Статья на тему индивидуально личностное развитие школьника. Развитие и формирование личности школьника. Задания для самостоятельной работы

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В младшем школьном возрасте личностное развитие ре-бенка в значительной степени определяется учебной деятель-ностью, ее результативностью. Проблема школьной успевае-мости, оценки результатов учебной работы детей — цент-ральная в это время. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях воз-никают тяжелые переживания и школьная дезадаптации. Не-посредственно влияет школьная оценка и на становление са-мооценки.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка. Такие дети постоянно ждут самых высоких оценок в свои адрес и доста-точно тяжело переживают не только отсутствие похвалы, но и чужую пятерку. Поставленная им четверка может выз-вать острую эмоциональную реакцию — обиду, слезы, непонимание, за что поставлена отметка, даже обвинения учителя в несправедливости.

У неуспевающих и крайне слабых учеников системати-ческие неудачи и низкие оценки расшатывают уверен-ность в себе, в своих возможностях, к окончанию начальных классов самооценка снижается.

Гармоничное развитие личности предполагает становле-ние относительно высокой адекватной самооценки и фор-мирование чувства компетентности. Учеб-ная деятельность — основная для младшего школьника, и, если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учи-теля с детьми. Большое значение имеет семейное воспитание, принятые в семье ценности. В семье очень важно проявлять внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями), сочетая его с достаточной требовательностью. Не прибегайте к унизительным наказаниям и охотно хвалите, когда ребенок того заслуживает.

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на «первый план» выходят те его качества, которые больше всего забо-тят родителей: поддержание престижа: разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил «пятерку»?, послушание: «Тебя сегодня не ругали?», и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акцен-ты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые мо-менты его школьной жизни: «В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?» или вообще мало что вол-нует - школьная жизнь почти не обсуждается или обсужда-ется формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» - рано или поздно приведет к соответ-ствующему ответу: «Нормально», «Ничего особенного».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребен-ка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

В семье ребенок, прежде всего, ищет опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Хотите, чтобы ребенок хорошо учился, да еще при этом был бодр, весел и здоров - помогите ему.

Семь правил формирования у ребенка положительной, объективной, здоровой самооценки

1. Любите ребенка

Подавляющее большинство родителей любят своих детей. Во всяком случае, они говорят об этом, но очень часто совершают ошибки именно из самых лучших побуждений. Нет родителей, которые все-гда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием. Не следует жалеть времени на совместное времяпрепровождение: игры с ребенком, про-гулки, занятия спортом, походы в театры, работа по дому и т. д. Любая совместная деятельность должна приносить радость вам и вашим де-тям. Только искреннее общение с ребенком даст ему возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться.

2. Развивайте чувство компетентности у ребенка

У вашего ребенка будет уверен-ность в себе, если он будет успешным во многих сферах деятельно-сти. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать собственными руками, решая задачи, опирался на собст-венные возможности, и чтобы он мог гордиться своими достижения-ми. Ни один человек не может быть успешным во всем, не реально этого требовать и от вашего ребенка. Как известно, один успех непременно ведет к следующему успеху.

3. Больше поощряйте и меньше наказывайте.

Часто родители теряют терпение из-за непослушания и капризов детей, тогда они начинают применять суровые наказания, бросают упреки, открыто выражают недовольство и даже угрожают: «Мне не нужен такой сын», «Если ты еще раз так скажешь, я отрежу тебе язык», «Я отдам тебя в детский дом», далее следуют и прямые оскорб-ления. Такой подход в воспитании имеет отрицательные последст-вия для детей.

4. Предоставляйте ребенку самостоятельность.

Никогда не делайте за своего ребенка то, что он уже может сделать сам. Взрослые не доверяют ребенку делать многие вещи самостоя-тельно, так как уверены, что он сделает плохо, медленно, не акку-ратно и т. д. Если за ребенка всегда и все будут делать взрослые, он ничему и не научится. Дайте ребенку посильное поручение, за которое он лично отвечает: подмести пол, вынести мусор, накормить кошку и др. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение.

5. Не требуйте от ребенка невозможного.

Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение де-лать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегруз-ка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы.

