Качество и стиль жизни – базовые категории. Понятие стиля жизни Образ качество и стиль жизни социальная психология

Наиболее популярным в последние годы является сегментирование по «стилю жизни». Именно это социально-психологическое понятие становится ключевым при создании целевых аудиторий.В основе стиля жизни лежит определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, картины мира, понимания нормы, круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения. Эти сведения дополняют демографические данные и еще шире характеризуют потребителей. Однако психографические измерения являются более обширными по сравнению с измерениями социально-демографическими и стратификационными.

Стиль (образ) жизни - устоявшиеся, типичные формы жизнедеятельности человека. Иными словами, это привычки, традиции, стереотипы поведения.

Психографический анализ позволяет рекламистам понять, каких стилей жизни придерживаются потребители, а это в свою очередь дает возможность более эффективно общаться с представителями разных сегментов. Одновременно с этим выясняется, как позиционировать новый или существующий товар, как лучше «довести» его до потребителей, придерживающихся определенного стиля жизни. Эффективность здесь выше, чем при использовании одних лишь социально-демографических показателей. Основная идея метода - заглянуть за рамки стандартных переменных, представить товар в соответствии с действиями, надеждами, страхами и мечтами целевой аудитории.

Количество стилей жизни представляет собой достаточно широкий спектр. Сколько типов общностей, столько можно выделить и стилей жизни. В связи с этим можно говорить о городском, сельском, армейском стиле жизни, монашеском, сектантском, образе жизни бомжей, инвалидов и т.д.

Стиль жизни является динамичной характеристикой потребителя. Он постоянно изменяется в зависимости от реакции человека на сигналы из меняющейся внешней среды. Изменения стиля жизни необходимы для того, чтобы корректировать человеческое бытие в соответствии с ценностями личности и изменяющемся положением.

О.О. Савельева сегментирует аудитории по критерию «стиль жизни» следующим образом:

Здоровый образ жизни, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортного климата и благоприятных условий в быту и на работе, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное потребление алкоголя;

Нравственно здоровый - отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры;

Богемный - связанный с нестрогостью соблюдения повседневных норм общежития;

– аскетический - предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность.

Системы VALS

Система VALS 1 (Value and lifestyle – «ценности и типы образа жизни»), разработанная в США – первая популярная методика для психографической сегментации.

В результате проведенных исследований компания разделила потребителей на четыре группы:

· потребители, которыми руководят потребности, а не предпочтения. Это беднейшие слои населения, не имеющие образования;

· потребители, которыми руководят внешние факторы. Совершая покупки, эти люди заботятся о том, что подумают о них окружающие;

· потребители, которыми руководят внутренние факторы. Для них приоритетом являются собственные потребности и желания;

· «интегрированные». Они составляют самую малочисленную группу. Эти потребители представляют индивидуалистов, которые сочетают в себе лучшие качества двух предыдущих групп. Хотя их число невелико, данная группа может играть важную роль в качестве законодателей мод, через которые проходят все успешные идеи и товары. Этот сегмент быстро растет.

Перечисленные выше основные группы в свою очередь подразделялись на девять типов: «выживающие»; «терпеливые»; «убежденные»; «подражающие»; «преуспевающие»; «индивидуалисты»; «рискующие»; «социально озабоченные»; «интегрированные».

В 1989 г. в систему VALS были внесены изменения, призванные подробнее осветить потребительское поведение, благодаря чему появилась новая методика определения стиля жизни американцев - VALS 2. Согласно полученным данным население страны первоначально было разделено на три общие потребительские группы, а затем на восемь типов.

К трем общим потребительским группам были отнесены:

· потребители, ориентированные на принцип. При выборе определенных товаров они основываются на личных убеждениях, а не на мнениях других;

· потребители, ориентированные на статус. Для них важно одобрение других людей;

· потребители, ориентированные на действие. Они руководствуются желанием социальной и физической активности, разнообразием и чувством риска.

Кроме ориентации потребители отличаются и наличием ресурсов. Ресурсы - это социально-экономические, психологические, физические факторы, влияющие на выбор и принятие решения о покупке. Это такие факторы как доход, покупательская активность, образование, уверенность в себе, умственные способности.На основании наличия или отсутствия перечисленных выше ресурсов были получены данные о существовании восьми потребительских типов:

«реализующие» - успешные, с хорошим вкусом, активные люди, не боящиеся брать на себя ответственность, с высоким чувством собственного достоинства. Они заинтересованы в карьерном росте и развитии. Собственный имидж для них очень важен, но не как доказательство или свидетельство их положения и власти, а как выражение собственного вкуса и независимости. Это чаще всего лидеры в бизнесе, они занимают определенные посты в правительстве. У них широкий круг интересов, они беспокоятся о социальных проблемах, легко воспринимают изменения. Их покупки говорят об утонченном вкусе и тяготении к дорогим продуктам высшего качества, предназначенным определенной потребительской группе;

«осуществляющие» - люди в зрелом возрасте, обеспеченные и довольные жизнью, любящие проводить время в раздумьях и созерцании. Они следят за событиями в стране и в мире, используют возможность расширить кругозор. Удовлетворенные своей карьерой и семьей, досуг они проводят дома. Их вкусы консервативны, в товаре «осуществляющие» ценят прочность и функциональность;

«преуспевающие» - люди, делающие карьеру, главное для них - работа. Они разделяют мнение большинства, предпочитают стабильность риску. Работа обеспечивает им ощущение материальной независимости и престижа. В политике они придерживаются консервативных взглядов. Имидж для них также важен. Выбирают они престижные товары, которые напоминают коллегам об успехах владельца;

«рискующие» - молоды, полны энтузиазма, импульсивны. Они постоянно ищут разнообразных впечатлений. Быстро загораются новыми возможностями, но также быстро охладевают. В этот период жизни «рискующие» не интересуются политикой, и не имеют устоявшихся взглядов. Большую часть доходов направляют на покупку одежды, посещение ресторанов и кинотеатров;

«убежденные» - привержены традициям. У них четкие, конкретные, непоколебимые убеждения, основанные на традициях и ценностях семьи, церкви, общества, нации. Большую часть времени «убежденные» проводят дома, в семье, в религиозных или благотворительных организациях. Отдают предпочтение знакомым товарам и маркам;

«старающиеся» - неуверенные в себе, ощущающие незащищенность, ищущие одобрения своим действиям. Их возможности в современном обществе ограничены. Деньги для «старающихся» означают успех, так как их всегда им не хватает. Часто испытывают чувство, что жизнь к ним несправедлива;

«практики» - самодостаточны, традиционны, ориентированы на семью. В политике придерживаются консервативных взглядов. Покупают только то, что может иметь практическую или функциональную ценность (инструменты, рыболовные принадлежности и т.д.);

«сопротивляющиеся» - люди в возрасте с ограниченными возможностями, нуждающиеся. Заботятся о своем здоровье, зачастую пассивны. Это осторожные покупатели, предпочитающие любимые марки.

