Какие согласные звуки глухие а какие звонкие. Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие). Правило оглушения согласных

В данной главе:

§1. Звук

Звук - минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам различать:

  • слова: [дом] - [том], [том] - [там], [м’эл] - [м’эл’]
  • формы слова: [дом] - [дама´ ] - [до´ ма].

Обратите внимание:

слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.

§2. Транскрипция

Транскрипция - это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:

Квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

[ ´ ] - ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.

[б’] - значок рядом с согласным обозначает его мягкость.

[j] и [й] - разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: , [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.

Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.
У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные - это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные - основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он - 1 слог, о-на - 2 слога, ре-бя-та - 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах .
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Запомни:

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы.
В русском языке согласных намного больше, чем гласных.

§4. Способ образования согласных

Согласные - это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка - это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.

Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] - свистящий, а при произнесении [ш] - шипящий.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.

Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума - отличительный признак согласных.

§5. Звонкие и глухие согласные

По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие .
При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих - только шум.
Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.

Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] - звонкие, а [к] и [т] - глухие. Звонкость-глухость - это важнейший признак согласных в русском языке.

пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [з] — [c] и другие. Таких пар 11.

Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п"] и [б"], [ф] и [в], [ф"] и [в"], [к] и [г], [к"] и [г"], [т] и [д], [т"] и [д"], [ш] и [ж], [с] и [з], [с"] и [з"].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости - глухости. Например, у звуков [р], [л], [н], [м], [й’] нет глухой пары, а у [ц] и [ч’] - звонкой.

Непарные по глухости-звонкости

Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й"], [р"], [л"], [н"], [м"]. Ещё их называют сонорными .

Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя , проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все.

У сонорных есть две важные особенности:

1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. .

Глухие непарные: [ц], [ч"], [ш":], [х], [х"].

Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?

Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:

Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)

Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)

Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый [з] звонкий, но и мягкий [з"] тоже, не только [б], но и [б"] и т. д.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость- мягкость - второй важнейший признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] - [ м’], [з] - [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости : [б] - [б’], [ в] - [ в’] и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б"], [м] и [м"], [п] и [п"], [в] и [в"], [ф] и [ф"], [з] и [з"], [с] и [с"], [д] и [д"], [т] и [т"], [н] и [н"], [л] и [л"], [р] и [р"], [к] и [к"], [г] и [г"], [х] и [х"].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] - твёрдой.

Непарные по твёрдости-мягкости

Твёрдые непарные : [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные : [й"], [ч"], [ш":].

§7. Обозначение мягкости согласных на письме

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

  • йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя - [т’о´ т’а], дя´ дя - [д’а´ д’а];
  • буква и после согласных, кроме ш, ж и ц . Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и : ни´ тки - [н’и´ тк’и], лист - [л’ист], ми´ лый - [м’и´ лый’] ;
  • буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´ сьба - [проз’ба], мель - [м’эл’], даль - [дал’].

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.


Обсуждаем проблему толкования

В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] - непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] - это мягкий аналог звука [ш].
Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары - это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] - двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.

Для взрослых и старшеклассников .

Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.

Для этого в лингвистической практике существует два значка:

1) надстрочная черта над звуком;
2) двоеточие.

Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш’:] либо графемы, обозначающей букву [щ’]. Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок [:] при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием [:] прекрасно передаст особенности звука. [ш’:] - мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука [ш], представлены наглядно, просто и однозначно.

Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

§8. Место образования согласных

Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

  • глухость-звонкость,
  • твердость-мягкость,
  • способ образования: смычка-щель.

Важен последний, четвертый признак: место образования .
Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других - языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] - губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] - губно-зубные, все остальные - язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’], среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

§9. Позиционные изменения звуков

1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь - это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным - всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.

Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая - без ударения .
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

  • под ударением: [дом] - [дам] - [о] ≠ [а].
  • без ударения: [да ма´ ] -дома´ - [да ла´ ] -дала´ - [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

  • под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] - [э] ≠[a].
  • без ударения: [м’ич’о´ м]- мечо´ м - [м’ич’о´ м]- мячо´ м - [и] = [и].
  • А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

[лы´ жы], [в _лу´ жу], [н’и´ т’и] - и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.


Обсуждаем проблему толкования

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?

Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.

Они правы.

Сравни произношение слов: Москва - москвичи . Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [масква´ ] - ясно слышен звук [а]. А слово москвичи ? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на [a]. В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълако´ ] - молоко´ , [хърашо´ ] - хорошо´ , [кълбаса´ ] - колбаса´ .

Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:

а да´ ] - вода´ - ъ д’иной’] - водяно´ й: [а]≠[ъ]
[дра ва´ ] - дрова´ - [дръ в’ино´ й’] - дровяно´ й: [а]≠[ъ]

Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?

Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э , О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения - «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э - [и].

После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова во´ семь, де´ вять и послушайте себя. Мы произносим: [во´ с’ьм’] - [ь], [д’э´ в’ьт’] - [ь].

Не путай:

Знаки транскрипции - это одно, а буквы - совсем другое.
Знак транскрипции [ъ] обозначает гласный после твердых согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ъ - это твёрдый знак.
Знак транскрипции [ь] обозначает гласный после мягких согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ь - это мягкий знак.
Знаки транскрипции, в отличие от букв, даются в прямых квадратных скобках.

Конец слова - особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний - это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:

Зда´ ние [зда´ н’ий’э] - зда´ ния [зда´ н’ий’а], мне´ ние [мн’э´ н’ий’э] - мне´ ния [мн’э´ н’ий’а], мо´ ре [мо´ р’э] - мо´ ря [мо´ р’а], во´ ля [во´ л’а] - на во´ ле [на_во´ л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.

