Театрализованный вечер физики в школе. Неделя физики в общеобразовательной школе материал по физике на тему. Что знаешь ты о них, скажи

Цель такого рода мероприятий: приобщение учащихся к миру науки, к увлекательному процессу поиск, выработка умения преодолевать трудности при решении задач-загадок. Ребята могут следить за напряженной работой мысли играющих, попробовать свои силы

К организации игры с физическим содержанием предъявляются следующие требования:

  • Ее назначение – развитие познавательных интересов учащихся и закрепление знаний, приобретенных на уроках;
  • Она должна вызывать положительные эмоции (например, удовлетворение от удачного, правильного ответа на вопрос);
  • Содержание предлагаемых вопросов должно быть доступным для понимания учащихся, основываться на их знаниях, вынесенных с уроков физики или учебной деятельности;
  • Игра должна в максимальной степени основываться на творчестве и самостоятельности учеников (преподаватель только в случае необходимости оказывает помощь в редактировании вопросов и работе жюри).

Правила проведения игры:

1). Каждая из соревнующихся команд должна иметь свою эмблему, девиз и название;

2). За стол садятся шесть любых членов команды; их состав в течение игры по усмотрению команды может меняться;

3). За нарушение дисциплины, подсказку, выкрики со стороны членов команды, не принимающих в данный момент участия в игре, жюри имеет право наказать команду, сняв с нее определенное количество очков (от 1 до 3);

4). За правильный ответ команде присуждается 2 очка; если ответ правильный, но неполный, то засчитывается 1 очко;

5). Если команда не смогла ответить на заданный вопрос, то очко присуждается той команде, в которой состоит учащийся, придумавший вопрос (он же получает приз); команда, не ответившая на очередной вопрос, уступает место за игровым столом следующей;

6). Если команда ответила на вопрос частично, то по усмотрению жюри очки делятся между отвечавшей командой и командой, задавшей вопрос;

7). Если “выпавший” вопрос придуман командой (группой), которая в данный момент должна играть, то она отвечает на следующий вопрос, записанный на карточке, расположенной на столе, по ходу часовой стрелки;

8). За самый интересный вопрос жюри может присудить команде до 3 очков;

9). В состав жюри входят 5-7 человек во главе с председателем – учителем физики; члены жюри – учащиеся и представители администрации школы;

10). Вопросы игры готовят сами учащиеся, опуская их в запечатанных конвертах в ящичек, находящийся в кабинете физики;

11). На каждом конверте с вопросом указывается его автор и название команды, в которой он состоит.

Игра проводится в актовом зале школы. Одна половина зала отводится для играющих, на другой размещаются болельщики. В центре зала находится стол с “рулеткой”, вокруг него шесть стульев. “Рулетка” представляет собой плоский диск, разделенный на секторы (всего их 12), окрашенные в различные цвета. В центре – вращающаяся стрелка. В секторах лежат конверты с вопросами. На каждом конверте стоит буква и цифра, соответствующая номеру сектора и названию команды.

В ходе игры предусмотрены музыкальные паузы различного характера. Продолжительность игры примерно 1,5 часа, в течение которого разыгрывается 12 вопросов. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее число очков во всех встречах. Играют команды по очереди. Порядок определяется жеребьевкой.

Игра по теме “Мир электричества”

Уважаемые знатоки! Совершим небольшой экскурс в историю развития современной электротехники.

  1. Внимание! “Черный ящик”!
  2. Вопрос: Когда-то давно к одному древнегреческому ученому, жившему в городе Милете, пришла дочь и принесла ему веретено. Девушка оказалась на редкость наблюдательной и заметила, что не раз, уронив веретено, она вынуждена была его долго очищать от сора. Но при этом упрямый предмет только сильнее притягивал к себе мелкие нити и пылинки. Мудрец похвалил дочь и задумался. А в наступившей темноте обнаружил, что если потереть веретено руками, оно покрывается крошечными голубыми искрами. Философ попытался объяснить это явление, не ссылаясь на помощь богов, пытаясь найти причину происходящего в природе. Кто был этот человек, задумавший освободить природу от капризной воли богов, а философию – от мифов? Из какого материала было изготовлено веретено, вы узнаете, открыв “черный ящик” после правильного ответа на вопрос.