6. Воспитывайте в своем ребенке уверенность в том, что он хоро-ший человек

Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы у них скла-дывались хорошие отношения с другими людьми. Не старайтесь отгородить ребенка от семейных проблем. По мере сил ребёнок должен участвовать в оказании помощи другим людям: ходить за продуктами для больной, одинокой соседки, сажать деревья около дома, навещать заболевшего товарища и т.п. В таких ситуациях дети смогут испытать радость и удовлетворение от помощи людям: они почувствуют себя «взрослыми», способными отложить собственные дела ради других, это тоже поднимает само-уважение.

7. Меньше критикуйте ребенка

Из самых благих побуждений родители стараются подмечать все про-махи и неудачи ребенка и, что особенно отрицательно сказывается на его самооценке, «навешивают ярлыки».

Вот ребенок нечаянно разлил чай на скатерть: «Неуклюжий! Вечно у тебя все падает из рук!». Вы торопитесь, ребенок «медленно» одевается: «Копуша, вечно с тобой всюду опаздываем!».Подобные выражения часто называют фразами - «убийцами», поскольку они постепенно «убивают» в ребенке самоуважение, снижают его самооценку, внушают ему, что он «неуклюжий», «копуша», «глупый» и т.д. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок был таким - откажитесь от подобных реплик, только похвала и поддержка за все, что делает ребенок хорошо или сделал сегодня что-то лучше, чем вчера, и помощь в том, что у него пока не очень хорошо получается! Успехов вам в трудном и таком увлекательном деле, как воспитание ребенка!

Источники:

1. Кулагина И.Ю. Личность школьника. - М.,1999.

2. Ильина М.И. Подготовка к школе. - П.,2007.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - П.,2006.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.

Материал подготовила педагог-психолог МБОУ ЦДК «Детство» Яценко Г.А.

1.3 Развитие личности младших школьников

В младшем школьном возрасте ребенок переживает кризис 7 лет, когда происходит перестройка его поведения в связи с новой (учебной) ситуацией. Если кризис 3 лет связан с осознанием своего «Я» в мире, то кризис 7 лет связан с осознанием своего «Я» в социуме, с рождением социального «Я» ребенка. Эмоциональная сфера в этом возрасте включается на удовлетворение потребностей, связанных с развивающимися специфическими мотивациями. Это мотивация достижения успеха в учебе, престижная мотивация, мотивация избегания неудач, компенсаторная мотивация. В возрасте 10-12 лет приобретают ведущее значение высшие эмоции, формирование которых завершается лишь к 20-22 годам, т.е. ко времени завершения формирования высших отделов нервной системы.

Идет активное формирование личности. Закладываются основы многих психических качеств. На основе подражания взрослому формируется характер. Младший школьник импульсивен и только к третьему классу появляется сдержанность как черта характера.

Особенности: безграничное доверие, подчинение, высокая восприимчивость, наивное игровое отношение к миру.

Самосознание. Происходит осознание себя как школьника.В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Происходит усвоение моральных норм и правил. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении со сверстниками, во время пребывания в общественных местах и на улице. Будучи сформированными, у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием его личности.

Самооценка неадекватна, зависит от результатов учебной деятельности и отношений к нему учителя. В самооценку включается когнитивный (знания о себе) и эмоциональный компонент (отношение к себе). Таким образом, оценка учебной деятельности перестраивает мотивационно-потребностную сферу младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к себе, т.е. источником для возникновения адекватных и неадекватных самооценок.

Кроме того, от самооценок учебной деятельности зависят и самооценки и других видов деятельности, самооценка может доминировать в качестве доминирующего мотива своей деятельности и поведения.

Эмоциональная сфера. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Младшие школьники более уравновешены, уменьшается количество импульсивных реакций. Жизнерадостное, бодрое, живое, весело настроение – это норма. Они уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их. Более сдержано выражаются негативные эмоции, наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний, умение владеть собой.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

В системе межличностных отношений формируется самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия, эмпатия, чувство гнева, стыда и недовольства. Появляются амбивалентные переживания – стремление оправдать ожидания.

Мотивационная сфера. Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе, окрашивая их в позитивные или негативные тона. Например, если ребенок учится, чтобы избежать наказания со стороны авторитарных, требовательных родителей, учебная деятельность протекает напряженно, со срывами, окрашена негативными эмоциями, тревожностью. И наоборот, учение ради познания делает его легким, радостным, увлекательным – «учением с увлечением».

