Картотека «зимних» скороговорок и стихов для автоматизации и дифференциации звуков
Сажина Наталья Александровна, учитель-логопед МБДОУ № 44 г. Миасса Челябинской обл.Описание материала: Предлагаю вашему вниманию картотеку «зимних» скороговорок и стихов для автоматизации и дифференциации звуков. Картотека будет полезна учителям-логопедам, воспитателям ДОУ.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков на основе скороговорок и стихов о зиме.
Автоматизация и дифференциация твёрдого и мягкого звуков [с]
Сыпься, сыпься,
Снег, снег.
Посыпай
Всех, всех!
***
Сколько снегу намело!
Стало всё светлым-светло!
Сосны снежные стоят,
Словно в сказке лес и сад!
***
Новый год проспал под ёлкой
Лето, осень и весну,
Весь зарос её иголками, закатился под сосну.
Дед Мороз порою зимнею
Еле соню отыскал,
Долго тряс и зевал по имени,
Да насилу растолкал.
И по снегу по искристому
К ним идёт сама Зима
И со звёздами лучистыми
Новый год несёт в дома.
***
Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит.
Автоматизация и дифференциация твёрдого и мягкого звуков [з]
К нам зайдёт Новый год,
Заведёт хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.
***
Зайке холодно зимой.
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так морковки хотят.
***
Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник ёлки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовём на ёлку мы.
***
Зимою зяблик зябнуть стал.
Я зёрен у хозяйки взял…
Склевал все зёрна зяблик мой!
Нельзя голодным быть зимой!
***
Зимним вечером рисует
Зина зимнюю картину:
Белый снег и три берёзы –
Зябко стало от мороза.
Автоматизация и дифференциация звуков [с], [ш]
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег;
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег.
Автоматизация звука [ж]
Снежок кружится очень нежный!
Ловлю снежинки осторожно…
Гляжу на огород белоснежный,
А наглядеться – невозможно!..
Автоматизация и дифференциация твёрдого и мягкого звуков [л]
Зима была белым - бела.
Платок из снега соткала.
А город спал, во сне зевнул,
Платок на плечи натянул.
***
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
***
Всё бело, бело, бело!
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все на лыжи и коньки!
***
Всё бело, ой, всё бело,
Белым цветом расцвело.
Бел зайчонка лёгкий след,
На берёзке бел берет,
И на рощице ольховой
Белым-бел платок пуховый.
***
Пусть метет метелица,
Белым снегом стелется.
А мы валенки надели –
Не боимся мы метели.
***
Ломали лёд, ломали мы.
Летели клочья от зимы.
Автоматизация и дифференциация твёрдого и мягкого звуков [р]
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
***
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
***
Зимним утром от мороза
на заре звенят берёзы.
***
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
***
Пришла зима с морозами
Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями,
Сугробы под берёзами,
Белым-бело под елями.
Автоматизация и дифференциация звуков [р], [л]
В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю её переклевали,
А за ними – снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвори –
Вот их сколько, посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы на дворе.
Залетай поскорей:
С вами зимы веселей!
"Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз помогают скороговорки. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок".
обращение К. С. Станиславского к молодым артистам
В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.
Для совершенствования дикции и артикуляционного аппарата необходимо ежедневно проговаривать скороговорки, как детям, так и взрослым. Главное правило, произносить не быстро, а внятно, четко артикулируя и четко проговаривать все ударения в каждом слове.
Замороженное мороженое в мороз такое мороженое,
что после него ещё не отмороженное становится как отмороженное.
А раз мороженое внутри, то оно - размороженое.
Снега лавина сползла с половины,
Сползла с половины пологой горы.
Ещё половина снежной лавины
Лежит на пологой горе до поры.
Ах, какой ты злой мороз!
На морозе мёрзнет нос!!
Но, не страшен мне мороз -
Варежкой закрою нос!!
И пусть злится злой мороз,
Что я спрятала свой нос!!
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела -
Белой даже не была.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
У Вари на бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Шуба, шапка, шарф и шляпа - это все в шкафу у папы.
А в шкафу у мамы есть
шляп наверное штук шесть!
Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.