  3. Следующая наша остановка приходится на середину 17 столетия.
  4. Вопрос. Город Магдебург, Германия. На ее территории догорает тридцатилетняя война. Город основательно пострадал. Оставшимся в живых предстояло немало работы: нужно было прокладывать улицы среди руин, возводить новые мосты. Тут- то и пригодился молодой инженер, который, к тому же, учился и правоведению. После удачных переговоров с войсками, инженера возвели в ранг бургомистра. Единственное, что смущало горожан, так это то, что наряду с многочисленными обязанностями бургомистр проводил физические опыты. Он заказал у мастера-стеклодува большой шар из серы, а затем, наэлектризовав его ладонью, с удовольствием наблюдал, как танцуют над ним пушинки. А те, что опускались на шар, отскакивали прочь. “Похоже, что наэлектризованные тела не только притягивают, но и способны оттолкнуть легкие тельца!”- сказал себе бургомистр. Чей портрет мы сможем с вами созерцать, после того, как услышим от вас правильный ответ? Кстати, бургомистр не был ученым. Скорее – изобретателем. А в свободное время работал еще и на своей пивоварне. Приложение 1 .

  5. Скажите, вы боитесь грозы? Постарайтесь ответить на этот вопрос откровенно. Если не боитесь, то – нет, а коли страшно, то – да! Ничего постыдного в этом нет. Гроза – самое величественное, самое красивое и одно из самых… грозных явлений природы. Трах-тарарах! – грохочет гром. Змеи – молнии жалят землю. Черные тучи накрыли ее, как пологом. Где голубое небо? Где ласковое солнце? Куда спрятаться от пронизывающего ветра, холодного дождя?
  6. В один из таких ветреных дней, когда низкие тучи предвещали грозу, Бенджамин Франклин, англичанин по происхождению, рослый и веселый, всегда полный юмора, человек, увлеченный метеорологией, соорудил из шелкового платка большого воздушного змея и запустил его под облака. К концу бечевки он привязал металлический ключ, а к ключу, в целях безопасности, - шелковую ленту, за которую держался сам. По шелку электричество не передавалось.

    Скоро веревка намокла. Где-то вдалеке громыхнул первый гром. Франклин осторожно поднес к ключу лейденскую банку, и длинная голубая искра клюнула центральный электрод. “Браво! Есть электричество! Я отнял его у неба!” Он заряжал одну банку за другой, убеждаясь, что небесное электричество, добытое змеем, ничуть не отличается от производимого трением. “Прекрасно! Больше я не позволю небесному огню сжигать дома и корабли, убивать людей и наносить ущерб обществу”.

    Вопрос: Назовите изобретение, с помощью которого Франклин “отнял молнию у небес и власть у тиранов”.

  7. “Никто не знает, как он выглядел. Его портретов не осталось, - так начинает свое эссе “Размышление перед портретом, которого нет” писатель Даниил Гранин. – Не сохранилось его писем, дневников, его личных вещей. Нет воспоминаний о нем. Есть только его труды. Это он, Василий Петров, создал небывалый до того физический кабинет для исследований, где возникла у него мысль о батарее, с помощью которой можно было проводить невероятные для того времени исследования. С помощью опытов при использовании это конструкции, Петров ввел в физику термин “электрическое сопротивление.
  8. Вопрос: Что это были за эксперименты? Постарайтесь продемонстрировать один из них.

  9. Внимание! Неизвестный прибор! (В зал вносится модель опытного станка Ампера). Приложение 1
  10. “Я свел явления, наблюденные г. Эрстедом, к двум общим фактам. Я показал, что ток, существующий в самом вольтовом столбе. Действует на магнитную стрелку так же, как и ток соединительного провода. Я описал опыты, при помощи которых я установил притяжение или отталкивание всей магнитной стрелки под действием соединяющей проволоки.

    Я описал приборы, которые предполагал соорудить, и, между прочим, гальванические винты и спирали. Я указал, что последние будут производить во всех случаях те же действия, что и магниты”. Это слова всем известного французского физика Андре Мари Ампера.

    Вопрос: Что за прибор перед вами и какую службу он послужил Амперу, чтобы ученый мог сделать такие выводы?

  11. Внимание на экран! (На экран проецируется изображение подъемного крана 19 века с электромагнитным захватом) Приложение 1.
  12. В 1840 году, когда этому человеку уже было шестьдесят, манчестерцы предложили ему пост директора своего музея. Место почетное, но не прибыльное. А изобретатель, идеи которого положены в основу принципа действия этого устройства, по-прежнему тратил большую часть своего дохода на электрические и магнитные опыты. Десять лет спустя он умер, так и не дождавшись ни признания, ни почестей. Многим из его земляков-англичан даже это имя не знакомо. И только старая надпись на могильной плите напоминает: “Здесь лежит изобретатель электромагнита”.

    Вопрос: Кто этот человек?

  13. Загадочное письмо!
  14. Возвратившись 26 июля 1832 года после выходных в Лондон, Фарадей нашел в почтовом ящике письмо. Открыв конверт, ученый посмотрел на надпись. Там стояли лишь две буквы: “Р.М.” .

