Я.Маршака?
  • Какие мысли раскрываются в каждом абзаце этого текста? Как оформляется на письме абзац? Что служит сигналом его начала и конца при чтении вслух?
  • Проследите, при помощи каких языковых средств осуществляется связь между абзацами?
Задание 3.
Прочитайте высказывание А.М.Горького. Какими признаками текста оно обладает?
Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы передать свою мысль другому человеку ясно
и просто.
Будешь понимать людей и их мысль – легче будет жить, и умнее станешь, да и тебя все сразу будут понимать, а это – хорошо!
  • Почему этот небольшой текст расчленен на абзацы? О каких двух сторонах языкового общения людей говорится в каждом из них?
  • Сколько предложений в тексте? Как это определить при восприятии текста на слух? Как это обозначается на письме?
  • Выделите из первого предложения словосочетание, которое могло бы послужить названием темы, общей для использованных выше текстов. Одинакова ли основная мысль каждого из них? Докажите.

КОНСПЕКТ УРОКА
Дата: 21.02.2017
Предмет: Математика
Класс: 4Б
Учитель: Верёвкина Светлана Викторовна
Руководитель практики: Карачевцева Алла Павловна
Тема: Составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических связок «и» и «или» и их истинность.
Тип урока: ОНЗ
Цель: Познакомить со сложными высказываниями с логической связкой «и» и закрепить знания о составных высказываниях с логической связкой «или».
Задачи:
Образовательные: учиться отличать истинные высказывания от ложных; определять истинность высказываний со связкой «и», познакомиться с правилом определения истинности составных высказываний вида «А и В».
Развивающие: развивать приемы логического мышления: анализ и синтез, обобщение.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, ответственное отношение к результатам своего учебного труда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Уметь отличать ложные и истинные высказывания, определять истинность составных высказываний.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: осуществлять постановку учебной задачи, ее контроль и коррекцию.
Познавательные: делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем и моделей.
Коммуникативные: построение монологических и диалогических высказываний, координация различных позиций в сотрудничестве (в парах).
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Средства обучения: Учебник Математики 4 класс, Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., компьютер, презентация
ПК
ОК
ПО
У

1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,4.1, 4.2
1.2.4.7
1.2.3.6.7.
1-12, 21-26

ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, дети. Садитесь.
Меня зовут Карина Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок математики.
- Скажите, как вы понимаете смысл высказывания:
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
Сделайте вывод.
Приветствуют учителя.

Размышляют.
Рассуждают.
Делают вывод
Трудолюбию сложно научиться. Для его появления нужно очень много и постоянно трудиться.

2. Актуализация знаний.

Устный счет.
- Посмотрите на экран.
- Что такое высказывание?
- Определите значение высказываний истинные они или ложные. Если истинные высказывания хлопок руками, если ложные покажите руками крест.
1. 7 увеличили в 6 раз, получили 42.
2. 64 разделили на 8, получили 7.
А.3.Разность 10 и 2 равно 8.
4. 9 увеличили на 21, получили 30.
5.Произведение 9 и 7 равно 81.
6.Частное чисел 48 и 6 равно 8.
В.7.Уменьшаемое меньше вычитаемого.
- Как вы определили истинное высказывание или ложное?
- Образуйте составное высказывание вида «А или В»

Какое высказывание получилось? Почему?
- Попробуйте составить высказывание вида «А и В»

Вы догадались, какие составные высказывания мы будем сегодня изучать?
-Сформулируйте учебную задачу, которую нам предстоит решить.
Смотрят.

Высказывание – это предложение, относительно которого имеет смысл вопрос: истинно оно или ложно.
Определяют. Сигнализируют.
истинное
ложное
истинное
истинное
ложное
истинное
ложное
- Если высказывание верное, то можно сказать, что оно истинное, если не верно, то ложное.
Разность 10 и 2 равно 8 или уменьшаемое меньше вычитаемого.
Истинное. Повторяют правило.
Произведение 9 и 7 равно 81 и частное чисел 48 и 6 равно 8.
- Составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических связок «и» и «или».
Формулируют учебную задачу.
- Будем работать с составными высказываниями с логическими связками «и» и «или».

