Экзистенциальное направление психотерапии. Экзистенциальная- гуманистическая психотерапия. Как она работает. Особенности данного направления

Экзистенциа́льная психотерапи́я (англ. existential therapy ) - направление в психотерапии , ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор. Экзистенциальная терапия зародилась в XX веке как приложение идей экзистенциальной философии к психологии и психотерапии/

Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенционализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искатьсмысл жизни ; из-за наличиясвободы воли , необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемостисмерти и естественногостраха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевтИрвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия:смерть ,изоляция ,свобода ивнутренняя пустота . Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности . В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из нихтревога ,депрессия ,апатия , отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

Методы и техники экзистенциальной психотерапии

Напомним, что И. Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной и аналитической психодинамикой. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с предельными данностями бытия: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

Во-вторых, экзистенциальная динамика не подразумевает принятия эволюционной или «археологической» модели, в которой «первое» является синонимом «глубокого». Когда экзистенциальные психотерапевты и их пациенты проводят углубленное исследование, они не сосредоточиваются на повседневных беспокойствах, а размышляют об основных экзистенциальных проблемах. Кроме того, экзистенциальные подходы также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом. [И. Ялом пишет, что психотерапевтические подходы «отражают патологию, которую с их помощью можно излечивать, и формируются этой патологией».]

В связи со сказанным экзистенциальная психотерапия в основном ориентирована на долгосрочную работу. Однако элементы экзистенциального подхода (например, акцент на ответственности и аутентичности) могут быть включены и в относительно краткосрочную психотерапию (например, связанную с работой с посттравматическими состояниями).

Экзистенциальная психотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно группа состоит из 9-12 человек. Преимущества групповой формы состоят в том, что пациенты и психотерапевты получают более широкую возможность наблюдать искажения, возникающие при межличностном общении, неадекватное поведение и корректировать их. Групповая динамика в экзистенциальной терапии направлена на выявление и демонстрацию того, как поведение каждого члена группы:

1) рассматривается другими;

2) заставляет других чувствовать;

3) создает у других мнение о нем;

4) влияет на их мнение о самих себе.

Наибольшее внимание и в индивидуальной, и в групповой формах экзистенциальной психотерапии уделяется качеству отношений психотерапевт-пациент. Эти отношения рассматриваются не с точки зрения трансфера, а с позиций ситуации, сложившейся у пациентов к настоящему времени, и опасений, мучающих пациентов в данный момент.

Экзистенциальные терапевты описывают свои отношения с пациентами с помощью таких слов, как присутствие, аутентичность и преданность. В индивидуальном экзистенциальном консультировании участвуют два реальных человека. Экзистенциальный психотерапевт - не призрачный «отражатель», а живой человек, который стремится попять и ощутить бытие пациента. Р. Мэй полагает, что экзистенциален любой психотерапевт, который, несмотря на имеющиеся у него знания и умения, может относиться к пациенту так же, как, говоря словами Л. Бинсвангера, «одно существование относится к другому».

Экзистенциальные психотерапевты не навязывают пациентам собственных мыслей и чувств и не используют контрпереноса. Это связано с тем, что пациенты могут прибегать к различным способам провоцирующего подключения психотерапевтов, которое позволяет им не обращаться к собственным проблемам. Ялом говорит о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах психотерапии, когда терапевт проявляет не только профессиональное, но и искреннее, человеческое участие к проблемам пациентов, тем самым иногда превращая стандартную сессию в дружескую встречу. В своем исследовании конкретных случаев («Каждый день немного сближает») Ялом рассматривает подобные ситуации как с позиции психотерапевта, так и с позиции пациента. Так, он был поражен, узнав, какое большое значение одна его пациентка придавала таким мелким личным деталям, как теплые взгляды и комплименты по поводу того, как она выглядит. Он пишет, что для установления и поддержания хороших отношений с пациентом психотерапевту необходима не только полная включенность в ситуацию, но и такие качества, как неравнодушие, мудрость и умение максимально включаться в психотерапевтический процесс. Психотерапевт помогает пациенту «будучи заслуживающим доверия и заинтересованным; ласково присутствуя рядом с этим человеком; веря, что их совместные усилия приведут в конечном счете к исправлению и исцелению».

Главной целью психотерапевта является установление аутентичных отношений в интересах пациента, поэтому вопрос самораскрытия психотерапевта является одним из главных в экзистенциальной психотерапии. Экзистенциальные психотерапевты могут раскрывать себя двумя способами.

