Должен ли проходить летнюю практику в школе. Дневник летней педагогической практики. правила поведения у водоёмов


Дневник

Отрядного вожатого

В летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием
«РОБИНЗОНИЯ»
при МОУ СОШ №20

Лето 2011г.

План работы лагеря.

Распорядок дня:
8.30-8.40 – сбор детей;
8.40-8.50 – утренняя линейка;
8.50-9.00 – зарядка;
9.00-10.00 – завтрак;
10.00-12.00 – работа кружков, секций, лагерные и отрядные дела;
12.30-13.30 – оздоровительные процедуры;
13.30-14.00 – обед;
14.00-14.30 – свободное время;
14.30 – уход домой.

Цели воспитательной работы:
1. Оздоровление детей;
2. Включение каждого ребенка в активную творческую деятельность.

Задачи:
1. Раскрывать творческий потенциал детей;
2. расширять кругозор детей;
3. Формировать культурные нормы в среде общения детей и взрослых через игру;
4. Создавать условия для самовыражения детей.
5. Воспитывать чувство патриотизма.

3 ОТРЯД, «Веснушки»
Девиз:
Солнца лучик любит нас,
Мы веснушки просто класс!
Речевка:
Раз, Два!
Три, Четыре!
Эй, ребята, шире шаг!
Нет, наверное, в целом мире
Веселей, дружней ребят!
Не грустят в семействе нашем.
Мы поем, танцуем, пляшем.
Все занятья хороши,
Веселимся от души.
Все умеем сделать сами.
Sms отправим маме!
Эй, дружок, не унывай!
Нашу песню запевай!

ДЕНЬ,

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ,
ДЕНЬ ЗНАКОМСТВ 1 июня,
1. Встречаем детей, знакомим с отрядом, линейка, зарядка, распределение обязанностей, ознакомление с планом работы лагеря.
2. Завтрак
3. Конкурс рисунков на асфальте
4. Обед
Первый день в лагере можно назвать самым сложным, так как и дети между собой, и мы с ними еще плохо знакомы, контакт не установлен, и привлечь их внимание среди толпы сверстников становится трудной задачей. В моем отряде оказались дети разной возрастной категории от 7 до 9 лет, всего 26 детей.
Перед построением на линейку мы разучили речевку и девиз отряда. Так же назначили командира отряда (Кирюшенков Илья), который сдавал рапорт начальнику лагеря на линейке, и его заместителя (Киреева Алина).
После линейки все дети отправились на завтрак, а затем на конкурс рисунков на асфальте, посвященному дню защиты детей. Вернувшись с прогулки, мы провели беседу по правилам поведения ребят в лагере и отряде, вместе вспомнили номера телефонов экстренной помощи.
Затем, что бы дети получше познакомились провели несколько игр.
Вывод: К концу первого дня я пришла к выводу, что работа с детьми в лагере это очень эмоциональная, ответственная, трудная, но интересная работа. Единственной трудностью в этот день оказалось то, что контакта с детьми еще практически нет, так как видят они меня в первый раз, но я считаю, что я сумела сохранить дисциплину в отряде и благоприятную психологическую обстановку.

ДЕНЬ,
МЕРОПРИЯТИЕ ПОДРОБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ДЕНЬ ВТОРОЙ,
ДЕНЬ ЯРКИХ ИДЕЙ 2 июня,
1. Встречаем детей, репетируем сдачу рапорта на линейке, девиз и речевку, идем на линейку.
2. Завтрак
3. Готовимся к празднику «Открытие лагеря».
4. Обед
Этот день прошел гораздо проще, так как детей мы уже практически запомнили, особенно тех, которые больше всего привлекали внимание – непослушные. День в лагере всегда начинается с линейки и зарядки, затем в столовую.
После того как подкрепились мы отправились в актовый зал, там нас ждала театральная постановка. Сказка детям очень понравилась, они хохотали и не хотели уходить. Затем мы начали готовиться к открытию лагеря, наш отряд представляла Бурцева Софья, она исполняла танец. Пока представитель отряда репетировала свой танец, мы с остальными детьми разучивали отрядную песню, речевку и девиз. Все это нужно было хорошо знать для построения на линейке и сдачи рапорта.
Это происходит так:
командир отряда выходит к начальнику лагеря и говорит:
-Старший Робинзон, отряд «Лучики».
На линейку в количестве 26 человек построено. Отсутствующих нет.
Наш девиз: «Солнца лучик любит нас,
Мы веснушки просто класс!»
Рапорт сдал младший Робинзончик, Кирюшенков Илья.