  • 5. Модели организации здравоохранения, основные принципы российской системы здравоохранения, основные уровни здоровья.
  • 6. Здоровый образ жизни и его составляющие.
  • 7. Здоровье и наследственность. Наследственные болезни.
  • 8. Значение возраста, конституции и типа внд в развитии болезни.
  • 9. Основные понятия экологии человека. Экологический кризис. Глобальные загрязнители объектов окружающей среды.
  • 10. Образ жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Здоровый образ жизни. Двигательная активность и здоровье.
  • 11. Питание и здоровье. Болезни цивилизации.
  • 12. Железодефицитные состояния и анемии.
  • 13. Ожирение, заболевания, обусловленные пищевой непереносимостью. Современные основы рационального питания.
  • 14. Три аспекта понятия болезни: связь с внешней средой, включение компенсаторных механизмов, влияние на трудоспособность. Симптомы болезни.
  • 15. Периоды и стадии течения болезни. Исходы болезни. Выздоровление.
  • 16. Смерть. Терминальное состояние. Методы оживления, современное состояние проблемы.
  • 17. Понятие об инфекционном процессе, эпидемическом процессе.
  • 18. Методы и виды дезинфекции, способы дезинфекции. Профилактика инфекционных болезней.
  • 19. Понятие об иммунитете и его видах. Вакцинация.
  • 20. Общие признаки инфекционных заболеваний.
  • 21. Болезни, передаваемые половым путем.
  • 22. Воздушно-капельные инфекции, желудочно-кишечные инфекции.
  • 23. Гематогенные инфекции. Зоонозы, орнитозы.
  • 24. Травмы. Воздействие механической энергии: растяжение, разрыв, сдавление, переломы, сотрясение, ушиб, вывихи. Первая помощь.
  • 25. Виды кровотечений. Первая помощь.
  • 26. Воздействие тепловой и лучистой энергии. Действие высокой и низкой температуры. Ожоги и обморожения. Местное и общее действие тепловой энергии.
  • 27. Ожоговая болезнь, фазы, ожоговый шок.
  • 28. Лучистая энергия: солнечные лучи, ионизирующее излучение. Стадии развития лучевой болезни. Воздействие малых доз радиации на организм.
  • 29. Химические факторы: экзогенные и эндогенные отравления.
  • 30. Отравления: отравление угарным газом, отравление бытовым газом, пищевое или лекарственное отравление.
  • 31. Отравление алкоголем, передозировка наркотиков (признаки, оказание помощи).
  • 32. Аллергические реакции, классификация.
  • 33. Анафилактический шок: внешние проявления аллергического шока, варианты проявления аллергического шока. Неотложная помощь при аллергической реакции.
  • 34. Биологические факторы, социальные и психические причины болезней.
  • 35. Основные заболевания сердечно-сосудистой системы. Причины, механизмы развития, исходы.
  • 36. Бронхиальная астма. Причины, механизмы развития, исходы. Неотложная помощь при бронхиальной астме.
  • 37. Комы при сахарном диабете: диабетическая (гипергликемическая), гипогликемическая комы, оказание помощи.
  • 38. Гипертонический криз (схема оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе). Приступ стенокардии (схема оказания помощи при стенокардии).
  • 39. Острые боли в животе. Общие правила транспортировки пострадавших. Универсальная аптечка.
  • 40. Первая доврачебная помощь. Реанимационные мероприятия при неотложных состояниях. Алгоритм поведения при оказании помощи пострадавшим.
  • 41. Утопление, виды. Реанимационные мероприятия.
  • 42. Общие принципы ухода за больными (основные мероприятия по общему уходу за больными). Введение лекарственных средств. Осложнения.
  • 9. Основные понятия экологии человека. Экологический кризис. Глобальные загрязнители объектов окружающей среды.

    Экология человека - комплексная эколого-социально-экономическая отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей.

    Экология человека включает:

    социальную экологию;

    экологические опасные факторы (ЭОФ), включающие химические (химическое загрязнение среды), физические (электромагнитные, радиоактивные, вибрационные, шумовые, световые, тепловые), биологические (биологическое загрязнение, заражение среды, источником которого служат живые организмы и живые переносчики), механические (твердые отходы, мусор) факторы.

    Экологический кризис - это устойчивое наруше­ние равновесия между обществом и природой, прояв­ляющееся в деградации окружающей природной сре­ды - с одной стороны, и неспособности государствен­ных управленческих структур выйти из создавшегося состояния и восстановить равновесие общества и при­роды - с другой стороны.

    Главные загрязнители: 1. CO2 – парниковый эффект. 2. CO – баланс верхних слоев атмосферы. 3. NxOy (N20, NO, N2O3, NO2, N2O5) – смог, респираторные заболевания. 4. SO2. 5. Фосфаты (гидросфера). 6. Тяжелые металлы Hg, Pb. 7. Нефть и нефтепродукты. 8. Пестициды. 9. Радиация. Технологические причины глобального загрязнения: 1. Осваивание невозобновимых и возобновимых природных ресурсов. 2. Строительные и горные работы. 3. Сжигание топлива. 4. Производство минеральных удобрений. 5. Развитие химической промышленности. 6. Несовершенство технологий.

    10. Образ жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Здоровый образ жизни. Двигательная активность и здоровье.

    Образ жизни - определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни.

    Уровень жизни (уровень благосостояния) характеризует размер и структуру потребностей. Это - количественные показатели условий жизни. Уровень жизни определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

    Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни.

    Качество жизни - качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи).

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - термин, который применяется все чаще. Самое простое определение ЗОЖ - все то, что благотворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д.

    Физическая активность является одним из важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на рост и развитие организма на всех этапах, начиная с внутриутробного периода и кончая глубокой старостью. Вследствие изменившихся условий жизни и производственной деятельности большинство населения в настоящее время испытывает дефицит двигательной активности, т.е. гиподинамию. За последние 100 лет физическая нагрузка на человеческий организм уменьшилась более чем в 90 раз. Мышечная нагрузка необходима человеку. Без работы мышц не может нормально функционировать ни одна из систем организма. Мышцы не только являются основой опорно-двигательного аппарата, но и тесно связаны с работой внутренних органов. Снижение физической активности заметно влияет и на психоэмоциональное состояние. Гиподинамия относится к так называемым большим, или главным, факторам риска здоровью. Недостаточная двигательная активность приводит к многочисленным отрицательным изменениям в организме (ухудшается функция центральной нервной системы, слабость опорно-двигательного аппарата, снижение естественной устойчивости организма, нарушение обмена веществ), что, в конечном итоге, приводит к ожирению, ишемической болезни сердца, остеохондрозу, атеросклерозу и многим другим заболеваниям. Занятия физкультурой, соответствующие возрасту, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности, повышают устойчивость организма к инфекциям, изменениям атмосферных параметров, стрессам; задерживают процессы старения; стимулируют интеллектуальную деятельность; укрепляют опорно-двигательный аппарат; тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную систему; активизируют эмоциональную сферу.

    Оптимальный физиологический уровень ежесуточного расхода энергии на мышечную деятельность составляет 2 000...4 800 ккал, но даже если человек тратит на физическую тренировку 2 000 ккал в неделю, то значительно снижается вероятность, например, сердечно-сосудистых заболеваний.

    Физическая активность является важнейшей составляющей здорового образа жизни. Оптимальными (кроме ежедневной утренней гимнастики) считаются еженедельные занятия физической культурой не менее 2... 3 раз по 45... 60 мин. Минимальной суточной физической нагрузкой считается мышечная работа, эквивалентная 10 км спокойного пешего хода. Для пожилых людей эта дистанция уменьшается до 5...7 км. Виды физических упражнений очень разнообразны: ходьба, бег, плавание, коньки, велосипед, гимнастика, волейбол, теннис и др.

