Разработка урока конференции по географии. Открытый урок-конференция по географии "глобальные проблемы человечества". Методические разработки для учителя географии. Урок пресс-конференция

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №32 имени «Молодой гвардии»

Октябрьского района г. Ростова-на-Дону

Разработка урока-конференции по географии для

9 класса

с использований мультимедийных презентаций
по теме «Европейский Юг. Республики Северного Кавказа»

Составитель: Макиевская И.С.

учитель географии МОУ СОШ №32

9 класс

Экономическая и социальная география России

урок-конференция «Европейский Юг. Республики Северного Кавказа»

учитель географии МОУ СОШ №32

И.С.Макиевская
Тип урока: урок - конференция
Цели урока:


  • продолжить формирование представлений и знаний у школьников об экономических районах России;

  • познакомить учащихся с особенностями географического положения и основными чертами природы республик Северного Кавказа;

  • изучить особенности населения региона, его состав и структуру;

  • проанализировать основные проблемы региона – социальные, экономические, экологические и возможные пути решения этих проблем.

Задачи урока:


  • развивать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • способствовать формированию информационной культуры;

  • формирование умений работать с разными источниками географической информации;

  • способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к Родине;

  • развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность);

  • понимание важности толерантности и общественного поведения в многонациональной стране;

  • уважение к истории и культуре, традициям народов России;

Технологии урока:


  • постановка учебного процесса на опережающей основе;

  • педагогического сотрудничества;

  • критического мышления.

Методы урока:


  • интегративный

  • личностно-ориентированный

Оборудование:

карты России – политико-административная, физическая, Северного Кавказа, компьютер и проектор; презентации учащихся по республикам Северного Кавказа; атласы.


Подготовка к уроку
Класс заранее делится на группы, это представители республик, эксперты, корреспонденты. В группе по 5-6 человек. Каждая группа выполняет электронную презентацию по республике.

ХОД УРОКА
I. Активизация опорных знаний
Учитель задает вопросы аудитории:
1. Перечислите особенности экономико-географического положения Северного Кавказа?

2. Охарактеризуйте особенности рельефа района. 3. Назовите главную отрасль специализации этого района?

4. Каковы особенности сельскохозяйственной специализации этих территорий?

5. Почему г. Ростов-на-Дону называют «воротами Кавказа»?

6. Добыча каких полезных ископаемых ведется на территории Северного Кавказа?

7. Перечислите и покажите на карте республики со столицами, края, области, входящие в состав ЮФО и СКО

Учащиеся дают ответы, используя настенные карты России и Северного Кавказа
II . Постановка темы и целей урока
Учитель . Северный Кавказ - самый многонациональный район России. Здесь проживает 140 народов. В его составе выделяется ЮФО и образованный в 2010 году СКО (Ставропольский край, Карачаево-Черкесская республика, Кабардино-Балкарская республика, Северная Осетия-Алания, Чеченская и Ингушские республики, Дагестан).

Основная причина объединения данных территорий – общность социальных и экономических проблем. Цель нашего урока: познакомиться с экономико-географическими особенностями территорий на примере республик Адыгеи, Северной Осетии-Алании, Дагестана, Ингушетии;

вскрыть социально-политические предпосылки развития гражданского общества на Северном Кавказе; определить пути к урегулированию религиозных и национальных проблем (цели урока, план работы конференции записаны на доске).

III. Приветствие к участникам урока- конференции:

(звучит музыка народов Кавказа)

Представители республик обращаются к участникам на армянском, лезгинском, азербайджанском, ассирийском, адыгейском ингушском языках:

« Здравствуйте, дорогие ребята! Вас приветствует дружная семья народов Северного Кавказа. Россия – многонациональное государство. Его история – это история взаимоотношения ее народов. Каждый из народов имеет свой язык, уклад жизни, обычаи и традиции, культуру, трудовые навыки. Задачи сегодняшнего дня – это создание условий для мира и процветания на нашей Земле!»

Ученица читает стихотворение Буртылевой Е.Г. учителя русского языка МОУ СОШ №32 « Дружба всех дороже»
Земля Донская – Родина для всех,

Живут на ней различные народы.

Ведь все они, как пальцы в кулаке,

Боролись ради жизни на Земле

И ради счастья и свободы!

Татары, русские, армяне,

Чеченцы, немцы, ингуши,

Лезгины, турки, украинцы,

Грузины, греки, латыши.

И победили мы в войне лишь потому,

Что дружба нас соединила,

А дружба всех народов – это сила,

Которую ничем не заменить,

Для этого на свете стоит жить!

Ученик читает слова Расула Гамзатова
« Каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и должен быть готовым принять на себя эту роль.

Человеку дают имя, папаху и оружие, человека с колыбели учат родным песням.

В какие бы края ни забросила его судьба, он должен везде чувствовать себя представителем той земли, тех гор, того аула, где он научился седлать коня.

Когда у тебя спрашивают, кто ты такой, можно предъявить документ, паспорт. Когда же у народа спросить, кто он такой, то народ, как документ, предъявит своего ученого, писателя, художника, композитора»


Учитель Северный Кавказ – это болевая точка на карте России. Давайте вспомним и почтим память погибших в террористических актах в Беслане, Москве, Каспийске, Волгодонске и других гjродах.
(звучит тихая скорбная музыка)
Ученик 1 сентября 2004 года. Кто не помнит этой даты?!

Она вошло в жизнь нашего народа трагедией в Беслане. Мирный, такой чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. В результате злодейского, беспримерного по жестокости террористического акта в городе Беслане погибли и получили ранения сотни мирных граждан, большая часть которых – ни в чем не повинные дети. Забыть тот горький день мы никогда не сможем. Пусть наступит минута молчания. Вечная память погибшим в Беслане! (Минута молчания)

1-й чтец

Снег на камне, снег на рябине,

Снег появился в висках матерей.

Кто не дождался своих сыновей

Из школы в Беслане, И дочерей…

Кто их утешит? Кто им поможет?

