Особенности наглядно образного мышления у детей. Развитие мышления: способы тренировки мозга. «Что может быть только внизу, а что только наверху?»

Психика ребёнка в ходе развития претерпевает множество изменений. Мышление позволяет понимать человеку, что его окружает и как с этим взаимодействовать. Учёные считают, что это высшая психическая функция человека (у животных она почти неразвита). Наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста является доминирующим.

Зачем нужно его развивать

Мышление развивается постепенно. Выделяют несколько основных видов. Первый - это наглядно-действенное. Оно формируется в процессе манипуляций с разными предметами. В младенчестве и раннем возрасте это ведущий тип мышления. Малыши активно изучают разные предметы и пытаются их использовать. Разнообразные ощущения стимулируют деятельность нервной системы и это способствует развитию у детей наглядно-образного мышления.

Оно возникает примерно в четыре года. На этом этапе детям уже необязательно трогать предмет руками, манипулировать им, они ещё не владеют понятиями, но мыслят образами. В своём воображении они могут нарисовать разные объекты и явления. Всё это позволяет стимулировать творческую сторону личности.

Развитие образного мышления важно по нескольким причинам:

  • Оно необходимо для успешной учебной деятельности, так как школьнику для решения задач приходится оперировать разными образами. Чем нагляднее он представляет себе ситуацию, тем легче ему будет с ней справиться.
  • Формирование тяги к прекрасному.
  • Стимулирование эмоциональной реакции на эстетику.

Также оно важно для формирования следующего этапа - абстрактно-логического. Именно этот тип является необходимым для обучения и дальнейшей самостоятельной жизни.

Этапы формирования мышления

В детских образовательных учреждениях проводятся специальные занятия. Они учитывают все этапы развития образного мышления:

  1. У детей после трёх лет формируется топологическая структура. Малыш без труда может разделить картинки на две группы: в одну он сложит изображения замкнутых геометрических фигур, а в другую - незамкнутых (спирали, подковы и т. п.).
  2. Вторая структура - проективная. Её легко обнаружить в ходе наблюдения за малышами. Достаточно дать им простое задание - оградить домик столбиками. Дети до четырёх лет сделают это в виде волнистой траектории. Их ещё не заботит форма. Со временем они начинают выстраивать столбики по прямой линии.
  3. Третья структура - порядковая. Она позволяет формировать принцип «сохранения». Иными словами, ребёнок начинает понимать, что переливание жидкости из узкого сосуда в широкий не изменило объём воды. Эта структура позволяет обучать его элементарным математическим представлениям.

Знание психологических особенностей развития наглядно-образного мышления дошкольников позволяет эффективно проводить обучающие занятия. Исследования показали, что для формирования важно соблюдать последовательность развития структур.

Обучение в детском саду ещё проходит в облегчённой форме, но даже оно выполняет ряд задач. Дети привыкают работать в коллективе, активно познают мир. У них формируются представления об окружающем мире, и они учатся разным видам деятельности. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения осуществляется разными способами.

Варианты занятий и упражнений

Развитием ребёнка могут заниматься не только профессиональные педагоги, но и родители. Для этого необязательно использовать специальные материалы. Самый доступный способ - это прогулки в парках и лесах. Наблюдение за растениями, птицами и животными приносит не только положительные эмоции, но и развивает чувство прекрасного.

Развить образное мышление у ребёнка поможет рисование. Оно может осуществляться по памяти или с натуры. Хорошим упражнением является создание абстракции, то есть того, чего нет в окружающем мире. Ребёнку предлагается нарисовать эмоций, музыку и т. п.

Любая работа с материалом (глиной, солёным тестом, пластилином) способствует развитию проектной структуры. Лепка может происходить как с натуры, так и под влиянием воображения. Для аппликации лучше использовать картон, бумагу и природные материалы.

Можно предлагать сравнивать предметы по величине, форме, цветам. Это развивает навыки анализа и синтеза. Этому способствует и собирание пазлов и конструкторов.

В ходе занятия с ребёнком важно соблюдать последовательность:

  1. Демонстрация материала по теме;
  2. Рассказ;
  3. Практика совместной деятельности;
  4. Самостоятельная работа по образцу;
  5. Создание чего-то без подсказок.

Работа должна проводиться в благоприятной обстановке. Родители обязательно подбадривают малыша и одобряют даже незначительный успех. Такой подход позволяет формироваться мотивационной стороне личности. Важно не перехвалить ребёнка, так как это может привести к завышенной самооценке.

Можно просить малыша придумывать разные сказки и истории. Толчком для их создания служат любые предметы из окружающей среды: коряги, облака, листья и т. п. Родитель сам начинает рассказ, после предлагая дошкольнику продолжить его. Такое же упражнение проводят с рисунками. Взрослый рисует часть предмета или ситуацию, а уже малыш дополняет её деталями или раскрашивает.

Дошкольников знакомят с шедеврами искусства, современного и древнего. Им рассказывают о разных памятниках природы. Знакомят детей и с народными промыслами. Всё это позволяет сформировать предпосылки эстетических чувств.

