Типы русских храмов - читаем икону - каталог статей - храм кирилла и мефодия. Дополнительные сведения по архитектуре Как называется верхняя часть собора

Для чего верующие строят храмы? Зачем их такое большое количество разбросано по всей православной Земле? Ответ прост: цель каждого - спасение души, а достижение ее невозможно без посещения церкви. Она - лечебница, где происходит от греховных падений, а также ее обожествление. Устройство храма, его убранство позволяют верующему окунуться в божественную атмосферу, стать ближе к Господу. Провести обряд крещения, венчания, отпустить грехи может только священник, который присутствует в храме. Без служений, молебнов не может человек стать чадом Божьим.

Православный храм

Православный храм - это место, где служат Богу, где есть возможность соединиться с ним при помощи таких таинств, как крещение, причастие. Здесь собираются верующие, чтобы совершить совместную молитву, о силе которой знают все.

Первые христиане имели нелегальное положение, поэтому у них не было своих храмов. Для молитв верующие собирались в домах предводителей общин, синагогах, а бывало, что и в катакомбах Сиракуз, Рима, Эфеса. Длилось это на протяжении трех столетий, пока к власти не пришел Константин Великий. В 323 году он стал полноправным императором Римской империи. Христианство он сделал государственной религией. С тех пор и началось активное возведение храмов, а позже и монастырей. Именно его мать - царица Елена Константинопольская - была инициатором воздвижения в Иерусалиме.

С той поры устройство храма, его внутреннее убранство, архитектура претерпели значительные изменения. На Руси повелось строить крестово-купольные церкви, этот тип актуален до сих пор. Важной деталью любого храма являются купола, венчаются которые крестом. Уже издалека по ним можно заприметить дом Божий. Если же купола украшаются позолотой, то под лучами солнца они пламенеют, символизируя огонь, пылающий в верующих сердцах.

Внутреннее устройство

Внутреннее устройство храма обязательно символизирует близость к Богу, наделено определенной символикой, убранством, служит для удовлетворения целей христианского богослужения. Как учит Церковь, весь наш материальный мир есть не что иное, как отражение духовного мира, невидимого глазу. Храм - образ присутствия Царства Небесного на земле, соответственно, образа Царя Небесного. Устройство православного храма, его архитектура, символика дают возможность верующим воспринимать храм как начало Царствия Небесного, его образ (невидимый, далекий, божественный).

Как и любое строение, храм должен нести в себе те функции, для которых он предназначен, удовлетворять потребности и иметь следующие помещения:

  • Для священнослужителей, которые проводят службы.
  • Для всех верующих, присутствующих в церкви.
  • Для кающихся и тех, кто готовится принять крещение.

Издревле храм разделяется на три основные части:

  • Алтарь.
  • Средняя часть храма.
  • Притвор.
  • Иконостас.
  • Жертвенник.
  • Престол.
  • Ризница.
  • Горнее место.
  • Амвон.
  • Солея.
  • Пономарка.
  • Клиросы.
  • Паперти.
  • Свечные ящики.
  • Колокольня.
  • Крыльцо.

Алтарь

Рассматривая устройство храма, особое внимание нужно уделить самая главная часть церкви, предназначенная только для священнослужителей, а также для тех лиц, которые прислуживают им во время богослужений. Алтарь заключает в себе образы Рая, небесного жилища Господа. Обозначает таинственную сторону во Вселенной, часть неба. Иначе алтарь называют «небо на Зеле». Всем известно, что Господь закрыл после грехопадения Врата в Царствие Небесное для простых мирян, вход сюда возможен только Имея особое священное значение, алтарь всегда внушает верующим благоговение. Если верующий, помогающий в службе, наводящий порядок или зажигающий свечи, заходит сюда, он обязательно должен совершить земной поклон. Мирянам вход в алтарь запрещен по той простой причине, что место это всегда должно быть чисто, свято, именно здесь находится Святая Трапеза. Не допускается в этом месте толчея и бесчинство, которое по своей греховной натуре могут допустить простые смертные. Место это для сосредоточения молитвы священником.

Иконостас

Христиане испытывают чувство благоговения, войдя в православный храм. Его устройство и внутреннее убранство, иконы с ликами Святых превозносят души верующих, создают атмосферу умиротворения, трепет перед Господом нашим.