Во-первых, они могут рассказывать своим пациентам о собственных попытках примирения с предельными экзистенциальными беспокойствами и сохранения лучших человеческих качеств. Ялом считает, что он совершал ошибку, слишком редко прибегая к самораскрытию. Как он отмечает в «Теории и практике групповой психотерапии» (Ялом, 2000), всякий раз, когда он делился с пациентами значительной долей собственного «Я», они неизменно извлекали из этого пользу для себя.

Во-вторых, они могут использовать сам процесс психотерапии, а не фокусировать внимание на содержании сессии. Это использование мыслей и чувств, касающихся того, что происходит «здесь и сейчас», с целью улучшения отношений психотерапевт-пациент.

В течение ряда психотерапевтических сессий пациентка А. демонстрировала поведение, которое сама расценивала как естественное и спонтанное, а другие участники группы оценивали его как инфантильное. Она всячески выказывала активность и готовность работать над собой и помогать другим, подробно и красочно описывала свои ощущения и эмоции, охотно поддерживала любые темы групповой дискуссии. При этом все это носило полуигривый-полусерьезный характер, позволявший одновременно и давать какой-то материал для анализа, и уходить от более глубокого погружения в него. Психотерапевт, предполагая, что такие «игры» могут быть связаны со страхом приближения к смерти, спросил, зачем она пытается быть то взрослой опытной женщиной, то маленькой девочкой. Ее ответ потряс всю группу: «Когда я была маленькой, мне казалось, что между мной и чем-то плохим в жизни стоит моя бабушка. Потом бабушка умерла и на ее место встала моя мама. Потом, когда умерла мама, между мной и плохим оказалась старшая сестра. И теперь, когда сестра живет далеко, я вдруг осознала, что между мной и плохим больше нет преграды, я стою к нему лицом к лицу, а для своих детей я сама являюсь такой преградой».

Кроме этого, ключевыми процессами терапевтических изменений, согласно Ялому, являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь. Рассмотрим их на примере работы с каждой из базовых тревог.

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно – то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, – такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело – реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

По завершении консультации обе ее стороны – консультант и клиент – признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

Ролло Риз Мэй (1909-1994)

«Тревога имеет смысл. Хотя она может разрушать жизнь человека, тревогу можно использовать конструктивно. Сам факт, что мы выжили, означает, что когда-то давно наши предки не побоялись пойти навстречу своей тревоге».

Основные положения теории личности Р. Мэя представлены на рис. 20.

Ключевые понятия

Бытие человека , Бытие-в-мире , Dasein (Sein (бытие) плюс da (здесь)). Dasein означает, что человек является существом, которое находится здесь, а также подразумевается, что у него есть «здесь» то, что он может знать о своем пребывании здесь и о том, что он занимает свое место. Человек является существом, способным мыслить, и поэтому он несет ответственность за свое существование. Именно эта способность сознавать свое бытие отличает человека от других существ. Говоря словами Бинсвангера , «выбор Dasein», тот или иной, подразумевает «человека, который ответственен за выбор своего существования».

Рис. 20

Можно рассматривать термин «бытие» как причастие, форму глагола, которая означает, что кто-то находится в процессе бытия кем-то. Можно использовать слово «бытие» как существительное, которое понимается как потенциал , источник потенциальных возможностей. Человек (или Dasein) - это особое существо, которое, если оно хочет стать самим собой, должно сознавать себя, отвечать за себя. Он также является тем особенным существом, которое знает, что в какой-то определенный момент в будущем его не станет: он является тем существом, которое всегда находится в диалектических отношениях с небытием, смертью. Мэй подчеркивает , что бытие - не то же самое, что «Эго». Он пишет, что «мое чувство бытия - это не способность рассматривать себя как существо, пребывающее в мире, сознавать себя существом , которое может все это осуществлять. Бытие неотделимо от небытия - отсутствия бытия». Для того чтобы понять, что значит «быть», человеку надо осознать следующее: он мог не существовать вообще, он ходит по острию возможного уничтожения ежесекундно, он не может избежать осознания того, что когда-то в будущем его настигнет смерть.

Выделяют три модуса мира, т. е. три одновременно существующих аспекта мира, которые характеризуют бытие в мире каждого из нас.

Umwelt - буквально «мир вокруг »; это биологический мир, который в наше время обычно называют окружающей средой. Вес организмы имеют модус Umwelt. Umwelt животных и человеческих организмов включает в себя биологические потребности, влечения, инстинкты - это тот мир, в котором живой организм все-таки будет существовать, даже не будучи наделенным способностью сознавать себя.