Для развития образного мышления хорошо подходит оригами. Конструирование из бумаги несложно освоить. Многих детей завораживает процесс превращения плоской бумаги в объёмный предмет. Такая работа осуществляется как вместе с воспитателем, так и самостоятельно. В результате деятельности ребёнок получает новый образ.

Разные аппликации помогают мелкую и общую моторику. В этом виде творчества дошкольники реализуют своё видение мира и способности. В ходе занятия дети знакомятся с цветами, формами и другими признаками предметов. Конструирование позволяет учиться планированию своих действий.

Шитьё также хорошо развивает образное мышление и пространственное воображение, Совместное шитьё игрушек с мамой или папой - это хорошее времяпрепровождение детей и их родителей. Всё, что необходимо для этого есть в каждом доме: немного ткани, ленты, пуговицы и т. п. Давать малышу настоящую иголку не стоит, продаются даже специальные детские наборы для шитья с пластиковыми иголками, позволяющие исключить травму ребёнка.

Как видите, способов для развития этого типа мышления предостаточно, выбирайте любой. Важно помнить, что всю основную работу дети должны выполнять сами. Родители должны контролировать процесс, слегка помогая советом и делом, когда это потребуется.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, », «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Мышление отражает способность человека познавать окружающий мир, мыслить, накапливать знания, открывать новые законы, решать возникающие проблемы и задачи, создавать и преобразовывать.

Фундамент мышления закладывается в раннем детстве, когда ребёнок осваивает вначале наглядно-действенное (оно является основным примерно до 5 лет), затем наглядно-образное (оно превалирует примерно до 6-6,5 лет) и словесно-логическое мышление (оно формируется примерно в 6 лет, преобладает с 7-8 лет и у большинства взрослых остаётся ведущим). Наглядно-действенное мышление позволяет ребёнку познавать мир через взаимодействие с предметами.

Наглядно-образное мышление дает возможность представлять предметы, даже если их нет в наличии, и оперирует этими образами и представлениями (помните, как Мальвина просила Буратино представить, что у него в кармане яблоко?). Больше о развитии наглядного мышления можно прочитать нашем блоге, в статье .

Словесно-логическое мышление позволяет ребёнку обращаться со словами, которые обозначают явления или предметы. Оно вырастает из образного и помогает анализировать и синтезировать, рассуждать, делать выводы, классифицировать, умозаключать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.

Логическое мышление у малышей дошкольного возраста проходит некоторые этапы становления:

1. Овладение умением сравнивать, обобщать, разбивать на группы, классифицировать.

2. Моделирование.

3. Умение работать по алгоритму и составлять алгоритмы.

4. Комбинаторика.

5. Решение задач на сообразительность и зачатки использования научной информации.

6. Уточнение смысла, заложенного в сказках, пословицах, загадках.

7. Решение ребусов, кресс-кроccов.

Как развить мышление? Требования к игре

Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:

— у неё должен быть продуманный сюжет;

— правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;

— во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;

— необходима наглядность: в ней – половина успеха. Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес.

Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.

Как развить логическое мышление у ребёнка?

Для этой цели с успехом можно использовать упражнения, в которых нужно восстановить пропущенную часть рассказа. Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребёнок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно.

Для того, чтобы выяснить, в какой степени у ребёнка-дошкольника (младшего школьника) развито абстрактно-логическое мышление, можно провести несложный тест, в последующем превращая его в игру.

1. Возьмите брусок пластилина, разделите его пополам и скатайте два одинаковых шарика. Пусть ребёнок убедится, что шарики одинаковы. Попросите ребёнка представить, что это – тесто, из которого вы с ним сейчас будете выпекать булочки. Спросите малыша: «Если сейчас каждый съест свою булочку, то каждый съест поровну или кто-то - больше? Я или ты?»

2. Возьмите один из шариков-«булочек» и распластайте, придав ему плоскую форму «печенья» (овальную, круглую или прямоугольную). Спросите ребёнка, одинаковое ли количество «теста» у «булочки» и у получившегося «печенья»? Или в «булочке» «теста» больше? Или в «печенье»? Скажите примерно так: «„Печенье“ такое тонкое. Не кажется ли тебе, что кто съест булочку, тот съест больше теста?» Спросите у ребёнка: «А если опять сделать «булочку» из «печенья», то есть шарик из плоского «печенья», то «теста» будет так же много, как и в шарике?» После этого скатайте шарик – станет видно, что количество «теста» одинаково.

3. Один из шариков пластилина разделите на мелкие кусочки. Пусть это будут «крошки». Их должно получиться около восьми штук, и пусть ребёнок сравнит их с шариком.

Ну, а теперь – выводы:

1. Если ребёнок рассуждал, что «булочка» – шарик пластилина – больше и толще, чем плоское «печенье» или что «печенье» больше, потому что оно длиннее и шире – значит, у него пока плохо развито абстрактно-логическое мышление. Это говорит о том, что он пока ещё не умеет отойти от измерения, на котором сосредоточился, и перейти к другому, связав их между собой.