    "

    Психологическая библиотека


    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача.


    ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

    Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

    § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни

    Слово «страт» означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, где наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу. Он считал, что в основе стратификации лежат имущественное неравенство, престиж, доступ к власти.

    Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. С точки зрения данной теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

    По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются:

    Качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентности);

    Исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей);

    Обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами.

    Сложились три различных подхода к изучению социальной стратификации: а) самооценочный, или метод классовой идентификации; б) с позиции оценки репутации (например, в недалеком прошлом было выгодно иметь рабоче-крестьянское происхождение, но с наступлением других времен люди стали отыскивать корни своего аристократического происхождения); в) объективный, основанный на учете престижа профессии, уровня образования и дохода. При этом используется следующая вертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

    Социальная мобильность и социальная стратификация - две стороны одной медали. Общественная стабильность обеспечивается за счет определенного состояния социальной структуры: наличия набора определенных страт, скажем среднего класса, и состояния каждого из них, например количества безработных.

    Революция связана с изменением социальной стратификации: одни страты исчезают, другие занимают их место. Причем революция придает этому процессу массовый характер. Так, после революции 1917 г. были ликвидированы классы буржуазии, аристократии, казачества, кулачества, духовенства и пр.

    Уничтожение слоев и классов сопровождается изменениями в укладе жизни. Каждый страт является носителем определенных социальных (культурных, нравственных и др.) отношений, стандартов и образа жизни. При резкой и всеохватывающей смене стратификации общество оказывается в маргинальном, крайне неустойчивом состоянии.

    В отечественной социальной психологии долгое время господствовал классовый подход к определению структуры общества. Класс - большая социальная группа, отличающаяся от других возможностью доступа к общественному богатству (распределению благ), власти, социальному престижу. В основе социально-психологических характеристик классов лежат их социальные потребности, интересы, качество, образ и стиль жизни. Главный недостаток классового подхода заключается в том, что он не отражает реальную стратификацию, поскольку определяет социальную дифференциацию на основе учета только двух показателей: общественного разделения труда и частной собственности на средства производства.

    Стратификация существовала всегда. В России родовая община делилась на родоплеменную знать, свободных общинников и зависимых членов. Затем постепенно стали складываться сословия. Они представляли собой социальные группы, различающиеся не только по своему фактическому положению в обществе, но и по занимаемому юридическому месту в государстве. Принадлежность к тому или иному сословию считалась наследственной. Однако это требование соблюдалось нестрого в отличие от безусловного выполнения кастовых норм. К высшим сословиям относились дворянство и духовенство. Реальная социальная дифференциация никогда не сводилась только к таким классам, как рабочие, крестьяне и интеллигенция.

    В тоталитарном государстве при планово-распределительной экономике реальным стратообразующим признаком выступает близость к распределению фондов, дефицита. В связи с этим стратификация складывается из следующих слоев: номенклатуры, торговых работников и т. д.

    Для того чтобы попасть в номенклатуру, т. е. элиту, и получить пожизненный высокий статус, нужно было быть пионером, членом комсомола, партии, соблюдать определенный этикет и иметь связи. Но стратификация была не только корпоративно-ведомственной, но и территориальной. «Водораздел» складывался между людьми в зависимости от того, где проживал человек - в столице, провинциальном городе или в деревне. Что касается так называемых «деклассированных» элементов, бродяг, то статистика эти страты не учитывала.

    Деформированная стратификация стала складываться и после либерализации цен в стране. В условиях рынка дифференциация общества неизбежна, но тот характер, который она приобрела сразу после начала реформ, иначе как угрожающим назвать нельзя. С одной стороны, образовался слой имеющих слишком высокие доходы, с другой - обнищавшее население: люмпены, безработные. Возникло резкое расслоение по материальному признаку. Разница между слоями достигла колоссального размера. При этом утратили свое значение такие признаки, как образование, компетентность. Процесс стратификации приобрел уродливый, во многом криминальный характер. Не имея стартовых возможностей, честные люди были отсечены от бизнеса. Что же касается номенклатуры и бывших правонарушителей, имевших стартовый капитал, то они оказались в более выгодном положении. Средний класс состоятельных людей так и не сформировался.

    Деформированная стратификация сложилась не только в обществе, но и в армии и в преступных общностях (впрочем, здесь она существовала всегда). В армии такая стратификация получила название «дедовщины», «неуставных отношений», суть которых -издевательство старослужащих («дедов») над «молодыми».

    Стратификация в преступной среде, т. е. кастовое различие людей и наделение их в соответствии с этим строго определенными правами и обязанностями, - одно из главных проявлений преступной субкультуры. В молодежной преступной среде она предполагает:

    Жесткое деление на «своих» и «чужих», а «своих» - на «верхи» и «низы»;

    Социальное клеймение: обозначение принадлежности к «элите» определенными символами (кличками и т. п.);

    Затрудненную мобильность вверх и облегченную мобильность вниз (смена статусов с низших на высшие затруднена, и наоборот);

    Обоснование мобильности вверх - усиленное прохождение испытаний или поручительство «авторитета», мобильности вниз -нарушение «законов» уголовного мира;

    Автономность существования каждой касты, затрудненность, даже невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угроз остракизма для лиц из «элиты», согласившихся на такие контакты;

    Наличие у «элиты» уголовного мира своих «законов», системы ценностей, табу, привилегий;

    Устойчивость статуса: попытки лиц из «низов» избавиться от своего статуса сурово наказываются, так же как и попытки пользоваться в уголовном мире привилегиями не по статусу (В. Ф. Пирожков).

    Статусно-ролевая структура проявляется не только в привилегиях, но и во внешности, в особенности одежды, манере говорить, ходить и пр.

    Каждый страт характеризуется определенным образом жизни - устоявшимися типичными формами жизнедеятельности личности и общностей, иначе говоря, привычками, традициями, стереотипами поведения.

    Существуют различные виды образа жизни:

    Здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и в быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное употребление алкоголя;

    Нравственно здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры;

    Замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность;

    Богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения;

    - «студенческий», ассоциирующийся с беззаботностью и легким отношением к жизни.

    Перечень этих видов можно продолжить и по совершенно иным основаниям. Дело в том, что сколько разновидностей общностей, столько и видов образа жизни. В соответствии с этим выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, сектантский, курортный образы жизни, а также образ жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодежи», номенклатуры, «белых воротничков», торговых работников, преступников и т. п.

    Структура образа жизни включает в себя следующие компоненты:

    Аксиологический (ценностный, нормативный), означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения. Например, советский образ жизни держался за счет слепой веры в правильность проводимой политики, превосходство строя, наделения власти правом распоряжаться судьбой страны и каждого человека. На основе этих принципов и обеспечивалось национальное согласие. Резкий отказ от них привел к духовному кризису целых поколений. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что здесь возможны только конвергенция ценностей, компромисс;

    Поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;

    Когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;

    Коммуникативный, обусловленный включенностью человека в систему социальных связей, а также состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их тезаурусом, лексикой, стилистикой, жаргоном, профессионализмом, особой терминологией, произношением.

    Итак, в основе того или иного образа жизни лежат определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимание нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки.