Mitwelt - буквально «с миром»", это мир существ одного вида, мир близких нам людей; мир взаимоотношений между людьми. Ведущее слово - взаимоотношения. Как пишет Мэй, «если я настаиваю на том, что другой человек должен приспосабливаться ко мне, это значит, что я воспринимаю его не как личность, Dasein, а как средство; и даже если я приспосабливаюсь к самому себе, то использую при этом себя в качестве объекта... Сущностью взаимоотношений является то, что в процессе взаимодействия оба человека меняются » .

Eigenwelt - «собственный мир»; это мир истинного Себя. Eigenwclt предполагает сознавание себя собой. И этот процесс наблюдается только у людей. Это наше понимание того, что значит для меня что-то в этом мире - этот букет цветов или другой человек.

Эти три модуса мира всегда взаимосвязаны между собой и всегда обусловливают друг друга. Реальность бытия в мире оказывается утраченной, если акцент делается только на одном из трех модусов мира и при этом исключаются два других.

Воля. Способность организовать свое «Я» таким образом, чтобы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует самосознания, подразумевает некоторую возможность и/или выбор, дает желанию направление и ощущение зрелости.

Интенциональпость. Структура, центр, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и представляем свое будущее. Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. «В намерении заложено действие, и в любом действии присутствует намерение» .

Онтологическая вина. Р. Мэй выделяет три типа онтологической вины , соответствующих ипостасям бытия-в-мире. «Окружающей среде» (umwelt) соответствует вина, вызванная разделением человека и природы. Это чувство вины, касающееся нашего отдаления от природы, хотя оно может и подавляться. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (mitwelt). Вина перед своими близкими возникает в связи с тем, что своих близких мы воспринимаем через шоры своей ограниченности и предубежденности. И всегда так или иначе оказываемся неспособными до конца понять потребности других людей и удовлетворить эти потребности. Третий тип основан на отношениях с собственным «Я» (eigenwelt) и возникает в связи с отказом от своего потенциала.

Онтологическая вина, по Р. Мэю, имеет следующие характеристики. Во-первых, любой человек так или иначе ощущает ее. Все мы в той или иной степени представляем себе действительность наших ближних в ложном свете, и никто из нас полностью не осуществляет свой потенциал. Во-вторых, онтологическая вина не связана с культурными запретами или интроекцией культурной традиции; се корни лежат в факте сознавания себя. В-третьих, если онтологическая вина не принимается и вытесняется, то она может развиться в невротическое чувство вины. В-четвертых, онтологическая вина оказывает серьезное влияние на личность. В особенности она может и должна приводить к сдержанности, восприимчивости в отношениях между людьми и росту творческого начала в использовании субъектом своих потенциальных возможностей.

Свобода. Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности. Свобода рождается из осознания неизбежности своей судьбы и, согласно Р. Мэю, предполагает умение «всегда держать в голове несколько различных возможностей, даже если в данный момент нам не совсем понятно, как именно нам следует действовать». Р. Мэй различал два вида свободы: свободу действия (экзистенциальную свободу) и свободу бытия (сущностную свободу). «Я» предполагает мир, а мир - «Я»; оба эти понятия - или переживания - нуждаются друг в друге. И вопреки расхожим утверждениям они движутся вместе: в общем и целом, чем больше человек сознает себя, тем больше он сознает мир, и наоборот. Эта нераздельная связь «Я» и мира одновременно предполагает ответственность. Как пишет Р. Мэй, свобода не есть противоположность детерминизма. Свобода есть способность человека знать, что он детерминирован. Это положение задает границы свободы. Свобода не есть ни вседозволенность, ни даже простое «делание того, что нравится». На самом деле такая жизнь по прихоти или по требованию желудка представляет собой прямую противоположность действиям центрированной личности, о которой говорилось выше. Свобода ограничена тем фактом, что личность всегда существует в мире (обществе, культуре) и находится с ним в диалектических отношениях. Кроме того, свобода требует способности принимать и переносить тревогу, конструктивно жить с ней. Быть свободным означает не уклоняться от тревоги, а переносить ее; бежать от тревоги автоматически означает отказываться от свободы.

Судьба. Структура из ограничений и способностей, которые представляют собой «данные» нашей жизни. Судьба включает в себя биологические свойства, психологические и культурные факторы, нс означая при этом тотальную предопределенность и обреченность. Судьба - это то, к чему мы движемся, наша конечная станция, наша цель.

