1 родит собрание в 1 кл. Первое родительское собрание. Советы молодому учителю. Физиологические условия адаптации ребенка к школе

Первое родительское собрание в 1 классе.

Цель: Знакомство с учителем, требованиями школы и трудностями адаптатации первоклассников

1. Приветствие.

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на первом родительском собрании.

2. Поздравление.

Мне бы хотелось поздравить вас с этим счастливым событием: ваш малыш стал первоклассником! Ваши дети мне очень понравились. Такие открытые и любознательные ребята.

Но, кроме радости, первый год в школе принесет много забот. С этого дня нам придется стать единой командой на школьном корабле. Надеюсь, что плавание по океану знаний будет интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

3. Представление учителя.

Я имею... педагогическое образование, ... категорию. В школе я работаю с... года.

4. Трудности адаптации первоклассников к школе.

Два вида: физиологические и психологические.

Физиологические:

А) Изменение режима дня ребенка, увеличение физической нагрузки, поэтому необходимо создавать условия для отдыха и двигательной активности.

Б) Обратите внимание на позу ребенка за столом при выполнении домашних заданий, на освещение рабочего места, чтобы предотвратить искривление позвоночника, появления близорукости.

В) Трудность в овладении письмом. Мелкие мышцы кисти руки еще не достаточно развиты, поэтому необходимо помочь детям тренировать руку. Для этого дома больше лепить из пластилина, глины, рисовать карандашами, красками, штриховать карандашом в различных направлениях, вырезать по контуру, рвать бумагу руками, складывать бумагу, складывать мозаику, собирать из конструктора, завязывать шнурки, вязать веревочные узлы, пришивать пуговицы.

Г) Организуйте правильное, витаминное питание, закаливайте детей, максимально развивайте двигательную активность.

(Бывает, что дома ребенок спокойный, тихий, а в школу приходит разрядиться.) Гулять не менее 1 часа в день, не считая дорогу в школу и из нее, школьную прогулку.

В) Воспитывайте самостоятельность и ответственность ребенка.

Не носите портфель, не одевайте дома. Лучше пораньше уложить спать и пораньше разбудить, чтобы дать возможность самостоятельно в своем темпе одеться.

Психологические:

А) дети сейчас очень тревожны, поэтому о школе нужно говорить только положительно, а не пугать двойками. Формируйте познавательную мотивацию. Проявляйте заинтересованность к школьным делам своего ребенка. Ежедневно расспрашивайте его о событиях дня, что делал, что узнал нового, что понравилось в этот день.

Б) повышайте самооценку ребенка, верьте в его силы, поддерживайте его. Чем ниже самооценка ребенка, тем больше трудностей у ребенка школе.

В) исключите меры наказания, хотя бы на три месяца. Пытайтесь убеждать, разговаривать. В крайнем случае, исключите из жизни вредные удовольствия: жвачки, конфеты, компьютер, телефон, телевизор. Не наказывайте запретом прогулки.

Г) Предоставляйте самостоятельность в выполнении д/з, но и контролируйте учебную деятельность.

Д) не забывайте поощрять ребенка и не только за учебные успехи. Помните, что дети сейчас учатся для того, чтобы сделать вам приятно, а уж потом формируется учебная мотивация. Не отбейте желание учиться.

Каждое утро мы встречаемся в 7.45 на улице около крыльца. В школу родители заходят в случае необходимости в бахилах.

Уроки первую четверть идут по три каждый день с 8.00 до 11.00 – 11.20 , что необходимо для облегчения адаптации.

1) 8.00 – 8.35

2) 8.55 – 9. 30

прогулка

3) 10.45 – 11.20

Написать заявления в продленку.

Чтобы первый месяц учебы не стал для ребенка стрессом, а сейчас дети очень тревожны, не рекомендуется оставлять детей после уроков в школе, т. к. они не получают полноценного отдыха.

Письмо. Сейчас идет работа в прописях. Они пишут крючки и палочки. Хотя с первого взгляда это очень похоже на каракули, ни в коем случае не говорите об этом ребенку, ведь он старался. Ребенка надо поддерживать, вселять уверенность, что дальше будет еще лучше. Следите за правильной посадкой, освещением рабочего места.

Правила письма: письмо максимально безотрывное, не обводить, не стирать, не замазывать штрихом, не зачеркивать. Писать сразу правильно, каждый раз сравнивать с образцом.