У шапки-ушанки шнурочки на ушках,
Чтоб кверху завязывать шапкины ушки.
На улице Снеговик, снеговикова жена, снеговиковы детки.
А мне не до Снеговика, не до снеговиковой жены, не до снеговиковых деток.
Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Сшила Саша Сашке шапку.
Сашка шапкой шишку сшиб.
Дуб в сугробе греет ногу, снега много на дороге.
Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.
Нисколько не скользко,
Не скользко нисколько.
Сколько снегу намело!
Стало всё светлым-светло!
Сосны снежные стоят,
Словно в сказке лес и сад!
Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит
Зайке холодно зимой.
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так морковки хотят.
Зимою зяблик зябнуть стал.
Я зёрен у хозяйки взял…
Склевал все зёрна зяблик мой!
Нельзя голодным быть зимой!
***
Зимним вечером рисует
Зина зимнюю картину:
Белый снег и три берёзы –
Зябко стало от мороза.
Зима была белым - бела.
Платок из снега соткала.
А город спал, во сне зевнул,
Платок на плечи натянул.
***
Всё бело, бело, бело!
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все на лыжи и коньки!
***
Всё бело, ой, всё бело,
Белым цветом расцвело.
Бел зайчонка лёгкий след,
На берёзке бел берет,
И на рощице ольховой
Белым-бел платок пуховый.
***
Пусть метет метелица,
Белым снегом стелется.
А мы валенки надели –
Не боимся мы метели.
Ломали лёд, ломали мы.
Летели клочья от зимы.
***
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
***
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю её переклевали,
А за ними – снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвори –
Вот их сколько, посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы на дворе.
Залетай поскорей:
С вами зимы веселей!
Назначение: досуговая и познавательная деятельность детей и родителей.
Цель: формирование форм взаимодействия родителей и детей.
Задачи:
развивать мышцы артикуляционного аппарата; развивать психические процессы памяти, внимания, мышления.
Зимушка-Зима…(загадки и скороговорки на зимнюю тематику)
Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Взрослые и детвора отправляются в городские парки и загород, чтобы покататься на лыжах, санках, коньках. Зимние забавы по душе всем! А сколько радости и волнений таит в себе всеми любимый зимний праздник – Новый Год! Хорошим развлечением для взрослой и детской компании может стать отгадывание загадок или проговаривание скороговорок на зимнюю тематику.
Загадки
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
На дворе герой, а в избе водой. (Снег)
Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные, а возьмешь - вода в руке. (Снежинка)
С неба сыплется мука, но холодная пока. (Снег) Прозрачен как стекло, но не вставишь в окно. (Мороз)
Мчусь, как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня?....коньки.
Рассыпала Лукерья серебряные перья. (Метель)
Что же это девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Я от солнца плачу. Не могу иначе. (Сосулька)
Скороговорки
Белый снег, белый мел,
Белый заяц - тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Везет Сеня Сaню с Соней нa сaнкaх.
Сaнки скок! Сеню - с ног,
Сaню - в бок, Соню - в лоб.
Все в сугpоб - хлоп!
У Саньки новенькие санки.
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.
Подарили Валеньке маленькие валенки.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Зимой поле белое,
Промерзло-заледенелое.
То одна зима идёт, то другая,
И метели за окном завывают.
Нисколько не скользко,
Не скользко нисколько.
Как мы знаем скороговорки способствуют быстрому и правильному развитию речи у малышей. Благодаря им улучшается артикуляция, формируется хорошая, четкая дикция. Но иногда обучающий процесс быстро утомляет детей. Чтобы у детей не пропадало желание заниматься, нужно как-нибудь разнообразить эти тренировки.
Когда за окном зима, процесс обучения ребенка правильности речи можно подстроить под время года. Ведь для малыша очень важно, что происходит вокруг, и зимние скороговорки вызовут у детей дополнительный интерес. Все дети любят новогодние праздники, поэтому скороговорки и стишки про зиму и Новый год вызовут у ребенка радость вдвойне.
- Прочитаем текст не спеша, пытаясь проговорить четко каждый звук. Заучиваем скороговорку полностью наизусть.
