Инноватика специальность кем работать отзывы. Специальность "инноватика" - направление подготовки аналитиков высокого класса. Кем может работать специалист направления инноватики

Лекарства от ВИЧ, электромобили и аэроэстакадный транспорт - многие научные идеи сибиряков не могут выйти к потребителю из-за отсутствия инвесторов. Найти подходящую идею и инвестора для нее должен специалист по управлению инновациями. Достаточно новой для России специализации «инноватика» теперь учат в Сибирском госуниверситете геосистем и технологий (СГУГиТ).

БИЗНЕС-РЫБАЛКА

«Для инноватика главное - найти принципиально новое, действительно прорывное в технологиях. Из них каждый как рыбак. Каждую пойманную идею он никому не раскрывает. Потому что каждый знает, что на этом можно сделать неплохой бизнес», - рассказывает заведующий кафедрой управления бизнес-процессами новосибирского вуза Анатолий Гагарин.

Он показывает лаборатории, где работают не только будущие инноватики, но и студенты, учащиеся на других направлениях. В одной из лабораторий создают для полпредства президента в СФО систему мониторинга зон возможного затопления.

«Информационные технологии позволяют оперативно собирать подробные сведения из этих территорий, вплоть до отдельных домовладений. Ноу-хау в том, что мы берем данные из разных источников и интегрируем их в единую систему, с которой сможет работать даже неспециалист. Он получит прогноз, где и до какого уровня поднимется вода, где конкретно информировать население и вывозить ценные вещи», - рассказывает директор института кадастра и природопользования СГУГиТ Дмитрий Ветошкин. Он подчеркивает, что подобные разработки очень востребованы властями.

В лабораторию поступают совершенно разные задачи и студенты должны их решать самостоятельно.

В другой лаборатории разработали уникальную методику создания голограмм. Область их применения самая широкая. Самое простое - голограммные фотографии и сувениры, которые дарят высоким гостям вуза и Новосибирска, например, президенту Владимиру Путину.

По словам доцента кафедры наносистем и оптотехники института оптики и оптических технологий СГУГиТ Сергея Шойдина, голограммы в теории могли бы стать отличным бизнесом: скорее всего, желающих повесить объемные фотографии у себя дома нашлось бы немало. Но для запуска проекта не хватает 2-3 миллиона рублей.

«Сумма в 3 миллиона вроде бы не большая, но надо разработать соответствующий проект привлечения денег, понять, сколько людей желает приобрести себе такой портрет. Все эти задачи и будут решать инноватики», - объясняет Анатолий Гагарин.

Программа обучения построена так, чтобы научить студентов из массы информации отбирать инновационную идею, оценивать ее, анализировать, а дальше искать инвестора и продавать на рынок.

Как говорит завкафедрой управления бизнес-процессами, это междисциплинарная специальность, то есть связывающая разные направления подготовки. Студенты изучают 54 предмета, которые входят в блоки. Например, общеобразовательный блок помимо традиционных истории и обществознания включает такой предмет как «история и методология науки и техники».

«На теоретической части в голове студентов начинают откладываться идеи всех великих изобретателей, рационализаторов, в том числе тех, кто сделал большие шаги в области экономики. Это дает понимание, как появляются инновации», - поясняет собеседник.

Затем студенты изучают теоретическую базу инноватики - что это такое, какие существуют технологии. На теории менеджмента студенты учатся работать в команде, так как один человек не в состоянии воспринять всю глубину проблем, которые есть в области поиска рекламы, инвесторов и потребителя.

«Присутствует и инженерно-технологическая составляющая: технология нововведений, технология стандартизации и сертификации, механика и технология - новые материалы, которые есть. Они не вникают вглубь этих технологий, в этом смысла большого нет. Пример простой: вы хотите построить дом и сравниваете кирпич на разных заводах, но вам не надо вникать в технологию производства кирпича, чтобы сравнить характеристики продукта», - говорит Гагарин.

Со второго курса начинается главное - проектная деятельность в рамках курсовых, а затем диплома. Самые целеустремленные уже в курсовых закладывают будущие идеи для своего бизнеса или работы.