    Проблема социального образа жизни тесно связана с социально-психологической типологией людей. Классифицировать людей пытаются по разным основаниям. Социально-психологический подход к типологии людей отличается от типологии, основанной на учете индивидуальных различий. С позиции социально-психологического подхода имеют значение нормативная сторона образа жизни и ожидания, образующиеся в связи с этим; статус, занимаемый личностью, и ее ролевое поведение. Как известно, личность может занять определенный статус лишь в том случае, если ее поведение будет соответствовать ожиданиям. Наиболее яркими примерами являются герои М. Булгакова Шариков и Швондер. Эти типы соответствовали ожиданиям классовой идеологии так называемой пролетарской культуры.

    Образ жизни - существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и целых поколений. Это временная, конкретно-историческая характеристика. Не случайно говорят о представителях различных групп, живших в одно и то же время, как о единой общности, например о «шестидесятниках». За этим стоит отрезок жизни нации.

    С нравственной точки зрения представляет интерес уклад жизни, получивший название «домострой». Он диссонирует с современным, урбанизированным образом жизни, но весьма поучителен и полезен. Консервативный образ жизни не самый худший, о чем свидетельствует история Англии.

    Была попытка обосновать существование советского образа жизни, в основе которого лежит коллективизм и т. п. Есть суждения о том, что советский образ жизни - очередной миф. Можно критиковать его, не соглашаться с теми его сторонами, которые сформировались в условиях коммунальных квартир, общежитий, оторванных бездорожьем от всего мира деревень, но утверждать, что советского образа жизни вообще не было, или наделять его только одними негативными характеристиками нельзя.

    На образ жизни конкретных социальных групп всегда оказывают влияние этнопсихологические особенности. С этой точки зрения для России характерен не индивидуальный, а общинный образ жизни. С этим нельзя не считаться. П. А. Столыпин первым предпринял попытку разрушить этот образ жизни, который экономически далеко не всегда эффективен.

    Начавшиеся в 1991 г. в стране реформы изменили содержание образа жизни целого поколения. Они придали ему динамизм, новый смысл. Сформировался образ жизни предпринимательских кругов, нередко мало чем напоминающий образ жизни русских купцов, благотворительную деятельность Саввы Морозова или культурно-просветительскую деятельность С. Мамонтова и П. Третьякова. Во многом он оказался криминализированным, основанным на преступной этике.

    Преступный образ жизни - образ жизни преступных общностей, опирающийся на субкультуру. Он не является универсальным. Для каждой преступной группы, категории правонарушителей свойствен свой образ жизни. Его отличительными чертами в одних случаях выступают конспиративность, иерархичность отношений, в других - демонстративная роскошь, культ силы.

    Образ жизни нельзя представить без ее качества. В отечественной литературе вместо этого понятия употребляется понятие «уровень жизни». Качество жизни характеризуется содержанием питания, обеспечением здоровья, образования, жилищных условий, средствами удовлетворения духовных потребностей, товарами длительного пользования, транспортным обслуживанием, криминальной безопасностью и др.

    Как видно, уровень и качество жизни далеко не одно и то же. Уровень жизни фиксирует только соотношения доходов и расходов, качество жизни - тонкий и чувствительный интегральный индикатор, учитывающий, например, такие признаки: живет человек в престижном районе или нет, пользуется общественным транспортом или личным, питается экологически чистыми продуктами питания или токсичными, имеет доступ к культурным ценностям или нет и т. п.

    Стиль жизни не менее существенная социально-психологическая характеристика. Обычно под ней подразумевают доминирующий вид деятельности и его основные особенности и потому говорят о деловом, творческом стиле жизни и пр. Вместе с тем стиль жизни образуется из таких поступков и предметов собственности, которые истолковываются как символы положения, занимаемого личностью в той или иной стратификационной структуре. Иными словами, это «заметное потребление». О подобном понимании стиля жизни говорят факты, характеризующие многочисленные презентации народившихся российских предпринимателей, и поведение некоторых представителей преступного мира.

    В то же время стиль жизни во многом связан с когнитивной сферой человека, сформировавшимися картинами мира, стереотипами, индивидуальными различиями.

    Литература

    1. Американская социология/ Под ред. Г. В. Осипова. - М., 1972.

    2. Ануфриева Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. - 1997. - № 3-6.

    3. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание - и направления дальнейших исследований // Полис. - 1995. - № 3.

    4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

    5. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. - М., 1994.

    6. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1994.

    7. Гайда А.В. Гражданское общество. - Екатеринбург, 1994.

    8. Гайда А.В., Китаев В.В. Власть и человек. - Свердловск, 1991.

    9. Гегель Г. Философия права. - М., 1990.

    10. Геллнер Э. Условия свободы. - М., 1995.

    11. Грамши А. Избранные произведения. - М., 1959. -Т. 3.

    12. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции // Одиссей. Человек в истории. - М., 1980.

    13. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996.

    14. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. - 1996. - №5.

    15. Михайловский В.М. Российский синдром // Безопасность. - 1997. -№ 1 -2.

    16. Неоконсерватизм. - М., 1992.

    17. Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. - М., 1996.

    18. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979.

    19. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

    20. Степанова Н.М. Британский неоконсерватизм и трудящиеся. - М., 1987.

    21. Туркатенко Е.В. Культурные коды России и современность // Полис. -1996. -№ 4.

    22. Урсул А.Д. Устойчивое развитие и проблема безопасности // Безопасность. - 1995.-№ 9 (29).

    23. Хвели Л., Зигнер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

    24. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис. - 1992. -№ 4.

    25. Швери Р. Теоретическая социология Джеймса Коулмена: аналитических обзор // Социологический журнал. - 1996. -№ 1, 2.

    26. Шкуратов В.А. Историческая психология. - М., 1997.