- Когда первый шаг выполнен, поработаем над беззвучной артикуляцией. Пусть малыш проговорит текст беззвучно, но с ярко выраженной артикуляцией губ, а вы попробуйте угадать каждое слово, произнесенное ребенком.
- Когда артикуляция губ будет отработана, тренируемся говорить текст шепотом. При этом четкость произношения не должна страдать.
- Четвертым шагом мы можем проговаривать скороговорку вслух. На не стремимся проговаривать ее быстро. Вспоминаем первые три шага и проговариваем в ровном темпе, полностью закрепляя все сложно артикуляционные моменты.
- И наконец, когда вы полностью выучили текст и все сложные звуки, можно переходить к быстрому произношению. Старайтесь менять темп и ставить разное ударение в предложениях, тем самым усложняя себе задачу.
Скороговорки и стишки про зиму и Новый год
Скороговорка про Новый год:
Вот-вот, вот-вот у порога новый год
Арь-арь, арь-арь берем новый календарь
Арь-арь, арь-арь, за окном уже январь.
Календарик отрывной
Сейчас повесим мы с тобой.
Несколько скороговорок про зиму:
Под синим сводом небес сели снегири под навес.
Суши шубу Маша, Дашина шуба, а не ваша.
Бури, ветры и бураны, войте, что есть мочи!
Вьюги, вихри ураганы, разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко, вейтесь над землёю.
Пусть летит в полях позёмка снежною змеёю!
Ах, ты, зимушка-зима,
Зима – морозная моя!
Я прошу тебя зима
Не морозь уж ты меня!
Открываем календарь арь-арь —
Начинается январь арь-арь арь-арь
В январе ре-ре, в январе ре-ре
Много снегу на дворе ре-ре ре-ре.
Ну и злющий ты мороз!
Мерзнет на морозе нос!!
Не боюсь тебя, мороз —
Варежкой прикрою нос!!
Сколько хочешь злись мороз,
Что закрыла я свой нос!!
Маленькие валенки подарили Вареньке
Ель в сугробе греет ноги, снега много на дороге.
Дом в снегу и лес в снегу, и по снегу я бегу.
В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до первого снега.
Добрый дедушка мороз подарков воз зимой привез
Красивый Красный шар красуется на елке
Зимой заяц замерз в мороз
В декабре все деревья в серебре
Январь, декабрь и февраль
Блестят сосульки как хрусталь
А чтобы родителям не было скучно, вот скороговорка про зиму и для них:
Выдрав с выдры в тундре гетры
Вытру гетрой выдре морду
Вытру выдрой ядра кедров
Ядра в вёдра выдру в тундру.
Тырят в вёдра ядра кедров.
В недрах тундры выдры в гетрах
Занимайтесь с вашим ребенком ежедневно по 10-15 минут. И прогресс в произношении не заставит себя долго ждать. Чтобы разнообразить занятия можете посоревноваться кто быстрее расскажет скороговорку или кто сможет рассказать больше скороговорок по памяти.
Будем надеяться, что эти скороговорки о зиме для детей подарят вам вместе с вашим ребенком помимо успехов в освоении правильности звуков речи еще и хорошее настроение.
Любимый праздник Новый год. Предлагаем веселые зимние скороговорки на Новый год для деда Мороза и снегурочки, которые сделают утренник незабываемым и веселым.
Скороговорки на Новый год для детей
Ах, ты, зимушка-зима,
Зима – морозная моя!
Я прошу тебя зима
Не морозь уж ты меня!
Сколько снегу намело!
Стало всё светлым-светло!
Сосны снежные стоят,
Словно в сказке лес и сад!
Зимой заяц замерз в мороз
На улице Снеговик, снеговикова жена, снеговиковы детки.
Красивый Красный шар красуется на елке
Пусть метет метелица,
Белым снегом стелется.
А мы валенки надели –
Не боимся мы метели.
Зайке холодно зимой.
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так морковки хотят.
Нисколько не скользко,
Не скользко нисколько.
Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит
Зима была белым - бела.
Платок из снега соткала.
А город спал, во сне зевнул,
Платок на плечи натянул.
Шапка да шубка - вот наш Мишутка.
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй Новый год,
Ты такой хороший.