По словам собеседника, первый набор инноватиков закончит учебу в 2015 году - это 17 бакалавров. Стоимость обучения одного человека с этого года будет около 100 тысяч в год, но большинство мест на направлении все еще остаются бюджетными.

«Вступительные испытания: физика или информатика, русский язык или математика. Планка поступления на специальность и так достаточно высокая - 210 и 230 баллов, поэтому других испытаний не нужно. Главное - к нам приходят интеллектуально одаренные ребята», - сказал завкафедрой управления бизнес-процессами.

СОЗДАВАТЬ НОВОЕ

Тарас Новиков учится на втором курсе по специальности «Инноватика» и полностью уверен, что в будущем это поможет ему создать свой бизнес.

«Каждый второй у нас в стране юрист или экономист, хотелось чего-то нового. Когда я поступал, «инноватика» была разрекламирована хорошо, я рассматривал красноярский и новосибирский вузы. И там, и там говорили, что это совсем новая специальность и в дальнейшем после выпуска очень пригодится, что это обобщенная специальность, всему тебя научат, будешь молодцом, все здорово», - говорит студент.

По его словам, из двух вузов он выбрал все-таки новосибирский потому что, по его мнению, здесь гораздо больше возможностей для развития инновационной деятельности, чем в Красноярске. А в целом ожидания от специальности его не обманули, Тарас уверен, что легко найдет себе работу и сможет продвигать новое.

Третьекурсник Данил Ищуков рассказывает, что на него тоже подействовала хорошая реклама специальности, которая обещала большие перспективы. И он тоже о своем решении он не пожалел.

«Поскольку специальность новая, рынок сейчас не заполнен. Мы попали в тот момент, когда создается база инновационной промышленности. У нас будет мало конкурентов по сравнению с другими специальностями. Специальность наша имеет широкий спектр применения в разных сферах жизни, мы можем пойти работать в любую организацию», - уверен студент.


Не меньше оптимизма и у завершающей обучение в этом году Анастасии Силантьевой. По ее мнению, самые перспективные сейчас сферы для работы - оборонная промышленность, медицина, необходимые для населения товары.

«Это был мой осознанный выбор: я по жизни такой человек, что мне надо что-то новое изучать. Эта профессия была для меня определенным шагом для моего будущего. Я хотела бы получить заграничный опыт, так как у них инновационная сфера больше развита, и приехать обратно в Россию уже как готовый специалист и помогать на предприятиях», - поделилась Силантьева.

ВАКАНСИЙ НЕТ?

В России, по словам Анатолия Гагарина, только 28 российских вузов готовят по специальности «инноватика», поэтому большой конкуренции среди выпускников быть не должно.

Но пока нет и особого спроса на открытом рынке вакансий. Как прокомментировала руководитель пресс-службы HeadHunter по Сибири Елана Таращук, пока работодатели инноваторов и управленцев инновациями активно не ищут. За год по всей России было только 47 вакансий с упоминанием «инноваторов». Но вполне может быть, что работодателям данная специальность не интересна лишь на данном этапе, считает Елана Таращук. При этом резюме по такой вакансии еще меньше - 14 по всей стране.

Руководитель новосибирского Академпарка, считающегося «гнездом» инноваторов и прорывных идей, Дмитрий Верховод затруднился дать ответ о востребованности данной профессии. «Ничего не могу сказать, потому что не сталкивался с такими выпускниками. Тех, кто становится нашими резидентами, мы готовим в зимних и летних школах и для этого им не надо иметь специальность «инноватика», достаточно иметь соответствующую идею, желание, мотивацию, а дальше мы сами расскажем - что делать и как им жить», - сказал Верховод.

По его словам, среди инноваторов есть студенты и аспиранты разных университетов, есть бизнесмены, которые хотят сделать что-то новое в дополнение того, что они уже делают.

Возможно, отсутствие вакансий связано с тем, что пока нет единого названия этой профессии для штатного расписания заводов и предприятий. Называться в трудовой книжке он может, например, руководитель проекта. Но потребность в организаторе внедрения инноваций есть, уверен Гагарин.