Математика. Пока работаем в тетрадях на печатной основе, далее заведем обычные. В обычных писать нельзя в крайних клетках.

Сейчас период становления руки и поэтому необходимо тренироваться в написании тех элементов, которые пишем на уроках. Можете завести доп.тетради и тренироваться дома. Домашних заданий, таких как в своё время выполняли вы, нет.

Технология. Для занятий необходимо иметь пластилин, стеки, тряпочку или салфетки, дощечку для лепки. Собрать всё в пакет и подписать.

Цв. бумагу, цв. картон, ножницы с закругленными лезвиями, клей, сушеные листья. Все нужно будет сложить в папку и можно оставлять в кабинете.

ИЗО Акварельные краски 12 цветов (не китайские), 2 кисти толстую и тонкую, гуашь, салфетки, обратите внимание на бумагу: толстые листы, чтобы бумага от воды не морщилась, листы в папке, каждый подписать карандашом в углу.

Физкультура. Спортивный костюм, спортивную обувь. Для зала форму нужно одинаковую. Это для соревнований и к тому же дисциплинирует. Купить всем черные шортики трикотажные. Футболки лучше, если кто-то один на базе купит одинакового цвета.

6. Требования школы к внешнему виду учащихся и к поведению.

Строгий, деловой неяркий стиль. Волосы у мальчиков подстрижены и причесаны, зеркала есть на каждом этаже.

У девочек волосы заплетены, никаких длинных челок. Ногти подстрижены, не накрашены, никаких украшений, кроме маленьких сережек, если уши проколоты. Рубашки, водолазки, блузки однотонные, пастельных тонов. Обязательна сменная обувь.

Подписать все вещи, особенно те, которые дети оставляют в раздевалке. Внешний вид опрятный, обязательно платочек носовой, пригодиться на уроках музыки.

Бегать нельзя, толкаться, обзываться, драться, кусаться, кричать и др.

На прогулке можно побегать по стадиону.

Сотовые телефоны лучше не давать. Дети используют их для игр, оставляют на подоконниках, в столовой. Если есть необходимость, привяжите к портфелю и обговорите случаи использования, звонить только в перемены, режим беззвучный или вибро.

7. Питание.

Питание обязательное двухразовое для детей остающихся в продленку до 2-3 часов и будет организовываться трехразовое для полной продленки до 5 часов.

Стоимость 30 рублей завтрак, 35 рублей обед. Для многодетных, семей с доходом менее 4900 руб. на человека предоставляется бесплатное питание. На одного ребенка выделяется 20 рублей с копейками., поэтому приходиться доплачивать 4,5 руб. в день, но питание отличается от платного, особенно в завтрак. Это каша или пирог с чаем.

Остальным детям часто ко второму дают фрукты, сыр, масло, йогурты, пироги, сосиски в тесте, поэтому дети могут что-то и не съесть. Положите в портфель пакет или можно купить рулон в класс, чтобы забирать излишки домой. А дома проверяйте портфель, чтобы там ничего не сгнило.

Счет на питание пополнять заранее

8. Письменные принадлежности.

Тонкая ручка.

Цветные карандаши.

Веер с цифрами, буквами.

Счетные палочки.

Обложки, закладки.

9. Организация жизни в классе.

Питьевой режим.

Полотенце, мыло,

т. бумагу,

мешки для мусора, корзину для мусора.

Ведро для воды – тряпки мыть

Сделать дощечку для набора букв и сбора меловых крошек.

Наклейки. Безотметочность.

Игрушки, игры, книги.

Цветы, подставки под цветы, вазы

Копия ключа от кабинета.

10. Проведение и организация праздников и дней рождений.

Традиционно я провожу в году 3-4 праздника с чаепитиями и подарками. Первый – это посвящение в первоклассники, новый год, праздник азбуки, выпускной в 1 классе.

Вопрос о подарках на дни рождения.

Для проведения чаепитий надо чайник, скатерть, чашки, тарелки, лучше одноразовые.

Конкурсы: осенних поделок, букетов, макулатуры, тех. творчества.

11. Выборы род. комитета.

Председатель

Бухгалтер

Сборы: филармония, поездки в театр, учебные тетради на печатной основе

Автобус дешевый

Убираться раз в месяц

Сопровождение выездов

Отчет по потраченным средствам на учебные пособия.