2. Если ребёнок колеблется в своих рассуждениях, поддаётся на Ваши «запутывания» – это означает, что абстрактно-логическое мышление у него развито пока ещё недостаточно хорошо.

3. Если ребёнок, рассуждая, говорит о том, что оба кусочка одинаковы, ведь если сделать шарики, они будут одинаковы (или о том, что ведь ничего не убирали и не добавляли, значит, кусочки одинаковые, как и были) – значит, абстрактно-логическое мышление у него очень хорошо развито.

Игры с палочками (спичками), в которых нужно, используя определённое количество палочек, выложить определённую фигуру и (или), выбрав одну-две палочки, получить другую фигуру, развивают не только наглядно-действенное, но и логическое, и пространственное мышление. Например, из пяти палочек попросите сложить два одинаковых треугольника, из семи – три одинаковых треугольника или два квадрата.

Креативное мышление можно потренировать, предлагая малышу подумать, каким необычным способом можно применить тот или иной предмет, выбранный ведущим. Приветствуйте фантазию и оригинальность мышления ребёнка.

Развивающие игры и задания способствуют развитию мышления у ребёнка, и чтобы повысить их эффективность, можно использовать специальные рекомендации:

1. Поощряйте даже маленький успех ребёнка: это станет мотивировать его и приблизит новые достижения.

2. Не торопите ребёнка, не спешите исправить его ошибку, дайте ему время подумать ещё и попробовать найти её самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному даётся легко и быстро, для другого представляет сложности. На результатах могут сказаться особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой и т.д.

3. Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребёнка неверно – похвалите его за старание найти правильное, подбодрите за то, что искал или нашёл оригинальный, необычный способ решения; покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.

4. Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребёнок ждёт его с нетерпением.

5. Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее.

Мышление и память, восприятие и внимание можно тренировать на развивающих в виде увлекательных ежедневных игр, с наградами, соревнованиями, достижениями и их наглядными графиками.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Пожалуй, ни одному явлению в возрастной психологии не уделялось столь много внимания, как мышлению и речи. Это можно объяснить тем, что речь и мышление составляют основу интеллекта, а проблема его развития интересует ученых в частности для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию. Разработкой этой проблемы занимались такие видные психологи и педагоги, как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Ж.Пиаже, Рубинштейн С.Л., Зак А.З., Люблинская А.А., Брушлинский А.В., Блонский П.П. и многие другие.

Мышление - основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.

На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление.

Однако ведущую роль в познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи отводят наглядно-образному мышлению. Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.

Итак, актуальность проблемы изучения, своевременного формирования и развития наглядно-образного мышления дошкольников не вызывает сомнений.

Актуальность указанной проблемы обусловили выбор темы курсового исследования и определили следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития наглядно-образного мышления дошкольников.

2. Изучить особенности наглядно-образного мышления дошкольников.

3. Подобрать методики и провести диагностику уровня развития наглядно-образного мышления детей.

Цель исследования: изучить особенности наглядно-образного мышления дошкольников и возможности его развития.

Объект исследования: наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников.

Гипотеза: при целенаправленной, систематической работе по развитию наглядно-образного мышления уровень мышления детей дошкольного возраста повышается.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа, тестирование; психолого-педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.

1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Общая характеристика понятия «мышление»: виды, операции, формы мышления

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять - это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Способность мыслить является венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня - ощущения, восприятия и представления.

Итак, наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях .

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности .

Мышление - сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям.

Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

· предметно-действенное (или наглядно-действенное) - для детей раннего возраста мыслить о предметах - значит действовать, манипулировать с ними;

· наглядно-образное - характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников;

· словесно-логическое (абстрактное) - характеризует старших школьников и взрослых людей .

Это не только этапы развития мышления, но и разные его формы, присущие взрослому человеку и играющие важную роль в мыслительной деятельности. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития мышления, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада личности в целом.

Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить о рассуждающем (или дискурсивном) мышлении, результат которого достигается в ходе последовательного рассуждения, и интуитивном мышлении, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в учебнике и пр.) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства). В-четвертых, мышление подразделяется по действенности контроля на критическое и некритическое . Теплов Б.М. отмечает, что мышление - это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Он подразделяет мышление на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяет понятийное и образное мышление, а в практическом - наглядно-образное и наглядно-действенное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по его мнению, состоит лишь в том, что «они по разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» .

Понятийное мышление - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчиненным историческим закономерностям .

Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.

Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи следующих мыслительных операций:

· сравнение - установление отношений сходства и различия;

· анализ - мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

· синтез - воссоединение элементов в целостную структуру;

· абстракция и обобщение - выделение общих признаков;

· конкретизация и дифференциация - возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта .

Все эти операции, по мнению Рубинштейна С.Л., являются различными сторонами основной операции мышления - опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений) .