Кроме того, многие организации уже обращаются в СГУГиТ и приглашают выпускников к себе на работу. Например, новосибирский завод, выпускающий интерактивные табло для остановок с расписанием автобусов. Студенты под руководством преподавателя будут разрабатывать план маркетинга и обоснование открытия отдела маркетинга.

«Мы работаем над тем, чтобы создать банк данных инновационных предприятий и предприятий, с которыми мы работаем, для определения студентов на практику. Один студент-инноватик сейчас работает в банке», - сказал Анатолий Гагарин.

«В банковском деле много направлений, где можно внедрять инновации: есть технологии предупреждения невозврата кредита, поиска лучших потребителей, защита от кибератак», - добавил завкафедрой, увидев несколько удивленную реакцию на слово «банк».

Также, по его словам, в вуз обратились три налоговые инспекции, поскольку есть много технологий в организации налоговой службы, и инспекции готовы брать по четыре-пять человек на практику, а затем и на работу.

«Мы были на встрече с директорами всех крупных предприятий Ленинского района Новосибирска. Им рассказали, что такое инноватика и инновационное управление. Только один управляющий строительным трестом инкубатора в Ленинском районе мыслил инновационно. Остальные не интересуются инновациями, они хотят работать по-старому. Конечно, нашим выпускникам придется переубеждать консерваторов», - заключил завкафедрой управления бизнес-процессами.


Понятие «инновации» как никогда популярно во всем мире. Каждый день с телеэкранов и страниц СМИ мы узнаем об инновационных открытиях и технологиях. Вслед за требованием времени, в вузах открываются новые образовательные программы. «ГлавСправ» посетил Институт международного бизнеса и права НИУ ИТМО, чтобы узнать, чему и как учат будущих «инновационных» специалистов.

Что же такое «инноватика»?

Богданова Елена Леонардовна , директор ИМБИП:

Есть много определений слова «инноватика», в том числе научных. Но если говорить, не используя наукообразные термины, понятным языком - это все то новое, что придумано, оформлено и используется в работе.

Наша страна сделала ставку на внедрение новых достижений науки и техники в сферу производства, услуг и прочих отраслей экономики. В связи с этим была открыта такая область знаний как «Инноватика», и по ней уже не первый год ведётся подготовка кадров. Эти кадры востребованы экономикой, они работают в разных сферах. На производстве это техническая специальность: инженеры должны разбираться в том, как оформляются изобретения, интеллектуальная собственность, каким образом её можно коммерциализировать.

Экономисты, я имею в виду следующую ступень обучения - магистратуру, должны понимать, что дальше делать с этим изобретением, как привлекать бизнесменов, как его можно продать, сделать рекламу на этом.

«Инноватика» - это техническая специальность, разделенная на 2 уровня: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Учитывая, что в магистратуре могут учиться и те, кто уже имеет другое высшее образование, можно говорить о бакалавриате как о первом высшем образовании, и отдельно о продолжении образования.

Мурашова Светлана Витальевна , руководитель направлений магистратуры и профессиональной переподготовки и второго высшего образования:

Сама по себе, «инноватика» по-разному воспринимается экономистами и техническими специалистами. Для первых - это сокращение от понятия «инвестиции в новации», т.е. вложение финансов в какое-либо новшество с целью получить прибыль. А «технари» подразумевают подход к созданию инновационного продукта как такового.

Мы, в любом случае, ориентируемся на классическое техническое инженерное образование. Наши выпускники - и бакалавры, и магистры - не обязательно станут изобретателями, но они должны разбираться в инновациях и их эффективности.

Направление бакалавриата сейчас проходит у нас лицензию: это инженеры, которые близко знакомы с теорией решения изобретательских задач. Эти люди должны хорошо разбираться в технических вопросах, кроме того, они должны быть креативно мыслящими, уметь делать патентные исследования, понимать, насколько это новшество является новшеством. Понятие «инноватика» настолько широко, что нельзя выпустить просто инженера узкого профиля, в области электромеханики, например. Это междисциплинарное направление. Федеральный образовательный стандарт определяет предметы, которые обязательно должны быть включены в так называемый федеральный компонент учебного плана подготовки бакалавров по данному направлению. А мы, со своей стороны, дополняем его универсальными дисциплинами.