Затем провели несколько игр на свежем воздухе. После трудного дня мы пошли в столовую, где нас ждал вкусный обед.
После обеда мы отправились в игровую, где каждый нарисовал своего любимого мультипликационного героя.
В 14-30 мы уже разошлись домой.

Вывод: В течение этого дня мы с детьми научились работать и отдыхать вместе. Дети уже привыкают, что слушаться нужно не только воспитателя, но и вожатых. Ощутимой трудностью было только то, что в отряде есть малыши, они немного отстают от более старших и приходится строго следить, что бы все были вместе. В целом считаю, что за этот день успела зарекомендовать себя как достаточно строгий вожатый, которого нужно слушать не менее внимательно чем воспитателя.
ДЕНЬ,
МЕРОПРИЯТИЕ ПОДРОБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ДЕНЬ ТРЕТИЙ,
ОТКРЫТИЕ ЛАГЕРЯ 3 июня,
1. Встречаем детей, репетируем выступление к празднику, идем на линейку.
2. Завтрак
3. Идем в актовый зал на праздник «Открытие лагеря»
4. Обед

Этот день начался более волнительно, чем обычно. Дети представляли, что же их ждет на празднике.
После того как собрались все дети мы отрепетировали с Александрой ее выступление и с остальным отрядную речевку для сдачи рапорта. Затем отправились на линейку и в столовую завтракать.
Еще был радостный момент, нам в помощь дали помощницу – младшую вожатую.
После завтрака мы ещё несколько раз повторили песню, которую подготовили к открытию и отправились в актовый зал.
Там каждый отряд по очереди выходили на сцену, говорили название своего отряда, девиз, речёвку, песню и номер от отряда.
После этого была дискотека. Дети и вожатые так веселились, что казалось сил на прогулку не осталось, но это оказалось не так. На улице мы вспомнили различные игры.
Казалось, дети не устанут никогда. Но пришло время обеда, и мы отправились в школу. Стало заметно, что наши младшие ребята уже устали.
После обеда мы провели спокойные игры и немного порисовали, затем отправились домой.

Вывод: Сегодня я поняла, что всего нескольких дней хватило, что бы дети стали мне очень близкими. Я очень переживаю за них когда, расстраиваются или огорчаются, мне становится весело вместе с ними. В этот день я поняла, что не ошиблась с выбором профессии.

ДЕНЬ,
МЕРОПРИЯТИЕ ПОДРОБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ,
ГОТОВИМСЯ К ВЫБОРАМ. 6 июня,
1. Встречаем детей, линейка.
2. Завтрак
3. Подготавливаем детей к празднику «Выборы президента»
4. Проводим беседу, как уберечься от солнечных и тепловых ударов.
5. Обед

В этот день в школе проводили экзамен, и детям разрешили остаться дома, но некоторым детям в лагере больше нравится, чем дома, и они все так и пришли. В моем отряде в этот день было 8 человек. После завтрака нам объявили, что скоро день выборов, и детей которые будут представлять отряд нужно назвать уже сегодня. Мне повезло, что в этот день в лагерь пришли ребята, которые очень любят сцену. Более того, от нашего отряда на кандидатуру Президента было выдвинуто два представителя. Мы обсудили их предвыборную агитационную программу, придумали кричалки:
«Если любишь ты резвиться, дискотеки каждый день,
В президенты за Алину опусти свой биллютень!»
«Наша Юля лучше всех..
Я попросила девочек принести фотографии, что бы я могла подготовить презентации для них и агитационные листы.
Затем мы отправились на улицу. День за днем меня удивляло количество игр, которые знают ребята. Иногда приходилось детей убеждать в другие игры, как например «белые цепи - черное перо». В нашем отряде в эту игру было запрещено играть, так как в процессе игры, можно было разбиться.
После прогулки отправились на обед, затем провели с детьми беседу, как уберечься от солнечных и тепловых ударов.
В 14-30 пошли домой.

Вывод: Данный день оказался достаточно трудным, очень активным. Но мы справимся. В процессе подготовки к таким мероприятиям, сразу становятся видны активисты отряда, и дети которым не доставляют удовольствие выступления.