12. Детей забирать могут только взрослые. Заявление.

Желаю Вам в новой школьной жизни терпения, успехов, положительных эмоций, чтобы вы смогли вырастить хорошего сына, чудесную дочь.

ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ

Тема: «Первый раз в первый класс»

Цель: познакомить родителей с новым миром школы; координация требований семьи и школы.

1.познакомить родителей с учителем и его жизненными ценностями;

2.познакомить родителей друг с другом;

3.познакомить с трудностями перехода ребенка к школьной жизни и дать рекомендации и практические советы по успешной адаптации первоклассников.

4.познакомить родителей с основными направлениями работы в период адаптации первоклассника;

5.совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;

6.анкетирование родителей;

7.выбор родительского комитета, распределение обязанностей.

Оборудование:

1.Карандаши, бумага, ручка. 2.Анкеты. 3.Чистые листы бумаги.

4.Цветок большой(для группы), цветы одинаковой формы (каждому).

Ход собрания

1. Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. Момент первой встречи всегда радостный и волнительный. И, конечно же, волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.

2. ЗНАКОМСТВО – УЧИТЕЛЬ (САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ)

3. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

Помните ли вы свое 1 сентября? Каким был этот день? Как звали вашу первую учительницу? Какие воспоминания связаны у вас с этим человеком? Какие чувства испытывали вы в этот день?

А хотят ли в школу ваши дети? Чего они ожидают от школы?

Давайте, прежде, чем завести разговор о сложном периоде школьной адаптации, проверим, готовы ли ваши малыши к школьному обучению.

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 выше указанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам придется больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Для детей характерна высокая утомляемость

Информация 1. Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка, в котором он осваивает необходимый ему социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента:

 знания и умения

 взаимодействие со сверстниками (с людьми близкого социального статуса)

 взаимодействие с педагогами (с людьми более высокого в данной ситуации статуса).

Какой из них главный? (ответы родителей, аргументы)

Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана. На этапе адаптации первоклассника к школе – это три основных направления работы педагогов и, надеюсь, родителей.

Что же важно для ребенка в первые дни в школе? ... Суметь познакомиться с другими детьми.

Информация 2. Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы. Они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Психологи считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к формированию неуверенности в себе.

Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.

Тренинг 1.

Уважаемые родители, покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести правило:

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.

Тренинг 2 (цветные карандаши)

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)

А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме.

Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)

Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.

Отсюда правило: - никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках. Прислушайтесь к советам психолога.

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.

Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях « в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести « обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Вы должны знать, что обучение в 1 и 2 классах безотметочное. И нельзя результаты «волшебных линеечек», смайлики, медали переводить в баллы. А уж тем более эти результаты переносить на себя, воспринимать как удар по родительской самооценке. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями. Научите ребенка адекватно оценивать себя и свою работу.

Совет седьмой: ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

4. Подведение итогов

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.

На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше.

Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников.

Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса.

Может вы можете организовать какую-то интересную экскурсию или провести с детьми беседу воспитательного характера.

Свой листок нужно подписать.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

    В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

    Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

    Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

    Для детей характерна высокая утомляемость

“Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим…” Д.Уэбстер

“Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту…” Ф.Абрамов

“Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей”. Д.И.Писарев

“Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…” Януш Корчак

“У ребенка свое особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим…” Жан-Жак Руссо

“Чтобы судить о человеке, по крайней мере, надо войти в тайну его мыслей, его несчастий, его волнений…” Оноре де Бальзак

(Первое родительское собрание-встречу уместно проводить в конце августа. Это позволяет, во-первых, заранее познакомиться с родителями учеников, которые переступают порог школы и класса впервые, настроить семьи на необходимость общения со школой, педагогами, во-вторых, создаст определенный оптимистический настрой на учебную деятельность, снимет боязнь семьи перед школой и учителями.)

Цель родительского собрания: знакомство классного руководителя с родительским составом класса; знакомство родителей с родителями вновь пришедших учащихся, определение перспектив развития детского коллектива.

Задачи: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей; ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в среднем звене школы; провести выборы родительского комитета.

Форма проведения – торжественное собрание (с элементами тренинга).

Участники: родители учащихся 5 класса, классный руководитель, школьный психолог, представитель администрации школы.