Важный ориентир - интересы работодателей

Богданова Елена Леонардовна :

ИМБИП в разработке программ обучения пошел как бы «сверху вниз»: от уровня магистра к бакалавру, а не наоборот. И в этом плане нам было проще, потому что те студенты, которые когда-то приходили на магистратуру, рекомендовали нам, как расширить и дополнить программы обучения, давали советы. А ведь среди них были и руководители компаний, и специалисты, инженеры, которые уже долго работают в данном направлении. В этом смысле нам было проще: сделав несколько выпусков магистратур, мы собрали мнения людей, работающих в этом направлении, чтобы собрать учебный план для будущих бакалавров.

Основной критерий подбора дисциплин - будущее трудоустройство, потому что мы должны готовить тех ребят, которые откроют дверь в будущее и будут востребованы. Уже заканчивая наш институт, они должны знать, куда пойдут работать. И, конечно, важно готовить таких специалистов, которые будут в будущем получать большую зарплату.

Мурашова Светлана Витальевна :

Мы уже не первый год сотрудничаем с предприятием «Стройтехцентр», которое работает в области строительства крупных промышленных объектов. Также мы взаимодействуем с фирмой «Аквапатент», которая занимается патентными разработками и защитой исследований в области экологии, защиты водной среды. Один из партнёров вуза - президент коллегии патентных поверенных Санкт-Петербурга Туренко Вячеслав Владимирович, который даёт нашим ребятам советы, в каком направлении проводить патентные исследования, что сейчас наиболее популярно, а где существуют проблемы.

Наши будущие выпускники-бакалавры могут работать учениками и помощниками директоров предприятий. Но управлением все не ограничивается. Это могут быть и программисты, помощники IT-менеджеров компании. Если брать строительство - то это департаменты по развитию, которые сейчас создаются во всех крупных компаниях. Если это административная работа - то, например, комитет по инноватике в правительстве. Если вы видите себя исключительно изобретателем и хотите заниматься только этим, пожалуйста, это должность инженера в конструкторском бюро или любой другой компании. Существует масса возможностей и путей.

«Инноватика» по своему содержанию - междисциплинарная программа. Но она входит в укрупненную группу специальностей «Автоматизация и управление», а это чисто техническое, инженерное образование. И поэтому наша задача - дать фундаментальные технические знания, которые в кратчайшие сроки можно будет адаптировать под запросы работодателя. Мы привлекаем работодателей и как экспертов для многих наших студенческих и школьных проектов.

… Пусть меня научат!

Мурашова Светлана Витальевна :

Нам хотелось бы, чтобы пришли ребята с хорошим знанием физики. К сожалению, как показывает практика, ЕГЭ по физике школьники сдают недостаточно хорошо. Требования в нашем университете по проходному баллу - не менее 210 баллов по 3 предметам. Проблема в том, что учебные программы в разных школах сильно различаются. Так что мы готовы «подтянуть» тех, кто чуть ниже нужного уровня, и дать им равные возможности развиваться дальше. Мы ждем ребят, которые, хотят и любят учиться, а мы попытаемся их сориентировать на дальнейшую траекторию.

Особенно хочется сказать и об иностранных языках. Сейчас настолько идет процесс интеграции, глобализации всех видов науки, что делать патентные исследования - основная сфера работы - только у себя в стране будет сложно. И знание иностранных языков необходимо на достаточно высоком уровне, причем, делового, технического языка, в своей отрасли. У нас в ИТМО есть лингвистический центр, который и будет заниматься таким обучением.

«Школьный патент» как путевка в Женеву

Богданова Елена Леонардовна :

Большая часть работы с будущими нашими абитуриентами - это школьные конкурсы, в т.ч. международные. Могу назвать два форума, в которых участвуют ребята, которые собираются к нам поступать или уже являются нашими студентами.

