Экскурсия в школьную библиотеку. Внеклассное мероприятие "экскурсия в библиотеку" Мероприятия проходившие в библиотеке экскурсии

ГБОУ ЛНР «Новодарьевская общеобразовательная школа»

Знакомство первоклассников с библиотекой

Подготовила: Мусиенко О.В., библиотекарь

Тема:

    Экскурсия в библиотеку. Правила пользования библиотекой.

Цель:

    Познакомить учащихся с основными понятиями – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал»;

    ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке;

    создать для первоклассников атмосферу праздничного настроения;

Задачи :

    привлечь детей к регулярному посещению школьной библиотеки;

    развивать внимание и память первоклассников.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, выставка книг «Вам, юные читатели».

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Оксана Владимировна, я работаю в этом удивительном месте библиотекарем. Все вы знаете, что человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых, и верных друзей. И друзья эти - книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь. Сегодня мы с вами проводим наш библиотечный урок, посвященный знакомству с библиотекой, а также нашим любимым книгам – и это конечно же СКАЗКИ.

Ребята, а знаете ли вы, что есть на свете такой дом, в котором живут ваши добрые и верные друзья – книги. Дом этот не простой, а волшебный. Он хранит множество удивительных тайн и интересных историй...

Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
Здесь книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай.

Правильно - «Библиотека». «Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище.

Что же такое библиотека? Это книгохранилище. Видите, как много в нашей библиотеке книг? Но книги в библиотеке не только хранят, их еще выдают на дом читать. Мы сейчас с вами находимся в части комнаты, которая называется абонемент, именно здесь ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас мы завели читательский формуляр (показать формуляр), в который будут записываться все книги, взятые вами в библиотеке (показать стеллажи с книгами для уч-ся начальных классов). А сейчас пройдем в другую часть комнаты, которая называется читальный зал.
В этой комнате книги на дом не выдаются, а читаются здесь. В основном сюда приходят ребята на переменах, чтобы полистать журналы, газеты". У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда находятся в читальном зале.

В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры, -
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать: -
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.

Так что же такое читальный зал? (ответы учащихся)

Книгохранилище…

Ребята! А давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?
Дети: Да!
Ведущий: Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы сейчас и посмотрим, как вы их знаете. Я буду читать вам стихи, а вы будете угадывать сказку и героя, о котором говорится в стихах.

Золушка Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял.

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

Красная Шапочка Мама меня очень-очень любила,

Новую шапочку мне подарила.

Бабушке милой гостинцы несу,

Волка я встречу в темном лесу.

Доктор Айболит Он лечит не маленьких детей,

Он лечит птичек и зверей.

И идут к нему лечиться

И корова и волчица.

Буратино Он – необычный, странный,

Он – мальчик деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Она, девочка-кукла, с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице - аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)

Белоснежка Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.

Петушок – золотой гребешок
Унесла его лиса

За далёкие леса…

Но придёт на помощь Кот,

Своего дружка спасёт!

Открывай, Лиса, мешок!

Ты свободен, Петушок !

Петя, Петя, Петушок, Золотой / Гребешок /

Лисичка-сестричка

Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? ...

7 козлят

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?

Федора

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
Кто это?

Библиотекарь. Молодцы, ребята! Настоящие знатоки! А теперь я попрошу узнать имя героя, говорящего такие слова и назвать книжку, в которой он жил.

    Ваша мама пришла,
    Молочка принесла.
    (Коза из русской сказки «Волк и семеро козлят».)

    Не садись на пенек,
    Не ешь пирожок,
    Неси бабушке,
    Неси дедушке.
    (Машенька из русской народной сказки «Маша и Медведь».)

Библиотекарь. Да, ребята! Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки. А вы угадаете ли вы этих героев?

Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор... (Айболит)

Библиотекарь. Молодцы, ребята! С вами очень приятно общаться, вы столько всего знаете! Наш урок продолжается, и я объявляю конкурс. Ребята, вам сейчас надо как можно быстрее сложить пазл-картинку и угадать Сказку, изображенную на картинке.