Тревога. Это опасение в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существования его личности. Это может быть угроза физическому существованию (угроза смерти) или же существованию психологическому (потеря свободы, бессмысленность). Или же опасность может относиться к еще какой-либо ценности, с которой человек отождествляет свое существование (патриотизм, любовь другого человека, «успех» и так далее). Поскольку тревога ставит под угрозу основы человеческого бытия собой, на философском уровне тревога есть осознавание того, что «Я» может прекратить свое существование (так называемая «угроза небытия»). Р. Мэй различает нормальную и невротическую тревогу.

Нормальная тревога - реакция, которая 1) адекватна объективной угрозе; 2) нс запускает механизм вытеснения или другие механизмы, связанные с интрапсихическим конфликтом, а вследствие этого 3) человек справляется с тревогой без помощи невротических защитных механизмов. Человек может 4) конструктивно обращаться с тревогой на сознательном уровне или же тревога снижается, когда меняется объективная ситуация.

Невротическая тревога - реакция на угрозу, которая 1) неадекватна объективной опасности; 2) включает в себя вытеснение (диссоциацию) и другие проявления интрапсихического конфликта и, следовательно, 3) человек ограничивает какие-то свои действия или сужает поле своего сознания с помощью различных механизмов, например подавления, развития симптома и других невротических защитных механизмов.

Трансцендирование. Способность выходить за пределы наличной ситуации. Существование всегда находится в процессе выхода за пределы своего «Я».

  • 1. Маслоу А. Экзистенциальная психология / А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс. - М.: Институт общегуманитарных исследований; Инициатива, 2005. - 160 с.
  • 2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье / Р. Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. - 224 с.
  • 3. Мэй Р. Любовь и воля / Р. Мэй. - М.: Винтаж, 2007. - 288 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/090417/ books/meyroO 1 /index.htm. - Загл. с экрана.
  • 4. Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность // Экзистенциальная традиция. - 2005. - № 2. - С. 52-65. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_meyro05.htm. - Загл. с экрана.
  • 5. Мэй Р. Открытие бытия: очерки экзистенциальной психологии / Р. Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 224 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/ 090417/books/meyro03/index.htm. - Загл. с экрана.
  • 6. Мэй Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия / Р. Мэй. - М.: Смысл, 2001.-319 с.
  • 7. Мэй Р. Проблема тревоги / Р. Мэй. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.
  • 8. Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 379 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/meyro02/index.htm. - Загл. с экрана.
  • 9. Мэй Р. Цитаты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cpsy.ru/citl340.htm. - Загл. с экрана.
  • 10. Фрейджер Р., ФейдименДж. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 704 с.

И. Экзистенциальная психология / под ред. Р. Мэя. - М.: Апрель- Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/090417/books/meyro04/index.htm. - Загл. с экрана.

Экзистенциальная психотерапия - это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Экзистенциальный подход является больше взглядом на психотерапию, чем отдельным терапевтическим подходом. Ориентированный на экзистенциализм психотерапевт может использовать любой метод или подход, если он совместим с экзистенциальными взглядами.

В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии - философией существования, возникшей в XX столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Центральное понятие учения - экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой-экзистенции - забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Философская основа

Философской основой экзистенциальной терапии служит, как уже говорилось, феноменологический подход, цель которого состоит в отказе от принятия всех концепций реальности, чтобы дойти до того, в чем нельзя сомневаться, - до чистых явлений. Феноменологический подход связан с именем Эдмунда Гуссерля. Из него исходит философия Мартина Хайдеггера.

Хайдеггер утверждал, что люди, в отличие от предметов, существуют в интерактивном единстве с реальностью. Они, скорее, являются источником активности, чем фиксированными объектами, и постоянно ведут диалог со своим окружением. В каждый конкретный момент индивид является творческим соединением прошлого опыта и нынешней ситуации. В результате он ни на минуту не остается постоянным. Хайдеггер посчитал бы, что вера в фиксированную личностную структуру, включая навешивание различных ярлыков пограничной, пассивной или нарциссической личности, есть неаутентичный способ отношения к себе и к другим. Люди не «обладают» личностью; они постоянно создают и пересоздают ее с помощью собственного выбора и действий.

Жан-Поль Сартр предположил, что, когда люди сталкиваются с необходимостью нести ответственность за себя и за свой выбор, они начинают испытывать тревогу. Концепция фиксированной идентичности снижает тревожность. Отношение к себе как к хорошему человеку заменяет исследование своего поведения и возможность выбора на основе правильности и добродетели. Если вы определяете себя как пограничную личность, вам больше не нужно считать себя ответственным за свои импульсивные действия. Чтобы избежать ощущения тревожности при выборе, нам всем нужна зафиксированная идентичность, такая как «врач» или «честный человек». Однако на самом деле важно не то, кем мы являемся, а то, что мы делаем, то есть какой стиль поведения мы избираем.