ДЕНЬ,
МЕРОПРИЯТИЕ ПОДРОБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ДЕНЬ ПЯТЫЙ,
ДЕНЬ КИНО 7 июня,
1. Встречаем детей, линейка.
2. Завтрак
3. Поход в кино.
4. Обед
В этот день у нас был запланирован поход в кино на мультфильм «Бунт ушастых» и после линейки, зарядки и завтрака, мы построили детей и отправились в кино. Мне кажется, что больше всего из всей практики мне запомнятся наши походы куда-то. Дети поют по дороге, играют догонялки, рассказывают о том какие первые - горелые, вторые – золотые. Это безумно весело.
Мы зашли в кинотеатр и тут дети увидели прилавок с попкорном, конфетами, чипсами и с остальными их любимыми вкусняшками и резко разбежались. Мне показалось, что был им важен был не сам мультфильм, а именно процесс покупки еды. Но всё- таки мы их собрали и посадили на свои места.
После того, как мультфильм закончился, мы вышли на улицу поиграть. У детей была буря эмоций. Они пересказывали нам мультик, цитировали какие-то фразы или действия этих «ушастых». В общем, детям мультфильм понравился.
Когда мы устроились на лавочке мы стали играть. Дети научили меня играть в несколько, на мой взгляд, довольно странных игр, таких как: «Инвалид», «Семья», «Вишенка» и другие. Так что до обеда я познавала детские интересы, играя с ними в их любимые игры. Также приходилось быть примиряющей стороной, потому что дети часто ссорятся из-за мелочей, не могут поделить роли в игре и решить, кто прав, кто виноват.
Затем мы отправились на обед.
После обеда мы ещё поиграли на улице и разошлись домой.

Вывод: К концу этого дня я пришла к выводу, что в лагере мы становимся для детей не только вожатыми, но и друзьями. Они доверяют нам свои тайны и проблемы, ждут совета, защиты или просто помощи в разрешении ситуации. Они делят с нами свое хорошее настроение.

ДЕНЬ,
МЕРОПРИЯТИЕ ПОДРОБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ДЕНЬ ШЕСТОЙ,
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА 8 июня,
1. Встречаем детей, репетиция, агитация отрядов, линейка.
2. Завтрак
3. Идем в актовый зал на выборы президента лагеря.
4. Обед

Этот день начался с натянутых нервов, обе наши девочки- - кандидаты в президенты очень нервничали, но это продлилось не очень долго. Перед линейкой мы прошли по другим отрядам с кричалками, провели агитацию наших кандидатов, отрепетировали речь с девочками. Затем отправились на линейку, а затем в столовую.
После столовой уже нужно было идти в актовый зал, тут нервы девочек стали напряжены до предела.
Открыла мероприятие наш начальник лагеря, затем представители каждого отряда сказали свою речь с президентской программой и презентацией. Наши девочки заняли 3 и 5 место. Они очень расстроились, и я долго не могла их успокоить, ведь сама переживала вместе с ними, хоть и пыталась не подать вида. Но вскоре началась дискотека, и девочки перестали печалиться.
После мероприятия мы отправились на прогулку. Устроили небольшой конкурс рисунков на асфальте, и пошли в кабинет.
Перед тем как идти на обед провели беседу о личной гигиене и правилах здоровья.
Пообедали, немного порисовали и разошлись по домам.

Вывод: Сегодня я увидела, как все так и девочкам было сложно выступать перед такой большой аудиторией, и это не удивительно. Перед началом их выступления они обе не отходили от меня, вцепились и ни за что не соглашались без меня идти на сцену. Я была очень рада, что они справились со своим страхом. Возможно, в будущем это поможет им раскрепоститься и чаще участвовать в мероприятиях, ведь впереди еще столько лет школьной жизни.

ДЕНЬ,
МЕРОПРИЯТИЕ ПОДРОБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ,
ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ 9 июня,
1. Встречаем детей, беседа о правилах поведения на спортивных площадках, линейка.
2. Завтрак
3. Мероприятие «Веселые старты»
4. Обед
Встретив детей, перед линейкой мы провели беседу о правилах поведения на спортивных площадках, так как уже знали, что сегодня предстоят спортивные состязания.
На линейке нам объявили, что сегодня дети будут принимать участие в соревнованиях «Весёлые старты». Так же к нам должны были придти дети с других школ. Но малышей это ни капли не напугало, они так любят бегать и прыгать, поэтому так обрадовались, что не хотели идти на завтрак. Но всё-таки нам удалось их уговорить.
После завтрака мы построились и пошли на стадион. Там нас уже ждали отряды из других школ. Дети играли в футбол между школами, прыгали на скакалке, перетягивали канат, бегали на короткие дистанции и многое другое. Те кто не участвовал в соревнованиях активно поддерживали свой отряд. Кричали речевки, некоторые даже придумывали их сами, махали флажками, танцевали. В общем, им было ещё веселее, чем тем, кто участвовал в соревнованиях.
После активно проведенного утра дети сидели в классе и играли в настольные игры, рисовали и смотрели телевизор.
После обеда немного почитали сказки и стихи и пошли домой.

