Константин абрамов вциом биография. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе абрамов, константин валерьевич. Социально-психологическая характеристика адаптационного ресурса возрастной категории молодежи трансф

Начнём с истории. Социологический факультет РГГУ основан в 1996 году член-корр. РАН, доктором философских наук, профессором Жаном Терентьевичем Тощенко.


Первый набор студентов состоялся в 1997 году и состоял из 16 человек.

Первый выпуск состоялся в 2002-м году

Два события предваряли решение руководства университета об организации социологического образования в РГГУ.

Во-первых, открытие в 1990-х гг. подготовки социологов во всех крупных российских университетах и, во-вторых, преобразование в 1991 г. Историко-архивного института в Российский государственный гуманитарный университет. В новом университете были образованы и начали функционировать новые факультеты: экономический, философский, филологический, лингвистики, психологии. Для завершения классического гуманитарного образования не доставало социологического факультета. Поэтому новой кафедре предстояло организовать чтение курса социологии на всех факультетах РГГУ. К этой сложной задаче приступили также к.ф.н. М. Б. Буланова, проф. Л. Г. Юлдашев, к.психол.н. А. Я. Воронов. В самом начале работы первые преподаватели стали работать не только со студентами социологами, но и стали читать лекции и проводить семинарские занятия почти на всех факультетах университета. Особенно тесные контакты сложились с факультетами Историко-архивного института, Института экономики и управления, Институтом лингвистики.

Первая учебная программа курса «Социология», подготовленная кафедрой, включала три раздела. Первый раздел «История социологии» давал представление о предмете, структуре социологии как науке: современной западной и русской социологических школах. Во втором разделе «Теоретическая социология» были включены проблемы построения и применения социологических теорий общества (его структуры, институтов) и личности. В третьем разделе «Прикладная социология» студенты были ориентированы на изучение конкретных проблем внутригрупповых отношений, освоение методики и техники проведения и организации социологических исследований. Кроме того, студенты в данном разделе знакомились с такими вопросами теории и практики социологии, которые были связаны со спецификой подготовки их будущей специальности. Так, экономистам преподавались те аспекты социологического знания, которые связаны с функционированием, экономики, труда, демографии, а музееведов знакомили с социологическими проблемами культуры и искусства.

Интерес к преподаванию социологии постепенно привел к появлению в программе спецкурсов. Например, экономический факультет ввел спецкурс «Экономическая социология» (Ж.Т.Тощенко), некоторые факультеты проявили интерес к спецкурсу «Философия и социология собственности» (А.Х. Бурганов).

Успехи преподавания социологии создали необходимые условия для организации отделения социологии в составе философского факультета (декан – д.ф.н. профессор В.Д.Губин). Такое решение отвечало традиции: после возрождения социологии в начале 1960-х годов, первые социологические отделы появились в составе философских подразделений – в Институте философии АН СССР, на философских факультетах МГУ им. М. В. Ломоносова и ЛГУ, при кафедре научного коммунизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

При выработке концепции социологического образования в РГГУ была поставлена задача - создать собственный вариант модели подготовки специалистов. Эта модель была построена на следующих принципах. Во-первых, изучение всего комплекса социально– гуманитарных дисциплин: философии, истории, экономической теории, права, политологии, психологии. Такая широкая база знаний необходима для специалиста с фундаментальной подготовкой. Во-вторых, глубокая профессиональная подготовка, усвоение теоретических и прикладных знаний по данной специальности. Здесь проявляется специфика специальности: знание теории должно сочетаться с практикой, с реальными потребностями общества и человека. В-третьих, специальная, особая математическая подготовка будущих специалистов как залог их успешной деятельности. Знания теории измерений, математической логики, теории вероятностей и математической статистики, других прикладных областей математики остро необходимо социологам-профессионалам. В-четвертых, языковая подготовка (в первую очередь, по английскому, немецкому, французскому языкам), которая делает возможным для выпускников использовать свои знания не только на постсоветском, но и европейском и других пространствах. Эти четыре принципа дополняются еще одним важным требованием – студенты должны получать систематическую практику: на 1 курсе – ознакомительную, на 2 – учебную, на 3,4 курсах – профессиональную, на 5 курсе – педагогическую.

На основе данной концепции в 1997 г. был проведен первый набор студентов. 1 сентября 1997 г. шестнадцать студентов приступили к профессиональной подготовке по неведомой для многих из них специальности. Состав отделения был усилен известными методологами-практиками профессорами В. Ф. Левичевой и Е. А. Гришиной. В целях организации учебно-научных исследований и практики для студентов, был открыт Центр социологических исследований (рук. О.Н.Козлова, позднее – М.С. Цапко).

В 2000-2001 г. были открыты вечернее и заочное отделение по подготовке специалистов-социологов. Это было во многом новое и сложное дело, для становления которого многое сделала проф. Г.А.Цветкова.

В 2001 г. решением Ученого Совета на базе специальности были открыты две специализации: «Социология маркетинга», «Политический и бизнес- PR, реклама». С этого времени ежегодно начал увеличиваться набор студентов, в том числе и на платной основе.