Всякий раз, когда человек делает выбор, он открывает новые возможности как в себе, так и в окружающем мире. Например, если вы ведете себя жестоко по отношению к кому-нибудь, то вы обнажаете и свои негативные стороны, и, возможно, негативные стороны этого человека. Если вы ведете себя заботливо, вы можете позволить выйти наружу вашим потенциальным позитивным качествам.

Таким образом, люди - это существа, посредством которых реальность проявляет себя . Действия человека позволяют ясно выразить то, что было раньше лишь потенциальным или «спрятанным» в реальности. Наиболее важным видом знания является знание того, «как» (то есть оно связано с действиями). Например, обучение игре на гитаре выявляет не только творческий потенциал играющего, но и музыкальный потенциал инструмента. Мысленное знание фактов менее полезно. Терапия должна научать быть человеком, а не получать знания о себе, то есть о своем прошлом. Людям необходимо учиться слушать себя и соответствовать природе своей развивающейся личности.

Принципы экзистенциальной терапии

Экзистенциальная психотерапия, как и само понятие «экзистенциализм», включает множество разнообразных направлений и течений, однако в ее основе лежат некоторые общие идеи и принципы.

Конечной целью экзистенциальной терапии является предоставление клиенту возможности понять собственные цели в жизни и сделать аутентичный выбор. Во всех случаях терапия помогает им «снять с себя ограничения», а также способствует их развитию. Клиенты должны открыто посмотреть в лицо себе и тому, чего они избегали, - своей тревожности и, в конечном счете, своей предельности. Часто для контроля тревожности люди отказываются от своих глубинных потенциалов. Выбрать реализацию своего потенциала означает пойти на риск, но в жизни не будет ни богатства, ни радости, если люди не научатся прямо смотреть в лицо возможности утраты, трагедии и, наконец, смерти.

Первое, что нужно сделать клиенту, - это расширить способность осознания, то есть осмыслить: потенциал, от которого он отказывается; средства, используемые для поддержания отказа; реальность, которую он может выбрать; тревожность, связанную с данным выбором. Чтобы помочь клиенту преуспеть в этом, терапевт применяет два основных инструмента - эмпатию и аутентичность.

Эмпатия используется как форма феноменологического метода. Терапевт пытается отреагировать на клиента без предубеждений. Эмпатичное и неосуждающее отношение может помочь клиенту раскрыть свой внутренний мир.

Другой важный инструмент - собственная аутентичность терапевта. Если целью терапии является достижение аутентичности клиента, то терапевт должен эту аутентичность смоделировать. Для того чтобы стать аутентичным, клиенту необходимо узнать, что ему не надо играть какую-то роль, не следует стремиться быть совершенным или таким, каким его хотят видеть. Ему не нужно также отказываться от аспектов собственного опыта и можно идти на риск. Терапевту следует смоделировать эти качества и попытаться стать реальным лицом в терапии.

В экзистенциальной терапии быть реальным или аутентичным означает делиться с клиентом, своими непосредственными впечатлениями и мнениями о нем. По сути, это предоставление клиенту непосредственной личной обратной связи.

Техники экзистенциальной психотерапии

Хотя экзистенциальные психотерапевты используют ряд техник, имеющихся в других подходах, в особенности в психоанализе, все же формы экзистенциальной терапии имеют ряд особенностей, отличающих ее от других подходов. Мэй отмечает шесть таких особенностей (Мэй Р., 1958).
1. Экзистенциальные психотерапевты используют широкий спектр техник. Эти техники отличаются гибкостью и разносторонностью, по выражению Мэй,

«варьируют от пациента к пациенту и от одной стадии к другой во время лечения одного и того же пациента» в зависимости от того, что необходимо «для наилучшего выявления существования данного конкретного пациента в данный момент его личной истории» и «что наилучшим образом способно осветить его бытие-в-мире».

2. Экзистенциальные психотерапевты, в особенности: с психоаналитической подготовкой, используют психологические процессы, такие как перенос, вытеснение, сопротивление, но всегда с учетом их смысла в экзистенциальной ситуации текущей жизни пациента .

3. Акцент делается на присутствии, или реальности отношений психотерапевт-пациент, в которых психотерапевт «озабочен не собственно проблемами, а пониманием и переживанием, насколько это возможно, бытия пациента» за счет проникновения и участия в поле пациента. Этот взгляд разделяют также представители других психотерапевтических школ, рассматривающих пациента как сущее, требующее понимания, а не как объект, который необходимо подвергнуть анализу.