Проверьте:

Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.

2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным . Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] - да´ ча, [т’ьл’ив’и´ зър] - телеви´ зор, [с’ино´ н’имы] - сино´ нимы, [б’ир’о´ зы] - берёзы, [карз"и´ ны] - корзи´ ны . Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

  • перед гласными: [там] - там, [дам] - дам ,
  • перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м],[м’],[й’]: [дл’а] - для, [тл’а] - тля ,
  • Перед [в],[ в’]: [свой’] - свой, [звон] - звон .

Запомни:

В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

  • перед парными по глухости-звонкости: [сла´ тк’ий] - сла´ дкий, [зу´ пк’и] - зу´ бки .
  • перед глухими непарными: [апхва´ т] - обхват, [фхот] - вход.
  • на конце слова: [зуп] - зуб, [дуп] - дуб.

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости

В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие - звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.


Оглушение-озвончение согласных

Оглушение звонких происходит в позициях:

  • перед парными глухими: [фста´ в’ит’] - в ста´ вить ,
  • на конце слова: [клат] - клад.

Озвончение глухих происходит в позиции:

  • перед парными звонкими: [каз’ба´ ] - кос ьба´

Cильные позиции по твёрдости-мягкости:

  • перед гласными: [мат’] - мать, [м’aт’] - мять ,
  • на конце слова: [вон] - вон, [вон’] - вонь ,
  • перед губно-губными: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] и заднеязычными: [к], [к’], [ г], [ г’], [х[, [ х’] для звуков [с], [ с’], [ з], [ з’], [ т], [ т’], [ д], [ д’], [ н], [н’], [ р], [ р’]: [ са´ н’к’и] - Са´ ньки (род. пад.), [с´ анк’и] - са´ нки, [бу´ лка] - бу´ лка, [бу´ л’кът’] - бу´ лькать,
  • все позиции для звуков [л] и [ л’]: [лба] - лба, [пал’ба] - пальба.

Запомни:

В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.

  • перед мягкими [т’], [д’] для согласных [c], [з], которые обязательно смягчаются: , [з’д’эс’],
  • перед [ч’] и [ш’:] для [н], который обязательно смягчается: [по´ н’ч’ик] - по´ нчик, [ка´ м’ьн’ш’:ик] - ка´ менщик.

Запомни:

В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:

  • перед мягкими переднеязычными [н’], [л’] для переднеязычных согласных [c], [з]: снег - [с’н’эк] и , злить - [з’л’ит’] и [зл’ит’]
  • перед мягкими переднеязычными , [з’] для переднеязычных [т], [д] - подня´ ть - [пад’н’а´ т’] и [падн’а´ т’], отня´ ть - [ат’н’а´ т’] и [атн’а´ т’]
  • перед мягкими переднеязычными [т"], [д"], [с"], [з"] для переднеязычного [н] : ви´ нтик - [в’и´ н"т"ик] и [в’и´ нт’ик], пе´ нсия - [п’э´ н’с’ий’а] и [п’э´ нс’ий’а]
  • перед мягкими губными [в’], [ф’], [б’], [п’], [м’] для губных: вписа´ ть - [ф"п"иса´ т’] и [фп"ис´ ат’], ри´ фме (дат. пад.) - [р’и´ ф"м"э] и [р’и´ фм"э]

Запомни:

Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.

Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования

Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Но общие закономерности фонетики нужно усвоить. Без этого трудно делать фонетические разборы и выполнять задания тестов. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования. Этот материал - ощутимая помощь для тех, кто хочет избежать ошибок в фонетическом разборе.

Уподобление согласных

Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.

Выучи список:

[c] и [ш] →[ш:] - сшить

[з] и [ж] → [ж:] - сжать

[с] и [ч’] - в корне слов[ш’:] - счастье, счёт
- на стыке морфем и слов[ш’:ч’] - расчесать, бесчестный, с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)

[с] и [ш’:] →[ш’:] - расщепить

[т] и [c] - в глагольных формах → [ц:] - улыбается
-на стыке приставки и корня[цс] - отсыпать

[т] и [ц] →[ц:] - отцепить

[т] и [ч’] →[ч’:] - отчёт

[т] и [т] и [ш’:]←[c] и [ч’] - отсчёт

[д] и [ш’:] ←[c] и [ч’] - подсчёт

Расподобление согласных

Расподобление - это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.

[г] и [к’] →[х’к’] - лёгкий

Упрощение групп согласных

Выучи список:

вств - [ств]: здравствуй, чувствовать
здн - [зн]: поздно
здц - [сц]: под уздцы
лнц - [нц]: солнце
ндц - [нц]: голландцы
ндш - [нш:] ландшафт
нтг - [нг]: рентген
рдц - [рц]: сердце
рдч - [рч’]: сердчишко
стл - [сл’]: счастливый
стн - [сн]: местный

Произношение групп звуков:

В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. В место г в них произносится [в]: его, красивого, синего .
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.

§10. Буквы и звуки

Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.

Типы соотношения букв и звуков:

  1. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода .
  2. Буква не имеет собственного звукового значения, например ь и ъ : мышь
  3. Буква обозначает два звука, например, йотированные гласные е, ё, ю, я в позициях:
    • начала слова,
    • после гласных,
    • после разделительных ь и ъ .
  4. Буква может обозначать звук и качество предшествующего звука, например йотированные гласные и и после мягких согласных.
  5. Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба.
  6. Две буквы могут обозначать один звук, чаще долгий: сшить, сжать, несся
  7. Три буквы соответствуют одному звуку: улыбаться - тьс - [ц:]

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. От чего зависит качество гласного звука?