К 2001 г. созрели условия для организации самостоятельного факультета в составе двух кафедр: истории и теории социологии (Ж.Т. Тощенко) и прикладной социологии (В.Ф. Левичева). В дальнейшем были созданы кафедры: политической социологии (Н.М.Великая), социологии организации и социальных технологий (В.В.Щербина). Общими усилиями кафедр создан модульный курс преподавания социологии на непрофильных факультетах. Были внедрены учебно-исследовательские проекты: поисковые социологические исследования, проводимые студентами под контролем преподавателя.

С 2011-2012 учебного года обучение социологов проводится по программам «бакалавр социологии», «магистр социологии». В 2011 г. открыта магистратура по трем профилям подготовки: «Социальные технологии и управленческое консультирование» (В.В. Щербина), «Политическое консультирование» (Л.Н. Вдовиченко), «Социология маркетинга» (В. В. Солодников).

За годы работы факультета первоначальная модель социологического образования модернизировалась и включает несколько положений: подготовку социологов на широком фундаменте всех социальных и гуманитарных наук; знакомство с основными положениями естественных наук, а также серьезную математическую подготовку; усвоение комплекса дисциплин, которые касаются только социологии. В числе последних: теория, методология и методы познания социальной реальности; генезис идей в истории социологии; специальные социологические теории; отраслевые социологии. Оттачивает полученные теоретические знания и практические навыки студент в ходе социологической практики: сначала – ознакомительной, потом – профессиональной, а на последнем курсе – педагогической. Такая модель подготовки социолога-профессионала построена на соединении научного (теоретического) и прикладного характера социологического знания. В рамках такой модели можно предложить новые разработки, поиск новых подходов, в том числе приглашение коллег-социологов на мастер-классы. Хорошо сочетается предложенная модель и с требованиями нового (третьего) Государственного образовательного стандарта о том, что только 50% учебного времени отводится федеральному компоненту, а остальное – университетской инициативе.

За прошедшие годы преподавателями факультета были изданы и переизданы учебники и учебные пособия: Ж. Т. Тощенко «Социология» (1994, 1998, 2005, 2012 гг.), «Политическая социология» (4-е изд.) (под ред. Ж.Т. Тощенко), Н.В. Романовский «Историческая социология», О.Н. Козлова «Социология», Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветкова «Социология труда», М.Б. Буланова «Обществознание» (в составе авторского коллектива) и др. Примером учебного пособия «нового типа», в котором приняли участия большинство преподавателей факультета, стал «Тезаурус социологии»(2009), посвященный понятийному аппарату социологии И «Тезаурус-2, Методология и методы социологических исследований»(2012) (под ред. Ж.Т. Тощенко). Издание реализует две цели: научно-познавательную и учебно-методическую. В основе тезауруса лежит концепция «социологии жизни», которая получила обоснование в работах Ж. Т. Тощенко.

На факультете сложилась самостоятельная научная школа, сосредоточившая внимание на изучение проблем теории и методологии социологии, общественного сознания, духовной жизни общества. В рамках этой целевой установки факультета, начиная с 1999 г. ежегодно проводятся международные научные конференции, посвященные изучению проблем интеллигенции. Результатом этой деятельности стал выпуск сборников, которые объединены в серию «Интеллигенция и современность».

В настоящее время выпущены 20 сборников по различным аспектам жизни и деятельности гуманитарной интеллигенции (в сфере экономических, политических, нравственных и других общественных отношений). Причем, специально выделялись и соответственно обсуждались вопросы, характеризующиеся актуальностью, значимостью и злободневностью.

Еще одним направлением деятельности факультета стало проведение социологических исследований, которые в основном осуществлял Научно-учебный центр социологических исследований. Этот Центр стали регулярно осуществлять исследования внутри университета, которые, с одной стороны, нацелены на изучение будущей гуманитарной интеллигенции (опросы «Первокурсник», «Выпускник»), с другой стороны, помогают регулировать внутреннюю жизнь университета. За эти годы изучались настроения молодых преподавателей и аспирантов университета, свободное время студентов, обстановка в общежитии, отношение к библиотеке, работа книжной лавки «У Кентавра», столовой.

В 1999 г. при РГГУ был открыт диссертационный совет К 064.49.07 по социологическим наукам. Первой диссертацией, защищенной в совете в 2000 г., стала кандидатская работа И.А.Янкиной «Стратификация отношения к сферам «материальное и духовное бытие» (на примере среднего города России) по специальности 22.00.08 – социология управления.

На факультете открыта аспирантура по пяти специальностям: 22.00.01 – история, методология и теория социологии, 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы, 22.00.05 – политическая социология, 22.00.06 – социология культуры, 22.00.08 – социология управления. До 2002 г. комплектование аспирантуры шло за счет выпускников других вузов, с этого момента по настоящее время закончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации наши выпускники: Н.Н. Могутнова, И.М. Матасова, А.В. Чеботарева, А.И. Дубинина, Н.Д. Шутенко, А.Е. Творогов, А. Е. Волохов, Н. В. Панкратова, А. Я. Макаров, Т. В. Латышева, Д. Г. Цыбикова. Часть их них - А.Б. Росляков, Р.И. Анисимов, Е.А. Ирсетская, Е. А. Колосова, А.В.Кученкова, Т.В.Стародубцева, Д.Г.Цыбикова - стали нашими коллегами-преподавателями.