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Организует фронтальную беседу.
- Посмотрите на слайд
- Прочитайте каждое высказывание и определите истинно оно или ложно?
1. Береза – лиственное дерево.
2. Береза – хвойное дерево.
- Соедините эти два высказывания союзом «и».
- Какое высказывание получилось?
Прочитайте правило на слайде.

Смотрят на слайд.
Читают. Определяют истинно высказывание или ложно.
1 высказывание истинно.
2 высказывание ложно.
Береза – лиственное дерево и хвойное дерево.
Высказывание получилось ложно.
Читают.
Составное высказывание с союзом «и» истинно, если истинны оба составляющих его высказывания. В остальных случаях оно ложно.

Физ. минутка

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа по учебнику с. 38 № 7
- Составьте и подберите высказывания так, чтобы они соответствовали заданию.
- Приведите примеры таких высказываний

Прочитайте задание № 9 с.39.
- Прочитайте 1 высказывание.
- Из каких 2 высказываний оно состоит.
- Порассуждайте, это составное высказывание истинное или ложное? Почему?
- Прочитайте 2 высказывание.

Какое это высказывание? Почему?

Прочитайте 3 высказывание.

Из каких высказываний оно состоит.

Оно истинное или ложное? Почему?

Прочитайте еще раз правило.

Читают. Рассуждают:
Пусть первое высказывание – А, второе – В.
А Февраль – зимний месяц. – Истинно
В Февраль – жаркий месяц. – Ложно
Высказывание ложно.
А В неделе 5 дней. – Ложно
В В неделе 7 дней. – Истинно
Высказывание ложно.
АЧисло 15 делится на 2. – Ложно
В Число 15 делится на 4. – Ложно
Высказывание ложно.
А 47 – 39 = 8. – Истинно
В 55: 5=11. – Истинно
Высказывание истинно.
Читают.
1) Зайцы едят морковку и капусту.
Зайцы едят морковку. Зайцы едят капусту.
Это высказывание истинно, т.к Зайцы едят морковку – И., Зайцы едят капусту – И.
2) Листья с деревьев опадают весной и осенью.
Листья с деревьев опадают весной. Листья с деревьев опадают осенью.
Ложное, потому что листья с деревьев опадают только осенью.
3) В четырехугольнике ABCD 3 вершины и 3 стороны.
В четырехугольнике ABCD 3 вершины. В четырехугольнике ABCD 3 стороны.
Ложное, потому что в четырехугольнике ABCD 4 вершины и 4 стороны, А – л, В – л.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в парах.
- Прочитайте пары высказываний:
1) Буква Ж – гласная.
Буква Ж – согласная.
2) Килограмм - единица массы.
Килограмм - единица длины.
3) В одном дециметре 100 см.
В одном дециметре 10 мм.
4) Число 100 делится на 10.
Число 100 делится на 5.
- Истинно или ложное первое высказывание?
второе высказывание и тд.?
-Соедините каждые два высказывания союзом «и», установите его значение истинности, проверьте по эталону.
-Какое высказывание получилось: истинное или ложное?

Читают.
Ложно
Истинно
Истинно
Ложно
Ложно
Ложно
Истинно
Истинно

Буква Ж – гласная и буква Ж – согласная. Ложно
Килограмм - единица массы и килограмм - единица длины. Ложно
В одном дециметре 100 см и в одном дециметре 10 мм. Ложно
Число 100 делится на 10 и число 100 делится на 5. Истинно

6. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (продолжение).