    • От формы ротовой полости в момент произнесения звука
    • От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
  2. Что называется редукцией?

    • произнесение гласных под ударением
    • произнесение гласных в безударном положении
    • особое произнесение согласных
  3. У каких звуков воздушная струя встречает на своём пути преграду: смычку или щель?

    • У гласных
    • У согласных
  4. Можно ли глухие согласные произнести громко?

  5. Участвуют ли в произнесении глухих согласных голосовые связки?

  6. Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?

  7. Сколько согласных не имеет пары по глухости-звонкости?

  8. Сколько пар образуют русские согласные по твёрдости-мягкости?

  9. Сколько согласных не имеет пары по твёрдости-мягкости?

  10. Как передаётся мягкость согласных на письме?

    • Особыми значками
    • Сочетаниями букв
  11. Как называется позиция звука в потоке речи, в которой он выступает в своём основном виде, не подвергаясь позиционным изменениям?

    • Сильная позиция
    • Слабая позиция
  12. У каких звуков бывают сильные и слабые позиции?

    • У гласных
    • У согласных
    • У всех: и гласных, и согласных

Правильные ответы:

  1. От формы ротовой полости в момент произнесения звука
  2. произнесение гласных в безударном положении
  3. У согласных
  4. Сочетаниями букв
  5. Сильная позиция
  6. У всех: и гласных, и согласных

Вконтакте

Все согласные звуки в русском языке разделяются по нескольким признакам, в том числе и по принципу звонкости-глухоты. Эта произносительная характеристика влияет на то, используется ли при выговаривании звука голос или нет. Изучение данной темы очень важно для понимания основных принципов работы фонетической системы, ведь глухие согласные звуки являются очень важной ее частью.

Что такое глухой согласный звук

Глухие согласные звуки производятся только шумом, без участия голоса. При их произнесении голосовые связки полностью расслабляются, гортань не вибрирует.

Парные и непарные глухие согласные

Большинство звуков, которые относятся к этой категории, имеют звонкую пару. Какие это звуки, можно узнать из таблицы “Глухие согласные звуки в русском языке”.

Таким образом, в русском языке есть 11 глухих согласных, имеющих звонкую пару. Но есть и непарные – это такие звуки, как [х], [х’], [ч’] и [щ’].

Они не могут стать звонкими вне зависимости от позиции.

Запомнить все глухие согласные, которые есть в русском языке, помогает специальная мнемоническая фраза: “Степка, хочешь щец? – Фу!”. Но запомнить их парность по твердости-мягкости она не поможет, так как глухие согласные, имеющие пару, представлены в ней только в одной разновидности – или твердой, или мягкой.

Правило оглушения согласных

В русском языке нередки случаи, когда на письме пишется звонкая согласная буква, а в речи она превращается в глухой согласный звук. Это происходит, например, когда звонкая буква оказывается в самом конце слова, как в слове гриб, транскрипция которого будет выглядеть как [грип].

Из-за того, что звонкие согласные на конце оглушаются, часто возникают сложности при воспроизведении таких слов на письме. Однако есть простой способ проверить, какую букву использовать: нужно так изменить слово, чтобы согласная оказалось перед гласной, например, гриб – гриба. Тогда сразу станет понятно, что нужно писать. То же самое касается случаев, когда на конце стоит глухой согласный, а на письме его озвончают “по общему правилу”. Проверить, какая буква пишется, можно тем же способом: крик – крика, лот – лота.

Также могут оглушаться звонкие согласные, располагающиеся в позиции в начале и в середине слова, если после них идет глухой согласный. Это легко понять на примере: будка [б́утка].

Что мы узнали?

Глухие согласные звуки – это такие звуки, при образовании которых не вибрирует гортань, то есть не участвует голос. Состоят они только из шума. У большинства глухих согласных есть звонкая пара, однако есть четыре непарных звука такого типа – это [х], [х’], [ч’] и [щ’]. Из-за правила оглушения согласных при произнесении те согласные, которые на письме являются звонкими, переходят в свою глухую пару. Так происходит, если они оказываются в конце слова, а также когда перед ними стоит другой глухой согласный.

Каждый первоклассник знает, что звук – это единица речи, которую мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Они в русском языке подразделяются на гласные и согласные. Из 33 букв русского алфавита 21 называются согласными. Их делят по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости. Изучать классификацию букв начинают с 1 класса, но использовать её придётся ученику до окончания школы. При изучении фонетики каждый обучающейся должен научиться различать глухие звуки от звонких. Во время письма они обозначаются транскрипцией – [б]. Различать и запомнить парные согласные звуки поможет таблица.

Парные согласные по звонкости-глухости

Все согласные в русском языке образуют пары, звонкий согласный звук противопоставлен глухому. Всего парных букв 12, пар получается 6:

Парные и непарные согласные необходимо знать, чтобы иметь успех в правописании. Многие орфограммы русского языка обосновываются на подборе однокоренных слов по данной классификации, например:

  • мягкий – мягок,
  • зуб-зубы.

В первой паре содержится буква г, которая при произношении неотчётливо слышится и её правописание приносит трудность. Вторые слова являются проверочными, когда орфограмма произносится отчётливо. Младшие школьники часто совершают ошибки в данных работах.