  • § 2. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала
  • Раздел III социальная психология отношений и общения
  • Глава 5 сущность, структура и функции социальных отношений и общения
  • § 1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением
  • § 2. Понятие и виды общения
  • 3. Функции и трудности общения
  • § 4. Характеристика профессионального общения
  • Глава 6
  • § 1. Сущность и виды деформации социальных отношений
  • § 2. Деформации общения: криминогенный аспект
  • § 1. Социально-психологический анализ общества
  • § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни
  • Глава 8 малые неформальные группы, их структура и динамика
  • § 1. Понятие и виды малых неформальных групп
  • § 2. Возникновение и развитие малой неформальной группы
  • Глава 9 социальная психология семьи
  • § 1. Социально-психологическая классификация и функции семьи
  • § 2, Социально-психологические проблемы семьи
  • Глава 10 культура и климат социальных организаций
  • § 1. Понятие и составляющие организационной культуры
  • § 2. Характеристика социально-психологического климата различных социальных организаций
  • Глава 11 социальная психология производственных общностей
  • § 1. Социально-психологические особенности производственных общностей при переходе к рыночным отношениям
  • § 2. Психология менеджмента
  • Глава 12 социально-психологическая характеристика преступных общностей
  • § 1. Социально-психологическое понимание организованной преступности
  • § 2. Общеуголовная преступность: социально-психологический анализ в основе общеуголовной (уличной, бытовой) преступности довольно часто лежит насилие.
  • Глава 13 психология больших социальных групп и движений
  • § 1. Признаки больших социальных групп и движений
  • § 2. Характеристика массовых социально-психологических явлений
  • Глава 14 психология толпы
  • § 1. Социально-психологическая сущность толпы
  • § 2. Характеристика различных видов толпы
  • Глава 16 социальная психология безопасности
  • § 1. Социально-психологическое измерение безопасности
  • § 2. Безопасная власть
  • § 3. Общественная безопасность
  • Раздел V
  • Глава 17
  • § 1. Понятие, уровни, причины и механизмывозникновения социальной напряженности
  • § 2. Формы проявления социальной напряженности
  • Глава 18 социально-психологическая характеристика конфликтов
  • § 1. Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды
  • § 2. Конфликты в различных общностях
  • Глава 19
  • § 1. Техника снятия социальной напряженности
  • § 2. Урегулирование конфликтов
  • Глава 20 теория социально-психологического воздействия
  • § 1. Сущность социально-психологического воздействия
  • § 2. Характеристика социально-психологического
  • Глава 21 социальная психология моды и пропаганды
  • § 1. Понятие и функции моды
  • § 2. Психология пропаганды
  • Часть II
  • Раздел VI введение в прикладную социальную психологию
  • Глава 22 предмет, структура и задачи прикладной социальной психологии
  • § 1. Структура и предмет прикладной социальной психологии
  • § 3. Функции и задачи прикладной социальной психологии
  • Раздел VII теоретические и методические проблемы социально-психологической диагностики и воздействия
  • Глава 23
  • § 1. Программное обеспечение социально- психологической диагностики
  • § 2. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики
  • Глава 24
  • § 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально- психологической диагностики. Аппаратурные метод диагностирования социально-психологических явлений
  • § 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике
  • § 3. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики
  • § 4. Тестирование социально-психологических явлений
  • § 5. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики
  • Глава 25
  • § 1. Социально-психологическая диагностика
  • Часть 3:
  • § 2. Диагностика массовыхсоциально-психологических явлений
  • Глава 26
  • § 1. Понятие, виды и организациясоциально-психологического тренинга
  • § 2. Понятие и основные техники социально-психологического консультирования
  • Раздел VIII
  • Глава 27
  • § 1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи
  • § 2. Социально-психологическая диагностика
  • § 3. Социально-психологическая диагностика личности
  • § 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность,
  • Раздел IX
  • Глава 28
  • § 1. Функции и эффективность социальных организаций
  • § 2. Социально-психологическая диагностика
  • § 3. Формирование имиджа социальных организаций
  • § 4. Социально-психологический тренинг делового общения
  • § 5. Организационное консультирование,
  • § 6. Базовый алгоритм организационного
  • Раздел X
  • Глава 29
  • § 1. Прикладная социальная психология и политика
  • § 2. Прикладная социальная психология в сфере экономики
  • Часть 4:
  • § 3. Прикладная социальная психология в образовании
  • § 4. Прикладная социальная психология в здравоохранении
  • § 5. Экстремальная прикладная социальная психология
  • § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни

    Слово «страт» означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М.Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, где наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу. Он считал, что в основе стратификации лежат имущественное неравенство, престиж, доступ к власти.

    Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. С точки зрения данной теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяю-щих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

    По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются:

    Качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентности);

    Исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей);

    Обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами.

    Сложились три различных подхода к изучению социальной стратификации: а) самооценочный, или метод классовой идентификации; б) с позиции оценки репутации (например, в недалеком прошлом было выгодно иметь рабоче-крестьянское происхождение, но с наступлением других времен люди стали отыскивать корни своего аристократического происхождения); в) объективный,основанный на учете престижа профессии, уровня образования и дохода. При этом используется следующая вертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

    Социальная мобильность и социальная стратификация – две стороны одной медали. Общественная стабильность обеспечивается за счет определенного состояния социальной структуры: на-личия набора определенных страт, скажем среднего класса, и состояния каждого из них, например количества безработных.

    Революция связана с изменением социальной стратификации: одни страты исчезают, другие занимают их место. Причем революция придает этому процессу массовый характер. Так, после революции 1917 г. были ликвидированы классы буржуазии, аристократии, казачества, кулачества, духовенства и пр.

    Уничтожение слоев и классов сопровождается изменениями в укладе жизни. Каждый страт является носителем определенных социальных (культурных, нравственных и др.) отношений, стандартов и образа жизни. При резкой и всеохватывающей смене стратификации общество оказывается в маргинальном, крайне неустойчивом состоянии.

    В отечественной социальной психологии долгое время господствовал классовый подход к определению структуры общества. Класс - большая социальная группа, отличающаяся от других воз-можностью доступа к общественному богатству (распределению благ), власти, социальному престижу. В основе социально-психологических характеристик классов лежат их социальные потребности, интересы, качество, образ и стиль жизни. Главный недостаток классового подхода заключается в том, что он не отражает реальную стратификацию, поскольку определяет социальную дифференциа-цию на основе учета только двух показателей: общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Стратификация существовала всегда. В России родовая общи-на делилась на родоплеменную знать, свободных общинников и зависимых членов. Затем постепенно стали складываться сословия.

    Они представляли собой социальные группы, различающиеся не только по своему фактическому положению в обществе, но и по занимаемому юридическому месту в государстве. Принадлежность к тому или иному сословию считалась наследственной. Однако это требование соблюдалось нестрого в отличие от безусловного выполнения кастовых норм. К высшим сословиям относились дворянство и духовенство. Реальная социальная дифференциация никогда не сводилась только к таким классам, как рабочие, крестьяне и интеллигенция.

    В тоталитарном государстве при планово-распределительной экономике реальным стратообразующим признаком выступает близость к распределению фондов, дефицита. В связи с этим стратификация складывается из следующих слоев: номенклатуры, торговых работников и т.д.

    Для того чтобы попасть в номенклатуру, т. е. элиту, и получить пожизненный высокий статус, нужно было быть пионером, членом комсомола, партии, соблюдать определенный этикет и иметь связи. Но стратификация была не только корпоративно-ведомственной, но и территориальной. «Водораздел» складывался между людьми в зависимости от того, где проживал человек - в столице,провинциальном городе или в деревне. Что касается так называемых «деклассированных» элементов, бродяг, то статистика эти страты не учитывала.

    Деформированная стратификация стала складываться и после либерализации цен в стране. В условиях рынка дифференциация общества неизбежна, но тот характер, который она приобрела сразу после начала реформ, иначе как угрожающим назвать нельзя. С одной стороны, образовался слой имеющих слишком высокие доходы, с другой - обнищавшее население: люмпены, безработные. Возникло резкое расслоение по материальному признаку. Разница между слоями достигла колоссального размера. При этом утратили свое значение такие признаки, как образование, компетентность. Процесс стратификации приобрел уродливый, во многом криминальный характер. Не имея стартовых возможностей, честные люди были отсечены от бизнеса. Что же касается номенклатуры и бывших правонарушителей, имевших стартовый капитал, то они оказались в более выгодном положении. Средний класс состоятельных людей так и не сформировался.

    Деформированная стратификация сложилась не только в обществе, но и в армии и в преступных общностях (впрочем, здесь она существовала всегда). В армии такая стратификация получила название «дедовщины», «неуставных отношений», суть которых издевательство старослужащих («дедов») над «молодыми».