Вывод: Меня очень обрадовало, что в моем отряде такие активные и дружные ребята, даже те, кто не участвовал в соревнованиях, активно поддерживали участников.
Сегодня я научилась удерживать дисциплину на улице. Это оказалось достаточно сложной задачей, но я с ней справилась...

Школьные годы чудесные... Каждый человек запоминает свою школьную пору и бережно проносит эти воспоминания сквозь свою жизнь. Первые друзья, первая любовь, первые самостоятельные решения - все это дарит тебе школа. Но, не смотря на все прекрасные слова, сказанные выше, у школьников возникает много проблем именно в школе. Одна из проблем – принуждение к обязательной школьной практике. А законно ли это?

Летняя трудовая практика - это одна из лучших и полезных школьных традиций, это живое творческое дело, в котором проявляются лучшие качества личности, организаторские и управленческие навыки, выявляются ребята с лидерскими способностями. Достаточно сказать, что во время выборов школьного актива зачастую ребята в классе и в школе учитывают в том числе, как тот или иной кандидат зарекомендовал себя во время летней трудовой практики.

Большинство ребят называют школу своим вторым домом. Они так и относятся к ней, как к дому - стараются беречь и сохранять. Летняя практика начинается с проведения рейдов по школе. В результате выясняется, каким помещениям школы требуется ремонт, покраска, какую школьную мебель нужно починить, какие работы необходимо выполнить на территории школы.

На втором этапе определяются трудовые бригады, которые будут заниматься определённым видом работы: шпаклёвка, покраска, замена выпавшей плитки, реставрация стен, починка мебели. При распределении поручений мы стараемся учесть не только умения ребят, но и состояние здоровья.

Тот, кто не может выполнять ремонтные работы, помогает приводить в порядок книжный фонд в школьной библиотеке, моет и чистит кабинеты и другие школьные помещения, наводит порядок в школьной раздевалке, столовой и т.д. В это же время составляется график занятости педагогов школы на практике.

Каждый классный руководитель и учитель-предметник трудится вместе с ребятами на своём участке работы. Это зачастую помогает многое узнать друг о друге и сделать взаимные неожиданные и приятные открытия. Ребята с энтузиазмом и творчески трудятся на порученных участках работы, стараясь выполнить её не только качественно и в срок, но и красиво. Но наиболее ценно то, что, справившись со своей работой раньше, ребята не отсиживаются в стороне, а сами приходят на помощь тем, кто в ней нуждается.

Так проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, неподдельное чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Много раз мы наблюдали, что не очень активные ребята, не нашедшие себя в классном коллективе, буквально преображались во время практики. Дети в большинстве своём ценят оказанное им взрослыми доверие и стремятся достойно оправдать его. Особенно те, на долю которых нечасто приходятся похвалы в других видах деятельности. А ребятам, недавно пришедшим в школу, практика помогает ещё лучше узнать друг друга, сдружить и укрепить коллектив класса.

Окончание практики - праздник для всех: преображается школа, радуются ребята и учителя результатам своего труда и наступлению долгожданных и заслуженных каникул.

Но есть одна проблема, когда нет этого самого желания помочь родной школе, ну или, например, возможности.

Лично когда я училась в школе, нас ЗАСТАВЛЯЛИ отрабатывать практику, а если у тебя есть веские причины этого избежать (родители, отъезд, состояние здоровья), то ты в обязательном порядке должен был принести какой-нибудь «откуп» виде например банки краски или упаковки бумаги для принтера. У меня такой подход к практике всегда пробуждал сомнения, есть ли права у школы на принудительную отработку.
Почитав устав школы (а все они пишутся по одному и тому же шаблону) я не нашла нигде ни слова про ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ отработку.