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждение как форма существования элементарной мысли является исходной для двух других логических форм мышления - понятия и умозаключения .

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление - значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т.е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

Понятие - это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности .

Умозаключение - это форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих. Умозаключение является наиболее развитой формой мысли, структурным компонентом которой выступает опять-таки суждение .

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивными и дедуктивными. Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Таким образом, суждение является универсальной структурной формой мысли, генетически предшествующей понятию и входящей в качестве составной части в умозаключение.

Мышление человека наиболее ярко проявляется при решении задач.

Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель. Вопрос, проблема должны быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать.

Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия, путь решения. Практическая проверка гипотезы может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы.

Важное значение при поисках пути решения имеет переосмысливание исходных данных задачи, попытки наглядно представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы. Последнее очень важно не только для дошкольников, у которых мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для младших школьников и школьников-подростков. Решение задачи завершается проверкой, сопоставлением полученного результата с исходными данными.

1.2 Особенности мышления дошкольников

В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка принято выделять три стадии: младенчество (от 0 до 1 года), раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) . Для каждой из этих стадий психического развития ребенка характерны свои особенности. Смена ведущей деятельности знаменует переход ребенка из одной стадии в другую. По мнению Выготского Л.С., ведущей деятельностью дошкольников является игра, как средство разностороннего развития ребенка, которая составляет основополагающую базу для дальнейшего психического развития, в том числе и наглядно-образного мышления .

Дошкольный возраст - это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга - это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

Проблема возникновения и развития мышления у ребенка обсуждалась в психологии неоднократно и с самых различных точек зрения. Однако за последнее время наиболее распространенным явилось представление о генезисе мышления как о пути от более примитивных его форм ко все более совершенной, каковой является словесно-логическое (дискурсивное) мышление .

Представление же о других предшествующих формах в разных психологических системах различно, как и представление о динамике их развития и отличительных чертах перехода от начальных, более примитивных ко все более совершенным. В советской психологии наибольшее распространение получила концепция Выготского Л.С., в которой генезис мышления прослеживался от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее логическому. При этом самым большим достижением такого подхода оказалось представление о детском мышлении как об адекватном способе ориентировки в действительности. Это положение отличается от концепции Ж.Пиаже, в которой начальные формы мышления трансдуктивны по своей природе .

Современные психологи, вслед за Выготским Л.С., выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление. Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям 1-го, 2-го, 3-го года жизни. Однако уже на третьем году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия, мышление становится все более отвлеченным .

В период времени от 3 до 7 лет под влиянием конструкторской, художественной деятельности у ребёнка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединить их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие превращается в умственное .

В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: происходит увеличение круга представлений детей и расширение умственного кругозора, идет перестройка самой умственной деятельности. У ребенка семилетнего возраста начинают впервые складываться простейшие формы логического мышления.

К старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте), в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость) и т.д.

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.

Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Так, детские рисунки в большинстве случаев представляют собой схему, в которой передается связь основных частей изображенного предмета и отсутствуют его индивидуальные черты. Скажем, при срисовывании домика на рисунке изображается основание и крыша, при этом расположение, форма окон, дверей, какие-то детали интерьера не учитываются.

Например, с пяти лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты.

Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.

Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж.Пиаже и назвал их «задачи на сохранение количества вещества».

Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке.

При решении подобных задач ребенок не может независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающееся постоянным количество вещества. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий .

Битянова М.Т. и Барчук О.А. характеризуют мышление дошкольников следующим образом:

· ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным;

· освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

· детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

· появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;

· ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

· возникают попытки объяснить явления и процессы;

· экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;

· складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость .

Но развитие мышления не происходит изолированно. Это связано с общими изменениями в жизни ребенка. Изменяются его отношения с окружающей действительностью, идет подготовка ребенка к обучению в школе, переход игровой деятельности в учебную.

Леонтьев А.Н. подчеркивает, что дошкольное детство - это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно потому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен .

Итак, обобщив особенности развития мышления дошкольника, можно заключить, что на этом возрастном этапе:

ц ребенок отличается достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные формы мышления, смысловое запоминание;

ц до семи лет формируются различные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное, в основе которых лежат ассоциативные процессы, способность строить систему обобщений.

наглядный образный мышление дошкольник

1.3 Проблема развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста

Развитию наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте принадлежит особая роль.

Это связано с тем, что в исследовании, проведенном под научным руководством Эльконина Д.Б. в 80-х годах, ученые пришли к выводу, что для успешного обучения детей наибольшее значение имеет сформированность образного, а не логического мышления. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации или задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднен. Предельная обобщенность логического мышления, по мнению ученых, оборачивается слабостью для шестилетнего ученика, порождая широкоизвестное явление - формализм мышления .

В мировой психологии на сегодняшний день известны два противоположных подхода к решению проблемы обучения и развития: согласно Ж. Пиаже, успехи в обучении определяются уровнем умственного развития ребенка, который ассимилирует содержание обучения в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой. По Выготскому Л.С., наоборот, процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зону ближайшего развития .

