История развития анатомии. (Краткий очерк). Историческая справка Люди которые внесли вклад в анатомию

Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления.

История анатомии , являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.

Истоки анатомии уходят в доисторические времена. Наскальные рисунки эпохи палеолита свидетельствуют о том, что первобытные охотники уже знали о положении жизненно важных органов (сердце, печень). Упоминания о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI-VII вв. до н.э.). В индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX-III вв. до н.э.) имеются сведения о мышцах, нервах.

Значительную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования тел умерших. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Величайший врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта». Первыми в Древней Греции производили вскрытия трупов людей Герофил (род. ок. 304 г. до н.э.) и Эразистрат (300-250 гг. до н.э.). Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из головного мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки. Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды, выделял двигательные и чувствительные нервы.

Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален (131-201) описал 7 (из 12) пар черепных нервов, соединительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в некоторых органах, надкостницу, связки, а также обобщил имевшиеся до него сведения по анатомии. Он пытался описать функции органов. Полученные при вскрытии животных (свиней, собак, обезьян, львов) факты без должных оговорок Гален переносил на человека, что было ошибкой (трупы людей в Древнем Риме, как и в Античной Греции, вскрывать запрещалось). Гален рассматривал строение живых существ (человека) как «предначертанное свыше», внеся в медицину (анатомию)
принцип телеологии (от греч. telos - цель). Не случайно поэтому труды Галена в течение многих веков пользовались покровительством церкви и считались непогрешимыми.

В последующие века было сделано немало анатомических открытий. Факты накапливались, но не обобщались. Эпоха раннего феодализма, господство догматизма не способствовали прогрессу науки, особенно в странах Европы. Этот период знаменуется развитием культуры народов Востока, достижениями в области математики, астрономии, химии. На Востоке также запрещалось вскрывать трупы, поэтому анатомию там изучали по книгам. На арабский язык переводились труды Гиппократа, Аристотеля, Галена . Известны имена Аль-Рази (Разес, 850-932 гг.) - основателя Багдадской больницы и при ней Медицинской школы, Ибн-Аббаса (род. в 997 г.), высказавшего для того времени смелую мысль относительно непогрешимости авторитета древних.

Величайший мыслитель и врач Востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.) написал «Канон врачебной науки», в котором содержались сведения по анатомии, созвучные представлениям Галена. «Канон» был переведен на латинский язык и после изобретения книгопечатания переиздавался более 30 раз. Во втором тысячелетии развитие городов, торговли, культуры послужило новым толчком к развитию медицины. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет разрешалось производить вскрытие трупов людей. В этот период открываются первые университеты.

Начиная с XIII в. в университетах выделяются медицинские факультеты . В XIV-XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В 1326 г. Мондино да Люцци (1275-1327), вскрывший два женских трупа, написал учебник по анатомии .

Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий . Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) вскрыл 30 трупов людей . Он сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам; изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.

Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета Андрей Везалий (1514-1564), который на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд «О строении человеческого тела» (De Humani coiporis fabrica) , изданный в Базеле в 1543 г. Везалий систематически и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические ошибки Галена. Исследования и новаторский труд Везалия предопределили дальнейшее развитие анатомии. Его учениками и последователями в XVI-XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений. Были обстоятельно описаны многие
органы тела человека.

В XVI-XVII вв. производились публичные вскрытия трупов человека, для чего создавались специальные помещения - анатомические театры (например, в Падуе в 1594 г., в Болонье в
1637 г.). Голландский анатом Ф. Рюиш (1638-1731) усовершенствовал метод бальзамирования трупов, производил инъекцию цветных масс в кровеносные сосуды, создал большую для
того времени коллекцию анатомических препаратов , в том числе препаратов, демонстрирующих пороки развития и аномалии. Петр I во время одного из посещений Голландии приобрел
у Ф.Рюиша более 1500 препаратов для знаменитой петербургской «Кунсткамеры».

Анатомические открытия послужили основой для исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сереет(1511 - 1553) , а через 6 лет ученик Везалия Р. Коломбо (1516-1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. В 1628 г. вышла книга английского врача Уильяма Гарвея (1578-1657), в которой он привел доказательства движения крови по сосудам большого круга кровообращения . В этом же году вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591 - 1626), описавшего брыжеечные лимфатические («млечные») сосуды.

Анатомия в XVII-XIX вв. обогатилась новыми фактами. Начало микроскопической анатомии положил профессор университета в Болонье М. Мальпиги(1628-1694), открывший в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры. Появились книги и атласы с рисунками по анатомии человека. В 1685 г. в Амстердаме был издан атлас голландского анатома
Готфрида Бидлоо(1649-1713) «Анатомия человеческого тела» . Атлас состоял из 105 таблиц-рисунков с натуральных препаратов. Он был переведен на русский язык и служил пособием в медицинской школе при Московском госпитале. Реформатор преподавания анатомии профессор из Лейдена (Голландия) Б. Альбинус (1697-1770) в 1726 г. опубликовал труд по анатомии костей тела человека, в 1736 г. - работу о мышцах, а позже - таблицы (рисунки) костей и мышц, лимфатических сосудов и непарной вены. Развитию лимфологии способствовали труды итальянского анатома П. Масканьи (1755-1815) , особенно «История и иконография лимфатических сосудов» (1787) . Большое значение для развития сравнительной анатомии имели работы Ж. Кювье (1769-1832). Значительную роль в развитии анатомии сыграл труд К. Биша(1771-1802) «Общая анатомия в ее приложении к физиологии и медицине», в котором изложено учение о тканях, органах и системах. Основы эмбриологии заложил К. М. Бэр (1792-1876), открывший
яйцеклетку человека и описавший развитие ряда органов. Клеточную теорию создал Т. Шванн (1810-1882), который установил принцип единообразия в строении животного организма.

В конце XIX-начале XX в. вышел в свет ряд руководств и атласов по анатомии человека, созданных К. Тольдом (1840-1920), А. Раубером (1841-1917), В.Шпальтегольцем (1861 - 1940), Г. Браусом (1868-1953) и др.

Во второй половине XIX в. было сделано несколько великих открытий. Грегор Мендель (1834-1884) объяснил законы наследственности. А. Вейсман (1834-1914) предсказал существование носителей наследственности - хромосом (ученый назвал их идантами), высказал предположение о линейном расположении единиц наследственности в хромосомах. Э. ван Бенден Бовери (1846-1910) и О. Гертвиг (1849-1922) описали мейоз. В то же время Э.ван Бенден Бовери доказал, что число хромосом в половых клетках в 2 раза меньше, чем в соматических. В. Флемминг (1834-1905) одновременно с киевским гистологом П. И. Перемежко (1833-1893) описал митоз. Т. Морган (1866-1945) в начале XX в. доказал линейное расположение генов в хромосомах.

Конец XIX в. ознаменовался еще двумя великими открытиями, которые сыграли огромную роль в развитии анатомии. Открытие в 1895 г. К. Рентгеном (1845-1923) Х-лучей привело к созданию принципиально нового раздела анатомии - анатомии живого человека, рентгеноанатомии. И. И. Мечников (1845-1916) открыл фагоцитоз, положив начало изучению иммунной системы.

В XX в. анатомия достигла новых больших успехов. Это относится в первую очередь к функциональной анатомии, гистологии, цитологии. Основополагающие работы были проведены
в области функциональной морфологии нервной системы. К. Гольджи (1843-1926) разработал оригинальный метод импрегнации тканей солями серебра, открыл внутриклеточный
сетчатый аппарат, названный его именем. Используя метод Гольджи, С. Рамон-и-Кахаль (1852-1934) сформулировал нейронную теорию, согласно которой каждый нейрон является структурно и функционально независимой единицей, открыл динамическую поляризацию нейрона.