Уже в древних катакомбных храмах алтарь начали отгораживать от остальной части. Тогда уже существовала солея, алтарные преграды выполнялись в виде приспущенных решеток. Намного позже возник иконостас, который имеет царские и боковые врата. Он служит разделительной чертой, которая разгораживает средний храм и алтарь. Устроен иконостас следующим образом.

В центре размещены царские врата - особо украшенные двери с двумя створками, располагаются напротив престола. Почему они так называются? Считается, что через них сам Иисус Христос исходит, чтобы преподать причастие людям. Слева и справа от устанавливаются северные и южные врата, которые служат для входа и выхода священнослужителей в уставные моменты богослужения. Каждая из икон, расположенных на иконостасе, имеет свое особое место и значение, рассказывает о каком-либо событии из Писания.

Иконы и фрески

Рассматривая устройство и убранство православного храма, нужно отметить, что иконы и фрески являются очень важной принадлежностью. Изображаются на них Спаситель, Богородица, ангелы, святые угодники из библейских сюжетов. Иконы в красках передают нам то, что описывается словами в Священном Писании. Благодаря им в храме создается молитвенное настроение. Молясь, нужно помнить, что молитва возносится не к картинке, а к образу, изображенному на ней. На иконах образы изображены в том виде, в каком они снисходили к людям, какими видели их избранные. Так, Троица изображена в том виде, как видел ее праведный Авраам. Иисус изображен в том человеческом обличье, в котором жил он среди нас. Святой дух принято изображать в виде голубя, так явился он во время крещения Христа в реке Иордан, или в виде огня, который видели апостолы в день Пятидесятницы.

Вновь писаная икона обязательно освящается в храме, окропляется святой водой. Тогда она становится священной и имеет способность действовать с Благодатью Святого Духа.

Нимб вокруг головы обозначает, что изображенный на иконе лик имеет благодать Божию, является святым.

Средняя часть храма

Внутреннее устройство православного храма обязательно содержит среднюю часть, иногда ее называют нефом. В этой части храма расположены амвон, солея, иконостас и клиросы.

Именно эта часть собственно и зовется храмом. Издревле эту часть называют трапезной, ведь здесь вкушают Евхаристию. Средний храм символизирует земное бытие, чувственный людской мир, но оправданный, обожженный и уже освященный. Если алтарь символизирует Верхнее Небо, то средний храм - это частица обновленного людского мира. Две эти части должны взаимодействовать, под руководством Неба восстановится на Земле нарушенный порядок.

Притвор

Притвор, входящий в устройство христианского храма, является его преддверием. В истоках веры в нем останавливались кающиеся лица или те, кто готовился к Святому Крещению. В притворе чаще всего располагают церковный ящик для продажи просфор, свечей, икон, крестиков, для регистрации венчаний и крещений. В притворе могут стоять те, кто получил от духовника епитимью, да и все люди, которые по каким-то причинам считают себя в данный момент недостойными входить в храм.

Внешнее устройство

Архитектура у православных храмов всегда узнаваема, и хоть виды ее бывают различными, внешнее устройство храма имеет свои основные части.

Абсида - выступ для алтаря, пристраивается к храму, обычно имеет полукруглую форму.

Барабан - верхняя часть, которая завершается крестом.

Световой барабан - барабан с прорезанными проемами.

Глава - увенчивающий храм купол с барабаном и крестом.

Закомара - русская архитектура. Полукруглое завершение части стены.

Луковица - глава церкви луковичной формы.

Паперть - возвышенное над уровнем земли крыльцо (закрытого или открытого типа).

Пилястра - плоский декоративный выступ на поверхности стены.

Портал - вход.

Трапезная - пристройка с запада здания, служит местом проповеди, собраний.

Шатер - имеет несколько граней, покрывает башни, храм либо колокольню. Распространено в архитектуре XVII века.

Фронтон - завершает фасад здания.

Яблоко - купольный шар, на котором установлен крест.

Ярус - убывание по высоте объема всего здания.

Виды храмов

Православные храмы имеют различную форму, они могут быть:

  • В форме креста (символ распятия).
  • В форме круга (олицетворение вечности).
  • В форме четырехугольника (знак Земли).
  • В форме восьмиугольника (путеводная Вифлеемская звезда).

Каждая церковь посвящена какому-либо святому, важному христианскому событию. День их памяти становится престольным храмовым праздником. Если приделов с алтарем несколько, то каждый называется отдельно. Часовня - это небольшое сооружение, которое напоминает храм, но не имеет алтаря.