Можно заметить, что не все буквы алфавита образуют пары. Происходит это по причине того, что в фонетике имеются правила, которые необходимо запомнить. Они основаны на том, что звуки могут быть только звонкие или только глухие. Запомнить их легко, так как они имеют незначительное количество. Как правило, ученики к концу 1 класса знают их наизусть. К ним относятся р, н, л, м, й – сонорные, всегда звонкие, ц, ч, ш, х — всегда глухие.

Парные согласные по мягкости-твёрдости

Согласные принято делить на твёрдые и мягкие. В фонетике процесс смягчения происходит в нескольких ситуациях:

  • когда после согласной стоит гласная: ю, я, е, ё, и (метель, лютик);
  • либо стоит мягкий знак (вьюга, пью).

Если после согласного идёт гласная, кроме е, ё, ю, я, и, то она не позволяет смягчаться. Например, в словах пион, земля после согласного идет гласный, который провоцирует процесс смягчения. В таких словах как лампа, вода, нет букв е, ё, ю, я, и, поэтому при произношении все звуки твёрдые.

Существуют так же буквы, которые при их речевом воспроизведении будут всегда мягкими, либо твёрдыми. К ним относятся: щ, ч, й, ц, ш, ж. Классификацию букв и звуков необходимо знать каждому школьнику для успешного обучения.

Запомнить парные звонкие и глухие поможет специальная таблица. По ней легко ориентироваться.

Такую таблицу или подобную можно иногда встретить в кабинете начальных классов. Доказано, что у младших школьников развито больше наглядно-образное мышление, поэтому предоставлять новую информацию им необходимо в виде иллюстраций или картинок, тогда она будет эффективна.

Каждый родитель может создать такую таблицу на рабочем столе первоклассника. Не стоит бояться, что эта подсказка приведёт к лени ученика. Наоборот, если он будет часто смотреть на изображение, то быстрее запомнит всё необходимое.

Согласных звуков в русском языке больше, поэтому запомнить их классификацию сложнее. Если перечислить все глухие и звонкие, то получиться число 12. В расчёт не берутся буквы ч, ш, й, щ, ц, ж, р, н, л, м, они относятся к непарным.

Есть подсказки для детей, как быстрее научится распознавать при разборе слова звонкий и глухой согласный. Для этого необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные будут произносится по-разному и, соответственно, различно отражаться в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой. Такой подсказкой пользуются многие ребята при изучении фонетики.

Есть и другое упражнение, помогающее с точностью определять, какой перед учеником согласный. Для этого необходимо закрыть руками уши, но при этом желательно должна быть тишина. Произнести волнующую букву, прослушать её с закрытыми ушами. Если она не слышится, то это – глухой звук, если наоборот отчётливо – звонкий.

Если постараться, сегодня любой родитель может найти много интересных, увлекательных и познавательных упражнений и правил, которые помогут малышу с лёгкостью осваивать новые знания. Это сделает процесс обучения более интересным и занятным, что повлияет в свою очередь на успеваемость.

КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа­интернат»
Алтайский край г. Славгород
Учите детей различать и правильно употреблять в речи звуки
П­Б, Т­Д, К­Г
(Консультация для родителей)
Учитель­логопед Гурова И.Н.

Учите детей различать и правильно употреблять в речи звонкие и глухие
согласные звуки
В процессе формирования звукопроизношения у детей наблюдаются различные
замены звуков. Эти замены бывают неустойчивыми и постепенно, с увеличением
словарного запаса и улучшением фразовой речи, исчезают. К 4 – 5 годам могут
оставаться более стойкие замены тех звуков, которые дети не умеют произносить. Дети
заменяют их звуками, сходными с ними по звучанию или артикуляции (способу
произношения). При нормальном формировании звукопроизношения ребёнок должен к
6 годам все звуки родного языка произносить правильно и не смешивать их в речи.
Однако встречаются дети, которые правильно умеют произносить звонкие (Б, Д, Г) и
глухие (П, Т,К) звуки, но иногда ошибаются и смешивают их в речи, то есть вместо
одного из этих звуков употребляют другой (Б – П, Д – Т, Г – К). Эти звуки имеют
одинаковую артикуляцию. Звонкие отличаются от глухих в основном участием голоса
при их образовании.
Ребёнку это можно объяснить примерно так: «У тебя в горле в домике живёт
голосок. Когда он спит, то в домике тихо, а когда проснётся и запоёт, то и стенки
домика задрожат. Давай послушаем как поёт голосок».
Приложите тыльную сторону руки ребёнка к передней поверхности своей шеи,
поочерёдно произносите звонкий и глухой звуки (сначала лучше взять пару звуков Ви
Ф, так как их можно произносить длительно, и поэтому легче будет ощутить участие
голоса в образовании звонкого звука). Последовательно произнося эти звуки, вы дадите
ребёнку возможность ощутить вибрацию от колебания голосовых связок, когда будите
произносить звук В (так как в образовании звонкого звука участвует голос – «голосок
проснулся и поёт так громко, что стенки домика дрожат»), и ребёнок не будет ощущать
вибрации от колебания голосовых связок, когда вы будите произносить звук Ф (так как
в образовании глухого звука голос не участвует – «голосок спит, песенок не поёт, и
стенки домика не дрожат»).
После этого попросите ребёнка приложить тыльную сторону одной руки к
передней поверхности своей шеи, другой – к вашей и сравнивать своё произношение с
вашим. Таким же методом вы можете научить ребёнка различать и другие пары звуков
(Б – П, Д – Т, Г – К).
При обучении грамоте неумение различать эти звуки может отразиться на
письме: дети будут писать так, как говорят. Необходимо ещё до поступления в школу
научить ребёнка различать и правильно употреблять эти звуки (то есть
дифференцировать их). Для этого взрослые должны хотя бы через день заниматься с
ним в течение десяти – пятнадцати минут.
При работе с детьми необходимо учитывать следующее:

