Работа с геохронологической таблицей


Класс 8 «А,Б,В,Г»
Урок № 9
Тема урока: Геологическое летоисчисление, геохронологическая таблица.
Дата
8 «а» «8 б» «8 в» «8 г»
Цели:
Образовательная: Познакомить учащихся с методами определения абсолютного и относительного возраста горных пород. Изучить особенности геологического летосчисления.
Развивающая: развивать навыки работы с геохронологической таблицей.
Воспитательная: Формировать представление о работе палеонтолога.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: коллекция горных пород, геохронологическая таблица, учебник 8 класс.
Цели обучения Все учащиеся смогут назвать:
1. Этапы развития Земли: планетарный и геологический.

3. Эры развития Земли.
Большинство учащихся будут уметь
Пользоваться геохронологической таблицей.
Соотносить эры-периоды-продолжительность
Некоторые учащиеся смогут
Решать задачи на определение возраста горных пород.
Учащиеся могут
Рассуждать, объяснять закономерности географических процессов, работать с геохронологической таблицей.
Критерии успешности
Оценка «5»
Назвать:
1. Этапы развития Земли
2. Методы определения возраста горных пород.

Объяснить структуру и содержание геохронологической таблицы.
Уметь пользоваться геохронологической таблицей. Ключевые слова и фразы:
Геология, геологический этап, геохронология, геохронологическая таблица, эра, период, абсолютный и относительный возраст горных пород.
Вопросы для обсуждения:
На какие этапы делится геологическая история развития Земли?
Какой этап развития Земли является геологическим?
Как можно определить возраст горных пород?
Назовите методы определения возраста горных пород.
Что отражено в геохронологической таблице?
Серия полезных фраз для диалога/письма
История развития планеты Земля делится на…
Возраст Земли составляет …
Возраст Земли делится на…
К методам определения возраста горных относятся …
Анализ геохронологической таблицы свидетельствует о ….
Единицами геохронологической шкалы являются…
Подсказки: геохронологическая таблица (раздаточный материал),
Тонкие и толстые вопросы (примеры)
Предварительные знания
Геологическое летоисчисление и геохронологическая таблица 7 класс
Время План 1-2 Вызов
Приветствие.
Создание коллаборативной среды: комплимент друг- другу
Когда дети входят в класс, выбирают картинки- происходит деление на группы
1 геохронологическая таблица архей-палеозой
2 летоисчисление
3 горные породы
4 геохронологическая таблица мезозой-кайнозой
Выборы спикеров групп.
Работа с картинками, учащиеся самостоятельно определяют тему урока.
Учитель координирует работу групп при необходимости, комментируя ответы школьников. Так учащиеся выходят на тему урока, записывают тему урока в тетрадях и обсуждают цели урока.
Постановка целей урока и создание критериев успешности.
Индивидуальная работа переходящая в групповую
Прием «Корзина идей»
1. Учащиеся в течении 2 минут записывают все что знают по этой теме в тетрадь.
2. Учащиеся в группах обмениваются записанной информацией
3. Учащиеся предлагают наиболее важные, по их мнению термины/факты
результат «Корзина идей»

Внешнее формативное оценивание
Осмысление
Учитель:
Большое значение для географической науки имеет умение определять возраст Земли и земной коры, а также время значительных событий, произошедших в истории их развития. 1. История развития планеты делиться на два этапа:
Просмотр видео. (ИКТ)
Обсудите в группе особенности каждого этапа. Сделайте запись из 2 предложений
2. Работа проводится с целью усвоения содержания с использованием телефонов/планшетов с выходом в интернет (ИКТ)
Взаимообучение «ученик-группа»: сильный ученик каждой группы объясняет смысл (термины, закономерности, характеристики) группе, затем один из учеников группы представляет мысль, которую ему донесли.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Стендовый доклад «Методы определения возраста» геохронологическая таблица архей протерозой, геохронологическая таблица
палеозой геохронологическая таблица
мезозой кайнозой
Составьте пример задачи на определение возраста г/псоставьте 5 вопросов верно-неверно составление 3 толстых и тонких вопросов/прилагается образец. Выполнение 2 заданий на соответствие
формативное оценивание (комментарии группам по выполнению работы),
Физминутка. «Определение сторон горизонта» север - руки и голова вверх, юг - наклон –вниз, запад - наклон влево, восток - наклон вправо, повторить 2 - 3 раза
*выступление уч-ся «геологическая история Карабалыкского р-на»
Рефлексия
Тренировка памяти ВОУД Решение открытого теста (ВОУД)
Сколько эр выделяют в развитии Земли
Назовите самую молодую эру
Назовите период, в котором мы живем
Назовите возраст Земли
Когда начался геологический этап развития Земли
Назовите эру в которой больше всего периодов
Назовите эру в которой мы живем
Составить запоминалку «эры и периоды развития Земли»
формативное критериальное взаимооцениваниед/з и выставление оценок Выставление оценки и комментирование.
Д/з §12 прочитать и ответить на вопросы стр. 46.
Рефлексия 1.Сегодня на уроке мне понравилось/не понравилось…
2. Я узнал,/ нечего нового я не узнал …..
3. было очень интересно./ не интересно
4. были трудности/ не было5.я научился…..


