Обязаны ли школьники ходить на отработку. Обязательна ли летняя практика в школе. Когда практика запрещена

Советы юристов:

1. Касательно летней трудовой практики в школе. Является ли она обязательной или нет?

1.1. летняя трудовая практика в школе является обязательной если она включена в Учебный план. Но скорее всего нет, так как данная форма обучения не предусмотрена ФГОС и является рудиментом Советской эпохи.

Вам помог ответ? Да Нет

2. С какого класса проходиться летняя трудовая практика в школе.

2.1. с 9 го класса проходится

Вам помог ответ? Да Нет

3. В 1979 году окончил школу и поступил в совхоз. Хозяйство направило меня учиться в техникум. Был степендиантом от хозяйства. Проходил практику в хозяйстве, получал заработную плату. В 1980-1982 год служба в СА,после службы вернулся учиться в тот же техникум. В 1984 году вернулся в совхоз и продолжил работать. Учитывается мне трудовой стаж.

3.1. Да Ваш трудовой стаж учитывается.

Вам помог ответ? Да Нет

4. Я закончила пединститут в 1994 году, и начала с августа того же года работать в школе. Я - учитель математики и информатики. После третьего курса проходила практику в пионерлагере. Отработала две смены, но трудовую книжку тогда не заводила. Как выиграть два следующих года учёбы в пользу педстажа?

4.1. Когда Вы проходили практику Вам выдавали направление. Вам необходимо обратиться в пединститут и получить данное направление. После чего представить в пенсионный фонд. Если пенсионный фонд вынесет решение об отказе в назначении досрочной пенсии, то Вы можете обжаловать его в суд. Звоните, проконсультирую.

Вам помог ответ? Да Нет

5. Я работал 1 месяц летом в 1970 и 2 месяца в 1971 году на каникулах в школе, о чем есть справки, трудовую книжку получил в 1975 году во время прохождения производственной практики. С какого времени считается трудовой стаж... С ув., Н.А.

5.1. стаж для назначения пенсии будет засчитываться с времени прохождения производственной практики с 1975 г., если зачисление было по приказу и производилась оплата.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Дети в школу не проходят трудовую практику т. е родители против. Хотя родители подписывали соглашение прохождении трудовой практики. Трудовая практика проводится на школьной территории, где их же дети играют каждый день.

6.1. Доброго вам времени суток эта практика не является обязательным предметом в школе а значит ей проходить по закону необязательно и никаких санкций к учащемуся применить в этом отношении не имеют права иначе жалуйтесь в прокуратуру этого же района что касается соглашение от родителей этим родителям нужно написать заявление об отзыве своего соглашения.

Вам помог ответ? Да Нет

6.2. Уточните в чем заключается вопрос ваш, если родителт подписали такое согласие, то оно должно обязательно выполняться их детьми

Вам помог ответ? Да Нет

6.3. уважаемый Саидат
Принудительный труд запрещен к тому же детский, если родители против ничего не получится

Удачи вам и вашим близким!

Вам помог ответ? Да Нет

6.4. Вопрос слегка непонятен. То ли вы возмущены тем, что дети не работают, то ли тем, что наоборот их заставляют.
Уточните.
Мое предложение такое. Если хотите, чтобы сами работали там, где и САМИ ЖЕ играют - соберите родителей, поговорите с ними, пусть войдут в ваше положение. Я учился еще в СССР, работал, не сломался, всё в порядке.
Удачи!

Вам помог ответ? Да Нет

7. У меня такой вопрос. Директор школы запретила выдавать учебники моей внучке, по той причине, что та не до конца отработала летнюю практику, которая прописана в уставе школы. Разве трудовое законодательство не запрещает эксплуатацию детского труда? Внучке 13 лет. Директор ссылается на ст.28 (п.п.3,6) Законны ли действия директора школы? Обращались в районное управление образования, но как всегда, мы не правы.
Спасибо за ответ!

7.1. В данном случае директор нарушает законодательство об образовании, поэтому вы имеете право обжаловать его действия в прокуратуру либо в отдел образования.

Вам помог ответ? Да Нет

7.2. В данном случае вы можете обратится в департамент образования с жалобой. Жалоба должна быть по данному обстоятельству обоснованной.