    “Сэр! – писал неизвестный. – Прочитав в отчетах института Ваш интересный доклад о магнетизме, я сделал попытку провести эксперимент, который удался мне сверх моих ожиданий, и я думаю, что если его провести в боле широком масштабе, то он дал бы много интересного…”

    Вопрос: Описание какого устройства следовало далее в письме?

  15. Общность научных интересов сблизила этих двух людей. Позднее совместное сотрудничество переросло в дружбу. Они бок о бок трудились в новой, развивающейся области науки об электричестве. Один из них был теоретиком, другой – практиком. Им принадлежат первые испытания электродвигателя.
  16. Вопрос: Назовите фамилии этих ученых, являющихся иностранцами, но работающих на благо России и позднее даже принявших российское подданство.

  17. В конце 70-х годов 19 века на верфях Североамериканских Соединенных Штатов по заказу петербургского Адмиралтейства строились корабли. На их приемку приехал лейтенант русского флота А.Н.Хотинский. Вместе с ним было одно из величайших изобретений человечества, принадлежавшее Александру Николаевичу Лодыгину. Изобретение было запатентовано в России, во Франции, Великобритании, Австрии, Бельгии… Случилось как-то, что молодой лейтенант показал это изобретение Эдисону, которому новинка чрезвычайно понравилась, и американец принялся за усовершенствование русского чуда.
  18. Вопрос: Как во всем мире стали называть это изобретение?

  19. Новая сила – электричество – заявила о себе как победительница всех стихий. Французский рисовальщик и писатель-юморист выпустил в 1833 году фантастический роман “Двадцатое столетие” с массой рисунков, посвященных будущему триумфу электричества.

Вопрос: В каком году, и под каким названием его книга вышла в свет в России?

Источник информации: Томилин А.Н. Мир электричества // Дрофа. – 2007г.

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7-8 классов .

Вечер занимательной физики.

Цель:

формировать у учащихся интерес к изучению физики, научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, развивать необходимость в углублении знаний.

Оборудование:

Тематическая газета, красочное объявление, портреты физиков, оборудование для демонстрации опытов.

Живет природа по своим законам.

Мы изучаем их, стремясь понять,

И очень важно знать и понимать основы,

Чтоб эти знанья в жизни применять.

ПРОГРАММА ВЕЧЕРА .

1. Физминутка .

2.Что мы знаем о великих физиках.

3. Демонстрация занимательных опытов с объяснением сути явлений.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы удивиться. Дело в том, что физика – это удивительная наука. В мире происходит множество физических явлений. Все они объясняются на основе законов физики.

Физминутка

Ведущий задаёт загадки и вопросы. Загадки подобраны на тему «Природа и явления в ней».

Чего в сундук не спрячешь? (луч света)

Вопрос. Какого цвета белый свет?

Ответ. Белый цвет состоит из семи основных цветов – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

Ревнул вол на стол сёл, за сто речек. (гром)

Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: увидим молнию или услышим гром?

Ответ. Раньше увидим молнию, так как скорость света составляет 300000 км/с, а скорость звука 340 м/с при 15°С в воздухе.

В воде не тонет и в огне не горит? (лёд )

Вопрос. Когда лёд может быть нагревателем?

Ответ. Когда другое тело, находящееся со льдом в соприкосновении, имеет температуру ниже, чем у льда.

Без рук, без ног, а в избу лезет? (тепло, холод)

Вопрос. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?

Ответ. У свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.

Не взять меня и не поднять,

не распилить пилой,

Не вырубить и не прогнать,

не вымести метлой.

Но только мне придёт пора –

сама уйду я со двора. (ТЕНЬ)

Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины?

Ответ. Нужно наклонять её под разными углами к Солнцу.

Виден край, а не дойдешь. Что это? (горизонт)

Вопрос . Может ли горизонт являться телом отсчёта?

Ответ. Нет, так как при движении перемещается вместе с наблюдателем.

Что идёт, не двигаясь с места? (время)

Вопрос . Всегда ли время идёт с одинаковой скоростью?

Ответ. Нет, его скорость зависит от скорости движения системы отсчета.

Ведущий

На столе пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы.

Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача - связать их с

выставленными на столе приборами и устройствами.

1. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ:

весы)

2. На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: динамометр). .

3. Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: часы)

4. Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)

Великие физики

Ведущий читает отрывки или стихи посвященные первооткрывателям, учащиеся должны назвать фамилии.