Английский ученый Дж. Ленгли (1852-1925) описал общий план строения автономной нервной системы, выделил в вегетативной нервной системе наряду с симпатической парасимпатическую часть. К. Монаков (1853-1930), П. Флексинг (1847-1929) детально изучили анатомию мозга. О. Леви (1873-1961), Д. Экклс (род. в 1903 г.) исследовали структуру и функцию синапсов. О.Леви обнаружил медиаторы парасимпатической (ацетилхолин) и симпатической (адреналин) частей
вегетативной нервной системы.

Д. Эрлингер (1847) и Г. С. Гассер (1888-1903) открыли сложную структуру смешанных нервов, обнаружив в них три типа волокон, различающихся по своим морфофункциональным особенностям. В. Xесс (1881 - 1973) изучил центры гипоталамуса, доказал координирующую роль гипоталамуса в деятельности внутренних органов. Г. Шпеман (1869-1941) установил основные механизмы эмбрионального развития, доказал, что формообразовательные процессы являются результатом взаимного влияния частей развивающегося эмбриона.

А. Беннингофф (1890-1953) ввел понятие о функциональных системах. В. Гис младший (1863-1934), Л. Ашофф (1866-1942), А. Кис (1866-1955), М. Флек (1900-1921), С. Тавара (1873-1938) разработали учение о проводящей системе сердца. А. Крог (1874-1949) изучил строение гемокапилляров и механизм регуляции их просвета.

Успехи цитологии в XX в. связаны с разработкой принципиально новых методов исследования: культуры клеток, электронной микроскопии, дифференциального центрифугирования и
авторадиографии. А. Клод (1899-1983) в 30-х годах разработал метод клеточного фракционирования, с помощью которого добился выделения клеточных органелл; открыл рибосомы; установил, что именно в митохондриях происходят клеточное дыхание и окислительное фосфорилирование с образованием АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). В середине 40-х годов А.Клод вместе с К. Портером впервые использовал для изучения клетки электронный микроскоп, сконструированный в 1933 г. Э.Руска. При помощи этого микроскопа была открыта эндоплазматическая сеть.

Д. Э. Паладе (род. в 1912 г.) впервые описал ультраструктуру митохондрий, эндоплазматической сети, рибосом и комплекса Гольджи; разработал экспериментальные методы изучения синтеза белков в живой клетке, предложил и обосновал везикулярную теорию клеточного транспорта веществ, изучил синтез клеточных и внутриклеточных мембран.

К. де Дюв (род. в 1917 г.) усовершенствовал метод дифференциального центрифугирования, открыл лизосомы и пероксисомы, изучил их строение и функции в норме и при различных заболеваниях, а также роль лизосом в процессах старения.

Большие успехи были достигнуты в изучении цитофизиологии поперечнополосатых мышц. А. Сент-Д ьёрди (1893-1986) в конце 30-х годов выделил актин, образующий с миозином комплекс актомиозин, и доказал, что он укорачивается под влиянием АТФ.

Г. Xаслив середине 60-х годов разработал современную теорию мышечного сокращения - скользящих нитей, которая получила признание.

Первые анатомические сведения имелись еще у древних народов. Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции, где взгляды на строение человеческого организма формировались под влиянием стихийного диалектического материализма древнегреческих философов Демокрита и Гераклита. Великий врач Древней Греции Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) считал, что в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Материализм Гиппократа состоял в том, что он связывал душевную деятельность человека, его темперамент с состоянием соков тела, т. е. материи. Болезнь, по мнению Гиппократа, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Поэтому он ввел в практику лечения различные жидкогонные методы. Так проявлялась связь теоретических представлений Гиппократа о строении человеческого организма с медицинской практикой. Заслуга Гиппократа заключается в том, что он собрал и систематизировал факты и наблюдения, передававшиеся до него из поколения в поколение.

Крупнейший философ и ученый Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н. э.) подходил к изучению организма с точки зрения его развития. В противоположность религиозным представлениям о божественном происхождении животного мира Аристотель выдвинул идею, что всякое животное происходит от животного. Он уже отличал нервы от сухожилий, определил значение сердца как "первого двигателя" крови, а также сделал попытку сравнительного изучения строения животных, изучал развитие зародыша, положив начало сравнительной анатомии и эмбриологии.

Огромное влияние на развитие анатомии оказал Клавдий Гален (130-200 гг. н. э.), выдающийся философ, биолог, анатом и физиолог античного Рима. Как и Гиппократ, он считал, что организм человека состоит из жидких частей (кровь, слизь, желтая и черная желчь), а также из твердых частей. Гален полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. По его мнению, нарушение отправлений организма является следствием изменений в его материальном составе. В этом проявлялся материализм Галена. Однако, изучая анатомию животных, чаще собак и обезьян, он почти без изменений переносил полученные данные на человека, что повлекло за собой целый ряд ошибок. Созданная им теория кровообращения содержала ошибочное представление о строении сердца и сущности кровообращения. Это было вызвано недостаточным знанием анатомии человека и животных и недооценкой значения препарирования. Положения этой теории долгое время вводили в заблуждение врачей и тормозили научное развитие естествознания и медицины. Однако у Галена были и правильные наблюдения: он дал классификацию костей и их соединений, описал различные отделы головного мозга и 7 пар черепномозговых нервов, впервые увидел, что стенки артерий, желудка, кишок состоят из слоев, имеющих различное строение. Гален правильно отметил связь между строением и функцией органов.

В дальнейшем на протяжении более 13 столетий, в период застоя и упадка науки, в условиях феодального общества, в медицине безраздельно господствовал авторитет Галена. Католическая церковь, распространившая свое влияние на Западную Европу, выхолостила из трудов Галена материалистическую сущность и покровительствовала пропаганде взглядов о создании человека по высшему плану, т. е. богом. Положения Галена принимались безоговорочно со всеми их ошибками, поскольку вскрытие человеческих трупов запрещалось церковью и каралось законом.

К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд выдающегося ученого, поэта и врача Ибн-Сины (Авиценна, 980-1037). В его книге "Канон медицины" содержатся анатомо-физиологические сведения о строении человеческого организма, а также оригинальные взгляды на происхождение болезней и лечение больных.

В эпоху Возрождения (период XIV-XVI веков) в Западной Европе произошел "...величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством..." * .

* (Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., 1969, стр. 7. )

В этот период был заложен прочный фундамент анатомии человека благодаря трудам Леонардо да Винчи (1452-1519), Андрея Везалия (1514-1564), Габриэля Фаллопия (1523-1563), Бартоломео Евстахия (1510-1574).

Особое место среди них занимает Андрей Везалий, родом из Брюсселя, который явился основоположником научной анатомии человека. Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. Заняв в 23-летнем возрасте кафедру хирургии в Падуанском университете (Италия), он через некоторое время обобщил свои исследования анатомии человека в классическом труде "О строении тела человека о семи книгах" (1543). В этой работе Везалий показал многочисленные ошибки Галена и нанес удар авторитету схоластической галеновской анатомии. Им впервые были представлены точные сведения по описательной анатомии человека. Он разработал особую методику препарирования и изготовления анатомических препаратов, изобрел и применил специальный инструментарий. В атмосфере схоластики средневековой науки и преклонения перед авторитетом Галена открытия Везалия были встречены враждебно реакционными анатомами: Сам Везалий подвергся гонениям, однако взгляды его распространялись и стали в конце концов общепризнанными. В это время последователи Везалия (Евстахий, Фаллопий, Варолио, Боталлио и др.) получили много новых анатомических фактов.