«Любой психотерапевт экзистенциален в той мере, в какой, с учетом своей технической подготовки и полученных знаний о переносе и других психологических процессах, он обладает способностью относиться к пациенту как к „одной экзистенции, взаимодействующей с другой", говоря словами Бинсвангера».

Пациент является не субъектом, а «экзистенциальным партнером», и отношения - это встреча, или «со-бытие», друг с другом в подлинном присутствии. Задача психотерапевта - не оказывать на пациента влияние, но наладить осмысленные отношения как взаимное переживание.

4. Психотерапевт пытается избегать видов поведения, способных затормозить или разрушить экзистенцию полного присутствия в отношениях . Поскольку полная встреча с другим человеком нередко порождает тревогу, психотерапевт может защищать себя, рассматривая этого другого как «всего лишь пациента», как объект, или же фокусируясь на поведенческих механизмах. Способом блокирования присутствия может быть использование техник.

5. Цель терапии состоит в том, чтобы пациент переживал свое существование как реальное . Ему необходимо полностью осознать свое существование, что включает осознание потенциальных возможностей и начало деятельности в соответствии с ними. Интерпретация механизмов или процессов как часть экзистенциальной терапии всегда будет происходить в контексте осознавания человеком собственной экзистенции. Задача терапии - не только показать пациенту, где, когда и почему он не смог реализовать свой человеческий потенциал в полном объеме, но и заставить его пережить это настолько остро, насколько возможно. Момент чрезвычайно важный, поскольку одна из особенностей невротического процесса в наше время - утрата смысла бытия, когда в попытке объективно себя оценить человек начинает воспринимать себя как объект или механизм. Просто дать индивиду новые представления о себе как о механизме значит лишь закрепить невроз, а терапия, которая это делает, лишь отражает и продолжает фрагментацию культуры, ведущей к неврозу. Такая терапия может вызвать устранение симптомов и тревоги, но за счет приспособления пациента к культуре и ограничения его существования за счет отказа от свободы.

6. Экзистенциальная терапия помогает пациенту развить установку или ориентацию на обязательства . Данная установка предполагает решения и действия, но не ради собственной выгоды. Скорее, это обязательства перед некоторым моментом в собственном существовании пациента. Такие обязательства являются необходимым условием приобретения знаний. Пациент не может позволить себе обрести инсайт или знание до тех пор, пока он не будет готов к принятию решений, не займет определенную жизненную позицию и не примет предварительных решений.

С. Паттерсон и Э. Уоткинс (2003) считают возможным добавить к этому перечню седьмую характеристику: в терапевтической ситуации экзистенциальная психотерапия сосредоточивается на ситуации здесь-и-сейчас. Прошлое и будущее вовлекаются лишь постольку, поскольку они входят в текущее переживание. Здесь-и-сейчас включает не только переживания пациента за рамками терапии, но также его отношения с психотерапевтом. Можно исследовать личную историю пациента, но не с целью объяснить ее в терминах какой-либо школы психотерапии. Скорее, она понимается как модификация общей структуры бытия-в-мире данного пациента.

Этих аспектов, или акцентов, экзистенциальной психотерапии, отмечают Паттерсон и Уоткинс, едва ли достаточно в качестве основы для практики. Первостепенное значение имеют стоящие за ними концепции; важно, что объект, находящийся в фокусе экзистенциальной терапии, - то есть экзистенция как она есть, а не отдельные симптомы - отличается от объекта большинства традиционных подходов. Однако необходимо, чтобы эти концепции проводились в жизнь с помощью определенных методов, и можно предполагать, что если такая теория, как экзистенциализм, заметно отличается от других теорий своими концепциями и принципами, то и методы должны использоваться иные. Вместе с тем в настоящее время отсутствует подробное, систематическое описание природы и процедур экзистенциальной психотерапии, а оно представляется необходимым, в особенности с учетом того, что процедуры эти могут отличаться от принятых в других подходах.

Перед психотерапевтами, испытавшими на себе влияние экзистенциализма, не стоит проблема методов. Если они считают, что техники вторичны и не должны нарушать аутентичности отношений, они не будут опасаться чрезмерного увлечения техниками и анализировать механизмы их действия. Но в таком случае они не станут демонстрировать механизмы действия своих приемов и лишат другого человека возможности понять или освоить эти методы и процедуры. Тем не менее методы и процедуры должны существовать, и им следует уделять внимание, иначе подход будет считаться полностью интуитивным.