1. Нельзя принуждать ребёнка заниматься, надо его заинтересовать, увлечь, а для
этого занятие лучше проводить в форме игры.
2. К последующим упражнениям ребёнку следует переходить, лишь усвоив
предыдущие.
3. Начинать каждое занятие лучше всего с повторения отработанных ранее
упражнений, которые ребёнок легко выполняет, и только после этого дать одно новое
упражнение.
4. Заниматься с ребёнком должен тот, кто сам правильно произносит звуки П – Б,
Т – Д, К – Г и не смешивает их.
Приводимые ниже описания упражнений – игр предназначены для родителей.
Ребёнок должен проводить их под руководством взрослых в последовательности,
данной в описании каждого управления.
Прежде чем приступить к дифференциации двух смешиваемых звуков, убедитесь,
что ребёнок может правильно произносить их изолированно и в словах. Разобраться в
этом вы сумеете при внимательном проведении первых двух упражнений.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Т – Д
1. «ПОЕХАЛИ В ВАГОНЕ»
звука Т и одновременно обратить внимание
ребёнка на то, что в образовании звука Т голос
не участвует.
произнести звук Т (напоминающий звук,
который издают колёса, когда трогается вагон
– ТТТ…). Обратите внимание ребёнка на то,
что когда мы произносим звук Т, то голос
«спит», и стенки домика не дрожат. Чтобы ребёнок убедился в этом, приложите
тыльную сторону его руки к передней поверхности шеи. Следите, чтобы ребёнок
произносил звук Т тихо и без добавления гласных (то есть не ТЭ, ТА, ТУ, ТЫ, а Т), так
как в образовании гласных звуков участвует голос, и тогда ребёнок ощутит вибрацию

имеется звук Т, и предложите ребёнку назвать их, например: тапочки, тыква, тополь,
туфли, кофта, утка, конфеты, пальто, билет, буфет и др. Напомните ребёнку, что звук
Т произносится тихо, без голоса. Затем попробуйте предложить ему самому придумать
и произнести слова со звуком Т.

2. «ЧЕЙ ОТБОЙНЫЙ МЛОТОК ЛУЧШЕ РАБОТАЕТ?»
Цель упражнения: проверить произношения звука Д
и одновременно обратить внимание ребёнка на то, что в
образовании звука Д участвует голос.
Предложите ребёнку несколько раз, не спеша,
произнести звук Д (как отбойный молоток работает –
ДДД…). Обратите внимание ребёнка на то, что когда мы
произносим звук Д, то голос «поёт», и стенки домика
дрожат. Чтобы ребёнок убедился в этом, приложите
тыльную сторону его руки к передней поверхности шеи.
Потом подберите картинки с изображением предметов, в названии которых
имеется звук Д, и предложите ребёнку назвать их, например: дача, дыня, дом, дуб,
вода, подушка, ягоды, заводы и др. При этом нельзя брать слова, где звук Д стоит в
конце слова (лёд) или перед глухим согласным (лодка), так как в этих случаях звук Д
оглушается и произносится тихо, без голоса, как Т.
Напомните ребёнку, что звук Д произносится громко, с голосом. Затем
попробуйте предложить ребёнку самому придумать и произнести слова со звуком Д.
3. «УГАДАЙ ЧТО ЭТО?»
Цель упражнения: научить ребёнка различать
звуки Т и Д при их сопоставлении.
Приложите тыльную сторону руки ребёнка к
передней поверхности своей шеи и не спеша,
поочерёдно произносите звуки Т и Д; ребёнок
соответственно должен показывать или на
картинку, на которой изображён вагон (Если
слышит звук Т), или на картинку, на которой
изображён отбойный молоток (если слышит звук
Д). Потом вы показываете то на картинку с
вагоном, то на картинку с отбойным молотком, а ребёнок соответственно называет или
звук Т, или звук Д, контролируя своё произношение тыльной стороной руки,
4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»
Цель упражнения: научить ребенка выделять звуки Т и Д из слова и не смешивать
их.
Положите справа от ребенка картинку, на которой нарисован отбойный молоток,
а слева - картинку, на которой нарисован вагон.


которых есть звук Т или Д (например: дом, туфли,
дача, дыня, утка, тополь, ягоды, конфеты и т. д.).

разложить их в две стопки (под картинками с
отбойным молотком и вагоном). Если в названии
картинки есть звук Д (который при быстром
многократном произнесении напоминает дробь
отбойного молотка), то ее надо положить под
картинку с отбойным молотком, а если есть звук Т (который напоминает стук колес
вагона), то ее надо положить под картинку с вагоном.

которых нарисованы вагон и отбойный молоток. Взрослый произносит различные слова.
Если ребенок услышит в слове звук Т, он должен показать на картинку с вагоном, а
если услышит звук Д - то на картинку с отбойным молотком.
5.«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ,
БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ»
Цель упражнения: научить ребенка различать и правильно
произносить звуки Т и Д в слогах.
Предложите ребенку повторять за взрослым попарно слоги, соблюдая
данную родителями последовательность: ТА­ДА, ТО­ ДО, ТУ­ДУ, ТЫ­
ДЫ. При повторении взрослый должен менять последовательность
слогов: ДА­ТА, ТО­ДО, ДУ­ТУ, ТЫ­ДЫи т. д.
Произносить звуки надо громко, четко. При повторении упражнения взрослый
прикрывает листком бумаги свой рот (держа бумагу на расстоянии 15-20 см ото рта),
чтобы ребенок не видел его артикуляции, а повторял по слуху.