А.Н. Леонтьев выделял мотивы понимаемые и реально действующие, осознаваемые и неосознаваемые, ведущие и второстепенные. Все они присутствуют в деятельности младшего школьника. Но надо различать мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные непосредственно с содержанием и процессом учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности (широкие социальные или узколичные мотивы ребенка). Установлено, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, еще не являются в младшем школьном возрасте ведущими. У них преобладают 3 группы мотивов:

широкие социальные,

узколичностные,

учебно-познавательные мотивы.

Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения (после школы продолжать учиться или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают, как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с 1) неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с 2) некритичным отношением к себе и часто – завышенной самооценкой.

Узколичные мотивы выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы).

Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего, способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая.

Примерно в 10 лет мотивация общения резко меняет свою направленность от взрослого к сверстнику. Общение начинает носить гомосоциальный характер.

В целом, мотивационная сфера за период младшего школьного возраста постепенно переходит от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов.

Отношения со взрослыми. Они дифференцируются в отношении учителя и родителей. Учитель – самая значимая и авторитетная фигура. Доверие и тяга к учителю не зависят от качеств самого преподавателя. В конце 2 к началу 3 класса фигура учителя снижает свою значимость.

Внутрисемейные отношения целиком подчинены школьной жизни. Содержание общения с родителями определяется школьной тематикой. Эмоциональная зависимость от родителей у ребенка снижается. Но контроль со стороны родителей еще имеет свое воспитательное значение. Для ребенка важны реакции родителей. А родители, оценивая результаты труда ребенка, формируют у него чувство умелости.

Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Интерес к сверстникам особо обостряется ко 2-3 классу и это всегда «зеркальное» отражение оценок учителя.

Форма отношений со сверстниками приятельские и товарищеские отношения. Формируются первые дружеские объединения. Взаимоотношения возникают ситуативно и чаще всего территориально.

Детские группы однородны по половому признаку. Младшие школьники проявляют огромный интерес к старшеклассникам.

Основные новообразования младшего школьника:

Произвольность;

Внутренний план действия;

Личностная рефлексия;

Интеллектуальная рефлексия.

Произвольность. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это дает возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий.

Внутренний план действия. Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных отчетов и оценок формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают у младшего школьника формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии.

Личностная рефлексия. Появляется стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

Рефлексия интеллектуальная. Имеется в виду рефлексия в плане мышления. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.


Мы только можем помочь познать себя. Галилео Галилей

В современном быстро меняющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от нас с вами.

Конечно, нет сомнения, что вся деятельность в школе, в том числе и внеурочная, направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру

Сл.№3


Личностное развитие учащегося в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:

    понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре т.е. универсальные учебные действия (далее - УУД));

    владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);

    умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).

Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны все группы УУД.

Сл.4

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс переноса действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план .

Всем этим целям, на мой взгляд, отвечает внеурочная деятельность творческой направленности.

Занятия творчеством способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа внеурочной деятельности «Кукольные истории» для 3-4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Сл.№5

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Разработав программу внеурочной деятельности «Кукольные истории» для 3-4 класса ставлю следующие цели:

    Развитие художественных способностей детей через приобщение к народной культуре на примере создания изделий декоративно-прикладного искусства.

    Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Сл.№6

Именно традиции русской семьи с её ценностями и нравственными устоями являются основой в построении программного материала

В течение многих веков высшим смыслом жизни русского человека было создание семьи, рождение и воспитание детей. Ради этого собиралось богатство, делалась карьера.

Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, она была носителем глубоких традиций, связывала человека с окружающим миром, являлась хранительницей коллективного опыта.

Сл.7

Особе внимание уделяю понятию материнства т. к. занятия посещают девочки.

Материнство является базовым, жизненным предназначением, важным состоянием, значительной социально-педагогической функцией каждой женщины и выражается, прежде всего, в поведении матери. Поэтому, возрождение материнской культуры представляет собой проблему общества.

Сегодня материнство больше не воспринимается в качестве основного предназначения женщины, стремление современных девушек добиться успеха в политике, бизнесе, науке нередко подчиняет себе все остальные стремления.

В общественном же сознании материнство всегда представляло одну из наиболее значимых человеческих ценностей. Ведь именно мать является продолжательницей рода, а в совокупности - основой здоровой и полноценной нации.

Считаю что сегодня, нам необходима ориентация на отечественные культурно-исторические и духовные традиции. Традиция, как система передачи и наследования духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения. В этой связи обращение к фольклору, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, является, на мой взгляд, оптимальным.