Рассмотрим взгляды швейцарского психолога Жана Пиаже на процесс интеллектуального развития ребенка.

По мнению Пиаже, интеллект не является чистой доской, на которой могут быть записаны знания. Если получаемые человеком сведения о мире соответствуют структуре его интеллекта, то эти сведения, образы и переживания «понимаются» или, в терминологии Пиаже, ассимилируются. Если же информация не соответствует структуре интеллекта, она либо отвергается, либо человек приспосабливается к новой информации, изменяя свои ментальные (интеллектуальные) структуры, в терминах Пиаже - происходит аккомодация.

Ассимиляция - это процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие представления индивида. Аккомодация - это изменение наших мыслительных процессов, когда новая идея, информация не укладывается в существующие представления о мире .

Пиаже утверждает, что интеллект всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией, устранению несоответствий или расхождений между реальностью и ее отображением, созданным в уме. Этот процесс он называет уравновешиванием.

Исследования позволили Пиаже выделить стадии развития интеллекта:

· сенсомоторная стадия - от рождения до 1,5-2 лет. Познание осуществляется посредством действий: хватания, сосания, кусания, рассматривания и др.;

· дооперациональная - от 2 до 7 лет. Используя язык, ребенок строит суждения на основе личного непосредственного опыта, отсутствует понимание сохранения, испытывает трудности в классификации объектов или событий;

· стадия конкретных операций - от 7 до 11-12 лет. Возникают элементарные логические рассуждения о конкретных объектах и явлениях;

· стадия формальных операций - с 12 лет и далее. Подростки способны решать абстрактные мыслительные задачи в уме, выдвигать и проверять гипотезы .

Какие же факторы ответственны за переход от одной стадии к другой? Пиаже считает, что этот фактор - обучение и воспитание. Но ведущую роль в развитии имеет биологическое созревание, которое предоставляет возможности для развития. Таким образом, по Пиаже созревание, развитие «идет» впереди обучения. Успех обучения зависит от уровня развития, уже достигнутого ребенком. Выготский же утверждает, что обучение «ведет» за собой развитие, т.е. дети развиваются благодаря участию в деятельности, чуть превышающей их возможности, используя помощь взрослых. Он ввел понятие «зона ближайшего развития» - это то, что дети еще самостоятельно выполнить не могут, но могут сделать с помощью взрослых. Зона ближайшего развития соответствует разнице между актуальным уровнем ребенка и его потенциальным уровнем, определяемым теми задачами, которыми он решает под руководством взрослых.

Точка зрения Выготского Л.С. на эту проблему в современной науке является ведущей.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер .

К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны быть элементы логического мышления.

Что такое сформированное наглядно-действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов).

Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации . Условием возникновения и развития мышления ребенка, по мнению Запорожца А.В., является изменение видов и содержаний детской деятельности Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления.

Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. Овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста.

Запорожец А.В. отмечает, что формы детского мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) не представляют собой возрастных стадий его развития. Это, скорее, стадии овладевания некоторым содержанием, некоторыми сторонами действительности.

Поэтому, хотя они и соответствуют в целом определенным возрастным группам и хотя наглядно-действенное мышление появляется раньше, чем мышление наглядно-образное, эти формы не связаны с возрастом однозначно Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной и, наконец, мысленной ориентировкой .

Развитию мышления ребенка дошкольного возраста могут способствовать все доступные ему виды деятельности. При этом, подчеркивают Коломинский Я.Л. и Панько Е.А., необходимо организовать условия, способствующие углубленному познанию того или иного объекта .

Дубровина И.В. подчеркивает в этой связи, что дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые - родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения. Создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индивидуального развития ребенка, не позволяют ему использовать все возможности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности .

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А.В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности - в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других . Итак, самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования, и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления.

Кроме того, развитию этого вида мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать .

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития наглядно-образного мышления дошкольников, мы приходим к следующим выводам:

1. Мышление - это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Различают мышление теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяет понятийное и образное мышление, а в практическом - наглядно-образное и наглядно-действенное. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Существует три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

2. Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление. Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям 1-3-летнего возраста. Однако уже на третьем году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия, мышление становится все более отвлеченным.

3. Проблема развития и совершенствования мышления дошкольников - одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Главный путь ее решения - рациональная организация всего учебно-воспитательного процесса. Самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования, всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления, рисование, прохождение лабиринтов.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Процедура проведения эксперимента

В ходе экспериментального изучения проблемы развития наглядно-образного мышления дошкольников нами был проведен психолого-педагогический эксперимент. Для этого мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников средней и старшей групп детского сада, а затем сравнили и проанализировали полученные результаты.

1. Подобрать методики и провести диагностику уровня развития наглядно-образного мышления детей.

2. Сравнить полученные результаты и сделать вывод о возможности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в воспитательно-учебном процессе.