Цель упражнения: показать ребенку, что с изменением звука может
изменяться и смысл слова.
Предложите ребенку правильно повторять за взрослым два слова, в
которых с изменением дифференцируемых звуков Т и Д меняется
смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их
смысловое значение и указать, в каком слове звук Т, а в каком звук Д:
«туш­душ, точка­дочка, Том­ дом, катушка­кадушка, тень­день, уточка­
удочка, трава­дрова, тина­Дина и др.».


Цель упражнения: научить ребенка не смешивать
звуки Т и Д, когда они встречаются в одном и
том же слове.
Ребенок должен повторять за взрослым слова (а
лучше взрослым подобрать картинки с такими
предметами, в названии которых одновременно
встречаются звуки Т и Д, и правильно их
называть): доктор, дети, детсад, следопыт,
дятел,родители и др.
8. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ?»
Цель упражнения: научить ребенка
правильно употреблять звуки Т и Д во
фразах.

По картинкам, использованным в
предыдущем упражнении, ребенок должен
составить предложения и правильно произне­
сти их. Надо добиваться, чтобы предложения
были
а
распространенными,
содержательными,
интересными и не похожими друг на друга.
Умение составить предложение по картинке,
на которой изображен один предмет, необходимо ребенку для школы. Если нет нужных
картинок, то взрослый называет слово, а ребенок придумывает с этим словом
предложение. Можно внести в упражнение элемент игры, предложив соревноваться,
кто интереснее или длиннее составит предложение с данным словом. Сначала
предложение должен составить взрослый, а затем предложить это сделать ребенку.
Например, со словом «дятел» можно составить такие фразы: «на прогулке в лесу мы
слышали, как дятел долбил дерево» или «дятел очищает деревья от гусениц, жучков и
других насекомых».
односложными,


предмета на одной из них должен быть звук Т, в названии другого - звук Д. Сначала

Боль­
ше слов со звуками Т и Д, а ребенок должен правильно повторять их.

Люда купила две катушки ниток.
Тома дала Толе удочку.
В кадушку Наташа налила много воды.
Таня загадала Даше загадку.
Футболисты идут на стадион.
9. ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ ЗАГАДКИ
(Ребенок должен правильно произносить звуки Т и Д во всех словах).
Две ветки выросли в лесу,
Две ветки прятались в грозу,
Две ветки по лесу гуляли,
Две ветки что­то в нем искали.
(Олень)
«Чудесный дом»
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что­то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо -
Такое теплое, такое Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ П - Б
1. «ПАРОВОЗ ПЫХТИТ»
Цель упражнения: проверить произношение звука П,
одновременно обратить внимание ребенка на то, что в
образовании звука П голос не участвует.
Предложите ребенку неоднократно, не спеша,
произнести звук П (как паровоз пыхтит - ППП...).
Обратите внимание ребенка на то, что когда мы произносим
звук П, голос «спит», н стенки домика не дрожат. Чтобы
ребенок убедился в этом, приложите тыльную сторону его
руки к передней поверхности шеи. Следите, чтобы ребенок
произносил звук П тихо и без добавления гласных (то есть
не ПЭ, ПА, ПЫ, ПУ, а П), так как в образовании гласных
звуков участвует голос, и тогда ребенок ощутит вибрацию
от колебания голосовых связок.
Потом подберите картинки с изображением предметов, в названии которых
имеется звук П, и предложите ребенку назвать их, например: палка, папка, печка,
платье, кепка, капуста, липа, антилопа, суп и др. Напомните ребенку, что звук П

произнести слова со звуком П.
2. «БАРАБАН ГРЕМИТ»
Цель упражнения: проверить произношение звука Б и одновременно обратить
внимание ребенка на то, что в образовании звука Б участвует голос.

Предложите ребенку несколько раз
произнести звук Б (как ударяют палочкой в
барабан - БББ...). Обратите внимание ребенка на
то, что когда мы произносим звук Б, то голос
«поет», и стенки домика дрожат. Чтобы ребенок
убедился в этом, приложите тыльную сторону его
руки к передней поверхности шеи.
Потом подберите картинки с изображением
предметов, в названии которых имеется звук Б, и
предложите ребенку назвать их, например: бант,
банан, боты, бочка, бабочка, бусы, булка, собака, альбом, бобы и др. При этом нельзя
брать слова, где звук Б стоит в конце слова (гриб) или перед глухим согласным
(рыбка), так как в этих случаях звук Б оглушается и произносится тихо, без голоса, как
П. Напомните ребенку, что звук Б произносится громко, с голосом. Затем попробуйте
предложить ребенку самому придумать и произнести слова со звуком Б.
3. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?»
Цель упражнения: научить ребенка различать звуки
П и Б при их сопоставлении.
Приложите тыльную сторону руки ребенка к своей
гортани и не спеша, поочередно произносите звуки П и Б.
Ребенок соответственно должен показывать или на
картинку, на которой изображен паровоз (если слышит
звук П), или на картинку, на которой изображен барабан
(если слышит звук Б). Потом вы показываете то на
картинку с паровозом, то на картинку с барабаном, а
ребенок соответственно называет или звук П, или звук Б, контролируя свое
произношение тыльной стороной руки, приложенной к передней поверхности своей
шеи.
4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!»
Цель упражнения: научить ребенка выделять звуки
П и Б из слова и не смешивать их.
Положите справа от ребенка картинку, на которой
нарисован барабан, а слева - картинку, на которой
нарисован паровоз. Подберите картинки с предметами, в
названии которых есть звук П или Б (например: белка,
палка, панама, батон, суп, собака, капуста, липа, бусы и
др.). Предложите ребенку, беря и называя картинки, разложить их в две стопки (под