Семнадцатый век ознаменовался трудами выдающегося английского врача, анатома и физиолога Вильяма Гарвея (1578-1657). Гарвей не ограничился исследованием трупов животных и простым описанием их строения, а стал наблюдать функциональные явления на живых объектах. В 1628 г. Гарвей опубликовал трактат "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных", в котором он изложил результаты своего многолетнего экспериментального изучения кровообращения. Гарвей впервые открыл и доказал круговорот крови в организме. Он предсказал наличие невидимых простым глазом соединений между артериями и венами. Эта догадка Гарвея была в дальнейшем подтверждена Марчелло Малыпиги (1628-1694) и А. М. Шумлянским (1748-1795).

Открытие кровообращения не исчерпывает значения трудов Гарвея, который, кроме того, является основоположником эмбриологии. Он же высказал материалистическое положение, что всякое животное происходит из яйца. Это положение резко отличалось от существовавших в то время фантастических теорий о самозарождении. Гарвею принадлежит и гениальная мысль о том, что животное в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет развитие вида (филогенез).

В XVII столетии был изобретен микроскоп, что привело к появлению микроскопической анатомии. В 1622 г. Каспар Азелли (1581-1628) открыл млечные сосуды и тем самым положил начало изучению лимфатической системы. В этот период происходит скачок в развитии морфологической науки. Анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии. К старому методу рассечения организмов присоединились экспериментальные методы, позволившие выяснить функциональное значение наблюдаемых структур, а также микроскопическое изучение тканей, инъекция сосудов и т. д. Определился эволюционный подход к изучению животных организмов, что привело в дальнейшем к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.

Возникшие в эпоху Возрождения науки в последующие века быстро развивались. Происходило дальнейшее выделение новых наук, возникали новые теории. В XVIII веке Д. Морганьи (1682-1771) изучал на трупах изменения органов, вызываемые болезнями; это положило начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях, заложив основы будущей науки гистологии. В XIX веке Теодор Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биологии и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития.

Крупнейшим событием XIX века явился подготовленный развитием предшествовавшей науки дарвинизм, в котором была сформулирована эволюционная концепция развития живой природы. В 1859 г. была опубликована книга гениального английского ученого Чарльза Дарвина (1809-1882) "Происхождение видов". В этом труде Дарвин показал изменчивость видов животных в процессе приспособления их к условиям существования. Опровергая укоренившееся до него представление о неизменности видов животных и о "божественном" происхождении человека, он доказал единство животного мира и установил, что человек возник в процессе эволюции от человекообразных обезьян. Дарвинизм нанес сокрушительный удар религии и вскрыл несостоятельность религиозных утверждений о сотворении человека богом.

Дарвинизм нашел благоприятную почву в России, где он, благодаря исследованиям прогрессивных русских ученых - братьев А. О. Ковалевского и В. О. Ковалевского, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева, А. Н. Северцова - получил дальнейшее творческое развитие. Учение Дарвина, очищенное от методологических ошибок * , успешно развивается советской биологией.

* (Чарльз Дарвин распространил положение о борьбе за существование, лежащее в основе эволюционного развития видов животных и растений, на антропогенез, т. е. считал, что главным фактором превращения обезьяны в человека явилась борьба за существование. Это неверное положение, приводящее к биологизации социальных законов и отсюда к реакционным социальным выводам (например, к мальтузианству), было подвергнуто критике и исправлено Ф. Энгельсом в его книге "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Как известно, Ф. Энгельс открыл и доказал, что становление человека произошло под влиянием труда. )

Эволюционное учение Дарвина и трудовая теория Энгельса о происхождении человека по-новому осветили задачи анатомии. Анатомия не могла теперь только описывать и объяснять строение человека. Она была направлена на изучение закономерностей становления человеческого организма.

В конце XIX века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем. Применение этих лучей составило эпоху в анатомии и медицине.

В России начало XVIII века совпало с бурным ростом экономики и развитием культуры; начался период преобразований Петра I. Растущая промышленность нуждалась в развитии наук. В связи с этим в 1725 г. в Петербурге была открыта Российская академия наук, в которой работал великий русский философ-материалист, литератор, общественный деятель и крупнейший ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Значение М. В. Ломоносова в развитии отечественных наук, в том числе и анатомии, трудно переоценить. Под влиянием его идей о материальности и познаваемости всех процессов и явлений природы отечественная анатомия с самого начала получила материалистическую направленность. Ученики и последователи М. В. Ломоносова, первый русский академик анатом А. П. Протасов, русский профессор анатом К. И. Щепин, создатель первого в России анатомического атласа М. И. Шеин и др., проводившие научные исследования в области анатомии, развивали идеи М. В. Ломоносова. Профессор анатомии Российской академии наук К. Ф. Вольф, нашедший в России свою вторую родину, явился одним из основоположников научной эмбриологии и предвестником эволюционной идеи.

К. Ф. Вольф совершил, по оценке Ф. Энгельса, научный подвиг, впервые подвергнув резкой критике теорию постоянства видов и провозгласив учение об их развитии.

В XVIII веке благодаря научным исследованиям А. М. Шумлянского (1748-1795), использовавшего микроскоп, в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и впервые точно определил значение почечного (мальпигиева) тельца. Кроме того, А. М. Шумлянский показал, что переход артериальных сосудов в вены в почках совершается через капилляры, и тем самым создал правильное представление о внутриорганном кровообращении.

В конце XVIII века на русскую анатомию оказали большое влияние труды выдающегося революционного демократа, ученого, писателя и последовательного материалиста во взглядах на природу А. Н. Радищева (1749-1802), развивавшего прогрессивные идеи М. В. Ломоносова. Так же, как и М. В. Ломоносов, он считал основным условием научного познания предметов и явлений опыт. Как последовательный материалист он провозгласил единство душевного и телесного мира. В вопросе о происхождении человека А. Н. Радищев задолго до Дарвина придерживался эволюционных взглядов.

В 1798 г. была учреждена Петербургская медико-хирургическая академия (в настоящее время Военно-медицинская ордена Ленина академия имени С. М. Кирова), в которой кафедру анатомии и физиологии возглавил П. А. Загорский (1764-1846). П. А. Загорский создал русскую анатомическую школу и написал первый оригинальный учебник анатомии на русском языке. В основе преподавания и научно-исследовательской работы П. А. Загорского и его учеников лежали идеи развития и функциональной обусловленности формы. Преемником П. А. Загорского по кафедре был его ученик, анатом и хирург И. В. Буяльский (1789-1866).

В 1844 г. И. В. Буяльский издал руководство "Краткая общая анатомия тела человеческого", в котором много внимания уделил учению о тканях, составляющих органы, и заложил основы учения об индивидуальной изменчивости, успешно развитого впоследствии В. Н. Шевкуненко. Изданные И. В. Буяльским в 1828 г. "Анатомико-хирургические таблицы, объясняющие производство операций перевязывания больших артерий", в которых он соединил знания анатомии с хирургией, получили общее признание и принесли русской анатомии мировую известность.

В начале XIX века период накопления анатомических фактов с помощью обычного препарирования трупов в основном завершился. Необходимы были новые методы исследования строения органов и тканей. В исследовательскую работу были широко введены микроскоп и эксперимент. Создание клеточной теории, появление учения Дарвина, успехи сравнительной анатомии и эмбриологии, техническое перевооружение исследовательской работы - все это способствовало всестороннему развитию анатомии. Под влиянием запросов практической медицины и в силу необходимости глубокого изучения теоретических вопросов в новом аспекте из анатомии стали выделяться в качестве самостоятельных научных дисциплин сравнительная анатомия, гистология, патологическая анатомия и топографическая анатомия. Топографическая анатомия, начало которой было положено И. В. Буяльским, получила дальнейшее развитие в работах Н. И. Пирогова.