Экспериментальной базой нашего исследования послужил детский сад №24 г.Бреста.

В исследовании приняли участие 20 детей экспериментальной группы (средняя группа детского сада) и 16 дошкольников контрольной группы (старшая группа).

2.2 Описание используемых методик

Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это настоящее искусство - найти в ребенке то, что скрыто от других. С помощью диагностических методик воспитатель может с большей уверенностью подойти к коррекционной работе, к исправлению обнаруженных пробелов и недочетов, выполняя роль обратной связи, как важного компонента процесса обучения .

Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников об проводилась нами по следующим методикам:

Методика «Чем залатать коврик?» .

В данной методике применяются картинки, представленные в приложении 1. Перед показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Оценка результатов:

10 баллов - ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.;

8-9 баллов- ребенок решил правильно все задачи за время от 21 до 30 сек.;

6-7 баллов- ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.;

4-5 баллов- ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.;

2-3 балла- время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.;

0-1 балл- ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60с.

Выводы об уровне развития:

· 2-3 балла - низкий уровень;

· 0-1 балл - очень низкий.

Методика «Узнай, кто это» .

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом: ребенку показывают рисунок (приложение 2), на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 сек. - ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов:

10 баллов- ребенок по фрагменту изображения «а» за время, меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака;

7-9 баллов - ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.;

4-6 баллов- ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.;

2-3 балла - ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 31 до 40 сек.;

0-1 балл- ребенок за время, большее, чем 50 сек., вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития:

· 10 баллов - очень высокий уровень;

· 8-9 баллов - высокий уровень;

· 4-7 баллов - средний уровень;

· 2-3 балла - низкий уровень;

· 0-1 балл - очень низкий.

Методика «Найди пару» .

Ребенку дают лист с изображением 7 пар варежек, разбросанных в случайном порядке (приложение 3), и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 3 признакам - расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.

Инструкция: Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек.

Оценка результатов:

10 баллов- ребенок правильно подобрал 4-7 пар;

7-9 баллов- правильно подобрал 3 пары;

4-6 баллов- правильно подобрал 2 пары;

2-3 балла- правильно подобрал 1 пару;

0-1 балл- ребенок не смог подобрать ни одной пары.

Выводы об уровне развития:

· 10 баллов - очень высокий уровень;

· 8-9 баллов - высокий уровень;

· 4-7 баллов - средний уровень;

· 2-3 балла - низкий уровень;

· 0-1 балл - очень низкий.

2.3 Описание и анализ полученных результатов

В ходе проведения диагностического обследования, направленного на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы, нами были получены результаты, занесенные в таблицу 1 (приложение 4).

Из этой таблицы видно, что дошкольники имеют различный уровень развития наглядно-образного мышления:

· большая часть детей - 12 человек, что составляет 60% - имеют средний уровень;

· 4 (20%) испытуемых имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления;

· 3 (15%) детей - низкий уровень;

· 1 (5%) дошкольник набрал всего 1 балл, что свидетельствует об очень низком уровне развития у него наглядно-образного мышления.

Кроме того, в результате проведения диагностики мы обратили внимание на то, что наибольшую трудность для детей представляла собой методика «Найди пару».

Показатели уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников по этой методике - самые низкие. Поэтому диагностику уровня мышления детей старшей группы мы решили провести именно по этой методике. Результаты диагностики детей контрольной группы отражены в таблице 2 (приложение 5).

На основании анализа этой таблицы мы можем констатировать следующее:

· 2 (12,5%) дошкольника набрали по 10 баллов, что свидетельствует о том, что уровень развития наглядно-образного мышления у них очень высокий;

· 7 (43,7%) человек набрали 8-9 баллов - имеют высокий уровень развития мышления;

· 6 (37,5%) испытуемых групп имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления, т.к. они набрали от 4 до 6 баллов;

· всего 1 ребенок, что составляет 6,3%, получил 2,3 балла - у него низкий уровень развития мышления.

Сравнительный анализ показателей уровней развития детей экспериментальной и контрольной групп по результатам диагностики представлен нами в таблице 3.

Таблица 3 Сравнительный анализ результатов эксперимента

Уровни развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Очень высокий

Очень низкий

Итак, из таблицы 3 мы видим, что показатели уровня развития наглядно-образного мышления детей контрольной группы гораздо выше, чем у детей экспериментальной группы.

Сравнительный анализ уровней развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной и контрольной групп представлен на диаграмме 1.

Диаграмма 1 Сравнительный анализ уровней развития наглядно-образного мышления детей

Таким образом, полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике развития наглядно-образного мышления дошкольников старшей группы по сравнению с уровнем развития мышления детей средней группы. Итак, данные исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что при целенаправленной, систематической работе по развитию мышления в воспитательно-учебном процессе уровень мышления детей повышается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой части курсовой работы мы на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выяснили, что мышление - это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Различают мышление теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяет понятийное и образное мышление, а в практическом - наглядно-образное и наглядно-действенное. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Существует три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление. Уже на третьем году жизни у ребенка начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия, мышление становится все более отвлеченным.