картинками с барабаном и паровозом). Если в названии картинки есть звук Б, то ее
надо положить под картинку с барабаном, а если есть звук П, то - под картинку с
паровозом.
Эту игру следует потом провести по­другому. Ребенку даются картинки, на
которых нарисован барабан и паровоз. Взрослый произносит различные слова. Если
ребенок услышит в слове звук П, он должен показать на картинку с паровозом, а если
услышит звук Б - на картинку с барабаном.
5. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ, БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ»
Цель упражнения: научить ребенка различать и правильно произносить звуки П и
Б в слогах.
Ребенок должен повторять за взрослым попарно слоги, соблюдая такую
последовательность: ПА­БА, ПО­БО, ПУ­БУ, ПЫ­ БЫ. При повторении упражнения
нужно располагать слоги в ином порядке: БА­ПА, ПО­БО, БЫ­ПЫ, ПУ­БУ и т. д.
6. «ЕСЛИ ЗВУК УГАДАЛ, ВЕРНО СЛОВО ТЫ НАЗВАЛ»
Цель упражнения: показать ребенку, что с
изменением звука может изменяться и смысл слова.
Предложите ребенку правильно повторять за
взрослым два слова, в которых с изменением
дифференцируемых звуков П и Б меняется смысл: палка
- балка, почка - бочка, пашня - башня, Паня - баня,
запирай - забирай и др. После повторения каждой пары
слов ребенок должен раскрыть их смысловое значение и
указать, в каком слове звук П, а в каком звук Б.
7. «НА КАРТИНКУ ПОСМОТРИ, ЕЕ ВЕРНО НАЗОВИ»
Цель упражнения: научить ребенка не смешивать звуки П и Б, когда они
встречаются в одном и том же слове.

Ребенок должен правильно повторять за
взрослым слова (а лучше взрослым подобрать
картинки с такими предметами, в названии которых
одновременно встречаются звуки П и Б, и правильно
их называть): палуба, полушубок, пломба, бронепо­
езд, прибой, беспорядок, победа и т. д.
8. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ?»
Цель упражнения: научить ребенка правильно употреблять звуки П и Б во
фразах.
По картинкам, использованным в предыдущем упражнении, ребенок должен
составить предложения. Если нет нужных картинок, то взрослый называет слово, а
ребенок придумывает с этим словом предложение. Например, со словом «палуба»
можно составить такие фразы: «пассажиры парохода гуляли на палубе» или «матросы
моют палубу швабрами».
Можно составлять предложения и по двум картинкам, причем в названии
предмета на одной из них должен быть звук П, в названии другого - звук Б. Сначала
взрослые сами придумывают по картинкам предложения, стараясь вводить в них
больше слов со звуками П и Б, а ребенок должен правильно повторять их.
Предложения могут быть такими:
Коля поймал бабочку и посадил ее в банку.
Люба подала бабушке белый платок.
Собака Бобик принесла Боре палку.
Бэлла плавала в бассейне.
Петя был на палубе теплохода «Победа».

(Ребенок должен правильно произносить звук П и Б во всех словах).
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березнячку - березовики,
По сосновым пням - опеночки,
А под елкой - белый гриб­боровик.

«Банька»
Истопила мама баньку,
Паньку на руки взяла.
Через все сугробы Паньку Мама в баньку понесла.
От каши березовой Стала Панька розовой.
Волосы от щелока Стали мягче шелка.
Вот пришла из баньки Панька,
Села около стола,
Говорит:
- Сегодня банька Шибко жаркая была.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ К - Г
1. «КАТОК ПЫХТИТ»
Цель упражнения: проверить произношение звука К и одновременно обратить
внимание ребенка на то, что в образовании звука К голос не участвует.

произнести звук К (как каток пыхтит, когда
асфальтирует улицу - ККК...). Обратите внимание
ребенка на то, что когда мы произносим звук К, то
голос «спит», и стенки домика не дрожат. Чтобы ре­
бенок убедился в этом, приложите тыльную сторону
его руки к передней поверхности шеи. Следите,
чтобы ребенок произносил звук К тихо и без
добавления гласных (то есть не КЭ, КА, КЫ, КУ, а
К), так как в образовании гласных звуков участвует голос, и тогда ребенок ощутит
вибрацию от колебания голосовых связок.