    Сказочная хитрюга - ворюга. Кто это? (Лиса.)

    За кого держалась Жучка в сказке «Репка»? (За внучку.)

    Чем ловил дед золотую рыбку? (Неводом.)

    Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)

    Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Винни-Пух.)

    Подруга семи гномов. (Белоснежка.)

    Сказочная замарашка. (Золушка.)

Конкурс «Продолжи сказку»

    Позвала бабка внучку.
    Внучка за бабку,
    Бабка…

    Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
    – Терем-теремок! Кто в тереме живет?
    – Я мышка – норушка! А ты кто?
    – А я …

«Угадай, из какой сказки предмет»

    Красная шапочка

«Угадай мелодию, из какой сказки или мультика музыка»

Ведущий: Молодцы! Сразу видно, что вы хорошо знаете сказки, а это значит, что вы много читаете. А знаете ли вы, что в нашей школьной библиотеке более 10 тысяч книг! Как же в таком количестве можно найти нужную книгу? Оказывается, сделать это совсем не трудно, т.к. каждая книга в библиотеке занимает своё определённое место, можно сказать, имеет свою «квартиру». Когда книга «уходит в гости» к читателю, то её место на полке остаётся свободным, и, вернувшись в библиотеку, она снова его занимает. В нашей библиотеке много самых разных книг:

Короткие и длинные,
Новые и старинные,
Обычные и странные,

И даже иностранные,
Серьёзные, учебные,
Весёлые, волшебные,

Про море и про лес,
С картинками и без.

Это и художественная литература, и энциклопедии, словари, справочники, и учебники, и литература для учителей.

Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!

Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

Нельзя книги перегибать
Нельзя загибать книжные страницы
Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?
Нельзя писать и рисовать в книгах
Нельзя читать книги во время еды

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Показать презентацию о правилах пользования библиотекой.

После презентации еще раз повторить правила.

Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим
читателям.
Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие
читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно,
чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в школьной

библиотеке не останется ни одной книги.
Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы
их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

Наша экскурсия в Библиотеку подходит к концу! Теперь вы знаете правила пользования библиотекой. Сегодня мы с вами много говорили о том, из каких отделов состоит библиотека, как надо и как не надо обращаться с книгами, чтобы проверить как вы это запомнили мы проведем викторину.

Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).

Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы).

Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище).

Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр).

Как переводится на русский язык слово «библиотека»? (книгохранилище).

Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку).

А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Правильно подбери ответ». Я буду задавать вопросы, а вы выбираете правильный ответ из трех предлагаемых вам ответов.

1. Абонемент – это…

Игровая комната
место для занятия спортом
место, где выдают книги на дом

2. После того, как книга выбрана читателем, ее записывают…
в дневник
в учебник
в читательский формуляр

3. После того, как книга прочитана …
ее оставляют дома
дарят другу
возвращают в библиотеку

Молодцы, ребята! Вот и состоялось ваше первое знакомство с библиотекой.

Наш урок подошёл к концу, но я думаю, прощаться мы не будем, потому что ваши встречи с умными, мудрыми книгами только начинаются. Я жду вас в школьной библиотеке на абонементе с 8.00 до 16.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Суббота и воскресенье – выходные дни. До новых встреч, мои юные читатели!


Сценарий урока разработан для учащихся 5-х классов заведующей библиотечно-информационным центром ссш №73 Немченко Е. Н


Экскурсия в библиотеку для первых классов

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Николаевна, я заведующая школьной библиотекой.

Вот вы уже и первоклассники, ходите в школу. Нравится вам в нашей школе?

(Дети отвечают.)

Школа у нас большая, светлая. В ней есть много классных кабинетов, спортзалы, столовая, музыкальная школа. А еще есть библиотека. А кто знает, что такое библиотека?

(Дети отвечают.)

Слово « библиотека» состоит из двух слов. «Библио» - книга, «тека» - хранилище. Но на самом деле в библиотеке книги не просто хранятся, их можно читать в читальном зале, можно брать домой. А поскольку у нас в библиотеке дети читают, постольку здесь шуметь нельзя. Это первое правило библиотеки . Запомнили?