Все что мне встречалось было сформулировано виде «привлечения к работе», т.е. по сути, работе по желанию. Вот пример: «Обучающиеся привлекаются к различным работам для своей школы; к труду на пришкольном участке, изготовлению и ремонту оборудования кабинетов, мебели, мастерских, благоустройству школьной территории и др.» Но даже при таких «привлечениях» ваша работа не должна превышать недельные сроки. «Продолжительность рабочего дня не должна превышать 3 часа. Общая продолжительность труда обучающихся в период летних каникул не должна превышать 1 неделю». Хотя, как известно всем, все законы можно обойти, причем способы для этого миллионы. Вообще все правила отработки должны быть описаны в «ПОЛОЖЕНИИ о летней трудовой практике обучающихся». И если вас что то смущает, то вы можете попросить это положение. Наверняка вы найдете там ответ на ваш вопрос, и я уверена на 90 процентов, что там не будет ни одного слова ОБЯЗАТЕЛЬНО. Но есть и другая сторона. Допустим вы доказали что вы не обязаны отрабатывать и не горите желанием, тогда может произойти такая ситуация, что вас будут в последствии «притеснять» за выражение собственного мнения и желания. К сожалению в нашем обществе это вполне ожидаемо, и доказать это вы никогда не сможете. Потому что учитель всегда найдет то, за что вас упрекнуть. Не стоит забывать и об этом.

Совет от сайта сайт для девушек и юношей: НЕ БОЙТЕСЬ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА! Потому что детский труд, тем более принужденный, запрещен в России .

Труд учеников в школе во внеурочное время не является сферой правового регулирования трудового законодательства, так как администрация школы не является работодателем, а ученики - работниками. Но вопрос своевременный. Если в Уставе школы предусмотрено, что вопросы трудового обучения и воспитания учащихся во внеурочное время регулируются локальным актом, например, Положением о трудовом обучении и воспитании в образовательном учреждении, то вполне можно говорить о правомерности работы учеников по ремонту и благоустройству школы и пришкольной территории. В данном Положении должно быть указание об общем количестве часов получения учениками трудовых умений и навыков в рамках трудового обучения и воспитания во внеурочное время, о количестве часов в течение дня, об ответственных педагогах в период трудового обучения и воспитания, должны быть предусмотрены меры безопасности жизни и здоровья учащихся. Во избежание споров данное Положение должно быть утверждено на, совете школы, педагогическом совете, на общешкольном родительском комитете, на заседаниях других коллегиальных органов, которые сформированы и действуют в образовательном учреждении.

Вот пример Положения:
Положение о прохождении учащимися школы летней пришкольной трудовой практики
1. Общие положения.
1.1. Летнюю пришкольную трудовую практику проходят учащиеся 5-10 классов. Учащиеся с 5 по 8 классы отрабатывают практику на пришкольном участке по 5 дней в неделю. Продолжительность рабочего дня для учащихся: 10-11 лет 2 часа, 12-13 лет 3 часа, 14-15 лет 4 часа, 16-17 лет 6 часов.
1.2. Целью летней трудовой практики является активизация деятельности учащихся по благоустройству школы и школьной территории.
1.3. Общее руководство пришкольной трудовой практикой осуществляет заместитель директора по внеклассной воспитательной работе по приказу директора школы.
2. Содержание и формы деятельности.
2.1. В журнале заявок учителями и работниками школы фиксируются заказы на выполнение различных работ для учащихся, проходящих практику.
2.2. Деятельность пришкольной трудовой практики включает:
- работу на пришкольном участке (уход за цветами и зелеными насаждениями, вскапывание земли, побелка деревьев и кустарников, очистка пришкольного участка от мусора, работа в теплице).
- Мытье окон, стульев, парт, полов, стен.
- Ремонт школьной мебели.
- Очистка пришкольной территории от мусора.
- Оказание помощи библиотекарю школы (ремонт книг).
- Ремонт класса и т.д.
3. Руководство трудовой практикой.
3.1. Приказом директора школы, ответственным за организацию и проведение трудовой практики назначается заместитель директора по внеклассной и воспитательной работе.
3.2. Заместитель директора определяет воспитателей трудовых отрядов, на которых возлагается контроль и ответственность за прохождение учащимися школы летней трудовой практики.
4. Права и обязанности ответственных и воспитателей за организацию и проведение практики.
4.1. До начала работ воспитатели должны провести с учащимися инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.
4.2. Ежедневно фиксировать присутствующих (отсутствующих) учащихся.
4.3. Объем выполненных работ ежедневно заносить в журнал по трудовой практике.
4.4. По истечению срока прохождения практики представлять учащихся у " * вынесения им благодарности за хорошо выполненные работы или для порицания.
4.5. Ответственность за жизнь и безопасность детей во время прохождения практики несет воспитатель, закрепленный приказом директора школы за трудовым отрядом.
5. Права и обязанности учащихся при прохождении практики.
5.1. Перед началом работ (после прохождения инструктажа) учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.
5.2. В соответствии с заказами и с требованиями воспитателя - трудового отряда, учащиеся должны аккуратно и в срок выполнять порученную им работу.
5.3. Учащиеся, уходящие из школы после 9 класса, школьную практику не отрабатывают.
5.4. На основании заявления родителей (по уважительной причине) и разрешения директора школы учащиеся могут быть освобождены от прохождения практики.
5.5. Учащиеся, не прошедшие пришкольную практику без уважительной причины, привлекаются к отработке в августе, а также в течение учебного года.