Кто повелел их детей уничтожить?

Кто им приглушит великую боль?

2-й чтец

Нет, не найти им, пожалуй, покоя.

Вы их растили и воспитали,

Радости, счастья им в жизнь желали.

Но оборвалась их юная жизнь…

Те, кто вернулся, и цел и калеки,

Они о терроре будут помнить вовеки.

3-й чтец

И детям расскажут о горе в Беслане,

О том, что случилось тогда в стране…

Милым ребятам я стих посвящаю

И низкий поклон матерям посылаю

4-й чтец

А мы не забудем про этот террор,

О тех, кто погибли в Беслане,

О тех, кто погибли в бою.


IV. Работа в группах

Учитель: Северный Кавказ имеет особое геополитическое положение, это международный транспортный коридор - «Ворота Кавказа». Регион, единственный в России имеющий выход к бассейнам трех южных морей: Азовского, Черного и Каспийского. Уникальное курортное хозяйство: теплое море, вершины гор, минеральные источники, лечебные воды и грязи. Уникальная культура, обряды, танцы, традиционные ремесла, многочисленные языки и диалекты – все это делает регион неповторимым и привлекательным для изучения

Учитель при подготовке конференции корреспондентам и экономистам было предложено подготовить вопросы для обсуждения на уроке.
Корреспонденты и экономисты формулируют вопросы:


  1. Какие виды спорта получили развитие на Северном Кавказе, почему?

  2. Есть ли запреты на профессии для женщин в исламских республиках Северного Кавказа?

  3. Пути решения проблемы сохранения национальных языков в республиках.

  4. Какие проблемы возникают в Чеченской и Ингушской республиках в связи с особой демографической ситуацией?

  5. Какие отрасли машиностроения могут получить развитие на данных территориях, почему?

  6. Ваш взгляд на раздельное обучение в школах для девочек и мальчиков.

  7. Какова необходимость сохранения культурных, этнических особенностей в многонациональном государстве?
Участники конференции высказывают свои мнения по предложенным вопросам опираясь на знания по географии, истории, обществознанию и личный опыт. Между группами возникает дискуссия, которая переходит к представлению презентаций учащихся по экономико-географической характеристике республик

V. Защита слайд-шоу по государственной символике

(на экране проецируется изображение герба, флага республики)
Учитель предлагает выступить с защитой слайдов по государственной символике Адыгеи, Северной Осетии-Алании, Дагестана, Ингушетии.

Учитель Ребята, почему на ваш взгляд, любое государство, республика должны иметь герб, флаг, гимн? В чем их значимость, роль в становлении личности молодого человека?

Учащиеся высказывают свои мнения

VI. Защита презентаций по республикам

(на экране проецируются изображения)
Республика Дагестан


  • Столица – город Махачкала

  • Площадь- 50300 км2

  • Население- 2711679 чел

  • Федеральный округ - Северо- Кавказский

  • Код субъекта РФ: 05,105

  • Плотность-53,9 чел/ км

  • 17 декабря 1991 г- переименование в Республику Дагестан.

  • 1994 г- принятие конституции Республики Дагестан.
Орография Дагестана своеобразна: 245- километровая полоса предгорий упирается в поперечные хребты. Две основные реки вырываются из гор- Сулак на севере и Самур на юге.

Территория Дагестана граничит с Азербайджаном на юге, с Грузией на юго-западе, также с Чеченской Республикой на западе, со Ставропольским краем на северо-западе и с Республикой Калмыкия на севере. С востока территория Дагестана омывается водами Каспийского моря. Юг республики занимают горы и предгорья Большого Кавказа, на севере начинается Прикаспийская низменность. Через центральную часть республики протекают реки Терек и Сулак. Дагестан в переводе с азербайджанского языка означает «Страна гор».

Столица республики город Махачкала.

Свое современное название город получил в 1921 году в честь Махача Дахадаева. Позже Махачкала стала столицей ДАССР. Сегодня Махачкала- это культурный экономический научный центр Юга России.


6
Дербент- второй по величине в Дагестане и один из самых древних городов мира. В Дербенте расположена крепость Нарын-Кала, возраст которого составляет около двух с половиной тысяч лет. Дербент - старейший культурный центр Дагестана, откуда распространились искусство, ремесло, письменность и т.д.

Сельское население республики составляет 57,6% , а городское население 42,4%.Народы Дагестана говорят на языках четырех групп 95% верующие- мусульмане из них: 90%- сунниты, 5%- шииты.5% верующих- христиане.

Рождаемость 19,5 на тысячу населения (3 место в РФ, после Ингушетии и Чечни). Дагестан является самой многонациональной республикой России. 14 языкам народов Дагестана придан статус государственных.

Дагестан издавна считается мусульманским оплотом на Северном Кавказе. Ислам стал проникать на территорию Дагестана благодаря арабам в 7 веке. Полумесяц- символ прироста и возрождения. Если же месяц изображается вместе со звездой, как в исламской традиции, то в этом случае он выступает аллегорией рая.

Основные производства республики:


  • Сельское хозяйство

  • Виноделие

  • Рыболовство

  • Народные промыслы

  • Добыча нефти

  • Легкая и химическая промышленность

  • Производство электроэнергии

В Дагестане широко известны лезгинские поэты С. Кочхюров и Е. Эмин, кумыкский поэт И.Казак, аварский- Махмуд (М.Магомедов), даргинский- Батырай. Расул Гамзатов всемирно известный поэт республики. Богато народно-поэтическое творчество дагестанцев- песни, сказки, предания и легенды.

Огромный интерес представляют старые сооружения Дагестана. В Дербенте сохранились Джума- мечети и цитадель Нарын-Кала. В горных районов Дагестана остались многочисленные постройки бешен и крепостей. Террасы горных аулов тоже памятники старены. Жилые дома, построенные в 18-19 в.в образуют единое ступенчатое сооружение. Распространены были купольные мавзолеи, арочные мосты, архитектурно оформленые родники.