В 2004 г. кандидатский совет был преобразован. В РГГУ был открыт совет по защите диссертаций Д 212.198.09. За период с 2004 года в Совете были защищены: по специальности 22.00.01 – теория, история и методология социологии - 3 докторские и 3 кандидатские диссертации; по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы 15 кандидатских и 1 докторская диссертация; по специальности 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни - 5 кандидатских диссертации; по специальности 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии – 1 докторская и 6 кандидатских диссертаций.

На факультете уделяется большое внимание научной работе студентов. Начиная с 1999 г. ежегодно проводятся конференции студентов и аспирантов с участием студенчества других городов России и стран СНГ, которые завершаются изданием сборников «Наша социология. Исследовательские практики и перспективы». Студенты и аспиранты активно участвуют во всероссийских научных конференциях, в конференциях МГУ «Ломоносовские чтения», в конференциях ВЦИОМ и других организациях, неоднократно завоевывая престижные дипломы и призовые места. Мы также гордимся тем, что студенческая жизнь не замыкается в рамках только учебного процесса: регулярно проводится посвящение в студенты, празднуется «День социолога» и другие мероприятия.

Декан социологического факультета - Великая Наталия Михайловна

Места проведения практик:

  • Органы государственной власти и управления
  • Политические партии и общественные организации
  • Исследовательские центры. Рекламные агентства и корпорации(TNS-Russia, КСИЛАБ, ВЦИОМ, ФОМ, РОМИР-мониторинг, ЦИРКОН, ГФК «Русь», MAR consult, UCPR-Research, IPSOS, ИСПИ РАН и др.)
  • На факультете регулярно проводятся мастер-классы от работодателей.

По данным Пенсионного фонда РФ 76,4% выпускников Социологического факультета РГГУ трудоустроены. Выпускники входят в тройку лидеров по величине заработных плат среди социологов, опередив выпускников ведущих ВУЗов страны.

Профессорско-преподавательский состав включает:

Наши преподаватели являются:

  • членами международных социологических организаций
  • участниками ведущих международных и всероссийских научных конференций
  • занимают ведущие места в рейтинг цитирования социологов России

В настоящее время в составе социологического факультета работают три кафедры:

  • (зав.кафедрой - чл.-корр. РАН, д.ф.н., проф. Ж.Т. Тощенко);
  • (зав.кафедрой -д.ф.н., проф. В.Ф. Левичева);
  • (зав.кафедрой - д.соц.н, проф. Л.Н. Вдовиченко).

Всего с 1997 года по 2019 год в РГГУ около 1500 специалистов-социологов по трём формам обучения:

На факультете сложилась самостоятельная научная школа, сосредоточившая внимание на изучении проблем теории и методологии социологии, общественного сознания, духовной жизни, практикуется преемственность поколений.

На факультете в настоящее время действует аспирантура по специальности 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы.

С 2004 года при РГГУ действует совет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.09 по одноименным специальностям аспирантуры.

На факультете организована научная работа студентов. Ежегодно, начиная с 1999 года, проводятся конференции студентов и аспирантов вуза. Выпущены 15 сборников «Наша социология. Исследовательские практики и перспективы».

Выпускники факультета работают по специальности в центрах социологических исследований, возглавляют отделы социологических исследований государственных и частных организаций. Часть выпускников остались преподавать на факультете. В их числе: Р.И. Анисимов, Е.В.Белова, Е.А. Колосова, А.В.Кученкова, Т.В. Стародубцева и др.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Абрамов, Константин Валерьевич. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Абрамов Константин Валерьевич; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2011.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/130

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социально-психологической адаптации молодежи 15

1.1. Основные междисциплинарные подходы к проблеме адаптации и социально-психологической адаптации 15

1.2. Социально-психологическая характеристика адаптационного ресурса возрастной категории молодежи трансформирующегося общества 47

1.3. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в условиях социально-экономических трансформаций 68

Выводы но иіане 1 90

Глава 2. Эмпирическое исследование адаптационных стратегий и особенностей социально-психологической адаптации молодежи 92

2.2. Выявление особенностей социально-психологической адаптации молодежи її условиях трансформации общества 115

2.3. Оценка и оптимизация социально-психологической адаїпации различных молодежных социальных групп 140

Заключение

Введение к работе

90-с годы конца XX века ознаменованы для России радикальными политическими и социально-экономическими преобразованиями. Экономика. основанная преимущественно па рыночных отношениях с большой долей криминальных воздействий, низкая социальная защищенность населения, кардинальное изменение прежней системы социальных ценностей создали полую социально-экономическую реальность в нашей стране, Большая часть населения России была вынуждена менять образ жизни, перестраивать свою систему ценностей, поведенческие стереотипы, менять профессии.