Во времена устройство христианского храма Византии имело крестово-купольный тип. В нем объединялись все традиции восточного храмового зодчества. Русь переняла от Византии не только православие, но и образцы архитектуры. Сохраняя традиции, при этом русские церкви имеют много своеобразного и самобытного.

Устройство буддийского храма

Многие верующие интересуются, а каким образом устроены храмы Будды. Дадим краткую информацию. В также устанавливается все согласно строгим правилам. Все буддисты почитают «Три сокровища» и именно в храме ищут для себя прибежища - у Будды, его учения и у общины. Правильное место - то, где собраны все «Три сокровища», они должны быть надежно защищены от любого влияния, от посторонних. Храм - замкнутая территория, защищенная со всех сторон. Мощные ворота - главное требование в устройстве храма. Буддисты не различают монастырь или храм - для них это одно и то же понятие.

Каждый буддийский храм имеет изображение Будды, неважно, вышитое, рисованное или это скульптура. Изображение это должно размещаться в «золотом зале», ликом к востоку. Главная фигура имеет огромные размеры, все остальные изображают сцены из жизни святого. Храм имеет и другие изображения - это все существа, почитаемые буддистами. Алтарь в храме украшают фигуры знаменитых монахов, они расположены чуть ниже Будды.

Посещение буддийского храма

Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде - это неуважение к вере.

Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.

Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет - сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.

Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи

1. Апсида — алтарный выступ в восточной части храма, чаще полукруглый в плане

2. Антаблемент — верхняя горизонтальная, поддерживаемая колоннами часть архитектурного ордера, состоящая обычно из архитрава, фриза и карниза

3. Аркатура — аркатурный пояс, аркатурный фриз - декоративное украшение стены в виде ряда глухих арочек, иногда опирающихся на колонки, консоли

4. Аттик — стенка над карнизом кровли, иногда соответствует невысокому этажу

5. Барабан — венчающая часть здания обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие. Световой барабан — вмещающий оконные проемы

6. Бочка — крыша в форме полуцилиндра с повышенным и заостренным верхом, образующая на фасаде килевидный фронтон (17-18 вв.)

7. Венец — бревна, положенные горизонтально и связанные в углах врубками, составляющие один ряд деревянного сруба

8. Глава — наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса

9. Горельеф — один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над плоскостью на половину и более своей высоты

10. Глазурь — стекловидный покров керамических изделий различного цвета, применявшийся при изготовлении изразцов, керамических плиток

12. Городня — деревянный сруб, заполненный землей или камнями, применявшийся при устройстве крепостных оград валов

13. Гульбище — наружная терраса, обходящая здание с нескольких сторон. С алтарной стороны гульбище не делают

14. Детинец — древнейшее название укрепленного центра (например, кремля) древнерусского города

15. Дынька — декоративное украшение резных столбов, колонок, оконных наличников и дверных порталов, напоминающее по форме дыню

16. Закомары — полукруглые завершения верхней части стены церковного здания, обычно соответствующие форме внутреннего свода с кокошниками

17. Замковый камень (кирпич) — наивысший центральный камень или кирпич, которым замыкается свод или арочный проем

18. Звонница — сооружение при храме, поставленное либо отдельно в виде стены с проемами для подвешивания колоколов, либо над крыльцом или стеной здания

19. Изразец — плитка из обожженной глины с рисунком, покрытая с лицевой стороны глазурью, имеющая с обратной стороны полую коробку-рампу - для крепления в кладку. Красный изразец - без полива глазурью

20. Карниз — выступающая часть антаблемента в ордерах; защищает стену от стекающей воды

21. Клеть — прямоугольный деревянный сруб, холодная (без отопления) изба

22. Каннелюры — желобки на стволе колонны или пилястра

23. Капитель — верхняя часть колонны, пилястра или столба

24. Кессоны — углубления на поверхности потолка или свода, обычно профилированные, имеющие форму квадрата или другой геометрической фигуры

25. Кокошники — декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковного здания

26. Колонна — архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого чаще являются ствол, база и капитель. База может отсутствовать

27. Колокольня — сооружение при церкви для подвешивания колоколов, иногда в несколько ярусов

28. Крестовокупольный храм — имеющий 4 столба в центре, на которые опираются подпружные арки, поддерживающие перекрытый куполом барабан. В плане основание образует крест: к центральному квадрату примыкают прямоугольные в плане концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами, между которыми расположены угловые помещения, также перекрытые сводами. Кре-стовокупольная конструкция имеет трех-нефный, пятинефный и семинефный варианты