Владислав,В законодательстве сказано, что ученики имеют право на добровольное посещение тех мероприятий, которые не предусмотрены обязательным учебным планом. Исходя из этого, есть возможность сделать вывод, что летняя трудовая практика должна проводиться только лишь на добровольных основах и по желанию самих учеников. Кроме того согласия только лишь одних учащихся абсолютно недостаточно, необходимо чтобы было еще и согласие их родителей, либо же законных опекунов. Привлечение к работе детей, без их согласия и их родителей, является действительно принудительным трудом и находится под самым строжайшим запретом.

Учащиеся 8-9 классов по желанию, в свободное от обучения в школе время по своему собственному желанию могут работать на различных предприятиях. Таким образом, получается что ученики, которым исполнилось 14 лет, могут быть участниками определенных трудовых отношений, которые никак не связаны со школой и получать за это вознаграждение. Кроме того подобная работа засчитывается учащимся в качестве прохождения летней практики, однако при условии что продолжительность времени работы не меньше того, которое установлено учебным планом школы.

Все вопросы по организации прохождения летней практики и использования детского труда решаются созданными советами школ на основе только лишь добровольного участия всех школьников, во время учебных часов. Такие планы предусматривают прохождение учебной летней практики в качестве определенных учебных предметов, которые обязательны для прохождения.

Если школа использует труд учащихся, то такое учреждение обязательно должно руководствоваться специальными актами, устанавливающими определенные виды работ, а также некоторые другие обязательные правила в области школьного труда.

Основополагающим принципом при привлечении школьников к труду должна стать добровольность, потому как их участие может быть только лишь добровольным. При этом стоит помнить, что согласия одного только лишь ученика недостаточно, необходимо еще иметь и согласие его родителей, либо же законных опекунов.

Нарушение данного принципа расценивается как определенное нарушение прав ребенка на защиту от обязательного труда. В соответствие с существующим законом, привлечение детей к обязательной работе без их согласия и их законных опекунов является принудительным трудом.

Несмотря даже на то, что это происходит довольно безболезненно, то есть без применения физического насилия.

Если детей в школе принуждают к прохождению обязательной летней практике, то все должностные лица, которые виноваты в организации труда детей могут быть привлечены к дисциплинарным взысканиям, либо же уголовной ответственности.

При проведении летней практики лучше всего закрепить данный принцип добровольности лучше всего в письменной форме. Право школы на привлечение ребенка к летней практике, если она не запрещена по состоянию здоровья и возрасту, а также определенные пределы выполнения тех или иных работ можно закрепить в письменном договоре между школой и родителями , либо же законными представителями ребенка. Кроме того для организации труда учеников школа может отдельно заключить с родителями либо же законными представителями учеников несколько отдельных договоров, в которых будет указано вид и объем работ, которые ученик может выполнять и при прохождении летней практики обязательно нужно придерживаться оговоренных условий труда.

Согласно существующему законодательству, начиная с 14 лет такие договора должны подписывать также и учащиеся, не только их родители, либо же законные опекуны. Это и будет являться письменным подтверждением на детский труд. В любом из договоров должны быть очень четко определены порядок, объем, а также условия детского труда. Например, это может касаться дежурства в классе, либо же прохождения летней практики.

Исходя из всего этого, можно сделать определенный вывод, что летняя практика в школе не является обязательной и привлечение к ней детей можно осуществлять только лишь при согласии родителей и самих детей, потому как в противном случае школа должна нести ответственность за принуждение школьников к труду.