Книги на дом выдаются не все. Не выдаются справочники, словари, энциклопедии, газеты и журналы, а также книги, имеющиеся только в одном экземпляре. Эти книги можно читать в читальном зале. Остальные книги выдаются не дольше чем на две недели. Запомнили? Это второе правило библиотеки. А как вы думаете, почему нельзя держать у себя книжку дольше?

(Дети отвечают.)

Правильно, если все мы возьмем домой книги, и не будем возвращать их в библиотеку, то другим детям ничего не останется.

Третье правило библиотеки – книгу нужно беречь . Что значит беречь книгу?

Как нужно обращаться с книгой, и не только с книгой библиотечной? Мы сейчас рассмотрим с вами знаки, которые нам расскажут о том, что можно с книгой делать, а что нельзя. Как вы думаете, почему эта книга плачет?

(Дети отвечают.)

Правильно, книга плачет потому, что ее порисовали и сделали в ней надписи. В книгах нельзя рисовать и нельзя писать . Запомнили?

А почему плачет эта книга?

(Дети отвечают.)

Да, она плачет потому, что на нее упала яичница. Нельзя читать во время еды.

Помните об этом.

А что у этой книги не так?

(Дети отвечают.)

Согласна, эта книга плачет оттого, что у нее вырваны страницы. Нельзя загибать и вырывать страницы у книг.

Посмотрите, ребята, а эта книга убегает от воды. Как вы думаете, почему?

(Дети отвечают.)

А вот если вы попали под дождь, то нужно накрыться книгой, чтобы не промокнуть. Правда?

(Дети отвечают, у них разные варианты ответов.)

(Библиотекарь соглашается с правильными ответами детей.)

Книгу нельзя мочить потому, что бумага и клей, из которых сделана книга, боятся воды. Книга попросту портится.

Что же так расстроило эту несчастную книгу?

(Дети отвечают.)

Правильно, книга плачет оттого, что ее запачкали. Нельзя книгу пачкать. Бери книгу только чистыми руками.

А еще, ребята, храните свои книги так, чтобы их не смогли достать ваши младшие сестренки и братишки и виши домашние животные. Маленькие дети могут порисовать, либо порвать книгу. Ведь они еще не понимают ценности книги. А ваши кошки и собаки могут погрызть книги. Не бросайте книги, где попало , храните их на книжных полках. Запомнили?

Нельзя закладывать книги ручками, карандашами,

потому что у книги от этого разламывается корешок. Чем можно пользоваться для этого? (Дети отвечают.). Правильно, нужно пользоваться закладкой.

А эта книга почему такая довольная? Да потому, что она чистая, опрятная, в обложке, с закладкой.

А ваши учебники все в обложках, с закладками, подписаны и опрятны?

(Дети отвечают.)

Кто еще не позаботился о своих учебниках, нужно срочно это сделать. Договорились?
А теперь мы с вами поиграем. Согласны? Проверим, насколько вы внимательны.

Это я, это я, это все мои друзья!

Если вы не согласны со мной, то вы молчите и хлопаете в ладоши. Все понятно?


  1. Кто расправил грудь и плечи,
рад сегодня нашей встрече?

  1. Кто отныне и навеки
верный друг библиотеки?

  1. Кто, скажите, целый год
свой учебник бережет?

  1. Кто, скажите, без сомнений,
не любит сказок и стихотворений?

  1. Кто, скажите, без подсказки
малышам читает сказки?
6. Кто слыхал, что глухари

изучают Буквари?


  1. Кто из вас, хоть в кои веки,
книги все возьмет в аптеке?

  1. Кто из вас идет вперед
только там, где переход?

  1. Кто летит вперед так скоро,
что не видит светофора?

  1. Знает кто, что красный свет
– это значит: хода нет.
Молодцы, ребята. Кто – то из вас был внимательным, кто – то не очень. Но все очень старались. Отдохнули?