Ювелирные украшения в женском костюме- особая тема для дагестанских женщин. В прошлом больше всего ценилось золото и серебро.

Дагестанская женская одежда необычайно разнообразна по форме, используемому материалу, художественной композиции и декору. В каждом костюме есть свой художественный образ, своя индивидуальная выразительность.

7
Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Мудрость народная учит:


  • Первое достоинство человека - ум

  • Второе достоинство человека - дружба

  • Третье достоинство человека - совесть

  • Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание

  • Пятое достоинство человек а- счастье
Лезгинка - народный танец кавказских горцев. Знаменитый танец «лезгинка» известен в Иране под названием «Лазги, лезги», в Грузии «Лекури». Лезгинка-танец - соревнование демонстрирующий ловкость, неутомимость танцоров. Современную дагестанскую кухню однозначно охарактеризовать невозможно. Блюда, бытующие в каждом отдельно взятом районе Дагестана, несут особый колорит. К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, который подают как первое или второе. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из трав, творога, овощей.

Республика Адыгея
Земля Адыгеи заселена с давних времен. Письменные свидетельства о предках адыгов имеются в работах древнегреческих писателей начиная c V века до н.э. Адыги - народ, давший название республике, - древнейшие обитатели Северо-Западного Кавказа, известные с XIII в. как черкесы. Адыгейский язык относится к адыго-абхазской группе кавказских языков.

В средние века здесь проходил знаменитый Великий Шелковый путь из Европы в Азию.

Предки адыгов создали культуру, известную в мировой археологии как Майкопская. Десятки курганов, связанных между собой легендами, загадочные дольмены свидетельствуют о ее ярчайшем расцвете у древнейших кавказцев, их тесных связях с Европой и Востоком.

Адыгейская автономная область - образована 27 июля 1922 года. 28 июня 1991 года на V сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея. Закон РФ от 3 июля 1991 года официально закрепил преобразование Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР.

Площадь Адыгеи – 7790 кв.км., длина границ – 900 км, протяженность территории республики с севера на юг – 208 км, с запада на восток – 165 км, в ней проживает 441,2 тыс. чел. В состав республики входят 7 административных районов: Гиагинский, Кошехабльский, Шовгеновский, Красногвардейский, Майкопский, Тахтамукайский, Теучежский. Адыгея входит в состав Южного федерального округа.
8
Положение Адыгеи на юге России, в предгорьях и горах Кавказа, в междуречье крупных рек благоприятно для освоения территории и удобно для связей со своими соседями.

Одной из крупных рек Адыгеи, ее естественной границей на востоке является река Лаба. Она самый крупный приток р. Кубани. Началом ее считается место слияния рек Большой и Малой Лабы. Длина собственно р. Лабы 214 км, вместе с Большой Лабой она составляет 341 км; общая площадь ее водосборного бассейна 12500 кв.км. Водный режим р. Лабы своеобразен, ее водность значительно колеблется по сезонам года. Сильные разливы и наводнения возможны практически во все сезоны, кроме зимы. Причины паводков - весеннее снеготаяние, летнее таяние ледников и осенние ливни.

Основные лесные ресурсы находятся в Майкопском районе, в котором сосредоточено 98 % всех лесов. В низкогорных лесах господствуют дуб черешчатый и дуб Гартвиса. Здесь же встречаются клен, ясень, груша кавказская, яблоня, кизил, боярышник.

На высоте 450 - 500 м дубовые леса сменяются поясом буковых лесов. Произрастают также дуб скальный и граб кавказский. Из третичных реликтов здесь можно встретить тис ягодный.

Животный мир самых верхних ландшафтных зон представлен значительным количеством эндемичных видов и подвидов. Кавказская мышовка, прометеева полевка, кубанский тур, кавказская серна, каменная куница распространены только в Майкопском районе. Главной достопримечательностью фауны республики является горный зубр. В лесах горной Адыгеи обитают кавказский благородный олень, тур кавказский, серна, кавказский бурый медведь, кавказские виды выдры, барсука, рыси, дикого кота, лисицы, лесная и каменная куницы и др.

Ведущей отраслью производства является пищевая промышленность, удельный вес которой в общем объеме производства составляет более 35%. Производятся мясные, плодоовощные консервы, кондитерские, макаронные, винно-водочные изделия, различная молочная и мясная продукция. Наличие в республике лесных ресурсов обусловило развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности,

продукцией которой являются деловая древесина и изделия из неё, паркет, полуцеллюлоза, картон. Предприятия машиностроения и металлообработки производят и поставляют в различные регионы страны и за её пределы средние и тяжелые цилиндрические редукторы, технологическое оборудование для лесозаготовок, металлорежущие и деревообрабатывающие станки, станочные нормали и др.

Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития экономики. Ведущее место занимают выращивание и переработка зерна, сахарной свеклы, масличных и эфиромасличных культур, овощей и плодов, табака, выращивание крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, племенное коневодство.

9
Уникальные природно-климатические условия Адыгеи способствуют произрастанию таких южных культур как персик, черешня, кизил, айва, груша, виноград, чай. Промышленная продукция агропромышленного комплекса составляет 32% всей промышленной продукции республики.

Территория Адыгеи относится к зоне смешанного туризма. Здесь имеются благоприятные условия для организации как спортивно-оздоровительных, так и познавательных маршрутов. Территория насыщена природными объектами, многие из которых имеют высокую экскурсионную ценность.

Правительством Республики Адыгея ведется большая работа по привлечению туристов и отдыхающих в регион, формированию его положительного имиджа.

Численность населения Республики Адыгея, по данным на 1 января 2007 года, составляет 441,2 тысячи человек, в том числе 69,6 тысячи человек - дети до 14 лет. Средняя плотность населения - 56,6 человек на 1 кв. км, что почти втрое превышает соответствующий показатель по России. Наиболее высока плотность населения в районах, расположенных на равнине - до 141 человека на 1 км.