Через двадцать лет после начала преобразований 90-х произошел мировой финансово-экономический кризис, который существенным образом отразился на политической и социальной жизни страны, актуализировав у представителей различных социальных групп поиск новых адаптационных стратегий.

Специфика современной ситуации в стране, характеризующаяся значительным снижением уровня и качества жизни, порождает негативное социальное самочувствие людей, ведет к росту психосоматических нарушений и многим другим разрушительным последствиям. Особенно неоднозначно последствия отих социально-экономических, культу рал ьных и духовных трансформаций отражаются на молодежи России. Возникает необходимость в психологическом прогнозировании подобных последствий, разработке сіратегий конструктивной социально-психологической адаптации людей к социально-экономическим изменениям в стране.

Таким образом, социальные, экономические, культурные трансформации, радикально изменившие облик российского общества, значимо влияют на все сферы жизнедеятельности личности. Особенности этой поной социокультурной и экономической среды определяют формы, уровни и стратегии социально-психологической адаптации представителей различных социальных групп и. в частности, молодежи, как инновационного ресурса нашего общества.

Несмотря на существующие исследования феномена адаптации и ее различных видоа, научных работ, посвященных вопросу социально-психологической адаптации в условиях всеохватывающей трансформации современного российского общества явно недостаточно. По мнению Г.М. Зараконекого, несмотря па большое количество исследований процессов, происходящих в российском обществе в период трансформаций, отсутствуют работы, посвященные анализу этих процессов с позиции теории адаптации человека и концепции ситуационного психологического потенциала

ЕШСЄЛЄІШЯ,

При этом речь идет не только о получении новых теоретических данных относительно механизмов, специфики социально-психологической адаптации в обозначенных условиях. Неоспоримо пажпым, на наш взгляд, является и прикладной аспект данпої о вопроса, гак как многие решения, принимаемые иа государственном уровне, должны опираться на реальное знание ресурсных возможностей населения, па их а дал тащюнный потенциал.

Рассматривая социально-психологическую адаптацию как процесс внутренних личностных изменений, внешнего активного взаимопрнсноеобления личности и новых условий ее существования, можно еще раз констатировать значимость этого процесса п обеспечении конструктивности реакций индивида па окружающие социальные, психологические и физические условия своей жизнедеятельности.

Молодежр! как специфическая социально-возрастная группа, которая находится її процессе активного профессионального и социального сіановлепия, в силу своих возрастных и психических особенностей, ПО мнению ряда исследователей, эффективнее приспосабливается к системе рыночных отношении, быстрее включается в нее, чувствует себя увереннее и благодаря лому успешнее приобретает новый экономический и социальный опыт. Однако утверждение об однозначно более эффективной психологической адаптиро паї тости современной российской молодежи было бы, на наш взгляд, не корректным, в первую очередь, в силу внутренней неоднородности тгой социально-возрастной группы как по степени обладания социально-психологическими ресурсами, так и по наличию социальной сегрегации іі нашем обществе, определяющей, в целом, возможность реализации данных ресурсов. Поэтому столь актуальным будет наутное исследование, посвященное изучению особенностей социально-психологической адаптации молодых людей в кардинально гран с формирующихся сої іиальїю-зкономичсских условиях,

Состояние научной разработанности проблемы исследования-

В психологической и философской литературе концептуальные положения теории адаптации разрабатывались в трудах отечественных ученых: Ф.Б. Березина, АЛЗ. Георгиевского, Л,Г. Дикой, А.А. Палчаджяпа, А.В. Петровского и зарубежных авторов: Г. Гартмана, А. Маслоу, К. Роджерса, Л. Фестипгера, В. Фраыкла и других исследователей,

Проблема психологической и социальной адаптации рассматривались также в коптекеїе ряда фундаментальных философско-методологических исследований личности, образа жизни, социальной группы, осуществленных Y.Mr Андреевой, К.А. Агїудьхановой-Славской, Л,П, Буевой, Л.С. Выготским, А.Г. Здравом] iic л оным, А.1-І. Леонтьевым, С.Л, Рубинштейном, А,А. Реаном, АЛ. Свсицицким.

Изучением тендерных аспектов социально-психологической адаптации занимались такие исследователи как Н.Е. Айвазян, Т.В. Бендас, Г.И. Ефремова, Е.К. Завьялова, И.С. Юеципа, И.С. Кон, Н.П. Коваленко, Г.В. Турецкая, А.П. Чирикова. Е.И. Трофимова, іі.М. Здравомыслова, АЛЇ, Темкипа,

Важный вклад в разработку вопросов механизмов социальной и социально-психологической адаптации внесли теории социального познания, которые разрабатывались Г.М. Андреевой, Г. Келли, Т, Ньюкомом, Ч. Осгудом, В.Ф. Петренко, С. Московичи, А. Тэшфелом, Л. Фсстиш"ером, А.Г, Шмелевым.