Сл.№8

Структура занятия:

    Введение в тему занятия

    Повторение правил работы.

    Выполнение творческой работы (от простого к сложному).

    Рефлексия. Самооценка своих способностей, что получилось, что не получилось.

Сл.№9,10,11

    Введение в тему (видео ряд кукол, беседа на основе проблемных вопросов) Румяная многослойная матрешка и печально-свирепый щелкунчик, язвительный Петрушка и гламурная Барби – какие разные характеры, облик, история жизни. Однако все они состоят между собой в дальнем родстве, поскольку все это – куклы.

Сл.12.

Но кто был предком этого разномастного семейства?

Их общий предок был создан не для детских забав. Наоборот, первые куклы были серьезными и влиятельными участниками семейной и общинной жизни. Некоторые историки считают, что в глубине веков, когда древние люди, приносили друг друга в жертву, однажды кукла заменила собой человека.

Самая известная представительница таких кукол избавителей – Масленица, фигуру которой сжигали, прощаясь с долгими холодами, болезнями, однообразной зимней жизнью. Куклы служили тотемами, символизировали силы природы, охраняли от болезней и несчастий, их поддержкой можно было заручиться, надеясь на хороший урожай и здоровье.

Сл.13-22

    Понимание типов кукол, введение понятия «Оберег», его смысл, значение и функциональность для семьи.

Примеры: Обереги (пеленашка, крупеничка и т. д.)

Сл.23

Повторение правил работы. Домашних кукол "вертели" обычно из старого тряпья, не только из бережливости, но и потому, что ношеная материя хранила родовую силу и являлась оберегом. Если учесть, что вещи в семьях переходили по наследству, от матери к дочери и т.д., не трудно представить, сколько энергетики в себе хранили такие лоскуты...

    Кукла не колотая не резанная, использование красной нити, узлов.

Сл.№24,25

    Выполнение творческой работы. Пошаговые инструкции, индивидуальная работа с детьми

    Рефлексия. Фото работ

В результате такой работы

Учащиеся должны знать:

Оберег - как субъект культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение.

Учащиеся должны уметь:

    понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

    учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства

    называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

    выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений

    выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами

    выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

    наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

    добывать необходимую информацию

Сл.№26

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, массовых мероприятиях. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

итоговые – в конце года в ходе фестиваля организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

А теперь самое время попробовать себя в искусстве изготовления кукол.

Как мы уже поняли смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несёт в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка должна стать почти одушевлённым существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой и суженого указать, ребёнка от хвори вылечить, о судьбе поведать.
Кроме всего прочего, изготовление куклы имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях.

Сл. 27

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересо­ванного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориента­ции на государственно-общественное управление образованием, пра­ве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы.

Добрый день уважаемые педагоги и родители!

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

Казалось бы создано правовое поле для сотрудничества семьи и школы. На деле наблюдаем иногда обратное. Сегодня, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из... под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию взаимодействия родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов твopчecкoro и свободного развития личности ребенка.

Поэтому очень важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру.

Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой, и широтой влияния.

Педагог не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи.

Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловлено уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.

С поступлением ребенка в школу семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания - это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом.

Взаимодействие семьи и школы начинает осуществляться по основным принципам:

Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.

Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.

Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.

Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.

Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

К основным направленням деятельности педагогов и poдителей относятся:

  • познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);
  • поддержка физического здоровья обучающихся;
  • дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей;
  • поддержка одаренных детей;
  • социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. В создании такого союза родителей и педагогов важнейшая роль надлежит классным руководителям. Не все родители стремятся к сотрудничеству, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классный руководитель более всех должен быть заинтересован в целенаправленном поиске путей решения этой проблемы.

Чтобы найти пути ее решения, наше образовательное учреждение ищет новые формы взаимодействия с семьей понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Приоритетные функции семьи:

  • воспитательная;
  • оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  • познавательно-образовательная;
  • бьповая;
  • трудовая;
  • культурно-просветительная;
  • досyroво-творческая;
  • стимулирующая самостоятельный опыт личности;
  • охранно-защитная.