    Стратификация в преступной среде, т. е. кастовое различие людей и наделение их в соответствии с этим строго определенными правами и обязанностями, - одно из главных проявлений преступной субкультуры. В молодежной преступной среде она предполагает:

    Жесткое деление на «своих» и «чужих», а «своих» - на «верхи и «низы»;

    Социальное клеймение: обозначение принадлежности к «элите» определенными символами (кличками и т.п.);

    Затрудненную мобильность вверх и облегченную мобильность вниз (смена статусов с низших на высшие затруднена, и наоборот);

    Обоснование мобильности вверх - усиленное прохождение испытаний или поручительство «авторитета», мобильности вниз - нарушение «законов» уголовного мира;

    Автономность существования каждой касты, затрудненность, даже невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угроз остракизма для лиц из «элиты», согласив-шихся на такие контакты;

    Наличие у «элиты» уголовного мира своих «законов», системы ценностей, табу, привилегий;

    Устойчивость статуса: попытки лиц из «низов» избавиться от своего статуса сурово наказываются, так же как и попытки Пользоваться в уголовном мире привилегиями не по статусу (В. Ф. Пирожков).

    Статусно-ролевая структура проявляется не только в привилегиях, но и во внешности, в особенности одежды, манере говорить, ходить и пр.

    Каждый страт характеризуется определенным образом жизни устоявшимися типичными формами жизнедеятельности личности и общностей, иначе говоря, привычками, традициями, стереотипами поведения.

    Существуют различные виды образа жизни:

    Здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и в быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное употребление алкоголя;

    Нравственно здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры;

    Замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность;

    Богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения;

    -«студенческий», ассоциирующийся с беззаботностью и легким отношением к жизни.

    Перечень этих видов можно продолжить и по совершенно иным основаниям. Дело в том, что сколько разновидностей общностей, столько и видов образа жизни. В соответствии с этим выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, сектантский, курортный образы жизни, а также образ жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодежи», номенклатуры, «белых воротничков», торговых работников, преступников и т. п.

    Структура образа жизни включает в себя следующие компоненты:-аксиологический (ценностный, нормативный), означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения. Например, советский образ жизни держался за счет слепой веры в правильность проводимой политики, превосходство строя, наделения власти правом распоряжаться судьбой страны и каждого человека. На основе этих принципов и обеспечивалось национальное согласие. Резкий отказ от них привел к духовному кризису целых поколений. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что здесь возможны только конвергенция ценностей, компромисс;

    Поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;

    Когнитивный* связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;

    Коммуникативный, обусловленный включенностью человека в систему социальных связей, а также состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их тезаурусом, лексикой, стилистикой, жаргоном, профессионализмом, особой терминологией, произношением.

    Итак, в основе того или иного образа жизни лежат определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимание нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки.

    Проблема социального образа жизни тесно связана с социально-психологической типологией людей. Классифицировать людей пытаются по разным основаниям. Социально-психологический подход к типологии людей отличается от типологии, основано на учете индивидуальных различий. С позиции социально-психологического подхода имеют значение нормативная сторона образа жизни и ожидания, образующиеся в связи с этим; статус, занимаемый личностью, и ее ролевое поведение. Как известно, личность может занять определенный статус лишь в том случае, есл ее поведение будет соответствовать ожиданиям. Наиболее яркими примерами являются герои М.Булгакова Шариков и Швондер. Эти типы соответствовали ожиданиям классовой идеологии такназываемой пролетарской культуры.

    Образ жизни - существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и целых поколений. Это временная, конкретно-историческая характеристика. Не случайно говорят опредставителях различных групп, живших в одно и то же время, как о единой общности, например о «шестидесятниках». За этим стоит отрезок жизни нации.

    С нравственной точки зрения представляет интерес уклад жизни, получивший название «домострой». Он диссонирует с современным, урбанизированным образом жизни, но весьма поучителен и полезен. Консервативный образ жизни не самый худший, о чем свидетельствует история Англии.

    Была попытка обосновать существование советского образа жизни, в основе которого лежит коллективизм и т.п. Есть суждения о том, что советский образ жизни - очередной миф. Можнокритиковать его, не соглашаться с теми его сторонами, которые сформировались в условиях коммунальных квартир, общежитий, оторванных бездорожьем от всего мира деревень, но утверждать,что советского образа жизни вообще не было, или наделять его только одними негативными характеристиками нельзя.

    На образ жизни конкретных социальных групп всегда оказывают влияние этнопсихологические особенности. С этой точки зрения для России характерен не индивидуальный, а общинныйобраз жизни. С этим нельзя не считаться. П.А.Столыпин первым предпринял попытку разрушить этот образ жизни, который экономически далеко не всегда эффективен.

    Начавшиеся в 1991 г. в стране реформы изменили содержание образа жизни целого пок ления. Они придали ему динамизм, новый смысл. Сформировался образ жизни предпринимательских кругов, нередко мало чем напоминающий образ жизни русских купцов, благотворительную деятельность Саввы Морозова или культурно-просветительскую деятельность С.Мамонтова и П.Третьякова. Во многом он оказался криминализированным, основанным на преступной этике.

    Преступный образ жизни - образ жизни преступных общностей, опирающийся на субкультуру. Он не является универсальным. Для каждой преступной группы, категории правонарушите-лей свойствен свой образ жизни. Его отличительными чертами в одних случаях выступают конспиративность, иерархичность отношений, в других - демонстративная роскошь, культ силы.

    Образ жизни нельзя представить без ее качества. В отечественной литературе вместо этого понятия употребляется понятие «уровень жизни». Качество жизни характеризуется содержанием питания, обеспечением здоровья, образования, жилищных условий, средствами удовлетворения духовных потребностей, товарами длительного пользования, транспортным обслуживанием, криминальной безопасностью и др. Как видно, уровень и качество жизни далеко не одно и то же. Уровень жизни фиксирует только соотношения доходов и расходов, качество жизни - тонкий и чувствительный интегральный индикатор, учитывающий, например, такие признаки: живет человек в престижном районе или нет, пользуется общественным транспортом или личным, питается экологически чистыми продуктами питания или токсичными, имеет доступ к культурным ценностям или нет и т. п.

    Стиль жизни не менее существенная социально-психологическая характеристика. Обычно под ней подразумевают доминирующий вид деятельности и его основные особенности и потому говорят о деловом, творческом стиле жизни и пр. Вместе с тем стиль жизни образуется из таких поступков и предметов собственности, которые истолковываются как символы положения, занимаемоголичностью в той или иной стратификационной структуре. Иными словами, это «заметное потребление». О подобном понимании стиля жизни говорят факты, характеризующие многочисленныепрезентации народившихся российских предпринимателей, и поведение некоторых представителей преступного мира.

    В то же время стиль жизни во многом связан с когнитивной сферой человека, сформировавшимися картинами мира, стереотипами, индивидуальными различиями.