На основе льпп сиз ложе иного можно констатировать, что социально-психологическая адаптация молодежи в современных условиях российского общества выступает, несомненно, одной из стратегических исследовательских задач, от эффективного решения которой во многом зависит будущее блатполучие и конкурентоспособность России в мировом сообществе.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, и недостаточная разработанноеjь проблемы социально-психологической адаптации молодежи послужила основанием для определения темы диссертации.

Цвдеі дисссртациоііною исследования - изучение содержательных характеристик социально-психологической адаптации молодежи в условиях общественных трансформаций.

Объект исследовании - социально-психологическая адаптация молодых людей в новом экономическом и социо-культурпом пространстве.

Предмет исследования - особенности социально-психологической адаптировялшости и адаптационные стратегии современной молодежи.

В исследовании выдвигались следующие гиішієіьі:

Социально-психологическая адаптация молодежи к условиям трансформирующегося общества обладает как интерсоциальной спецификой, обусловленной социальной сегрегацией общества, так и интрасоциалыюй, опосредуемой психологическими ресурсами личности молодого человека. Подобная адаптация выступает как процесс организации конструктивных социальных взаимодействий молодого человека с социальной средой на основе наиболее полной реализации его личностных ресурсов.

Результатом социально-психологической адаптации является социалыю-иоихологическая адаптироізанность молодежи, которая представляет собой иптегративный комплекс, включающий такие структурные компоненты как личпосшая готовность к изменениям; толератпость; удовлетворенность своим социальным и личностным статусом; синхронизированная система социальных, профессиональных и личностных цомюстсії; личностная активность; логенциал деловых и межличностных взшшодейетвий; удовлетворенность качеством своей жизни и возможностью сам ор еа л и зо в а г і -с я,

3, Молодые люди, обладающие разной степенью социалы-ю-нсияологической адапгированности. имеют разные типы адаптационных стратегий и различным образом пер архивированные системы социальных ценностей как па уровне убеждений, так и па уровне реализации социального

ПОВЄДЄЕІИЯ.

Реализация поставленной нсли предполагает решение ряда исследовательских задач:

Ньіяідоть специфику междисциплинарных подходов к проблеме адаптации, а также особенности методологических подходов к вопросу социально-психологической адаптации личности н условиях глубоких социально-экономических изменений.

Системно раскрыть социалыю-пенхояогические характеристики адаптационного ресурса возрастной категории молодежи трансформирующегося общества*

Обосновать критерии, показатели и уровни, характеризующие особенности социальтю-псігхологичєской а датирован но сти молодежи к трансформациям в обществе.

Эмпирически исслодоиать адаптационные сгратегин н особенности сопиальпо-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обіцеетпе.

Теоретическую и методологическую основу нашего исследования составили: субъектный подход к изучению психики человека (Б,Г. Ананьев, АН. Врушлипский, С.Л. Рубинштейн и др.); системный подход (ГТ.К. Анохин; В.Л. Караковский; Б.Ф. Ломов; Э.Г. Юдин); итперпретативный подход (Г. +)л\]*іМр\ ДІж.Г.Мвд P. Л:1игіїют; Лі .РппгД" .улж;^ксііигіпинапшіШ.свдївд jf изучению проблемы адаптации; теории социально-психологической адаптации (II. Гаргмап, А.А. Палчаджап, В.А. Ядов), общепси дологическая теория деятельности (Л,Н, Леонтьев CJL Рубинштейн), концепции социального познания (f.iVl. Андреева, Л. Тэшфел, Л. Фесшнгер, Ф. Хай дер), концепции жизненного пути личности (К.А. Абульханова-Славсюш, Л.И. Анцьтфсрова, С-Л, Рубинштейн), диспозиционные теории личности (Г, Олпорт, Г. Айзснк, Р. Кетгслл, В-А. Ядом), теория содержания и структуры ценностей (Ш. Шварц); теории социализации (Э. Шейп, Д. Холл, Э. Эриксои). В своем исследовании мы также опирались па теории возрастного развития личности (Л.И, Божович, B.C. Мухина, В,И. Слободчиков; Д.И. Фельдштейн).

Методы исследовании были выбраны, исходя из поставленных задач: метод междисциплинарного теоретического анализа, беседа, метод экспертной оценки; методика диагностики социально-психологической адаптации К, Роджерса и Р, Даймопда; методика CAI-I; метод интеїральной оценки качества жизни 1-І.PL Фстискипа; модификация метода исследования самооценки Дембо-Рубииіптсин; опросник ценностей Шварпа (Schwartz Value Survey); меюдика «Виды и компоненты толерантности-иіі-юлерантносіи» (ВИКТИ) Г.Л. Бардиер; методика «Личностная готовность к переменам» (PCRS); статистические методы обработки полученных данных.

В эмпирическом исследовании приняли участие 300 молодых людей из раз по статусных социальных групп в возрасте 18-30 лет, в равном количестве были представлены юноши и дснушки, а также 98 респондентом и возрасте 35-45 лет, составивших контрольную группу.