Приоритетные задачи семейного воспитания:

  • гармоническое развитие ребенка;
  • забота о здоровье детей:
  • помощь в учении;
  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  • помощь в социализации личности;
  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • подготовка к будущей семейной жизни

Основные компоненты семейного воспитания

  • климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения)
  • режим семейной жизни
  • содержании е деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей)

Я уже говорила, что современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот государства к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, увеличение количества не полных семей и имеющих одного ребенка. И это далеко не все проблемы как для семьи, так и для школы. Возможно, стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой. Какой?

Отец поздравил сына с днем рождения: «Тебе - семнадцать.

Ну, совсем большой!

И через год получишь разрешение

На прегрешенья взрослых:

На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»

Сын посмотрел задумчиво в окно:

«Спасибо, папа, за слова привета,

Но сигареты, водку и вино

Уж года три, как бросил я все это».

(Значительная часть подростков отдаляется от родителей, родители от детей.)

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется помощь со стороны образовательного учреждения.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Причины привлечения родителей к организации УВП:

  • знание условий обучения и воспитания ребенка
  • помощь классному руководителю в развитии интересов и способностей учеников

Чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней ребенку в школе, тем больше он получает для своего социального развития.

Как же вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс, как сделать их своими союзниками и помощниками? Процесс сложный и длительный

Для себя мы определили главное, что взаимодействие семьи и школы должно строится на идее толерантности . В её основе - принятие любого ребенка с его недостатками и достоинствами, с его талантами и особенностями мышления. Кто лучше знает своего ребенка, чем его родители? Поэтому позитивные изменения, отвечающие интересам детей, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родителей, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

Педагогический коллектив гимназии ясно представляет себе этапность такой работы, ее основные направления и проблемы.

В построении творческого союза можно выделить 2 этапа: знакомство (целеполагание), совместная деятельность - партнерство.

На первом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей - важный фактор для построения партнерства.

Родители учащихся могут ознакомиться с целями гимназии: они размещены на сайте учреждения, информационных стендах, буклетах. Традиционным стало проведение публичного отчета о деятельности гимназии. Информация о деятельности нашего учреждения регулярно появляется в СМИ, мы издаем собственную газету «Гимназист».

Публичное обнародование своих приоритетов и результатов деятельности позволяет привлечь именно тот контингент, которому наши идеи кажутся очень близкими. В итоге формируется желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

В решении проблемы взаимодействия гимназии и родителей одним из важных шагов является изучение воспитательного потенциала семьи. Чтобы иметь об этом достаточно полное представление, мы создали социальные паспорта классов и гимназии. В них собираются и анализируются по определенным параметрам количественные и качественные данные о семьях. Изучаются семьи, составляется социально-демографический портрет, анализируется организация и принципы семейного воспитания, взаимоотношения родителей с гимназией.

Полученные аналитические данные позволяют выработать стратегию взаимодействия педагогов и родителей, определить взаимополезность участников образовательного процесса.

Совместная деятельность - второй этап построения партнерских отношений. Здесь важно понятие общего вклада. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

Соблюдение этических норм и договоренностей,

Поддержка,

Продуктивность.

Каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть, что о нем и его ребенке действительно заботятся? Что он нужен гимназии? Что его интересы, способности, знания востребованы?

Это выражается в регулярном информировании, просвещении, консультировании, социальной и психологической помощи семье

На родительских собраниях классные руководители объясняют важность сотрудничества, предлагают перечень дел, формы работы, которые могут организовать родители. При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняются небольшими группами по очереди. Таким образом, каждый из родителей имеет возможность и обязанность принять участие в организации какого-либо дела с учащимися.

Педагоги, администрация привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в классе, считая мнение родителей определяющим.

Ведется целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе.

В результате была создана модель работы школы и семьи. (схема)

Ключевые функции взаимодействия образовательного учреждения и семьи:

Информационная;

Воспитательно-развивающая;

Формирующая;

Охранно-оздоровительная;

Контролирующая;

Бытовая.

Задачи взаимодействия:

Формирование активной педагогической позиции родителей;

Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями

Активное участие родителей в воспитании детей.

Работа с семьей подразделяется на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в школе и поддержания контакта в семье.

Еженедельно каждый родитель получает информацию об успехах и проблемах в обучении и воспитании своего ребенка от классного руководителя.

Ежемесячные формы общения с родителями - это:

Эти классические формы работы с родителями имеют определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной ·атмосферы; ... хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского и педагогического творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации по актуальным вопросам воспитания детей.

Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей : это праздники День Знаний, Посвящение в гимназисты, День Матери, Ярмарка Дары Осени, Презентация профильных классов, День рождения гимназии, творческие отчеты, бал призеров предметных олимпиад, Праздник Семьи, классные часы и т.д.

В то же время педагоги используют и специальные средства:

- организацию психолого – педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем (организация занятий лектория «Педагогическая азбука», семинары, практикумы, конференции, открытые уроки, внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, создание творческих групп, групп по интересам)

Привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка, его будущего и, соответственно, к разработке программе действий, обеспечивающей достижение намеченных перспектив;

- участие родителей в анализе достижений ребенка , его трудностей и проблем;

Поощрение, поддержка, пропаганда успехов и достижений родителей в воспитании детей.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление воспитательного потенциала.

Цель вводимых форм и методов работы – личностное развитие ребенка. Информированность взрослых о проблемах детей, желание сделать первый шаг навстречу, узнать, чем живет сегодня школа, улица позволяет родителям стать значимой группой

Предложенная модель оптимизации взаимодействия педагогов и семьи позволяет нам не только сформировать открытое информационное пространство гимназии, но и дает возможность родителям самим активно участвовать в планировании работы гимназии, в развитии личности гимназистов

Эффективная работа по организации совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся позволяет нам перейти к построению партнерских отношений.

Необходимыми условиями формирования партнерских отношений являются их добровольность и долговременность, взаимная ответственность. Мы понимаем, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Поэтому не ждем мгновенного результата, а стремимся четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно.

Какой результат можно ожидать по прохождению всех этапов взаимодействия? Что даст детям развитие социального партнерства между семьей и гимназией?

Мы предполагаем, что результат – не только приобретение новых материальных ресурсов для реализации образовательных проектов, но и приобретение учащимися знаний в предметных областях, развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическая комфортность (в том числе и в детском коллективе). Но самое главное – мы ожидаем, что изменения отношений между детьми и родителями . Сформированное таким образом гуманистическое пространство развития, в котором растет ребенок, будет являться одним из главных факторов воспитания и развития личности гимназиста на всех ступенях обучения.

Приведу высказывание замечательного педагога А,С,Макаренко: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.» Главное – чтобы и опыт, и убеждения были правильными. Научить детей разбираться в сложных жизненных ситуациях, самостоятельно находить правильные решения, отстаивать свои убеждения – задача, которую можно решить только совместными усилиями семьи и школы.

Взаимная договоренность - залог успешности педагогического альянса (объединение, союз)

Как же классные руководители на разных ступенях обучения развивают личность ребенка через взаимодействие семьи и школы?

В связи с этим, одной из главных задач, поставленных коллективом гимназии, на ближайшие годы является:

развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями

Решение этой задачи осуществляется по двум направлениям:

В работе с родителями необходимо:

1. Продолжить формирование у родителей педагогических, культурных представлений о своей роли в воспитании ребенка о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса.

2. Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.

3. Активизировать работу органов родительского самоуправления через создание при родительских комитетах гимназии и классов советов по различным направлениям деятельности, ежегодное проведение общегимназических родительских конференций, внедрение инновационных форм таких, как родительские ринги, тренинги, вечера.

В работе с педагогами:

1. Продолжить формирование понимания значимости сотрудничества гимназии с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми.

2. Формировать у педагогов потребность решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями.

3. Организовать методическую работу по освоению педагогами гимназии:

  • методов изучения семьи;
  • диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями;
  • активных современных способов организации совместной деятельности родителей и детей.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Развитие личности

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. [Фридман, 2001: 58]

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Выделяют 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника - в пересказе текста. Психологи исследовавшие особенности устного пересказа у младших школьников, заметили, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко - это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь - выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их по ведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

С формированием у школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.».

Развитие личности школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, что бы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.

Таким образом, в школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка.

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества. [Волков, 2000: 313]

Ребенок в школьном возрасте овладевает своим поведением. Все это связано с тем, что младший школьник более точно постигает нормы повеления, выработанные обществом. Эти нормы определяет поведение и человека и характере его взаимоотношений с другими людьми. Младшие школьники постепенно овладевают своим поведением. Начиная уже более сдержанно выражать свои эмоции - недовольство, раздражение, зависть.

В этом возрасте развиваются высшие чувства: эстетические, социальные. Особую роль играет формирование социальных чувств: чувства товарищества, ответственности, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости т. п.