Н. И. Пирогов (1810-1881), русский анатом и хирург, явился подлинным создателем топографической анатомии. Он первым указал на необходимость связывать практическую медицину с анатомией. Н. И. Пирогов отличался от крупнейших хирургов своего времени превосходным знанием анатомии и умел применить эти знания в хирургии. Именно поэтому он достиг блестящей оперативной техники. Известно, что для извлечения пули у итальянского революционера Гарибальди был приглашен Н. И. Пирогов, а не кто-нибудь другой из европейских хирургов. В то время даже известные хирурги Англии, Франции и Германии не считали необходимым глубокое изучение анатомии. Н. И. Пирогов стремился к улучшению и расширению преподавания анатомии для студентов и врачей. По его инициативе в 1844 г. при Петербургской медико-хирургической академии был образован Анатомический институт, где под руководством Н. И. Пирогова прошли курс практических занятий по анатомии тысячи врачей.

Своими трудами Н. И. Пирогов создал мировую славу русской анатомической школе. Он написал первые руководства по топографической анатомии, не потерявшие своего значения и в наши дни. Он ввел в анатомию экспериментальный метод, подошел с функционально-анатомических позиций к анализу формы и структуры органов и т. д. Н. И. Пирогов был не только крупным ученым, но и вдумчивым преподавателем. Следует напомнить замечательные слова Н. И. Пирогова: "Самой высшей для меня наградой я почел бы убеждение, что анатомия не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины, которую можно без вреда и забыть, когда мы научимся кое-как читать по складам, но что изучение ее так же необходимо для начинающего учиться, как и для тех, которым доверяется жизнь и здоровье других".

Таким образом, в XIX веке передовые отечественные анатомы под влиянием материалистических идей разрабатывают основы функциональной анатомии (А. П. Протасов, П. А. Загорский, Н. И. Пирогов). Простое накопление анатомических фактов, являвшееся основной целью старой описательной анатомии, перестало соответствовать требованиям времени. Нужен был другой подход к изучению строения организмов. Этот новый подход определился эволюционным учением, пришедшим на смену старому идеалистическому представлению о неизменяемости животных форм.

В начале XX века Россия становится центром мирового пролетарского революционного движения и передовой научной мысли. Возникает ленинизм - высшее достижение русской и мировой культуры. Биология обогащается трудами К. А. Тимирязева и И. В. Мичурина, которые поднимают дарвинизм на новую высшую ступень. Дарвинизм превращается из учения, только объясняющего живой мир, в науку, переделывающую его. В это же время И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. П. Павлов, разрабатывая вопросы физиологии, создают прочную научную основу медицины - теорию нервизма.

П. Ф. Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии. Он широко применял эксперимент и считал, что при изучении анатомии главным объектом должен быть живой человек. П. Ф. Лесгафт один из первых использовал в анатомии рентгеновы лучи. Его заслугой является также то, что он теоретически обосновал необходимость физического воспитания, широко пропагандировал свои идеи и распространял физическую культуру в России.

Под влиянием эволюционного учения на рубеже XIX и XX веков развивается учение о возрастных особенностях строения организма человека, получившее название "возрастной анатомии", основоположником которой явился профессор педиатрии Н. П. Гундобин (1860-1908).

Из приведенных кратких исторических сведений о развитии анатомии в России видно, что отечественная анатомия совместно с отделившимися от нее научными дисциплинами (гистология, эмбриология, сравнительная и возрастная анатомия, патологическая анатомия, топографическая анатомия и др.) к началу XX столетия решала на высоком научном и методологическом уровне важные для теории и практической медицины проблемы. Отечественная анатомия в этот период характеризовалась практической направленностью, четко определившимися эволюционным и функциональным подходами в изучении строения организма.

Великая Октябрьская социалистическая революция, открыв новую эпоху в истории человечества, создала неисчерпаемые возможности для развития науки. Коммунистическая партия вывела науку на широкий путь творческого развития и поставила ее на службу народу. Социалистическое общество создало все условия для процветания наук. С установлением Советской власти анатомия, гистология и эмбриология, как и другие биологические науки, получили широкие возможности для своего развития. Биологической и медицинской науками стали заниматься большие коллективы ученых, в настоящее время насчитывающие в своих рядах десятки тысяч человек.

Если до Великой Октябрьской социалистической революции в России было только 13 высших медицинских учебных заведений, то уже в первое десятилетие после революции их стало 35, а теперь их насчитывается около 100. При всех медицинских вузах имеются кафедры нормальной и топографической анатомии. Кроме того, вопросы морфологии разрабатываются во многих научно-исследовательских учреждениях системы здравоохранения СССР, Академии наук СССР, в институтах Академии медицинских наук СССР, в университетах, в физкультурных и сельскохозяйственных вузах и научно-исследовательских институтах и др. В составе Академии медицинских наук СССР созданы Институт мозга и Институт морфологии человека.

Достижения советской анатомии огромны. Вооруженные диалектическим материализмом, восприняв лучшие традиции и направления отечественной анатомической науки, советские анатомы успешно разрабатывали и разрабатывают основные проблемы анатомия. К таковым относятся вопросы типовой анатомии, макро- и микростроение центральной и периферической нервной системы, иннервация внутренних органов и сердечно-сосудистой системы, возрастная анатомия, экспериментальное изучение пластических свойств сосудистой системы и коллатерального кровообращения, сосудисто-нервные взаимоотношения, функциональная морфология двигательного аппарата, морфология лимфатической системы, коллатеральное лимфообращение, филогенез и эмбриогенез нервной системы и многие другие.

Благодаря успехам анатомии и других наук стал возможен прогресс современной клинической медицины. В частности, широкое развитие получили нейрохирургия, грудная и сердечно-сосудистая хирургия, восстановительная хирургия и др.

К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат Г. М. Иосифов, В. П. Воробьев, В. Н. Тонков, В. Н. Шевкуненко и др.

Иосифов Гордей Максимович (1870-1933), профессор анатомии Томского, а затем Воронежского медицинского института. Он разработал современное учение о лимфатической системе человека и животных, широко известен трудами в этой области. Его монография "Анатомия лимфатической системы" принесла автору мировое признание.

Воробьев Владимир Петрович (1876-1937), академик, профессор анатомии Харьковского медицинского института. Разработал оригинальную стереоморфологическую методику изучения конструкции органов, заложил основы макромикроскопической анатомии. Известен своими работами в области вегетативной иннервации внутренних органов. Подготовил первый советский анатомический атлас. Бальзамировал тело B. И. Ленина по методу, разработанному им совместно с Б. И. Збарским.

Тонков Владимир Николаевич (1872-1954), профессор анатомии Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова, действительный член АМН СССР. Один из первых применил в 1896 г. метод рентгеноскопии в анатомии. Последовательно развивал функциональное (экспериментальное) направление в анатомии. Создал учение о коллатеральном кровообращении. Написал широко известный учебник анатомии, выдержавший несколько изданий.

Шевкуненко Виктор Николаевич (1872-1952), профессор топографической анатомии и оперативной хирургии Военно-медицинской ордена Ленина академии имени C. М. Кирова, действительный член АМН СССР, лауреат Государственной премии. Разработал учение об индивидуальной изменчивости формы, строения и топографии органов, имеющее большое значение для хирургии. Издал первые отечественные капитальные руководства по оперативной хирургии и топографической анатомии.