Уже третий год проводится конкурс «Школьный патент». В нем принимают участие талантливые ребята, а победителям мы предоставляем преференции при поступлении к нам. Например, скидку на обучение при поступлении на внебюджетное место.

Второй форум - «Будущее мира». В нем действует рейтинг «Золотая тысяча мира», и ребята, участвующие в этом форуме со своими бизнес-планами, также получают призы и преференции для поступления. Наши студенты также принимают участие в организации таких мероприятий - для них это хороший практический опыт. Мы очень радуемся хорошим результатам конкурса, потому что ребятам после него очень хочется продолжать работать в инновационном направлении: изобретать, оформлять свои изобретения, двигаться дальше, становиться известными... А нам важно, что мы помогли это сделать.

Мурашова Светлана Витальевна :

Наш институт - еще и опорная организация Роспатента, а значит, для победителей школьных конкурсов предусмотрены бесплатные консультации от патентных доверенных для оформления и защиты их интеллектуальной собственности. У нас есть специалисты, которые занимаются оформлением интеллектуальной собственности, и если наши студенты что-то придумывают, мы и консультируем их, и оформляем изобретения, давая возможность получать собственные патенты.

Студенты-изобретатели ИМБИП также получают возможность проходить зарубежные стажировки. Одна из них - в Европейской комиссии ООН, в группе по инновациям, где проводится множество исследований. Благодаря таким стажировкам, мы имеем возможность дать ребятам представление о том, что происходит сейчас в мире. И когда мы уезжаем из Женевы, ребята говорят, что их мир перевернулся.

А если говорить о нашем вузе, конечно, стоит рассказать об инновационных малых предприятиях. Если кто-то из наших студентов хочет рискнуть и уверен, что его изобретение будет пользоваться коммерческим спросом, он может создать свое малое предприятие при ИТМО. Такие инициативы сейчас весьма востребованы, значит, им все карты в руки!

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными названиями. Часто трудно разобраться, какой смысл, спектр действий, умений и навыков скрывается под тем или иным понятием. В этой статье разбирается по составным частям инноватика: специальность, кем работать, какие знания и умения требует будущая должность, а также в каких вузах преподается.

Что такое инноватика

В период постоянных технических прорывов каждый день изобретается что-то новое, ученые делают открытия, инженеры мастерят удивительные механизмы, создают программы. Мир науки и техники не стоит на месте. Не уступает и социально-экономическая сфера. Возникают новые теории и практики в области финансов, схемы работы рынка, техники анализа и прочее, прочее, прочее. Все новшества перечислить невозможно. Все эти люди занимаются разработкой, изучением, тестированием. А вот выводить новые проекты на рынок как раз работа для специалиста по инноватике. Инноватика - специальность, которая занимается продвижением новых технических и информационных средств в массы. Именно инноваторы должны работать над практическим применением разрабатываемых научных открытий.

Вузы, обучающие данной специальности

Хоть и звучит название специальности достаточно непривычно, но распространение она имеет обширное по всей России. Специалистов высокого уровня в данной сфере катастрофически не хватает, а потребность в них постоянно растет. Только в Москве высших учебных заведений с данным направлением целых семь штук. А по всей России их количество приближается к семидесяти. Это и машиностроительный университет, и институт инновационной торговли и предпринимательства, технический, технологический, институт управления и так далее. Выбор достаточно обширен. Срок обучения бакалавра при очном образовании составляет 4 года, при заочном, вечернем и смешанном - 5 лет. Для абитуриентов предусмотрены вступительные экзамены по предметам: русский язык, математика и физика или информатика.

Направления подготовки

Количество изучаемых предметов достаточно велико. Инноватика - специальность, требующая большого объема знаний. Студентов учат искать идеи продуктов и услуг, которые можно вывести на рынок, на основе информации об инновациях в мире учат определять, насколько окупаем и нужен обществу тот или иной продукт. Как специалисты, они должны уметь видеть риски и затраты. Уметь подсчитать ликвидность, находить источники необходимого финансирования на разработку проекта. Планирование, бизнес-планирование, проектирование, организация продвижения, юридическая обоснованность и различные формы сертификации и патента. Инноватика - специальность, которая обязывает знать все вышеперечисленное.