29. Купол — завершение здания сферическое, эллиптическое, параболическое. Куполами перекрываются помещения круглой, квадратной и многоугольной в плане формы

30. Лопатка — вертикальный плоский выступ в стене, в отличие от пилястра, не имеющий базы и капители

31. Луковица — форма покрытия церковной главы, напоминающая по силуэту луковицу

32. Матица — главная балка деревянного потолка

33. Мозаика — художественное изображение, выполненное из разноцветных мелких камешков, кусочков смальты и цветной глазурованной керамики

34. Наличник — декоративное обрамление оконного или дверного проема

35. Ордер — Художественно решенная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран в своеобразной трактовке (Рим, Ренессанс, классицизм). Основу ордера составляют стойки-колонны (или пилястры) и балочное перекрытие - антаблемент. В состав ордера включаются также подножие колоннады (крепида, стереобад, цоколь) и фронтон; в классической архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный (сложный)

36. Парус — часть купольного свода в виде вогнутого сферического треугольника, перекрывающая угол квадратного в плане помещения (в местах перехода от квадратного основания к круглому в плане куполу или барабану)

37. Пилон — массивный устой, столб, служащий одной из опор купола или крестового свода церкви

38. Пилястр — плоский, прямоугольный в плане выступ стены или столба, обычно обработанный по трехчастной схеме опоры того или иного ордера (с основной частью, с базой, с капителью)

39. Пирон — короткий металлический (или каменный, деревянный) брусок или стержень, скрепляющий блоки каменной кладки. Пироны укладывались в специальные пазы в камне, после чего, как правило, заливались свинцом

40. Плинт — нижняя часть базы колонны или пьедестала в виде квадратной плиты

41. Подклет — нижний этаж здания, обычно служебно-хозяйственного назначения

42. Подпружные арки — арки, опирающиеся на столбы или стены, несущие своды и барабан купола

43. Полица — нижняя пологая часть крутой скатной или шатровой кровли

44. Поребрик — прием орнаментальной кирпичной (иногда каменной) кладки, выполняемой путем установки кирпича на ребро или укладки плашмя под углом к наружной поверхности стены

45. Портал — декоративное обрамление дверного проема здания. Перспективный портал - обрамление входа в виде ряда уходящих в глубину стены выступов

47. Посад – поселение, расположенное вне стен центрального городского укрепления (кремля, детинца)

48. Придел — дополнительный храм меньшего размера, пристроенный к основному зданию или устроенный внутри последнего

49. Притвор — небольшое крытое помещение перед входом в церковь

50. Пята свода (арки) — нижняя часть свода, опирающаяся на стену или столб

51. Распалубка — выемка в своде (обычно над дверными или оконными проемами) в виде сферического треугольника, образуемого двумя криволинейными ребрами, Сходящимися ниже шельги свода

52 Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада

53. Ризница — помещение, где хранится церковная утварь и облачение

54. Рундук — крытая наружная площадка крыльца с лестницей

55. Сандрик — небольшой карниз над дверью или окном. Обычно сандрик опирается на два кронштейна

56. Свод — перекрытие из кирпича или камня/имеющее в разрезе криволинейное очертание. Свод производит, помимо вертикального давления, распор. Виды сводов: 1. Цилиндрический; 2. Коробовый; 3. Крестовый; 4. Сомкнутый; 5. Крещатый; 6. Купольный; 7. Ступенчатый


57. Связи — деревянные или железные крепления, которые закладывались в стены или стягивали пяты арок или сводов для погашения распора

58. Слобода — пригородное поселение, расположенное вдоль дороги, ведущей в город, за посадом

59. Соборная площадь — площадь перед главным (кафедральным) собором города, селения

60. Сторожи — небольшие укрепленные пункты, расположенные на возвышенных местах, служившие для наблюдения за передвижением противника

61. Тарасы — система деревянных крепостных стен, при которой две параллельные стены через некоторые промежутки соединялись врубленными в них поперечными стенками, а образовавшиеся таким образом клети засыпают землей и камнями

62. Тимпан — внутреннее поле треугольного фронтона, обрамленное двумя наклонными карнизами, нередко украшенное скульптурой

63. Трапезная — общая столовая в монастыре с церковью и подсобными помещениями. Позднее - пристройка с западной стороны церкви

64. Тябла — горизонтально положенные деревянные брусья, на которые ставятся иконы в иконостасе

65. Филенка — декоративная прямоугольная выемка на гладкой поверхности деревянной стены, двери и т. д. с профилированной рамкой

66. Фреска — живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке

67. Фриз . 1) среднее из трех главных горизонтальных членений антаблемента 2) ленточный орнамент вообще, полоса живописного скульптурного или рельефного орнамента, окаймляющего верх стены, плоскость пола и т. п.