Крупный вклад в развитие советской гистологии внесли А. А. Заварзин и Б. И. Лаврентьев.

А. А. Заварзин (1886-1945) изучал проблемы филогенетического развития тканей.

Б. И. Лаврентьев (1892-1944) создал новое оригинальное направление в нейрогистологии. В научных исследованиях широко использовал экспериментальные методы, заложив прочные основы советской нейрогистологии.

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.

Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.

Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.

Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 - ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.

Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.

Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980-1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латинский язык и переиздавались более 30 раз.

Начиная с XVI-XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.

Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514-1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (Базель, 1543). В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI-XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523-1562) - фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510-1574) - евстахиева труба; М. Мальпиги (1628- 1694) - мальпигиевы тельца в селезенке и почках.

Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511-1553), ученик Везалия Р. Коломбо (1516-1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.

Кроме того, У. Гарвей ввел в практику научных исследований вивисекцию, что позволяло наблюдать работу органов животного при помощи разрезов тканей. Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.

Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591-1626), в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.

На протяжении XVII-XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже - сравнительная и топографическая анатомия, антропология.

Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809-1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потомства.

Клеточная теория Т. Шванна (1810-1882), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.

К наиболее значительным достижениям XVII-XVIII вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе. Открытие Декарта послужило основанием для дальнейшего развития физиологии на материалистической основе. Позже представления о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы во взаимоотношении между внешней средой и организмом получили развитие в трудах известного чешского анатома и физиолога Г. Прохаски (1748-1820). Достижения физики и химии позволили применять в анатомии и физиологии более точные методы исследований.

В XVIII-XIX вв. особенно значительный вклад в области анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов (1711-1765) открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений. Ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724-1796) - автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функций желудка.

Профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735-1802) читал лекции по анатомии и издал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и способах, как оные предохранять от болезней», где высказал мысль об общности происхождения животных и человека.

В 1783 г. Я. М. Амбодик-Максимович (1744-1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлян-ский (1748-1795) в своей книге описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы.

Значительное место в развитии анатомии принадлежит Е. О. Мухину (1766-1850), который на протяжении многих лет преподавал анатомию, написал учебное пособие «Курс анатомии».

Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810-1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Автор таких известных книг, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, придавая им большое практическое значение. Свои исследования он обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».

Функциональную анатомию основал анатом П. Ф. Лес-гафт (1837-1909). Его положения о возможности изменения структуры организма человека путем воздействия физических упражнений на функции организма положены в основу теории и практики физического воспитания. .

П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа.

Вопросам эмбриологии были посвящены работы известных российских ученых К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра и X. И. Пандера.

В XX в. успешно разрабатывали функциональные и экспериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонков (1872-1954), Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960), В. Н. Шевкуненко (1872-1952), В. П. Воробьев(1876-1937),Д.А.Жданов(1908-1971)идругие.

Формированию физиологии как самостоятельной науки в XX в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов.

И. М. Сеченов (1829-1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления - сознания. Кроме того, он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, установить относительную эффективность влияния различных ионов на физико-химические процессы в живом организме, выяснить явление суммации в центральной нервной системе (ЦНС). Наибольшую известность И. М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. После издания в 1863 г. работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в физиологические основы введено понятие психической деятельности. Таким образом, был сформирован новый взгляд на единство физических и психических основ человека.

На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Одновременно с этим И. П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения. Изучая динамику пищеварения, показал ее способность приспосабливаться к возбудительной секреции при употреблении различной пищи. Его книга «Лекции о работе главных пищеварительных желез» стала руководством для физиологов всего мира. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат в основе поведения животных и человека. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова явились основой для создания учения о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.

Значительный вклад в развитие анатомии и физиологии внесли и ученые Беларуси. Открытие в 1775 г. в Гродно медицинской академии, которую возглавил профессор анатомии Ж. Э. Жилибер (1741-1814), способствовало преподаванию анатомии и других медицинских дисциплин в Беларуси. При академии были созданы анатомический театр и музей, библиотека, в которой находилось много книг по медицине.

Значительный вклад в развитие физиологии внес уроженец Гродно Август Бекю (1769-1824) - первый профессор самостоятельной кафедры физиологии Виленского университета.

М. Гомолицкий (1791-1861), который родился в Слонимском уезде, с 1819 по 1827 г. возглавлял кафедру физиологии Виленского университета. Он широко проводил эксперименты на животных, занимался проблемами переливания крови. Его докторская диссертация была посвящена экспериментальному изучению физиологии.

С. Б. Юндзилл, уроженец Лидского уезда, профессор кафедры ес-тественных наук Виленского университета, продолжал начатые Ж. Э. Жилибером исследования, издал учебник по физиологии. С. Б. Юндзилл считал, что жизнь организмов находится в постоянном движении и связи с внешней средой, «без которых невозможно существование самих организмов». Тем самым он приблизился к положению об эволюционном развитиии живой природы.

Я. О. Цибульский (1854-1919) впервые выделил в 1893- 1896 гг. активный экстракт надпочечников, что в дальнейшем позволило получить гормоны этой железы внутренней секреции в чистом виде.

Развитие анатомической науки в Беларуси тесно связано с открытием в 1921 г. медицинского факультета в Белорусском государственном университете. Основателем белорусской школы анатомов является профессор С. И. Лебед-кин, который возглавлял кафедру анатомии Минского медицинского института с 1922 по 1934 г. Главным направлением его исследований были изучение теоретических основ анатомии, определение взаимоотношений между формой и функцией, а также выяснение филогенетического развития органов человека. Свои исследования он обобщил в монографии «Биогенетический закон и теория рекапитуляции», изданной в Минске в 1936 г. Вопросам развития перифе-рической нервной системы и реиннервации внутренних органов посвящены исследования известного ученого Д. М. Голуба, академика АН БССР, который возглавлял кафедру анатомии МГМИ с 1934 по 1975 г. За цикл фундаментальных работ по развитию вегетативной нервной системы и реиннервации внутренних органов Д. М. Голубу в 1973 г. присуждена Государственная премия СССР.

Последние два десятилетия плодотворно разрабатывает идеи С. И. Лебедкина и Д. М. Голуба профессор П. И. Лобко. Основной научной проблемой коллектива, который он возглавляет, является изучение теоретических аспектов и закономерностей развития вегетативных узлов, стволов и сплетений в эмбриогенезе человека и животных. Установлен ряд общих закономерностей формирования узлового компонента вегетативных нервных сплетений, экстра- и интраорганных нервных узлов и др. За учебное пособие «Вегетативная нервная система» (атлас) (1988) П. И. Лоб-ко, С. Д. Денисову и П. Г. Пивченко в 1994 г. присуждена Государственная премия Республики Беларусь.

Целенаправленные исследования по физиологии человека связаны с созданием в 1921 г. соответствующей кафедры в Белорусском государственном университете и в 1930 г. в МГМИ. Здесь изучались вопросы кровообращения, нервные механизмы регуляции функций сердечно-сосудистой системы (И. А. Ветохин), вопросы физиологии и патологии сердца (Г. М. Прусс и др.), компенсаторные механизмы в деятельности сердечно-сосудистой системы (А. Ю. Броновицкий, А. А. Кривчик), кибернетические методы регуляции кровообращения в норме и патологии (Г. И. Сидоренко), функции инсулярного аппарата (Г. Г. Гацко).

Систематические физиологические исследования развернулись в 1953 г. в Институте физиологии АН БССР, где было взято оригинальное направление на изучение вегетативной нервной системы.