Принцип добровольности прохождения летней практики может быть нарушен только лишь в том случае, если детский труд предусмотрен обязательной образовательной школьной программой.

Если существует специальный приказ об обязательном привлечении учеников к школьной летней практике, потому как она является частью образовательного процесса, то администрация данной школы может на вполне законных основаниях привлекать учащихся к прохождению летней практики. Однако такая практика должна быть сформирована за счет учебных часов и на время прохождения практики дети освобождаются от обучения в школе.

В таком случае летняя практика, по своей сути, будет представлять собой занятия по труду, которые необходимо обязательно организовывать и проводить в качестве учебной программы, при этом по окончании практики все учащиеся должны быть обязательно аттестованы в определенном установленном законом порядке.

Кроме того школа может привлекать учеников для прохождения летней практики во время летних каникул, однако при этом необходимо продлевать летние каникулы, потому как их продолжительность не может быть уменьшена в результате проведения практики.

Давайте, уважаемые коллеги, обсудим и эту тему.
Не секрет, что трудовая летняя практика (по моему так называется) с каждым годом дается детям все тяжелее. Все больше отказов, справок от врача (в том числе и липовых), уловок и т.д.
Довелось разговаривать недавно на эту тему с учениками 8 класса. Их позиция примерно такова: Почему мы должны работать на школу? Пусть сами убираются во дворе, на грядках и в кабинетах! Мы ничего не должны этой школе! Это эксплуатация детского труда! Никто не может нас обязать работать на школу, мы несовершеннолетние!
Конечно, такую позицию слышать довольно противно, и если честно сказать это раздражает меня. Пытаюсь объяснить, что все мы проходили такую практику в свое время и не только в школе проходили, что это приучает детей к труду. Что кто поможет школе, если не ее ученики, ведь они же здесь проводят большую часть времени. Но им плевать. Они так и говорят. что нам без разницы, кто будет это делать. Главное не мы.

Страшно, что растет поколение потребителей, именно потребителей, которые считают, что общество всё должно делать для них и за них. Эти дети, когда вырастут ничего не будут производить и изобретать, а будут только требовать, как требуют сейчас.

Отработка, часто практикуемая в школах, без согласия учеников и их родителей запрещена Международной Конвенцией о рабстве, Конвенцией Международной организацией труда о принудительном и обязательном труде и Конституцией России.

В соответствии с п. 4 привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

В силу закона школа не может заставить вас приходить отрабатывать летом. Помимо прочего, это является нарушением права учащегося на отдых. Есть утвержденный график занятий и учебный план. Все что не предусмотрено учебным планом не может быть обязательным.

Поскольку отработка - дело это сугубо добровольное, то никакой ответственности и наказаний за отказ быть не может. Школа может просить и предлагать желающим, но не вправе угрожать и наказывать. Это будет прямым нарушением закона.

Если же со стороны администрации школы все-таки будут приняты меры по наказанию школьника (штраф) – пишите жалобу в прокуратуру (на принудительный труд и незаконное привлечение к ответственности).

Что делать если принуждают к отработке

Принуждение к отработке, принятие каких-либо санкций к тем, кто отказывается отрабатывать является незаконным и может быть основанием для обращения с жалобой в прокуратуру.

Шаг 1. Вы можете игнорировать требования об отработке или дежурстве в школе, либо обратиться с письменным заявлением на имя директора школы, где указать, что отказываетесь дежурить так как это противоречит нормам статьи 34 Закона "Об образовании в РФ".

Шаг 2. Если в отношении вас применяются какие-либо санкции за отказ от дежурства или отработки - вы можете направить жалобу в органы управления образованием или в прокуратуру. Прокуратура вынесет представление об устранении нарушений.


Обязательно только то, что предусмотрено учебным планом

В школьной программе может быть учебная практика, которая предусматривается учебным планом. Поэтому, если ребёнка направляют на прохождение практики, вы можете поинтересоваться на основании чего данное направление происходит. Если это не предусмотрено учебным планом или уставом школы, соответственно, вы имеете полное право туда не ходить. Этот отказ не может быть основанием, чтобы не перевели ребёнка в др.класс или не выдали учебники.

Например, согласия родителей на работу детей на уроках труда не требуется, так как эти мероприятия входят в учебный план и являются частью образовательной программы. Для учащихся они являются обязательными.