Этот великий человек теоретически обосновал возможность полетов в космос при помощи ракет, дал первые схематические чертежи космических кораблей, выполнил расчеты

движения ракет и впервые указал на необходимость создания на орбитах вокруг Земли

промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы. А еще он

написал очень интересные книги "Вне Земли" и "На Луне".

Ведущий Кто этот великий человек? Ответ: Константин Циолковский

Ведущий Я первым взлетел,

ну а вы полетели за мною.

Я подарен навсегда

как дитя человечества небу Землею.

В том апреле лица звезд,

замерзавших без ласки,

замшелых и ржавых,

Потеплели от взошедших на небе

Смоленских веснушек ржавых.

Ведущий Кому посвятил это стихотворение Евгений Евтушенко? Ответ: Ю.Гагарин

Ведущий

Он был ученый и поэт.

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучил и цвет.

Он создал университет.

Своей рискуя головою,

Заряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен.

Астроном он. Географ он.

И как сказал о нем поэт:

"Он сам был - университет!"

Ведущий О ком идет речь в этом стихотворении? Ответ: М.Ломоносов.

Ведущий Он под яблоней сидел.

Вот - вот должна прийти идея.

А плод над ним уже созрел,

К Земле всей массой тяготея.

Умолкли птицы, тишина.

Зажглись далекие светила,

И спелым облаком Луна

Повисла в небе и светила.

Он мыслил, а Луна кружась

С Землею, Солнце огибала.

Вещей невидимая связь

В ту ночь проступала.

Вот он взглянул на небосвод…

Но ветка дрогнула - и вот

На Землю яблоко упало…

Ведущий Кто герой этих стихотворных строчек? Ответ: Исаак Ньютон

Демонстрация занимательных опытов.

Старшеклассники демонстрируют опыты и объясняют суть явлений.

Сухим из воды.

Кладём на дно тарелки или блюдца монету, наливаем немного воды. Как достать монету, не замочив пальцы? Ответ: зажигаем бумагу, вносим её в стакан, переворачиваем верх дном и ставим в тарелку. Воздух в нём нагревается, давление увеличивается, и часть воздуха выходит. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охлаждается, давление уменьшается. Под действием атмосферного давления вода входит в стакан, освобождая монету

Рисунки на молоке.

В тарелку с молоком капаем красителем и рисуем на молоке узоры. Если опустить в тарелку ватную палочку с мыльным раствором, который уменьшает поверхностное натяжение жидкости (молоко – это жидкость), то краска перемещается в сторону от ватной палочки в область большего поверхностного натяжения, создавая причудливую картину движущихся красок.

Инерция.

Кольцо из бумаги кладем на горлышко бутылки, а сверху на кольцо- стопку монет. Линейкой резко выбиваем из центра бумажное кольцо. Монеты падают по инерции в бутылку.

Звуковые волны.

На одну из жестяных банок натягивается пленка (шарик), на нее помещаются пенопластовые шарики. Другая жестяная банка перевернута верх дном и по дну стучим молоточком. Звук распространяясь в воздухе, колеблет мембрану из пленки на которой подпрыгивают легкие шарики.

Музыкальные стаканы.

В стаканы наливаем воду разной высоты, которые звучат с разной частотой.(высотой звука).

Лампа-лава.

В стакан наливаем сок и растительное масло. Бросив таблетку шипучего аспирина, наблюдаем бурление несмешивающихся жидкостей разной плотности.

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Вечер физики

"Сказка - ложь, да в ней намек..."
А. С. Пушкин.

На сцене - царь Купон и советники, учащиеся 7а и 76 классов.

Ведущий.
    Жил был славный царь Кулон.
    Он наукой увлечен.
    Созывал к себе гостей
    Из далеких волостей!

    Кулон.

    Вечер вальсом открываем! И все вместе наблюдаем: Живы ль физики законы в танце том неодушевленном.

На сцене - танцевальная пара. Звучит вальс

Ведущий. Вопрос к командам: по каким траекториям двигались танцующие?
На сцену выходят гости - единицы физических величин: 1кг, 1с, 1Н, 1м? - с соответствующими надписями на табличках.

    Кулон . Вы откуда, гой еси?
    Единицы. Все мы из системы СИ!
    Ведущий. Вопрос к командам: какие физические единицы выражаются названными единицами?

    Из лесов холодных, темных
    Кто-то в валенках огромных
    Припожаловал сюда!

Входят Леший в тулупе и валенках и Ведьма.

    Леший. В школу мы пришли погреться С дорогой подругой сердца!

    Ведьма. Вряд ли, Леший, мы согреемся! Ну-ка сколько тут по Цельсию? Достает большой градусник (модель) и два конверта, в каждом из которых по 5 рисунков зверей и птиц и по 5 табличек, на которых обозначены соответствующие скорости движения.