Северная Осетия
Образована 7 июля 1924г как Северо-Осетинская АО; 5 декабря 1936г преобразована в Северо-Осетинская АССР; с 1990г Северо-Осетинская ССР; с 1991г Республика Северная Осетия-Алания.

Северная Осетия расположена на северном склоне Большого Кавказа.

На севере республики простирается Ставропольская равнина, южнее её поднимается Терский и Сунженский хребты, в центральной части расположена Северо-Осетинская равнина, на юге возвышается Главный, или Водораздельный, хребет Большого Кавказа (г. Казбек высотой до 5033м)

Территория 8 тыс. км2 (0,05% от РФ), население 709,9тыс.человек, доля городского населения 65,3%. Плотность населения одна из самых высоких в Российской Федерации- 84,5 человека на 1км2.

Наиболее плотно заселены Правобережный район (120 человек на 1 км2) на востоке республики и территория вокруг Владикавказа. Города: Владикавказ (315,1 тыс.жителей) – столица республики, Моздок 942,6 тыс.),Беслан (35,6 тыс.), Алагир (21,5 тыс.), Ардон (17,5 тыс. жителей). Официальный язык-русский.

Ведущие производства: цветная металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая.

Промышленность представлена производством цинка, свинца, кадмия, серной кислоты (завод «Электроцинк»), твёрдых сплавов (завод «Победит»), осветительных электроламп, приборов, кожевенно-обувным.

В сельском хозяйстве преобладает животноводство мясного направления. Успешно развиваются зерновое хозяйство, садоводство и виноградарство.

Транспортная сеть республики развита довольно хорошо. Ведущую роль в перевозках играет автомобильный транспорт. Плотность сети автомобильных дорог 285 км на 1 тыс. км. В Северной Осетии начинаются Военно-Грузинские и Военно-Осетинские дороги. Построена дорога с Северного Кавказа и Закавказье через Рокский перевал. Функционирует железнодорожный транспорт.

Северная Осетия богата в рекреационном отношении. Большой популярностью пользуются бальнеологические курорты Кармадон, Тамиск и горно-рекреационный комплекс в Цейском ущелье. Республика - один из центров туризма и альпинизма Северного Кавказа.

Республика Ингушетия
Название республики происходит от русского наименования населения (ингуши - от названия села Ангушт) и от грузинского суффикса –ети-, что в сумме означает «место где живут ингуши». Но это название стало употребляться только с XVIII века. Само название народа «гІалгІай» - что означает «строитель», «житель башен»

Республика Ингушетия занимает площадь 19,3 тыс км2 , население – 460 тыс человек по меркам 2009 года.

Столицей республики является город Магас.

Граничит с Чеченской республикой, но границы являются лишь условными.

Президент республики – Евкуров Янус-Бек


  • городское население – 198 тыс чел

  • сельское население – 269 тыс чел

  • плотность население – 127 чел на км2

  • средний возраст – 26-28 лет

  • национальный состав - ингуши 77%, чеченцы 20%, русские – 2%
Важнейшие ресурсы республики – это нефть, природный газ, мрамор, глина. Нефть, конечно же, основа топливно-энергетического комплекса. За год добывают примерно 11 млн. тонн нефти. Термальные источники используют как воду для оздоровительного купания, и как питьевую минеральную воду.

Горный и чистый воздух – вот секрет долгожительства ингушей. В республике много термальных источников, красивые пейзажи, великое множество исторических памятников. Особенностью республики является уникальное, традиционное построение домов. Большая часть населения проживает в горных районах, поэтому их жилища просто уникальны! Строения выдерживают оползни с гор и падающие камни.

Наиболее любимой пищей ингушей является мясо. Больше всего в республике употребляют баранину и птицу. Национальное блюдо – это жаренный на углях баран, украшенный овощами.

Национальный костюм ингушей внешне очень напоминает костюм казаков Дона. Но ингушей от казаков отличает яркость и пестрота тканей костюма (в данном случае женского) и дополнения из овечьей шерсти. У женщин это было платье-сарафан из нескольких слоев, волосы, как правило, частично были закрыты платком. У мужчин же, национальный костюм не повторим. Он состоит из жилетки и высокой шапки сделанной из овечьей шерсти. Раньше носить черную шапку и жилетку позволялось только женатому мужчине, но сейчас это утеряло свое значение.

Самой важной традицией за все существование ингушей является уважение и почитание предков. На каждый праздник принято посещать родственников на кладбище. В эту же традицию входит полнейшее послушание родителей. Еще одна интересная традиция – гостеприимность. Любой человек, зашедший в дом ингуша, тут же становился гостем. Гостю давали пищу и если надобно давали ночлег

Ингуши – мусульмане. Доминирующие религии в республике – ислам суннитского толка и православное христианство. Функционирует 45 Мечетей. А в станице Слепцовской имеется Исламский институт.

Промышленность у республики развита слабо. Только нефтяная отрасль процветает, все остальное находится в упадке. Помимо нефтедобычи в республике есть химическая, трикотажная, металлообрабатывающая, кондитерская промышленности (фабрики).

VII. Подведение итогов урока
Учитель Ребята, мы познакомились с презентациями, которые помогли нам ответить на главные вопросы нашего урока. Предлагаю вам дома в рабочей тетради письменно ответить на вопросы:

(вопросы проецируются на экран)


  1. Северный Кавказ всегда привлекал жителей из других районов страны, почему? Укажи не менее трех факторов.

  2. Выдели наиболее острые современные проблемы данного региона.

  3. Можно ли считать что сохранение политической стабильности, мирное разрешение этнополитических и экономических противоречий между народами Северного Кавказа – главная задача перспективного развития региона.

  • Выставление оценок

  • Домашнее задание

Данный урок – это первый урок из раздела «Глобальные проблемы человечества». В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он может реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Урок проходит в виде конференции, на которой учащиеся раскрывают сущность, причины возникновения и пути решения глобальных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок пресс-конференция «Глобальные проблемы человечества», география 11 класс.