Могут ли привлекать к дежурству по школе

Школьники могут быть привлечены к дежурству на добровольной основе. Дежурство по школе может быть частью взятых на себя обязательств школьного актива. Активные школьники могут поошряться администрацией. Но дежурство не может быть принудительным.

В школах есть технический персонал, который обязан в силу своей должности мыть пол, накрывать столы в столовой. Если нужно расчистить территорию от снега или помыть окна, школа должна решать эти вопросы за счет привлечения сторонних организаций на условиях оплаты.

Верить ли угрозам наказания за отказ от отработки

Несмотря на прямой запрет Закона и активное вмешательство прокуратуры - многие школы продолжают использовать труд учащихся, как бесплатную рабочую силу и доступный способ сэкономить бюджет на услугах клининга.

Школьники и их родители, в большинстве случаев, сами поддерживают эту практику, со всем безропотно соглашаются и не идут на конфликт. А задумываются об отказе только в самых крайних случаях.

"Меня заставляют отрабатывать на пришкольном участке, очень сильно давят, угрожают выдать недействительный аттестат без печати или не выдать вообще.Каждый год с 6 класса заставляют отрабатывать по 8-9 дней летом, поливать и садить цветы, кустарники, красить бордюры, подметать, работать в библиотеке, количество часов я не знаю, но начинается в 9 утра, обычно 2-3 часа. Говорят, что написано в школьном уставе, и я не имею права отказываться, звонят родителям"

"Поступают угрозы, что у нас будут проблемы и грозятся не перевести в 11 класс"

"Сегодня нам объявили, что мы должны в обязательном порядке отработать в школе: красить, вытаскивать мешки с мусором и т.д. Все это будет продолжаться 5 дней по 4 часа"

"Завуч угрожает 2 годом если не буду ходить на отработки"

"В 10 классе у нас в школе обязательные 21-дневные летние отработки. Однако,мы не из этого города и вынуждены ездить в школу на транспорте, но на летний период автобус отменили и администрация школы сказали нам, что мы обязаны ездить на отработки, иначе мы не будем переведены в 11 класс. И если ездить на такси, то месяц выходит около 4500 рублей и нам это никто не собирается оплачивать"

"Моя дочь, ученица 8 класса. 31 мая она уезжает в детский оздоровительный лагерь по путевке. Преподаватель ей сказал, что у нее отработка и она не поедет. Если она не отработает, ее могут отчислить из школы. Моя дочь боится ехать в лагерь"

Угрозы учителей - это только слова. Нельзя просто так, взять и не выдать аттестат, поставить двойку или пе перевести в следующий класс. Это уже будет серьезным нарушением закона, за которым последует реальная ответственность школы. Поэтому можно просто не идти на отработку, понимая что это незаконное требование. Можно сослаться на закон и на то, что родители не дали свое согласие.

Любой факт принуждения на словах можно обжаловать в прокуратуру, указав, что дети выходят на отработку без письменного согласия от родителей.

Если школа ссылается на Устав и локальные акты

Как известно многие учебные заведения к закону написали еще свои локальные акты - положения о дежурстве в классах, о приеме в первый класс школы, о переводе учащихся - и еще много разных документов, регламентирующих жизнь и поведение ребенка в школе. Достаточно примеров, когда данные акты отменяли по протесту прокурора.

Отсылки к Уставу школы не являются основанием для принуждения к отработке, так как положения локальных актов применяются только в части, которая не противоречит федеральному законодательству. Закон же накладывает однозначный запрет на принуждение школьников к труду без добровольного согласия родителей.

Что касается поборов деньгами взамен отработки, то это тоже выходит за рамки правомерного поведения. Школа может оказывать только платные образовательные услуги в дополнение к основным - за это можно деньги платить, но не за отработку.

Попросите показать документы, где данные вопросы закреплены (то есть, где сказано, что ребёнок должен отработать или заплатить). В ситуации конфликта можете направить заявление о нарушении прав ребёнка в отдел образования города и Прокуратуру.

Можно ли привлекать к отработке по время каникул и на каких условиях?

Можно только на условиях добровольности. Школа может предложить желающим принять участие в проведении работ по благоустройству школы. Но это допускается только по желанию, без принуждения и при наличии согласия родителей. Школа может доказать факт согласия на летнюю отработку - предъявив соответствующее письменное согласие от родителей. При отсутствии согласия в письменном виде, прокуратура может привлечь администрацию школы к ответственности.