Подготовительная работа к собранию: (классная комната должна быть с компьютером, проектором или смарт-доской для презентации темы собрания)

1) приглашение на первое родительское собрание родителей учащихся 5 класса за 1-2 недели до проведения собрания пригласительными письмами; приглашение на собрание представителей школьной администрации;
2) изучение классным руководителем личных дел учащихся с целью составления социального паспорта класса;
3) подготовка анкеты для родителей (визитной карточки семьи);
4) сбор и анализ информации по вопросам: особенности учебной работы в пятом классе, основные направления воспитательной работы деятельности, права и обязанности классного руководителя в среднем звене;
5) изучение ожиданий пятиклассников от нового учебного года. Мини-сочинения “Мои ожидания от пятого класса”;
6) изготовление учащимися класса визиток своих родителей (таблички с указанием фамилии, имени и отчества обоих родителей);
7) подготовка места для раздевалки родителей.

Оформление помещения – классной комнаты, оборудование.

Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, выполненные руками учащихся. Это позволит с первого собрания ознакомиться с родителями, обращение по имени отчеству располагает к доверительному взаимодействию. Стулья стоят внутри круга. На школьной доске (или на смарт-доске) – тема родительского собрания .

На столах – бланки с анкетами, чистые листы бумаги и ручки. (см. Приложение 1 )

Можно провести анкетирование с пятиклассниками тоже заранее. (см. Приложение 2 ).

Можно выделить детей в классе, ответы которых показались им самыми интересными, у которых много общего, и отметить вопросы, которые были трудными для детей.

Ход собрания

В кабинете (классной комнате) звучит тихая музыка. Родители проходят в кабинет, рассаживаются за столы, находят свои визитки на столах, до начала собрания отвечают на вопросы анкеты.

Вступительное слово классного руководителя будущих пятиклассников.

Добрый вечер, дорогие родители! Я рада видеть вас на нашей встрече. Начало учебы в пятом классе – особый этап в школьной жизни. Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от мам и пап. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни. В который раз мы все вместе будет преодолевать трудности, учиться падать, набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников. Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда можете получить исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос. В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора школы, его заместителей, всех тех, кому поручено помогать семье в воспитании детей. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе. Но прежде чем мы приступим к поиску решения этих задач. Давайте познакомимся!

Слово предоставляется директору школы (или заместителю директора по учебной части):

Администратор школы представляет классного руководителя пятого класса, характеризуя его профессиональные качества. В своем выступлении он/она говорят о традициях и обычаях школы, о первоначальных требованиях к учащимся-пятиклассникам, знакомит родителей с Уставом школы и вручает его каждой семье вместе с визитной карточкой школы;

(Если администрация не смогла придти на ваше собрание, то вы сами представляете себя, рассказывая о себе, о выборе профессии педагога, о своей работе в качестве классного руководителя в других выпусках, о планах на будущее в работе с новым классом.)

Классный руководитель: Вы познакомились со мной поближе, сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство с вами. Давайте поиграем: я – ведущая – стою в центре круга и предлагаю поменяться местами (или пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком и называет этот признак. Например, я скажу: “Поменяйтесь местами те, у кого в семье один ребенок”. Все, кто соответствует этому признаку, должны поменяться местами. При этом ведущий должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто остается в центре круга без места, продолжает игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге.

Примерные вопросы для игры: (можно заранее приготовить наводящие вопросы):

  • Поменяйтесь местами те, кто помнит своего классного руководителя.
  • Поменяйтесь местами те, кто любил в школе математику.
  • Поменяйтесь местами те, у кого в школе был любимый учитель.
  • Поменяйтесь местами те, кому в школе помогали родители.
  • Поменяйтесь местами те, кто помнит свой пятый класс.
  • Поменяйтесь местами те, кто помнит сколько девочек и мальчиков было в вашем пятом классе.
  • И т.п.

(Выслушиваются все родители. В это время учитель может кратко записывать ожидания на доске, сортируя их на группы).

С чем связано возникновение проблемных ситуаций, каковы особенности возраста расскажет школьный психолог.

Выступление школьного психолога

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми и товарищами в наличии подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии их поступков. Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами. Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любых занятиях. Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочей опеки и контроля, в чем выражается доверие ребенку. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. Меняются постепенно приоритеты и в стенах школы. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению.

Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • навыки самоподготовки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:

1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
2) формирование умения учиться в средней школе;
3) развитие учебной мотивации, формирование интересов;
4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
6) формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Обсуждение плана воспитательной деятельности, решение организационных вопросов

Классный руководитель: Мы познакомились с особенностями развития пятиклассников, услышали о возможных проблемах и задачах развития. Для успешного преодоления трудностей необходима совместная воспитательная деятельность.

Далее классный руководитель знакомит родителей с задачами и целями школы, определяет задачи свои и классного коллектива на учебный год; рассказывает об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся; знакомит родителей с основными направлениями воспитательной деятельности школы, основными делами на год, конкретным планом работы на первую четверть/триместр; рассказывает родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста.

Решаются следующие организационные вопросы:

  • о питании в школьной столовой;
  • возможности оказания материальной помощи;
  • сменной обуви;
  • дневники (электронные);
  • об организации классного фонда.

Выборы родительского комитета

Уважаемы родители! Сейчас вам нужно выбрать родительский комитет. Это может быть назначение по списку, по желанию, по очередности с последующим распределением обязанностей внутри комитета.

Подведение итогов собрания

Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за совместную деятельность, надеюсь на дальнейшее взаимопонимание.

Проект решения собрания

  1. Принять тематику родительских собраний на учебный год.
  2. Установить состав родительского комитета в количестве … человек.
    Председатель – ФИО.
    Учебный сектор – ФИО.
    Культмассовый сектор – ФИО.
    Трудовой сектор – ФИО.
    Казначей – ФИО.

Обязательно после собрания встретьтесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо это проявление неуважения родителей к учителю и школе…

Литература для подготовки к собранию

  1. Дереклеева Н.И. “Родительские собрания 5-11 классы”, М., “ВАКО”, 2004.
  2. Дюкина О.В. “Родительские собрания”, М., “ВАКО”, 2008.
  3. Воскобойников В.М. “Как определить и развить способности ребенка” СПб, 1996.
  4. Коляда М.Г. “Шпаргалка для родителей”, Донецк, 1998.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. “Общаться с ребенком. Как?”, М., 1997.
  6. Хрестоматия по педагогической психологии, М., 1995.
  7. Алоева М.А., Бейсова В.Е. “Настольная книга классного руководителя. 5-8 классы”, Ростов н/Д, Феникс, 2005 (Сердце отдаю детям).

Цель: знакомство классного руководителя с родительским составом класса, знакомство родителей с родителями вновь пришедших учащихся, определение перспектив развития детского коллектива.

Задачи : создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей; ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в среднем звене школы; провести выборы родительского комитета.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог, представитель администрации школы.

Подготовительная работа

Подготовительным этапом первого родительского собрания в пятом классе является Малый педагогический совет в конце учебного года четвертого класса по теме «Готовность четвероклассников к переходу в среднее звено». Обычно на таком Совете дается подробная характеристика класса: социальный паспорт класса, результативность учебной деятельности, уровень развития детского коллектива, характеристика учащихся, требующих особого внимания, рекомендации по работе с учащимися данного класса. Непосредственно перед проведением собрания необходима следующая работа:

1) приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания пригласительными письмами;

2) изучение классным руководителем личных дел учащихся с целью составления социального паспорта класса;

3) подготовка анкеты для родителей;

4) сбор и анализ информации по вопросам: особенности учебной работы в пятом классе, основные направления воспитательной деятельности, права и обязанности классного руководителя в среднем звене школы;

5) изучение ожиданий пятиклассников от нового учебного года. Мини-сочинения «Мои ожидания от пятого класса»;

6) изготовление учащимися класса визиток своих родителей. Это могут быть таблички с указанием фамилии, имени и отчества обоих родителей;

7) подготовка места для раздевалки родителей.

Оформление помещения, оборудование

Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, выполненные руками учащихся. Это позволит с первого собрания ознакомиться с родителями, обращение по имени отчеству располагает к доверительному взаимодействию. Стулья стоят внутри круга.

На классной доске - тема собрания.