Посмотрите на слайд Прочитайте.
- Составное высказывание «Если А.С. Пушкин родился в 1799 году, то он родился в восемнадцатом веке». Образованно из 2 высказываний:
1. А.С. Пушкин родился в 1799 году.
2. Он родился в восемнадцатом веке.
- Определите истинное или ложное первое высказывание? Затем второе?
- Правильно 1 высказывание истинно, это можно установить, используя энциклопедию.
- 2 высказывание тоже истинно, т.к в 18 век входят даты с 1701 по 1800 включительно.
- Так как 2 высказывания истинны, что можно сказать о составном высказывании «Если А.С. Пушкин родился в 1799 году, то он родился в восемнадцатом веке»?

Прочитайте правило на стр. 40, как вы его понимаете?

Посмотрите на №12 стр. 40, прочитайте задание.
- Соедините 2 высказывания с помощью слов «если, то»
- Какое получилось высказывание?
- Под цифрой 2, проделайте самостоятельно, и все вместе проверим.

Проверим, какое получилось высказывание?
Смотрят. Читают.

Высказывания получились истинные.

Высказывание «Если А.С. Пушкин родился в 1799 году, то он родился в восемнадцатом веке» - истинное.
Читают правило.
Составное высказывание, образованное с помощью слов «если то», ложно, только если первое высказывание истинное, а второе ложно.
Читают.
Если ворона птица, то ворона летает.

Истинное.
Если число 4 720 – четырехзначное, то после зачеркивания нуля в числе 4 720 получится двузначное число.
Получилось ложное высказывание.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Откройте тетради, подпишите число и классная работа.
- Выполним №19 с.42
- Спишите, найдите значение выражений.
(1 учение у доски)

Определите, какое из чисел 628, 100, 3 639, 5 300 является значением выражения. Правильно.
- Организует выполнение задание в тетради и у доски с пояснением.

-Прочитайте №22 с. 42

Какое расстояние прошел пешеход?
- Сколько времени, он был в пути?
- Что известно о его скорости на обратном пути?
- Прочитайте вопрос задачи.

Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Можем мы это узнать? Каким действием?
- Что нам еще неизвестно?

Теперь мы можем найти скорость на обратном пути?
- Посмотрите, правильно ли составлено выражение для решения этой задачи?
- Закончите решение задачи устно и озвучьте ответ.

Прочитайте задачу № 23 на с. 43

Что известно о движении грузовой и легковой машины?
- С какой скоростью ехала грузовая машина?
- С какой скоростью ехала легковая машина?
- Что сказано о расстоянии между Москвой и поселком?
- Что нужно найти в задаче?
- Выполните чертеж на доске.

Повторите вопрос задачи.
- Можем сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Зная скорость грузовой и легковой машин, можем узнать какова их скорость сближения?
- Каким действием?
- Зная скорость сближения и расстояние от Москвы до поселка, можем найти время, через которое они встретятся? Каким действием?
- Запишите решение в тетрадь по действиям с пояснением.
- 1 ученик работает у доски.
- Оценивает работу уч-ся у доски.
Открывают. Пишут.

Вычисляют.

1)3 639
2)100

Читают
Пешеход прошел 16 км за 4 ч. На обратном пути он уменьшил скорость на 2 км/ч. Сколько времени потратил пешеход на обратный путь?
Пешеход прошел 16 км
Он прошел за 4 часа.
Он уменьшил скорость на 2 км/ч
Сколько времени потратил пешеход на обратный путь?
Нет, не можем, потому что нам не известно с какой скоростью пешеход прошел 16 км
Да, действием деления.
Еще неизвестна скорость, с которой пешеход шел обратно.
Да, действием вычитания.

Правильно.
Решают. 16:(16:4-2)=8
Ответ: 8 ч.
Читают задачу.

Они одновременно выехали на встречу друг другу.
- Со скорость 43 км/ч.
- Со скоростью 56 км/ч.
- Расстояние между Москвой и поселком 198 км.

Через сколько часов машины встретятся.
(один ученик выполняет чертеж на доске)

Через сколько часов машины встретятся?
- Нет.
- Нам неизвестна, скорость сближения машин.
-Да, можем.