Гаврилюк Ольга Владимировна

Учитель географии

МАОУ СОШ №38

Город Калининград

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.
  • Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.
  • Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-конференция.

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2012.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1. Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Верно ли высказывание: «Если раньше наша планета могла погибнуть от природных явлений, сейчас - не только от войны, но и от мирных условий». (Варианты ответов учащихся ).

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух загрязнен, вода отравлена, почва заражена радиацией и химическими веществами. О том, что это реальная угроза для всей Земли, многие люди не задумываются.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов; значительный, масштабный; общий, всеобъемлющий. Проблема (от греческ. problema - задача) - сложный, теоретический или практический вопрос, требующий адекватной теории для своего решения.

Последние десятилетия поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных и от которых зависит выживание человечества на нашей планете. И сегодня мы будем говорить о сути глобальных проблем.

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все не возможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П.Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос (проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся).

Учитель: Познакомившись с глобальными проблемами и уяснив их специфику, постарайтесь ответить на вопрос в конце урока, если сейчас затрудняетесь.

2. Изучение нового материала: Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Краткие тезисы выступлений учащихся:

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

В мире накоплен запас ядерного оружия, достаточный для многократного уничтожения жизни на Земле. До недавнего времени к числу ядерных держав относились шесть стран: США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Индия. Все эти страны заключили договор о нераспространении ядерного оружия, запрещающий передачу атомных технологий другим странам. Однако несколько стран ведут самостоятельные исследования и близки к созданию собственных образов ядерного оружия (Иран и КНДР). Это может привести к тому, что ядерное оружие будет применено странами, не осознающими всей опасности его применения и не ограниченными международными соглашениями. К овладению атомным оружием стремятся и международные террористические организации, для которых нет никаких моральных запретов.

2. Экологическая проблема.

Ухудшение качества среды обитания в результате хозяйственной деятельности человека может привести к вырождению и даже вымиранию человека. В некоторых странах экологическая ситуация достигла уровня экологического кризиса. Возникла угроза в виде изменения климата Земли, разрушения озонового слоя, теплового загрязнения атмосферы – парникового эффекта, учащения стихийных бедствий, опустынивания земель, сокращения площади лесов, ухудшения качества воздуха и пресной воды.

3. Демографическая проблема.

Рост населения стремительно увеличивает нагрузку на природу вообще и на природные ресурсы в частности. Большая доля этого прироста приходится на долю развивающихся стран, экономика которых не может обеспечить население самым необходимым. Это увеличивает отсталость этих стран, усиливает действие глобальных проблем истощения сырья и энергии.

4. Продовольственная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия. По данным ООН только 1/3 населения Земли обеспечена нормальным питанием. Почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов.50% населения Африки находится на пороге голода.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Эта проблема связана с очень быстрым ростом добычи ресурсов и их невосполнимостью, ограниченностью запасов. Существование цивилизации при отсутствии основных видов ресурсов и источников энергии выглядит проблематичным.

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем , которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

  • Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
  • Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
  • Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

3. Рефлексия:

1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?

2. Какие глобальные проблемы наиболее актуальны для современной России?

3. На какой стадии царила гармония между обществом и природой?

4. Почему проблемы со временем все более усугубляются, а не решаются?

Домашнее задание: стр. 361-364. Творческое задание по одной из глобальных проблем, не затронутых на данном уроке.

Урок- конференция по географии на тему:

«Народные промыслы России».

(9 класс)

Эпиграф к уроку: «Работа хороша, если в ней польза и душа».

Цели урока : познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, художественной ценностью; воспитывать патриотизм; вести профессиональную ориентацию.

Оборудование: посуда Хохломы, Гжели; изделия Гжели; плетение; вязаные изделия; литература по теме; физическая карта России с обозначением мест развития промыслов.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Учитель. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов – дерева, металла, глины, камня – создавал он истинные произведения декоративно – прикладного искусства. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Сегодня мы познакомимся с искусством народных промыслов.

Итак, открываем урок – конференцию «Народные промыслы России». Знакомство с ними начнем с Гжели. Я приглашаю вас всех в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором.

ГЖЕЛЬ

Ученица . К юго – востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия связывают со словом «жечь». Изделия из глины подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Колиты. С тех пор - одна из прибыльных волостей. В середине XVII века в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходившие своим качеством глины Западной Европы. Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики - покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Из глины делали кувшины, кружки, рукомои, блюда, прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, шкатулочки и многое другое. В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь. Получился полуфаянс . С этого момента и начинают расти знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительно гжельская традиция. Стиль росписи кобальтом – синей краской - становится классическим. Одна краска дает до тридцати оттенков. Виртуозное исполнение цветка простой комбинацией широких мазков с набором краски на одну сторону называют агашкой. Производство полуфаянса было огромным шагом вперед. Но все - же черепок его был довольно толстым. Началась разработка технологий тонкого фаянса. Это удалось крестьянину Афанасию Киселеву, который потратил на это десять лет. Он освоил основные виды художественной росписи: кистевую живопись, цветные поливы, рельеф, люстр; покрытие солями металлов, придающие изделиям металлический блеск под «золото», «медь», «серебро», «перламутр». В 1820 году освоив тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Первым из мастеров был Павел Куличков.

Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок, сократилось заводское производство. Виной тому – войны начала XX века, разруха после революции, отсутствие сырья и топлива. В 1925 году в деревне Турыгино возникает крупная артель «Художественная керамика». Во время Великой Отечественной войны она закрывается. И вновь начинает работать в 1945 году благодаря А. Б. Салтыкову и Н. И. Бессарабовой. В 1972 году возникает товарищество «Гжель». Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами».

ПЛАТКИ И ШАЛИ

Учитель. Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор.

(Демонстрация платков).

Ученица. В XIX веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготовляют прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас в России, так и за рубежом. (Исполнение частушек).