В свою очередь, квалификации, которые могут быть присвоены выпускникам, тоже несколько отличаются. Это и логист, и маркетолог, и менеджер по инновациям. В плане экономической сферы инноватика - специальность, подготавливающая финансистов, экономистов, анализаторов рисков.

Требования к специалистам и отзывы о профессии

Специалист в данной сфере должен уметь управлять проектами, планировать и предугадывать, как поведет себя рынок по отношению к его продукту. Специалист по инновациям - управляющая должность, а значит предполагает наличие лидерских качеств, способностей обрабатывать большие объемы информации и работать с людьми. Все это потребуется помимо главных предметов, которые преподает инноватика-специальность. Кем работать - отзывы самые разнообразные. Все зависит от желания и способности выдерживать высокие психологические и эмоциональные нагрузки. Также не каждый человек способен работать с рисками.

Для творческих, разносторонних и изобретательных людей это самая интересная и полезная специальность в ряду современных инженерно-экономических специальностей и направлений.

Типичный пример "инноватора" – это Стив Джобс. Ведь общепризнано, что он не являлся техническим специалистом высокого уровня (тогда всю работу за него делал Стив Возняк). С другой стороны, Стив Джобс и не был профессиональным дизайнером – он лишь предлагал концепции, которые реализовывали для него специалисты. В третьих, он не был и экономистом и маркетологом – тем не менее, несмотря на это, продажи плееров iPod и телефонов iPhone сопровождались взрывным ростом. Причина успеха Джобса в том, что он был разносторонним специалистом, самым известным "инноватором". Однако он был таким по своей сути. А сейчас подобные навыки и умения можно получить в ВУЗе.

Похожей выдающейся личностью в настоящее время, Инноватором с большой буквы является Элон Маск. Электромобили, частные космические корабли, наземный гипертранспорт, новые источники получения энергии – всё это воплощение его идей. Иногда его называют прототипом "Железного человека" из одноименного фильма. Ранее такими людьми были Архимед, Леонардо ДаВинчи, Тесла – расносторонние изобретатели, не только интересовавшиеся наукой и делавшие открытия, но и способные воплотить их в результат.

Направление "Инноватика" вобрало в себя как инженерно-технологическую часть, так и маркетингово-экономическую. Выпускник может хорошо работать как инженером на промышленном предприятии, так и маркетологом, рекламщиком, экономистом. Инженерные и технические дисциплины - это основы работы с измерительными приборами, материалами, подготовка чертежей, компьютерные знания и навыки, сети ЭВМ, мобильные технологии, информационная безопасность. Экономическая часть включает маркетинг, PR, рекламу, управление рисками, логистику и др.

Северный филиал РГУИТП, филиал московского инновационного ВУЗа, расположенный в Великом Новгороде, один из первых в стране начал обучать студентов управлению инновациями. Сейчас наработан огромный опыт, подготовлены великолепные методические пособия, материалы, лекции. До 2013 года обучение велось только очно. Однако, огромное количество запросов от желающих обучаться послужило поводом к открытию заочного направления по "Инноватике". В перспективе – полностью дистанционное образование, построенное на базе инновационных технологий "живого присутствия". Возможно также, что значительная часть материалов будет выложена в открытом доступе. Уже сейчас многие материалы доступны на сайте.

Понятие «инновации» как никогда популярно во всем мире. Каждый день с телеэкранов и страниц СМИ мы узнаем об инновационных открытиях и технологиях. Вслед за требованием времени, в вузах открываются новые образовательные программы. «ГлавСправ» посетил Институт международного бизнеса и права НИУ ИТМО, чтобы узнать, чему и как учат будущих «инновационных» специалистов.

Что же такое «инноватика»?