Для успешного обучения детей наибольшее значение имеет сформированность образного, а не логического мышления. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации или задачи. Поэтому проблема развития и совершенствования наглядно-образного мышления дошкольников - одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Главный путь ее решения - рациональная организация всего учебно-воспитательного процесса. Условием возникновения и развития наглядно-образного мышления ребенка является изменение видов и содержаний детской деятельности. Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления. Развитию мышления ребенка дошкольного возраста могут способствовать все доступные ему виды деятельности.

Самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования, рисования, всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления, прохождение лабиринтов.

Однако, создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить. Только грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Во второй части курсовой работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью выявления возможности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в воспитательно-учебном процессе.

Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал положительную динамику развития наглядно-образного мышления дошкольников старшей группы по сравнению с уровнем развития мышления детей средней группы. Это позволило нам сделать вывод о том, что развитие наглядно-образного мышления дошкольников возможно.

Таким образом, цель исследования - изучить особенности наглядно-образного мышления дошкольников и возможности его развития - достигнута; задачи реализованы. Гипотеза - при целенаправленной, систематической работе по развитию наглядно-образного мышления уровень мышления детей дошкольного возраста повышается - подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битянова М.Т. Барчук О.А. Диагностика дошкольной зрелости// Школьный психолог. - 2000. - № 30

2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1948

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М., 1984. - 365с.

5. Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С.11-14

6. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред.Т.А.Сидорчук - Ульяновск, 1998

7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред.Дубровиной. - М., 1981

8. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. - М., 2002

9. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. - Новосибирск, 1995. - 220с.

10. Запорожец А.В. Психология. - М., 1953

11. Катаева А.А., Обухова Т.И. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте// Вопросы психологии. - 1991. - № 3

12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 190с.

13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. - 456 с.

14. Никулина Е.Г. Психологические особенности когнитивной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. - 1998. - №4. - С.10-14

15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. - М., 1999

16. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М., 2000. - 204с.

17. Первушина О.Н. Общая психология: Методические рекомендации. - М., 2003

18. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. - М., 1967

19. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1987. - 320с.

20. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред.И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - 160с.

21. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2002. - 432с.

22. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000

24. Серова Е.О. Это важно - развитие мышления у ребенка// Дошкольное воспитание. - 1999. - № 2

25. Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: МГУ, 1981

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стимульный материал к методике «Чем залатать коврик?»

Приложение 2

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стимульный материал к методике «Узнай, кто это»

Приложение 3

Приложение 4

Таблица 1 Результаты диагностики уровня наглядно-образного мышления в экспериментальной группе

Фамилия и имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Средне-арифмет. балл

Уровень развития мышления

Чем залатать коврик?

Узнай, кто это

Найди пару

Антонова Инна

Дудко Светлана

Зинченко Евгений

Зубова Инна

Крылова Светлана

Климашевич Егор

Нелипович Максим

Панченко Светлана

Петровский Андрей

Питимко Артем

Портнова Марина

Рощина Анастасия

Смолякова Татьяна

Столярова Юлия

Силюк Марина

Тенизбаев Никита

Троцюк Виктория

Фомин Владимир

Черкашин Сергей

Яшин Владимир

Приложение 5

Таблица 2 Результаты диагностики уровня наглядно-образного мышления в контрольной группе

Фамилия и имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития мышления

Бондарь Екатерина

Василевич Юлия

Голубкович Вера

Еременко Марина

Нос Валерий

Костин Антон

Кулик Сергей

Кулевич Светлана

Кушнерев Артем

Лукашевич Сергей

Мельник Максим

Мирошников Стас

Петровский Игорь

Тихонов Денис

Хмарук Алексей

Ярошевич Даниил

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретическое исследование психолого-педагогических основ наглядно-образного мышления дошкольников. Развитие мышления в онтогенезе. Экспериментальное изучение наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Современные представления о мыслительной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе. Особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста. Наглядно-образное мышление - основа познавательной деятельности детей. Этапы развития мышления от младшего до старшего дошкольного возраста. Условия развития мышления у ребенка.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2014

    Характеристика основных форм мышления. Методика экспериментального психологического исследования. Виды мышления детей: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенности развития трансдукции у детей дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2009

    Наглядно-образное мышление - основа познавательной деятельности ребенка. Психолого-педагогическая характеристика и особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста в МДОУ детский сад №63 "Звездочка" г. Волжского.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2012

    Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития ребенка. Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного с задержкой психического развития. Процесс формирования умственных действий по Гальперину.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2011

    Исследования мышления в отечественной и зарубежной психологии. Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роль в общении. Сравнительное изучение наглядно-образного мышления детей 4-5 лет, развивающихся в норме и их сверстников с нарушениями речи.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Мышление как психическая особенность человека. Специфика мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Определение уровня развития наглядно-образного мышления младших школьников с задержкой психического развития и нарушением слуха.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2014

    Особенности формирования и развития наглядно-образного мышления дошкольников с нарушением слуха. Его коррекция с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного дошкольного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Теоретические основы исследования образного мышления. Понятие о мышлении. Виды мышления. Сущность, структура и механизмы образного мышления. Теоретические аспекты развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Что такое ? Обычно оно рассматривается как форма мышления, оперирующая образами. Наглядно-действенное мышление оперирует предметами и действиями с этими предметами (предметы мы имеем в наглядной данности). Абстрактно-логическое мышление оперирует понятиями. Наглядно-образное, повторимся, оперирует образами.