Исследование проводилось в три этапа.

На нервом этапе (2006-2007 гг.) - поисково-теоретическом - проводился анализ междисциплинарных литературных источников по изучаемому вопросу, осуществлялось переосмысление проблемы адаптации в контексте социальной психологии и построение рабочих гипотез относительно специфики социально-психологической адаптации молодежи, определялись

В завершении этого этапа было окончательно оформлено методологическое обоснование исследуемой проблемы; подготовлен методический инструментарии для проведения эмпирической часі и диссертационной работы.

Второй этап (2008 г.) - эмпирический - включал в. себя проведение диагностики особенностей социально-психологи чес кой адаптации молодежи из социальных групп с различным уровнем группового статуса. Проводилась оценка интегрального показателя социально-психологическо адаптирован пости респондентов а также анализировалрісь ее составляющие.

На основе полученных данных выявлялись факторы и механизмы, способствующие более успешному протеканию социально-психологической адаптации молодых люден и условиях трансформирующегося общества,

Третий этап (2009-2010 гг.) - обобщающий - предполагал проведение окончательного анализа и систематизации полученных результатов, на основе которых была выявлена специфика социально-психологической адаптиропаппости молоді.їх людей из различных по социальному статусу социальных груші. В заключении были соотнесены результаты эмпирической части работы с целью, задачами и гипотезами проведенного исследования.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась научной обоснованностью исходных методологических позиций, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью

Основные научные рсзульїап.і, полученные лично соискателем, и их научили новизни.

Выявлена специфика междисциплинарных подходов к проблеме адаптации человека, а также особенности методологических подходов к проолемс социально-психологической адаптации в условиях изменившейся общественной парадигмы. В результате этого анализа установлено, что особенности социально-психологической адаптация молодежи опосредуется как социальной сегрегацией общества, в частности уровнем группового статуса референтной группы, так и психологическими ресурсами личности.

Системно раскрыты социально-психологические характеристики адаптационного ресурса возрастной категории молодежи трансформирующегося общества, а именно; характер и уровень освоения норм отношении между людьми в различных социальных группах, степень социальной, экономической, психологической независимости, уровень социальной и личной ответственности, социальный статус и др.

Обоснован комплекс объективных и субъективных критериев сопиалыю-психологической адаитироішнпости молодежи, а также показатели данной ад или ро is ап ноет и (личностная готовность к переменам, толерантности психоэмоциональные состояния, удовлетворенность качестном слоей жизни и др.) и уровни адагп про ванно сш (комплексная, частичная и разблокированная адаптироваппоеп.).

Эмпирически исследованы особенности социально-психологической адаптации молодежи ич разносгатусных социальных групп із условиях общественных трансформаций, которые проявляется в преобладании у молодых людей из иысокоетатусных социальных групп комплексной адаптирован пости, а у респондентов из низкостатусных социальных групп ра г: бал а к сир о на иной адаптированное^ и; в доминировании у молодых людей и г і пизкостатусиых социальных групп затцитно-реактивных адаптинных стратегий, ориентированных па решение текущих тактических адаптационных задач, а у респондентов из вые о ко статусных социальных групп инновационно-рефлексивных (активных) адаптивных стратегий» ориентированных на решение стратегических адаптационных задач,

Обоснованы условия и разработаны практические рекомендации по оптимизации социально-психологической адаптации различных социальных молодежных групп,

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается: в уточнении содержательных характеристик процесса социалыю-мсихологической адаптации как сложного динамичного процесса, определяющего уровень психологического благополучия личности и включающего а себя адекватное осознание сущности выполняемых учебных и профессиональных задач, их социальной значимости, конструктивное нладение накопленным социальным опытом для решения различных жизненных задач; в углублении и расширении научных представлений о показателях, уровнях и стратегиях социально-психологической адаптации молодых людей в условиях радикально трансформировавшегося общества и об особенностях социально-психологической адаптироиаппости в раз но статусных социальных группах молодежи; в возможности использования теоретических данных диссертационной работы в лекционных и семинарских занятиях по социальной психологии, этнической психологии, психологии личности,

Практическим значимость. Выявленные показатели уровня социально- психологической адаитированности молодых людей различных социальных групп целесообразно использовать в целях: решения основных задач по модернизации нашего общества. Полученные результаты эмпирического исследования можно использовать для проведения тематических семинаров и тренингов по профессиональному и личностному саморазвитию молодых людей, по выработке навыков тактического и стратегического планирования своего дальнейшего профессионального и жизненного пути, по формированию ответственного социального поведения. Разработаны также методические материалы но психологическому сопровождению молодежи в ходе их социалыю-нсихологи ческой адаптации к социально-экономическим изменениям в пашей стране, которые используются, в частности, и работе Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи.