    Представители команд выбирают пары рисунков-табличек.

    Ведущий. Из морей, из-под глубоких Водяного поджидаем, С кем придет, еще не знаем...

    Входят Водяной с бутылкой минеральной воды, и пять Молекул Воды в кокошниках с надписью "Н2О".

    Кулон. Друг мой старый, Водяной! Расскажи нам, кто с тобой?

    Водяной. Со мной молекулы воды, А знаем, что без воды и ни туды, и ни сюды! Станцуйте, капельки для нас, Кто ж отгадает, сей же час, Где в танце пар, вода и лед, Тот скромный приз наш обретет. Молекулы воды танцуют танец, располагаясь соответственно строению каждого состояния.

    Представители команд отвечают. Водяной награждает победителя бутылкой минеральной воды.

    Ведущий. Слышите, раздался гул, грохот, свист, ужасный шум! Вот ракета приземлилась, гости звездные явились!

    Кулон. Мы вам рады, господа. Вы откуда и куда? Расскажите без прикрас, чем вы удивите нас?

    Пришельцы. Облетели белый свет, космос видели, дружище, В космонавтике нелишне знать, что физики законы Непреложны, непреклонны.

    Ведущий. Проводим следующий конкурс. Какие металлы используются в авиации и космонавтике? Возможно ли налить чашку чая в невесомости? Пишет ли перьевая ручка в невесомости? Кулон. А теперь мои факиры вечер завершат недлинный!

    Факиры демонстрируют опыты, команды их объясняют. Жюри объявляет победителей

    Вечер физики

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Сценарий вечера

«Поле математических и физических чудес»
♪ Звучат позывные КВН «Мы начинаем КВН…»

Здравствуйте, дорогие ребята и все присутствующие на нашем вечере! Наш вечер является продолжением недели математики, физики и информатики в школе. В школе каждый день в рамках недели физики и математики проводились различные мероприятия: в понедельник – конкурс газет, во вторник – защита рефератов, в среду – конкурс по разгадыванию физических и математических кроссвордов. Сегодня проводится вечер физики и математики.

Тема нашего вечера «Поле математических и физических чудес».

Цель проведения вечера: Научится применять знания, полученные на уроках математики и физики, в своей практической жизни. Развить логическое мышление, смекалку, умение правильно и красиво выражать свои мысли. Сформировать интерес к изучению математики и физики. Воспитывать в себе умение отстаивать свою точку зрения и уважать друг друга.

Эпиграф: «Физика ! Какая ёмкость слова!

Физика – для нас не просто звук!

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук

А математика – царица всех наук!

♪ Звучит гимн физики «Мы физики, мы победим…»

План проведения вечера:

1. Разминка «Заморочки из бочки» (вопросы по физике и математике)

2. Конкурс эрудитов

3. Занимательные физические опыты

4. Раскрытие тайн «Чёрного ящика»

5. Экскурсия в страну выдающихся физиков и математиков

6. Итоги проведения вечера и недели физики и математики в школе, награждение победителей конкурсов

7. Танцы «до утра»

Вечер проходит в форме конкурсов вопросов и ответов.

Вначале я представлю жюри, тех, кто будет оценивать правильность ваших ответов и следить за правильностью проведения всех конкурсов:

Председатель жюри – директор школы.

Члены жюри – профорг школы, учитель биологии и химии, психолог школы, учитель украинского языка и литературы.

Сложные вопросы оцениваются в 2 балла, простые – 1 балл. За правильные ответы учащиеся получают карточки, которые в конце вечера будут обмениваться на призы.

Конкурсы проводят учитель физики и математики, учитель математики, учитель информатики.

Итак, мы начинаем наш вечер. Первый конкурс – это разминка «Заморочки из бочки». Учитель математики достаёт из бочки с вопросы.

Вопрос № 1. Какого цвета белый свет?

(Ответ: белый свет сложный, он состоит из 7 цветов. Если мы пропустим тонкий пучок белого света через призму, луч разложится в спектр: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Часто после дождя на небе мы видим радугу, состоящую из 7 цветов. Радуга образуется в результате преломления световых лучей при их прохождении через капельки воды).

Вопрос № 2. Написать самое наименьшее число, используя из 10 цифр только 4.

(Ответ: 0,1 99)

Вопрос № 3. Представьте лето, гроза на улице. Какое явление мы зафиксируем раньше? услышим гром или увидим молнию?

(Ответ: Мы вначале увидим вспышку молнии, а затем услышим раскат грома. Это происходит, потому что скорость распространения света 300000 км/с, а скорость распространения звука 340 м/с).