Значительный вклад в развитие физиологии на Беларуси внес академик И. А. Булыгин. Свои исследования он посвятил изучению спинного и головного мозга, вегетативной нервной системы. За монографии «Исследования закономерностей и механизмов интерорецептивных рефлексов» (1959), «Афферентные пути интерорецептивных рефлексов» (1966), «Цепные и канальцевые нейрогуморальные механизмы висцеральных рефлекторных реакций» (1970) И. А. Булыгину в 1972 г. присуждена Государственная премия БССР, а за цикл работ, опубликованных в 1964-1976 гг. «Новые принципы организации вегетативных ганглиев», в 1978 г. Государственная премия СССР.

Научные исследования академика Н. И. Аринчина связаны с физиологией и патологией кровообращения, сравнительной и эволюционной геронтологией. Он разработал новые методы и аппараты для комплексного исследования сердечно-сосудистой системы.

Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме.

Первые анатомические знания зародились еще в древности, то есть задолго до появления письменности (об этом свидетельствуют рисунки человека пещерного периода). Первые письменные источники, такие как китайская книга "Нейцзин" и индийская книга "Аюрвсда", датируются XI-IX вв. до н.э.

Современная медицина базируется на европейской медицинской традиции, своими корнями уходит Древней Греции. В период развития античной культуры греческие ученые вскрывали трупы и таким образом (апаtemno - рубите, отсюда слово "анатомия") знакомились с органами и системами человеческого тела, но знания эти были отрывочные и систематизированы. Первое произведение, посвященный анатомии, приписывают греческому философу и врачу Алкмеону, который жил в первой половине V в. до н.э. Он родился в Южной Италии, учился у Пифагора, был одним из основателей Кротонский медицинской школы. в Древней Греции вскрытия человеческих тел по религиозным соображениям были запрещены, поэтому Алкмсоп Кротонский первый начал анатомировать животных для изучения строения органов для потребностей медицины.

Выдающимся ученым Древней Греции был Гиппократ (460-377 pp. До н.э.). За огромный вклад в искусство врачевания, в анатомию и физиологию Гиппократа еще при жизни назвали "отцом медицины". Врач в те времена был больше философом, чем натуралистом, поэтому основу учения Гиппократа составило достаточно умозорове обобщения анатомических фактов, накопленных трудом многих ученых, и материалистические взгляды на причины возникновения болезней. Ученый создал "гуморальный" теорию, согласно которой в состав организма человека входят жизненно важные жидкости - кровь, слизь, желтая и черная желчь. Согласно теории Гиппократа, конституция и темперамент человека - соответственно сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик - определяются различными соотношениями этих жидкостей. Когда они смешаны в теле гармонично, человек здоров. Если нарушается соотношение жидкостей, присущее человеку определенного характера, то наступает болезнь или смерть.

Ученик Платона, великий философ и энциклопедист древнего мира Аристотель (384-322 pp. До н.э.) систематизировал и развил почти все известные в то время научные теории и факты в области философии, логики, астрономии, истории, психологии, естествознания. В отличие от идеалиста Платона (427-347 pp. До н.э.), Аристотель считал, что окружающий мир существует реально, значит его надо изучать с помощью органов чувств, наблюдений и исследований. Аристотель считается основателем сравнительной анатомии и эмбриологии, поскольку он исследовал анатомию тела животных и их зародышей. Ученый пришел к выводу, что в эмбриогенезе органы возникают не сразу, а постепенно, один за другим, с бесструктурной массы. Эту теорию, в дальнейшем, выдающийся английский анатом, физиолог и эмбриолог Гарвей назвал теорией эпигенеза.

(460-377 pp. До н.э.)

(384-322 pp. До н.э.)

Самым выдающимся ученым-медиком древнего мира после Гиппократа и отцом анатомии считают Клавдия Галена (131-200 гг. Н.э.), который родился в Пергаме и жил большую часть жизни в Риме. Авторитет Галена был настолько большим, что целые поколения врачей в течение тринадцати веков учились на его произведениях по медицине и анатомии. Гален проводил анатомические опыты на животных. Полученные сведения он переносил на человека, что негативно сказалось на развитии анатомии. Интересно, что известный анатом XV века Я. Сильвий (1478-1555), не находя соответствия между наблюдаемыми анатомическими фактами и данными Галена, склонен был больше верить тому, что за тринадцать веков изменилось строение человека, а не потому, что Гален мог ошибиться.

Значительный вклад в медицинскую науку внес выдающийся врач и философ Абу Али Ибн-Сина (980-1037), больше известный в Европе как Авиценна. Абу Али Ибн-Сина написал знаменитую книгу "Канон врачебной науки", в которой был раздел "Введение в анатомии и физиологии". По этой книге учились врачи Востока и Запада до XVII в. включительно.

В средние века медицинская наука была полностью подчинена религии - касаться мертвых, кроме ритуальных целей, не разрешалось. Деятельность многих ученых-медиков сводилась к комментированию и переписывание трудов Аристотеля и Галена, потому что их анатомические достижения считались безошибочными и непревзойденными.

Началом научного изучения анатомии человека стала эпоха Возрождения, когда три большие анатомы-реформаторы Леонардо да Винчи, А. Везалий и У. Гарвей, осознавая важность знания строения тела для лечебного дела, проверили на трупах людей анатомические описания древних греков, римлян, арабов, персов и отметили грубые ошибки, которые в них попадались. Именно с этого периода до XXI в., Открытие в морфологии стали уходить один за другим, и анатомы - они же и врачи - стали выполнять огромную работу, описывая новые, еще неизвестные анатомические образования, исправляя устаревшие данные, входя все глубже в описание деталей строения систем и отдельных органов.

Вклад великого итальянского ученого и художника Леонардо да Винчи (1452-1519) в развитие науки о строении человеческого тела трудно переоценить. Он не обращал внимания на авторитеты, осознав бесплодность средневековой схоластики. Леонардо да Винчи одним из первых начал вскрывать трупы людей и стал настоящим новатором в исследовании строения тела. "Кто спорит, ссылаясь на авторитет, принимает не свой ум, а скорее память", - любил повторять великий ученый. На своих рисунках Леонардо да Винчи достиг чрезвычайной точности в изображениях различных органов человеческого тела, благодаря чему внес значительный вклад в развитие анатомии, а также стал основателем пластической художественной анатомии.

Большой фламандский (бельгийский) ученый Андрей Везалий (1514-1564) совершил революцию в анатомии - создал систему анатомических знаний, которые базировались на многочисленных разрезах человеческого тела, и исправил ошибочные представления Клавдия Галена об анатомии человека, царила в медицине на протяжении 13-ти веков. Осознавая, что медицина может выйти из средневекового застоя, освященного

(1514-1564)

(1578-1657)

неприкосновенным авторитетом Галена, лепное в условиях прогресса анатомии как науки о строении и функции органов человеческого тела, Везалий посвятил свою жизнь исследовательской деле. Результатом напряженной самоотверженного труда ученого стал выпуск в Базеле в июне 1543 7 книг "О строении человеческого тела", которые были прекрасно иллюстрированные гравюрами Стефана ван Калькара. Эта книга Везалия стала первым научным изданием, содержащее систематизированные анатомические данные, проверенные или впервые установлены во время препарирования умерших людей, а не животных.

С момента печати трактата Везалия началось бурное развитие анатомии и медицины в целом. Возникли более ясные представления о морфологическое основание многих клинических дисциплин, которые были обусловлены появлением первых подробных описаний анатомических структур. Работа Везалия имела и имеет и сегодня большое научное и образовательное значение, учит смело отходить от всего устаревшего и реакционного в науке и жизни, вдохновенно идти вперед к настоящему знание, опирающееся на наблюдение и опыт.