Па згшшту кыносытсн следующие положения:

1. Социально-психологическая адаптация молодежи представляет собой динамический процесс взаимодействий личности и социальной среды, характер протекания которой опосредуется как на интерсоциальном, так и на ип"фасоциальпом уровне*

Основными социально-психологическими характеристиками адаптациоіпюго ресурса возрастной категории молодежи выступают уровень и характер освоения норм отношений между людьми в различных социальных группах, социальный и личный статус, степень социальной, экономической, психологической независимости, чувство социальной и личной ответственности. Ведущей характеристикой адаптационного ресурса является групповой социальный статус, который обеспечивает молодым людям степень допуска и возможность приобретения интеллектуальных и социально-экономических ресурсов (качественного образования, престижной и высокооплачиваемой работы, возможности далышйшего личностного и профессионального рос га и тли).

Система объективных и субъективных критериев позволяет выделить три уровня социалы го-психологической адаптированпости молодежи: комплексной, частичной и разбалансированной адаптированности. 1 Іоказатслнми социально-психологической адаптирован и ост и молодых людей выступает личностная готовность к переменам, толерантность, психоэмощюиальные состояния» удовлетворенность качеством своей жизни.

Различия в социально-психологической адаптированности молодых людей обусловлены наличием в обществе социальной сегрегации, спецификой реализации ими своих психологических ресурсов и иерархичностью системы социальных ценностей. Групповой социальный статус опосредует специфику адаптации и доминирующих адаптивных стратегий, используемых молодежью. Большинство молодых людей из «вые око статусных» социальных групп обладают как комплексной, так и частичной адаптирован постыо, для них более характерны инновационно-рефлексивные (активные) адаптивные стратегии. Молодые люди из «низкостатуспых» социальных групп обладают разбалапсированпой адаптирован посты о, им более свойственны защитно-реактивные адаптивные стратегии.

Оптимизация процесса социально-психологической адаптации различных молодежных социальных групп достигается выполнением следующих условий: а) реализацией системы психологической поддержки, основанной ни выявленных показателях, механизмах и стратегиях социально- психологической адаптации в гране формирующемся обществе; б) учетом специфики адаптационного ресурса молодых людей из раз но статусных социальных іруїпі; 3) синхронизацией усилий государственных структур и общественности по обеспечению более благоприятною со ц и о-культурного и экономического пространства для профессиональной и личетостной самореализации молодежи* "*

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения, выводы и результаты исследования доклады кал иск и обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии. Материалы были апробированы в публикациях и докладах на Межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» (2006); круглом столе «Психология ХХТ века: актуальные проблемы п тенденции развития» (2006); 6-й Международной конференции «Государственное управление із XXI иске: традиции и инновации» (2008); Всероссийской научной конференции преподавателей ВУЗов, ученых и специалистов «Счратегия 2020» (2009г,); 8-й Международной конференции «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации» (2010).

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического перечня использованной литературы (268 наименований, к том числе 8 - на иностранном языке) и приложений. Текстовая часть диссертшши - ISO страниц,

Основные междисциплинарные подходы к проблеме адаптации и социально-психологической адаптации

Поскольку основанием для формулировки рабочего понятия социально-психологической адаптации послужили научные представления о феномене адаптации, рассмотрим эти представления несколько подробней,

«В самом общем ниде адаптация - это процесс взаимодействия двух переменных - потребностей живого организма и особенностей среды ею обитания» [ 185 с. 19. Изменяющаяся среда требует изменений от живых организмов. В слою очередь изменение организмов приводит к изменению содержания и предмета потребностей. В этой связи адаптация - процесс всегда индивидуальный, относительный и бесконечный.

Мысль о наличии адаптационных процессов впервые была высказала в первой половине XVTH и. французским пачурапистом Ж. Вюффотюм, который считал, что основной механизм приспособления определяется прямым влиянием условий среды на изменяющиеся соответствующим образом организмы. Возникновение научного термина «адаптация» связано с именем немецкого физиолога X. Дуберта, который начал использовать этот термин но второй половине XVIII в. для характеристики явлений приспособления органон чувств человека в отиет ла действия раздражителя. Идеи этих ученых стали началом более глубокого изучения проблемы адаптации. В дальнейшем эта проблема вышли за рамки эволюционной теории и проникла в область научных интересов биологии, медицины, физиологи, психологии, социологии, кибернетики, космонавтики, экологию и других наук.

В настоящее время it подходах различных исследователей оімечаеіся движение от определения «адаптации» как процесса приспособления к окружающей среде, к более обобщенному его пониманию.

Несмотря па широкую распространенность в различных науках и частую употребимость понятия адаптация выявление общности его содержания является не простой задачей, Адаптация вообще, без уточняющего понятия, представляет собой грудно воспринимаемую абстракцию, однако, это определение очень важно, так как его возможность свидетельствует о единстве всех обозначаемых им объективных реальностей и наличии критериев общности. Основная проблема заключается не в раскрытии содержания, а в его адекватности большому числу применений, О сложности определения родового термина «адаптация» свидетельствует крайне незначительное число дефиниций представленных в научной и справочной литературе.