Как определить расстояние до того места, над которым вспыхнула молния?

(Ответ: Для этого надо засечь время между вспышкой молнии и раскатом грома t , и рассчитать расстояние по формуле s = v t ).

Вопрос № 4. Самое сильное место магнита.

(Ответ: его полюса – северный и южный).

Вопрос № 5. В каком геометрическом теле может закипеть вода?

(Ответ: цилиндре, параллелепипеде).

Вопрос № 6. Назвать литературные произведения, в которых упоминаются числа.

Вопрос № 7. Почему при полёте комар издаёт писк, а шмель жужжит.

(Ответ: Насекомые не имеют специального органа для создания звуков. Звук издаётся насекомыми при полёте частыми взмахами крыльев. Частота взмахов крыльев комара 600 взмахов в минуту, шмеля – 200 вз/мин, вертолёта – 25 об/мин. Поэтому тон звука у комара самый высокий, а шмеля низкий, вертолёта самый низкий).

Вопрос № 8. Написать самое большое число, используя из 10 цифр только 4.

(Ответ: 99 99).

Вопрос № 9. Что можно приготовить, а нельзя съесть?

(Ответ: уроки).

Вопрос № 10. Чему равно перемещение Земли относительно Солнца за год?

(Ответ: 0).

Вопрос № 11. Рисунок № 1. Какое ведро перетянет. Нам даны 2 ведра. Одно полностью заполнено водой, во 2 ведре так же полностью заполненном плавает небольшой кусочек дерева.

Рисунок

(Ответ: Эти вёдра будут находиться в равновесии,

т.е. стрелка весов не изменит своего положения).

Вопрос № 12. Рисунок № 2. Куда причалит лодка (1, 2, 3)? Нам надо перебраться лодка с одного берега на другой на лодке. Мы направляем свою лодку перпендикулярно берегу и течению реки.

Рисунок

(Ответ: вектор скорости лодки направлен перпендикулярно течению реки, – вектор скорости течения реки, направлен по течению. Чтобы решить эту задачу нам надо использовать векторную алгебру. По правилу векторного сложения сложим векторы скоростей лодки и течения реки. Результирующий вектор будет направлен по диагонали прямоугольника, образованного векторами скорости лодки и течения реки. Лодка причалит туда, где результирующий вектор скорости пересечёт берег = + , т.е. в точке 2).

Вопрос № 13. Как с помощью копья поймать рыбу в озере.

Рисунок

(Ответ: Для решения этой задачи используем закон преломления света).

Вопрос № 14. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты? А это что-то

можно измерить?

(Ответ: время)

Многие из вас правильно ответили на поставленные вопросы, а сейчас мы проведём конкурс и определим кто из вас самый эрудированный. Итак, конкурс эрудитов . Для проведения этого конкурса нам нужны 2 ученика, которые будут отвечать на вопросы, написанные на досках. Пожалуйста, выходите.

В то время, как наши эрудиты отвечают на вопросы: Написать фамилии выдающихся математиков и физиков, написать названия физических и математических приборов, написать известные физические явления и объяснить или прокомментировать написанное, мы просмотрим серию занимательных опытов по физике .

♪ Звучит музыка Поля Мориа

1. Я приглашаю ученика 11 Б класса. Он покажет нам опыт с ведром. Объясните, что удерживает воду в ведре?

Рисунок

(Ответ: Центробежная сила, направленная по радиусу к окружности, образованной ведром при вращении).

2. Приглашается ученица 12 А класса. Она покажет нам опыт, демонстрирующий атмосферное давление при помощи стакана. Объясните, что

удерживает воду в стакане и лист бумаги.

Рисунок

(Ответ: Атмосферное давление).

3. Я приглашаю ученицу 12-А класса. Она покажет нам интересный опыт. Но вначале ответьте на вопрос: как вскипятить воду без топлива. Опыт «Кипение жидкости в шприце».

Рисунок

(Ответ: Температура кипения воды зависит от давления. Если создать в шприце низкое давления, вода закипает при комнатной температуре. Нам не нужно топливо для кипячения воды).

4. Сейчас мы увидим опыт – «реактивный самолёт». Ученик 9-А класса покажет это опыт. Почему двигался шарик?

Рисунок

(Ответ: Было продемонстрировано реактивное движение. Реактивное движение основано на законе сохранения импульса).

Мы переходим к разгадыванию тайн «Чёрного ящика». Мы попросим учителя физики принести «Чёрный ящик», в котором находятся известные предметы. Вам прочитают описание каждого предмета, а вам надо угадать, что это такое.

♪ Звучит музыка Бородина «Патриотическая симфония».