    "
  • § 2. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала
  • Раздел III социальная психология отношений и общения
  • Глава 5 сущность, структура и функции социальных отношений и общения
  • § 1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением
  • § 2. Понятие и виды общения
  • 3. Функции и трудности общения
  • § 4. Характеристика профессионального общения
  • Глава 6
  • § 1. Сущность и виды деформации социальных отношений
  • § 2. Деформации общения: криминогенный аспект
  • § 1. Социально-психологический анализ общества
  • § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни
  • Глава 8 малые неформальные группы, их структура и динамика
  • § 1. Понятие и виды малых неформальных групп
  • § 2. Возникновение и развитие малой неформальной группы
  • Глава 9 социальная психология семьи
  • § 1. Социально-психологическая классификация и функции семьи
  • § 2, Социально-психологические проблемы семьи
  • Глава 10 культура и климат социальных организаций
  • § 1. Понятие и составляющие организационной культуры
  • § 2. Характеристика социально-психологического климата различных социальных организаций
  • Глава 11 социальная психология производственных общностей
  • § 1. Социально-психологические особенности производственных общностей при переходе к рыночным отношениям
  • § 2. Психология менеджмента
  • Глава 12 социально-психологическая характеристика преступных общностей
  • § 1. Социально-психологическое понимание организованной преступности
  • § 2. Общеуголовная преступность: социально-психологический анализ в основе общеуголовной (уличной, бытовой) преступности довольно часто лежит насилие.
  • Глава 13 психология больших социальных групп и движений
  • § 1. Признаки больших социальных групп и движений
  • § 2. Характеристика массовых социально-психологических явлений
  • Глава 14 психология толпы
  • § 1. Социально-психологическая сущность толпы
  • § 2. Характеристика различных видов толпы
  • Глава 16 социальная психология безопасности
  • § 1. Социально-психологическое измерение безопасности
  • § 2. Безопасная власть
  • § 3. Общественная безопасность
  • Раздел V
  • Глава 17
  • § 1. Понятие, уровни, причины и механизмывозникновения социальной напряженности
  • § 2. Формы проявления социальной напряженности
  • Глава 18 социально-психологическая характеристика конфликтов
  • § 1. Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды
  • § 2. Конфликты в различных общностях
  • Глава 19
  • § 1. Техника снятия социальной напряженности
  • § 2. Урегулирование конфликтов
  • Глава 20 теория социально-психологического воздействия
  • § 1. Сущность социально-психологического воздействия
  • § 2. Характеристика социально-психологического
  • Глава 21 социальная психология моды и пропаганды
  • § 1. Понятие и функции моды
  • § 2. Психология пропаганды
  • Часть II
  • Раздел VI введение в прикладную социальную психологию
  • Глава 22 предмет, структура и задачи прикладной социальной психологии
  • § 1. Структура и предмет прикладной социальной психологии
  • § 3. Функции и задачи прикладной социальной психологии
  • Раздел VII теоретические и методические проблемы социально-психологической диагностики и воздействия
  • Глава 23
  • § 1. Программное обеспечение социально- психологической диагностики
  • § 2. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики
  • Глава 24
  • § 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально- психологической диагностики. Аппаратурные метод диагностирования социально-психологических явлений
  • § 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике
  • § 3. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики
  • § 4. Тестирование социально-психологических явлений
  • § 5. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики
  • Глава 25
  • § 1. Социально-психологическая диагностика
  • Часть 3:
  • § 2. Диагностика массовыхсоциально-психологических явлений
  • Глава 26
  • § 1. Понятие, виды и организациясоциально-психологического тренинга
  • § 2. Понятие и основные техники социально-психологического консультирования
  • Раздел VIII
  • Глава 27
  • § 1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи
  • § 2. Социально-психологическая диагностика
  • § 3. Социально-психологическая диагностика личности
  • § 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность,
  • Раздел IX
  • Глава 28
  • § 1. Функции и эффективность социальных организаций
  • § 2. Социально-психологическая диагностика
  • § 3. Формирование имиджа социальных организаций
  • § 4. Социально-психологический тренинг делового общения
  • § 5. Организационное консультирование,
  • § 6. Базовый алгоритм организационного
  • Раздел X
  • Глава 29
  • § 1. Прикладная социальная психология и политика
  • § 2. Прикладная социальная психология в сфере экономики
  • Часть 4:
  • § 3. Прикладная социальная психология в образовании
  • § 4. Прикладная социальная психология в здравоохранении
  • § 5. Экстремальная прикладная социальная психология
  • § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни

    Слово «страт» означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М.Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, где наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу. Он считал, что в основе стратификации лежат имущественное неравенство, престиж, доступ к власти.

    Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. С точки зрения данной теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяю-щих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

    По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются:

    Качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентности);

    Исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей);

    Обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами.

    Сложились три различных подхода к изучению социальной стратификации: а) самооценочный, или метод классовой идентификации; б) с позиции оценки репутации (например, в недалеком прошлом было выгодно иметь рабоче-крестьянское происхождение, но с наступлением других времен люди стали отыскивать корни своего аристократического происхождения); в) объективный,основанный на учете престижа профессии, уровня образования и дохода. При этом используется следующая вертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

    Социальная мобильность и социальная стратификация – две стороны одной медали. Общественная стабильность обеспечивается за счет определенного состояния социальной структуры: на-личия набора определенных страт, скажем среднего класса, и состояния каждого из них, например количества безработных.

    Революция связана с изменением социальной стратификации: одни страты исчезают, другие занимают их место. Причем революция придает этому процессу массовый характер. Так, после революции 1917 г. были ликвидированы классы буржуазии, аристократии, казачества, кулачества, духовенства и пр.

    Уничтожение слоев и классов сопровождается изменениями в укладе жизни. Каждый страт является носителем определенных социальных (культурных, нравственных и др.) отношений, стандартов и образа жизни. При резкой и всеохватывающей смене стратификации общество оказывается в маргинальном, крайне неустойчивом состоянии.

    В отечественной социальной психологии долгое время господствовал классовый подход к определению структуры общества. Класс - большая социальная группа, отличающаяся от других воз-можностью доступа к общественному богатству (распределению благ), власти, социальному престижу. В основе социально-психологических характеристик классов лежат их социальные потребности, интересы, качество, образ и стиль жизни. Главный недостаток классового подхода заключается в том, что он не отражает реальную стратификацию, поскольку определяет социальную дифференциа-цию на основе учета только двух показателей: общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Стратификация существовала всегда. В России родовая общи-на делилась на родоплеменную знать, свободных общинников и зависимых членов. Затем постепенно стали складываться сословия.

    Они представляли собой социальные группы, различающиеся не только по своему фактическому положению в обществе, но и по занимаемому юридическому месту в государстве. Принадлежность к тому или иному сословию считалась наследственной. Однако это требование соблюдалось нестрого в отличие от безусловного выполнения кастовых норм. К высшим сословиям относились дворянство и духовенство. Реальная социальная дифференциация никогда не сводилась только к таким классам, как рабочие, крестьяне и интеллигенция.

    В тоталитарном государстве при планово-распределительной экономике реальным стратообразующим признаком выступает близость к распределению фондов, дефицита. В связи с этим стратификация складывается из следующих слоев: номенклатуры, торговых работников и т.д.

    Для того чтобы попасть в номенклатуру, т. е. элиту, и получить пожизненный высокий статус, нужно было быть пионером, членом комсомола, партии, соблюдать определенный этикет и иметь связи. Но стратификация была не только корпоративно-ведомственной, но и территориальной. «Водораздел» складывался между людьми в зависимости от того, где проживал человек - в столице,провинциальном городе или в деревне. Что касается так называемых «деклассированных» элементов, бродяг, то статистика эти страты не учитывала.

    Деформированная стратификация стала складываться и после либерализации цен в стране. В условиях рынка дифференциация общества неизбежна, но тот характер, который она приобрела сразу после начала реформ, иначе как угрожающим назвать нельзя. С одной стороны, образовался слой имеющих слишком высокие доходы, с другой - обнищавшее население: люмпены, безработные. Возникло резкое расслоение по материальному признаку. Разница между слоями достигла колоссального размера. При этом утратили свое значение такие признаки, как образование, компетентность. Процесс стратификации приобрел уродливый, во многом криминальный характер. Не имея стартовых возможностей, честные люди были отсечены от бизнеса. Что же касается номенклатуры и бывших правонарушителей, имевших стартовый капитал, то они оказались в более выгодном положении. Средний класс состоятельных людей так и не сформировался.