Потом подберите картинки с изображением предметов, в названии которых
имеется звук К, и предложите ребенку назвать их, например: камень, кофта, кукла,
клоун, колокол, утка, белка, мак, паук, молоток и др. Напомните ребенку, что звук К
произносится тихо, без голоса. Затем попробуйте предложить ему самому придумать и
произнести слова со звуком К.
2. «ГУСИ ГОГОЧУТ»
Цель упражнения: проверить произношение
звука Г и одновременно обратить внимание ребенка на
то, что в образовании звука Г участвует голос.
Предложите ребенку несколько раз, не спеша,
произносить звук Г (как гуси разговаривают - ГГГ...).
Обратите внимание ребенка на то, что когда мы
произносим звук Г, то голос «поет», и стенки домика
дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, приложите
тыльную сторону его руки к передней поверхности
шеи. Потом подберите картинки с изображением
предметов, в названии которых имеется звук Г, и
предложите ребенку назвать их, например: газета, голубь, гусь, гуталин, гусеница,
гвоздь, угол, вагон, нога и др. При этом нельзя брать слова, где звук Г стоит в конце
слова (пирог) или перед глухим согласным (ногти), так как в этих случаях звук Г
оглушается и произносится тихо, без голоса, как К или X. Напомните ребенку, что звук
Г произносится громко, с голосом.
Затем попробуйте предложить ребенку самому придумать и произнести слова со
звуком Г.
3. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?»
Цель упражнения: научить ребенка различать звуки К и Г при их сопоставлении.
Приложите тыльную сторону руки ребенка к передней поверхности своей шеи и
не спеша, поочередно произносите звуки К и Г, ребенок соответственно должен
показывать или на картинку, на которой изображен каток (если слышит звук К) или на
картинку, на которой изображены гуси (если слышит звук Г). Потом вы показываете то
на картинку с катком, то на картинку с гусями, а ребенок соответственно называет или
звук К или звук Г, контролируя свое произношение тыльной стороной руки,
приложенной к передней поверхности своей шеи.
4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!»

Цель упражнения: научить ребенка выделять
звуки К и Г из слова и не смешивать их.
Положите справа от ребенка картинку, на
которой нарисован гусь, а слева - картинку, на
которой нарисован каток.
Подберите картинки с предметами, в названии
которых есть звук Г или К (например: кофта, голубь,
колокол, вагон, гвоздь, утка, платок и т. д.).
Предложите ребенку, беря и называя картинки,
разложить их в две стопки (под картинками с гусем и катком). Если в названии
картинки есть звук Г, то ее надо положить под картинку с гусем, а если есть звук К, то
ее надо положить под картинку с катком.
Эту игру следует провести потом по­другому. Ребенку даются картинки, на
которых нарисован гусь и каток. Взрослый произносит различные слова. Если ребенок
услышит в слове звук К, он должен показать на картинку с катком, а если услышит звук
Г, то - на картинку с гусем.
5. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ,
БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ»
Цель упражнения: научить ребенка различать и
правильно произносить звуки К и Г в слогах.
Предложите ребенку повторять за взрослым попарно
слоги, соблюдая такую последовательность: КА­ГА, КО­ГО,
КЫ­ГЫ, КУ­ГУ. При повторении упражнения нужно
располагать слоги в ином порядке: ГА­КА, КА­ГА, ГЫ­КЫ,
КУ­ГУ, ГО­КО и т. д.
6. «ЕСЛИ ЗВУК УГАДАЛ, ВЕРНО СЛОВО ТЫ НАЗВАЛ»
Цель упражнения: показать ребенку, что с изменением звука может изменяться и
смысл слова.
Предложите правильно повторять за взрослым два слова, в которых с изменением
дифференцируемых звуков К и Г меняется смысл: калина - Галина, кол - гол, кости
- гости, икра - игра, кора - гора, колос - голос и т. д. После повторения каждой
пары слов ребенок должен раскрыть их смысловое значение и указать, в каком слове
звук К, а в каком звук Г.

7. «НА КАРТИНКУ ПОСМОТРИ, ЕЕ ВЕРНО НАЗОВИ»
Цель упражнения:
научить
ребенка не смешивать звуки К и
Г, когда они встречаются в
одном и том же слове.
правильно
за
Ребенок должен
взрослым подобрать картинки с
взрослым слова (а лучше
названии которых одновременно
такими предметами, в
встречаются звуки К и Г, и правильно их называть): гамак, губка, иголка, гвоздика,
гайка, книга, гусенок, гадюка и др.
повторять

8. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ?»
Цель упражнения: научить ребенка правильно употреблять звуки К и Г во фразах.
Предложите ребенку по картинке, на которой в названии предмета имеются оба
дифференцируемых звука, составить предложения. Можно использовать картинки из
предыдущих упражнений. Если нет картинок, то взрослый произносит слово, и ребенок
с этим словом придумывает предложение. Например, со словом «книга» можно
составить такие фразы: «Коле и Гале к новому году подарили интересные книги» или
«Катя читает книгу Гайдара «Чук и Гек».
Можно составлять предложения и по двум картинкам, причем в названии
предмета на одной из них должен быть звук К, в названии другого - Г. Сначала
взрослые сами придумывают по картинкам предложения, стараясь вводить в них
больше слов со звуками К и Г, а ребенок должен правильно повторять их.
Предложения могут быть такими:
Галя помогает копать грядки.
Гена скатал из снега ком.
Галина села под калину.
Галки громко кричали.
Катя мыла куклу Галю мягкой губкой.
9. ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЯ
(Ребенок должен правильно произносить звуки К и Г во всех словах).

«Костины гости»
Для гостей На окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.
Гости пьют И едят,
Прыгают, дерутся.
Улетать Не хотят,
В руки,
Не даются.
Кто же эти гости на окне у Кости?
«Ку­ку»
Я гуляю на лугу
И кукушку стерегу.
На высоком на суку
Где ты прячешься? - Ку­ку!
Ку­ку, ку­ку, ку­ку!
Я присяду на пенек
Твой послушать голосок.
На высоком на суку
Спой мне песенку: ку­ку!
Ку­ку, ку­ку!
Если при систематических занятиях, проводимых в течение 2-3 месяцев,
ребенок продолжает смешивать звуки или заменять один и тот же звук разными
звуками, то необходимо обратиться к логопеду.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]

Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч"] [щ"]

Свистящие согласные

[з] [з"] [с] [с"] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.