На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя и отчество матери ______________

2. Год рождения, образование ______________

3. Место работы, должность, контактный телефон ______________

4. Фамилия, имя и отчество отца ______________

5. Год рождения, образование ______________

6. Место работы, должность, контактный телефон ______________

7. Домашний адрес, телефон ______________

8. Количество детей в семье (имя, возраст, что посещает) ______________

9. Условия проживания семьи (отдельная благоустроенная квартира, общежитие, собственный дом, не имеют жилья) ________

10. Условия для занятий ребенка (отдельная комната, письменный стол в общей комнате, стол совместно с другими детьми) ______________

11. Личностные особенности ребенка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др.) ______________

12. Дополнительные сведения (статус одинокой матери, вдова (вдовец), многодетная семья, чернобыльцы, инвалиды, беженцы и др.) ______________

13. В каких делах класса вы смогли бы помочь:

Проведение бесед с учащимися на специальные темы.

Организация экскурсии на предприятие.

Помощь в изготовлении пособий.

Ремонт мебели.

Помощь в организации походов, поездок.

Помощь в организации досуговой деятельности.

Другое ______________

Ход собрания

В кабинете звучит тихая музыка. Родители проходят в кабинет, рассаживаются за столы, до начала собрания отвечают на вопросы анкеты.

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Добрый вечер, дорогие родители! Я рада видеть вас на нашей встрече. Начало учебы в пятом классе - особый этап в школьной жизни. Особым он является не только для детей, но и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но и связаны с организацией жизни в школе в целом. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе. Но прежде чем мы приступим к поиску решения этих задач, давайте познакомимся.

(Вариант 1. Классного руководителя представляет администратор школы, характеризуя его профессиональные качества.

Вариант 2. Классный руководитель представляется, рассказывая о себе, о своей педагогической деятельности, о своей работе в качестве классного руководителя.)

II. Активизирующая игра «Знакомство»

Классный руководитель . Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это следующим образом: стоящий в центре круга (а начну игру я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком и называет этот признак. Например, я скажу: «Поменяйтесь местами те, у кого в семье один ребенок», - и все, кто соответствует этому признаку, должны поменяться местами. При этом ведущий должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжает игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге.

(Классный руководитель может помочь с формулировкой признаков, мотивируя тем самым родителей на включение в школьную и семейную тематику:

Поменяйтесь местами те, кто помнит своего классного руководителя.

Поменяйтесь местами те, у кого в школе был любимый учитель.

Поменяйтесь местами те, кому в учебе помогали родители.

Поменяйтесь местами те, кто помнит свой пятый класс.)

(Выслушиваются все желающие родители. В это время учитель может кратко записывать ожидания на доске, сортируя их на группы.)

Ожидания успеха

Предстоящие страхи и трудности

Интересно знать, а чего ожидают наши пятиклассники?

III. Работа родителей в группах

Классный руководитель. На столах представлены сочинения учащихся без указания автора. Я предлагаю вам ознакомиться с работами детей и попробовать угадать сочинение своего ребенка. Постарайтесь объединиться в группы с похожими ожиданиями.

(Обсуждение ожиданий учащихся в группах, определение ведущих мотивов.)

Я вижу, образовалось несколько групп. Сформулируйте признак, по которому вы объединились.

(Классный руководитель делает записи на доске. Это может быть:

1. Повышение учебной успеваемости.

2. Страх снижения успеваемости.

3. Трудность установления контакта с новыми учителями.

4. Трудности ориентации в школьном помещении.

5. Ожидания приобретения новых друзей.)

Я рада, что многие из вас узнали работы своих детей, что означает высокий уровень взаимопонимания родителя и ученика. Но все чаще возникают вопросы по решению тех или иных проблем. С чем связано возникновение проблемных ситуаций, каковы особенности возраста расскажет школьный психолог.

IV. Выступление психолога

Психолог. Известно, что возрастные периоды развития детей связаны с определенными новообразованиями, и когда на одной из возрастных ступеней нарушаются нормальные условия развития, то возникает необходимость восполнения недостатков предшествующего периода.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми - в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека. Социально-моральная взрослость в отношениях со взрослыми и товарищами выражается в наличии у подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии им поступков.

Взрослость в интеллектуальной деятельности и интересах характеризуется наличием у подростков элементов самообразования, но она проявляется на разном содержании. Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами.

Взрослость подростков в романтических отношениях со сверстниками другого пола выражается не столько в факте существования взаимных симпатий, сколько в форме, в которую выливаются эти отношения. Именно форма отношений усваивается подростками от взрослых. Это подтверждается тем, что они назначают друг другу свидания и развлекаются, как взрослые: ездят в парк и за город, устраивают вечеринки, танцуют дома и даже в общественных местах.