Экзистенциальная психотерапия – психотерапевтическое течение, которое ставит во главу угла задачу подтолкнуть человека к осмыслению своего жизненного пути как целостной совокупности и нахождению значимых личностных ценностей. А в дальнейшем — коррекция стратегии поведения в соответствии с этими выделенными ценностями. И самое главное – принятие за это ответственности. Данный подход применяется, помимо прочего, и .

Именно поэтому экзистенциальная терапия скорее напоминает диалог, подталкивающий пациента к самопознанию. А экзистенциальный психолог не следует строгому плану консультации и не навязывает никакую точку зрения. Он стремится лишь дать возможность клиенту осознать свои особенности и самого себя.

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии – это, прежде всего, направление, предполагающее глубинные изменения, а не работа с «обрезанием» проявлений и видимых проблем. Если можно сказать коротко, то согласно этому направлению, работа с симптоматикой не имеет смысла. Ведь рассматриваемый экзистенциально-гуманистический подход стоит на основе того, что главный внутренний конфликт – это конфликт с «данностями» конечности существования любого человека в этом мире.

Вообще, название экзистенциальная психотерапия включает в себя два важных понятия: « », как признание существования человека разумного, строящего свой личный жизненный путь. Таким образом человек рассматривается в «человеческом», а не во внешнем мире проявлений. И понятия «гуманистичности», как веры в способность человека брать на себя ответственность и реализовать свой потенциал через осмысление.

Как можно заметить даже по вступительной части, основы экзистенциального подхода берут свои истоки из философии. Многие исследователи видят предпосылки развития такого направления в работах Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера и Сартра. Кстати, сам Хайдеггер надеялся, что придёт день, когда его идеи выйдут за рамки философии и придут на помощь «страдающим людям».

Что касается первых психотерапевтов, которые непосредственно применили такой подход, как экзистенциальная психотерапия, то можно выделить К. Ясперса, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя.

Отдельно хочется остановится на логотерапии, автором которой является Виктор Франкл. Это особое экзистенциальное направление, которое основано на поиске смысла в каждом происходящем явлении, как позитивном, так и негативном. То есть, всё происходящее даётся человеку не просто так. Важно понять – для чего и что необходимо из этого вынести. Сам основатель подхода, Франкл, прошёл ужасы концентрационных лагерей. И своим примером демонстрировал возможность находить смысл даже в переживании немыслимых страданий.


Основные постулаты экзистенциальной психотерапии

Основными постулатами, важными для экзистенциально-гуманистической психотерапии являются понимание всех житейских проблем любого человека в рамках:

  • осознания «конечности и бессмысленности» существования как такового. И в связи с этим, необходимости поиска своего смыслополагаюшего начала;
  • как следствие – осознание обязательной смерти и соответствующего страха перед этой смертью;
  • присутствие постоянного страха выбора и ответственности за этот выбор, в связи с данностью человеку свободы воли;
  • понимание и осознания холодности и безразличности окружающего мира, при необходимости взаимодействия с ним.

Таким образом, обозначились четыре основные проблемы, сформулированные Ирвином Ялом:

Вся остальная напряжённость основана на поведенческих конфликтах, которые являются производными из основных. И только осмысленный подход к этим упомянутым четырём ключевым проблемам даёт возможность найти облегчение и наполнить существование своим личностным значением.

Человеческое существование является чередой таких конфликтов, которые подвигают личность к переоценке ценностей и нахождению новых понятий «для того, чтобы…» Поэтому даже крайние формы аффективных переживаний видятся не как психолого-психиатрические проблемы, а как естественные кризисы, которые являются своеобразными ступенями для дальнейшего саморазвития.

Например, депрессия служит маркером того, что прежние ценности стали для нас незначимы, и личность готова к поиску новых. Тревожные переживания связаны с внутренним напряжением из-за необходимости важнейшего (или важнейших) выборов и, соответствующего, осознания ответственности за это.

Таким образом, задача экзистенциального психотерапевта сводится к побуждению философских размышлений над данными вещами в случае, если сам пациент откладывает или боится углубляться в эти понятия и надолго остаётся в аффективных реакциях.

Ирвин Ялом и противодействие «протокольной терапии»

Резким критическим подходом к «строго прописанной терапии» отличался один из ведущих мастеров данного подхода — Ирвин Ялом. Он начинал свой путь от психоанализа, но не был согласен с выделенными в нём движущими силами.