Теперь вернемся к правилам нашей библиотеки. Выбрав книгу, вы обязаны дать ее библиотекарю. Библиотекарь запишет данные о книге в ваш читательский формуляр,

вы за нее распишетесь, и только после этого вы можете брать книгу домой. Возвращаете книгу только библиотекарю. Библиотекарь обязательно делает отметку о возврате книги в вашем читательском формуляре. Запомнили?

Библиотечные книги нельзя терять . Если вдруг такое случится, вы должны будете заменить книгу другой нужной библиотеке книгой. А почему нельзя терять библиотечные книги?

(Дети отвечают.)

Правильно, если мы растеряем все книги, то в библиотеке ничего не останется.

И последнее правило – в библиотеке нужно поддерживать порядок.

Что это значит? Не разбрасывайте книги на полках, не нарушайте порядок расстановки книг на стеллажах, не заходите в библиотеку в грязной обуви. Ведь в нашей библиотеке должно быть не только тихо, но и чисто, и красиво. Согласны?

(Дети отвечают.)
А теперь мы вместе даем торжественное обещание читателя. Если вы согласны с тем, что я буду говорить, после каждого куплета вы произносите:

Обещаем!

Все понятно?

Обещаем не лениться,

Добросовестно трудиться,

Чтобы многое узнать.
-Обещаем!
Обещаем в гости к книге

Мы почаще заходить,

Страниц не рвать, листы не пачкать,

Лучшим другом книге быть.
-Обещаем!
Обещаем долго-долго

Этой дружбой дорожить,

И те знанья, что получим,

Все в двенадцать превратить.
-Обещаем!

А теперь вы можете выбрать для себя книгу. Шкафы с книгами для вас расположены возле рабочего места библиотекаря Ларисы Дмитриевны. Не забудьте дать книгу библиотекарю для отметки выдачи и не забудьте расписаться в формуляре. Надеемся, что все вы будете нашими постоянными читателями. Всего вам доброго. До свидания.

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема: Экскурсия в школьную библиотеку.

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).

А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему долго не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».

Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

· Не рисовать, не писать ничего в книгах;

· Не вырывать листы, не вырезать картинки;

· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

· Пользоваться закладкой.

Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?

Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки.

Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).

(Показать книгу о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать книгу о Незнайке).

Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.

В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

(«Муха-цокотуха»)

Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба её на курьих ножках. (Кто это?)

Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат?

И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.

У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы

Высоко они летят. Далеко они глядят.

Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

Кем же были эти маленькие дети?

(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)

И последняя загадка:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)

Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы и т.д.

В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой.

Библиотечный урок «Справочная литература

Цель: познакомить учащихся с основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению.

Оформление: выставка словарей, портрет В.И.Даля, оформленные на листах задания.

Эпиграф: «…словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее…» Вольтер.

Ход мероприятия

Библиотекарь: Мы с вами уже знаем, что есть такой вид литературы как справочная. В нее входят все справочники, энциклопедии, а так же те книги, без которых невозможно обойтись ни школьнику, ни врачу, ни рабочему, ни космонавту, - словари.

Что означает слово «минорный»?

Открой словарь музыкальных терминов.

Что означают слова «мнемический» и «сенсорный»?

Возьми словарь иностранных слов или философский, там есть точный перевод этих слов и указано их значение.

Словари увлекательны, как книги. За словами любого языка скрывается живая история народа, его традиции, многовековая культура. «Древней рассыпной повестью» назвал словари С.Маршак.

Каждое слово в словаре – маленькая частица драгоценного народного опыта, его прошлое и настоящее.

Что же такое словарь? По определению В.Даля, это сборник слов, изречений какого либо языка с толкованием или переводом.

Сколько составлено словарей? На этот вопрос ответить не просто. Их немало. Есть научные и специальные, технические, библиографические, биографические, медицинские, исторические и педагогические.