Действием сложения. 43 + 56 = 99 (км/ч)

Да. Действием деления. 198: 99 = 2 (ч)
Записывают решение задачи.
1) 43 + 56 = 99 (км/ ч) - скорость сближения
2) 198: 99 = 2 (ч)
Ответ: через 2 часа машины встретятся.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Наш урок подошел к концу, и я прошу вас продолжить предложения:
1) Я сегодня узнал
2) Я сегодня научился
- Откройте дневник, запишите домашнее задание:
С. 28 РТ (в РТ) № 79-82
- Урок окончен.
Выполняют рефлексию усвоения нового содержания.

Записывают домашнее задание.

Учитель:_______________________________
Руководитель практики:___________________________
Оценка:_______________________________

Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношений природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н. Н. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге...

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком; с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт... о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т. е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В. А. Лекторский)

Пояснение.

В ответе могут быть приведены следующие фразы:

1) «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится... как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и "непрозрачными" процессами моей собственной психики»;

2) «свобода понимается... как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

3) «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации». Могут быть приведены другие фразы текста.

Мастер-класс «Решение логических задач»
Актуализация

Что бы определить тему урока и о чем пойдет речь, прочитайте высказывания. Чем они связаны, и какое слово пропущено?

«Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (Ломоносов)

…………. - это, видимо, умение доказать какую - то истину. (Ж. Ламрюйер)

Конечно же это логика . Существуют множество различных логических задач и сегодня на уроке мы с вами рассмотрим некоторые из них.

Тема занятия Решение логических задач.

Одним из активных методов работы на уроке является метод создания проблемных ситуаций, который на много улучшает усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является высокая активность учащихся на уроках.

Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и совместно с ними найти ответ на поставленный вопрос.

Прежде всего необходимо учащихся заинтересовать, создать интригу

1) Давным-давно один восточный владыка, просвещенный и мудрый, пожелал узнать все о математике всех времен и народов. Вызвал он приближенных и объявил им свою волю.

Повелеваю,- молвил он,- написать мне все о математике. Как она возникла, какой была раньше, какой стала теперь, какой будет в будущем.

И дал на это пять лет сроку.

Со всего царства были собраны мудрейшие из мудрецов, и им объявили желание владыки.

Миновало пять лет, и явились приближенные во дворец.

Твое желание, о владыка, исполнено! Выгляни в окно, и ты увидишь то, что хотел. Перед дворцом выстроился караван верблюдов такой длинный, что конец его терялся где-то за горизонтом. И на каждом верблюде нагружено по два громадных тюка. А в каждом тюке было по десять толстенных томов.

Что это? - удивился правитель.

Это всемирная математика.

Вы смеетесь надо мной! - рассердился владыка. - Да ведь я до конца своей жизни не успею прочесть и десятой доли того, что они написали! Нет, пусть напишут мне краткую историю математики.

И дал на это год сроку.

Минуло назначенное время, и снова показался у стен дворца караван. И было в нем всего десять верблюдов, и по два тюка на каждом верблюде и по десять книг в каждом тюке.

Еще больше разгневался владыка.

Пусть напишут мне самое-самое главное. Сколько времени нужно на это?

Завтра, о владыка. Ты получишь то, что желаешь!

Завтра? - удивился правитель.- Хорошо.

Едва солнце взошло на лазурном небе, как владыка потребовал к себе мудреца. Мудрец вошел, неся в руках маленький ларец из сандалового дерева;

Ты найдешь в нем, о владыка, самое главное в математике всех времен и народов, - произнес мудрец.
Но прежде, чем откроем ларец и прочитаем, что там написано, я предлагаю вам решить несколько задач, кто знает может некоторые из них были в тех томах.

Постановка проблемы:

Задача1

На семинар съехались учителя, которые преподавали разные предметы. Нам надо познакомиться с пятью из них. Известно, что их имена Алена, Берта, Вера, Галина, Дарья. Один из них учитель математики, другой – учитель географии, третий – учитель физики, четвёртый – учитель биологии, пятый – учитель истории. Они рассказали о себе следующее.