Вам помог ответ? Да Нет

8. Меня интересует вопрос о прохождении школьниками так называемой трудовой летней практике в школе. Читала, что если практика не вписан в школьную программу, то её и быть не должно. Что родители должны давать письменное согласие на протяжение этой практики. Но в нашей школе все как в советские времена, хочешь не хочешь, а прийти и отработал.

8.1. Вы можете не посещать школьную практику, принудить к посещению данного мероприятия не имеют право.

Вам помог ответ? Да Нет

8.2. В данном случае это на добровольных началах. Принудительно заставить нельзя. Можете обратится в департамент образования или в прокуратуру

Вам помог ответ? Да Нет

9. Мой сын, ученик 10 класса, работал в строительной бригаде по капитальному ремонту здания школы, в которой он обучается. Должна ли администрация школы засчитать ему прохождение летней трудовой практики?

9.1. --- Здравствуйте, НЕТ НЕ ДОЛЖНА, это оплачиваемая работа. А практика бесплатная.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В. :sm_ax:

Вам помог ответ? Да Нет


10. В моей школе "обязательно" проходить летнюю трудовую практику в течение 10 дней 2 часа в сутки. Или можно заплатить 500 рублей... Могу ли я не ходить и не платить? Законна ли эта практика?

10.1. Вы вправе не платить и не ходить на практику, а по поводу принуждения к бесплатному труду и вымогательству денег Ваши родители могут написать жалобу в прокуратуру.

Вам помог ответ? Да Нет

10.2. Вы вправе не ходить и не оплачивать. А за вымогательство денег можете написать заявление в полицию.
Спасибо за обращение на наш сайт.

Вам помог ответ? Да Нет

11. В уставе школы прописана летняя трудовая практика 14 дней по два часа. Законно ли без согласия ребенка использовать детский труд и как написать отказ на прохождение практики.

11.1. ДОБРОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Если В уставе ШКОЛЫ записана - ТО ПРАКТИКА законна. Потрудитесь на благо школы - А СКОЛЬКО учителя работаю СВЕРХУРОЧНО?

УДАЧИ ВАМ, И ВСЕГО ХОРОШЕГО

Вам помог ответ? Да Нет

12. Вопрос про летнюю трудовую практику в школе. Подростка 14 лет школа обязывает отрабатывать на пришкольном участке, две недели по 3 часа. Как правильно подойти к этому вопросу и попросить школу заключить трудовой договор с учащимся, чтобы шел стаж и тд? Или через какие-то другие компетентные органы это делается? На какие нормы права ссылаться? Спасибо.

12.1. никто с вами не будет заключать трудовой договор по данному обстоятельству. Вы сможете поговорить. Данное обстоятельство также приписываются в локальных актах учреждения.

Вам помог ответ? Да Нет

12.2. Злата, добрый день!
Ознакомьтесь с СанПиН 2.4.2.3286-15. Там подробно описана деятельность учащихся и администрации.
Всего доброго Вам!

Вам помог ответ? Да Нет

12.3. Вы можете обратиться в центр занятости чаще всего они занимаются трудоустройством подростков на период летних каникул. Спасибо что обратились на наш сайт.

Вам помог ответ? Да Нет

13. В ВВУЗ поступил сразу после школы, первые записи в трудовой книжке получены на третьем и четвертом курсах во время прохождения производствнных практик, учеба в ВУЗе записана в трудовой книжке, затем служба в СА,потом непосредственно работа, с 1983 по настоящее время... Вопрос-включается ли моя учеба в ВУЗе в общий трудовой стаж для начисления пенсии?

13.1. Да, в стаж включается обучение в ВУЗе на очном отделении. Вас попросят в ПФР предоставить копию диплома о высшем образовании при оформлении пенсии.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Как восстановить стаж при утерянной трудовой книжке? Работа в стройотряде летом 1983 года, работа санитаркой в Вологодской горбольнице осенью 1983 года и работа в школе на практике осенью 1986 года в Усть-Кубинском районе Вологодской обл.?

14.1. Вам нужно обратиться в суд с соотевтствующим заявлением и доказать факт работы в указанный период времени. Доказательствами могут быть запрошенные документы а также свидетельские показания.