Приложенные файлы

В наших школах и институтах официально преподают идею о том, что возраст нашей Земли исчисляется многими миллионами лет. Чтобы подтвердить эту точку зрения, как научную, приводится геохронологическая таблица с долгими эрами и периодами, которые ученые якобы вычислили по слоям осадочных пород и их окаменелостям в них. Приведу пример урока:

"Учитель: Многие годы геологи, изучая горные породы, пытались определить возраст Земли. Но ещё недавно они были далеки от успеха. В начале 17 века архиепископ Армы - Джеймс Ашер, вычислил дату сотворения мира по Библии, и определил её как 4004 г. до н. э.

Но он ошибался более чем в миллион раз. Сегодня учёные считают, что возраст Земли – 4600 миллионов лет. Наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород, называется геологией."

(Геохронологическая таблица фото №1)

(геохронологическая таблица фото №2)

Эти данные ученики принимают на веру, доверяя на слово преподавателю и не проверяя, а насколько правдива эта информация и соответствует ли она действительности. На самом деле уже давно известно множество научных доказательств, которые геохронологическую таблицу показывают недействительной. Есть ученые, которые имеют другую точку зрения на периоды истории нашей Земли. Например, Геологическая модель Уокера, модифицированная Клевбергом:

(Геохронологическая таблица фото №3)

Я думаю, каждый человек, ученик он или учитель, должен основательно перепроверить те официальные данные, которые он получает и сформировать свои собственные убеждения, основанные не на предвзятых догадках, но на научных изысканиях. Чтобы разобраться, какие гипотезы ученых ближе к истине, а какие нет, читайте статьи с другой точкой зрения на геохронологическую таблицу, чем официальная точка зрения, преподаваемая в учебных заведениях.

На рисунке изображён археоптерикс - вымершее животное, обитавшее 150-147 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм?

Это животное учёные считают переходной формой. Назовите классы, к которым можно отнести изображённое животное. Какие черты внешнего строения позволяют отнести его к этим классам?

Геохронологическая таблица

Пояснение.

Для того, чтобы ответить на вопросы необходимо воспользоваться соответсвующими колонками Геохронологической таблицы и произвести элементарные математические подсчеты.

Эра: указан период обитания археоптерикса: 150-147 млн лет назад. Производим вычисления с помощью второй колонки, в которой указано начало периодов. Мезозойская начало 230 млн лет назад, а Кайнозойская 67 млн лет назад. Значит, Археоптерикс жил в Мезозойскую эру.

Период: берем начало эры 230 млн лет назад вычитаем продолжительность Периодов, - Триасовый 230-35=195 млн лет назад;

минус Юрский 195-58=137 млн лет назад. Получается что Археоптерикс жил в Юрском периоде.

Предка определяем по 4 колонке (или пользуемся своими знаниями).

Элементы ответа:

1) Эра – Мезозойская; Период – Юрский;

2) к рептилиям животное можно отнести на основании наличия

челюсти с зубами, длинного хвоста и развитых пальцев;

3) к птицам животное можно отнести на основании наличия

перьевого покрова и крыльев

На рисунке изображён медуллоза Ноэ - семенной папоротник - вымершее около 270 млн лет назад растение.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымирает данный организм, а также его возможного «близкого родственника» в современной флоре (ответ - на уровне отдела).

Какие черты строения характеризуют растение медуллоза Ноэ как высшее семенное растение?

Пояснение.

Воспользуемся таблицей, ВЫСЧИТАЕМ период, ориентируемся на указанную дату вымирания - 270 млн лет назад. Находим самую близкую дату - 230 млн лет назад - мезозой, здесь семенных папоротников уже нет, значит, вымерли в предыдущей эре - ПАЛЕОЗОЙСКАЯ, к 230 +55 (Продолжительность Пермского периода) = 285 млн лет назад

в четвертой колонке найдем вымирание папоротников - правильно!; определяем по первой и третьей колонкам эру и период, когда вымирают семенные папоротники.

Семенные папоротники - группа наиболее примитивная среди голосеменных растений. Одни ученые приходят к выводу, что они занимают промежуточное положение между настоящими папоротниками и голосеменными, в то время как другие считают эти группы возникшими и эволюционировавшими параллельно.

Элементы ответа:

1) Эра: Палеозойская

Период: Пермский (Пермь)

2) «Близких родственников» данного растения в современной флоре: Голосеменные

3) Признаки высших семенных растений:

Тело расчленено на корень, стебель, листья и органы размножения. Размножение семенных папоротников происходило с помощью семян. Спорофит является доминирующим поколением; гаметофит крайне редуцирован. Спорофит разноспоровый, т.е. образует споры двух типов: микроспоры и мегаспоры; микроспора – пыльцевое зерно, мегаспора – зародышевый мешок. Вода для полового размножения не нужна.