Выдающийся английский физиолог, анатом и эмбриолог (1578-1657) открыл важнейшую функцию организма - кровообращение - и своими научными трудами создал целую эпоху в естествознании. У. Гарвей изучал явления живой природы, непосредственно наблюдая физиологические процессы и экспериментально исследуя их на основе материалистических естественных законов. Свое выдающееся открытие - функции кровообращения - он опубликовал в книге "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где окончательно разрушил идею и авторитет виталистических) учение Галена, царившее в средневековье. Прогрессивное учения В. Гарвея о кровообращении быстро завоевало всеобщее признание и осуществило благоприятное влияние па дальнейшее развитие медицины.

Годом ранее, чем У. Гарвей исследовал функцию кровообращения, итальянский анатом Каспар Азелли описал лимфатические сосуды (1627). Чуть позже итальянский ученый Марчелло малинный открыл под микроскопом кровеносные капилляры (1661), существование которых предусматривал В. Гарвей. Но следует отметить, что еще в 1553 году Сервет описал малый (легочный) круг кровообращения и объяснил физиологический смысл кровообращения в этой системе. За такие "еретические" взгляды он был сожжен инквизицией. Итак, во второй половине XVII века окончательно сформулировано понятие о строении и функции большого и малого круга кровообращения

ОСНОВЫ АНАТОМИИ

В Средние века внимание к телу считалось греховным и преследовалось; вскрытия были запрещены или ограничивались единичными случаями. При таких условиях изучение анатомии не могло получить развития. Наоборот, культура эпохи Возрождения, поставив в центре внимания человека, начала изучать его тело. Анатомией занимались не только врачи, но и ученые, по своей основной деятельности далеко от нее стоящие. Так, Леонардо да Винчи был и анатомом.

В сотрудничестве с врачами Леонардо в течение многих лет производил в больницах вскрытия и анатомические зарисовки. Дань анатомии отдали и многие другие художники данной эпохи - Микеланджело, Альбрехт Дюрер.

Стремление овладеть природой, подчинить ее себе, открыть ее тайны не могло не выдвинуть и задачи преодоления болезней. А это для передовых людей данной эпохи значило изучить реально, на практике, в чем выражается болезнь, какие явления она вызывает. Значит, прежде всего, нужно было изучить тело человека.

Создателем современной анатомии и основателем школы анатомов справедливо считается бельгиец (фламандец) Везалий.

Андреас Везалий (настоящая фамилия Виттинг) (1514–1564) родился в Брюсселе Андреас вырос в семье потомственных медиков. Врачами были его дед и прадед, а отец служил аптекарем при дворе императора Карла V. Интересы окружающих, несомненно, повлияли на интересы и стремления юного Везалия. Учился Андреас сначала в школе, а затем в университете города Лувена, где получил разностороннее образование, изучил греческий и латинский языки, благодаря чему мог знакомиться с трудами ученых уже в юные годы. Очевидно, он прочел о медицине немало книг древних и современных ему ученых, так как труды его говорят о глубоких знаниях. Везалий самостоятельно, из костей казненного, собрал полный скелет человека. Это было первое анатомическое пособие в Европе.

С каждым годом все больше проявлялся интерес Везалия к изучению медицины, к анатомическим исследованиям. В свободное от учения время он у себя дома тщательно препарировал тела животных: мышей, кошек, собак, - с увлечением изучал строение их организма.

Стремясь совершенствовать свои знания в области медицины, особенно анатомии, Везалий в возрасте семнадцати лет направился в университет Монпелье, а в 1533 году он впервые появился на медицинском факультете Парижского университета, чтобы слушать лекции прославленного анатома Сильвия. Юный Везалий уже мог критически отнестись к методу преподавания анатомии.

В предисловии к трактату «О строении человеческого тела» он писал: «Мои занятия никогда бы не привели к успеху, если бы во время своей медицинской работы в Париже я не приложил к этому делу собственных рук… И сам я, несколько изощренный собственным опытом, публично провел самостоятельно треть из вскрытий».

Везалий задает на лекциях вопросы, которые свидетельствуют о его сомнениях в правоте учения Галена Гален - непререкаемый авторитет, его учение следует принимать без всяких оговорок, а Везалий доверяет больше своим глазам, чем трудам Галена.

Ученый справедливо считал анатомию основой медицинских знаний, и целью его жизни стало стремление возродить опыт далекого прошлого, развить и усовершенствовать метод изучения анатомии человека. Однако церковь, препятствовавшая развитию естественных наук, запрещала вскрытие трупов человека, считая это кощунством. Много трудностей пришлось преодолеть молодому анатому.

Для того чтобы иметь возможность заниматься анатомированием, он использовал любую возможность. Если заводились в кармане деньги, он договаривался с кладбищенским сторожем, и тогда в его руки попадал труп, годный для вскрытия. Если же денег не было, он, прячась от сторожа, вскрывал могилу сам, без его ведома. Что делать, приходилось рисковать!

Везалий так хорошо изучил кости скелета человека и животных, что мог, не глядя на них, на ощупь назвать любую кость.

Три года провел Везалий в университете, а потом обстоятельства сложились так, что он должен был покинуть Париж и снова отправиться в Лувен.

Там Везалий попал в неприятную историю. Он снял с виселицы труп казненного преступника и произвел вскрытие. Лувенское духовенство потребовало строжайшего наказания за такое кощунство. Везалий понял, что споры тут бесполезны, и счел за благо покинуть Лувен и отправился в Италию.

После получения в 1537 году докторской степени, Везалий стал преподавать анатомию и хирургию в Падуанском университете. Правительство Венецианской республики поощряло развитие науки о природе и стремилось расширить работу ученых в этом направлении.

Блестящий талант молодого ученого был замечен. Двадцатидвухлетнего Везалия, уже получившего за свои труды звание доктора медицины, назначили на кафедру хирургии с обязанностью преподавать анатомию.

Он с вдохновением читал лекции, которые всегда привлекали много слушателей, занимался со студентами и, главное, продолжал свои исследования. А чем глубже изучал он внутреннее строение организма, тем большое укреплялся в мысли, что в учении Галена немало весьма значительных ошибок, которых просто не замечали те, кто находился под влиянием галеновского авторитета.

Четыре долгих года работал он над своим трудом. Он изучал, переводил и переиздавал труды ученых-медиков прошлого, своих предшественников-анатомов. И в их трудах он нашел немало ошибок. «Даже крупнейшие ученые, - писал Везалий, - рабски придерживались чужих оплошностей и какого-то странного стиля в своих непригодных руководствах». Ученый стал доверять самой подлинной книге - книге человеческого тела, в которой нет ошибок. Ночами, при свете свечей, Везалий анатомировал трупы. Он поставил целью решить великую задачу - правильно описать расположение, формы и функции органов человеческого тела.

Результатом страстного и упорного труда ученого явился знаменитый трактат в семи книгах, появившийся в 1543 году и озаглавленный «О строении человеческого тела». Это был гигантский научный труд, в котором вместо отживших догм излагались новые научные взгляды. Он отразил культурный подъем человечества в эпоху Возрождения.

Книгопечатание быстро развивалось в Венеции и в Базеле, где Везалий печатал свой труд. Его книгу украшают прекрасные рисунки художника Стефана Калькара, ученика Тициана. Характерно, что изображенные на рисунках скелеты стоят в позах, свойственных живым людям, и пейзажи, окружающие некоторые скелеты, говорят о жизни, а не о смерти. Весь этот труд Везалия был направлен на пользу живого человека, на изучение его организма, чтобы найти возможность сохранить его здоровье и жизнь. Каждая заглавная буква в трактате украшена рисунком, изображающим детей, изучающих анатомию. Так было в древности: искусство анатомирования преподавалось с детства, знания передавались от отца сыну. Великолепная художественная композиция фронтисписа книги изображает Везалия во время публичной лекции и вскрытия трупа человека.