Богданова Елена Леонардовна , директор ИМБИП:

Есть много определений слова «инноватика», в том числе научных. Но если говорить, не используя наукообразные термины, понятным языком - это все то новое, что придумано, оформлено и используется в работе.

Наша страна сделала ставку на внедрение новых достижений науки и техники в сферу производства, услуг и прочих отраслей экономики. В связи с этим была открыта такая область знаний как «Инноватика», и по ней уже не первый год ведётся подготовка кадров. Эти кадры востребованы экономикой, они работают в разных сферах. На производстве это техническая специальность: инженеры должны разбираться в том, как оформляются изобретения, интеллектуальная собственность, каким образом её можно коммерциализировать.

Экономисты, я имею в виду следующую ступень обучения - магистратуру, должны понимать, что дальше делать с этим изобретением, как привлекать бизнесменов, как его можно продать, сделать рекламу на этом.

«Инноватика» - это техническая специальность, разделенная на 2 уровня: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Учитывая, что в магистратуре могут учиться и те, кто уже имеет другое высшее образование, можно говорить о бакалавриате как о первом высшем образовании, и отдельно о продолжении образования.

Мурашова Светлана Витальевна , руководитель направлений магистратуры и профессиональной переподготовки и второго высшего образования:

Сама по себе, «инноватика» по-разному воспринимается экономистами и техническими специалистами. Для первых - это сокращение от понятия «инвестиции в новации», т.е. вложение финансов в какое-либо новшество с целью получить прибыль. А «технари» подразумевают подход к созданию инновационного продукта как такового.

Мы, в любом случае, ориентируемся на классическое техническое инженерное образование. Наши выпускники - и бакалавры, и магистры - не обязательно станут изобретателями, но они должны разбираться в инновациях и их эффективности.

Направление бакалавриата сейчас проходит у нас лицензию: это инженеры, которые близко знакомы с теорией решения изобретательских задач. Эти люди должны хорошо разбираться в технических вопросах, кроме того, они должны быть креативно мыслящими, уметь делать патентные исследования, понимать, насколько это новшество является новшеством. Понятие «инноватика» настолько широко, что нельзя выпустить просто инженера узкого профиля, в области электромеханики, например. Это междисциплинарное направление. Федеральный образовательный стандарт определяет предметы, которые обязательно должны быть включены в так называемый федеральный компонент учебного плана подготовки бакалавров по данному направлению. А мы, со своей стороны, дополняем его универсальными дисциплинами.

Важный ориентир - интересы работодателей

Богданова Елена Леонардовна :

ИМБИП в разработке программ обучения пошел как бы «сверху вниз»: от уровня магистра к бакалавру, а не наоборот. И в этом плане нам было проще, потому что те студенты, которые когда-то приходили на магистратуру, рекомендовали нам, как расширить и дополнить программы обучения, давали советы. А ведь среди них были и руководители компаний, и специалисты, инженеры, которые уже долго работают в данном направлении. В этом смысле нам было проще: сделав несколько выпусков магистратур, мы собрали мнения людей, работающих в этом направлении, чтобы собрать учебный план для будущих бакалавров.

Основной критерий подбора дисциплин - будущее трудоустройство, потому что мы должны готовить тех ребят, которые откроют дверь в будущее и будут востребованы. Уже заканчивая наш институт, они должны знать, куда пойдут работать. И, конечно, важно готовить таких специалистов, которые будут в будущем получать большую зарплату.

Мурашова Светлана Витальевна :

Мы уже не первый год сотрудничаем с предприятием «Стройтехцентр», которое работает в области строительства крупных промышленных объектов. Также мы взаимодействуем с фирмой «Аквапатент», которая занимается патентными разработками и защитой исследований в области экологии, защиты водной среды. Один из партнёров вуза - президент коллегии патентных поверенных Санкт-Петербурга Туренко Вячеслав Владимирович, который даёт нашим ребятам советы, в каком направлении проводить патентные исследования, что сейчас наиболее популярно, а где существуют проблемы.