    Вы, подружки мои, в стороне не стойте,

А частушки про платки веселее пойте.

    На платочке два цветочка – голубой да синенький.

Про любовь никто не знает, только я да миленький.

    Повяжу платок я туго, чтобы ветер не порвал.

Поведу машину лугом, чтобы милый увидал.

    Супостаточка моя в беленьком платочке

    Перед милым вертится, как змея на кочке.

Оренбургский пуховый платок.

Ученица . Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Первым о них рассказал Петр Иванович Рычков. В 1762 году в журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих» появилась его статья «Топография Оренбургской губернии». Рычков одним из первых серьезно заинтересовался козами. Он побывал у чабанов, увидел образцы изделий из пуха и предложил наладить в крае пуховязальный промысел. У калмыков и казахов вязка из пуха была «глухой». Уральские казачки использовали в вязке растительный орнамент – живые мотивы природы. Зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.

1861 год. Простая казачка Мария Николаевна Ускова в Оренбурге подала губернатору письменное прошение принять и отправить на Всемирную выставку в Англию ее пуховые платки. Просьба была удовлетворена. Перед закрытием экспозиции все платки были раскуплены. Спустя несколько месяцев, представитель казачьего войска доставил и под расписку передал ей медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. После выставки английская фирма «Липнер» организовала крупное предприятие по выработке изделий «Имитация под Оренбург». Но славой своей оренбургский пуховый платок во многом обязан искусству козоводов.

Макраме

Ученица . Завязывание узлов на веревках для практического использования относится к числу древнейших изобретений человечества. Умение вязать на веревке узлы и плести сети в древности ценилось очень высоко и считалось родовым достоинством. Оно передавалось от отца к сыну, из поколения в поколение. Сегодня мы применяем узлы и плетения, не задумываясь даже о том, что их возраст исчисляется даже не веками, а тысячелетиями. Такие узлы, как выбленочный, прямой и беседочный, служили жителям Древнего Египта еще 5 тысячелетий назад. Это подтверждают археологические находки. Так на обрывках снастей парусного корабля фараона Хеопса нашли беседочный узел. Прямой узел широко распространен у римлян и греков. Однако изобретателями самых хитроумных и практических узлов оказались моряки. Ко времени расцвета флота в морском деле насчитывалось около 500 видов узлов.

Удивительные по замыслу и великолепные по исполнению предметы плетения моряки по возвращению на берег после долгой разлуки дарили своим женам и любимым. Со временем женщины переняли у моряков искусство превращать простую веревку в изящную и нежную вещь. Плетут из тонких нитей разные украшения: кулоны, пояса, серьги, шали, шапочки, сумки, обувь.

ВЯЗАНИЕ

Ученик . Ручное вязание стало весьма популярным. Ручное вязание – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной.

( Демонстрация вязаных вещей) .

Вязание относится к числу тех видов досуга, в которых приятное сочетается с полезным. Многие утверждают, что во время вязания «хорошо думается», что успокаиваются нервы. Узорное вязание на спицах – область традиционного народного искусства, которая приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Вязаные чулки, носки и варежки из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно они бывают одноцветные. Но в некоторых районах празднично вязаные изделия привлекают внимание нарядным орнаментом. Их изготавливали на Севере и в районах Рязанской, Пензенской, Тульской губерний. Особенно выделяют русские поселки по рекам Мезень и Пинеге. Орнаментальное вязание особенно распространено у финно-угорских народов, у коми, от которых это искусство могло перейти к русским, живущим по соседству. Современные промыслы узорного вязания существуют и в традиционных районах. Теперь вяжут предметы модной женской и спортивной одежды, а также дополнения к костюму: головные уборы, женские сумочки, шарфы, жилеты и т.д.

В городе Теньгушеве Мордовской АССР существует промысел русского узорного вязания. В их орнаменте, наряду с геометрическими, присутствуют растительные мотивы, напоминающие о печатных рисунках, издававшихся в конце XIX – начале XX века для рукодельниц. В настоящее время традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и перспективное значение. Существует немало сортов шерсти, из которой прядут нити для ручного вязания. Это сорта ангорской, мериносовой, верблюжьей шерсти и мохер.

Учитель. В заключении мы познакомимся с золотой Хохломой.

Ученица. Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков

Рассмотрим небольшую экспозицию «Роспись по дереву», на которой представлена городецкая и хохломская роспись. Золотая Хохлома радует нас буйством красок, чарует, ласкает душу, вызывает восторг и уважение к мастерам, создавшим эту красоту.

Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Впервые упоминания об этом селе встречаются в документах XVI века. При Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (место, расчищенное от леса под пашню). Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Семино, Хрящи и Куличино. Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Росписью украшали разные виды деревянной посуды. Белые неокрашенные чашки, миски, ставцы и солонки сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их покрывали олифой, снова просушивали. Проолифленные предметы были готовы к полудке. На поверхность наносили узор черной и красной краской тонкой кисточкой. Расписную вещь снова олифили и ставили в печь. В росписях Хохломы применяли изображение растительных форм (травяной орнамент). Расцвет хохломского искусства приходится на 60-е и 70-е годы XX века. В это время стали делать комплекты посуды для праздничного стола.

В изысканно изящных рисунках возникают похожие на ирисы и тюльпаны, сказочные цветы, тонкость графического письма напоминает миниатюрную живопись. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, довольство, чистоту и красоту. А травка, цветы, ягоды и листья напоминают людям о молодости и силе.

Заключение .

Учитель. Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Время сметает с лица Земли целые государства, где – то опускаются на дно океана острова, меняют очертания материки. Навсегда покидают зеленые просторы и морские глубины многие виды животных, птиц и рыб, меняется климат планеты, исчезают древние языки и обычаи многих народов. В тяжелейших условиях с удивительной быстротой уже первые жители Земли зачем-то постигали гармонии и стремились делать не только нужные, но и выразительные по форме, украшенные пусть даже самым примитивным орнаментом предметы. Крупнейшие музеи мира и частные коллекции хранят произведения, как высокого класса, так и ничем особенно не примечательные изделия. Они из дерева и драгоценных металлов, из камня, кости, перламутра, бересты, кожи или фарфора.