Везалий указал ряд ошибок Галена, касающихся строения руки, тазового пояса, грудной кости и др., но, прежде всего, строения сердца.

Гален утверждал, что в сердечной перегородке взрослого имеется отверстие, сохраненное с утробного возраста, и что поэтому кровь проникает из правого желудочка непосредственно в левый. Установив непроницаемость сердечной перегородки, Везалий не мог не прийти к мысли, что должен иметься какой-то другой путь проникновения крови из правого сердца в левое. Описав клапаны сердца, Везалий создал основные предпосылки для открытия легочного кровообращения, но это открытие было сделано уже его преемниками.

«Труд Везалия, - писал знаменитый русский ученый И. Павлов, - это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, не повторяющая только указания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного исследующего ума».

Труд Везалия взволновал умы ученых. Смелость его научной мысли была настолько необычна, что наряду с оценившими его открытия последователями у него появилось много врагов. Немало горя испытал великий ученый, когда его покидали даже ученики. Знаменитый Сильвий, учитель Везалия, назвал Везалия «Везанус», что означает - безумный. Он выступил против него с резким памфлетом, который назвал «Защита против клеветы на анатомические работы Гиппократа и Галена со стороны некоего безумца».

Большинство именитых медиков действительно стало на сторону Сильвия. Они присоединились к его требованию обуздать и наказать Везалия, посмевшего подвергнуть критике великого Галена. Такова была сила признанных авторитетов, таковы были устои общественной жизни того времени, когда всякое новшество вызывало настороженность, всякое смелое выступление, выходившее за рамки установленных канонов, расценивалось как вольнодумство. Это были плоды многовековой идеологической монополии церкви, насаждавшей косность и рутину.

Вскрыв десятки трупов, тщательно изучив скелет человека, Везалий пришел к убеждению, что мнение, будто у мужчин на одно ребро меньше, чем у женщин, совершенно неверно. Но такое убеждение выходило за рамки медицинской науки. Оно затрагивало церковное вероучение.

Не посчитался Везалий и с другим утверждением церковников. В его времена сохранялась вера в то, что в скелете человека есть косточка, которая не горит в огне, неуничтожима. В ней-то якобы и заложена таинственная сила, с помощью которой человек воскреснет в день страшного суда, чтобы предстать перед Господом Богом. И хотя косточку эту никто не видел, ее описывали в научных трудах, в ее существовании не сомневались. Везалий же, описавший строение человеческого тела, прямо заявил, что, исследуя скелет человека, он не обнаружил таинственной косточки.

Везалий отдавал себе отчет, к каким последствиям могут привести его выступления против Галена. Он понимал, что выступает против сложившегося мнения, задевает интересы церкви: «Я поставил себе задачу показать строение человека на нем самом. Гален же производил вскрытия не людей, а животных, особенно обезьян. Это не его вина - он не имел другой возможности. Но виноваты те, кто теперь, имея перед глазами органы человека, упорствуют в воспроизведении ошибок. Разве уважение к памяти крупного деятеля должно выражаться в повторении его ошибок? Нельзя, подобно попугаям, повторять с кафедр содержание книг, не делая собственных наблюдений. Тогда слушателям лучше учиться у мясников».

Везалий был новатором не только в изучении, но и в преподавании анатомии. Свои лекции он сопровождал демонстрациями трупа, а также скелета и натурщика Анатомические демонстрации он сопровождал разнообразными опытами на живых животных. В труде Везалия особое внимание обращает характер рисунков, нигде у него труп не изображен лежа, неподвижно, а всюду динамически, в движении, в рабочих позах. Эта своеобразная манера передачи тела представляла переход от описательной анатомии к физиологии. Рисунки в книге Везалия дают представление не только о строении, но отчасти и о функциях организма.

Из книги Статьи. Knifeclub.ru автора Club Knife

Самозащита короткоклинковым оружием и особенности анатомии человека Автор: Алексей (Relikt) Голова.Лицо, точнее голова, и пах снабжаются кровью и иннервированы лучше всего. Поэтому любой порез в этих анатомических областях обильно кровоточит, и любой удар вызывает очень

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ

Из книги Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг автора Башилов Борис Евгеньевич

9.2.1. Основы ценообразования В малом бизнесе установление нужного уровня цен тем более важно, что предприниматель имеет возможность непосредственно общаться с клиентом, и тот, в свою очередь, может высказать свои претензии по установленным ценам за товары или услуги.

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

2. Основы теории МЭО Фундаментом теории международной торговли является принцип сравнительного преимущества или сравнительных издержек. Этот принцип говорит о том, что самое эффективное использование ограниченных ресурсов всего мира и отдельной страны будет

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Какие особенности анатомии верблюда делают его идеально приспособленным к условиям пустынь и сухих степей? Ряд особенностей анатомии верблюда делает его уникально приспособленным к жизни в пустыне. В верблюжьем горбе содержится большое количество жира (в двух горбах

Из книги Как быть смешным автора Мэкс Джон

Основы остроумия

Из книги Основы безопасности дорожного движения автора Коноплянко Владимир

Глава 6. Краткие сведения по анатомии и физиологии человека Организм как целое Организм - это любая живая материя, обладающая совокупностью основных жизненных свойств: клеточной организацией, обменом веществ, движением, раздражимостью, ростом и развитием, размножением,

Из книги Карманный справочник медицинских анализов автора Рудницкий Леонид Витальевич

7.1. Основы электрокардиографии 7.1.1. Что такое ЭКГ?Электрокардиография – самый распространенный метод инструментального обследования. Ее проводят, как правило, сразу же после получения результатов анализа крови и мочи.Этот метод пользуется среди врачей заслуженным

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Основы автомобилеведения Чтобы знать технические потребности своего автомобиля, вы для начала должны ознакомиться с его механизмом. Пусть вы ни разу не держали в руках гаечный ключ, но вам все?таки необходимо знать перечень основных деталей и их функции. Вас уже никогда

Из книги Хвойные растения автора Плотникова Лилиан С.

Основы агротехники Подготавливая яму для посадки растения, учитывайте размеры саженца.Обратите внимание на корневую шейку, она не должна быть ниже уровня почвы. На стволах контейнерных саженцев остается след, образованный уровнем почвы, в которой они содержатся в

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

02. Основы 2.1. Удобно ли вы сидите? Когда вы привыкаете к автомобилю, он становится продолжением вашего тела, и более того – вашего разума. Когда вы находитесь в полной гармонии с машиной, вы совершаете все базовые действия, например нажимаете на педали, автоматически.

Из книги Развивай свой мозг! Уроки гениев. Леонардо да Винчи, Платон, Станиславский, Пикассо автора Могучий Антон

Основы мировоззрения Из трудов Платона мы можем понять, что он считал наш мир двойственным: в нем присутствует мир идей и мир вещей. Все материальные вещи произошли именно из мира идей. Идея - это суть каждой вещи. Нам известна фраза: «В начале было Слово» - но можно

Из книги автора

Основы мировоззрения Леонардо да Винчи был подлинным человеком Ренессанса - эпохи Возрождения. Он бросал вызов всем средневековым представлениям о мире и человеке, опираясь при этом не на абстрактные философские рассуждения, а лишь на собственный опыт. Леонардо да