Вера и Галина не пользуются в своей работе учебником математики.
Галина и Берта живут в одном доме с учителем физики.
Алена и Галина подарили учителю истории красивую вазу.
Берта и Галина помогали учителю географии готовить открытый урок.
Берта и Дарья по субботам встречаются у учителя истории, а учитель физики по воскресеньям приходит в гости к Алене.

Кто из них преподаёт какой предмет?

Прочитайте задачу. Попробуйте решить. Почему не получается?

«Открытие» нового знания

В математике есть приём, который значительно ускоряет, почти автоматизирует решение задач данного вида – это логические таблицы.

Между элементами каких множеств нам нужно установить соответствие? (имя и предмет).
Назовите имена (вписать), перечислите предметы (вписать).


имя предмет

математика

история

география

биология

физика

А

Б

В

Г

Д

Есть ли в условии ключевая фраза, которая поможет вам оттолкнуться? Может о ком-то из учителей известно больше, чем о других (о Г). Давайте читать, что известно о Г
и, делая выводы, заполнять таблицу с помощью знаков + и –

имя предмет

математика

история

география

биология

физика

А



Б



В



Г







+



Д



Внимательно смотрите на таблицу и друг на друга. Интересно, кого первого вы разгадаете, и кто из вас окажется самым внимательным?
В результате активной беседы решается задача.
Итак, мы разгадали всех «инкогнито», то есть ответили на вопрос задачи. Проговорите, что мы выяснили.

имя предмет

математика

история

география

биология

физика

А





+





Б

+









В



+







Г







+



Д









+

Каким способом мы так быстро решили задачу? Как составляли таблицу? (Проговорить ещё раз).

Первичное закрепление

Сейчас попробуйте применить свои знания на практике. Каждая группа получает задачу. Обговорить примерное время работы.

Задача2

Рядом с нашей школой находится спортивный комплекс. Там работают четыре спортивные секции: волейбол, баскетбол, футбол и теннис. Ребята нашего класса тоже записались в секции этого спортивного комплекса. Там они познакомились с мальчиками из другой школы. Их звали Антон, Юра, Костя и Миша. Каждый из них посещал только одну из секций. Как-то по дороге на тренировку, ребята встретились и разговорились. Вот что они узнали о новых знакомых.

Антон и Костя не используют в игре ракетки.
Волейболист и футболист занимаются в один день с Михаилом
Футболист собирается на соревнования к Косте.
Юрий по утрам делает пробежку с футболистом.
Михаил живёт в одном доме с теннисистом.
Каким видом спорта занимается каждый из новых друзей ребят?

Проверка:
1) прочитайте задачу;
2) что узнали об…. Все согласны? И так далее обо всех 4 ребятах. Можно попросить ребят ещё раз рассказать о том, как они рассуждали и составляли таблицу.

Историческая справка

Где появилась логика?

Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Зародилась в связи с риторикой в Древней Греции и Древней Индии. В Индии очень популярны были состязания ораторов при большом стечении зрителей. Воздвигали арену состязаний, выбирали судей, определяли, каким должен быть результат спора. Если спорили два лица, то иногда побежденный должен был лишить себя жизни, или сделаться рабом победителя, перейти в его веру, или отдать имущество бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить.

Термин логика происходит от греческого слова logos, что означает “мысль”, “разум”, “закономерность”

Задача3

В лагере из 40 ребят 30 умеют плавать, 27 умеют играть в шахматы и пятеро не умеют ни того, ни другого. Сколько ребят умеют плавать и играть в шахматы?

Можем мы решить задачу с помощью таблицы?

Решим задачу с помощью кругов Эйлера.

40 – 5 = 35 (человек) плавают и(или)

играют в шахматы.

27 + 30 – 35 = 22 (человека) умеет плавать и играть в шахматы.