Народное декоративно – прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в быт как необходимые предметы.

Не то дорого, что красно золото,

А то дорого, что мастера доброго.

Спасибо всем. Урок окончен.


8 класс
Тема: Геологическое летоисчисление и геологическая карта.
Цель: сформировать представления об особенностях геологического строения территории России.
Задачи:
Познакомить с особенностями строения земной коры, с геохронологической шкалой;
Формировать умения работать с картами (тектонической, геологической) и делать выводы, выявлять закономерности;
Развивать познавательный интерес к России через изучаемый материал.
Оборудование: физическая, тектоническая, геологическая карты, геохронологическая таблица, атласы
Организационный момент
Ход урока
Новый материл.
Великолепная наука - геология -
О бурном прошлом нашей матушки-Земли.
О геологии мечтали в жизни многие,
Но посвятить ей жизнь немногие смогли.
(Валерий Сергеев)
Геология – наука изучающая строение и историю развития Земли
Геотектоника учение о строении земной коры и ее движениях.
Геохронология – раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород.
Результатом исследований ученых геологов явилась геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли
Анализ геохронологической таблицы.(Работа с таблицей).
Таблица читается снизу вверх.
В таблице обязательно указаны эры – промежутки времени, которые соответствуют крупным этапам развития земной коры и органического мира. Эра – это время, в течение которого накапливалась группа пород с остатками групп животных и растений. Эры – это очень крупные отрезки времени, включающие миллионы, сотни миллионов и миллиарды лет.
Вопрос:
На сколько временных этапов (эр) делится геологическая история земной коры?
Назовите эры, продолжительность эр?
Какие события происходили в протерозойскую эру?
Какая эра была самой продолжительной?
На какие периоды делятся эры?
Назовите периоды палеозойской эры, мезозойской эры, кайнозойской эры?
Какой период самый короткий?
В какой период мы живем?
Работа с учебником. Прочитайте и скажите, как определяется возраст и время образования горных пород?
Как определяется абсолютный возраст горных пород?
Земная кора в пределах современной России формировалась на протяжении длительного времени в результате разнообразных геологических процессов. Поэтому ее части различаются:
а) по строению, составу и залеганию горных пород,
б) по возрасту и истории развития.
а) По особенностям строения выделяются подвижные и устойчивые участки земной коры.
Большую часть территории России занимают устойчивые участки земной коры – платформы: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Сибирская. Платформы имеют двухъярусное строение. Нижняя их часть – фундамент. Это остатки разрушившихся горных систем. Поверх фундамента залегают рыхлые осадочные породы (осадочный чехол). Они образовались при разрушении гор и медленных опусканиях фундамента, когда он заливался водами морей. В некоторых частях платформ осадочный чехол отсутствует. Такие участки платформ называются щитами.
(Запись в тетрадь)
Платформа– это устойчивый участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный осадочными породами.
Щиты– выход фундамента платформы на поверхность.
Работа по карте.
- Найдите на тектонической карте платформы (Восточно-Европейская или Русская, Сибирская)
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах
- Какой из этого следует вывод?
Вывод: Крупные равнины расположены на древних платформах.
В России есть еще одна крупная равнина – Западно-Сибирская. Найдите участок земной коры, которому она соответствует. (Это Западно-Сибирская плита)
- Плита – это молодая платформа.
- Найдите на тектонической карте щиты.
- Какие формы рельефа соответствуют щитам?
Самые древние участки земной коры на территории России - Восточно-Европейская и Сибирская платформы,. Их фундамент образовался в докембрии более 1,5 млрд лет назад.
В истории Земли было несколько эпох, с вязанных с планетно – космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы складкообразования (горообразования). Эти эпохи называли эпохами складкообразования. Их было несколько:
Байкальская складчатость
Каледонская складчатость
Герцинская складчатость
Мезозойская складчатость
Кайнозойская складчатость
По картам атласа вы теперь можете узнать время (возраст) образования каждого участка земной коры на территории России.
Работа с картами: Путём наложения физической и тектонической карт России выясните, какие горы образовались в различные эпохи складкообразовании?
Каледонская складчатость (Саяны).
Герцинская складчатость (Урал, горы Бырранга).
Мезозойская складчатость (Верхоянский хребет, Сихотэ – Алинь, горы Северо-Восточной Сибири).
Кайнозойская складчатость или альпийская (Кавказ, Курило – Камчатская область).
В конце протерозоя - начале палеозоя (1000-550 млн лет назад) произошла байкальская складчатость. В палеозое складчатостей было две - каледонская (550-400 млн лет назад) и герцинская (400-210 млн лет назад). В мезозое - мезозойская. Около 100 млн лет назад началась последняя кайнозойская (альпийская) складчатость, которая продолжается до настоящего времени. В результате каждой складчатости происходило возникновение новой континентальной коры и формировались складчатые горные пояса, окаймляющие и соединяющие Восточно-Европейскую и Сибирскую платформы. Крупнейшие пояса, протягивающиеся через территорию России: Урало-Монгольский, Альпийско-Гималайский (Средиземноморский), а также часть Тихоокеанского пояса.
Складчатый пояс– подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру. (Запись в тетрадь определения)
Образование складчатых поясов связано со столкновением литосферных плит и сминанием в складки горных пород, накопившихся на их окраинах.
Процессы образования складок сопровождаются магматизмом, метаморфизмом и землетрясениями. Кайнозойские (альпийские) горы формируются в результате взаимодействия современных литосферных плит. На земной коре кайнозойского возраста и в настоящее время располагаются горы.
Складчатые пояса мезозойского и палеозойского возраста располагались на границах древних литосферных плит. Их количество, размеры и форма неоднократно менялись на протяжении геологической истории. Многие из них позднее были разрушены. На их месте образовались молодые платформы, крупнейшая из которых - Западно-Сибирская. Но некоторые области палеозойской и мезозойской складчатости из-за активных движений земной коры вновь стали горными сооружениями.
Закрепление:
Подпишите понятия
Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность - ______________
Учение о строении земной коры - __________________________________________
Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур - ____________________________________________________________________
Подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру -___________________________________________
Устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение-________________________
Домашнее задание: п.11 Ответить на вопросы в конце параграфа.