    Деформированная стратификация сложилась не только в обществе, но и в армии и в преступных общностях (впрочем, здесь она существовала всегда). В армии такая стратификация получила название «дедовщины», «неуставных отношений», суть которых издевательство старослужащих («дедов») над «молодыми».

    Стратификация в преступной среде, т. е. кастовое различие людей и наделение их в соответствии с этим строго определенными правами и обязанностями, - одно из главных проявлений преступной субкультуры. В молодежной преступной среде она предполагает:

    Жесткое деление на «своих» и «чужих», а «своих» - на «верхи и «низы»;

    Социальное клеймение: обозначение принадлежности к «элите» определенными символами (кличками и т.п.);

    Затрудненную мобильность вверх и облегченную мобильность вниз (смена статусов с низших на высшие затруднена, и наоборот);

    Обоснование мобильности вверх - усиленное прохождение испытаний или поручительство «авторитета», мобильности вниз - нарушение «законов» уголовного мира;

    Автономность существования каждой касты, затрудненность, даже невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угроз остракизма для лиц из «элиты», согласив-шихся на такие контакты;

    Наличие у «элиты» уголовного мира своих «законов», системы ценностей, табу, привилегий;

    Устойчивость статуса: попытки лиц из «низов» избавиться от своего статуса сурово наказываются, так же как и попытки Пользоваться в уголовном мире привилегиями не по статусу (В. Ф. Пирожков).

    Статусно-ролевая структура проявляется не только в привилегиях, но и во внешности, в особенности одежды, манере говорить, ходить и пр.

    Каждый страт характеризуется определенным образом жизни устоявшимися типичными формами жизнедеятельности личности и общностей, иначе говоря, привычками, традициями, стереотипами поведения.

    Существуют различные виды образа жизни:

    Здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и в быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное употребление алкоголя;

    Нравственно здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры;

    Замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность;

    Богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения;

    -«студенческий», ассоциирующийся с беззаботностью и легким отношением к жизни.

    Перечень этих видов можно продолжить и по совершенно иным основаниям. Дело в том, что сколько разновидностей общностей, столько и видов образа жизни. В соответствии с этим выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, сектантский, курортный образы жизни, а также образ жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодежи», номенклатуры, «белых воротничков», торговых работников, преступников и т. п.

    Структура образа жизни включает в себя следующие компоненты:-аксиологический (ценностный, нормативный), означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения. Например, советский образ жизни держался за счет слепой веры в правильность проводимой политики, превосходство строя, наделения власти правом распоряжаться судьбой страны и каждого человека. На основе этих принципов и обеспечивалось национальное согласие. Резкий отказ от них привел к духовному кризису целых поколений. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что здесь возможны только конвергенция ценностей, компромисс;

    Поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;

    Когнитивный* связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;

    Коммуникативный, обусловленный включенностью человека в систему социальных связей, а также состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их тезаурусом, лексикой, стилистикой, жаргоном, профессионализмом, особой терминологией, произношением.

    Итак, в основе того или иного образа жизни лежат определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимание нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки.

    Проблема социального образа жизни тесно связана с социально-психологической типологией людей. Классифицировать людей пытаются по разным основаниям. Социально-психологический подход к типологии людей отличается от типологии, основано на учете индивидуальных различий. С позиции социально-психологического подхода имеют значение нормативная сторона образа жизни и ожидания, образующиеся в связи с этим; статус, занимаемый личностью, и ее ролевое поведение. Как известно, личность может занять определенный статус лишь в том случае, есл ее поведение будет соответствовать ожиданиям. Наиболее яркими примерами являются герои М.Булгакова Шариков и Швондер. Эти типы соответствовали ожиданиям классовой идеологии такназываемой пролетарской культуры.

    Образ жизни - существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и целых поколений. Это временная, конкретно-историческая характеристика. Не случайно говорят опредставителях различных групп, живших в одно и то же время, как о единой общности, например о «шестидесятниках». За этим стоит отрезок жизни нации.

    С нравственной точки зрения представляет интерес уклад жизни, получивший название «домострой». Он диссонирует с современным, урбанизированным образом жизни, но весьма поучителен и полезен. Консервативный образ жизни не самый худший, о чем свидетельствует история Англии.

    Была попытка обосновать существование советского образа жизни, в основе которого лежит коллективизм и т.п. Есть суждения о том, что советский образ жизни - очередной миф. Можнокритиковать его, не соглашаться с теми его сторонами, которые сформировались в условиях коммунальных квартир, общежитий, оторванных бездорожьем от всего мира деревень, но утверждать,что советского образа жизни вообще не было, или наделять его только одними негативными характеристиками нельзя.

    На образ жизни конкретных социальных групп всегда оказывают влияние этнопсихологические особенности. С этой точки зрения для России характерен не индивидуальный, а общинныйобраз жизни. С этим нельзя не считаться. П.А.Столыпин первым предпринял попытку разрушить этот образ жизни, который экономически далеко не всегда эффективен.

    Начавшиеся в 1991 г. в стране реформы изменили содержание образа жизни целого пок ления. Они придали ему динамизм, новый смысл. Сформировался образ жизни предпринимательских кругов, нередко мало чем напоминающий образ жизни русских купцов, благотворительную деятельность Саввы Морозова или культурно-просветительскую деятельность С.Мамонтова и П.Третьякова. Во многом он оказался криминализированным, основанным на преступной этике.

    Преступный образ жизни - образ жизни преступных общностей, опирающийся на субкультуру. Он не является универсальным. Для каждой преступной группы, категории правонарушите-лей свойствен свой образ жизни. Его отличительными чертами в одних случаях выступают конспиративность, иерархичность отношений, в других - демонстративная роскошь, культ силы.

    Образ жизни нельзя представить без ее качества. В отечественной литературе вместо этого понятия употребляется понятие «уровень жизни». Качество жизни характеризуется содержанием питания, обеспечением здоровья, образования, жилищных условий, средствами удовлетворения духовных потребностей, товарами длительного пользования, транспортным обслуживанием, криминальной безопасностью и др. Как видно, уровень и качество жизни далеко не одно и то же. Уровень жизни фиксирует только соотношения доходов и расходов, качество жизни - тонкий и чувствительный интегральный индикатор, учитывающий, например, такие признаки: живет человек в престижном районе или нет, пользуется общественным транспортом или личным, питается экологически чистыми продуктами питания или токсичными, имеет доступ к культурным ценностям или нет и т. п.

    Стиль жизни не менее существенная социально-психологическая характеристика. Обычно под ней подразумевают доминирующий вид деятельности и его основные особенности и потому говорят о деловом, творческом стиле жизни и пр. Вместе с тем стиль жизни образуется из таких поступков и предметов собственности, которые истолковываются как символы положения, занимаемоголичностью в той или иной стратификационной структуре. Иными словами, это «заметное потребление». О подобном понимании стиля жизни говорят факты, характеризующие многочисленныепрезентации народившихся российских предпринимателей, и поведение некоторых представителей преступного мира.

    В то же время стиль жизни во многом связан с когнитивной сферой человека, сформировавшимися картинами мира, стереотипами, индивидуальными различиями.

    "