Вам помог ответ? Да Нет

15. Можно ли отсудить годы очной учебы после прохождения педагогической практики в школе (3 месяца работала учителем начальных классов, заведена трудовая книжка, куда потом вписаны остальные 1,5 года учебы в институте) после окончания которого стала работать по специальности – учитель начальных классов для начисленияльготного педстажа?

15.1. Для начала хотя бы обратитесь в пф рф и представьте документы что в период педпрактики вы работали определенное число часов. Т.е прежде чем говорить о перспективах суда надо получить официальный отказ пф рф в нвазначении досрочной пенсии. У.

Вам помог ответ? Да Нет

16. Должны ли школьники мыть по очереди в классе полы. В нашей школе это в обязательном порядке, с точки зрения закона это правомерно. Спасибо А если ребенок не прошел трудовую практику то необходимо за 1 день пропуска мыть пол 3 дня,

16.1. Должны.В этом нет ничего такого.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Может ли директор школы устанавливать летнее дежурство (летняя трудовая практика) для учащихся с 5-8 классов продолжительностью 12 дней с отработкой по 3 часа в день, для 1-4 классов 6 дней с той же продолжительностью, а так же заставлять учащихся отрабатывать долги за прошлый учебный год? Как правильно по закону должны проходить летнюю практику учащихся?

17.1. по закону директор вообще не имеет право устанавливать никаких летних практик. Можете по этому факту обращаться в прокуратуру.Однако помочь родной школе дело благородное, бюджеты выделяют маленькие, а убирать ее надо)

Вам помог ответ? Да Нет

18. Является ли обязательной в школе отработка ребенком "Трудовой практики"? Знаю, что не является, но мне нужна ссылка на статью Закона "Об образовании".

18.1. Согласно п. 16 ст. 50 Закона об образовании гласит: "Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом": школа не может заставить вас прходить отрабатывать летом, если практика не прописана в образовательной программе по какому – либо предмету как практика

Вам помог ответ? Да Нет

18.2. нет такой статьи что не обязательна. если нет такой статьи значит и обязанностей нет. это может быть установлено уставом школы, но в этом случае школа подпадает под действие трудового кодекса, где запрещен труд несовершеннолетних без согласия родителей

Вам помог ответ? Да Нет

18.3. Там нет такой статьи

Вам помог ответ? Да Нет

19. Образование.
Здравствуйте! Является ли обязательной отработка ребенком в школе "трудовой практики"? Знаю, что не является, но нужна ссылка на статью Закона "Об образовании" Спасибо!

19.1. Конституция Российской Федерации
Статья 37

2. Принудительный труд запрещен.

Вам помог ответ? Да Нет

20. Моей дочери 15 лет, она проходит трудовую практику в школе за деньги (убирают школьные клумбы, поливают деревья и т.д.) С 1 августа по 31, по 2 часа в день. Сколько примерно нам должны заплатить?

20.1. Сумма оплаты указывается в трудовом договоре либо же оговаривается без договора на устных основаниях со школой. Обратитесь в кадры школы.

Вам помог ответ? Да Нет

21. После окончания третьего класса в нашей школе необходимо отрабатывать 10-ти дневную трудовую практику. Что говорит закон?

21.1. Это незаконно, естественно. Образовательная организация не имеет права вас привлекать. Помочь родной школе дело на самом деле добровольное.

Вам помог ответ? Да Нет

22. Наша школа переименовалась в лицей и говорят что мы должны пройти трудовую практику. Обязан ли я её проходить?

22.1. Дмитрий, переименование и прохождение практики между собой никак не связаны.

Вам помог ответ? Да Нет

23. Я классный руководитель 10 класса, все учащиеся переведены в 11 класс приказом №9 от 30.05.2016 г. Сейчас нас вызывают на летнюю трудовую практику в размере 80 часов, по 6 рабочих часов в день с 9.00 до 15.00, без обеда на ремонт школы-побелка, уборка, покраска. Приказ по школе не написан. Как нам быть?

23.1. ---Здравствуйте, как правило так везде. но требуйте приказ и оплату. Всего хорошего.