Приложенные файлы

Данная методическая разработка является продолжением моих методических исканий в рамках личностно-ориентированного обучения. Урок-конференция выдерживает те требования, которые предъявляются к урокам этой концепции. Конференция помогает реализовать две главные задачи личностно-ориентированного подхода через использование технологии проблемного обучения. Во-первых, создание проблемной ситуации, которая пробуждает желание разрешить проблему в сочетании с потребностью узнать интересное, новое, это в свою очередь способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Во-вторых, данный урок помогает реализовать творческие способности учащихся, в зависимости от их психологических особенностей, раскрыть их потенциал, признать индивидуальность ученика. Данная структура урока имеет эвристический уровень познавательной деятельности, это способствует развитию критического мышления. Когда ребенок сам анализирует и доказывает свою правоту, у него появляется интерес, творческий поиск и стремление достигнуть поставленных задач.

На протяжении всего урока успех выполнения заданий зависит от субъектного опыта учащихся и создания ситуации успеха для каждого учащегося (похвала, внимание). На уроке обязательно должно присутствовать деловое партнерство, при котором учитель выступает как помощник учащимся “окультуривать свой субъектный опыт”.

В течение урока целесообразно проведение рефлексии – самоанализ учащихся своей деятельности и деятельности своих одноклассников на уроке и их оценка. И, наконец, проведение мониторинга урока поможет выявить – достиг ли урок своей цели.

  • Развить навыки самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с научным докладом;
  • Приобрести опыт подготовки обзорных материалов, научиться обобщающим выводам;
  • Воспитать ответственное отношение к умственному труду, развивать творческий потенциала учащихся.
  • Подготовительный этап:

    За две недели до урока раздать темы докладов учащимся:

    • Адам Смит как человек и великий экономист;
    • Экономическое учение Карла Маркса и современность;
    • Мальтус о роли народонаселения в экономике;
    • Отечественная мысль 20-х г.г XX века.
    • “Город солнца” Т. Кампанеллы;
    • Утопии и фантазии Ш. Фурье.

    Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя:

    Добрый день! Экономическая теория – древнейшая наука. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Сегодня интерес к экономической теории, несомненно, растет.

    … Не мог он ямба от хорея,
    Как мы ни бились, отличить.
    Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита
    И был глубокий эконом,
    То есть умел судить о том,
    Как государство богатеет,
    И чем живет и почему
    Не нужно золота ему,
    Когда простой продукт имеет.

    (А.С. Пушкин)

    Еще полтора веков тому назад А.С. Пушкин в характеристике Евгения Онегина продемонстрировал, что ответ на вопрос “как государство богатеет?” не утратил своей актуальности, и извечно люди пытались выстроить логически правильную экономическую модель в хозяйственной практике и политической жизни государства. И мы с вами попытаемся сегодня разобраться в основных экономических течениях политэкономии. Итак, тема нашей конференции – “Школы экономических учений”.

    Цель нашей конференции – во-первых, раскрыть основные идеи классической политэкономии (общая экономическая теория); во-вторых, опираясь на знания основных экономических вопросов проанализировать утопические взгляды некоторых экономических школ, доказать их несостоятельность.

    так, мы начинаем… Темы докладов перед вами в порядке их заслушивания представлены на доске. Во время выступления докладчиков вы заполняете таблицы и бланки-рецензии. После каждого доклада мы делаем выводы, которые будут отражены на доске. Регламент выступления 3-4 минуты.

    (Методический совет - на доске должны быть написаны темы докладов, а также представлена логическая схема развития экономической мысли. Кроме этого целесообразно на доске выписать ключевые понятия по теме, требующие объяснения (например, политэкономия – одно из названий общей экономической теории, введенное в обиход французским экономистом А. Монкрентьеном).

    2. Участники конференции выступают со своими докладами.

    Доклады учащихся должны отличаться исследовательским характером и являться своеобразными аналитическими умозаключениями по тематике. Во время их выступлений другие учащиеся заполняют конспекты в виде таблицы. Каждый докладчик делает обобщающие выводы, возможны комментарии и дополнения других учащихся, после чего заполняется опорная схема на доске, которая отражает школы экономических течений, их представителей и главные идеи (таблички с нужными понятиями заранее готовит учитель, которые потом просто крепятся на доске).

    3. Рефлексия

    Уровень каждого доклада оценивают сами учащиеся, заполняя бланки-рецензии.

    4. Мониторинг урока.

    Список используемой литературы:

    1. Аникин А.В
    2. . Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей – экономистов до Маркса. – М., 1975.
    3. Баликоев В.С.
    4. Общая экономическая теория. – Новосибирск, 1996.
    5. Блауг М.
    6. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994
    7. История экономической мысли в России. - М., 1996.
    8. Костюк В.Н
    9. . История экономических учений. – М., 1997.
    10. Липсиц И.В
    11. . Экономика. – М., 2000.
    12. Машина М.В.
    13. Экономическая азбука. – М., 1995.
    14. Общая экономическая теория (политэкономия).- М., 1995
    15. Современная экономика. – Ростов-на-Дону, 1996
    16. Экономическая энциклопедия в 4 т. – М., 1980.
    17. Ядгаро Я.С
    18. . История экономических учений. – М., 1996.

    Основные направления развития политэкономии.

    Школы экономических учений

    Основные представители

    Сущность экономических учений

    Главные научные труды

    Оценка прослушанных реферативных работ.