В случае наглядно-действенного мышления основным результатом является действие. Например, мы методом проб и ошибок определили, какая отвертка лучше подходит для закручивания шурупа, ею и закручиваем. Иногда результатом наглядно-действенного мышления является новый предмет: мы, например, из спичечного коробка, спички и бумажки сделали кораблик. Основным результатом абстрактно-логического мышления являются суждения и понятия (новые или откорректированные). Например, мы в ходе своих исследований выяснили (получили новое суждение), что некоторые коты имеют белый цвет. Таким образом, понятие "коты" немного изменилось, теперь в него входит подмножество "белые коты".

Основным же результатом наглядно-образного мышления, как несложно догадаться, являются образы. Увидев стоящего к нам лицом человека, мы, с помощью некоторых ухищрений в своем воображении, можем представить, как этот же человек выглядит сзади. В результате будет получен новый образ. Если мы видим открытку, разрезанную на несколько частей, то в своем воображении можем попробовать ее восстановить. Если это удастся, то будет получен новый образ. Если женщина собирается на работу и ей хочется показаться в новом виде, она может открыть шкаф или комод, разложить много имеющихся вещей, скомбинировать их у себя в голове. В итоге также будет получен новый образ.

Новые образы получаются не только путем комбинации уже имеющихся образов. Новый образ может быть получен путем трансформации имеющегося. Разглядывая какой-либо дом, можно представить себе, как он будет выглядеть, если к нему добавить еще один этаж и покрасить красной краской. Наблюдая какого-либо известного артиста в роли, например, Гамлета, можно попробовать представить, как он будет выглядеть в роли деда Мазая. Поэтому все упражнения, способы развития наглядно-образного мышления можно разделить на две группы:

Комбинационные,

Трансформационные.

Общая идея комбинационных упражнений - дать в качестве стимульного материала набор каких-то образов и попросить из этих образов составить что-то принципиально новое. Исходные образы могут быть самыми разными: от схематических элементов до фотографий или сложных фигур. Можно, например, в качестве исходных образов использовать символы: буквы, цифры, математические знаки.

Задачи ставятся двояко. Можно четко охарактеризовать конечный образ. Например: "Вот перед вами набор, состоящий из букв, цифр и математических знаков. Как из них можно составить фигурку человека?" Самый простой вариант здесь будет: голова это буква "О" или нолик, туловище с руками - плюсик, ноги - буква "Л". Другой вариант постановки задачи - дать полную свободу. Пусть испытуемый сам попробует сделать то, что ему хочется, что у него получается.

К комбинационным относятся и задачи, в которых надо восстановить пропущенный элемент. Типичный пример - использование для развития наглядно-образного мышления . Тренировка здесь происходит за счет того, что испытуемый у себя в голове комбинирует разные образы, элементы этих образов.

Общая идея трансформационных упражнений - дать в качестве стимульного материала какой-то один законченный образ и попросить изменить его таким образом, чтобы получилось что-то новое.

Можно использовать задачи со спичками, в которых из одной фигуры требуется получить другую. Можно, например, дать фотографию фотомодели или обычной женщины и спросить, как можно было бы улучшить ее внешность.

Можно делать упражнения на скорость: выдать участникам группового тренинга листы с нарисованными на них буквами "Ш" или иными простыми фигурками, в количестве 20 единиц, задача - как можно быстрее дорисовать к этим буквам новые элементы, так, чтобы получились узнаваемые образы. У одного человека все образы должны быть разными. Потом проводится обсуждение и легкая критика: насколько узнаваемые и оригинальные получились образы. Буква "Ш", например, легко дорисовывается до окна с форточкой. У многих участников тренинга этот образ, скорее всего будет. Если кто-то дорисовал эту букву, например, до пианино, этого человека можно похвалить.

Разумеется, очень хорошо развивается наглядно-образное мышление в процессе рисования. Если на групповом тренинге занялись изобразительной деятельностью, то важно поставить правильную задачу - чтобы на рисунке был получен новый, оригинальный образ. Можно тематически сузить рисунок: попросить нарисовать несуществующее животное, дом своей мечты, автомобиль будущего.

Подытоживая, можно выделить две основные мишени в развитии наглядно-образного мышления:

Развитие стремления к созданию новых образов,

Раскрепощение фантазии.