Вам помог ответ? Да Нет

24. Мой ребёнок сегодня из школы принёс договор такого типа, что я должна дать согласие своему сыну на отработку трудовой практики в количестве 15 часов и сдать продукты питания: 2 ведра картошки, 2 кг лука, 2 кг моркови, 2 кг свеклы, 2 кг капусты. У нас сельская школа и они мотивируют это тем что якобы на питание школе деньги не выделяют. Скажите на сколько правомерны их действия?

24.1. Правомерно, но вы вправе его не подписывать

Вам помог ответ? Да Нет

24.2. Действия не правомерны.. можете написать жалобу в департамент образования..

Вам помог ответ? Да Нет

24.3. Это совершенно неправомерно, Елена.

Вам помог ответ? Да Нет

Многие российские школы до сих пор практикуют летние работы, обязывающие школьников приходить на различные мероприятия для работы во благо заведения. Зачастую отработки составляют порядка двух недель. Однако у многих родителей вызывает вопрос данного мероприятия. Это не является безосновательным, т.к. такие отработки предполагались еще при существовании СССР, что на данный момент не является актуальным. Тем не менее, многие учебные заведения продолжают прибегать к детскому труду.

Оглавление:

Законодательная основа летней отработки в школе

Исходя из п.14 ст. 50 ФЗ «Об образовании», привлечение школьников или воспитанников организаций, занимающихся их обучением, к трудовым обязанностям, которые не включаются в школьную программу, не разрешено. Подобное правило действовало на территории СССР до 1992 года, когда было отменено на законодательном уровне.

Обратите внимание

Осуществление летней трудовой деятельности на территории школы возможно только с согласия ученика и его родителей.

В летнюю практику включаются такие виды деятельности: уборка учебных аудиторий и прилегающей территории школы, посильные работы на земельных участках, относящихся к школе и прочее.


Таким образом, образовательное учреждение не вправе принуждать школьника и его официальных опекунов к трудовой деятельности, в случае, когда она не зафиксирована в учебной программе в разрезе практики к предмету.
Практика по учебному предмету может быть выражена в таких видах деятельности: работа с ремонтным оборудованием, швейная работа, приведение в порядок рабочего места в аудитории, предназначенной для урока труда и прочее.

При этом школьная программа не предусматривает специально отведенных часов на отработки после окончания учебного года. Из этого следует, что летняя практика ― добровольное дело школьника и его родителей, которые должны письменно подтвердить свое согласие на выполнение их ребенком трудовых обязанностей. Также важно понимать, что подобная отработка не должна противоречить медицинским показателям обучающегося и соответствовать всем нормам безопасности, согласно профессиональным требованиям обучения.

Что грозит за отказ от прохождения летней практики в школе


Принуждение к прохождению летней практики в школе не является законным. Следовательно, наказание за неисполнение подобного вида деятельности, также незаконно.
Это означает, что при отказе выполнять определенные трудовые обязанности, школьнику и его родителям ничего не грозит.

Тем не менее, во многих учебных заведениях до сих пор остается распространенным использование рабочего труда школьников. Официальным способом привести школу в убранный вид считается наем специалистов, которые выполнят согласованный фронт работ за соответствующую оплату.

Зачастую используют такие методы воздействия для получения согласия на трудовую деятельность после окончания учебного года:

  • угроза не подтвердить переход ребенка в следующий класс;
  • угроза не обеспечить бесплатным печатным материалом ребенка на год;
  • угроза оставлять ребенка после занятий для отработки. Зачастую имеют в виду уборку аудиторий в учебном году после окончания уроков;
  • обоснование того, что ребенок будет находиться в конфликте с остальными одноклассниками, прошедшими летнюю практику.

Несмотря на то, что требование об обязательном прохождении летней отработки незаконно, некоторые учебные заведения используют такие виды манипуляций:

  • внесение положения об обязательном похождении летней отработки в школьный Устав. Однако подобное действие прямо противоречит закону РФ «Об образовании». За один этот факт можно подавать на школу в суд;
  • внесение положения об обязательном прохождении летней отработки в школьную программу. Зачастую подобное мероприятие относят к биологии, аргументируя это обеспечением школьниками более глубокими познаниями о росте растений. Однако уборка аудиторий и территории школы не может сюда относиться;
  • непопулярный метод ― создание специальных трудовых отрядов из школьников. В данном случае предполагается оплата за осуществляемый труд.