Взрослость во внешнем облике и манере поведения - результат прямого подражания подростков старшим. Это выражается в заботе о сходстве своего внешнего облика с обликом взрослых. Подростки следуют моде в одежде и прическе, усваивают взрослую манеру ходить и разговаривать, считая непременным атрибутом взрослости употребление вульгарных выражений и модных словечек, мальчики начинают курить.

Помимо чувства взрослости у пятиклассников существует тенденция к взрослости - стремление казаться и считаться взрослыми. Для этих ребят чрезвычайно важно признание окружающими того, что они уже не маленькие. Неудовлетворенность подростков отношением взрослых выражается в обидах и всевозможных формах протеста, начиная от грубости, непослушания и кончая противопоставлением себя взрослым или уходом от общения с товарищами. Условиями формирования чувства взрослости и тенденции к взрослости является как авторитарная система воспитания, регламентация всего поведения и опека, так и значительная свобода и самостоятельность.

Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любимых занятиях. Она бывает различной как по объему, так и по существу. Во-первых, она может быть действительной и формальной; во-вторых, вызываться сложившимися обстоятельствами в семье или предоставляться ребенку взрослыми. Так, самостоятельность в учении может быть действительной или существовать в виде «свободы в учении», например при отсутствии контроля в семье. Самостоятельность во взаимоотношениях с товарищами, в занятиях и использовании свободного времени может быть, с одной стороны, предоставлена ребенку взрослыми и выражать доверие к нему, а с другой стороны, быть результатом отсутствия достаточного контроля за этой стороной жизни ребенка.

Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочной опеки и контроля, в чем выражается доверие ребенку. Самостоятельность ребенка в любимых занятиях имеет разный смысл: один - при довольно безразличном отношении взрослых и другой - при активном содействии и уважении к его делу.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного «Я». Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание «Другого», похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростка высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияют на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

Навыки уверенного поведения;

Навыки совместной (коллективной) деятельности;

Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

Навыки самоподдержки;

Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:

1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

2) формирование умения учиться в средней школе;

3) развитие учебной мотивации, формирование интересов;

4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

6) формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

V. Обсуждение плана воспитательной деятельности, решение организационных вопросов

Классный руководитель . Мы ознакомились с особенностями развития пятиклассников, услышали о возможных проблемах и задачах развития. Для успешного преодоления трудностей необходима совместная воспитательная деятельность.

Классный руководитель:

Знакомит с задачами и целями школы, определяет задачи свои и классного коллектива на учебный год;

Рассказывает об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся;

Знакомит родителей с основными направлениями воспитательной деятельности школы, основными делами на год (обязательно с традиционными), конкретным планом работы на первую четверть;

Рассказывает родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста, об иностранных языках, о необходимости хорошо заниматься по всем предметам.

Решает следующие организационные вопросы:

О питании в школьной столовой;

Возможности оказания материальной помощи;

Сменной обуви;

Ведении дневников;

Плате за различные дополнительные услуги в школе;

Об организации классного фонда.

Классный руководитель. Уважаемые родители, я предлагаю вам еще раз в группах обсудить уже прозвучавшие сегодня проблемы, связанные с воспитанием детей, и на основании этого сформулировать предложения о тематике родительских собраний на учебный год.

(Принятие тематики родительских собраний на учебный год.)

VI. Выборы родительского комитета

Технология выборов членов родительского комитета зависит от уровня развития родительского коллектива. Это может быть назначение по списку, по желанию, по очередности с последующим распределением обязанностей внутри комитета.

VII. Подведение итогов собрания

Классный руководитель . Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за совместную деятельность, надеюсь на дальнейшее взаимопонимание.

Проект решения собрания

1. Принять тематику родительских собраний на учебный год.

2. Утвердить состав родительского комитета в количестве... человек.

Председатель - ФИО

Учебный сектор - ФИО

Культмассовый сектор - ФИО

Трудовой сектор - ФИО

Казначей - ФИО

Обязательно после собрания встретьтесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо это проявление неуважения родителей к учителю и школе.