68. Фронтон . 1) верхняя часть фасада в виде треугольника, замыкаемая по трем сторонам карнизом; аналогичное завершение окна, портала и т. п. 2) верх фасада (окна, портала и т. п.)

69. Хоры — верхняя открытая галерея, балкон внутри церкви

70. Цемянка — толченый кирпич, добавляемый в известковый раствор при кладке стен здания. Цемянкой иногда называют и самый раствор с добавлением толченого кирпича

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди , читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон – главная башня средневекового замка.

Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб – основной объем храма.

Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет – нижний этаж здания.

Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди , общественных собраний.

Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка – прямоугольная впадина в стене.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Канонарх - одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам –

Искусство архитектуры

    Выбери только те понятия, которые относятся к античному миру

    Диптер

    Толос

    Менгир

    Дольмен

    Кромлех

    Классический стиль

    Романский стиль

    Канонический

    Сфинкс

    Ордер

    Капитель

    Колизей

    Акрополь

    Пантеон

    Башня

    Храм

    Зиккурат

    Готика

    Нотр-Дам

    Акведуки

    Портал

    Парфенон

    дорический ордер

    Кариатиды

    Атланты

    Знаменитая падающая башня в Италии

2. Выбери стили, сформировавшиеся в средние века.

    Канонический

    Готика

    Классицизм

    Барокко

    Классический

    Синдэн

3. Какое инженерное сооружение относится к антенно-мачтовым?

А. башня

Б. купол

В. шатер

4. Как называют науку, изучающую быт, культуру древних народов по сохранившимся памятникам?

а) Антропология;

б) антропософия;

в) археология;

г) археография.

5. Что чаще всего изображали художники каменного века?

а) Людей;

б) природу;

в) важные события в жизни;

г) животных.

6 .Менгир, дольмен, кромлех – это:

а) холмы, где хоронили богатых умерших;

б) пещеры, где были найдены рисунки первобытного человека;

в) мегалитические сооружения каменного века;

г) первые жилища людей каменного века.

7 . Гробница для знати и предшественница пирамид? а) Храм; б) Мастаба; в) Кромлех; г) пещера;

8. Назовите имя египетского бога, голова которого изображалась в виде головы шакала:

а) Гор;

б) Анубис;

в) Тот;

г) Сахнет.

9 . Так называли архитекторов в Древней Руси?

а) Зодчий;

б) ваятель;

в) офеня;

г) коробейник.

10. В конце неолита (6- 4 тыс. до н. э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального и культового назначения. Выберите правильный ответ:

а) Пирамиды;

б) Зиккураты;

в) Мастабы;

г) Дольмены;

11 . Кто построил самую большую пирамиду?

а) Хеопс;

б) Рамсес;

в) Хефрен;

г) Мавроди.

12. Процесс создания скульптурного произведения, связанный с обработкой твердых материалов.

а) Вырезание;

б) высекание;

в) литье;

г) лепка.

13 . Слово, означающее то же, что и слово «скульптура».

а) Ваяние;

б) зодчество;

в) лепка;

г) отливка.

13. Искусство иконописи от реалистической живописи отличает:

а) сознательное нарушение пропорций;

б) плоскостное изображение;

в) отсутствие линейной перспективы; г) все перечисленное.

14. Символика цвета: золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественный, белый - нравственную чистоту и невинность. Все это относится:

а) к фреске; б) к картине; в) к скульптуре; г) к иконе.

15. В Древней Руси получил распространение крестово-купольный храм, пришедший из Византии. Полукруглые завершения верхнее части стен такого храма называются:

а) нефы;

б) атриумы;

в) баптистерии;

г) закомары.

16. Стены такого храма часто были выложены плоским кирпичом (камнем), который называется:

а) пирамидка;

б) плинфа;

в) потуга;

г) потешник.