Все данные действия являются незаконными. За отказ проходить летнюю отработку не должно ничего грозить. В случае, когда на школьника или его родителей оказывается давление, они могут основательно обратиться в суд с жалобой на школу и принуждение к незаконной деятельности.

Инструкция, как не проходить летнюю отработку в школе

Для того чтобы официально не проходить практику в летнее время необходимо вооружиться Конституцией, ФЗ «Об образовании», в случае наличия ― справкой, которая бы подтверждала запрет на исполнение определенных работ, а также заявлением в полицию.

В первую очередь необходимо предъявить в школу цитату из ст. 50, п. 14 ФЗ «Об образовании», где говорится о том, что привлечение школьников к труду незаконно. В п. 16 той же статьи также оговаривается, что все школьники вправе не являться на любые мероприятия, не заявленные в школьной программе.

Наиболее действенным методом борьбы с принуждением к подобному труду будет ссылка на законы. В случае если школьная администрация продолжает настаивать и, что реже, оформляет наказание в виде штрафа или письменного выговора, необходимо подать заявление в полицию с требованием разобраться в принудительном привлечении к труду.

Также распространенным способом является решение вопроса с помощью материальной помощи школы. В случае если администрация предлагает родителям школьника такой вариант, им необходимо уточнить, где можно получить квитанцию об оплате. Выдача квитанций по такому вопросу не предусмотрена школьной бухгалтерией. Если же бухгалтерия все-таки выписала справку о внесении на счет школы денег, такой документ станет основным доказательством неправомерных действий школы.

Также абсолютным освобождением от летней отработки станет справка о состоянии здоровья школьника. В таком случае его никто не имеет права привлекать к работам.

Так, например, возродились детская общественная организация и система самоуправления в школе. К хорошим идеям вернулись, и они стали ярким событием.
В советской школе традицией была и трудовая практика, которая при всех своих недостатках тем не менее служила одним из способов повышения качества образования, поскольку через нее получал реализацию принцип связи обучения с жизнью, она являлась методом патриотического воспитания. Сейчас эта традиция отменена на законодательном уровне и забыта. А слова «школьная практика» в результате широких дискуссий воспринимаются современным поколением родителей как негативный отпечаток советского прошлого, в котором не было смысла.
Однако все было не так однозначно. Для части школьников советской эпохи летняя школьная практика действительно была неприятной необходимостью. Но для кого-то это занятие было увлекательным - неформальное общение с одноклассниками, удовлетворенность от совместной деятельности, в конце концов, осмысленное выполнение долга. Да и цели трудовой практики были вполне разумные: эколого-трудовое воспитание учащихся, привитие интереса к общественно полезной деятельности, воспитание гражданской позиции и ответственности... Но трудовая практика как один из способов реализации принципа обучения с жизнью осталась в прошлом.
Очевидно, что за последние два десятилетия школа очень сильно изменилась. Однако фундаментальные принципы: связи теории с практикой, обучения с жизнью, реализуемые через практико-ориентированное обучение, деятельностный подход, остаются актуальными и выдвигаются как приоритетные в реализации задачи повышения качества образования в современной школе. И если считать, что одним из важнейших критериев качества образования является способность применять усвоенные знания для решения задач практического характера, может быть, имеет смысл разнообразить и совершенствовать практико-ориентированное обучение на основе переосмысления прежних традиций и наполнения их новым содержанием.
Речь не идет о возврате к трудовой практике времен советской школы. Это должна быть другая практика - учебная, имеющая своим содержанием освоение и применение знаний и способов деятельности. Такая практика должна носить профессионально ориентированный характер, служить для достижения необходимой опытности в профилируемом направлении и помочь школьнику минимизировать риск ошибки в выборе сферы применения своих способностей.
На наш взгляд, другая сторона переосмысления традиции состоит в том, что такая практика должна быть организована вне стен школы. Чтобы школа не была «островом, изолированным от всего мира и от бьющей ключом непосредственной жизни, на который наши дети переправляются каждый день бодрыми и жизнерадостными, и откуда возвращаются усталыми и вялыми» (Г.Кершенштейнер), нужно преодолеть замкнутость школьной среды и дать возможность школьникам более глубокого проникновения в опыт практической деятельности.
Как показал опыт организации практики для учащихся профильных классов школы №2098, вузы и предприятия охотно идут на сотрудничество со школой, поскольку с их стороны возросла заинтересованность в мотивированных выпускниках, вооруженных предпрофессиональными навыками, и квалифицированных специалистах. Учебная практика для школьников стала возможной благодаря заинтересованному подходу наших социальных партнеров, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления учебной деятельности, предусмотренной совместно разработанными образовательными программами практики: Российский экономический университет имени Плеханова, Московский политехнический университет, Государственный научный центр РФ, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», Центр мультимедийной журналистики МПГУ, Центр проектного творчества СТАРТ-ПРО института дополнительного образования МГПУ.
При таких подходах учебная практика просто не сможет иметь формальный характер. Она действительно позволит достичь перевода учащихся в реальность, в которой они приобретут опыт применения знаний, приемов, усвоенных в процессе обучения, в конкретных условиях. Дети получат значительный социальный опыт в процессе общения и совместной деятельности учащихся с представителями разных профессий, преподавателями вузов, студентами, возможность активной познавательной деятельности, овладения предпрофессиональными умениями, что облегчит процесс адаптации к практико-ориентированным условиям обучения в учреждениях профессионального образования.
Не скроем, что первая практика поначалу вызвала у школьников волнение и напряжение. Незнакомые люди, непривычная обстановка, новые форматы занятий, на которых нужно было проявить умение выполнять нестандартные практические задания, создать продукт деятельности, при этом показать навыки генерации идей, постановки целей, планирования, проявить инициативу и творчество. Со временем отношение стало меняться: интересно, любопытно, профессионально, значимо.
Может ли такая учебная практика содействовать повышению качества образования? Ответ очевиден, при условии, если содержание практики будет полезным и интересным с точки зрения перспектив на будущее образование и жизнь.