Где и в каких областях знаний нам нужна логика?

Решите в группах физические задачи. (5 мин)

я лампочка

Проба воздуха

Эрудит - аквалангист

Ответьте на вопрос:

А вы знаете сколько будет 2 умножить на 2? Думаете 4? Я докажу, что вы сильно ошибаетесь.

25-20-5=20-16-4
5(5-4-1)=4(5-4-1)
5=4
5=2*2
Итак, вы согласны, что 2*2 = 5? Тогда докажите, что я не права.
Это пример софизма. Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. Любой софизм содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Разбор софизмов прежде всего развивает логическое мышление. Обнаружить ошибку в софизме это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает повторение ее в дальнейшем в других математических рассуждениях. Разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого математического материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается.

А вот софизм - песенка английских студентов.

Чем больше учишься, тем больше знаешь.
Чем больше знаешь, тем больше забываешь.
Чем больше забываешь, тем меньше знаешь.
Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.
Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.
Так для чего учиться? Не философия, а мечта лентяев!

Сегодня я постаралась показать, что в ходе решения любой задачи необходимы теоретические знания, логическое мышление, умение обосновывать, доказывать верность утверждений..

Вернемся к притче. Что, же самое главное поместили мудрецы в ларец?
Правитель открыл крышку ларца. На бархатной подушке лежал маленький клочок пергамента. Там была написана всего лишь одна фраза: «Математика - это доказательство и логическое мышление».

А теперь представим полученную на занятии информацию в виде схемы. (На листках в каждой группе)

Какое ключевое слово будет в центре? Конечно логическая задача

Группы представляют свои схемы.

1. Прочитайте высказывания писателей и учёных, разграничивая тембром голоса речь разных лиц в одном и том же отрывке.
2. 2-3 высказывания (по вашему выбору) сделайте цитатами, добавляя свои слова и располагая их или перед высказыванием, или в начале его, или в середине, или в конце таким образом, чтобы ясно было, где ваши слова, а где слова писателя, учёного, чтобы легко было читать текст с цитатой. Знаки препинания - как при прямой речи.
3. Изложите содержание нескольких высказываний в виде косвенной речи с заменой местоимений и личных форм глагола (там, где это необходимо). Например: Короленко писал, что он трижды перечитывал «Войну и мир», и с каждым разом это произведение Толстого казалось ему «всё более великим».

1. Перечитываю «Войну и мир». Это уже третий раз, и с каждым разом это произведение Толстого кажется мне всё более великим, и новые стороны всё продолжают выступать там, где прежде внимание скользило равнодушно. Теперь, в моём почти болезненном настроении, великая, правдивая, спокойная эпопея действует на меня глубоко умиротворяю­щим 2 образом, как сама природа. Никто не писал с такой за­хватывающей 2 правдой... Это - широко, свободно, искренно, правдиво. Какое изумительное обилие образов, какая волна жизни, эти образы одухотворяющая. (В. Короленко)
2. ...Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы пи­сания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня. (Л. Толстой)
3. ...Спешу в нескольких словах изложить моё мнение о драме «Гроза». Язык действующих лиц, как в этой дра­ме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценён по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и самые лица, им гово­рящие. (И. Гончаров)
4. Академик Д. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет: «Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как чело­век говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело... Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо».
5. Л. Ландау, обращаясь к молодёжи, однажды сказал: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усечённая физика... Я, например, в неё не верю».
6. Лирика Анны Ахматовой - неотъемлемая часть на­шей национальной культуры, одна из живых и не утрачи­вающих 2 свежести ветвей на древе великой русской поэзии. (А. Твардовский)
7. Как ни говори, а родной язык всегда остаётся родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л. Толстой)
8. Чем гибче, чем богаче, чем многообразнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нём нашу мысль. (Ф. Достоевский)
9. О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха... Боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила. (Н. Гоголь)
10. Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Они твёрже «держат текст и не дают ему рассыпаться». (К. Паустовский)