Особенно много толковых языковых словарей. Словари, поясняющие «толкующие» слова называются толковыми. Все они делятся на два вида. В одних отражено все лексическое богатство данного языка. В других лишь те слова, которых употребляются в литературном языке.

Толковый словарь В.Даля

Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А сколько всего слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым неизвестных, - он назвал их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4-томный «толковый словарь живого великорусского языка» - труд всей жизни В.И.Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук. Достаем четвертый том, откроем на слове «СЛОВАРЬ». Читаем: «СЛОВАРЬ» - сборник слов, речений (то есть выражений) какого-либо языка». Значит в четырех толстых книгах собраны русские слова и выражения.

Составитель словаря очень заботился о том, чтобы в его собрание попало больше слов народного – живого – языка, «как ходит он устно из конца в конец по всей нашей родине».

В «Толковом словаре» не просто собраны слова, но и объяснены, в нем раскрыты смысл и значение каждого слова.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» около двухсот тысяч слов. Все слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек. Этот словарь был создан более ста лет назад и с тех пор неоднократно переиздавался.

«Словарь современного русского литературного языка» Академии наук России насчитывает 17 томов. Это целое хранилище русского языка, вся его многовековая история. Конечно, этим словарем пользуются реже, чем, например, четырехтомным

«Толковым словарем русского языка» под редакцией профессора Д.Н.Ушакова.

Но чаще всего прибегают к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, неоднократно переиздававшегося и наиболее полного на сегодняшний день, в котором дано лексическое и грамматическое толкование около 53 тысяч слов. Используя его, дайте объяснение словам: библиотека, библиотекарь, библиофил, библиофоб (несколько ребят выполняют это задание и зачитывают значения этих слов) . Как ночь и день, как мрак и свет, отличаются друг от друга слова «библиофил» и «библиофоб». Потому что библиофил – это любитель и собиратель книг, а библиофобия означает ненависть к книге. Это кажется невероятным, невозможным. Разве бывают люди, способные ненавидеть книгу?! Бывают.

В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым, отважным и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо во враждебных отношениях, - врагом, неприятелем, противником. Для слов, сходных по смыслу, существует словарь синонимов. Давайте подберем к глаголу «говорить» синонимы (ребята выполняют задание с помощью словаря: разговаривать, молвить, шептать, кричать, доказывать, спорить, утверждать, произносить, спрашивать…) . А теперь давайте подберем к слову «ложь» синонимы. (Обман, небыль, напраслина, неправда, навет, наговор).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Например, говорят: цыплят по осени считают, - когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: живи для людей, поживут люди и для тебя.

Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы и поговорки) возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями (Много снега – много хлеба), другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое-либо выражение.

Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. (Если дети испытывают затруднение в выполнении заданий, можно вначале рассказать легенду, а потом найти фразеологизм) Что же означают эти выражения: «Сизифов труд» (Бесполезный, напрасный труд. Сизиф – сын повелителя ветров Эола - за

разглашение тайны богов был обречен после смерти вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.) , «Авгиевы конюшни» (Очень загрязненное место. У царя Авгия было три тысячи коней. Однако стойла, в которых содержались лошади, не чистились в течении тридцати лет, и они по самые крыши заросли навозом. И царь поручил Гераклу очистить конюшни. Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.) , «Титанический труд»

(Огромный, колоссальный труд. Титаны – греческие божества старшего поколения – дети Урана и Геи (неба и земли) – были очень могучими, олицетворяли собой неукротимую стихию и грубую силу, отождествляются с гигантами.)

При изучении иностранных языков не обойтись без двуязычных словарей. Их по праву называют словарями-переводчиками. На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных двуязычных словарей. Англо-русский и русско-английский, тибетско-русский, японско-русский … Чтобы перечислить все эти словари, изданные в нашей стране и за рубежом, понадобилось бы очень много времени. Есть и многоязычные словари, где дается перевод слова на несколько языков.

Назначение словарей иностранных слов – объяснить неизвестные слова иностранного происхождения.