Выносится «чёрный ящик». Из ящика ведущий достаёт вопросы и зачитывает их. Учащиеся должны отгадать, что это за предмет. Затем он достаётся из ящика и демонстрируется всем.

Сей особенный предмет

Вам подскажет вмиг ответ,

Брать свой зонтик или нет?

(Барометр)

Этот маленький предмет

Нам подскажет всем ответ,

Почему при малой силе

В стенку вдруг его вонзили.

(Кнопка)


- Сей особенный предмет

Вмиг нам даст на всё ответ

Где есть север, а где юг

Не заблудитесь вы вдруг.

Сей предмет поможет нам

Поделить угол пополам.

(Транспортир)

Сейчас мы совершим увлекательное путешествие в страну великих физиков и математиков. Нашим экскурсоводом будет учитель информатики.

Какой учёный за свои передовые взгляды на строение Вселенной был осуждён инквизицией и сожжен на костре? (Джордано Бруно)

Какой учёный, доказал неверность учения Птолемея о строении Вселенной. Только благодаря своим связям в инквизиции не подвергся суду. (Николай Коперник)

Какой учёный доказал неверность учения Аристотеля и провел первую в мире публичную демонстрацию физического явления, был одновременно физиком, математиком, астрономом, инженером. Он является основоположником экспериментальной физики, был привлечён к суду инквизиции за свои передовые взгляды о строение Вселенной и был вынужден отречься от своих научных трудов. Остаток жизни он провёл под домашним арестом. Согласно легенде после своего вынужденного отречения сказал: «А, всё-таки, она вертится!» (Галилео Галилей)

Какой учёный ХХ века получил дважды Нобелевскую премию за свои открытия по физике, создал такую теорию, о которой шутили: «Эту теорию не понимает никто, даже сам … (её создатель). Он выступал против фашизма. В его досье в гестапо было записано: «Ещё не повешен». (Альберт Эйнштейн)

Какой русский и советский учёный, будучи дилетантом-самоучкой, стал основоположником учения о полётах в космос? (Константин Эдуардович Циолковский)

Какой ученый пришел пешком из Архангельска в Москву, чтобы изучать науку? Он перевёл на русский язык с немецкого языка первый учебник физики, он сделал много открытий в физике, химии, открыл секрет создания цветного стекла, был художником (создал несколько мозаичных панно), был поэтом, много сделал для открытия первого русского университета. Он, по совам А.С. Пушкина, «был первым русским университетом». (Михаил Васильевич Ломоносов)

Кто из древних математиков для защиты от неприятеля своего родного города создал много видов военной техники: с помощью линз сжёг неприятельский флот

(Архимед)

Сейчас мы посмотрим фильм о величайшем итальянском учёном эпохи Возрождения, основоположником экспериментальной физики, ученом, который провёл первый эксперимент по физике. Итак, фильм о Галилео Галилее.

☻ Фильм о Галилео Галилее.

Теперь нам необходимо подвести итоги нашего конкурса. Кто-то выиграет, кто-то проиграет, но мы знаем, что сегодняшняя встреча умных, математически и физически грамотных, весёлых и находчивых участников не прошла даром для вас. А для тех, кто набрал меньше очков, я прочту небольшое стихотворение Евгения Долматовского:

Научись встречать беду не плача:

Горький миг – не зрелище для всех,

Знай, душа растёт при неудачах

И слабеет, если скор успех.

Мудрость обретают в трудном споре,

Предначертан путь нелёгкий твой

Синусоидой радости и горя,

А не вверх взмывающей кривой.

Объявляются победители конкурсов.

Уважаемое жюри, хотите ли вы отметить особым призом того, кто был наиболее активным на нашем вечере?

Или же того, кто давал наиболее полные ответы?

♪ Звучит Ума Турман «Проститься»

Мы благодарим всех, кто помогал в подготовке и проведении вечера. Всем до свидания и до новых встреч.