Здравствуйте! (первое родительское собрание для 1 класса)

Собрание проводится в первые дни сентября или в конце августа для родителей учащихся 1 класса. Столы в кассе лучше поставить покругу, чтобы родители видели друг друга.
Цель:
создание атмосферы сотрудничества и сотворчества для совместной деятельности учителя и родителей.
Задачи:
познакомить родителей друг с другом;
сплочение родительского коллектива;
выбор родительского комитета класса.
Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, мои новые коллеги... Коллеги, потому что впереди у нас - долгая и непростая дорога, идти по которой нам нужно вместе. Совсем недавно вы привели сюда своих малышей - моих учеников - и теперь вы по праву являетесь членами родительского клуба нашего класса. Я смотрю в ваши такие разные глаза, всматриваюсь в настороженные лица, точь-в-точь как у ваших детей, и снова думаю о том, какое трудное и ответственное дело у нас с вами в руках...

I.Родительский практикум. Игра «Корзина чувств».
- Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дно которой я предлагаю Вам поместить самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в корзину и назовите то чувство, которое вас переполняет более всего тот период времени, что ваш ребёнок находится в школе, и назовите это чувство».
Вывод учителя.

II. Пожелания
- А сейчас я предлагаю вам задание, выполнив которое, каждый из вас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но прежде подпишите свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилия - как вам захочется) и передайте его соседу справа.
У вас на руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку; добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок... Но ваше обращение должно уложиться в одну - две фразы.
Для того чтобы ваши слова не были прочитаны никем, кроме адресата, загните верхнюю часть листка. Затем передайте его соседу справа. Вы же получаете новый лист, на котором можете написать короткое послание следующему участнику игры. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашим именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.

III. Дети - ёлочки
- Что ж, теперь давайте возьмёмся за дело. И для начала позвольте прочитать вам небольшой рассказ В. Астафьева.
В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растёт, умирает! - таков закон жизни. Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.
Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы далее вызов.
Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот в чём дело!».
Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развер¬нула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчи¬вался в пень, добывая пропитание.
Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока она доберется до земли. Ёще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто далее после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с лица земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни.

Вы, конечно, поняли, в чем состоит иносказательный смысл этой истории. Ваши любимые дети пришли в школу, где их ожидает много трудностей, испытаний, обид и поражений, взлетов и падений. Они - как хрупкие беззащитные ёлочки, которым нужно выжить в новом мире, найти своё место в нём и закрепиться... Нам же с вами предстоит выполнять роль того самого прародителя, который должен дать силы новому растению. Трудная, порою неблагодарная, но очень почётная миссия. Согласитесь.
- И на память о нашей первой встрече я хочу подарить каждому из вас символ, смысл которого вам, наверняка, будет понятен. (Учитель дарит каждому родителю вырезанную из плотной бумаги елочку - символ ребенка, пришедшего в школу, нуждающегося в совете, помощи, заботе.) На обратной стороне фигурки можно написать напутствия:
-Будьте взрослым и ребёнком; будьте мудрым и непредсказуемым.
-Не скупитесь на добрые слова своим детям, но и не заискивайте перед ними.
-Не отчаивайтесь, если что-то получилось не так, как вы задумали.
-Не сопротивляйтесь, когда вдруг обнаружится, что ваши дети хотят вас чему-то научить.
-Не бойтесь ошибиться.
-Пусть вам будет интересно с вашими детьми.

IV. Планирование дальнейшей работы.
- Один мудрец говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека.) Предла¬гаю обозначить наш маршрут. Сейчас вам будут предложены анкеты, цель которых выяснить круг ваших интересов.
1. Ознакомьтесь с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают интерес. Если в данном списке нет темы, которая Вам интересна, укажите её, пожалуйста.
На доске – Как помочь ребёнку адаптироваться к школе.
- Режим дня школьника: важность и проблемы.
- Как помогать ребёнку при подготовке домашних заданий.
- Как учитывать при воспитании темперамент ребёнка.
- В мире «нехочух»: что делать при проявлении упрямства.

- …
2. Напишите, какие дни недели, какое время наиболее удобно Вам для проведения родительских собраний.
3. Укажите особенности своего ребёнка (в поведении, состоянии здоровья), о которых я должна, по Вашему мнению, знать, чтобы лучше организовать воспитательный и образовательный процесс.

V. Организационные вопросы и выбор родительского комитета

VI. Итог
- Спасибо, что вы нашли время для нашей встречи. Очень хочется, чтобы и следующие наши собрания проходили так же плодотворно.