Часто у нас возникают вопросы, встречаются непонятные слова, связанные с определенной отраслью знаний. В таком случае на помощь придут отраслевые словари. Например, «Краткий политический словарь», «Технический словарь», «Географический словарь» и т.д.

Зачем нужен человеку, для которого русский язык является родным, словарь русского языка? Во-первых, есть словари орфографические. В них показано, как правильно писать то или иное слово. Без них ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно, не обойтись. Есть словари орфоэпические, в которых показано, как правильно произносить русские слова, следует ли говорить, например, алфавит или алфавит, звонит или звонит.

Сомневаешься в том, как правильно надо произнести то или иное книжное слово, - смотри в словарь и найдешь ответ. У словарей особое назначение – как можно полнее раскрыть значение слов, их богатую и многообразную роль в речи.

Орфографические и орфоэпические словари – книги нужные, но увлекательным чтением их никак не назовешь. А вот словари толковые – это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение десятков, сотен слов, которые слышали или встречали в книгах, а порой и вообще они являются для вас открытием.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари.

Список использованной литературы:

1 . Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

2. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. – М: Книжная палата, 1987. – 256 с.

3. Гендина Н.И., Колкова И.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1 и 2. – Кемеровская гос. академия Культуры и искусства, 1999.

4. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: Книга,

1975. – 109 с.

5. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145с.

Подготовила и провела Степанова Р. Н.

23 мая в библиотеке-филиале № 7 провели экскурсию для первоклассников (1В класс МБОУ СОШ № 1, учитель — Душечкина В.С.) «Библиотека, книжка, я — вместе верные друзья».

В фойе библиотеки заведующая Дорохова Е. А. провела беседу у выставки «Время сказочных приключений». Дети узнали, что такое библиотека, сколько книг хранится в библиотеке, какие из них — для детей. Ребята с интересом рассматривали красивые новые книги из серий «Великие сказочники мира», «О принцах и принцессах», «Там, на неведомых дорожках». Затем дети посетили читальный зал, где их вниманию были предоставлены разнообразные детские журналы, энциклопедии, иллюстрированные справочники для младших школьников.

Библиотекарь Никитина А. В. провела беседу-экскурсию на абонементе. Ребята побывали в удивительном городе, где вместо улиц — ряды книжных стеллажей, вместо этажей — книжные полки, дома — это тома книг. А у каждого дома своё название. Дети познакомились с жильцами города — литературными героями.

Библиотекарь рассказала, какие книги есть на абонементе, что все они находятся по отделам: животные, космос, техника, история и др. Дети познакомились с правилами пользования библиотекой. Ученики вслух по цепочке прочитали плакат «Убедительная просьба книги», узнали, чего книжки не любят, а чему будут благодарны. Детям рассказали, что такое читательский формуляр, поручительство

Ребята были приглашены в «Книжкину больницу», где помогают книгам, нуждающимся в лечении. Были продемонстрированы инструменты для лечения, такие как клей, скотч, ножницы, бумага. Ребята выразили желание тоже приходить и помогать в «лечении» книжек.

В заключение ребята с удовольствием отгадывали загадки про книгу и известных сказочных персонажей.

А поскольку экскурсия проходила накануне праздника — Дня славянской письменности — библиотекари не могли оставить это без внимания, и дети приняли участие в небольшом библиотечном уроке «Из истории письма».

Ребята узнали, на чем писали люди, когда не было бумаги, как обходились без букв, когда появился первый славянский алфавит, что означает слово «азбука», за что почитаемы проповедники Кирилл и Мефодий и многое другое.

А затем ребята поучаствовали в интересных развивающих играх: «Наборщик» (из букв одного слова составить другие слова), «Измени слово» (надо было из каждого слова исключить по одной букве, чтобы получились новые слова), «Запомни, повтори и дополни» (каждый участник по очереди повторял уже названные слова в правильной последовательности и добавлял к ним своё слово по теме «Школьные принадлежности»)

По ходу мероприятия ребята задавали свои вопросы. Урок получился познавательным и интересным.








Экскурсия первоклассников в школьную библиотеку.