Примечание .

Существует точка зрения, согласно которой семенные папоротники не имели настоящего семени, хотя у них был семязачаток. В связи с этим их, а также современные саговниковые и гинкговые причисляли не к семенным, а к так называемым семязачатковым растениям.

Древовидные растения, внешним обликом и строением листьев напоминавшие настоящие папоротники, но размножавшиеся при помощи семян. Развитие зародыша, скорее всего, происходило уже после опадания семени на землю. Крупные стебли семенных папоротников содержали в себе вторичную ксилему; перистые листья отличались от настоящих папоротников только по строению эпидермы, устьиц и черешков.

Раздел: Основы эволюционного учения

Источник: РЕШУ ЕГЭ

На рисунке изображён трилобит - вымершее около 270 млн лет назад животное.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымер данный организм, а также тип, к которому относится изображённый организм. Укажите признаки по которым он относитмся у указанному Вами типу.

Пояснение.

Воспользуемся таблицей, ВЫСЧИТАЕМ период, ориентируемся на указанную дату вымирания - 270 млн лет назад. Находим самую близкую дату - 230 млн лет назад - мезозой, здесь трилобитов уже нет, значит, вымерли в предыдущей эре - ПАЛЕОЗОЙСКАЯ, к 230 +55 (Продолжительность Пермского периода) = 285 млн лет назад

в четвертой колонке найдем вымирание трилобитов - правильно!; определяем по первой и третьей колонкам эру и период, когда вымирают трилобиты.

Ответ:

1) Эра: Палеозойская

Период: Пермский.

2) Трилобит относится к Членистоногим.

3) Трилобиты относятся к типу Членистоногие - признаки: сегментированность тела и конечностей.

Источник: ЕГЭ - 2018, РЕШУ ЕГЭ

На рисунке изображены псилофиты - вымершие растения.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.

Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.

Геохронологическая таблица

ЭРА, возраст
в млн лет
Период Растительный мир
Мезозойская, 240 Мел Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные
Юра Господствуют современные голосеменные, древние голосеменные вымирают
Триас Господствуют древние голосеменные; появляются современные голосеменные; семенные папоротники вымирают
Палеозойская, 570 Пермь Появляются древние голосеменные; большое разнообразие семенных и травянистых папоротников; древовидные хвощи, плауны и папоротники вымирают
Карбон Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей (образовывали «каменноугольные леса»); появляются семенные папоротники; псилофиты исчезают
Девон Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений - плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов
Силур Господство водорослей; выход растений на сушу - появление риниофитов (псилофитов)
Ордовик Расцвет водорослей
Кембрий Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм
Протерозойская, 2600 Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли

Пояснение.

Т.к. в задании не указан временной интервал, то →

Воспользуемся таблицей, в третьей колонке найдем псилофиты; определяем по второй и первой колонкам эру и период, когда обитали псилофиты

Ответ:

1) Эра: па­лео­зой­ская

Период: Силур

2) Предками псилофитов являются многоклеточные зеленые водоросли.

3) Признакам высших споровых растений являются:

Разделение тела на две части - надземную и подземную

Наличие многоклеточных органов размножения - полового (гаметангий) и бесполого (спорангий)

Примитивная проводящая система, покровная ткань

Примечание.

Псилофиты имели древовидную форму, отдельные нитевидные отростки служили им для прикрепления к почве и поглощения из нее воды и минеральных веществ. Наряду с образованием подобия корней, стебля и примитивной проводящей системы у псилофитов развилась покровная ткань, предохраняющая их от высыхания.

Высшие растения - это многоклеточные фототрофные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде и характеризующиеся правильным чередованием полового и бесполого поколений и наличием дифференцированных тканей и органов.

Основные признаки, отличающие высшие растения от низших:

Приспособленность к обитанию в наземной среде;

Наличие четко дифференцированных тканей, выполняющих конкретные специализированные функции;

Наличие многоклеточных органов размножения - полового (гаметангий) и бесполого (спорангий). Мужские гаметангии высших растений называются антеридиями, женские - архегониями. Гаметангии высших растений (в отличие от низших) защищены оболочками из стерильных (бесплодных) клеток и (у отдельных групп растений) могут быть редуцированы, т.е. уменьшены и упрощены;

Превращение зиготы в типичный многоклеточный зародыш, клетки которого первоначально не дифференцированы, но генетически детерминированы на специализацию в определенном направлении;

Правильное чередование двух поколений - гаплоидного полового (гаметофит), развивающегося из споры, и диплоидного бесполого (спорофит), развивающегося из зиготы;

Доминирование в жизненном цикле спорофита (у всех отделов кроме Моховидных);

Разделение тела спорофита (у большинства отделов высших растений) на специализированные вегетативные органы - корень, стебель и листья.