♪ Звучит танцевальная музыка

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7-8 классов.
Вечер занимательной физики.
Цель:
формировать у учащихся интерес к изучению физики, научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, развивать необходимость в углублении знаний.
Оборудование:
Тематическая газета, красочное объявление, портреты физиков, оборудование для демонстрации опытов.
Живет природа по своим законам.
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять.
ПРОГРАММА ВЕЧЕРА.
1.Физминутка.
2.Что мы знаем о великих физиках.
3. Демонстрация занимательных опытов с объяснением сути явлений.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы удивиться. Дело в том, что физика – это удивительная наука. В мире происходит множество физических явлений. Все они объясняются на основе законов физики.
ФизминуткаВедущий задаёт загадки и вопросы. Загадки подобраны на тему «Природа и явления в ней».
Чего в сундук не спрячешь? (луч света)
Вопрос. Какого цвета белый свет?
Ответ. Белый цвет состоит из семи основных цветов – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.Ревнул вол на стол сёл, за сто речек. (гром)
Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: увидим молнию или услышим гром?
Ответ. Раньше увидим молнию, так как скорость света составляет 300000 км/с, а скорость звука 340 м/с при 15°С в воздухе.
В воде не тонет и в огне не горит? (лёд)
Вопрос. Когда лёд может быть нагревателем?
Ответ. Когда другое тело, находящееся со льдом в соприкосновении, имеет температуру ниже, чем у льда.
Без рук, без ног, а в избу лезет? (тепло, холод)
Вопрос. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Ответ. У свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.
Не взять меня и не поднять,
не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
не вымести метлой.
Но только мне придёт пора –
сама уйду я со двора. (ТЕНЬ)
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины?
Ответ. Нужно наклонять её под разными углами к Солнцу.
Виден край, а не дойдешь. Что это? (горизонт)
Вопрос. Может ли горизонт являться телом отсчёта?
Ответ. Нет, так как при движении перемещается вместе с наблюдателем.
Что идёт, не двигаясь с места? (время)
Вопрос. Всегда ли время идёт с одинаковой скоростью?
Ответ. Нет, его скорость зависит от скорости движения системы отсчета.
Ведущий
На столе пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы.
Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача - связать их свыставленными на столе приборами и устройствами.
1.Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ:весы)
2.На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: динамометр). .
3.Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: часы)
4.Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)
Великие физики
Ведущий читает отрывки или стихи посвященные первооткрывателям, учащиеся должны назвать фамилии.
Этот великий человек теоретически обосновал возможность полетов в космос при помощи ракет, дал первые схематические чертежи космических кораблей, выполнил расчеты
движения ракет и впервые указал на необходимость создания на орбитах вокруг Земли
промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы. А еще он
написал очень интересные книги "Вне Земли" и "На Луне".
Ведущий Кто этот великий человек? Ответ: Константин Циолковский
Ведущий Я первым взлетел,
ну а вы полетели за мною.
Я подарен навсегда
как дитя человечества небу Землею.
В том апреле лица звезд,
замерзавших без ласки,
замшелых и ржавых,
Потеплели от взошедших на небе
Смоленских веснушек ржавых.
Ведущий Кому посвятил это стихотворение Евгений Евтушенко? Ответ: Ю.Гагарин
Ведущий
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головою,
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Астроном он. Географ он.
И как сказал о нем поэт:
"Он сам был - университет!"
Ведущий О ком идет речь в этом стихотворении? Ответ: М.Ломоносов.
Ведущий Он под яблоней сидел.
Вот - вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым облаком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна кружась
С Землею, Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь проступала.
Вот он взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула - и вот
На Землю яблоко упало…
Ведущий Кто герой этих стихотворных строчек? Ответ: Исаак Ньютон
Демонстрация занимательных опытов.
Старшеклассники демонстрируют опыты и объясняют суть явлений.
Сухим из воды.
Кладём на дно тарелки или блюдца монету, наливаем немного воды. Как достать монету, не замочив пальцы? Ответ: зажигаем бумагу, вносим её в стакан, переворачиваем верх дном и ставим в тарелку. Воздух в нём нагревается, давление увеличивается, и часть воздуха выходит. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охлаждается, давление уменьшается. Под действием атмосферного давления вода входит в стакан, освобождая монету
Рисунки на молоке.
В тарелку с молоком капаем красителем и рисуем на молоке узоры. Если опустить в тарелку ватную палочку с мыльным раствором, который уменьшает поверхностное натяжение жидкости (молоко – это жидкость), то краска перемещается в сторону от ватной палочки в область большего поверхностного натяжения, создавая причудливую картину движущихся красок.
Инерция.
Кольцо из бумаги кладем на горлышко бутылки, а сверху на кольцо- стопку монет. Линейкой резко выбиваем из центра бумажное кольцо. Монеты падают по инерции в бутылку.
Звуковые волны.
На одну из жестяных банок натягивается пленка (шарик), на нее помещаются пенопластовые шарики. Другая жестяная банка перевернута верх дном и по дну стучим молоточком. Звук распространяясь в воздухе, колеблет мембрану из пленки на которой подпрыгивают легкие шарики.
Музыкальные стаканы.
В стаканы наливаем воду разной высоты, которые звучат с разной частотой.(высотой звука).
Лампа-лава.
В стакан наливаем сок и растительное масло. Бросив таблетку шипучего аспирина, наблюдаем бурление несмешивающихся жидкостей разной плотности.