Цель: познакомить учащихся с детским фондом библиотеки, правилами пользования библиотекой, записать желающих в библиотеку.

Библиотекарь:

В каждом доме, в каждой хате –

В городах и на селе –

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

Мы дружны с печатным словом

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего.

Книг заветные страницы

Помогают людям жить –

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить.

Дорогие ребята! Вы только что научились читать, и я хочу поздравить вас с этим важным событием в вашей жизни. Теперь не нужно просить старшую сестру, маму, папу почитать вам понравившуюся книг. Вы можете читать их самостоятельно. Перед вами открывается прекрасный мир – мир книги.

Сегодня вы в первый раз пришли в школьную библиотеку. Что такое библиотека?

Это дом, где живут книги их очень много. Стоят книги ровными рядами на полках специальных книжных шкафов – стеллажей. Помогут выбрать нужную книгу полочные разделители: буквенные и тематические. Книг за полкой за разделителем много. Но как выбрать самую интересную? На помощь приходит сама книга, которую можно посмотреть сразу у книжной полки. В одной красочные рисунки, в другой вас привлечёт яркая обложка, в третьей интересно написано об авторе.

Для маленьких читателей книжки расставлены в ящиках по темам: «Про птиц и зверей», «Детям о детях», «Стихи про всё на свете», «Сказки».

Библиотека существует очень разумное и важное правило – «Взял книгу с полки – поставь её на место». Бывает так: возьмёт иногда читатель с полки книгу, полистает, посмотрит и ставит обратно, да не туда куда надо. Потом другой читатель просит эту книгу у библиотекаря, а её найти невозможно: она стоит на чужом месте. Вот и появилось в библиотеке такое правило.

Самое главное сокровище в библиотеке – книга. Сегодня она попадёт в ваши руки. Через три – четыре дня её возьмет кто-то другой, много читателей

Обойдёт эта маленькая книжка за год. Поэту очень важно, чтобы все читатели бережно относились к книге, нашему богатству. Читайте так, чтобы не было заметно, что она побывала в ваших руках. Книга должна жить много лет. Берегите её. Вот основные правила, которые нужно соблюдать при чтении книг:

Берете книгу чистыми руками. Не читайте во время еды.

Не перегибайте книгу во время чтения, не загибайте страниц, пользуйтесь закладкой.

Кладите книгу на сухой и чистый стол.

Не вкладывайте в книгу карандаши, ручки, тетради.

Порванную книгу – подклейте.

Не делайте в книге никаких пометок, не раскрашивай картинок.

Храни книги в шкафу или на полке.

Не передавай библиотечную книгу товарищам.

Возвращай книгу в срок, её ждут другие читатели.

Стоят в тиши библиотек,

Скрываясь до поры,

Храня в себе из века в век

Сюрприз для детворы.

Откройте книгу наугад –

И сразу в этот миг,

Вдруг перед вами встанут в ряд

Герои этих книг.

Я из кукольной страны –

Вы узнать меня должны:

Для Пьеро я – идеал,

Он стихи мне посвящал,

От врагов любых заслон

Верный пудель Артемон.

Я учила Буратино,

А зову меня……. (Мальвина).

А теперь про чей – то дом,

Разговор мы заведём.

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила.

Но беда пришла нежданно,

Этот дом сгорел дотла

(«Кошкин дом»).

Был поленом – стал мальчишкой,

Обзавелся умной книжкой!

Это очень хорошо!

Принял за очаг картину

А зовусь … (Буратино).

Эта девочка грустна

Ей не нравиться весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Горестно вздыхает.

Скоро вся растает. (Снегурочка).

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля).

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят (Гуси-лебеди).

Был друг у Ивана

Немного горбатым,

Но сделал его богатым

(Конёк-горбунок).

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех до сыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.

(Скатерть самобранка).

Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

(Бычок – смоляной бочок).

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт

(Бабушка Федора).

Подготовил работу заведующий библиотекой МБОУ СОШ №12 города Новый Уренгой ЯНАО Хорава Рима Бондоевна