Ольга ХАРИТОНОВА,
заместитель директора школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора, кандидат педагогических наук,
Лариса ЧЕРКАШЕНА,
учитель истории и обществознания школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора, кандидат педагогических наук

«Отработать практику». Сколько знакомого в этой фразе для тех, кто учился при СССР и в первые годы постсоветского распада! Использование бесплатного детского труда называлось трудовым воспитанием. Школьники стригли траву и кусты канцелярскими ножницами, белили бордюры едкой известью, работали с опасной химией, таскали тяжести. А что происходит сейчас?

«Банка краски или 120 гривен, если не хотите, чтобы ваш ребенок работал». Школьная практика – привет из прошлого социалистической эпохи - снова на устах и обсуждается на родительских собраниях в школах города. В одной из таких школ родителей уже поставили перед фактом: «Определяйтесь, в первом или во втором месяце ребенок будет отрабатывать». Цена откупа – стройматериалы или деньги.

Словам о том, что подобные действия неприемлемы, да и вообще противозаконны, в школе не внемлют. «Это же традиции, всегда так было», - парируют педагоги и руководство школы.

Что удивительно, «традиции» по использованию бесплатного детского труда для руководства некоторых школ, похоже, выше решений правительства и официальных разъяснений Минобразования.

«Нормативно-правовой базой Министерства образования не предусмотрено проведение летней трудовой практики в общеобразовательных учебных заведениях», - сообщает заместитель министра образования и науки Украины Павел Хобзей:

«Согласно ч. 2 ст. 51 Закона Украины «Об образовании», отвлечение учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов за счет учебного времени на работу и осуществление мероприятий, не связанных с процессом обучения, запрещается, кроме случаев, предусмотренных решением Кабинета Министров Украины. В настоящее время годовая трудовая практика исключена из Типовых учебных планов общеобразовательных школ, утвержденных Министерством. При решении вопроса о привлечении учащихся к труду главным принципом является добровольность. При этом согласия самих учеников недостаточно: необходимо согласие их родителей (законных представителей). Привлечение детей к работе без их согласия и согласия их родителей является принудительным трудом, который запрещен законодательством».