1 Іроведя всесторонний междисциплинарный анализ термин «адаптация», мы можем утиерждачь, что, во-первых, общее понимание данной категории исследователями различных научных дисциплин сводится к процессу взаимодействия двух переменных - потребностей живого организма и особенностей среды его обитания; во-вторых, специфичность трактовок определяется логикой исследовательских установок.

Нами были рассмотрены и соотнесены содержательные характеристики процесса адаптации и ее разновидностей в различных научных подходах,

Так, биологический подход (В.В. Васнецов; Р.С. Карпинская; II, Медавар; А.И. Северцев; Дж, Симисон: Л.Д. Слопим; Л.М. Уголев; Р. Холм; П. Эрлих) первым заложил концептуальную основу понимания термина «адаптация». Однако многие выдаютциеся биологи и эволюционисты подчеркивали множественность смысловых аспектов данного понятия, которое может: обозначать взаимоотношения (взаимосвязь) организма и среды; характеризовать полезность отдельных структур организма в конкретных средовых условиях; обозначать процесс создания подобных полезных структур.

В биологическом контексте адаптация рассматривалась как: 1) «совокупность физиологических особенностей, обусловливают цих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды» {Л.Д. Слоним); 2) процесс удержания «существенных переменных в физиолоїических приделах» (У. Эшби); 3) «возникшее в процессе эволюции соответствие структуры или функции условиям их обычной работы» (A.M. Уголен).

Следует отмеппь, что понятие равновесия является универсальным для различных наук: биологии. психологии, социологии. Гомеостатический подход исторически сформировался раньше остальных, получил наиболее широкое распространение и является по-прежнему актуальным. Согласно биологическому подходу, гомеостаз организма (прежде веет, слаженная, уравновешенная работа составляющих его органов и систем) является непременным условием его жизнеспособности,

В последние десятилетия в биологин стало использоваться новое понятие - «адаптациогепез» (исторический процесс возникновения разного масштаба полезных признаков и качественного преобразования биологической организации із целом, выражающееся в эволюционном развитии индивидуальной и видовой нормы реакции), отражающее понимание адаптации как разки сия, а не как гомеостата ,

В философеко-культурадог.ическом подходе (У. Бакли; Дж. Де-Вос; А.Б. Георгиевский; ИЛ". Гердср; Э.С. Маркаряы; Р. Рапопорт; М.В. Ромм, М Харрис; Г,И. Царсгородцсв) адаптация определяется, в целом, как достижение определенного баланса за счет взаимного приспособления социокультурного 11 ростра псіва и индивида. При этом подчеркивается, что человеческое общество относится к специфическому классу высокоразвитых «сложных адаптивных систем» (W. Buckley) или «адаптивно-адаптирующих систем» (Э,С. Маркарян).

Авторский коллектив под руководством Г.И. Царе гор одцева даст следующее определение адаптации: «В целом, понятие адаптации отражает основные закономерности, обеспечивающие существование и развитие различных систем при определенном взаимодействии внутренних и внешних условий их существования» (222, с, 34].

Социально-психологическая характеристика адаптационного ресурса возрастной категории молодежи трансформирующегося общества

В пропедспном нами диссертационном исследовании объектом изучения выступали особенности социален о-психологической адаптации представителей такой социальной страты - как «молодежь». Как справедливо отмечает известный отечественный социолог И.В. Бестужев-Лада: «Дело в том. что молодежь - не только и по столько возрастное понятие, сколько социальное и историческое. К этой категории и разные времена и в различных слоях общества относили людей иесь\іа разного возраста».

Тем мс менее, мы считаем методологически необходимым провести анализ существующих представлений ведущих исследователей по данному вопросу для того, чтобы четче осознать специфику адаптационного ресурса в тгроцеесс еоциалыю-психо.югичеекой адаптации молодежи в современном социокультурном пространстве, в современных трансформирующихся социально-экономических условиях нашего общества.

Кратко остановимся па понятии «возраст». Данное понятие сшиано со специальным консіруирошпием его как особой категории, имеющей не отражательный, а регулятивный статус в рамках определенной общественной практики, например, в сфере образования.

Оснолой понимания возраста может служить прсдстаїїлеиие о соотношении генетически заданного. социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С. Коп), что принципиально неодинаково у разных индивидов, относимых к одной возрастной когорте.

Исследователи предполагают, что иозрастные категории имеют не одну, а іри системы отсчета: «индивидуальное развитие» (т.е. что может и что не можег делать индивид в определенном возрасте - это соответствует предстаилемшо об уровне псих о биологического созревания и соответствующих ему ограничениях); «возрастная стратификация общества» (что должно и что пс должно делаться в рамках данного возраста - это соответствует нозрасшому делению поколений и соответствующим социокультурным нормативам); «возрастная символика культуры» (что соответствует и что не соответствует данному возрасту - понимается как совокупность социальных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего облики, форм отношений).

Если таким oopajOM подходить к пониманию возраста (не столько его самого, сколіло его источников), то его в подобном контексте нельзя рассматривать как шіуїрешшй момент развития, И, тогда, можно утверждать, что возраст это «не данность, а задашюсть» }