По его мнению, основным конфликтом любого человека является понимание своей собственной смерти и её неизбежности. Как только человек способен осознать и противостоять этому постоянному страху, так он начинает перестраивать свои личностные ценности и приоритеты: ценит близких и тёплые взаимоотношения, берёт на себя риск и ответственность…

Кроме того, центральным моментом его подхода было желание подобрать индивидуальную терапию для каждого, кто к нему обращался. А не следовать заранее отработанной схеме. По его мнению, экзистенциальное консультирование только даёт толчок к переоценке ценностей и философским умозаключениям пациента, а также помогает при его страхе следовать этим размышлениям.

У каждого человека существует свой собственный путь преодоления боязни своей неминуемой конечности этой жизни, и у каждого при этом выявляются так же лишь индивидуальные прерогативы и ценности.

Экзистенциальный психоанализ

С критикой подхода Фрейда выступал и Жан-Поль Сартр. И хотя он также назвал свой подход «психоанализом», но по сути предложил вариант экзистенциального подхода. Во-первых, Сартр рассматривал личность как целостность, в противовес Фрейдовскому убеждению постоянной конфликтности личностных качеств и биологических инстинктов. Отсюда следует, что оговорки, жесты, слова, равно как и симптомы выражают не область проблемы, а фундаментальный выбор, который намеревается сделать человек.

Сартр не мог смириться, что личность сводится к таким простым моментам, как первичным желаниям, ещё и, как правило, сексуальным. Куда же в этом случае пропадает вся многослойность и индивидуальность каждой конкретной этой самой личности? Кроме того, он критично относится и к понятию бессознательного. Ведь если человек, посредством рефлексии понимает свои симптомы и идёт с ними к терапевту, то как же можно говорить о бессознательном, если оно осознаётся?

По мнению автора, признаком существования человека есть его желания, но желания существуют при дефиците или ограниченности жизни. Таким образом, человек пытается восполнить недостаток существования, которые отражаются в двух комплексах:

Размышления над этими базисами и ведут к переоценки внутренних установок, желаний и дают возможность справиться со всеми проблемами, преображая глубинные уровни личности.

Взгляд Джеймса Бюджентала

Одним из самых продуктивных практических терапевтов, который более тридцати лет занимался непосредственной практикой, является, пожалуй, Д. Бюджентал. Важнейшими его фундаментальными тезисами можно выделить такие моменты:

  • любому человеку присущ мотив «поиска здравого», который побуждает двигаться к наибольшей эффективности и удовлетворённости;
  • «жизнеизменяющая терапия» — это совместная работа клиента и терапевта над переосмыслением ответов первого на вопросы жизни, чтобы позволить сделать саму эту жизнь более «аутентичной» и позволить человеку больше самореализоваться.

Таким образом, терапия может происходить на двух уровнях:

Одними из важнейших проблем в развитии личности, автор видит в жёстких идентификациях и «идеальных образах», которые и выливаются в ощущение неудовлетворённости и «проблемности». Осмысление не всегда ведёт к реальной аутентичности, для этого и необходим терапевт, который способен заметить «шаблонности».

Совместный поиск, «осознание нашей сознательности» (с помощью рефлексивного самосознания), приводит пациента к подлинной «экзистенциальной эмансипации». Но, при этом, ни в коем случае не теряется, а, наоборот, увеличивается ответственность за свои выводы и свой выбор.

Школы в России

Становление экзистенциального направления в психологии России ознаменовано визитами Франкла и Роджерса в конце 80-х годов прошлого века. Именно они зародили интерес к этому направлению и способствовали становлению своих школ, таких как Высшая Школа гуманитарной психотерапии и Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии. В настоящий момент имеются очень интересные и продуктивные терапевты, работающие в этом ключе.

Экзистенциальная психотерапия: критика подхода

Стоит отметить, что каждый автор вносил в подход свои элементы работы. Поскольку экзистенциальное направление принципиально не прописывало чёткую стратегию построения консультации. Поэтому сложно выделить обобщённые критические замечания. Но, в целом, основным вопросом является аспект готовности – неготовности человека касаться довольно фундаментальных тем бытия и мочь при этом делать определённые базисные выводы, проводить аналогии. Тем более, принимать тяжёлые переживания как моменты переосмысления.

Однако, терапевты говорят про возможность работать с любым клиентом именно благодаря гибкости подхода и возможности человека самому преобразовывать свои ценности. Так, например, упомянутый Бюджентал писал, что успешно работал с клиентами, среди которых были: инженеры, проститутки, полицейские, чиновники, представители духовенства и монахини, домохозяйки, врачи, студенты разных специальностей, юристы, секретари, солдаты, сиделки и няни, профессоры, актёры, чернорабочие и политики.

Таким образом ещё раз утверждая, что экзистенциально-гуманистический подход может быть широко применим для помощи самым разным клиентам.