Департамент образования и науки Каменского горсовета не поощряет, но и не запрещает использование бесплатного детского труда в школах. Это становится понятно из комментария Татьяны Онищенко, директора департамента:

«Нужно выполнять закон. Будет летняя практика или нет, устанавливаем не мы. Согласно закону, все учебные заведения являются автономными и такие вопросы решают самостоятельно. Мы приказов о проведении летней практики никогда не писали и писать не будем. В то же время, кто должен содержать летние цветники? Школы находят выход: оговаривают возможность создания «экологического десанта», чтобы дети тоже могли помогать в содержании клумб. Обращений родителей по поводу летней практики к нам пока не было. Законом летняя практика на сегодняшний день не предусмотрена».

«Трудовая практика абсолютно незаконна», - об этом нам рассказал адвокат Денис Монатко:

«Использование принудительного труда запрещается» - таково положение Конституции Украины (ст. 43). Нормы Конституции являются нормами прямого действия, т. е. для их применения не обязательно ссылаться на другие законы. Но давайте разберемся с вопросом более детально. Согласно §2 ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду. Как можно увидеть, эта статья немного шире по смыслу, чем статья Конституции, но и нормы Конвенции являются частью законодательства Украины, поэтому тоже обязательны для всех.

Термин «принудительный или обязательный труд» означает «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно (Ван дер Месселе против Бельгии, ЕСПЧ, дело №08919/80).

Следует учесть, что согласие школьника еще ни о чем не говорит, т. к. он (как лицо малолетнее или несовершеннолетнее) ограничен в дееспособности (способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности), а значит, помимо его согласия нужно еще и согласие его законных представителей - родителей или лиц, заменяющих их.

Исходя из этого, школьник имеет полное право отказаться от любой работы, которую пытаются ему навязать или, даже ненавязчиво, предложить выполнить. Это не его обязанности. Исключением являются практические занятия (например, на уроках физики, т. к. это часть учебного процесса). Также каждый школьник имеет право на защиту во время учебного процесса, в частности, от любых форм эксплуатации (ст. 53 Закона Украины «Об образовании»).

Помимо того, что школьник может отказаться, учитель и школа в целом не имеют права использовать труд школьника - это главное. Можно долго рассуждать о полезности труда в школе, но нужно уважать права детей. Не думаю, что сами взрослые согласятся на бесплатный и принудительный труд. Поэтому так называемая трудовая практика абсолютно незаконна. О фактах использования принудительного или обязательного труда необходимо уведомлять правоохранительные органы или писать жалобы директору школы, а также выше (по иерархической лестнице). В крайнем случае, каждый имеет право на защиту в судебном порядке.

Сегодня много принято говорить о реформах, разрушении «схем» и «систем», однако на таком простом примере, как трудовая практика в школе, и создаются основы для глобальной системы коррупции в Украине. Со школьной скамьи подрастающее поколение впитывает, что для получения преференций можно принести банку краски или деньги.

В вузе подросшее поколение будут «учить жить» более жестко и дороже, но по схожему принципу. А затем, вступив во взрослую жизнь, гражданин Украины уже будет знать, как прикормить чиновника, полицейского, врача. Банка краски - всего лишь образ, и в этом вопросе Украина от страны образца 2014 года отличается мало. Возможно, что-то все-таки пора менять?

Давайте, уважаемые коллеги, обсудим и эту тему.
Не секрет, что трудовая летняя практика (по моему так называется) с каждым годом дается детям все тяжелее. Все больше отказов, справок от врача (в том числе и липовых), уловок и т.д.
Довелось разговаривать недавно на эту тему с учениками 8 класса. Их позиция примерно такова: Почему мы должны работать на школу? Пусть сами убираются во дворе, на грядках и в кабинетах! Мы ничего не должны этой школе! Это эксплуатация детского труда! Никто не может нас обязать работать на школу, мы несовершеннолетние!
Конечно, такую позицию слышать довольно противно, и если честно сказать это раздражает меня. Пытаюсь объяснить, что все мы проходили такую практику в свое время и не только в школе проходили, что это приучает детей к труду. Что кто поможет школе, если не ее ученики, ведь они же здесь проводят большую часть времени. Но им плевать. Они так и говорят. что нам без разницы, кто будет это делать. Главное не мы.

Страшно, что растет поколение потребителей, именно потребителей, которые считают, что общество всё должно делать для них и за них. Эти дети, когда вырастут ничего не будут производить и изобретать, а будут только требовать, как требуют сейчас.