Наши будущие выпускники-бакалавры могут работать учениками и помощниками директоров предприятий. Но управлением все не ограничивается. Это могут быть и программисты, помощники IT-менеджеров компании. Если брать строительство - то это департаменты по развитию, которые сейчас создаются во всех крупных компаниях. Если это административная работа - то, например, комитет по инноватике в правительстве. Если вы видите себя исключительно изобретателем и хотите заниматься только этим, пожалуйста, это должность инженера в конструкторском бюро или любой другой компании. Существует масса возможностей и путей.

«Инноватика» по своему содержанию - междисциплинарная программа. Но она входит в укрупненную группу специальностей «Автоматизация и управление», а это чисто техническое, инженерное образование. И поэтому наша задача - дать фундаментальные технические знания, которые в кратчайшие сроки можно будет адаптировать под запросы работодателя. Мы привлекаем работодателей и как экспертов для многих наших студенческих и школьных проектов.

… Пусть меня научат!

Мурашова Светлана Витальевна :

Нам хотелось бы, чтобы пришли ребята с хорошим знанием физики. К сожалению, как показывает практика, ЕГЭ по физике школьники сдают недостаточно хорошо. Требования в нашем университете по проходному баллу - не менее 210 баллов по 3 предметам. Проблема в том, что учебные программы в разных школах сильно различаются. Так что мы готовы «подтянуть» тех, кто чуть ниже нужного уровня, и дать им равные возможности развиваться дальше. Мы ждем ребят, которые, хотят и любят учиться, а мы попытаемся их сориентировать на дальнейшую траекторию.

Особенно хочется сказать и об иностранных языках. Сейчас настолько идет процесс интеграции, глобализации всех видов науки, что делать патентные исследования - основная сфера работы - только у себя в стране будет сложно. И знание иностранных языков необходимо на достаточно высоком уровне, причем, делового, технического языка, в своей отрасли. У нас в ИТМО есть лингвистический центр, который и будет заниматься таким обучением.

«Школьный патент» как путевка в Женеву

Богданова Елена Леонардовна :

Большая часть работы с будущими нашими абитуриентами - это школьные конкурсы, в т.ч. международные. Могу назвать два форума, в которых участвуют ребята, которые собираются к нам поступать или уже являются нашими студентами.

Уже третий год проводится конкурс «Школьный патент». В нем принимают участие талантливые ребята, а победителям мы предоставляем преференции при поступлении к нам. Например, скидку на обучение при поступлении на внебюджетное место.

Второй форум - «Будущее мира». В нем действует рейтинг «Золотая тысяча мира», и ребята, участвующие в этом форуме со своими бизнес-планами, также получают призы и преференции для поступления. Наши студенты также принимают участие в организации таких мероприятий - для них это хороший практический опыт. Мы очень радуемся хорошим результатам конкурса, потому что ребятам после него очень хочется продолжать работать в инновационном направлении: изобретать, оформлять свои изобретения, двигаться дальше, становиться известными... А нам важно, что мы помогли это сделать.

Мурашова Светлана Витальевна :

Наш институт - еще и опорная организация Роспатента, а значит, для победителей школьных конкурсов предусмотрены бесплатные консультации от патентных доверенных для оформления и защиты их интеллектуальной собственности. У нас есть специалисты, которые занимаются оформлением интеллектуальной собственности, и если наши студенты что-то придумывают, мы и консультируем их, и оформляем изобретения, давая возможность получать собственные патенты.

Студенты-изобретатели ИМБИП также получают возможность проходить зарубежные стажировки. Одна из них - в Европейской комиссии ООН, в группе по инновациям, где проводится множество исследований. Благодаря таким стажировкам, мы имеем возможность дать ребятам представление о том, что происходит сейчас в мире. И когда мы уезжаем из Женевы, ребята говорят, что их мир перевернулся.

А если говорить о нашем вузе, конечно, стоит рассказать об инновационных малых предприятиях. Если кто-то из наших студентов хочет рискнуть и уверен, что его изобретение будет пользоваться коммерческим спросом, он может создать свое малое предприятие при ИТМО. Такие инициативы сейчас весьма востребованы, значит, им все карты в руки!